28.07.2019

Дикие перелетные птицы. Какие птицы остаются зимовать, а какие улетают на юг? Тематический урок для детей «зимующие и перелетные птицы»


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №69 Выборгского района г.Санкт-Петербург.

Группа №5 (старшая)

Проект по экологическому воспитанию

«Перелетные птицы»

Проект подготовили воспитатели:

  • Кириллова Н.Ю. 1 кв. кат.
  • Харенкина Н.В. 1 кв.кат.

Октябрь 2015 г.

Паспорт проекта.

Тип проекта:

По числу участников - групповой.

По характеру контактов – в рамках ГБДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов.

Сроки исполнения:

Краткосрочный (одна неделя)

Участники проекта:

  • Воспитатели группы:

Кириллова Н.Ю, воспитатель I кат.

Харенкина Н.В., воспитатель I кат.

  • Дети старшей группы №5
  • Родители

Актуальность проекта :

Началу проекта послужила необходимость дать детям представления о перелетных птицах, об их повадках.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель проекта:

Обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.

Задачи проекта:

1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.

2.Уточнить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, подвести к усвоению понятия «перелетные птицы».

3.Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • интерес детей
  • расширение кругозора
  • проявление творчества и двигательной деятельности
  • использование полученных знаний в жизни перелетных птиц

Продукты проекта:

Книжка своими руками «Перелетные птицы»

Взаимодействие с семьей:

Консультации для родителей по изготовлению страничек для книжки

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный.

1.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной проблеме.

2.Изготовление дидактических игр.

3.Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности.

4. Составить план мероприятий на неделю, подобрать материал для продуктивной деятельности.

2 этап: реализация проекта.

  1. Проведение бесед с детьми (см приложение №1).
  2. Исследовательская деятельность(рассматривание птиц на прогулке, поиск материалов для книжки)
  3. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-развивающих игр (см приложения №2).
  4. Чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок по теме (см приложение №3).
  5. Рассматривание картин
  6. Творческо-продуктивная деятельность(рисование - см приложение №4, аппликация/лепка).
  7. Наблюдение за птицами на участке детского сада (см приложения №5).
  8. Совместная работа детей с родителями (см приложение №6).

3 этап: заключительный

  1. Обработка результатов по реализации проекта
  2. Участие в групповом конкурсе «Репортажи о перелетных птицах»
  3. Самопрезентация детьми страниц для книги своими руками «Перелетные птицы»
  4. Выставка детских работ «Птицы в парке» (из пластилина).
  5. Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни перелетных птиц.
  6. Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им.
  7. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

Приложение 1.

Рассказать детям о перелетных птицах.

Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля.

Перелетные птицы - птицы, улетающие зимой в теплые края.

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.

Жаворонок - маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.

Утка - птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.

Грач - перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Журавли - крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Лебедь - оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

Скворец - певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.

Соловей - неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.

Цапли - живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.

Приложение №2.

Русские народные игры:

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Пчелки и ласточка

Играющие - пчелы - летают по поляне и напевают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Коршун

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою.

На что тебе ямка?

Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку куплю.

Зачем тебе иголочка?

Мешочек сшить.

Зачем мешочек?

Камешки класть.

Зачем тебе камешки?

В твоих деток кидать.

За что?

Ко мне в огород лазят!

Ты бы делал забор выше,

Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

Гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Вы, серые гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Где, гуси, бывали?

Га-га-га, га-га-га!

Кого, гуси, видали?

Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

Мы видели волка,

Унес волк гусенка,

Самого лучшего.

Самого большого

А, гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком «га-га-га» бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.

Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.

Правила игры. Хоровод гусей и гусята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.

«Утка-Гусь».

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» - кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.

Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу названия перелетных птиц, доходят до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим

Дидактические игры:

  • «Разбери птиц» (классификация птиц на перелетных, зимующих, оседлых)
  • «Четвертый лишний» (какая птица лишняя?) Цель: учить детей сравнивать и обобщать.
  • Д/и «Какой, какая?» Цель: учить ребенка употреблять в речи прилагательные и расширять знания о перелетных птицах.
  • Д/и «Кто у кого?» Цель: учить называть птенцов перелетных птиц, как в единственном, так и во множественном числе (скворец – скворчонок – скворчата).
  • «Кто как кричит?» Цель: учить детей называть звуки, которые издают птицы (журавль – курлыкает).
  • «Я начну, а ты закончи». Цель: учить детей продолжать описывать птиц. (Птица с буровато-серым опереньем, свои яйца подбрасывает в чужие гнезда, много ест, уничтожает вредных насекомых).
  • «Кроссбух».

Зачеркнуть повторяющие буквы, выписать буквы, которые остались по одной. И составить слово.

Ч Ж И = ЧИЖ

Приложение №3.

Загадки о перелетных птицах .

  • Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... (скворец)

  • Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели? (соловей)

  • Гости приходят весной,

А уходят осенью... (перелетные птицы)

  • Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это... (цапли)

  • Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот... (соловей)

  • Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит... (грач)

  • В синем небе голосок

Будто крошечный звонок... (жаворонок)

  • По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех... (грач)

  • Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу... (иволга)

  • Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут... (кукушки)

  • Всех приметных птиц черный,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица... (грач)

  • На месте - дворец,

Во дворе - певец... (скворец)

  • Маленький мальчишка,

Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг... (грач)

Пословицы и поговорки.

В одно перо и птица не родится.

Видно птицу по полету.

Соловья баснями не кормят.

У всякой пташки свои замашки.

Летать умеет тот, кто умеет садиться.

Птицу видать по полету.

Стихи о перелетных птицах.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А. Плещеев

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся,

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков

Удод

Он украшен хохолком.

Дом его в дупле сухом.

Знает весь лесной народ:

Эти птицу звать удод.

Скворец

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Прилетай же!

М. Карим

Милый скворушка-скворец,

Прилетайте же наконец!

Для тебя я дом построил -

Не скворечник, а дворец

Приложение №4.

Конспект занятия по рисованию «Жаворонок».

Цели:

Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей.

Учить детей рисовать птицу в движении.

Показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.

Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом.

Развивать навыки рисования цветными карандашами.

Развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков.

Ход занятия.

Воспитатель:

Сегодняшнее наше задание я хочу начать с музыки. Я предлагаю вам послушать романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок».

Не правда ли, какая нежная, чистая, красивая музыка. Она очень точно передает впечатление от песенки жаворонка - звонкой, высокой, чистой. Она так радует душу, так согревает сердце.

Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать жаворонка.

Посмотрите на эти картинки. Глядя на них, мы понимаем, что тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких? (Голова, туловище, хвост, крылья.) Какой они формы? (Голова- круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.

Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только правильно соединить эти части.

(Показ наброска рисунка мелом на доске.)

Воспитатель:

У жаворонка небольшое овальное туловище, круглая головка, маленький треугольный клюв, хвост треугольной формы. Посмотрите, сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку, овальные крылышки - немного заострю у них концы (это самые длинные перья).

Остается хвост в сложенном виде он напоминает скорее не треугольник, а

Четырехугольник, и треугольный маленький клюв. И вот мой жаворонок собирает с земли семена растений.

Теперь вам понятна последовательность рисования. Видите, стоит немного изменить положение частей тела относит-ельно друг друга, и у жаворонка совсем другая поза. Чуть-чуть измените, положение головы, перенесите ее повыше, жаворонок уже не клюет зернышки, а сидит на гнезде, зорко смотрит по сторонам, охраняя птенцов.

А теперь попробуем сделать набросок жаворонка, который взлетает. Снова начинаю с овального туловища, пририсую к нему круглую головку с маленьким клювом. А теперь- развернутые крылышки. Начну их рисовать с изогнутой линии, похожей на закругленный угол, это внешняя часть крыла. Внутренняя часть - тоже закругленная, но уже более плавная линия, ее я разделяю на отдельные перышки. Точно так же рисую второе крыло. Остается хвост. В полете жаворонок расправляет его, хвост приобретает треугольную форму, в нем тоже можно прорисовать отдельные перышки

А теперь попробуйте составить свою композицию, изобразив жаворонков в самых разных позах, неподвижными и в движении, сидящими на земле и летящими. Сделайте набросок простыми карандашами. Если вам что-то не понравится в вашем наброске, вы можете воспользоваться ластиком и исправить его.

2часть. Во время рисования включается музыка. Воспитатель помогает детям только советами, словесной подсказкой, не прибегая к прямому вмешательству в детский рисунок.

3часть. После того, как дети закончили выполнять набросок простым карандашом, воспитатель предлагает им подумать, чем они будут раскрашивать набросок, какие используют изобразительные средства, простые карандаши. Он беседует с детьми о том, какое оперение у жаворонка. У полевого жаворонка перья верхней части тела землисто-бурого, коричневого цвета, а нижний – рыжевато-белого.

В заключение – короткая беседа о содержании получившихся рисунков.

Приложение №5.

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели :

Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;

Развивать наблюдательность, память;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Трава опять зазеленела, И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» -Звенят уж птичек голоса.

Сухие прутики, солому, Кусочки мха они несут

Все пригодится им для дома,Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки -Их желторотые птенцы

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?

♦ Как вы им помогаете?

♦ Какого они размера?

♦ Какую пользу приносят птицы?

♦ Какая у них окраска?

♦ Чем питаются?

♦ Какие изменения в жизни птиц происходят осенью?

♦ Каких птиц вы еще знаете?

Трудовая деятельность

Посыпание песком дорожек на участке.

Цели:

Воспитывать положительное отношение к труду;

Учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры

«Лови - бросай».

Цели:

Учить ловить мяч, не прижимая его к груди;

Бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

«Салки».

Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.


Белоголовый гриф Руппеля летает на границе 11300 метров. Это самая высоко летающая птица. Однако носящий имя немецкого зоолога гриф Руппеля не перелетный. Пернатое живет хоть и на севере континента, но в Африке. Нет нужды «бежать» от холодов.

Именно от них скрываются все перелетные птицы. Некоторые из них боятся самого мороза. Другие не могут прокормиться в отсутствии насекомых. Среди перелетных пернатых, кстати, тоже есть рекордсмены по высоте полета. Некоторые стаи с земли и не увидеть.

Серый журавль

Большую часть времени перелетные птицы держатся на высоте примерно 1500 метров. Периодически журавли приземляются, отдыхая. Среди летающих птиц, серые пернатые вторые по крупности, массе.

Первое место делят лебедь, кондор, альбатрос. Каждый из троицы набирает массу около 15-ти кило. Вес серого журавля приближается к 13-ти килограммам.

На пути перелета серых журавлей стоят Гималаи. Их не перемахнуть на высоте 1500 метров. Здесь журавли поднимаются на 10,5 километров. Серый журавль занесен в Международную Красную книгу.

Численность популяции «подкосила» интенсивная хозяйственная деятельность людей. Птицы гибнут от пестицидов, а также не находя мест для гнездования, ведь излюбленные журавлями болота осушаются.

Горный гусь

Набирает почти 9-километровую высоту. Так пернатое перемахивает гору Эверест. Воздух над ним разреженный. Поэтому у горного гуся объемные легкие. Они в 2 раза больше, чем у прочих гусей. Внешне горный гусь отличается от сородичей двумя черными полосами, идущими от глаз к затылку.

Сама голова белая. На шее и грудке есть коричневатые перья. Тело птицы преимущественно серое. Горных гусей в мире около 15 тысяч особей. Поэтому виду присвоен природоохранный статус.

Лебедь кликун

Среди лебедей он самый многочисленный и один из самых крупных. Весит птица 13 килограммов. При этом в небо лебедь поднимается на 8300 метров. Лебедь кликун белоснежный. Полностью белый также тундровый лебедь, но тот меньше. Есть еще полностью черные птицы, с черной шеей,

На юг зимой улетают не все кликуны. Остаются птицы, если достаточно пищи и относительно тепло. Соответственно, оседлый образ жизни часто ведут лебеди, обосновавшиеся возле ТЭЦ. Там есть водоемы, остающиеся теплыми круглый год.

Кряква

Эта утка предпочитает зимовать в Испании. Некоторые кряквы, подобно лебедям щипунам ведут оседлый образ жизни, если условия позволяют. В городах на реках, перекрытых ГЭС, уток подкармливают, да и в теплой воде рыбешек хватает, рачков, водорослей.

В полете кряква поднимается на 6,5 тысяч метров. В полете помогает гибкая шея. В ней 25 позвонков. У жирафа в 2 раза меньше.

Веретенник

Ему во время перелетов покоряется высота 6,1 километра. Веретенник преодолевает без посадки 11 тысяч километров. Это путь над Тихим океаном. Весит веретенник около 300-от граммов. При малой массе и типовом сжигании жира во время движения, птица не должна пролетать без посадки 11 тысяч километров.

Это неминуемая смерть. Веретенник же минует ее, освобождая кишечник перед полетом. Во время него пищеварительные органы атрофируются. Плюсом идет экономное расходование энергии. За час полета пернатое теряет всего 0,40% массы своего тела. У большинства же мелких птиц уходят 1,5-2%.

Еще дальнему полету веретенника способствует аэродинамика его тела. Когда ученые исследовали длительность полета птиц, паре самок вживили передатчики, а самцам просто прикрепили на тело. Мужские особи погибли во время перелета. Передатчики снизили аэродинамику веретенников в полете.

Белый аист

Пути перелетных птиц простираются меж Европой, Азией и Африкой. В последней пернатые зимуют. В полете аист поднимается на 4,9 тысяч километров. Пернатые движутся стаями. В каждой - около 1 тысячи особей. Кроме белого аиста есть еще 6 видов. Не все являются перелетными. Аист марабу, к примеру, оседлый.

Певчий дрозд

Не отличается высотой полета, но зато развивает солидную скорость - до 24-х метров в секунду. Певчий дрозд относится к воробьиным, соответственно, невелик. Длина тела птицы не превышает 28 сантиметров. Вес при этом составляет примерно 50 граммов.

Внешне певчего дрозда отличают серое оперение, закругленный край крыльев, прямоугольный хост, короткие ноги и клюв. Еще у пернатого глаза посажены по бокам головы. Поэтому в поисках пищи, дрозд склоняет ее не вперед, а именно в бок.

Малиновка

Летят перелетные птицы на километровой высоте в гордом одиночестве. Стаями малиновки не кочуют. Впрочем, на земле пернатые тоже держатся поодиночке. Малиновка меньше воробья, относится к дроздовым. Птица отличается антрацитово-черными глазами и клювом. Оливково-серым оперением. Грудка и лицевая часть рыже-красные.

Малиновки встречаются в городах, поскольку не боятся людей. Однако приручаются птицы плохо. Поэтому в продаже мелодично поющих малиновок, родственных соловьям, не встретить.

Иволга

Перелеты совершает на высоте около километра. За час иволга преодолевает 40-45 километров. Кроме скорости полет отличает волнообразный характер движения. Размером иволга чуть больше скворца. Однако заметна птица издали, поскольку ярко окрашена.

Есть полностью и частично желтые разновидности иволог. Цвет золотистый, насыщенный. Перелетные птицы осенью отправляются из Европы в Африку. Там пернатые останавливаются на южной оконечности Сахары.

Лесной конек

Эта 15-сантиметровая птица не встречается лишь на полюсах. В теплых местностях коньки ведут оседлый образ жизни. Прочая популяция является перелетной. Коньков в природе около 40-ка видов.

Различия меж ними слабые. Порой, даже орнитологи путаются в определении птицы. Меж полами у коньков различия тоже «смазаны». Явной у каждого вида является особая манера петь. По ней и определяют коньков. Только вот по заказу они поют редко.

Жаворонок

Группа перелетных птиц держится на высоте 1900 метров. Полет быстрый. Помогает строение тела. Хвост у жаворонка короткий, а крылья для 70-граммовой птицы большие, размашистые. Оперенье жаворонка имитирует цвет почвы. На черноземных территориях пернатые темные, а на глинистых - красноватые.

Это позволяет маскироваться во время поиска корма на земле. С теплых краев жаворонки возвращаются одними из первых, возвещая о приходе весны. В теплые зимы пернатые прилетают к концу февраля.

Чибис

Летает низко, но отличается маневренностью движений. Поэтому чибисов редко подстреливают охотники. Птицы отклоняются от дроби. Чибисов больше 20-ти видов. Они относятся к семейству ржанковых. Среди сородичей чибисы самые крупные.

В России, к примеру, гнездится чибис-пигалица длинною около 30-ти сантиметров. Весит птица 250-330 граммов. У большинства чибисов есть хохолки на голове. Исключение - солдатский вид. Его представители также самые крупные, весят 450 граммов.

Ласточка

Ласточка - еще один ответ на вопрос, какие птицы перелетные . Стаи движутся на юг на высоте около 4-х тысяч метров. Однако скоростью ласточки не отличаются, за час преодолевают не больше 10-ти километров. Ласточки - птицы отряда воробьинообразных. Название пернатого произошло от общеславянского «ласта». Глаголом обозначали полеты туда-сюда.

Ласточек 4 вида. Черное оперенье древесной отливает пурпуром. Земляная ласточка буро-серая с белыми брюшком, грудкой, фрагментами на шее и голове.

Деревенские пернатые отличаются иссиня-черной спинкой и крыльями. Брюшко розоватое. Представители городского вида похожи на деревенских, но с белесой грудкой.

Лесная завирушка

Это птица отряда воробьиных, весит 25 граммов, неприметна внешне. Завирушку принимают за пеночку, лесного конька, славку, жаворонка и того же воробья. Точно определить вид могут обычно лишь орнитологи.

Завирушка может отказаться от перелетов, живя в теплых и регионах с умеренным климатом. Птицы вида приспособились сменять летний рацион из насекомых на зимний из остатков растительности, ягод, орехов. Дефицит с растительной пищей зимой наблюдается лишь в северных регионах. Оттуда завирушки и устремляются на юг.

Черный стриж

Он не только перелетный, но и самый летающий, может не присесть на землю 4 года. Помогают несоразмерные телу крылья. Их размах равен 40-ка сантиметрам. Длина же тела черного стрижа не превышает 18-ти сантиметров.

Пятидесятиграммовые стрижи отличаются не только размахом крыльев, но и продолжительностью жизни. Крохи часто уходят на 3-м десятке лет. Для миниатюрных птиц это чуть ли не предел долгожительства.

Крапивник

Является одной из самых маленьких птиц планеты. За пальму первенства крапивник соперничает с колибри, корольками. В длину крапивник не превышает 12-ти сантиметров, весит около 10-ти граммов. Внешне птица плотинная, округлая, с короткой шеей.

Крапивников несколько видов. В теплых краях пернатые живут круглогодично. Однако, порой, жизни мешает не погода. Так исчез новозеландский крапивник. На занятых им территориях, в частности, острове Стивенс, не было наземных хищников.

Отстроили маяк. Туда назначили смотрителя. Мужчина привез с собой кота по кличке Тибблс. Кот в одиночку истребил популяцию новозеландского крапивника. Теперь этот вид можно лицезреть только на фото и картинах.

Камышовая овсянка

Иначе называется тростниковой. Шестнадцатисантиметровым птицам с буровато-пестрой окраской легко спрятаться среди камышей. Весит камышовая овсянка около 15-ти граммов. Длительные перелеты при такой массе затруднительны. Поэтому, если погода позволяет, овсянки ведут оседлый образ жизни.

Когда зима вынуждает, пернатые кочуют, то есть перемещаются в рамках одного региона, страны. Лишь треть овсянок перелетные в классическом понимании, отправляются в другие государства, на другие континенты.

Клинтух

Это дикий голубь. У него темная поясница. Этим клинтух отличается от бурого, сизого голубей. Они предпочитают жить на равнинных территориях. Клинтухи же чаще встречаются в горных местностях, вдали от людей.

Во время перелетов клинтухи держатся стаями, часто но мощно машут крыльями, движутся со скоростью около 30-ти километров в час.

Зяблик

Не все птицы перелетные собираются в дальний путь . Часть популяции зябликов оседлая. В частности, круглогодично пернатые живут в предгорьях Кавказа. Если зяблики улетают на зиму, то отправляются не в Африку, а Европу. Там птиц привлекает Средиземноморский регион.

Зяблик относится к вьюрковым птицам, размером равен воробью. Окраска головы и шеи пернатого голубо-синяя. Лоб и хвост зяблика черные. Грудка, горло и щеки красно-бордовые. Перед отлетом на юг зяблики линяют. Краски становятся блеклыми. Зимой зяблики скорее бурые.

Галстучник

Относится к зуйкам. Это род. Семейство же у галстучника ржанковых. Среди них пернатое выделяется черной полосой на шее. Отметина напоминает галстук. Лоб, горло, грудка, низ крыльев и живот галстучника белые.

Остальное оперенье буро-дымчатое. Клюв и лапы галстучника желтые, но к отлету в теплые края тускнеют. Блекнут и краски перьев. Щеки, в частности, становятся бурыми, а спинка темнеет.

Рябинник

Это крупный представитель дроздовых. У птицы серая голова и надхвостье. Спинка пернатого коричневая. Хвост рябинника черный. В полете у рябинника видны белые подмышечные впадины. Птицы демонстрируют их, перебираясь на зиму на север Африки, Малой Азии.

Горихвостка

Пятнадцатисантиметровая птица отряда воробьиных имеет множество подвидов. В России встречаются 3: сибирская, чернушка и садовая. Последняя любит лиственные деревья с дуплами. Сибирская горихвостка, напротив, предпочитает селиться в хвойных лесах. Чернушка тяготеет к горным ландшафтам.

Горихвосткой птица зовется, поскольку имеет оранжево-красный хвост. Живот, грудка и бока окрашены в тон ему, а верх тела серые с бурыми и белыми вкраплениями. Осенью горихвостки устремляются в Африку и на Аравийские острова. Там пернатые находят насекомых - свою кормовую базу.

Соловей

Птица однообразно бурая, размером с воробья. Красоты добавляет мелодичное пение. Услышать его зимой нельзя, - соловьи улетают на юг. Прилетают соловьи в момент распускания первых листьев.

Его пернатые сопровождают трелями днем и ночью. С заходом солнца звуки леса в большинстве стихают. Поэтому пение соловья слышно особенно отчетливо.

Пеночка

Пеночка меньше воробья. Длина тела птицы не превышает 13-ти сантиметров. Размах крыльев при этом равен 17-ти сантиметрам. Перья птицы буро-песочные, местами отливают оливковым. Еще пеночку отличает тонкий, щитовидный клюв. Он черный, как и лапы пернатого.

Вертишейка

Относится к дятловым. Большинство из них выдалбливают себе отверстия в деревьях для гнездования. Вертишейка же пользуется дуплами сородичей. У вертишейки длинная и гибкая шея. Она постоянно вертится.

Отсюда название птицы. Шеей она вертит, высматривая насекомых и обороняясь. Враги при этом путают пернатое со змеей. Для пущей убедительности вертишейка научилась шипеть.

Лысуха

Лысухи - черные перелетные птицы . Они из семейства пастушковых, ведут водоплавающий образ жизни. Над клювом лысухи есть кожистый нарост. Он лишен перьев. Получается, у птицы лысый лоб. Отсюда название вида.

Кожистый нарост молодых лысух красный. У взрослых птиц образование белеет. Радужка глаз при этом остается алой.

Длина лысухи около 40-ка сантиметров. Весит птица 0,5 килограмма. Иногда встречаются полуторакилограммовые экземпляры. В теплые края лысуха отправляется после первых заморозков. «Толчком» к отлету становится наледь на водоемах. Это затрудняет ловлю рыбы, поедание водорослей.

Крачка

У нее ярко-оранжевые клюв и ноги. На голове крачки черная шапочка. Ниже нее - белое оперение, переходящее к хвосту в серое. Длина крачки около 30-ти сантиметров. Весит пернатое в среднем 130 граммов.

Селится крачка на внутренних водоемах. От береговой линии птицы удаляются на 100 миль. Это примерно 182 километра.

Кукушка

Тоже является перелетной. Поэтому с известным вопросом обратиться к кукушке можно только в теплое время года. Потом пернатые отправляются в Африку, на Аравийский полуостров, в Индонезию, Индокитай, на Цейлон.

Высота полета кукушки разнится ночью и днем. В светлое время суток птицы в нескольких сотнях метров над землей. Здесь проще находить пищу. Ночью кукушки летят на километровой высоте.

Остановок в пути кукушки почти не делают. Конечный пункт выбирается в зависимости от места летнего пребывания. Так из Европы кукушки предпочитают мигрировать в Африку. Пернатые же восточных регионов летят в Азию.

Первыми из перелетных птиц с насиженных мест снимаются насекомоядные. Потом улетают те, что питаются свежими травами, семенами, плодами. Последними в путь отправляются водоплавающие птицы. Еще работает закономерность по размеру. Крупные птицы остаются в местах гнездовья дольше. Мелкие пернатые летят на юг с первыми днями осени.

Для всех нас является давно известным тот факт, что многие птицы с наступлением зимы из северных широт улетают на юг, в теплые края. Однако есть и зимующие птицы, которые остаются в России. Для детей небесполезным будет узнать, какие именно птицы зимуют на территории нашей страны. Познакомить малышей с этими видами поможет презентация «Зимующие птицы». Здесь вы обнаружите фото, на которых представлены зимующие птицы России.

Презентация

Нажмите на картинку ниже, чтобы скачать презентацию

Кто остается в России на зимовку?

Вопрос этот будет актуален уже для детей детсадовского и школьного возраста. Презентация и фото, представленные в ней, помогут сориентироваться в этом материале не только ребятам, но и их наставникам. Картинки не только показывают, как выглядят зимующие птицы, но и дают их названия и краткие сведения. Кроме того, малыши смогут узнать, какие перелетные и зимующие птицы обитают на нашей территории, в частности, здесь представлены зимующие птицы Подмосковья.

На территории России обитает огромное количество птиц. Многие остаются зимовать, а некоторые прилетают к нам из других стран. Фото и картинки помогут ребятам не только познакомиться с теоретической информацией, но практически различать, выходя на прогулку, какие птицы зимуют, а какие, наоборот, прилетают к нам в снежные зимы.

Плакат: «Поможем зимующим птицам»

Чем мы можем помочь птицам зимой?
Чем их можно и нельзя кормить?

Конечно, далеко не все дети выберутся зимой в лес, чтобы полюбоваться на птиц, которые остаются зимовать в России. Фото и картинки в презентации, как и наставники детей, учителя, не должны ставить целью обучить малышей четко различать в природе все виды птиц. Так, синичку и снегирей видели все. Но немногие дети и даже взрослые знают, что это оседлые птицы: они обитают в лесу, а зимой прилетают в город, чтобы прокормиться. Зимующие птицы – это и известные нам голуби, которых мы подкармливаем в парках и площадях. На этом, как правило, познания детей о птицах заканчиваются. Фото и картинки имеют целью расширить представления ребят об окружающей их природе. Что касается птиц, улетающих в теплые края, то здесь существующие представления ребят весьма ограничены. Мало кто может назвать хотя бы два-три вида мигрирующих птиц. Однако все наблюдали летом за ласточками, грачами и наверняка видели этих представителей перелетной братии. Презентация поможет собрать воедино имеющиеся знания, упорядочить их.

Карточки-картинки по теме

Знакомить детей с данной информацией лучше накануне наступления зимы или с началом весны. В первом случае есть возможность наблюдать в природе отлет птиц и посмотреть, какие зимующие птицы остаются в России. Просмотрев иллюстрации, дети смогут распознать многих из них. Во втором случае можно наблюдать, кто из птиц возвращается из теплых стран, чтобы вывести потомство на нашей территории. Подробно изучить этот материал с детьми можно в течение всей зимы, чтобы к весне ребята имели четкие, сформированные знания.

Видео

Итак, предлагаемая нами материалы, посвященная зимующим и перелетным птицам России, является прекрасным учебным пособием для воспитателей детских садов и учителей школы. Ее можно использовать на уроках природоведения, биологии в старших классах, а также небольших уроках для малышей, имеющих целью рассказать об окружающей природе. Даже незначительный экскурс даст ребятам четкое и ясное представление о миграции птиц. Они по-новому посмотрят на обитателей леса, которые живут рядом с нами, узнают их повадки и привычки, станут добрее, внимательнее и заботливее.

Бесплатные книги для детей

Как помочь птицам зимой?

Перелетные и зимующие птицы

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2.Чем отличаются повадки разных птиц:

  • как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),
  • ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
  • как летают и как ходят птицы,
  • близко ли они подходят к людям,
  • живут поодиночке или в стайках,
  • какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
  • в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
  • в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
  • какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
  • какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
  • почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)

Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.

Воробьи – юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой.

Вот прилетели чечетки . Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.

Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.

Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.

Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.

Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.

Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.

Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Стихи о зимующих птицах для самых маленьких и детей постарше Вы найдете в этой серии статей. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.

Зимующие и кочующие птицы в сказках, играх, рассказах, загадках и заданиях для малышей

Очень часто мы, взрослые, сами не знаем, какая это птичка, не можем интересно рассказать о ней детям или ответить на многочисленные вопросы наших почемучек. Поэтому я решила сделать на «Родной тропинке» своеобразную хрестоматию для малышей и взрослых, подготовила картинки зимующих птиц, раскраски, игры, познавательные рассказы и сказки, задания, стихи и загадки на эту тему. Эта хрестоматия будет состоять из нескольких частей. и про каждую зимующую или кочующую птичку Вы найдете отдельную статью со сказками, рассказами, картинками и заданиями, мульфильмами.

Я специально не стала распределять этот материал по возрастам детей. Вы можете сами выбрать понравившиеся вам отрывки, игры, задания.я сказки, стихи и использовать их для развития Ваших малышей и ознакомления их с окружающим миром

Зимующие птицы. Картинки для детей.

Сравните вместе с малышом птичек на этих картинках. Чем похожи две птички на каждой картинке? Чем отличаются?

По таким парным картинкам очень удобно загадывать загадки-описания зимующих птиц. А отгадывать загадки и придумывать их любят все малыши! Вы описываете птичку (не называя ее) — говорите о том, какие у нее крылья, грудка, голова, как она ходит, что ест, а малыш угадывает, кого Вы загадали. Потом малыш сможет и сам загадать Вам загадку, описав птичку.

Речевая игра «Скажи наоборот»

В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы — взрослые — такие слова называем антонимами).

Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.

Примерные задания для детей по теме «Зимующие птицы»:

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — …?
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

Речевое упражнение «Назови ласково»

Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.

Можно проводить эту игру в «волшебном варианте». Вы даете ребенку «волшебную палочку», и малыш превращает большое в маленькое (волшебная палочка — это обычная, но красивая ручка или карандаш, для получения волшебной палочки можно обмотать карандаш фольгой или декоративной бумагой). Взмах «волшебной палочки» — и из птицы получится маленькая птичка, а из большого хвоста маленький хвостик. Вот примерные слова для игры по теме «Зимующие птицы»

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Ворона — … (воронушка)
  • Голубь — … (голубок)

Играем в прятки.

Игра «Чье? Чья? Чьи?» по теме «Зимующие птицы»

Скажите малышу: «Ты уже знаком со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с тобой в прятки. Догадайся, кто от тебя спрятался за веточкой?» (речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?» — учимся употреблять притяжательные прилагательные – голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный и т.д.). Не обязательно использовать готовые картинки. Можно прятать картинки за своей ладошкой, показывая малышу только часть изображения — например, хвостик птички или только грудку птички. А ребенок по этой детали узнает, что это за зимующая или кочующая птица.

Вот мои картинки-загадки для малышей. Все эти картинки в хорошем качестве и разрешении есть в презентации в конце статьи. Презентацию можно скачать бесплатно.

Отгадки на загадки:

  1. Хвостик, клюв и грудка снегиря. Снегириный хвостик, снегириный клюв, снегириная грудка. Спросите малыше, как он догадался, что это клюв снегиря, ведь у других птиц клюв очень похож? (по красной грудке)
  2. Это воробьиные перышки и хвостик тоже воробьиный. Воробья легко узнать по серому с коричневым оперению.
  3. Голова и клюв голубиные. Голубя легко узнать по сизым перышкам.

Игровое задание по теме «Зимующие птицы» — «Разложи марки» (для детей 5-7 лет)

В этой игре малыш научится классифицировать картинки и выделять в группе птиц три подгруппы: зимующие птицы, кочующие птицы и перелетные птицы.

Расскажите ребенку историю. Объясните, что такое марка и зачем она нужна, почему без марки письмо не дойдет до адресата. А потом расскажите историю о мальчике Ване.

Ваня решил собирать марки с изображением разных зверюшек, насекомых и птиц. Вот какие марки у него есть.

Попросите ребенка: «Помоги Ване разложить марки в его альбом». Ваня так придумал. На одной страничке альбома будут перелетные птицы. На другой – зимующие (те, что и летом, и зимой живут рядом с нами). На третьей – кочующие (наши зимние гости). Но он запутался, какие птицы где зимуют. Поможешь ему разобраться?»

  • Посмотри, вот Ванин альбом для марок. Это страничка с изображением пальмы. Как ты думаешь, марки с какими птицами будут на этой страничке? Правильно, здесь будут марки с перелетными птицами, которые улетают на юг и там зимуют.
  • А вот вторая страничка. На ней изображены дождик и снег, лето и зима. Значит, какие птицы на ней будут? (зимующие птицы, которые живут рядом с нами и летом и зимой).
  • А вот нарисована сосулька. Это наш курорт «Сосулька» из сказки. Здесь будут наши зимние гости – кочующие птицы.

Посмотри на Ванины марки. Какие марки ты бы поместил на страничке с пальмой? Как называют этих птичек? (Это перелетные птицы – ласточки, аисты)

А какие кочующие птицы есть на Ваниных марках? (снегирь, свиристель) На какую страничку альбома нужно Ване поместить эти марки?

Какие птицы живут с нами и летом, и зимой? (воробей, ворона). На какую страничку альбома мы поставим эти марки?

Можно использовать и другие варианты проведения этой игры:

1.Распечатать картинки с изображением марок и изображением альбома на принтере. Тогда получится лист с заданием, в котором ребенок проведет линии от птицы к нужной страничке альбома с марками.

2. Дать ребенку картинки с птицами и попросить разложить их на три группы.

3. Если упражнение проводится с группой детей, то можно каждому ребенку в руки дать картинку с изображением птицы. А на полу нарисовать мелом три круга. В один круг положить картинку с пальмой, во второй – картинки лета и зимы, в третий картинку с сосульками– знак кочующих птиц, прилетевших к нам на курорт «Сосулька».

Дети изображают птиц. По сигналу «день» птички начинают летать. По сигналу «По домам!» дети ищут свою стайку и бегут в нужный круг. Перелетные птицы бегут в круг с изображением пальмы, кочующие — в круг с изображением летящей птицы и т.д. Нужно успеть найти свой дом и свою стайку птичек до сигнала: «Ночь!». Тогда птички засыпают — каждая стайка в своем домике. По сигналу «День» птички снова начинают летать, клевать зернышки, махать крыльями. Далее снова звучит сигнал «По домам!» и птички летят к своим стайкам.

Можно вводить в игру дополнительный персонаж – кота или сову, которая будет ловить птичек ночью. Правило – ловить можно только тех птичек, которые не успели спрятаться в свой домик. Если птичку поймали, то она становится котом (или совой) в следующей игре.

4. Можно вводить в игру преднамеренную ошибку — например, дать ребенку картинку белки вместе с картинками птиц. Когда малыш начнет раскладывать картинки на три группы, спросить, куда он положит картинку с белкой, ведь она тоже не деревьях живет? Это проблемная ситуация для ребенка, ведь и действительно, белка живет на дереве! Что же делать с этой картинкой?

Но похожа ли белка на птиц? Выводит ли она птенцов? Имеет ли крылья? Чем она не похожа на птиц?Можно ли ее отнести к одной из этих трех групп птиц? Нет!

В таких проблемных задачках малыш учится выделять главное от второстепенного, а это очень важно для его интеллектуального развития! А еще он учится отстаивать свое мнение и не поддаваться на провокации!

Хотите верьте – хотите проверьте.

Народные приметы о зимующих птицах

В следующих статьях Вы можете познакомиться с зимующими птичками поближе. Мы поговорим с каждой из них, послушаем сказки о них, отгадаем загадки и узнаем интересные игры. По этой теме Вы можете почитать:

А вместе с детьми Вы можете посмотреть картинки этой статьи в высоком качестве в виде презентации здесь. Для просмотра картинки в полноэкранном режиме нажмите значок в правом нижнем углу.

Презентация для детей»Зимующие птицы»

Презентацию для детей с картинками из этой статьи в высоком качестве для распечатки или показе детям на экране вы можете , а также в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы » Документы» под видеозаписями сообщества).

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Своим происхождением термин «миграция» обязан латинскому слову «migratus», которое означает «изменить». Перелётные (мигрирующие) птицы характерно отличаются способностью совершать сезонные перелёты и менять места гнездований зонами обитания, пригодными для зимовок. Такие пернатые, в отличие от представителей оседлого вида, обладают своеобразным жизненным циклом, а также некоторыми существенными особенностями питания. Однако, мигрирующие или перелётные птахи, при наличии определённых обстоятельств, вполне могут становиться оседлыми.

Почему птицы мигрируют

Миграция, или перелёт птиц – это переселение или перемещение представителей группы яйцекладущих теплокровных позвоночных животных, которые традиционно рассматриваются в качестве отдельного класса. Миграции птиц могут быть обусловлены изменениями кормовых или экологических условий, а также особенностями размножения и необходимостью сменить территорию гнездования территорией зимовки.

Перелёт птиц является своего рода приспособлением к сезонным климатическим изменениям и зависимым от погодных факторов условиям, к которым чаще всего относят наличие достаточной кормовой базы и открытой воды. Способность пернатых к миграции объясняется их высокими показателями мобильности благодаря умению летать, что недоступно для большинства других видов животных, ведущих наземный образ жизни.

Таким образом, к причинам, которые вызывают миграцию птиц, на данный момент относятся:

  • поиск места с оптимальными климатическими условиями;
  • выбор территории с обилием пищи;
  • поиск места, где возможно размножение и защита от хищников;
  • наличие устойчивого дневного света;
  • подходящие условия для выкармливания потомства.

В зависимости от дальности полёта пернатые делятся на оседлых, или немигрирующих птиц, кочующих представителей разных видов, которые покидают гнездование и перемещаются на незначительное расстояние. Однако, именно перелётные птицы предпочитают перемещаться с наступлением зимы в тёплые края.

Благодаря многочисленным исследованиям и научным наблюдениям удалось доказать, что именно сокращением светового дня стимулируется миграция очень многих птиц.

Типы миграций

Миграция приходится на определённые временные периоды или сезоны года. Для некоторых представителей группы яйцекладущих теплокровных позвоночных животных характерны очень нерегулярные миграционные закономерности.

В зависимости от характера сезонных миграций все птицы включены в следующие категории:

  • оседлые пернатые, придерживающиеся определённой, как правило, относительно небольшой зоны. Большинство видов оседлых птиц обитают в условиях с сезонными изменениями, которые не оказывают влияния на доступность кормовой базы (тропики и субтропики). На территориях умеренного и арктического пояса количество таких птиц незначительно, а представители группы относятся чаще всего к синантропам, обитающим рядом с человеком: сизый голубь, домашний воробей, серая ворона, галка;
  • полуоседлые пернатые, которые вне сезона активного размножения перемещаются на довольно небольшие расстояния от места расположения своих гнёзд: глушица, рябчики, тетерева, обычная овсянка;
  • пернатые, мигрирующие на значительные расстояния. К этой категории относятся сухопутные и хищные птицы, перемещающиеся в тропические регионы: чёрная казарка, чёрногрудый и американский побережники, длиннопалый побережник;
  • «кочевье» и мигрирующие на короткое расстояние птицы, перемещающиеся вне сезона активного размножения с одного места на другое в поисках пропитания. Короткая миграция вызывается непосредственно неблагоприятными пищевыми и погодными условиями, которые обладают относительно регулярным характером: краснокрылов стинолаз, пронурок, жаворонок, зяблик;
  • вторгающиеся и рассредоточивающиеся пернатые. Перемещение таких птиц обусловлено резким снижением количества пищи и неблагоприятными внешними факторами, вызывающими частое вторжение птиц на территории других районов: свиристель, еловый Шишкарев.

Время миграции строго контролируется и закодировано на генетическом уровне даже у многих представителей видов оседлых птиц. Склонность к навигации и способность ориентироваться в течение всего периода миграции обусловлена генетической информацией и обучением.

Известно, что не все мигрирующие птицы летают. Например, значительная часть осуществляет регулярные миграции исключительно вплавь, и легко преодолевает в такие периоды тысячи километров.

Направления для миграции

Направление миграционных путей или так называемое «направление птичьих перелётов» бывает очень разнообразным. Птицы северного полушария характеризуются перелётом с северных районов (где такие пернатые гнездятся) на южные территории (оптимальные места зимовки), а также в обратном направлении. Такой тип перемещения свойственен птицам арктических и умеренных широт в зоне северного полушария, а его основа представлена целым комплексом причин, включая энергетические затраты.

С наступлением летнего периода на территории северных широт заметно увеличивается длина светового дня, благодаря чему ведущие дневной образ жизни птицы получают оптимальную возможность прокормить своё появившееся на свет потомство. Тропические виды птиц заметно отличаются не слишком большим количеством яиц в кладке, что обусловлено особенностями климатических условий. Осенью отмечается сокращение длины светового дня, поэтому птицы предпочитают переселяться в регионы с более тёплым климатом и обильной кормовой базой.

Миграция может быть разделительной, перекатами и кольцевой, с несовпадающими между собой осенними и весенними маршрутами, а горизонтально-направленная и вертикально-направленная миграция отличаются наличием или отсутствием сохранения привычного ландшафта.

Список перелётных птиц

Сезонные регулярные перемещения пернатых могут совершаться не только на близкие, но и на достаточно дальние расстояния. Орнитологи отмечают, что миграции часто осуществляются птицами поэтапно, с остановками на отдых и кормление.

Белый аист

Белый аист (лат. Ciconia ciconia) – крупных размеров болотная птица, относящаяся к семейству аистовых. Белая птица имеет чёрные концы крыльев, длинную шею, а также длинный и тонкий клюв красного цвета. Ноги длинные, красноватого окрашивания. Самка окрасом неотличима от самца, но имеет несколько меньший рост. Размеры взрослого аиста составляют 100-125 см, при размахе крыльев в пределах 155-200 см.

Большая выпь

(лат. Botaurus stellaris) – редкая птица, относящаяся к семейству цаплевых (Ardeidae). Большая выпь имеет на спине чёрное с желтоватым окаймлением оперение и такого же окрашивания голову. Брюхо охристого цвета с наличием бурого поперечного рисунка. Хвостовая часть жёлто-бурая, с черноватым заметным рисунком. Самец несколько крупнее самки. Средняя масса тела взрослого самца составляет 1.0-1.9 кг, а длина крыла – 31-34 см.

Сарыч, или Обыкновенный канюк

Сарыч (лат. Buteo buteo) – хищная птица, относящаяся к отряду Ястребообразные и семейству Ястребиные. Представители вида средних размеров, имеют длину тела 51-57 см, при размахе крыльев в пределах 110-130 см. Самка, как правило, немного крупнее самца. Окрас сильно варьирует от тёмно-бурого оттенка до палевого цвета, но молодые особи имеют более пёстрое оперение. В полёте заметны снизу светлые пятнышки на крыльях.

Обыкновенный или полевой лунь

Полевой лунь (лат. Circus cyaneus) – средних размеров хищная птица, относящаяся к семейству ястребиных. Лёгкого сложения птица имеет длину 46-47 см, при размахе крыльев в пределах 97-118 см. Выделяется довольно длинным хвостом и крыльями, что делает низкое перемещение над землёй медленным и бесшумным. Самка заметно крупнее самца. Присутствует ярко-выраженные признаки полового диморфизма. Молодые птицы внешним видом похожи на взрослых самок, но отличаются от них наличием более рыжего оттенка в нижней части тела.

Чеглок

(лат. Falco subbuteo) – небольших размеров хищная птица, относящаяся к семейству соколиных. Чеглок внешним видом сильно напоминает сапсана. Небольшой и изящный сокол имеет заострённые длинные крылья и длинный клинообразный хвост. Длина тела составляет 28-36 см, при размахе крыльев в пределах 69-84 см. Самки выглядят немного крупнее самца. Верхняя часть аспидно-серая, без рисунка, с наличием более буроватого оттенка у самок. Область груди и брюхо имеет охристо-беловатый окрас с наличием многочисленных тёмных и продольных пестрин.

Обыкновенная пустельга

(лат. Falco tinnunculus) – хищная птица, относящаяся к отряду соколообразных и семейству соколиных, наиболее распространённая после канюка на территории центральной части Европы. Взрослые самки имеют тёмную поперечную перевязь в области спины, а также коричневый хвост с большим количеством выраженных поперечных полос. Нижняя часть более тёмная и сильно испещрённая пятнами. Самые молодые особи похожи оперением на самок.

Дергач, или Коростель

(лат. Crex crex) – небольших размеров птица, относящаяся к семейству пастушковых. Телосложение этой птицы плотное, характерно сжатое со стороны боков, с наличием округлой головы и вытянутой шеи. Клюв практически конический, достаточно короткий и сильный, слегка розоватого цвета. Окрас оперения рыжевато-охристый, с наличием тёмных пестрин. Боковые части головы, а также зоб и область груди самца имеют голубовато-серое окрашивание. Для верхней части головы и спины характерны тёмно-бурые перья со светлым охристым окаймлением. Брюхо птицы имеют беловато-кремовый окрас с желтоватым оттенком.

Пигалица, или Чибис

(лат. Vanellus vanellus) – не слишком крупная птица, относящаяся к семейству ржанковых. Основным отличием чибиса от любых других куликов является чёрно-белая окраска и довольно тупые крылья. Верхняя часть имеет очень сильно заметный металлический зелёный, бронзовый и пурпурный блеск. Грудь птицы чёрного цвета. Бока головы и тела, а также брюшко отличаются белым окрасом. В летний период зоб и горло пернатого приобретают очень характерный для вида чёрный окрас.

Вальдшнеп

(лат. Scolopax rusticola) – представители вида, относящиеся к семейству Бекасовые и гнездящиеся на территориях умеренного и субарктического пояса Евразии. Достаточно крупная по размерам птица с плотным телосложением и прямым, длинным клювом. Средняя длина тела составляет 33-38 см, при размахе крыльев в пределах 55-65 см. Окрас оперения покровительственный, в целом ржавчато-буроватого оттенка, с наличием чёрных, серых или рыжих пестрин на верхней части. Низ тела пернатого имеет несколько более бледное кремовое или желтовато-серое окрашивание оперения с поперечными чёрными полосами.

Обыкновенная крачка, или речная крачка

Обыкновенная крачка (лат. Sterna hirundo) – представители вида птиц, относящихся к семейству чайковых. Внешним видом речная крачка напоминает полярную крачку, но имеет немного меньшие размеры. Средняя длина тела взрослой птицы составляет 31-35 см, при длине крыла в пределах 25-29 см и максимальном размахе – 70-80 см. Стройная птица обладает раздвоенным хвостом и красным клювом с чёрным кончиком. Основное оперение белого или светло-серого цвета, а верхняя часть головы окрашена в глубокие чёрные тона.

Обыкновенный или простой козодой

Обыкновенный козодой (лат. Caprimulgus europaeus) – не слишком крупная ночная птица, относящаяся к семейству настоящих козодоев. Пернатые этого вида обладают изящным телосложением. Средняя длина взрослой особи составляет 24-28 см, при размахе крыльев в пределах 52-59 см. Тело удлинённого типа, с острыми и длинными крыльями. Клюв птицы слабый и очень короткий, но с очень большим разрезом рта, в углах которого присутствуют твёрдые и длинные щетинки. Ноги пернатого маленькие. Оперение рыхлое и мягкое, с типичным покровительственным окрасом.

Полевой обыкновенный жаворонок

Полевой обыкновенный жаворонок (лат. Alauda arvensis) – представитель вида воробьиных, относящихся к семейству жаворонковых (Alaudidae). Птица имеет неяркий, но привлекательный окрас оперения. Область спины серого или коричневатого цвета, с наличием пёстрых вкраплений. Оперение птицы в области живота белое, довольно широкая грудь покрыта коричневыми пёстрыми перьями. Цевка светло-коричневого цвета. Голова более утончённая и аккуратная, украшенная небольшим хохолком, а хвостовую часть окаймляют перья белого цвета.

Белая трясогузка

Белая трясогузка (лат. Motacilla alba) – небольших размеров птица, относящаяся к семейству трясогузковых. Средняя длина тела взрослой белой трясогузки не превышает 16-19 см. Для представителей вида очень характерен хорошо заметный, длинный хвост. Верхняя часть тела обладает преимущественно серым окрасом, а нижнюю часть покрывают белые перья. Голова белая, с наличием чёрного горла и шапочки. Необычное название представителей вида обусловлено характерными движениями хвостовой части трясогузки.

Лесная завирушка

Лесная завирушка (лат. Prunella modularis) – маленькая певчая птица, являющаяся наиболее широко распространённым видом из небольшого семейства Завирушковые. Оперение характеризуется преобладанием серо-бурых тонов. Голова, область горла и груди, а также шея имеют пепельно-серый окрас. На темени и в области загривка присутствуют тёмно-бурые пятна. Клюв относительно тонкий, черновато-бурого окраса, с некоторым расширением и уплощением в основании надклювья. Брюхо слегка беловатое, область подхвостья серовато-охристая. Ноги красновато-коричневого цвета.

Белобровик

(лат. Turdus iliacus Linnaeus) – наиболее маленький по размерам тела и один из самых обычных представителей дроздов, обитающих на территории бывшего Советского союза. Средняя длина взрослой птицы составляет 21-22 см. В области спины перья имеют буровато-зелёный или оливково-бурый окрас. В нижней части оперение светлое, с наличие тёмных пятнышек. Боковые стороны груди и кроющие нижние перья крыльев отличаются ржаво-рыжим окрашиванием. Самка имеет более бледное оперение.

Варакушка

Варакушка (лат. Luscinia svecica) – некрупная по размерам птица, относящаяся к семейству Мухоловковые и отряду воробьинообразных. Средняя длина тела взрослой особи составляет 14-15 см. Область спины бурого или серовато-бурого окрашивания, надхвостье рыжего цвета. Зоб и горло самца синего цвета с наличием рыжего или беловатого пятна посередине. Синий цвет в нижней части окаймлён черноватым оттенком. У самки горло беловатого оттенка с небольшой синевой. Хвост рыжего цвета с черноватой верхней частью. Оперение самки лишено рыжего и синего цвета. Горло беловатого окраса, окаймлённое характерным полукольцом буроватого оттенка. Клюв чёрного цвета.

Зелёная пеночка

Зеленая пеночка (лат. Phylloscopus trochiloides) – небольшая по размерам певчая птица, относящаяся к семейству славковых (Sylviidae). Представители вида внешне напоминают лесную пеночку, но имеют менее крупное и более коренастое телосложение. Область спины оливково-зелёного цвета, а брюхо покрывает сероато-белое оперение. Лапки коричневого окрашивания. Зелёная пеночка имеет маленькую, белую, малозаметную полосу на крыльях. Средняя длина взрослой особи составляет примерно 10 см, при размахе крыльев в пределах 15-21 см.

Болотная камышовка

Болотная камышовка (лат. Acrocephalus palustris) – относительно средних размеров певчая птица, относящаяся к семейству Acrocephalidae. Для представителей данного вида характерна средняя длина 12-13 см, при размахе крыльев в пределах 17-21 см. Внешним видом Болотная камышовка практически не отличается от распространённой тростниковой камышовки. Оперение верхней стороны тела буровато-серое, а нижняя часть представлена желтовато-белыми перьями. Горло беловатого окрашивания. Клюв достаточно острый, средней длины. Самцы и самки обладают одинаковой окраской.

Горихвостка-лысушка

Горихвостка-лысушка (лат. Phoenicurus phoenicurus) – небольшая и очень красивая певчая птица, относящаяся к семейству мухоловковых и отряду воробьиных. Взрослые представители этого вида имеют средние размеры 10-15 см. Окрашивание хвоста и области брюшка насыщенно-рыжее. Спинка имеет сероватый окрас. Самки, как правило, отличаются более бурым оперением. Своим названием эта птичка обязана периодическому подёргиванию яркого хвоста, благодаря чему перья хвостовой части напоминают языки пламени.

Березовка или мухоловка-пеструшка

Березовка (лат. Ficedula hypoleuca) – певчая птичка, относящаяся к довольно обширному семейству мухоловковых (Muscicapidae). Окрас оперения взрослого самца в чёрно-белых тонах, контрастного типа. Средняя длина тела не превышает 15-16 см. Спина и область темени чёрного цвета, а на лбу присутствует белое пятно. Область поясницы серого цвета, а хвостовая часть покрыта буровато-чёрными перьями с белым окаймлением. Крылья птицы тёмные, бурого или почти чёрного окрашивания с наличием большого белого пятна. Молодые особи и самки имеют более тусклое окрашивание.

Обыкновенная чечевица

Обыкновенная чечевица (лат. Carpodacus erythrinus) – гнездящаяся в лесных зонах перелётная птица, относящаяся к семейству вьюрковых. Размеры взрослых особей сходи с длиной тела воробья. У взрослых самцов спина, хвостовая часть и крылья имеют красновато-бурое окрашивание. Перья на голове и в области груди ярко-красного цвета. Брюшко представителей вида Обыкновенная чечевица белого цвета, с характерным розоватым оттенком. Молодые особи и самки буровато-серого окраса, а область брюшка светлее, чем оперение спины.

Камышник

Камышник (лат. Emberiza schoeniclus) – небольшая по размерам птица, относящаяся к семейству овсянковых. Такие пернатые имеют длину тела в пределах 15-16 см, при длине крыла в пределах 7.0-7.5 см, а также размахе крыльев на уровне 22-23 см. Окрас подбородка, головы и горла до центральной части зоба представлен чёрным цветом. На нижней части тела присутствует белое оперение с наличием небольших тёмных чёрточек на боках. Спина и область плеч тёмного окрашивания, переходящего от серых тонов до буро-чёрного цвета с боковыми полосами. На краях хвоста располагаются светлые полоски. Самки и молодые особи лишены чёрного оперения в области головы.

Грач

(лат. Corvus frugilegus) – достаточно широко распространённая на территории Евразии крупная и приметная птица, которая относится к роду воронов. Всеядные пернатые гнездятся большими колониями на деревьях и обладают характерным внешним видом. Средняя длина взрослых представителей этого вида составляет 45-47 см. Оперение чёрного цвета, с наличием очень хорошо заметного фиолетового отлива. У взрослых пернатых основание клюва полностью голое. Молодые особи имеют перья, располагающиеся у самого основания клюва.

Клинтух

Клинтух (лат. Columba oenas) – птица, являющаяся близким родственником сизого голубя. Средняя длина тела взрослой особи составляет 32-34 см. Самцы немного крупнее и тяжелее самок. Птица обладает голубовато-сизым окрасом оперения и наличием пурпурно-зеленоватого металлического отлива в области шеи. Грудь клинтуха отличается хорошо развитым розовато-винным оттенком. Радужина тёмно-коричневого цвета, а вокруг глаз присутствует характерное голубовато-серое кожистое кольцо.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник