11.07.2019

Что нужно чтобы стать сценаристом. Кто идет в сценаристы. Структура фильма от Александра Митты


Любой кинопроект – результат работы команды. Режиссёров, а тем более – знают все. А вот авторы сценариев остаются за кадром в прямом и переносном смысле. Студентка «Московской школы нового кино» (МШНК) Фридерике (Рикке) Брин рассказала, как становятся сценаристами, так ли просто писать и что делать, если у тебя украли идею.

Кто идет в сценаристы

У всех разные пути в профессию. Кто-то со школьной скамьи знает, что ему нужно, а другие идут извилистыми дорогами. Рикке окончила факультет журналистики МГУ, успела поработать в Дании и выучить пять языков. До поступления в МШНК у нее уже был опыт написания сценариев.

«На самом деле мне просто нравится рассказывать истории. На протяжении жизни я сталкивалась с неординарными характерами и необычными судьбами», - объясняет Рикке. По её словам, сценаристом становится тот, кто любит и умеет рассказывать истории. А рассказчику всегда нужны слушатели. В отличие от , богатая фантазия авторов фильмов и сериалов более востребована на рынке труда. Дело в том, что кинопроизводство как флагман индустрии развлечений охватывает огромную аудиторию, которая только и ждет новых историй.

Работа не для слабаков

Кому-то может показаться, что писать сценарии несложно. Но это не так. Работа сценариста овеяна флером романтизма, который мешает разглядеть обывателю тяжелый труд и постоянную работу над собой. Некоторые говорят, что сценарист должен быть «одновременно и аутистом, и коммуникатором»: уметь совмещать свое особенное видение и чужой опыт. Но в этой профессии непрерывное генерирование идей должно сочетаться с крепкими нервами.

«Мастер моей сценарной студии Мария Зелинская как-то сказала: «Сценарист – это тот, кто остаётся». И мне кажется, что это очень точные слова. Во время работы над проектом, тебя буквально колбасит: то эмоциональный подъем, когда ты написал хороший материал, то уныние и депрессия, когда тебя раскритиковал заказчик», - объясняет Рикке.

На деле идей или филигранного владения словом недостаточно – сценарист должен прожить за своего персонажа и побывать в его шкуре. Здесь много невидимой работы над образом: нужно понимать, как устроена человеческая психика. Написание сценария - это не только анализ других людей, но и самоанализ. Ради того, чтобы лучше понимать своих героев, Рикке пришлось ходить на курсы по психиатрии. «Часто возникают сложности, когда тебе нужно написать о человеке, который тебе неприятен. Ты, например, себя бы так не повел, а он действует и не краснеет. Но чтобы написать хороший сценарий, нужно принять его систему координат и думать, как он», - поясняет сценарист.

Прокрастинация, супервайзеры и ритуалы

Именно из-за сложности процесса сценаристы любят откладывать на потом. Поэтому у многих из них есть супервайзеры, чья работа заключается в том, чтобы напоминать автору, что он должен сдать сценарий в срок. «Главное сконцентрироваться на своих мыслях и идеях и не давать себе отвлечься. Важно уметь не только начать, но и завершить то, что ты делаешь», - поясняет Рикке.

Помимо этого практически у каждого сценариста есть свой собственный ритуал для того, чтобы приступить к работе над новым проектом. И пишут все тоже по-разному. Одни работают, закрывшись в комнате без еды, другие наоборот постоянно едят за клавиатурой. А некоторые спринтеры перекладывает всё на последнюю неделю, такое тоже допустимо. Ведь, в конечном счете, заказчика интересуют не ритуалы, а сценарий и соблюдение сроков.

Смотреть кино – это часть работы

Помимо этого всё свободное время сценарист восполняет недостаток жизненного опыта и идей общением с незнакомцами, чтением книг и просмотром фильмов. И последнее не менее важно. Если рядовой зритель в кино видит сюжет и картинку, то профессионал замечает и особенности монтажа, и постановку кадра, и работу оператора. «Это становится не столько развлечением, сколько напряжённой мыслительной деятельностью, - признаётся Рикке. - Ты постоянно думаешь, что ты можешь перенять или попробовать воплотить».

3 вопроса для сценариста

Перед тем, как сесть за ноутбук, нужно ответить на три вопроса. Во-первых, о чем ты будешь писать? Во-вторых, почему ты хочешь об этом писать? И наконец, почему именно ты можешь об этом рассказать? Важно разбираться в том, о чем ты пишешь на уровне профессионала. «У меня есть сценарий про и чтобы лучше понять, как работает герой, мне приходилось общаться с представителями этой профессии, - рассказывает Рикке. - Это было необходимо, чтобы лучше понять, как они работают: какая у них специфика, какое расписание, есть ли «профессиональные» шутки - все детали, которые обычные люди не знают. Потому что кино должно быть достоверным и интересным. Ведь кино не только развлекает, но и обучает».

Написал – и забудь

Примерно 30% успеха фильма зависит от качественно написанного сценария. Но большая часть ответственности за конечный продукт лежит на режиссере и операторе. «Для сценариста же важно научиться «отпускать» свои работы. Как говорится, написал сценарий – и забудь. Нужно смириться с тем, что фильм всё равно не будет похож на то, что ты себе представлял. Это сложно: отпускать своего малыша, чтобы дяденька режиссер перекроил его на свой вкус, - признаётся Рикке. - Поэтому для нас важно довести работу до конца и больше не думать о ней».

Бывает и так, что сценарист работает несколько лет, и все равно у него нет фильмографии. Поэтому, если сценарист поставил себе цель вырваться на экран, ему важно снять для начала хотя бы одну короткометражку. Но и это не гарантирует успеха: иногда проекты закрываются или просто перестают финансироваться. Здесь все зависит от удачи, веры в себя, труда и терпения. Ведь сценарист – это тот, кто остаётся. Возможно, потребуется несколько лет, чтобы нашелся тот самый режиссер или продюсер, который рассмотрит все достоинства работы.

Украсть идею проще всего

Часто начинающие не понимают, что готовый сценарий важнее самой гениальной идеи. Потому что идея не имеет авторского права. «Многие жалуются, что воруют не сам текст, а идеи, - рассказывает Рикке. - К примеру, объявляют сценарный конкурс, ты присылаешь идею, а потом через год или два видишь фильм, с сюжетом ужасно похожим на твой синопсис. Но ты не можешь предъявить претензию – это же всего лишь идея. Но это не повод «закрываться» от коллег. Мы в команде не боимся делиться своими мыслями и впечатлениями, потому что любой может написать сценарий по заданной теме. Но это всегда будет разный текст. И каждый такой сценарий обладает авторским правом, несмотря на то, что все писали об одном и том же». Поэтому лучший способ сохранить свою идею – это записать её.

Чаще всего у продюсера уже есть основная идея. Сценаристы получают тезис и каждый из них пишет свой вариант развития событий. Заказчики читают все работы и решают, кто «попал». Если рассматривать небольшой формат, то над сценарием обычно работают три-пять человек. Если это более крупный проект, то к написанию сценариев подключается сразу несколько команд. К примеру, к «Доктору Хаусу» приложили руку более сорока сценаристов.

При работе над небольшим форматом обычно остаются три человека, которые совместно перерабатывают все версии в одну. Так получается первая серия. То же самое делают и со второй серией. То есть конечный сценарий отдельно взятой серии – это комбинация разных взглядов на ситуацию.

Проект начинается с проработки персонажей. Работают сообща по той же схеме: каждый описывает свое видение характера героя, его уклад жизни, привычки, его историю, особенности поведения и манеру говорить, а потом «сливают» всё в один образ.

Сотрудничать с коллегами непросто – очень тяжело принять, что твоя идея не будет использована. Но такая работа помогает видеть достоинства других, стимулирует работать и предлагать новые идеи. Ведь в «авторской комнате» идеи каждого равнозначно важны и интересны. Решения по поводу доминирующей линии сюжета принимает продюсер, режиссер или сам заказчик. Очень редко на доработку поступает авторский сценарий, тогда последнее слово остается за «ведущим» сценаристом.

Как выйти из творческого застоя

Естественно, если сценарист будет сидеть и молчать, его заменят на другого, как перегоревшую лампочку. Но бывает и так, что вся команда впадает в ступор. Для таких случаев есть специальные сценарные игры. Одна из самых занимательных – «15 почему». Есть фраза, к которой нужно придумать историю. К примеру, женщина пришла в паспортный стол, чтобы забрать свой паспорт, но ей его не выдают, говоря, что хозяйка документа мертва. И ты спрашиваешь себя: «Почему её считают мёртвой?». И начинаешь фантазировать. К примеру, это не героиня, а её однофамилица. Тогда почему героиню приняли за другого человека? Потому что внешне они очень похожи. Почему они похожи? Потому что на самом деле они сёстры-близнецы. Почему героиня не знает о сестре? Потому что их разлучили в роддоме. Таким образом, сценаристы могут уйти очень далеко от изначальной идеи про паспорт, но придумать какую-то интересную историю, немного разрядить мозги и увидеть другие варианты поворотов сюжета.

Сколько получает сценарист сериалов

Оплата труда сценариста напрямую зависит от компании и того, чем он конкретно занимается. Минимальная зарплата – 50 тысяч рублей. Но на некоторых каналах сценаристы могут получать в пять раз больше минимального гонорара – все зависит от проекта и его рейтинга.

Реально ли научиться писать сценарии самостоятельно? Будет очень сложно. Ведь сценарист – это отдельная профессия, требующая не только эрудиции и умения писать. Есть много тонкостей, в которые невозможно вникнуть при самостоятельной работе. В мастерских к каждому студенту прикрепляют специалиста, который выслушивает их идеи, дорабатывает, объясняет и поправляет, а главное – следит, чтобы начатое было доведено до конца. Это самое настоящее второе высшее образование: лекции, семинары, задания, встречи со специалистами и даже летняя практика у потенциальных работодателей. Поэтому если вы решили, что нашли свое призвание, главное не останавливаться и не забывать записывать идеи.

Киносценарист - профессия для человека, готового оставаться в тени. Можно даже сказать, для того, кто предпочитает эту тень суматохе на съёмочной площадке. Сценарист создаёт свой мир, свои истории, которые из фантазий превращаются во что-то реальное - в кино. При этом стоит помнить, что его работа далека от работы писателя, и история - это не финальный продукт. Талантливые российские сценаристы рассказали Look At Me о том, как найти интересную историю, записать её и превратить в нечто большее, чем просто слова на бумаге.


Илья Тилькин о том, почему профессия сценариста самая лучшая и одновременно самая неблагодарная в кинематографе

Илья Тилькин

Сценарист фильмов «Сталинград», «Игры детей взрослого возраста», «Бандитский Петербург», «Агентство "Золотая пуля"», «Человек у окна»

«Я долго занимался режиссурой на телевидении, пока однажды мой приятель Андрей Константинов (писатель, придумавший «Бандитский Петербург») не предложил мне написать для сериала сценарий. Режиссёром фильма был легендарный Виктор Сергеев, он просто дал мне почитать свой сценарий и сказал: вот так это надо делать. Вот такой формат, вот такой шрифт. В принципе, это и было для меня самое важное педагогическое наставление в профессии.

Для будущего киносценариста важно постоянно читать сценарии коллег и мэтров и обязательно смотреть фильмы, которые по ним сняты. Пытаться понять, почему из хорошего сценария иногда получается плохое кино, и наоборот. Читать умные книжки по сценарному мастерству, поступить на сценарный факультет во ВГИК или ещё куда-нибудь. Храбро вступать в дружбу/переписку/интимные отношения с видными продюсерами или маститыми драматургами и не вступать с теми, кто только ими прикидывается. Да и просто много читать, чтобы знать больше, чем пишешь.

Пустота в твоей голове - это поверхностность, которая первой бросается в глаза в сценарии. Когда-то в Советском Союзе регулярно выходил «Альманах киносценариев», - думаю, его подписку можно найти в библиотеке. Я уверен, что это стоит нескольких лет обучения в вузе и уж точно всей книги «История на миллион долларов». К счастью, и сейчас в любом книжном магазине можно купить десяток-другой сборников современной драматургии. Это всё надо прочесть обязательно.

Режиссёров знают все. Сценаристов - никто. Посмотрите список фильмов, получивших «Оскар», – уверен, вы назовёте кучу режиссёров этих картин и исполнителей главных ролей вспомните, иногда даже композиторов. Но вы не назовёте ни одного сценариста

Но самая эффективная методика обучения - писать. Много писать. Заметок, заявок, синопсисов, тритментов и, конечно, сценариев. Технологически это самое простое. И если с самого начала убить в себе лень, то результат обязательно придёт.

Я думаю, что самым важным качеством хорошего сценариста является способность писать именно сценарии, а не эссе, рассказы, повести или романы. Сценарий - не литература. В этом всегда помогут люди, которые ждут от вас сценарий, они просто не станут церемониться. Они сразу же скажут, почему из ста страниц, которые вы принесли, девяносто - литература и «на выброс». Ловите этот момент и слушайте внимательно - это бесценная школа.

Сценарист - самая прекрасная работа в кино. Провалилась ли картина по вашему сценарию, добилась ли признания - вы всегда на высоте. Ведь вашего сценария никто из критиков не читал. А потому, если фильм ругают: они испортили прекрасный сценарий. Если хвалят: такой блестящий сценарий не смогли испортить даже они. Нет, правда, это лучшая работа в кино. Если не в мире.

При этом сценарист - самая неблагодарная работа в кино. Режиссёров знают все. Сценаристов - никто. Посмотрите список фильмов, получивших «Оскар», - уверен, вы назовёте кучу режиссёров этих картин и исполнителей главных ролей вспомните, иногда даже композиторов. Но вы не назовёте ни одного сценариста. Все знают, кто режиссёр фильма «Москва слезам не верит», кто в ролях, кто поёт песню «Александра», но знаете ли вы, кто написал эту чудесную историю? Теперь погуглите, и вы удивитесь, сколько прекрасных фильмов, которые вы смотрели, придумал этот человек .

Один из самых страшных секретов российской кинодраматургии заключается в том, что в России невероятное количество сценаристов. При этом на сценарии совершенно чудовищный спрос, потому что вся эта масса профессионалов производит смехотворное количество хорошего сценарного материала. Из этого вытекает простой вывод: если вы напишете интересный, сильный сценарий, у вас его обязательно купят. За хорошие деньги. Не спрашивая диплом и рекомендации. Если у вас никто не покупает сценарий, значит, он плохой».


Александр Талал о том, почему надо смотреть как хорошие, так и плохие фильмы

«В нашей профессии очень важно получить профессиональное образование. Бытует такое мнение: чтобы стать сценаристом, достаточно посмотреть пару сотен фильмов, высоко ценить из них 15 классических и просто быть мало-мальски образованным человеком, чтобы хорошо писать (и как минимум рассуждать о кино). Я считаю, этого недостаточно. У новичка должен сформироваться определённый склад ума, склад видения сюжета, ему необходимо получить ряд определённых навыков. Врождённый талант играет не безграничную роль, навыки можно привить, а что-то приходит с опытом. Хорошее сценарное образование даёт технологии, инструменты и опыт их использования, и важно, что всё это происходит под надзором профессионалов.

В начале пути надо грамотно сочетать теорию и практику. В интеллектуальных кругах принято потешаться над моделями сценариев, говорить, что это ограничивает творца, но для новичка такое ограничение полезно. Новичку совсем не на что опираться - у него нет ни опыта, ни чутья, ни чувствования структуры. Нужно не только читать учебники, сразу после усвоения материала необходимо обязательно писать сценарии по изученным моделям. От самого автора зависит, насколько глубоко и интересно он сможет переосмыслить модель и в итоге отойти от классики и создать что-то своё.

Недостаточно знать, как называются все этапы трёхактной структуры, надо уметь их узнавать в разных интересных проявлениях. Полезное упражнение - анализировать существующие фильмы. Можно попробовать найти эти этапы в любимом фильме, понять, какие отсутствуют, а какие преобразились. Надо «препарировать» любимые фильмы, чтобы понять их глубоко, может, даже попробовать записать любимый фильм в сценарном формате, сформулировать ремарки и расписать диалоги так, как, вам кажется, это должно было быть в сценарии.

Мне странно, если сценарист не старается смотреть самые громкие из последних картин , будь то чемпионы бокс-офиса или нашумевшие на фестивалях картины. Чем богаче у человека кругозор, чем больше он может принять различных версий мира и различных позиций.

Для сценариста очень важна визуализация сюжета. Это отличает нашу работу от работы писателей, мы создаём картинки в действии. Необязательно, чтобы у автора в голове возникали живые картинки с конкретными лицами, но обязательно, чтобы он представлял динамику сюжета. Весь подход к письму направлен на действие, на поступки, на поиск интересных визуальных решений. Как бы странно это ни звучало, но, мне кажется, сценаристу очень помогает абстрактно-логический подход, математический склад ума. Человек с таким складом ума легко удерживает сюжет целиком в голове, видит его, как цельный график, симфонию, как живущую своей жизнью фигуру, где то, что происходит в начале, связано с тем, что происходит в конце, где проглядывается причинно-следственная связь, всё влияет на всё.

Киносюжеты - это, как правило, истории о противостоянии ценностей.
Это рассказы о том, как жить хорошо, как жить успешно и при каких обстоятельствах жить хорошо и успешно не получается. В принципе, со слов сценарного гуру Джона Труби, жанровое кино - это уроки о том, как нам жить. Нужно много смотреть и много читать. Мне странно, если сценарист не старается смотреть самые громкие из последних картин, будь то чемпионы бокс-офиса или нашумевшие на фестивалях картины. Чем богаче у человека кругозор, чем больше он может принять различных версий мира и различных позиций, чем больше возможностей аргументировать разные позиции и выстроить разных персонажей, тем лучше. А чем больше человек читал, тем он лучше знает мир и лучше жонглирует разными версиями этого мира.

Нет деления на жанры высокие и низкие или деления на жанровое или авторское кино. Кино - это один большой зверь. Важно говорить именно то, что тебе хочется сказать , но делить свою публику на «быдло» и «не быдло» и игнорировать аудиторию и индустрию - неправильно.

Кроме всего прочего, киносценарист должен обладать терпением; мы не владеем полностью произведением и нам приходится «отпускать» наши произведения, отдавать их в руки другим людям, которые тоже обладают (или считают, что обладают) на них творческим правом. Они интерпретируют их, меняют. Стоит уметь отстаивать свою позицию, расти до той величины, когда вы уже имеете право что-то отстаивать, но при этом не забывать, что другой человек может говорить что-то толковое. Сценарист работает в команде, для него, как и для всех, важно окончательное и завершённое произведение, а это кино, не отдельный сценарий.

Помимо профессиональных навыков, важно и правильное, конструктивное отношение к профессии. У нас постоянно происходят какие-то битвы на тему индустрии/не индустрии, по поводу авторского и не авторского кино, высокого и низкого. Такие споры - абсолютно лишние вещи для кино, как мне кажется. Если мы будем заниматься делением кино на «высокое» и «низкое», на это и уйдёт всё наше время. Мы в Московской школе кино стараемся привить мысль, что кино должно быть разным. Нет деления на жанры высокие и низкие или деления на жанровое или авторское кино. Кино - это один большой зверь. Эта система состоит из нескольких разных частей, и одних частей не было бы без других. На каждый тип сюжета есть свой зритель. Важно, конечно, в кино говорить именно то, что тебе хочется сказать, но делить свою публику на «быдло» и «не быдло» и игнорировать аудиторию и индустрию - неправильно. Надо просто любить своё дело всей душой, каким бы оно ни было. Революционный настрой «я сделаю этот мир лучше» хорош, но менять мир в нашем случае надо изнутри системы. В чём смысл кучковаться на её периферии под лозунгом «мы против всех» и делать что-то своё, часто невостребованное, или не делать ничего вовсе, пока мир не изменится?

Естественно, ни один сценарист не может одинаково хорошо работать во всех жанрах, но он должен к этому стремиться. Можно отточить два-три наиболее близких вам направления, но это не значит, что ко всему остальному нужно относиться как-то свысока».


Дмитрий Лемешев о том, к чему приводит отсутствие интересного жизненного опыта

Дмитрий Лемешев

Сценарист фильмов «Околофутбола», «Точка кипения», «Sex, кофе, сигареты»

«Прежде чем поступить на сценарный во ВГИК, я закончил радиотехнический факультет. Радиоинженером я быть не захотел, а вот сценаристом - в самый раз. Если хочешь стать сценаристом, для начала иди на завод или в море на рыболовном траулере поработай. Хотя бы пару лет, для обретения жизненного опыта. Поступать куда бы то ни было на сценарное мастерство в возрасте 18–20 лет не очень верно, нет этого пресловутого жизненного опыта, за которым Горький посылал Бабеля и я сейчас посылаю всех жаждущих стать кинописателями. Пять лет обучения, а то и меньше, пролетят быстро: как писать, за это время вы, может быть, и поймёте, а вот про что - вам в учебном заведении не расскажут. Останется только личный опыт, в котором и придётся ковыряться. Я бы посоветовал начинающим сценаристам много писать, влюбляться, заводить семьи - это гораздо полезней и интересней, чем за чем-то или за кем-то следить в нашем мире постоянно. Ну только если вы не пишите истории про частных детективов.

Для меня ВГИК на сегодня представляется лучшим местом для получения кинообразования. Даже если вам не повезло с мастером (но это уже судьба), то ВГИК - это в первую очередь социализация в киномире. Да, не все идут по специальности работать, но даже те, что пришли, составляют костяк, и это упрощает ваши первые шаги во многом, если совсем не тупили во время учёбы. Хотя ВГИК не очень любят те, кто в нём не учился, а те, кто учился, постоянно повторяют, что нечего во ВГИКе делать. Так что сами выбирайте.

Сегодня существует масса всевозможных курсов и мастер-классов, все гуру сценарного мастерства часто приезжают в Россию и учат, как нужно писать. Ходите и набирайтесь уму разуму, если есть деньги. Вы можете попробовать знакомиться с успешными людьми, но вот не факт, что успешные люди захотят иметь с вами отношения. Но вы всё равно знакомьтесь, у нас очень многое делается через личные знакомства.

Я бы посоветовал начинающим сценаристам много писать, влюбляться, заводить семьи - это гораздо полезней и интересней, чем за чем-то или за кем-то следить в нашем мире постоянно.

Важно расширять кругозор. Для этого нужно много читать и не только художественную литературу, но и что-то научное, философское, время от времени решать олимпиадные задачи по математике и физике. Но если у вас уж совсем гуманитарный склад ума, и вы не из медицины пришли (это особенно ценится в кругах драматургов), то тогда читайте всё что угодно, главное думать над тем, что вы прочли и зачем вы это прочли. В какой-то момент в голову придёт мысль «может, уже пора перестать читать и что-нибудь самому написать, получше».

Очень важно ходить в кино, вообще, в кино мало сценаристов ходят, такой вот момент тоже интересный. В кино ходить в обязательном порядке. Можно ходить в театр, но этот балаган может вас затянуть, и вы станете драматургом и будете писать пьесы - тоже опасность. Так что осторожно с театром. Побольше гуляйте и путешествуйте, не судите людей, а просто запоминайте их, какие они все интересные, со своими причудами, ведь когда-то вы кого-нибудь из них будете писать.

У каждого свой путь: вы можете читать биографии успешных людей, понимая, через какие тернии им пришлось пройти, находить, что ваши судьбы похожи как две капли воды, думать, что и к вам обязательно придёт успех так же, как когда-то к вашему кумиру. Но нет, ваш путь - это ваш путь, и пройти его можете только вы. Так что вперёд, путь в тысячу миль начинается с первого шага.

В ожидании чуда

В настоящий момент можно наблюдать такую картину: сценаристы, окончившие профильный вуз, по заверениям знакомого режиссера, «торгуют картошкой на рынке», а те, кто пришел в мир кино со стороны, становятся востребованными. Почему? Соль в том, что те, кто не получил профильного образования, работали с самого первого дня, как стали сценаристами. Им пришла в голову идея — и они начали ее осуществлять. Для того, чтобы начать зарабатывать сценариями, достаточно одного-двух месяцев. Заходите в любую тематическую группу Вконтакте, пишите свое предложение «Пишу сценарии» либо ищите объявление о поиске сценаристов — и вуаля! У вас уже есть первый заказ. За полгода можно вырасти в достаточно умелого сценариста. Многие, кто писал сценарии по объявлениям VK, вырастают до сценаристов сериалов и даже кино.

Что делает студент, поступивший на первый курс? Правильно: он расслабляется. И это касается сценаристов, юристов, докторов — кого угодно. Студент, возможно, и слышал о конкуренции на профессиональном рынке. Но эти страшные слова коснутся его после пятого курса. Они далеко, где-то там. В итоге получается, что человек выходит из вуза с дипломом и в теории он — специалист. Но у свежеиспеченного кадра за плечами почти нет практики. Работы для вуза «по заданию» в расчет не принимаются, так как преподавателям платят за то, что они прочитают студенческие труды, разберут все ошибки, подскажут, что правильно, а что нет. Работодатели же не церемонятся, тем более в мире сценаристов, жестоком и беспощадном. Не жди, когда рак на горе свистнет.

В это время твой коллега продал еще один сценарий.

Креатив креативу рознь

Еще одна проблема, которая корнями уходит в высшее образование — «недокреативность». В вузах слишком много места отведено бюрократии. Творческих людей пытаются учить в общих рамках. Студенты жалуются на то, что система образования перерезает глотку их песне. Когда я училась в Женеве, то любила заглянуть в школу искусств и дизайна. Вход был похож на тоннель в пещеру гномов — он сверкал. На каждом кусочке стены что-то было: мозаика или фрески, статуэтки в стене или граффити. Каждое помещение в этой школе было уникальным, потому что администрация школы приняла интересное решение: сделать здание площадкой для творчества учеников. Не могу сказать, что это не пошло на пользу.

Креативность для сценариста очень важна, архиважна , ведь сценарий начинается с идеи, а идеи просто так не рождаются.

Чтобы сценарист фонтанировал идеями, а именно это качество помогает всегда иметь работу, мало событий, которые происходят в жизни. Вдохновение — полезная привычка, и как любую другую, ее нужно нарабатывать.

Часовой механизм

Срыв дедлайна для сценариста равносилен профессиональному самоубийству. Если постоянно не сдаешь сценарий для сериала вовремя, потом ты просто не найдешь работу. Мир киноиндустрии очень тесен. Если автор хорошо себя зарекомендовал, его передают буквально из рук руки , так как у продюсеров и режиссеров огромный голод на тех, кто достойно делает свою работу.

Если сценарист не присылает сценарий вовремя, не выходит на связь, а уж тем более берет предоплату за серию и исчезает, слухи о нем распространяются со сверхзвуковой скоростью. Это все равно что сделать себе татуировку на лбу «Дедлайны— для слабаков» . Воспитывайте в себе пунктуальность. Не опаздывайте на встречи с друзьями, заведите органайзер, делайте все вовремя.

Нарцисс был неправ

Практика показывает, что самомнение и профессионализм не в ладах. Успешный автор может запросто порвать сценарий и начать заново. У сценариста не должно быть ни капли сочувствия к проделанной работе! Писатель может себе позволить отстаивать свое видение, поэт может защищать свои стихи. Сценарист работает для людей, а не для себя. Его творчество призвано приносить пользу людям. Поэтому он должен сделать все для того, чтобы фильм или серия, снятые по его сценарию, зацепили некие струны в душе каждого. И если продюсер говорит, что эта сцена не цепляет, нужно послушаться продюсера и переписать сцену. Потому что написание сценария —это, прежде всего, работа в команде.

Горячие новости

Для того, чтобы быть востребованным, сценарист обязан быть в курсе последних событий. Нельзя жить в коробке. Просматривайте сайты, на которых анонсируются фильмы в работе — американские и отечественные. Во-первых, это позволяет избежать повтора, во-вторых, идеи рождают новые идеи. Читайте журналы, посвященные искусству, кино, театру, лучше на нескольких языках. Английский для сценариста очень важен: на этом языке написано значительно больше литературы и статей, нежели на русском, плюс знание языка дает возможность предлагать свои услуги на двух рынках труда — российском и международном, а значит, вдвое увеличивает шансы найти работу.

Команда

В любой момент будьте готовы предложить нужного специалиста — дизайнера, композитора, декоратора. И вы станете незаменимы! Профессионала отличает от новичка способность быстро решать проблемы. Клиент, обратившийся с просьбой написать спектакль, получит полный пакет услуг. Он запомнит, что его задачу выполнили намного быстрее, чем он ожидал. После написания сценария ему не пришлось искать декорации или подбирать музыку. Для клиента это удобно, для вас — тем более. Потому что, если вы находите заказы для своих друзей, вы — первый человек, имя которого они вспоминают , когда у друзей спрашивают, кто может написать сценарий. У меня уже есть ладно скроенная команда, и часто мы начинаем работу одновременно. Если у меня заказывают мероприятие или спектакль, мы с друзьями собираемся вместе и действуем, как единый организм.

Важные детали...

...которые совсем не детали. Портфолио, сайт, визитки и прочее, о чем часто забывают сценаристы — это ваш внешний образ. Мы столько внимания уделяем одежде, но забываем про одежду виртуальную. Сайт и группа Вконтакте должны помочь составить о вас правильное представление. Профессионально оформленное портфолио говорит о том, что клиент имеет дело с профессионалом. Визитки увеличивают коэффициент успешности в глазах окружающих в разы. Визитки — нечто из мира руководства, они есть у директора или известного фотографа. Не забывайте про подобные мелочи. Чаще всего разница между кремом из супермаркета и кремом из элитного магазина заметна только по упаковке, но крем из элитного магазина более желанен для большинства. И он стоит дороже.

Лежачий камень

Чтобы быть востребованным, необходимо постоянно расти. Ставьте цели и не застревайте на одном месте. Писать для сериалов — не предел мечтаний, хотя многие сценаристы и этим довольны. После удовлетворения потребностей финансовых обратите внимание на потребности в самореализации. Не задавайте себе стоп-вопрос «Вот получу я Оскар — и что дальше?». Получите — решение найдет вас само.

Когда мы забираемся на очередную ступень мастерства, нам открываются новые горизонты.

И следующие ступени.

Почему вы решили стать сценаристом? Ответ не может лежать в плоскости «потому что хочу стать богатым и знаменитым». Будет и богатство, и известность, но только в том случае, если они не будут являться причиной выбора профессии.

Вы достигнете успеха, оставите после себя наследие, своей деятельностью принесёте пользу людям, только если вы действительно полюбите то, чем хотите заниматься, если вы готовы больше отдавать, чем брать.

Любовь - очень редкое чувство. По большому счёту, мы любим по-настоящему всего несколько раз в жизни. Именно такое чувство к профессии и нужно искать.

Шаг 2. Честно ответить на вопрос, ваше ли это призвание

Как понять, можно в вашем случае говорить о призвании или нет? Призвание - это когда профессия зовёт вас, везде оставляет невидимые знаки и ведёт вас по жизни.

Она делает так, что вы любите истории (слушать, пересказывать, собирать, выискивать, вычитывать и высматривать).

Она делает так, что вы любите слушать людей (большую часть времени вы находитесь в режиме «слушание», нежели «вещание» и чувствуете счастье от этого).

Вы любите разбираться в причинах того или иного события и понимаете две важных вещи: просто плохих людей не бывает, и всему на свете есть объяснение, скрытое от глаз окружающих. Но не от глаз сценариста, автора, писателя.

Шаг 3. Начать учиться

Тут два пути: поступить в какое-то профильное учебное заведение либо начать учиться самому. В первом случае важно выбрать себе мастера, который не противоречит вашей картине мира.

Ищите человека, которого вам хочется слушать, выбирайте мастера интуитивно.

Если по каким-то причинам официальная учёба не для вас, начните учиться сами. Что вам тут понадобится: самодисциплина (регулярность обучения), рекомендации (системность в выборе материала) и значимый практик, то есть человек, который уже что-то из себя представляет. Он сможет оценивать ваши первые работы и давать практические советы, о которых не сказано в книгах.

Литература по сценарному мастерству - вещь прекрасная, но там есть две большие опасности. Во-первых, очень многое мифологизировано. Так как профессия сценариста связана с творчеством, его механизмы очень трудно описать, поэтому каждый делает это как может и не всегда то, что работает для автора, подойдёт для читателя. Во-вторых, сценарное мастерство не сводится к жёстким схемам и сюжетным поворотам в определённых местах. Что работает, а что нет, надо будет перенять из рук практика.

Шаг 4. Много писать

В самом начале пути вам надо понять важную вещь: не надо , чтобы писать. Вам нужны точно такие же ежедневные тренировки, какими изматывает себя Майкл Фелпс, который готовится проплыть четыре километра и взять новый мировой рекорд.

Когда мы учимся (когда работаем тоже), надо просто выполнять упражнения, делать работу. И ваши упражнения - это придумывание историй и расписывание их. Берёте тему «Неожиданный поворот» и придумываете себе 50 упражнений. Например, взять обычные ситуации, которые произошли с вами за день, и перевернуть их так, чтобы это было достоверно, интересно, неожиданно. Дальше выбираете следующую тему и снова придумываете себе комплекс на отработку этого элемента. Только практика научит вас быть сценаристом.

Шаг 5. Определить свою авторскую территорию

Когда вы отработали элементы и более-менее научились держаться на воде сценарного мастерства, важно понять, о чём вы можете рассказывать.

Если говорить честно, в творческих профессиях конкуренции как таковой быть не может. Потому что каждый человек уникален. У него уникальная точка зрения, уникальный голос, способ чувственного восприятия мира и способ письма. Поэтому вам важно понять, какие темы вы можете сделать своим коньком, за изучением чего вы можете проводить сутки напролёт. Например, для кого-то это тема отношений с мамой, для кого-то тема смерти близкого человека, а для кого-то и вовсе «робот и человек». Ищите то, что будоражит ваше воображение и наполняет его жизнью.

Шаг 6. Заявить о себе

Когда вы точно очертили себе свою авторскую вселенную, вам надо заявить о том, что вы такой-то и дико любите писать вот на такие темы. И начать участвовать в конкурсах и питчингах (их можно найти в интернете), рассылать свои заявки на истории в кинокомпании, знакомиться с режиссёрами и предлагать им работу над вашими или же их идеями.

Если вы только начинаете, хорошо бы соглашаться на все предложения, даже на те, за которые вам не заплатят.

Ваша задача - собрать себе портфолио, ведь только оно даёт вам право выхода на большой рынок.

Шаг 7. Усмирить своё эго

Это очень важный пункт. Если вы считаете себя во всём правым, а ваш способ видения мира - единственно верным, вам будет сложно работать в кино. Причём сложно будет и вам, и людям, с которыми вы столкнётесь.

Кино - командная работа. А чтобы существовать в команде, надо научиться быть гибким. Понять, что история, которую вы написали, - это ваш общий прекрасный сад. Работать в этом саду даже без вашего разрешения могут разные люди. И в большинстве случаев взгляд со стороны режиссёра или редактора помогает сделать ваш сад лучше.

Поэтому будьте готовы, что в профессии сценариста первых драфтов не бывает. Вариант, который вы написали в самом начале, - это ваши личные домашние радости. На его основе будет создаваться настоящий сценарий, но он никогда не станет вариантом для запуска съёмок.

Количество переписываний вашей истории в редких случаях доходит до 60–70. Иногда в ней ничего не остаётся от вашего первого варианта.

Но в этом нет ничего личного. Просто команда пытается совместить ваше творчество со своим творчеством и, что важно, производством.

Если вас буду выбивать из колеи бесконечные правки и переписывания, займитесь параллельно написанием пьесы или прозы. Это даст вам ощущение авторского контроля над миром, где принимаете решения только вы (то есть солируете), и вам будет легче продолжать быть сценаристом (в оркестре) - командным игроком.

Шаг 8. Снять фильм в качестве режиссёра

Доказано, что сценарист, который хотя бы раз в жизни снял пусть даже короткометражный фильм, будет относиться к профессии совсем по-другому. Он поймёт какие-то очень простые вещи, например о локациях. Или о том, как актёр может изменить вашего героя, увести в другую сторону тон повествования. Эти вещи прекрасны, их надо использовать для того, чтобы сделать ваш сценарий сильнее, а не расстраиваться, что у вас две локации на полнометражный фильм, а актёр вообще не тот, какого вы представляли.

Чем больше вы будете знать о своей профессии и на практическом уровне, и на теоретическом, тем быстрее вы станете мастером.

«Сценарист - это тот, кто остаётся». Страшно, трудно, унизительно и невыносимо бывает всем. Важно остаться, важно победить. Ведь если вы хотите узнать про вашего героя всё, поместите его в трудные жизненные обстоятельства. С человеком всё так же. Я надеюсь, что вы останетесь. Потому что вы - победитель.

Среди американских обывателей бытует шутка, что у каждого парикмахера в кармане лежит сценарий. Сказка - ложь, да в ней намёк. Чтобы стать сценаристом который будет реализован, нужно соблюдать два условия:

  1. Написать готовый сценарий.
  2. Найти сговорчивого продюсера.

Не повторяйте ошибки предшественников

Понятия: "сценарий " и "проза " - принципиально разные. Режиссёр снимает картину для зрителей, обращаясь к двум органам чувств: зрению и слуху. На корню отметаются мысленные чувства героя, рассуждения (за редким исключением), личностные оценки.

Рассмотрим пример

"Унылый бюрократ, стоя возле подоконника в кабинете, с безразличным видом поливает тощий кустик в горшке, в мыслях кляня ненавистного директора."

Нет, нет и ещё раз нет - сценарий обречён отправиться в мусорку. С таким материалом работать нельзя. Превращаем в сценарий, на выходе получаем.

"Человек с унылым лицом поливает тощий кустик в горшке".

Как показать зрителю незримое?

“Кабинет. Заваленный бумагами и канцелярскими принадлежностями стол. Портрет с надписью "директор". Человек в поношенном костюме поливает кустик в горшке, взгляд устремлен на картину, вода из лейки проливается на подоконник, губы шепчут: ненавижу”.

Зритель самостоятельно делает требуемые выводы. Крайне не рекомендуется расставлять акценты камер, советовать актёрам подробные планы действий. Это заметно снижает шансы получить одобрение. Почти весь сценарий - общие штампы. Задача сценариста : точно и лаконично описать происходящее. Детали прорабатываются постановщиками и актёрами.

Сюжет. План. Проработка.

Дилетанты считают, что достаточно начать текст - а там что-то, да получится. Так делать не следует - перед созданием сценарием должен быть составлен план всех основных событий. Сценарий начинается с идеи. Человек что-либо делает. Главный герой получает цель и мотивацию её добиться. Идея готова? Пора строить опорные пункты сюжета:

  • Экспозиция . Начало фильма. Единственный шанс заинтересовать зрителя, познакомить местом действий и главным героем. Успешность фильма в немалой степени определяется глубиной отождествления зрителя с главным героем. Не следует нагружать сцену биографическими данными, деталями характера, суетливыми действиями. Приветствуются общие штампы: типичный обыватель - парикмахер, механик, таксист... либо человек немалой силы - мастер боевых искусств, лидер серьёзной организации, человек с неординарным интеллектом. Важно показать героя в привычном быту.
  • Первая поворотная точка . Происходит нечто, что полностью разрушает привычный уклад жизни героя. Появляется мотивация действовать не по заданным шаблонам. Зритель должен получить общее представление о фильме. Развитие событий, жанр. Сценарист обязан учитывать категорию зрителей и учесть их интересы.
  • Второй акт . Нарастающая лавина препятствий. Планомерное обострение проблем - зритель остаётся в напряжении. Герой ценой немалых усилий преодолевает препятствия. Время удивить зрителя, развернуть сюжет с ног на голову.
  • Мидпойнт . Главный злодей - жертва обстоятельств, друг - предатель, проблема - незначительна перед более глобальной, цель героя - ошибочна.
  • Второй акт. Часть вторая . Герой вновь преодолевает препятствия. Добирается до источника проблем.
  • Финальная битва . Смертельная битва с человеком, причиной катаклизма, угрозой мирового уровня. Главный герой может выйти победителем, сломить проблему ценой собственной жизни, либо проиграть. Важно оставлять героя в безвыходном положении до последних мгновений. Если герой выживает - обязано быть логическое объяснение. Спасательная верёвка, появляющаяся в кадре раньше. Зритель должен почувствовать: как же, как же я раньше не сообразил?

Почти беспроигрышный вариант сценария готов. Теперь предстоит самый и сложный и долгий этап - найти продюсера. План действий давно обкатан и широко известен:

  1. Копии сценария отсылаются во все кинокомпании и телестудии.
  2. Друзья, знакомые перетряхиваются на возможность знакомства с продюсерами.
  3. Копии сценария отправляются во все конкурсы, любые мероприятия, где бывают продюсеры.
  4. Исследуются социальные сети - продюсеры там водятся в солидном количестве, но редко соглашаются читать сценарии.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник