04.07.2019

Четыре крыла в сказке старик годовик. Конспект занятия по развитию речи В. Даль «Старик-годовик. Скатерть бела весь свет одела Снег



ышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.


Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.




Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.


Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие то четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?


Загадки

Что выше лесу?.
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Вся дорожка обсыпана горошком.
Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится.
Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.

Девочка Снегурочка


или-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:

А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!

Старуха на комочек посмотрела, головой покачала да и говорит:

Что же будешь делать - нет, так и взять негде. Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой. - Ред.) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну - глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:

Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать:


Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка (булочка. - Ред.),
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!


Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.

Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо,

и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать:

Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!

Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.

Иди, - говорит, - куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!

Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да дочка Снегурочка.

Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.

Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про все позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.

Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»

Мы с ребятами в детском саду получили письмо от Старика-годовика. Он сообщил, что приедет к нам на Новогодний праздник. И мы немного растерялись… Старик-годовик - это кто? Может гриб такой?

Я решил узнать, кто же такой Старик-годовик. Мои друзья поддержали меня, и мы вместе со всей группой стали проводить исследование.

Участники нашего исследования: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Объект исследования: Старик-годовик.

Предмет исследования: информация о Старике-годовике.

Цель: узнать кто такой Старик-годовик.

Задачи:

  • выяснить, каким образом можно собирать информацию;
  • расширить представления о временах года, месяцах, их очередности;
  • ввести и закрепить понятие «круглый год»

Гипотеза : Старик-годовик - это Волшебный старик.

Методы исследования: Сбор информации, ч тение художественной литературы, т ворческая деятельность.

Работа над проектом осуществляется:

Ход исследования:

  1. Беседа «Как мы можем узнать новую информацию?»
  2. Поиск ответа на вопрос «Кто такой Старик-годовик?» в интернете (в домашних условиях вместе с родителями).
  3. Экскурсия в библиотеку.
  4. Знакомство со сказкой В. Даля «Старик-годовик» (чтение, пересказ с опорой на картинки).
  5. Закрепление полученной информации во время непосредственно организованной образовательной деятельности, играх, прогулках, самостоятельной деятельности.
  6. Знакомство с циклом произведений П.И.Чайковского «Времена года».
  7. Изготовление диаграмм «Круглый год» (ручной труд).
  8. Выполнение творческой работы с родителями по теме «Старик-годовик и времена года»
  9. Организация выставки творческих работ.
  10. Создание презентации проекта «Кто такой Старик-годовик?»

Продукт проектной деятельности:

  1. Выставка семейных творческих работ «Старик-годовик и времена года»
  2. Панно «Круглый год»
  3. Авторские сказки о временах года.
  4. Презентация проекта «Старик-годовик».

Выводы:

Новую информацию можно узнавать разными способами: спросить у родителей, воспитателей; смотреть познавательные телепередачи; искать ответы на вопрос в интернете; читать книги, ходить в библиотеку; размышлять, думать, делать собственные выводы и умозаключения.

Старик-годовик - это Старик-Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очерёдностью. Он мудрый, добрый, важный, серьёзный, а иногда весёлый. У него много забот и он всё успевает.

Проект «Кто такой Старик-годовик?»

Гульнара Рахматуллина
В. И. Даль. «Старик-годовик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

"г. Буинск

МБДОУ «Чишмэ»

В. И. Даль . «Старик – годовик »

Конспект занятия

по ознакомлению с художественной литературой

в подготовительной группе .

Выполнила : Рахматуллина Г. И.

Тема : Владимир Иванович Даль . «Старик-годовик » .

Цели : Продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять знания детей о временах года; развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; воспитывать желание познавать новое .

Оборудование : «колесо времени» (времена года, виды календарей, иллюстрации времён года, портрет В. Даля, 12 бумажных птиц.

1 ч. Вводное слово.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окошко. Какое время года наступило? А что на это указывает? Сколько всего времён года? Перечислите (назовите по порядку)

2 ч. Времена года. Год.

А) Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? На макете календаря покрутите стрелочку «колеса времени» - зима, лето, весна, осень – вот и прошёл год. И так по кругу, до бесконечности.

Есть разные формы отсчёта времени. С одной из них вы уже знакомы – это часы, по ним мы определяем время суток.

Б) А что нам помогает узнать дни, месяцы? Правильно, календарь. (демонстрация видов календарей и нахождение различий)

Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года. А для удобства люди все дни года разделили на недели и месяцы. Кто нам скажет, сколько месяцев в году? Назовите их, какой сейчас месяц? К какому времени года он относится?

В) Постановка задачи.

Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русскиё язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. Вы послушайте сказку-загадку и постарайтесь отгадать её .

Г) Чтение сказки В. И. Даля «Старик-годовик »

Д) Ответы на вопросы (параллельно – словарная работа : «тройка» , «знойно» , «душно» , «жать рожь» ).

Какие слова показались непонятными?

Ребята, а что за птицы вылетели из рукава старика-годовика ?

(иллюстрация к каждому времени года, приметы времени года) .

Какие это 4 крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле? (вспомнить названия дней недели)

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, другая – чёрная? (смена дня и ночи)

Е) ФИЗМИНУТКА («Хомка-хомячок» )

Д) Определение главной мысли сказки :

А почему это произведение названо сказкой? Что сказочного? Что выдумано автором? Главная мысль, мораль.

Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.

3 ч. Итог занятия .

Что нового и интересного узнали сегодня?

Что понравилось?

Что показалось трудным?

О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

Ребята, вы сегодня все очень старались , молодцы. Я вами довольна. Всем спасибо!

Старик-годовик " В. И. Даль

Вышел Старик Годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик Годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул Старик Годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул Старик Годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул Старик Годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава Старика Годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

Иллюстрации созданы Конашевич В.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник