14.08.2019

Классный час о счастье. Великий государь, Стрельцы. Много понятий – коротких и длинных


Тема : Научись быть счастливым

Задачи : расширение знаний учащихся по теме; показать значимость проблемы счастья для всей последующей жизни; дать практические навыки и советы; воспитывать чувство оптимизма, любви к жизни, уверенности в себе; развивать творческие способности.

Подготовительная работа : работа с дополнительной литературой по теме; подготовка и распечатка анкет и рекомендаций; творческие задания учащимся; подготовка видеоматериалов; оснащение техническими средствами; собеседование с психологом и школьным врачом; подбор литературы по теме.

Участники: учащиеся; классный руководитель; психолог; школьный врач.

Ход мероприятия

Хочешь быть счастливым — будь им.

Козьма Прутков

Классный руководитель . Ребята, сегодня мы начинаем свой классный час не совсем обычно. У Саши М. день рождения. Прими, Саша, наши поздравления и самые добрые пожелания. Чего же мы пожелаем?

(Учащиеся вручают сувениры, поздравляют и говорят свои пожелания.)

Классный руководитель. Я не знаю, заметили ли вы, но среди всего сказанного чаще всего прозвучали слова «здоровье и счастье». Обычно понятие «счастье» трактуют как состояние человека, «которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего назначения». А что вы можете сказать об этом состоянии?

Учащийся. Считаю, что когда человек достигает чего-то сильно желаемого, у него возникает особое психическое состояние, он переполнен положительными эмоциями.

Да, я добился, я достиг.

Вот он, счастливый этот миг.

Все, что задумал, будет в моей власти...

Я просто переполнен счастьем!

Психолог. Значит, ты считаешь, что счастье — это прежде всего наши эмоции? Конечно, наша жизнь, наша деятельность просто немыслима без эмоций. Представьте себе человека, лишенного эмоциональной жизни. Кто это будет? Робот? В эмоциях и чувствах отражаются потребности человека, вернее то, как и насколько эти потребности удовлетворяются. Человек пристрастно переживает жизненный смысл явлений и ситуаций. Умственное развитие человека, его нравственная чуткость и общая культура определяют глубину переживаемого чувства счастья, его эмоциональный накал. А как вы понимаете слова о том, что счастье бывает «просто разного роста»?

Учащиеся:

— Оно действительно «разного роста» в зависимости от человека. Потому что кто-то бывает счастлив, когда реализует только свои личные цели (к сожалению, иногда даже низменные), а другой человек - когда делает счастливыми своих родных, близких, друзей и т.д.

— Думаю, что каждый человек вкладывает в понятие «счастье» именно то, чего ему в этой жизни недостает, что пока для него недоступно, к чему он стремится и душой, и умом. А при достижении цели приходит чувство удовлетворения. Ум констатирует факт достижения желаемого, напряжение чувств и нервов ослабевает. Так что я думаю, что счастье — это расслабление нашей нервной системы.

— Я не согласна с тобой, потому что знаю, что некоторые люди счастливы только тогда, когда ставят перед собой все новые и новые цели. Проще говоря, находят для себя новые заботы, а значит, их счастье — в постоянном труде ума, сердца и чувств. О каком расслаблении тут может идти речь? Счастье таких людей в постоянной деятельности.

Классный руководитель. Счастье человека зависит от размеров той цели, которую он ставит перед собой, от значения этой цели и от желания быть счастливым. Это своеобразная награда, которая ожидает человека на непростых дорогах жизни. С детских лет человек стремится пережить чувство счастья. Стремясь к нему, он преодолевает преграды жизненного пути, мобилизует свои силы, идет по жизни целеустремленно и уверенно.

Но счастье — это не простое и беззаботное переживание эмоционального удовольствия. Это прежде всего поиск смысла жизни, огромный труд, а также концентрация всех душевных сил. Все мы стремимся к счастью. Почему же некоторые из нас, те, которые здоровы, благополучны в семейной жизни, материально обеспечены, чувствуют себя несчастливыми? Что бы вы сказали таким людям?

Учащиеся:

Уверена, это потому, что вам все досталось в этой жизни слишком легко. Хватит быть «везунчиком». Поставьте перед собой цель посложнее и добейтесь ее, прилагая максимум усилий, умственных или физических. Уверена, что, добившись цели тяжким трудом, вы таки почувствуете этот эмоциональный накал чувств, именуемый счастьем.

— Вы просто не умеете быть счастливым. Или вы слишком плачетесь над собой, или вам просто нравится быть несчастным.

Ты хочешь счастье ощутить?

На обездоленных взгляни...

Смотри, учись и им завидуй,

Могут быть счастливы они.

Собрав в комок и ум, и волю,

Не проклиная жизнь и долю,

Они и в спорте, и в науке,

Нет места боли, даже скуке.

А ты здоровый, умный,

Кто призван жить, творить,

Позволил себе роскошь

Несчастным в жизни быть...

— Наверно, вы часто повторяете фразу «Счастье — это когда тебя понимают». А вас не понимают, и вы несчастны? Ну и что бы было, если бы все друг друга понимали? Вы бы лишились роскоши общения и прекрасных собеседников. Это замечательно, что вас кто-то в чем-то не понимает. Объясняя и доказывая, вы активизируете свой ум, совершенствуете свою речь. Радуйтесь и будьте счастливы, потому что в это время вы обладаете самой большой роскошью на земле - роскошью общения.

Говорят, что чувство счастья особенно хорошо знакомо тем людям, которые хотя бы раз пережили несчастье. Я вам такого не желаю. Задумайтесь над этим. И просто живите, радуясь солнцу, свету, здоровью, друзьям, жизни.

Классный руководитель . Человек обладает многими талантами, но у некоторых этот талант особый. О таких людях говорят, что у них просто божий дар - быть счастливыми. Это обычно хорошо сложенные и симпатичные люди; они излучают тепло и свет. С ними легко, уютно, потому что их доброжелательность, уравновешенность и хорошо развитое чувство юмора располагает к ним людей; они передают вам веру в добро и жизнерадостность. Рядом с ними начинаешь думать, что счастье дается человеку просто, оно ему присуще.

Но ведь достаточно и таких людей, которые добились своего счастья в жизни именно через какое-то несчастье, неудачу (например, иногда, лишившись работы, человек находит другую сферу деятельности и реализует себя со значительно большим успехом). Как тут не сказать: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Значит, счастье не просто дается, а создается? Для него нужен ум не в обычном понимании этого слова. Ум души — вот что важно для того, чтобы быть счастливым. Так что же это за люди, которые обладают умом души, позволяющим им быть счастливыми?

Учащиеся:

— Я знаю, что некоторые люди не задают себе вопрос: «Счастлив я или нет?» Они просто живут, работают, общаются с друзьями, любят своих родных и т.д. Этим они счастливы. И думаю, что вопрос о счастье просто привел бы их в недоумение. Уверен, что они бы подумали или сказали:

Я живу, работаю, творю.

Я рассвет встречаю и зарю...

В этой жизни столько в моей власти.

Жив, здоров, — и значит,

Уже счастлив!

— Многие из нас хорошо знают такое пожелание: пусть ваши желания совпадают с вашими возможностями. Думаю, что именно таким образом люди желают друг другу счастья. Потому что счастливы бывают именно те люди, которые хотят то, что они имеют или то, что они смогут иметь в будущем благодаря своему труду, уму, упорству и т.д. Уверен, люди, которые благоразумно соизмеряют свои желания и возможности, счастливы. Их не съедает чувство неудовлетворенных амбиций и черной зависти (именно черной, а не белой; потому что белая зависть способствует добрым и великим делам, помогает двигать прогресс; человек говорит себе, что если смогли другие, значит, сможет и он; и у многих так и получается!).

— Счастливы натуры деятельные, не знающие скуки. Такие люди просто не умеют скучать. Они просто не понимают, что кому-то может быть скучно в этой жизни. И счастливы, потому что их душа трудится «и день и ночь, и день и ночь».

— Есть люди внутренне свободные. Естественно, что в жизни у них есть определенные обязанности. Но эти обязанности их не сковывают, не довлеют над ними, не делают их привязанными к делу. Есть у них и свои привязанности, но они не делают их зависимыми. Часто такие люди пишут стихи, оценивая себя довольно строго и справедливо. Счастливые люди — не обязательно поэты, они являются поэтами жизни, потому что умеют видеть в ней прекрасное, оценить это прекрасное и радоваться ему и уже от одного этого быть счастливыми.

— Счастлив и тот, кто не злопамятен. Такие люди обычно глубоко убеждены в том, что они имеют право на ошибку и прощение. Такое же право они предоставляют и другим. Обычно эти люди искренни, не обвиняют в чем-либо ни себя, ни других.

— Считаю, что счастливы те, кто умеет просто любить, не терзая свою душу отсутствием чувства взаимности.

— Счастливы те, кому присуще умение быть в душе глубоко благодарными другим людям за помощь, поддержку и т. д. (а наличие внешней благодарности происходит уже от состояния внутреннего душевного чувства).

Классный руководитель . К какому же выводу подводят нас все ваши высказывания?

Учащиеся:

— Счастье — это состояние внутренней эмоциональной удовлетворенности.

— Счастье земное - оно многолико.

— Счастье - это умение не обращать внимания на досадные «мелочи» жизни.

— Мы знаем известное изречение из «Анны Карениной»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга...», но каждый счастливый человек счастлив по-своему.

— А я хочу сказать, что не так просто понять, что же все-таки оно есть это счастье. Медики и психологи заняты больше изучением проблем людей несчастливых. А о счастливых пишут мало, разве только в художественной литературе. Но там это явление преподносится больше как факт. Я почти не встречал в печати статей или явных высказываний людей о том, что они счастливы. Такие люди пишут и говорят о себе очень мало. Но мы же не думаем, что их нет. Уверен, что это далеко не так. Иначе бы жизнь была совсем другой. Возможно, что когда что-то очень значительное и красивое произойдет в моей жизни, я все почувствую сам и не стану задаваться вопросом, что же такое счастье.

Психолог. Ребята, а умеете ли вы быть счастливыми? (Предлагает поработать с тестом «Вы умеете быть счастливыми?»)

Инструкция. На каждый вопрос выберите один из трех ответов.

1. Когда порой вы задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли вы к выводу, что:

а) все было скорее плохо, чем хорошо 0 очков

б) все было скорее хорошо, чем плохо 1 очко

в) все было отлично 2 очка

2. В конце дня вы обыкновенно:

а) недовольны собой 0 очков

б) считаете, что день мог бы пройти лучше 1 очко

в) думаете: «Все было отлично» 2 очка

3. Когда вы смотрите в зеркало, то думаете:

а) «Могло бы быть и лучше!» 0 очков

б) «А что, совсем не плохо!» 1 очко

в) «Все прекрасно!» 2 очка

4. Если вы узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, то думаете:

а) «Ну, мне-то никогда не повезет!» 0 очков

б) «А, черт, почему же не я?» 1 очко

в) «Однажды так повезет и мне!» 2 очка

5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо трагическом происшествии, говорите себе:

а) «Вот так однажды будет и со мной!» 0 очков

б) «К счастью, эта беда меня миновала!» 1 очко

в) «Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!» 2 очка

6. Когда вы пробуждаетесь утром, чаще всего:

а) ни о чем не хочется думать 0 очков

б) взвешиваете, что день грядущий вам готовит 1 очко

в) довольны, что начался новый день и могут быть новые сюрпризы 2 очка

7. Думаете о ваших приятелях:

а) «Они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы!» 0 очков

б) «Конечно, у них есть недостатки, но в целом они очень терпимы!» 1 очко

в) «Замечательные люди!» 2 очка

8. Сравнивая себя с другими, находите, что:

а) «Меня недооценивают» 0 очков

б) «Я не хуже остальных» 1 очко

в) «Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!» 2 очка

Обработка результатов

Посчитайте общую сумму набранных баллов и сравните результат с интерпретацией.

17—20 очков. Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредит?

13—16 очков . Наверное, вы «оптимально» счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете. Окружающим с вами удобно.

8—12 очков. Счастье и несчастье для вас выражаются формулой: «50 х 50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, стараетесь не пасовать перед трудностями, встречаете их стоически, опираетесь на друзей, не оставляете их в беде.

0—7 очков. Вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти «хобби».

(Впоследствии результаты теста (по желанию ребят) могут быть использованы для коррекции вопросов воспитания, поведения, собеседований и консультаций.)

Классный руководитель. Ребята, а что для вас счастье? Когда и почему вы его чувствуете? Может быть, те, кто обнаружил, что умеет быть счастливым, поделятся с нами своими мыслями?

Учащиеся:

— Я счастлив, когда наступает взаимопонимание. Не всепонимание, а именно взаимопонимание, когда я и мой собеседник можем найти компромисс в спорных вопросах, которые очень важны для нас обоих. Нет конфликта — нет обиды. Приходит чувство удовлетворения, а значит, и минуты счастья. Я пока нахожу свое счастье в друзьях и общении с ними. И хотела бы выразить это такими словами:

В вас, друзья, нахожу я

И надежду, и радость.

Перед вами открою

Свою душу и слабость.

Только б были вы рядом,

Чтоб могла опереться,

Только б билось подольше

Ваше чуткое сердце!

Позовите, я тоже

Ринусь в помощь, как в битву.

Постараюсь и делом,

И душой, и молитвой.

А я всегда чувствую себя счастливым человеком, когда после трудовой недели наша семья отдыхает на природе. Стряхнешь с себя городскую пыль и заботы, увидишь рассвет и закат, подумаешь: «Как же я счастлив, что вижу всю красоту твою, Земля!» И станет так хорошо, что хочется говорить стихами:

Когда на зорьке розовой

Встаешь ты, умываешься,

То шелестом березовым

Природа отзывается.

И рощей соловьиною,

И капелькой дождя

Весь мир тебя приветствует,

Ликуя и любя.

Потом — поярче солнышко

И пенье птиц звенящее —

Вот где минуты радости

И счастье настоящее.

Хороший клев на зорьке,

Парное молоко,

И елки в хороводе,

И дышится легко

Я миром восхищаюсь,

Смотрю и вдруг немею.

Как здорово, что видеть

Всю красоту умею!

А ты все дома, мрачен?

Считаешь неудачи?

Поверь, все в твоей власти:

Успех и даже счастье!

— Когда я чувствую, что кто-то нуждается во мне, что моя помощь будет необходимой и полезной, тогда я чувствую себя счастливой. Здесь, конечно, не обходится без чувства собственной значимости. И еще того, что благодаря мне человек может избежать каких-то неприятностей.

— Мне нравится, когда дома прислушиваются к моему мнению. Да, такие минуты я могу считать счастливыми, потому что меня принимают всерьез, а не смотрят, как на несмышленую девчонку. Я знаю, что проблемы взаимопонимания с родителями есть у некоторых моих одноклассников, и они от этого несчастливы.

— Мой дядя, побывавший в районе боевых действий и потерявший там руку, говорит, что нет большего счастья, чем просто жить без выстрелов. А я, много услышавший и узнавший о том страшном времени, склоняюсь к тому же мнению. Жизнь без войн и насилия, жизнь без выстрелов — вот оно, счастье!

— Может быть, когда у тебя в жизни все ладно, ты просто не осознаешь, насколько ты счастлив. Думаю, что я счастлива, потому что меня любят и понимают.

— До маминой операции я просто жила. А вот после того, как нам объявили, что все завершилось успешно, что такое — слезы радости и счастья.

— А я хочу быть счастливым от признания моих успехов не только близкими мне людьми, но и всей страной. Будьте уверены, я добьюсь именно таких минут счастья.

— Раньше мне казалось, что самовоспитание — это что-то из книжек и разговоров на классном часе. Но, наметив для себя программу и добиваясь пока еще хоть и небольших, но побед, я бываю безмерно счастлив, всякий раз повторяя: «Я человек. И я это смог сделать».

— Счастье - это когда у тебя есть ум и здоровье. Разумно пользуясь тем и другим, человек может добиться многого в жизни и стать счастливым.

— Но ведь добиться многого в жизни — это еще не гарантия вашего личного счастья. Поэтому буду счастлива любить и быть любимой.

— Не могу сказать, что я не счастлив сейчас. Бывают минуты радости и огорчений. Все вперемешку в этой жизни. Но по-настоящему я буду счастлив только тогда, когда добьюсь осуществления своей заветной мечты. К этому я иду уже несколько лет. И надеюсь, что, осуществив мечту, я смогу доставлять радость и счастье другим людям. А вообще я считаю, что человек может быть счастлив лишь тогда, когда он осуществит свое, именно ему присущее, назначение на Земле.

(Не ожидайте, что души и мысли всех ребят распахнутся перед вами в рассказах. Поэтому можно предложить им следующие задания.)

Психолог. Ребята, а в каких тонах, какими рисунками или символами вы бы смогли передать чувство счастья?

Учащиеся рисуют:

— ярко-красное солнце;

— зелено-желтое поле;

— голубые и розовые облака;

восклицательный знак;

— поднятый большой палец руки и т.д.

Позже психолог окажет помощь классному руководителю, охарактеризовав «счастье ребят его класса».

Классный руководитель . Можно ли научить человека быть счастливым? Думаю, что нельзя. А можно ли человеку научиться быть счастливым? Уверена, что можно. Для этого надо осознать важность того, что мы думаем. Чтобы научиться быть счастливым, надо выбрать правильное умонастроение, и тогда мы сможем решать все свои проблемы. Вот как выразил эту мысль великий римский правитель и философ Марк Аврелий: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Наше состояние зависит от того, какие мысли (печальные, грустные, страх, жалость и т.д. или счастливые) посещают нас. У нас, конечно, могут быть проблемы, но, решая их, мы должны иметь положительное отношение к миру. Ведь настроение нашего ума оказывает огромное влияние на наше психическое и физическое здоровье.

(Все смотрят отрывок из видеофильма о силе внушения «Психология силы». Испытуемым под влиянием гипноза внушают, что они слабы; затем — очень сильны. Физическая сила увеличивается почти на 50%. Школьный врач комментирует просматриваемый сюжет.)

Классный руководитель . Измените образ своих мыслей и вы сможете стать счастливым человеком. Ведь, как писал Р. Эмерсон: «Никто не вселит в твою душу мира, кроме тебя самого». А вот высказывание великого французского философа М. Монтеня: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что происходит». А ведь эта оценка зависит только от нас самих. Не сидите и не оплакивайте свои неудачи. Хотя естественно, что от печали к веселью перейти не так-то просто. Но попытайтесь изменять свои действия. Начинайте двигаться, расправьте плечи, глубоко вздохните, улыбнитесь, помогите себе воспрянуть духом. Подумайте о том, что жизнь продолжается. И впереди вас ожидают радости и победы. Разумеется, что вам потребуются определенные усилия. Но последующий жизненный комфорт того стоит. Хочу привести слова из книги Джеймса Лейна Аллена «Как человек думает»: «Человек обнаружит, что, когда он изменит свое отношение к вещам и к другим людям, они тоже изменяются по отношению к нему... стоит человеку радикально изменить свои мысли, и он с удивлением увидит, как быстро меняются материальные условия его жизни. Люди притягивают к себе не то, что они хотят, а то, чем они являются... божество, определяющее наши судьбы, заключено в нас самих. Оно — это подлинная наша сущность... Все, чего человек достигает, является прямым результатом его собственных мыслей... Человек способен подняться, одержать победу и достичь успеха, только возвысив свои мысли. Он может остаться слабым, жалким и несчастным, только если откажется возвысить свои мысли».

Дейл Карнеги предлагает начать бороться за свое счастье «...на основе оптимистического конструктивного мышления». А для этого стоит ознакомиться и выполнять программу под названием «Именно сегодня»:

1. Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что я буду руководствоваться словами Авраама Линкольна, который сказал, что «большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми». Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств.

2. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает, а не пытаться приспособить все к моим желаниям. Я приму мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, как они есть, и постараюсь приноровиться к ним.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, правильно питаться, постараюсь не наносить вреда своему здоровью и не пренебрегать им, чтобы мой организм стал идеальной машиной для выполнения моих требований.

4. Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном отношении. Я прочитаю то, что требует усилия, размышления и сосредоточенности.

5. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием. Для этого я рассчитываю осуществить три дела: я сделаю кому-нибудь что-то полезное, так чтобы он не знал об этом; я сделаю по крайней мере два дела, которые мне не хочется делать, — просто для упражнения, как советует Уильям Джеймс.

6. Именно сегодня я буду ко всем доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше; по возможности надену то, что мне больше всего идет, буду разговаривать тихим голосом, любезно вести себя, буду щедрым на похвалы, постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять.

7. Именно сегодня я постараюсь жить только нынешним днем, не буду стремиться решить проблему всей своей жизни сразу. В течение двенадцати часов я смогу делать такие вещи, которые привели бы меня в ужас, если бы мне пришлось заниматься ими всю жизнь.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел. Я запишу, что собираюсь делать каждый час. Возможно, я не смогу точно следовать этой программе, но я составлю ее. Это избавит меня от двух зол — спешки и нерешительности.

9. Именно сегодня я полчаса проведу в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться.

10. Именно сегодня я не буду бояться, в особенности не буду бояться быть счастливым, наслаждаться красотой, любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня.

Классный руководитель. Так какие же советы и рекомендации вы можете дать своим родным, близким, друзьям, а главное, себе, для того чтобы ощущать всю полноту и счастье жизни?

Учащиеся:

— Покой и счастье — это умонастроенье.

Прими от умных мира поученье:

Будь жизнерадостным, не грустным,

Ты жизни полноты получишь чувство.

— С врагами счеты не своди,

Вреда ты больше принесешь себе.

О них не думай, поверх них гляди,

Считай — они ничто в твоей судьбе.

— Неблагодарны люди вам?

Разве ты делал все, чтобы спасибо ждать?

Твори добро ради добра, на радость людям,

В душе и сердце будет счастье, благодать.

— Ах, неудачи, неудачи, —

Все жизни нерешенные задачи...

Забудь о них, веди удачам счет,

И счастье обязательно придет!

— Не можешь быть большой дорогой,

Так будь тропинкою лесной.

И если ты не дуб могучий,

То стань красавицей-сосной.

И, другим не подражая,

Найди лучшее в себе,

Беспокойство отметая,

Счастье вдруг придет к тебе.

— Вас судьба и мяла и учила,

А вместо сладкого лимон вручила?

Так не печальтесь, друг и брат,

И не забудьте, из лимона

Мы можем сделать лимонад!

— Счастливым в жизни быть не просто,

Но ты запомни, дорогой,

Если решил ты быть счастливым,

Так просто будь в ладу с собой.

Классный час «Счастье - жить».

- Давайте поговорим немного о счастье. - Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этим пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось - десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого невозможно. - А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается? - Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы?

Каждый человек- это определенная нота, в которую в нас заложила судьба. Мысли человека - еще одна нота. И поступки его - нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит - это и называется счастьем.

Тренинг для учеников. Представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Опишите его. Я буду задавать вопросы о счастье, а вы - отвечать. Как оно выглядит, форма? Какого оно цвета? Что вы ощущаете, прикасаясь к нему? Какой оно излучает аромат? Какое оно на вкус? (Определения учащихся записываются на доске, затем делается вывод, например, Счастье - желтый вкус с ароматом земляники, теплое, бархатистое и т.д.)

- Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?

- Ваше отношение к принципам счастливого человека:

    Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.

    Счастье - это найти дело по душе и трудиться творчески.

    Счастье - в преодолении себя, в самосовершенствовании.

    Счастье - в общении с друзьями и родными.

    Счастье - иметь все необходимое для интересной жизни.

    Счастье - жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.

    Счастье - быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своем и окружающих.

Счастливый человек заметно отличается от окружающих –

он улыбается,

он «светится»,

у него всё, за что он берётся, получается.

Более того, ему хочется, чтобы и другие были счастливы.

- А теперь давайте попробуем отгадать, о чем или о ком идет речь? - Она ничего не стоит, но многое дает. - Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. - Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда. - Никто не богат настолько чтобы обходится без нее и нет такого бедняка, который не стал бы богаче? (Улыбка) - Обратите внимание на фразу, которая служит кодексом психологов всего мира "Если увидишь лицо без улыбки - улыбнись сам”. А сейчас посмотрите друг на друга и улыбнитесь, вдохновите друг друга . Существует множество высказываний древних философов, ученых, писателей современного периода по поводу того, что такое счастье.

    "Счастлив тот, кто считает себя счастливым”.

(Г. Филдинг)

    "Поверь мне - счастье только там где любят нас, где верят нам”.

(Лермонтов)

    "Здоровый нищий счастливее больного короля”. (А. Шопенгауэр)

- Для меня здоровье, здоровый образ жизни – это счастье. Образ жизни человек строит сам в процессе всей своей жизни. Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас . Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни. - А что нужно сделать для ЗОЖ? Прочитайте в анаграмме. " П Д О Р И Ж У С Ь О С О П Т О С Р М! ” (Подружись со спортом!) - Давайте ответим на вопрос: «Что такое спорт и что он дает человеку?» Ответы учащихся:
    Спорт – это движение. Спорт – это красота тела. Спорт – это здоровый дух. Спорт – это здоровое соперничество. Спорт оберегает от вредных привычек, и отвлекает от плохих поступков. Спорт дисциплинирует и организовывает. Спорт дает испытать радость победы, достигнутой благодаря воле, труду и таланту. Спорт вырабатывает характер. Спорт помогает чувствовать себя бодрым, здоровым и энергичным. Спорт помогает обрести уверенность в себе. Спорт – это жизнь.
- 30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуливаетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол, просто это должно быть каждый день. - Недаром говорят: «Будешь заниматься спортом – будешь красивым». - Вы молоды. Жизнь прекрасна. Настроение у вас хорошее? А хорошее настроение – это тоже залог здоровья. Поэтому, я предлагаю всем вместе позабавиться. Забава первая – «А ну, попробуй!» Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони большой палец. Остальные пальцы должны быть развернуты. А теперь прижмите мизинец. Получилось? Не тут-то было! Забава вторая – «Отдай честь!» Отдай честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!»
Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.
- Сколько людей - столько мнений. Счастье - это объемное слово. Но что общего я заметила в ваших ответах, что почти все считают счастьем, когда у вас полная семья, когда рядом есть надежные друзья, когда у человека нет серьезных материальных и других проблем, некоторые считают счастливым человека, у которого есть цель в жизни. - Сейчас я хочу провести среди вас анкету, а вы в зависимости есть у вас это качество или нет, ставите "плюс” или "минус”. Вопросы анкетирования: - Мне приятно и радостно ходить в школу. - Меня ничто не раздражает. - Я чувствую прилив сил. - Я могу положительно влиять на других, мне хочется им помогать. - Я терпеливо отношусь к человеческим ошибкам. - Я ощущаю себя счастливым человеком. - Дома после школы я чувствую приятную усталость. - У меня есть несколько близких людей и много хороших знакомых. - Люди любят приходить ко мне в гости. - Я не обижаюсь когда надо мною по доброму подшучивают. - Если меня обижают, я не бросаюсь спорить, а жду, когда человек успокоится, и если он захочет меня выслушать, я обязательно скажу ему о своем уважении к нему, но при этом жестко и честно изложу свою точку зрения. - Я не таю обиды на людей и не держу на них зла. - Я верю в красоту, добро и разум. - Поздравляю тех у кого больше плюсов, значит у вас все хорошо и вы можете считать себя счастливым человеком, а у кого больше минусов задумайтесь хорошенько, что вам нужно изменить в своем мироощущении.
Давайте подведем итоги нашего классного часа. - Существуют нравственные нормы жизни, которых мы должны придерживаться, чтобы быть счастливыми. Вот они: - Делай добро! - Люби и прощай людей! - Относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе. - Найди свой смысл жизни. - Бойся обидеть человека. - Умейте дарить людям радость. - Помни: вежливость, доброта, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа, вы задумались над тем счастливы ли вы и что нужно сделать для того чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям. Рецепт счастья: возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.”(И. Беляева)

Классный час на тему

«Что значит быть счастливым человеком».

Класс: 8 класс.

Цель: содействие развитию способности подростка быть счастливым.

Задачи:

    Расширение ценностного пространства личности ребёнка.

    Формирование представления о счастье в контексте социальных связей между людьми.

    Воспитание ответственности за принятые решения и поступки.

    Совершенствование умений публичного выступления, участия в дискуссии.

Технология сотрудничества.

Оборудование: ручки, листы бумаги.

Ход мероприятия:

Учитель: Нет человека, который не мечтал бы быть счастливым. Мы убеждаем себя, что жизнь станет лучше, когда нам подарят то, о чём мечтали, когда наступят каникулы, когда исправим оценку, когда обратит внимание тот, кто нам нравится, когда окончим школу…Затем мы расстраиваемся, что не получилось так как нам хотелось, не сбылось то, о чём мы мечтали. Нам кажется, что мы станем счастливыми, как только вырастим из своих «…надцати лет». Так что же такое счастье? Сколько людей – столько и мнений.

Ученики: детям предлагается анонимно ответить на вопрос «Что такое счастье?». Проводится письменное анонимное анкетирование, с материалами которого учитель знакомит учеников.

Учитель: Истина в том, что нет лучшего времени для того, чтобы быть счастливыми, чем сейчас. Если не сейчас, то когда? Жизнь полна вызовов и лучше принять всё, как есть и решить быть счастливым, несмотря ни на что. Всегда возникают какие – то препятствия: ссора с родителями, непонимание среди одноклассников, неудовлетворённость своей внешностью…Казалось бы ни будь этих проблем, вот была бы жизнь! Часто люди приходят к пониманию того, что препятствия на пути – сама жизнь. Счастье – есть путь. Хватит ждать окончания школы, воскресного утра, весны, лета. Счастье – это путь, а не пункт назначения. Нет другого времени для того, чтобы быть счастливым, кроме сейчас. Живи и наслаждайся данным моментом!

Часто человеку мешает быть счастливым обыкновенная зависть к достижениям других людей.

Ученики: письменные ответы учащихся с последующим обсуждением:

    Назови 5 богатейших людей мира.

    Назови 5 последних победительниц конкурса «Мисс Вселенная».

    Назови 5 последних лауреатов Нобелевской премии.

    Назови 5 последних лауреатов премии «Оскар» за лучшую роль.

Обсуждение итогов письменного опроса.

Учитель: Не получилось. Не беспокойся, никто не помнит этой информации, пожалуй, кроме устроителей данных мероприятий, лиц, заинтересованных в победе, репортёров. А почему? (обсуждение с учащимися ).

Аплодисменты стихают.

Призы покрываются пылью.

Победителей забывают.

Ученики: письменные ответы учащихся с последующим обсуждением.

    Назови трёх самых лучших друзей.

    Назови трёх учителей, которые внесли особый вклад в твоё образование.

    Назови любимых животных.

    Назови качества, которые восхищают тебя в других людях.

Это легче, не так ли. А почему? (обсуждение).

Учитель: Люди, которые что – то значат в твоей жизни, не в рейтинге лучших, не выигрывали мировых призов. Это те кто дорожит тобой, всегда рядом. Задумайся об этом. А ты в каком списке? Если ты в списке тех, кого вспомнили, тебе можно пожать руку.

Однажды на Олимпиаде в Сиэтле 9 атлетов стояли на старте беговой дорожки. Они все были инвалидами. Прозвучал выстрел – начался забег. Они пробежали треть дистанции, когда один из них споткнулся и упал, начал плакать. Остальные восемь услышали плач. Девушка с синдромом Дауна присела рядом с упавшим и стала успокаивать. Все прекратили бег. Потом все девять пошли плечом к плечу к финишу. Зрители встали и аплодировали. Аплодисменты длились очень долго. Почему? (обсуждение). Потому что глубоко внутри себя мы знаем, что самая важная вещь в жизни – помогать другим побеждать. Задумайся над этим!

Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча.

Рефлексия.

Закончи высказывания:

«Если ты с утра проснулся здоровым, ты счастливее, чем …»

«Если ты никогда не переживал одиночества, голод, войну, то ты…»

«Если в твоём холодильнике есть еда и ты одет, ты богаче, чем …»

Кто – то когда – то сказал:

Работай, как будто тебе не надо денег.

Люби, как будто тебе никто никогда не причинял боль.

Танцуй, как будто никто не смотрит.

Пой, как будто никто не слышит.

Живи, как будто на земле рай…

Классный руководитель _______(И.А.Кошекина)

Цели и задачи: подумать вместе с учащимися над определением понятия счастья; попытаться установить, что человек связывает с понятием счастья.

Предварительная беседа.

Обращаясь к классу, попросите поднять руки тех, кто хочет быть несчастным. Затем — тех, кто хочет быть счастливым. Из этого небольшого эксперимента ясно, что большинство людей хотят быть счастливыми.

У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может... И все же тайно завидуешь людям, которые - по крайней мере внешне - всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски.

Попросите учащихся отметить только одну вещь (материальную или нематериальную), которая может сделать их счастливыми. (Фронтальное оценивание высказанных мнений.)

Что есть счастье - результат поисков счастья или осуществление желаний? Могут ли определенные удовольствия дать людям временное счастье? Ищут ли люди временные удовольствия для того, чтобы поскорее забыть о каком-нибудь несчастье? Насколько это помогает (например, поход в кино, чтение книг, угощение шоколадом)? Насколько это может причинить вред другим (например, злоупотребление алкоголем, избиение человека, причинение боли домашним животным и т. д.)?

Жан-Жак Руссо, например, полагал (несомненно, с долей иронии), что для счастья необходимы три условия: хороший банковский счет, хороший повар и хороший желудок.

Но результаты социологических исследований показывают, что великий французский философ, видимо, был не прав, выдвигая первым условием хороший счет в банке. Даже при заметном росте благосостояния число людей, отмечавших при социологических опросах, что они счастливы, не меняется (около 70 %). Что же определяет понятие счастья?

Американские психологи указывают на семь конкретных способов стать счастливым:

1. Любите своих близких.

2. Уделяйте много сил любимой профессии.

3. Помогайте другим людям.

4. Старайтесь быть счастливыми.

5. Будьте физически активными.

6. Вносите в свою жизнь элементы новизны.

7. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.

Задание : попробуйте аргументировать свое согласие или несогласие с данными утверждениями. (Фронтальное обсуждение каждого пункта.)

Итогом дискуссии, возможно, будут свои определения счастья. Возможен и такой вывод: «Счастье - это осуществленное желание».

Задание классу : подумать над следующими вопросами:

? Осуществление каких желаний приносит нам счастье?

Например:

голод + еда = счастье

жажда + вода = счастье

тоска по кому-либо + встреча с ним = счастье

? Может ли осуществление наших желаний не приносить счастья?

Например, если:

Еда отравлена;

Вода заражена;

Чтобы поскорее встретиться с другом, вы прыгаете с балкона и погибаете?

Постановка проблемы.

Обретение счастья через осуществление желаний возможно только тогда, когда наши действия соответствуют определенным физическим законам. Эти законы (например, закон всемирного тяготения) могут привести к нежелательным последствиям, если ими пренебрегать. А существуют ли законы, управляющие нематериальным миром? Что, если наше счастье приводит к несчастью других? Если человеку доставляет удовольствие мучить и убивать других людей? Есть ли некий универсальный закон, противодействующий этому? Если мы, стремясь к личному счастью, поступаем против своей совести, каковы могут быть последствия этого? {Дискуссия.)

Вопросы для коллективного обсуждения:

Какими могут быть сокровенные желания человека, не относящиеся к физической (материальной) сфере?

Какие неосуществимые желания могут быть и почему они не осуществимы?

Запишите па доске примеры, чаще всех встречающиеся при обсуждении.

Вопрос для учащихся: «Если у человека нет всего вышеназванного, как это может отразиться на его жизни?».

Задание для самостоятельного осмысления:

Приведите какой-либо пример того, что когда-то принесло вам ощущение счастья. Напишите десять вещей, которые бы вам очень хотелось иметь. Они могут быть материальными и нематериальными. Запишите их в порядке убывания их важности и пометьте буквой «М» (материальные) или «Н» (нематериальные).

Вернитесь к этим записям через некоторое время (через несколько дней, месяцев и т. д.). Наверное, вам будет над чем задуматься.

Тест «Насколько вы довольны жизнью?»

1. Другие одеваются лучше, чем вы?

2. Вы хотите жить в другом доме?

3. Хотели бы вы иметь высокооплачиваемую работу, но не приносящую морального удовлетворения?

4. Хотелось ли вам хоть раз выдавать себя за кого-то другого?

5. Гордитесь ли вы тем, что уже сделали в своей жизни?

6. Умеете ли вы ладить с друзьями?

7. У вас всегда хорошие отношения с близкими?

8. Находите ли вы общий язык со своими родственниками?

9. Вы удовлетворены взаимоотношениями с противоположным полом?

10. Вам нравится ваша внешность?

11. Хорошо ли вы спите?

12. Часто ли вы бываете разочарованы и озлоблены?

13. Нравится ли вам быть активным?

14. Вы легко расслабляетесь?

15. Думаете ли вы, что судьба к вам несправедлива?

Подсчет баллов:

в вопросах 1, 2, 3, 4, 12, 15 отрицательный ответ - 1 балл;

в вопросах 5-11,14 положительный ответ - 1 балл.

Интерпретация результатов:

9 баллов и более : вы очень довольны своей жизнью. Вполне естественно, что существуют некоторые вещи, которые вам хотелось бы изменить, но в общем вы счастливы и удовлетворены тем, что имеете.

От 4 до 8 баллов: вы в основном довольны, хотя существует многое, что вам хотелось бы по возможности изменить.

3 очка и меньше: вы, несомненно, недовольны. Существует множество вещей, которые вы хотели бы изменить. Полное удовлетворение вызывают лишь некоторые аспекты вашего образа жизни.

Пожелания для учащихся.

Некоторые пожелания тем, кто перестал радоваться каждому дню:

Задумайтесь над собой, отделите цели и желания истинные от пустых и незначащих;

Наблюдайте за людьми, учитесь видеть их своеобразие;

Поверьте в себя.

Совет. Выберите человека, который вам не нравится и причиняет вам массу неудобств. Попробуйте относиться к этому человеку с уважением и добротой; посмотрите, как оп будет реагировать па это, и запишите все увиденное. Продолжайте наблюдение за поведением этого человека в течение нескольких дней и проанализируйте его. Изменилось ли что-нибудь в ваших отношениях с ним?

Открытый классный час в 6 классе по теме «Что такое счастье?»
Классный руководитель: Ошвинцева М.В.

Цель: познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно к самому себе.

Оборудование: карточки с описанием ситуаций, клубок ниток, презентация «Искусство быть счастливым»

Подготовка: уч-ся заранее выполняют письменную работу:
Анкета:
С кем ты в семье особенно дружен?
Кому доверяешь секреты?
Все ли знают о тебе родители?
Понимают ли тебя папа и мама?
Всегда справедливы к тебе в семье?
Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?
Сочинение «Самый счастливый день в моей жизни»
Рассказ начинается у всех одинаково: «Я считаю самым счастливым днем моей жизни тот день, когда...»
Запиши, что для тебя является счастьем.

Ход занятия.
Поверь мне - счастье только там
Где любят нас, где верят нам.
М. Ю. Лермонтов
1. Информация.
Сегодня мы поговорим с Вами о том, что такое «счастье» и о том, что нужно человеку, чтобы быть по-настоящему счастливым.
«Самый счастливый день в моей жизни»
 Свои рассказы ребята оформляют на нескольких листах ватмана. Рассказ начинается у всех одинаково: «Я считаю самым счастливым днем моей жизни тот день, когда...»

Что же такое счастье?
Психологи считают, что «Счастье» - категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье».
Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими, с друзьями. Надо помнить, что гормоны «Счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!
Вот какое определение понятию «счастье» дается в одном из словарей:
Счастье - эмоциональное состояние (эмоция), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения.
А вот что думаете о счастье вы:
Счастье – это когда любят, это радостный день, понимание, подарки, когда родители рядом, когда все мечты сбываются, когда тебе очень хорошо, всего добиваешься, везенье, здоровье, когда тебя ценят, когда занимаешься своим любимым делом, когда нашел 1000 рублей, когда тебя уважают, проявляют заботу и внимание и еще многое другое. Все ваши пожелания записаны на ладошках, что символично, ведь ваше счастье – в ваших руках.

Многие написали, что счастье – это когда мама и папа рядом, когда в семье мир и лад.
Выступление родителей: «Любили тебя…»
Любили тебя без особых причин:
За то что ты дочь, за то что ты сын,
За то что живешь, за то что растешь,
За то что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Игра «Найди своего ребенка»
После того как родители справились с заданием, им нужно пожелать своему ребенку то, что необходимо для счастья.
Игра «Ассоциации» Подобрать ассоциации к слову «семья»
Это хорошо, когда мама и папа рядом, когда в семье мир и лад. Но иногда и в семье случаются конфликты. Семейные отношения - явление вовсе не однозначное.

Чтобы в семье был мир и покой, нужно: (на доску написать)
- Стараться понять друг друга в любой ситуации.
- Никогда не повышать голос друг на друга.
- Уметь дать совет, выслушать совет другого.
- Уметь поддержать в трудную минуту.
- Доверять друг другу.
- Уметь слышать и слушать.
Скажите, ребята, какое чувство должно победить все конфликты?
(Любовь, конечно любовь и терпимость).
Учитель подводит вывод. Счастье – когда тебя любят

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия, слова в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Сегодня мы с вами поучимся быть терпимыми по отношению друг к другу.
– Почему нужно быть терпимыми?
– Что вы понимаете под словом терпимость?
Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

Тестирование Анкета «Терпимы ли вы?»
- Как поступает терпимый человек?
– Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, стараясь быть терпимым, постарайтесь понять и помочь.

Группа 1 – в школьной библиотеке:
Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.

Группа 2 – в кабинете:
Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.

Группа 3 – на уроке:
Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

Группа 4 – на перемене:
Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

Счастье – когда тебя понимают, уважают окружающие.

А теперь, я предлагаю вам выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо записать, как можно эффективнее достигнуть соглашения.
Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
Не делай другому того, от чего больно тебе.
В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

Рефлексия.
Попрошу Вас встать в круг, сейчас мы проведем игру «Клубок счастья». Каждый участник кидает клубок кому-нибудь при этом говорит какое- либо пожелание по теме классного часа. Участник, получивший клубок наматывает на руку нить и кидает следующему и т.д.
Учитель: счастье – когда все вместе.

Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет. Посмотрите внимательно следующую презентацию.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник