19.06.2019

Народная глиняная игрушка филимоновская. Удивительный древнерусский промысел - филимоновская игрушка. Мастер-класс по филимоновской росписи


Филимоновская игрушка

Филимо́новская игру́шка - русский художественный промысел , сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области . Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 -х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.

Возникновение

Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров . Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Особенности производства

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Особенности филимоновской игрушки

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» - сценка свидания влюбленных.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Роспись игрушек

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета - игрушки получаются яркими и весёлыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент .
Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой - крестьянских домотканых сарафанов , вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века , но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова , А. О. Дербенева , А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В -х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

Литература

  • Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - М .: Искусство, 1975.
  • Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. - М .: Современник, 1978.
  • Под ред. В. А. Барадулина Основы художественного ремесла. - М .: Просвещение, 1979.

Ссылки

  • Сайт народных мастеров филимоновской игрушку Кехаиди, Тульская область, пгт. Одоев, ул.Советская, д.32
  • Официальный сайт музея «Филимоновская игрушка», Тульская область, пгт. Одоев.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Филимоновская игрушка" в других словарях:

    Русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Возникновение промыслаПромысел игрушки… … Большой Энциклопедический словарь

    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Возникновение… … Энциклопедический словарь

    Филимоновская топоним: Филимоновская деревня, Вельский район, Архангельская область Филимоновская деревня, Холмогорский район, Архангельская область Филимоновская деревня, Тарногский район, Вологодская область… … Википедия

    игрушка - и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. см. тж. игрушечка 1) Вещь, служащая детям для игры. Игру/шка из дерева, из глины. Забавная, весёлая, смешная игру/шка. Пластмассовая, резиновая игру/шка. Ды … Словарь многих выражений

    И; мн. род. шек, дат. шкам; ж. 1. Вещь, служащая детям для игры. И. из дерева, из глины. Забавная, весёлая, смешная и. Пластмассовая, резиновая и. Дымковская, филимоновская, каргопольская и. Положить игрушку на место. Купить, беречь, сломать… … Энциклопедический словарь

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Саратовская игрушка один из малых русских народных глиняных художественных… … Википедия

    - … Википедия

    Коник Мазыкская игрушка русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора. «Топорщина», «болвашка», «тарарушка» … Википедия

    - … Википедия

Вконтакте

Филимоновская игрушка раоппа - древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

История

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре.

, CC BY-SA 3.0

При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».


shakko , CC BY-SA 3.0

После Великой Отечественной Войны промысел филимоновской игрушки был на грани исчезновения. В конце 70-х годов был возрожден при содействии государства. В последнее время филимоновский промысел также получил некоторую поддержку от местных государственных органов.

На сегодня в Одоеве работают несколько семей мастеров филимоновской игрушки. Практически все они члены союза художников России.

Яркую эмоциональную искреннюю филимоновскую игрушку очень любят во Франции, не отпускают передвижные выставки, приглашают мастеров проводить мастер-классы. Игрушки заказывают музеи Японии, Германии и других странах.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В экспозиции в городе Санкт-Петербурге находится несколько филимоновских игрушек датированных 60-ми годами.

Действует творческая мастерская «Любота» в Филимоново.

Особенности

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» - сценка свидания влюбленных.

Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого.

У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет.

Производство игрушки

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой.

Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Роспись игрушки

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов - малиновый, зелёный, жёлтый цвета - игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой.

Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты - это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой - крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц - Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова, не бросавших своего ремесла. В 1960 -х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.

Фотогалерея










Полезная информация

Филимо́новская игру́шка раоппа

Музей «Филимоновская игрушка»

В 2009 году при поддержке Администрации Тульской области, Администрации муниципального образования Одоевский район, Тульской Торгово-промышленной палаты был открыт музей филимоновской игрушки.

Адрес музея: Тульская область, пгт. Одоев, ул. Сильверстова, д. 11., Музей «Филимоновская игрушка».

Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки

23-24 августа 2013 года в Одоеве стартовал общероссийский проект - Одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки.

Периодичность проведение: 1 раз в год.

Проект - при поддержке Администрации Тульской области, Одоева, Тульской ТПП, Музея «Филимоновская игрушка» и других

Вестник Деда Филимона

С 2011 года издается периодическое информационное издание - «Вестник Деда Филимона», которое рассказывает о филимоновской игрушке, музее, новостях и т. д.

Мастер-класс "Филимоновская игрушка"

Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.
Описание: мастер-класс будет полезен воспитателям, детям старших и средних групп.
Назначение: использование для наглядного пособия и для художественного развития детей.

Цель: изготовление игрушки из глины.
Задачи:
– Научить работать с глиной, лепить из глины игрушки;
– Учить составлять простой узор по образцу, умению детей ориентироваться на плоскости;
– Формировать знания об особенностях росписи филимоновской игрушки;
– Формировать интерес детей к декоративно – прикладному искусству;
– Развивать мелкую моторику рук, образное мышление;
– Развивать эстетический вкус, воображение, самостоятельность.
Материал:
- Глина (кембрийская);
- Индивидуальные доски для лепки;
- Баночки с водой;
- Стека;
- Салфетки бумажные;
- Грунт (акриловый-художественный);
- Кисти для рисования №1, №3;
- Гуашь(зеленого, желтого, красного цветов);
- Ватные палочки;
- Лак для волос.

С давних времен известна тульская деревня Филимоново. Далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Мастера делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная. Лепят из неё разные фигурки: петушков, курочек, уточек, барышень, коней, козликов, солдат … Все эти игрушки забавные, стройные и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, и свои шеи от удивления вытянули. У барышень свистульки спрятаны в кувшин, у птиц под хвосты или крылья, у животных под лапы. В давние времена всей семьей всю зиму изготавливали игрушки, а весной выходили с ними на праздник «Свистуньи».
Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. А когда игрушки остынут, их расписывают. Украшают игрушки чаще всего цветными полосками, елочками, пятнышками, простыми ягодками, волнистыми линиями. Используют цвета: красный, зеленый, белый, желтый, иногда розовый. Филимоновские узоры означают разное, например: замкнутые полосы – доброе начало; треугольник или полуовал с полосками – солнце; в середине полоса, а по бокам полоски вверх или вниз – дерево.
Есть под Тулой деревенька –
Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой
называется оно.
Детям дошкольного возраста трудно слепить игрушку-свистульку, чтоб она внутри была полая, поэтому я для своих детей упростила филимоновскую игрушку. Сегодня я хочу познакомить вас как лепить из глины уточку и петушка.


Для работы потребуется.

Ход работы:


Чтобы глина была мягкая, на три дня заверните её в мокрую хлопчатобумажную ткань. Для изготовления петушка отрезаем стекой два куска глины: один толщиной примерно 2 см, другой – 1 см.


Катаем два шарика.


Пока работаем с большим шаром, маленький шар положим в мокрую тряпку, чтобы глина не сохла. Из большого шара катаем толстую колбаску, затем морковку.


Согнем морковку так, чтобы тонкая часть была немного выше толстой. Тонкий кончик сгибаем и формируем клюв – это голова и клюв.


Делаем хвост: толстую часть приплюснем по всей поверхности равномерно, толщина хвоста должна быть 0,5 см.


Делаем гребень и бороду: из глины скатаем два шарика, для гребня немного больше.
Лепим бороду: шар – колбаска – конус.
Лепим гребень: шар – колбаска – плоский овал (толщина 0,3 см) – овал обрезаем: внизу дугой, наверху вырезаем угол.


Для скрепления деталей глину надо смачивать водой. Окунув палец в воду, затем коснитесь им до салфетки (чтобы не было много воды) и только потом до глины.
Так как детали мелкие, мне удобней прикреплять их стекой.


Отложим туловище петуха. Делаем из меньшего шара (который у нас лежит в ткани) ноги–подставку: катаем короткую толстую колбаску, затем конус. Вставляем в середину широкой части конуса палочку (можно кисть обратной стороной), катаем, помогая руками до тех пор, чтобы конус стал полым внутри, толщина стенок 0,5 см. Можно сделать подставку другим способом.


Вот что должно получиться.


Катаем из глины шнурок.


Смачиваем водой верхнюю часть подставки, ставим туловище петуха, прикрепляем детали с помощью шнурка и стеки.


Выравниваем место шва влажным пальцем.


Лепить курочку, также как и петуха, только хвост не надо приплющивать.


Слепим для петушка другую подружку – уточку.
Отрезаем стекой кусок глины толщиной примерно 1,5 см. Катаем шар, затем толстую колбаску, один конец колбаски в диаметре меньше другого.


Согнем колбаску, чтобы получилась дуга. Со стороны толстой части колбаски формируем хвост. Со стороны тонкой части – немного вытягиваем предполагаемую шею.


Заостряем шею, сгибаем, формируем клюв.

Игрушки из кембрийской глины не обязательно сушить в муфельной печи, поэтому при комнатной температуре игрушки высохнут за 3 дня.


Покрываем игрушки акриловым грунтом, сушим не менее двух часов.


Наносим гуашь разного цвета, чтобы разделить части тела.


Прорисовываем детали на голове и наносим полосы для будущей росписи.



Расписываем полосками разного цвета.


Рисуем снежинки и ватными палочками круги.


Рисуем зигзаги и волнистые линии.


Покрываем игрушки лаком для волос. Лак придает блеск, выразительность игрушки, закрепляет рисунок.

Петя, Петя, Петушок -
Золоченый гребешок,
Маслина головушка,
Шелкова бородушка.
Петя по двору ходил,
Перо Петя уронил.

Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
- Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!

В сердце России, неподалёку от города под названием Одоев, находящегося в Тульской области, расположена деревня Филимоново. Согласно преданиям и легендам, ещё во времена Ивана Грозного именно здесь появилось гончарное ремесло. Во владениях князя Воротынского появился гончар - Филимон. Считается, что он смог обнаружить в этих местах залежи очень качественной глины. Населённый пункт назвали в честь этого мужчины, который, скорее всего, был беглым каторжником. Предлагаем ознакомиться с таким народным промыслом, как филимоновская роспись, узорами, орнаментами, и самим попробовать себя в качестве филимоновских мастеров.

История промысла

Это удивительное искусство на протяжении нескольких столетий передается из поколения в поколение. Когда же появилась филимоновская роспись? История гласит: есть две даты, которые считаются началом затейливой росписи. Согласно первой версии, промысел сложился в середине XIX века. Эта версия подкрепляется сразу двумя весомыми аргументами. Во-первых, о таком времени говорит традиционный узор, применяемый для головных уборов солдат и барынь. Он был моден в 1850-1860-х годах. К тому же примерно в это время появились недорогие анилиновые краски , которые использовались для росписи.

Но эти факты не совсем доказательны. Невозможно даже представить себе, чтобы городская мода так быстро пришла в далёкую тульскую деревню. Да и вообще, картузы, цилиндры и «амазонки», употреблявшиеся при оформлении филимоновских игрушек, были интерпретированы слишком уж вольно. Да и смоляные краски тоже не могли так быстро «добраться» до деревеньки. А роспись игрушек могла выполняться натуральными красителями - минеральными или органическими.

Если верить другой версии, филимоновская роспись пришла в Филимоново ещё из палеолита! Черепки изделий гончарного промысла, обнаруженные в одоевских местах, можно отнести к IX-XI векам. А ведь на этих обломках присутствуют те рисунки и знаки, которыми и сегодня продолжают расписывать игрушки из Филимоново.

На то, что происхождение ремесла уходит корнями куда глубже, чем в XIX век, указывают сюжеты - женщины, держащие на руках детей, птицы, домашний скот. Подтверждают это и элементы росписи: звёзды, ромбы, полосы. Все эти элементы восходят ещё к дохристианским временам. Роспись филимоновской игрушки имеет множество секретов, которые мастерицы передавали своим детям и внукам.

Игрушки с филимоновской росписью пережили всё: и войны, и голод. Они были с людьми, как говорится, и в радости, и в горе. Лепили и расписывали эти игрушки всегда - менялось лишь их количество. Начинали лепить поздней осенью, сушили фигурки на русской печи. Февраль и март считались идеальным временем для их обжига. А в Великий пост начинался увлекательный процесс росписи. Традиционно жители Филимоново эти игрушки-свистульки продавали на пасхальных ярмарках.

В начале XX века осталось лишь три мастерицы, которые не бросили своего ремесла. Причиной тому стало небольшое количество производимых игрушек. Пик популярности росписи пришёлся на послевоенные годы. В шестидесятые правительство страны как могло поощряло развитие народных промыслов. В подчинение Министерства местной промышленности входили целые производственные артели и цеха. Несмотря на широкое распространение, игрушки стали хуже. Причина в том, что главный акцент был не на качестве фигурок и росписи, а на количестве предметов.

Старинные образы филимоновских игрушек

Уточка - главный символ воды в филимоновской росписи. Именно с этого образа начиналось обучение лепке игрушек. Использовались уточки в качестве оберега для малышей.

Конь или Всадник на коне считался символом Велеса - бога солнца. Этому божеству и поклонялись язычники.

Петух - главный хранитель семейного очага.

Бык, Баран, Коза и Олень выступали в качестве оберега от злых духов. В этом помогали длинные шеи, расписанные в трехцветные кольца.

Корова - это обозначение достатка в доме.

Наседка (курочка или уточка) приносила в дом достаток и благополучие.

Барыня-берегиня была прообразом единственного женского божества - богини Мокошь. Традиционно эта барыня изображалась с младенцем в правой руке или с утицей под левой. Такой оберег символизировал большое семейное счастье.

Более поздние образы филимоновских фигурок

Позднее появились и другие образы: танцующая пара (солдат и барыня) под названием Любота, прообраз сказочного Ивана, который сумел поймать Жар-птицу, - Солдатик с курицей, Солдат с конём - символ обыденной жизни в деревне. А когда на Тульской земле началось изготовление самоваров, появился ещё один образ, именуемый Чаепитием.

Особенности игрушек из Филимоново

Главная отличительная черта всех филимоновских свистулек - отсутствие шаблонов. Мастер берёт цельный кусок глины, на котором нет обозначенных мелких деталей. По традиции женские персонажи держат в руках младенца или птицу. У мужчин же чаще всего присутствуют толстые сапоги - тяжёлые и неуклюжие.

Если говорить о филимоновских животных, то у всех фигурок есть схожие элементы. Туловище практически у всех животных очень вытянутое, изящное. Отличить лошадь от быка или барашка можно только по наличию или отсутствию рогов или по их форме.

Значение узоров и орнаментов

Что может рассказать о времени, когда появилась филимоновская роспись? Элементы росписи! Эти орнаменты уходят своими корнями в язычество. Доказательство тому, к примеру, заключённые в круг перекрещивающиеся линии - символ языческого бога солнца. Вообще, все узоры призваны напоминать о неразрывной связи человека и природы. Треугольники - это земля, ёлочки - любая растительность. Зигзаги символизируют воду. Роспись филимоновской игрушки всегда уникальна - каждый раз орнамент меняется, рисунки имеют разные цветовые решения и ритмы. Старинные поверья гласят: каждый узор несёт в себе необычайную духовную силу, которая могла защитить человека от несправедливости и зла.

Филимоновская роспись: цветовая палитра

Особое значение в росписи фигурок имеет цвет, ведь и в древние времена, и сегодня каждый оттенок несёт свой смысл. Для филимоновского мастерства характерны всего три основных цвета - красный, жёлтый и зелёный. Почему именно они? Ответ прост:

  • красный цвет - символ земли, человеческого тела, красоты, силы духа и огня;
  • зелёный говорит о возрождении жизни;
  • жёлтый цвет является цветом солнца и огня.

Особенность филимоновской глины в том, что она при обжиге приобретает безупречный белый цвет. А потому перед окрашиванием грунтовать поверхность не нужно.

Филимоновские петушки

Рассмотрим роспись филимоновского петушка. Традиционно грудь петушков закрашивается одним цветом - обычно зелёным или красным. Для головы также выбирается один цвет, но она может оставаться и просто белой. По контуру петушка наносится нехитрый узор: полосы, зигзаги, капли, круги. Глаза у птиц могут отсутствовать, а могут быть просто схематичными.

Роспись фигурок людей

Филимоновские глиняные «люди» выглядят очень нарядно. На дамах цветные пышные юбки, у их кавалеров - пёстрые штаны. Рубахи у всех обычно однотонные, орнамент нанесён только по периметру - узорами украшены пояса, рукава и воротники. Лица оставляют практически нетронутыми - краской намечают только глаза и рот.

Технология росписи

Первое, на что важно обратить внимание, - краски никогда не смешиваются. Новый цвет можно наносить на свистульки только после полного высыхания предыдущего слоя. Чем ещё примечательна филимоновская роспись?

Элементы росписи начинают наносить жёлтой краской. За ней следуют элементы малинового оттенка, завершают узоры зелёной краской. За основу берутся полоски, после их дополняют сложными символами. Главный инструмент для росписи - перо. Оно может быть утиным или гусиным. Дело в том, что кисточка оставляет на глине ворсинки, да и краска с её помощью ложится хуже. А вот узоры, выполненные пером, радуют глаз аккуратностью и яркостью. Благодаря своей простоте филимоновская роспись для детей может стать увлекательным и полезным вариантом проведения времени.

Выбор глины для игрушек

Расписанные фигурки поражают не только уникальной росписью, яркими красками и изящностью, но и удивительной глиной! Обычная для поделок не подойдёт, нужна специальная - «синика». Добывают её в Филимоново. Она очень жирная, отличается высокой пластичностью. Однако во время просушки на изделии могут появляться трещины, поэтому необходимо приглаживать фигурки руками. Подсохшая синяя заготовка приобретает невзрачный серый оттенок, а во время обжига фигурка превращается в белую, идеально подходящую для такого промысла, как филимоновская роспись.

Мастер-класс по филимоновской росписи

Первое, что делают мастерицы, - желтят игрушку. С помощью широкой кисточки (лучше всего взять № 3) нужно нанести жёлтую краску на фигурку. Закрашивать нужно отдельные части тела - человека или животного. Кроме того, можно наносить широкие линии и круги. Та часть свистульки, к которой впоследствии человек будет прикасаться губами, должна остаться неокрашенной.

Следующий этап - нанесение малиновой краски. Её мастерицы называют «малинкой». С помощью кисточки № 1 необходимо нанести узоры - ёлочки и треугольники, круги и прямые линии.

Заключительный шаг - зеленение. Для этого также понадобится кисть № 1. Краска должна быть зелёной или бирюзовой.

Занятия росписью в детском саду

Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.

Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока - знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.

Для занятия понадобятся:

  • плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
  • настоящие свистульки;
  • шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
  • ватные палочки или тонкие кисточки;
  • гуашь красного и зелёного цвета;
  • палитра;
  • баночка для воды;
  • салфетки.

Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:

  1. Начать можно с разговора о народных промыслах в России.
  2. Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки. Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках.
  3. Следующий шаг - чтение стихов, загадок об этих игрушках.
  4. После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов.
  5. Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой - Владимир Сутеев.

Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше. Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку.

Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию. Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!

Для занятия нужно подготовить аудиозаписи - русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.

Первое, что нужно сделать, - рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап - знакомство с основными элементами и узорами. Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку.

Дымковская и филимоновская роспись: отличия

Сложно перепутать филимоновскую и дымковскую роспись. Игрушки из Филимоново крайне просты и весьма условны по своей форме. Орнаменты здесь простые. К тому же все филимоновские игрушки всегда свистульки, а вот дымковские - нет.

Ещё одно важное отличие - дымковские фигурки изготавливают из красной глины, которая при обжиге приобретает кирпичный оттенок. А потому без побелки перед росписью не обойтись. Филимоновская глина в процессе обжига становится безупречно белой. Отличается и характер лепки. Дымковская игрушка лепится по частям, которые затем собираются в целую фигурку. А филимоновская - из одного куска глины. Кроме того, на дымковской игрушке присутствует большее количество цветов, есть и синий. Для филимоновской же характерны всего три цвета.

Филимоновский промысел в наше время

Уникальная филимоновская игрушка прошла продолжительный и сложный путь. Сначала она была оберегом, затем детской игрушкой. Сегодня это полноценное произведение искусства. Свистульки - частые гости на различных ярмарках и выставках декоративного-прикладного искусства. Уникальность этого промысла заключается в том, что он никогда не прерывался. Сегодня традиции филимоновских мастериц продолжают молодые мастера города Одоева.

Кстати, здесь же в 2009 году благодаря Администрации Тульской области, Торгово-промышленной палате Тулы и Администрации Одоевского района был открыт музей «жемчужины народного искусства», как ещё именуют филимоновскую игрушку. В этом музее можно поближе ознакомиться с историей свистулек, узнать имена мастериц, полюбоваться старинными игрушками.

Здравствуйте, дорогие друзья.

Не знаю, как вы, а я люблю народные промыслы. Не важно, что это: шитье тряпичных кукол, резьба или роспись по дереву, плетение из бересты и так далее. Есть в них что-то такое душевное, теплое, родное, если хотите.

В общем, я тут подумала-подумала, и решила разукрасить сегодняшний день позитивом - Филимоновской игрушкой. А что? Промысел древний, интересный, яркий и звонкий. К тому же, о Тульской области давненько ничего кроме анонсов не писала. Так что в этой статье мы с вами заглянем в прошлое, вспомним, откуда к нам эти забавные фигурки пришли, и поговорим об их, скажем так, каноничности и символичности. Это я к тому, что в Филимоновской игрушке все имеет свое значение, и цвета, и каждая черточка со своим смыслом.

Филимоновская игрушка: история

Этому древнему прикладному художественному ремеслу примерно лет 700 по одним данным, и приблизительно 1000 по другим. Как ни крути, и так и эдак – немало. Он зародился в Одоевском районе (в прошлом Белевский уезд Тульской губернии), в деревне Филимоново (отсюда и такое название, в общем-то).

Кстати, о названии - есть легенда, которая гласит, что деревня, была так названа в честь некого деда Филимона. Он был каторжником (беглым), а так же игрушечником и гончаром. Так вот, на протяжении многих лет в этой деревне изготовляли глиняную посуду и прочую кухонную утварь, игрушки, печные трубы и так далее.

Специалисты считают, что искусство лепки и росписи филимоновской игрушки начало зарождаться еще во времена верхнего палеолита. Этому есть археологические подтверждения: при раскопках в Жемчужниковском и Снедковском курганах и городищах под Одоевом были обнаружены глиняные черепки. По данным археологов эти находки относятся к IX – XI векам. Так вот, на них уже были нанесены знаки и символы, которые сегодня мы видим на филимоновской игрушке.

Лепить такие свистульки - дело несложное, поэтому раньше им занимались, преимущественно, женщины. Девочек начинали обучать этому искусству уже лет с семи, и их называли «свистульки».

В ХХ веке мы чуть было не потеряли этот древнейший промысел навсегда. В 20-х годах он начал умирать, а все из-за того, что торговать филимоновской игрушкой запретили, а без торговли, сами понимаете, какой тут промысел - мастерам тоже надо на что-то жить. Осталось совсем немного мастериц, которые не бросали своего ремесла в ту пору.

Подъем производства начался лишь в 1950-е годы, благодаря вниманию общества к народному искусству. Но настоящее возрождение древнерусских традиций пришлось на середину 80-х годов ХХ века.

Сейчас среди мастеров, создающих эти потешки немало мужчин, а сам промысел широко известен и за пределами Тульского края. А все благодаря стараниям неравнодушных людей.

Техника изготовления

От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину - синику.

Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);

После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.

Технология заготовки синики

  1. Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
  2. После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
  3. Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
  4. Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
  5. Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек. Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.

Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.

Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло - цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.

Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено - традиционно их три.

    Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.

    На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».

    Последний этап - «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.

Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.

Сюжеты игрушек весьма различны: их, в общей сложности, насчитывают более пяти десятков (традиционно эти свистульки изображают животных и людей: барыни, их кавалеры, медведи, бараны, петухи). Но, выработанные многими поколениями народных мастеров, особенности неизменны.

Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя - уши, и тому подобное.

В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.

Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила - языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.

Каждый рисунок на этой потешке - символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» - это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.

Не только роспись, но и сами фигурки тоже со смыслом:

    Барыня – это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.

    Медведь – один из самых почитаемых в славянстве символов - это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы. Медведица с медвежонком - защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.

    Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.

    Конь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.

    Всадник на коне – это с одной стороны воин, защитник. А с другой это образ солнца и света.

    Корова – благополучие и спасение. Животные с рогами, вообще, почитались в древности: считалось, что они носят на своих рогах солнечный диск.

    Волк – как ни странно, любовь и добро.

    Петух – это сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение наступающего дня. Славяне считали, что петух - вещая птица, что он отгоняет своим криком злые силы, разрушает чары. А вот сидящие друг против друга петухи - обозначали плодородие.

    Утка - женский символ, связанный с культом Великой богини. Это покровитель всех женских ремесел, защитник семьи.

    Собака верный друг и помощник.

    Птица – это свет и счастье, посредник между мирами.

Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:

    животные;

  • композиции из нескольких фигур;

Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло. Со временем филимоновские сюжеты начали пополнятся и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.

Единственное что - современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 см. в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.

Почти все филимоновские игрушки, по сути своей - свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб вместе с покойным.

Можете послушать, как «поет» филимоновская свистулька в умелых руках.

Фото - картинки

Для вашего вдохновения я выбрала несколько фотографий игрушек. Там можно подсмотреть рисунок, специфику, да и просто - это интересно.

Музей филимоновской игрушки


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник