29.09.2019

Закон Яровой принят, но что дальше? Утверждён объём хранения трафика по закону Яровой


Поправки в антитеррористический закон, внесенные группой депутатов во главе с Ириной Яровой, в сегодняшнем виде отчасти нереализуемы, а отчасти губительны для интернет-отрасли. Вот шесть основных причин

Непомерная дороговизна — для компаний, для государства и для граждан

Реализация требований, перечисленных в законопроекте (даже в его последней, более мягкой редакции), поставит отрасль на грань выживания. По подсчетам независимых экспертов, расходы операторов связи только на внедрение системы составят 3,9 трлн руб.: это стоимость оборудования, которое потребуется докупить, чтобы хранить данные в течение шести месяцев. Расходы организаторов распространения информации в интернете — или, говоря проще, интернет-компаний — составят примерно столько же. Таким образом, суммарные затраты могут превысить 5 трлн руб. — для отрасли это непосильное бремя.

Госбюджет тоже недосчитается денег. На данный момент в законопроекте указано, что его реализация ничего не будет стоить государству, но в действительности это не так. Сегодня большинство интернет-компаний и операторов являются прибыльными и, соответственно, платят налоги на прибыль. Если закон примут, государство автоматически лишится этих поступлений в бюджет.

Что касается конечных потребителей, то для них вырастут цены на услуги как телефонной, так и интернет-связи .

Невозможность реализации

Законопроект подразумевает, что компании должны начать хранить у себя огромные объемы информации. Размеры хранилищ, которые для этого потребуются, беспрецедентны: все заводы в мире, производящие системы хранения данных, несколько лет подряд должны будут работать исключительно на Россию.

Для установки систем хранения потребуются новые дата-центры. Их в необходимом количестве в России тоже нет: их численность придется увеличить вдвое. Срок строительства дата-центра — три-четыре года. Работа новых дата-центров потребует дополнительных затрат электроэнергии: более полугигаватта дополнительно — примерно столько вырабатывает блок АЭС. В европейской части России этой электроэнергии просто нет. Свободные генерирующие мощности есть в восточной части страны, и логично размещать центры хранения данных ближе к генерации, однако при этом для доставки данных необходимо будет проложить новые каналы связи — по сути, увеличив их количество вдвое.

Надо понимать, что сети операторов связи и интернет-компаний не подразумевают наличия единой точки, в которой обрабатывается вся информация. Как правило, точек входа и выхода информации очень много. На каждой такой точке придется установить съемник информации, который будет записывать ее и отправлять в место хранения. Это дополнительно усложнит инфраструктуру. При этом у операторов фиксированной связи существуют аналоговые линии, оцифровка и запись звонков по которым является достаточно нетривиальной задачей.

Согласно последней редакции закона, организаторы распространения информации (то есть интернет-компании) также обязаны передавать ключи, которыми шифруется трафик, в органы, обеспечивающие безопасность страны. Однако все современные методы шифрованного общения подразумевают хранение данных ключей у участников разговора или переписки. Таким образом, компании обязаны отдавать то, чего у них нет.

Огромные инвестиции в экономику. Не в российскую

Как уже говорилось выше, для реализации законопроекта необходима массовая закупка систем хранения на сумму, которая, по оценкам независимых экспертов, составляет более 5 трлн руб. Заказ такого объема загрузит все мощности производителей систем хранения данных на несколько лет вперед. При этом в России нет ни одного производителя таких систем. Соответственно, принятие закона ведет к тому, что российское государство силами бизнеса проспонсирует западные компании и триллионы рублей уйдут прямиком за рубеж.

Понижение конкурентоспособности российских интернет-компаний

Россия — одна из немногих стран в мире, где в национальном сегменте интернета лидируют национальные же компании. Это уникальный феномен, таких стран во всем мире почти нет. Поскольку российский рынок заведомо меньше, чем мировой, отечественным компаниям намного сложнее конкурировать с глобальными игроками в этой области, чем глобальному игроку реинвестировать свою выручку со всего мира в одну конкретную страну. При этом закон ставит российских игроков в заведомо проигрышные условия по сравнению с мировыми: понятно, что глобальные интернет-компании не будут хранить на территории России данные просто потому, что они не присутствуют здесь физически. Получается интересный кейс, когда, например, российский сервис по сравнению с нероссийским сопоставимого уровня будет, во-первых, убыточным, во-вторых, менее интересным для пользователей с точки зрения безопасности.

Утечки данных от мелких операторов

Подробная информация о том, что пользователь делал в интернете, с кем он говорил, записи всех телефонных переговоров — это огромное поле для злоупотреблений и просто подарок для киберпреступников. Чтобы на должном уровне обеспечить безопасность такого массива данных, нужны ресурсы, которые есть лишь у крупных игроков. Более мелкие компании просто не могут себе такого позволить. В результате новый закон может очень быстро привести к ситуации, когда за небольшую сумму можно будет купить записи телефонных разговоров абонентов мелких операторов связи. По сравнению с этим все прежние скандалы, связанные с утечками данных, просто померкнут.

Бесполезность с точки зрения борьбы с терроризмом

На данный момент 40% трафика в интернете зашифровано. Хранить эти 40% трафика бесполезно, потому что расшифровать его невозможно. Даже если российские компании будут вынуждены попытаться передать ключи (которых у них нет), проблему терроризма это не решит. Если злоумышленники будут знать, что все их разговоры записываются и сохраняются, они просто не будут пользоваться российскими сервисами.

Кроме того, никто не мешает субъекту использовать дополнительные системы шифрования данных, которые предоставляют некрупные компании. Есть огромное количество ПО, которое позволяет зашифровать сообщение, и только другой обладатель ключа сможет его расшифровать. Нет никакого единого хранилища ключей, которое позволит расшифровать всю информацию. Таким образом, получается, что законопроект не только вреден с точки зрения финансов, но еще и бесполезен с точки зрения борьбы с терроризмом.

Владимир Габриелян вице-президент и технический директор Mail.Ru Group

При подготовке документа ко второму чтению, которое изначально было назначено на 22 июня, появилось положение о штрафах для «организаторов распространения информации в сети интернет» за отказ от предоставления ФСБ данных для декодирования принятых и отправленных сообщений. В Госдуме пояснили, что положение законопроекта распространяется на работу мессенджеров, почтовых сервисов и социальных сетей, которые используют шифрование.

В случае отказа предоставить спецслужбам ключи для расшифровки сообщений компаниям грозят штрафы от 800 тыс. до 1 млн руб.

Законопроект коснется мессенджеров Telegram, WhatsApp, Viber, ICQ, использующих end-to-end-шифрование. Пострадать от документа может и интернет-протокол HTTPS, который обеспечивает безопасную передачу данных многих интернет-порталов. В частности, под угрозой окажутся Facebook, «ВКонтакте», Twitter и другие сервисы для общения. Данный механизм также используют интернет-банки, сайты бронирования отелей и билетов, некоторые СМИ, онлайн-энциклопедии и другие всевозможные ресурсы. 

Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров долю зашифрованного трафика в рунете в 30%. Свои оценки на этот счет в разное время давали и интернет-компании: от 50 до 80%.

Нет ключей

«В современных реализациях приложений для шифрованного общения ключи находятся у собеседников, а не у компании, предоставляющей сервис. То есть для начала реализация данного пункта технически невозможна»,

— рассказал «Газете.Ru» вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян.

С этим согласен и ведущий вирусный аналитик компании ESET Артем Баранов, который объяснил «Газете.Ru», что ряд мессенджеров (например, Viber и WhatsApp) не так давно внедрили шифрование end-to-end — это значит, что доступ к пересылаемым сообщениям имеет только пользователь и закрытые ключи у них просто не хранятся. Подобная технология работает в секретных чатах Telegram.

Представитель Mail.Ru Group напомнил, что ограничение тайны переписки граждан является прерогативой судебных органов и такое решение выносится в отношении конкретного человека. «В случае передачи сертификатов, позволяющих расшифровать трафик, по сути, происходит ограничение тайны переписки сразу всех пользователей», — добавил он.

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), являющаяся главным лоббистом интернет-бизнеса в России, предупредила, что

документ ставит под угрозу тайну связи и несет огромные риски утечек конфиденциальной информации.

Организация отмечает, что в большинстве стандартов шифрования хранение пользовательских ключей не предусмотрено, то есть без изменения алгоритма невозможно декодирование сообщений. В то же время при внесении изменений возникает угроза кибербезопасности.

При этом данные меры не повлияют на доступность инструментов шифрования для злоумышленников, подчеркнули в РАЭК.

Еще одним негативным последствием является тот момент, что российские компании будут поставлены в неравные условия. Действие законопроекта распространяется на всех пользователей, что может нарушать законодательство других стран и международные обязательства России. Иностранные предприятия могут отказаться от выполнения данных требований в России, так как они противоречат их законодательству. Другие государства могут предъявить сходные требования по раскрытию ключей к российским корпорациям.

«Принятие законопроекта в текущем его виде может повлечь уход с российского рынка большого количества игроков и общую деградацию интернет-отрасли»,
— заявили в РАЭК.

Позиция организации осталась незамеченной, несмотря на отправленные письма в администрацию президента, Министерство связи и массовых коммуникаций, Госдуму и Совет Федерации.

За операторов заплатят абоненты

Принимая законопроект, депутаты также не учли мнения операторов связи на предмет срока хранения содержания голосовых вызовов, переданных сообщений и медиафайлов. Заменив изначально предложенные три года на шесть месяцев, Госдума не снизила потенциальную нагрузку на игроков телеком-рынка. Вместе с тем, согласно документу, три года будут храниться данные о фактах передачи сообщений.

«Реализация норм законопроекта будет стоить операторам связи несколько триллионов рублей. Естественно, что подобные непомерные и неэффективные обременения бизнеса катастрофически повлияют на всю экономику в сфере телекоммуникаций», — сообщили в «Мегафоне».

«Если поправки вступят в силу, операторам безусловно придется поднимать тарифы для абонентов, чтобы сохранить бизнес»,

— считает представитель оператора.

С этим согласна и PR-директор Yota Ольга Алексеева: «Вероятность того, что эти затраты будут восполнены за счет повышения стоимости услуг для конечного пользователя, очень высока».

По предварительным оценкам «Вымпелкома» (бренд «Билайн»), на выполнение требований закона на первом этапе потребуется порядка 200 млрд руб. Подобные инвестиции могут не просто негативно повлиять на экономику операторов, но и вообще свести ее к нулю.

«Уже сейчас очевидно, что принятие законопроекта может привести к замедлению темпов развития сети и к значительному повышению тарифов на услуги связи», — предупредили в «Вымпелкоме».

Представитель МТС Дмитрий Солодовников рассказал «Газете.Ru», что

сейчас в принципе нет оборудования, которое может обеспечить сбор и хранение голосовой информации в соответствии с требованием законопроекта. А его создание поставит отрасль на грань коллапса.

Так, понадобятся колоссальные расходы на закупку оборудования, строительство зданий новых ЦОД, закупку лицензий на ПО, умощнение сетей передачи данных, создание системы для «съема» и «вывода» трафика на хранение, а также системы по индексации, системы анализа трафика и предоставления доступа к этим данным. Затраты могут составить несколько триллионов рублей.

«Важно, что если операторы понесут затраты такого уровня, то они не смогут развивать сеть для абонентов: строить базовые станции, расширять сети фиксированной связи, что,

с учетом высоких темпов роста трафика, может привести к деградации качества головой связи, перебоям в доставке SMS или невозможности выйти в интернет»,
— заявил пресс-секретарь оператора.

Tele2 от комментариев отказался. Пресс-секретарь «Ростелекома» Андрей Поляков ранее объявил, что оператор приветствует снижение сроков хранения трафика до полугода.

С представителями «большой тройки» согласен и Габриелян: «Хранение не только фактов, но и данных в течение шести месяцев потребует гигантских капиталовложений от операторов связи и организаторов распространения информации, что приведет к неминуемому повышению цен на услуги связи в стране».

Но даже без учета подорожания связи закон ставит любого пользователя и абонента в неудобную позицию вечно подозреваемого в каком-либо правонарушении. Все сообщения и звонки, совершенные через мобильный телефон или Skype, будут записаны, сохранены и проанализированы в случае каких-либо вопросов со стороны спецслужб. То же самое касается любой переписки без шифрования. Даже для любого законопослушного гражданина такая мера выглядит сомнительной, а сам «антитеррористический пакет» и вовсе нарушает конституционное право граждан России на тайну переписки.

Я помню:

В начале июля в России были приняты резонансные антитеррористические законы. В СМИ их стали называть по фамилии одного из авторов - депутата от «Единой России» Ирины Яровой.

Самый большой резонанс вызвали изменения, касающиеся хранения информации и доступа к ней. Операторов сотовой связи обязали полгода хранить содержание всех звонков и сообщений абонентов. Столько же будут храниться все сообщения и действия пользователей в интернете. Данные о том, что разговор или переписка состоялись, но уже без содержания, будут храниться еще дольше. С июля 2018 года спецслужбы и правоохранительные органы получат беспрепятственный доступ к этой информации, даже если она зашифрована.

Также согласно новому закону в Уголовном кодексе появилась статья о международном терроризме. По ней за покушение на здоровье или жизнь граждан РФ за пределами страны предусматривается наказание от 10 до 20 лет тюрьмы или пожизненное заключение.

Несообщение о преступлении стало уголовно наказуемым. За «недоносительство», международный терроризм, обучение или участие в террористических сообществах, незаконных вооруженных формированиях и массовых беспорядках уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Усилено наказание за экстремизм. Пользователи соцсетей, «оправдывающие терроризм», будут отвечать за свои слова так же, как и СМИ: им грозит до 7 лет лишения свободы.

Закон ужесточил проверку почтовых отправлений и грузов. Значительно ограничена миссионерская деятельность - например, проповедовать в квартирах и жилых домах теперь запрещено.

«Пакет Яровой» подвергся резкой критике за вмешательство в личную жизнь граждан и беспрецедентные затраты компаний, которые вынуждены будут приобретать дорогое оборудование и строить дополнительные дата-центры.

Мнение эксперта

Цель «Пакета Яровой» - обеспечить большую безопасность государства в информационной сфере. Я разговаривал с людьми, которые отвечают за эту безопасность. Господа генералы говорили мне, что у них все есть. Все, что нужно, у них уже есть. Им не нужен этот пакет, чтобы выполнять функции, которые в нем заложены.

Алексей Венедиктов
главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»

О неэффективности «пакета Яровой»

Закон Яровой, вызвавший множество споров, через год вступит в силу. 1 июля 2018 года он будет обязателен к исполнению всеми операторами связи. Они будут обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей сроком до шести месяцев, а сроком до трех лет они должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков.

О ЗАКОНЕ ЯРОВОЙ

Принятие закона, несмотря на возражения как бизнеса, так и общественности, показало несколько устойчивых трендов российской действительности:

- выживание режима выше целесообразности данного закона . Несмотря на технические сложности его воплощения и дороговизну для бизнеса, закон будет реализован. И более того, финансирование закона, который является прихотью Кремля, ложится на бизнес.

Как заявил Никифоров, выделение бюджетных средств для поддержки операторов связи в ходе реализации так называемого закона Яровой не рассматривается. Ранее в феврале появлялась информация, что Минэкономразвития предлагает задействовать государственную помощь через использование средств Фонда универсальных услуг связи, чтобы рост тарифов не превысил уровень инфляции. Однако и здесь крылось лукавство Кремля. Фонд универсальной услуги связи финансируется за счет отчислений всеми операторами РФ 1,2% выручки. А сам фонд должен был финансировать проект устранения цифрового неравенства (УЦН). Если бы средства пошли на реализацию закона Яровой, то, во-первых, они бы не были государственной поддержкой, так как фонд существует за счет операторов. Во-вторых, тогда бы были сорваны планы «интернетификации» малых населенных пунктов. Но пока об этом фонде и финансировании из него речи уже не идет.

- как обычно, за инициативы Кремля будет платить обычный народ . Дворкович, например, уже сказал, что «правительству будет дано право определить некие этапы введения тех или иных требований относительно операторов связи, что позволит минимизировать ближайшие инвестиции и соответственно не допустить избыточного роста тарифов». Отметим, что он говорит о недопущении избыточного роста тарифа, значит все-таки рост его для Кремля является вполне закономерным итогом этой инициативы. РСПП при оценке последствий прогнозировал, что операторы смогут выжить лишь при кратном увеличении цен на услуги связи, что добавит к общему уровню инфляции в стране 1–2 п.п., а сам рост тарифов может составить 90% при условии необходимости внедрения оборудования в срок до 2018 года. И это еще скромные оценки. Министр связи Никифоров, например, говорил о росте тарифов на 300%. От РСПП поступило также предложение законодательно обязать всех российских абонентов связи отчислять средства на реализацию «закона Яровой». Такой платеж должен составить 3–5% от средимесячного счета.

- закон показал, что экономика в стране не рыночная, а директивная - по звонку из Кремля. Дворкович уже попросил не повышать тарифы более чем на 5%, и это при том, что закон полностью убивает капитализацию операторов. По заявлению «Мегафона», затраты на реализацию норм составят 938 млрд рублей, а это выше годовой выручки компании примерно в 3 раза. «Вымпелком» оценивает затраты на исполнение закона, с учетом текущих требований, в районе 1 трлн рублей. «МТС» совместно с «МГТС» на уровне 1,7 трлн рублей. По оценкам РСПП, к 2019 году операторы связи потратят на реализацию закона около 17 трлн рублей (не включая расходы на съем голосового трафика).

- закон принимался без проработки и анализа последствий его внедрения . Никто не просчитывал, насколько могут повыситься тарифы связи. И до сих пор оценки затрат отрасли совершенно различные. От 100 млрд рублей до 17,5 трлн по данным РСПП. Суммарные доходы операторов от услуг связи составляют не более 1,7 млрд руб. Более того в правительстве даже не задумывались о том, как закон должен вступить в силу. Именно поэтому сейчас активно выдвигается идея поэтапного его внедрения. Да и сами операторы на момент принятия закона не знали, каким образом он будет реализован. В идеале подобные законы не должны быть оторваны от практики. То есть, должны были быть встречи с операторами, выслушаны их предложения, прописана процедура его внедрения. Но ничего этого нет, есть только идея - контролировать любое выражение мысли.

Как сообщают несколько источников, «госорганы не хотят допускать операторов к разработке документа», в котором были бы определены сроки и порядок хранения данных в рамках закона Яровой. А это уже говорит о том, насколько закон будет учитывать интересы операторов. Да и принимая во внимание, что по словам операторов нет необходимых технических условий для исполнения ряда норм закона, стоит говорить, что закон принимался впопыхах. В законе даже не были прописаны базовые основы об ответственности за хранение информации. Принимая закон, никто даже не задумывался над вопросом, а существует ли для его реализации подходящее оборудование. В России такого оборудования не производят, и этот факт признали на уровне министров. Эксперты же утверждают, что подобного оборудования нет даже за рубежом.

- столь легкое принятие закона Яровой стало «зеленым светом» для Кремля , который теперь решил, что свобода в интернете - это то, что может быть попрано без противодействия со стороны общества. За ним последовали новые инициативы - досудебная блокировка интернет ресурсов, «закон о мессенджерах», запрет анонимайзеров и VPN, инициативы о многомилионных штрафах за оскорбления и клевету. Закон Яровой таким образом, выступил катализатором процесса подавления свободы в интернете.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Закон Яровой - классический пример того, как целесообразность нужд режима превыше всех возможных расчетов и просчетов принятия закона. О том, что закон сырой и в текущем виде не может быть реализован, сигналов было множество. Последними такими признаками стали:

- противоречие закона регламенту ЕС , который вступит в силу за два месяца до вступления закона Яровой, согласно которому данные европейских пользователей можно будет хранить только в тех случаях, если спецслужбы подтвердят, что такие действия в отношении конкретного абонента служат целям обеспечения национальной безопасности и правопорядка. Но по закону Яровой в России должны храниться данные всех пользователей российских сетей, в том числе проживающих на территории России иностранцев. Если Россия и ЕС не придут к согласию, то российским операторам придется заплатить за эту прихоть российских властей 45 млрд рублей. Учитывая неподъемные расходы на внедрение закона, такие штрафы добьют отрасль.

- споры в правительстве относительно сроков внедрения закона .

В правительстве предлагают отложить его внедрение до 2023 года. Ряд депутатов ГД также выступает за поэтапную реализацию закона. ФСБ против пилотных зон и поэтапного внедрения, поскольку все технические средства, по заявлению спецслужб, есть. Отсрочка проекта оправдана с той точки зрения, что в случае внедрения закона сразу операторы понесут высокие расходы, что приведет к резкому скачку цен на услуги связи. Пока в правительстве пытаются отсрочить внедрение закона, понимая, что на его реализацию нет денег ни у бюджета, ни у операторов, ФСБ продолжает настаивать на своем, ставя свои узко кабинетные интересы выше национальных интересов и экономической целесообразности. Убить рынок сотовой связи ради создания системы слежки - пожалуй, такое могло произойти только в стране, где президент и является выходцем из этой системы слежки.

- закон уже был признан одной из худших мировых инициатив в области IT , препятствующих дальнейшему инновационному развитию индустрии. К такой оценке пришли в Фонде информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation, ITIF). А это те самые мировые рейтинги, за которыми гонятся российские власти. Сейчас же они поступились ими ради стремления взять под свой контроль все возможные каналы виртуального общения российского населения. Учитывая, что отрасль зависит от кредитов, подобные расходы приведут к тому, что компании будут вынуждены экономить на инновациях. Например, на совершенствовании сетей, внедрении 5G и прочее. А значит Россия в очередной раз окажется за бортом передовых технологий и инноваций. Что ж, видимо безопасность режима важнее будущего страны.

Закон Яровой - это одновременно удар по свободе выражения, нарушение конституции в части тайны переписки, удар по отрасли телекоммуникационных услуг, скачок инфляции и ухудшение уровня жизни россиян за счет удорожания услуг мобильной связи. Но Кремль не замечает этих изъянов, исходя из того, что для него это возможность установления тотального контроля, безопасность собственного режима. На одной чаше весов стоит российский народ и экономика, а на другой - Кремль и его выживаемость. Что оказалось важнее, понять не сложно.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Депутат Ирина Яровая. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

1296 стоек по 0,8 м 2 (800x1000) = 1036,8 м 2
Аренда 400 руб/м 2 /мес = 414 720 руб/мес. или 4 976 640 руб/год.

Жёсткие диски и аккумуляторы к ИБП имеют срок жизни 5-10 лет. Остальное «железо» - чуть дольше. Внешние каналы постоянно растут, так что количество стоек придется наращивать. Естественно, нужно добавить расходы на проектные работы, замену жёстких дисков, аккумуляторов, зарплату инженеров и др.

Насколько вырастут тарифы?

Операторы связи считают, что тарифы придётся увеличить в 2-3 раза.

«На данном этапе затруднительно спрогнозировать объём роста, но очевидно, что расходы могут быть компенсированы только за счёт стоимости услуг связи, других источников просто не существует. При этом если даже оперировать цифрами, названными Виктором Озеровым (42 млрд. рублей для московского региона для четырёх операторов связи), то даже по таким «скромным» расчетам расходы на всю страну для всех операторов превысят 1 трлн. рублей. Это не может не отразится на стоимости услуг связи», - сказали представители «Мегафона».

Оценка главы Минкомсвязи Николая Никифорова более пессимистична: услуги связи подорожают в четыре раза.

По оценке провайдеров , хранение трафика мобильным операторам обойдется в дополнительные 500 рублей расходов на оборудование по каждому абоненту плюс накладные расходы. Сейчас владельцы смартфонов в Росии ежемесячно платят за услуги связи примерно 500 руб (пользователи обычных телефонов - на 176 руб. меньше).

У российских операторов связи один из самых низких ARPU в мире . Российские пользователи платят за связь до смешного мало, по сравнению с другими странами. Возможно, власти решили, что повышение тарифов в несколько раз не станет слишком тяжким бременем для россиян.

По оценке «Яндекса» , средняя по российским провайдерам ставка самого дешёвого тарифа без ограничения трафика с заявленной скоростью не менее 3 Мбит/с - 404 руб. То есть предварительная оценка роста тарифов в 2-3 раза выглядит вполне корректной. В частности, самый дешёвый безлимитный интернет может подорожать, в среднем, с 404 до 1008-1212 руб. в месяц.

Акции российских операторов

После принятия пакета Яровой рынок практически не среагировал на это событие. Очевидно, западные инвесторы не поверили в то, что поправки действительно могут быть приняты и нанесут серьёзный финансовый удар по российской отрасли связи. Сами российские операторы в это не слишком верили: озвучивая фантастические цифры расходов (см. выше), ни один из операторов не включил пакет Яровой в разделы «финансовых» рисков в квартальных отчётах компаний, опубликованных в мае, когда законопроект уже обсуждался.

Но уже теперь все поняли, что дело принимает серьёзный оборот, хотя полной уверенности в том, что власти дожмут операторов до конца у рынка, судя по всему, ещё нет.

Сегодня на Московской бирже стоимость обыкновенных акций «Ростелекома» упала на 4,5%, привилегированных - на 4,9%.

Стоимость обыкновенных бумаг МТС непосредственно после подписания закона Путиным снизилась на 3%.

Стоимость акций «Мегафона» снизилась на 1,4%.

Контроль государства

Чтобы не допустить массовых проявлений недовольства населения из-за повышения тарифов, правительство намерено жёстко контролировать операторов связи: «Правительству поручается очень чётко мониторить ход реализации, ход имплементации этого закона с тем, чтобы при необходимости минимизировать возможные риски, связанные с финансовыми расходами, с использованием отечественного оборудования для хранения информации и так далее», - объяснил сегодня пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Расходы компаний на создание технической системы прослушки и хранения данных внесут в капитальные затраты, то есть инвестиции в основные средства с окупаемостью в несколько десятилетий. По оценке МТС , в таких условиях компания не сможет платить налог на прибыль в течение 100 лет.

Если резко не повысить тарифы в течение 2016-2017 года, то прибыль компаний-операторов резко снизится или станет отрицательной. Возможно, именно такой вариант предусматривает правительство, говоря о «минимизировании возможных рисков, связанные с финансовыми расходами». Тарифы следует повышать плавно, а компаниям временно придётся работать в убыток. Для пользователей это был бы лучший вариант, но даже в таком случае рост тарифов неизбежен.

Интересный вариант финансирования строительства государственных ЦОДов предложил генеральный директор «Мегафона» Сергей Солдатенков. Он считает, что если государство будет самостоятельно создавать такие дата-центры и хранить трафик всех операторов, то план выполним. В этом случае операторы будут платить налог государству на финансирования строительства и обслуживания дата-центров.

Сергей Солдатенков подчеркнул, что если операторам придётся создавать инфраструктуру самостоятельно без помощи государства, то план государства по тотальной прослушке практически невыполним.

Сертификация средств шифрования

Вместе с подписанием пакета поправок Яровой, президент Путин поручил правительству обратить внимание на применение норм закона «об ответственности за использование на сетях связи и (или) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети интернет несертифицированных средств кодирования (шифрования)», а также на «разработку и ведение уполномоченным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации реестра организаторов распространения информации в сети интернет, предоставляющих по запросу уполномоченных ведомств информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений в случае их дополнительного кодирования».

ФСБ поручено утвердить порядок сертификации средств кодирования при передаче сообщений в интернете, определить перечень средств, подлежащих сертификации, а также порядок передачи ключей шифрования в адрес уполномоченного органа в области обеспечения госбезопасности.

Другими словами, вместе с хранением всего трафика спецслужбы хотят решить проблему шифрования - убедиться, что в случае необходимости они смогут получить ключи и расшифровать трафик HTTPS,


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник