04.07.2019

Изложение по русскому языку друг детства. План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Открытый урок по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства. II. Мобилизующее начало


Цели: повторить алгоритм написания сжатого изложения; продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации – подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, написание сжатого изложения).

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие, готовность класса к уроку.

II. Мобилизующее начало

Сообщение темы урока, место урока в структуре изучаемой темы, цели, план урока.

III. Повторение теории

– Что значит пересказать текст подробно, сжато?
– Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме).
– За счёт чего можно сжать текст?
– Сжать можно за счет того, что мы исключим из текста детали (подробности), обобщим отдельные факты, действия, заменим сложные предложения простыми.

IV. Объяснение нового материала

1) Чтение текста «Друг детства» (текст из книги: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. – М., 1991. – с.61).

(У каждого ученика есть свой экземпляр текста, по которому он работает на уроке)

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.

Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(127 слов)
(по В.Драгунскому)

2) Работа с текстом

– Какова тема данного текста?
– Какова идея текста, с какой целью автор создавал данный рассказ?
– Почему автор назвал рассказ «Друг детства»?
– Определите стиль данного текста.
– Какие художественные средства автор использует в тексте?
– Определите тип текста

3) Составление плана

– С какой целью составляется план текста?
– Как составляется план текста? (Читается текст по абзацам и формулируется основная мысль)
– Прочтём первый абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
(На доске и в тетради записываются план и ключевые слова)
– Прочтём второй абзац. О чём идёт речь? Выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.
– Познакомимся с третьим абзацем, озаглавим его, выделим ключевые слова
– Прочтите четвёртый абзац, придумайте название, выпишите ключевые слова
– Прочтём пятый абзац, выделим ключевые слова, озаглавим данную часть текста.

План

  1. Я решил заняться боксом.
  2. Плюшевый мишка, чем не груша?
  3. Я обрадовался
  4. Такой нелепый, но родной мишка.
  5. Мой самый лучший друг.

4) Выделение главного

– Подчеркните слова, без которых нельзя понять смысл текста
(Каждый ученик подчёркивает в своём тексте только самое главное)
– Подумайте, как можно передать слова мамы с помощью сказуемых и дополнений

Друг детства

Я решил заняться боксом .
Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку . И бросила его мне на диван. (и предложила использовать его в качестве боксёрской груши)
– Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?
Я обрадовался. Устроил мишку на диване , чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый . У него были разные глаза. Один его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся…
Вот он сидит на диване (,) мой бывший самый лучший друг , настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(127 слов)

5) Словарная, орфографическая, пунктуационная работа

Словарная работа

Бокс, боксёрская груша, выпятил, тренировать силу удара

Орфографическая работа

-Тся , -ться в глаголах (заняться, тренироваться, сдаётся )
Падежные окончания существительных (груши, на диване )
Окончания прилагательных (плюшевого, боксёрской ,)
Проверяемые гласные в корне слова (боксёрской , смотрел, выпятил, сдаётся, сидит )
Чередующиеся гласные в корне слова (предложила )
Приставки на , (расставил )

Пунктуационная работа

Знаки препинания при однородных членах предложения (Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый.Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…)
Знаки препинания в сложном предложении устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться. Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…)

6) Устный пересказ текста по плану

7) Письмо сжатого изложения

Друг детства

Я решил заняться боксом.
Мама достала плюшевого мишку и предложила использовать его в качестве боксёрской груши.
Я устроил мишку на диване, чтобы удобней было об него тренироваться.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. Мишка весело смотрел на меня. Он расставил ноги, выпятил живот, а руки поднял, будто заранее сдавался…
Вот сидит на диване мой бывший самый лучший друг, а я хочу тренировать об него силу удара…

(68 слов, всего 127 слов)

V. Подведение итогов, домашнее задание

В шесть с половиной года Дениска решил определиться с профессией. Желания были разными. То хотел быть астрономом, то капитаном дальнего плавания, чтобы купить обезьянку, то машинистом метро... А однажды, увидев по телевизору боксерский поединок, мальчик решил стать боксером. Хотел стать самым сильным человеком во дворе. Но на просьбу купить ему боксерскую грушу отец ответил лишь смехом. Тогда мама придумала план. Она достала из старых игрушек плюшевого медведя и посоветовала бить его живот, как грушу. Мальчик принялся за дело, но нахлынули воспоминанья о том, как они дружили с Мишкой, ели вместе кашу, спали, как нравились его уши. Это был настоящий друг детства. Тогда Дениска решил, что никогда не будет причинять боль другим. Профессия боксера уже не подходила.

Вывод (мое мнение)

Главный урок рассказа – ценить дружбу. Друзей важно не забывать, относиться к ним по-доброму, не причинять боль. Такой друг ценнее золота. Когда думаешь не только о себе, появится много товарищей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация к уроку русского языка во 2 классе учителя начальных классов

Изложение – повествование «Друг детства»

Друг детства. Вите было шесть лет. Он решил стать боксёром. На чём же ему отрабатывать силу удара? Мама вынула из кладовой облезлого мишку. Посадил его Витя на диван и приготовился бить. А мишка поднял лапы и ждёт. Один глаз у него жёлтый, а другой - белый, из пуговицы. Посмотрел Витя на медведя. С двух лет они дружили. Витя таскал мишку с собой, обедал с ним. Вечером Витя укачивал мишку и шептал ему сказки. Витя решил: я никогда не буду боксёром.

Текст – группа предложений, связанных по смыслу и записанных в строгом порядке.

Текст повествование – это текст, в котором события последовательно сменяют друг друга.

Тема - это о ком или о чем говорится в тексте.

Главная мысль – это то, что говорится в тексте о предмете.

Опорные слова – это слова, по которым можно определить тему текста.

Начало действия Развитие действия Кульминация Итог

План Начало. Витя р е ш и л стать б о ксер о м. (ш е сть, на чём о тр а батывать) Развитие. Мама д о стала мишку. (из кл а довой, о блезл ого, п о с а дил, д и ван, пр и г о тов и лся.) Кульминация. Старый дру г. (п о днял, ж ё лтый, из пуг о вицы, с двух, т а скал с с о бой, укач и вал.) Итог. Я н и к о гда не буду б о ксер о м. (Витя р е ш и л:….)

Физминутка

План Начало. Витя р е ш и л стать б о ксер о м. (ш е сть, на чём отр а батывать) Развитие. Мама достала мишку. (из кл а довой, о блезл ого, п о с а дил, д и ван, пр и г о тов и лся.) Кульминация. Старый друг. (п о днял, ж ё лтый, из пуговицы, с двух, т а скал с с о бой, укач и вал.) Итог. Я никогда не буду боксером. (Витя р е ш и л:….)

Творческое задание. а) постарайтесь сделать свой вывод: чему учит нас этот рассказ? б) выберите подходящую пословицу к этому рассказу Крепкую дружбу и водой не разольешь! Друг познаётся в беде. Крепка дружба не словами, а делами.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Детство и юность казаков"

Представляю творческую работу своего ученика о том, как проходило детство и юность казачат. Буду признательна всем коллегам, которые выскажут свое мнение....

Урок литературного чтения "Настоящие друзья детства (рассказ В. Драгунского "Друг детства"). 1 класс, ОС "Школа 2100"


Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

– Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

Я сказал папе:

– Папа, купи мне грушу!

– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

– А тебе зачем? – сказал папа.

– Тренироваться, – сказал я. – Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

– Сколько же стоит такая груша? – поинтересовался папа.

– Пустяки какие-нибудь, – сказал я. – Рублей десять или пятьдесят.

– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.

И он оделся и пошел на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

– Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.

А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается…

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

ТЕМА УРОКА: Подробное изложение по коллективно составленному плану.

ЦЕЛИ: Проверить умение учащихся подробно излагать содержание текста, пользуясь памяткой, развитие орфографической зоркости, обогащение словаря.

ОБОРУДОВАНИЕ: Тетрадь для творческих работ, памятка написания изложения, презентация к уроку, черновики.

ХОД УРОКА.

I. Мобилизующее начало. (1 слайд)

- Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять –

Будете грамотно писать.

Итак, урок русского языка.

II . Сообщение темы и целей урока. (2 слайд)

Тема урока – изложение.

Задача урока – написать подробное изложение по коллективно составленному плану.

Что это значит? (письменно пересказать услышанное близко к тексту)

Повторите памятку написания изложения.

III . Знакомство с текстом (чтение текста учителем). (3 слайд)

Друг детства.

В детстве я мечтал стать боксером. Я попросил родителей купить мне боксёрскую грушу. Но папа даже слушать меня не захотел. Мама увидела, что я расстроился, и придумала вот что.

Она вытащила из-под дивана корзину со старыми игрушками и достала оттуда здорового плюшевого мишку. Мишка был тугой, хороший. Ничем не хуже боксёрской груши.

Я сначала очень обрадовался. А потом посмотрел на мишку и вспомнил, как я с ним ни на минуту не расставался, кормил его с ложечки кашей, спать с собой укладывал. Я очень любил его тогда.

Вот он сидит передо мной и улыбается. А я хочу тренировать об него силу удара. Слёзы навернулись мне на глаза. И я решил, что никогда не буду боксёром.

(По В. Драгунскому)

IV . Беседа по содержанию текста.

Определите тип текста (повествование).

От чьего имени ведется повествование?

О чем мечтал мальчик? (стать боксёром)

Что придумала мама? (использовать игрушечного мишку вместо боксёрской груши)

Почему мальчик не смог использовать игрушку в качестве боксерской груши? (мишка очень дорог, как любимая игрушка из раннего детства)

V . Коллективное составление плана .

- На сколько частей вы бы разделили текст? (на 4) - Как? (по абзацам)

- Читаем по частям и озаглавливаем. (4,5,6,7,8 слайды)

1. Мечта детства.

2. Что придумала мама?

3. Воспоминания.

4. Никогда не буду боксёром.

VI . C ловарно – орфографическая подготовка. (9 слайд)

1. Объясни смысл выражений:

Ни на минуту не расставаться;

Тренировать силу удара.

2. Подбери синонимы к слову тугой.

3. Обрати внимание на строение предложений. (10 слайд)

Мама увидела, что я расстроился, и придумала вот что.

А потом посмотрел на мишку и вспомнил, как я с ним ни на минуту не расставался, кормил его с ложечки кашей, спать с собой укладывал.

4. Обрати внимание на правописание следующих слов и выражений: (11 слайд)

расс трои лся, из-п од ди вана, ко рзина, плюшев ый, ни чем не х уже, сначала ,

ни на ми нуту не расс тавался, то гда, пе ре до м ной, трениро вать, ни когда, наве рнулись.

5. Выберите из текста опорные слова и выражения (вывешивается на доску).

1. стать боксером, слушать не захотел, расстроился;

2. вытащила из под дивана, плюшевый мишка, ничем не хуже;

3. ни на минуту не расставался, очень любил, тренировать силу удара;

4. навернулись слезы, не буду боксером.

VII . Физминутка.

VIII . Повторное чтение текста. (3 слайд)

IX . Написание изложения учащимися.

X . Самопроверка написанного изложения учащимися .

Слушание детских изложений, анализ.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник