05.07.2019

История. Тепловая электростанция. История изобретения и производства. Электрификация Владимирской губернии


Современную жизнь невозможно представить без электричества и тепла. Материальный комфорт, который окружает нас сегодня, как и дальнейшее развитие человеческой мысли накрепко связаны с изобретением электричества и использованием энергии.

С древних времен люди нуждались в силе, точнее в двигателях, которые давали бы им силу большую человеческой, для того, чтобы строить дома, заниматься земледелием, осваивать новые территории.

Первые аккумуляторы пирамид

В пирамидах Древнего Египта ученые нашли сосуды, напоминающие аккумуляторы. В 1937 году во время раскопок под Багдадом немецкий археолог Вильгельм Кениг обнаружил глиняные кувшины, внутри которых находились цилиндры из меди. Эти цилиндры были закреплены на дне глиняных сосудов слоем смолы.

Впервые явления, которые сегодня называют электрическими, были замечены в древнем Китае, Индии, а позднее в древней Греции. Древнегреческий философ Фалес Милетский в VI веке до нашей эры отмечал способность янтаря, натертого мехом или шерстью, притягивать обрывки бумаги, пушинки и другие легкие тела. От греческого названия янтаря – «электрон» – это явление стали называть электризацией.

Сегодня нам уже будет нетрудно разгадать «тайну» янтаря, натертого шерстью. В самом деле, почему янтарь электризуется? Оказывается, при трении шерсти о янтарь на его поверхности появляется избыток электронов, и возникает отрицательный электрический заряд. Мы как бы «отбираем» электроны у атомов шерсти и переносим их па поверхность янтаря. Электрическое поле, созданное этими электронами, притягивает бумагу. Если вместо янтаря взять стекло, то здесь наблюдается другая картина. Натирая стекло шелком, мы «снимаем» о его поверхности электроны. В результате на стекле оказывается недостаток электронов, и оно заряжается положительно. Впоследствии, чтобы различать эти заряды, их стали условно обозначать знаками, дошедшими до наших дней, минус и плюс.

Описав удивительные свойства янтаря в поэтических легендах, древние греки так и не продолжили его изучение. Следующего прорыва в деле покорения свободной энергии человечеству пришлось ждать много веков. Зато когда он все-таки был совершен, мир в буквальном смысле слова преобразился. Еще в 3 тысячелетии до н.э. люди использовали паруса для лодок, но только в VII в. н.э. изобрели ветряную мельницу с крыльями. Началась история ветряных двигателей. Водяные колеса использовали на Ниле, Эфрате, Янцзы для подъема воды, вращали их рабы. Водяные колеса и ветряные мельницы вплоть до ХVII века являлись основными типами двигателей.

Эпоха открытий

В истории попыток использования пара записаны имена многих ученых и изобретателей. Так Леонардо да Винчи оставил 5000 страниц научных и технических описаний, чертежей, эскизов различных приспособлений.

Джанбаттиста делла Порта исследовал образование пара из воды, что было важно для дальнейшего использования пара в паровых машинах, исследовал свойства магнита.

В 1600 году придворный врач английской королевы Елизаветы Уильям Гилберт изучил все, что было известно древним народам о свойствах янтаря, и сам провел опыты с янтарем и магнитами.

Кто придумал электричество?

Термин "электричество" ввел английский естествоиспытатель, лейб-медик королевы Елизаветы Уильям Гилберт. Впервые он употребил это слово в своем трактате «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земле» в 1600 году. Ученый объяснял действие магнитного компаса, а также приводил описания некоторых опытов с наэлектризованными телами.

В целом практических знаний об электричестве за XVI – XVII столетия было накоплено не так уж много, но все открытия были предвестниками по-настоящему больших перемен. Это было время, когда опыты с электричеством ставили не только ученые, но и аптекари, и врачи, и даже монархи.

Одним из опытов французского физика и изобретателя Дени Папена было создание вакуума в закрытом цилиндре. В середине 1670-х годов в Париже он вместе с голландским физиком Кристианом Гюйгенсом работал над машиной, которая вытесняла воздух из цилиндра путём взрыва пороха в нем.

В 1680 году Дени Папен приехал в Англию и создал вариант такого же цилиндра, в котором получил более полный вакуум с помощью кипящей воды, которая конденсировалась в цилиндре. Таким образом, он смог поднять груз, присоединённый к поршню верёвкой, перекинутой через шкив.

Система работала, как демонстрационная модель, но для повторения процесса весь аппарат должен был быть демонтирован и повторно собран. Папен быстро понял, что для автоматизации цикла пар должен быть произведён отдельно в котле. Французский учёный изобрёл паровой котёл с рычажным предохранительным клапаном.

В 1774 году Уатт Джеймс в результате ряда экспериментов создал уникальную паровую машину. Для обеспечения работы двигателя он применил центробежный регулятор, соединённый с заслонкой на выпускном паропроводе. Уатт детально исследовал работу пара в цилиндре, впервые сконструировав для этой цели индикатор.

В 1782 году Уатт получил английский патент на паровой двигатель с расширением. Он же ввёл первую единицу мощности - лошадиную силу (позднее его именем была названа другая единица мощности - ватт). Паровая машина Уатта благодаря экономичности получила широкое распространение и сыграла огромную роль в переходе к машинному производству.

Итальянский анатом Луиджи Гальвани в 1791 году опубликовал труд «Трактат о силах электричества при мышечном движении».

Это открытие через 121 год дало толчок исследованиям человеческого организма с помощью биоэлектрических токов. Обнаруживались больные органы при исследовании их электрических сигналов. Работа любого органа (сердца, мозга) сопровождается биологическими электрическими сигналами, имеющими для каждого органа свою форму. Если орган не в порядке, сигналы изменяют свою форму, и при сравнении «здоровых» и «больных» сигналов обнаруживаются причины заболевания.

Опыты Гальвани натолкнули на изобретение нового источника электричества профессора Тессинского университета Алессандро Вольта. Он дал опытам Гальвани с лягушкой и разнородными металлами иное объяснение, доказал, что электрические явления, которые наблюдал Гальвани, объясняются только тем, что определенная пара разнородных металлов, разделенная слоем специальной электропроводящей жидкости, служит источником электрического тока, протекающего по замкнутым проводникам внешней цепи. Эта теория, разработанная Вольтой в 1794 году, позволила создать первый в мире источник электрического тока, который назывался Вольтов столб.

Он представлял собой набор пластин из двух металлов, меди и цинка, разделенных прокладками из войлока, смоченного в соляном растворе или щелочи. Вольта создал прибор, способный за счет химической энергии производить электризацию тел и, следовательно, поддерживать в проводнике движение зарядов, то есть электрический ток. Скромный Вольта назвал свое изобретение в честь Гальвани «гальваническим элементом», а электрический ток, получающийся от этого элемента – «гальваническим током».

Первые законы электротехники

В начале XIX века опыты с электрическим током привлекали внимание ученых из разных стран. В 1802 году итальянский ученый Романьози обнаружил отклонение магнитной стрелки компаса под влиянием электрического тока, протекавшего по расположенному вблизи проводнику. В 1820 году это явление в своем докладе подробно описал датский физик Ганс Христиан Эрстед. Небольшая, всего в пять страниц, книжка Эрстеда в том же году была издана в Копенгагене на шести языках и произвела огромное впечатление на коллег Эрстеда из разных стран.

Однако правильно объяснить причину явления, которое описал Эрстед, первым сумел французский ученый Андре Мари Ампер. Оказалось, ток способствует возникновению в проводнике магнитного поля. Одной из важнейших заслуг Ампера было то, что он впервые объединил два разобщенных ранее явления – электричество и магнетизм – одной теорией электромагнетизма и предложил рассматривать их как результат единого процесса природы.

Воодушевленный открытиями Эрстеда и Ампера, другой ученый, англичанин Майкл Фарадей предположил, что не только магнитное поле может воздействовать на магнит, но и наоборот – двигающийся магнит будет оказывать воздействие на проводник. Серия опытов подтвердила эту блестящую догадку – Фарадей добился того, что подвижное магнитное поле создало в проводнике электрический ток.

Позже это открытие послужило основой для создания трех главных устройств электротехники – электрического генератора, электрического трансформатора и электрического двигателя.

Начальный период использования электричества

У истоков освещения с помощью электричества стоял Василий Владимирович Петров, профессор медицинско-хирургической Академии в Петербурге. Исследуя световые явления, вызываемые электрическим током, он в 1802 году сделал свое знаменитое открытие – электрическую дугу, сопровождающуюся появлением яркого свечения и высокой температуры.

Жертвы ради науки

Русский учёный Василий Петров, первым в мире в 1802 году описавший явление электрической дуги, не жалел себя при проведении экспериментов. В то время не было таких приборов, как амперметр или вольтметр, и Петров проверял качество работы батарей по ощущению от электрического тока в пальцах. Чтобы чувствовать слабые токи, учёный срезал верхний слой кожи с кончиков пальцев.

Наблюдения и анализ Петровым свойств электрической дуги легли в основу создания электродуговых ламп, ламп накаливания и много другого.

В 1875 году Павел Николаевич Яблочков создает электрическую свечу, состоящую из двух угольных стержней, расположенных вертикально и параллельно друг другу, между которыми проложена изоляция из каолина (глины). Чтобы горение было более продолжительным, на одном подсвечнике помещалось четыре свечи, которые горели последовательно.

В свою очередь, Александр Николаевич Лодыгин ещё в 1872 году предложил вместо угольных электродов использовать нить накаливания, которая при протекании электрического тока ярко светилась. В 1874 году Лодыгин получил патент на изобретение лампы накаливания с угольным стерженьком и ежегодную Ломоносовскую премию Академии наук. Устройство было запатентовано также в Бельгии, Франции, Великобритании, Австро-Венгрии.

В 1876 году Павел Яблочков завершил разработку конструкции электрической свечи, начатой в 1875 г. и 23 марта получил французский патент, содержащий краткое описание свечи в её первоначальных формах и изображение этих форм. «Свеча Яблочкова» оказалась проще, удобнее и дешевле в эксплуатации, чем лампа А. Н. Лодыгина. Под названием «русский свет» свечи Яблочкова использовались позже для уличного освещения во многих городах мира. Так же Яблочков предложил первые практически применявшиеся трансформаторы переменного тока с разомкнутой магнитной системой.

Тогда же в 1876 году в России была сооружена первая электростанция на Сормовском машиностроительном заводе, ее прародительница была построена в 1873 году под руководством бельгийско-французского изобретателя З.Т. Грамма для питания системы освещения завода, так называемая блок-станция.

В 1879 русские электротехники Яблочков, Лодыгин и Чиколев совместно с рядом других электротехников и физиков организовали в составе Русского технического общества Особый Электротехнический отдел. Задачей отдела было содействие развитию электротехники.

Уже в апреле 1879 года впервые в России электрическими фонарями освещен мост – мост Александра II (ныне Литейный мост) в Санкт-Петербурге. При содействии Отдела на Литейном мосту введена первая в России установка наружного электрического освещения (дуговыми лампами Яблочкова в светильниках, изготовленных по проекту архитектора Кавоса), положившая начало созданию местных систем освещения дуговыми лампами некоторых общественных зданий Петербурга, Москвы и других больших городов. Электрическое освещение моста устроенное В.Н. Чиколевым, где горело 12 свечей Яблочкова вместо 112 газовых рожков, функционировало всего 227 дней.

Трамвай Пироцкого

Вагон электрического трамвая изобрел Федор Аполлонович Пироцкий в 1880 году. Первые трамвайные линии в Санкт-Петербурге были проложены только зимой 1885 года по льду Невы в районе Мытнинской набережной, так как право на использование улиц для пассажирских перевозок имели только владельцы конок – рельсового транспорта, который передвигался при помощи лошадей.

В 80-е годы возникли первые центральные станции, они были более целесообразны и более экономичны, чем блок-станции, так как снабжали электричеством сразу много предприятий.

В то время массовыми потребителями электроэнергии были источники света – дуговые лампы и лампы накаливания. Первые электростанции Петербурга вначале размещались на баржах у причалов рек Мойки и Фонтанки. Мощность каждой станции составляла примерно 200 кВт.

Первая в мире центральная станция была пущена в работу в 1882 году в Нью-Йорке, она имела мощность 500 кВт.

В Москве электрическое освещение впервые появилось в 1881 году, уже в 1883 году электрические светильники иллюминировали Кремль. Специально для этого была сооружена передвижная электростанция, которую обслуживали 18 локомобилей и 40 динамо-машин. Первая стационарная городская электростанция появилась в Москве в 1888 году.

Нельзя забывать и о нетрадиционных источниках энергии.

Предшественница современных ветроэлектростанций с горизонтальной осью имела мощность 100 кВт и была построена в 1931 году в Ялте. Она имела башню высотой 30 метров. К 1941-му году единичная мощность ветроэлектростанций достигла 1,25 МВт.

План ГОЭЛРО

В России создавались электростанции в конце XIX и начале XX веков, однако, бурный рост электроэнергетики и теплоэнергетики в 20-е годы XX столетия после принятия по предложению В.И. Ленина плана ГОЭЛРО (Государственной электрификации России).

22 декабря 1920 года VIII Всероссийский съезд Советов рассмотрел и утвердил Государственный план электрификации России – ГОЭЛРО, подготовленный комиссией, под председательством Г.М. Кржижановского.

План ГОЭЛРО должен был быть реализован в течении десяти-пятнадцати лет, а его результатом должно было стать создание «крупного индустриального хозяйства страны». Для экономического развития страны это решение имело огромное значение. Недаром свой профессиональный праздник российские энергетики отмечают именно 22 декабря.

В плане много уделялось проблеме использования местных энергетических ресурсов (торфа, воды рек, местного угля и др.) для производства электрической энергии.

8 октября 1922 года состоялся официальный пуск станции «Уткина заводь» - первой торфяной электростанции в Петрограде.

Первая ТЭЦ России

Самая первая тепловая электростанция, построенная по плану ГОЭЛРО в 1922 году, называлась «Уткина заводь». В день пуска участники торжественного митинга переименовали ее в «Красный октябрь», и под этим именем она проработала до 2010 года. Сегодня это Правобережная ТЭЦ ПАО «ТГК-1».

В 1925 году запустили Шатурскую электростанцию на торфе, в тот же год на Каширской электростанции начали освоение новой технологии сжигания подмосковного угля в виде пыли.

Днем начала теплофикации в России можно считать 25 ноября 1924 года – тогда заработал первый теплопровод от ГЭС-3, предназначенный для общего пользования в доме номер девяносто шесть на набережной реки Фонтанки. Электростанция № 3, которую переоборудовали для комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, является первой в России теплоэлектроцентралью, а Ленинград – пионером теплофикации. Централизованное снабжение горячей водой жилого дома функционировало без сбоев, и через год ГЭС-3 стало снабжать горячей водой бывшую Обуховскую больницу и бани, находящиеся в Казачьем переулке. В ноябре 1928 года к тепловым сетям государственной электростанции № 3 подключили здание бывших Павловских казарм, располагавшихся на Марсовом поле.

В 1926 году была пущена в эксплуатацию мощная Волховская ГЭС, энергия которой по линии электропередачи напряжением 110 кВ, протяженностью 130 км поступала в Ленинград.

Атомная энергетика XX века

20 декабря 1951 года, ядерный реактор впервые в истории произвел пригодное для использования количество электроэнергии - в нынешней Национальной Лаборатории INEEL Департамента энергии США. Реактор выработал достаточную мощность, чтобы зажечь простую цепочку из четырех 100-ваттных лампочек. После второго эксперимента, проведенного на следующий день, 16 участвовавших в нем учёных и инженеров «увековечили» свое историческое достижение, написав мелом свои имена на бетонной стене генератора.

Советские ученые приступили к разработке первых проектов мирного использования атомной энергии ещё во второй половине 1940-х годов. А 27 июня 1954 года в городе Обниск была запущена первая атомная электростанция.

Пуск первой АЭС ознаменовал открытие нового направления в энергетике, получившего признание на 1-й Международной научно-технической конференции по мирному использованию атомной энергии (август 1955, Женева). К концу ХХ века в мире насчитывалось уже более 400 атомных электростанций.

Современная энергетика. Конец XX века

Конец XX века ознаменован различными событиями, связанными как с высокими темпами строительства новых станции, началом развития возобновляемых источников энергии, ак и с появлением первых проблем от сформировавшейся огромной мировой энергосистемы и попытками их решить.

Блэкаут

Американцы называют ночь на 13 июля 1977 «Ночью страха». Тогда случилась огромная по своим размерам и последствиям авария на электрических сетях в Нью-Йорке. Из-за попадания молнии в линию электропередачи на 25 часов была прервана подача электричества в Нью-Йорк и 9 млн жителей оказались без электроснабжения. Трагедии сопутствовал финансовый кризис, в котором пребывал мегаполис, необыкновенно жаркая погода, и небывалый разгул преступности. После отключения электричества на фешенебельные кварталы города набросились банды из бедных кварталов. Считается, что именно после тех страшных событий в Нью-Йорке понятие «блэкаут» стало повсеместно использоваться применительно к авариям в электроэнергетике.

Так как современное сообщество всё больше зависит от электроэнергии, аварии на электросетях наносят ощутимые убытки предприятиям, населению и правительствам. Во время аварии выключаются осветительные приборы, не работают лифты, светофоры, метро. На жизненно важных объектах (больницы, военные объекты и т. д.) для функционирования жизнедеятельности во время аварий в энергосистемах используются автономные источники питания: аккумуляторы, генераторы. Статистика показывает значительное увеличение аварий в 90-е гг. XX - начале XXI вв.

В те годы продолжалось развитие альтернативной энергетики. В сентябре 1985 года состоялось пробное включение генератора первой солнечной электростанции СССР в сеть. Проект первой в СССР Крымской СЭС был создан в начале 80-х в рижском отделении института «Атомтеплоэлектропроект» при участии тринадцати других проектно-конструкторских организаций Министерства энергетики и электрификации СССР. Полностью станция вступила в строй в 1986 году.

В 1992 году началось строительство крупнейшей в мире ГЭС «Три ущелья» в Китае на реке Янцзы. Мощность станции - 22,5 ГВт. Напорные сооружения ГЭС образуют крупное водохранилище площадью 1 045 км², полезной ёмкостью 22 км³. При создании водохранилища было затоплено 27 820 га обрабатываемых земель, было переселено около 1,2 млн человек. Под воду ушли города Ваньсянь и Ушань. Полное завершение строительства и ввод в официальную эксплуатацию состоялся 4 июля 2012 года.

Развитие энергетики неотделимо от проблем, связанных с загрязнением окружающей среды. В Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата был принят Киотский протокол. Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008 – 2012 годах по сравнению с 1990 годом. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

По состоянию на 26 марта 2009 Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования - механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

XXI век, а точнее 2008 год, стал знаковым для энергетической системы России, было ликвидировано Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России» (ОАО РАО «ЕЭС России»)-российская энергетическая компания, существовавшая в 1992-2008 годах. Компания объединяла практически всю российскую энергетику, являлась монополистом на рынке генерации и энерготранспортировки России. На её месте возникли государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированные генерирующие и сбытовые компании.

В XXI веке в России строительство электростанций выходит на новый уровень, начинается эра применения парогазового цикла. Россия способствует наращиванию новых генерирующих мощностей. 28 сентября 2009 года началось строительство Адлерской теплоэлектростанции. Станция будет создана на основе 2-х энергоблоков парогазовой установки общей мощностью 360 МВт (тепловая мощность - 227 Гкал/ч) с КПД 52%.

Современная технология парогазового цикла обеспечивает высокий КПД, низкий расход топлива и снижение уровня вредных выбросов в атмосферу в среднем на 30% по сравнению с традиционными паросиловыми установками. В будущем ТЭС должна стать не только источником тепла и электричества для объектов зимних Олимпийских игр 2014 года, но и весомым вкладом в энергобаланс г. Сочи и прилегающих районов. ТЭС включена в утвержденную Правительством РФ Программу строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта.

24 июня 2009 года в Израиле заработала первая гибридная солнечно-газовая электростанция. Построена она из 30 солнечных отражателей и одной "цветочной" башни. Для сохранения мощности системы 24 часа в сутки, она может переключиться на газовую турбину во время наступления темноты. Установка занимает относительно немного места, и может работать в удалённых районах, которые не подключены к центральным энергетическим системам.

Новые технологии, используемые в гибридных станциях, постепенно распространяются по всему миру, так в Турции планируется построить гибридную электростанцию, которая будет работать одновременно уже на трех источниках возобновляемой энергии - на ветре, природном газе и солнечной энергии.

Альтернативная электростанция спроектирована так, что все ее составляющие дополняют друг друга, поэтому американские специалисты сошлись во мнении, что в будущем у подобных станций есть все шансы стать конкурентоспособными, и поставлять электричество по умеренной цене.

Новое производство

Новый, такой необходимый объект возводился хозспособом, с большими трудностями. Не хватало специалистов, средств, необходимых людских ресурсов и техники. Преодолевая различные административные препоны, удалось привлечь мощную липецкую строительную организацию, которая и довела первую очередь станции до финальной стадии. Как зачастую было принято в СССР, Открытие ТЭЦ приурочили к празднованию 1-го мая, когда вся страна была вдохновлена первым полетом человека в космос, подвигом Юрия Гагарина. Накануне дня солидарности трудящихся 27 апреля 1961-го года были введены в строй турбогенератор мощностью 6 Мегават и энергетический котёл №1, который сегодня в резерве и готов в любую минуту, что называется, вернуться в строй. Коллектив станции сложился из персонала паросилового цеха химзавода и энергопоезда. Талантливые люди быстро освоили оборудование, максимально ответственно относясь к делу.

В течение последующей пятилетки ТЭЦ наращивало свою мощность. Вступают в строй второй котёл и турбина, монтируются открытые распределительные устройства, трансформатор связи, первый ток принимает высоковольтная линия Лебедянь – Данков – ТЭЦ включается на параллельную работу с энергосистемой. В 1966 году, постановлением Совета министров СССР, станция выделяется в самостоятельное предприятие и принимается на баланс Липецкэнерго. Перед коллективом стояли новые масштабные задачи.

На протяжении нескольких десятилетий шло расширение ТЭЦ. Особенность традиций, выработанных несколькими поколениями местных энергетиков, заключены в высокой степени культуры производства, стремлении быть в числе лидеров. Станция стала, своего рода, полигоном для отработки на практике научных достижений. Ремонт, пуско-наладка, режимные испытания – велись с учетом предложений научных и проектных институтов. Кроме того, ремонт оборудования, в полном объёме проводился собственными силами с высоким качеством, соблюдая все вопросы безопасности, что всегда выгодно в любых предлагаемых обстоятельствах.

Одно из крепких звеньев станции, всегда была творческая группа инженеров и техников, актив ТЭЦ окружал себя талантливыми людьми многие годы. На электростанции много замечательных людей и много добрых

дел на их счету. Главное, они круглосуточно, терпеливо обеспечивают стабильную работу энергетического оборудования, дающая землякам поистине – «тёплое золото», которое в свою очередь, превращает свои свойства в не менее ценные и полезные для человека материальные блага и удобства.

Сегодня Данковская ТЭЦ является структурным подразделением филиала «Восточная региональная генерация» открытого акционерного общества «Квадра», который объединяет работу теплоэнергетических активов на территории двух областей – Липецкой и Тамбовской.

Восточный филиал занимает лидирующие позиции по размеру мощности и объему отпускаемой энергии, составляя примерно четвертую часть в производстве ОАО «Квадра» и внося существенный вклад в расширение теплового бизнеса энергетической компании.

В состав ТЭЦ входят цеха: котлотурбинный, химводоподготовки, электрический, ТАИ, участок тепловых сетей. Установленная электрическая мощность станции составляет 10МВт, тепловая – 152 Гкал/час. Все исторические структурные преобразования, сложные, но яркие этапы своего развития, от угля и мазута до работы станции на природном газе, только добавили энергетикам деловой хватки, задора, бережного отношения к опыту своих предшественников, ветеранам передовикам производства, чьи имена навсегда вошли в летопись предприятия.

Данковская ТЭЦ готова развиваться дальше, Ее мощностей с лихвой хватит, и для питания всего промышленного комплекса учитывая его интенсивное развитие. На предприятии работают специалисты и рабочие высокой технологической грамотности, любящие своё дело, болеющие душой за своё производство. Коллектив формировался в целеустремленной деятельности, в повседневных заботах и взаимодействии людей самых разных профессий – инженеров, мастеров, машинистов, электриков, слесарей, административных работников. Благодаря сильной, профессиональной бригаде «старателей-энергетиков», - данковская ТЭЦ повышенной надёжности, безопасна, экономична и обеспечена современной диагностикой и неисчерпаемым ресурсом оборудования, дарящая людям благодатной земли - «тёплое золото».

Владимирская ТЭЦ

.

Город хотя и просвещен, но мало освещен (в 1877 г.). Всех фонарей 215 (по одному на 82 саж. уличного протяжения), на расстоянии один от другого по Большой улице на 20 саж., а в боковых и за Лыбедью на 30-40; улицы освещаются в течении 9 месяцев, с августа по май. Освещение сдается от Управы подрядчику за 1997 руб., т.е. по 3 ½ коп. за вечер на фонарь. Здешние фонари скорее служат для усиления мрака, чтобы более оттенить окружающую тьму. Даже на Большой улице в осенний вечер при полном освещении можно, переходя улицу попасть под лошадь (хорошо еще, что езды мало), а в стороне от Большой улицы еле мерцающее светлое пятно фонаря замечается только тогда, когда подойдешь к нему на 2-3 шага. Кроме того Владимирские фонари могут содействовать также появлению натуральных «фонарей» ручными фонарями. При том те окраины, где освещение нужнее, где обыватель более рискует увязнуть или наткнуться на не доброго человека, почти лишены освещения, таковы прибрежные части Подъяческой улицы, Слободы, Ременники и т.п. (Субботин А.П., 1877 г.).

В конце XIX века стремительно развивающаяся промышленность Владимирской губернии выдвинулась на одно из первых мест в России. Этому способствовали: густая сеть рек и дорог, облегчавшая торговлю и перевозку материалов; запасы древесного и торфяного топлива, обеспечивающие предприятия энергией; дешевые людские ресурсы.

Директор Мальцевского технического училища закупил за рубежом динамо-машину и использовал ее как источник тока в электростанции, которая была размещена в левом крыле здания училища. Вращаясь от английской паровой машины, через трансмиссию, динамо-машина вырабатывала ток и освещала с 1885 года только мастерские училища. Так начала работать первая во Владимире электростанция инженера Советкина.

В 1949 году был выполнен проект архитектора Л.И. Пономаревой 42-квартирного жилого дома для работников ТЭЦ. Л.И. Пономарева разрабатывала его вместе с архитектором А.В. Покровским. Технический проект этого дома включал пояснительную записку и чертежи. В нём были предусмотрены необходимые изменения по сравнению с проектом четырёхэтажного дома на 47 квартир серии 6-48, разработанного архитектурно-проектной мастерской треста «Мосгорпроект». В доме предполагалось, кроме жилья, разместить продовольственный магазин, почту и телеграф. Планы этажей разрабатывала Л.И. Пономарева, автором фасадов стал архитектор А.В. Покровский. Здание, построенное на ул. Фрунзе, которая являлась основной магистралью города, должно было оформить главный въезд в историческую часть города с горьковского направления. Поэтому его угол был подчёркнут высотной композицией и наличием в доме магазина «Гастроном». Высотный акцент представлял собой 5-й этаж в виде круглой остеклённой башенки со шпилем - наблюдательный пункт МПВО (местная противовоздушная оборона). В применяемом проекте предусматривалось газовое отопление дома, но пришлось запроектировать обычную для тех времён котельную. Строительство дома началось в 1949 году и было разделено на две очереди. В первую входил блок на 34 квартиры, он претерпел наименьшие изменения по сравнению с типовым проектом: металлические прогоны перекрытий были заменены на перекрытия по деревянным балкам.
В 1952 году была закончена 1-я очередь строительства этого дома, а в следующем году была закончена и 2-я очередь.

Впервые реконструирована в 1947-1950 годах.
После войны из побежденной Германии на ТЭЦ-1 было доставлено новое оборудование: 4 котла «Борзиг» и 2 генератора.
В связи с быстроразвивающимся городом встал вопрос о строительстве новой ТЭЦ. В ноябре 1962 г. стала работать на полную мощность, равную 100000 кВт, первая очередь новой Владимирской теплоэлектроцентрали ТЭЦ-2.
В 1962 году была проведена реконструкция с переводом ТЭЦ-1 с твердого топлива (кусковой торф) на природный газ.
В 1963 г. обе электростанции были объединены в одно предприятие - Владимирскую ТЭЦ.
В 1970 году Коллектив Владимирской ТЭЦ награжден Ленинской Юбилейной Почетной грамотой обкома партии, облисполкома и облсовпрофа.

Ныне около 3/4 жителей областного центра пользуются теплом, поставляемым ТЭЦ. Многие промышленные предприятия г. Владимира связаны с ней широкой сетью коммуникаций, получают электроэнергию, тепло и пар для технических нужд.


Владимирская ТЭЦ

В 2012 году прошла информация, что ТЭЦ-1 находится в состоянии консервации.

Здание ОАО Владимирэнерго





Адрес: г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, д.106

«Владимирский учебный центр «ЭНЕРГЕТИК»


Ул. Большая Нижегородская, д. 91

«Владимирский учебный центр «ЭНЕРГЕТИК» - частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования.
История учебного центра начинается с ноября 1990 года, когда в объединении «Владимирэнерго» был создан учебно-курсовой пункт для подготовки кадров в электроэнергетике и повышения их квалификации.
В 2004 году учебно-курсовой пункт преобразован в учебный центр ОАО «Владимирэнерго».
8 октября 2009 года Правление Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Центра и Приволжья» приняло решение о создании на базе учебного центра филиала «Владимирэнерго» частного образовательного учреждения «Владимирский учебный центр «Энергетик».
26 октября 2009 года «Владимирский учебный центр «Энергетик» зарегистрирован как самостоятельная организация.
Единственным учредителем «Владимирского учебного центра «Энергетик» является Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья».
«Владимирский учебный центр «Энергетик» расположен по адресу: г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 91.
Учебным центром проводится профессиональная подготовка рабочих по 26 специальностям, а также дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и переподготовка). Кроме штатных преподавателей учебного центра к проведению занятий привлекаются квалифицированные преподаватели высших и средних учебных заведений города Владимира, ведущие специалисты - практики филиала «Владимирэнерго».

Электрификация Владимирской губернии

Источником силовой энергии для предприятий служили паровые машины. В качестве первичных двигателей использовались локомобили немецкой фирмы «Ланц» и дизельные установки.
В 1900 году в городе Гусь-Хрустальном на появились первые в губернии генераторы электрического тока - три английские динамо-машины мощностью по 35 кВт. В цехах на месте газовых рожков и керосиновых фонарей ярко вспыхнули 110-вольтовые электрические лампочки постоянного тока. Но по конструкции эту установку нельзя было отнести даже к малым электростанциям.
Керосин, газ, масло, свечной жир и лучина по-прежнему служили основным источником света.

Одними из первых в деле электрификации фабрики выступили братья Дербенёвы. Основав в 1891 году в трёх верстах от станции Новки своё дело (будущий гор. ), они быстро развивали его, используя для этой цели богатые топливные ресурсы района, труд крестьян и железную дорогу.
В 1908 году Дербенёвы приобрели швейцарскую турбину в 1500 лошадиных сил с генератором 1200 кВт и, спустя год, полностью электрифицировали фабрику и посёлок, в котором жили рабочие. Но уже через два года фабрика расширилась, и этой мощности стало не хватать. В 1911 году Дербенёвы приобрели и установили новый турбогенератор фирмы «Броун Бовери». Фабриканты бесплатно освещали дома тех рабочих, которые пускали к себе жильцов. Электрическая станция при Камешковской фабрике была по тому времени значительным техническим достижением. Для неё выстроили специальное двухэтажное кирпичное здание, в котором смонтировали котлы, турбогенератор мощностью 2500 кВт, панели контроля и управления. 1000 кВт мощности достаточно было для электрификации близлежащих фабрик, окрестных сёл и деревень. Вырабатывала станция переменный трёхфазный ток напряжением 525 В, с её пуском, производство продукции значительно выросло. Для работы генератора такой мощности требовалось много топлива, который добывался на Малом и Большом Урусовой болотах.

Первой электростанцией в сельских районах была . В 1909 году построил электростанцию для освещения своей усадьбы один из богатейших помещиков губернии В.С. Храповицкий. Эта маленькая станция была сделана с большой тщательностью. В центре одноэтажного кирпичного здания стояла котельная с невысокой трубой. Левое крыло занимал машинный зал размером 10x12 метров, в правой части разместился небольшой топливный склад с запасом берёзовых дров и пучков сушняка. В машинном зале было очень чисто. Выстланный цветной метлахской плиткой пол и облицованные зелёным плиточным стеклом стены придавали ему нарядный вид. Панели с приборами и автоматами защиты размещались на большом мраморном щите, стоявшем на высоком помосте и отгороженном от машинного отделения стеклянной стенкой. С помоста хорошо просматривался залитый потоками света зал с тремя паровыми машинами. Они были сблокированы с генераторами постоянного тока и вращали роторы динамо-машин. Для выполнения проводки к дворцу и другим постройкам использовали подземные кабели. Лишь до железнодорожной станции Храповицкая 2 установили столбы и повесили провода. Обычно работала динамо-машина средней мощности, в топке сжигали навязанные пучки сушняка. Когда же приезжал Храповицкий, случалось, работали и три машины. Станция не только освещала имение, но и питала насосы, которые закачивали воду в искусственные пруды и подавали её для хозяйственных нужд. Оборудование Храповицкий закупал в Германии у фирмы «Сименс Шукерт».
В основном крестьяне энергию вырабатывали вручную, используя тягловую силу животных. В незначительных количествах использовалась энергия воды и ветра на мельницах и маслобойнях.

Вскоре после свершения революции в губернии было построено 13 городских электростанций. Их мощность составляла 1000 кВт. Они были предвестниками грядущей большой энергетики и обеспечивали электроэнергией жилой фонд городов до 24 часов. С пуском электростанций потребность в приобретении керосина для освещения резко сократилась.

Продолжала электрифицироваться сельская местность. Люди просили, требовали и настаивали на строительстве электростанций, на устройстве в домах нового света.
По заказу жителей села Городищи Юрьев-Польского уезда был утверждён проект электростанции стоимостью 260 тысяч рублей и выделено 50 тысяч рублей крестьянам взаимообразно. На стройке трудились все от мала до велика, даже из соседних деревень приходили люди и по несколько дней работали бесплатно. Открытие и пуск станции на 200 лампочек проходил 3 октября 1920 года при невиданном скоплении народа. Свыше тысячи жителей старинного русского села, начали жить по-новому. Это была первая сельская электростанция, построенная по проекту и оборудованная в специально отведённом для неё помещении.
Электрификация сёл и деревень Меленковского района осуществлялась от генераторных установок картофелетёрочных заводов, которые строили по берегам речушек. Такая электрификация обладала тем недостатком, что заводы работали около трёх месяцев в году, а остальное время крестьяне вынуждены были пользоваться керосиновыми лампами. Эксплуатировать станцию круглый год только для освещения было невыгодным из-за большого расхода топлива. В связи с этим построили более крупную станцию близ д. Кулаки в Тургеневской волости, куда перевели нагрузку соседних сёл, одним из которых было село Кудрино.
В сельской местности электроэнергию использовали преимущественно для освещения, но уже во многих местах механизировали помол зерна, молотьбу, давали ток мастерским.
Электрификация совершалась в трудных условиях. Шла гражданская война, царила разруха, в ряде районов свирепствовал голод, болезни. Но тяга к новому была настолько сильна, что нашла отражение даже в стихах:
«Деревушка наша Лада
Никакого нет с ней слада:
Хлеба меньше поедим,
Электричества хотим.
Электричество под силу
И Пантюхе и Кириллу.
Эй, ребята, поживей,
Собирай деньгу скорей!
Соберём по доброй воле:
Кто богаче, тот поболе,
По червонцу - середняк,
За тобой слово, бедняк!
Что не хватит, - ссуду спросим,
Инженера к нам попросим.
Словом, братцы, уговор,
Заключаем договор!
От тяжёлой от работы,
От голодной от работы
Есть спасение одно:
В электричестве оно».
В целом по губернии для нужд города и села было выработано 1,5 млн кВт.ч. На одного жителя приходилось 1,15 кВт.ч. По нашему времени это мизерное количество электроэнергии, которого едва хватит, чтобы обеспечить работу утюга в течение часа, но для тех лет это было достижение.

Морозным утром 21 декабря 1920 года на стол Владимира Ильича Ленина положили ещё пахнущий типографской краской том плана ГОЭЛРО. «Владимир Ильич любовно пролистал книгу. Её завтра предстоит раздать делегатам VIII Всероссийского съезда Советов, сказать об её огромном значении», - вспоминал старейший энергетик страны А. Марков.
А на следующий день, выступая в Большом театре, Владимир Ильич сказал: «На мой взгляд, это вторая программа партии». Книга была первым государственным планом развития народного хозяйства. Около двухсот учёных, инженеров, техников под руководством Г.М. Кржижановского разрабатывали план электрификации России в течение года. Инициатором создания этой комиссии и вдохновителем её работы был В.И. Ленин.
И в наше время план ГОЭЛРО имеет огромное значение как образец научных расчётов по отраслям производства и по районам. В книге приводится обширный материал, характеризующий хозяйственное положение, как страны в целом, так и отдельных её областей, даётся описание природных ресурсов, тщательно анализируются достижения науки и техники, указываются трудности, которые могли встать на пути электрификации России, а также пути их преодоления. План ГОЭЛРО насчитывает свыше шестисот страниц и содержит карту электрификации России. В совокупности с электрификацией рассматривались планы государственного хозяйства, топливоснабжения, водной энергии, сельского хозяйства, транспорта, промышленности.
Макет карты электрификации России стоял в Большом театре. Многочисленные лампочки горели в точках строительства будущих электростанций, огненные полосы прочертили её в разных направлениях, обозначая линии электропередачи, электрифицированные водные и железнодорожные магистрали. Карта наглядно демонстрировала будущее России.
Только электрификация страны решала задачу механизации и рационализации труда, поднятие его производительности и в кратчайший срок ликвидации разрухи.
По плану электрифицируемая часть России делилась на 8 экономических округов, подразделяющихся на Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский и Туркменский районы. Районизация, выполненная на основе тщательного анализа экономического положения страны с учётом наличия полезных ископаемых, состояния транспортных артерий и географических особенностей этих территорий, - выдающееся научное достижение.
В плане намечались пути использования действующих электростанций, и обосновывалась необходимость строительство новых электроцентралей и линий электропередач. Учёту подлежали лишь генераторные установки переменного тока мощностью 1000 кВт. Из имевшихся электростанций во Владимирской губернии в план была включена одна, как наиболее перспективная и достаточно обеспеченная торфяным топливом. Это станция фабрики Н. Дербенёва. С неё электроэнергию можно было передать в город Ковров, который не имел электростанции.
Владимирская губерния наряду с Московской, Иваново-Вознесенской, Нижегородской и ещё четырнадцатью губерниями вошла в Центрально-Промышленный район.
Необходимо было резко увеличить торфодобычу на Камешковских и Гусевских болотах для замены электроприводом паросиловых установок и ускорить строительство электроцентралей с развитой системой электропередачи вплоть до 1930 года общей мощностью 100000 кВт. Имевшиеся генераторные мощности составляли лишь 7,5% от требуемых.
Необходимую для губернии мощность наметили обеспечить пятью государственными электростанциями (ГРЭС), работающими на торфе. Это «Электропередача», Шатурская, Иваново-Вознесенская, Нижегородская, Владимирская (которую предстояло построить). Нагрузку на 20% должны были принять станции Московского подрайона, а 80% - Волжского. При строительстве ТЭЦ предполагалось частично использовать опыт строительства и эксплуатации крупнейшей электростанции того времени - «Электропередача», вошедшей в строй в 1914 году, мощностью 15000 кВт. Станция была построена в 70 километрах от Москвы на Богородских торфяных болотах.
Строительство электростанций возглавлял В.В. Куйбышев.
Для пропаганды идей электрификации в губернии издавались плакаты, листовки, обращения. В то время вышла брошюра Виноградова о разъяснении трудящимся плана электрификации страны и губернии, которая не осталась не замеченной Лениным. Он следил за всеми выходящими книгами, глубоко вникал в хозяйственное положение каждого района, заботился о выполнении плана электрификации каждой губернией.

В 1925 г. от Шатурки был дан ток на предприятия Цегостреста и затем на ф-ки «Коммунистический Авангард» и им. Лакина, причем потребление энергии на всех этих фабриках в связи с постепенной установкой электромоторов увеличивалось в течение 2-х лет.
В северо-западном районе производится расширение теплоэлектростанции при фабрике «5-й Октябрь», где произведена установка турбины мощностью в 2500 квт. и проведена линия электропередачи отсюда на ф-ку «III Интернационал».

В связи с провозглашением курса на индустриализацию страны губернскими органами был разработан десятилетний Генеральный план электрификации губернии до 1936 года, который углублял и дополнял программу ГОЭЛРО. Поскольку предприятия нуждались не только в электроэнергии, но и в паре и горячей воде, выгодным являлось вторичное использование пара после турбин ТЭЦ.
Вся губерния была разделена на пять районов: Западный, Центральный, Северо-восточный, Юго-восточный и Южный. В Центральный район входили Собинка, Владимир, Оргтруд, Камешково и Ковров. Средства, вкладываемые в электрификацию, окупились в течение первого десятилетия. Перевод промышленности на местное топливо обеспечивал предприятия надёжной энергетической базой. При создании энергосистемы строителям повсюду приходилось преодолевать огромные трудности. Все работы по установке опор, раскатке и подвеске проводов проводились вручную. Трасса высоковольтных линий проходила по густым лесам и топким болотам. Это затрудняло гужевые перевозки. Просеки прорубали на десятки километров.

Управление губернского электротехника организовано в 1927 году. В задачи управления входил электронадзор за существующими в губернии электростанциями, разработка плановых вопросов электрохозяйства, рассмотрение и дача заключений по проектам как электростанций, так и сетей, выдача разрешений на постройку станций мощностью до 500 кв. и сетей до 6600 вольт, осмотр готовых электроустановок и выдача разрешений на их эксплуатацию. Управлением давались консультации для приезжающих с мест представителей по различным вопросам, касающимся электрофикации промышленности, городов и сельского хозяйства, делались выезды на места для освидетельствования установок, указаний по ним и т.п.

К 1938 г. в Вязниковском уезде проложена трасса от Балахны до Вязников и установлены опоры для линии передачи, производится постройка и оборудование главной Вязниковской подстанции для приема энергии от Балахны и построена линия передачи протяжением 58 км. для электрофикации фабрик 2-го Льноправления и Губтекстильтреста (вязниковское кольцо).
В Муромском уезде производится оборудование подстанции в Ваче (900 ква) для электрификации фабрик Павмурмета и предприятий Муромского кустпромсоюза и постройка линии передачи Павлов-Вача.

"Из истории электрификации Ополья"

Преобразования происходили повсюду. Уже 19 февраля 1918 года на съезде фабрично-заводских комитетов профессиональных союзов был образован Владимирский Губернский Совет Народного хозяйства (ГСНХ). Коммунисты ГСНХ учли сложность и многочисленность проблем, которые вставали на пути электрификации губернии. В июне 1919 года по инициативе Президиума ГСНХ в составе Губсовнархоза учреждается новый орган - Электроотдел.
См. . Основная статья:

Copyright © 2018 Любовь безусловная

Магаданская ТЭЦ – единственный централизованный источник снабжения теплом и электроэнергией Магадана.

Впервые котлы, турбины и генераторы Магаданской ТЭЦ запустили в 1962 году. Город стремительно развивался, и ему требовалось все больше энергии. В 1973 году началось строительство второй очереди Магаданской ТЭЦ – впервые на Колыме монтируется оборудование высокого давления производительностью до 220 т пара в час. В это же время вводится в эксплуатацию дизельная электростанция мощностью 21 МВт. Установленная электрическая мощность ТЭЦ возрастает с 26 до 122 МВт. Дальнейшее развитие энергообъекта приходится на 80-е годы прошлого столетия: строится третья очередь - водогрейная котельная с двумя котлоагрегатами общей производительностью 200 Гкал/час. А в конце ХХ века для обеспечения жителей города горячей водой вводится в строй электрокотельная, использующая энергию Колымской ГЭС.

«Магаданская ТЭЦ не только часть инфраструктуры столицы Колымы, - говорит директор Магаданской ТЭЦ Сергей Заусаев. - Полувековая история прочно связала город и теплоэлектроцентраль. Пока живет город, ТЭЦ будет согревать его суровыми зимами.

Ежегодно для отопительного сезона, который длится 9 месяцев, Магаданской ТЭЦ требуется около 260 тысяч тонн угля.

На МТЭЦ работает 700 человек.

На станции работают 7 паровых и 2 водогрейных котла, 3 мощные турбины, электрокотельная, дизельная электростанция. А еще магистральные тепловые сети, угольные и материальные склады, резервуарные парки и техническое водохранилище.

Электрическая мощность станции 96 МВт, тепловая – 495 Гкал/час.

Чего вы не знали о магаданской тэц

  • - Температура пара, производимого на ТЭЦ, достигает 540 °C, давление подаваемого пара достигает 100 кг/см2.
  • - Раньше у ТЭЦ было 3 трубы. 3-я принадлежала части среднего давления, ее демонтировали. Среди оставшихся двух из одной дым выходит постоянно, вторая находится в резерве. Последний раз дым из нее шел в ноябре, когда энергетики растапливали стоящую в резерве водогрейную котельную – в ее полноценной эксплуатации нет потребности, т.к. нет дефицита теплоносителя;
  • - Осенью этого года в региональном сегменте соцсетей было опубликовано видео, на котором слышны „взрывы“ со стороны ТЭЦ. Это было связано с проверкой предохранительных клапанов, которые в ходе подготовки к отопительному сезону принудительно подрывают, в результате чего слышится резкий хлопок. Жители Пионерного отмечают и сильный шум при растопке котлов, который исчезает при переключении на шумопоглощающую систему. Тем не менее, живущие здесь люди дискомфорта не испытывают, более того – все эти рабочие моменты понимают, ведь изначально этот микрорайон был поселком энергетиков;
  • - Когда на ТЭЦ использовали ургальские и аркагалинские угли, из-за высокой летучести этого топлива взрывались пылесистемы, что было заметно с улицы – из раскрытых клапанов на циклонах вырывались столпы пламени. Сейчас, когда оборудование переведено на кузнецкое твердое топливо, такого уже не случается.
  • - Магаданская ТЭЦ могла работать на американском угле. В 70-х годах рассматривался вариант завоза угля с Аляски, даже осуществлялось пробное сжигание на имеющемся оборудовании. Американские компании брали на себя расходы по необходимой реконструкции систем пылеприготовления, но завоз экономически был выгоден судами с грузоподъёмостью не менее 100 тыс. тонн. Магаданский порт не мог принимать суда такого типа.
  • - При ремонтах на ТЭЦ требуется ювелирная точность. Так, при установке роторов турбин, зазоры вымеряют микронами;
  • - Уголь на МТЭЦ дробится шарами в мельницах и сгорает уже в пылевидном состоянии, температура горения - 1200-1400 °C;
  • - Несмотря на то, что температура пара в котлах достигает 540 °C, температура внешних поверхностей не превышает 45°C, то есть ко всем котлам можно прикоснуться. Это достигается за счет обмуровки – даже термоизолирующая краска не предназначена для таких температур. Изолирующие материалы здесь используются новые – вместо асбестовых плит те, что изготовлены на основе базальтовых горных пород. Из плюсов – ниже теплопроводность, ниже цена, меньше вес куба материала.
  • - 1979 год – Магаданская ТЭЦ признана лучшей в СССР, предприятие внесли на Всесоюзную доску почета, вручили переходящее Красное знамя.
  • - Руководство Магаданэнерго (генеральные директора и управляющие, главные инженеры компании) в разное время работали в котлотурбинном цехе Магаданской ТЭЦ.
  • - Нынешний заместитель директора Магаданской ТЭЦ Рашид Гафаров был одним из участников грандиозного всесоюзного мотопробега 1981 года. Об этом событии писали в газетах и журналах, в том числе журнал „За Рулем“. Маршрут мотопробега включал все союзные республики, его маршрут: Магадан – Сибирь – Средняя Азия – Кавказ – Москва – Ленинград – Прибалтика – Белоруссия – Кишинев. Проехали они 16 тысяч км.

Прогуляемся по тэц?!

Цех топливоподачи. Является главным звеном в обеспечении станции топливом и первым в технологической схеме процесса подготовки угля к сжиганию при выработке тепло- и электроэнергии. Поставляемый в Магадан сухогрузами кузнецкий уголь перевозится и складируется на штабели ТЭЦ, оттуда бульдозерами пересыпается в приемный бункер, откуда по транспортерным лентам идет на узлы пересыпа и в дробильный комплекс. Чистоту топлива от внешних примесей обеспечивает магнитный улавливатель и специальные решетки, предупреждающие попадание в уголь посторонних предметов.

Котлотурбинный цех. Основной производитель пара и электроэнергии, сердце ТЭЦ. Самые большие котлы в высоту достигают 32 м – выше, чем 10-этажный дом. В смену его обслуживают три специалиста. Производительность первых котлоагрегатов составляла 50 т пара в час, в 1974-м смонтировали котел производительностью уже 160 т пара в час. Через пару лет были установлены еще 2 котла производительностью уже 220 т.пара в час. На всех котлах и турбинах стоит защита – если некие параметры превышают нормативные, срабатывает предохранительная сигнализация.

Электрический цех. Специалистам этого подразделения подведомственны трансформаторы, генераторы, вырабатывающие электроэнергию на нужды ТЭЦ. Модернизируется электроцех довольно активно – здесь устанавливаются интегральные компактные приборы взамен морально устаревшего оборудования.

Цех тепловой автоматики и измерений. Здесь занимаются ремонтом, установкой контрольно-измерительных приборов автоматики и телемеханики. Это одно из важнейших звеньев в условиях максимальной автоматизации производства. К нему относятся панели, приборы, щиты управления.

Цех тепловодоснабжения. В широкий перечень задач входит ремонт и обслуживание инженерных сетей, систем вентиляции зданий, ремонт лифтов и пожарных гидрантов. Также здесь следят за температурой отопительной системы. В ЦТВ входят и механические цеха с токарными и фрезерными станками, где изготавливают запчасти, протачивают и балансируют запасные элементы, шлифуют валы. Это не только позволяет ускорить процесс ремонта и сэкономить на доставке, ведь некоторые составляющие приходится завозить с „материка“, но и способно выручить в тот момент, когда серийного аналога детали просто нет.

Цех тепловых сетей. Эксплуатирует, обслуживает и ремонтирует все теплосети, что уходят от ТЭЦ до места их соединения с городскими сетями, плюс наружные сети у р. Магаданки. В 90-х одной из проблем для сотрудников ЦТС была алюминиевая окожушка – ее предприимчивые горожане снимали и сдавали на металлолом. Сейчас алюминий сменили оцинкованные пластины. Их хоть и не снимают, но все равно портят – таранят бамперами авто, по трубам гуляют дети и подростки, что приводит к сминанию изоляции. А это, в свою очередь, означает потерю теплоносителя – трубы начинают „топить“ улицу. Также изоляция страдает во время разлива рек.

Дизельная электростанция. Обеспечивает энергетически резерв для города в случае приостановки централизованной подачи электроэнергии, вывода высоковольтных линий в ремонт. Станция находится в горячем резерве с 1996 года, ее мощность 21 Мвт. Повысить надежность энергоснабжения должна и ВЛ „Оротукан – Палатка – Центральная“, запуск в промышленную эксплуатацию которой намечен на 2018 год.

Химический цех. Задачи - контроль качества пара, воды, угля, масла. Пробы берутся до 12 раз в сутки. При превышении показателей, например, обнаружении избыточного кислорода в воде, вводятся безвредные для человека реагенты. Также здесь проводятся анализы показателей сжигания угля, которые должны составлять 100 %, контролируются выбросы в атмосферу.

Цех по эксплуатации зданий и сооружений. Занимается ремонтом как основных, так и дополнительных зданий, например, ДОЛ „Энергетик“, также обеспечивает устройство строительных лесов.

100 лет теплофикации и централизованному
теплоснабжению в России
Сборник статей под редакцией В.Г.Семенова
Издательство «Новости теплоснабжения» Москва 2 003

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Мировая история развития теплоснабжения и теплофикации.
Глава «
История централизованного теплоснабжения
и комбинированного производства теплоты
и энергии*»

*По материалам Международной Ассоциации Euroheat & Power : «Начиная с Древнего Рима до наших дней - история и будущее теплофикации и централизованного теплоснабжения». Март 2002 г (From the Roman Empire to today - the history and future of CHP/DHC, March 2002).

Для того чтобы человек существовал, ему необходимо не толь ко есть, пить и спать, но также нужны нормальные внешние усло вия, т.е. надо обеспечить человека теплом. Тепло всегда было и ос тается одним из основных потребностей человека. Хотя, казалось бы, люди, живущие на территориях с низкотемпературным клима том, должны были быть разработчиками систем отопления и эффективных систем теплоснабжения, но на самом деле разработчи ками этих систем были греки и римляне. Они всегда уделяли боль шое внимание своему здоровью и красоте, именно это и послужи ло толчком для создания систем центрального теплоснабжения.

Древний мир

Первая, так называемая, система централизованного отопления (ЦО) «хюпокаустум», появилась в Ш- IV вв. до н.э. Эта система была впервые применена в общественных банях, которые были широко распространены в римской и греческой империях. Только в одном Риме, в IV в. н.э. было более 850 общественных бань и 11 больших учреждений. Однако, многие гимназии, отели, малые дворцы и виллы также имели центральное отопление. Китайцы также, почти одновременно с римлянами, разрабатывали свою систему ЦО « Kang », которая была аналогична римской. В то время китайцы и римляне регулярно торговали (первый Шелковый путь), это является доказательством того, что между этими великими империями был обмен различными техническими разработками. Эти достижения в области теплоснабжения в боль шинстве своем были забыты из-за падения Римской Империи в Ш- IV вв. н.э.

Римские бани

Принятие ванны для римлян было частью их ежедневной и социальной жизни. Бани были везде, где селились римляне. Они были быстро приняты местным населением. Любое большое поселе ние или город имел, по крайней мере, одну общественную баню. Большие городские дома часто имели частные бани, и почти каждое поместье имело свою собственную.

Считалось, что римляне изобрели общественные бани, однако, их изобретателями были греки, и раскопки в Олимпии и Аркадии, (Греция), показали, что греки были разработчиками большей час ти системы ЦО. Система отопления в банях в Гортисе (Gortys ) имела воздушные подземные трубопроводы в П-Ш вв. до н.э.

Римское отопление

Термы (бани) имели в своей структуре несколько отделений и нагревались из задней (самой горячей) части - камеры купания или кальдарий (caldarium ) от печи (praefurnium ). Дополнительная печь часто размещалась рядом с теплым помещением - тепидари ем (tepidarium ) и парной.

Над печью, за кальдарием бани, обычно устанавливали водяной котел, сделанный из бронзовых склепанных пластин. Нижняя часть котла была замурована в стенку, для обеспечения лучшей изоляции. Этот котел снабжал горячей водой кальдарий. Холодная вода подавалась в нижнюю часть котла из напорной цистерны, в которую вода поступала из скважины. Она нагревалась и направлялась в баню. В случае необходимости, горячая вода из котла могла быть смешана с холодной водой из другого канала перед подачей в баню.

Котел представлял из себя бронзовую полукруглую шахту, из вестную как «черепашья» (testudo ) из-за своей формы, он нахо дился над печью, за счет чего вода в «панцире» нагревалась.

Необходимо было обеспечивать адекватную подачу горячей и холодной воды, также нужно было обеспечивать дренаж. Водопроводные трубы были сделаны из свинца. Краны, управляющие притоком воды через них, и ответвления были сделаны из бронзы. В больших банях свежая вода подавалась через длинную сеть тру бопроводов, которая позволяла транспортировать воду на доста точно большие расстояния. Использованная вода из городских бань сливалась в общественные сточные трубы.

Воздух нагревался горящим углем или древесным углем во внеш не обслуживаемой подогревательной камере (praefurnium ) и перека чивался через пустоты между малыми опорами (столбов), сделанными из черепицы. Высота этих столбов «хюпокаустум» изменялась от 0,4 м до 1,2 м. Горячий воздух нагревал пол, и затем поднимался вверх через столбцы, которые обычно располагались в углах камер.

Конструкции терм (бань) посвящена 10 глава V книги труда Витрувия Об архитектуре (I в. до н.э.). Витрувий, архитектор и инженер, посвятивший свой трактат Августу, дает здесь практические рекомендации относительно последовательности банных помещений, а также нагревательной системы терм с ее весьма примечательной особенностью - «подвесными полами». Вся последующая литература по архитектуре неизменно пользуется терминологией Витрувия (аподитерий - помещение для раздевания, кальдарий - горячее помещение в термах, тепидарий - теплое, фригидарий - холодное и т.д.).

Так как настил держался только на столбах и не соединялся со стенкой, это позволяло легко компенсировать тепловые напряжения, возникающие в результате нагрева от их сторон, таким обра зом, избегая разрушения под напряжением.

Позднее, в I в. н.э., эта система отопления была усовершенство вана дополнительным использованием полости стеновых плиток, колонны устанавливались вертикально в стенку, обеспечивая зна чительно лучший нагрев. Горячий воздух мог нагревать не только настил, но также и стенки, и после этого выходил наружу через верхний отопительный канал.

Окна остеклялись так, чтобы предотвратить высокие тепловые потери в индивидуальных комнатах-отделениях. Если стекло было известно уже в середине П в. до н.э., то оконное стекло было изо бретено намного позже, к концу I в. н.э., возможно, причиной это го было многочисленное строительство бань в Римской империи. Окна с двойным остеклением часто использовались, чтобы улучшить изоляцию, особенно в банях.

Отопительные эксперименты проводились в восстановлен ных римских банях в Салбурге (Saalburg ), в римском лагере не далеко от Бэд Хомбурга (Bad Homburg ) (к северу от Франкфурта), чтобы воспроизвести детали практической работы и проил люстрировать эффективность римских систем отопления «хю покаустум». Температура внутреннего воздуха в помещении достигала приблизительно 18-30 °С, в зависимости от типа отопления и интенсивности горения.

В холодных северных провинциях Римской Империи люди пред почитали использовать упрощенную форму системы «хюпокаус тум» - канальное отопление, особенно со П в. н.э. Канальная сис тема отопления была более рентабельной, имела низкую себестоимость, могла широко использоваться в жилищной конструкции, но тепловой эффект был ниже, чем у системы «хюпокаустум», и это делало канальную систему неподходящей для нагрева бань.

Средневековье

Система ЦО, с точки зрения римской исторической разработки, была в значительной степени забыта в Центральной Европе в те чение средневековья (VI - XV вв. н.э.). Появляются новые исследо вания, но в средневековье уделяется малое значение разработкам систем ЦО. Системы ЦО в основном использовались в крепостях, замках, монастырях и официальных зданиях, таких как ратуши и церкви по всей Европе. Наиболее широко была распространена си стема воздуховодов. Самая большая система была построена в Х||| в. н.э. немецкими рыцарями в замке Мальборк (Malbork ), не далеко от Балтийского побережья Польши.

Идея Леонардо

В 1480 г. Леонардо Да Винчи нарисовал первые эскизы, которые он назвал «вытяжной дымоход» (или «гнездо дыма»), устрой ство служило для удаления горячих газов из каминов, механичес ки с помощью вентилятора. Так появилось первое устройство комбинированной выработки тепла и энергии (последняя как механическая энергия).

В XV ||| и XIX вв. технология ЦО сделала следующий шаг, был разработан первый паровой подогреватель (1745 г.), система теп лоснабжения (1777 г.) и система горячего водоснабжения (1831 г.) для домов в Европе. Разработка применялась преимущественно во Франции, Великобритании и Германии.

Все началось в Локпорте ( Lockport )

Однако самый большой прогресс был сделан в 1876 г., в Лок порте (Lockport ), Нью-Йорк, США, с разработки первой систе мы централизованного теплоснабжения в мире. Бертсилл Холли (Birdsill Holly ) получил патент и снабдил жилые местные пост ройки и производственные помещения паровым отоплением. В течение года все больше и больше домов присоединяются к отопительной установке. Первыми вложениями в централизо ванное теплоснабжение были инвестиции в размере 25 тыс. долл. США в компанию Холли Стим Комбинэйшен (Holly Steam Combination ). В 1880 г. Холли дали патент на систему комбини рованной выработки тепла и энергии, в то время использовался острый пар.

В 1878 г. были созданы первые системы централизованного теплоснабжения в Европе, они снабжали больницы в Германии (госпиталь недалеко от г. Бонн (Bonn )) и в Швеции (больница в Стокгольме). Новая система позволила избавиться от индивидуальных каминов.

Первые шаги в Европе

Первый шаг в развитии систем теплоснабжения в Европе был сделан в Германии, вследствие интенсивного развития электропро мышленности. Выработка электричества (блочные электростан ции и электростанции общего пользования) была основой для снабжения потребителя от централизованного теплоснабжения.

Одна из первых электростанций была построена в Европе, По- страссе (Postrasse ), Гамбург в 1888 г. В 1893 г. новая ратуша также снабжалась теплом от этого завода в целях безопасности. Таким образом, была создана первая ТЭЦ в Европе. В 1898 г. были от крыты новые ТЭЦ. Первая Саксонская ТЭЦ была построена в Бэд Элстер ( Bad Elster ), чтобы снабжать Албербад (Alberbad ) и вто рая в Берлине, для обеспечения теплом технического университета, однако каждая из этих ТЭЦ обеспечивала теплом только одно здание.

Муниципальное использование

Европейские системы централизованного теплоснабжения появились в Германии в 1900 г. 5-го декабря первая система центра лизованного теплоснабжения для муниципального использования была запущена в работу в Дрездене. 12 зданий снабжались теплом от ТЭЦ в Пакхофстрассе (Packhofstrasse ) и еще 15 зданий снабжа лись только электричеством. Причинами для конструкции этого завода были, во-первых, общественная безопасность, лучшая защита окружающей среды и, во-вторых, то, что критерий «цена -эффективность» данной системы оказался в два раза ниже. До начала Первой Мировой Войны пять немецких городов последуют этому примеру.

Также в начале XX века в Дании в городе Фредериксберг (Frederiksberg ) начинает развиваться система централизованного теплоснабжения. Установка для полного сжигания мусора (отходов) снабжала новый госпиталь теплом. В 1904 г. была введена в работу первая система централизованного теплоснабжения в Вен грии, она обеспечивала теплом парламент Будапешта.

В течение Первой Мировой Войны значительных разработок в области централизованного теплоснабжения не велось.

Большая разработка

11 ноября 1918 г. закончилась Первая Мировая Война, в резуль тате большие ограничения были наложены на Германию. Трагедия Первой Мировой Войны также повлияла и на поставщиков тепла и электроэнергии в Германии. В 1921 г. экономическая база ТЭЦ и ЦТ была улучшена благодаря быстрому увеличению цен в резуль тате инфляции, вызванной компенсациями союзникам и нехваткой топлива в Германии из-за забастовки, которая была проведена не мецкими шахтерами против французских и бельгийских временных владельцев шахт. Последовало быстрое развитие этих систем ТЭЦ и ЦТ для более эффективного использования топлива.

К 1930 г. более 25 немецких городов последовали этому приме ру, а также города: в 1923 г. Утрехт (Utrecht ) в Нидерландах, в 1925 г . Копенгаген, Дания и Рейкьявик, Исландия и в 1930 г. Париж, Франция - все они последовали этому примеру.

В 1930 г. более 200 систем ЦТ работали в Европе, включая Ва тикан.

Экономический бум

Реконструкция разрушенных городов после Второй Мировой Войны дала возможность расширить системы ЦТ в Европе.

Разработки отличались друг от друга, в зависимости от части Европы. Экономическое чудо на западе и реконструкция энергети ческого сектора на востоке обеспечили огромный бум в области ЦТ и промышленности. Много городов в таких странах как Авст рия, Дания, Финляндия, Германия, Венгрия, Нидерланды, Польша, Советский Союз и Швеция решили строить свои собственные ТЭЦ и муниципальные системы отопления, главным образом в 1950-х и 1960-х гг.

Ежегодная скорость роста присоединенной нагрузки с двузначным числом стала нормой. Например, более чем 200 независимых централизованных систем теплоснабжения были разработаны в Дании в период с 1955 до 1973 гг.

Нефтяной кризис

Один из самых плохих дней для энергетики Европы и всего Ми ра был 6 октября 1973 г., когда Египет и Сирия атаковали Израиль. С 17 октября и в течение войны арабские страны сократили производство сырой нефти. Нефть, как сырой материал, таким образом, стал глобальным политическим оружием. Вскоре цена на нефть увеличилась более чем на 200%.

Ограничения на подачу энергии и повышение цен привели к тя желому шоку в индустриальных странах и показали зависимость «большой» экономики от энергетики. В итоге, были найдены аль тернативные варианты. В частности, общественные электростан ции (общего пользования) смогли принять новую стратегию, чтобы уменьшить зависимость от импортируемого топлива. Внимание было сфокусировано на ядерной энергии и национальных источниках энергии для комбинированного производства электроэнергии и теплоты и централизованном теплоснабжении, с его возможностью быстро варьировать цены за счет рынка тепла. Ситуация была уси лена вторым нефтяным кризисом в 1978 г.

43 новых ТЭЦ были запущены в Западной Европе между 1975 и 1980 гг. с суммарной установленной электрической мощностью 5210 МВт и с теплопроизводительностью в 5013 МВт.

Преобразование

В конце 80-х и 90-х гг. XX в. происходят следующие события: па дение Советского Союза, объединение Европы, новая либерализа ция, согласование рынка и новые всемирные стратегии по защите окружающей среды, созданы для уменьшения выбросов ТЭЦ и цен трализованное теплоснабжение с новыми возможностями и развива ющим потенциалом.

Объединение Германии иллюстрировало большие возможности возникших в результате реконструкции ТЭЦ и систем централизован ного теплоснабжения в Центральной и Восточной Европе. Реконст рукция ТЭЦ в Восточной Германии потребовала немалых затрат (ка питаловложений), превышающих 3,4 млрд евро (с правительственной поддержкой в 600 млн евро). Самым значительным эффектом этой инвестиции было то, что резко был снижен выброс парниковых газов, влияющих на разрушение озонового слоя, благодаря реконструкции районных отопительных котельных. В общей сложности выброс СО 2 был снижен на 33%, SO 2 на 83%, СО на 49%, NO X на 41% и пыли на 95%. Сбережения энергии составили 11180 ГВт-ч/год, которые были достигнуты благодаря обширной реконструкции систем централизо ванного производства тепла. Также было предоставлено значительное число рабочих мест, и цена на централизованное тепло была снижена в среднем на 25%.

Исторические даты

1876 г. - первая система централизованного теплоснабжения в ми ре в Локпорте (Lockport ), Нью-Йорк, США.

1893 г. - первая общественная ТЭЦ в Европе построена в Постстрассе ( Poststrasse ), Гамбург, Германия.

1900 г. - первая немецкая муниципальная система отопления пус кается в работу 5 декабря 1900 г. в Дрездене.

1904 г. - первая система централизованного теплоснабжения Венгрии начинает свою работу, обеспечивая теплом парламент в Будапеште.

1923 г. - первая общая система централизованного теплоснабжения Нидерландов запущена в работу в Утрехте (Utrecht ).

1924 г. - в Советском Союзе первая система централизованного теплоснабжения заработала в Ленинграде (ныне С.-Петербург).

1925 г. - Дания запускает муниципальную систему отопления в Копенгагене. Столица Исландии, Рейкьявик, также запускает свою систему централизованного теплоснабжения.

1930 г. - первая система централизованного теплоснабжения в Па риже, Франция, начинает свою работу. Более 200 районных ТЭЦ уже работают в Европе.

1932 г. - в Швейцарии строится первая большая районная котель ная в г. Цюрихе.

1937 г. - начинает работу система централизованного теплоснаб жения в Вервье (Venders ), Бельгия.

1948 г. - первое централизованное теплоснабжение в Швеции в Карлстад (Karlstad ). Первая ТЭЦ Австрии входит в работу в Клагенфурт (Klagenfurt).

1951 г. - первая главная система централизованного теплоснабже ния в Великобритании заработала в Лондонском районе Пимли ко (Pimlico ).

1952 г. - запущена первая система централизованного теплоснабжения в столице Финляндии - Хельсинки.

1954 г. - первая ТЭС в Варшаве, Польша, пускается в работу.

1957 г. - первая ТЭЦ входит в работу в Lahti , Финляндия.

1964 г. - первая ядерная (АЭС), реактор тяжелой воды, мощностью 65 МВт тепловой и 10 МВт электрической начинает рабо тать в Агеста (Agesta ), Швеция.1975 г. - 800 городов в Советском Союзе обеспечиваются центра лизованным теплоснабжением. ЦТ составляет более чем 50% отопления строений в этих городах.

1978 г. - 157 городов в прежней Чехословакии снабжаются ЦТ. Суммарная установленная мощность составляет 46750 МВт.

1980 г. - 94 венгерских города имеют системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие более чем 400 тыс. квартир

1981 г. - в Москве, в Советском Союзе, более чем 99% всех квартир обеспечиваются ЦТ. Это - мировой рекорд.

1992 г. -100 ТЭС, использующих топливо возобновляемых источ ников энергии, находились в работе в Дании (60 - на соломе, 40 - на древесном топливе (древесные брикеты)).

1999 г. - более чем 450 немецких городов снабжаются ЦТ. Установленная нагрузка - 57000 МВт.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник