31.07.2019

Технические характеристики подводной лодки щука. Назначение новых подлодок. Значимость «Щук» для отечественного кораблестроения


Подводные лодки типа «Щ», или, как их еще называли, «щуки» в истории отечественного кораблестроения занимают особое место. Это были самые многочисленные (86 единиц!) средние субмарины советского флота периода Великой Отечественной войны. Они активно участвовали в боевых действиях на Балтике, Черном море, в Заполярье; их торпеды и артиллерия пустили ко дну немецкую подлодку, сторожевой корабль, два десантных судна и не менее 30 вражеских транспортов. Но и цена побед оказалась крайне высокой: 31 «щука» не вернулась в родную базу и осталась в море навсегда. Причем обстоятельства гибели многих субмарин неизвестны и по сей день...

Впрочем, останавливаться на истории службы подводных лодок мы не будем. Предлагаем эксклюзивный материал - реконструкцию внешнего вида «щук» всех шести серий: III, V, V-бис, V-6hc-2, X и Х-бис. В основу разработанных чертежей положена подлинная документация из фондов Центрального военно-морского музея (ЦВММ), Российского Государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ), а также специальная литература и многочисленные фотографии.

Несмотря на то, что все серии лодок типа «Щ» по своим характеристикам были довольно близки, внешне они существенно отличались друг от друга. Так, первые четыре субмарины Щ-301 - Щ-304 (III серия) имели прямой форштевень, узкую надстройку и ограждение рубки, в кормовой части которого располагались решетки шахт вдувной вентиляции. Носовые горизонтальные рули были своеобразной конструкции - они «рогами» в передней части входили в специальные прорези корпуса. Носовое орудие первоначально имело фальшборт, однако сразу после испытаний его сняли, а само ограждение рубки полностью перестроили. Для удобства работы расчета 45-мм пушки установили откидывающиеся полукруглые площадки, причем позже, в ходе капитального ремонта, эти площадки стали постоянными и их оснастили трубчатым релингом.

На подводных лодках V серии, строившихся для Тихоокеанского флота, изменили форму носовых рулей (она стала типовой для всех последующих серий «щук») и увеличили ширину надстройки. Ограждение рубки кардинально реконструировали, разместив на нем второе 45-мм орудие. Форштевень стал наклонным, причем его обводы в верхней части образовывали небольшой «бульб». Длина легкого корпуса увеличилась на 1,5 м.

Субмарины V-бис серии отличались от своих предшественниц только формой фальшкиля и ограждением рубки (последнее лишилось своеобразного «балкона» над первым орудием). Зато на V-6nc-2 серии изменили обводы легкого корпуса и вновь переделали ограждение рубки. Причем тихоокеанские лодки этого типа отличались от балтийских и черноморских формой бортов ходового мостика.

Подлодки X серии выглядели наиболее экзотично за счет внедрения обтекаемого ограждения рубки так называемого «лимузинного» типа. В остальном же они практически не отличались от кораблей V-бис-2 серии, за исключением, разве что, появившегося «горба» над палубной цистерной и глушителями дизелей.

Поскольку ожидаемого повышения скорости в подводном положении у лодок X серии не произошло, а зали-ваемость ходового мостика увеличилась, на последней серии «щук» Х-бис серии применили более традиционное ограждение рубки, напоминавшее спроектированное для подлодок типа «С». Носовую 45-мм пушку теперь установили непосредственно на палубе надстройки. Корпус остался неизменным, но из его оснащения исчез подводный якорь.

Стойки антенн и сетеотводов на лодках III, V и V-бис серий имели Л-образную форму и соединялись перекладинами. Тросы сетеотвода шли от носа до кормы, впереди носовой стойки они объединялись в один.

У «щук» \/-бис-2 и X серий стойки се-теотводов стали одинарными, на Х-бис серии они отсутствовали вообще. Часть лодок оснастили сетепрорезателями «Сом» и «Краб», представлявшими собой систему резаков (четыре на форштевне, два на баке линейно-возвышенно и по одному с каждого борта), а также систему оттяжек, предохраняющих выступающие части лодки от попадания тросов сетевых заграждений. На практике эти устройства оказались малоэффективными, и их постепенно демонтировали, закрывая пилу на форштевне металлическими листами.

Выхлопные отверстия глушителей в надстройке на лодках первых четырех серий имелись с обоих бортов, на субмаринах X и Х-бис серий - с одного, левого борта. Только на левом борту располагался и якорь, применявшийся в надводном положении.

Расположение шпигатов в надстройке, часто являющееся индивидуальным признаком корабля и потому особо интересующее моделистов, на проектных чертежах, как правило, не указывается (поскольку принципиального значения оно не имеет). На предлагаемых чертежах «щук» шпигаты прорисованы по фотографиям и потому их расположение может быть не совсем точным (особенно это относится к Щ-108). Следует также иметь в виду, что нарезка шпигатов на лодках одной серии зачастую отличалась очень сильно; наиболее ярко эти различия демонстрируют балтийские и черноморские «щуки» X серии.

Внешний вид подлодок типа «Щ» менялся и из-за осуществлявшихся в процессе службы модернизаций. Так, откидные части орудийных площадок постепенно заменялись постоянными и оснащались релингами. По опыту плавания в битом льду и в свежую погоду на части лодок демонтировали наружные крышки торпедных аппаратов. Вместо второго орудия иногда устанавливался пулемет ДШК, причем на ТОФ имелись самодельные установки, наряду со стандартной тумбовой. Выносные 7,62-мм пулеметы М-1 («Максим») размещались на штатных местах в надводном положении далеко не всегда. Излучатели установки звукоподводной связи располагались на палубе (верхний) и в специальной выгородке (нижний). В ходе войны некоторые «щуки» получили гидролокаторы «Асдик» («Дракон -129») и размагничивающее устройство с обмотками снаружи корпуса на уровне палубы надстройки.

Окраска: у балтийских лодок корпус и надстройка выше ватерлинии были серо-шаровыми, у черноморских - темно-серыми, у североморских - серо-зелеными. Подводная часть -черная (кузбасслак) либо покрытая противообрастающими составами № 1 и 2 (темно-красный и темно-зеленый). В блокадном Ленинграде, помимо маскировочных сетей, использовали окраску лодок в белый - под фон снега цвет. Винты - бронзовые. Спасательные буи окрашивались в цвет корпуса; после войны они стали красно-белыми (по три сектора каждого цвета). Буквы названий лодок в носовой части (на III, V, V-бис, \/-бис-2 сериях) - латунные. Литерноцифровое обозначение на рубке - белого цвета (кроме V серии, где оно было желтое или голубое с черным контуром); в годы войны они закрашивались под основной цвет корпуса. Число заявленных побед указывалось цифрой в круге, располагавшемся в центре красной звезды в белой обводке, рисовавшейся на каждой лодке индивидуально. Размещали звезду всегда в носовой части рубки, примерно посередине высоты или ниже иллюминаторов.

Подводные лодки типа «Щ»:

1 - перо руля; 2- волнорезные щиты торпедных аппаратов; 3,9 - кильватерные огни; 4 киповые планки; 5 -утки; 6 - спасательные буи; 7,13,37 -стойки сетеотводов; 8- сетеотвод (совмещенный с радиоантенной); 10- репитеры гирокомпасов; 11 - перископы; 12 - магнитные компасы; 14 - антенны радиопеленгаторов; 15 - 45-мм пушки 21-К; 16 - швартовые шпили; 17 - кнехты; 18 - антенны шумопеленгаторов; 19,35 - носовые горизонтальные рули; 20 - привальный брус; 21 - рубочные люки; 22 - люки аварийных выходов; 23 откидные крышки над шлюпками; 24 - откидные решетки надстройки; 25 - кормовые горизонтальные рули; 26 - откидные решетки над торпедозагрузочным люком; 27- кормовой флагшток; 28 выхлопные клапаны глушителей; 29 - выдвижные мачты; 30 - зенитный пулемет «Максим»; 31,32 - ходовые огни; 33 - гюйсшток; 34 - люки над кранцами 45-мм патронов; 36 - якорный клюз (на всех подлодках - только с левого борта); 38- V-образная стойка радиоантенны; 39 - киповые планки с сетеотводами; 40- радиоантенна; 41 - убирающаяся шлюпбалка; 42 ниши подъемного гака

ТТХ подводных лодок типа "Щ"

V -бис

Водоизмещение нормальное, куб.м

Длина наибольшая, м

Ширина наибольшая, м

Осадка средняя (по килю), м

Мощность дизелей, л.с.

2x685

2x685

2x685

2x800

2x800

Мощность электродвигателей, л.с.

2x400

2x400

2x400

2x400

2x400

Скорость хода, уз.: наибольш. надводная

экономии, надводная

наибольш. подводная

экономии, подводная

Дальность плавания, миль: надводная экономическим ходом

подводная полным ходом

подводная экономическим ходом

Экипаж, чел.

Число 533-мм торпедных аппаратов: носовых

кормовых

Артиллерийское вооружение: иисло орудий X х калибр в мм

2x45

2x45

2x45

2x45

2x45

Число построенных лодок (годы вступления в строй)

Атомный подводный флот составляет основу стратегического вооружения Российской Федерации. В соответствии с последней редакцией военной доктрины, Россия может прибегнуть к ядерному удару в ответ на атаку ядерным оружием. Помимо атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, на службе находятся субмарины, целью которых является борьба со стратегическими подлодками и кораблями противника.

Огромные глубоководные крейсеры незаметно передвигаются под толщей морской воды, что делает их службу таинственной и загадочной. Среди многоцелевых ракетоносцев, боевую вахту несут подводные лодки проекта 971 «Щука Б».

История создания

В июле 1976 года, командование ВМФ СССР признало необходимость массового выпуска серии подводных лодок третьего поколения с атомным реактором. Превыше всего, военное руководство ставило задачу снизить шумность передвижения, характерную для подлодок проекта 945 «Барракуда», относящихся ко второму поколению.

Основателем проекта стал Г. Н. Чернышёв, занимающий должность главного конструктора СКБ-143. Гениальный инженер Геннадий Николаевич скончался в 1997 году, и проект возглавил Ю. И. Федоров.

Согласно новому замыслу, современная подлодка не отличалась от проекта 945, что позволило избежать стадии эскизного проектирования. Различие между проектами «Щука» и «Барракуда» заключалось в замене материала при изготовлении корпуса.

Для постройки нового подводного крейсера, решено было использовать маломагнитную сталь вместо титана.

Отказ от титана был вызван экономическими соображениями. Во-первых, ощущался значительный дефицит парамагнитного и высокопрочного металла. Во-вторых, его обработка и соединение деталей была высокозатратной и слишком трудоёмкой.

В Советском Союзе были предприятия, специализирующиеся на обработке титана, «Севмаш» и «Красное Сормово», однако они не обладали достаточными мощностями для производства крупной партии подводных лодок в сжатые сроки.


Использование стали в строительстве корпусов подлодок, помогло загрузить новым производством дальневосточные заводы, которые к тому времени нарастили требуемые мощности для выполнения столь серьёзной задачи.

Утверждённый проект 971, от 13 сентября 1977 года, пришлось неожиданно вернуть на доработку. США косвенно скорректировали планы советских военных и инженеров-конструкторов, начав строительство подводных лодок класса «Лос-Анжелес».

Современные западные модели оснащались комплексами гидроакустической системы последнего поколения.

На доработку советского проекта ушло два года, и в 1980 году были представлены обновлённые чертежи подлодки «Щука-Б». Первый этап постройки субмарин происходил в Комсомольске-на-Амуре, его верфи имели значительный потенциал для выполнения поставленной задачи.

К началу масштабного производства, Советский Союз приобрёл в Японии партию высокоточных станков у компании «Toshiba». Современное оборудование использовало новейшие технологии для изготовления гребных винтов.

Несмотря на секретность сделки, информация о покупке просочилась в средства массовой информации, что серьёзно разозлило США. Изготовленные на японском оборудовании винты, отличались предельно низким шумом работы, что и было одним из главных качественных параметров технического задания на данную АПЛ.

Подводные лодки типа «Щука-Б» проекта 971 были кодифицированы в НАТО под обозначением «Akula». Со временем, проект несколько раз подвергался модернизации, и модифицированные подлодки получили новое название от западных военных «Improved Akula», что в переводе означает – «Усовершенствованная Акула».

Конструкция

Доработанный проект 971, был наполнен новаторскими решениями. В строении субмарины применили автоматизированную систему для управления техническими комплексами и боевым арсеналом.

Подводный крейсер оснастили винтом с пониженной частотой вращения, способствующий снижению шума.

Семь лопастей обладают пониженной шумностью, до минимума сокращено образование кавитационных шумов. Для экстренной эвакуации экипажа с аварийного судна, в корпусе разместили спасательную капсулу.

Корпус

Атомная подводная лодка проекта 971 имеет двойной корпус из стали высокого качества. Параметры предела текучести применяемого металла составляют 100 кгс/мм2.


Внутреннее пространство субмарины поделено на зональные модули в виде палубных отсеков. Это:

  • центральный пост;
  • рубки и каюты;
  • посты боевого дежурства;
  • носовой оборудование (вооружение)
  • кормовое оборудование
  • силовая установка

Все зональные модули оснащены амортизацией, что существенно снижает акустический фон корабля, динамику палубных помещений при (или) маневрах, влияние взрывной волны с внешней стороны. Модульная система облегчает производство и самой лодки.

Блоки отдельно строятся в цехах и по окончании работ помещаются в корпус субмарины на амортизационный фундамент, где далее стыкуются между собой и подключаются системам управления и жизнеобеспечения.

Для более эффективного снижения шума, подводные лодки типа «Щука-Б», оснащались амортизацией двухкаскадного строения. Между амортизационным фундаментом и модулями стоит еще один ряд резинокордных пневматических амортизаторов, который и создаёт второй слой для поглощения колебаний.


Комплексная автоматизация управления судном позволила снизить численность экипажа до 73 человек, включая 31-го офицера. Аналогичная лодка ВМС США «Лос-Анжелес» насчитывает в экипаже 141-го человека. Новый корабль значительно отличался улучшенными условиями обитаемости от своего предшественника, проекта 671РТМ .

Силовая установка

Сердце субмарины – ядерный реактор ОК-650Б на тепловых, медленных нейтронах. Атомная установка вырабатывает внушительную мощность – 190 мегаватт. Выходная мощность на валу насчитывает отметку 50 000 л/с, способная разогнать субмарину на глубине 500 метров до 33 узлов, что равняется 61 км/ч.

В состав силовой установки входят четыре парогенератора с семью циркуляционными насосами: первого, третьего и четвёртого контуров, обеспечивая теплообмен.

Дополнительно установлена модульная паротурбина для резервирования вырабатываемой мощности. Два турбогенератора обеспечивают аккумуляторную станцию из двух модулей переменным током. Аккумуляторная станция потребляет и отдает постоянный ток, для обеспечения потребителей и зарядки имеются два обратноходовых преобразователя.

Аварийное питание

На случай обнаружения неполадок в ядерной силовой установке, корабль сможет продолжить движение за счет двух аварийных двигателей с приводом на гребной винт, суммарной мощностью 820 л/с. Резервные электродвигатели способны обеспечить лодке скорость до пяти узлов.


АПЛ «Щука-Б» оборудована двумя генераторами ДГ-300 на дизельном топливе, с двусторонним механическим преобразователем, суммарной мощностью 1500 л/с. Ресурс топлива рассчитан на 10-12 суток непрерывной работы. Основная задача генераторов ДГ-300 состоит в электроснабжении важных потребителей автоматизированного управления судна в том числе и питание аварийных гребных установок.

Гидроакустика и средства связи

Для выслеживания подводных лодок и кораблей противника, «Щука-Б» оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3». Поступающие сведения проходят обработку с помощью цифровых технологий. В систему гидролокации и пеленгования шумов входят:

  • усиленная носовая антенна;
  • бортовые антенны значительной длины;
  • кормовая буксируемая антенна, выпускается из буля/обтекателя на вертикальном оперении.

При обнаружении шумящих объектов, акустик докладывает старшему боевого поста. Вахтенный офицер ведёт контроль подводной и надводной обстановки, дабы избежать столкновения с субмариной или кораблём при всплытии. При военных учениях или в боевой обстановке, определение цели необходимо для применения соответствующего вооружения.

Новый комплекс гидроакустической системы способен обнаружить цель на удалении в три раза выше, чем аналогичные гидроакустические системы, применяемые в конструкции подводных лодок второго поколения. Причём, время расчёта динамики цели и сопутствующих параметров существенно уменьшилось.


Дополнительно к акустической системе установлены высокоэффективные датчики для отслеживания субмарин и надводных судов по оставленному кильватерному следу, который сохраняет устойчивость длительное время.

Определение времени передвижения подлодки или судна, высокоточное оборудование способно определить до 5 часов после прохождения корабля. Ко всему прочему, АПЛ «Щука-Б» оснащена важнейшей аппаратурой для навигации и связи:

Вооружение

Атомоход несёт на своём борту внушительное современное вооружение. В торпедно-ракетный комплекс входят четыре торпедных аппарата с 12-ю торпедами калибром 533 мм и четыре торпедных установки с 28-ю торпедами калибром 650 мм.

Надводные цели могут быть атакованы ракетным комплексом С-10 «Гранат» с крылатыми стратегическими ракетами КС-122.

По кодификации НАТО, они носят обозначение SS-N-21 «Sampson». Выпущенная ракета из комплекса «Гранат», способна нести ядерный заряд массой 200 кг на удаление 3000 км, огибая рельеф территории на дозвуковой высоте.

Такие характеристики КС-122 не зря обеспокоили западных военный, ведь под угрозой могут находится не только морские объекты, но и объекты сухопутных войск. Также на лодке «Щука-Б» есть возможность использовать для стрельбы комплексы:

  • Водопад;
  • Ветер.

Стоит добавить, что подлодка имеет мины заграждения, для установки при тактических манёврах.

В 1990 годах, боевой арсенал подводного ракетоносца был модернизирован. На вооружение поступила новая разработка научно-исследовательского института морской теплотехники и государственного научно-производственного предприятия «Регион», универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда – УГСТ. Она заменила торпеды с электрическим приводом ТЭСТ-71М и скоростные торпеды 53-65К.

Основная задача для современной торпеды, стояла в уничтожении надводных и подводных судов врага.

Конструкционные особенности УГСТ позволяли атаковать высокоскоростные цели неприятеля на значительном расстоянии.

Эту выносливость обеспечивали: внушительный запас топлива и мощная тепловая энергоустановка. Движитель УГСТ состоит из водометной установки и аксиально-поршневого двигателя с малым диапазоном шума. Для питания силового агрегата используется гранулированное унитарное топливо.


Самонаводящаяся торпеда свободно развивает скорость выше 50 узлов. Водомётная установка и двигатель не имеют в соединении между собой редукторного механизма, что значительно снижает шумность и увеличивает скрытность применения УГСТ.

При выходе торпеды из трубы ТА, корпус подводной ракеты выдвигает двухплоскостные плавники для направления движения.

Акустическая система самонаведения определяет подводную цель в режиме локации, а надводных кораблей по кильватерному следу.

Ещё одна система координации торпедами осуществляется с борта подводного корабля при помощи проводного управления. Кабельная бобина вмещает 25 000 метров провода. При обнаружении противника, торпеда по команде уходит на поражение и полностью управляется бортовым процессором, который координирует направление к цели.

Характеристики универсальной глубоководной торпеды:

  • длина УГСТ – 7200 мм;
  • вес боезаряда – 300 кг;
  • вес торпеды – 2200 кг;
  • скорость – 50 узлов;
  • глубина применения – 500 м;
  • максимальная дальность – 50 000 м.

В управлении вооружением АПЛ проекта 971 применяется система наведения – «Планшет». Данный вид корректирования стрельбы помогает моделировать тактическую схему акватории: рельеф дна, глубины и фарватеры. После атаки, торпеда транслирует на борт данные о том участке, на котором она была применена, обновляя цифровую схему рельефа.

Ракето-торпеды субмарины, также проходят модернизацию конструкции. В наши дни, модернизированные комплексы оснащены подводным носителем – торпедой МПТ-1М(Э):

  • масса – 256 кг;
  • вес боезаряда – 76 кг;
  • калибр – 324 мм.

В конструкции данной ракеты внедрён гидроакустический поиск и самонаведение в радиусе 2 000 метров. Метод наведения с использованием адаптивного угла упреждения позволяет поражать цель ближе к центру подводного судна.

Торпеда МПТ-1М оснащена турбинным водомётным двигателем на высококачественном топливе, что позволяет развивать существенную скорость на пути к цели, значительно затрудняя обнаружить себя противнику.

На основании подписанного договора о частичном разоружении между СССР и США в 1989 году, поступила команда от высшего руководства снять тактические ядерные боеголовки с ракетных комплексов:

  • Шквал;
  • Водопад;
  • Гранат.

Атомный подводный крейсер «Щука-Б» стал пионером среди многоцелевых АПЛ, чьё серийное производство началось не в Ленинграде и Северодвинске, а в Дальневосточном округе, в городе Комсомольск-на-Амуре. Поступив в ряды ВМФ СССР 30 декабря 1984 года, судно показало внушительное достижение гидроакустической уклончивости.


Согласно исходному документу, К-284 стал более чем в четыре раза тише, чем подводные лодки проекта 671РТМ предыдущего поколения. Данный факт бесспорно дал СССР лидирующее место среди конкурирующих флотов.

Характеристики со сравнительным анализом

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» смогли превзойти схожие по классу глубоководные крейсеры. Российскую субмарину К-284 третьего поколения неоднократно сравнивали с подлодками четвёртого поколения американского производства «Вирджиния» и «Сивулф», а не с конкурирующим типом – «Improved Los Angeles».

Одним из утверждавших о соответствии АПЛ «Щука-Б» более высокому классу, стал адмирал Jeremy M. Boorda.

Находясь на руководящем посту ВМС США 1994-1996 годы, он подчёркивал, что корабли американского флота расписались в своём бессилии по обнаружению российской АПЛ проекта 971, она настолько бесшумно передвигалась на скорости 7-9 узлов, что её можно смело ставить в ряд к четвёртому поколению подводных лодок.

Третье поколение проекта 971 может незаметно обойти систему нахождения субмарин – SOSUS.

Лос-Анжелес Щука-А Щука-Б Барракуда Кондор Плавник Рюби
Страна США СССР Россия СССР Россия СССР Франция
Дата производства 1972-96 1976-92 1983/2009 1979-87 1986-93 1978-83 1976-83
Дата несения службы 1976- 1977- 1984- 1984- 1990- 1983/1989 1984-
Количество штук 62 15 15 2 2 1 6
Скорость, узлов
Надводная/
подводная
17
30-35
11,7
30
11,7
33
19
35,2

19
35,2
11,5
33,5
14,9
25,1
Водоизмещение, т
Надводный
Подводный
6083
7176
6991
7252
8141
12772
5945
9605
6472
10400
5890
8600
2400
2610
Глубина погружения, м
Стандартная
Критическая
285
455
410
610
480
600
480
550
530
600
1000
1250
350

Эксплуатация

1996 год. Полным ходом идёт Боснийская война. Сербия подвергается агрессии со стороны НАТО во главе с США. Атомная лодка проекта 971 «Волк» несла боевую вахту в водах Средиземного моря. Англичанам удалось запеленговать российскую подлодку, при переходе через Гибралтарский пролив. Выйдя из пролива, субмарина исчезла и появилась у побережья Югославии.


проект 971 зимой

Боевая задача многоцелевых лодок «Волк» и «Пантера» проекта 971, стояла в роли защитников авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», от субмарин противника. Выполняя функцию защиты, российские подлодки вели техническое наблюдение за несколькими иностранными субмаринами, в том числе за моделями АПЛ типа «Los Angeles».

В том же 1996 году, подлодка «Щука-Б» была отправлена нести боевую вахту в воды Атлантического океана. Неожиданно, российский ракетоносец обнаружил подводный крейсер стратегического назначения ВМС США. Была поставлена боевая задача держать скрытное наблюдение за боевым дежурством американской субмарины.

Это решение принял сам капитан. Командир подводной лодки А. В. Буриличев, удостоен звания Героя Российской Федерации за скрытное проведение операции по слежке за ПЛАРБ в водах Атлантики в 1996 году.

След в истории

Продолжить важный путь проекта 971 «Щука-Б» довелось новому типу . Субмарины принадлежат к четвёртому поколению. Главный конструктор нового проекта «Ясень» Владимир Пялов, вёл разработки своей серии подлодок, основываясь на разработках и внедренных технологиях в проектах «Лира» и «Щука-Б».


Основная задача не была связана с модернизацией существующих субмарин, это было принципиально новое детище, которое предполагало заменить базовые модели 971 и впоследствии . В разработке применены абсолютно новые решения, не применяемые ранее ни в одном из глубоководных крейсеров.

Незаконченное производство корпусов проекта 971 К-337«Кугуар» и К-333 «Рысь», на заводе Севмаш, нашло применение в производстве глубоководного . Ему присвоено имя «Юрий Долгорукий».

Последний атомный крейсер проекта 971 «Нерпа» с невероятным усилием достроили, и 23 января 2012 года сдали заказчику ВМС Индии, на условиях лизингового контракта со сроком оплаты в течении 10 лет.

Кораблю присвоили имя «Чакра».

Уходя в историю, многоцелевые ракетоносцы «Щука-Б» и серийные копии проекта 971, оставили незабываемую память в жизни атомного подводного флота и отечественного судостроения. 80-е годы прошлого века отчетливо напоминают о сверхдержаве СССР, которая перегнала потенциального противника в лице США, по бесшумности и мощности вооружения своих атомных подводных крейсеров.

Для истинных ценителей данной модели судна, в продаже можно найти наручные часы «подводная лодка ЩУКА-Б AKULA» серии «Подводный флот», с 24-х часовым циферблатом.

Анна ТРОФИМОВА

На борту были 47 молодых мужчин со всего Союза.После того как власти Крыма обнародовали списки экипажа, журналисты разыскали родственника единственного крымчанина с советской подлодки, найденной крымскими аквалангистами в районе Тарханкута, сообщает ВГ .

"Щука" мешала фашистам вывозить награбленное добро - охотилась на немецкие суда и топила их, пока не попала под обстрел быстроходных немецких кораблей. С пробоиной в жилом отсеке она залегла на дно, экипаж, слабея от недостатка кислорода, безуспешно пытался запустить моторы. 17 февраля 1944 года с "Щуки" пришел последний радиосигнал. 69 лет спустя ее на глубине 52 метра случайно обнаружили водолазы. Сенсационная находка породила массу вопросов: почему ее нашли только сейчас, кто являлся членами экипажа, и правда ли, что внутри "щуки" сухо. С помощью специалистов попробуем на них ответить.

Почему подлодку нашли только сейчас?

Почему? Ну, эта не последняя, еще целых 16 подлодок в Черном море числятся пропавшими без вести, - рассказывает Сергей Воронов, руководитель Черноморского центра подводных исследований. - А 52 метра - большая, техническая глубина. В тот квадрат мы пришли, чтобы продолжить начатые в прошлом году поиски палеоследов на дне Черного моря - тогда мы наткнулись на целое поле метановых фонтанов и грязевых вулканов и в этом году вернулись, чтобы отснять видео. Вдруг мы зафиксировали объект. Оказалось, что это единственная воевавшая в то время в Черном море "щука" проекта Х-бис номер "Щ-216". Всего "щук" было построено 41, 36 затонули в сражениях, и ни одна в целости не сохранилась. Эта может быть первой. Еще одну нашли в Черном море, возле острова Змеиный, но торпеды в таком состоянии, что там страшно даже ластой двинуть!

Лодка мешала фашистам вывозить награбленное

В черноморском флоте был целый дивизион, состоящий из "щук" разных типов, в 1944 они препятствовали войскам Вермахта, вывозившим награбленное добро в порты Румынии и Одессы, - рассказывает Воронов. - Базировались в Феодосии и Грузии. "Щ-216", по данным сайта submarine-at-war.ru, 3 июля 41-го перешла в Севастополь, в августе - в Феодосию. Потопила румынский транспорт "Карпати" и повредила германский танкер "Фируз". 16 февраля 1944 года она торпедировала один из немецких транспортов, и после этого она на связь не вышла. Ее атаковали два военных немецких судна, наши хотели залечь на дно и переждать, пока они уйдут, но, увы, немцы попали. Вторая наша подлодка передала, что слышала в этом районе 34 взрыва глубинной бомбы, а после на поверхности моря появились большое масляное пятно, папиросные пачки, обрывки одежды и книги. В 12 дня 17 февраля на следующий день немцы передали, что затоплена советская подводная лодка,

Экипаж "Щуки" - кто они?

По словам председателя Рескома по охране культурного наследия Ларисы Опанасюк, командиром подлодки был сочинец, капитан III ранга Григорий Карбовский, ровесник первой в истории России субмарины "щука", выпущенной в 1904 году. Экипаж - 47 молодых мужчин со всего Союза, преимущественно россияне, а комендор - единственный на корабле крымчанин Николай Иванович Нудьга, родившийся 18 сентября 1923 года в селе Борогань Раздольненского района, беспартийный. Родственников героически погибших моряков уже ищут с помощью специальных баз данных.

Если она целая и сухая - это будет чудо

Заместитель председателя Совета Министров Крыма Азиз Абдуллаев в свое время на камчатке в Авачинской бухте командовал взводом по обслуживанию подводных кораблей. По его мнению, в шести отсеках субмарины действительно может быть сухо, но это при очень большом везении.

Надо учитывать, что резинки на крышках люков не могли сохраниться за столько лет, соленая вода ведь - среда агрессивная. А если герметики уже не было, могла сохраниться только мягкая нержавейка, из нее делают корпус субмарины. - сообщил Азиз Рефатович, добавив, что экипаж потопленной лодки мог продержаться еще 3-4 дня пока не кончился кислород.

Капитан 1 ранга Анатолий Югов, командовавший в 90-е отдельным дивизионом подводных кораблей ВМС Украины считает, что на "Щуке" сейчас все может быть так, как на момент гибели экипажа.

Когда лодка в море, все переборки задраены, и в случае аварии их моментально герметизируют. Другое дело, что швы могла "побить" коррозия, и тогда вода, возможно, стала просачиваться. Но случаи, когда подлодки поднимали и находили останки моряков, реальны, в 1968 году нашу подлодку американцы подняли с глубины 5 тысяч метров.

Журналист Леонид Пилунский, служивший в 70-е капитаном подводного научного аппарата "Гидронавт I", наоборот, уверен, что "Щука" не уцелела.

Мне очень трудно поверить, что в лодке за 70 лет остались не затопленными все отсеки, кроме одного. Зная хорошо, как устроена подлодка, я вам говорю, что это фантастика. Трубопроводы пронизывают всю лодку от кормы до носовой части, где расположены торпедные аппараты, поэтому за семь десятилетий она была бы давным-давно затоплена полностью.

Родственник крымчанина с "Щуки" живет в Евпатории.

Молодого человека зовут Андрей Нудьга, и он очень хочет, чтобы Николай Иванович оказался его прапрадедом.

Да, я почти уверен, что это мой родственник, все совпадает! Бабушка и дедушка мои рассказывали, что один из наших, родственник по линии деда, после войны числился пропавшим без вести. Я с вами сейчас говорю, и мурашки по коже! - возбужденно говорил нам в трубку Андрей. Он пообещал вечером сходить к дедушке, чтобы выяснить все точно.


Субмарина типа "Щ" (Щука)

Советская дизель-электрическая подводная лодка. За всю историю субмарин этого типа было построено 86 единиц.

Скорость - надводная 13 узлов (25 км.ч.), подводная 8 (15 км.ч.);
- Предельная глубина погружения 90 метров;
- Автономность - 20 суток;
- Длина 58,8 метра;
- Ширина 6,2 метра;
- Вооружение - торпеды и 45-мм. артиллерийское орудие на палубе.

ПОЛНЫЙ СПИСОК ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА

1. Карбовский Григорий Евстафьевич, 1903 г.р., командир корабля.

2. Ларионов Геннадий Алексеевич, 1917 г.р., старший лейтенант, помощник командира корабля.

3. Любимов Евгений Васильевич, 1916 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-1.

4. Глотов Никифор Васильевич, 1919 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-2-3.

5. Лейн Илья Абрамович, 1919 г.р., старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5.

6. Савин Павел Андрианович (ошибочно, Андреянович), 1915 г.р., капитан медицинской службы, начальник санитарной службы ПБ "Нева".

7. Швец Иван Константинович, 1915 г.р., главный старшина, боцман.

8. Бубнов Алексей Иванович, 1914 г.р., старшина 1 статьи, боцман ПЛ "Щ-207".

9. Белоусов Степан Трифонович, 1920 г.р., старший краснофлотец, рулевой.

10. Минчев Пётр Николаевич, 1923 г.р., краснофлотец, рулевой.

11. Плаксин Григорий Сергеевич, 1924 г.р., краснофлотец, рулевой.

12. Кузнецов Павел Фомич, 1921 г.р., краснофлотец, рулевой.

13. Лесников Пётр Иосифович, 1921 г.р., краснофлотец, командир отделения штурманских электриков.

14. Косульников Евгений Александрович, 1919 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения комендоров.

15. Нудьга Николай Иванович, 1923 г.р., краснофлотец, комендор.

16. Горохов Василий Дмитриевич, 1917 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы торпедистов.

17. Морозовский Алексей Владимирович, 1914 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.

18. Пересыпкин Николай Фёдорович, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист.

19. Литвиненко Иван Петрович, 1923 г.р., краснофлотец, торпедист.

20. Ефимов Герман Агафьевич, 1914 г.р., главный старшина, старшина группы радистов.

21. Сомов Алексей Николаевич, 1919 г.р., краснофлотец, командир отделения радистов.

22. Фадеев Андрей Михайлович, 1922 г.р., краснофлотец, радист.

23. Самойленко Виктор Иванович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.

24. Гришкин Сергей Анисимович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.

Тип «Щука» (Тип «Щ») III Серии.

Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
Дальнейшее развитие: тип "Щ" V серии .


1. Количество подводных лодок проекта: 4


2. Изображение проекта:


первоначальный вид


вид после капитального ремонта и модернизации


окраска ПЛ БФ 1941 года (ПЛ Щ-304)


3. Состав проекта:

Наименование корабля

Заводской номер

Примечания

закладки

вступления в строй

ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод № 189 (3+1)



Подробная схема подводной лодки типа Щ III серии *
1 - буксирный клюз; 2 - гюйсшток; 3 - волнорезные щиты; 4 - надводный якорь; 5 - подводный якорь; 6 - торпедные аппараты;
7 - цистерна плавучести; 8 - носовая цистерна главного балласта; 9 - носовая дифферентная цистерна; 10 - входной люк с тубусом;
11 - электродвигатель брашпиля; 12 - вьюшка швартовного троса; 13-кислородные баллоны; 14 - электрокомпрессор воздуха высокого давления;
15 - гальюн; 16 - трюмный насос; 17 - электровентилятор общесудовой системы вентиляции; 18 - камбуз; 19 - раковины-умывальники;
20 - провизионная цистерна; 21 - носовые горизонтальные рули; 22-шпиль; 23-цепной ящик; 24-переборочная дверь; 25-запасные торпеды;
26 - койки; 27 - аккумуляторная яма; 28 - турбокомпрессор низкого давления; 29 - контроллер турбокомпрессора низкого давления; 30 - приборный щит;
31 - торпедопогрузочный люк; 32 - аварийный телефонный буй; 33 - каюта командира; 34 - топливные цистерны; 35 - аккумуляторная батарея;
36 - осушительный центробежный насос "Рато"; 37 - шестиклапанная коробка дифферентной системы; 38 - расходный топливный бак;
39 - штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 40 - штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей; 41 - гирокомпас;
42 - зенитный перископ; 43 - лебедка зенитного перископа; 44 - командирский перископ; 45 - лебедка командирского перископа;
46 - пусковое регулирующее сопротивление электродвигателя кормовых горизонтальных рулей;
47 - пусковое регулирующее сопротивление электродвигателя Носовы горизонтальных рулей; 48 - электродвигатель носовых горизонтальных рулей;
49 - электродвигатель кормовых горизонтальных рулей; 50 - радиорубка; 51 - распределительный щит силовой сети; 52 - штурманский стол;
53 - шахта зенитного перископа; 54 - шахта командирского перископа; 55 - цистерна быстрого погружения; 56 - цистерна лага; 57 - 45-мм орудие;
58 - магнитный путевой компас; 59 - штурвальная тумба вертикального руля на мостике; 60 - боевая рубка;
61 - наружная шахта с верхней захлопкой вытяжной общесудовой системы вентиляции; 62 - шахта выхода из дизельного отсека на мостик;
63 - двери в ограждении рубки; 64 - сигнальная мачта; 65 - топовый огонь; 66 - кильватерный огонь; 67 - радиомачта; 68 - дизель 38В8;
69 - резервный масляный насос; 70 - трап; 71 - бачок расходного масла; 72 - холодильник масла; 73 - ящики для патронов регенерации воздуха;
74 - разобщительная муфта "Бамаг"; 75 - промежуточный подшипник; 76- газоотвод дизелей с клапанами; 77 - цистерны циркуляционного масла;
78 - цистерны чистого масла; 79 - цистерны судового запаса масла; 80 - главный гребной электродвигатель;
81 - щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторной батареи; 82 - щит управления главными гребными электродвигателями;
83 - шкаф для хранения инструмента; 84 - глушитель газоотвода дизеля; 85 - воздушный баллон торпедной стрельбы; 86 - кулачная разобщительная муфта;
87 - упорный подшипник "Митчеля"; 88 - промежуточный вал; 89 - промежуточный подшипник; 90 - электродвигатель экономического хода;
91 - мортиры гребного вала; 92 - щит управления электродвигателями экономического хода; 93 - преобразователь вертикального руля;
94 - баллоны воздуха высокого давления емкостью 78 литров; 95 - шлюпка; 96 - флагшток; 97 - кнехты; 98 - цистерна пресной воды;
99 - кормовая дифферентная цистерна; 100 - кормовая цистерна главного балласта; 101 - гребной винт; 102 - ограждение веритикального руля;
103 - вертикальный руль; 104 - кормовые горизонтальные рули; 105 - гакобортный огонь; 106 - леер; 107 - оттяжки радиоантенны; 108 - леерная антенна;
109 - доковый киль; 110 - бортовые цистерны главного балласта; 111 - проницаемая часть; 112 - носовая палубная цистерна;
113 - кормовая палубная цистерна; 114 - уравнительная цистерна; 115 - ограждение кормовых горизонтальных рулей.

19:34 — REGNUM Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» обнаружила и идентифицировала советскую подводную лодку Щ-317. В ходе одного боевого похода Щ-317 потопила три транспорта противника и повредила еще одно судно. Этот поход является одним из самых результативных в истории русского подводного флота. Существовало множество версий гибели героической лодки, как в шведских, так и в финских водах от действий сил противолодочной обороны противника. Однако лодке удалось дойти и почти форсировать минное заграждение «Зееигель» у острова Большой Тютерс. Она погибла практически на самой последней минной линии, перед возвращением домой. Лодка лежит на глубине 78 метров, погрузившись носом в ил. Вероятнее всего, подорвалась на противотральном устройстве немецкой мины ЕМС при всплытии на перископную глубину.

Экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» проходит при поддержке депутата Государственной думы РФ, генерала армии Николая Ковалёва и Фонда президентских грантов.

В 2017 году в рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» при проведении гидролокационных работ обнаружен корпус подводной лодки. Осмотр, проведённый в первые дни экспедиции 2018 года, показал, что это подводная лодка типа «Щ», 10-й серии. О чем однозначно говорит строение полностью сохранившейся рубки. В составе КБФ в годы войны погибли шесть подводных лодок «Щ» 10-й серии. Пять из них были найдены и идентифицированы в различные годы в территориальных водах Эстонии, Финляндии и России. Так как все остальные погибшие лодки однозначно идентифицированы, то найденная сейчас лодка может быть только Щ-317. Данный вывод подтверждает обнаружение погибшей лодки в районе, рекомендованном именно Щ-317 для форсирования минных полей.

Мемориальные мероприятия по экипажу погибшей лодки пройдут на месте её гибели 3 мая 2018 года.

Подводная лодка Щ-317

Заложена 23 июля 1934 года на заводе № 194 (им. Марти) в Ленинграде. 24 сентября 1935 года подводная лодка спущена на воду и 1 ноября 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

В 1939—1940 годах лодка принимала участие в советско-финской войне, совершив два боевых похода. Атак противника не проводила.

Начало Великой Отечественной войны Щ-317 встретила под командованием капитана 3-го ранга Алексея Герасимовича Андронова в составе 7-го дивизиона 2-й бригады ПЛ КБФ, находясь в Таллине на среднем ремонте.

В первом боевом походе (27 сентября — 16 октября 1941) подводная лодка патрулировала район между островами Малый и Большой Тютерс на случай прорыва крупных немецких кораблей к Кронштадту. Встреч с противником не было, и Щ-317 благополучно вернулась в базу.

При выходе в очередной боевой поход 3 ноября 1941 у острова Гогланд лодка была по ошибке атакована своим сторожевым катером. Из-за полученных повреждений Щ-317 вынуждена была встать на ремонт.

24 января 1942 года командиром лодки назначен капитан-лейтенант Николай Константинович Мохов , до этого командовавший расформированным 9-м дивизионом «малюток» учебной бригады ПЛ КБФ. Прежний командир лодки А. Г. Андронов был переведен на другую подводную лодку КБФ.

Всю блокадную зиму 1941−1942 годов лодка провела в Ленинграде, а 9 июня 1942 года вышла в свой последний боевой поход. Так как новый командир не имел опыта плавания на «щуках», на борту «Щ-317» находился командир 4-го дивизиона ПЛ капитан 2-го ранга Владимир Алексеевич Егоров . Вечером 11 июня подводная лодка вышла с Лавенсари для следования к побережью Швеции в район Карлскроны.

Этот поход является одним из самых результативных в истории русского подводного флота: в ходе боевого похода Щ-317 потопила три транспорта противника и повредила еще одно судно. 10 июля 1942-го лодка сообщила в Кронштадт о результатах боевой деятельности. Подводной лодке было дано «добро» на возвращение, однако в назначенный срок лодка на базу не вернулась. Вместе с «Щ-317» погиб весь ее экипаж (41 человек).


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник