07.07.2019

Каковы социальные последствия промышленной революции. Промышленный переворот в англии. социальные последствия промышленного переворота. Промышленная революция в Европе


Помимо технической и экономической сторон промышленный переворот имел реальную сторону, которая выражалась в превращении пролетариата и буржуазии в основные классы капиталистического общества. Темпы формирования буржуазии, степень ее влияния на общественную жизнь, на разрушение феодальных отношений не были одинаковыми в различных странах. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положение в экономической жизни. Ее численность в середине XIX в. составляла 8,1% в общей численности населения. По мере развития капитализма и усиления конкурентной борьбы происходили глубокие изменения в расстановке сил внутри класса буржуазии. Мелкая и средняя буржуазия периодически разорялась. Решающую роль начала играть крупная буржуазия, к которой относятся крупные фабриканты и заводчики, торговцы и банкиры. Торгово-промышленная буржуазия стремилась к более кардинальным государственным преобразованиям.

Пролетариат из массы трудящихся стал выделяться в XVIII в. С созданием капитализмом ус-ловий для превращения формального подчинения труда капиталу в реальное рабочие начинают формироваться в самостоятельный общественный класс, класс, лишенный собственности на сред-ства производства. Источником его существования является продажа рабочей силы. Первым от-рядом фабрично-заводского рабочего класса были рабочие-текстильщики. Численность рабочих с ростом производства постоянно увеличивалась. В середине XIX в. в мире насчитывалось 10 млн. рабочих, из них в Англии – 4,1 млн. (1851), во Франции – 2,5 млн. (1848), США – 1,4 млн. (1850), в Германии – 0,9 млн. (1850). К 70-м гг. в трех крупнейших промышленно развитых странах (Анг-лия, Франция и США) численность индустриальных рабочих – ядра рабочего класса – составляла 12-13 млн., а вместе с рабочими, занятыми в сельском хозяйстве, – 20 млн. Из общего числа рабо-чих почти половина приходилась на Англию. К концу XIX в. по численности рабочего класса пер-вое место заняли США, где насчитывалось 10,4 млн. промышленных рабочих.

Рабочий класс претерпел не только количественные, но и качественные изменения. Повыша-лась доля фабрично-заводских рабочих, занятых в производстве средств производства. В 70 80-х гг. XIX в. самым многочисленным отрядом промышленных рабочих были рабочие текстильной промышленности. Но к началу XX в. положение изменилось: машиностроители, металлурги, же-лезнодорожники стали наиболее многочисленным отрядом рабочего класса.

Положение рабочего класса вплоть до 60-70-х гг. XIX в. было крайне тяжелым. Продолжи-тельность рабочего дня составляла 14-16 часов, условия труда и быта были нечеловеческими, низ-кая заработная плата, широко использовался женский и детский труд. Например, в первой поло-вине XIX в. 50-60% занятых в английской промышленности были женщины и дети. Такова была реальность, и представленная в трудах марксистов картина положения рабочих вполне объектив-на. Провозглашенные буржуазией свобода, равенство и братство оказались лишь декларацией. Положение рабочих становилось особенно тяжелым в период экономических кризисов, охваты-вающих, как правило, всю промышленность и сельское хозяйство и влияющих на экономику многих стран. Кризисы приводят к закрытию многих предприятий, росту безработицы, падению заработной платы и жизненного уровня трудящихся. Первый экономический кризис возник в Анг-лии в 1825г.

Полное политическое бесправие, изнурительный труд, жизнь в трущобах, голод, болезни, высокая смертность вызывали недовольство и сопротивление рабочих работодателям, вели к уси-лению борьбы рабочего класса. Однако на первых порах выступления рабочих против эксплуата-ции выражались в стихийных формах голодных бунтах, поджогах предприятий, разрушении ма-шин. Борьба рабочих нарастала, поднималась на качественно новый уровень. Первые крупные вы-ступления рабочих произошли в Манчестере (Англия) в 1819 г., в Лионе (Франция) в 1831 и 1834 гг., восстание силезских ткачей (Германия) в 1844 г., чартистское движение за политические права трудящихся в 30-40 гг. в Англии.

§ 47. Промышленный переворот и его последствия

Начало промышленного переворота .

В конце XVIII в. в промышленном производстве ряда стран Западной Европы, в которых пионером выступала Великобритания, начался переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабричной системе производства.

Этот переход называется промышленный переворот или промышленная революция.

Промышленный переворот имел важные последствия для жизни всего общества, но прежде всего перемены коснулись экономики.

Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретений в области механики. В текстильной промышлен­ности широко использовались прялки «Дженни» (изобрете­ние Дж. Харгвиса; 1765 г.), в 1779 г. Сэмюэл Кромптон усовершенствовал ткацкий процесс введением мюль-машин, позволявших получать более тонкую и прочную нить, чем раньше. В 1785 г. в Англии был запатентован первый меха­нический ткацкий станок Эдмунда Картрайта, а спустя шестнадцать лет открылась первая механическая ткацкая фабрика - промышленное предприятие, основанное на ма­шинном производстве.

Острая конкуренция предпринимателей требовала посто­янного внедрения на производстве новейших достижений на­уки и техники.

В 1765 г. англичанин Джеймс Уатт построил свою па­ровую машину. Для работы паровых машин нужен был уголь, поэтому его добыча резко возросла. Увеличение потребности в металле привело к усовершенствованию металлургии.

В Англии с 40-х гг. XVIII в. стали использовать тигель­ную плавку для производства литой стали. Кричный передел чугуна был заменен более производительным пудлигованием. В 1856 г. англичанин Генри Бессемер нашел способ проду­вания воздуха через горячий чугун с целью выгорания из него излишнего кислорода и превращения его в сталь. Тогда же француз Пьер-Эмиль Мартен создал специальную печь для переработки чугуна в сталь путем окислительной плавки (мартеновский способ).

В Англии быстро росла протяженность железных дорог. В 1825 г. активно занимавшийся строительством паровозов Джордж Стефенсон провел первый пассажирский состав по маршруту Дарлингтон-Стоктон. В 1830 г. рельсовый путь связал Манчестер с Ливерпулем. А к 1850 г. страна покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км. Железнодорожная лихорадка способствовала быстрому раз­витию металлургии, машиностроения, паровозо - и вагоно­строения.

Зарождение индустриального общества.

Начавшаяся в Ве­ликобритании промышленная революция позже распростра­нилась на другие страны Старого и Нового Света.

Промышленная революция создала условия, породив­шие индустриальное общество.

Процесс модернизации не только сопровождался измене­ниями в экономике, но и менял мировоззрение людей.

B идеале индустриальное общество основано на идеях свободы, равенства и независимости: предприниматели не зависят от власти государства, покупатели и продав­цы равны, каждый член общества свободен в своих дей­ствиях.

Наиболее быстрое развитие индустриальное общество по­лучило в Великобритании. Здесь еще во второй половине XVII в. была провозглашена свобода промыслов, таким образом, складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции.

Образование слоя наемных рабочих и создание внут­реннего рынка (т. е. сферы товарного обмена внутри стра­ны; в покупке изделий промышленности нуждались все больше людей) в Англии сочеталось с бурным процессом так на­зываемого первоначального накопления капитала.

Капитал - это деньги или иная собственность, при­носящие доход.

Возникает и промышленный пролетариат - люди, работающие на фабриках. Труд на фабриках был очень тя­желым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, а зарплата была низкой. Изобретение новых машин вело к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих. Оно выра­жалось в поломке машин и орудий труда (луддизм). По ан­глийским законам порча машин каралась смертью.

B первой половине XIX в. промышленный переворот в Великобритании завершился. Почти до конца XIX в. Англия оставалась «мастерской мира».

Экономическое развитие Великобритании и Франции в пер­вой половине XIX в.

Несмотря на успехи, английская эконо­мика испытывала и немалые сложности. В XIX в. Великобри­тания вошла в состоянии крайнего напряжения сил, вызван­ного непрерывными войнами с Францией. Введенная Наполео­ном континентальная блокада, т. е. запрет государствам Ев­ропы осуществлять торговлю с Англией, резко подняла цены на продовольствие, что вызвало в стране «голодные бунты».

Победа над Наполеоном в 1815 г. ликвидировала блокаду, но породила новые проблемы. Из армии и флота были уво­лены до полумиллиона человек. Правительство сократило за­казы промышленным предприятиям. В Британию стало по­ступать дешевое европейское зерно. Падение цен сеяло пани­ку. В качестве регулирующей меры были приняты «хлебные законы», фактически запрещающие ввоз хлеба в страну. В ре­зультате цены на хлеб неимоверно выросли.

И все же положительные результаты промышленного пе­реворота перевешивали последствия неблагоприятных фак­торов.

Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. в целом шло успешно. За короткий период промышленность Франции выросла более чем на 50 %. Развитию экономики способствовали приток денег и ценностей из завоеванных На­полеоном стран, протекционистская политика и выгодные внешнеторговые сделки. Однако долгие войны, а затем и со­крушительное поражение Франции нанесли серьезный удар по ее экономике. Правда, от последствий неблагоприятных факторов удалось оправиться довольно быстро. В период ре­ставрации Бурбонов (1процесс замены ручного труда машинным успешно продолжался. С 1825 по 1847 г. объем промышленного производства увеличился на две тре­ти. Быстро развивался ряд новых отраслей, прежде всего хи­мическая промышленность.

Общие особенности экономического развития во второй половине XIX в. Во второй половине XIX в. в экономике пе­редовых стран Европы происходили дальнейшие перемены. Они связаны с зарождением монополий.

Монополии - это крупные хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления повышенных цен и извлечения повышенных прибылей.

Усиление роли монополий было вызвано прогрессом в тех­нике, повлекшим за собой усложнение производственного процесса. Для осуществления последнего требовалось все больше капитала, так как все дороже становились машины и сырье. Поэтому предприниматели начали объединяться.

Ускорению этого объединения способствовали экономиче­ские кризисы, или кризисы перепроизводства . Механизм возникновения кризисов был таков: внедрение новой техни­ки вело к сокращению работников; оказавшиеся без работы люди переставали покупать товары; а это, в свою очередь, вело к падению производства. Первый такой кризис произо­шел в Англии в 1825 г. Вскоре выяснилось, что кризисы на­зревают через примерно равное число лет. В 1858 г. разра­зился первый мировой экономический кризис. Во время кри­зисов многие предприятия закрывались, предприниматели разорялись, а объединению предпринимателей было проще преодолеть последствия кризисов.

Важнейшей стороной развития монополий стала новая роль банков в экономике. Промышленные компании нала­живали с банками прочные связи для получения долгосрочных ссуд , открытия кредита . Во второй половине XIX в. уско­рился процесс сращивания производства и капитала. Суще­ствовали монополии следующих типов: картель , синдикат, трест, концерн.

Картель - это объединение самостоятельных пред­приятий, основанное на временном соглашении между ними с целью установления контроля над сбытом опре­деленного товара, повышения цен на этот товар и обес­печения монопольно высокой прибыли.

Картель может предусматривать установление обязатель­ных для всех участников объединения цен на товары, раз­граничение районов сбыта, определение общего объема производства или сбыта и доли в них каждого участника.

Синдикат представляет собой объединение самостоятельных предприятий какой-либо отрасли, основанное на соглашении о совместном сбыте товаров.

Синдикат создается с целью обеспечения монопольного господства на рынке, установления монопольных цен и по­лучения наивысшей прибыли. Участники такого объедине­ния подчиняют своему контролю мелкие предприятия и расширяют свое влияние на внутренних и внешних рын­ках.

Трест - это такая форма организации, когда объеди­няющиеся предприятия теряют свою самостоятельность и подчиняются единому управлению.

Владельцы вошедших в трест предприятий лишаются пра­ва непосредственно распоряжаться ими.

Высшей формой монополий являются концерны - объединения предприятий, банков и торговых фирм на основе общей финансовой зависимости от определенной
группы капиталистов.

Нередко концерны объединялись в финансовые группы, или финансовые дома (например, дома Морганов, Рокфел­леров в США).

После мирового экономического кризиса 1873 г. процесс развития картелей ускорился, однако они быстро распада­лись. Тем не менее к концу XIX столетия картели стали одной из основ европейской экономики. К началу XX в. число кон­цернов и трестов в США увеличилось со 185 до 250.

Роль государства в экономике.

В первой половине XIX в. государственное вмешательство в экономику резко сократи­лось. Банкиры, владельцы промышленных предприятий на­стойчиво отстаивали свободу предпринимательства. По их мнению, роль государства, помимо защиты внешних интере­сов, следовало ограничить созданием и поддержанием усло­вий, благоприятствующих развитию хозяйственной жизни страны (развитие путей сообщения, средств связи, обеспечение устойчивости денежного обращения и т. п.).

Однако во второй половине XIX в. возросла роль государства в управлении колониями, а войны содействовали получению страной-победительницей огромных военных контрибуций . Го­сударственное вмешательство в экономическую жизнь заклю­чалось также во введении фабричного законодательства (огра­ничение рабочего дня, страхование рабочих и т. д.).

Наиболее сильное влияние государства на экономику было в Германии. Здесь происходило огосударствление железных дорог, была введена табачная монополия.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое влияние имел промышленный переворот на развитие ев­ропейских стран? Что такое фабрика, модернизация, индустри­альное общество?

2. Охарактеризуйте основные черты экономического развития ве­дущих стран Западной Европы в первой половине XIX в.

3. Какие перемены происходили в экономике развитых стран во второй половине XIX в.? Что такое монополии и почему они возникали? Чем отличались различные типы монополистиче­ских объединений? Составьте сравнительную таблицу.

4. Какова была роль государства в экономике ведущих стран в XIX в.?

5. Используя дополнительные материалы, напишите историческое эссе по истории экономического развития одной из стран в XIX в. (по выбору).

Документ

Из романа Чарлза Диккенса «Лавка древностей». 1841 г.

По обеим сторонам дороги и до затянутого мглой горизонта фабрич­ные трубы, теснившиеся одна к другой в том удручающем однообразии, которое так пугает нас в тяжелых снах, извергали в небо клубы смрадно­го дыма, затемняли божий свет и отравляли воздух этих печальных мест. Справа и слева, еле прикрытые сбитыми наспех досками или полусгнив­шим навесом, какие-то странные машины вертелись и корчились среди куч золы, будто живые существа под пыткой, лязгали цепями, сотрясали землю своими судорогами и время от времени пронзительно вскрикива­ли, словно не стерпев муки. Кое-где попадались закопченные, вросшие в землю лачуги - без крыш, с выбитыми стеклами, подпертые со всех сто­рон досками с соседних развалин и все-таки служившие людям жильем. Мужчины, женщины и дети, жалкие, одетые в отрепья, работали около машин, подкидывали уголь в их топки, просили милостыню на дороге или же хмуро озирались по сторонам, стоя на пороге своих жилищ, лишенных даже дверей. А за лачугами снова появлялись машины, не уступавшие яростью дикому зверю, и снова начинался скрежет и вихрь движения, а впереди нескончаемой вереницей высились кирпичные трубы, которые все так же изрыгали черный дым, губя все живое, заслоняя солнце и плот­ной темной тучей окутывая этот кромешный ад.

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

Каковы были последствия промышленного переворота для ра­бочих?

Было ли, на ваш взгляд, подобное положение рабочих неизбеж­ным?

Промышленный переворот повлек за собой глубокие изменения в социальной сфере. Прежде всего, окончательно утвердился экономический тип социальной стратификации: положение в обществе определялось уровнем дохода, материальным состоянием индивида. Стремление иметь деньги теперь во многом определяло образ жизни и стиль поведения людей в западном обществе. Поскольку материальное состояние людей может изменяться, формировавшееся индустриальное общество характеризовалось высокой степенью социальной мобильности.

В этой связи сложилась классовая по своему характеру социальная структура. Общество разделилось на классы - социальные группы, отличающиеся между собой по отношению к средствам производства, месту и роли в процессе производства, способу получения дохода. Ведущее значение в экономическом развитии приобретают основные промышленные классы: фабричная буржуазия и пролетариат. Торгово-промышленная деятельность становится наиболее прибыльной сферой.

В новых условиях социальная структура западного общества испытала серьезные трансформации. Верхний слой (элита) западного общества по-прежнему был представлен земельной аристократией и верхушкой финансовой буржуазии. Однако в этот круг постепенно входила и крупная торгово-промышленная буржуазия. При этом соотношение между аристократией и буржуазией в процессе промышленной революции менялось в пользу последней. Ведущей тенденцией в это время было усиление класса промышленной буржуазии, утверждение ее господствующего положения в обществе. Крупная торгово-промышленная буржуазия уже либо сливалась с земельными собственниками, либо вытесняла их из экономической и политической жизни.

Новое явление в социальной структуре западного общества - формирование так называемого среднего класса. В это время он был представлен главным образом средней торгово-промышленной буржуазией, а также состоятельной частью интеллигенции и чиновничества. Наблюдался и быстрый рост городской мелкой буржуазии - мелкие торговцы, владельцы предприятий сферы услуг (различных мастерских, небольших ресторанов, гостиниц, парикмахерских) .

На другом полюсе социальной структуры в эти годы находились трудящиеся классы, наемные работники. Среди них ведущие позиции занимал быстро формирующийся фабрично-заводской пролетариат. Последний, благодаря своей относительной однородности и высокой концентрированности, был наиболее организованной и сознательной силой. Остальная же масса рабочих, занятых на мелких предприятиях (мануфактурах, ремесленных мастерских) , была весьма разноликой и разобщенной.

Особые процессы шли в деревне: крестьянство довольно быстро дифференцировалось. В нем выделялся слой сельской буржуазии, мелкой буржуазии (самостоятельных хозяев) и безземельных батраков (сельских наемных рабочих) .

Заметно изменились организация и условия труда: повысилась его интенсивность, утвердился жесткий режим, подчинявший человека ритму машины. Внедрение несложных механизмов создало возможности широкого использования женского и детского труда (более дешевого) . На протяжении всей промышленной революции наблюдалось снижение уровня жизни большинства населения, ухудшалось материальное положение народа. Низкая заработная плата пролетариев, отсутствие гарантий занятости, охраны труда вели к обнищанию трудящихся масс, порождали множество социальных проблем. Усилился процесс миграции - перемещения многих разорившихся и обедневших европейцев за океан.
*******

Более подробную информацию читайте в источнике.

Развитие английской промышленности способствовало росту экспорта. В 1782 г. вывоз английских товаров оценивался в 13 млн фунтов стерлингов, 1792 г. - уже в 25 млн, в 1800 г. - около 35 млн, в 1815 г. - около 60 млн, т.е. вырос за 33 года почти в 5 раз. В связи с ростом доходов увеличился прирост населения: с 3 % за десятилетие первой половины XVIII в. до 11 % к концу XVIII в., до 14 % за период 1801 - 1811 гг. и до 21 % в течение 1811 - 1821 гг. Городское население значительно возросло за счет сельского. В 60-х гг. XVIII в. в городах Англии население составляло только 1/3, земледелием занималась половина жителей. В 1810 г. городские жители составили уже половину населения и только 1/3 занималась земледелием.

В сельском хозяйстве Англии большие доходы, получаемые от овцеводства, привели к тому, что крупные землевладельцы перестали заниматься земледелием и растениеводством. Фермеры были изгнаны с земли, мелкие землевладельцы (иомены) распродали свои участки. Крестьяне уходили искать работу в города. Внедрение в сельском хозяйстве усовершенствований и новых культур - брюквы в Англии и картофеля во Франции - позволили обеспечить население городов дешевым питанием.

Промышленное производство успешно развивалось не только в Великобритании. Во Франции крупные предприятия создавались и развивались с помощью государства: завод «Ле Крезо» был основан в 1769 г., заводы в Сент-Этьене, угольные шахты в Анзене, Кармо, Але и районе Па-де-Кале, знаменитая ситцевая фабрика в Жуй, основанная Оберкампфом.

Собственно промышленная революция с ее бурным, взрывным характером проходила в период с 1785 по 1825г. Великобритания первой осуществила быстрое развитие своей промышленности, хотя этому мешала континентальная блокада Англии во время Французской революции и наполеоновских войн. Она опередила Францию, разоренную войнами периода Великой революции и Наполеона, и Германию.

Франция и другие страны Западной Европы начали промышлен­ное развитие со времени континентальной блокады, защищенные в этот период от конкуренции английских товаров.

В Англии в XVIII - XIX вв. население за 110 лет выросло более чем в 3 раза, промышленное производство за 60 лет (1810 - 1870 гг.) более чем в 6 раз, экспорт за 90 лет (1780 -1870 гг.) более чем в 14 раз. Импорт рос значительно медленнее, чем экспорт: за 70 лет (1800 - 1870 гг.) примерно в 8,5 раз. Производство отдельных видов продукции росло особенно быстро: за 70 лет (с 1800 по 1870 гг.) добыча каменного угля выросла более чем в 10 раз, производство чугуна более чем в 30 раз, потребление хлопка (производство хлопчатобумажных тканей) более чем в 20 раз. Производство предметов потребления росло значительно быстрее населения: за 60 лет (с 1810 по 1870 г.) - более чем в 4 раза, производство средств производства (за этот же период) - примерно в 9 раз. Но заметно замедление темпов экономического роста в Англии в середине XIX в. Если с 1810 по 1840 г., т.е. за 30 лет, индекс промышленного производства вырос почти в 3 раза, то за следующие 30 лет (с 1840 по 1870 г.) - менее чем в два раза. Причиной этого, по-видимому, стало ужесточение протекционистской политики во Франции, Германии и, особенно в США в середине XIX в., о чем будет сказано далее.


Территория США быстро росла за счет военных захватов у соседей (Мексики) и индейских племен, и покупки у других стран (Франции, России и т.п.) Население быстро увеличивается с 4 млн. в 1790 г. до 9 млн. в 1820 г., до 23 млн. в 1850 г. и до 63 млн. в 1890 г. Значительная часть прироста населения была вызвана иммиграцией из Западной Европы. Число иммигрантов составило в 1870 г. 387,2 тыс. человек, в 1890 г. - 455,3 тыс., и в 1913 г. - 1198 тыс. человек. Иммигранты заселяли пустующие земли и превращались в фермеров, пополняли число рабочих на растущих фабриках и заводах. Для устройства переселенцев еще в 1790 г. было создано особое бюро (land-ofice), которое межевало земли и продавало по цене 1 - 2 дол. за акр. Закон 1862 г. о гомстедах установил отвод участков за плату в 10 дол. (за участок в 65 га) и даже бесплатный отвод земельных участков в 80 - 160 акров при условии их обработки и заселения.

В целях стимулирования развития промышленности в США в 1824 г. был издан покровительственный таможенный тариф со средним размером пошлин в 25 - 50 % стоимости ввозимых товаров. В 1828 г. эти ставки еще более повысили. Сторонники свободы торговли добились некоторого снижения тарифа в 1833 г. и либерального тарифа в 1857 г. Но сторонники протекционизма добились принятия в 1861 г. закона Морриля, по которому ставки таможенного тарифа были резко повышены. Это вызвало восстание южных штатов, не желавших подчиняться таможенному тарифу с высокими ставками. Гражданская война между Севером и Югом закончилась победой Севера и отменой рабства в южных штатах. Впоследствии в 1890 г. было введено особо высокое таможенное обложение при президенте Мак-Кинли. Ставки тарифов были дифференцированы: на продукцию развитых отраслей ставки тарифа были понижены (например, сталелитейной), на продукцию слабых или неразвитых отраслей повышены. Президент получил право запрещать импорт товаров тех стран, которые ограничивают импорт американских товаров. В целом на протяжении XIX в. в США проводилась довольно жесткая протекционистская политика (ставки таможенного тарифа составляли в среднем 60 % от стоимости ввозимых товаров), что способствовало ускоренному развитию экономики США.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник