24.06.2019

Гении и шизофрения. Известные люди, страдающие шизофренией. Кто же вы - сумасшедший или гений


Среди талантливых и гениальных людей очень много тех, кто страдал различными психическими расстройствами и заболе­ваниями. Это Мюссе, Сальери, Свифт, Батюшков, Шуман, Мен­дельсон, Ван-Гог, Паскаль, Гейне, Мольер и т. д. Некоторые ис­следователи даже пришли к выводу, что талант почти обяза­тельно сопутствует какой-либо психической патологии.

Шопенгауэр в периоды обострения болезни не пил из чужого стакана, боясь заразиться смертельной болезнью, боялся брать в руки бритву, считал себя жертвой глобального загово­ра. Стоило Руссо прочесть какую-либо медицинскую книгу и ему тотчас же представлялось, что у него есть все болезни, опи­санные в ней. И он очень удивлялся тому, что он остается жив, страдая такими серьезными недугами. Ампер сжег свой трактат о "Будущем химии" на том основании, что он написан по внушению сатаны.

Непросто было у великих и с их родственниками. Так, отец Фридриха Великого, дядя и дед Шопенгауэра были психичес­ки больными, как и сестры Ришелье и Гегеля, матери Карла 5 и Байрона, сын, отец и двоюродный брат Кардана. Двоюродный брат Россини был идиотом".

"Рожденный ползать, летать не может".

Специальные комплексные многолетние исследования в различных развитых странах Европы и Америки показали, что одаренность встречается в соотношении 1:4000, то есть на человек только 25 одаренных, а гении - 1:10 , то есть за пос­ледние 2000 лет истории человеческого общества было всего около 500 гениев. Причем, данная пропорция сохраняется для каждого из 20 столетий. И в то же время процент психически больных растет и только за последние 30 лет в 5-7 раз.

Некоторые люди, далекие от психиатрии, считают, что например, шизофрения - это особый вид таланта.

Другой вопрос, что в психиатрии в понятие шизофрении вкладываются явления, которые по своей сути имеют только некоторое внешнее сходство при значительных количественных и качественных различиях. Это и вялотекущая шизофрения, когда работоспособность человека может сохраняться всю его жизнь, а иногда имеет и принци­пиально более высокие показатели продуктивности (в 2-20 раз), чем у его так называемых здоровых коллег . А может быть и ран­няя юношеская шизофрения, когда уже в 19-20 лет от интеллекта человека остаются лишь шаткие развалины.

Так почему же талант и шизофрения (как наиболее драма­тичная и своеобразная форма психической патологии) сосед­ствуют друг с другом? Причин здесь много. Если быть строго бесстрастным, то предрасположенность к шизофрении имеется у каждого второго человека. Только у одних она выше, а у других ниже. Все зависит от величины и устойчивости внутреннего за­щитного барьера (интеллектуального, психического, физиологи­ческого, иммунологического и т. д.). И от того, в каких усло­виях живет человек, от того, насколько часто и насколько сильные стрессы встречаются в его жизни. Как только суммарная величина отрицательной энергии стрессов превысит защитный уровень конкретного человека, так и возникает психический срыв. Чем выше интеллект человека, чем тоньше его душевная организация, чем выше интеллигентность, тем больше шанс полу­чить "болячку для головы".

Талант в своей сути предполагает творческое начало. Жажда самоутверждения у таланта не только не ниже, чем у обычного человека, но и еще во много раз выше. И на пути к общественному признанию таланту почти всегда приходится про­ходить весьма сложный и тернистый путь. Не зря Пушкин гово­рил, что "гений - это 99% труда и 1% таланта". Зависть и рев­ность к чужим успехам у простых смертных заставляет их строить бесчисленные изощренные козни против талантливых людей.

Если нельзя подвергнуть сомнению сам результат труда та­ланта, то желательно (для завистника) хотя бы как-то унизить и скомпрометировать саму личность, его чисто человеческую, повседневную сущность. Неординарность таланта часто прояв­ляется уже в детстве, заставляя ровесников с некоторой долей неприязни относиться к нему, не зависимо от того, лучше его интеллектуальные успехи или хуже.

Рутина повседневной жизни чужда и нередко неприемлема для творческой личности. А истинное творчество невозможно без способности к ощущению чувств особой яркости, без ориги­нальной фантазии и своеобразного воображения, без способности к глубокому и искреннему сопереживанию другому человеку и в его счастье и в горе, без таланта настраивать свою душу в ре­зонанс другой душе. А это возможно только при очень чувстви­тельной, удивительно хрупкой души, подобной "клубку обнажен­ных нервов".

Повышенная впечатлительность, чрезмерная рани­мость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать часто создают довольно-таки высокую нагрузку на нер­вную систему у таланта, заставляя ее работать в особом, и без того напряженном режиме. Постоянные перегрузки часто приводят к психическим срывам и болезням нервной системы, особенно учитывая то, что для вызывания вдохновения многие и так часто используют кофе (Бальзак, Руссо), алкоголь (Мюссе, Свифт, Гофман) и наркотики (Бодлер).

Истинные таланты уже рождаются ими. Возможность созда­вать что-то новое, максимально самовыражаться, изливать все самое лучшее и замечательное из своего ума и души дают человеку ощущение безграничной радости, близкого к фантастическо­му счастью. Душа человека буквально поет в момент вдохновения и поэтому непрерывно живет в ожидании этого приятного и радостного момента. Предвкушение вдохновения создает состояние, близкое к одержимости. Только это не одержимость "дьяволом или "инопланетянами" и т. п. Это радостная одержимость служе­ния человечеству. Творческий экстаз имеет в себе не только обычную интеллектуальную и психологическую подоплеку, но и духовную, что придает ему совершенно необычные качественные характеристики, существенно отличающие мимолетное удо­вольствие обычного человека от глубокого и мощного удовлетво­рения, целиком захватывающего всю личность и организм талан­та. Соотношение вдохновения таланта и обычного человека можно сравнить с различием от всплеска в озере, вызванного брошен­ным в нее камнем, и гигантской волны цунами, проходящей сотни миль океана и сметающей все на нём.

Депрессия таланта - это прерывание внешнего контакта с окружающим миром для последующей внутренней стабилизации всех энергетических процессов в уме, душе, организме в целом для накопления сил, своего рода созревания для очередного твор­ческого всплеска, воплощенного в прекрасном произведении науки или искусства. И потом, мы только думаем, что являемся источником наших идей. На самом деле мы - только проводники идей от Высших космических сил. Различие гения и обычного че­ловека в первую очередь в способности (ума, души, всего орга­низма) сознательно воспринимать особые творческие волны Космоса и воплощать их в то или иное творение.

Беттинелли называл поэтическое творчество сном с откры­тыми глазами, без потери сознания. Гофман говорил: "Я работаю сидя за фортепиано, с закрытыми глазами и воспроизвожу то, то кто-то подсказывает мне со стороны". Ламартин признавался: "Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня".

Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая нам кажется трудно достижимой, а гений попадает в цель, которая даже и не видна для нас. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - со­вершенно новое и для него самого и для остальных. Талантливый человек действует строго обдуманно. Он чаще всего знает, как и почему он пришел к той или иной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна. И в этом имеется у таланта формальное сходство и общность с психическими заболеваниями. Но на этом основании любые виды активности человека могут быть признаны сходными, так как 95 процентов наших мыслей, чувств и поступков идет из нашего подсознания.

Если не впадать в крайности при сравнении себя с гения­ми, то ситуация будет выглядеть более неоднозначно. Дело в том, что естественной человеческой психологии очень трудно смириться с самим фактом, что кто-то, пусть даже где-то очень далеко (и не дай Бог, близко! ибо "нет пророка в своем оте­честве") лучше. При этом подсознательный инстинкт "чувства собственной значимости" часто выделывает с довольно-таки нег­лупыми людьми весьма удивительные и предельно своеобразные психологические и интеллектуальные виражи и пируэты, неожи­данности и странности, непонятные и неприемлемые даже для их собственного сознания.

В период проявления навязчивых мыслей Руссо считал, что его противники подкупили даже продавцов зелени, чтобы они продавали ему свой товар дешевле и лучшего качества, чтобы таким образом якобы показать его низость и свою доброту. Так еще Демокрит говорил, что не считает поэтом человека в здра­вом уме. Шеллинг писал, что гений - это что-то вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в сумашествие.

Люди привыкли оценивать гениев со своих обычных житейских позиций. А это представляется лишь отчасти правильным. Ведь никому не придет в голову оценивать десятиклассника крите­риями первоклассника или принципами первокурсника - выпускни­ка вуза, не говоря уже о взглядах первоклассника примени­тельно к дипломированному специалисту... В действительности же разница между обычным человеком и гением гораздо больше. Нельзя судить талант с повседневной точки зрения.

Из миллиар­дов живших и живущих на Земле людей мы вспомним лишь нес­колько сот составляющих цвет мировой науки и культуры. Так, неужели своим непрерывным трудом на благо всего человечества они не заслужили хотя бы некоторого снисходительного отноше­ния к своим слабостям и странностям. Мелочи жизни... Гиган­тский экскаватор, вынимающий десятки кубометров земли в час, не должен беспокоиться о сантиметровой точности вырываемой им канавы. Это удел и задача тех, кто копает лопатой.

В Англии в ряде вузов введен специальная оценочная сис­тема на выпускных экзаменах. При этом минимальная сумма оце­нок может быть 100 баллов, а максимальная - 20000. Основная масса (60-70%) получают сумму баллов от 500 до 1500, в то время как даже относительно одаренные от 5000 до 15000. Иначе говоря, различие между! основной массой и относительной одаренностью составляет 5, 10 и даже 30-ти кратную величину (500 и 15000). То, что трудно и недоступно одним, то легко и понятно другим и наоборот. И так всегда было, есть и будет. Это как будто слепой от рождения, будучи уже взрослым, вдруг прозревает, погружаясь в безумный восторг от возможности со­зерцать столь прекрасный и великолепный мир.

А жизнь творческого человека во многом отличается от таковой у обычного человека. Периоды вдохновения сменяются паузами, творческим затишьем, а иногда и упадком физических, умствен­ных и психических сил.

Для обычного человека Космос - это в первую очередь пространство вне его и для него важно собственное звучание в этой бесконечности. А талант - это в первую очередь Космос в нём самом и главное - это звучание Космоса в его разуме и душе, а уже потом звучание его личности в окружающем мире.

Отсутствие вдохновения в течение длительного времени при­водит творческую натуру в уныние, подавленное настроение, до­ходящее от легкой хандры до глубокой и тяжелой депрессии, когда все радости обычной жизни становятся безразличными, а все остальные проблемы и неприятности или вообще теряют ка­кую-либо актуальность или перерастают в мелкие трагедии и драмы.

Бывает, что в результате заболевания открываются скры­тые способности, в том числе поэтические, художественные и т. д. Так, Гратри, плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Но ни один не стал ге­ниальным после возникновения психического заболевания. При этом многие одаренные люди после начала психотических явлений практически теряли не только интерес к прежним увлечениям, но нередко и уже имеющиеся навыки музыкального или художествен­ного характера.

Бывало, что обычные смертные начинали считать себя гениями и создавали "гениальные" творения, которые в 99% случаев оказывались лишь пустыми и бессмысленными, нелепыми и вычурными произведениями. В то время как гении сохраняли свой талант и будучи больными.

В заключение хочется вспомнить слова Крылова:

Но чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно.

Умей различны их постигнуть высоты".

Гениальность и шизофрения

Гениальность и шизофрения

Все великие открытия мира берут свое начало в безумных идеях и теориях. На современном этапе кажется нелепым противодействия Джордано Бруно или мысли Леонардо да Винчи. Мы восторженно говорим о том, насколько дальновидны были многие гении, и удивляемся той ситуации, что этого не понимало их окружение. Если безумными считались великие теории, то, естественно, что такая же характеристика была и у их авторов.

Термин «шизофрения» впервые ввел в употребление австрийский психиатр Е.Бейлер в 1908г. Под шизофренией подразумевалось расщепление воли, эмоций и целостного мышления.
Причины шизофрении до конца не изучены и до сих пор нуждаются в глубоком изучении. Одними из пусковых причин определяется стрессы, заболевания и наследственность. Эти же причины называются и в качестве основных механизмов появления гениальности. Известный профессор Ломброзо указывал, что причины происхождения шизофрении и гениальности одинаковы.

Платон, определив гениальность бредом, указывал на его разностороннее проявление. Расщепление мышления и эмоций проявляется в самых разнообразных формах и ни в коем случае, не связано со слабоумием, как ошибочно считают многие. Бред характеризовал многих поэтов, художников, музыкантов, ученых. Современники гениев часто наблюдали, как те, отстраняясь от окружающих, бормотали себе под нос бессвязные реплики и фразы, которые, впоследствии, становились гениальными стихами, сонетами, этюдами и научными трудами.

Известны факты, что отец ракетной техники Циолковский видел на небе надпись «рай», о чем неоднократно говорил своим помощникам. Работы Сальвадора Дали являются результатом бредовых видений. Сопровождающая гениальность мания преследования с бредовыми видениями продемонстрирована в фильме «Игры разума», основанного на реальных фактах из жизни Нобелевского лауреата в области экономики Джона Форбса Нэша.

Гении часто проявляют себя в какой-то одной или нескольких сферах. Например, Леонардо да Винчи не мог освоить латынь, а большинство великих математиков путали название цветов и стороны света. Такие особенности гениев часто воспринимались как чудачества, среди которых знаменитый перевязанный шнурком ботинок академика Сахарова, отказ от стрижки и бритья отца западного самолетостроения Говарда Хьюза.

Не обошла стороной гениальность и особенности сексуального влечения. История констатирует факты о том, что Микеланджело, оставаясь холостым, утверждал, что жену ему заменяет искусство. Леонардо да Винчи был гомосексуалистом, а Ньютон был девственником. Холостяками были также известные личности: Спиноза, Шопенгауэр, Лейбниц, Гоголь, Тургенев и др. А известный мыслитель Руссо, напротив, отличался развратностью.
Шизофрения и гениальность находятся рядом, уживаясь друг с другом, и по мнению многих ученых, возможно, являются следствием друг друга, в любой последовательности.


Великие гении, страдающие шизофренией

Абсолютное большинство гениальных людей имело характерные черты шизофрении. Естественно, что четких психиатрических диагнозов при жизни они не имели. Исторические факты их жизни, наблюдения современников и собственные дневники позволили психиатрам по прошествии множества лет установить данный диагноз.

Известные шизофреники:

БАТЮШКОВ К.Н. (1787 - 1855) - русский поэт, известный такими произведениями, как «Веселый час», «Вакханка», «Мои пенаты»и др. Пережил глубокий духовный кризис и в корне поменял направления поэзии, провозглашая глубокий трагизм: «Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека».

БУЛГАКОВ М.А. (1891 - 1940) – русский писатель-прозаик, являющийся для современников закрытой и «темной» личностью. Является морфинистом, в результате чего были получены оригинальные образы его произведений.

ВАН ГОГ Винсент (1853 - 1890) – голландский живописец-постимпрессионист. Его творческий путь делится на 2 части: первая – сумрачная гамма произведений; вторая часть характеризуется манерой болезненного напряжения, которая строится на цветовых контрастах: «Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя» и др. Художник последние годы провел в больницу для душевнобольных.

ВРУБЕЛЬ М.А. (1856 - 1910) – русский живописец. В творчестве Врубеля преобладают философские темы добра и зла, сопровождаемые напряженностью: «Демон», «Сирень». Художник страдал тяжелыми формами душевной болезни.

ГАРШИН В.М. (1855 - 1888) – русский писатель, обладающий обостренным чувством восприятия социальной несправедливости. Произведения: «Трус», «Красный цветок» и др. Покончил жизнь самоубийством.

ГАУДИ Антонио (1852 - 1926) – испанский архитектор (Барселона). Был одержим идеей фантастичности вылепленных форм, чего до фанатизма добивался в работах.

ГОГОЛЬ Н.В. (1809 - 1852) – русский писатель. Зрительные и слуховые галлюцинации являются основой для сюжетов его произведений. Страдал апатией, депрессией, ипохондрией (страх смерти).

ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. (1821 - 1881) – русский писатель. Его произведения – «Преступление и наказание», «Двойник», «Записки мертвого дома» и др. - пронизаны поискам смысла, великим психологизмом и трагизмом, которые в крайних пограничных формам были присущи самому автору.

КАФКА Франц (1883 - 1924) – австрийский писатель. Его романы-притчи сочетают в себе кошмарную фантастику и описание бессилия и трагедии обычного человека.

МАНДЕЛЬШТАМ О.Э. (1891 - 1938) – русский поэт. Его поэзия насыщена особым восприятием мира, называемом конкретно-вещественным. Ему удавалось проникать вглубь обыденности и будней, наделяя привычные ситуации особым смыслом.

МОПАССАН Ги де (1850 - 1893) – французский писатель. Автор новелл, где Мастер короткого рассказа. В многочисленных рассказах пристрастие к сценам чувственных пристрастий. Писатель умер в лечебнице для душевнобольных.

НИЦШЕ (1844 - 1900) – немецкий философ. В работах философа ощущается идеалистическое отношение к самому себе, по сравнению с общим миром.

РУССО Жан Жак (1712-1778) – французский писатель и мыслитель, страдающей манией преследования. Мыслитель создал образа нового героя – романтичного дикаря, подчиненного только своим чувствам и желаниям.

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де (1864 - 1901) - французский живописец. Мастер «острого» восприятия богемы Франции того времени.

ХЛЕБНИКОВ Велимир (1885 - 1922), русский поэт и писатель. Создатель футуристического направления в литературе. Отличался своими утопическими взглядами.

ЭЙНШТЕЙН Альберт – (1879 -1855) – немецкий физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии. Страдал маниакально-депрессивным психозом, в приступах которого доводил до крайности своих близких.

Несколько фактов о шизофрении и гениальности для размышления

Шизофренией страдает 1% взрослого населения. Это значит, что в каждой сотне людей имеется один больной шизофренией.
9% современных лидеров в области политики, науки и искусства имеют признаки шизофрении.
5% известных людей имели попытки суицида.
25 % известных поэтов и 30 % выдающихся художников имеют галлюцинации.
30% великих композиторов имеют звуковые галлюцинации.

Человеку приятно осознавать, что он гениален, или считать себя гениальным.

Тот, кто хочет убедиться в собственной гениальности должен ответить на несколько вопросов:

1. Слышите ли вы голоса?
2. Умеете ли читать мысли окружающих?
3. Есть ли у вас идея «фикс»?
4. Впадаете ли вы в ступор время от времени?
5. Вы ненавидите окружающих людей и весь мир?
6. Вы не видите смысла жизни?
7. Страдаете ли вы депрессией?
8. Вы очень одиноки?
9. Посещают ли вас галлюцинации?
10. Поглощены ли вы собственными переживаниями?

Если вы согласны с большинством из этих утверждений, то, нужно задуматься не о гениальности, а об обращении к врачу. Конечно, простые вопросы не дают основания для определения шизофрении, но могут помочь в том, чтобы эта болезнь не застала вас врасплох.

Чем отличается умный человек от человека обычного? Обычный человек живет обычной жизнью, звезд с неба не хватает, мечтает о новой машине и отпуске на море. Умный человек генерирует нужные идеи, добивается общественного признания, денег и славы, изобретая карбюратор или микроволновку.

А еще бывают гении, которые совершенно не похожи на людей обычных, а от умных отличаются своими бредовыми идеями, сумасшедшими теориями и непредсказуемыми проектами. Гениев сжигали на кострах, сажали в тюрьмы, они умирали в нищете, но именно их, гениев, помнят все и всегда. Удел гениев - идти наперекор всему, своей дорогой, они и мир-то видят по-другому, чем мы с вами. У них своя жизнь и своя реальность.

Тогда возникает справедливый вопрос, а чем гениальность отличается от шизофрении? Специалисты трактуют шизофрению как фундаментальное расстройство мышления и восприятия, а также как неадекватное восприятие реальности, часто сопровождающееся слуховыми, зрительными галлюцинациями или неосуществимым, параноидальным бредом. Гениальность же, по мнению специалистов, – это необычные, чрезвычайно высокое способности человека, которые характеризуются зрительными, слуховыми образами, фантастическими идеями, которые приводят к созданию творческих, интеллектуальных и иных шедевров.

Согласитесь, что даже в определении шизофрении и гениальности есть нечто общее. Мысль, что гениальность – это безумие, приходила в головы еще древним грекам. Итальянский психиатр Ломброзо считал почти всех гениев шизофрениками. А вот Платон называл гениальность не иначе, как бредом, даруемым богами, и считал, что гениальность и безумие - это родные сестры. Что же, давайте поговорим о великих, признанных гениях и об их необычном восприятии окружающего мира.

Великие безумцы

Альберт Эйнштейн страдал маниакально-депрессивным психозом, он был подвержен резкой смене настроения, чем доводил до крайности своих родных и друзей. Эйнштейн был дик и нелюдим, большую часть своей жизни он проводил в одиночестве, объясняя свое поведение тем, «что окружающие его люди могут услышать его мысли». В старости он впал в безумие.

Все гениальные идеи приходили Ньютону обычно во сне. Знатоки утверждают, что Исаак Ньютон был крайне рассеянным и официально считается психически больным из-за его зрительных образов-картинок, которые посещали его днем и ночью. Ньютон умер девственником.

Константин Эдуардович Циолковский, основатель космонавтики и ракетной техники, был уверен, что на небе существует рай и после смерти каждый человек распадается на атомы, которые потом аккумулируются в новую жизнь. Двое из шести детей Циолковского закончили жизнь самоубийством, а сам Циолковский утверждал, что гений – это тот человек, чье открытие признают только через 25 лет после его смерти. Через 25 лет после смерти Циолковского Гагарин полетел в космос. Что это, совпадение или пророчество?

Лев Толстой страдал эпилептическими приступами, а когда его одолевали апатия и уныние, творческие спады у него длились по нескольку лет. Лев Толстой был заядлым картежником, а также очень суеверной личностью. К старости, мягко говоря, не любил женщин и выражал свое мнение по поводу «бабской натуры» к месту и не к месту. Лев Толстой серьезно увлекался мистицизмом и частенько вслух общался с представителями мира иного.

Николай Васильевич Гоголь с 20 до 32 лет каждую весну и лето проводил в тяжелой депрессии. Он любил черные фраки, брил волосы и носил парики. Часто он погружался в некое подобие транса, что со стороны явно напоминало подобие припадка. Гоголь чувствовал абсолютное одиночество и оторванность от жизни и поэтому часто уходил в свое «подсознание». Гоголь был холост, так как считал, что ни одна женщина не способна вписаться в его сложный внутренний мир. Общеизвестно, что Гоголь больше всего боялся быть погребенным заживо. Писатель адресовал своим друзьям письменные поручения о его захоронении, в которых говорилось, что сделать это необходимо не раньше, чем появятся явные признаки разложения трупа.

Ницше провел последние 10 лет жизни в сумасшедшем доме. Закончил свою жизнь в психиатрической больнице и Врубель.

Роберт Шуман, великий немецкий композитор, говорил, что мелодии ему диктуют Бетховен и Мендельсон по ночам из своих могил. К 46 годам композитор совершенно потерял рассудок, выгнал жену из дома и закрылся один в четырех стенах. Пытаясь спастись от преследующих его чудовищ, он бросился в реку с моста, но его спасли.

Александр Николаевич Скрябин был мнительным и чрезмерно религиозным. Считал себя ни много ни мало, а Мессией в музыке, общался с Богом напрямую (по его собственным словам). Пугал родных и близких не только резкими перепадами настроения, но и своими взглядами на жизнь. По мнению медиков, страдал раздвоением личности, шизофрений и паранойей.

У Гете были видения, настолько живые и яркие, что он сам их боялся. Ван Гог нередко покушался на свою, однажды в очередном припадке отрезал себе ухо и в конце концов покончил с собой.

У Сальвадора Дали мозговые клетки были генетически разбалансированы. В молодости это проявлялось в виде странностей в поведении и восприятии мира, а в дальнейшем, как известно, перешло в болезнь Паркинсона. Сальвадор Дали совершенно серьезно считал себя гением и был стопроцентным нарциссом. Его картины были видениями, которые художник переносил на холст.

Это лишь малая толика великих людей, чье поведение, мягко говоря, отличалось от нормального. В этот же список входят и А.С. Пушкин, Эдгар По, Паскаль, Бетховен, Наполеон, Сократ, Достоевский, Микеланджело, Леонардо да Винчи и многие другие.

Почему так происходит?

Интересный вопрос, а действительно, почему гениальные люди немного не в себе? И если человек талантлив, то обязательно ли он должен быть странным?

Некоторые специалисты считают, что повседневная рутина, «крысиные бега» и «мышиная возня» чужды, а нередко и невыносимы для творческой личности. То, что обыкновенные люди переносят спокойно, таланты терпят, сжав зубы. Или не терпят, а придумывают свой собственный мир, куда порой и уходят безвозвратно. Повышенная впечатлительность, ранимость, «душа без кожи» наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать состояние талантливого человека, его невыносимую нагрузку, довольно часто приводят к нервным срывам. Почти все талантливые люди работают в напряженном режиме, балансируя на той тонкой грани, которая разделяет суровую реальность и их внутренний мир. Удается это, увы, немногим.

Возможно, вы тоже гений, если обладаете следующими качествами:

Слышите в своей голове чужие голоса,
- читаете мысли окружающих вас людей,
- разговариваете сами с собой про себя или вслух,
- имеете «идею фикс» («алые паруса», «вечный двигатель», «мир во всем мире»),
- порой впадаете в ступор,
- ненавидите общество и людей (социальный аутизм),
- не видите смысла в жизни,
- полностью поглощены собственными переживаниями,
- страдаете ярко-выраженной депрессией,
- вас долго не покидает непреодолимое чувство одиночества,
- вас посещают зрительные или слуховые галлюцинации.

Про шизофрению говорить не буду, но задуматься все-таки стоит…

Альберт Эйнштейн до трех лет не говорил, а из школы его чуть было не отчислили за неуспеваемость по математике. Фото РИА Новости

В одном из последних выпусков авторитетного научного журнала Nature Neuroscience были опубликованы результаты исследования, проведенного учеными исландской компании deCODE genetics. Главный вывод этой работы таков: генетические факторы риска развития шизофрении и биполярного аффективного расстройства (БАР; нам, возможно, более знакомого под названием «маниакально-депрессивный психоз») во многом определяют творческие способности. Другими словами, для людей, имеющих соответствующие наследственные признаки, высока вероятность, что они станут музыкантами, художниками, литераторами, отмечают авторы исследования. И учеными, добавим мы.

Надо заметить, что Исландия - страна уникальная во многих отношениях, уникальна в том числе и в отношении глубины изученности генотипов своих сограждан. Так, например, медицинская документация на всех исландцев сохраняется с 1915 года; практически каждая исландская семья хранит родословные, уходящие в глубь веков на несколько столетий.

Мало того, еще в 1998 году парламент Исландии принял решение о создании универсальной базы данных о всех жителях страны, которая включает медицинскую информацию, данные о родословной гражданина, а также генетическую информацию. А в 2000 году та самая компания deCODE genetics (поддержанная американскими инвестиционными компаниями и международной фармацевтической корпорацией «Хоффман Ла Рош») выиграла конкурс на право создания такой базы данных. Любопытно, что в обмен компания получала на 12 лет исключительное право на коммерческое использование генетической информации, которая могла быть получена из исследованных образцов крови практически всех исландцев. Планировалось, в частности, что вновь открытые гены, предрасполагающие к развитию того или иного заболевания, будут запатентованы. Подобного рода патент – интересный товар для фармацевтических компаний, разрабатывающих лекарственные средства нового поколения. То есть исландцы сделали предметом валютных поступлений не только рыбную продукцию, но и свой геном.

Как видим мы сегодня, компания deCODE genetics не ограничилась только изучением и «складированием» генетических данных соотечественников. Исследование, о котором пишет Nature Neuroscience, проведено по данным о 130 тыс. европейцах. И теперь мы, можно сказать, с математической точностью знаем, что одни и те же варианты генов определяют повышенный риск психических заболеваний в этой выборке, а также среди 86 292 исландцев. И те же варианты нашли с повышенной (на 17%) частотой у здоровых исландцев, входящих в национальные творческие объединения актеров, танцоров, музыкантов, художников и писателей.

Для проверки своих выводов ученые взяли данные по обследованиям 35 тыс. шведов и голландцев. И тут тоже все сошлось: представители творческих профессий в этих группах почти на 25% чаще являются носителями генов шизофрении и БАР. Вывод: генетические факторы, повышающие предрасположенность к шизофрении и БАР, также положительно влияют на творческие способности совершенно здоровых людей.

Вообще-то ученые во всем мире уже давно подбирались к подобным заключениям. «То, что есть связи, притом неожиданные, между некоторыми психическими, гормонально-биохимическими особенностями личности, в частности, генетически обусловленными, сейчас уже нельзя отрицать», – отмечал в своей книге «Генетика этики и эстетики» выдающийся отечественный генетик Владимир Павлович Эфроимсон (1908–1989). Он даже предложил шкалу психической нормы (подчеркнем это – нормы!), на одном полюсе которой располагаются так называемые шизоиды. Вот какое описание Эфроимсон дает людям с таким психотипом: «Замкнутые в себе (интравертированные), слабо контактные, абстрактно мыслящие люди, слабо и неадекватно реагирующие на внешние события, но живущие очень богатой внутренней жизнью. Замкнутость и отрешенность являются их уязвимым местом, они нередко порождают их неудачи; зато особая способность к концентрированному сосредоточенному мышлению нет-нет да выдвигает из их рядов таких творцов, как Иммануил Кант, крупных математиков, физиков, поэтов» (здесь и везде далее курсив мой. – А.В.).

Выдающийся физик лауреат Нобелевской премии Карл Саган еще в 1977 году замечал: «Наука может быть охарактеризована как параноидальное мышление, примененное к природе: мы ищем естественные конспирации, связи между кажущимися несопоставимыми фактами».

Не сговариваясь с ним, американский исследователь А. Махони определял науку как профессию, в которой «некоторые формы паранойи… содействуют достижению успеха».

Исторических примеров, подтверждающих эти нарочито вызывающие высказывания, огромное количество. Скажем, Альберта Эйнштейна чуть было не исключили из школы за неуспеваемость… по математике. Впрочем, Эйнштейн был физик в самой чистой, кристаллизованной, если можно так сказать, форме. А вот школьника Эрнста Резерфорда, будущего физика, прославившегося работами в области радиоактивности и нобелевского лауреата, учитель отправлял домой с запиской для родителей: «Больше этого идиота в школу не присылайте, все равно ничего путного из него не выйдет»…

Член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич в своей книге «Социальная психология науки» приводит и вовсе «шокирующие» данные. «Выдающиеся личности часто страдают и другими соматическими заболеваниями, побочным следствием которых является ускорение обмена веществ, а стало быть, и повышенная стимуляция головного мозга, – пишет Юревич. – Й. Карлссон (1978) на основе анализа биографий выдающихся людей сформулировал теорию, согласно которой их творческие способности передаются по наследству и предопределены тремя генами: шизофрении, миопсии (близорукости) и… алкоголизма. … По мнению Карлссона, любой из соответствующих генов непременно присутствует у гениев – либо в доминантной, либо в рецессивной форме.

В результате, например, Эйнштейн не страдал алкоголизмом, но был носителем этого гена, что и проявилось у его спившегося сына».

Но шокировать эти выводы могут только неподготовленную публику, которая воспринимает ученых как неких небожителей. Генетики с самого начала подходили к этой проблеме с прагматических позиций.

В 1921–1922 годах в Петербурге один из первых отечественных генетиков Юрий Филипченко провел беспрецедентное по тем временам исследование среди выдающихся ученых Петрограда. Опросив с помощью специально подготовленных обширных (несколько сотен вопросов) анкет практически всех научных работников города на Неве, Филипченко пришел к следующим заключениям: «Бичом чисто русских семей является алкоголизм, встречающийся почти в полтора раза чаще, чем его можно ожидать: в 70% вместо 51%...

Напротив, у иностранцев алкоголизм встречается раза в три реже ожидаемого, и все другие заболевания, особенно туберкулез, несколько ниже нормы».

Есть такая медицинская шутка: «С шизофренией ты никогда не будешь одинок». Но заболевание это отнюдь не шуточное. В России, например, 1% населения страдает шизофренией. Согласно исследованиям пекинского Центра изучения и предотвращения самоубийств (Beijing Suicide Research and Prevention Center), шизотипические расстройства встречаются более чем у 4 млн китайцев. Есть даже гипотеза, что шизофрения – заразное заболевание. По крайней мере эпидемиологическое исследование, выполненное в начале 2000-х годов в Москве, показало, что среди родственников шизофреников людей с психическими отклонениями – 44%.

И при этом до сих пор нет удовлетворительного, принятого всеми учеными и медиками определения, что же такое шизофрения. Именно поэтому так ценны любые новые исследования, приближающие нас к разгадке тайн этого психического недуга. Кандидат психологических наук Алена Иванова подчеркивает: «У больных шизофренией любой формы всегда выявляются специфические нарушения мышления. Но это не значит, что они глупы. Наоборот, больные, участвовавшие в моих исследованиях, были очень умными – например, студенты философского и математического факультетов, переводчики». Забавно, что тема кандидатской диссертации Алены Ивановой формулировалась так: «Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах».

Получается, что с различными формами шизофрении можно изучать философию и математику. Как минимум. «С вялотекущей шизофренией вообще часто нет никаких ограничений, – поясняет Иванова. – Но и с грубыми формами шизофрении это вполне реально. Дело в том, что шизофрения не нарушает формальной логики. Наоборот, формальная логика может быть даже развита лучше у этих больных… Мышление у больных шизофренией нарушается по другому принципу. Это называется «искажение процессов обобщения». То есть они совершают обобщения по каким-то неявным признакам».

Этот разговор с Аленой Ивановой состоялся у меня еще в 2007 году. Приведу еще одну цитату из него, идеально подходящую к нашему сегодняшнему информационному поводу. Итак, что же это такое – «неявные признаки»?

«Характерный пример, – поясняет Алена Иванова. – Больному шизофренией предлагают сравнить разные понятия – что в них общего, что различного. И больной говорит, что ботинок и карандаш – очень похожие между собой предметы. С обыденной точки зрения это очень далекие понятия. Но пациент удивляется: «Как же! И тем, и другим можно что-то написать: карандашом – на листе бумаги, мыском ботинка – на песке».

Такого рода мышление в принципе правильно. С точки зрения формальной логики все верно! И больные шизофренией, делая обобщения, опираются на эти критерии. Кстати, за счет этого и происходит сближение шизофрении с гениальностью, ведь творчество тоже основано на каких-то неожиданных обобщениях, порождении каких-то необычных метафор»…

Недаром, слегка иронизируя, Андрей Юревич как бы ставит окончательный диагноз: «Если вы не пьете, не носите очки, не склонны к шизофреническим странностям и, более того, никто из ваших предков во всем этом не замечен, лучше выберите себе другую профессию, поскольку ученым вам стать не суждено».

Успокаивает – если нужно кого-то успокаивать – одно: сам феномен возникновения науки, научного способа познания окружающего нас мира в некоторых современных гипотезах трактуется как глобальная реакция общества на массовый невроз. А наука, по определению, пытается – и довольно успешно иногда – привести в систему, обуздать окружающий человека хаос и связанное с ним чувство бессилия перед неопределенностью. До тех пор, конечно, пока саму науку не начинают «лечить», как в случае с реформой РАН. Могут ведь и залечить насмерть…

Изгоями человеческого общества часто становятся люди с нарушением психики. И это не странно, ведь их поступки и поведение порой не просто шокируют, но и кажутся опасными. И вместе с тем люди, страдающие шизофренией или другим психическим расстройством, как никто другой нуждаются в помощи и поддержке. Кроме того, в их мыслях нередко рождаются необычные и даже оригинальные идеи. Неслучайно ученые проводят параллель между шизофренией и гениальностью.

История знает немало великих личностей, страдавших различными психическими заболеваниями, среди которых Руссо и Шопенгауэр, Мюссе и Свифт, Мендельсон и Ван Гог, Батюшков и Гоголь. Причем список этот можно продолжать. Так неужели гениями могут быть лишь душевно больные люди? Что говорит по этому поводу медицина?

Что такое шизофрения?

Шизофрения — психическое заболевание с длительным хроническим течением, что в дальнейшем приводит к типичному изменению личности. Сам термин «шизофрения» означает «расщепление души» и выбран был по причине расщепления, дискордантности мышления и эмоций.

Симптомы шизофрении очень обширны и проявляются большим спектром психопатологических проявлений, но наиболее типичными являются нарушении функции интеллекта и эмоций. Часто больные жалуются на невозможность сосредоточиться, проблемы с усвоением материала, неуправляемый поток мыслей. Но вместе с тем для шизофреников характерно улавливать особый смысл в словах, фразах, художественных произведениях. Они способны создавать новые слова, применять для изложения своих мыслей и в творчестве особую непривычную символику и только им понятные абстрактные образы.

На сегодняшний день шизофренией страдают 0,7% населения. Больные страдают от галлюцинаций, проблем эмоционального поведения, частых депрессий, тревожных состояний, суицидальных наклонностей.

Врожденный талант и шизофрения

Почему же одаренных уникальными способностями людей так часто преследуют выше перечисленные симптомы? Неужели, взамен за подаренный талант природа наделяет человека этим тяжким недугом и им суждено идти по жизни нога в ногу?

В развитых странах Европы и Америки учеными проводились специальные многолетние исследования, в результате которых было установлено, что одаренность встречается в соотношении 1:4000, что дает 25 человек на 100 000. А гении рождаются еще реже - 1:1 000 000. Последние два столетия дали человечеству всего около 500 гениев.

Медицинскими наблюдениями выявлено, что предрасположенность к шизофрении имеет каждый второй человек, но развитие болезни зависит от устойчивости внутреннего защитного барьера (физиологического, психического, интеллектуального, социального). Кстати, чем выше интеллект и тоньше душевная организация человека, тем выше вероятность, что защита не выдержит напора внешних обстоятельств и человек заболеет.

Для одаренного человека характерна повышенная впечатлительность, чрезвычайная ранимость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понять устремления человека, что создает большую нагрузку на нервную систему одаренной личности, заставляя ее работать в почти экстремальных условиях. Такие перегрузки неминуемо ведут к срывам и психическим заболеваниям.

Гофман говорил: «Я воспроизвожу то, что кто-то подсказывает мне со стороны». Ламартин признавался: «Не сам я думаю, но мои мысли думают за меня». Если сравнить талантливого и гениального человека, то первый обдуманно попадает точно в цель, которая для обычного человека кажется недостижимой, а гений способен попасть в цель, которая «невооруженным глазом» и не видна.

Медицине известны случаи, когда после трагических событий у человека открывались скрытые способности, особенно часто поэтические и художественные. Но ни разу человек не стал гением после начала психического заболевания. Многие великие умы были талантливы от рождения, а пришедшая позже болезнь лишь разрушала их дар (вспомним хотя бы математика Джона Нэша, лауреата Нобелевской премии по экономике 1994 года, это его история легла в основу сюжета фильма «Игры разума»).

Исследования шведских ученых

Шведские ученые после проведенных исследований человеческого мозга пришли к выводу, что креативность и неординароное мышление сродни безумию.

Эксперты из Karolinska Institute провели сканирование мозга и нашли поразительное сходства между мыслительной деятельностью одаренных в разных областях людей и страдающих шизофренией. У одних и других в мозге отсутствуют важные рецепторы, которые направляют и фильтруют мысли. Ученые предполагают, что именно благодаря этому гениальные и одаренные люди способны мыслить нестандартно, смотреть на мир под другим углом.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник