10.07.2019

Линейные корабли типа Iowa. Самый мощный линкор всех времен и народов. Постройка и испытания


Современный флот знает немало примеров того, как корабли, возведенные десяток-другой лет назад, до сих пор остаются вполне актуальными. К таковым, например, относится и знаменитый американский линкор «Айова». Чем суда этого типа прославились? До сих пор многие историки и оружейники считают, что линкоры эти были идеальным сочетанием брони, вооружения и маневренности. Проектировщики и в самом деле сумели создать корабли, обладающие отличным запасом хода, скоростью и защищенностью.

Начало разработки

Начало работ над кораблями датируется аж 1938 годом. Перед создателями сразу поставили задачу — создать быстрый и хорошо вооруженный линкор, который бы мог следовать за авианосцами и отбивать атаки, на них направленные. Главной проблемой стало достижение скорости хода в 30 узлов. В это же время начались первые проблемы с Японией, так что нужно было поторопиться: многие понимали, что потомки самураев не преминут возможностью атаковать флот США.

Не мудрствуя лукаво, решили в качестве основы использовать корабли типа «Южная Дакота». В результате линкор «Айова» получил водоизмещение в 45 тысяч тонн, а главным артиллерийским калибром стали орудия на 406 мм. Нужно сказать, что к длине корпуса добавили почти 70 метров, но ширину корпуса пришлось оставить практически неизменной, так как диктовал свои нормативы.

«Морские дубинки»

Конструкторы также использовали оригинальное техническое решение: новое расположение силовой установки. В результате получилось сильно заузить нос, обеспечив прекрасные ходовые качества судов. Из-за этого линкор «Айова» получил прозвище «дубинка». Конечно же, из-за увеличения длины корпуса вырос вес его брони, но ее характеристики остались точно теми же, как и на кораблях «Южная Дакота». Так, основной бронепояс имел толщину все те же 310 мм.

Всего было построено четыре корабля этого класса:

    Непосредственно «Айова» - линкор был флагманом.

    «Нью-Джерси».

    «Миссури».

    «Висконсин».

Существовали также проекты кораблей «Иллинойс» и «Кентукки», но построены они так и не были. Произошло это по банальной причине — война закончилась, а тратить 100 миллионов долларов на постройку каждого корабля в свете этого события было глупо. К слову говоря, носовую часть «Иллинойса» использовали для ремонта «Висконсина».

Где можно увидеть линкор «Айова»? Модель 1:200, которую можно купить практически на любом судомодельном ресурсе, даст вам такую возможность. Кроме того, в специализированных изданиях имеется огромное количество снимков кораблей. Разумеется, их фото есть и в нашей статье.

Общие технические характеристики

Какие характеристики имел линкор «Айова»? ТТХ были следующими:

    Водоизмещение составляло 57450 тонн.

    Общая длина — 270,5 метра.

    Ширина корабля 33 метра.

    Осадка судна — 11 метров.

    В движение их приводили четыре дизельных двигателя, причем мощность каждого составляла 212000 лошадиных сил.

    Максимальная скорость — 33 узла, что примерно соответствует 61 км/ч.

    Дальность плавания — не менее 15 тысяч

Вооружение также было весьма внушительным:

    Четыре установки «Вулкан».

    Четыре противокорабельных ракетных комплекса «Гарпун» (после модернизации).

    Три артиллерийские 406-мм установки (по три ствола на каждой).

    Шесть 125-миллиметровых установок (по два ствола на каждой).

Кроме того, линкоры типа «Айова» после модернизации получили дополнительно по 32 «Томагавка», что сделало их еще более опасными соперниками.

Новые артиллерийские системы

Длину орудий оставили прежней, в 50 калибров, увеличив ствол до 406 мм. Новые пушки получили обозначение Мк-7. Они намного превосходили 45-калиберные Мк-6, которые устанавливали на суда типа «Южная Дакота». Среди прочего был снижен вес артиллерийских систем, многие технические решения прошлого века были заменены на современные. Вообще, линкор «Айова», чертежи которого также есть в статье, для своего времени был действительно передовым кораблем.

Увеличение габаритов

Вообще, у этого образчика вооружения небезынтересная история. Так, за 20 лет до этого производилось немало артиллерийских систем калибра 406 мм, но впоследствии их применение ограничили законодательно. Затем от этого ограничения отказались, что позволило решить сразу две проблемы. Во-первых, линкор «Айова» приобрел действительно достойное вооружение. Во-вторых, появилось «законное» обоснование увеличенного водоизмещения, за счет которого получилось «втиснуть» в корабль множество других технических новинок.

Впрочем, вскоре выяснилось, что потребуется увеличить водоизмещение еще на 2000 тонн, что уже никак не укладывалось в рамки технического задания. Выход нашелся быстро — орудия облегчили, использовав для производства другие сплавы и отказавшись от некоторых элементов конструкции. В тот же период американцы начали широко использовать метод хромирования ствола, причем толщина напыления составляла 0.013 мм. Срок эксплуатации пушки составлял приблизительно 300 выстрелов.

Затвор — поршневого типа, при выстреле он откидывался вниз. После произведения выстрела ствол принудительно продувался воздухом под давлением. Без затвора орудие весило 108 тонн, вместе с ним масса достигала 121 тонны.

Используемые снаряды

Для стрельбы использовались монструозные выстрелы, один только пороховой заряд которых весил без малого три центнера. Он мог запустить снаряд весом в 1225 килограммов на расстояние почти сорока километров. В ассортимент боеприпасов входили как бронебойные, так и осколочно-фугасные разновидности. Но не только эти снаряды имелись в арсенале корабля «Айова». Линкор имел на вооружении выстрелы Мк-5, вес которых составлял 1116 килограммов. Ближе к 1940 году получили также снаряд МК-8, который (как и старые разновидности) также весил 1225 килограмм.

Вообще, выстрелы такого веса и калибра стали основой огневой мощи американских кораблей, начиная с «Северной Каролины». Может показаться невероятным, но только 1.5% веса составлял непосредственно заряд взрывчатки. Впрочем, этого все равно хватало для пробития брони вражеских кораблей. Так, в событиях на Тихом океане во время войны с японцами отличилась именно «Айова». Линкор, фото которого есть в статье, неоднократно участвовал в зачистке акватории от вражеских кораблей.

Ядерная эпоха

В начале 50-х годов на вооружение поступил снаряд Мк-23, который комплектовался ядерным зарядом, мощность которого составляла 1 кт. Весил он «всего» 862 килограмма, имел длину чуть более полутора метров, а по внешнему виду был практически неотличим от Мк-13. Согласно официальной версии, специальные снаряды состояли на вооружении ВМС США с 1956 по 1961 год, но в реальности они все время хранились в береговых арсеналах.

В начале 1980-х годов оказалось, что линкоры типа «Айова» обладают довольно посредственными результатами дальности стрельбы и что эти характеристики не помешало бы серьезно улучшить. Чтобы справиться с этой задачей, американские инженеры начали разработку специального для 406-миллиметровых орудий. При весе всего 654 килограмма он должен был пролетать не менее 66 километров. Вот только эта разработка так и не вышла из стадии тестирования.

Скорострельность орудий составляла два выстрела в минуту, причем каждый ствол мог вести независимый огонь. Одна башня с 406-миллиметровыми орудиями весила приблизительно три тысячи тонн. За стрельбу отвечал расчет из 94 человек (на каждое орудие). Кстати, а сколько человек было на борту корабля «Айова»? Линкор, фото которого неоднократно встречается в статье, требовал 2800 моряков для заполнения всех вакансий.

Системы наводки, орудийные башни

По горизонтали башня могла наводиться на 300 градусов, по вертикали - от +45 и -5 градусов. Снаряды хранились в два яруса, вертикально, находясь внутри барбета орудийной установки. Между магазином и поворотным механизмом башни имелись еще две площадки, которые могли вращаться независимо от самой башни. Именно на них поступали снаряды из магазинов, после чего их доставляли к пушкам. За это отвечали сразу три подъемника, мощность каждого из которых составляла 75

Хранение боеприпасов

Боеприпасы хранились на двух ярусах в нижних отсеках. Подача к башням также выполнялась за счет электромотора, но в этом случае его мощность составляла 100 л.с. Как и в случае с «Дакотами», конструкция корабля не содержала перегрузочных отсеков, которые могли спасти экипаж при взрыве боекомплекта.

Американцы для решения этой проблемы предусмотрели достаточно сложную систему герметичных дверей. Специалисты нередко отмечают, что такое решение резко повышало риск гибели для экипажа корабля, но на практике надежность линкора была подтверждена. Какую катастрофу пережил линкор «Айова»? Взрыв. Произошло это в 1989 году. Тогда взорвалась вторая орудийная башня 406-миллиметрового орудия, причем в результате этого погибло сразу 47 человек, а установка загорелась. До сих пор причины произошедшего точно не установлены.

Причины ЧП

Предполагается, что взрыв устроил одни из матросов, но его мотивы не ясны. Другая версия заключается в том, что взорвался один из снарядов из-за какого-то производственного дефекта. Вообще, вся эта история выглядит очень плохо: буквально на следующий день башня была полностью вычищена, покрашена, а обломки скинули в море.

Как бы там ни было, герметичные двери свою функцию выполнили: корабль остался на плаву, серьезных повреждений не было. Да и то, что погибло 47 моряков при их общем количестве 2800, также говорит о надежности системы. Вторая башня после этого случая была запечатана и более не использовалась. Кроме того, из-за этого линкор класса «Айова» не смог принять участие в никарагуанских событиях.

Боевое применение

Все корабли этой серии участвовали во Второй мировой войне, причем капитуляция Японии была подписана на борту одного из них, USS «Миссури». В 1943 году сама «Айова» принимала участие в выслеживании немецкого «Тирпица», а уже в ноябре того же года на ее борту привезли в Тегеран президента Рузвельта. Но реальные столкновения с противником начались только с 1944 года, когда корабль участвовал в ликвидации японской группировки на Маршалловых островах.

Известен случай, когда линкор единолично потопил аналогичный по классу японский «Катори», а также деятельно участвовал в наступлении на Филиппинские острова. Высокие ходовые качества корабля подтвердил декабрьский шторм 1944 года, когда линкор не только с честью выдержал это испытание, но и не получил никаких сколь-нибудь серьезных повреждений. После этого линкоры типа «Айова» в 1945 году обстреливали уже японскую территорию. Вскоре после атомной бомбардировки страны «Айова» и «Миссури» принимали японскую делегацию.

Послевоенное положение дел

Несмотря на то что экипажи очень любили эти корабли за их маневренность и отличное вооружение, высокие ходовые качества и живучесть, их содержание обходилось для военного слишком дорого. А потому в том же 1945 году суда были поставлены на консервацию, так как надобность в них фактически отпала.

Но линкор «Айова», характеристики которого были весьма впечатляющими по тем временам, в резерве пробыл недолго: уже в начале Корейского инцидента их снова вывели на «передний эшелон», затем был Вьетнам. К слову говоря, вьетнамские события показали, что один такой крейсер в некоторых случаях способен заменить не менее 50 самолетов-бомбардировщиков за счет высокой плотности огня по площадям. Так как немалая часть боевых действий проходила на прибрежных плацдармах, американцы сэкономили немало самолетов.

После Вьетнама линкоры вновь поставили «в консервы», но снова отправили на передовую в 70-е годы, во время Холодной войны. Рейган хотел показать СССР, что Америка — страна сильная и могущественная, и несколько отлично вооруженных кораблей для этой цели подходили как нельзя лучше.

Но все понимали, что это просто глупо: существовавшие к тому времени береговые ракетные комплексы могли превратить любое судно в металлолом задолго до того момента, когда бы оно могло воспользоваться своим вооружением.

Модернизация кораблей

Как мы уже упоминали, к 1980 году стало очевидным обстоятельство морального и технического устаревания кораблей. Следовало что-то предпринять. Одно время в воздухе витали фантастические идеи преобразования судов... в авианосцы. Нелепость предложения подчеркивала форма кораблей, та самая «дубинка». На перестройку понадобилось бы потратить такие деньги, что введение в строй нового авианосца было бы немногим дешевле.

Как же переоборудовали линкор класса «Айова»? Модель модернизации, одобренная Сенатом, предусматривала установку ракет «Томагавк», которые резко повышали боеспособность кораблей. Кроме того, были смонтированы ракетные комплексы «Гарпун», проведен и прочего оборудования судов.

Перед вами USS Iowa – первый из самых крупных и самых мощных линейных кораблей, которые когда-либо состояли на службе в Морском Флоте Соединённых штатов. Оснащённый 406-мм орудиями, способными стрелять ядерными снарядами, этот корабль - единственный в американской истории, обладающий такой возможностью.

Давайте я вам расскажу про этот корабль подробнее …

Фото 2.

Эти девять орудий, дающих одновременный залп - ужасающее, но завораживающее зрелище. Однако следует признать, что в ситуации реального боя такой метод атаки далеко не оптимален. Ударные волны снарядов настолько сильны, что начинают влиять друг на друга, нарушая траекторию полёта. Военные решили эту проблему, стреляя из орудий в быстрой последовательности – каждое отдельное орудие способно стрелять независимо.

Фото 3.

USS Iowa использовался на Тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны, но вскоре после неё стало очевидным, что время линкоров подошло к концу. Самой мощной силой на море стали авианосцы с их бомбардировщиками и истребителями. США отменили строительство двух из шести линкоров класса Iowa ещё до конца войны. Также Штаты планировали создать новый класс линейных кораблей – 65.000-тонные корабли класса Montana с 12-ю 406-мм орудиями, но отменили их разработку в 1943 году.

Фото 4.

2 января 1944 года в качестве флагманского корабля 7-го линейного дивизиона линкор «Айова» отправился в Тихий океан, где получил боевое крещение во время операции на Маршалловых островах.

С 8 апреля по 16 октября 1952 года линкор «Айова» участвовал в Корейской войне в боевых операциях у восточного побережья страны, осуществляя поддержку наземных сил артиллерийским ударами по Сонгджину, Хунгнаму и Койо в Северной Корее.

Тем не менее, после войны четыре построенных линкора класса Iowa - USS Iowa, USS New Jersey, USS Missouri, и USS Wisconsin – были действующей частью самого мощного боевого флота, который существовал в мире на протяжении нескольких десятилетий. В 80-х годах к впечатляющему арсеналу этих линкоров были добавлены 32 ракеты Tomahawk и 16 ракет Harpoon, а также 4 системы Phalanx.

Фото 5.

Также линкоры класса Iowa были единственными кораблями Флота США, способными стрелять ядерными снарядами. Их снаряды имели маркировку W23, и «с учётом их мощности от 15 до 20 килотонн в тротиловом эквиваленте, они делали 406-мм орудия линкоров Iowa самой крупнокалиберной ядерной артиллерией в мире».

Фото 6.

24 февраля 1958 года линкор «Айова» выведен из состава ВМС США, и переведен в состав Атлантического резервного флота. Но начале 80-х годов вернулся в строй, полностью обновив зенитную артиллерию и получив новейшую электронику. Орудия главного калибра остались на месте. Вес снаряда такого орудия — одна тонна. Дальность стрельбы — 38 км. Шесть лет назад Конгресс США отклонил предложение морского министра списать «Айову», сославшись на нежелательность ослабления огневой мощи американского флота.

Окончательно списан в 1990 году и долгое время находился на стоянке резервного флота в Сэсун-Бэй (шт. Калифорния). 28 октября 2011 году был отбуксирован в порт Ричмонд, Калифорния для восстановления перед переходом на постоянное место базирования в порту Лос-Анжелеса. Там он будет использоваться в качестве музея

Фото 7.

Линкоры типа «Айова» считаются самыми совершенными в истории судостроения. Именно при их создании конструкторам и инженерам удалось достичь максимального сочетания всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. Линкоры типа «Айова» поставили точку в развитии эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом. Вот их названия: «Айова» (BB-61), «Нью Джерси» (BB-62), «Миссури» (BB-63) и «Висконсин» (BB-64).

Фото 8.

Информация по орудиям:

Фото 9.

Фото 10.

Фото 12.

Фото 13.

В целом, «Айова» была несомненным триумфом американского кораблестроения. На ней были исправлены большинство недостатков первых американских эскадренных броненосцев, и она обладала отличной мореходностью, высокой скоростью, прекрасной защищенностью и мощным вооружением. Хотя американские тяжелые орудия и уступали качеством современным тяжелым орудиям Старого Света, тем не менее, 35-калиберные 305-миллиметровые пушки «Айовы», стоящие в сбалансированных башнях, были значительно эффективней формально более мощных орудий «Индиан». Важным аргументом в пользу «Айовы» была также ее мощная промежуточная артиллерия и первые по-настоящему скорострельные американские орудия.

В результате, американцам удалось создать (практически без опыта) броненосец, немногим уступающий европейским современникам. Но сами американцы оказались, видимо, не в состоянии разглядеть сильные стороны проекта, так как последующие две серии броненосцев не заимствовали почти ничего от дизайна «Айовы» (что явно было не самым правильным актом).

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 43.

Фото 44.


Ещё одним удалённым анклавом Лос-Анджелеса на берегу океана является Сан-Педро. В нём находится порт Лос-Анджелеса – самый-самый контейнерный порт США и всего Западного полушария. Ещё с 1919 по 1940 год Сан-Педро был домом Тихоокеанского флота США.


Доехать до Сан-Педро из центра Лос-Анджелеса можно только с пересадкой. Сначала за полчаса серебренной линией Метро, представляющей собой носящиеся по хайвеям автобусы, до Харбор Терминал, оттуда 205-м автобусом ехать почти час по многочисленным пригородам ЛА до ватерфронта Сан-Педро – паре километров обустроенной в последние годы под старину набережной.


Да, районы по пути неблагополучные, так что в автобусе привычно дежурит крепкий негр в фирменном жилете.
Ещё при поездке столкнулся с одним косяком.
На лос-анджелесской транспортной карте ТАП, как это и принято в мире, есть бонус в виде 2-часового бесплатного транзита, ну то есть когда в течение этого промежутка времени пересаживаешься с метро на автобус, то деньги с карты не списываются. Проезд и там и там стоит 1,75 долларов.


Однако проезд на автобусах серебренной линии Метро стоит 2,5 долларов. Представляется естественным заложить в карточку возможность списать при подобном бесплатном транзите 75 центов – однако при создании ТАП этого почему-то не сделали. И приходится доплачивать эти самые 75 центов при посадке – монетами без сдачи, как положено.

На набережной в паромном терминале вековой давности находиться Морской музей, напротив него – монумент морякам торгового флота США.


Ещё несколько месяцев назад вдоль набережной бегал красный исторический трамвай – последний уцелевший кусочек когда-то достигавшей протяжённости более тысячи километров "Пасифик Рэйлвей Ред Кар", трамвайной сети Большого Лос-Анджелеса и окрестностей.


В сентябре 2015-го линию закрыли в связи реконструкцией набережной и дальнейшая судьба сан-педровского трамвая остаётся под вопросом.
В самом начале набережной, прямо за круизным терминалом, и располагается единственная достопримечательность, ради которой и стоит тратить полдня на поездку в Сан-Педро – линкор "Айова", единственный музеефициированный линкор на Тихоокеанском побережье США.


57-тысячетонный стальной монстр длинной 270 метров стал головным кораблём последней в мировой истории серии линкоров. Вступил в строй в 1943 году, успел принять участие в завершающем этапе войны на Тихом океане. Участвовал в Корейской войне, затем пару десятилетий простоял на консервации, снова вступил в строй после модернизации в 80-е годы.


В 1990 году выведен в резерв, официально из списков флота исключён в 2006 году. Сначала линкор отбуксировали в Сан-Франциско, но там не нашлось денег на музей и корабль перехватил Лос-Анджелес. С лета 2012 линкор "Айова" является кораблём-музеем.

Вход находится в районе центральной надстройки, тикит-офис прямо у входа, билет стоит 18 долларов.


Над кассами висит предупреждение, что возможен вред для здоровья, так что беременным и прочим лучше не ходить. Это из-за типичного запаха боевого корабля внутри, в отличие от "Мидуэя" ещё не выветрившегося.
На борту идём по жёлтым стрелкам – это и есть единственный маршрут обхода корабля.
Сначала идём на нос, обходим вокруг первой башни с 406-мм орудиями главного калибра.


Затем заходим внутрь, спуска вниз нет.


Коридоры ведут по многочисленным помещениям.


Тут находятся каюты старших офицеров –


Офисы разных корабельных служб –


В офицерской столовой на ЖК-мониторах крутиться хроника времён службы линкора.


Ну и душевые с туалетами.


Лестница ведёт на следующий уровень.


Ко второй башне.


На ней установлена табличка с именами 47 моряков, погибших при взрыве пороха в башне в апреле 1989 года.


За второй башней заходим в президентские покои, ибо "Айова" выполняла ещё и функцию президентского флагмана Флота. "Президентс баттлшип" – постоянный слоган на борту корабля-музея.


Внутри воссоздана обстановка конца 1943 года, когда линкор доставлял президента Рузвельта на конференции в Касабланку и Тегеран.
За столом заседаний члены военного кабинета Рузвельта представлены обложками "Тайм".


В задней комнате – и президентская кровать с президентским санузлом.


Дальше по коридорам и лестницам не пройти.


По наружной лестнице поднимаемся на третий уровень.


Тут будет лёгкий флаг-мостик –


И БИЦ образца 80-х годов –


На следующем уровне расположен основной мостик –


И бронированная боевая рубка времён Второй Мировой, с узкими бойницами и перископом.

Осенью 1991 года в беседе с министром обороны США Р. Чейни султан Омана выразил готовность оплатить расходы на содержание двух линкоров класса “Айова” для обеспечения ими непрерывного боевого патрулирования в Персидском заливе в течение девяти месяцев в году.

“Из всего вашего флота только линкоры похожи на настоящее оружие”, - добавил султан Кабус бен Саид.

По-моему, лучший комплимент для плавучих крепостей, созданных из сплава стали и огня.

Действия линкоров впечатлили восточного владыку больше, чем все ракетные крейсеры и авианосцы, вместе взятые. Но подождите смеяться. Султан Кабус не был отсталым дикарём, ничего не понимающим в современном оружии. Он ценил не блеск начищенных пушек, а боевую устойчивость “Айов”. В то же время мощное ракетно-пушечное вооружение линкоров также представляло значение для прибрежных государств Персидского региона. По плотности огневого воздействия огонь линкора был равноценен авиакрыльям двух авианосцев.

В отличие от фрегата “Старк” и ему подобных жестянок, «Айова» могла выдержать атаку с применением любых средств, имеющихся на вооружении у Ирака и Ирана. Она отлично подходила для патрулирования в зоне непредсказуемой опасности, где неизвестно кто и непонятно зачем мог в любой момент обстрелять проходящий мимо корабль.

Неостановимая и неуничтожимая боевая платформа, словно дамоклов меч нависающая над неспокойными водами залива, которая могла заставить нервно озираться местных любителей бряцать оружием.

Единственное, чего не учел султан Кабус, так это затрат на содержание уникальных боевых кораблей. Они оказались заметно выше, чем у 155-метровой королевской яхты “Аль-Саид”.

Эффективность линкора “Айова” в современных условиях

Единственный тип высокозащищенных кораблей, кому посчастливилось пройти модернизацию и нести службу до середины 1990-х гг.

При этом из всех проектов тяжелых крейсеров и линкоров своей эпохи “Айова” наименее подходила для службы в современных условиях. Такова ирония судьбы.

Линкоры этого типа имели внутренний бронепояс, который упрощал процесс их проектирования и постройки. Находящимся внутри броневым плитам не требовалось повторять плавные обводы корпуса, поэтому они имели вид обычных грубоватых металлоконструкций. Кроме того, сокращение ширины цитадели экономило тысячи тонн водоизмещения, которые использовались для повышения скоростных качеств и усиления состава вооружения линкора.


Что касается защищенности, то внутреннее расположение пояса никак не влияло на результаты попаданий крупнокалиберных бронебойных снарядов. Невероятно толстая по сегодняшним меркам обшивка (от 16 до 37 мм) оказалась слишком тонка, чтобы “содрать” бронебойный макаровский наконечник даже у 15-дюймовых боеприпасов.

Прошли десятилетия. Сменилась эпоха.

К моменту последней реактивации линкоров основным средством поражения на море стали фугасные или полубронебойные (фугасные с замедлением взрывателя) боевые части ракет. В таких условиях внутренний пояс стал создавать лишние проблемы и повышал уязвимость “Айовы”. Вне всяких сомнений, её 30-сантиметровый “панцирь” мог защитить все важные отсеки и боевые посты от взрыва ПКР. Но перед этим вонзившаяся в борт ракета могла “разворотить” мягкую обшивку на площади в десятки кв. метров.

Незначительная проблема в масштабах линкора, никак не влияющая на боевые возможностей. Однако все равно неприятно.

Повторюсь, здесь нигде не говорится о бесполезности защиты. Защищенность “Айовы” была феноменальной: линкор мог выдержать любые попадания, смертельные для современных кораблей. И все же его компоновка и схема установки защиты не отвечали требованиям времени. В идеале элементы брони должны располагаться снаружи, в виде внешней обшивки борта.

Читайте также: «Адмирал Горшков» вышел в первый дальний поход

“Айова” создавалась для боев с такими же плавучими крепостями, в которых фугасами никто не стрелял. Если кто-то вспомнит уроки Цусимы и ужасные снаряды с шимозой, то там, в силу ряда причин, сложилась трагическая ситуация. Если корабль позволит расстреливать себя на протяжении долгих часов, то никакая защита ему не поможет.

Что касается американских линкоров эпохи ВМВ, то все инновационные подходы имели вполне очевидный результат. Изучив преимущества и недостатки внутреннего пояса на “Айовах” и “Саут Дакотах”, американцы при создании следующего поколения линкоров (“Монтана”) вернулись к традиционной схеме установки поясной брони.

Внутренний пояс - не единственная проблема, снижавшая боевую устойчивость “Айовы”. Немалую роль играло неудачное размещение ракетного боезапаса. Конструкторы сделали все возможное, пытаясь разместить среди артиллерийских башен 32 крылатые ракеты “Томагавк”.

Ракеты установили на верхней палубе в защищенных установках MK.143, имевших массу 26 тонн (по 4 ракеты в каждой) - предшественницах отечественного комплекса Club-K (“Калибры”, скрытно размещенные в контейнерах).

Слово “защищенные” не должно вводить в заблуждение: на фотография заметно, что толщина бронированных крышек MK.143 не превышала 20-30 мм. Противоосколочная защита.



На виде сверху хорошо видно расположение контейнеров с «Томагавками»

Что касается противокорабельных “Гарпунов” (4Х4), то они вообще стояли открыто на ферменных направляющих, тускло блестя своими пластиковыми корпусами.

Боекомплект - один из самых опасных элементов, требующий максимальных мер безопасности, вдруг оказался на верхней палубе, безо всякой защиты. Такова цена “умеренной” модернизации корабля прошедшей эпохи, который пытались привести к соответствию современным условиям.

Совместные действия кораблей, принадлежащих разным эпохам, вызывали определенные затруднения. Приёмистые газовые турбины могли за четверть часа выйти из “холодного” состояния на режим максимальной мощности. В отличие от современных боевых кораблей, “Айовам” требовалось значительно большее время на разведение паров.

Когда же линкор выходил в море, от него стоило держаться подальше. И это касалось не только противников.

В отличие от крейсеров с управляемым ракетным оружием, “Айовы” создавались для яростных артиллерийских дуэлей, в которых скорость и маневр решали все. Командование ВМС было вынуждено издать инструкцию, напоминающие морякам, что внешнее впечатление ошибочно. Толстобокий монстр превосходит по маневренности любой современный корабль. Еще во времена Второй мировой было отмечено, что тактический диаметр циркуляции “Айовы” (740 метров) был меньше, чем у эсминца типа “Флетчер”.

Скоростные качества “Айов” всегда вызывали споры. Стремясь продлить ресурс механизмов, янки никогда не выводили ГЭУ на полную мощность. Достигнутое на практике значение (221 тыс. л.с. - солидный результат, в 1,5 раза больше, чем у атомного “Орлана”) соответствовало 87% от установленной мощности силовой установки линкора. В форсажном режиме и при наличии четверти миллиона “лошадей” на валах винтов, “Айова”, по расчетам, могла развивать до 35 узлов.

Теория в данном случае недалека от практики. Специфические обводы “бутылочной” формы и слишком большая, даже по меркам линкоров, длина корпуса (270 метров), вызванная установкой второго эшелона ГЭУ (при этом, сами отсеки силовой установки занимали 100 метров длины), эти наглядные факты свидетельствуют, что заявления о “быстроходном линкоре” - не пустой звук.

Читайте также: Производитель зенитных ракет просит оставить средства для выполнения гособоронзаказа

Кроме того, “Айова” была самой динамичной из всех кораблей её класса. По данным ВМС, время набора скорости с 15 до 27 узлов для формации из линкоров “Норт Кэролайн” и “Саут Дакота” составляло 19 минут. “Айова” благодаря большей удельной мощности разгонялась значительно быстрее всех её американских, европейских и японских ровесников (с 15 до 27 уз. - 7 минут).

Линкоры были оптимизированы под требования и задачи своего времени и в современных условиях смотрелись явным анахронизмом.

Как и все американские линкоры, “Айовы” были лишены гидроакустической станции и противолодочного оружия (задачи ПЛО, традиционно, возлагались на эсминцы эскорта).

Несмотря на модернизацию, система противовоздушной обороны оставалась на уровне 1940-х годов. Все планы со снятием одной из башен главного калибра, с установкой на её месте полусотни ракетных шахт и радаров системы “Иджис” так и остались мечтами. Дешевле было построить новый линкор.

Конструкторы обошлись полумерами.

Наличие четырёх “Фаланксов” и переносных ЗРК “Стингер” слабо помогало в борьбе с современными средствами воздушного нападения. Линкор не имел возможности перехватить носители или хотя бы затруднить им выход в атаку. Задачи ПВО были целиком возложены на ракетные крейсеры и эсминцы эскорта.

Тем не менее, общий результат оказался в пользу линкоров.

Совокупность боевых качеств (недостижимая для современных кораблей боевая устойчивость, ракетно-артиллерийское вооружение и статус крупных кораблей 1-го ранга) сделали “Айову” достойной модернизации и продления сроков её службы. При этом службы не в роли блокшива или плавказармы. Ярчайшие звезды первой величины, линкоры были выбраны на роль флагманов боевых групп.

50 лет в первых рядах - какой корабль в истории демонстрировал подобный результат? При том ни у кого не появлялось мыслей, что это вынужденное, “показушное” решение, идущее от невозможности заменить ветерана новым кораблем.

Как и полвека назад, линкоры оставались центром боевой устойчивости соединений. Появление бессмертных воинов в той или иной части света не оставалось незамеченным в дипломатических и военных кругах. Все понимали, что в случае начала боевых действий, придется отвлекать значительные ресурсы для противодействия подобному кораблю.

“Поставьте Иджис-крейсер в кильватер линкора - и вы пройдете везде, куда захотите”.
(Главком ВМС США адмирал К. Торст на церемонии реактивации линкора “Висконсин”, октябрь 1988 г.)

Один из главных вопросов связан с возможностью очередной реактивации линкоров в ближайшем будущем. Ответ зависит от двух параметров:

а) концепции применения ВМС;
б) оценки текущего состояния линкоров, возраст которых приближается к 80 годам.

Очевидные преимущества артиллерии при решении определенного круга задач (реакция и оперативность, дешевизна выстрелов, невосприимчивость к средствам ПВО и РЭБ), а также регулярных жалоб морских пехотинцев на отсутствие достойной огневой поддержки, различные эксперименты с дальнобойными снарядами, “Замволтами” и т.п. дают понимание того, что на флоте имеется потребность в корабельной артиллерии большого калибра.

Что касается технического состояния, то пациенты находятся в глубокой коме, и выяснить какие-либо подробности невозможно.

Головная “Айова” была выведена в резерв в 1990 году в связи с инцидентом на борту (взрыв в башне ГК, гибель 47 человек). Не восстанавливалась.

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Построенные корабли

Линейные корабли типа Iowa - тип линейных кораблей ВМС США. Проектировались как быстроходные линкоры с мощным вооружением и хорошей защитой для сопровождения ударных групп, которые действовали в Тихом океане в годы Второй Мировой войны. Всего построено 4 корабля: USS Iowa , USS New Jersey , USS Missouri , USS Wisconsin . Планировалось построить ещё два корабля типа Iowa - Illinois и Kentucky.

История создания

Предпосылки появления

Пока действовал мораторий на создание новых линейных кораблей, в американском Генеральном совете флота (General Board) велись обсуждения на тему: «Каким быть будущему линкору?» рассматривалось множество вариантов, но, когда дошло до дела, американцы факти­чески вернулись на позиции двадцатилет­ней давности. Шесть первых линкоров нового поколения - два типа North Carolina и четыре класса South Dakota - на фоне своих зарубежных аналогов обладали очень умеренной скоростью в 27,5 узла). Бронирование их, особенно Северной Каролины, было, в целом, посред­ственным, и все-же, американские линейные корабли претендовали на звание сильнейших в мире. Японские линкоры Yamato и Musashi конечно превосходили их по всем параметрам (кроме, возможно, скорости), однако японцы умудрились так засекретить характеристики своих линейных гигантов, что в США в течение всей войны даже не догадывались, сколь могуч их противник. Истина открылась только в 1945 году, когда оба японских суперлинкора уже покоились на океанском дне.

Ну, а в сентябре 1939 года - когда началась войны в Европе - американцы были уверены, что строившиеся в Японии корабли получат 16-дюймовые пушки и у них не получится превзойти их North Carolina . К тому же, в США на стапелях на­ходилось пять кораблей, а в Японии - только два. Перевес в огневой мощи был столь убедительным, что теперь Генераль­ный совет мог себе позволить немного по­экспериментировать. Главное - осуще­ствить давнюю мечту - построить бы­строходный линейный корабль.

Желание США иметь в составе своего флота линейный корабль с тяжелой артиллерией и высокой скоростью хода вполне понятно. Во-первых, в Японском флоте состояли на вооружении прекрасные тяжелые крейсера, уничтожить которые было совсем непрос­то. Во-вторых, существовали подозрения, которые впоследствии подтвердились, что после капитальной модернизации ско­рость Японских линкоров типа Kongō увеличилась с 27 до 30 узлов. Принимая во внимание огромные просторы тихого океана и очень умеренный ход основной массы линкоров в составе эскадры (до 20 узлов), становится понятно: эскадра из быстроходных кораблей могла успешно решать различные боевые задачи без риска быть перехваченной.

Проектирование

Вариант постройки быстроходного (около 30 узлов) линкора рассматривался еще при проектировании типа North Carolina . Но тогда над конструкторами и кораблестро­ителями висел «дамоклов меч» международ­ных соглашений , ограничивавших стандарт­ное водоизмещение корабля пределом в 35 000 т. Для того, чтобы все характеристики новой боевой единицы флота гармонично сочетались друг с дру­гом, этого было явно недостаточно, и для достижения высокой скорости хода неиз­бежно пришлось бы жертвовать во­оружением, или защитой. Именно поэтому Генеральный совет отклонил проект бы­строходного линкора. Однако в 1936 году Япония отказалась подписывать документы второй Лондонской конференции, касаю­щиеся ограничений размеров линкоров. Это побудило остальных участ­ников включить в соглашение статью «скользящей шкалы» (escalator clause), которая давала возможность увели­чения предела стандартного водоизмеще­ния линейных кораблей до 45 000 т. Хотя подписа­ние протокола о вступлении этой статьи договора в силу ожидалось не ранее, чем через год, все ведущие морские державы приступили к предварительному проекти­рованию 45 000-тонных кораблей загодя.

Рассмотрение первых шести предэскизных проектов нового американского быстроходного линкора состоялось в январе 1938 года. Они выглядели очень экстравагантно: при мощнейшем вооруже­нии (12 406-мм орудий) и огромной скоро­сти (35,5 узла) толщина их броневого по­яса составляла всего около 206 мм и могла про­тивостоять только 203-мм снарядам. При этом стандартное водоизмещение корабля сильно превышало разрешенное Лондонским документом и находилось в диапазоне от 49 350 до 50 950 т. По своей сути, эти «охотники на крейсера» являлись доведенной до своей крайности концепцией быстроходного корабля адмирала Джекки Фишера, все недостатки которой стали очевидны еще 20 лет назад. Естественно, Генеральный совет флота не утвердил ни один проект. Месяц спустя конструкторы представи­ли три других варианта с незначительно умень­шенной скоростью хода (32,5 узла), но более сильной защитой (толщина бронепояса - 320 мм, двух броневых палуб - 127 мм и 63 мм). Вооружение состояло из девяти или две­надцати 406-мм орудий, а также дюжины новых 152-мм универсальных пушек. Но стандартное водоизмещение у четырехбашенного варианта «А» достигло 59 600 т, у двух остальных - от 52 700 до 55 700 т. Учитывая, что в Конгрессе США в то вре­мя преобладали изоляционистские и анти­военные настроения, добиться включения в государственный бюджет постройки настолько больших и до­рогих кораблей представлялось невозможным. Поэтому глава Генерального совета адмирал Томас Харт обязал конструкторов более тщательно и обстоятельно подойти к разработке проекта и значительно уменьшить водоизмещение лин­кора.

31 марта 1938 года США, Великобрита­ния и Франция поставили друг друга в из­вестность о намерении ввести в действие статью «скользящей шкалы». В июне пред­ставители этих стран подписали соответ­ствующий протокол. Таким образом, в Лон­донский договор вносились поправки: стан­дартное водоизмещение линкоров теперь могло достигать 45 000 т, мак­симальный калибр артиллерии - 406 мм. Впрочем, Германия, Италия и Япония уже отказались соблюдать какие-либо ограни­чения, касающиеся их флотов, и подписа­ние этого протокола практически не игра­ло никакой роли. Некоторую пользу оно могло принести лишь США, по­скольку давало дополнительный шанс «пропихнуть» постройку новых линкоров через оппозиционный Конгресс.

Тем временем из Страны восходящего солнца стала просачиваться информация о возможном заказе Японией третьего и четвертого линкоров типа Yamato . Хотя американская разведка предпо­лагала, что водоизмещение их составляет 46 000 т, а калибр артиллерии - 406 мм (в действительности - 62 315 т и 460 мм соответственно), все равно ожи­давшееся усиление флота вероятного противника вызывало крайнюю обеспокоенность. Поэтому Генеральный совет поручил конструкторам параллель­но с разработкой быстроходного линкора рассмотреть его менее скоростной вариант - со скоростью хода 27 узлов, но с усиленным вооружением и улучшенной защитой.

К лету три эскизных проекта тихоходного линкора были пред­ставлены на рассмотрение в Совет флота. Стандартное водоизмещение корабля колебалось в пределах 45 100 - 45 500 т, скорость хода составляла - 27-27,5 узла. Вооружение включало де­вять 457-мм/48 клб или двенадцать 406-мм/50 клб орудий , а также 20 127-мм зениток. Бронирование было очень мощным: тол­щина наклонного броневого пояса состав­ляла 375 мм на 19-мм подкладке, броне­вых палуб - 38, 149 и 16 мм. То есть в целом все проектные характеристики, особенно вариан­та с 457-мм орудиями, практически вплотную приближались к реальным параметрам линкоров типа Yamato .

Параллельно шли работы над созда­нием быстроходного линкора. В апреле От­дел проектирования передал Генерально­му совету флота четыре варианта такого корабля, представлявшего собой усовершен­ствованную South Dakota . Стандартное водоизмещение по проекту у разных вари­антов находилось в пределах от 45 375 до 46 585 т, пол­ное - от 53 440 до 55 685 т; мощность энергетических установок составляла 210 000 - 230 000 л.с., скорость хода - 32,25-33 узла. Брониро­вание в точности соответствовало таковому на South Dakota ; вооружение - тоже, но в вариантах I, III и IV 406-мм орудия с длиной ствола в 45 клб заменялись на более мощные 50-калиберные.

Ситуация с артиллерией главного калиб­ра вылилась в отдельную дискуссию. Во-первых, созданные для линкоров типов North Carolina и South Dakota 406-мм орудия Mk-6 американцы и так считали самыми мощными в мире. По сравнению с други­ми крупнокалиберными корабельными пушками, они стре­ляли сверхтяжелыми (1225 кг) снарядами, имевшими сравнительно невысокую на­чальную скорость (701 м/с). Траектория полета этих снарядов была более навесной, и в бою на значительной дистанции броневая палуба любого из существовавших кораб­лей противостоять им не могла. Так что особых причин менять эти очень даже удачные пушки на новые не имелось.

Но, в США на складах лежало 115 406-мм орудий Mk-2 (причем 71 полностью готовое), предназначавшихся для недостроенных «довашингтонских» лин­коров и линейных крейсеров. Они были из­готовлены в 1918-1922 годах и по причине большей длины ствола (50 клб против 45 клб у модели Mk-6) имели очень высокую дульную энергию. Применить их на новых кораблях было весьма разумно, поскольку при малых мате­риальных затратах это позволяло увеличить бронепробиваемость и дальность стрельбы. Помимо этого имелся еще и моральный эффект. Ведь при сохранении вооружения South Dakota , выходило, что все 10 000 т дополнительного водоизмещения уйдут всего-навсего на лишние 6 узлов скорости хода. Многим специалистам так поступать казалось не совсем рационально. И установка более мощных 50-калиберных орудий главного калибра являлась дополнительным оправданием увеличения размеров и стоимости корабля.

Взвесив все «за» и «против», Генераль­ный совет флота сделал выбор в пользу быстрого линейного корабля с новой артилле­рией главного калибра. 9 июня адмирал Харт утвердил основные характеристики проектируемого корабля: стандартное водоизме­щение - 44 560 т, полное - 55 710, длина по ватерлинии - 262,1 м, максимальная ширина - 33 м, максимальная осадка - 10,97 м, мощность энергетической установ­ки- не менее 200 000 л.с., максимальная скорость хода - 33 узла, дальность плава­ния - 15 000 миль 15-узловым ходом. Во­оружение: 3 трехорудийные башни с 406-мм пушками с длиной ствола в 50 клб, 10 спа­ренных 127-мм универсальных артустановок с длиной ствола в 38 клб, 4 счетверен­ных 28-мм автомата и 12 12,7-мм пулеме­тов. Требование к противоторпедной защите (ПТЗ) - способность выдержать подводный взрыв эквивалентный 317 кг тротила. Бронирование долж­но было обеспечивать следующие зоны неуязви­мости: под огнем 406-ММ/45 клб орудий - 18 000 - 30 000 ярдов (1016-кг снаряд) и 20 500 - 26 500 ярдов (1225-кг снаряд); под огнем 406-мм/50 клб орудий - 21 800 - 32 000 ярдов (1016-кг снаряд) и 24 500 - 28 500 ярдов (1225-кг снаряд). Один ярд равен 91,44 см.

По этим требованиям Генераль­ный совет сформулировал своим конструкторским подразделениям задание на подготовку технического проекта. Ра­боты велись очень быстро и были большей частью закончены к январю 1939 года. Сразу же после этого начался выпуск ра­бочей документации, проводимый вместе с конструкторски­ми бюро верфей-строителей. В окончатель­ном виде рабочий проект линкора состоял из 8150 листов чертежей.

Постройка и испытания

Решение о строительстве первых двух линкоров нового типа было одобрено Конг­рессом США 17 мая 1939 года. Тогда же им при­своили названия - ВВ-61 USS Iowa и ВВ-62 USS New Jersey . (К слову сказать в ВМС США существует сквозная ну­мерация всех боевых кораблей внутри своего класса. Так, первенцы нового поколения линкоров USS North Carolina и USS Washinghton имели буквенно-цифровые обо­значения ВВ-55 и ВВ-56; линкоры типа South Dakota - ВВ-57 - ВВ-60). Финансирование строительства вошло отдельной статьей в бюд­жет следующего года.

Контракты с подрядчиками - военно-морскими верфями в Нью-Йорке и Фила­дельфии - заключили 1 июля 1939 года. А 6 июля Конгресс утвердил план постройки второй пары однотипных линко­ров - ВВ-63 USS Missouri и BB-64 USS Wisconsin , включив их в бюджет следующего года. За­казы разместили на тех же верфях 12 июня 1940 года. В Европе уже была война; сразу же после капитуляции Фран­ции американский Конгресс принял новую программу строительства кораблей, которая предполагала создание мощного «флота двух океанов». Значительное место в ней занимали лин­коры - им отводился суммарный тоннаж водоизмещения в 385 тыс. т. Соответственно, 9 сентября последо­вал заказ еще на два корабля типа Iowa - ВВ-65 Illinois и ВВ-66 Kentucky .

Кроме этого, к постройке утвердили пять гигантов следущего типа линейных кораблей Montana (ВВ-67 - ВВ-71) , разработанных на основе отверг­нутого два года назад проекта «тихоходного линкора» с мощным вооружением из двенадцати 406-мм орудий.

Строительство линкоров типа Iowa представляло собой довольно сложную задачу, но американская промыш­ленность успешно справилась с нею. Закладка го­ловного линкора состоялась 27 июня 1940 года, а 22 февраля 1943 года корабль вошел в строй - на полгода раньше запланированной даты.

ВВ-65 Illinois и ВВ-66 Kentucky не были достроены в связи с изменившейся концепцией флота США, а что касается кораблей типа Montana , то их закладка вообще не состоялась. Та­ким образом, линкоры типа Iowa (ВВ-61 - ВВ-64) стали последними представителями класса линейных кораблей американского флота.

Описание конструкции

Поскольку Iowa задумывалась как быстроходный вариант South Dakota , первоначально планировалось, что корпус и общая архитектура обоих кораблей бу­дут очень похожими. На деле вышло не так. Расчеты показали, что для повышения скорости на 5-6 узлов потре­буется удлинить корпус на 63 м и увеличить мощность ГТЗА на 82 тыс. л.с.! Конечно, и конструкцию корпуса, и распо­ложение машинно-котельных отделений пришлось кардинально переработать.

Обводы корпуса корабля стали совершенно другими; требование о прохождении Панамско­го канала вынудило ограничить ширину корпуса, и он из-за узкой и сильно удлиненной носовой части в горизонтальном сечении стал напоминать бутылку. Ниже ватерлинии, у форштевня имелся ярко выраженный бульб. В корме внутренние валы гребных винтов проходили сквозь два киля - впервые такая схема была примене­на на линкоре USS North Carolina , но сейчас кили сблизились и распола­гались под углом к вертикали. Между ними образовался узкий тоннель, который, по за­мыслу создателей, улучшал обтекае­мость и повышал эффективность установленных в потоке рулей. Узкий нос и «зализанная» ложкообраз­ная корма корабля соседствовали с до­вольно высоким коэффициентом полноты миделя (0,996), что придавало его обводам весьма необычный вид. И тем не менее, аме­риканцы считали теоретический чертеж близким к идеалу. Скорее всего это соответствует действительности: на практике оказалось, что мореходность линкора и его устойчивость как орудийной платформы заслужили наивысшей оценки.

Основные характеристики теоретичес­кого чертежа корпуса Iowa : коэффици­ент общей полноты - 0,593; коэффициент полноты площади ватерлинии 0,69; приз­матический коэффициент - 0,596.

Кораблестроительные элементы линкора USS Iowa (на момент ввода в строй)

Водоизмещение, т:

  • стандартное (расчетное) - 48 425
  • «оптимальное боевое» - 55 424
  • полное - 57 540
  • наибольшее - 59 331

Недостроенный Kentucky освобождает верфь для закладки десантного корабля

  • наибольшая - 270,43
  • по ватерлинии - 262,69

Ширина - 32,97 м

Осадка средняя, м:

  • при водоизмещении порожнем (43 875 т) - 8,74
  • при «оптимальном боевом» водоизмещении - 10,69
  • при полном водоизмещении - 11,03
  • при наибольшем водоизмещении - 11,51

Высота борта на миделе - 16,15 м

Корпус

Набор корпуса выполнялся по продоль­ной схеме, шпация составляла 1,22 м. Глав­ные поперечные переборки делили его на 32 водонепроницаемых отсека. На большей части длины корпуса (от 36-го до 173-го шп.) имелось тройное дно. Три палубы - верх­няя и две внутренних - были сплошными; три расположенные ниже платформы в середине разрывались машинно-котельны­ми отделениями. В конструкции корабля наряду с клепкой широко применялась электросварка. Надводная часть корпуса и надстройки изготавливались из стали мар­ки STS (special treatment steel - сталь спе­циальной обработки), близкой по качеству к гомогенной броне. В элементах подвод­ной части корпуса широко использовалась сталь HTS (high-tensile steel - сталь высокого напряжения). Толщина наружной обшивки в районе ватерлинии составляла 37 мм, выше - 16 мм стали STS. Борт под водой был выполнен из 16-мм стали HTS; толщи­на днища находилась в пределах от 19 до 28,5 мм (сталь HTS). Внутренние неброни­рованные переборки в основной своей массе изготав­ливались из 16-мм листовой стали STS.

Бронирование

Броневая защита в общем повторяла при­мененную на лин­корах типа South Dakota . Главный броне­вой пояс толщиной 307 мм располагался внутри корпуса между второй и третьей палубами и имел наклон в 19° наружу.

Противоторпедная защита (ПТЗ) в точности повторяла примененную на South Dakota - и составляла 5,45 м на миделе и также включала четыре наклонные продольные переборки, третья из которых была продолжением нижнего броневого пояса. Защита рассчитывалась на сопротив­ление взрыву 700 фунтов (317 кг) тротила. Первые две камеры заполнялись нефтью или балластной водой, следующая оставалась пустой, как и последняя, находящаяся за броневой переборкой. Иностранные линкоры имели более обширную подводную защиту: Richelieu - 7 м на миделе, Bismarck - 5,5 м на миделе, Littorio - 7,22 м на миделе, IJN Yamato - 7,15 м на миделе. Единственными современными линкорами обладавшими более слабой и совершенно недостаточной ПТЗ, составлявшей 4,11 м на миделе, были британские линейные корабли типа HMS King George V .

В целом система ПТЗ была спроектиро­вана вполне рационально; включение в ее состав нижнего броневого пояса суще­ственно повышало сопротивляемость под­водному взрыву. Однако конструкторы не­дооценили оружие противника. Вес боевой части японской 610-мм торпеды типа 93 со­ставлял 490 кг, а на принятой на вооруже­ние в 1943 году модификации 93 мод.3 - 780 кг, то есть в два с лишним раза боль­ше, чем предполагалось создателями линкоров! Конечно, выдержать взрыв тако­го заряда ПТЗ не могла даже теоретически. В общем подводная защита являлась самым слабым местом конструкции линкора.

Энергетическая установка и ходовые качества

Для достижения высокой проектной скорости в 32,5 узла мощность главной энергетичес­кой установки (ГЭУ), по сравне­нию с South Dakota , выросла более чем в полтора раза - со 130 000 л.с. до 212 000 л.с. В конструкцию механизмов внесли ряд усовершенствований и повы­сили давление пара в котлах - это позволило снизить удельный вес машин на 19 % (с 24,89 кг/л.с. до 20,96 кг/л.с.).

Энергетическая установка включала в себя че­тыре главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) и восемь паровых котлов. Каждый ГТЗА со­стоял из двух паровых турбин высокого (ТВД) и низкого давления (ТНД) и двухступенчато­го редуктора; в корпус ТНД была встроена ступень заднего хода. Номинальная мощ­ность ТВД - 24 400 л.с. при 4905 об/мин, ТНД - 28 600 л.с. при 3913 об/мин; турбины заднего хода - 11 000 л.с. при 2375 об/мин. ГТЗА поставляла фирма General Electric.

Паровые котлы - двухтопочные, трехколлекторные, фирмы Babcock & Wilcox. Они имели по девять форсунок, ра­бочее давление пара составляло 39,7 кг/см 2 , температура - 454,4 °С.

Механизмы располагались эшелонировано: котлы размещались в четырех котельных отделениях, турбины - в четырех машинных. Все отделения попарно объединялись в носовую и кормовую группы, внутри которых ГТЗА могли снабжаться паром от любого котла. По мнению экспертов, разделение ГЭУ на отсеки было превосходным шагом - огромные размеры корпуса корабля позволили скомпоновать энергетику практически идеально.

Движителями служили четыре гребных винта: внутренние были пятилопастными диаметром 5,18 м, наружные - четырехлопастными диаметром 5,56 м. Частота вращения винтов составляла 22 об/мин, длина гребных валов - от 54,6 до 103,7 м.

Гребные винты

Линкоры сдавались флоту в условиях военного времени, поэтому их испытания проходили по сокращенной программе. Например, не проводилось пробегов на мерной миле на полном ходу, соответственно реальная скорость кораблей серии до сих пор точно не известна. Наиболее полные в этом отношении данные есть для линкора USS New Jersey . В октябре 1943 года он при водоизмещении около 55 000 т на мелководном участке залива разогнался до 29,3 узла при мощности меха­низмов 162 277 л.с. Два месяца спустя при водоизмещении 56 928 т линкор достиг 31,9 узла при мощности 221 000 л.с. Расчеты пока­зали, что при нормальном водоизмещении 53 900 т скорость корабля теоретически составила бы 32,5 узла, а при облегченной нагрузке (51 209 т) - около 34 узлов. А если учесть, что ГЭУ линкоров типа Iowa проектировалась с возможностью крат­ковременной форсировки до 254 000 л.с., то тогда скорость могла достичь и 33,5, а при во­доизмещении в 51 000 т - даже 35,4 узла. Тем не менее, все эти расчеты только теоретические; на службе во время Вто­рой мировой войны у линкоров типа Iowa лишь однажды была зафиксирована скорость в 30,7 узла.

В 1945 году на всех линкорах запас топлива составлял - 8624 т плюс 187 т топлива для дизель-генераторов.

Дальность плавания по проекту - 18 000 миль 12-узловым ходом или 15 900 миль 17-узловым; по результатам испытаний линкора USS New Jersey эти цифры сначала откор­ректировали: 20 150 миль 15-узловым или 4830 миль - полным ходом. Но затем, по мере роста нагрузки, дальность плавания 15-узловым ходом уменьшилась до 14 890 миль и 20-узловым - до 11 700 миль.

Вспомогательное оборудование

Линкор снабжался электроэнергией от во­сьми турбогенераторов переменного тока мощностью по 1250 кВт и от двух аварийных дизель-генератора мощностью по 250 кВт. Турбогенераторы были расположены попарно в турбинных отделениях на уровне 2-й плат­формы, дизель-генераторы - палубой ниже, в трюме. Параметры силовой сети линкора - 450 В, 60 Гц. Потребителей элект­роэнергии значились более 900 электро­двигателей самого разного назначения.

Три опреснительные установки произво­дительностью по 75 700 л в сутки выраба­тывали пресную воду для паровых котлов, а также нужд экипажа. Постоянный запас пресной воды составлял 491 т, а питьевой и воды для мытья - 777 т. Помимо этого имелись три реф­рижераторные машины для выработки льда и охлаждения складов провизии.

Экипаж и обитаемость

По проекту экипаж должен был состоять из 1921 человека - 117 офицеров и 1804 нижних чинов. Но в связи с ростом числа зенитных автоматов, установкой ра­даров и другого оборудования эти цифры в процессе службы кораблей заметно подросли. Так, в 1945 году на USS Iowa служило 2788 человек (в том чис­ле 151 офицер). После войны численность экипажей несколько сократилась (главным образом, за счет демонтажа 20-мм зенитных автома­тов), но все равно оставалась намного больше проектной: от 2406 до 2672 человек, в том чис­ле от 151 до 169 офицеров. Конечно же, это сказывалось на условиях обитаемости - перенаселение кубриков и кают превысила все разумные пределы. И, все-же, по уровню комфорта, качеству питания, бытового обслуживания линкоры ВМС США были предметом зависти у моряков всех зарубежных флотов.

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия главного калибра линкоров типа Iowa - девять 406-мм орудий Mk-7 в трех трехорудийных башенных уста­новках. Новые пушки Mk-7 были значительно мощнее своих предшественниц - 406-мм 45-калиберных Mk-6, установленных на USS South Dakota . А от разработанных в 1918 году 406-мм орудий Mk-2 и Mk-3 с такой же длиной ствола (50 калибров) Mk-7 выгод­но отличались меньшим весом (108,5 т против 130,2 т) и более современной кон­струкцией.

Стволы орудий ГК

Ствол орудия Mk-7 - скрепленный, с лейнером. Его диаметр в районе зарядной каморы равнялся 1245 мм, у дульного среза - 597 мм. Число нарезов - 96, их глубина - 3,8 мм, крутизна нарезки - один оборот на 25 ка­либров. Канал ствола на протяжении 17,526 м от дульного среза был хромиро­ван (толщина слоя - 0,013 мм). Поршне­вой затвор качающегося типа откидывал­ся вниз. Конструктивно он имел 15 ступен­чатых секторов и поворачивался на 24°. После выстрела канал ствола продувался воздухом низкого давления.

Трехорудийные башни по компоновке были подобны аналогичным на линкорах типа South Dakota и, несмотря на возросший вес, имели такой же диаметр роликового погона. Орудия устанавливались в индиви­дуальных люльках, угол вертикального на­ведения - от −5° до +45°. Заряжание осуще­ствлялось при фиксированном угле возвы­шения +5°. Все приводы - электрогидравли­ческие; для горизонтальной наводки служил электродвигатель мощностью 300 л.с., для вертикальной - три мотора по 60 л.с. - по од­ному на каждый ствол.

406-мм снаряды хранились вертикаль­но в неподвижном двухъярусном кольце­вом магазине внутри барбета башни. Меж­ду магазином и поворотной структурой ба­шенной установки находились две кольце­вые платформы, способные вращаться независимо от последней. На эти платфор­мы подавались снаряды, которые затем доставлялись к подъемникам (поданным трубам) при любом угле горизонтального наведения башни. Подъемников было три, причем центральный представлял собой вертикальную трубу, а крайние - изогну­тую; каждый из них приводился в действие 75-сильным электродвигателем. Снаряд подавался к орудию вертикально, а затем с помощью гидроцилиндра укладывался на лоток. Досылатель имел индивидуальный двигатель мощностью в 60 л.с.

Снаряд ГК

Заряды хранились в двухъярусных по­гребах в самых нижних отсеках, примыкав­ших к неподвижной кольцевой структуре башни. Они подавались в беседках по шесть штук тремя зарядными цепными подъемни­ками, каждый из которых приводился в дей­ствие электромотором мощностью 100 л.с. В конструкции башен линкоров типа Iowa , как и у их предшественников, не было перегрузочного отделения, отсекавшего цепочку подачи за­рядов от погребов. Американцы уповали на довольно сложную систему герметичных дверей, теоретически не допускавших рас­пространение огня по подъемникам. Впро­чем, такое решение выглядит не бесспор­ным - риск взлететь на воздух у американ­ских линкоров был все же выше, чем у боль­шинства их современников.

Цапфы орудий располагались довольно близко к лобовой плите башен, и в случае необходимости пушку можно было извлечь через амбразуру без демонтажа башни.

Характеристики трехорудийной башни линкора типа Iowa

Вес вращающейся части (без снарядов), т…………………………..1728-1735

Диаметр роликового погона, м…………………………………………….10,49

Внутренний диаметр барбета, м …………………………………………11,35

Расстояние между осями орудий, м……………………………………..2,97

Откат при отдаче, м…………………………………………………………… 1,22

Макс, скорость вертикальной наводки, град./с…………………….. 12

Макс.скорость горизонтальной наводки, град./с…………………….4

Цикл стрельбы, с ………………………………………………………………..30

По проекту боезапас линкоров типа Iowa должен был состоять в основном из 1016-кг броне­бойных снарядов Mk-5, но в середине 1939 года на вооружение ВМС США поступил новый снаряд Mk-8 весом 1225 кг, ставший главной «дубинкой» всех новых американ­ских линкоров, начиная с USS North Carolina . Для своего калибра он являлся самым тяжелым в мире - для сравнения: 406-мм снаряд английского линкора Nelson ве­сил 929 кг, а 410-мм японского Nagato - 1020 кг. Заряд взрывчатки снаряда Mk-8 со­ставлял 1,5 % его веса; донный взрыватель Mk-21 взводился при ударе снаряда о бро­ню толщиной более 37 мм и срабатывал с замедлением 0,033 с. Полный заряд поро­ха (297 кг) обеспечивал ему начальную ско­рость 762 м/с; уменьшенный заряд снижал эту цифру до 701 м/с, что давало снаряду баллистику, идентичную той, какую имели снаряды 45-калиберных пушек Mk-6.

Оборотной стороной чрезмерной мощи американской морской артиллерии стал повышенный износ ствола. Поэтому когда у линкоров появилась новая задача - обстрел береговых объектов - было реше­но создать значительно более легкий снаряд. Фугасный Mk-13, принятый на вооружение в конце 1942 года, имел вес всего 862 кг. Он оснащался несколькими типами взрывателей - ударным мгновенного действия Mk-29, ударным с замедлением Mk-48 (задержка 0,15 с) и дистанционной труб­кой Mk-62 (установка времени до 45 с). Относительный вес взрывчатого вещества снаряда Mk-13 - 8,1 %. В конце войны, ког­да главный калибр линкоров использовал­ся исключительно для бомбардировки бе­рега, для снарядов Mk-13 применялись уменьшенные (147,4 кг) заряды, обеспечи­вавшие начальную скорость 580 м/с.

В послевоенные годы в боекомплекте линкора появилось несколь­ко новых образцов 406-мм снарядов. В част­ности, на базе корпуса фугасного Mk-13 были созданы Mk-143, Mk-144, Mk-145 и Mk-146. Все они оснащались электронны­ми дистанционными трубками разных типов; Mk-144 и Mk-146 в качестве начинки несли соответственно 400 и 666 разрывных гранат. Кроме того, для старых снарядов Mk-13 приняли усовершенствованные механические трубки M564 (установка времени до 100 с), заменившие Mk-62.

В начале 1950-х годов для орудия Mk-7 был разработан снаряд Mk-23, оснащенный ядерной боеголовкой W-23 с тротиловым эквивалентом 1 кт. Снаряд весил 862 кг, имел длину 1,63 м и внешне практически не отличался от Mk-13. Ядерные артиллерийские боеприпасы официально состояли на вооружении линкора Iowa с 1956 по 1961 год, но фактически все это время они хранились на берегу.

Наконец, уже в 1980-е годы американцы предприняли попытку создать подкалиберный снаряд для сверхдальней стрельбы из 406-мм орудий. Он должен был иметь вес 454 кг, начальную скорость 1098 м/с и максимальную дальность полета 64 км. Правда, эта разработка осталась на стадии экспериментального образца.

Стандартный боезапас 406-мм башни № 1 составлял 390 выстрелов, башни № 2 - 460 и башни № 3 - 370. На третьей палубе имелся сквозной коридор, оснащенный монорельсом и прозванный американскими моряками «Бродвеем»; он соединял погре­ба всех трех башен и позволял передавать снаряды от носовых орудий кормовым и наоборот. В районе поперечных переборок коридор перекрывали легко демонтируемые водонепроницаемые заглушки.

Заряды хранились в шелковых картузах и начинялись бездымным порохом марки SP. Обычный заряд включал в себя шесть картузов весом по 49,5 кг. Зарядных погре­бов у башен № 1 и № 3 было по шесть, у башни № 2 - восемь.

Система управления огнем главного ка­либра включала два КДП (директора) Mk-38, один КДП Mk-40, комплект вычислительных приборов и в качестве резерва - три башен­ных дальномера. Посты Mk-38 располага­лись на носовой и кормовой надстройках; каждый из них имел по одному 8-метровому оптическому стереодальномеру Mk-48, ра­дару Mk-8 и несколько оптических прицелов. В 1945-1952 годах радары Mk-8 на всех кораблях заменили более современными Mk-13. Высота расположения носового КДП над ватерлинией по оси дальномеров со­ставляла 35,4 м, кормового - 20,7 м.

Директор Mk-40 был установлен на кры­ше боевой рубки; в его состав входили оп­тические прицелы и РЛС Mk-З. В 1945 году линкор пере­оснастили новым радаром Mk-27.

Вся информация от КДП поступала в центральный артиллерийский пост, где об­рабатывалась механическим счетно-реша­ющим устройством (автоматом стрельбы) Mk-8. В 1950-е годы на линкоре установи­ли дополнительный вычислитель Mk-48, предназначенный для обеспечения стрель­бы по береговым целям.

Башни главного калибра оснащались длиннобазовыми (14-м) оптическими даль­номерами: башня № 1 -совмещающим Mk-53, башни № 2 и № 3 - стереоскопи­ческим Mk-52. Они имели 25-кратное уве­личение и оборудовались системой стаби­лизации. Кроме того, в каждой башне пре­дусматривалось по шесть 12-кратных оп­тических прицелов.

Универсальная артиллерия/Зенитное вооружение

В качестве универсальной артиллерии на линкорах типа Iowa планировалось применить пер­спективные 152-мм пушки с длиной ство­ла в 47 клб. Однако расчеты показали, что шесть спаренных 152-мм установок будут весить 1667 т, в то время как десять спа­ренных 127-мм орудий (стандартный со­став артиллерии среднего калибра всех предшествующих линкоров)- 1267 т. По­этому от разработки новых пушек отказа­лись в пользу проверенных 127-миллиметровок - благо, те зарекомендовали себя с наилучшей стороны.

В итоге, состав универсальной артилле­рии - 10 спаренных 127-мм установок Mk-12 и четыре КДП Mk-37 - в точности по­вторял имевшийся на линкорах типа South Dakota , что было совсем неплохо - благодаря удачным 127-мм артустановкам (особенно после введения снарядов с радиовзрывателем) американские линкоры получили самую эффективную корабельную ПВО в мире.

Зенитная артиллерия ближнего боя по проекту должна была включать 12 28-мм автоматов и столько же 12,7-мм пулеметов, но фактически состояла из четырехствольных 40-мм автоматов Bofors , а также спаренных и одноствольных 20-мм автоматов Oerlikon . Управление огнем автоматов Bofors осуществлялось с помощью директоров-колонок Mk-51. Автоматы Oerlikon сначала наводились индивидуально, но в 1945 году на линкоре появились прицельные колонки Мк-14, позволявшие автоматически выдавать данные для стрельбы и из этих орудий.

Авиационное вооружение (первым их получил USS Iowa - уже в марте). Они эксплуатировались до 1948 года, затем все авиационное вооруже­ние демонтировали - по мере развития радиолокации потребность в самолетах-разведчиках отпала.

Средства связи, обнаружения и управления

На момент вступления в строй USS Iowa имел один радар обнаружения воздушных целей SK и два - обнаружения надвод­ных целей SG.

В 1946 SK заменили на SK-2 с круглой параболической антенной, дающей более тонкий луч и отличающей­ся повышенной точностью в определении координат цели.

В 1948 году установили радио­локационный высотомер SP - таким обра­зом, у экипажа этого корабля появилась возможность определять не две, а три ко­ординаты воздушных целей. SP мог обна­руживать бомбардировщик, летящий на высоте 3000 м, на дистанции 70 миль; истребитель - на дистанции 40 миль.

Несмотря на большую дальность дей­ствия (по высоколетящему самолету - до 100 миль), радары SK и SK-2 обладали одним недостатком: их луч был довольно узким и на дальности 100 миль имел за­хват по высоте около 3000 м. То есть воз­душные цели, летящие на большой высо­те, зачастую оставались незамеченными. Поэтому в 1945 году на USS Iowa дополнительно установили РЛС SR, луч которой на дистанции 80 миль расширялся до 6,1 км. Антенный пост этого радара разместили на второй мачте (по американской классификации - би­зань-мачте, так как первая официально именовалась грот-мачтой).

Радар SG был способен обнаружить крупный корабль на дальности свыше 20 миль, низколетящий самолет - на дально­сти 15 миль. Антенны SG на стояли в верхней части носовой надстрой­ки и на топе бизань-мачты.

В качестве резервной устанавливалась компактная РЛС SQ. Она оснащалась не­большой параболической антенной разме­рами 0,6×1,2 м и могла обнаружить круп­ную надводную цель на дистанции 8 миль, подводную лодку в надводном положе­нии - на дистанции 3 мили. Использова­ние SQ предполагалось лишь в случае, если радар SG выйдет из строя. На USS Iowa был смонтирован один комплект SQ. В 1946 году его демонтировали.

В 1945 году USS Iowa получил легкую РЛС обнаружения над­водных целей SU, разработанными не­сколько ранее специально для эскортных миноносцев. Параболические антенны этих станций были закрыты обтекателями диа­метром 0,91 м и высотой 1,07 м из радио­прозрачного материала и установлены на топе грот-мачты.

Значительная номенклатура РЛС входи­ла с состав систем управления артилле­рийским огнем. Так, КДП Mk-38 оснащались радаром Mk-8; уже в 1945 году на USS Iowa , на носовом директоре их заменили радарами Mk-13. КДП универсальной артиллерии Мк-37 на USS Iowa сначала были оборудованы РЛС Мк-4, а с 1945 года - Mk-12/22. В 1953-1955 годах эту РЛС заменили на Мк-25.

Радары Мк-19 для наведения 40-мм автоматов изначально имелись только на USS New Jersey - они входили в состав директоров Mk-49. В 1945 году на всех четырех линкорах появились новые прицельные посты Mk-57, оснащенные РЛС Mk-29. Наконец, в 1954-1955 годах на USS Iowa для управления огнем малокалиберной артиллерии установили КДП Mk-56 с радарами Mk-35.

Линкоры типа Iowa были оборудо­ваны весьма совершенным комплектом аппаратуры автоматического опознавания «свой - чужой» Mk. III, а также системами радиоразведки и радиопротиводействия SPT-1 и SPT-4.

Говоря о радиоэлектронном оборудовании и вооружении, необходимо сказать, что США в этой области к концу Второй мировой войны по праву считались бесспорным лидером. Радиолокационные средства линкоров типа Iowa для своего времени были лучшими в мире.

Построенные корабли

Название Завод-строитель Закладка Спуск на воду Вступление в строй Судьба
USS Iowa (BB-61) New York Naval Shipyard 27 июня 1940 года 27 августа 1942 года 22 февраля 1943 года Корабль-музей
USS New Jersey (BB-62) Philadelphia Naval Shipyard 16 сентября 1940 года 7 декабря 1942 года 23 мая 1943 года Корабль-музей
USS Missouri (BB-63) New York Naval Shipyard 6 января 1941 года 29 января 1944 года 11 июня 1944 года Корабль-музей
USS Wisconsin (BB-64)

© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник