31.07.2019

Быстротечность времени или как научиться ценить то, что имеешь? Афоризмы мудрых и великих о времени, его суть и характеристика


Когда-то давно Платон сказал: «Время уносит все», - и хотя этому выражению уже не одна сотня лет, оно по-прежнему остается актуальным. Но не только Платон любил пофилософствовать о ходе бытия и о скоротечности жизни. У многих известных писателей и великих мыслителей есть подобные высказывания. На тему «Время» было написано столько строк, что их все перечесть попросту невозможно.

А посему давайте окунемся в мир литературы и почерпнем оттуда немного мудрости. Рассмотрим наиболее яркие и красивые высказывания великих о времени и его ходе - о вечной череде жизни и смерти. И кто знает, возможно, эти знания смогут в корне изменить чье-то мировоззрение.

Быстротечность всего

Начать хочется с того, что многие высказывания о времени показывают нам то, насколько в мире все быстротечно. Казалось бы, еще вчера мы были маленькими ребятишками и бегали по родительскому двору, а сегодня уже наблюдаем за взрослением собственных внуков. И такой порядок вещей касается всего, что нас окружает.

Именно поэтому многие высказывания о времени напоминают нам о том, что все в этом мире имеет свой конец.

  1. "Минуты, словно быстрые кони, летят без оглядки вперед. Посмотришь кругом - закат так близко, что его уже не воротить" (Аль-Маарри).
  2. "Жизнь пролетит, как ветер шальной, и ничто ее не удержит"
  3. "Увы, нельзя вернуть свою молодость, стать снова таким же безудержно дерзким и красивым. Даже юную походку назад не обратить" (Ю. Бондарев).
  4. "Чем ближе старость, тем быстрее шагает стрелка часов".
  5. "В этой жизни только прилив и время никого не ждут" (В. Скотт).

Учитесь ценить время

Однако осознать быстротечность времени - лишь половина дела. После этого нужно научиться беречь его, дорожить каждой прожитой секундой. Ведь время - это самая дорогая валюта в мире. Но в отличие от реальных купюр его нельзя взять в кредит или украсть у другого человека.

А посему многие неустанно напоминают нам о том, как важно ценить каждую секунду своей жизни:

  1. "Разумное употребление времени делает его еще более драгоценным" (Ж. Ж. Руссо).
  2. "Научиться наслаждаться прошлым - значит научиться жить вдвойне" (Марциал).
  3. "Тот, кто осмелился потратить впустую час своего времени, попросту не умеет жить" (Чарльз Дарвин).
  4. "Время никого не ждет, а уж тем более не прощает ни одного упущенного мгновения" (Н. Гарин-Михайловский).
  5. "Одно сегодня куда дороже двух завтра" (Б. Франклин).

Как правильно потратить свою жизнь

Ну а для тех, кто осознал всю остается лишь одно - научиться тратить его с умом. Ведь вокруг тысячи различных возможностей и шансов, которые следует испробовать и испытать. Только так можно почувствовать истинный вкус жизни, дабы потом ни о чем не жалеть. И вот самые яркие выражения о времени, доказывающие данную истину:

  1. "Каждый новый день является учеником вчерашнего"
  2. "Жизнь перестает быть короткой для тех, кто научился использовать ее с умом" (Сенека младший).
  3. "Лишь единицы способны увидеть мир во всех его деталях. Большинство же поневоле ограничивает себя одной из его версий или несколькими областями; но чем меньше человек знает о настоящем и прошлом, тем хрупче становятся его надежды на светлое будущее" (Зигмунд Фрейд).

Высказывания о времени: удивительный мир часов

В завершение приведем еще несколько изречений о ходе времени, оставленных нам великими умами прошлого. И пускай глубина их мудрости станет настоящей находкой для пытливых умов современности.

  1. "Люди с кислым выражением лица пропускают мимо себя тысячи часов, забывая насладиться ими. А потом с приходом старости они с грустью вспоминают о них" (А. Шопенгауэр).
  2. "Посредственный человек думает о том, как убить время. Талантливый - стремится правильно его использовать" (А. Шопенгауэр).
  3. "Только время способно залечить все раны" (Менандр).
  4. "Жизнь кажется долгой, если она наполнена чем-то важным. Поэтому давайте будем измерять ее поступками, а не прошедшими часами" (Сенека).
  5. "Если время - самая дорогая вещь, то его растрата является наибольшим преступлением"

Великий римский философ рассуждает о скоротечности жизни в письмах к своему другу Паулину.

Большинство смертных жалуется на коварство природы: рождаемся мы так ненадолго, и отведённое нам время пролетает так скоро, что, за исключением разве что немногих, мы уходим из жизни, ещё не успев к ней как следует подготовиться.

Жизнь дана нам достаточно долгая, и её с избытком хватит на свершение величайших дел, если распределить её с умом. Но если она не направляется доброю целью, если наша расточи­тельность и небрежность позволяют ей утекать у нас меж пальцев, то когда пробьёт наш последний час, мы с удивлением обнаруживаем, что жизнь, течения которой мы не заметили, истекла.

Мы тонем в ненасытной алчности, в суете бесплодной деятельности, в пьянстве, лени тщеславии, стяжательстве и трусости. Есть люди, беззаветно преданные начальству, отдающие себя в добровольное рабство; многие завидуют чужому богатству; большинство же людей не преследует определённой цели, их бросает из стороны в сторону зыбкое, непостоянное, самому себе опротивевшее легкомыслие. Некоторых и вовсе ничто не привлекает, они не видят путеводной цели, и рок настигает их в расслаблении сонной зевоты.

Со всех сторон теснят людей пороки, не давая поднять глаза и увидеть истину, уволакивая на дно и там накрепко привязывая к страстям. Человек не в силах освободиться и прийти в себя.

Взгляни на тех, чьё счастье всем кружит головы: они же задыхаются под тяжестью того, что зовут благами. Их гнетёт богатство, портит кровь ежедневная обязанность блистать умом и красноречием, их здоровье уходит в нескончаемых наслаждениях, а отдыха лишает неиссякаемый поток клиентов, только о себе самом никто не печётся.

Всякий светлый разум, хоть раз в жизни озарённый мыслью, не устанет удивляться этому странному помрачению умов человеческих. Никто из нас не позволит вторгаться в свои владения и возьмётся за камни и оружие, защищая свою собственность; а в жизнь свою мы позволяем вмешиваться беспрепят­ственно, более того, сами приглашаем будущих хозяев и распоря­дителей нашей жизни. Нет человека, желающего разделить с другими деньги, но скольким раздаёт каждый свою жизнь!

Любой старик из толпы, возьмись он подсчитывать, сколько дней своей жизни он отдал кредиторам, подружкам, патрону, клиентам; сколько времени потрачено на ссоры с женой, наказание слуг, беготню по делам и болезни, в которых сам повинен; сколько времени потрачено просто так, без пользы, увидит что лет ему гораздо больше, чем он прожил на самом деле. А если этот старик подсчитает дни, когда он исполнял свои собственные решения; дни, прошедшие так, как он наметил; дни, когда он располагал собой, когда в душе не было тревоги; и прикинет, сколько настоящего дела успел он сделать, он обнаружит, что большую часть его жизни расхитили по кускам чужие люди, а он и не понимал, что теряет. Вспомнив, сколько отняли пустые огорчения, глупые радости, алчные стремления, лживолюбезная болтовня, старик поймёт, что совсем не жил.

Всё дело в том, что вы живёте, забыв о своей бренности, не отмечая, сколько вашего времени уже истекло. Вы бросаетесь им направо и налево, словно его у вас неисчерпаемый запас, а ведь, может быть, день, который вы так щедро дарите какому-нибудь человеку или делу, - последний.

Ты желаешь в пятьдесят лет уйти на покой, с шестидесяти освободиться от остальных обязанностей, но никто не поручится, что ты доживёшь до этих лет.

И к тому же, как тебе не стыдно уделить для себя лишь жалкие остатки собственных лет, оставить для доброй и разумной жизни лишь время, которое уже ни на что другое не годится? Что за глупое забвение собственной смертности - отложить здравое размышление до пятидесяти лет и собираться начать жизнь с того возраста, до которого мало кто доживает!

Присмотрись: люди, вознесённые на вершины власти и могущества, невольно вздыхают порой о желанном досуге и восхваляют его так, что можно подумать, они предпочли бы его всему, что имеют. Нередко они мечтают опуститься с этих своих высот - если бы только они могли быть уверены, что уцелеют при этом; ибо чрезмерное счастье обрушивается под собственной тяжестью, даже без внешнего потрясения или нападения со стороны.

Нет для занятого человека науки труднее, чем жить. Препода­вателей всех прочих наук сколько угодно, жить же нужно учиться всю жизнь, и всю жизнь нужно учиться умирать.

Сколько великих мужей, оставив всё, что им мешало, отказавшись от богатства, обязанностей и удовольствий, до глубокой старости учились жить: однако большинство из них ушли из жизни, признавая, что так и не научились. Что уж говорить о прочих?

Подлинно великий муж, поднявшийся выше человеческих заблуждений, не позволит отнять ни минуты своего времени. Его жизнь - самая долгая, потому что он был свободен для самого себя. Он не бросил ни кусочка времени валяться праздным и невозделанным; ни малейшей доли не отдал в чужое распоряжение и не нашёл вещи столь замечательной, чтобы её стоило обменять на собственное время. Поэтому ему его времени хватило. Но его не может хватить тем, чью жизнь по кускам растаскивают посторонние люди.

Не думай, что сами они не начинают рано или поздно понимать, что потеряли. Прислушайся к счастливцам, отягощённым успехом, и ты услышишь, как часто посреди какой-нибудь почётно-утомительной суеты они восклицают: «Мне не дают жить».

Конечно, не дают. Твою жизнь отнимают те, кто зовёт тебя в адвокаты, твоё время ворует обвиняемый, кандидат на выборную должность, старуха, уставшая хоронить своих наследников, мнимый больной, желавший подразнить алчность всех, кто зарился на его деньги, чересчур высокопо­ставленный друг, который считает тебя не столько другом, сколько предметом своего обихода. Проверь свои расходы и подведи итог дням своей жизни: ты увидишь, что у тебя осталось всего несколько - и то лишь те, которые не пригодились другим.

Один страстно желал и наконец-то добился должности, но теперь мечтает сложить её. Другой мечтал устроить игры и долго ждал, когда ему выпадет счастливый жребий, а теперь не чает от них отделаться. Третий - знаменитый адвокат, всегда нарасхват на форуме, выигрывает любое дело, за какое берётся, и с нетерпением ждёт судебных каникул. Каждый несётся по жизни сломя голову, снедаемый тоской по будущему, томимый отвращением к настоящему.

Ему всё известно, всего он вкусил и теперь сыт. Прочим пусть распорядятся случай и фортуна: жизнь его уже вне опасности. К ней можно ещё что-то прибавить, но ничего нельзя отнять. Итак, пусть седина и морщины не заставляют тебя думать, что человек прожил долго: скорее, он долго пробыл на земле.

Я не перестаю удивляться, видя как люди просят уделить им время, а другие без раздумья соглашаются это сделать. При этом те и другие обращают внимание лишь на предмет, ради которого просят о времени, и ни один не замечает самого времени.

За жалованье люди расплачиваются своим трудом; время же никто не оценивает, его используют так небрежно, будто получают даром. Но взгляни на тех же людей, когда над ними нависнет угроза смерти: они готовы отдать всё, что имеют, лишь бы жить.

Если бы каждый мог точно сосчитать оставшиеся у него годы, то с какой трепетной бережливостью стали бы относиться к времени те из нас, кому его осталось мало. А ведь даже малым остатком, если он точно известен, распорядиться легко; особой бережливости требует то, что может кончиться в любую минуту.

Кто может быть глупее людей, которые хвастаются своей мудрой предусмот­ри­тельностью? Они вечно заняты и озабочены: за счёт своей жизни они устраивают свою жизнь, чтобы она стала лучше.

Ожидание - главная помеха жизни; оно зависит от завтрашнего дня и губит сегодняшний. Ты пытаешься распоряжаться тем, что ещё в руках у фортуны, выпуская то, что было в твоих собственных. Но грядущее неведомо; живи сейчас!

Настоящее время - миг до того краткий, что некоторые не признают его существования. Оно всегда движется вперёд с головокру­жи­тельной быстротой; проходит, не успев наступить и не терпит остановки. Для занятых людей существует только этот краткий миг; однако даже он отнимается у них, вечно занятых множеством дел одновременно.

А когда болезнь или слабость напомнит им об их смертности, с каким страхом они умирают, словно не уходят из жизни, а кто-то силой вырывает их из неё. Они жалеют, что не пожили раньше; клянутся, выздоровев, посвятить остаток жизни досугу; и впервые им приходит в голову мысль, что за всю жизнь они лишь накопили ненужное добро, которым так и не успеют попользоваться.

У тех, чья жизнь протекает вдали от забот, она длинна, поскольку не тратится впустую, а приносит надёжный доход, поэтому, как бы ни оказалась она коротка, её хватает. Вот отчего мудрец пойдёт навстречу смерти твёрдым шагом, когда бы ни пришёл его последний час.

Занятыми людьми я зову не только тех, кого ты вечно видишь в давке среди чужого окружения; кого обязанности выгоняют из собственного дома, заставляя стучаться у чужих дверей, или кого преследуют за бесчестную наживу. Бывают люди, остающиеся занятыми и на досуге. Их досуг - не беззаботная жизнь, а занятое безделье.

Правильно живут только люди, у которых находится время для мудрости. Они сохраняют нерастра­ченными не только собственные годы: они делают своим достоянием все годы, истекшие до них. Именно для нас были рождены прославленные создатели священных учений. Нас ведут к ослепительным сокровищам, которые вырыла чужая рука и вынесла из тьмы на свет.

Стоит нам разорвать тесные рамки человеческой слабости, как в нашем распоряжении окажутся огромные пространства времени для прогулок. Раз природа вещей позволяет вступать в общение с любым веком, то почему бы нам не отвернуться от этого ничтожного, мимолётного, переходного обрывка времени, который зовётся настоящим, к неизмеримой вечности, где мы к тому же вместе с лучшими из людей?

Подлинным делом заняты лишь те, кто ежедневно обращается к великим мыслителям и художникам прошедших веков. Всякий пришедший к ним уйдёт осчастливленный, воспылав к ним ещё большей любовью; во всякое время дня и ночи их двери открыты для любого смертного.

Мы часто говорим о том, что выбирать родителей не в нашей власти, что жребий нашего рождения случаен. На самом же деле мы вольны по собственному усмотрению решать, где нам родиться. Есть семьи благороднейших умов и дарований; выбирай, членом какой семьи ты желаешь стать.

Благодаря усыновлению, ты станешь наследником семейного достояния, и это богатство тебе не придётся сторожить: его становится тем больше, чем больше людей, среди которых его разделят. Твои новые родственники укажут тебе дорогу к вечности и помогут подняться на вершину, с которой невозможно упасть.

Это единственный способ продлить наш смертный век и обратить его в бессмертие. Почести и памятники, которых добилось честолюбие, быстро рушатся; ничто не в силах противостоять старости. Но то, что освящено мудростью, для старости неуязвимо; каждым столетием растёт его слава, ибо отдалённым проще восхищаться.

Мудрец не связан законами рода человеческого; все века служат ему, как богу. Прошедшее он сохраняет в своём воспоминании; настоящее использует; будущее заранее предвосхищает. Соединение всех времён в одно делает его жизнь долгой.

Самая короткая и беспокойная жизнь бывает у людей, которые не помнят прошлого, пренебрегают настоящим, боятся будущего. Когда наступает конец, несчастные слишком поздно сознают, что всю жизнь были заняты, но ничего не сделали.

Иногда они сами призывают смерть, но это не значит, что они прожили долгую жизнь. Просто они часто сами не знают, чего хотят и устремляются как раз к тому, чего боятся; так и смерть они призывают именно оттого, что страшатся её больше всего на свете.

Не считаются признаком долгожи­тельства и жалобы многих из них на непомерно длинные дни. Они не знают, как распорядиться своим досугом, как выдержать его. И вот они начинают искать себе каких-нибудь занятий, а всякий перерыв между ними им в тягость.

Все их радости смешаны со страхом и тревогой, ведь они порождены не основательными причинами, а ничтожной суетностью, которая их отравляет. Но если даже в моменты восторга они не могут испытать чистой радости без примеси страха, то каковы должны быть времена, которые они сами называют несчастными?

Всё, что досталось благодаря везению, непрочно; чем выше поднимет случай, тем легче упасть. Но кого же будет радовать то, что в любой момент может упасть? Это значит, что не только самой короткой, но и самой несчастной жизнью живут люди, с превеликими трудами добывающие себе блага, обладание которыми потребует от них ещё больших трудов. Между тем безвозвратно уходящее время не принимается в расчёт.

Так вырвись же из людского водоворота, дражайший Паулин, возвратись в тихую гавань. Тебя носило по волнам дольше, чем это подобало бы твоему возрасту. Поверь, в многочисленных трудах, заботах и тревогах ты вполне доказал свою добродетель; пора испытать, чего она стоит на досуге. Пусть большая и лучшая часть жизни отдана государству - но хоть какую-то часть принадлежащего тебе времени возьми себе.

Я не призываю тебя к ленивому и бездеятельному отдыху, не это я называю покоем. Тебя ждут великие дела, и ты займёшься ими вдали от тревог и людской суеты.

Ты снискал себе любовь, занимая такую должность, на которой редко кому удаётся избежать ненависти. И всё же лучше подвести итог собственной жизни, чем заготовок государ­ственного хлеба. Твой дух полон жизни и бодрости, так освободи же его от службы: она почётна, но не годится для блаженной жизни. Подумай: для того ли ты с малых лет изучал свободные науки, чтобы теперь заботиться о сохранности многих тысяч пудов пшеницы? Нет, от тебя ожидали большего и высшего.

Скорее бросай это и уходи к делам спокойным, безопасным, великим! Приступай к изучению священных, высших предметов - и узнаешь, какова материя бога; какая судьба ожидает твою душу; куда мы отправимся, освободившись от тела; какая сила заставляет светила двигаться каждое своим путём; и многое другое, исполненное невообразимых чудес.

Именно теперь, пока не иссякли силы, надо отправляться на поиски лучшего! Я предлагаю тебе жизнь, где тебя ожидают многочисленные благородные искусства, любовь к добродетели, забвение вожделений, познание жизни и смерти, глубокий покой.

Если бы те, кто засыпает, приноровляясь к чужому сну, гуляет, подлаживаясь под чужой шаг, любит и ненавидит по указке, пожелали узнать, насколько коротка их жизнь, им достаточно было бы прикинуть, какая её часть принадлежит им.

Люди готовы убить все свои годы на то, чтобы один-единственный назывался их именем. Иные не успевают добраться до вершин, к которым зовёт их честолюбие: жизнь покидает их, когда они только начали пробиваться наверх. Иные всё же вырываются к вершинам чести и славы, и тут только их осеняет горестная мысль, что все тяготы перенесены ими лишь ради надгробной надписи. Иные путают старость с юностью, и дряхлые силы изменяют им в разгаре новых бесстыдно грандиозных предприятий.

Так устроено большинство людей: они изо всех сил борются с телесной слабостью, и сама старость лишь оттого им в тягость, что не позволяет работать.

Но пока они хватают, что можно, не дают друг другу покоя, делают друг друга несчастными, жизнь проходит, бесплодная, безрадостная, бесполезная для души. Никто не думает о смерти, всякий заходит в своих надеждах далеко вперёд, а некоторые забегают в своих планах вовсе по ту сторону жизни, заботясь об огромных надгробиях и о пышной похоронной процессии. А ведь прожили они так мало, что следовало бы хоронить их при свечах и факелах.

Иерей Александр Шумский заявил, что в последние годы происходят странные вещи – даже маленькие дети говорят, что время летит очень быстро. Между тем, взрослые уже давно организуют в Интернете консилиумы на тему того, что случилось со временем.

Рассуждая о современных детях, известный московский священник Александр Шумский заявил информагентству «Русская линия»: «У детей меняется чувство ощущения времени. Нам в детстве казалось, что время течет очень медленно, а у взрослого человека по определению время течет быстро. Я спрашиваю маленьких детей, но они говорят, что время летит очень быстро. У меня внук пошел в первый класс, и он говорит, что время летит очень быстро».

Священник недоумевает: от чего это происходит? Он строит догадки: «Или объективно меняется субстанция времени, ведь это самая непонятная субстанция, или же такое впечатление складывается от информационной перегруженности? Но в любом случае время субъективно протекает быстрее, чем раньше».

По мнению иерея Александра, все это очень опасно, так как накладывает отпечаток на психику. Он говорит, что когда внутренние часы человека работают размеренно, тогда психика развивается плавно и нет рывков. А когда человек перегружен информационно, а время летит быстро, то у него, а особенно у ребенка, могут быть психические срывы.

Российский Интернет уже переполнен обсуждениями проблемы изменения времени. Например, на одном форуме человек открыл обширную дискуссию следующим сообщением: «Люди, кто знает: почему так время быстро летит? Притом с каждым разом все быстрей и быстрей! Или у меня одного такое ощущение? Скоро опять новый год, а, вроде, недавно был прошлый!».

И даже школьники жалуются на то, что время течет очень быстро. Например, на одном школьном форуме девочка пишет: «Время летит очень быстро, и я это начала осознавать уже давно. Особенно почувствовала, когда пришла в сентябре в 12 класс и поняла, что три месяца для меня пролетели как две недели. Сейчас тоже быстро летит – уже июнь заканчивается».

Некоторые посетители форумов, ссылаясь на каких-то непоименованных ученых, говорят, что действительно что-то произошло со временем. А другие задают вопросы по этой проблеме священникам на православных сайтах. Но те отвечают, что ничего принципиально нового не происходит. Никто из ученых с официальными заявлениями о том, что время ускорило свой ход, еще не выступил. Наоборот, все они говорят только то, что это категория субъективная и малоизученная, и что время течет быстрее с возрастом.

Существуют христианские пророчества, согласно которым перед концом света время сильно изменится. В «Посмертных вещаниях преподобного Нила Мироточивого Афонского» говорится о том, что в самую последнюю эпоху существования человечества, когда будет царствовать тиран – антихрист, с временем будет происходить вообще что-то непонятное.
«День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя и год как месяц, – говорил преподобный Нил. – Ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряженными, начали еще более спешить и напрягаться, чтобы поскорее окончилось прореченное Богом число для восьмого числа веков» (здесь имеется в виду восьмое тысячелетие от сотворения мира).

Теория Временного Ускорения

Проблема современного мира – это острая нехватка времени. При этом, те, кому за 50, скажут, что раньше эта нехватка не ощущалась так остро. Времени хватало и на работу, и на отдых, и на то, чтобы сделать что-то по дому. Теперь же, буквально, еле успеваешь сделать самое необходимое. Почему так?

Многие современные учёные обратили внимание на вопрос быстротечности времени, а точнее на то, что оно начало бежать гораздо быстрее, чем раньше. Бег времени значительно ускорен. Эту проблему вообще можно было бы считать вымышленной, так сказать отнести её к субъективному восприятию человека, если бы не теория относительности Альберта Эйнштейна, который в 1905 году, в возрасте 25-ти лет, своим открытием произвёл революцию в науке и обычном человеческом мышлении.

Он писал: «Всякий, кто серьёзно занимается наукой, убеждается в том, что законы Вселенной несут на себе отпечаток высшего Разума, настолько превосходящего человеческий, что мы с нашими скромными возможностями должны благоговейно склониться перед Ним».

Начало XX века стало началом особо прогрессивного развития и становления науки. Существенный вклад сюда внёс и Эйнштейн. Однажды, когда журналисты спросили у него, как он делает открытия, Альберт Эйнштейн ответил: «Я просто обращаюсь к , Который создал все эти законы и спрашиваю у Него, как они работают». Такой ответ был воспринят журналистами как шутка, и действительно, его можно было бы так понимать, если бы не тот факт, что открытия сделанные Эйнштейном, превосходили пределы обычного человеческого мышления.

Он писал: «Чем больше наука постигает физический мир, тем более мы приходим к выводам, которые можно разрешить только верой». Библия говорит: «Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его». (Рим. 10:12) «Если же у кого из вас не достаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, – и дастся ему». (Иак. 1:5)

Специальная теория относительности – СТО, опровергла понятие постоянства многих фундаментальных величин, таких как время, масса, длина и др. Например, в механике Ньютона время рассматривалось абсолютным, считалось, что оно, как писал Ньютон «течёт одинаково, безотносительно к чему-либо внешнему». «Длительность, или возраст существования вещей остаётся одним и тем же, независимо от того, быстры движения или медленны или их нет вообще». Постоянная синхронность времени считалась в механике Ньютона очевидной и независимой от разных систем отсчёта.

Но в теории относительности были сделаны противоположные выводы. В результате экспериментов выяснилось, что утверждения Ньютона справедливы только для частных случаев, когда два или несколько событий происходят в одной системе отсчёта. Из постулатов СТО – специальной теории относительности следует, что в разных системах отсчёта время протекает по-разному. Если на разные планеты в космосе поставить точные часы с совершенно одинаковыми показаниями времени, то позже обнаружится, что каждые часы показывают разное время. Разные планеты движутся в пространстве с разными скоростями относительно друг друга, и каждая планета является независимой системой отсчёта.

Длительность событий будет меньше в той системе отсчета, в которой точка неподвижна. То есть, движущиеся часы идут медленнее неподвижных и показывают больший промежуток времени между событиями. Например: Если запустить в космос космический корабль со скоростью равной 99,99% скорости света, то согласно расчётам, если этот корабль вернётся на землю через 14,1 лет, то на земле, за это время, пройдёт 1000,1 лет. Чем больше скорость движущегося объекта, тем медленнее на нём протекает время.

Замедление времени было непосредственно измерено в опыте с хронометрами, размещёнными на реактивных самолётах. Этот опыт поставили в 1971-ом году два американских физика, Дж. С. Хейфель и Р. Е. Китинг. Для опыта понадобились двое полностью согласованных цезиевых часов, с точностью до 10(-13), то есть с погрешностью 1/10 000 000 000 000. Одни из них неподвижно стояли в военно-морской обсерватории в Вашингтоне, а другие были установлены на реактивном самолёте, который облетел вокруг света, сначала с востока на запад, а потом наоборот. В обоих случаях обнаружилась отчётливая и хорошо измеримая разница в показаниях часов, стоявших на месте, и часов летавших на самолёте. Разница полностью совпадала с теоретически рассчитанной величиной.

Есть и другое подтверждение замедления времени доказанное с помощью мюонов. Мюон – это нестабильная, самопроизвольно распадающаяся, элементарная частица. У него чрезвычайно короткая длительность жизни равная 0,0000022 сек. Возникший в верхних слоях атмосферы он движется к земле и регистрируется приборами. И тут становится заметным, что пройденный им путь, то есть длина его траектории полёта должна соответствовать гораздо большей длительности того времени, которое он реально может существовать. Оказывается, что двигаясь в атмосфере хаотично со скоростью близкой к скорости света, согласно СТО, время жизни мюона протекает медленнее. При этом собственная длительность жизни мюона в его собственной системе отсчёта остаётся прежней, но в системе отсчёта земного наблюдателя время жизни мюона изменилось и стало больше.

Но вернёмся к теории временного ускорения. Почему время на земле начало бежать быстрее? Известно, чтобы замедлить бег времени нужно увеличить скорость, поэтому для ускорения времени скорость надо уменьшить. Наша планета должна была уменьшить свою скорость. Для этого нужна серьёзная причина. И эта причина есть.

Американские астробиологи Д. Браунли и П. Уард пришли к выводу о том, что повышение температуры на планете земля – результат солнечной активности, а он связан с тем, что наше светило – молодая растущая звезда. Расширяясь, солнце постепенно поглощает нашу планету. Такое понимание согласуется с библейскими пророчествами, в которых сказано: «Четвёртый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано ему было жечь людей огнём. И жёг людей сильный зной, и они хулили имя Бога». (Откр. 16:8-9) Также сказано: «Небеса с шумом прейдут («Прейдут» – старо славянское слово означающее – прекратят существование), стихии же разгоревшись, разрушатся, земля, и все дела на ней сгорят». (2 Пет. 3:10)

Стоит заметить, что добыча полезных ископаемых за последнее столетие достигла фантастических цифр. Многие миллиарды тонн нефти, миллиарды тонн газа, угля и других ископаемых добыто и сожжено. Они навсегда уничтожены, превращены в энергию, которая была растрачена. Если учесть сжигаемый кислород и другие факторы, то здесь тоже набегают огромные цифры. Потребности человечества растут, добыча продолжается и нарастает.

Согласно спутниковой съёмке уже отмечено массовое таяние и сползание ледников, но затопление территорий, которое должно быть с этим связано не происходит, скорее наоборот, вода исчезает. Происходит высыхание внутренних морей. Испаряясь, водяной пар подымается в атмосферу, где охлаждается и выпадает назад на землю в виде осадков. Вероятно, перенасыщенные тепловые массы, которые всегда стремятся подняться вверх, препятствуют нормальному охлаждению. Другими словами мы начали терять воду, она уходит в космос. Общая цифра затраченного планетой вещества далеко перешагнула за триллионы тонн. На эту величину уменьшилась масса нашей планеты.

Согласно законам гравитации, любое уменьшение массы планеты должно влиять на её орбиту. Притяжение растущего солнца, будет действовать в нарастающей, пропорционально двум происходящим процессам. При этом луна, единственный естественный спутник земли начнёт постепенно удаляться от нас. Причина этому – всё те же законы гравитации. То, что луна медленно удаляется от нас, уже замечено астрономами. Мы постепенно её теряем. Поскольку её действие на землю чрезвычайно существенно (приливы, отливы и мн. др.), то уменьшение её влияния в связи с её отдалением приведёт к ряду природных катаклизмов. Изменение орбиты земли и постепенное приближение её к солнцу должно вызвать увеличение среднесуточной температуры и изменение климата. Это сейчас и происходит. Явление, которое в научном мире считают – «парниковым эффектом».

В мире ежегодно производится и используется несколько тысяч тонн хлорфторуглеродных соединений. Попадая в атмосферу, они способны сохраняться там 60 – 80 лет, мигрируя над планетой. Известно, что одна молекула окиси хлора уничтожает тысячу молекул озона. Образуются «озонные дыры». Озоновый слой, как покрывало, защищает нашу планету от палящего солнца, опасных ультрафиолетовых лучей и солнечной радиации. Уничтожение озонного слоя приведёт ещё и к усилению палящего солнечного эффекта.

В Библии сказано: «И будут знамения в солнце и луне и звёздах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются». (Лк. 21: 25-26)

«Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители её также вымрут». (Ис. 51: 6)

Год за годом, оборот за оборотом, наша планета продолжает менять свою орбиту и приближается к солнцу. Если сравнить солнечную систему с моделью атома, где на определённом расстоянии друг от друга, вокруг ядра, вращаются электроны, то можно понять, как уменьшилась скорость движения земли. Электроны, которые находятся ближе к ядру, вращаются медленнее тех, которые удалены дальше от ядра. Чем ближе планета к солнцу, тем медленнее она будет вращаться вокруг него, тормозимая более мощным гравитационным полем солнца. С уменьшением скорости бег времени будет ускоряться. Оно просто будет идти быстрее. Это не значит, что сутки станут 23 или 22 часа. Нет. Меньшая траектория орбиты, компенсируется меньшей скоростью вращения по этой орбите. В сутках остаётся 24 часа, но это уже не те 24 часа, которые были раньше.

В каждой, отдельно взятой системе отсчёта, время протекает по-разному, однако оно течёт одинаково для наблюдателя в этой системе. Если на космическом корабле прошло 14,1 лет, а на земле 1000,1 лет, то космонавты вполне нормально прожили свои 14 лет, также как и земляне, вполне нормально прожили свои 1000 лет. Находясь в разных независимых системах отсчета, они не ощущали никакой разницы в разбежке. Каждый жил своё время, такие же самые секунды, дни, недели и т. д. Они жили по одному и тому же эталону времени – измерение, в качестве которого используется постоянно равномерный процесс, например: качание маятника, движение стрелки по циферблату и т.д.

Возникает вопрос: Как же тогда, вообще, можно было увидеть и осознать временное ускорение?

Во первых: Изменение произошло очень быстро, за короткий промежуток времени – одна человеческая жизнь. Если бы это растянулось на 300 – 400 лет, никто бы ничего и не заметил.

Во вторых: Изменение произошло внутри одной и той же системы отсчёта – это наша планета.

В третьих: Изменение всё ещё продолжает происходить. Время продолжает ускоряться, причём это ускорение находится в пределах зоны восприятия нашими биологическими часами, которые вынуждены постоянно адаптироваться к непрерывно изменяющемуся режиму быстротечности. Скорость планеты сейчас не является величиной постоянной, она продолжает уменьшаться. Этот год пройдёт быстрее, чем прошлый, а следующий быстрее, чем этот.

Всякая система пытается вернуть своё нормальное состояние, то есть – уравновеситься, но земля продолжает уменьшать скорость, увеличивая временное ускорение. Если скорость планеты перестанет уменьшаться и станет величиной постоянной, земля займёт определённую орбиту и ускорение прекратится. Время пойдёт в своём обычном, нормальном режиме. Другими словами равномерность хода времени зависит от постоянства величины скорости. Из этой зависимости вытекает, что время можно не только ускорять, но и замедлять, если скорость будет постоянно увеличиваться.

Существует такой предел скорости, на котором время вообще перестаёт существовать. Предел, на котором время равно нулю. Если предположить, что даже его можно перешагнуть, то мы попадаем туда, где время пошло на минус, т. е. в прошлое. Но в этом случае скорость должна быть равна плюс минус бесконечности, то есть она должна быть настолько сверх огромной, что будет гораздо меньше чем ноль. Скорость, которая так сильно обгоняет время, что начинает его догонять. На таких скоростях никакая материя не способна существовать.

Согласно расчётам, при движении со скоростью света, длина объекта настолько сжимается, что превращаются в ноль. Ни одно материальное тело не способно двигаться с такой скоростью. Скорость света – есть предел скорости для любого материального тела.

Всякая материя состоит из молекул, молекулы состоят из атомов, атомы состоят из ядер и электронов, и в итоге, всё это деление доходит до того, что всё состоит просто из положительных и отрицательных зарядов и даже меньше, а точнее из ничего, из пустоты. Однако вся эта пустота, или вакуум, является ничем иным как энергией. Энергии вакуума, содержащейся внутри простой электрической лампочки, достаточно для того, чтобы полностью уничтожить землю. Из физики известно, что частицы, составляющие любое физическое тело, движутся внутри этого тела, на скоростях близких к скорости света. Когда мы берём в руку, какую либо вещь, мы даже не задумываемся, какое движение происходит в ней и насколько много в ней энергии.

Скорость света – это тот предел, на котором материя перестаёт существовать, превращаясь в энергию. При движении со скоростью света любая материя превращается в свет. Солнце – это огромный реактор, на котором происходят взрывы величайшей мощности. Солнечный свет – это и есть масса солнца, выброшенная в космос со скоростью – 300 000 км./сек. Свет представляет собой поток мельчайших заряженных энергетических квантов называемых фотонами. Элементарные частицы, составляющие любую материю, непрерывно движутся внутри её замкнутой системы на очень больших скоростях близких к скорости света, но никогда не достигающих её. Если какое нибудь материальное тело начнёт двигаться в пространстве быстрее, чем скорость частиц, из которых оно состоит, система “разомкнётся” и тело “рассыплется” вплоть до фотонов. Когда скорость движения физического тела превышает скорость движения его собственных частиц, происходит разрыв замкнутой системы этого тела. Это значит, что никакая материя не может двигаться быстрее, чем скорость частиц его составляющих. Всё, что начинает двигаться со скоростью света, превращается в свет.

Фотоны – это единственные частицы, которые всегда движутся в пространстве со скоростью света и не имеют при этом массы покоя. Покоящихся фотонов не существует. Образовавшиеся фотоны могут существовать вечно, пока не будут усвоены материей, то есть преобразованы в материальные частицы.

Если две частицы с противоположными зарядами и равными массами, например – электрон и позитрон, столкнутся, то они оба исчезнут в яркой вспышке света. Известно также, что свет может превратиться в частицу: фотон может преобразоваться в электронную пару из электрона и позитрона. При переходе атома из одного стационарного состояния в другое испускается или поглощается один фотон, то есть происходит выделение или поглощение света.

Фактически выходит, что любая материя создана из света, представляя собой его более низкий энергетический уровень. Из этого света состоит и золото, и железо, а также хлеб, который мы едим. Всё соткано из света. Энергия постоянно образует материю, а материя, уничтожаясь, рождает энергию. Этот круговорот во Вселенной постоянен. Бог всё сотворил словом Своим: «Он сказал и стало». В научном мире уже звучали заявления о том, что материя фактически представляет собой некие колебательные волны подобные звуковым. Кстати, по спектру светового рассеяния можно судить и о звуках, которые идут из материи. Ведь они совершают колебательные движения, которые рождают акустические волны. Но эти же движения вызывают игру отражённого света. Поэтому спектры звука и света полностью соответствуют друг другу.

Запасы энергии невообразимы. Из теории относительности следует, что всякий род энергии обладает массой, и что всякая материя, имея массу, представляет собой также и энергию. Выразив соотношение массы и энергии формулой E=mc2, где энергия равна массе умноженной на скорость света в квадрате, мы получаем, что 1 грамм вещества содержит 25 000 000 киловатт часов энергии.

Материя – это как хранилище энергии, которая хранится там до определённого времени, чтобы опять можно было извлечь её, создавая всё новое и новое. Но поскольку энергия фотонов всегда значительно превышает энергию молекул вещества, из которых они были образованы, то такие циклы постоянно увеличивают запасы вещества во Вселенной. Это значит, что если расщепить, к примеру, слиток золота, превратив его в свет, а потом из этого света опять создать слиток, то получится уже не один слиток, а гораздо больше. Это очень напоминает принцип сеяния и жатвы открытый Христом. Посеянное не принесёт плод, если не умрёт, не перестанет существовать. Мы не получим большего, если не пожертвуем меньшим. Говоря притчами, Христос открывал многие тайны Вселенной. Он сказал своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах». (Лк. 8:10) Бог есть Творец. Это его сущность. Он не просто один раз сотворил и перестал. Нет. Он продолжает творить всегда и непрестанно. Астрономами уже установлено, что Вселенная постоянно расширяется.

Возвращаясь к временному ускорению, можно отметить, что поскольку время зависит от скорости и любое материальное тело уже при скорости света превращается в свет, то есть практически уничтожается, то только существа состоящие из самого света могут перешагивать все эти пределы и существовать там, где нет времени. Примечательно, что Библия описывает ангелов, как существ состоящих из света.

Если бы наша планета остановилась и вообще прекратила всякое движение, то тогда на земле было бы самое быстротечное время, чем где-либо во Вселенной, но мы бы этого не осознавали. Конечно, этого не случится, однако время будет идти всё быстрее и быстрее. Это может являться вторым, более глубоким пониманием смысла слов Иисуса Христа. Предсказывая события будущего, Он сказал: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». (Мф. 24:21-22) И дней станет меньше, и проходить они будут быстрее. Начавшееся временное ускорение – это сигнал того, что всё уже началось. Великое время скорби, ожидающее землю, уже близко.

Среди всех цивилизаций Вселенной, созданных Богом творений, только одна Земля пала и живёт во грехе. Первая земная цивилизация была уничтожена за свои грехи водой, всемирным потопом. «Ибо увидел Господь, что велико развращение людей на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». (Быт. 6:5) Наша цивилизация, будет уничтожена огнём. Но перед этим на землю обрушится столько бедствий и придёт такое время скорби, какого ещё не знала земля от самого своего создания. «Но ради избранных сократятся те дни» – говорит Христос.

Самый простейший пример пространственно временной относительности – это картина звёздного неба. Смотря на Юпитер, мы видим то, что происходило 40 минут назад. Если посмотреть на ближайшую к нам звезду Альфа Центавра вы будете видеть то, что происходило 4,3 года назад. Свет от звезды Сириус доходит до нас за 8,8 лет, свету Капеллы из созвездия Возничего на это нужно 46 лет, Канопусу – почти 200. В созвездии Орион есть звезда Ригель, её свет достигает нас только через 800 лет. Если навести телескоп на небольшой клочок тумана немного повыше средней звезды Андромеды, то это значит, что мы видим свет новой звёздной системы другой галактики. Точнее то, что происходило там 2,2 миллиона лет назад. Вы прямо сейчас видите не настоящее, а прошлое, в его различном временном удалении. Картина настоящего создаётся из картинок прошлого.

Согласно теории относительности мы все находимся в изогнутом четырёхмерном пространстве – времени. Где время является четвёртым измерением действительности. Всякое движение теперь признаётся смещением во времени и пространстве. Четырёхмерное пространство нашей Вселенной изогнуто. Каждая точка этого пространства одновременно является и началом и концом. Выйдя из любой точки пространства и обогнув Вселенную, вы свободно можете вернуться в ту же самую точку. Но поскольку пространство четырёхмерно и четвёртой величиной является время, то, выйдя из определённой временной точки и обогнув время, вы можете вернуться в ту же самую временную точку, из которой вышли. Если бы мы смогли перемещаться вдоль четвёртого измерения, то стены не были бы для нас помехой. Мы смогли бы покидать и проникать в закрытые помещения не проходя сквозь двери и окна. Библия говорит: «Вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа». (Ин.20:19; Лк. 24:37)

В 1943 году, в разгар второй мировой войны, А. Эйнштейн участвовал в эксперименте американского ВМФ – военно-морского флота по созданию необнаружаемого корабля. Используя сильнейшее силовое поле, учёные хотели создать корабль невидимый для радаров противника. Для опытов был специально оборудован эсминец «Элдридж». В результате, корабль стал действительно невидим, но затем всё обрело непредсказуемый оборот, эсминец исчез. Произошло перемещение судна во времени и пространстве. Всё это привело к ряду очень странных событий, как с кораблём, так и с находящейся на нём командой. Впоследствии этот опыт получил название Филадельфийский эксперимент. В то время Эйнштейн работал над теорией единого поля. Это должно было стать ещё одним прорывом в физике.

Всё, что было достигнуто, использовалось, в первую очередь, в военных целях. Вероятно, это и послужило тому, что незадолго до своей смерти Эйнштейн уничтожил свои последние научные труды, записав в своём дневнике, что человечество не готово владеть такими знаниями и всё использует во зло.

Ещё в середине 1930-х годов два русских физика предложили теорию, в которой время рассматривалось как вещество или энергия. Оказалось, что время может, как поглощаться, так и выделяться материей. Оба учёных были репрессированы, и один был расстрелян. Второй физик Н. А. Козырев остался в живых, ещё находясь в лагере, он продолжал работать над своей теорией. Примечательно, что в 1990-х годах группа физиков из Российской Академии наук подписались под этим открытием, официально признав его действительным и подтвердив это серией опытов. Теперь можно говорить, что возможность существования на земле особых зон, с изменённым ходом времени, вполне реальна.

Бог сказал: «Воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь». (Иер. 33:3)

Бог готов открыть нам гораздо больше, чем мы желаем знать. Господь, у которого нет изменения и ни тени перемены, является полным обладателем времени и пространства. Время в его руках как глина, с которой он способен сделать всё, что Ему угодно. Творец Непостижим, Неизменяем, Беспределен, Бесконечен, Вездесущ, Всемогущ, Всеведущ, Вечен… Одно из Его имён – Сущий, что значит – существующий всегда сейчас. Как любая точка пространства для Бога всегда есть «здесь», так и всякий момент времени для Него всегда есть «сейчас».

Мейстер Экхардт, переживший в видении встречу с Богом, писал: «Исключительность Господня состоит в том, что Бог вознесён превыше пространства и времени. Он живёт в непрерывном «сейчас» и в «вечном ныне», где прошедшее, настоящее и будущее слиты воедино. Для Бога всё – одномоментно. Когда мы смертные, толкуем о прошлом настоящем или будущем, то это потому, что мы подвластны времени и мыслим связанными с ним временными понятиями. Но для Господа времени не существует. Это значит, что мои завтрашние молитвы Бог услышит не завтра, также как и мои вчерашние молитвы, он слышал не вчера. Нет. Он прямо сейчас слышит все мои молитвы, и вчерашние и завтрашние».


Жизнь слишком коротка, чтобы делать то, что тебе не нравится…

Давайте поразмыслим на тему, чем бы мы занялись, как бы мы жили, если бы до окончания нашей жизни осталось, ну скажем пару месяцев.

Но прежде я хочу сказать несколько слов, почему именно такую тему я затронул в этой статье. А дело вот в чём. Я считаю, что именно тема собственной смерти, собственного ухода из жизни, может нам наиболее ярко показать ценность этой самой жизни. Ценность той жизни, которой мы все с вами сейчас живём. И здесь я имею в виду не саму нашу жизнь, как живого существа, а жизнь как личности, как мыслящего разума.

Итак, для простоты эксперимента представим, что мы находимся на приёме у доктора, который нам и сообщает о том, что жить нам осталось совсем недолго. Что смерть наша будет быстрой и безболезненной и об этом не стоит даже волноваться.
Вы спросите, как это не стоит. Очень даже стоит. Но мы же договорились, что это будет всего лишь мыслеобразный эксперимент. Так что не беспокойтесь, по его завершению с вами всё будет в порядке.

Смею предположить, что когда-то, пожалуй, каждый из нас думал о собственной смерти. Ну, или хотя бы о собственной жизни. Поскольку мы сейчас говорим о таких вещах, что бок о бок соприкасаются с повседневностью человека.

Так вот. После этой новости, мы весьма озабоченные и опечаленные приходим домой, садимся на диван и начинаем думать о том, чем же нам заняться в эти последние месяцы жизни. Что вообще теперь делать, раз прежний образ жизни ни как не коррелируется с новой вводной.

Первое, что мы понимаем это то, что надо перестать ходить на работу, поскольку теперь в этом нет никакой жизненной необходимости. Теперь-то мы уж явно осознаём, что ни за что не согласились бы на эту работу, если б наша жизнь была строго ограничена во времени. Теперь мы понимаем, что просто бездарно тратили свою жизнь, ежедневно ходя на порой скучную, бесперспективную и зачастую не интересную работу. И если бы не социальные обязанности, то мы бы вообще никогда туда не ходили, меняя своё драгоценное жизненное время, на напечатанные куски цветной бумаги.

Но тогда у нас возникает вот какой вопрос - Чем бы мы занялись? Как бы прожили свою жизнь по-настоящему?

Возможно, многие из нас занялись бы творчеством, изобретательством, путешествиями, исследовательскими изысканиями и т.д. Может быть, вы любите воспитывать детей или завели бы много животных.

Нет, конечно, можно просто лежать на диване, удобно провалившись в его мягкое лоно и по полной насладиться всеми прелестями квартирной жизни. Но как мы понимаем, пытливый ум человека всё равно нас заставит подняться и чем-нибудь заняться.

Возможно, вы задумаетесь о том, то хотите оставить о себе какую-то память. И не генетическую, в результате оставления потомства, а именно о себе, о том кем вы были всю свою жизнь, о чём вы думали, о чём мечтали, чего хотели достигнуть? В чём были разочарованы, кого любили или быть может – ненавидели? Как вы вообще ощущали этот мир? Его краски, его звуки, изменчивую погоду? Кем бы вы могли стать в этом удивительном мире, если б вам дали второй шанс? Да, да... Второй шанс с условием, что вы уже знаете об этом мире достаточно много.

Чему тогда бы вы посвятили себя. Путешествиям ли, творчеству ли, воспитанию своих детей. Быть может благотворительностью или спасением мира от очередной глобальной катастрофы. На что вы были бы готовы потратить свою жизнь, если бы понимали мир так, как понимаете его сейчас?

И ведь я вовсе не хочу завести вас своими вопросами в тупик. Я вовсе не заставляю вас придумывать новые и никому не известные смыслы жизни. Я лишь хочу донести до вас некое понимание. Понимание того, что ваша жизнь проходит. Что она одна единственная. Что никто, вы понимаете – никто вам не подарит вторую жизнь. Этого просто не произойдёт!

Но… Но зато, прямо сейчас, у вас есть эта жизнь. своя собственная жизнь. Самая что ни на есть настоящая! Возможно, именно вам повезло родиться на этой замечательной планете. Возможно, что у вас относительно хорошее здоровье. В плане того, что у вас есть две ноги, две руки, здравый разум и вы, о чудо - можете мыслить. И вот вы с этим минимальным и весьма необходимым комплектом опций, занимаетесь здесь, ну по правде говоря - полнейшей ерундой.

Вам – вашей личности, выпал единственный шанс, можно сказать счастливый билетик, родиться на этой планете. Перед вами открыты практически бескрайние горизонты для всесторонней деятельности и… И чем же вы сейчас занимаетесь? Как же вы используете этот шанс?

Нет, конечно, никто не отрицает, что многие ежедневные вещи, важны для нашей жизнедеятельности. Это и приготовление пищи, и наведение порядка, и ремонты и даже всевозможные развлечения.

Но вот жизненно необходимы ли многие из этих вещей? Нужно ли вам просто жильё или же вам необходимо роскошное жильё со всеми мыслимыми удобствами. Нужна ли вам своя дорогая машина или достаточно хорошего общественного транспорта? Нужен ли вам для создания семьи один ребёнок, или полдюжины озорных ребятишек? Ну и так далее.

Другой вопрос, что у многих людей нет даже тех минимально необходимых удобств, в которых каждый из нас нуждается. Тогда почему мы до сих пор терпим всё это. Почему мы живём в таких условиях, не предпринимая действий для того, чтобы исправить эту ситуацию? И не важно, есть ли ресурсы у правительства. Важно начать требовать достойной жизни от тех, кого мы поставили руководить своим собственным государством. Но не для того чтобы жить, как царь во дворце – на всё готовое. А для того чтобы высвободить своё жизненное время, на иные, на более важные и значимые вещи.

Я понимаю, все эти вопросы вроде, как мало касаются оставшихся нам двух последних месяцев жизни. Да мы бы навряд ли вообще о них вспомнили. Тогда почему в повседневной жизни, нас заботит столь много, казалось бы, второстепенных и ненужных проблем. Когда, с другой стороны, есть более важные и существенные вопросы. Не стоит ли уделить время на их решение? Чтобы, например наши дети и внуки не думали над их проблематикой, а лишь улучшали и совершенствовали ранее достигнутые нами успехи?

Ведь нашу сегодняшнюю жизнь навряд ли можно назвать успешной. И все те кардинальные вопросы и проблемы, которые возникают в процессе нашей жизнедеятельности, мы привыкли поручать другим людям. То есть уже не мы, а они отвечают за большую часть нашей жизни. За наше образование, наши интересы и вкусы и даже за наши жизненные предпочтения.

В какой-то степени это приемлемо и даже удобно, ведь жизнь в социуме даёт много преимуществ, но вопрос в другом. Вопрос в том, кому именно мы доверили свои жизни и судьбы? Кто они – эти люди, что управляют нашей ежедневной жизнью? И способны ли мы влиять на её течение, согласно общественным тенденциям, основанным на общечеловеческих ценностях.

Конечно, мы здесь с вами говорим больше не о частностях, а о более глобальных вопросах. Например: можно ли приостановить и закончить все войны на планете, или же человечество будет вынуждено воевать бесконечно долго. Можно ли победить нехватку пресной воды, голод и перенаселение или же в качестве действенной меры надо начинать ограничивать рождаемость. А что делать с социальным неравенством внутри наших стран? Естественное ли это состояние социума или есть какая-то искусственная подоплёка. А разобщающие нас религии? В том числе, из-за которых происходят те самые военные конфликты. Вечная нехватка ресурсов и жизненного пространства. Да много ещё чего…

Все эти вопросы, как-то само собой вышли за рамки нашей с вами повседневной жизни. Мы как бы знаем о них, но предпочитаем не думать. Ведь так?

А стали бы мы думать об этом в своей жизни, если бы в ней было достаточно свободного времени? Нет, не в старости, когда уже краски жизни поблекли, и почти ничто не способно пробудить к ней интерес. А вот прямо сейчас. Когда вы ещё на что-то способны. Когда вам интересно жить. Когда можно создавать и творить. Когда весь мир открыт перед вами...

Но есть у меня подозрения в том, что не все видят эту - его открытость. Быть может, спряталась она от вас за ежедневными делами и заботами. Возможно, даже когда-то в детстве, вы полноценно ощущали дыхание жизни, но теперь… Но теперь всё почему-то стало иначе.

Может быть, мы со временем привыкаем жить? Может быть, мы действительно забываем, что иной жизни, в этом самом теле, с этим самым разумом и с дорогими нам людьми, у нас уже не будет.

Сколько лет вы уже прожили здесь. На нашей с вами уютной планетке. Нет, нет. Я не хочу знать, сколько вам лет. Я спрашиваю о том, сколько раз вы проживали лето? Ну, знаете, когда тает снег, когда весна, солнышко и распускаются листья на деревьях. Когда приходит долгожданное тепло. Когда цветут деревья и травы. Когда тёплый песок под ногами и прохладные волны. Я про это лето. Сколько у вас было таких лет?

Вспомнили? А теперь скажите мне, сколько у вас таких лет осталось? Нет, точной цифры мне не надо. Навряд ли кто-то из вас точно знает день окончание своей жизни. Хотя бы приблизительно. Хотя бы очень даже не точно.

Можете не говорить. Я итак всё знаю за вас. У буквально каждого из нас их осталось очень мало. Безнадёжно мало! Даже если вам всего лишь 20 лет, то зная примерный возраст жизни человека, вы можете понять, что это всего лишь примерно 40 ну от силы 60 раз. Да и то в таком престарелом возрасте, вам уже будет далеко не до этого. Ваше сознание будет мыслить совершенно другими категориями.

Думаю, вы согласитесь, что стариков не особо заботит новый пляжный сезон, выезды на природу с друзьями и родными. Их интересуют мелкие меркантильные дела, цены на еду и лекарства, походы в аптеки и поликлиники да прогулки по парку. А если и интересуют, то сделать они уже ничего не могут, так как жизненный потенциал давно угас.

Надеюсь, этим простым примером я наглядно показал вам, насколько коротка наша с вами жизнь, даже если мы только, только начинаем проживать её самую активную фазу.

Вот почему она так ценна! Вот почему ценно то самое время, которое большинство из нас тратит на сущие глупости. И я не призываю вас тут же бросить всё и заняться ничегонеделанием. Вовсе нет. Я лишь хочу показать вам, что у нашей с вами жизни существуют и другие стороны. Что прежде в пустую траченное нами время, можно проживать иным образом. И если не с пользой для социума, то хотя бы с пользой для себя и своих близких. Вот о чём я хочу вам сказать.

По возможности, проводите больше времени со своей семьёй, а не на работе. Ведь ни за какие деньги вы не купите любовь родных и близких людей. И оглянувшись назад - вы поймёте, что лучше бы вы проводили лишний час-два дома с семьёй, с теми кто вас любит и кого вы любите, чем на работе. Вот кому действительно стоит уделять своё драгоценное жизненное время!

Найдите себе увлечение,хобби или хотя бы то, чем вы всегда хотели заняться.И займитесь наконец этим! Хватит уже сидеть у экранов телевизора или компьютера, ведь в большинстве случаев они вас совсем не развивают. Телевизор и прочие СМИ, поглощают ваши жизненные ресурсы, которые вы могли бы применить с большей пользой для себя и своих близких. Если кроме многочасового просиживания за монитором компьютера или телевизора у вас есть возможность заниматься другими делами, то занимайтесь лучше ими. Мастерите, гуляйте в парке, занимайтесь спортом, общайтесь со своими детьми и т.д.

Именно с этим пониманием в начале данной статьи был приведён столь радикальный пример. Если вы погрузитесь в его атмосферу, то возможно вам это поможет более явственно, более чётко понять свои устремления и нереализованные возможности. Свои мечты и желания. Свои мысли и чувства. Свой взгляд на наш мир.

Возможно, вы взглянете на свою жизнь под другим углом. Возможно, реализуете то, на что никогда бы не решились, живя в некой иллюзии «бесконечно» длящейся жизни.

Пробуйте, стремитесь, развивайтесь… Каждому из нас, было дано по одной, весьма не долгой жизни. Не разменивайте свою жизнь понапрасну!

ПРИМЕЧАНИЯ


  • Пом­по­ний Пау­лин, к кото­ро­му адре­су­ет­ся Сене­ка, был в Риме пре­фек­том анно­ны меж­ду 48 и 55 гг. н. э. Посто­ян­ная долж­ность prae­fec­tus an­no­nae - началь­ни­ка по про­до­воль­ст­вен­ной части - была введе­на импе­ра­то­ром Авгу­стом в 7 г. н. э. Ее мог­ли зани­мать всад­ни­ки, побы­вав­шие про­ку­ра­то­ра­ми про­вин­ций; сле­ду­ю­щей долж­ност­ной сту­пе­нью была пре­фек­ту­ра Егип­та или пре­фек­ту­ра пре­то­рия. Пре­фект анно­ны осу­ществлял над­зор за все­ми государ­ст­вен­ны­ми постав­ка­ми про­до­воль­ст­вия, отве­чал за его коли­че­ство, каче­ство, транс­пор­ти­ров­ку, хра­не­ние и рас­пре­де­ле­ние (анно­ной назы­ва­лись регу­ляр­ные бес­плат­ные разда­чи хле­ба рим­ля­нам). Ему под­чи­ня­лись боль­шие шта­ты чинов­ни­ков в Риме, Остии и всех пор­то­вых горо­дах Ита­лии, про­ку­ра­то­ры анно­ны про­вин­ций и воен­ные отряды. Счи­тал­ся он не маги­ст­ра­том, а чрез­вы­чай­ным импе­ра­тор­ским упол­но­мо­чен­ным - extra or­di­nem uti­li­ta­tis cau­sa con­sti­tu­tus, имел пра­во суда, каз­ни (ius gla­dii) и пря­мо­го досту­па к импе­ра­то­ру.
  • вло­жить . В этом трак­та­те Сене­ка посто­ян­но употреб­ля­ет хозяй­ст­вен­но-финан­со­вую дело­вую тер­ми­но­ло­гию, близ­кую и понят­ную его адре­са­ту; здесь мета­фо­ра: жизнь как капи­тал, кото­рый надо удач­но вло­жить.
  • Обыч­но про­сто поэтом или вели­чай­шим из поэтов Сене­ка назы­ва­ет Гоме­ра или Вер­ги­лия, но у них тако­го сти­ха нет. Воз­мож­но, Сене­ка вспо­ми­на­ет здесь стих из Менанд­ра, по ошиб­ке при­пи­сы­вая его дру­го­му μικ­ρόν τι τοῦ βίου καὶ στε­νὸν ζῷμεν (фрагм. 340) - exi­gua pars est vi­tae qua vi­vi­mus.
  • re­cur­re­re ad se: вер­нуть­ся к себе; с точ­ки зре­ния сто­и­ков, корень всех зол в чело­ве­че­ской жиз­ни - уход от себя, отчуж­де­ние от себя. Соглас­но сто­и­че­ской тео­рии οἰκείωσις , вся­ко­му живо­му суще­ству по при­ро­де свой­ст­вен­но устрем­лять­ся к само­му себе; внешне это про­яв­ля­ет­ся как инстинкт само­со­хра­не­ния: вся­кое живот­ное стре­мит­ся к тому, что спо­соб­ст­ву­ет сохра­не­нию и упро­че­нию его жиз­ни, как к бла­гу, и избе­га­ет того, что может ей повредить, как зла. Сущ­ность чело­ве­ка состав­ля­ет разум; сле­до­ва­тель­но, бла­го для чело­ве­ка - то, что пита­ет и укреп­ля­ет его разум; вер­нуть­ся к себе - вер­нуть­ся к разу­му.
  • Точ­но дати­ро­вать это пись­мо не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Соглас­но Све­то­нию, Август два­жды делил­ся с сена­том мыс­лью о том, чтобы сло­жить свои пол­но­мо­чия: пер­вый раз после победы над Анто­ни­ем, вто­рой раз во вре­мя про­дол­жи­тель­ной болез­ни в 28 г. до н. э. Соглас­но Дио­ну Кас­сию (53, 9, 1), Август про­из­нес в сена­те сло­ва при­мер­но того же содер­жа­ния, что Сене­ка вкла­ды­ва­ет в его пись­мо.
  • Август вел граж­дан­ские вой­ны про­тив Мар­ка Анто­ния (43 г. до н. э.), про­тив Бру­та и Кас­сия (42 г. до н. э.), про­тив Луция Анто­ния и Фуль­вии (40 г. до н. э.).
  • Про­тив кол­лег по долж­но­сти Август вое­вал в 36 г. (из три­ум­ви­ра­та они с Анто­ни­ем исклю­чи­ли Мар­ка Лепида) и в 32- 30 гг. до н. э. про­тив само­го Анто­ния.
  • Марк Анто­ний, глав­ный непри­я­тель Авгу­ста в граж­дан­ских вой­нах, был в тече­ние вось­ми лет (40- 32 гг. до н. э.) женат на его сест­ре Окта­вии; Секст Пом­пей, кото­ро­го Август победил в 36 г. до н. э. в Сици­лии, был род­ст­вен­ни­ком его вто­рой жены Скри­бо­нии.
  • Ради рито­ри­че­ско­го эффек­та Сене­ка син­хро­ни­зи­ру­ет победы Авгу­ста и заго­во­ры (Муре­ны и Цепи­о­на в 23 г. до н. э.; Эми­лия Лепида в 31 г. до н. э.; Эгна­ция Руфа в 19 г. до н. э.) про­тив него, хотя заго­во­ры пре­кра­ти­лись рань­ше, чем были достиг­ну­ты пере­чис­лен­ные победы.
  • Име­ет­ся в виду дочь Авгу­ста и Скри­бо­нии Юлия, рож­ден­ная в 40 г. до н. э. Сре­ди ее мно­го­чис­лен­ных любов­ни­ков во вре­мя ее бра­ка с Тибе­ри­ем был и Юлл Анто­ний, сын три­ум­ви­ра Мар­ка Анто­ния, устро­ив­ший во 2 г. до н. э. заго­вор. Август усмот­рел в Анто­нии-млад­шем и Юлии повто­ре­ние той опас­но­сти, кото­рая когда-то гро­зи­ла ему со сто­ро­ны дру­гой пары: Анто­ния-стар­ше­го и Клео­пат­ры. Юлия в том же году была отправ­ле­на в изгна­ние, а Анто­ний покон­чил с собой.
  • Если верить Све­то­нию (), Август назы­вал свою дочь Юлию и двух ее детей Агрип­пу Посту­ма и Юлию сво­и­ми тре­мя язва­ми и рако­вы­ми опу­хо­ля­ми (tres vo­mi­cas ac tria car­ci­no­ma­ta sua).
  • Ливий Друз - народ­ный три­бун 91 г. до н. э., пред­ла­гав­ший ради­каль­ные рефор­мы, в част­но­сти упразд­не­ние всад­ни­че­ско­го суда (Т. Момм­зен назы­ва­ет его «Грак­хом от ари­сто­кра­тии») и пре­до­став­ле­ние прав рим­ско­го граж­дан­ства союз­ни­кам. По всей Ита­лии у него было мно­же­ство сто­рон­ни­ков, в Риме же его пла­ны встре­ти­ли сопро­тив­ле­ние; Друз был убит, после чего Риму при­шлось два года (91- 89 гг. до н. э.) вое­вать с союз­ни­ка­ми.
  • Пре­тек­ста - тога с широ­кой пур­пур­ной поло­сой, кото­рую носи­ли маль­чи­ки до 16 лет (такую же пре­тек­сту носи­ли и выс­шие маги­ст­ра­ты и вое­на­чаль­ни­ки).
  • Фас­ки - связ­ки пру­тьев-розог (для нака­за­ния), в середине кото­рых поме­щал­ся топор (для каз­ни) - сим­вол выс­шей государ­ст­вен­ной вла­сти в Риме. Такие связ­ки нес­ли в руках лик­то­ры, сопро­вож­дав­шие повсюду выс­ших маги­ст­ра­тов, кон­су­ла - 12 лик­то­ров, пре­то­ра - 6. Лик­то­ры с фас­ка­ми посту­па­ли в рас­по­ря­же­ние лица, избран­но­го в пре­то­ры или кон­су­лы, пер­во­на­чаль­но на вре­мя исправ­ле­ния долж­но­сти, позд­нее - пожиз­нен­но.
  • Вер­ги­лий. Геор­ги­ки, 3, 66- 67.
  • Гай Папи­рий Фаби­ан - сто­ик из шко­лы Квин­та Секс­тия. Тот осно­вал в Риме в годы прав­ле­ния Окта­ви­а­на Авгу­ста фило­соф­скую общи­ну, устав кото­рой имел мно­го обще­го с пифа­го­рей­ским, а зада­ча была - создать соб­ст­вен­ную рим­скую нацио­наль­ную фило­со­фию, кото­рая заклю­ча­лась бы не в сло­вах, а в обра­зе жиз­ни. Секс­тий не согла­шал­ся, чтобы его при­чис­ля­ли к сто­и­кам, а шко­лу свою назы­вал Ro­ma­ni ro­bo­ris sec­ta.
  • Бази­ли­ка - рас­про­стра­нен­ный в древ­ней Ита­лии тип обще­ст­вен­ных зда­ний. В Риме бази­ли­ки игра­ли роль бир­жи, где про­ис­хо­ди­ла круп­ная тор­гов­ля капи­та­ла­ми и все­воз­мож­ной про­дук­ци­ей.
  • Has­ta, или has­ta prae­to­ria - сим­вол ius­tum do­mi­nium (вла­де­ния по пра­ву) - копье, выстав­ляв­ше­е­ся при совер­ше­нии сде­лок о наслед­стве, о переда­че в арен­ду, при круп­ных про­да­жах и при заклю­че­нии бра­ка; оно же выстав­ля­лось на суде цен­тум­ви­ров при раз­бо­ре обма­нов во всех видах выше­пе­ре­чис­лен­ных сде­лок.
  • Коринф­ская брон­за осо­бо­го спла­ва цени­лась необы­чай­но доро­го.
  • По-гре­че­ски κή­ρωμα пер­во­на­чаль­но назы­ва­лась мазь из вос­ка, кото­рой нати­ра­лись бор­цы на рин­ге, затем - пло­щад­ка для такой борь­бы. Этот гре­че­ский вид спор­та все­гда вос­при­ни­мал­ся как вопи­ю­ще нерим­ский, чуже­род­ный, поче­му Сене­ка и при­во­дит его здесь в при­мер.
  • Мав­ри­тан­ский царь Бокх, тесть вое­вав­ше­го про­тив Рима царя Югур­ты, выдал его Сул­ле и заклю­чил с Римом дого­вор о друж­бе в 105 г. до н. э.
  • Сене­ка дает фор­маль­ную харак­те­ри­сти­ку раз­лич­ных фило­соф­ских школ: Сократ - диа­лек­тик, Кар­не­ад - скеп­тик, Эпи­кур - про­по­вед­ник душев­ной без­мя­теж­но­сти (ἀτα­ραξία ) и покоя част­ной жиз­ни (λά­θε βιώσας ), кини­ки тре­бо­ва­ли сведе­ния потреб­но­стей к мини­му­му и отка­за от всех обще­ст­вен­ных услов­но­стей.
  • Пер­сид­ский царь Ксеркс в похо­де на гре­ков. Ср: .
  • Гай Марий, семи­крат­ный кон­сул (107, 104- 100, 86 гг. до н. э.), перед этим про­сла­вил­ся воен­ны­ми победа­ми.
  • Луций Квин(к)ций Цин­цин­нат, два­жды дик­та­тор, один из самых леген­дар­ных и про­слав­лен­ных геро­ев рим­ской исто­рии. Соглас­но леген­де, когда рим­ляне посы­ла­ли за ним (458 и 439 гг. до н. э.), чтобы вру­чить ему дик­та­тор­ские пол­но­мо­чия, ибо он один еще мог спа­сти государ­ство, послан­ные нахо­ди­ли его голо­го (един­ст­вен­ную одеж­ду он берег по бед­но­сти) за плу­гом; после испол­не­ния дик­та­ту­ры он тот­час отпра­вил­ся назад к сво­е­му плу­гу, ибо мно­го­чис­лен­ное семей­ство его голо­да­ло, ютясь в един­ст­вен­ной ком­на­те малень­кой хижи­ны: Цин­цин­нат ни на грош не обо­га­тил­ся после полу­го­да неогра­ни­чен­ной вла­сти.
  • Пуб­лий Кор­не­лий Сци­пи­он Афри­кан­ский Стар­ший (235- 183 гг. до н. э.), победи­тель Ган­ни­ба­ла, был обви­нен в 187 г. вме­сте с бра­том во взя­точ­ни­че­стве и после осуж­де­ния бра­та в 184 г. жил уеди­нен­но в сво­ем Кам­пан­ском име­нии, где и умер год спу­стя.
  • Сре­ди про­чих доро­го­сто­я­щих и экс­цен­трич­ных затей импе­ра­то­ра Гая Кали­гу­лы была и такая: в 39 г. он, по рас­ска­зу Све­то­ния, «выду­мал зре­ли­ще новое и неслы­хан­ное дото­ле. Он пере­ки­нул мост через залив меж­ду Бай­я­ми и Путе­о­лан­ским молом, дли­ной почти в три тыся­чи шесть­сот шагов: для это­го он собрал ото­всюду гру­зо­вые суда, выстро­ил их на яко­рях в два ряда, насы­пал на них зем­ля­ной вал и выров­нял по образ­цу Аппи­е­вой доро­ги… Я знаю, что, по мне­нию мно­гих, Гай выду­мал этот мост в под­ра­жа­ние Ксерк­су, кото­рый вызвал такой вос­торг, пере­го­ро­див мно­го более узкий Гел­лес­понт…» (). Сене­ка сбли­жа­ет два собы­тия, отсто­я­щих по вре­ме­ни на два года - стро­и­тель­ство моста и голод 41 г.; по-види­мо­му, меж­ду ними дей­ст­ви­тель­но была при­чин­ная связь: для стро­и­тель­ства моста были взя­ты транс­порт­ные суда, пере­во­зив­шие про­до­воль­ст­вие.
  • Т. е. людей, не в пер­вый раз добив­ших­ся выс­ших государ­ст­вен­ных долж­но­стей: пре­то­ры и кон­су­лы носи­ли тогу-пре­тек­сту белую, с пур­пур­ной кай­мой.
  • В рим­ских лето­пи­сях годы назы­ва­лись не циф­ра­ми, как у нас, а име­на­ми кон­су­лов, кото­рые изби­ра­лись на год.
  • Гай Туран­ний - пре­фект анно­ны с 14 по 48 г. н. э., пред­ше­ст­вен­ник Пау­ли­на на этом посту.
  • В Риме не пола­га­лось опла­ки­вать умер­ших детей - они еще не при­но­си­ли поль­зы государ­ству, еще не были пол­но­цен­ны­ми граж­да­на­ми и, сле­до­ва­тель­но, людь­ми в пол­ном смыс­ле сло­ва. Хоро­нить их раз­ре­ша­лось толь­ко ночью, при све­те факе­лов и све­чей. Сене­ка воз­вра­ща­ет­ся к нача­лу трак­та­та: девя­но­сто­лет­ние ста­ри­ки уми­ра­ют годо­ва­лы­ми мла­ден­ца­ми, ибо под­лин­но про­жи­тое вре­мя - толь­ко то, что было отда­но фило­со­фии и само­со­вер­шен­ст­во­ва­нию.
  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА
  • В ори­ги­на­ле cum le­ges no­vas et ma­la Grac­cha­na mo­vis­set, «когда он взду­мал вне­сти новые зако­ны и навлечь (на стра­ну) несча­стья, подоб­ные грак­хан­ским».

  • © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник