12.07.2019

Анализ текста В.П.Астафьева как подготовка рабочих материалов к сочинению-рассуждению. Человек как живое биоэнергетическое существо


Бенедикт Спиноза

Что такое человек? Кто такой человек? Для чего создан человек? Какова истинная природа человека, определяющая его сущность? Отчасти психология человека, а также другие науки о человеке дают нам ответы на эти и многие другие вопросы о нас самих. Но этих ответов нам явно недостаточно для полного понимания себя и других людей, поэтому мы все еще находимся в поисках ответа на вопрос: “кто мы и зачем мы здесь?”. Природа человека, о которой пойдет речь в этой статье, до конца еще не изучена, однако того, что мы уже о ней знаем, вполне достаточно для понимания нами многих, наиболее важных моментов в поведении человека. И это понимание причин поведения людей позволит нам найти “ключик” к каждому без исключения человеку, включая нас самих. Давайте разберемся, кто же мы, люди, все-таки такие и для чего мы были созданы.

Природой человека мы с вами можем назвать все те врожденные, генетически обусловленные качества и особенности поведения, которые присуще всем людям. Человеческая природа – это все то, что в нас было всегда, с момента нашего появления и что делает нас людьми. Человеческая природа – это то, что свойственно человеку, как виду. Человеческая природа – это то, что определяет наши вечные и неизменные стремления и желания. Человеческая природа – это наша способность специфически реагировать на внешние раздражители и определенным образом воспринимать окружающий мир. Человеческая природа – это наша способность подстраивать мир под себя. И наконец, природа человека – это его умение выживать. Последнее определение на мой взгляд, лучше всего объясняет природу человека, как необходимую для него, как для вида, биопсихическую конструкцию. Поэтому давайте остановимся именно на этом определении и более подробно его обсудим. В конце концов, философские споры о природе человека имеют многовековую историю, и мнений о том, что это такое – природа человека, может быть много. Нам же нужно понять очевидное в этом вопросе, что мы можем при необходимости проверить, путем элементарных наблюдений за собой и за другими людьми. А более очевидным для нас на мой взгляд является не определение того, что такое природа человека, а то, в чем ее смысл и для чего она предназначена. Ведь если мы, люди, не можем или не хотим определиться со структурой природы человека, тогда нам необходимо изучить ее функции, чтобы затем привязать их к различным элементам структуры и таким образом понять ее. Это и проще, и интереснее. В конце концов, что для нас важнее – знать то, кем мы являемся, или то, на что мы способны? На мой взгляд, изучать природу человека лучше всего с позиции наших потребностей, желаний, целей и возможностей. Так что давайте именно так и поступим.

Так вот, чтобы лучше понять природу человека, необходимо понять смысл ее предназначения, который достаточно прост в понимании, если не вдаваться в детали – природа человека предназначена для выживания человека и человечества. По своей природе мы такие, какими должны быть, чтобы выживать в этом мире, поэтому изучая и объясняя поведение человека, следует всегда исходить в первую очередь из этой основной его потребности. Эта потребность порождает другие потребности, которые в свою очередь побуждают человека к определенным, необходимым для удовлетворения этих потребностей действиям.

Чтобы понять, на что по своей природе способны люди, давайте взглянем на природу человека через призму библейских заповедей, которые показывают нам, какими негативными качествами обладает человек и как они в нем проявляются. Я с вашего позволения приведу только некоторые из них, а именно – шестую, седьмую, восьмую, девятую и десятую заповеди. Их мне быстрее и проще объяснить, поэтому я покажу вам на их примере, что свойственно людям от природы. Итак, эти заповеди гласят: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй и не желай того, что есть у ближнего твоего. То есть, не делай того, что, внимание – ты хочешь, можешь и в некоторых ситуациях вынужден и склонен делать. Вы понимаете, о чем эти заповеди говорят нам? Они говорят нам о том, что человеку свойственны все эти действия и желания – ему свойственно убивать, прелюбодействовать, воровать, лгать, желать того, что есть у других, но чего нет у него, и это, как вы понимаете, только малая часть тех действий и желаний, к которым мы склонны с рождения, которые заложены в нас самой природой, или, если хотите, даны нам Богом. Вот тоже, вопрос закономерный возникает – если Богу не нравятся те или иные качества человека, тогда зачем он ими его наделил? Чтобы потом карать человека за естественное для него поведение? А зачем? Ладно, эти вопросы мы обсудим как-нибудь в другой раз, сейчас нас интересует не религия, у нее свое предназначение, нас интересует природа человека, которую нам нужно хорошо понимать, чтобы понимать себя и других людей и жить в соответствии с этим пониманием, то есть, в гармонии со своей природой.

Так вот, как мы с вами видим, человеку свойственно все то, что запрещает ему делать Бог с помощью своих заповедей и многое другое, что запрещает ему делать общество с помощью своих законов. Свойственно человеку и то, что мы называем хорошими, добрыми поступками. Это в свою очередь означает, что человек по своей природе не добрый и не злой, не плохой и не хороший, он просто такой, какой он есть, каким он должен быть, чтобы не столько даже он сам, сколько его вид – мог выжить в этом суровом мире. Если мы склонны к тому, чтобы убивать, воровать, обманывать, прелюбодействовать, а также к другим, как плохим, так и хорошим поступкам, значит, нам необходимо их совершать в определенных жизненных ситуациях, чтобы выжить. Поэтому мы не должны оценивать свои поступки, как плохие или хорошие, так как они все свойственны нашей природе, нам нужно понимать их необходимость для нас в тех или иных ситуациях. Мы не можем полностью изменить свою природу, и, наверное, не должны, но мы можем ее дополнить, усложнить, усовершенствовать, развить, и можем управлять ею. Но главное, мы должны подчинить себе свою природу, чтобы не она управляла нами, а мы ею. Тогда наше поведение будет максимально рациональным, расчётливым, практичным и адекватным, а значит и разумным.

Так что как видите, друзья, наше поведение может рассказать нам о том, кто мы такие, показывая нам, почему мы такие. Наши поступки говорят нам о наших возможностях, а наши возможности указывают на наши потребности, для удовлетворения которых мы эти поступки совершаем. А наши потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Поэтому человек чаще всего делает что-то не по тому, что он хочет это сделать, а потому что он должен и, главное, может это сделать. В одних ситуациях мы, в силу наших личностных качеств, можем быть злыми и жестокими, в других, добрыми и отзывчивыми, готовыми помочь ближнему. Мы реагируем на внешние раздражители и поступаем согласно своей природе и своим возможностям. И в зависимости от того, кем мы стали в процессе своей жизни, наши возможности и способности могут сильно различаться, и как правило различаются. А значит и вести мы себя в одних и тех же ситуациях можем по-разному. Мы разные, друзья, несмотря на нашу природу, которая у нас у всех одинаковая, и всегда были и будем разными. Человек формируется как личность под воздействием природных и социальных факторов, поэтому мы относительно легко адаптируемся и приспосабливаемся к практически любым условиям. Но кто-то делает это лучше, кто-то хуже. Нам также свойственно приспосабливать мир под себя, создавая человеческую ситуацию, то есть подходящую нам среду, в которой нам комфортно и безопасно жить. У нас для этого есть, а вернее могут быть, и желание, и возможности. И опять-таки, в зависимости от уровня развития, определяющего возможности человека, в нем либо просыпается желание все вокруг себя поменять, либо нет. Чем примитивнее существо, тем оно слабее, а чем оно слабее, тем чаще оно вынуждено приспосабливаться к внешнем условиям, нежели менять их. Следовательно, человек приспосабливается ко всему тому, что не в силах изменить. То есть, дело не в желании, дело в возможностях. Умение приспосабливаться делает нас более живучими, а умение приспосабливать говорит о большой силе и высоком уровне развития человека. Вот так по-разному себя может проявлять природа человека, основа которой неизменна, но те или иные личностные качества человек в себе развивает сам в процессе жизни, либо жизнь развивает в нем их, с помощью различных жизненных сценариев. Также, в процессе жизни, человек, в том случае, если он постоянно занимается саморазвитием и самосовершенствованием, открывает в себе все новые и новые возможности, свойственные его природе. Вот почему так сложно сказать, какая она – природа человека в своей целостной форме, ведь предела совершенству человека нет, а значит, мы всегда будем узнавать о себе и своих возможностях что-то новое.

Из необходимости выживать в нашем, весьма недружелюбном по отношению к человеку мире, вытекают и наши основные инстинктивные потребности, которые у нас у всех одинаковые. Мировоззрение и миропонимание у нас может быть разным, но базовые, а точнее, первичные потребности у всех одинаковые, и каждый человек на этой планете стремиться к их удовлетворению. Это – потребность в еде, воде, безопасности, сексуальном удовлетворении, в общем во всем том, что необходимо человеку для выживания и продолжения рода. Далее следуют более возвышенные, вторичные потребности, которые человек начинает испытывать по мере удовлетворения им основных своих потребностей [физиологических потребностей и потребности в безопасности, то есть в гарантии удовлетворения физиологических потребностей]. Ознакомьтесь с пирамидой потребностей Абрахама Маслоу, на мой взгляд она прекрасно демонстрирует не только то, какими потребностями может быть обусловлено конкретное поведение конкретного человека, но и то, на каком уровне развития находится тот или иной человек или группа людей в зависимости от их стремления и возможностей удовлетворить те или иные свои потребности. Иерархия потребностей показывает нам, какой является природа человека в целом [известная нам], и как она проявляется у разных людей, в зависимости от их развития, образа жизни, окружения, возможностей. Более развитому человеку проще удовлетворить свои потребности, особенно низшие, поэтому он более спокоен и менее агрессивен. Также следует сказать, что чем выше интеллект человека, тем более завуалированным и продуманным будет его стремление удовлетворить свои потребности, а следовательно, и более успешным.

Вообще вся наша жизнь сводится к удовлетворению своих потребностей, и может отличаться только тем, какие потребности в тот или иной момент своей жизни каждый из нас стремиться удовлетворить. С этой точки зрения мы мало чем отличаемся от животных, разве что только по мере своего развития мы пробуждаем в себе новые, более возвышенные потребности и благодаря своему интеллекту можем найти больше возможностей для их удовлетворения. В этом смысле мы, как я уже говорил, имеем безграничный потенциал для расширения своих возможностей. Так что пока еще неизвестно, как сильно мы можем изменить мир, но то, что мы к этому будем стремиться, не подлежит сомнению. Ведь помимо потребностей, у человека имеются еще и желания, которые ушли далеко вперед от его возможностей, и они тянут человека вверх, к той ступени развития, находясь на которой он сможет эти желания осуществить. В этом смысле человеческая природа уникальна – мы можем хотеть того, чего нет, но о чем мы догадываемся, о чем мечтаем. Так что мечты, как более высшая форма потребностей, также мотивируют нас к действиям. Любопытство и желание изменить мир, а заодно и самого себя – это неотъемлемая черта природы человека. И это неудивительно. Ведь энергетический потенциал человека очень высок, поэтому для него естественно стремление к максимальному действию, после которого, в зависимости от возможностей каждого конкретного человека, мир может сильно измениться, как в лучшую, так и в худшую сторону.

В целом, друзья, природа и сущность человека познаваема посредством внимательного наблюдения за разными людьми, изучения их культуры и истории, традиций и законов, а также с помощью самонаблюдения, ведь какая-то часть природы человека проявляется в каждом из нас. Те качества, которые человек имеет и которые проявляются в нем в тех или иных ситуациях, являются неотъемлемой частью его природы, и чем человек примитивнее, тем легче понять его врожденную, неизменную сущность, которая тем сильнее изменяется, чем активнее человек себя развивает, совершенствует, а следовательно, усложняет свое поведение и повадки. Сама эта склонность человека к изменениям в своей жизни и усложнению своего поведения – это тоже его природное качество. Поэтому то, что мы называем разумом человека, в нем, несомненно присутствует, но требует развития, так как тем выше разумность человека, чем адекватнее существующей реальности он себя ведет. А как мы с вами знаем, человек не всегда адекватен в своем поведении, что в свою очередь означает, что природа человека неразумна, но в наших силах сделать себя достаточно разумными существами, воспользовавшись заложенным в нас потенциалом.

Самое интересное и, пожалуй, важное в природе человека это то, что ее, эту природу, можно приспособить под, практически любой образ жизни. Человек – существо внушаемое, ему можно внушить что угодно, тем самым создав в нем так называемую “вторую природу”. Вторая природа – это измененная, или лучше сказать, дополненная человеком первая природа. То есть, вторая природа – это совокупность чувственных, когнитивных, а также операционных черт, приобретенных в дополнение к базовой личности. Можно сказать еще проще – постоянные качества личности, которые являются приобретенными – это вторая природа человека. Человек, как правило, считает приобретенные им качества такой же естественной частью своей личности, как и все то, что задано ему генетически. Таким образом, человек, благодаря внушению и самовнушению, может считать частью своей природы такие моменты в своем поведении, и такие свои желания и потребности, которые ему не свойственны по природе, по его “первой природе”, но которые он приобрел и развил в течение жизни. Например, “второй природой” человека является его культурное образование, а также его профессиональные навыки и манера поведения, которые он в себе развил. Вторая природа человека выражается в таких, например, ситуациях, когда человек начинает ассоциировать себя со своей деятельностью, со своими культурными и умственными достоинствами, а также со своими увлечениями и достижениями. Что же касается внушений, то человеку можно, к примеру, внушить мысль о том, что секс – это грех и заниматься им грешно, а значит и не нужно. И человек, поверивший в это не будет заниматься сексом, идя таким образом против своей собственной природы, то есть, против первой своей природы. Также можно внушить человеку мысль о том, что он является определенной личностью, которой свойственны определенные качества, например, можно ему внушить, что он раб, рожденный для служения своему господину. И эта принятая человеком роль – станет его второй природой, и он будет вести себя соответственно этой роли. Так что от того, что нам внушают другие люди и что мы сами себе внушаем, в нашей жизни, друзья, зависит многое, возможно даже все. Каждый из нас будет в этой жизни тем, кем нас сделают другие люди или мы сами. Природа человека достаточно гибкая и даже в какой-то степени непредсказуемая, поскольку мы ведь еще многое не знаем о том, каким может быть человек, если создать для него определенные условия или подвергнуть его определенным испытаниям, или, если внушить ему что-то такое, что полностью изменит его личность и поведение. Поэтому очень важно уделять серьезное внимание всему тому, что входит в нашу голову, чтобы не позволять ненормальным для нас мыслям, эмоциям, мнениям, поступкам, ценностям и целям, становиться нормальными.

Пока мы с вами знаем о природе человека только то, что люди смогли о ней узнать за всю свою историю и что мы сами можем видеть, наблюдая за поведением человека. Но нам еще многое неизвестно о самих себе, так как человек до конца не познан, и неизвестно, будет ли он вообще когда-нибудь полностью познан, тем более самим собой. Однако мы можем сделать вывод, что человеческая природа в своей основе неизменна, наши базовые потребности и примитивные способы их удовлетворения за всю нашу историю не изменились. Это в свою очередь означает, что каждый вновь родившийся человек подобен чистому листу, на котором можно рисовать что угодно, независимо от того, кем были его предки. От природы все люди практически одинаковые, они все имеют одинаковые инстинкты, которые ими управляют и определяют их потребности. Любые качества, присущие одному человеку, при определенных обстоятельствах могут быть присуще и другому человеку. Все, что смог один человек, смогут и другие люди, если предпримут для этого необходимые усилия. Из этого можно сделать очень простой, но весьма полезный для нас вывод – по себе мы можем частично познать других людей, ровно настолько, насколько хорошо мы знаем себя, а по другим людям мы можем понять – каким вообще может быть человек, какие качества ему присущи от природы, какими возможностями он обладает и следовательно, мы можем понять, каким человеком мы способны стать. То есть, все что есть в других людях, есть в каждом из нас, в активном или пассивном состоянии. А все что есть в нас, есть и в других людях. Отсюда следует и вполне логичное умозаключение – не судите, да не судимы будете, ибо что присуще другим, присуще и вам, и при определённых обстоятельствах вы можете себя вести так, как ведут себя те, кого вы осуждаете.

И вот что я еще хочу сказать вам напоследок, дорогие друзья. Независимо от нашей природы, мы можем стать в этой жизни теми, кем захотим. Человек придумывает себя сам, согласно своему собственному желанию. Его, это желание, нужно только иметь. И пусть природа человека неизменна, тем не менее она, во-первых, не до конца изучена и поэтому мы с вами не знаем, на что еще мы можем быть способны, помимо того, что мы уже умеем и что нам известно о самих себе, а во-вторых, она ни коим образом не мешает нам менять себя и свое поведение, как по мере необходимости, так и в зависимости от наших желаний. Запомните, вы будете в этой жизни тем, кем сами решите быть. Так что не лишайте себя возможности самим определить свою судьбу.

Views: 33954

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

  (2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная. (3)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

  (8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

  (По В. Астафьеву)

Истинная дружба. Как она влияет на человека? Именно эту проблему поднимает В. Астафьев в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор замечает, что «настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная». В. Астафьев с уверенностью говорит о том, что такая дружба очень сильно влияет на взаимоотношения людей, она невероятно сильна и крепка, что особенно проявляется «при крайних, бедственных обстоятельствах». В настоящей дружбе человек готов рискнуть ради спасения другого. Писатель говорит о том, что у него есть такие друзья, и он относится к ним с огромным уважением, что хорошо видно из предложения 7.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. В. Астафьев убеждён: истинная дружба очень благотворно влияет на человека, развивая в нём такие качества, как огромное уважение к друзьям, заботливость, преданность и жертвенность.

Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: настоящая дружба играет огромную роль в жизни человека, оказывая на него исключительно хорошее влияние, ведь она воспитывает в нём верность, жертвенность, заботливость и уважительное отношение к товарищам.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении значительное внимание уделяется дружбе Андрея Болконского и Пьера Безухова. Эти герои искренне любили и уважали друг друга, всегда желали друг другу добра. В начале романа Андрей Болконский был весьма обеспокоен тем, что Пьер проводит много времени в обществе таких разгульных, на его взгляд, людей, как Федя Долохов и Анатоль Курагин. Но князь Андрей не стал насмехаться над Пьером, ведь это могло обидеть друга. Андрей Болконский просто постарался убедить Пьера в том, чтобы он больше не бывал в этом обществе. Пьер тоже помогал другу, как только мог. Например, он попытался убедить Андрея Болконского в существовании Бога (ведь это убеждение поспособствовало нравственному развитию Пьера). Далее, после разрыва Андрея Болконского и Наташи Ростовой, Пьер, несмотря на нежные чувства к Наташе, напомнил Андрею Болконского его же слова о том, что «падшую женщину нужно прощать». Таким образом, истинная дружба оказывает очень благотворное влияние на людей, ведь она воспитывает уважение к другу, преданность, жертвенность и заботу.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: настоящая дружба хорошо влияет на людей, развивая в них уважение друг к другу, заботливость. Вспомним роман И.А. Гончарова «Обломов». В этом произведении представлена дружба двух героев: Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца. Несмотря на сильную разность характеров и очень разное мировоззрение, они никогда не насмехались друг над другом. Они оба были уверены в своей правоте, и потому хотели помочь друг другу стать счастливыми, убедив друг друга в верности своих суждений. Что же это были за суждения? Обломов был убеждён, что счастливым может человека сделать лишь спокойная и тихая жизнь, которая была не по душе Штольцу. Штольц был уверен: жизнь должна быть энергичной и неоднообразной. Поэтому он и знакомит друга с Ольгой Ильинской, уверенный, что знакомство с этой девушкой «расшевелит» ленивого, на его взгляд, друга. И он оказался отчасти прав. Обломов стал более деятельным и энергичным. К сожалению, после расставания с Ольгой Обломов вновь впал в апатию, но нельзя отрицать, что благодаря Штольцу, познакомившему его с Ольгой, Обломов испытал, наверное, лучшие дни своей жизни. Но и Обломов, как мне кажется, повлиял на судьбу Штольца, который женился на Ольге. А ведь Штольц, наверное, знал, что семейная жизнь – это обычно однообразие, которое он так не любил. Но Обломов убедил друга в том, что и тихая и спокойная жизнь, в принципе, может принести человеку счастье. Так дружба Штольца и Обломова хорошо повлияла на них обоих, а причиной такого благотворного влияния стали именно взаимоуважение и искренняя заботливость.

В заключение ещё раз подчеркну: истинная дружба влияет на людей исключительно хорошо, поскольку воспитывает в них очень важные моральные качества, достойные гордости: уважение к другу, преданность, заботливость и жертвенность.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?

Открытый урок по русскому языку по теме « Анализ текста В.П.Астафьева как подготовка рабочих материалов к сочинению – рассуждению».

Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит
вчитываться в каждое слово.
В. Литвинов.

Цель урока: подготовка учащихся на основе анализа исходного текста к написанию сочинения-рассуждения на нравственную тематику.

Задачи: - углубить знания о публицистическом стиле речи и типе текста – рассуждении;
- вырабатывать навыки анализа текста: определять тему, главную мысль,
проблематику;
- характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные
средства, используемые в тексте;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение
корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оформление доски: портрет В.П.Астафьева;
Эпиграф. «Дружба – это солнце, распахнувшее свои объятия»
(А.Моруа)
Оборудование: Толковые, этимологические словари, словарь синонимов.
Раздаточный материал, таблица «Публицистический стиль речи»
Алгоритм урока с точки зрения технологичности (групповая технология)
1 этап. Актуализация темы. Целеполагание.
- постановка познавательной цели (проблемная ситуация);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача текста, раздаточного материала (клише, пословицы, поговорки, мудрые изречения о дружбе), словари, справочный материал.
2 этап. Планирование групповой работы:
- знакомство с текстом;
- планирование работы внутри группы;
- распределение заданий внутри группы;
3 этап. Исследование текста.
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, обобщения);
4 этап. Дискуссия (отчет о проделанной работе)
- сообщения о результатах работы в группе;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижениях поставленной задачи;
5 этап. Итоговая творческая работа.

Ход урока:
1. Актуализация темы. Звучат слова из песни В.Высоцкого « Песня о друге».
- Ребята, о чем эта песня? А что такое дружба? Какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»? Кого вы можете назвать настоящим другом?
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Согласны ли вы с утверждением автора?
- Итак, о чем, по вашему мнению, будет текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение?
2. Прежде, чем приступить к чтению и анализу текста, давайте вспомним, что включает в себя анализ текста. На доске и в тетрадях рисуем схему:

Стиль речи Тема
Идея

Тип речи Проблема

Что такое тема? (предмет речи; то, о чем говорится в тексте)
- Идея (основная мысль) – то, для чего написан текст, к чему призывает.
- Проблема – вопрос, требующий исследования.

3. Обращаемся к тексту. Скажите, кто является автором исходного текста. Что вы знаете об этом писателе?
- Виктор Петрович Астафьев - известный русский писатель, участник Великой Отечественной войны. Современную литературу невозможно представить без произведений этого замечательного писателя. Особенность творчества Астафьева – прочная связь сюжетно-психологических мотивов с автобиографическими жизненными впечатлениями. Сегодня на уроке мы обратимся к отрывку из его статьи. Давайте познакомимся с текстом (чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником).

Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.
(1) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью.(7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых. Чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…
(В.Астафьев)

2. Групповая работа.
1 группа. «Теоретики» Задание:

1) определить тему (о чем текст), сформулировать и прокомментировать проблемы текста, изложить позицию автора текста.
2) найти ключевые слова (словосочетания), определяющие предмет речи.
При формулировании ответа используйте разнообразные клише.
Ученики при ответе выделили следующие проблемы текста:
А) Что определяет характер человека?
Б) Что такое дружба?
В) Каково соотношение добра и зла в мире?
Позиция автора по этим вопросам:
А) характер человека складывается под влиянием среды;
Б) много факторов влияет на характер человека, один из них - дружба;
В) дружба бывает крепче и вернее родственных связей.
Г) на свете добрых людей больше, чем злых.
Д) дружба не дается даром, ее нужно заслужить.
2 группа. »Стилисты» Задание.
1) Определите тип текста. Составьте логическую схему текста.
Тип текста - рассуждение – размышление.
Логическая схема текста.
Основной тезис:
«…настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная»
Аргументы:
А) «такая дружба порой вернее и крепче родственных связей»;
Б) «с поля боя, рискуя жизнью, выносят бойца только настоящие друзья»;
В) «каждую книгу я просматриваю глазами своих друзей».
2) определите стиль данного текста (сфера применения, функция, ведущая стилевая черта, языковые средства стиля). Записи оформите в виде таблицы.
3 группа. «Языковеды» Задание.
1) Понаблюдайте над лексикой текста. Используя толковые словари, этимологический, словарь синонимов поработайте со словами «дружба», «друг».
Определите их лексическое значение, происхождение, подберите к словам синонимы.
2) Найдите в тексте контекстуальные синонимы и антонимы, определите их роль в тексте.
3) Найдите тропы и фигуры, которые использует автор текста. Определите их роль.
4 группа «Грамотеи». Задание.
1) Выберите из данного набора те выражения, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинную дружбу. Вставьте пропущенные буквы.
Набор: самоотверже…ость и бе..корыстие, глубина и искре…ость чувств, вр..ждебная настороже..ость, общ.?.ность жизне..ых целей, к..варная лесть, пр..творное сла..коречие, высокая нравстве..ая требовательность, холодный пр..гматизм, г..рячее сердце, прямодушие и (не)рушимая верность, духовное ро..ство, вн..мание и чу..кость, мелоч?.ный згоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное доверие, лучистый взгляд, (не)сокрушимая прочность.
2) Закончите предложение, используя выражения из набора.
У дружбы _____сердце, ____взгляд, _____душа.
Подлинная дружба всегда основана на _____. В настоящей дружбе нет места ни _______, ни ______.
5 группа. Задание: «Лингвисты»
1) Подумайте, какие варианты вступления и заключения можно использовать
к данному тексту («Именительный темы», «Вопросы – стимулы», «Отклик»,
«Цитата» и др.). Моделирование.
2) Подберите для аргументации собственного мнения примеры из собственной жизни, примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки и мудрые изречения о дружбе и человеческих взаимоотношениях. Например:
«Счастливая доля – гордиться друзьями» (В.Федоров).
«Истинный друг познается в несчастье» (Эзоп).
«Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности» (Сократ)
«В счастье легко найти друга, в несчастье же в высшей степени трудно»
(Демокрит)
«Узы дружбы неизмеримо крепче уз родства, ибо друзей мы выбираем
сами, а родных нам посылает судьба» (Д.Боккаччо)
«Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить – три правила
победы» (М.Светлов)
«Человек, живущий одиноко, существует только наполовину» (П.Буаст)
«О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды,
не стоит и жалеть» (Д.Писарев)
«Не так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого
друга, за которого можно было умереть» (Э.Бульвер)

4. Исследование текста.
5. Дискуссия. Выслушивание отчетов о проделанной работе в группах. Общий вывод о результатах работы. Рефлексия.

6. Заключительное слово учителя.
Итак, сегодня на уроке мы с вами на примере текста В.П.Астафьева говорили об одном из самых светлых, самых чистых человеческих чувств. Дружба – это союз двух родственных душ, дружба не может возникнуть там, где нет понимания, доверительности, где нет надежности. Она зачастую оказывается даже крепче кровных родственных связей: в дружбе людей связывает не биологическое родство, а духовная близость. Выдающийся французский философ М.Монтень написал: «Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил своего друга, я чувствую, что не мог бы выразить этого иначе, чем сказав: «Потому, что это был он, и потому, что это был я»

6. Домашняя работа. Написать сочинение – рассуждение по проблемам, высказанным автором текста. Использовать в своей работе материалы урока и
памятку «Советы при выполнении задания «С» ЕГЭ»

Как все живое, человек активен, т. е. способен избирательно отражать, воспринимать, реагировать на любые раздражения и воздействия, имеет, по выражению Ф.Энгельса, «самостоятель­ную силу реакции».

Он пластичен, т. е. обладает высокими адаптивными способно­стями к изменяющимся условиям жизни при сохранении видовых особенностей.

Он - существо динамичное, развивающееся", определенные из­менения происходят в органах, системах, мозге человека и на протяжении веков, и в процессе жизни каждого человека. При­чем, как считает современная наука, процесс развития ХОМА САПИЕНС не является завершенным, возможности человека к изменению не исчерпаны.

Как все живое, человек органично принадлежит природе Земли и Космосу, с которыми у него постоянно происходит обмен ве­ществ и энергийЙ

чевидно, что человек является неотъемлемой частью биосферы, растительного и животного мира Земли, выяв­ляет в себе признаки животно-растительной жизни. Например, новейшие открытия палеонтологии и молекулярной биологии сви­детельствуют: генетические коды человека и обезьяны отличают­ся лишь на 1-2 % (в то время как анатомические отличия состав­ляют около 70%). Особенно наглядна близость человека к животному миру. Вот почему человек часто отождествляет себя с теми или иными животными в мифах и в сказках. Вот почему и философы иногда рассматривают человека как животное: поэти­ческое (Аристотель), смеющееся (Рабле), трагическое (Шопенга­уэр), производящее орудия, лживое...

И все же человек - не просто высшее животное, не просто венец развития природы Земли. Он, по определению российского философа И. А. Ильина, - «всеприрода». «Он организованно вклю­чает, сосредоточивает и концентрирует все то, что содержится в отдаленнейших туманностях и в ближайших микроорганизмах, объемля все это своим духом в познании и восприятии».

Органическая принадлежность человека к Космосу подтверж­дается данными таких, казалось бы, далеких от человека наук, как коксохимия, астрофизика и др. В этой связи вспоминается высказывание Н. А. Бердяева: «Человек потому понимает Вселен­ную, что у них одна природа».

Человек - основной «геолого-образующий фактор биосферы» (по В. И. Вернадскому). Он - не просто один из фрагментов Все­ленной, один из рядовых элементов растительно-животного мира. Он - самый значимый элемент этого мира. С его появлением во многом изменилась природа Земли, а сегод­ня человек определяет и состояние Космоса. В то же время человек всегда - существо, во многом зависящее от космических и при­родных явлений и условий. Современный человек понимает: изу­родованная им природа угрожает существованию человечества, губит его, а понимание природы, установление с ней динамиче­ского равновесия - облегчает и украшает жизнь человечества, делает человека более полноценным и продуктивным существом.

Социальность и разумность человека

Человек - не только существо космическое, природное. Он - общественно-историческое существо. Одной из важнейших его ха­рактеристик является социальность. Рассмотрим это утверждение.

Так же органично, как к Космосу и природе Земли, человек принадлежит к социуму, к человеческому сообществу. Само воз­никновение Нота 5аргеп5, как утверждает современная наука, обусловлено превращением стада антропоидов, где правили био­логические законы, в человеческое общество, где действовали законы нравственные. Специфические особенности человека как вида сложились под влиянием именно социального образа жиз­ни. Важнейшими условиями сохранения и развития как вида Ното вар"мт, так и отдельного индивида было соблюдение нравствен­ных табу и следование социокультурному опыту предшествую­щих поколений.

Также огромно значение общества для каждого отдельного че­ловека, поскольку оно - не механическое сложение отдельных индивидов, а интеграция людей в единый общественный орга­низм. «Первейшее из первых условий жизни человека - это дру­гой человек. Другие люди - центры, вокруг которых организуется мир человека. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину», - писал С. Л. Рубинштейн. Я не может быть раскрыто лишь через отноше­ние к самому себе (неслучайно Нарцисс в древнем мифе - несча­стное существо). Человек развивается только «смотрясь» (К. Маркс)

в другого человека.

Любой человек невозможен без общества, без совместной с другими людьми деятельности и общения. Каждый человек (и многие поколения людей) идеально представлен в других людях и принимает идеальное участие в них (В. А. Петровский). Даже не имея реальной возможности жить среди людей, человек про­являет себя как член «своего», референтного для него, сообще­ства. Он ориентируется (не всегда осознанно) на его ценности, верования, нормы и правила. Он использует речь, знания, уме­ния, привычные формы поведения, которые возникли в социу­ме задолго до его появления в нем и были переданы ему. Его воспоминания и мечты тоже наполнены картинами, имеющими

социальный смысл.

Именно в обществе человек смог реализовать потенциальные возможности, данные ему Космосом и земной природой. Так, активность человека как живого существа превратилась в соци­ально значимую способность к продуктивной деятельности, к со­хранению и созданию культуры. Динамичность и пластичность - в способность ориентироваться на другого, меняться в его при­сутствии, испытывать эмпатию. Готовность к восприятию чело­веческой речи - в общительность, в способность к конструк­тивному диалогу, к обмену идеями, ценностями, опытом, знаниями и пр.

Именно обществен но-исторически и способ бытия сделал пра-Человека существом разумным.

Под разумностью педагогическая антропология вслед за К. Д. Ушинским понимает то, что характерно только для челове­ка - способность осознавать не только мир, но и себя в нем:

свое бытие во времени и пространстве;

способность фиксировать свое осознание мира и себя;

стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целе-полаганию и планированию своей жизнедеятельности, т. е. само­осознание, рефлексию.

Разумность врожденна у человека. Благодаря ей он способен осуществлять целеполагание, философствовать, искать смысл жиз­ни, стремиться к счастью. Благодаря ей он способен самосовер­шенствоваться, воспитываться и изменять окружающий мир со­гласно собственным представлениям о ценном и идеальном (бытии, человеке и пр.). Она во многом обусловливает развитие произвольности психических процессов, совершенствование воли человека.

Разумность помогает человеку действовать вопреки своим орга­ническим потребностям, биологическим ритмам (подавлять го­лод, активно работать ночью, жить в невесомости и т. п.). Она иногда заставляет человека маскировать свои индивидные свойства (проявления темперамента, пола и пр.). Она дает силы преодоле­вать страх смерти (вспомним, например, врачей-инфекционистов, экспериментировавших на себе). Эта способность справляться с ин­стинктом, сознательно идти против природного начала в себе, против своего организма - видовая особенность человека.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


  (1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

  (2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная. (3)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

  (8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул...

  (По В. Астафьеву)

Пояснение.

Основные проблемы:

1. Проблема роли дружбы в жизни человека (влияет ли дружба на развитие характера человека?).

2. Проблема доброты (действительно ли добра в мире больше, чем зла?).

1. Без настоящей дружбы жизнь неполноценна и дружба оказывает огромное влияние на человека.

2. Добрых людей в мире больше, чем злых, если бы это было не так, «в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул...».


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник