30.06.2019

Дворцово вотчинное управление. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления. Политико-территориальная организация Киевской Руси


Писателей оставалась тема Великой Отечественной войны. Ей посвящались произведения самых различных жанров. Михаил Шолохов написал запоминающийся рассказ «Судьба человека», в котором создал собирательный образ солдата Андрея Соколова, вынесшего на своих плечах все тяготы войны. В 1959 г. вышла первая часть трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые».

Константин Федин опубликовал первую книгу романа «Костер» – «Вторжение» (1961). Среди произведений о войне были роман Николая Чуковского (сына К. И. Чуковского) «Балтийское небо» (1954), рассказы белорусского писателя Василия Быкова, стихи Николая Тихонова, Алексея Суркова, Константина Симонова, Степана Щипачева.

О судьбе тружеников послевоенной деревни глубоко и правдиво писали:

  • Федор Абрамов,
  • Василий Белов,
  • Борис Можаев,
  • Валентин Овечкин,
  • Валентин Распутин,
  • Владимир Солоухин,
  • Владимир Тендряков,
  • Василий Шукшин.

В рассказах и очерках писателей-«деревенщиков» представлено многообразие художественных образов, несущих в себе нравственную чистоту. Особую привлекательность имели повествования о делах и судьбах крестьян, обычном круговороте сельской жизни. Изданная литература тяготела к социальному анализу. В ней звучала душевная боль и писательское стремление изменить положение к лучшему. Люди с огромным интересом читали повести Чингиза Айтматова «Джамиля», «Материнское поле», «Прощай, Гульсары!», в которых затрагивались острые этические и социальные вопросы современности.

Музыкальная культура

В музыкальной жизни вторая половина XX в. ознаменовалась новыми творческими достижениями и расширением аудитории слушателей. Впервые за всю историю партии в мае 1958 г. ЦК издал постановление, признав бездоказательными и несправедливыми прежние оценки творчества Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, Н. Я. Мясковского. Так партия сняла сталинское клеймо представителей «антинародного формалистического направления» с выдающихся композиторов.

Наиболее остро ощущал потребность свободы творчества композитор Дмитрий Шостакович, вновь оказавшийся в центре внимания музыкальной общественности. В 1957 г. прозвучала его 11-я симфония «1905 год», в 1961 г. – 12-я симфония («1917 год»). В 1962 г. дирижер К. П. Кондрашин озвучил никогда не исполнявшуюся 4-ю симфонию Шостаковича, названную музыкальной общественностью «первой великой симфонией, появившейся в России после революции».

Наряду с Шостаковичем ярко заявили о себе:

  • Г. В. Свиридов,
  • Ю. А. Шапорин,
  • А. Г. Шнитке,
  • Р К. Щедрин,
  • В. А. Гаврилин.

Свиридов возглавлял в 1962–1974 гг. Союз композиторов СССР и в 1968–1973 гг. – Союз композиторов РСФСР, получил звание Героя Социалистического Труда.

В молодежной среде популярностью пользовались песни Василия Соловьева- Седого, Александры Пахмутовой, Андрея Петрова, Эдуарда Колмановского. С 1978 г. проводились ежегодно фестивали современной музыки «Московская осень». Официальное предпочтение также отдавалось легкой эстрадной музыке, представленной творчеством Эдиты Пьехи, Софии Ротару, Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева и многих других исполнителей. Одновременно ширился круг поклонников Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Александра Галича – ярких представителей «бардовского движения », расцвет которого пришелся на годы «застоя

Киноискусство и театр

Несомненные успехи после войны делало киноискусство. В основу многих фильмов были положены острые жизненные конфликты, встречавшиеся в труде, общественной жизни, семейных отношениях. Зрители полюбили фильмы «Высота» (режиссер Александр Зархи), «Весна на Заречной улице» (режиссеры Феликс Миронер и Марлен Хуциев), «Летят журавли» (режиссер Михаил Калатозов), «Тихий Дон» (режиссер Сергей Герасимов), «Хождение по мукам» (кинотрилогия, поставленная Григорием Рошалем). Режиссер Роман Кармен создал 20-серийную документальную киноэпопею «Великая Отечественная война».

Замечание 1

«Мосфильм», «Ленфильм» и более десяти республиканских киностудий с конца 1950-х гг. выпускали ежегодно около 100 игровых фильмов. Кинематограф расширял тематику. Новое поколение кинодраматургов и режиссеров вело поиски интересных сюжетов. Основным жанром стали семейные отношения, бытовая драма, внутренний мир человека, становление личности. Одновременно шла экранизация мировой классики и советской прозы.

В эпоху «застоя» 1970–1980-х гг. зрительские симпатии снискали телесериалы «Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиозновой, «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» В. А. Красноиоль- ского и В. И. Ускова, комедийные и игровые ленты. Одновременно велись поиски новых жанров и оригинальных сценариев, появилось авторское кино (Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Кира Муратова, Алла Сурикова, Вадим Абдрашитов и др.). В «перестроечное время» видное место в киноискусстве заняла тема морального осуждения сталинизма. В этом отношении следует отметить яркий фильм Т. Е. Абуладзе «Покаяние» (1988), который вызвал наибольший общественный резонанс.

После войны получило дальнейшее развитие театральное искусство. Особенно разительные перемены начались в период хрущевской «оттепели», когда театры почувствовали некоторую свободу творчества.

На сценах столичных и периферийных театров и творческих мастерских ставятся разнообразные спектакли, соответствующие запросам и интересам современных зрителей. Деятели театров получили возможность для неограниченного самовыражения и формирования многообразной культурной среды в России.

На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 ᴦ. генеральным секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев. Председателœем Совета министров А.Н.Косыгиным были предложены меры по экономическим преобразованиям, в базе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.

На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

В 1972 ᴦ. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.

Для успешного продолжения реформ требовались новые подходы. При этом большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала всœе инициативы ʼʼснизуʼʼ оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

Существующий механизм хозяйствования противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.

Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета͵ внешний финансовый долᴦ. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.

В 70-е годы приток ʼʼнефтедолларовʼʼ сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.

В дальнейшем падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гᴦ. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

В 70-е гᴦ. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в Агропромобъединœения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 ᴦ. создали Госагропром. Несмотря на всœе усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в данный период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гᴦ. 80 % семей имели отдельные квартиры, с другой, - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

При этом, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.

В 1962-1964 годах ухудшилось продовольственное снабжение населения городов. Если при Сталине проводилась политика систематического снижения розничных цен за счет ограбления деревни, то с конца 50-х, цены оказались замороженными. Причиной этого стало повышение закупочных цен - необходимая мера по повышению уровня жизни колхозников и рабочих совхозов. Закупочные цены стали быстро обгонять розничные, государство было вынуждено выделять все растущие дотации сельскому хозяйству, чтобы удержать розничные цены на прежнем низком уровне.

Соответственно повысились цены на изделия из мяса и молока. Это вызвало бурю недовольства широких трудящихся масс. Осенью 1963 года разразился новый кризис. Из магазинов исчез хлеб. Чтобы справиться с дефицитом хлеба, пришлось срочно закупать зерно за границей, пустив на это стратегические запасы. Повышение цен, появление новых дефицитов было отражением нарастания кризисных явлений в экономике страны в целом. Темпы роста промышленности стали замедляться. Замедлился технический прогресс.

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно-командного образа мышления. Ликвидировалась совнархозная система управления промышленностью. Вместо нее стали бурно создаваться министерства. Демократизации в политической сфере оказалась безуспешной. В этом основная причина неудачи реформы 1965 года. В начале 70-х годов, свертывание реформы оказалось не так болезненным, как в предыдущем периоде. Освоение западносибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии.

В 70-80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие соответствовали мировому уровню - ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой затратной модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, рентабельность) ухудшались. Дефицит, очереди, "блат" были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой "теневой экономики" в этих условиях были естественным и даже неизбежным явлением.

В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР "полностью и окончательно", займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.

Сращивание партийно-государственного аппарата с "теневой экономикой", коррупция стали в 70-80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю.В.Андроповым (1982-1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений. О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм - неподвижностью, преемственность - кризисом.

На 23 съезде КПСС в марте 1966г. были приняты решения, подтверждающие довольно жесткий внешнеполитический курс СССР. Мирное сосуществование оставалось целью советской политики, но приоритет получало соревнование двух систем и укрепление социалистического лагеря.

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966г. впервые за послевоенный период Москву посетил с визитом президент Франции Ш.де Голль.

Важнейшим событием 70-х. гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Начиная с визита президента Р.Никсона в Москву в мае 1972г. и до 1975г мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика разрядки состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений. В 1971 1976гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз, в основном за счет закупок СССР зерна.

В 1975г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе лидеров 33 европейских стран и Канады. Подписанные там документы утверждали 10 принципов во взаимоотношениях государств - участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Начиная с 1973г. возобновились переговоры между странами Варшавского договора (Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, Албании) и НАТО о сокращении вооруженных сил в Европе.

Еще до 23 съезда КПСС Советский Союз предпринял ряд шагов к нормализации отношений и сближению с Китаем, Румынией, Кубой, Северной Кореей и Северным Вьетнамом. Но из за конфликтов между этими странами и жесткой позицией их компартий добиться стабилизации не удавалось.

Вводом советских войск В Афганистан в декабре 1979г. Наступили новые заморозки. "Холодная война" возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик. Введение советских войск в Афганистан положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Непросто складывались отношения СССР и со сторонами социалистического лагеря.

Диссидент - инакомыслящий, человек, политические взгляды которого существенно отличаются от официальной точки зрения в стране, где он живёт. В 1960-е годы был введён в употребление для обозначения представителей оппозиционного движения в СССР. История советских диссидентов - важная часть общей истории сопротивления государственному произволу, насилию и лжи, которое, в самых различных формах, не прекращалось даже в самые страшные годы господства тоталитарной системы. После подавления военной оппозиции большевикам в Советской России в течение еще нескольких лет существовало политическое подполье, группировавшееся, в основном, вокруг остатков дореволюционных социалистических партий меньшевиков и социалистов-революционеров. А когда оно было разгромлено, уже возникла политическая оппозиция внутри самой ВКП(б). Диссиденты называли себя также "правозащитниками", "инакомыслящими". Деятельность диссидентов в СССР была направлена на критику сталинизма, защиту прав человека и демократии, проведение коренных экономических преобразований, создание открытого, правового государства. Борьба способствовала переходу СССР от тоталитаризма к демократии. Машине государственного террора так и не удалось до конца искоренить инакомыслие - не только политическое, но и культурное, религиозное, социальное, гуманитарное. Религиозные течения и целые конфессии отказывались подчиняться коммунистическому диктату и уходили в подполье. Люди продолжали сочинять стихи и прозу, философские и научные трактаты, не соответствующие требованиям государственной цензуры; другие люди переписывали запретные тексты от руки, а позднее - на пишущей машинке.

Диссиденты придерживались различных политических взглядов (от марксистских до православно-националистических), но их объединяло стремление утвердить в обществе самоценность человеческой личности, обеспечить защиту её прав. Известными деятелями диссидентского движения были писатель Солженицын А.И. и физик-ядерщик Сахаров А.Д. Ядром диссидентского движения стала защита прав человека.

Внутренняя политика

Партийно-государственная система в эпоху застоя.

После смещения Н. Хрущева в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС главой государства стал Л.И. Брежнев. Вся власть принадлежала Президиуму Верховного Совета, состоявшего из Совета Союза и Совета Национальностей, и Совету Министров СССР.

Основная особенность партийно-государственной системы - увеличение бюрократического аппарата (до 18 млн. чел.). Были восстановлены региональные, областные и районные комитеты партии вместо прежних промышленных и сельских. Вместо совнархозов были созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике).

В 1977 г. была принята Конституция СССР, которая упрочила контроль партии над государственными органами и закрепила достигнутые успехи на пути построения развитого социализма. В основу новой Конституции была положена концепция "развитого социализма". Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства - Советы. Ядром политической системы общества "развитого социализма" называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы - социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооперативно-колхозной.

Ю. Андропов, пришедший к власти после смерти Л. Брежнева (1982 г.), пытался укрепить систему, не прибегая к серьезным реформам. Его преобразования (усиление репрессивных органов, «чистка» государственного аппарата, структурные изменения) не успели завершиться в связи со смертью лидера в 1984 г. После Андропова генеральным секретарём стал Черненко, который не стремился к проведению в стране каких-либо реформ.

Социально-экономическое развитие

Хозяйственная реформа 1965 г. расширяла самостоятельность предприятий. Был введен хозрасчет, восстанавливались отраслевые министерства, выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализуемой продукции. В 1972 г. был введен бригадный подряд. В 1979 г. началась реформа агропромышленной интеграции (кооперирование колхозов, совхозов и промышленных предприятий в агропромобъединения). Увеличилась продажа нефти за рубеж. Это позволило добиться роста благосостояния и стабилизации производительности. Однако тенденции к консервативному курсу и стагнация экономической сферы вели к необходимости новых реформ.

Внешняя политика

В середине 60х годов международная обстановка оставалась для СССР сложной и противоречивой: единый социалистический лагерь находился в состоянии раскола, отношения с Западом вновь осложнились из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме. Руководство в своей внешней политике по-прежнему исходило из тезиса о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР. В то время позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. США было вынуждено считаться с новыми военными реалиями, и пыталось достойно выйти из вьетнамского тупика. Западные политики видели гл. итоги разрядки не только в ослаблении напряженности. Но и в размывании тоталитарных структур власти в СССР.

Тем не менее, к началу 70х началась постепенная нормализация отношений Востока и Запада. В августе 70г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными границы в Европе, и был зафиксирован отказ от применения сила. В сентябре 71г. было подписано соглашение о мирном решении вопросов между США, СССР, Англией и Францией. В мае 72г. были подписаны договоры об ограничении систем противоракетной обороны. 73г. - соглашение о предотвращении ядерной войны.

Кульминацией процесса разрядки стало подписание 01.08.75 заключительного акта совещания по безопастности и сотрудничеству в Европе главами 35 гос-в. Стержнем этого документа стала декларация принципов взаимоотношений стран:

  • - суверенное равенство,
  • - неприменение силы,
  • - нерушимость границ,
  • - территориальная целостность гос-ва,
  • - мирное урегулирование споров,
  • - невмешательство во внутренние дела,
  • - уважение прав человека.

Из-за противоположного понимания сущности заключенного договора судьба разрядки была не долгой. Вслед за начавшейся компанией на Западе в защиту прав человека СССР начал размещение ядерных ракет на - территории ГДР и ЧССР, что вызвало бурную реакцию на Западе. С началом войны в Афганистане разрядка оказалась похороненной вовсе.

В течение более 10 лет (64-75 г.) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Вьетнаму в его борьбе против США. Многолетняя война за освобождение от колонизаторов Анголы, Мозамбика и Гвинеи при поддержке СССР завершилась провозглашением их независимости. В Анголе, Эфиопии и Мозамбике был провозглашен курс на строительство социализма. Все эти локальные конфликты несли на себе печать глобального противостояния СССР и США, а территории стран становились полигонами для проверки эффективности оружия, правильности планов. Крупнейшей военной авантюрой стала война в Афганистане. В гражданский конфликт политических сил оказался вовлеченным контингент советских войск, выступивший по приказу высшего руководства СССР 25.12.79 на территорию суверенного гос-ва. По офицальным данным в этой войне погибло 14 тыс. советских солдат, потери афганского народа составили около 1млн. чел. Помощь афганскому народу обошлась СССР потерями десятков миллиардов руб. Она значительно подорвала авторитет СССР в мире.

В странах Вост. Европы назревали кризисные явления в эконом. и полит. жизни. Советская тоталитарная модель переставала работать. В декабре 67 г. произошла смена руководства компартии в Чехословакии, в апреле 68 г. была принята программа, реализация которой была названа “Пражской весной”. Программа открывала дорогу последовательной экономической реформе и всесторонней демократизации общества. Это была программа обновления социализма, не посягавшая на его основы.

Однако в Москве нарастало беспокойство о “судьбах социализма”. Все закончилось введением в августе 68г. в Чехословакию войск СССР. Эта агрессивная акция усилила раскол среди стран социализма. Чехословацкий урок заставил советское руководство пересмотреть характер сотрудничества с союзниками. Были предприняты шаги по усилению экономической и военной интеграции стран В. Европы. Эти меры получили название “доктрины Брежнева”. Тем не менее ситуация постепенно выходила из-под контроля Москвы. В 70г. начались массовые выступления рабочих в Польше, и хотя было введено военное положение в декабре 81 г., все закончилось падением коммунистического режима. С годами все более очевидным становился кризис системы, сущ-ей не только в СССР, но и др. странах.

  • 9. Московское княжество в XIV веке. Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва.
  • 10. Объединение русских земель вокруг Москвы при князьях Иване III и Василии III в конце XV – на­чале XVI вв. Образование Российского государства
  • 11. Российское государство в XVI в. Политика царя Ивана IV Грозного (1533–1584 гг.).
  • Внешняя политика Ивана IV.
  • 13. Россия в хvii веке. Царь Алексей Ми­хайло­вич «Тишайший» (1645–1676 гг.).
  • Никон (1605–1681) имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, который называл его своим «особенным другом». Став в 1652 г. Патриархом, Никон с 1653 г. Приступил к ре­форме.
  • Восстание Степана Разина (1670–1671 гг.).
  • Причины:-закрепощение крестьян по Соборному Уло­жению 1649 г.;
  • -Бегство на Дон беглых крестьян; -недовольство народов По­вол­жья государ­ственной эксплуатацией.
  • Участники восстания: казаки, кресть­яне, хо­лопы, посадские люди, нерусские народы Поволжья.
  • 14. Внешняя политика России в XVII веке
  • Колонизация сибири.
  • 15. Преобразования Петра I (1682-1725 гг.)
  • 16. Царствование императрицы Екатерины Второй Великой (1762–1796 гг.)
  • 17. Правление императора Павла I (1796–1801 гг.).
  • 18. Внешняя политика России во 2–й половине хviii века при Екатерине II и Павле I
  • 19. Реформы императора Александра I (1801–1825 гг.)
  • Отмена крепостного права в России в 1861 г.
  • ** Либеральные реформы Александра II 1860–1870-х гг.
  • 23. Россия в начале хх века. Русско-япон­ская война 1904–1905 гг. Революция 1905-1907 гг.
  • Русско-япон­ская война 1904–1905 гг. Причины войны:
  • 24. Россия в первой мировой войне 1914–1918 гг.
  • 25. Российская революция 1917 года
  • 5. Свержение Времен­ного правительства. Победа большевиков.
  • Часть 2. Россия в хх веке
  • 45. Формирование советской государственно-политической системы в конце 1917–1918 гг. Брестский мир
  • 46. Социально-экономическая политика большевиков в годы гражданской войны. «Военный коммунизм»
  • 47. Гражданская война в России
  • 48. Новая экономическая политика большевиков. Образование ссср
  • 49. Борьба за власть в политическом руководстве страны в 1920-е годы и её результаты
  • 50. Индустриализация во второй половине 1920–1930-е гг.
  • 51. Коллективизация сельского хозяйства в ссср в конце 1920-х–1930-е гг.
  • 52. Общественно-политическая жизнь ссср в 1930-е годы. Политические процессы и массовые репрессии
  • 53. Культурная жизнь в ссср в 1920–1930-е годы. Культура рус­ского зарубежья
  • 54. Внешняя политика ссср в 1920 – середине 1930-х гг.
  • 55. Внешняя политика ссср в предвоенные годы (1936–1941 гг.)
  • 56. Начало Великой Отечественной войны. Военные действия 1941 г. Битва за Москву
  • 57. Военные действия в 1942–1943 гг. Коренной перелом в Великой Отечественной войне
  • 58. Основные события Великой Отечественной войны в 1944–1945 гг. Разгром милитаристской Японии. Завершение Второй мировой войны. Значение победы ссср
  • 59. Восстановление и развитие хозяйства ссср в послевоенные годы (1945–1953 гг.).
  • 60. Общественно-политическая жизнь страны в 1945–1953 гг.
  • 61. Внешняя политика ссср в 1945–1953 гг. Начало «холодной войны»
  • 62. Общественно-политическая жизнь ссср в середине 1950-х – начале 1960-х гг. Н. С. Хрущёв
  • 63. Социально-экономическое развитие ссср в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
  • 64. Внешняя политика ссср в 1953–1964 гг.
  • 65. Культурная жизнь страны в 1950–начале 1960-х гг.
  • 66. Общественно–политическая жизнь ссср во второй половине 1960-х–первой половине 1980-х гг. Л. И. Брежнев. Ю. В. Андропов. К. У. Черненко
  • 67. Социально-экономическое развитие ссср во второй половине 1960-х–первой половине 1980-х гг.
  • 68. Международное положение и внешняя политика ссср в 1964–1985 гг.
  • 69. Культурная жизнь ссср в 1960–1980-е гг.: достижения и противоречия.
  • 70. Общественно-политическая жизнь ссср в 1985–1991 гг. Распад ссср
  • 71. Социально-экономическое развитие ссср в эпоху «перестройки» в 1985–1991 гг.
  • 72. Внешняя политика страны в 1985–1991 гг.
  • 73. Россия в 1992–2011 гг. Конституция 1993 г. Политические партии и дви­жения
  • 74. Социально-экономическое развитие России в 1992-2011 гг. Рыноч­ные реформы и их последствия. Современное российское общество и его социальные проблемы
  • 75. Внешняя политика России в 1992–2011 гг.
  • 67. Социально-экономическое развитие ссср во второй половине 1960-х–первой половине 1980-х гг.

    1964–1985 гг. вошли в историю как эра «развитого социализма », при которой СССР достиг мак­симальной политической и экономической стабильности, наивысшего в своей истории уровеня жизни населения. В годы перестройки 1985–1991 гг. этому периоду было дано наименование «годы застоя ». Однако на фоне краха перестройки и последующих кризисов название «развитой социализм» выглядит более точным и уместным. Он делится на этапы:

    1. 1964–1968 гг. – ранний.

    2. 1968–1977 гг. – средний.

    3. 1977–1985 гг. – поздний.

    Если ранний и средний этапы в целом были успешны и оставили пози­тивный след в памяти народа, то этап 1977–1985 гг. был време­нем нарастания кризиса социализма, «застоя».

    На пленумах ЦК КПСС 1965 г. – мартовском (по сель­скому хозяйству) и сен­тябрьском (по промышленности) был взят курс на реформы по совершенствованию планирования и стимулированию труда, названные «Косыгинскими» по фамилии их автора – председателя Со­вета Министров СССР А. Н. Косыгина.

    Косыгин­ская реформа 1965 г. в сельском хозяйстве :

    - повысила закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

    Ввела 50-процентную надбавку к цене за сверхплановую прода­жу сельскохозяйственной продукции госу­дарству;

    Увеличила капиталовложения в аграрный сектор;

    Новый «При­мерный Устав колхозов» 1969 г. перевёл колхозников на гаранти­рованную зарп­лату и пенсионное обеспечение.

    В ре­зультате сельскохозяй­ственное производство выросло на 21 %.

    Косыгин­ская реформа 1965 г. в промышленности :

    Изменила систему управления про­мышленностью и ввела меры экономического стиму­лирования про­мышленного производства:

    Предприятия были переведены на хозрасчёт (самоуправле­ние, самоокупае­мость, самофинансирование);

    Единое государ­ст­венное пла­нирова­ние сочеталось с местной инициативой (встречным пла­нирова­нием );

    Реформа сократила число плановых пока­зателей, спус­каемых министерствами на предприятия, до пяти;

    На предприятиях за счёт прибы­ли создавались поощрительные фон­ды, используемые на развитие производства, материальное поощ­рение рабочих и служащих, жилищное строительство;

    Произошёл возврат к отрасле­вому управ­ле­нию. Были восстановлены разрушенные Н.С. Хрущёвым союзные и со­юзно-республиканские министерства по от­рас­лям промышленно­сти, упразднены совнархозы.

    Реформа 1965 г. наиболее успешно про­явилась в 8-ю пятилетку (1966–1970 гг.). В результате произошёл прирост национального дохода СССР, увеличение валового общественного продукта. Объём про­мышленного про­извод­ства вырос на 50 %. К 1970 г. СССР превосходил США по производству угля, кок­са, тракторов, цемента. Было построено 1.900 пред­приятий. Волжский автозавод в г. Тольятти с 1970 г. на­чал выпус­к автомобили «Жигули» ВАЗ-2101 – по образцу итальянского прототипа «Фиат-124».

    Затухание реформы. Начало «застоя» в промышленности. В 1970-е гг. начался спад темпов развития народного хозяйства. Реформа в нач. 1970 г. была свёрнута, «ушла в песок».

    Причины затухания реформы:

    Противоречивый характер реформы, в ходе которой была сделана попытка соединить административно-командные и экономические методы управления производством;

    Партийно-государственная номенклатура, пришедшая к власти после смещения Н. С. Хрущёва, стремилась к стабильности, а не к реформам, её устраивало затухание реформы;

    Министерства и ведомства работали по-старому, тормозя развитие самостоятельности предприятий. Рыночные механизмы управле­ния производст­вом были задавлены командно-администра­тивной системой;

    В отличие от развитых стран Запада, переходящих к высокотехнологичным производствам, в СССР приоритетным считалось экстенсивное развитие тяжёлой промышленности, рост количества предприятий;

    Преобразования в экономике не сопровождались изменениями в политической и социальной сферах.

    Вместо пяти плановых пока­зателей их стало к сер. 1980-х гг. более тысячи. Мини­стерства отобрали права предприятий, покончив с их самоуправлением. Инициатор ре­формы Косыгин потерял интерес к ней. События в Чехо­словакии 1968 г. усилили в руководстве консерватизм.

    Социально-экономическое развитие в 1970-е–первой пол. 1980-х гг. Планы трёх пятилеток – 9-й, 10-й, 11-й были одобрены соответственно тремя съездами КПСС – XXIV (1970 г.), XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.). Упор в промышленном разви­тии был сделан на создание гигантских террито­риально-производст­венных ком­плексов (ТПК):

    -Западно-Сибир­ский ТПК (Тюменская область) с огромными запа­сами дешёвой (самофон­танирующей) нефти и газа. За 1970-е гг. в условиях роста цен на энергоносители на мировом рынке до­быча нефти в Западной Сибири увеличилась в 10 раз. Страна жила на «нефтедол­лары» от экспорта нефти за границу.

    -Павлодарско-Экибастузский угольный ТПК в Казахстане;

    -Канско-Ачинский топливно-энергетиче­ский ком­плекс (КАТЭК) в Красноярском крае (самый дешёвый уголь страны);

    -Братско-Усть-Илимский комплекс на базе Усть-Илимской ГЭС;

    -Саянский ТПК на базе Саяно-Шушен­ской ГЭС и др.

    В 1974–1984 гг. шло строитель­ство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) протяжённостью 3 тыс. км. (попытка её создания предпринима­лась ещё накануне Великой Отечествен­ной войны). Од­нако из-за кри­зиса БАМ не окупила вложен­ных в неё средств.

    Сельское хозяйство 1970-х–начала 1980-х гг.

    В 1974 г. принято постановление «О мерах по дальней­шему развитию сель­ского хозяйства Нечернозёмной зоны РСФСР». Увеличены капи­таловложе­ния в развитие Нечерноземья. Однако это не остановило бегство молодёжи из дере­вень.

    В кон. 1970-х гг. разра­бо­тан проект ликвидации 200 тыс. «неперспектив­ных» деревень и переселения людей в крупные посёлки.

    В 1970-е–нач. 1980-х гг. были проведены огромные работы по ме­лиорации земель с це­лью повышения их урожайности. Построены гран­диозные каналы: Большой Став­ропольский, Северо-Крымский, Ка­ра­кумский и др. Были разработаны проекты переброски северных рек на юг: сибирских – в Среднюю Азию, европейских – в Каспий через Волгу. Но благодаря критике общественности проект не реализовали.

    Продовольственная программа 1982 г. предполагала ре­шить проблему с про­довольствием в СССР к 1990 г., но не была реализо­вана.

    Таким образом , несмотря на попытки реформирования, аграрный сектор экономики отличался неэффективностью, находился в кризисе. Страна, имея более половины мировых площадей чернозёмов (в 1985 г. площадь всех сельхозу­годий СССР составляла 607,8 млн. га., из них 227,1 млн. га. пашни), не могла накормить народ. СССР покупал хлеб за рубежом, хо­тя собственный урожай нередко уходил под снег.

    Социальная политика. В СССР проводилась широкомасштабная социальная политика. Несмотря на небольшую зарплату, боль­шин­ство трудящихся при Брежневе чувствовали себя относительно защищён­ными. Отсутствовала безработица, имелось повсемест­ное бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пен­сион­ное обеспечение. Осуществля­лось массовое жилищное строитель­ство. Квартиры-«брежневки» выделялись бесплатно. Большие средства вкладывались государством в науку, культуру, спорт. В то же время в стране насчитывалось около 20 млн. ин­валидов, более 21 млн. алкоголиков, 5,3 млн. человек страдали психическими заболеваниями.

    Причины кризиса экономики СССР:

    1. Обострение противоречий между колоссальным промышленным потенциалом СССР и экстенсивным (вширь) характером его развития. Руково­дство страны пыталось использовать естественное преи­муще­ство СССР: огромную территорию с неисчерпаемыми при­родными богатствами. Развитые же капитали­стические страны далеко обогнали СССР, делая упор на интенсивное развитие – форсирование науко­ёмких отраслей, определяющих научно-техничес­кий прогресс – элек­тро­нику, кибернетику, робототехнику, биотехнологию. Гипертрофия добычи ресурсов и первичной обработки, тяжелого ма­шиностроения определили максимальную энергоёмкость производства в СССР. На Западе для производства 1 кг. потребляемой продукции расходовалось 4 кг. исходного материала, а в СССР – 40.

    2. Снижение рождаемости из-за демографических последствий Вто­рой миро­вой войны, что вело к сокращению доли молодёжи на произ­водстве. Миграция сельского населения в города.

    3. Перемещение сырьевой базы в труднодоступные районы Севера и Сибири увеличило зат­раты на добычу и доставку природных ресурсов.

    4. Падение мировых цен на нефть во второй пол. 1970-х гг.

    5. Незаинтересованность работников в результатах своего труда.

    Руководство страны понимало, что выиграть экономичес­кую гонку с Западом можно лишь при условии перевода экономики СССР на интен­сивный путь развития. Эту задачу ставили на XXIV, XXV, XXVI съез­дах КПСС. Однако она не была решена.

    Итоги экономического развития. За 1970–1985 гг. темпы роста упали до уровня стаг­нации (застоя). 11-я пятилетка не была выпол­нена ни по одному показателю. В США произво­дитель­ность труда в про­мышленности в 2 раза, а в сельском хозяйстве – в 5 раз превышала соответствую­щие показатели в СССР. Советская эко­номика носила «самоедский» характер, она работала не на человека, а сама на себя. Содержание госаппарата и армии разоряли стра­ну. За 1970–1980-е гг. СССР израсходовал на вооружение 700 млрд. рублей. По данным зарубежных источ­ников, в нач. 1980-х гг. СССР выпускал танков в 4,5 раза больше, чем США, БТР – в 5 раз, артиллерийских орудий – в 9 раз, атомных под­водных лодок – в 3 раза. Советская модель хозяйствования, лишённая гибкости и внутренних импульсов саморазвития, «надорвалась», не выдержав гонки вооруже­ний.

    Некоторые исследователи отрицают наличие «застоя» в бреж­невский период. По их мнению, имело место лишь падение темпов эко­номиче­ского развития. Несомненны некоторые успехи: к концу 1970-х СССР был сверхдержа­вой, на его долю приходилось около 20% мирового промышленного производства. За 18 лет руководства Брежнева производ­ство электроэнергии выросло в 5 раз, население СССР увеличилось на 40 млн. человек.


    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник