12.07.2019

Отличия от базовой модели. Найти верный баланс


Су-30 представляет содой двухместный истребитель советского производства. Был сконструирован таким образом, что стал первым в мире сверхманевренным воздушным аппаратом. Создавался на базе Су-27УБ с целью управления боевыми действиями истребителей.

Ведущим конструктором по проекту Су-30 назначили И. Емельянова. Данный самолет поначалу обозначался как Т-10ПУ-5 и предназначался для испытаний двигателя. Перед тем как запустить серийное производство, значительно усилили шасси и центроплан. Поскольку дальность и продолжительность полета увеличились, для экипажа установили санустройства. Первый серийный Су-30 поднялся в небо 14 апреля 1992 года. Летчиками-испытателями были назначены В.Б. Максименков и Г.Е. Буланов. Из-за определенных экономических проблем в стране самолет Су-30 был выпущен лишь в нескольких экземплярах (8 штук). Но это не помешало выпустить ряд модификаций.

Модификация, предназначенная для современной войны в воздухе. С 1993 года в ОКБ начали массовые разработки новых проектов. В частности рассматривался Су-30МК (модернизированный, коммерческий). Оснащенный БРЭО самолет имел в наличии обновленную РЛС, которая могла не только обнаруживать несколько целей, но и различала их места расположения (на земле или под водой). Установили новую оптико-электронную прицельно-навигационную систему с базой функций ЭВМ. Вмонтирована модернизированная система объективного контроля с фиксацией тактической обстановки и параметров систем.

Второй пилот выполнял функции штурмана-оператора. Поэтому, помимо воздушных операций, самолет способен предпринимать активные боевые действия в наземных и морских условиях. Дополнительная модернизация включает в себя способность использовать вооружение класса «воздух − земля» на расстоянии до 250 км, одновременно атаковать несколько целей, переносить боекомплект весом до 8000 кг. В машине доработали СУО в связи с использованием высокоточного управляемого оружия.

Поскольку внутри самолет был и так полностью укомплектован для выполнения многих задач, специальное оборудование решено было разместить в контейнерах на внешней подвеске. Сюда входит система лазерного целеуказания и дальнометрирования. Также устанавливали телевизоры, используемые для обнаружения целей в диапазоне инфракрасного влияния, что позволяет одинаково эффективно работать самолету как днем, так и ночью. Установлены кресла с катапультированием К-36ДМ.

Су-30МКИ

В конце ноября 96 года был заключен первый договор на поставку в Индию ударных самолетов Су-30МКИ. Были изменены некоторые моменты, в частности в состав БРЭО вошли допплеровско-когерентная РЛС «Топаз», СПО-32, комплекс оптико-электронной прицельной навигации, жидкокристаллические многофункциональные экраны, система ОК и приемник облучения РЛС цели «Пастель».

ОКБ Сухого и ИАПО совместными силами модернизировали самолет, установив на него ПГО и новые двигатели АЛ-31ФП. Укрепили шасси спаркой колес. Первый прототип Су-30МКИ был поднят в небо в июле 9 года. Его пилотировал летчик-испытатель В.Ю. Аверьянов.

Самым явным отличием воздушного аппарата является наличие всепогодного цифрового РЛС Н011М. Именно эта радиолокационная система является промежутком между истребителями четвертого и пятого поколения. Н011М обнаруживает цель класса «истребитель» в ППС на расстоянии 350 км, а в пределах 200 км способствует захвату цели. Также данная РЛС может использоваться как система мини-ДРЛО, сопроводить одновременно 20 целей и 8 из них атаковать.

Вторая опытная машина была сконструирована в начале декабря 97 года. В марте следующего года он поднялся в небо. Оба образца продемонстрировали на авиационном параде в Тушино (16 августа 1998 год).

В 1997 году в Москве был подписан договор на поставку истребителей Су-30КИ (8 машин), Су-30МК (4 машины) и вертолетов Ми-17-1В (8 машин). Обозначение КИ означает «коммерческий индонезийский». Но сделка была разорвана в связи с начавшейся в стране кризисной ситуацией. Данный самолет представляет собой одноместный модифицированный истребитель, созданный на базе Су-27СК. Он отличается присутствием топливоприемника для заправки в воздухе. Все остальное оборудование отвечает базовой модели. Самолет оснащен ЭДСУ (СДУ-10), РПЛК-27, прицелом ОЕПС-27, системной индикацией СЕИ-31.

Вооружение Су-30КИ состоит из встроенной 30-миллиметровой пушки ГШ-301, ряда подвесок на 10 точек. Способен использовать ракеты Р-27, Р-73Е, кассетные бомбы, ПТБ и ракеты класса «воздух − земля». Вооружение составляет 8000 кг. Силовая установка представлена двигателями АЛ-31Ф (тяга каждого 12 500 кг). Самолеты перепродали в ВВС Индии.

Самолет, модернизированный из МиГ-29СМТ и Су-27. Над проектом работали ИАПО и ОКБ Сухого. Благодаря проведенным работам «борт 302» (рабочее название) смог уничтожать надводные и наземные цели с помощью управляемых ракет вне зависимости от времени суток. Штатный индикатор заменили на многофункциональный с разноцветной жидкокристаллической МФИ-55. Индикатор функционирует в телевизионных и графических режимах. В кабинах оператора и летчика вмонтированы МФИ-55, что позволяет одинаково управлять самолетом.

Су-30МКК

Создан на базе Су-30М2, был собран в КнААПО в марте 1999 года. Его создали в связи с заинтересованностью в обновлении воздушных сил КНР. Данная модификация отличается от базовой отсутствием ПГО и наличием двигателей УВТ. Оперение подобно самолету Су-35 с разницей в наличии мощной антенны УКВ. Также самолет оснастили РЛС класса Н001ВЭ, которая способна достигать области действия до 100 км передней полусферы и 40 км задней. Встроена новая система ведения групповых боевых действий, система управления самонаводящихся ракет разных классов. На крыльях размещено 12 точек подвески.

Следует отметить базовое вооружение Су-30. В наличии имеется пушка ГШ-301 (одноствольная), ракеты класса «воздух − воздух» Р-27 средней дальности полета, четыре УР Р-73 с ТГС малой дальности, бомбы калибром до 500 кг (в частности ФАБ-250), КМГУ, НУРС и другое неуправляемое оружие класса «воздух − поверхность».

Самолет состоит на вооружении таких стран, как Россия (3 Су-30, 32 Су-30СМ, 16 Су-30М2, 5 Су-30СМ), Ангола (11 Су-30К), Алжир (16 Су-30), Венесуэла (24 Су-30МК2), Вьетнам (4 Су-30МК2-В, 48 Су-30МК2), Индия (200 Су-30МКИ), Индонезия (11 Су-30МК/МК2, 5 Су-27СК/СКМ), Казахстан (1 Су-30МК2), КНР (73 Су-30МКК, 24 Су-30МК2), Малайзия (18 Су-30МКМ), Уганда (6 Су-30МК2), Ирак (10 Су-30К).

Су-30, который по кодификации НАТО получил название Flanker-C, – многоцелевой двухместный истребитель, сконструирован на базе Су-27.

Этот самолет стал первым в мире серийным самолетом, который обладал сверхманевренностью.

Отличия от базовой модели

Благодаря кропотливой работе сотрудников КБ Сухого, в особенности инженеров, технологов монтажно-испытательных и агрегатно-сборочных цехов, конструкторов, был выпущен уникальный по своим характеристикам самолет. Его предназначение, в отличие от одноместного Су-27П, заключалось в следующем:

  • завоевание превосходства в воздухе;
  • дальнее сопровождение летательных аппаратов стратегической авиации и одиночное патрулирование;
  • радиолокационное наведение, управление и обзор;
  • обучения пилотов.

На Су-30 можно было выполнять все учебные и боевые задания, с которыми справлялся Су-27УБ. При этом Су-30 имел дополнительные возможности, такие как:

  • выполнение боевых действий, которые были связаны с очень большой продолжительностью и дальностью полета;
  • более эффективная управляемость группой истребителей.

Расширить способности модернизированной модели удалось за счет установки следующих систем:

  • радиосистема дальней навигации;
  • системы дозаправки горючим в воздухе;
  • расширенное количество оборудования управления групповыми действиями;
  • улучшенная система жизнеобеспечения.

Главным заказчиком Су-30 стали войска ПВО, где можно было полностью проверить возможности патрулирования и дальнего перехвата. Однако в начале 90-х годов все больше заказов стало припадать на ракетное оружие по типу «воздух-земля» и «воздух-корабль». Российские конструкторские бюро стали переходить на проектирование авианосителей данного оружия. КБ Сухого тоже принимало в этом участие.

Основные отличия от Су-27УБ

  • На Су-30 имеется система дозаправки горючим в полете, которую поместили в предкабинном отсеке.
  • В состав оборудования входит специализированная аппаратура наведения и связи. В приборную доску задней кабины вмонтирован телевизионный широкоформатный индикатор, показывающий тактическую обстановку.

Конструкция Су-30

Самолет Су-30 имеет интегральную компоновку. В ее состав входит несколько вытянутое трапециевидное крыло, оборудованное развитыми наплывами, плавно состыкуется с фюзеляжем, создавая единый корпус. Силовая установка представлена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-31Ф, которые помещены в отдельные мотогондолы и установлены под фюзеляжем на безопасном расстоянии, которое позволяет закрепить под ними две подвешиваемые ракеты. Воздухозаборники регулируемые и установлены под центропланом.

В проекте самолета был предусмотрен плавный переход обтекателей шасси в хвостовые балки, которые служили платформами в установке поворотных консолей горизонтального и вертикального оперения и подбалочных гребней.

На самолете Су-30 отсутствует механическая проводка в продольных каналах системы управления. Ее заменили на систему дистанционного управления (СДУ). Истребитель имеет убирающееся трехопорное шасси, каждая стойка которого имеет по одному колесу.

Фюзеляж Су-30 можно с технологической точки зрения разделить на следующие составляющие:

  • головная часть,
  • средняя часть,
  • хвостовая часть,
  • воздухозаборники.

Головная часть сделана по типу полумонокока, начинается осесимметричным радиопрозрачным обтекателем антенны БРЛС. Далее размещен отсек оборудования, где установлены блоки прицельного комплекса, кабина летчика, закабиннный и подкабинный отсеки оборудования, а также ниша уборки передней стойки шасси, имеющая одну створку.

Кабину экипажа выполнили по компоновочной схеме «тандем». Она герметизирована. В ее состав входит двухсекционный фонарь, в конструкции которого предусмотрен неподвижный козырек и створки для каждого пилота, откидывающиеся вверх-назад.

Хороший обзор обеспечивается огромной площадью остекления кабины и небольшим смещением кресла второго пилота вверх. На рабочих местах летчиков установлены катапультируемые кресла К-36ДМ второй серии.

Самолет имеет свободнонесущее крыло. Угол стреловидности отъемных частей составляет 42°. Функции элеронов и закрылков выполнялись отклоняемыми флаперонами.

Вооружение Су-30

Вооружение, которым оснащен самолет Су-30, можно разделить на ракетное и стрелково-пушечное. В составе стрелково-пушечных установок находилась встроенная автоматическая скорострельная одноствольная пушка калибра 30 мм ГШ-301. Она устанавливалась в наплыве правой части крыла и имела боезапас 150 патронов.

Ракеты приводились в действие авиационными пусковыми устройствами (АПУ) и авиационными катапультными устройствами (АКУ). Подвешивание ракет выполнялось в 10 точках.

На Су-30 можно было подвесить шесть управляемых ракет класса «воздух-воздух», имеющих среднюю дальность поражения. Они имели именование типа Р-27, с тепловыми (Р-27Т) или радиолокационными полуактивными (Р-27Р) головками самонаведения. Также на подкрыльевые узлы можно было установить ракеты ближнего боя типа Р-73.

Характеристики самолета Су-30

Модификация
Размах крыла, м 14.70
Длина самолета, м 21.94
Высота самолета, м 6.36
Площадь крыла, м2 62.00
Масса, кг пустого самолета 17000
Масса, кг нормальная взлетная 24000
Масса, кг максимальная взлетная 33500
Тип двигателя 2 ДТРД АЛ-З1Ф
Тяга, кгс 2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч на высоте 2125 (М=2.0)
Максимальная скорость, км/ч у земли 1400
Дальность полета, км без дозаправки 3500
Дальность полета, км с одной дозаправкой в воздухе 5200
Практический потолок, м 19820
Экипаж, чел 2
Вооружение: 30-мм авиационная пушка ГШ-З01 (150 патронов)
Боевая нагрузка - 6000 кг на 10 точках подвески
управляемые ракеты Р-27, Р-73

В авиастроении есть проекты, успех которых, с одной стороны, очевиден, а с другой – не всегда объясним лежащими на поверхности факторами. Таких примеров немало – и отечественных, и зарубежных.

Лайнер DC8 по ряду показателей превосходил B707, а репутация Douglas в гражданском самолетостроении в середине прошлого века была существенно выше, чем у Boeing. Но кто сегодня помнит о DC8? А B707, хотя и сошел с пассажирских маршрутов, в специальных модификациях продолжает летать по всему миру.

Важное отличие самолета – способность применять широкую номенклатуру вооружений.

У этой архитектуры есть принципиальный недостаток: при установке новой системы или прибора, при интеграции в состав вооружения новой ракеты приходилось перепроектировать все смежные элементы БРЭО. Более того, зачастую требовалось внесение изменений в конструкцию самолета для прокладки новых коммуникаций. Соответственно корректировалась конструкторская документация, заменялась заводская оснастка, проводились дорогостоящие летные испытания.

В рамках открытой архитектуры взаимодействие систем организовано через стандартную шину передачи данных. В большинстве случаев модернизация авионики или наращивание арсенала сводится к доработке программного обеспечения.

Владимир Михеев комментирует: «Для этого самолета разработали принципиально новый подход – так называемую открытую архитектуру, когда мы могли к центральному компьютеру подключать любое количество систем – управлением оружием, пилотажно-навигационных, защитных. И все системы в этом самолете впервые были сделаны цифровыми ».

Открытая архитектура БРЭО вошла в число ключевых факторов, и сегодня определяющих конкурентоспособность Су-30СМ. Сегодня боевые самолеты с традиционной архитектурой авионики шансов на мировом рынке не имеют.

Во-первых , открытая архитектура стала основой для ничем не ограниченной модернизации самолета и оснащения его новыми авиационными средствами поражения (АСП).

Во-вторых , она позволила устанавливать на экспортные варианты иркутских Су-30 системы зарубежного производства, когда этого требовал заказчик. Тем самым был реализован принцип, сформулированный в 1990-е годы генеральным конструктором «ОКБ Сухого» Михаилом Симоновым: чтобы завоевать рынок, мы должны научиться работать в режиме ателье, а не магазина готового платья.

В-третьих , без открытой архитектуры невозможно создать в полном смысле многофункциональный самолет. А способность одновременно бороться с воздушными, наземными и надводными целями изначально считалась важнейшим качеством иркутской линии Су-30.

Через поколение

Другим ключевым новшеством, внедренным на и перекочевавшим на Су-30СМ, стала бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР). Ее создание стало серьезным вызовом для отечественного приборостроения. В классе тактических истребителей с созданием радара «Барс» совершен прыжок от параболических антенн к фазированным решеткам, минуя стадию щелевых антенн. Иными словами, от третьего поколения – к пятому, минуя четвертое.

Радар с ФАР существенно расширяет число одновременно сопровождаемых и атакуемых целей и в воздухе, и на земле. Владимир Михеев подчеркивает: «Мы могли любое количество самолетов и ракетно-зенитных комплексов вывести из строя. То есть они нас не видят, не понимают, что происходит, а мы в это время спокойно можем с ними разбираться и противолокационными ракетами, и ракетами класса «воздух–воздух», «воздух–земля ».

Не менее важно, что внедрение ФАР создало надежную основу для эволюционного совершенствования Су-30СМ и в части повышения мощности радара (путь Су-35), и в части внедрения активных ФАР (линия Су-57).

Уничтожить любую цель

Мощная БРЛС, оптико-электронные прицельные системы, открытая архитектура БРЭО позволяют вооружать широким спектром АСП различного назначения. И, что еще более важно, постоянно наращивать этот арсенал. Посещая Иркутский авиационный завод в начале 2018 года, замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил: «Предстоит модернизация этого самолета в части адаптации новых авиационных средств поражения».

Причем в этот арсенал могут войти АСП, которые ранее с истребителей не применялись. Например, тяжелые сверхзвуковые ракеты «БраМос», которые удалось интегрировать в состав вооружения индийских Су-30МКИ. Глядя на этот опыт, можно предположить, что вооружением самолета могут стать и другие тяжелые АСП, переводящие машину в другой класс боевой авиации.

Боевые возможности Су-30СМ проверены в реальных конфликтах. Командир 14-го истребительного авиационного полка ВКС России Максим Севостьянов говорит: «Самолет уникальный по номенклатуре вооружения. Боевая нагрузка составляет 8 тонн, причем уже по его, скажем так, боевому опыту – применяется так называемая смешанная зарядка, то есть самолет может прийти в установленное время, нанести удар бомбовым либо ракетным вооружением, встать в прикрытие других подразделений родов авиации и при необходимости воздействовать вооружением «воздух–воздух ».

Когда два лучше, чем один?

Понятно, что, говоря о боевом опыте, командир полка имеет в виду успешное применение Су-30СМ в Сирии. Здесь, помимо других качеств истребителя, полезным оказался и экипаж из двух человек. В сложной и быстро меняющейся обстановке контртеррористической операции, когда от своих войск до противника – несколько метров, летчик и штурман могли распределить боевые задачи между собой. «Авиационный комплекс позволяет выполнять одновременно задачу по земле и по воздуху. У нас есть режим «раздельно», где летчик может выполнять прицеливание по воздуху, вести обзор воздушного пространства, и одновременно при этом штурман может выполнять задачи по нанесению удара по земле», – подчеркивает один из летчиков, летавших на Су-30СМ в небе Сирии.

Существует широкий класс боевых задач, с которыми два члена экипажа справляются лучше, чем один. Двухместная машина эффективнее одноместной при выполнении сложных боевых задач в условиях отсутствия поддержки со стороны воздушных и наземных информационных систем. Летчики отмечают, что вдвоем гораздо легче выполнять длительные полеты над безориентирной местностью. Этот фактор был принят руководством морской авиации ВМФ РФ во внимание при выборе Су-30СМ в качестве основного истребителя аэродромного базирования.

Поэтому в мире сохраняется спрос на двухместные многофункциональные истребители, как более универсальные и адаптивные к любой ситуации самолеты. Нетрудно заметить, что такие машины выбирают государства с большой территорией и/или нуждающиеся в контроле над значительными водными пространствами: Индия, Алжир, Малайзия, Казахстан.

Ближний бой: будет ли очередное возвращение?

Не нуждается в рекламе такое качество истребителей семейства Су-30МКИ/МКМ/СМ, как сверхманевренность. Собственно, само это понятие появилось после первых полетов прототипов Су-30МКИ на международных авиасалонах. Никто из экспертов не сомневается, что сверхманевренность обеспечивает безусловное превосходство в ближнем бою. Это показали и многочисленные учения, в которых против Су-30МКИ и Су-30МКМ выступали практически все современные западные истребители от «Миража 2000» до F-22A. Последние такие учения стартовали в августе с.г. в Австралии.

А вот споры о том, насколько вероятен ближний бой, продолжаются. Причем не первый раз в истории. На рубеже 1950–1960-х годов его уже один раз отменяли, что привело к большим потерям США во Вьетнаме. Напомним, что американские ВВС рассчитывали, что истребители F-4, вооруженные ракетами средней дальности, не будут ввязываться в ближние воздушные бои. Реалии заставили отказаться от этой концепции. По опыту Вьетнама был сформирован облик истребителя четвертого поколения F-15, который имел выдающуюся по тем временам маневренность и соответственно мог вести воздушный бой на любой дистанции.

Сегодня аргументы сторонников сохранения способности к ближнему бою обрели новую силу. Малозаметность и прогресс в средствах РЭБ могут существенно снизить эффективность ракет большой и средней дальности. А поскольку задачи завоевания господства в воздухе с истребителей никто не снимал, им нужно быть готовым к «собачьим свалкам».

Только реальные воздушные бои покажут, насколько это суждение справедливо, однако большинство истребителей пятого поколения оснащаются двигателями с управляемым вектором тяги. Рассматривается возможность установить такой двигатель и на европейский «Тайфун». Что касается Су-30СМ, то он сверхманевреннстью уже обладает. И пока теоретики спорят, это качество делает повседневные полеты на самолете более безопасными.

Модернизация

Дальнейшее улучшение летно-технических характеристик Су-30СМ связано с установкой более мощных двигателей. В России сегодня существует серийный авиадвигатель 117С, который является развитием двигателя АЛ-31Ф и отличается увеличенной на 2000 кгс форсажной тягой.

Как ранее заявлял президент ОАК и корпорации «Иркут» Юрий Слюсарь, «прорабатываются варианты модернизации с расширением количества авиационных средств поражения, увеличением боевых возможностей, с ремоторизацией на двигатели нового поколения». По мнению главы ОАК и «Иркута», эти усовершенствования «продлят жизнь самолетам семейства Су-30СМ, и они будут востребованными».

Владимир Михеев прогнозирует, что модернизированный самолет с новым оборудованием будет иметь в разы возросшую боевую эффективность. Существенный вклад в этот рост должны внести новые системы РЭБ, которые могут компенсировать отсутствие у Су-30СМ технологий существенного снижения радиолокационной заметности. Владимир Михеев, в частности, отмечает, что, используя новые решения, «мы практически сделаем истребитель похожим на самолет «Стелс». То есть мы лишим зрения те локаторы, которые против нас направлены как в небе, так и на земле».

Однако еще до готовящейся «большой модернизации» у Су-30СМ есть козырь, который во многом определяет его популярность. «У этого комплекса наряду с высокой технологичностью есть еще такое свойство, как отработанность. Он производится десятками единиц в год, все технологические процессы выверены, кооперация стабильна, все ошибки, которые когда-то были, вычищены», – отмечает Константин Макиенко, заместитель генерального директора Центра анализа стратегий и технологий. К этому следует добавить, что ритмичное производство позволило сформировать эффективную кооперацию, базирующуюся на долгосрочных контрактах. Это стало еще одним фактором снижения себестоимости самолета.

Найти верный баланс

Вернемся к вопросу, поставленному в начале статьи: в чем причина успеха самолета?

Прежде всего – это сбалансировать характеристик семейства Су-30МКИ/МКМ/СМ, как продукта, который оценивается по существенно большему числу параметров, чем собственно самолет.

Управленцы корпорации «Иркут» во взаимодействии со специалистами «Рособоронэкспорта» и иностранными партнерами разработали и реализовали образцовый бизнес-план программы.

Конструкторам «ОКБ Сухого» и производственникам ИАЗ удалось найти верный баланс между инновационностью, стоимостью и технологичностью.

Внедрение при разработке самолета принципиально новых технологий предопределило сохранение конкурентоспособности на много лет вперед.

В результате обеспечены крупносерийное производство и низкая себестоимость, которые в совокупности с высокой боевой эффективностью самолета предопределили успех программы.

В наши дни истребители Су-30МКИ стали символом, который олицетворяет качество отечественной авиационной техники. Сегодня среди явных успехов российской авиапромышленности и по оценке доброжелателей, и по оценке оппонентов, пожалуй, только вертолет Ми-17 последних модификаций заслужил такое же число положительных отзывов. В конце 2008 года, после того как были обнародованы результаты американо-французско-индийских учений Red Flag, британский авиационный журнал Flight предложил выбрать лучший истребитель среди F-22, Су-30МКИ и F-15. Решение читателей одного из наиболее авторитетных изданий мира оказалось довольно неожиданным. За российский Су-30МКИ отдали свои голоса 59% опрошенных, за американский самолет 5-го поколения F-22 – 37%, а за F-15 – всего 4%.

Доля в военном экспорте


Ценность столь высоких оценок «общественной экспертизы» возрастает на фоне того, что речь идет об истребителе, который на мировых рынках конкурирует с наиболее передовой продукцией США и стран Западной Европы. Хорошо известно, что в борьбе за такие привлекательные рынки, как Индия, Алжир, Малайзия, запрещенных приемов не существует. Малейшие логистические и технические недостатки сразу же превращаются в устах конкурентов в неискоренимые пороки. Несмотря на это, уровень критики в адрес российского Су-30МКИ не превышает «естественного» фона, а самолет продолжает успешно продаваться.

Материальные результаты программы Су-30МКИ могут вызывать лишь уважение. Количество законтрактованных истребителей приближается к 330, при этом число поставленных машин – превышает 230. Помимо этого в настоящее время положительно решен вопрос о закупке Индией дополнительной партии самолетокомплектов Су-30МКИ для лицензионной сборки на предприятиях корпорации HAL. С учетом анонсирования расширения гособоронзаказа Россией объем производства самолетов данного семейства может по самым минимальным оценкам составить порядка 400 истребителей.

Примечателен и тот факт, что в последние годы поставки многофункциональных истребителей семейства Су-30МКИ стабильно обеспечивают практически каждый 6-й доллар, который приходит в Россию по линии экспорта военной продукции. Для относительно компактной НПК «Иркут» – это достаточно серьезный результат.

Су-30МКИ создания

Истребитель Су-30МКИ был создан на базе Су-27УБ, серийно производится в Иркутске и в Комсомольске-на-Амуре. Самолет Су-30МКИ представляет собой двухместный высокоманевренный истребитель, который предназначен для завоевания господства в воздухе, поражения наземных и надводных целей при помощи управляемых и неуправляемых ракет, с возможностью обеспечения действий в составе группы.

Переговоры по вопросу поставок истребителей типа Су-27 велись с Индией, начиная с 1994 года. Проектирование в ОКБ «Сухой» истребителя для индийских ВВС на базе Су-30 началось в 1995 году. Главным конструктором по проекту был назначен А. Ф. Барковский. Уже 30 ноября 1996 года стороны подписали межгосударственный контракт на поэтапную поставку ВВС Индии 8 истребителей Су-30К и 32 многофункциональных двухместных истребителей Су-30МКИ. Самолеты должны были быть поставлены Индии несколькими партиями, с последовательным наращиванием БРЭО, вооружения и силовой установки. Головными исполнителями данного контракта были определены: в части создания самолета ОКБ «Сухого», в части производства истребителя – Иркутское авиационное производственное объединение.


Строительство 2-х первых опытных истребителей велось в ОКБ в 1995-1998 годах. Первый опытный самолет Су-30И-1, который был доработан на базе серийного Су-30, был построен весной 1997 года. Машина поднялась в воздух 1 июля 1997 года, управлял ей летчик-испытатель В. Ю. Аверьянов. С июля 1997 года в ОКБ «Сухой» приступили к выполнению совместных с ГЛИЦ ВВС программ испытаний истребителя. Серийное производство новой машины было развернуто в Иркутске с 2000 года. Первый предсерийный истребитель был облетан на заводе Аверьяновым 26 ноября 2000 года. 3 первых предсерийных Су-30МКИ были переданы ОКБ и наряду с опытными самолетами приняли участие в программе испытаний.

В соответствии с условиями заключенного договора, поставки и испытания самолетов Су-30МКИ велись в 3 этапа. Поставки заказчику первой партии из 10 истребителей Су-30МКИ состоялись в 2002 году, второй партии из 12 машины – в 2003 году. К 2004 году истребителями Су-30К и Су-30МКИ были перевооружены 2-е эскадрильи индийских ВВС.

Основные отличительные особенности истребителей Су-30МКИ:

Впервые в мире на серийном истребителе был смонтирован двигатель с управляемым вектором тяги (АЛ-31ФП созданный в НТЦ им. А. Люльки), а также система дистанционного управления, включенная в единый контур управления. Данное решение позволило реализовать на Су-30МКИ возможности режимов сверхманевренности;

Впервые в практике ОКБ на истребителе была проведена широкая интеграция систем БРЭО отечественного и импортного производства. На Су-30МКИ был создан «интернациональный» комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в состав которого вошли комплексы и системы 14 зарубежных фирм из 6 стран мира;

Впервые в мире на серийной машине была установлена РЛС с поворотной ФАР («Барс» созданная НИИ приборостроения). Помимо этого на истребителе было смонтировано новое катапультное кресло К-36Д-3,5 и ряд других новых систем российской разработки;

Номенклатура авиационных средств поражения была значительно расширена за счет УР класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, класса «воздух-земля»: Х-59М, Х-31А/П и Х-29Л/Т/ТЕ, а также корректируемых авиабомб КАБ-500 и КАБ-1500.


Оснащенный достаточно широким спектром вооружения Су-30МКИ способен уничтожать воздушные цели (включая объекты с небольшой радиолокационной заметностью) в ближнем бою, а также вести упреждающие бои на дальнем расстоянии. Этот многоцелевой истребитель может уничтожать наземные и надводные объекты с помощью управляемого и неуправляемого на тактической и оперативной глубине. В то же время использование открытой архитектуры бортового радиоэлектронного оборудования позволяет значительно расширить арсенал используемых вооружений.

Первые победы Су-30МКИ

Наиболее важным показателем заслуженного авторитета Су-30МКИ, а также его вариантов, по мнению большого числа экспертов, стали результаты международных учений, в которых многократно принимал участие данный самолет. Практика проведения данных учений появилась в 2004 году, когда в них приняли участие самолеты Су-30К, предназначенные в основном для завоевания превосходства в воздухе. Некоторое количество таких истребителей, имеющих традиционный для ранних Су-27/Су-30 радар Н001, были проданы Индии в 1997 году. Несмотря на то, что данные самолеты обладали ограниченными возможностями и существенно уступали по своим ТТХ будущему Су-30МКИ, уже тогда данной машине удалось показать на практике свою высокую эффективность. Командование индийских ВВС решило, что уровень подготовки летчиков 24-й эскадрильи позволяет выставить их на соревнования с американскими пилотами. Речь идет об учениях под названием Cope India-2004, в которых США представляли истребители F-15C.

Результаты данных учений стали обескураживающими для поклонников американских истребителей. Проигрыш 90% ближних маневренных воздушных боев был предполагаем, так как аэродинамическое превосходство Су-30К над F-15 не вызывало ни у кого сомнений. Но в то же время индийские пилоты оказались сильнее и в воздушных боях на средней дистанции. Летчики, используя возможностями РЛС Н001, обладали преимуществом при отыгрыше пуска УР (управляемых ракет) средней дальности в режиме их наведения на несколько разных целей одновременно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после окончания учений в США снова активизировались сторонники дальнейшего развития программы по истребителю F-22, который, по мнению экспертов, может соперничать с новыми истребителями российского производства.


В том же 2004 году индийские истребители провели ряд учебных воздушных боев с F-16C/D ВВС Сингапура. Во время учений Sindex-2004 отрабатывались схватки как одиночных истребителей, так и бои «5 на 5». Стороны договорились не комментировать результаты данных воздушных боев из-за щепетильности темы. Индийцев интересовал потенциал F-16, приобретенных Пакистаном, а сингапурцев реальные возможности Су-30, которые поступают в страны Юго-Восточной Азии.

В следующем, 2005 году, спарринг-партнером Су-30К стали уже французские истребители из состава смешанного отряда в составе Mirage-2000C, Mirage-2000-5 и Mirage-2000N. Учебные воздушные бои проводились в рамках учений Garuda-II. ВВС Франции и Индии отрабатывали задачи ближнего и дальнего воздушного боя, а также решали задачи сопровождения самолетов ДРЛОиУ и обеспечения ПВО. За 8 дней учений самолеты провели 162 вылета, из них 74 было произведено индийскими Су-30К, общий налет индийских летчиков составил 200 часов. По сведениям французских источников, при выполнении перехватов Су-30К превосходили Mirage-2000С и незначительно уступали более новому на тот момент Mirage-2000-5, оснащенному РЛС RDY. В ближних воздушных боях безоговорочно победу праздновали индийские летчики.

Неоспоримое превосходство

Международный дебют истребителей Су-30МКИ прошел во время учений Cope India-2005. В рамках данных учений самолеты приняли участие в имитации одиночного и группового воздушного боя, а также вылетах на перехват больших групп ударных самолетов. Условным противником для индийских истребителей выступили F-16C/D американских ВВС. Наиболее интересным аспектом тех учений был состав соревнующихся «команд» двух стран. Индийскую сторону представляли лишь самолеты Су-30МКИ, тогда как истребители F-16 обладали информационной поддержкой со стороны самолетов ДРЛОиУ E-3. При этом принято считать, что наличие фактора AWACS обеспечивает сегодня победу в воздушных боях. Несмотря на это соотношение побед оказалось почти равным, в основном в этом была заслуга радара Н011М «Барс» с фазированной антенной решеткой (ФАР).


Менее известны итоги индийско-британских учений Indra Dhanush-2006, в которых приняли участие истребители-перехватчики Tornado F.Mk.3 и истребители Су-30МКИ. Стороны договорились между собой не разглашать результаты воздушных боев, но, по словам британских летчиков, которым была предоставлена возможность самостоятельного пилотирования Су-30МКИ, российский истребитель по своим боевым возможностям существенно превосходит их машины.

Особое внимание многофункциональный истребитель Су-30МКИ привлек во время проведения учений Red Flag-2008, которые прошли на территории США. Участниками учений стали США, Индия, Южная Корея и Франция. Вылет группы самолетов из Индии состоялся 7 июля, а прибытие на авиабазу «Маунтин-Хоум» в штате Айдахо – 17 июля. Полет осуществлялся с проведением посадок в Катаре, Турции, Франции и Португалии. Из соображений секретности командование индийских ВВС запретило своим пилотам применять бортовую РЛС «Барс» на боевых режимах (было разрешено применять только некоторые тренировочные), использовать дипольные отражатели, включать аппаратуру радиоэлектронного противодействия, также пользоваться аппаратурой линии передачи данных (пилотам было разрешено использовать лишь голосовую связь). В рамках учений Red Flag-2008, многофункциональные истребители Су-30МКИ решали задачи по сопровождению ударных групп с ведением воздушных боев с истребителями F-15C и F-16, поражению наземных целей, огневому подавлению системы ПВО условного противника.

По результатам выполнения условных боевых задач различными вариантами самолетов западного производства, США вынуждены были признать, что в ходе учений истребители Су-30МКИ доказали, что они превосходят основной американский тяжелый истребитель F-15, а также наиболее распространенный в мире легкий истребитель F-16.


Следующим успехом ВВС Индии и российских самолетов стали международные учения Garuda-IV. На этих учениям российским Су-30МКИ противостояли европейские истребители Mirage-2000 и Rafale. В ходе проведения данных учений была осуществлена не только основная программа – 430 вылетов, но и дополнительная – еще 100 вылетов. В ходе ведения ближнего и дальнего воздушного боев, вылета на перехват воздушного противника, и сопровождения транспортных самолетов Су-30МКИ показали полное превосходство над европейскими истребителями.

На сегодняшний день истребители Су-30МКИ на практике демонстрируют способность добиваться побед в воздушных боях с любыми истребителями, относящимися к поколениям «4», «4+» и «4++». При этом боевые возможности истребителя позволяют ему компенсировать отсутствие внешнего целеуказания и предупреждения со стороны самолетов ДРЛОиУ, высокий уровень боевой подготовки натовских пилотов, а также их реальный боевой опыт, который они получили в военных конфликтах ближайших десятилетий.

Источники информации:
http://www.irkut.com/ru/services/production/SU30MK/
http://www.sukhoi.org/planes/military/su30mk/history/
http://vpk-news.ru/articles/12637

Су-30 – российский двухместный истребитель поколения «4+». Отличается сверхвысокой маневренностью и предназначен для контроля воздушного пространства. Способен выполнять задачи в любых метеорологических условиях против воздушных, морских и наземных целей, может управлять групповыми действиями других самолетов.

Фото Су-30СМ в полёте.

История создания

Основой для разработки послужил истребитель Су-27 . Разработка прототипа началась в 1986 году. Перед конструкторами стояла задача увеличить время нахождения самолета в воздухе и дальность полета, для чего машину оснастили возможностью дозаправки в воздухе, а кабину пилотов модернизировали. Кроме того, разрабатывалась новая система управления вооружением.

Опытные полеты первых прототипов, с целью тестирования новых систем, проводились с 1987 по 1989 год. Полет серийного Су-30 состоялся в 1992 году, после чего новый двухместный истребитель приняли на вооружение ВВС России.


Фото: пара Су-30СМ в полёте.

Красивое фото полёта Су-30.

Особенности

Характерная черта самолета – наличие двух членов экипажа. При этом летчик пилотирует машину и контролирует оружие ближнего боя, а оператор осуществляет общую навигацию полета и контроль за обстановкой в районе действия истребителя. Также оператор управляет системой РЛО самолета и имеет возможность руководить действиями других машин, действующих в группе с Су-30.

Для выполнения возложенных на истребитель задач, он оснащен следующими системами:

  • система дозаправки топливом в воздухе, расположенная впереди пилотской кабины;
  • специальная система жизнеобеспечения пилотов;
  • индикатор тактической обстановки, позволяющий управлять действиями самолетов в группе;
  • система дальней навигации.

Система дистанционного управления позволяет контролировать двигательный вектор тяги, что, вместе с общей аэродинамической схемой истребителя, дает ему уникальную маневренность.

Су-30 способен развивать скорость до 1350 км/ч вблизи земли, а на высотах до 2125 км/ч. Дальность полета 3500 км (без учета дозаправки в воздухе), а потолок 17,3 км.

Су-30 ВМФ России.

Су-30СМ.

Фотография Су-30.
Истребитель Су-30: качественное фото.

Су-30: фото сверху крупным планом.

Су-30: фото крупным планом.

Су-30: фото с нижнего ракурса.

Вооружение

Су-30 имеет 12 точек подвеса ракетного вооружения и может нести до 10 тонн боевой нагрузки. Для боя на ближней дистанции имеются 6 ракет малой дальности Р-73 с тепловыми самонаводящимися головками и авиационная 30 мм пушка. Для поражения целей на средних дистанциях Су-30 располагает 6-ю ракетами «воздух-воздух» (управляемыми). Кроме того, самолет может нести 500-т и 250-ти килограммовые бомбы (по 8 и 28 штук соответственно).

Су-30 тормозит парашютами.


Фото: истребитель Су-30 взлетает.

Пара Су-30 и пара Су-27 в полёте.

Модификации

  • Су-30К – базовая модификация.
  • Су-30МК – экспортный вариант самолета, в котором были увеличены масса боевой нагрузки, ресурсы двигателя и планера.
  • Су-30МКИ – вариант для ВВС Индии.
  • Су-30КН – модернизированы и улучшены возможности РЛС индикаторов тактической обстановки.
  • Су30-МКК – вариант для ВВС Китая. Улучшено вооружение для работы по наземным целям.
  • Су30-СМ – новейшая модификация для ВВС России, созданная в 2012 году.

Существует еще ряд модификаций самолета для поставок в Алжир, Вьетнам, Малайзию и Венесуэлу.

В серии показательных боев, проведенных истребителями Су-30 вооруженных сил Индии, самолет показал абсолютное превосходство над F-15 и F-16 в 2005 году (смотрите фото F-15 и фото F-16), а также над европейским истребителем «Тайфун» в 2015 году.

Многоцелевой истребитель Су 30 СМ оснащён двигателями с управляемым вектором тяги, использует для достижения поставленных задач обновлённые системы радиолокации, опознавания и радиосвязи. Этот самолёт создан для завоевания господства в воздухе и дальнего патрулирования, управления группами истребителей, ведения боевых действий, связанных с большой дальностью и продолжительностью.

История создания Су 30

В 1988 году руководителем проекта стал И.Емельянов. Создавали новую машину на базе учебно-боевого самолёта , поэтому она стала двухместной, предназначалась для координации действий истребителей в бою и патрулирования на максимальном радиусе.

Прототип многоцелевого самолёта Т-10 ПУ-5 в октябре 1988 года совершил первый полёт. На нём испытан опытный двигатель, оснащённый механизмом управления вектора тяги. В процессе испытаний усилили центроплан и конструкцию шасси.

Лётчиками-испытателями В. Максименковым и Г.Булановым в апреле 1992 года дана путёвка в небо первым серийным машинам . Из-за экономического спада, который переживала страна в те годы, было выпущено лишь 8 самолётов, пять из них закупило ПВО, остальные использовались для показа на выставках и участвовали в авиационных шоу.

В последующие годы ОКБ Сухого совместно с ИАПО создало ещё 12 модификаций , которые отличались друг от друга радиолокационным, связным и оптикоприцельным оборудованием. Самолёты позднего выпуска оснащались новыми двигателями АЛ-31ФП и оборудованием для дозаправки топливом в воздухе.

Все эти машины пошли на экспорт в такие страны, как Индия, Китай, Индонезия, Алжир, Вьетнам и другие. Худа без добра не бывает и когда Россия закупила для своих Вооружённых сил новый дальний многоцелевой истребитель – это уже был отработанный вариант, не имеющий недостатков, характерных для болезни роста (спасибо деньгам, вырученных от экспорта).

Описание истребителя Су-30

В интегральную компоновку самолёта входит свободонесущее крыло трапецевидной формы с аэродинамическими наплывами, создающее единый корпус плавным сопряжением с фюзеляжем. Стреловидность у крыла по передней кромке 420 и оно оснащено флаперонами, выполняющими одновременно функцию элерона и закрылка. Внизу корпуса самолёта в мотогондолах с регулируемыми заборниками воздуха, расположены два турбореактивных двигателя АЛ-31Ф.

Обтекатели основного шасси переходят в две хвостовые балки, на которых размещены площадки для поворотных консолей рулей высоты и направления. Разработчики отказались от механической проводки в системе управления самолётом в пользу современного электродистанционного.

Носовая часть фюзеляжа начинается с обтекателя в форме полумонокока, в котором размещена бортовая радиолокационная станция. За ним расположен отсек с блоками прицельного комплекса, кабина пилотов и ещё два отсека с оборудованием, расположенные за кабиной и под кабиной. Далее следует одностворчатая ниша для уборки переднего шасси.

Кабина пилотов двухместная, вторая кабина возвышается над первой, они герметизированы, каждая открывается назад и вверх. Отличный обзор обеспечен всей площадью остекления. Места пилотов оснащены зарекомендовавшими себя катапультируемыми креслами К-36 ДМ.

Модификация Су-30МКИ индийских ВВС использовалась как база для реализации концепции «открытой архитектуры борта». Эта концепция разрешала совмещать оборудование, вооружение и системы РЭО от производителей разных стран.

Су 30МКИ в бою

На Су-30МКИ соединили в едином составе французский навигационный комплекс и индикационную систему лобового стекла, российский радар и оптическую локационную станцию, израильские прицельные комплексы и станции РЭБ, вычислительные системы из Индии.

Построенный для российских ВС, поражает с высокой точностью самолёты и ракеты противника, и наземные, и надводные цели. Для этого и предназначена РЛС НО «Барс» с фазированной пассивной решёткой со сканированием электронным лучом. «Барс» разрешает сопровождать одновременно 15 целей и уничтожить сразу четыре.

Краткие лётные данные самолёта Су 30

  • Крыло имеет размах – 14,7 м.
  • Общая длина самолёта – 21,9 м.
  • Высота по кончику киля – 6,36 м.
  • Наибольшая скорость на высоте – 2125 км/час.
  • Максимальная скорость у земли – 1400 км/час.
  • Наибольшая продолжительность без заправки – 3,5 часа.
  • Максимальная дальность с одной дозаправкой – 5200 км.
  • Потолок – 19800 м.
  • Тяговооружённость – 2 х 12500 кгс.

Если говорить о вооружении, то из стрелкового есть 30-мм авиационная пушка ГШ-301 .

Ракетное и бомбовое вооружение – это управляемые и неуправляемые ракеты малой и средней дальности, авиационные бомбы и контейнеры общим весом 8 тонн.

Пара Су 30

Интересные факты об истребителе Су-30

Индийские лётчики на Су-30МКИ в 2005 году на совместных учениях с американскими самолётами F-16 и F-15 показали полное превосходство в стратегическом и тактическом отношении.

В 2015 году , входящие в ВВС Индии разгромили английских пилотов со счётом 12: 0. Британцы на этих учениях летали на истребителях Eurofighter Typhoon.

В различных модификациях стоят на вооружении в десяти государствах мира – это Ангола, Алжир, Вьетнам, Венесуэла, Индонезия, Индия, КНР, Малазия, Ирак и Уганда.

Усилиями российских конструкторов и технологов получился многоцелевой истребитель с феноменальной маневренностью и высокой точностью поражения целей.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник