29.07.2019

Развлечение по русским сказкам. Сценарий летнего развлечения в детском саду по сказкам. Старший дошкольный возраст. Сценарий развлечения в подготовительной группе


Организация: МАДОУ центр развития д/с № 20 «Родничок»

Населенный пункт: Калининградская область, г. Светлогорск

Цель:

Способствовать формированию у детей интереса к сказкам,

Учить детей осмысливать характер сказочных героев,

Развивать творческие способности у детей.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с героями сказок,

Способствовать развитию связной диалогической речи,

Развивать интерес к театрализованной деятельности.

Предварительная работа: чтение сказок; беседа о сказках; загадывание загадок; пальчиковые гимнастики «В гости к Колобку», «На опушке дом стоит»; инсценировка сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; знакомство с музыкально – ритмической композицией «Бабка Ёжка».

Оборудование: куклы би-ба-бо: медведь, козлёнок, лиса, поросёнок, Красная Шапочка; дидактическая игра «Угадай сказку»; корзинка с шапочками – масками для инсценировки сказки «Колобок»; 2 мяча; 4 стойки.

Музыкальное оформление: диск с записью шума леса; минусовки к выходу героев сказки «Колобок»; запись песни В. Дашкевича и Ю. Кима «В гостях у сказки»; запись песни «Бабка Ёжка» на слова и музыку Т. Морозовой; запись песни Е. Птичкина и М. Пляцковского «Сказки гуляют по свету»; инструментальная музыка для аттракциона.

Ход мероприятия:

Дети парами под музыку заходят в зал. Их встречает сказочница Елена Прекрасная.

Елена Прекрасная:

Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? (ответы детей). Давайте познакомимся. Я - сказочница Елена Прекрасная. Пришла к вам в гости, потому что знаю, что вы, как и я, любите сказки. Со сказками вас знакомят с самого раннего детства. Вам ваши родители и воспитатели их всегда читают. Сегодня вы узнаете много интересного и познавательного.

«Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки учат нас добру!

И прилежному труду.

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить»

Давайте все вместе отправимся в страну сказок. А поможет нам волшебный клубочек.

(Дети под песню В. Дашкевича и Ю. Кима «В гостях у сказки» идут за Еленой Прекрасной, которая катит перед собой клубочек. Обойдя зал, дети садятся на стульчики).

Елена Прекрасная:

Дети, я вам приготовила интересное задание. Слушайте внимательно!

«Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки,

Отгадайте без подсказки.

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!»

Если вы правильно отгадаете мои загадки, то этот герой появится перед вами. Готовы!

1. «Лапу он свою сосёт,
Спит всю зиму напролёт.
А вот, как придёт весна,
Пробуждается от сна.
И давай в лесу реветь,
Все зовут его… (Медведь )

(Елена Прекрасная из своей корзинки вынимает медведя - куклу би-ба-бо)

Елена Прекрасная:

Назовите сказки, в которых встречается медведь (ответы детей)

Какой медведь в сказках? (ответы детей) Давайте покажем, как ходит медведь (дети под музыку показывают, как идёт медведь по лесу)

2. Л юбопытный, озорной,

И мотает головой,

Прыгает, бодается,

Как он называется? (Козленок)

(Елена Прекрасная из своей корзинки вынимает козлёнка - куклу би-ба-бо)

Елена Прекрасная:

Из какой сказки этот герой? (ответы детей) Сколько было козлят в сказке? (ответы детей) Что говорила мама козлят, когда просила открыть дверь? (ответы детей)

3. Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её… (Лисичка)

(Елена Прекрасная из своей корзинки вынимает лисичку - куклу би-ба-бо)

Елена Прекрасная:

В каких сказках встречается лиса? (ответы детей) Какая лиса? (ответы детей) Давайте походим как лиса (дети под музыку показывают, как идёт лиса по лесу)

4. Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца.
Ест и пьёт он из корытца (Поросенок)

(Елена Прекрасная из своей корзинки вынимает поросёнка - куклу би-ба-бо)

Елена Прекрасная:

Из какой сказки этот герой? (ответы детей) Сколько было поросят в сказке? (ответы детей) Как их звали? (ответы детей) Что помогло им справиться с волком? (ответы детей)

5. Волк живёт в лесу большом,

Тропки знает все кругом.

По одной из них идёт

Та, что в сказочке живёт.

Не скажу про цвет панамы,

Что надела дочке мама,

Потому что все детишки

Знают про неё из книжки (Красная Шапочка)

(Елена Прекрасная из своей корзинки вынимает Красную Шапочку - куклу би-ба-бо)

Елена Прекрасная:

Почему девочку звали Красная Шапочка? (ответы детей) Что с ней случилось? (ответы детей) Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (ответы детей)

Елена Прекрасная:

Молодцы, справились с загадками. А сейчас еще одно задание - игра «Собери сказку».

(Дети делятся на две команды. Поочередно, беря по одной картинке, они подбегают к столу и из разрезных картинок собирают сюжет из сказки «Репка»)

Дидактическая игра «Собери сказку» (после подводится итог игры)

Появляется Баба Яга.

Баба Яга: Ой, а что это у вас тут происходит? И зачем это столько народу собралось у нас в лесу? Ничего не понимаю. Почему меня, как всегда, не позвали?!

Елена Прекрасная:

Не позвали тебя потому, что ты всегда и все испортишь.

Баба Яга: Да, я люблю делать разные пакости. Что бы ещё такого придумать? (думает)

Елена Прекрасная:

Ничего у тебя не получится. В сказках всегда добро побеждает зло. Давайте, ребята, скажем заклинание, и сделаем Бабу Ягу доброй. Говорим все хором:

«Бабка - Ёжка, будь добрей,

Потанцуй с нами скорей!» (дети повторяют)

Баба Яга: Ой, да это я с удовольствием! Я люблю танцевать!

Музыкально - ритмическая композиция «Бабка Ёжка»

(слова и музыка Татьяны Морозовой, хореография Татьяны Суворовой)

И. П.: ноги в шестой позиции, руки на поясе.

Текст

Движения

«На неведомых дорожках,

выпад в правую сторону, правая рука над бровями – «смотрим вдаль», повторить в левую сторону.

Где растёт дремучий лес.

поднимаем руки через стороны вверх и опускаем также вниз

Избушка там, на курьих ножках

руки домиком над головой

Да сосны вьются до небес

опускаем руки через стороны вниз

Кто в избушечке живёт?

держать руку «под козырек» (то правую, то левую)

Песню громкую поёт?

удивляются: вправо - влево

Там бабушка Яга -

руками над головой помахать

Костяная нога»

три хлопка по правой ноге

Припев :

«Бабка Ёжка, выгляни в окошко

показываем Бабку Ежку в окошке (руки «полочкой» и разводим руки вверх - вниз)

Не боимся мы тебя

Тру-ля-ля, тру-ля-ля

Выходи скорей гулять

Будем петь и танцевать»

грозим пальцем правой руки,

грозим пальцем левой руки

руки на пояс, поочередно выставлять на пятку то правую, то левую ноги – два раза

Проигрыш :

сложить руки полочкой, поворот вокруг себя в правую сторону, затем в левую сторону.

«Ох, и скучно же старушке

удивляются: вправо

Жить одной в такой глуши.

Удивляются: влево

Когда вокруг одни лягушки

руки имитируют лапы лягушки вправо - влево

Да густые камыши.

руки через стороны вверх и вниз

Вот бы было б хорошо,

выпад в правую сторону, правая рука над бровями – «смотрим вдаль»,

Кабы в гости кто пришел

выпад в левую сторону, левая рука над бровями – «смотрим вдаль»,

К бабушке Яге –

показывают на себя

Костяной ноге»

Стучат по ноге

Припев :

повторить движения припева

Проигрыш :

танцуют присядку,

хлопают

Баба Яга: Понравилось мне с вами танцевать! Я такая добрая стала! (кокетничает). Теперь слушайте меня внимательно. Я расскажу вам стихотворение, а вы считайте все знакомые названия сказок, которые услышите. Будьте внимательны!

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад»

Баба Яга: Молодцы, ребятки! А у меня еще одно задание для вас.

Я вам буду называть сказки - перевертыши, а вы исправьте, пожалуйста, ошибки:

  1. «Иван царевич и зеленый волк» - (ответ: «Иван царевич и серый волк»);
  2. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка» - (ответ: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
  3. «Дарьюшкина избушка» - (ответ: «Заюшкина избушка»);
  4. «Лапша из топора» - (ответ: «Каша из топора»).

Баба Яга: Давайте теперь поиграем – проведём аттракцион «Колобок».

Аттракцион «Колобок»

(Дети делятся на две команды. По сигналу катят перед собой мяч - «колобок». Побеждает та команда, которая первая справится с заданием)

Баба Яга: Заигралась я тут с вами. Пора мне в свою сказку возвращаться. До свидания! До новых встреч! (под музыку уходит)

Елена Прекрасная:

Ребята, посмотрите, у меня в руках корзина. Давайте посмотрим, что в ней (достает шапочки – маски)

Елена Прекрасная:

(показывает маски) Из какой сказки эти персонажи? (ответ детей) Ребята, давайте станем артистами и покажем сказку «Колобок» (надевает шапочки)

Инсценировка сказки «Колобок»

Елена Прекрасная:

Жили-были старик со старухой. Вот однажды старик говорит:

Испеки-ка мне, старуха, колобок, что-то есть очень хочется.

А из чего испечь, муки-то нету?

А ты по амбару поскреби, по сусеку помети, глядишь, и наскребешь муки на колобок.

Пошла старуха, по амбару поскребла, по сусеку помела и наскребла немного муки.

Замесила тесто на сметане, состряпала колобок, пожарила его на масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился - с окна на завалинку, с завалинки – на травку, с травки – на дорожку, а по дорожке – прямо в лес.

Катится колобок по дороге, навстречу ему заяц.

Заяц:

Колобок:

Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!

Елена Прекрасная:

И покатился по дороге – только заяц его и видел! Катится колобок, катится, а навстречу ему серый волк.

Волк:

Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок:

Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою:

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!

Елена Прекрасная:

И покатился по дороге – только волк его и видел! Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь.

Медведь:

Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок:

Не ешь меня, косолапый, я тебе песенку спою!

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!

Елена Прекрасная:

И покатился – только медведь его и видел! Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса.

Лиса:

Колобок, колобок, спой мне песенку!

Колобок:

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, нехитро уйти!

А лиса говорит.

Лиса:

Хорошо поёшь, да слышу я плохо. Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок.

Елена Прекрасная:

Колобок вскочил лисе на нос и запел погромче.

Колобок:

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса…

Елена Прекрасная:

Не успел допеть, лиса его «ам» – и съела!

Елена Прекрасная: Молодцы, артисты! (снимает шапочки)

Вам понравилось в стране сказок? (ответ детей)

«Верить в сказку – это счастье и тому, кто верит,

Сказка обязательно всегда отворит все двери»

Нам пора возвращаться в детский сад. А поможет нам найти дорогу и не заблудиться наш волшебный клубочек.

Под песню Е. Птичкина и М. Пляцковского «Сказки гуляют по свету» дети выходят из зала.

Литература:

№ п/п

Наименование издания

Издательство

Английская сказка

(перевод Михалкова С.В.)

«Три поросенка»

Флер, 2013 г.

Анищенкова Е.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Лерман, 2010 г.

Коростылев В.Н., Цыферов Г. М., Карганова Е. Г.

«Книга сказок для чтения в детском саду»

АСТ, 2014 г.

Пройслер О.

«Маленькая Баба Яга»

М.: Детская литература, 1985

Русская народная сказка

«Маша и медведь»

М.: Детская литература, 1988

Русская народная сказка

«Волк и семеро козлят»

М.: Детская литература, 1988

Русская народная сказка

«Волк и лиса»

М.: Детская литература, 1988

Русская народная сказка

«Лисичка-сестричка и волк»

М.: Детская литература, 1988

Русская народная сказка

«Колобок»

М.: Детская литература, 1988

Русская народная сказка

М.: Детская литература, 1988

«Иван царевич и серый волк»

Амфора, 2015 г.

Русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Речь, 2016 г.

Русская народная сказка

«Каша из топора»

Проф - Пресс, 2010г.

Суворова Т.

"Танцевальная ритмика"

СПб.: Музыкальная палитра, 2005г.

Шарикова Е.

Пальчиковые игры: развиваем мышление, речь, мелкую моторику: для совместной досуговой деятельности детей и родителей

М.: Стрекоза, 2015 г.

Цель: Создать весёлую, доброжелательную атмосферу на протяжении всего мероприятия.
Задачи:
Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать;
Воспитывать чувство товарищества при проведении коллективных игр;
Развивать музыкально-ритмические движения.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, мульт. просмотр «Бабушкины сказки», экскурсия в детскую библиотеку, выставка детских рисунков «Моя любимая книжка»..
Оборудование: ширма для кукольного театра, 4 сезонные игрушки би-ба-бо, зайчик, лиса, лягушка, атрибуты к подвижным играм, музыкальное сопровождение,
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли. Мне сорока сообщила грустную новость:
Далеко в лесу густом, сидит зайчишка под кустом.
Горько плачет косой, слёзы льются рекой.
Загадку отгадаем, кто обидел зайку узнаем.
Загадка:
Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней,
Пышный хвост-её краса
А зовут её…….(лиса).
Ведущий:
Правильно. Кто скажет, как называется сказка, в которой лиса выгнала зайчика из дома. (ответы детей «Заюшкина избушка»)
А кто помог зайке и защитил его от лисы? (ответы детей «Петушок»)
Отправляемся с вами в дорогу,
Чтоб позвать Петушка на подмогу.
Перед нами четыре пути,
По какому из них нам пойти?
Загадку отгадаем, куда отправимся узнаем.
Загадка:
Она раскрывает почки, в зеленые листочки.
Деревья одевает, посевы поливает,
Движения полна, а зовут её…
(Весна)
Ведущий:
По зелёной дорожке шагаем,
Что нас ждёт впереди мы не знаем.
Друг за другом идём не спеша.
Ой, ребята смотрите, встречает весна!
(Игрушка би-ба-бо «Весна»)
Весна:
Приветствую вас друзья.
Очень рада видеть вас я.
Весной просыпается земля,
Зеленеют луга и поля.
Игра: «Кто играет с нами в прятки?»
Ведущий:
Это чьи мелькают пятки?
Кто играет с нами в прятки?
Прыг да скок, прыг да скок –
Ускакала под кусток (прыжки).
Кто там прячется от нас?
Ну-ка поглядим сейчас. (дети садятся в глубокий присед)
(игрушка би-ба-бо «Лягушка» появляется на ширме)
Да это шустрая лягушка!
Выходи играть, квакушка!
Посмотри, как небо ясно!
Как природа здесь прекрасна!
(встают, показывают руками на небо, разводят руки в стороны)
Лягушка:
Я лягушка, я квакушка.
А люблю весенний дождь.
А сегодня ясный день,
Отнесите меня в тень.
Воспитатель:
Не грусти, а выходи.
Мы солнышко и тучку в гости позовём.
И игру весёлую сейчас мы проведём.
Игра: «Солнышко и дождик»
(Музыкальное сопровождение к игре. Если тучка дети спешат на стульчики, а лягушка – скачет, радуется. Солнышко- детки бегают, резвятся, лягушка прячется под лист.)
Воспитатель:
Ребята зелёная дорожка привела нас в весенние сказки.
Загадку отгадаем, в какую сказку попали узнаем.
Весна:
Жили-были семь ребят -
Белых маленьких... (козлят).
Мама их любила,
Молочком... (поила).
Тут зубами щёлк да щёлк,
Появился серый... (волк).
Шкуру белую надел,
Нежным голосом... (запел).
Как коза запел тот зверь:
- Отоприте, детки, ... (дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам... (принесла).
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
"... и........... ........".("Волк и семеро козлят").
Весна: правильно. Молодцы.
Воспитатель:
Предлагаю поиграть.
Игра: «Мы весёлые козлята»
Мы веселые козлята-
Любим бегать и скакать.
Ты попробуй нас догнать,
1-2-3- лови.
Весна:
Слушайте ребятки,
Другую загадку.
Загадка:
Чашки три и три постели,
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно... (три).
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить... (опасно).
Убегай скорей, сестричка,
Из окна лети, как... (птичка).
Убежала! Молодец!
Значит, сказке всей... (конец).
По слогам читает Федя:
Это сказка "... ............". ("Три медведя".)
Игро - танец: «Мохнатые ребята»
Воспитатель:
Скажите ребята живёт ли в этих сказках петушок. (ответы детей. «Нет»)
Значим нам пора идти,
Жёлтая дорожка ждёт нас впереди.
До свиданья весна. Тебе рады мы всегда.
Песня: «Листочки»
(Дети идут по залу поднимают листочки и выполняют движения под музыку в соответствии с текстом)
(появляется «Осень» -игрушка би-ба-бо)
Осень:
Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки.
Рада видеть вас друзья.
Приглашаю в мои владения.
Воспитатель:
Спасибо осень золотая.
Может сказки почитаем.
Дети очень хотят.
В твоих сказках побывать!
Осень:
Загадку отгадаете,
И в сказке побываете.
Загадка:
Из муки он был печён,
На сметане был мешён.
На окошке он студился,
По дорожке он... (катился).
Был он весел, был он смел
И в пути он песню... (пел),
Съесть хотел его Зайчишка,
Серый волк и бурый... (Мишка).
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую... (Лису),
От неё уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок)
Подвижна игра: «Лиса и колобок»
(аналог игры «Кошки мышки»)
Осень:
Продолжаем ребятки,
Ждёт другая вас загадка.
Загадка:
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил.
Кошка Мурка, Мышка,
Внучка, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
Что за сказка? (Репка)
Подвижная игра "Репка"
Осень: Молодцы. А вы знаете почему мои сказки называют осенними?
Дети: (ответы детей)
Осень: Правильно. Осенью собирают урожай, готовят запасы на зиму.
Воспитатель: Давайте ребята соберём нашему зайке витаминов.
Что он любит больше всего?
Игра: «Соберём урожай»
Воспитатель:
Скажите ребята живёт ли в этих сказках Петушок. (ответы детей. «Нет»)
Значим нам пора идти,
Белая дорожка ждёт нас впереди.
Осень в гости приходи,
Свои сказки приноси!
Игро - танец: «Вот так холод, вот мороз»
Воспитатель:
Ребята в какое время года мы попали. А кто скажет, когда лиса выгнала зайку? Летом, весной, зимой или летом? (ответы детей)
Значит мы с вами на верном пути.
Надо зайку выручать идти!
Зима:
(Появляется «Зима» игрушка би-ба-бо)
Милости просим в гости к нам,
Очень рада я гостям!
О проблемах ваших знаю
Вам помочь я попытаюсь.
Мы лесу перехитрим,
И из избушки выгоним!
Чем лиса больше всего любит лакомиться?
Дети: рыбкой.
Игра: «Ловись рыбка»
Зима:
Рыбку крупную возьмите
И к верёвке привяжите.
Бросьте к дому Зайки,
Крепко верёвку держите.
А потом дружно тяните.
(Дети тянут за верёвочку и вытягивают лису из домика зайца)
Зима:
Ты покинь скорей, Лиса,
Мои зимние леса.
Больше ты не приходи.
И зайчишке не вреди!
(дети стоят в кругу и передают зайчика по кругу из рук в руки. Радуются что спасли зайку.)
Игра: «Догони зайчика»
К Саше зайка подбежал,
Возле Саши прыгать стал.
Прыг-скок, прыг-скок-
Догони меня дружок!
Ведущий:
Молодцы ребятки отгадали все загадки.
В игры разные играли, зайку бедного спасали.
Возвращаться нам пора, где много света и тепла.
До свидания Зима.
(идут по кругу под весёлую музыку, встречает детей «Лето» игрушка би-ба-бо)
Лето:
Снова лето к вам пришло
Это очень хорошо? (ответы детей)
Предлагаю вам ребятки,
Выйти дружно на площадку.
В игры разные играть,
Да на солнце загорать.
Витамин «Д» принимать.
(под музыку выходят из зала)

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста

«Гендерный подход в организации развлечений».

Развлечение: «Планета сказок»

Чалова Татьяна Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад комбинированного вида «Солнышко» пгт. Каменск Кабанского района республика Бурятия.
Описание: сценарий развлечения разработан для проведения праздничного мероприятия в детском саду. Рассчитан на детей 5 - 6 лет, может быть полезен воспитателям старших групп, музыкальным руководителям, инструкторам по физ. воспитанию. Развлечение направлено на развитие интереса у детей к русским народным сказкам.
Цель:
- учить детей идентифицировать себя и окружающих по половому признаку.
- формировать у детей представления о мужественности и женственности.
- воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Оборудование: Аудиозапись Чичкова Ю. « Из чего же, из чего же…», «Во поле березонька стояла», «Ах вы сени, мои сени», костюмы Бабы-Яги и Карлсона, народные костюмы для девочек и мальчиков, муляжи, фруктов и овощей, бутафорские конфеты, канат, 2 обруча, 2 корзины. 2 метлы, самокат. Сумка, подушка, воздушные шары, ватман, маркер, мини машины, детские медали.
Звучит аудиозапись веселой музыки. Дети входят в зал.
Ведущий: Эй, девчонки и мальчишки.
Озорные шалунишки,
Кто веселья ждет, проходи вперед!
К нам пришли не хмурьте лиц.
Веселым будьте до конца
Вы не зритель, вы не гость,
Вы программы нашей гвоздь,
Не стесняйтесь, не ломайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!
И так, друзья, начинаем развлеченье
Затей у нас большой запас!
А для кого они, для вас!
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши любимые сказки!
Ведущий: сегодня мы с вами ребята вспомним сказки, которые учат добру, уму-разуму, а заодно посмотрим, кто из вас сильнее, смелее и выносливее и может стать русским богатырем. Кто мудрее и добрее, грациознее и красивее может стать девицей красной.
И сейчас девочки покажут себя в танце, какие они красивые, гибкие, грациозные, как настоящие лебедушки.
Девочки исполняют танец под русскую народную песню «Во поле березонька стояла».
Ведущий: а теперь мальчики покажут в танце удаль молодецкую, силу богатырскую.
Мальчики исполняют танец под русскую народную песню «Ах вы сени, мои сени»
Ведущий: наши мальчишки и девчонки будут сегодня соревноваться на знание сказок в двух команда под названием:

«Молодцы-удальцы» и «Девицы красавицы»

За каждую победу команда «Девицы красавицы» будут получать воздушные шары красного цвета, а команда «Молодцы-удальцы» воздушные шары синего цвет а. Победит команда, собравшая наибольшее количество шар ов.
И так начинаем!
1. Конкурс «Приветствие»
Команды детей строятся напротив друг друга.
Девиз команды «Молодцы-удальцы»
Мы ребята молодцы,
Молодые удальцы.
Мы девчонок обожаем
Ни одну не обижаем
Обещаем мы и в преть
Наших девочек беречь!
Девиз команды «Девицы красавицы»
Мы девицы красавицы
Всем мальчишкам нравимся
Будем петь и танцевать
Умом разумом блистать.
После приветствия дети садятся напротив друг друга.
Раздается свист, свистящая музыка, появляется Баба-Яга на метле, на спине пропеллер.
Ведущий: это еще кто, что же «чудо - юдо» ребята, вы не знаете?
Дети: это Баба-Яга!
Ведущий: а почему у нее на спине пропеллер?
Баба-Яга: почему, почему, Это я у Карлсона одолжила, боялась, не успею к празднику. Но кажется я как всегда вовремя! Ой -ой, как я люблю праздники, люблю покушать, поплясать, а самое главное похулиганить-вот! (потирает руки). Особенно люблю мальчиков. Они такие не послушные, не спортивные и с ними легко справиться. А ведь у вас праздник для мальчишек? так ведь, вот тут то, я их и съем.
Ведущий: нет, Баба-Яга у нас праздник и для девочек. У нас две команды «Молодцы-удальцы» и «Девицы красавицы» и они будут соревноваться друг с другом на знание сказок.
Баба-Яга: а я и девочек то же люблю, они такие сладенькие, вкусненькие. И за косички люблю их дергать и дразнить, они ведь такие плаксивые, капризные.
Ведущий: ну, Баба-яга это мы еще посмотрим. Наши мальчишки и девчонки совсем не такие, они быстро с тобой справятся.
Баба-Яга: ну-ну. Так я и поверила!
Ведущий: а ты посмотри, какие у нас мальчики крепкие, сильные, настоящие соколы!
Баба-Яга подходит к мальчикам. Осматривает их. Ощупывает мышцы на руках.
Ведущий: и сейчас они тебе это докажут.
Мальчики: игра «Молодецкий бой»
Ведущий делает на полу из веревки круг и приглашает двух мальчиков принять участие в игре. Дети надевают шапки, натягивают их на глаза, берут в руки подушки и пытаются ими вытолкнуть друг друга из круга. Выигрывает тот, кто остался на «поле боя» /(игра проводится 2-3 раза)
Ведущий: а девочки у нас вовсе не капризные и не плаксивые, а затейницы и хозяюшки все умеют делать: и ткать и борщ варить.
Баба-Яга: ха-ха, борщ варить?! Да они наверняка, вощи - то от фруктов не отличат.
Ведущий: это мы сейчас проверим.
2.Конкурс «Свари суп».
Девочки стоят в двух колоннах. В обручах рассыпаны в вперемешку фрукты и овощи. По сигналу игроки по очереди бегут к обручам. Выбирают один овощ, который нужен для супа, кладут в кастрюлю
Баба-Яга: и в правду все умеют делать. Плохи мои дела, плохи. Ну, ничего хитростью возьму. Говорите, много сказок знаете? А знаете, сколько я всего помню? Сто миллиардов всяких сказок! А вы знаете? (знаем!) сейчас, и проверим. Я называю вам персонажей или предметы из какой-нибудь сказки, а вы мне ее название. Договорились? Ну, тогда-поехали.
3. Конкурс «Угадайка».
Для девочек:
Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, медведь. («Теремок»)
2. Дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка. («Репка»)
3. Мама, дочка, горшочек с маслом, пирожки, волк охотники. («Красная шапочка»)
4. Дед, баба, курица, яйцо. («Курочка Ряба»)
5. Жаба, жук, полевая мышь, ласточка, эльф,«Дюймовка»

Для мальчиков:
1.Солдат, дупло, собака, принцесса. («Огниво»)
2.Принц, королева, ночь, ливень, перина, (подсказка): горошина. («Принцесса на горошине»)
3.Санки, снег, разбойница, зеркало, дружба (подсказка): Кай, Герда.
4.Солдат, балерина, троль, табакерка, рыба, огонь, (подсказка): колдунья («Стойкий оловянный солдатик»).
5.Мельник, три сына,Кот в сапогах.

Подведение итогов
Баба-Яга: но так не честно, все то они знают эти мальчишки и девчонки. Конец моему веселью (берет метлу и, понурив голову, идет к дверям).
Ведущий: подожди Баба-Яга не спеши. У ребят для тебя игра припасена.
Игра: «Баба-Яга» соревнуются две команды
Ступой может быть корзина, а метлой гимнастическая палка. Игрок стоит одной ногой в корзине, другой - на земле. В руке он держит палку. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию от старта до ориентира, обойти его, вернуться к месту старта и предать «метлу» следующему игроку.
Подведение итогов
Раздается крик. Появляется Карлосон.
Он едет на самокате, в сумке подушка.
Карлсон: подождите! Подождите! 0й-ой! Опоздал и все из за Бабы-Яги. Это она украла у меня пропеллер, а на самокате я ездить не умею ой, устал, лягу, отдохну (Достает подушку, ложится на нее).
Баба-Яга: я не украла, а одолжила.
Ведущий: ребята, что же делать, как помочь Карлсон? А вы случайно не знаете, что любит Карлсон?
Дети: варенье.
Карлсон: ДА! ДА!!! Правильно!
Ведущий: к сожалению, у нас нет с собой варенья. Но зато мы можем угостить тебя конфетами, но вначале мы посмотрим, какая команда быстрее соберет для тебя конфеты.
4.Конкурс «Угости Карлсона конфетами»
Перед командами на веревке висят большие конфеты двух цветов. По сигналу дети по одному подбегают к веревке, срывают конфеты, девочки-красные, мальчики-синие, кладут Карлсону в сумку.
Подведение итогов
Карлсон: ой, полегчало, а конфеты то не простые, в них спрятаны сказочные загадки.
5. Конкурс «Сказочные загадки»
Ведущий: сейчас мы посмотрим, какая команда отгадает больше загадок.
Красные конфеты с загадками для девочек
Синие конфеты для мальчиков

1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)
2. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная шапочка)
3. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
4. И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться. (Айболит)
5. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)
6. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Подведение итогов
Баба-Яга: девицы красавицы, а можно мне с вами в конкурсах поучаствовать. Я то же хочу стать самой мудрой, самой доброй, самой быстрой.
Карлсон: а я хочу стать самым сильным, смелым, спортивным как молодцы-удальцы!
Ведущий: ну, что ребята примете в свои команды Баба-Ягу и Карлосона?
Дети: примем.
Ведущий: примем, но только с одним условием не шалить, не хитрить.
И так мы продолжаем, следующий конкурс.
6.Конкурс «Дополни имя»
У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.
Для девочек: Елена…, Сестрица…, Василиса…, Крошечка…, Марья...
Для мальчиков: Кощей…, Мальчик…, Братец…, Иван…, Змей Горыныч...
Ведущий: молодцы хорошо справились с заданием. А сейчас мой самый любимый конкурс «Перекидывание воздушных шаров»
Баба-Яга: я то же люблю воздушные шары. Они, так же как и я летают высоко, высоко.
Карлсон: нет, я больше. Они такие же круглые как я!
Баба-Яга и Карлсон хватают шарики и начинают драться.
Ведущий: как вы себя ведете. Хотите, чтобы праздник для вас закончился?
Баба-Яга, Карлсон: нет, мы больше не будем!
7. Конкурс «Перекидывание шаров»
Две команды встают напротив друг друга и начинают перекидывать соперникам шары. Выигрывает та команда, у которой после команды «Стоп» останется меньше шаров. (музыка)
подведение итогов
Ведущий: Внимание! Внимание!
Игра в словосочетания!

Принцессами из книжки
мечтают стать…(девчонки)

За дракой наблюдать в сторонке
не будут никогда…(мальчишки)

Ноготки на пальчика
красят только…(девочки)

Лешей, Колей, Севочкой
называют…(мальчиков)

Любят спорт, машины, гонки
настоящие…(мальчишки)

Увидев серенькую мышку,
От страха завизжат…(девчонки)

Слезы лить без передышки
способны многие …(девчонки)

В самосвал грузить щебенку
могут запросто…(мальчишки)

В летних сарафанчиках
Ходят только…(девочки)

Скворечник-дом
для птенчиков
Легко сколотят…(мальчики)

Музыкально-подвижная игра «Дразнилки»
Ведущий: а теперь отгадываем все вместе сказочный кроссворд
Кроссворд «Животные в русских сказках»
Ведущий: и в заключении нашего развлечения домашние заготовки
«Веселые частушки».
Посмотрим, умеют ли наши мальчики и девочки петь
8.Конкурс «Домашние заготовки»
Мальчики поют частушки для девочек
Девочки для мальчиков
Подведение итогов
Ведущий: вот и подошло к завершению наше путешествие по сказкам. Сегодня мы увидели, какие наши девочки приветливые, смешливые, красивые, умницы-разумницы. А мальчики доказали, что они самые сильные. Смелые, смекалистые, настоящие мужчины!
А теперь самое главное. Нужно посчитать количество воздушных шаров у каждой команды и назвать победителя.
Баба-Яга: можно мне посчитать у кого больше?ведь я стала самой примерной, послушной, никого не обманывала,не хитрила!
Баба-Яга объявляет команду победителей и награждает золотыми медалями
Карлсон дарит всем мальчикам машины, девочкам заколки для волос.

Сценарий развлечения по сказкам: «Путешествие в страну сказок».

Цель:

обобщить знания детей о русских народных сказках; активизировать и развивать четкую речь; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению; умение работать в команде.

Задачи:

1. Расширять представления детей о народных сказках. Совершенствовать умение узнавать персонажей сказки.

2. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником.

3. Развивать логическое мышление, внимание. Приучать детей к самостоятельности суждений.

4. Воспитывать культуру речевого общения, умение взаимодействовать со сверстниками, умение сотрудничать, дружелюбие.

Ход:

Скажите, пожалуйста, а вы любите сказки?

Д: Да

В: А любите отгадывать загадки?

Д: Да

В: А вы знаете, что в каждой сказке живут загадки?

Д: ответы детей

В: Ну тогда перейдем к нашему первому конкурсу, который так и называется «Загадочный».

Конкурс «Загадочный»

В: Каждой команде я буду загадывать загадки по сказкам, а вы должны догадаться, какая это сказка. Если команда не справляется с заданием, то ход предоставляется другой команде. Итак, поехали….

1. Сидит в корзине девочка

За мишкиной спиной.

Он сам того не ведая,

Несет ее домой (Маша и медведь).

2. Удивляется народ:

Едет печка, дым идет

А Емеля на печи

Ест большие калачи (По-щучьему веленью).

3. Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил (Красная шапочка).

4. Кто работать не хотел,

А играл и просто пел?

К брату третьему потом

Прибежали в новый дом (три поросенка).

5. Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке ее ожидает.

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот (Дюймовочка).

6. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!…(Снегурочка).

В2: Ну что, молодцы, с этим конкурсом вы справились. Давайте продолжим наше путешествие. И следующий наш конкурс называется «Доскажи словечко»

Конкурс «Доскажи словечко»

В: У многих героев сказок есть необычные и очень интересные имена, давайте вспомним их. Я называю вам начало имени, а вы постараетесь его продолжить. В этом конкурсе участвуют сразу две команды, кто быстрее ответит, тот и побеждает в этом конкурсе. Начинаем…

1. Мальчик …(с пальчик)

2. Соловей… (Разбойник).

3. Сестрица …(Алёнушка)

4. Лиса…(Патрикеевна)

5. Аленький… (Цветочек)

6. Гуси… (лебеди)

7. Крошечка…(Хаврошечка)

8. Братец …(Иванушка)

9. Баба…(Яга)

10. Сивка…(Бурка)

11. Красная…(Шапочка)

12. Спящая…(Красавица)

13. Заюшкина…(Избушка)

14. Винни…(Пух)

В3: С этим заданием вы снова справились, молодцы! Но это была маленькая разминка, а теперь задания посложней. У меня есть волшебный клубочек, с помощью которого мы вспомним необычные предметы, которые помогают сказочным персонажам. Вы будете передавать его друг другу и называть волшебный предмет. Например, волшебное кольцо, ковер-самолет и т.д.

Конкурс «Предметы называй и клубок передавай»

Дети называют: клубочек, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, скатерть - самобранка, шапка - невидимка, ковёр - самолёт, волшебное кольцо, волшебное зеркало, серебряное блюдечко и наливное яблочко, метла Бабы – Яги, золотой ключик, стрела, волшебная книга, перышко, печь Емели, яйцо, сундук, зеркало, туфелька и т.д.

В: Мы немножечко напрягли свою умные головушки и теперь пришло время для следующего конкурса, который называется «Угадай мелодию». Вам нужно внимательно прослушать произведение и отгадать название сказки.

Конкурс «Угадай мелодию»

    Буратино

    Красная шапочка

    Три поросенка

    Бременские музыканты

    Чебурашка и крокодил Гена

    Волк и семеро козлят

    Винни-пух и все-все-все.

В: У вас очень хорошие знания о русских народных сказках. Молодцы!

Впереди у нас еще один очень интересный конкурс, который называется «Объяснялки»

Конкурс «Объяснялки»

Ваша задача – попытаться объяснить без слов предмет из сказки, можно использовать мимику, жесты и свое тело, если ребята не смогут догадаться, то можно дать подсказку. Ведущий загадает вам слово и вы должны будете показать.

    Ковер-самолет

    Сапоги-скороходы

    Шапка-невидика

    Цветик-семицветик

В: И последний конкурс на сегодня, он называется «Путаница»

Конкурс «Путаница»

Воспитатель будет вам называть фразу из названия сказки, вам нужно будет ее распутать.

    Суп из топора (Каша)

    По-заячьему веленью (Щучьему)

    Зеленая шапочка (Красная)

    Кот в туфлях (Сапогах)

    Два поросенка (Три)

    Волк и пятеро щенят (Семеро козлят)

    Сестрица Танюшка и братец Иванушка (Аленушка)

    Мальчик с ладошку (С пальчик)

Подведение итогов

Ребята, мы сегодня с вами вспомнили русские народные сказки, поучаствовали в конкурсах, поиграли и весело провели время. Вы молодцы!

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В гости к нам приходят сказки»

Подготовила: Шубина Галина Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории МДОУ "Детский сад 67" город Ярославль

Цель: Создать радостное настроение у детей, организовать активное проведение вечернего времени в дни каникул.

Задачи:
- Образовательная: обобщить знания детей о сказках.
- Развивающая: развивать умения узнавать сказки и героев; развивать воображение, память.
- Воспитательная: воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей; воспитывать умение действовать в команде, сообща.

Оборудование и материалы:
Магнитофон, МР3 записи «Лукоморье», МР3 разминка «Буратино»;
Ноутбук, проектор, экран;
Плоскостное изображение большого дерева – сказочного дуба, «яблоки» с загадками, «замок», игрушка птичка, мешочек с надписью «Бюро находок», 20-30 рыбок для игры, ведёрки для сбора рыбок (2 штуки), 2 мяча, канат, корзина для туфелек, сюрпризная коробочка с видео диском мультфильма.

Ведущая:
Здравствуйте, мои дорогие
Ребятишки озорные!
В гости к нам сказки спешат.
Любите сказки?

Звучит МР3 запись «Лукоморье».
Вниманию детей представляется дерево с яблоками.
На дереве большой замок и «птичка –невеличка».

Ведущая:
Что же это такое?
А может быть, с героями сказок случилась беда?
Мне птичка-невеличка шепнула на ушко, что это злая Баба Яга заперла сказочных героев, а отпустит лишь тогда, когда дети выполнят задания.
Поможем героям?
Тогда нам придется отправиться в сказочный лес.
Нам нужно изобразить мрачный, дремучий лес
(разделить всех присутствующих на группы и выполнять все движения одновременно):

Шум деревьев –ш-ш-ш
Завывание ветра –у-у-у
Рычание медведя в чащобе леса –р-р-р
Хрюканье кабана под дубом вековым –хрю-хрю-хрю
Тявканье лисиц – тяв-тяв
Карканье стаи ворон – кар-кар-кар
Крик филина пролетающего над головой – угу-угу-угу.

Ведущая:
Что не страшно вам в таком лесу? Готовы освободить сказки?

Тогда вам первое испытание:
Надо отгадать из какой сказки слова (отрывает яблочко с дерева и читает…)
1. «Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу.
Проглочу, проглочу, не помилую».
- Кто это? Из какой сказки? («Тараканище» К.И.Чуковский)

2. «Я великий Умывальник
Знаменитый я начальник
И мочалок командир».
- Кто это? Из какой сказки? («Мойдодыр» К.И.Чуковский)

3. «А я по полю шла и денежку нашла.
На базар пошла и купила самовар». Кто я? («Муха – цокотуха» К.И.Чуковский)


4. «Ой, бедная баба я
И плачу, и плачу одна
Села бы я за стол
Да стол за ворота ушел.
Сварили бы я щи,
Да кастрюлю, поди, поищи.
И чашки ушли и стаканы
Остались одни тараканы».
Из какой сказки герой? («Федорино горе» К.И.Чуковский)

5. «Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!».
Кто этот герой? («Бармалей» К.И.Чуковский)

6. «Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…» («Айболит» К.И.Чуковский)

7. «Вдруг из подворотни -
Страшный великан,
Рыжий и усатый …» («Тараканище» К.И.Чуковский)

8. «Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки захрюкали, хрю- хрю…»
Какая сказка? («Путаница» К.И.Чуковский)

9. «В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный…» («Бармалей» К.И.Чуковский)

10. «Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого комара» («Муха – Цокотуха» К.И.Чуковский)

11. «Солнце по небу гуляло.
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно» («Краденое солнце» К.И.Чуковский)

12. «А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
Я больше идти не могу» («Федорино горе» К.И.Чуковский)

13. «Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает воробей» («Тараканище» К.И.Чуковский)

Ведущая:
Молодцы, все сказки узнали.

А вот вам задание трудней:
Передали мне вот такой мешочек, сюда в "Бюро находок" собрали потерянные предметы, вам надо ответить из каких они сказок.

(Дети подбегают по очереди, достают предмет и называют сказку, в которой он может встречаться).

Ведущая:
Деревянный непоседа
Вёл с Мальвиною беседу
Носом он клевал варенье
Её испортил настроенье
Кто это? (Буратино)

Звучит МР3 разминка «Буратино», ведущая предлагает детям потанцевать.

Ведущая:
Кто у проруби сидит
И себе под нос бубнит:
«Ловись рыбка, большая и маленькая!» (Волк)

Подвижная игра «Кто больше соберёт рыбок» (играют две команды).

Ведущая:
В сказочке герой живёт:
Он не ёжик и не кот.
Он от бабушки с окошка
Прыгнул прямо на дорожку,
Покатился, побежал,
На язык лисе попал! (Колобок)

Подвижная игра «Чей колобок быстрей доберётся до дома?»
(Играют две команды: первый игрок каждой команды передаёт мяч назад по поднятым вверх рукам участников, затем мяч возвращается к первому игроку снизу по «тоннелю» широко расставленных ног игроков, только тогда первый игрок перебегает в конец своей команды.)

Ведущая:
Я на мачеху серчала
И горох перебирала,
По ночам при свечах.
А спала у печки я.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)
Ах, какой был чудный бал!
Сам Король там танцевал!
Но потом она сбежала
Туфельку лишь потеряла.

Игра «Найди Золушку»
(Девочки садятся на стул в центре зала, снимают по одной туфельке, несколько выбранных мальчиков в корзине берут одну туфельку, отыскивают, кому она подходит и надевают.)

Ведущая:
Кто то, за кого то ухватился крепко
Ох, никак не вытянуть, так засела крепко!
Но все помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный, общий труд. (Репка)

Игра «Перетягивание каната».

Ведущая:
Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились. Посмотрите, исчез замок на дереве, это вы все вместе, дружно освободили сказки от злой Бабы Яги. Хотите посмотреть, какие сказки она прятала в своей избушке?

Проектором на большом экране демонстрируются иллюстрации сказок, дети называют их.

Ведущая:
Ну вот, чары Бабы Яги рассеялись, сказки мы освободили. Что за красивая коробочка стоит под сказочным дубом? А здесь вам подарок – мультфильм! Мультфильм мы с вами посмотрим все вместе вечером, когда немного отдохнём.
Всем спасибо! До встречи вечером!
Список использованной литературы:
1. Художественная литература К. И. Чуковский: «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Бармалей», «Доктор Айболит», «Путаница», «Краденое солнце».


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник