17.06.2019

Мимика жесты поза относятся к невербальным средствам. Жесты, позы, мимика в деловом общении. Невербальные средства общения


кинесика мимика жест общение

Кинесика (др.-греч. кЯнзуйт -- движение) -- совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения

Областью изучения кинесики выступают беззвучные невербальные средства общения, такие как: язык телодвижений, язык тела, язык жестов (мимика, взгляд, жесты, позы и пр.) К кинесике помимо выше названных движений относятся также такие, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк. Как мы видим, кинесика - понятие, использующееся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица. Многие исследователи в этом случае применяют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия определяется как выразительное поведение человека. Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику.

Физиогномика - это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Под выразительными движениями понимаются «широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм.

Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса). Иногда все выразительные движения обозначаются термином «жест». Так, Г. Гибш и М. Форверг пишут: «Под жестами следует понимать определенные более или менее отчетливо воспринимаемые и описываемые свойства общей моторики преимущественно поверхности тела (лица - мимика, всего тела - пантомимика, рук и кистей рук - жестикуляция)». Нетрудно заметить, что эти два определения имеют отношения к одному явлению - выразительным движениям человека, так как в них подчеркивается связь этих движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями. Польский психолог Я. Рейковский предлагает разделять такие компоненты невербального поведения, как эмоциональные действия и выразительные движения. К эмоциональным действиям он относит все те невербальные действия человека, которые вызваны эмоцией и направлены на то, чтобы эту эмоцию выразить и разрядить. Например, по мнению Я. Рейковского, в том случае, когда человек узнает о смерти своего родственника и начинает рыдать, падать - это выразительные движения, в том случае, когда человек надевает траурную одежду, начинает причитать - он выполняет специфические эмоциональные действия. Эмоциональные действия выступают как форма мотивированного поведения и являются приобретенными. Тем самым подчеркивается конвенциальный характер эмоциональных действий в отличие от выразительных движений, являющихся формой непосредственного выражения состояний человека.

Кинесические средства -- это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. К тому, что является содержанием коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение, они определенным образом относятся, и это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особое, невербальное общение. Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербального общения: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д. Мы выражаем свое состояние невербальным способом: недоверчиво приподнимаем одну бровь, потираем нос от любопытства, стискиваем руки перед грудью, чтобы изолировать себя или защититься, пожимаем плечами, демонстрируя безразличие, заговорщицки подмигиваем, барабаним пальцами в нетерпении, хлопаем по лбу, обнаружив свою оплошность.

Особая роль в передаче информации отводится мимике -- движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики -- ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (табл. 1)

Таблица 1

Части и элементы лица

Мимические признаки эмоциональных состояний

Презрение

Страдание

Удивление

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Уголки рта опущены

Уголки рта опущены

Форма глаз

Глаза раскрыты или прищурены

Глаза сужены

Глаза ширако раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго - нет. Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он выполняет основную информативную нагрузку, а в выражении радости он будет нести информацию только в контексте с другими признаками и представлять возможный вариант выражения этого состояния.

Далее, для лицевого выражения гнева характерны как признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состояний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются - расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Таким образом, в каждом случае комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состоянии и является его индикатором.

Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивным проявлениям состояния. Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как «картина выражения» представлена четко. Более сложными для опознания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены для субъекта нечетко. Но даже в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.

П. Экман с коллегами также создал методику для измерения выражения лица, в которой перечислил все лицевые мышцы шести эмоций. Затем были составлены фотомодели, которые включали три области лица: брови - лоб; глаза - веки и основание носа; нижняя часть лица и щеки. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений - FAST». С помощью этого метода можно провести анализ экспрессии с точки зрения наличия в ней компонентов выражения шести основных эмоций. Принцип FAST следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

Зоны лица

Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций

Взгляд и сопутствующие движения

Трактовка

Необходимо

Подъем головы и взгляд вверх

Подожди минуту, подумаю

Прервать контакт

Движение головой и насупленные брови

Не понял, повтори

Усилить контакт

Улыбка, возможно, легкий наклон головы

Понимаю, мне нечего добавить

Продолжить контакт

Ритмичное кивание головой

Ясно, понял, что тебе нужно

Продолжить контакт

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Хочу подчинить себе

Действовать по обстановке

Взгляд в сторону

Пренебрежение

Уйти от контакта

Взгляд в пол

Страх и желание уйти

Уйти от контакта

С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий очень важную часть общения(табл. 2). «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмерсон).Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтере установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова -- на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается -- больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера -- только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело -- главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

Важную роль в формировании имиджа играют знания в области кинесики — науки, изучающей закономерность телодвижений человека по принципу информационных моделей. Не смотря на то, что слово является главным сущностным элементом общения, ни слово, ни речь не могут существовать вне двигательной активности человека. Кинесика — это молчаливый язык, язык тела, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть.

Прежде чем сказать какую-либо фразу вслух, мы уже «произнесли» ее своей мимикой и жестами, поэтому часто внимательный собеседник оказывается «осведомленным» о наших мыслях еще до того, как мы начали говорить. В. М. Бехтерев писал: «Нет ни единого мыслительного процесса, лишенного внешнего физического выражения». В процессе общения сливаются воедино и речь, и жестикуляция. И именно от их взаимосвязи происходит восприятие человека как целостного образа.

Особенность языка телодвижений в том, что он проявляется благодаря импульсам нашего подсознания, и подделать эти импульсы невозможно. Это позволяет доверять языку тела больше, чем обычному, словесному языку. Умение «читать» и выражать действиями свои желания способствует взаимопониманию, карьере, симпатии со стороны окружающих людей. Если внимательно наблюдать и научиться осознанно воспринимать, как люди общаются друг с другом в пространстве, которое их окружает, можно сделать удивительные открытия. Наука накопила разнообразные факты, которые указывают, что действия дистанцирования регулируются, если не инстинктивно, то на глубоко бессознательном уровне.

Три дистанции при общении

Известно, что не каждого человека мы подпускаем близко к себе. В процессе межличностных взаимодействий обращает на себя внимание то, что люди, вступая в общение, придерживаются каких-то фиксированных зон деятельности. Пространство условно разделяется на интимную, личную, социальную и открытую зоны.

Интимная зона

В английском языке интимная зона называется «bubble», что означает «пузырь». Внутри нашего «пузыря» мы чувствуем себя в безопасности. Обычно интимная зона образует пространство на расстоянии 15-40 см от общающегося. Человек ощущает в этой зоне свое преимущество. Вторгаться в интимную зону разрешается только душевно близким людям: родителям, детям, близким друзьям, любимому человеку. Доверие — вот условие, при котором мы добровольно пускаем кого-либо в свою интимную зону.

Однако в нашей интимной зоне могут оказаться не только те, кого мы подпускаем к себе добровольно, но и люди, вторгающиеся туда самовольно. Мы с трудом перекосим, когда кто-нибудь без нашего на то разрешения дотрагивается до нас. Тот, кто перешагивает нашу границу безопасности, руководствуясь только собственным желанием, возбуждает в нас очень сильные отрицательные чувства, вплоть до отвращения.

Чем сильнее нам мешает чье-то приближение, тем больше в нашей крови вырабатывается «гормонов борьбы», так как внутренне мы переключаемся на самозащиту. Природа запрограммировала нас так, что «гормоны стресса» помогают организму либо справиться с внешней опасностью, либо убежать от нее. При невозможности сделать это в организме накапливаются такие гормоны, которые, если их не израсходовать по назначению, оборачиваются для тела человека ядом. Так что тот, кто нарушил нашу интимную зону, причиняет нам не только психологический, по и физиологический вред.

Тот, кто не уважает интимной зоны другого, одновременно не уважает его и как личность. Недаром сознательное вторжение в «пузырь» другого — стратегия следственных работников, когда они хотят заставить подследственного «расколоться». Такие сцены можно наблюдать в детективных фильмах. Люди, которые хотят «согнуть» другого, тоже используют вторжение в его интимную зону, если он не умеет защищаться. И они преуспевают в этом, ибо человек, «пузырь» которого нарушен «без разрешения», сильно от этого страдает, а значит, психологически ослаблен. Опытные работники сферы обслуживания подсознательно учитывают это. Во время примерки у портного можно наблюдать, как искусный мастер сначала спрашивает: «Можно?» — затем дожидается ответного кивка и только после этого касается клиента.

Персональная зона

За интимной зоной следует персональная зона — 0,4-1,5 м. Она устанавливается для общежитейского общения, а также на случай пребывания на приемах и встречах. Образный пример привел Ф. Ницше: дикобразы, чтобы не замерзнуть, жмутся друг к другу, но при этом они так плотно прижимаются, что колются своими иглами. Исходя из этого, можно сформулировать рекомендацию по выработке манеры поведения с точки зрения дистанцирования: следует искать близости, чтобы не замерзнуть, и избегать любой интимности, которая способна «ранить».

Заметим, что персональные зоны и соответствующие им социальные дистанции колеблются в зависимости от характера социокультуры. Так, нормальная дистанция для разговора у североамериканцев — 75 см, у южноамериканцев — значительно короче, у арабов — еще короче. Говорящий араб «купает» собеседника в своем дыхании. Так что, общаясь с иностранцами, нужно принимать эти факты во внимание. Колебания размера зоны зависят также от плотности населения местности, в которой вырос и проживает человек, а также от его статуса.

Общественная зона

Общественная зона — 1,5-3,5 м. Это расстояние, которое люди устанавливают при взаимодействии с чужими (например, с водопроводчиком, которого вызвали починить кран, или с почтальоном, который приносит в дом почту). Наша общественная зона зарезервирована также для общественных контактов поверхностного характера. Например, для знакомых, большинства коллег и начальников.

Под открытой зоной мы понимаем такую дистанцию, которая превышает общественную зону (расстояние между двумя лицами, которые знакомы, но находятся на удалении друг от друга, например, соседи, разделенные садовым забором). Открытой зоной мы также считаем расстояние, которое отделяет учителя от класса, руководителя семинара от его участников, а также дистанцию между докладчиком и его слушателями. Что касается величины этой зоны, то ее можно определить с некоторым преувеличением: размеры открытой зоны могут простираться почти до бесконечности, насколько позволяет заснять человека фото-, кино- и телекамера.

Чем больше кто-то учится распознавать защитные сигналы при нарушении дистанции, тем лучше он будет распознавать те же самые защитные сигналы при психологическом нарушении дистанции, когда человеку «залезают» в душу.

Понимание важности причин человеческого дистанцирования облегчает возможности межличностного общения. Рассмотрим одно из действий, часто встречающихся в жизни: пристройка.

Пристройка

Один и тот же человек к разным объектам будет пристраиваться по-разному: пристройка снизу, пристройка сверху, пристройка наравне. Например, к плохо одетому человеку зачастую пристраиваются «сверху». Не отсюда ли стремление многих людей хорошо одеваться?

Людям, привыкшим повелевать (командирам, начальникам, администраторам), самоуверенным, властным, нахальным и богатым — в одних случаях обоснованно, в других нет — свойственно пристраиваться «сверху». Тем же, кто привык повиноваться, людям скромным, застенчивым, робким, бедным, свойственно пристраиваться «снизу». Эту мускульную мобилизацию, готовность тела к выполнению действия К. С. Станиславский называл «позывом к действию» и придавал ей большое значение. Мускульная мобилизация пристройки «снизу» противоположна мускульной мобилизации пристройки «сверху». Пристраивающийся «снизу» тянется к партнеру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнера. В каждое мгновение он должен быть готов к ответу.

Пристройку «сверху», наоборот, характеризует желание быть выше партнера. Быть выше — значит, прежде всего, выпрямить позвоночник, откинуться от партнера.

Пристройка «наравне» характеризуется мышечной освобожденностью.

В рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий» нетрудно увидеть, как пристройка «наравне» сменилась пристройкой «снизу». «Тонкий вдруг побледнел, съежился, сгорбился, сузился», — Чехов отмечает непроизвольность характера пристройки.

В пристройке тело человека, вопреки его желаниям, «выдает» субъективное ощущение зависимости или независимости от партнера. Бесконечное разнообразие пристройки можно обнаружить и в произведениях изобразительного искусства, начиная с античной вазовой живописи. Пристройки обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны и автоматически, рефлекторно отражают то, что делается в душе человека — его душевное состояние, его отношение к партнеру, его представление о самом себе и его заинтересованность в цели.

Система телодвижений

Сигнализация корпусом, грудью, плечами и ногами составляет систему телодвижений:

  • Корпус выдвинут вперед, плечи развернуты, грудь выпячена — это поза преуспевающего человека с сильной волей, довольного жизнью;
  • Плечи сведены, грудь втянута, корпус наклонен вперед — подавленность, смирение, покорность (такая поза характерна для неудачников и безвольных);
  • Расслабленность, несобранность в движениях — признак безразличия к окружающим;
  • Устремленность к собеседнику — признак заинтересованности (но не забывайте, что кролик удава тоже интересует);
  • Разворот слегка в сторону от собеседника — признак невнимания или же боязни, а также смущения (если старший по чину говорит: «Я вас слушаю», — а сам сидит в полуоборот к собеседнику, это означает, что беседа принимает формальный характер).

Плечи — это камертон чувств. Когда человек говорит: «Я вас люблю!» — а плечи при этом остаются неподвижны, вряд ли можно верить в его искренность. Плечи всегда говорят о душевных волнениях: опущенные, обвисшие плечи сигнализируют об усталости, печали и горестном переживании; приподнятые плечи указывают на состояние эмоциональной взволнованности. Стандартная реакция: если о чем-то просим, то плечи развернуты слегка вперед, если умоляем — они подняты кверху. Плечи, опущенные вниз и отставленные назад, — выражение отчаяния. У агрессивного человека плечи подняты и напряжены, у робкого — напряжены, но опущены. Чтобы найти общую точку зрения с собеседником, надо побудить его расслабить плечи. Расслабленные плечи открывают доступ к душе человека.

Телесное выражение внутреннего состояния человека

Народная мудрость подметила: чем прямее выглядит человек внешне, тем ровнее он и внутренне. Такой человек не кажется ни неуверенным (наклон вперед), ни заносчивым (прогиб назад). Несмотря на это, нужно быть осторожным при интерпретации: большинство очень полных людей привыкают к позе подавшись вперед, так как они не хотят казаться посматривающими «сверху вниз». Точно так же некоторые очень низкие люди стараются прогибаться назад, чтобы им не приходилось постоянно задирать голову вверх. Следовательно, поза тела может представлять собой один из сигналов, но только один из многих. Когда другие аспекты усиливают полученное впечатление, можно предположить, что сигнал понят правильно.

В качестве второго аспекта мы можем принять открытость или закрытость позы. Прежде всего, имеется в виду область шеи и груди. С древнейших времен живые существа в момент опасности защищают прежде всего свою сонную артерию. Человек делает то же самое: он поднимает плечи или втягивает голову. Смотря по обстоятельствам, он дополнительно прикрывается руками или предметом (например, папкой для бумаг), который использует в качестве щита. Вряд ли человек, для которого характерны подобные позы, сможет легко расположить к себе собеседника.

Посмотрите, как радуется забитому голу футболист. Его руки широко раскинуты, от счастья он готов обнять весь мир. Его поза открыта, и такое выражение радости вызовет симпатию. Этой позой футболист как бы увеличивает свое психологическое пространство. Человек в метро, сидящий, широко раскинув руки на спинку сиденья, тоже хочет увеличить свое психологическое пространство, но только за счет других, которым отведена оставшаяся часть скамьи. Человек, стоящий на трибуне, подавшийся вперед и будто нависший над залом, тоже захватывает больше пространства, чем ему требуется. В этой связи интересна картина М. Нестерова «И. П. Павлов», где великий физиолог изображен с руками, вытянутыми на столе, пальцы сжаты в кулак. Кстати, сотрудники Павлова характеризовали великого ученого как весьма деспотичную личность.

Итак, руки, направленные в сторону окружения, свидетельствуют чаще всего о властности, напористости, агрессивности. Понаблюдайте за ораторами на митингах. У одного оратора руки протянуты к народу ладонями книзу. Это жест подавления. Когда мы что-то придавливаем рукой, наша ладонь принимает именно такое положение. Ярким проявлением жеста подавления может служить жест фашистского приветствия. Другой оратор, кажется, стоит в позе, подобной первому, но руки, вытянутые к народу, повернуты ладонями вверх. Это открытая поза. И если первый и второй скажут одну и ту же фразу: «Я рад вас всех видеть», мы поверим скорее второму, чем первому.

Как сознательно программировать то, что по природе своей должно быть непроизвольным? Выстроив логику действий, можно ту же пристройку превратить в сознательное цельное действие, осваивая его путем упражнений, формирований навыков.

Владеть телом, чувствовать тело помогают занятия шейпингом, аэробикой и просто физические упражнения.

Людям импонируют личности, обладающие энергичным и в то же время изящным телом. Физическая гармония всегда способствует успеху.

Чтобы научиться владеть своим телом, не надо обладать какими-то особыми физическими данными. Важно этого хотеть и уметь. В этом поможет кинесика (от греческого «kinesis» — движение). Она призвана научить людей придавать телу наилучшую выразительность. По утверждению Ф. Ларошфуко, «изящество для тела — это то же, что здравый смысл для ума». В этом высказывании удачно выражено все то, что относится к кинесике.

Привлекательная внешность зависит не столько от красоты форм тела, сколько от умения владеть им. Каждый человек находится в движении. Динамичны даже позы сидя или стоя, потому что все время они переходят одна в другую. И если обладательница красивой фигуры окажется неловкой в движениях, с тяжелой или вихляющей походкой, обаяние сразу померкнет.

При правильной осанке мышцы почти не напряжены, внутренние органы работают правильно и хорошо: это касается прежде всего дыхания, пищеварения, кровообращения. Без хорошей осанки невозможны точность, грация, легкость движений.

От умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит наш внешний вид. Привлекательная наружность влияет на психику, на самочувствие и, таким образом, способствует успеху.

Осанку обычно оценивают в положении стоя. При этом следует держаться непринужденно, в привычной позе. Встать к стене так, чтобы пятки, плечи и голова касались ее. Если в таком положении ваша ладонь свободно проходит между стеной и поясницей, значит, осанка правильная. При этом голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и расположены на одном уровне, грудная клетка приподнята и выступает вперед, живот слегка втянут, лопатки симметричны, а ноги в суставах выпрямлены.

  1. Сутулиться чаще всего начинают в подростковом возрасте. Ребенок не умеет объективно оценить свою внешность, он себе чем-то не нравится, и лучший способ избавиться от мучительной стеснительности для него в том, чтобы согнуться, как бы юркнуть в свою норку. Надо сознательно заставлять себя держаться прямо. «Смотри на кроны деревьев», — так подсказывают мамы своим дочерям в Польше. «Если ходить прямо, то и поникшая душа выпрямится», — говорил писатель и врач В. В. Вересаев.
  2. Когда мы садимся, надо держать спину вертикально. Начинать движение со сгибания коленей, а не со сгибания в тазобедренных суставах и отведения таза назад. Сесть удобно посередине стула (не на краю), положение сидя «на краешке» психологи трактуют как позу неуверенности в себе (принимая такое положение, человек как бы боится занять много места). Все движения свободные и плавные, руки держать непринужденно и хотя бы одну из них расслабить. Спину держать прямо и только слегка прислониться к спинке сиденья. Не наваливаться на нее, иначе сразу же опустятся плечи. Сидеть непринужденно, естественно, расслабив те мышцы, которые не участвуют в поддержании вашей позы в данный момент. Непринужденность необходима, ибо в напряженной позе человек выглядит комично. Помните выражение: «Аршин проглотил»?

Если вы научитесь красиво сидеть, это поможет и красиво вставать. Когда вы встаете, лучше отставить одну ногу немного назад. Тогда движение будет гораздо изящнее. Не опираться руками на колени, на спинку стула или ручки кресла. Легко вставая со стула, представьте, что вы стремитесь коснуться головой потолка. Плечи опустить (оба на одном уровне).

Правильно и красиво ходить совсем не просто. Еще в начале XIV в. появились трактаты о так называемой механике человеческой походки, а к концу того же века вышел гигантский труд в пяти томах «Человек и его походка».

Психологи утверждают, что по походке человека и по тому, как он носит обувь, можно судить об особенностях его личности.

  • Так, люди, которые ходят тихими, неуверенными шагами, опираясь на пальцы, сосредоточены, не любят привлекать к себе внимания, часто углублены в свои мысли.
  • Человек, ставящий ноги пятками внутрь, имеет обостренное внимание к окружающему: он все видит и все слышит, весел, общителен, иногда до назойливости.
  • Звучная ходьба, подчеркнутый стук обуви обнаруживают несдержанность характера, бесцеремонность. Часто при этом повышенный тон «компенсирует» отсутствие уверенности в себе.
  • Размеренный шаг характеризует людей спокойных, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию.
  • Если человек при ходьбе сильно размахивает руками, это свидетельствует о его подвижности, живой натуре, старательности, целеустремленности, а если при этом ноги он ставит легко и прижимисто, то это вообще идеальный человек.
  • Тяжелая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, о пресыщенности или старости.
  • Человек, продвигающийся танцующей походкой, несерьезен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет свои обещания.
  • Те, кто ходят мелкими шажками, как правило, педантичны и малообщительны.
  • Человек нерешительный, когда идет, слегка покачивается, шаг имеет неравномерный — то поспешит, то замедлит; очень быстро стирает каблуки.
  • Люди, быстро меняющие свои взгляды, прежде всего стирают подошву изнутри.

Двух одинаковых походок не встретишь, как не встретишь двух абсолютно схожих людей. Походка каждого неповторима и самобытна, рассказывает о характере человека, склонности к оптимизму или пессимизму, воле, жизнестойкости. Но есть общее, присущее всем красивым походкам. Это легкость, плавность, упругость, собранность.

Наша пластика должна быть не только информативна, но и эстетична. А этому с детства большинство из нас не обучалось. Как же помочь себе? И тут на помощь приходят тренинговые занятия и видеосъемка. Посмотрев на себя со стороны, ученики сами выступают в качестве экспертов, используя только что усвоенные знания, и под руководством педагогов корректируют элементы собственной кинесическои лексики.

Кинесические знания необходимы каждому, чтобы лучше ориентироваться в различных ситуациях общения, сознательно подавая нужные сигналы на невербальном уровне, целенаправленно воздействуя на собеседника, располагая его к себе. Овладев кинесическими знаниями и навыками, вы сможете держать себя в нужном самочувствии, мироощущении, воздействуя на свою психику через собственную позу, движения, жест.

Невербальные коммуникации в организации

2. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)

Кинесика изучает внешние проявления человеческих чувств, эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестикуляция - жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика - моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку. Наиболее значимы кинесическими средствами являются зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные средства движения, проявляющиеся в позе, жесте, мимике, походке, взгляде. Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния.

Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Немного удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелюбие. Если при рукопожатии рука захватывает руку другого человека так, что ладонь оказывается повернутой вниз, - это властное рукопожатие. Если протягивают руку, развернув ее ладонью вверх, - этот покорное рукопожатие. Пожатие прямой не согнутой рукой является признаком неуважения. Его главное назначение - сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве. Пожатие кончиками пальцев означает желание держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии. Пожатие обеими руками выражает искренность или глубину чувств. Для передачи искренности чувств используется левая рука, которая кладется на правую руку партнера.

Много сведений о человеке передают движения рук и тела. Во-первых, в них проявляются состояние организма человека и непосредственно эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека. Во-вторых, реакции; позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость. В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. В-четвертых, жестам и позе приписывают чисто условные символические значения. Таким образом, они способны передать точную информацию.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относят жесты "раскрытые руки" и "расстегивание пиджака". Жест "раскрытые руки" состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить деловой контакт. Жест "расстегивание пиджака" также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии.

Тот, кто меняет свое решение в благоприятную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак. Когда становится ясным решение по поводу обсуждаемого вопроса, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников. Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к собеседнику, сомнении в его правоте, о желании что-то утаить или скрыть от него. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, подбородок, стремится прикрыть лицо руками, но чаще всего старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону.

Другой показатель скрытности - несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность. Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать три характерных положения. Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника.

Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи, обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Этот жест появляется, когда собеседники во что бы то ни стало стараются убедить друг друга в правильности своей позиции, причем, нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Жест, когда руки скрещены на груди, но с вертикально выставленными большими пальцами рук, является достаточно популярными среди деловых людей. Он передает двойной сигнал: первый - о негативно отношении (скрещенные руки), второй - о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук. Жест с использованием большого пальца выражает также насмешку или неуважительное отношение к собеседнику.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое выражение лица сопровождается жестом "рука у щеки", свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало.

Жест "пощипывание переносицы", который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и глубоких размышлениях. Когда собеседник находится на стадии принятия решения, он почесывает подбородок. Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки - это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи. Прикосновение к носу или его легкое потирание - также знак сомнения. Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу достаточно красноречивы. Если во время беседы ваш собеседник опускает веки, это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над вами. Жест "почесывание уха" свидетельствует о желании собеседника отгородиться от того, что он слышит. Жест, связанный с прикосновением к уху, потягивание мочки уха говорит, о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет сам высказаться. Если собеседник явно хочет закончить беседу, он незаметно передвигается или поворачивается в сторону двери, также, если собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону.

Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. К ним относится жест закладывание рук за спину с захватом запястья. Но следует учитывать, если руки за спиной сложены в замок, значит, человек расстроен и пытается взять себя в руки. Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест "закладывание рук за голову". Кроме рассмотренных поз и жестов существуют другие, не менее красноречиво передающие то или иное состояние собеседников: с помощью потирания ладоней передаются позитивные ожидания; сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание собеседника скрыть свое негативное отношение к услышанному.

Мимика представляет собой все изменения выражение лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации. Лицо партнера по общению вольно или невольно приковывает наше внимание, поскольку выражение лица позволяет получать обратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Ведь человеческое лицо очень пластично и может принимать самые разные выражения. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх и презрение. (рис.2.1) Мимика складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций. Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более выразительной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации. Чаще всего основным объектом исследования выступает лицо человека. Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, выработало единицу анализа лицевого выражения - мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессии. .

Рис. 2.1. Выражения лица

Наиболее типичные эмоциональные состояния,это удивление, моментальная реакция, всегда появляется внезапно. Если есть время обдумать то, что может удивить, удивление на лице не зафиксируется. Основные проявления реакции удивления: брови вздернуты вверх; на лбу широкие морщины; глаза широко, расслабленно открыты, рот открыт. Страх - эмоция, возникающая в предвосхищении чего-то исключительно пагубного для человека. Причиной страха может быть ожидание физической боли, каких-либо неприятных событий, которые этот человек не в силах предотвратить. Основные проявления реакции страха: брови подняты, растянуты и сведены; короткие морщины на лбу; глаза раскрыты, вверху видна белая склера, нижнее веко очень напряжено; губы раздвинуты, сильно напряжены и оттянуты назад. Негодование (злость) является результатом психического расстройства, физической угрозы или намерения нанести кому-то психологический или физический ущерб. В состоянии гнева у человека поднимается кровяное давление, отчего краснеет лицо, на висках и шее вздуваются вены, учащается дыхание, напрягаются мышцы.

Основные проявления гнева: брови сдвигаются, между ними появляются вертикальные складки, внешние концы бровей поднимаются; лоб без горизонтальных морщин; глаза сужаются, губы напряженно сжаты, иногда в гримасе обнажаются зубы. Отвращение является реакцией на ощущение вкуса, запаха, звука, прикосновения и вида некоторых объектов или людей. Основные признаки этой реакции: брови опущены; отсутствие морщин на лбу; глаза сужены, почти закрыты; уголки рта опущены. Иногда при сильной степени отвращения рот открыт и напряженно, как при тошноте, высунут язык; на носу морщины.

Радость переживается как ощущение приятного, возбуждающего, поднимающего настроение, - или как избавление от чего-то неприятного или опасного. В некоторых случаях радость может сливаться с удивлением, при этом, как правило, реакция удивления фиксируется лишь на мгновение. Довольно часто за проявлениями радости скрываются гнев и страх. Основные признаки радости: брови и лоб почти не принимают участия в формировании экспрессии; глаза часто сужаются и блестят; уголки губ поднимаются кверху; рот растягивается в улыбке. Печаль (горе) чаще всего вызывается какими-то потерями. Она фиксируется на лице от нескольких минут до нескольких дней. Данная эмоция имеет довольно широкий диапазон - от состояния печали до горя и страдания. Основные проявления реакции печали: брови сдвинуты вместе, их внешние концы опущены, между бровями небольшие вертикальные складки; на середине лба короткие морщины; глаза слегка приоткрыты, и между нижним и верхним веком образуется складка в виде треугольника; уголки рта опущены в

Деловые контакты

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Деловое общение бывает прямое и косвенное. При прямых деловых контактах происходит очное общение...

Жесты и мимика бизнесмена. Принятие решений в бизнесе

К числу важных аспектов межличностного и делового общения принадлежит умение распознавать черты характера, вкусы и наклонности, чувства и намерения, доминирующее состояние психики ваших собеседников по их мимике, жестам...

Имидж делового человека

Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой предъявляются следующие требования: 1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться ими. 2...

Коммуникация в организациях

Синтоническая модель общения ("синтония" - быть в гармонии с собой и с другими) Процесс общения начинается с восприятия - протекает по-разному в зависимости от репрезентативной системы человека...

В Таиланде любая голова является священной или верховной в прямом смысле слова, это не зависит от того, для чего она предназначена. В соответствии с тайской религией, в голове имеется дух который оберегает жизнедеятельность человека...

Модели поведения лиц, ведущих переговоры

Среди остальных европейских стран Венгрия стоит особняком. В ходе своей долгой истории она впитывала влияние разных культур и традиций, и в итоге приобрела свое, уникальное и ни на кого не похожее лицо...

Национальня деловая коммуникация

Как отмечает М.С. Узерина, деловое общение «направлено на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата». [Узерина М.С., 2004, с. 6] В работе Б.З. Зельдовича находим более, на наш взгляд...

Невербальные коммуникации в организации

Проксемика исследует пространственные условия общения - взаиморасположение собеседников в момент их физического, визуального или иного контакта. Данный термин был введен американским психологом Э...

Основные виды делового общения

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические...

В самом общем виде общение можно рассматривать как форму жизнедеятельности. Общаясь с другими людьми, анализируя отношение других людей к себе, рефлексируя...

Особенности делового общения в организации (на примере ООО "САРЕХ")

Обучение формирование и развитие навыков эффективных коммуникаций, овладение приемами поведения, способствующими конструктивному общению. В результате обучения участники должны овладевать новыми моделями поведения и приемами...

Особенности делового общения в организации (на примере ООО "САРЕХ")

Как это ни странно на первый взгляд, три четверти информации о нашем партнере по общению, о его истинных чувствах и намерениях мы черпаем не из того, что он говорит, а непосредственно наблюдая за едва уловимыми деталями его поведения...

Правила делового общения при найме и отборе персонала

управление персонал собеседование вербальный Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения...

Профессиональное поведение менеджера

Общение выступает как основное условие осуществления совместной деятельности, позволяя не только обмениваться информацией, но и поддерживать всю социальную структуру организации...

  • 22. Организация деловых переговоров - процесс состоящий из этапов:
  • 3. Завершение переговоров
  • 4. Анализ итогов
  • 23.Методы и навыки деловых переговоров.
  • 24. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров:
  • 25. Слушание – главнейший компонент общения: виды и приемы слушания.
  • 26. Слушание в деловой коммуникации. Правила эффективного слушания.
  • 27. Техника и тактика аргументирования.
  • 1.Выбор техники аргументирования. В зависимости от особенностей партнеров выбираются различные методы аргументирования.
  • 3 Выполнение условий соглашения. Необходимо помнить, что даже самый блестящий результат переговоров заметно потускнеет, если возникнут проблемы с выполнением взятых на себя сторонами обязательств.
  • 29.Как подготовить устное выступление Использование презентации при выступлении.
  • 30.Роль невербальных особенностей в процессе установления деловых коммуникаций.
  • 31.Основные типы невербальной коммуникации
  • 32.Кинестетические особенности невербального общения жест, мимика, поза.
  • 4. Мимика
  • 33.Речь и личность, элементы восприятия человека по речевому поведению; индикаторы восприятия психологических составляющих голос, пространство, время
  • 34. Особенности языка тела, которые следует учитывать во время деловой коммуникации
  • 35.Понятие “личность”. Значение личности в практике делового общения.
  • 36.Взаимосвязь типов личности и делового общения.
  • 37.Оценка поведения личности в деловом общении. Характеристика имиджа делового человека.
  • 1 Психоэмоциональной защиты
  • 39.Документационное обеспечение делового общения: общие правила оформления документов.
  • 40.Понятие нетворкинга и его основные характеристики.
  • 41. Техника и правила эффективного нетворинга.
  • 42. Деловая коммуникация в компьютерных сетях: общая характеристика.
  • 43.Электронная коммерция и деловая коммуникация.
  • 44​. Специфика деловой коммуникации в сетевых сообществах.
  • 45. Особенности деловой коммуникации в сетях мобильной связи.
  • 46. Деловая коммуникация в блогах.
  • 47.​ Сущность межкультурных различий в деловой коммуникации. Межкультурная дифференциация: когнитивные константы и культурологические модели.
  • 48.Взаимосвязь национальной ментальности и некоторых аспектов деловой культуры.
  • 49. Невербальная семиотика и ее значение в деловой и межкультурной коммуникации.
  • 1 Регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
  • 2 Обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста
  • 3 Выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
  • 50. Некоторые аспекты гастрономического этикета и этикета дарения в разных культурах.
  • 31.Основные типы невербальной коммуникации

    Рассмотрим основные типы невербальной коммуникации:

    Кинесика –совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды.

    Тактильное поведение – направление, изучающее значение и роль прикосновений при общении

    А) профессиональные - они носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения осмотр врача

    Б) ритуальные - рукопожатия, дипломатические поцелуи

    в дружеская или любовная.

    Сенсорика – основана на чувственном восприятии другого человека и ощущении.

    Проксемика – использование пространственных отношений при коммуникации.

    Сущ. 4 зоны:

    - интимная зона 40-65см

    - личная зона 60-120см

    - социальная зона 120-260см

    - публичная зона 260-360см

    Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации

    -полихромная

    -монохномная – время всегда отслеживается

    Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависитот проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.

    32.Кинестетические особенности невербального общения жест, мимика, поза.

    Невербальное общение – это «язык жестов», такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

    Поза

    Человеческое тело способно принять около 1000 различных устойчивых положений поз. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к другим лицам. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Она воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

    Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

    Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

    Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать его позу и жесты.

    Жесты

    Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Вообще интенсивность жестикуляции растет вместе с ростом эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

    Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако, во всех культурах есть основные сходные жесты, среди которых можно выделить: коммуникативные жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.; модальные, т.е. выражающие оценку и отношение жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.; описательные - те, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания. Например.

    Прикрывание рта и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у собеседника двух противоречивых желаний: высказаться и остаться не услышанным.

    Наиболее часто употребляемые движения головы – это утвердительный кивок головой и отрицательное покачивание головой.

    Выделяют три основных положения головы. Первое – прямая голова. Это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Второе – голова, наклоненная в сторону, что говорит о том, что у человека пробудился интерес. И, наконец, третье – когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее. В таком случае следует чем-то заинтересовать собеседника, чтобы заставить его поднять голову.

    Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щек, увеличение количества миганий, подергивания губ и т.д.

    Язык жестов и его виды. Роль возрастных, половых, этнокультурных факторов в формировании жестового языка личности. Взаимосвязь между движениями тела и вербальным языком. Позы как часть кинесики.

    Наука о касаниях. Касание как невербальный акт. Дистантные и контактные культуры. Рукопожатие как одна из форм касания. Правила тактильного поведения.

    Термин «кинесика» происходит от греческого "kinesis " и означает:

    1. совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения;

    2. изучение телодвижений, жестов, мимики, применяемых в процессе человеческого общения.

    То есть, Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика, поза, жестикуляция, дистанцирование, интонация, которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний.

    ПРИМЕР . Картина находящихся в полном сборе членов семьи может обнаружить некоторые ее существенные особенности только движениями рук и ног. Если мать скрещивает ноги, а все остальные следуют ее примеру, то можно сделать вывод, что она занимает лидирующее положение в семье, хотя эти движения происходят, вероятно, неосознанно. Причем она искренне может отрицать свое лидерство, - ведь она советуется со своим мужем или детьми, но невербальный сигнал «следуй за лидером» будет безошибочно обнаружен любым, знакомых с кинесикой.

    Гаптика – наука, изучающая касания.

    Использование тактильных элементов коммуникации говорит о взаимных отношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. Этот способ в большей степени наблюдается у приматов, в человеческом обществе – у женщин и детей: хождение под руку и в обнимку, рука на плече, похлопывание по плечу, по щеке, тычок в бок. Здесь также имеются серьезные межкультурные различия. Например, китайцы и британцы считаются наименее «трогательными» народами, поэтому неумело использованный тактильный коммуникативный акт в отношении представителя этих народов может быть даже воспринят как оскорбление.

    Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно разбить на шесть групп:

    1. Жесты – иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели (“указывающий перст”), пиктографы, т.е. образные картины изображения (“вот такого размера и конфигурации”); кинетографы – движения телом; жесты – “биты” (жесты – “отмашки”); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

    2. Жесты - регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.



    3. Жесты эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например. сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – “здравствуйте”, а поднятые над головой – “до свидания”.

    4. Жесты - адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

    а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;

    б) касания, пошлепывания партнера;

    в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.)

    5. Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

    Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения начинаются. как правило, с конечностей и заканчиваются на лице. при общении часто возникают следующие виды жестов:

    1. жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и т.п.

    2. жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле.;

    3. жесты нервозностии неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.



    4. жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

    5. жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

    6. жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

    7. жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

    8. жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

    9. жесты неискренности – “прикрытие рукой рта”; “прикосновение к носу” как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, “бегающий взгляд” и др. Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.

    Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами? Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Рассмотрим эти аспекты "языка тела".

    Жесты

    Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук и рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету. В психологии невербального общения не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.

    Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).

    В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются:

    Жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела,- пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки - тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.;

    Жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх - объяснение, убеждение, открытое представление; руки спрятаны в карманах - скрывание неуверенности, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак -концентрация, стремление к самоутверждению и др.;

    «игры рук»: пальцы барабанят по столу - демонстрация незаинтересованности; стирающие движения по лбу - стирание нехороших мыслей, плохих представлений и др.;

    Жесты пальцев: палец засунут в рот - инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту - стремление предотвратить всякое проявление, импульс к овладению собой; палец касается глаз или ушей - опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.;

    Рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, бесцветное, слабое и др.

    В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:

    Жесты ладони: открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец - «указующий перст», сила, принуждение к действию и др.;

    Жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх - оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.;

    Жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза - попытка блокировать ложь; почесывание шеи - сомнение, неуверенность и др.;

    Рука поддерживает голову - скука, отсутствие интереса;

    Поглаживание подбородка - принятие решения;

    Потирание тыльной стороны шеи - сигнал неоправданных ожиданий и др.;

    Барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру;

    Дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, - стремление к достижению безопасности и др.;

    Барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др.

    В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов, разработанной психологом Е.А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют:

    Аффективно-коммуникативная - жесты, выражающие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функция); жесты, выражающие течение перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);

    Регулятивно-коммуникативная - фатические жесты (жесты вступления в контакт); конативные жесты (жесты, способствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта);

    Информативно-коммуникативная - презентация информации об объекте, о себе, о другом.

    Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации Н.И. Смирновой:

    Коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, дразнящие, жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение и др.);

    Описательно-изобразительные жесты, сопровождающие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.);

    Модальные жесты, выражающие оценку предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверенности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления.

    Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы:

    Жесты-регуляторы, выражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.);

    Жесты-эмблемы - своеобразные заменители слов или фраз в общении (поднятый вверх большой палец и др.);

    Жесты -иллюстраторы - жесты сообщения, образные картины сообщения («вот какого размера», «вот такой формы», движения руками, соединяющие воображаемые предметы и др.);

    Жесты-адапторы, демонстрирующие специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.);

    Жесты - аффекторы, выражающие через движения тела определенные эмоции (растерянность, удивление, отвращение, радость);

    Жесты - оценки получаемой информации (один палец отставлен, остальные под подбородком - критическая оценка; почесывание подбородка - обдумывание предстоящего высказывания; почесывание пальцем спинки носа - озабоченность, сомнение).

    Такесика - специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Такесика базируется на двух

    основных элементах - физическом контакте и расположении тела в пространстве. Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев,

    похлопываний является важным средством взаимодействия между людьми. Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о

    человеке независимо от его речи. Поза - определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Анализировать позу трудно, так как перечисление отдельных элементов мало что дает для ее понимания. Наблюдатель улавливает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и делает вывод о ее естественности или неестественности, состоянии человека, его отношении к окружающим. Смысл позы определяется ее рисунком. Существуют лишь самые общие правила «чтения» позы, которые распространяются на большинство людей. При этом однозначность понимания зависит от типичности позы, широты ее распространения. В

    самом общем плане позы можно разделить на две большие группы в зависимости от того, сидит человек или стоит. В связи с этим смысловую интерпретацию получают некоторые элементы поз:

    Стойка широко расставив ноги означает потребность в самоутверждении, потребность в высокой самооценке, а часто сверх-компенсацию чувства неполноценности;

    Широкая, удобная, грузная посадка на всю поверхность сидения выражает желание человека наслаждаться покоем и уютом, т.е. «устроиться поудобнее»;

    Посадка на краю стула с выпрямленной спиной и полной обращенностью к партнеру говорит о высокой степени заинтересованности в собеседнике, концентрации внимания;

    Ноги, скрещенные или прижатые друг к другу, свидетельствуют о педантичной корректности или беспомощности человека;

    Руки под столом во время деловых переговоров - знак неготовности к разговору либо выражение чувства неуверенности, нервозности.

    Более точная интерпретация возможна при описании поз в целом. Так, большинством людей поза «туловище отклонено назад, голова поднята вверх,

    рука на уровне груди, положены одна па другую, ноги слегка расставлены» интерпретируется как высокомерная, самоуверенная, надменная, как выражение

    пренебрежения к партнеру. Поза «плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдателей

    другой психологический смысл - растерянность, удивление, недоумение, непонимание. Чтобы построить эффективную коммуникацию, направленную на взаимопонимание, необходимо учитывать количество элементов невербального поведения, которые одинаковы у обоих партнеров. При этом позы разделяются на несогласованные и согласованные, которые в свою очередь подразделяются на зеркально согласованные и идентичные (правая и левая сторона одного партнера соответствует конфигурации позы левой и правой стороны другого). Одинаковые позы партнеров свидетельствуют о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованные позы - на значительные расхождения в оценке одного и того же явления, на несоответствие статусов участников коммуникации. Количество времени, проведенное партнерами в согласованных позах, отражает степень их включенности в общение, доброжелательное отношение друг к другу. Причем зеркально согласованные позы участников общения являются более надежным показателем того, что партнеры понимают друг друга, чем идентичные позы.

    Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы: открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостыо ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» общение, продемонстрировать симпатию к партнеру; закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.

    Помимо рисунка поз важным параметром невербальной, коммуникации является количественный показатель изменения поз в единицу времени. Установлено, что количество поз, принимаемых человеком в процессе общения, коррелирует с его статусом и стремлением к доминированию. Так, лица более высокого статуса чаще меняют свои позы, совершают больше движений головой, туловищем, руками и ногами, а также демонстрируют больше свободы в выборе и смене определенного невербального репертуара, чем их низко-статусные партнеры. При этом пары собеседников, различающиеся по статусу, разговаривают обычно, отклонившись друг от друга, тогда как пары с одинаковым статусом держатся прямо. Таким образом, для человека, стремящегося к контакту, взаимопониманию, приятного выражения лица и умеренной жестикуляции характерны открытая поза, небольшой наклон корпуса вперед, непроизвольное копирование невербального поведения партнера. При отсутствии намерения развивать позитивные отношения человек прибегает к

    движениям, блокирующим контакт (демонстрация закрытых поз, поворачивание туловища в сторону от собеседника, выставление вперед рук, локтей,

    вытягивание ног). Походка в меньшей степени, чем другие элементы экспрессии, поддается регуляции, поэтому на ее основе можно судить об устойчивых

    индивидуальных характеристиках человека. Походка выполняет ряд функций: регулирует пространство общения, информирует о текущем состоянии человека, о чертах его личности. В основу классификации походки положены следующие критерии: рисунок походки и размер шага (походка бесшумная, деревянная, легкая, порывистая, энергичная и т.д.); возрастные особенности (походка младенца, подростка, юношеская, старческая); особенности, связанные с различиями по полу (мужская, женская походка); профессиональная принадлежность (походка моряка, балерины, топ- модели и т.д.); статусная принадлежность (походка начальника, походка «командира», походка царя и т.д.); характерологические особенности состояния (походка уверенная, виноватая, гордая, ленивая, трусливая, подхалимская и т.д.).

    Отдельные элементы походки с трудом поддаются фиксации, однако ряд авторов приводит их психологическую трактовку:

    Ритмичная походка свойственна человеку воодушевленному, она может свидетельствовать о хорошем настроении или о том, что в голову пришло интересное решение;

    Размашистая походка при среднем и малом росте - свидетельство целеустремленности, активности, экстравертированности;

    Короткие и мелкие шажки часто присущи осторожному, расчетливому человеку, умеющему держать себя в руках;

    Прерывистая, спотыкающаяся походка - показатель неуверенности, скованности, робости;

    Волочащаяся походка может говорить и о плохом настроении, и об отсутствии заинтересованности;

    Медленная походка с опущенной головой и сцепленными за спиной руками бывает у человека, занятого решением какой-либо проблемы;

    Сильная отмашка руками при ходьбе свидетельствует о целеустремленности, решительности человека;

    Привычка постоянно держать руки в карману при ходьбе говорит о критичности, скрытости человека, стремлении подавлять других.

    Таким образом, для практической деятельности очень важно уметь анализировать все проксемические характеристики общения: дистанцию между партнерами, их местоположение относительно друг друга, направление движения их тел, синхронность явления определенных движений тела, динамичность смены позы, степень расслабленности -напряженности позы, открытость - закрытость позы.

    Сравнительное сопоставление поведения представителей различных культур позволило установить, что при общении люди разных культур используют разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам. К такого рода прикосновениям ученые относят, прежде всего, рукопожатия, поцелуи, поглаживания, по-хлопывания, объятия и т. п. Как показали наблюдения и исследо-вания, с помощью разного рода прикосновений процесс комму-никации может приобретать различный характер и протекать с различной эффективностью. Сложилось даже особое научное на-правление, изучающее значение и роль прикосновений при обще-нии, которое получило названиетакесики.

    Люди прикасаются друг к другу по равным причинам, разны-ми способами и в разных местах. Ученые, изучающие тактильное поведение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие типы:

    1) профессиональные - они носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача);

    2) ритуальные - рукопожатия, дипломатические поцелуи;

    3) дружеские;

    4) любовные

    Прикосновения необходимы человеку, чтобы усиливать или ослаблять процесс общения. Но поведение с использованием при-косновений зависит от целого ряда факторов, среди которых наи-более важными являются культура, принадлежность к женскому или мужскому полу, возраст, статус человека и тип личности. Внут-ри каждой культуры есть свои правила прикосновений, которые регулируются традициями и обычаями данной культуры и при-надлежностью взаимодействующих людей к тому или иному полу. Очень часто это зависит от той роли, которые играют мужчина и женщина в соответствующей культуре. В некоторых культурах зап-рещается прикосновение мужчины к мужчине, но не ограничива-ется прикосновение женщины к женщине. В других культурах зап-рещается женщинам прикасаться к мужчинам, хотя мужчинам традиционно позволяется прикасаться к женщинам при общении.

    Как утверждают результаты исследований различных культур, в одних изних прикосновение очень распространено, а в других оно совсем отсутствует. Культуры, принадлежащие к первому типу, получили название контактных, а ко второму - дистантных. К контактным культурам принадлежат латиноамериканские, восточ-ные, южно-европейские культуры.Так, арабы, евреи, жители Во-сточной Европы и средиземноморских стран используют прикос-новения при общении довольно активно. В противоположность им североамериканцы, азиаты и жители Северной Европы при-надлежат к низкоконтактным культурам. Представители этих куль-тур предпочитают находиться при общении на расстоянии от со-беседника, причем азиаты используют большую дистанцию, не-жели североамериканцы и североевропейцы. Немцы, англичане и другие англосаксонские народы считаются людьми, которые ред-ко пользуются прикосновениями при общении.

    Исследования тактильного поведения немцев, итальянцев и североамериканцев подтвердили, что принадлежность к контакт-ной или дистантной культуре зависит также и от личности чело-века и его половой принадлежности. Например, в Германии и США мужчины общаются на большем расстоянии и меньше при-касаются друг к другу по сравнению с Италией. Итальянские мужчины стоят ближе друг к другу и прикасаются друг к другу значи-тельно чаще, чем итальянские женщины. Кроме того, как оказа-лось, итальянские мужчины общаются со своими собеседниками при помощи тех невербальных средств, которые свойственны толь-ко для немецких и американских женщин.

    В азиатских культурах через прикосновение передаются, кро-ме прочего, также чувства патронирования и превосходства. При-косновение к плечу или спине в них означает дружбу. В арабских и некоторых восточно-европейских странах выражение дружес-ких чувств происходит в форме крепких объятий. Среди мусуль-ман объятия являются выражением мусульманского братства. Но в тактильной коммуникации есть и свои запреты: в азиатских куль-турах, например, нельзя прикасаться к голове собеседника, что рассматривается как обида. Поэтому в азиатских культурах учите-ля зачастую бьют учеников по голове, и ученики воспринимают это как обидное наказание.

    Непременным атрибутом любой встречи и общения является рукопожатие. В коммуникации оно может быть очень информа-тивным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слиш-ком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свиде-тельствовать о безразличии. Наоборот, весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки говорят о сильном волне-нии, высоком чувстве ответственности. Затянувшееся рукопожа-тие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрирует дружелю-бие. Однако надолго задерживать руку партнера и своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения.

    Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каж-дое из которых имеет свое символическое значение. Рассмотрим их:

    1) Ладонь, повернутая вверх под ладонью партера, означает готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доми-нирование признается.

    2) Ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стрем-ление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль.

    3) Ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксирует положение равенства собеседников.

    4) Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ла-донь собеседника) подчеркивает стремление к искренности, дру-желюбию, доверительности.

    Таким образом, умелое и грамотное использование прикосно-вений может значительно облегчить процесс коммуникации и выразить многие человеческие чувства и настроения, вызвать доверие и расположение партнера. Но в межкультурной коммуникации сле-дует учитывать различия во взглядах на рукопожатие у иностран-цев. Например, при встрече с партнерами из Азии не следует сжи-мать им ладонь слишком сильно и долго. А вот западноевропейцы и американцы терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку в этих культурах очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует по-нимать руки энергично и сильно, а, кроме того, там принято при рукопожатии сцепленные руки покачивать от трех до семи раз.


    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник