15.06.2019

На основании чего действует председатель кооператива. Председатель правления кооператива. Преобразование производственного кооператива


Познание мира. 3 класс.

Тема. Значение полезных ископаемых в жизни человека. Практическая работа (Определение свойств полезных ископаемых).

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи:

    Создать условия для:

усвоения учащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения структурировать информацию; сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников, работать в парах постоянного состава.

3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактический материал и оборудование: физическая карта Казахстана, условные знаки ПИ, презентация; раздаточный материал.

Ход урока .

    Организационный момент. Психолого- педагогический настрой на работу.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

    Актуализация знаний.

    Мозговой штурм.

Что такое полезные ископаемые

Какие полезные ископаемые нашего края вы знаете? Назовите.

Продолжи мысль: «Месторождения-это…….»

Как можно по-другому назвать подземные богатства? (полезные ископаемые) Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. На доске таблички.

Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми?

Почему они полезные?

Сделай общий вывод. Дай определение полезных ископаемых.

Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Но для добычи определённого вида полезного ископаемого важно, что бы этого ресурса было сконцентрировано как можно больше на ограниченном пространстве. Такое скопление полезных ископаемых на ограниченно территории называется месторождением. (вывесить слово)

Назови виды полезных ископаемых и приведи по 2 примера.

2). Тест- контроль по пройденному материалу.

1. Укажи, что называется полезными ископаемыми:

А) металл, получаемый из железной руды;

Б) природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве

В0 твердая оболочка земли

    Назови три группы полезных ископаемых.

А) полезные, бесполезные, очень полезные;

    Рыхлые породы -это

А) глина, песок;

Б) нефть, газ;

В) гранит, каменный уголь

    Горючие полезные ископаемые:

А) глина, песок;

Б) нефть, газ;

В) гранит, каменный уголь

    Разведчики земных недр- это

А) геологи;

Б) географы;

В) топографы

6. Нефть и природный газ добывают в

А) шахтах;

Б) в скважинах;

В) в карьерах

7. Полезные ископаемые по способу применения бывают:

А) жидкие, твердые, газообразные

Б) горючие, рудные, нерудные;

В) горные породы, минералы, металлы.

3). Взаимопроверка по ключу. Работа в парах. Взаимооценка.

1-Б 2-Б 3- А 4- Б 5- А 6-Б 7-Б

7б-«5» 6б- «4» 5или 4 б- «3» 3 и менее баллов- «2»

3. Постановка учебной задачи. Определение целей урока. Работа в паре.

- Как вы думаете, какова тема урока? Предположите, рассмотрев слайды.

Подумайте, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?

(В ходе обсуждения составляется план.)

4. Самооценивание.

Давайте оценим себя

«+» - если по этой теме я всё уже знаю и хорошо ориентируюсь

« -- если очень плохо знаю эту тему, почти ничего раньше не слышал об этом

«?» кое-что знаю, но хотел бы знать больше

    Физминутка.

Мы геологами станем (шагать на месте)

Да! Да! (хлопки)

Будут все гордиться нами (шагать на месте)

Да! Да! (хлопки)

Что ждет нас впереди? (руки в стороны)

Высокая гора (руки над головой)

Бурная река (показать руками волны0

Ее не обойдешь (шагать на месте)

Ее не проплывешь (движения пловцов)

А надо напрямик (руки вперед0

Все пройдем и все сумеем (шагать на месте)

И своей достигнем цели. Да! Да!

    Работа в группах. Составление интеллект- карты «Значение полезных ископаемых для человека».

1 ряд. (1и 2 группы)

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

    Что называется горючими полезными ископаемыми?

    Что относится к горючим пол. ископаемым?

    Месторождения на территории Казахстана. 4. Применение горючих пол. ископаемых.

Дополнительное сообщение делает подготовленный ученик.

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Торф темно-коричневого цвета, он легкий, легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.

Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Высушенный торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных. Торф хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая.

Прежде чем в местах залежей добыть торф, эти места осушают. Специальные машины прорывают глубокие канавы, куда с осушаемого участка стекает вода. Затем машинами убирают растения. На подготовленном участке снимают слоями торф, измельчают его, дают подсохнуть.

То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превратилось в торф. Сдавленный пластами земли торф постепенно твердел, превращался в бурый уголь. Бурый уголь сдавливается под землёй очень долго и превращается в чёрный каменный уголь.

Каменный уголь имеет обычно чёрный цвет, блестит на солнце, тонет в воде, он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. Главное свойство угля – он хорошо горит, выделяя много тепла. Это свойство и использует человек. Каменный уголь идёт на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах, применяется при выплавке стали и чугуна.

Посмотрим на карту нашей страны – вы видите чёрные квадраты; это обозначены месторождения каменного угля. Их можно найти в разных местах нашей родины.

Знаменитое месторождение каменного угля: Карагандинское угольное месторождение.

Нефть – маслянистая непрозрачная жидкость, цвет от светло-коричневого до чёрного, запах специфический, резкий, Легче воды. Главное свойство нефти – горючесть. Это свойство в основном и использует человек. При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь.

В настоящее время нефть широко используется в хозяйстве. Главным образом она применяется в изготовлении топлива для всех видов машин. Из неё производят:

Керосины для самолётов, вертолётов

Солярку для тракторов, комбайнов;

Мазут для моторных морских кораблей;

Кроме топлива и масел, из нефти на химических заводах делают ещё много разных веществ: пластмассы, полиэтиленовая плёнка, удобрения, взрывчатку, пластилин, моющие средства. Шины и камеры для колёс всех машин делают из каучука, а каучук получают из нефти.

На физической карте вы увидите условные знаки в виде вышек; это месторождения нефти.

Учитель: Ещё в давние времена люди находили в некоторых местах на воде маслянистые пятна. В пониженных местах эти пятна сливались и образовывали пленку тёмного цвета – жирную, резко пахнущую. Жидкость была похожа на дёготь, который делали из берёзовой коры. Раньше эту жидкость, похожую на дёготь, стали называть «земляным дёгтем». Использовали «земляной дёготь», как обыкновенные дёготь, для смазки телег, кожаной обуви и даже как лекарство. Его для этого смешивали с молоком и пили.

При штурме укреплённых крепостей войскам штурмующих не всегда удавалось проломить стену или взломать ворота. И тогда вперёд выходили лучники с привязанными к стрелам пучками пакли, пропитанной этой тёмной жидкостью. Пакля поджигалась, и ливень горящих стрел обрушивался на крыши и стены домов за крепостной стеной – в крепости начинались сотни пожаров, которые невозможно было потушить. Горело все, что могло гореть, а враг тем временем врывался в горящую крепость. Кроме горючих стрел, в войне применялись специальные глиняные сосуды, в которые была налита эта тёмная жидкость. Её поджигали, и с помощью специальных камнемётных машин сосуды забрасывались в крепость. Глиняные сосуды разбивались, а горящая жидкость сжигала всё.

Природный газ . Вместе с нефтью глубоко в земле имеется природный газ. Многие из вас видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Но не все знают, откуда он берётся и какие у него свойства.

Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие, как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготавливают резину и многие другие ценные вещества.

Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.

Учитель: Некоторые полезные ископаемые можно добывать в том же виде, как их добывают. Например, каменный уголь. Подняли и можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Но есть и другое полезные ископаемые. Чтобы они стали действительно полезными, их надо сначала переработать. Когда добывают железную руду из земли, она похожа на обыкновенный камень, чтобы получить железо или сталь надо переплавить в специальной печи. Об этом нам расскажут ребята 2 ряда.

2 ряд (3,4,5 группы)

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к рудным пол. ископаемым?

3. Месторождения на территории Казахстана.

4. Применение рудных пол. ископаемых

Железная руда – плотное, мелко-зернистое вещество, тёмно-коричневого цвета. Железная руда тяжёлая, она тяжелее гранита; очень прочная.

Важное свойство железной руды – плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют чугун , затем чугун поступает в мартеновскую печь , где из чугуна варят сталь . У мартенов работают сталевары. Чугун и сталь применяют в быту, в промышленности, на транспорте. Из чугуна и стали делают посуду. Чугунные сковороды, стальные ножи, вилки, ножницы. Железнодорожные рельсы, вагоны, трактора, комбайны, станки, трубы, отдельные детали машин, оружие все это изготовлено из стали.

3 ряд (6,7, 8 группы)

Изучи материал учебника на с91- 94 о полезных ископаемых и материал карточки. Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение.

    Что называется строительными полезными ископаемыми?

    Что относится к строительным пол. ископаемым?

    Месторождения на территории Казахстана.

4. Применение пол. ископаемых этой группы

Мы взяли в руки кусочек гранита. Обратили внимание, что в нём видны разные по форме и цвету частицы. Попытались разъединить их. Это нам не удалось. Частицы – полевой шпат, кварц, слюда – прочно скреплены между собой, поэтому гранит очень прочный камень. Он бывает серого или темно-красного цвета. В переводе с итальянского гранит значит «зернистый»

Из-за большой прочности гранит используется там, где нужен особо прочный материал,- для опор мостов, фундаментов зданий, постаменты памятников.

Но как ни крепок гранит, со временем и он разрушается. Днем солнце нагревает камень и от этого он расширяется, а ночью холод охлаждает его, и он сжимается. Так повторяется много-много раз, и за сотни и тысячи лет в граните образуются трещины, от него откалываются куски и дробятся еще больше. Проходит время, и гранит разрушается, причем из кварца образуется песок, а из шпата и слюды – глина.

Песок и глина . Мы никогда не задумывались о происхождении песка, а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца образуются песчинки, а из слюды и полевого шпата – глина.

Свойства. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Песок бывает желтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать. Песок – сыпучее вещество. Глину пересыпать нельзя. Сырая глина не пропускает воду. Она обладает связывающим свойством.

Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Глина – основной материал для изготовления кирпичей. Кирпич издавна применяют в строительстве. Фарфоровые чашки, тарелки, которыми ты пользуешься каждый день, тоже из глины. Немало красивых, изящных фарфоровых изделий – сервизы, вазы, статуэтки – стали музейными экспонатами. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, свистульки, а потом расписывают яркими красками.

Из песка делают оконное стекло, стеклянную посуду; из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона.

Известняк. Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливались раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк.

Немало в нашей стране добывается известняка. Это белый или беловато-серый камень, плотный, тяжелее воды. Добывают его обычно в карьерах открытым способом. Удивительное это полезное ископаемое. Каким только не предстаёт известняк перед нами! Ни одна стройка не обходится без известняка. Из известняка получают известь, которая идет на побелку стен и потолков. Известь входит в состав штукатурки. Она составная часть стекла. Мел это тоже известняк. Мел мягкий, легко раскалывается на кусочки. Наоборот, мрамор очень прочный и твёрдый. Мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах. Мел и мрамор – это известняки.

    Закрепление. Практическая работа в группах. Заполни таблицу.

негорючее

Используется в строительстве

Служит топливом

Используется для получения металлов

Известняк

    Рефлексия деятельности (итог урока).

Продолжите фразы

Я познакомился с…..

Было непросто..,.

Хотелось бы…

Мне запомнилось….

9. Итоги урока. Д.З. с91-98, ДН. С 51 №72..

Существует множество природных месторождений важных для человека веществ. Это ресурсы, которые являются исчерпаемыми и которые следует беречь. Без их разработки и добычи многие стороны жизни людей были бы крайне затруднительными.

Полезные ископаемые и их свойства - это объект и предмет изучения геологии горного дела. Результаты, полученные ей, используются в дальнейшем для переработки и производства многих вещей.

Полезные ископаемые и их свойства

Что вообще называют полезными ископаемыми? Это такие горные породы или минеральные структуры, которые имеют большое народно-хозяйственное значение и широко используются в промышленности.

Разнообразие их велико, поэтому свойства для каждого вида специфичны. Можно выделить несколько основных вариантов скоплений рассматриваемых веществ в природе:

  • россыпи;
  • пласты;
  • жилы;
  • штоки;
  • гнезда.

Если же говорить об общем распространении ископаемых, то можно выделить:

  • провинции;
  • районы;
  • бассейны;
  • месторождения.

Полезные ископаемые и их свойства зависят от конкретного вида сырья. Именно этим определяется и область их использования человеком, а также способ добычи и переработки.

Виды полезных ископаемых

Существует не одна классификация рассматриваемого сырья. Так, если в основу положены признаки агрегатного состояния, то выделяют такие разновидности.

  1. Полезное ископаемое твердое. Примеры: мрамор, соли, гранит, металлические руды, неметаллические.
  2. Жидкое - подземные минеральные воды и нефть.
  3. Газовое - природный газ, гелий.

Если же в основе подразделения на виды применение полезных ископаемых, тогда классификация принимает следующий вид.

  1. Горючие. Примеры: нефть, горючие уголь, метан и другие.
  2. Рудные или магматические. Примеры: все металлсодержащее рудное сырье, а также асбест и графит.
  3. Нерудные. Примеры: все сырье, не содержащее металлов (глина, песок, мел, гравий и прочие), а также различные соли.
  4. Камнесамоцветные. Примеры: драгоценные и полудрагоценные, а также (алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, яшма, халцедон, опал, сердолик и прочие).

По представленному разнообразию очевидно, что полезные ископаемые и их свойства - это целый мир, который исследуется огромным количеством специалистов геологов и горняков.

Основные месторождения

Различные минеральные распространены по планете достаточно равномерно согласно геологическим особенностям. Ведь значительная часть из них образуется за счет платформенных подвижек и тектонических извержений. Можно назвать несколько основных континентов, которые наиболее богаты практически всеми видами сырья. Это:

  • Северная и Южная Америка.
  • Евразия.
  • Африка.

Все страны, которые расположены на обозначенных территориях, широко используют полезные ископаемые и их свойства. В те же области, где своего сырья нет, проходят экспортные поставки.

Вообще, конечно, сложно определить общий план месторождений минеральных ресурсов. Ведь все зависит от конкретного вида сырья. Одними из самых дорогих являются драгоценные (содержащие благородные металлы) полезные ископаемые. Золото, например, есть везде, кроме Европы (из перечисленных выше континентов плюс Австралия). Оно ценится очень высоко, а его добыча - одно из самых распространенных явлений в горном деле.

Самой богатой на горючие ресурсы является Евразия. Горные полезные ископаемые (тальк, барит, каолин, известняки, кварциты, апатиты, соли) распространены практически повсеместно в большом количестве.

Добыча полезных ископаемых

Для того чтобы минеральное сырье извлечь и подготовить для использования, применяются разные методы.

  1. Открытый путь. Необходимое сырье добывается прямо из карьеров. Со временем это приводит к образованию обширных оврагов, поэтому является не щадящим для природы.
  2. Шахтный способ - более правильный, но дорогостоящий.
  3. Фонтанный метод выкачивания нефти.
  4. Насосный способ.
  5. Геотехнологические методы обработки руды.

Разработка месторождений полезных ископаемых - это важный и необходимый процесс, однако приводящий к весьма плачевным последствиям. Ведь ресурсы исчерпаемы. Поэтому в последние годы особый упор делается не на больших объемах добычи минеральных ресурсов, а именно на их более правильном и рациональном использовании человеком.

Рудные (магматические) породы

К данной группе относятся самые важные и большие по объемам добычи полезные ископаемые. Руда - это такое образование минеральной природы, в котором содержится в большом количестве тот или иной нужный металл (другой компонент).

Места добычи и обработки такого сырья называются рудники. Классифицировать магматические породы можно на четыре группы:

  • цветных;
  • благородных;
  • неметаллических компонентов.

Приведем примеры некоторых рудных минеральных ресурсов.

  1. Железные.
  2. Никелевые.
  3. Аргентит.
  4. Касситерит.
  5. Берилл.
  6. Борнит.
  7. Халькопирит.
  8. Уранинит.
  9. Асбест.
  10. Графит и другие.

Золото - рудное ископаемое

Есть среди рудных и особые полезные ископаемые. Золото, например. Его добыча была актуальна издревле, ведь оно всегда высоко ценилось людьми. Сегодня золото добывают и отмывают практически в каждой стране, на территории которой есть хотя бы небольшие его месторождения.

В природе золото встречается в виде самородных частиц. Самым крупным слитком стал найденный в Австралии весом почти в 70 кг пласт. Часто из-за выветривания месторождений и их размывов образуются россыпи в виде песчаных крупинок из этого драгоценного металла.

Из таких смесей его извлекают отмыванием и просеиванием. В целом, это не слишком распространенные и объемные по содержанию полезные ископаемые. Золото поэтому и называют драгоценным и благородным металлом.

Центрами по добыче данного рудного ископаемого являются:

  • Россия.
  • Канада.
  • Южная Африка.
  • Австралия.

Горючие ископаемые

К данной группе относятся такие минеральные ресурсы, как:

  • бурый уголь;
  • нефть;
  • газ (метан, гелий);
  • каменный уголь.

Применение полезных ископаемых такого рода - это топливо и сырье для получения различных химических соединений и веществ.

Уголь - это такое ископаемое, которое залегает на сравнительно небольшой глубине широкими пластами. Его количество ограничено в одном конкретном месторождении. Поэтому, исчерпав один бассейн, люди переходят на другой. В целом уголь содержит до 97% углерода в чистом виде. Сформировался он исторически, в результате отмирания и утрамбовывания растительных органических остатков. Процессы эти длились миллионы лет, поэтому сейчас запасов угля огромное количество по всей планете.

Нефть по-другому называют жидкое золото, что подчеркивает, насколько важным минеральным ресурсом она является. Ведь это основной источник высококачественного горючего топлива, а также различные ее составляющие - основа, сырье для химических синтезов. Лидерами по добыче нефти являются такие страны, как:

  • Россия.
  • Алжир;
  • Мексика.
  • Индонезия.
  • Венесуэла.
  • Ливия.

Который представляет собой смесь газообразных углеводородов, это также важное промышленное топливо. Относится к самому дешевому сырью, поэтому особенно масштабно используется. Страны-лидеры по добыче - Россия и Саудовская Аравия.

Неметаллические или нерудные виды

К данной группе относятся такие минералы и горные породы, как:

  • глина;
  • песок;
  • галька;
  • гравий;
  • щебень;
  • тальк;
  • каолин;
  • барит;
  • графит;
  • алмазы;
  • кварц;
  • апатиты;
  • фосфорит и прочие.

Все разновидности можно объединить в несколько групп по области использования.

  1. Горно-химические минералы.
  2. Металлургическое сырье.
  3. Технические кристаллы.
  4. Строительные материалы.

К этой же группе часто относят и камнесамоцветные ископаемые. Области использования полезных ископаемых нерудной природы многогранны и обширны. Это сельское хозяйство (удобрения), строительство (материалы), стекловарение, ювелирное дело, техника, общехимическое производство, производство краски и так далее.

Урок познания мира:

« Полезные ископаемые»

Подготовила и провела

Рыбникова Е.В.

Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи:

Формы организации учебно-познавательной деятельности: технология критического мышления, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Дидактический материал и оборудование: географическая карта Казахстана , презентации; компьютер, мультимедийный проектор, экран; карточки для индивидуального опроса.
Ход урока


  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
-Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.

  1. Проверка знаний.
- Составление кластера.


    1. Индивидуальная работа по карточкам.
(Проводится в ходе проверки домашнего задания.)

1. Запиши названия горных пород, встречающихся в нашей местности.

2.Перечисли возможные способы применения гранита и песчаника.

3.Приведи примеры использования песка и глины, с которыми ты сталкивался в своей жизни.

1. Составление плана изучения:

- Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?

(В ходе обсуждения составляется кластер.)

2. Работа в поисковых системах Яндекс и Google, со словарем С.И.Ожегова:

1 группа - Что называют полезными ископаемыми?

2 группа – Что такое месторождения?

3 группа - Что называют шахтой, карьером?

3.В учебнике на с.62-64 прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста.

Таблица «Инсерт»

4. Составление кластера.


Термины

Полезные ископаемые Шахта Строительство

Месторождение Карьер Машиностроение

Физминутка.

Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно.

Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного леса , садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как y тряпичной куклы. (Учитель сам делает один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру .) Ты лежишь в траве совершенно безмятежно, слушаешь прекрасное пение птиц. (Пауза 30 секунд .) Ты чувст­вуешь, как расслабляются твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и рас­слабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15 секунд .)

Теперь поблагодари этот лес за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись, подви­гай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза.

5. Материал самостоятельно изучается учащимся с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.
Карточка для первой группы учащихся:

Карточка для второй группы учащихся:

Карточка для третьей группы учащихся:


  1. Закрепление изученного

    1. Работа в парах.

    2. - Поставить знак «+» или «-» в зависимости от правильности предположения.


1. Полезные ископаемые добывают из земной коры.

2. Полезные ископаемые используются только на больших заводах и фабриках.

3. Каменный уголь относится к горючим полезным ископаемым.

4. Для добычи полезных ископаемых, находящихся глубоко в земле, строят шахты.

5. На территории Казахстана не ведется добыча нефти и газа.

1. Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.

2. Существуют две основные группы полезных ископаемых.

3. Гранит относится к нерудным полезным ископаемым.

4. Самое большое месторождение угля на территории Казахстана находится в Актюбинской области.

5. Полезные ископаемые, залегающие близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.


  1. Рефлексия.
1. Урок был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Домашнее задание.

1. Работа с материалами учебника.

2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору).

Познание мира

Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи:

    Создать условия для :

    • усвоения обучающимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

      осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

    Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

    Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Ход урока

    Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
-Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.
    Проверка знаний.
- Составление кластера.

      Индивидуальная работа по карточкам.

(Проводится в ходе проверки домашнего задания.)

Содержание карточки:

1. Запиши названия горных пород, встречающихся в нашей местности.

2.Перечисли возможные способы применения гранита и песчаника.

3.Приведи примеры использования песка и глины, с которыми ты сталкивался в своей жизни.

    Изучение нового материала

1. Составление плана изучения:

- Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?

(В ходе обсуждения составляется кластер.)


2. Работа в поисковых системах Яндекс и Google , со словарем С.И.Ожегова:

1 группа - Что называют полезными ископаемыми?

2 группа – Что такое месторождения?

3 группа - Что называют шахтой, карьером?

3.В учебнике на с.62-64 прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «– » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста.

Таблица «Инсерт»


«V»
поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете

4. Составление кластера.

Термины

Полезные ископаемые Шахта Строительство

Месторождение Карьер Машиностроение

Руда

Физминутка.

Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно.

Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного леса, садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как y тряпичной куклы. (Учитель сам делает один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру .) Ты лежишь в траве совершенно безмятежно, слушаешь прекрасное пение птиц. (Пауза 30 секунд .) Ты чувст­вуешь, как расслабляются твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и рас­слабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15 секунд .)

Теперь поблагодари этот лес за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись, подви­гай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза.

5. Материал самостоятельно изучается учащимся с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.

Карточка для первой группы учащихся:

Тип источника информации

Карточка для второй группы учащихся:

Тип источника информации

Карточка для третьей группы учащихся:

Тип источника информации

    Закрепление изученного

      Работа в парах.

      - Поставить знак «+» или «-» в зависимости от правильности предположения.

1. Полезные ископаемые добывают из земной коры. 2. Полезные ископаемые используются только на больших заводах и фабриках. 3. Каменный уголь относится к горючим полезным ископаемым. 4. Для добычи полезных ископаемых, находящихся глубоко в земле, строят шахты. 5. На территории Казахстана не ведется добыча нефти и газа. 1. Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями. 2. Существуют две основные группы полезных ископаемых. 3. Гранит относится к нерудным полезным ископаемым. 4. Самое большое месторождение угля на территории Казахстана находится в Актюбинской области. 5. Полезные ископаемые, залегающие близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.

    Рефлексия.

1. Урок был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Домашнее задание.

1. Работа с материалами учебника.

2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору)

Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека

Цели урока: Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи: 1. Создать условия для:

а) усвоения учащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых;

б) осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

3.Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Сдайте на проверку.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Продолжите мои фразы:

Я познакомился с…

Было непросто…

Хотелось бы…

Мне запомнилось…

9. Домашнее задание.

Приложение 1

Опорные карточки

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение:

1. Что называется горючими полезными ископаемыми?

2. Какими свойствами обладают горючие полезные ископаемые?

4. Применение горючих полезных ископаемых.

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Какими свойствами обладают рудные полезные ископаемые?

3. Месторождения на территории России

4. Применение рудных полезных ископаемых

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1. Что называется строительными полезными ископаемыми?

2. Какими свойствами обладают строительные полезные ископаемые?

3. Месторождения на территории России

4. Применение полезных ископаемых этой группы

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

Какие способы добычи полезных ископаемых существуют?

Приложение 2


Приложение 3



Кроссворд


Кроссворд

    1. Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые. 2. Открытый котлован. 3. Жидкое полезное ископаемое. 4. Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.




































































© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник