Цирятьева Вера Михайловна,
учитель – логопед
МАДОУ ЦРР – детский сад № 176 города Тюмени
Программные задачи:
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Ранняя весна».
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить знания детей о ранней весне, весенних приметах;
- закрепитьумение детей отвечать на вопрос полным предложением,согласовывая все части речи;
- закрепить навыки словообразования и словоизменения, согласование существительных с прилагательными, существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным, глаголы к существительным.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь через инсценировку рассказа, составление предложений;
- развивать коммуникативные навыки, развивать плавность и выразительность речи;
- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, память, внимание, мышление;
- развивать слуховое внимание при восприятии неречевых звуков.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, устойчивый интерес к окружающему миру. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.
- воспитывать художественный вкус.
Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»
- Пополнить литературный багаж стихотворением, рассказом.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
- Формирование целостной картины мира (расширение и уточнение знаний о весне, ее признаках)
Образовательная область: «Физическое развитие»
- Предупредить психофизическое утомление детей, реализуя потребность в двигательной активности;
- создать оптимальные условия для двигательной активности.
Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие»
- Формирование готовности к самостоятельному выбору и решению; воспитание культуры взаимоотношений.
Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, сказок о весне, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание упражнения «Солнышко, солнышко», подготовка инсценировкирассказа Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», экскурсия в парк.
Оборудование:
Картинки с изображением признаков весны; конверты с изображением признаков разных времён года на каждого ребёнка; предметные картинки; ребусы, шапочки для детей:солнце, ручей, камень, сосулька;аудиозапись весенних звуков; ксилофон; карточки-домики: «Он», «Она», «Оно», «Они».
Ход НОД:
Мы спокойны, мы спокойны
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо,
Всё запомним обязательно,
И расскажем воспитателям.
Логопед. О чём мы будем говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
Логопед. Значит, о чём мы будем говорить? (о весне). Постарайтесь запомнить слова, относящиеся к этой теме, потому что нужно будет «положить» их в нашу шкатулку (копилку)
Логопед . А что такое «весна»?
Дети . Это время года.
Логопед. После какого времени года приходит весна?
Дети. После зимы.
Логопед. А перед каким временем года бывает весна?
Дети . Перед летом.
Да, ещё лежит снег, а весна уже пришла и принесла вам загадки. Хотите отгадать загадки весны?
Давайте поделимся на 3 группы: Вам нужно разгадать ребусы:1 группа определяет слово по первым звукам картинок (апрель), 2 группе нужно расположить цифры по порядку (май),детям из третьей группы нужно поставить буквы по размеру от большой к маленькой (март).
Логопед. Назовите слова, которые у вас получились. Что это за слова?
Дети. Это названия месяцев.
Логопед. У кого первый месяц, поднимите карточку. У какой группы следующий месяц? Ну и последний весенний месяц как называется?
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
И. Токмакова.
Логопед . Послушайте, что однажды произошло на опушке леса. Рассказ называется «Камень, ручей, сосулька и солнце» Э. Шим (дети рассказывают по ролям)
Логопед. Солнце спряталось и больше не появлялось. Как вы думаете, может весна начаться без солнышка? Так что же, по-вашему, весну делает?
А что происходит весной в природе благодаря солнцу?
Дети.
- Солнце светит и пригревает,
- на солнце снег начинает таять,
- появились проталинки,
- ночи стали короче, а дни длиннее,
- побежали весёлые ручейки,
- мы зимнюю тяжёлую одежду поменяли на лёгкую- весеннюю.
- вся природа просыпается от зимнего сна.
Логопед. Конечно, самый важный признак наступления весны – солнышко (картинка)
Логопед.Игра «Мы знаем много красивых слов о солнышке» (с ладошками). Как называются эти слова (слова-признаки)
Логопед . На столах конверты с картинками с изображением разных времён года,нужно выбрать картинки, подходящие к весне. Придумайте предложения по картинкам.
Какое предложение вам понравилось больше всего? Составьте схему этого предложения.
Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе. …. Вспомним правило о предложении.
Логопед . Покажите нужный знак в конце предложения. Наконец – то наступила весна! По дорогам бегут ручейки. А грачи уже прилетели?
Физкультминутка
Солнышко, солнышко
Ты нам ярче посвети.
Солнышко, солнышко
Раскидай свои лучи.
Лучики мы соберём
Золочоночки возьмём
Покатаем, поиграем
И тебе назад вернём.
Логопед. Послушайте загадку.(Загадывает ребёнок)
Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня
Издалека по песенке узнаете меня.
Логопед. А сейчас игру нам подскажет куб.
Игра в мяч.
Если на кубе выпадет жёлтый цвет, то нужно назвать слова – признаки, если зелёный – слова- действия.
Признаки: ручей - звонкий, журчащий, быстрый, холодный …, слова – действия: ручей - бежит, журчит, звенит…
Логопед . Игра с водой (изображают ручеёк- дуть через соломинку в стакан с водой)
Логопед. Загадки (загадывают дети)
- На ручеёк похожая ведёт к реке прохожего.
- Всех прилетных птиц черней чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь, а зовётся птица… грач.
- Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода,
Не наденешь валенки
На снегу … проталинки.
Логопед. Поиграем с этими словами. Что общего в их звучании?
Дети . Звук Р
Логопед . Кто хочет выбрать схему звука и рассказать об этом звуке?
Дети . Это согласный, твёрдый, звонкий звук.
Логопед. Назовите «лишнее» слово, почему оно «лишнее»? (грач)
Логопед . Составить слово из слогов (ледоход). Что это такое? Из каких двух слов образовалось это слово?
Дети . Из слов «лёд ходит».
Найдите обозначение этого слова на кубе. Образуйте новые слова из двух: снег тает – снеготаяние, первые цветы – первоцветы. Какие ещё сложные слова вы помните? (подснежник, снегопад)
Логопед. Мы увидели весну. А хотите услышать звуки весны? Послушайте.
Логопед. Что услышали? (капель). А что такое «Капель»?
Назовите родственные слова к этому слову (капать, капля, капающая, капелька).
Пальчиковая игра.
Кап-кап-кап, весна настала (пальчики здороваются)
Кап-кап-кап, сосульки тают (пальчики здороваются)
Побежали ручейки (большим и указательным пальцем перебирают по столу)
Прилетели к нам грачи (ладони соединяются, большие пальцы переплетены, взмахи ладонями)
Логопед. У нас есть ещё один сюрприз, который оставила весна. Это её музыкальный инструмент-ксилофон. Я сыграю мелодию. А вы скажите, что она вам напоминает?
Дети . Эта мелодия напоминает звук капели.
Логопед . На ксилофоне можно «поиграть» слова (отстукивают ритмический рисунок слов).
Я предлагаю вам «исполнить» слова на ксилофоне и поместить их в нужный домик: он, она, оно, они. Играть будем парами. Один человек играет на ксилофоне, другой помещает картинку в нужный домик.(Дети выполняют ритмический рисунок по картинкам весенних признаков)
Итог
Логопед. Наша встреча подходит к концу. Подумайте, что бы вы рассказали воспитателям о нашей встрече. Поделитесь впечатлениями о том, что вам больше всего запомнилось, понравилось. Всё ли у вас получилось? А теперь наполним шкатулку словами, что мы ждём от весны.
Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей. А я вам подарю раскраски на весеннюю тему.
Список используемой литературы:
- И. Токмакова «К нам весна шагает…»
- Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Автор работы:
Гучок Ирина Валентиновна, воспитатель коррекционной группы, МОУ Средняя школа №7, детский сад «Волшебная страна», Карелия, г.Петрозаводск.
Конспект будет интересен воспитателям подготовительной группы детского сада.
Цель:
Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с весенними явлениями в природе.
Задачи:
Знать признаки ранней весны; уметь выделять и называть их, сравнивать, находить причинно-следственные связи в явлениях живой и неживой природы, жизни людей.
Закрепить знания детей о свойствах снега, уметь дать определение понятиям: снегопад, вьюга, метель, позёмка, пурга, капель, сосулька, наст.
Закрепить умение пользоваться картами, схемами, таблицами.
Использовать активный словарь по теме, уметь высказывать свои мысли развёрнуто, полным предложением.
Воспитывать интерес к наблюдениям за природой.
Материал к занятию:
бумажный самолётик с письмом, «Волшебная карта», таблица «Найди ключ», медали для умников, запись звуков весеннего леса, проталины из бумаги, снежинка из бумаги, таблица «Снежная таблица», кусочки ваты, цветные мелки, лист А3, наклейки с изображением животных.
Предварительная работа
: 1. Наблюдения и беседы на прогулке. 2. Подвижные игры «Ручеёк», «Не промочи ноги».3. Рассматривание альбома «Весна». 4. Чтение стихов, пословиц и поговорок о весне.
Ход занятия:
В детский сад прилетает самолётик.
В-ль:
Посмотрите, к нам прилетел самолётик, наверно кто-то нуждается в нашей помощи, давайте посмотрим, что на нём написано (разворачивает). Да здесь целое письмо. Читает: «Ребята, я колючий ёжик, сижу под пеньком и не знаю, пришла ли уже весна или ещё нет. Помогите мне понять, а то если я вылезу из тёплой листвы, я могу замёрзнуть. Напишите мне письмо и отправьте его самолётом». Ребята, поможем ёжику?
Дети:
Да.
В-ль:
Вы думаете зима просто так пустит нас в лес? Давайте посмотрим волшебную карту. (Разворачивают карту, читают первое задание).
1. Найдите ключи от лесных ворот:
Дальше по карте загадка:
2. Отгадай загадку: Все мы разные друзья
Путать нас совсем нельзя
Первый - раннею весной,
В серединочке – второй,
А как яблоня зацветёт,
Тут и третий брат придёт
Все же мы весенние,
Братья нераздельные. (Март, апрель, май)
Посмотрите на карте нарисована буква У, это конкурс Умников.
3. «Конкурс умников» на знание признаков ранней весны в сравнении с признаками зимы.
а) Что такое весна?
б) Назовите весенние месяцы по порядку.
в) Назовите весенние приметы (вначале в неживой природе, затем в растительном мире, животном мире, в жизни людей).
г) Почему весной вся природа оживает?
д) Почему перелётные птицы возвращаются на родину?
е) Какая птица возвращается первой?
ж) Почему говорят «Март неверен: то плачет, то смеётся»
з) Что такое гололедица? Почему она опасна?
и) Что такое сосульки? Они опасны?
к) Что такое наст? Как он образуется?
Награждаем самых умных детей медалями.
А дальше по карте магнитофон нарисован, давайте его включим и узнаем что там.
4. «Послушаем звуки весеннего леса». Игра «Кто, что услышал?» Дети перечисляют, что они услышали в разнообразии звуков.
Посмотрите, а это что за проталины на карте?
5. « Путешествие по проталинам». (На каждой проталине задание: изобразите ручеёк, перешагните лужи, перепрыгните сугробы, изобразите синиц, покажите весеннее солнце)
Так, а теперь на карте нарисована снежинка, надо её найти в группе. Дети ищут снежинку.
6. Задания под знаком «Снежинка».
В-ль: Ребята, зима очень злится и не хочет уходить, поэтому она часто посыпает нас снегом. Весна топит его тёплыми лучами, а зима опять сыплет его. Чтобы быстрее пришла весна нам надо разгадать «Снежную таблицу»
А вопросительные знаки предлагают вам подумать и дополнить таблицу.
Игра: «Снежная баба» Дети встают в круг друг за другом:
Сегодня из снежного мокрого кома - дети «катят ком»
Мы снежную бабу, слепили у дома – изобразить три кома
Стоит наша баба у самых ворот – показать двумя руками перед собой.
Никто не проедет, никто не пройдёт – погрозить пальцем
Знакома она уже всей детворе – шагаем друг за другом
А Жучка всё лает «Чужой во дворе» - лаем два раза
Дыхательное упражнение «Снежинки» (Взять кусочки ваты и попробовать держать их на лету, активно дуя на них).
Ну вот, осталось последнее задание, изобразить картину ранней весны. Только не перепутайте, картинок много, нужно выбрать.
7. Игра: «Нарисуйте картину «Ранняя весна» (На листе А3 рисуем коллективную картинку восковыми мелками)
В-ль: Вы молодцы, столько много знаете о ранней весне. Ну теперь пора написать ответ ёжику. Что мы напишем? Правильно, для ёжика ещё не настало время, ещё много снега и по утрам морозы, и нет пищи для него. Ой, а что это в уголочке письма? Значок глобуса. Давайте поищем сюрприз. (Около глобуса наклейки с животными) Это награда от ёжика за наши знания! Молодцы!