09.08.2019

Механизмы генерирования идей. Методы генерирования альтернатив. Метод непрямых стратегий


Методы генерирования идей

Одним из важнейших моментов, когда происходит соединение всех необходимых условий развития, является поиск идей, основного направления будущей деятельности, которая потом будет разворачиваться, аргументироваться и иллюстрироваться. Существуют приемы по поиску и структурированию идей. Это «идейные сетки» или mind maps, мозговой штурм (brainstorming) и синектика (Synectics).

Метод mind map (карта памяти), разработанный Т. Бузан, является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро ассоциативно, в виде «хаоса» на бумаге. Сущность, структуру и традиционное оформление mind map можно представить следующим образом (рис.1).

Достоинствами использования методов визуализации мыслей являются следующие:

Чётко обозначена главная идея:

Легко распознаются и становятся очевидными взаимосвязи многих понятий, элементов:

Развивается ассоциативное мышление, повторение происходит быстрее и эффективнее:

Карта может быть дополнена, отредактирована позднее:

Карты легко восстанавливаются при воспоминании.

Мind-Мар является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Если ученики научатся представлять тему с помощью Мind Мар, они и в дальнейшем будут охотно использовать этот метод. Mind - Мар выражает их индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления их креативных способностей. Составление Mind - Мар предусматривает следующую поэтапность:

1. В центре листа, доски пишется тема.

2. Учащиеся могут говорить всё, что им придёт в голову относительно данной темы. Учитель записывает эти понятия, ассоциации на одной стороне доски. Самостоятельность учащихся здесь очевидна, нет никакой цензуры, оценки, чья идея лучше или хуже.

3. После того как все высказались по теме, можно сообща определить ключевые слова.

4. От центральной темы отходят основные ветви, на которые записываются другие ключевые слова.

5. На ответвлениях от этих ключевых слов упорядочиваются все остальные вышеназванные идеи. Возможно, что при этом у учащихся возникнут еще новые идеи, которые также записываются. Если ряд идей не подходят под обозначенные ключевые слова, необходимо определить для них отдельные ключевые слова.

6. Основные и побочные ветви могут быть пронумерованы, выделены цветом, некоторые слова по, договорённости, могут быть заменены символами, картинками и т. д.

Возможности использования Mind -Мар:

В зарубежной методической литературе достаточно много примеров вариативной работы с Mind -Мар, возможности использования данного метода многогранны, например:

При работе с текстом

На дополнительных занятиях по английскому языку возможна следующая методика работы с Mind –Мар:

1. Учащиеся просматривают текст;

2. Текст читается второй раз по абзацам. Учащиеся подчёркивают наиболее важные высказывания или ключевые слова.

3. С помощью выделенных понятий со­ставляется первая Mind - Мар. Тема - в центре, подчёркнутые слова сгруппированы вокруг.

4. Текст читается последний раз, и Mind - Мар дополняется уточнениями в виде ответвлений от ключевых слов. Эта методика применялась нами на этапе знакомства с поэтическими произведениями.

При сборе необходимого языкового материала для

обсуждения темы, дискуссии, интервью, написания небольших текстов различных жанров и т. д.

В 1953 году американский психолог А. Осборн предпринял попытку усовершенствовать метод "проб и ошибок". Пытаясь решить задачу этим методом, изобретатель выдвигает какую-то идею ("А если сделать так?"), а затем проверяет, годится она или нет. Есть люди, которые по складу ума хорошо "генерируют" идеи, но плохо справляются с их анализом. И наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их "генерации". Осборн решил разделить эти процессы. Пусть одна группа, получив задачу, только выдвигает идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа пусть только анализирует выдвинутые идеи.

Мозговой штурм (Brainstorming ) - так назвал Осборн свой метод - не устраняет беспорядочных поисков. В сущности, он делает их даже более беспорядочными. "Пробы" долгое время идут в направлении "вектора инерции": они не просто беспорядочны, они преимущественно направлены не в ту сторону. Поэтому переход к "простой беспорядочности" - уже какой-то прогресс.

Основные правила мозгового штурма несложны:

1. В группу "генераторов" идей должны входить люди различных специальностей.

2. "Генерирование" идей ведут, свободно высказывая любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, фантастические. Регламент - минута. Идеи высказываются без доказательств. Все идеи записываются в протокол или фиксируются магнитофоном.

3. При "генерировании" идей запрещена всякая критика (не только словесная, но и молчаливая - в виде скептических улыбок и т. п.). В ходе штурма между его участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Желательно, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими.

4. При экспертизе следует внимательно продумывать все идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными.

Обычно группа "генерации" идей состоит из шести - десяти человек. Продолжительность штурма невелика:минут.

При проведении мозговых штурмов с запретом скрытой критики (не разрешается обрывать развивающиеся цепи идей, требуется доводить каждую идею до логического завершения) эффективность штурма повышается, но резко возрастают и затраты времени.

При мозговом штурме можно в какой-то степени управлять мышлением, но суть дела от этого не меняется: поиск по-прежнему ведется простым перебором вариантов.

Пытаясь усовершенствовать мозговой штурм, нетрудно обнаружить, что целесообразно было бы использовать две возможности:

1. Создать не один метод, а комплекс разных методов

2. Организовать дело так, чтобы этот комплекс применяли группы людей, специально обученных и постепенно накапливающих опыт методического решения задач.

Из этих положений исходил американский исследователь У. Гордон, предложивший так называемую синектику и основавший в 1960 году изобретательскую фирму "Синектикс".

Слово "синектика" означает "совмещение разнородных элементов". По определению автора, синектические группы - группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов.

В основу синектики положен мозговой штурм, проводимый постоянными группами. Решение задачи начинается с ознакомления с "проблемой, как она дана" и превращения ее в "проблему, как она понимается". В синектике используются четыре вида аналогий:

Прямая аналогия - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники или с объектом из живой природы. Например, если мы хотим усовершенствовать процесс окраски мебели, то рассмотреть, как окрашиваются минералы, цветы, птицы и т. д. Или - как окрашивают бумагу, как "окрашивают" телеизображение.

Личная аналогия - ее называют также эмпатией: решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Например, в предыдущем случае можно представить себя белой вороной, которая хочет как-то окраситься.

Символическая аналогия - обобщенная, абстрактная аналогия. Например, для шлифовального круга - "точная шероховатость".

Фантастическая аналогия - в задачу вводятся какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Или какие-нибудь фантастические средства, (шапка-невидимка, сапоги-скороходы и т. п.).

Синектика - наиболее сильное из того, что есть в зарубежных странах в области методики изобретательства. Но синектика осталась механическим набором приемов, оторванных от изучения объективных закономерностей развития техники. Задачи второго уровня и нижних подуровней третьего уровня - таков потолок синектики.

Все вышеописанные методы учат реагировать спонтанно, проявлять находчивость, воображение. Использование данных методов на уроках английского языка имеет неоспоримую практическую ценность, как при организации реального общения, так и при развитии творческих, мыслительных способностей. Поскольку сколько-нибудь достоверных диагностических тестов для определения творческих способностей не существует, мы полагаем, что умение учеников составлять идейные карты, а также активная генерация идей с помощью мозгового штурма и синектики могут являться показателями развития творческих способностей.

Применение технологии визуализации мыслей и информации (методика Мозговой штурм (brainstorming) и идейных сеток (Mind map)) на этапе генерирования идей является весьма удачной: учащиеся быстро ориентируются в теме, сами генерируют идеи, которые развиваются и практически воплощаются уже на данном занятии при выполнении аналитических упражнений. Составленные «идейные сетки» на протяжении всего процесса обучения работают в качестве опор для генерирования новых идей, ассоциаций, упорядочивания мыслей вследствие получения новой информации, а также являются лучшим способом для воспроизводства уже полученной смысловой информации. Примеры идейных сеток даны в приложении. Обучение оказалось оптимальным в таких ситуациях, когда ученики предлагали идею, а учитель только помогал правильно сформулировать её. Необходимо отметить, что поскольку трудно отделить мнение или идею учителя от идеи ученика, необходимо ограничить роль учителя в процессе создания работ детей. Роль педагога – вывести ученика на активизацию собственного опыта. Поэтому после того, как текст будет прочитан, очень важно дать время на индивидуальный отклик как результат взаимодействия только автора и читателя без вмешательства учителя.

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Общая характеристика методов генерирования идей 2. Метод мозгового штурма 3. СИНЕКТИКА 4. Морфологический анализ 5. Метод фокальных объектов 6. «ТРИЗ»

Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, нежели на их качество. Это дает множество идей, которые можно применять при выработке решений. Оцениваемых впоследствии.

ВАЖНО! Отсрочить вынесение оценки при использовании любого из методов. ОЦЕНКА ИДЕЙ тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи.

1. СКОРОСТЬ Упражнения на скорость просты и требуют записи максимально возможного числа идей за короткое время (1 2 мин). Например: Взять необычную ситуацию и продумать все возможные последствия. Представить, что случится, если вы как то проснетесь утром, а все, связанное с электричеством, перестанет работать?

2. Обсуждение Способ получения дополнительных идей, помимо ваших собственных. Помогает найти новый взгляд на проблему и ее значение, а также другие ценности и идеалы. Важное дополнение к другим методам!

3. Фантазирование Важные свойства метода: v Позволяет думать в игровой, раскованной манере v. Часто включает в себя чувства и эмоции, добавляющие ценное измерение вашему мышлению. v Мыслями можно быстро манипулировать, а потенциальные препятствия – предвидеть. v Позволяет ясно представить вознаграждение, и оно действует как стимул.

3. Фантазирование этот метод называют «принимать желаемое за действительное» . Изобретатели делают это все время. Если вы установите высокую планку, то можете использовать фантазирование при разработке планов достижения ваших целей.

5. Инкубация Если вы «увязли» в проблеме, поработав над ней некоторое время, то часто продуктивным оказывается перерыв в работе над ней. как только вы прекращаете работать над проблемой, то оказывается, что разум продолжает манипулировать информацией, неосознанно ища новые отношения и модели.

6. Контрольные списки вопросов, стимулирующих работу мысли; могут подсказать, где искать определенную информацию, и подхлестнуть работу мысли.

6. Контрольные списки Пример Контрольный список новых идей (Check List for New Ideas) Алекса Осборна: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Использовать для других целей? Адаптировать? Модифицировать? Увеличить? Уменьшить? Заменить? Переделать? Полностью изменить? Объединить?

7. Аналогия Аналогии могут стать моделью, дающей лучшее понимание проблемы. Работая над проблемой, вы можете искать аналогии или «наткнуться» на нее случайно.

8. Насильственные отношения Метод, при котором вы намеренно думаете о сочетании несвязных объектов или идей, чтобы увидеть, не даст ли это нового практического результата. Например: «поющие» поздрави тельные открытки.

9. Составление списков свойств Аналитический метод, используемый для определения способов улучшения продукта, услуги или системы. Этапы составления списка свойств: 1. Описание физ. свойств или характеристик каждого компонента 2. Описание функций каждого компонента 3. Изучение каждого компонента по очереди, с целью понять, приведет ли изменение его физических свойств к улучшению его функций.

Метод мозгового штурма мозговой штурм(мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения: Сложность Неподходящее время для проведения группового мозгового штурма или нет людей для его проведения. Есть авторитетные люди в группе. Фокус внимания группы может быть смещён в сторону начальства или авторитетного человека. Невозможность сфокусироваться на задаче. Во время мозгового штурма повышается энергетика голоса. Всем хочется, чтобы их услышали. Особенно актуально, если участников в группе много. Вариант решения Проводить индивидуальный мозговой штурм. Желательно заранее, планируя мозговой штурм, предупредить начальство о том, что данное мероприятие предназначено для рядовых сотрудников. Для руководства стоит проводить отдельные мозговые штурмы. Найти помещение, где можно громко говорить. Модератор следит за тем, чтобы обсуждение не превратилось в «базар» .

Сам мозговой штурм (генерация идей) Можно кратко ознакомить участников с особенностями метода мозгового штурма, но это не является обязательным условием. Модератор записывает задачу на доске. Участникам группы даётся 1 5 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги. Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения: Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику (отсутствие оценивания идеи) Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. Не искать детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею)

Модератор записывает все идеи. И заканчивает писать, когда они закончились или их количества уже достаточно.

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения: Сложность У участников группы идей мало или совсем нет. Такое может случиться, если задача слишком глобальна или у участников мозговая блокада. Участники вялые ничего не хотят делать. Люди не могут удержаться от критики Идей очень много, как все успеть записать? Вариант решения Большую задачу разбить на много маленьких и решить их поочередно. Сделать разминку, походить, сесть поудобнее, откинувшись на спинку кресла. Предложить поиграть в игру(например как можно еще использовать какой нибудь простой пример: бутылка) Предложить приз за большее количество придуманных вариантов. Далее переходить к основной теме мозгового штурма. Модератору нужно чётко отслеживать правила мозгового штурма: сначала идеи, потом все остальное. Записывает модератор, используя технику ментальных карт. Запись в таком виде подарит еще больше творческих идей, плюс поможет сконцентрироваться на задаче.

Выбор подходящей идеи (анализ идей) Перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме. Расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи). Критерии могут быть такие: скорость, время деньги и т д. Наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как делать, кто за что отвечает, сроки, ресурсы, этапы и т д.)

Подведем итог: Метод мозгового штурма является эффективным способом решения множества задач, однако в условиях ограниченности времени и пространства, проводить мозговой штурм бывает нецелесообразно. Как вариант – индивидуальное применение метода мозгового штурма при помощи ментальных карт, данная технология позволяет экономить время, как своё, так и других людей, она более доступна и практична.

Из истории Разработанная в конце 50 60 х годов американских психологом У. Гордоном на основе известного метода групповой генерации идей «мозгового штурма» , синектика развивалась как совместная поисковая деятельность экспертных групп с использованием догадок, смелых гипотез, «сумасшедших идей» и интуитивных решений. Сам термин "синектика" обозначает "объединение разнородных элементов" Синектика (Synectics) метод коллективной творческой деятельности, основанный на целенаправленном использовании интуитивно образного, метафорического мышления участников.

Синектика как метод поиска идеи – это, по сути, мозговая атака исследуемой про блемы специализированными группами профессиональных специ алистов, инженеров, консультантов, экспертов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций.

Отличия синектики от мозгового штурма Синектика представляет собой спокойную умозрительную деятельность, целенаправленно получающую идеи и предполагающую оценку полученных результатов в период сессии. В организации творческой активности группы внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Синекторы должны обладать не только различными знаниями, но и различными эмоциональными типами. Часто в состав группы включают авторитетного креативщика, который призван играть роль эксперта или "адвоката" при столкновении "непримиримых" творческих позиций На первых этапах следует избегать попыток формулировать окончательно завершенные, целостные идеи, мысли.

Качества синектора Умение абстрагироваться Способность отходить от навязчивых идей Умение находить необычное в обычном Неудержимая фантазия Широкий кругозор Глубокие знания в разных сферах

Применение синектики в решении инновационной проблемы включает в себя следующие этапы: 1) ознакомление с проблемой; 2) уточнение проблемы, что означает превращение проблемы как она была дана (ПКД), в проблему, как ее следует понимать (ПКП); 3) решение проблемы. Здесь под решением проблемы понимается взгляд с какой то новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию.

Синектика – это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. Типы аналогий, используемые синекторами Прямая Личная Фантастическая Символическая

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство» , так как отшлифованный мрамор (кроме белого) - весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

Прямая аналогия Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения. Задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой – пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для её замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной? Синекторы в своих поисках рассмотрят, как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений, как устроены пищеводы животных, питающихся «колючей» пищей, и т. д. Что то похожее можно применить для предохранения заслонки от трения и стирания.

Символическая аналогия Требуется в парадоксальной форме определить объект (понятие), высветить его суть. Определение должно состоять из двух слов (прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другому, т. е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное.

Примеры: Определяемое понятие Определение Сигарета Твердый дым Вентилятор Жесткий ветер, настольный сквозняк, застывший вихрь Взвешенная неразбериха Раствор Книга Пламя Облако Молчаливый рассказчик, диалог наедине Видимая теплота Прочность Легкая тяжесть, воздушная вода, непрозрачная пустота Принудительная целостность Шлифовальный круг Точная шероховатость

Так, для предотвращения износа заслонки от пульпы в процессе поиска образной характеристики защиты процесса были предложены такие метафоры: живая броня, невидимая кольчуга, отрастающий панцирь. Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить её слоем нарастающего льда.

Фантастическая аналогия Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей (наличия источников энергии, необходимых условий, физических законов и пр.) После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху. Ввести какие нибудь фантастические средства (или персонажи), выполняющие то, что требуется по условиям задачи.

Примеры: Немецкий астроном И. Кеплер, открывший законы движения планет, уподоблял притяжение небесных тел взаимной любви. Солнце, планеты и звезды он сравнивал с различными обликами Бога. Эти сопоставления привели Кеплера к идее ввести понятие силы (гравитации) в астрономию.

В XVII в. Движение крови в организме сравнивали с морскими приливами и отливами. Английский врач и физиолог У. Гарвей ввел новую аналогию – насос – и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.

Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с

Личная аналогия (эмпатия) Синектор представляет себя техническим объектом (например, самолетом, луноходом) и пытается осознавать, как бы он действовал в данных обстоятельствах. Представив себя заслонкой, мы сначала стали бы уворачиваться от ударов, а потом взяли бы в руки щит, чтобы отталкивать частицы руды. В этом образе и заключается ключ к решению. В реальной практике заслонку намагнитили, и она, как броней, покрывалась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.

*Нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы

Существует три общих типа действий: 1. Игра со словами, со значениями и дефинициями. Она включает в себя преобразование специфической проблемы в ее определение с помощью обобщающего слова или высказывания. В этот механизм также была включена "инверсия" – как еще один метод обыгрывания уже принятых значений. 2. Игра с отрицанием какого-либо основного закона, научного понятия. В рамках этих действий группа задает себе ситуацию, в которой нарушен один из законов природы и пытается ответить на вопрос: "Каким образом мы можем добиться этого в действительности? " 3. Игра с метафорой. Обыгрывание метафоры – один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое – знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях, как между похожими, так и явно несоответствующими другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации, с его основным вопросом: "Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью? ".

*

*

Морфологический анализ - пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении. Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос.

* Цель - создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта. *

*Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состо ящей из шести последовательных этапов. В их числе: *1) формулировки проблемы; *2) постановки задачи; *3) составления списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции; *4) составления перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике (перечень называется морфологической картой или таблицей (если характеристик продукта – 2) или «морфологическим ящиком (гиперящиком)» , если характеристик – 3 и более). *Пятым и шестым этапами морфологического анализа являются: анализ сочетаний и выбор наилучшего сочетания.

В простей шем случае при методе морфологического анализа составляется дву мерная морфологическая карта: выбираются две важнейшие харак теристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой табли цы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы.

* свойства характеристика 1 2 3 4 5 … А двигатель внутреннего сгорания газовая турбина электродвигатель реактивный двигатель 5 … Б движитель воздушный винт гусеницы лыжи снегомёт шнеки … В опора кабины на снег на двигатель на движитель 4 5 … Г управление 1 2 3 4 5 … Д обеспечение заднего хода 1 2 3 4 5 …

1 2 3 4 5 Метод мытья Полный комплекс Самообслу- ручной живание мобильны Комбинирой ванный Объект мытья Легковые автомобили грузовики дома одежда собаки Оборудование Спрей конвейер кабины сушилки щетки Продажа товаров Сопутствующи галантерея канцелярия Продуты е товары питания сигареты

*

Разработка метода Метод фокальных объектов (МФО), предложен американцем Ч. Вайтингом. Он базируется на анализе случайных объектов и их случайных признаках. Слово «фокальный» означает, что объект находится в фокусе вашего внимания.

Этапы решения задачи с помощью МФО 1. Анализ условий задачи, определение недостатков исходного объекта. 2. Выбор нескольких случайных предметов, не имеющих отношения к задаче. 3. Определение и запись в таблицу 6- 10 признаков случайных предметов. 4. Генерация (выработка) новых технических решений путем соединения признаков случайных предметов с исходным объектом, доработка и анализ полученных решений. 5. Оценка найденных решений и выбор лучшего из них, отвечающего условиям задачи.

Пример № 1: совершенствуем часы 1. Совершенствуемый (фокальный) объект - часы. Цель - расширение ассортимента продукции завода для увеличения спроса. 2. Выбор 3- 4 произвольных (наугад из словаря, технического журнала, книги) объектов (не обязательно технических). Например, лист, катер, клетка, сетка. Листья Катер Клетка Сетка

Таблица признаков случайных объектов 3. Составление списков характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват (включаются не только основные, но и малозначительные признаки), тем лучше (см. таблицу). Объект Признаки объекта Лист Широкий, узкий, плоский, пространственный, цветной, упругий, резной, бумажный, металлический, пластмассовый, яркий, однолетний, многолетний Катер Скороходный, самоходный, управляемый (изнутри, извне), не тонущий, сигнальный, морской, спасательный Клетка Самоорганизующаяся, самонастраивающаяся, неэнергоемкая, живая, закодированная, растущая, биологическая, матричная, для зверей, с циклами жизнедеятельности Сетка Плетеная, прочная, заградительная, игровая, звукопоглощающая, фильтрующая, арматурная, координатная, цифровая, настроечная, складная

Соединение признаков с объектом 4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов Присоединение одного признака Присоединение двух признаков Присоединение трех признаков Часы широкие Часы цветные, самозаводящиеся Часы цветные, сигнальные, складные Часы сигнальные Часы широкие, неэнергоемкие Часы яркие, спасательные, самонастраивающиеся Часы игровые Часы узкие, сигнальные Часы упругие, нетонущие, игровые

Оценка решений, выбор лучшего 5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Рассмотрим ассоциации: часы цветные, не тонущие, складные, самонастраивающиеся. Могут применяться в морских условиях; самонастраиваются на волну спутников связи; могут быть использованы в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны.

Пример В столбе слева приводятся имена существительные, обозначающие предметы, а справа - прилагательные, обозначающие свойства. Предмет Свойства Автобус Ароматный Веревка Беспрерывный * Газета Жидкий Гвоздь Изменчивый Зажигалка Круглый

Возьмем первое слово "автобус" и будем соединять его с каждым словом второго столбца. Ароматный автобус - в его салоне запах ландыша, хвои. Жидкий автобус - его салон с жидкостью, а в ней в специальной капсюле - люди, при лобовом столкновении машин пассажиры даже не ощутят удара. Изменчивый автобус - в зависимости от обстановки может менять свои размеры, цвет, мощность. Круглый автобус - колесо. Автобус шар, не нужно колес, катится сам, а попав в воду плывет, как мячик.

Соединяя таким образом каждое существительное со всеми прилагательными, мы обнаружим немало любопытных идей, среди которых могут быть: ароматный конверт (в клей введены пахучие вещества); резиновое стекло; раздвижной корабль;

Пример применения МФО Совершенствуемый объект Фонарик. Случайные объекты Очки, валенок, парашют. Характерные свойства или признаки случайных объектов Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

Новые сочетания Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный. Новые идеи Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарикмаячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

*При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: * «Что ЭТО может быть? » , * «Где ЭТО можно использовать? » . * Вопрос «Кому ЭТО надо? » поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет «ЭТО» покупать и платить за «ЭТО» деньги.

*Рекомендации по применению метода фокальных объектов: *1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект. *2. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т. д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор – застрявший, ветер – завывающий, лампочка - вспыхнувшая

Пример. Выберем классы объектов: животные и элементарные частицы. Свойства частиц: масса, заряд, импульс, момент вращения

припишем животным свойство проникать сквозь силовые барьеры, например, проходить сквозь стены Кроме того, животные намагничены и заряжены. Обмениваются друг с другом сигналами в виде вариаций магнитного поля

Метод позволяет предложить принципиально новые подходы к конструированию среды, эффективен при поиске новых форм и принципов действия проектируемого объекта. Эффективность МФО во многом определяется умением человека строить оригинальные ассоциативные цепочки.

Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Метод фокальных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии - и для школьников, и для взрослых.

Сам метод появился, когда Альтшуллер решил, что изобретать может каждый грамотный учёный или инженер, то есть нужно было творческий процесс заменить рутинной процедурой выполнения заранее предписанных правил в тех или иных случаях. Проанализировав тысячи источников литературы, учёный пришёл к выводу, что огромное многообразие уникальных задач из разных областей техники можно свести к ограниченному числу типовых технических противоречий, решения которых уже кем-то когда-то найдены. *

Так появилась Таблица применения приемов разрешения технических противоречий, получившая впоследствии всемирную известность. Этот банк подсказок насчитывает 40 приемов, позволяющих устранить свыше полутора тысяч типовых противоречий.

Часть таблицы разрешения противоречий Что нужно изменить Что ухудшается при изменении Мощность Потери энергии Потери вещества Потери информаци и Потери времени 1. Вес подвижного объекта 12, 36, 18, 31 6, 2, 34, 19 5, 3, 31 10, 24, 35 10, 35, 20, 28 2. Длина подвижного объекта 1, 35 7, 2, 35, 39 4, 29, 23, 10 1, 24 15, 2, 29 14 35, 29, 3, 5 14, 10, 34, 17 10, 14, 18, 39 30, 16 10, 35, 4, 18 3. Форма 4, 6, 2 4. Площадь неподвижног о объекта 17, 32 17, 7, 30 Цифры на пересечении строк и столбцов – приёмы, с помощью которых можно устранить противоречия. Всего их насчитывают около пятидесяти.

Примеры методов разрешения противоречий ПРИЕМ 1 – Принцип дробления а) Разделить объект на независимые части б) Выполнить объект разборным в) Увеличить степень дробления объекта ПРИЕМ 7 – Принцип «матрёшки» а) Один объект размещен внутри другого объекта, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д. б) Один объект проходит сквозь полость в другом объекте ПРИЕМ 16 – Принцип частичного или избыточного решения Если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить "чуть меньше" или "чуть больше". Задача при этом может существенно упроститься. ПРИЕМ 35 – Изменение физико химических параметров объекта а) Изменить агрегатное состояние объекта б) Изменить концентрацию или консистенцию в) Изменить степень гибкости г) Изменить температуру

GEN 3 Partners Фирма, созданная тризовцами – учениками Альтшуллера – Саймоном Литвином и Валерием Цуриковым. Основатели кооператива изменили классическую концепцию ТРИЗ, адаптируя её под требования бизнеса. Бизнес не оперирует узкими техническими проблемами, там необходимо повысить рентабельность бизнеса, расширить рынок и так далее.

Отличия классической ТРИЗ от концепции GEN 3 Innovation Discipline Появился четкий ориентир для правильного направления совершенствования продуктов параметры продуктов, которые имеют ценность для потребителя. Метод, позволяющий выявить совокупность таких параметров, получил название MPV Analysis (Main Parameters of Value Analysis). Переход от изобретательства к заимствованию готовых технологий из других областей Решение так называемых вторичных задач – тех, что появляются при внедрении нового продукта Альтшуллеровская ТРИЗ предназначалась для изобретателя одиночки, а новое поколение методологии для команды

Без чужих идей не обойтись Крупной американской компании производителю микрочипов сильно досаждали пузырьки воздуха в защитном лаке, которым покрывались кремниевые и германиевые подложки для микросхем перед травлением. Убытки они приносили ощутимые: миллионы готовых чипов приходилось выбрасывать. Три года лучшие специалисты по полупроводниковой технике и органическим лакам, в том числе из NASA, нанятые компанией, пытались найти способ избавиться от пузырьков, но все безуспешно в брак по прежнему уходила значительная доля готовых микросхем. Решение нашла фирма GEN 3 Partners. Она изучила три области техники, где на управлении пузырьками воздуха давно съели собаку: индустрию шампанских вин, подводную технику и системы защиты гидротехнических сооружений от ударов волн и обрастания водорослями, которые основаны на явлении осаждения воздушных пузырьков на подводных частях конструкций. И выяснила, что пузырьки образуются в лаке во время перелета из Японии вследствие изменения соотношения температуры и давления в жидкости. А чтобы легко и быстро избавиться от них, GEN 3 предложила перенять технологию у производителей шампанского: когда они раскручивают вино в центрифуге, пузырьки скапливаются в центре так, что их несложно собрать.

Кому-то весна, а кому-то поллиноз. Заказчик проекта крупная компания, производившая мази, просила улучшить этот продукт, но мази уже исчерпали свои возможности по основным параметрам заниматься улучшением других параметров нет смысла. Из остальных подобных продуктов лучше всех удовлетворяли требованиям носовые фильтры затычки для носа из мягкого пористого материала, у которых был недостаток: они здорово мешали дышать. Эта функция и стала объектом совершенствования. В итоге бизнес задача была сведена к ключевому противоречию: поры в носовом фильтре должны быть маленькими, чтобы задерживать частицы пыли в 5 10 микрон, и поры должны быть большими, чтобы не мешать дыханию. Через своих экспертов GEN 3 выяснила, что наиболее эффективно эту задачу решили производители цемента: они устанавливают у себя в цехах огромные аппараты циклоны. Воздух в циклоны нагнетается с помощью вентиляторов, завихряется, создается центробежная сила, которая отбрасывает частицы пыли к стенкам, где ее собирают механические пылесборники. С предложением сделать маленький циклончик в ноздре GEN 3 обратились в фирму Negev Tornado, которая разрабатывает лучшие в мире промышленные циклоны. Эта фирма рассчитала конструкцию мини циклона, изготовила аэродинамическую модель носа и сделала опытный образец". Первые тестовые продажи фильтров в Японии показали, что потребителю новинка понравилась.

Контрольные вопросы к теме: 1. Каковы основные принципы групповой работы при генерации идей? 2. Каковы сферы применения разных методов генерации идей?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Процедура решения задачи методом мозгового штурма. Этапы генерации идей и их анализа. Правила этапа генерации и аналитического этапа. Поиск новых направлений решения как основная цель метода мозгового штурма. Базовые принципы работы для аналитика.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2011

    Идея метода мозгового штурма Алекса Осборна - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности участников. Этапы проведения мозгового штурма: постановка проблемы; генерация идей; группировка, отбор и оценка идей.

    реферат , добавлен 18.07.2010

    Мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей. Процесс принятия решения методом мозгового штурма, его достоинства и недостатки. Модификации метода мозгового штурма.

    реферат , добавлен 15.05.2008

    Метод "мозгового штурма" - коллективного продуцирования новых креативных идей, используется в самых разных областях - от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных социальных или личных ситуациях.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Метод "мозгового штурма" - оперативный метод коллективного решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса, анализ и оценка выдвинутых идей, формы дискуссий.

    презентация , добавлен 30.11.2011

    Решение задач, аргументация и формирование количественных оценок результатов формальными методами. Составляющие метода экспертных оценок. Метод коллективной генерации идей ("мозговая атака"). Метод Дельфи, особенности метода фокус-групп, SWOT-анализ.

    презентация , добавлен 30.03.2014

    Разделение конструкторских работ на творческую, технологическую, организационную, производственную и корректировочную деятельность. Организация работы, подбор и расстановка кадров. Понятие метода "мозгового штурма" и его роль в поиске новых идей.

    реферат , добавлен 15.09.2010

    Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений. Разновидности метода "мозгового штурма". Достоинства и недостатки метода мозгового штурма. Американский стиль менеджмента.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2012

МЕТОДЫ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ.

Сталкиваясь со сложными, открытыми и постоянно меняющимися задачами, руководители и собственники предприятий понимают, что инновации это ключевое преимущество в конкурентной борьбе.

Хорошо, известно, что любая инновация начинается с идеи. Так как для нахождения хотя бы одной плодотворной идеи необходимо, как правило, рассмотреть множество альтернатив, процесс выдвижения новых идей должен быть организованным и систематизированным.

Еще Фрейд и Юнг активно изучали психологические возможности человеческого интеллекта. Из их исследований вытекает следующее.

Человек воспринимает, перерабатывает и выдает информацию на трех уровнях – сознание, предсознание и надсознание (бессознание).

Сознание может фокусироваться в каждый момент времени только на одном объекте, предсознание – на нескольких (4-10), надсознание – на бесконечном количестве. Но скорость обработки информации об объекте наоборот – очень высокая у сознания и медленная у надсознания.

Каждому из этих уровней поступает исходная информация об объекте. Они обрабатывают эту информацию и выдают (генерируют) результат. Результатом работы сознания является некоторая реакция, которой человек воздействует на объект (т.е. реальные действия). А предсознание и надсознания в результате обработки генерируют идеи, которые передаются сознанию для преобразования идеи в реакцию (реализации идеи).

Информация циркулирует между этими уровнями по следующей схеме:

Рис.1. Уровни циркуляции информации.

Сознание воспринимает всю необходимую информацию об объекте и если не может ее мгновенно обработать или этой информации недостаточно для создания реакции, то оно передает эту информацию предсознанию. Предсознание накапливает информацию о нескольких объектах (4-10), обрабатывает ее, генерирует идеи и передает их сознанию для реализации. Но этот процесс занимает больше времени, чем у сознания.

Если и предсознание не в силах обрабатывать передаваемый объем информации от сознания, то оно передает ее надсознанию, которое может обрабатывать информацию о бесконечном количестве объектов. Обработку бесконечного объема информации психологи назвали надсознательными процессами. Особенностями этих процессов является:

параллельность: одновременно обрабатывается информация о множестве объектов;

незаметность: они происходят абсолютно незаметно для человека. Сознанию передаются лишь результаты их работы (идеи).

Обычно надсознание генерирует идеи абсолютно неожиданно для человека. В такие моменты человек говорит: «меня осенило», «эврика», «меня посетила муза» и т.п., он ощущает вдохновение.

Сознанию может передаваться много идей и оно не будет успевать преобразовывать их в реакции, причин этому множество, но основной трудностью при генерировании новых идей, помогающих решать проблемы, является уход от привычных способов ассоциирования информации. Эта "логика опыта" мешает нам комбинировать информацию необычными способами. Нам кажется, что трудно увидеть обычные ситуации в новом свете. Связывание несравнимых фрагментов информации может сознательно исключаться, а идеи, которые кажутся нерелевантными, могут не "всплыть" из памяти по причине их слабой связи с ситуацией. В результате, нам не удается исследовать все возможные пути решения проблемы.

Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает множество идей, которые можно применять при выработке решений, оцениваемых впоследствии.

Важным элементом при использовании почти всех этих методов является отсрочка вынесения оценки, что означает намеренный отказ от любого типа оценки. Оценка идей тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи. Иногда бывает легко придумывать необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что всего лишь "играем". Однако как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу исключаем эти идеи, осознанно или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются с практическим решением.

И посему, прежде чем перейти непосредственно к описанию основных методов генерирования идей, хотелось бы назвать несколько ключевых правил игры.

Основные правила для выработки идей.

Существует несколько техник, которые этому способствуют:

Вызов предположениям: В каждой ситуации, мы придерживаемся определенных позиций (установок, убеждений и мнений). Вызов этим предположениям, может вывести на новый уровень мышления.

Например: Компания, мировой лидер в производстве спортивной одежды и экипировки, столкнулась с проблемой на одном из своих производств, расположенных в Юго-Восточной Азии. На предприятии был зафиксирован всплеск хищений сотрудниками предприятий кроссовок. Все типовые методы решения проблемы не привели к желаемому результату. Тогда руководство компании бросила вызов предположениям! Почему и правые и левые кроссовки производятся на одном и том же заводе? В результате этой провокации появилась идея: оставить производство левой пары кроссовок на данном предприятии, а производство правой пары организовать на соседнем производстве. Реализация данной идеи привела к полному прекращению хищений.

Изменить задачу: Изменения в постановке задачи, приводит к новым идеям. Для этого, достаточно просто взглянуть на нее с различных точек зрения.

Например: Во время второй мировой войны в акватории южных морей вели боевые действия немецкий и английский флот. В результате тактических маневров, возникла следующая закономерность: Немецкий корабль минировал акваторию, после чего англичане ее протраливали. Когда, в результате действий англичан, водная территория освобождалась от мин, немцы снова ее минировали. Так продолжалось до тех пор, пока англичане не взглянули на задачу под другим углом. “А что будет, если мы не выполним задачу по разминированию акватории?”. В результате возникшей идеи, немцы подорвались на своих же минах, будучи уверенными, что англичане в свою очередь уже все давно разминировали.

Самовыражайтесь: Все мы очень талантливы и образованы, но почему-то сталкиваясь с проблемой, чаще всего используем только слова для ее решения. Как насчет того что бы попробовать что-то новое? Глина, музыка, игра в ассоциации, рисование - вот только некоторые пути того как можно изобразить задачу. Просто попробуйте выразить проблему по-другому! Различные способы могут запустить новые мыслительные стратегии. Это может дать Вам новые идеи и решения.

Соединяйте несоединяемое:

Некоторые гениальные идеи могут возникнуть только случайно. Вы что-то заметили или услышали. Часто это совсем не связанно с проблемной ситуацией, но неожиданно становится её решением. Ньютон и яблоко, Архимед и его наполненная ванна, примеров тому масса. Случайный элемент дает стимул и заставляет клетки нашего мозга работать.

Ищите стимулы в самых неожиданных местах. А затем рассмотрите, как можно построить связь между стимулом и решаемой задачей.

Используйте катализаторы:

Катализаторы это активность и действия, которые напрямую не генерируют идеи, но способствуют этому. Они создают позитивную атмосферу. Некоторые из них помогут вам открыть собственный творческий потенциал.

Измените окружение. Это может изменить процесс мышления.

Уберите раздражители. Держите Ваше мысленное пространство в порядке, как в прямом, так и переносном смысле.

Юмор и веселье. Это особые ингредиенты, особенно в командной работе.

Теперь перейдем непосредственно к самим методам и их краткому описанию.

Методы генерирования идей.

Метод мозгового штурма А. Осборна

Метод «мозгового штурма» был предложен Алексом Осборном в 1941 году для решения производственных задач судоремонтного завода, где он заведовал отделом рационализации.

Основной задачей метода «мозгового штурма» является выработка возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы.

Участники должны при использовании данного должны придерживаться следующих правил:

  1. Количество идей предпочтительнее качества.
  2. Критика идей на этапе генерации запрещена.
  3. В группе генерации идей не должно быть начальства.
  4. Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
  5. Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
  6. Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
  7. Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
  8. Идеи излагайте кратко.
  9. Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
  10. При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

Метод включает в себя два основных этапа:

  • Этап выдвижения (генерации) идей
  • Этап анализа выдвинутых идей

Рассмотрим оба этапа более детально:

Генерация идей.

Для участия в этапе генерации целесообразно привлекать людей, отличающихся большой скоростью мыслительных операций, легкостью адаптации в новых ситуациях, гибкостью мышления, способностью переключать внимание с одного аспекта деятельности на другой, легкостью использования в решениях только что полученной информации.

В общем виде процесс генерации складывается из двух важных составляющих:

Выдвижения идей, показывающих новые направления решения проблемы.

Выдвижения идей, развивающих уже имеющиеся направления.

Гармоничное чередование обеих составляющих позволяет генераторам работать эффективно. Внутреннее содержание происходящего процесса может быть представлено как выдвижение новой идеи, ломающей имеющееся представление об организации рассматриваемой системы, об ограничениях и возможностях; последующее "привыкание" к этой идее, сопровождающееся выдвижением ее применений, разносторонней реализацией заложенного в ней принципа. Важную роль в управлении этим процессом играет ведущий. (Именно он, контролируя происходящее на обобщенном уровне, может и должен регулировать соотношение между новыми и развивающимися идеями).

Идеи, выдвинутые на этапе генерации, оформляются в протоколе, после чего происходит их первичная расшифровка. Она состоит в расширенном описании высказываний участников, придании им правильной законченной формы. На этом этап генерации завершается.

Анализ идей

Участники этапа анализа должны быть интеллектуалами, обладать логическим, упорядоченным мышлением, при этом логика сочетается у них с терпимостью к новым подходам. Важно, чтобы аналитики не относились ревниво к чужим идеям (особенно критично это требование, если одни и те же люди участвуют в процессе выдвижения идей и их анализе). Они должны обладать чувством повышенной ответственности за свое дело.

Базовыми принципами работы для аналитика являются обобщение и конкретизация. Поэтому важнейшей чертой, по которой следует проводить отбор в эту группу, является наличие творческих способностей. По сути, название этапа затеняет тот факт, что, как и на этапе генерации, на этапе анализа происходит широкомасштабное выдвижение новых идей. Разница состоит в том, что на первом этапе более приемлемы генераторы интуитивного плана, легко ориентирующиеся в постоянно меняющихся схемах деятельности, в то время как на этапе анализа происходит осознанное выдвижение предложений, развивающих и конкретизирующих имеющиеся предложения. Кратко этот процесс состоит в обобщении идеи, выявлении обобщенного принципа, лежащего в ее основе, оценке его перспективности и наполнении принципа конкретным содержанием.

Обобщение идеи проводится для освобождения ее от внешних, отвлекающих, подчас эмоционально ярких моментов, заменой их на нейтральные конструкции. В процессе работы аналитиков также часто происходит дополнение системы принципов, ранее выдвинутых генераторами.

Минимальность логико-психологических средств метода «мозгового штурма» обуславливает существенную ограниченность области его применимости. Во-первых, это лишь форма организации синтеза идей возможных путей решения проблемы, причем идей не наилучших, не наиболее перспективных, а главным образом - оригинальных, свежих, неожиданных. Во-вторых, метод «мозгового штурма» применим лишь к задачам общего характера, по которым и неспециалисты могут иметь некоторое представление и, соответственно, не в силах высказать более или менее ценные идеи.

Метод фокальных объектов

Любая изобретательская задача прямо или косвенно содержит упоминание о существующем техническом прототипе - объекте, который необходимо усовершенствовать. С этим прототипом связаны определенные укоренившиеся представления. Поэтому в основе одной из первых попыток повысить эффективность метода проб и ошибок лежала идея искусственного наделения прототипа посторонними признаками. В 20-х годах профессор Берлинского университета Ф. Кунце предложил «метод каталога»: нужно наугад открыть любой каталог (словарь, книгу, журнал), взять любое слово и «состыковать» с исходным словом (названием прототипа).

При разработке альтернатив – способов управленческих действий по достижению поставленной цели – используют методы как индивидуального (интуитивный, суждений, рациональный), так и коллективного решения проблем.

Индивидуальные методы характеризуются наименьшими затратами времени, но не всегда эти решения являются оптимальными.

Коллективные методы генерирования альтернатив подразделяются на методы активизации мышления и методы соединения альтернатив.

К методам активизации мышления относят методы мозгового штурма, Дельфи, эвристические методы. К методам соединения альтернатив относят морфологический анализ, методы гирлянд ассоциаций, методы синектики и другие.

Для помощи ЛПР(лицам принимающим решения) привлекаются эксперты по решению проблем, которые участвуют в разработке вариантов альтернатив.

Метод мозгового штурма. Метод базируется на психологических закономерностях коллективной деятельности и основан на том, что творческая активность каждого человека зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические и коммуникативные, социальные и педагогические. Целевая направленность мозгового штурма предполагает обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения участниками.

Суть метода заключается в предоставлении каждому участнику группы права высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности. Чем больше разных предложений, тем лучше. С информацией о характере проблемы участники обсуждения знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе сделанных записей.

Метод Дельфи. Суть его заключается в том, что, если опрашивать экспертов независимо друг от друга, то возможны отклонения в больших пределах. А если позволить экспертам взаимодействовать, обмениваться мнениями в процессе работы, то это может привести к появлению оценок, навязанных авторитетными коллегами.

Поэтому при применении метода Дельфи осуществляется процедура, обеспечивающая обмен информацией о доводах и ответах, без непосредственного взаимодействия экспертов друг с другом. Прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами, проходящими по определенной программе в несколько этапов (рис. 3). Этапы опроса повторяют столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.

Членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы, обеспечивается независимость мнений. Однако затраты времени на разработку решений существенно растут.

Рис. 3. Последовательность этапов метода Дельфи.

Этот метод применим, когда нет ограничений по времени выработки решения и согласованные решения принимаются самими экспертами.

Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта. Представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики) и после этого каждый член группы в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Достоинством данной техники является, то, что несмотря на совместную работу членов группы, она не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.

Эвристические методы. «Эвристические методы – специальные методы, используемые в процессе открытия нового. Они основаны на эффектах «озарения» и синергии, типичные условия применения данных методов состоят в следующем: дефицит времени на обоснование проблемной ситуации, перегруженность информацией, затрудняющей процесс ее обработки».

Особенности обработки информации человеком являющиеся основой

процессов мышления, заключаются в способности к обучению, пластичности или гибкости, как стремление к упрощению, противоречия, ошибки и другое.

Методы соединения альтернатив включают: морфологический анализ; методы сценариев; метод анализа иерархий; дерево решений.

Метод морфологического анализа. Метод основан на комбинировании выделенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются все возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений.

При использовании данного метода исследования объект необходимо разбить на функциональные части (функционально-морфологические признаки), такие, без которых объект не будет выполнять свои функции. Затем следует выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты осуществления) без связи с объектом (изделием), то есть применить морфологические признаки к другим аналогичным изделиям. Анализ полученных вариантов выявляет такие их комбинации, которые при обычном переборе могут быть упущены.

Метод сценариев представляет собой, набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным, положительным и отрицательным последствиям.

«При разработке, выборе или реализации УР метод сценариев выполняется следующим образом:

Составляется подробное описание: цели, существующая ситуация и проблема;

Разрабатываются варианты решения проблемы;

Специалисту, обладающему литературными способностями, дается задание составить сценарий возможного прохождения решения и предполагаемых результатов, а также реакций на эти результаты заинтересованных специалистов;

Текст сценария рассылается всем работникам, которые на разных стадиях должны принять участие в разработке и реализации решения;

Созывается совещание по обсуждению сценария. Возможны три варианта результатов обсуждения: полное одобрение сценария и утверждение технологии разработки и реализации решения, внесение Реализация метода эффективна для типовых управленческих процессов, по которым накоплен управленческий опыт и имеется обширная документация о решениях, условия их реализации и самих результатах».

Метод дерева решений аналогичен методу сценариев с его эмоциональным содержанием, но предполагает аналитический подход выбору наилучшего решения. Метод дерева решений позволяет руководителю визуально оценить результат действия различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветвляющегося по каким-либо условиям процесса. Модель представляет собой графическое изображение связей основных и последующих вариантов УР. В ней приводиться сведения о наименованиях УР, основанных результатах каждого решения ожидаемой эффективности.

Метод анализа иерархий базируется на парных сравнениях между собой альтернатив и критериев. Под альтернативами понимаются различные варианты выбора, то есть то из чего вы выбираете. Под критериями понимаются различные значимые для выбора свойства(характеристики) альтернатив.

На первом этапе метода необходимо определится с двумя списками. В первом списке(списке альтернатив), будет, то между чем и чем мы делаем выбор. Во втором списке(списке критериев), будет, то по каким признакам мы делаем свой выбор. Следующий этап метода анализа иерархий - определение степени важности критериев. На следующем этапе метода производятся парные сравнения всех альтернатив по каждому из критериев. На последнем этапе, основываясь на иерархии альтернатив, человек делает свой осознанный выбор.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник