14.09.2019

Воспитательная работа во внеурочное время. Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий во внеурочное время


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Троцкая Виктория Евгеньевна, сегодня я хочу рассказать вам об организации воспитательной работы во внеурочное время.

Опыт организации воспитательной работы во внеурочное время является актуальным и перспективным, т. к. в новом Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочная работа выделена особо.

Важнейшим направлением воспитательной работы с детьми является формирование у школьников целостной картины окружающего мира во внеурочной деятельности и во время учебного процесса.

В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, гражданско-патриотическая, спортивно- оздоровительное, общественно- полезная (социальная) деятельность, туристско-краеведческая,проектная деятельность.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Но, может быть, гораздо более серьёзное последствие не ­различения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической дея­тельности.

Основные направления воспитательной работы:

Изучение личности ребенка на уроках и внеурочное время путем наблюдения за детьми, бесед;

Организация консультативной помощи отдельной группе учащихся по предметам;

Проведение внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор детей;

Выработка совместной политики и тактики помощи ребенку со стороны семьи;

Развивать умственные и художественные способности;

Совершенствовать у учащихся талант, художественное, природное дарование;

Помочь детям включиться в учебный процесс, добиваться активного участия детей в общественной жизни класса и школы;

Проводить работу по усвоению правил для учащихся, укреплять детский коллектив;

Организовать интересную жизнь в свободное от уроков время;

Работать над созданием коллектива через индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела;

Создать родительский актив класса и привлечь родителей к внеурочным делам класса;

Открывать детям мир прекрасного в природе, воспитывать интерес к искусству, развивать выразительность чтения, любовь к музыке, литературе;

Воспитывать личность безопасного типа;

Продолжить работу по привитию гигиенических навыков и умений, культуры поведения в школе, общественных местах, учить заботиться об охране и укреплении своего здоровья.

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет занятий внеурочной деятельности, общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Многообразные виды досуговой деятельности раскрыты в исследованиях Э.В. Соколова, которые он классифицирует по группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. По его мнению, отдых снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать различные уровни и степень активности. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений.

Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. Праздник всегда связывает прошлое и настоящее путем торжественного по преимуществу преображения действительности, служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения чувств.

Остановлюсь на понятии «формы воспитательной работы». В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец, и др.

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.

Первая функция – организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективно-творческие дела, конкурсы, инсценировки и др.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

Вторая функция – регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Третья функция – информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимися той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Е.В. Титовой выделены характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и так далее, то это и есть мероприятие.

Увлекательной формой организации досуга детей и подростков являются конкурсные программы – это специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности. Конкурсные программы являются одной из популярных форм организации детского досуга. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности, и практически любой ее вид может лечь в основу конкурса. Это может быть деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства, либо деятельность, во время которой используется тот или иной природный или синтетический материал, когда создаются различные вещи, предметы и даже произведения искусства и литературы.

Познание окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в процессе обучения, но и в целенаправленной познавательной деятельности в кружках.

Целью работы кружков является развитие творческих способностей и дарований детей и подростков, формирование практических умений и навыков, использование учащимися имеющихся знаний в кружковой работе, воспитание интереса в области науки и техники.

Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.

В заключении хочется сказать, что задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания детей в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной нравственные общечеловеческие ценности.

У меня все, спасибо за внимание.


Запрещается увольнение без согласия государственной инспекции труда. 28. Совместительство и совмещение профессий и должностей. Порядок и условия совмещения профессий устанавливается по согюлашению сторон трудового договора. Под совмещением профессий (должностей) понимается выполнением работником вместе со своей основной профессией (должностью) дополнительной работы по другой профессии. А под совместительством (т.е. расширением объёма работ) понимается выполнение в течении того же рабочего дня дополнительного объёма работ по одной и той же профессии (должности). Такие виды работ допускаются по одному трудовому договору в течение рабочего дня, если это не ведёт к снижению качества работы. Это применяется для роста производительности и выполнения объема работ меньшей численностью.

8.7. оплата внеурочных и ночных работ

Остальные категории сотрудников администрация может привлечь к дополнительным работам, издав приказ о привлечении к сверхурочной работе, образец которого мы приводим. Приказ на работу в сверхурочное время, образец скачать Процедура привлечения В Трудовом кодексе сказано, что привлекать к дополнительной отработке в принудительном порядке работодатель может только в исключительных случаях (ч.3 статьи 99):

  • для предотвращения аварий;
  • в общественно необходимых целях для устранения аварий;
  • при режиме чрезвычайного положения или в военное время.

Перед тем как выпустить приказ на сверхурочную работу группы сотрудников, организация должна получить письменное согласие работника на выполнение своих обязанностей сверх нормы.

Оформляем приказ на сверхурочную работу

Инфо

Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Статья 152. Оплата сверхурочной работы Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.


По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Статья 153.

Приказ о введении внеурочной деятельности

Помимо работ указанных в списке несовершеннолетние не привлекаются к работам вахтовым методом, с работами связанными с хранением и торговлей спиртными, с ними нельзя заключать договоры о полной материальной ответственности и по совместительству. 4) Для несовершеннолетних ограничен вес переноски тяжестей. До 16 лет – 4 кг, до 18 –10 кг, нельзя привлекать на погрузочно-разгрузочные работы, даже небольших тяжестей (арбузов). 5) Все лица до 21 года принимаются только после предварительного медосмотра, и ежегодно проходят медосмотр. 5) устанавливается сокращенное рабочее время (до16лет –24 час., до 18 лет –36 час. в неделю) с оплатой как за полное время, не допускаются к ночным, сверхурочным работам. 6) Удлиненный очередной отпуск –31 день. 7) для предприятий устанавливаются квоты для принятия молодёжи, отказ в приёме по квоте запрещается.

Загрузка страницы

Если выяснится, что руководство нарушает требования по охране труда либо иным образом пренебрегает правилами привлечения граждан к дополнительным работам, компании и ее должностным лицам грозят штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ. Как оформить работу сверх нормы Дополнительные часы оформляются несколькими документами. Это:

  • письменное согласие привлекаемого сотрудника;
  • приказ на сверхурочные часы.

Ни у одного из этих двух документов нет унифицированной формы.
Например, согласие от работника можно получить, направив ему уведомление о необходимости дополнительно отработать какие-то часы. Либо сотрудник может написать согласие самостоятельно.

Приказ о работе во внеурочное время

Одновременно перечислены категории лиц, которые не только должны предоставить этот документ, но и подтвердить, что ознакомлены с правом отказаться от выхода в свое нерабочее время. Среди них:

  • инвалиды;
  • женщины с детьми до трех лет;
  • родители, воспитывающие детей до 5 лет в одиночку;
  • родители детей-инвалидов;
  • работники, которые по медицинским показаниям ухаживают за больными членами семьи;
  • опекуны (попечители) несовершеннолетних.

Сколько может длиться Надо четко понимать, что максимальная продолжительность деятельности во внеурочное время по инициативе начальства зафиксирована в законе. В соответствии с ч. 6 статьи 99 ТК РФ, это не более 120 часов в год.


Есть и более удобный ориентир - не более 4 часов в течение двух дней.

Приказ работа во внеурочное время

Образцы по теме: Образование, Приказ (наименование учреждения, организации) ПРИКАЗ от » » г. N о введении внеурочной деятельности В соответствии сФедеральнымзакономот29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (указать иные нормативные акты) в целях создания условий для развития системы дополнительного образования в приказываю: 1. Утвердить и ввести в действие с » » г. программу по внеурочной деятельности в на — год по программе.

Важно

Производить с » » г. оплату внеурочной работы в количестве часов в неделю следующим работникам: . 3. Утвердить расписание занятий по внеурочной деятельности для на — год 4. Возложить ответственность за здоровье и безопасность обучающихся во время проведения внеурочных занятий на руководителей занятий внеурочной деятельности.


5.
Порядок оплаты за сверхурочные. Сверхурочная – это работа, выполняемая по инициативе работодателя сверх установленной для работника времени в течение рабочего дня или учётного времени. Закон ограничивает сверх урочные, они допускаются только в исключительных случаях (аварии, стихийные бедствия, угроза жизни людей и т.д.) Оплата за работу в сверх урочное время производится в повышенном размере: за первые 2 часа в полуторном, а за последующие в двойном. Компенсация сверхурочных не допускается. Оплата производится независимо от того была или нет надлежащим образом оформлена эта работа (приказом или распоряжением).
25. Виды рабочей недели. Рабочая неделя – распределение рабочего времени в течение одной календарной недели. По продолжительности рабочая неделя может быть: 1) нормальной –40 часов в неделю, 2) сокращенной – не более 36 часов в неделю, 3) неполной.
В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.
Работа в выходные дни компенсируется отгулом или по соглашению сторон оплачивается в двойном размере. Эта оплата исчисляется так же как при работе в праздничные дни. 27. Охрана труда молодёжи. Охрана труда молодёжи – это специальные правовые нормы, обеспечивающих безопасность для организма молодёжи.
Меры по охране труда молодёжи: 1) не допускается приём на работу лиц моложе 15 лет (с 14 лет только с согласия родителей и в свободное от учёбы время. 2) Несовершеннолетние, до 18 лет работники приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени имеют льготы. 3) Запрещено применять труд молодёжи до 21 года на тяжёлых работах и работах с вредными и опасными условиями труда (это по закону об охране труда), а по трудовому кодексу до 18 лет. В этом несогласованность.

Начнем со словарей: внеурочный - происходящий, производящийся помимо или сверх положенного, установленного времени; сверхурочный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
off-hour - прил. 1) общ. внеурочный, нерабочий (о времени за переделами обычных рабочих часов, напр., о ночных часах).Англо-русский экономический словарь.
Вот интересные строки из резюме соискательницы на место секретаря, которые могут быть истолкованы довольно двусмысленно: « готова к любой работе во внеурочное время за дополнительную оплату, …вынослива, готова хранить тайны, молчалива..». Место девушка, возможно, и получит, но вот на счет «дополнительной платы», которая, по всей видимости не будет отражена в официальном документе, а следовательно, и не может быть, в случае конфликтной ситуации, оспоренной, можно засомневаться.

Ведь, как свидетельствуют данные статистики, чаще всего работать сверхурочно, причем без компенсации, готовы одинокие женщины. По данным профсоюзов более 40 дней в году остаются неоплаченными женщинам от 30 до 39 лет. Это означает что не много ни мало, десятки тысяч женщин встречают трудовой день до его официального начала, работают без перерыва на обед и заканчивают позже. А также зачастую выходят в выходные или берут работу на дом, отвечая на звонки или работая с электронной почтой. Кто-то соглашается на подобное, чтобы доказать свою способность работать на руководящих должностях вместо мужчин, традиционно занимающих эти места, кто-то попросту не успевает выполнить свои обязанности за отведенное время на рабочем месте.
Миллионы служащих из разных сфер деятельности постоянно работают без дополнительной оплаты отработанного сверх нормы времени. Ими чаще всего являются учителя, бизнесмены, журналисты и юристы.
Однако, по трудовому законодательству, внеурочная работа должна оплачиваться или компенсироваться иным, предусмотренным по закону, способом.

Для начала разберемся, какая работа будет считаться сверхурочной.

Некоторые полагают, что если работник начал работу раньше или задержался после времени, отведенного ему по графику, то автоматически такая работа будет сверхурочной, и, следовательно, работодатель обязан ее оплатить. Это не так.

Внимательно прочитав ст. 99 ТК РФ мы увидим, что «сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период»
Итак, ключевым моментом является фраза - « по инициативе работодателя». Ваше личное усердие в решении задержаться подольше (прийти пораньше) не берется в расчет никак. Стоит заметить, что вторым моментом, имеющим значение в определении понятия сверхурочной работы, является факт выполнения сотрудником своих трудовых обязанностей в это время. Привлечение работника возможно лишь, согласно все той же ст. 99 ТК РФ, только на основании его письменного согласия.

Таким образом, внеурочное время (сверхурочное)- это время до или после установленного работодателем по условиям трудового договора. Сюда попадает работа в выходные и праздничные дни.
По Закону РФ нерабочими праздничными днями являются:
1- 5 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России;
4 ноября - День народного единства
Существуют определенные отличия при расчете выплат, положенных за выполняемую работу в такие дни, в зависимости от некоторых условий (командировка, повременная и сдельная работа, ненормированный рабочий день и т. п.)
Если вывести некое общее правило, то организация должна платить за работу в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере. Но, однако, работник может вместо повышенной оплаты просить о предоставлении ему другого дня отдыха. На это положение также указывает статья 153 ТК РФ. При этом работодатель должен оплатить сотруднику в обычном порядке выход на работу в выходной или нерабочий праздничный день.


Интересно почитать: Роксана Нестерова | 2.06.2015 | 263

Роксана Нестерова 2.06.2015 263


Трудоголизм − это болезнь, от которой можно и нужно лечиться. Соблюдая определенные правила, можно навсегда забыть о том, что такое работа во внеурочное время и стресс на рабочем месте.

По результатам опроса, проведенного на одном из российских сайтов по поиску работы, лишь треть опрошенных сразу после окончания восьмичасового рабочего дня отправляются по домам. Примерно 21% проводят на своих рабочих местах от 9 до 12 часов в сутки, 6% − более 12 часов. Есть и те, кто работает буквально до упаду семь дней в неделю (3%).

Если вы – вынужденный трудоголик, которому переработки не приносят ни морального, ни материального удовлетворения, пришло время правильно расставить приоритеты в своей жизни, научиться делегировать полномочия и наконец-то забыть о том, что такое внеурочная работа .

Предлагаем алгоритм действий , реализовав который, вы навсегда забудете о том, что такое переработка.

Шаг 1. Узнайте свои штатные обязанности

Переработкой особенно часто грешат молодые специалисты, которые, не зная своих должностных обязанностей, но желая зарекомендовать себя в новом коллективе, готовы горы свернуть и работать сверхурочно.

Знать свои должностные обязанности полезно

Впрочем, люди зрелого возраста, которые уже многого достигли в профессии, также нередко жертвуют своим личным временем из-за работы.

Чтобы не работать вхолостую и не взваливать на себя обязанности ленивых коллег, в первую очередь нужно в деталях изучить штатные обязанности.

Шаг 2. Поддерживайте свою самооценку на должном уровне

Многие готовы работать без перерывов и выходных лишь для того, чтобы повысить собственную ценность в глазах начальства.

Однако подобное поведение может привести к тому, что руководство в скором времени начнет принимать все старания как должное, а безотказного сотрудника − как рабочую лошадку, на которую можно взвалить все и еще немного.

В Швеции существует негласно принятое правило: если рабочий за смену не выполнил норму, значит, он плохо работал, перевыполнил план – тоже плохо, ведь чтобы добиться такого результата, ему пришлось нарушить определенные технические нормы.

Чтобы этого не произошло, просто выполняйте свои обязанности и не спешите помогать более медлительным коллегам.

Шаг 3. Научитесь говорить «нет»

Когда сроки сдачи проекта «поджимают», конечно, можно вместе с остальными коллегами пару вечеров потрудиться сверхурочно и впоследствии получить за это достойную премию или хотя бы слова благодарности. Однако систематически брать работу на дом не стоит .

Умение говорить «нет» позволит избежать нервных срывов. Если же в вашем коллективе все работают сверхурочно, хорошо подумайте, стоит ли держаться за такое место работы в ущерб своему здоровью.

Шаг 4. Научитесь делегировать обязанности

От переработок страдают не только рядовые сотрудники, но и менеджеры высшего и среднего звена, которые боятся перепоручить часть работы другим.

Однако не стоит недооценивать коллег и считать, что они не в состоянии справиться с возложенными на них задачами. Если все же квалификации им не хватает, имеет смысл потратить пару часов на их обучение, чтобы потом со спокойной душой приступить к выполнению более важных дел, а менее ответственные задачи перепоручить сотрудникам.

Перепоручайте менее важные задания своим подчиненным

Кроме того, начальнику не стоит выполнять работу подчиненных, чтобы не потерять свой статус.

Важно заинтересовывать своих подчиненных, чтобы выполнение порученной им задачи если не радовало, то хотя бы не вызывало протеста.

Шаг 5. Помните о японцах

Японцы – одна из самых трудолюбивых наций. Ежегодно десятки жителей Японии внезапно умирают на рабочем месте от усталости и переутомления. Это явление получило название «кароси».

comments powered by HyperComments

Сегодня читают

1941

Здоровье + Диеты
Как усыпить ночного обжору?

Все мы немного обжоры. Покажите хотя бы одного человека, который не любит вкусно поесть или просто полакомиться...

1181

В этом же словаре Евгеньевой А. П. даётся ещё одно определение данному понятию: внеурочное время (процесс) – производящееся помимо положенного, установленного. (Внеурочное время) –

Проанализируем понятие «внеурочное время». Оно определяется как процесс направленности, но в «Словаре русского языка» А. П. Евгеньевой – это процесс, происходящий, производящийся сверх или помимо уроков; в т

ом же словаре это понятие определяется и как процесс, производящийся помимо положенного, установленного.

В рамках нашей работы мы будем пользоваться следующим определением: «внеурочное время - это процесс, происходящий, производящийся сверх или помимо уроков».

Ниже рассмотрим, какое определение понятию «экскурсия» дают разные авторы.

Автор учебного пособия «Педагогика» Сластёнин В. А. характеризует экскурсию как специфическое учебно - воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, и т.д.

Тюмасёва З. И., автор книги «Экологическое строительство детской души» даёт следующее понятие экскурсии: экскурсия – один из видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению младших школьников.

Понятие «экскурсия» определяется как учебно-воспитательное занятие, но в «Толковом словаре» Даля – это научная прогулка, выход на поиск чего-либо; в «Педагогике» Сластенина В. А. – это специфическое учебно - воспитательное занятие; а в книге «Экологическое строительство детской души» Тюмасевой З. И. – это один из основных видов занятий и особая формаорганизации работы по экологическому просвещению младших школьников. В рамках нашей работы мы будем пользоваться определением из «Толкового словаря» Даля: экскурсия – научная проходка, прогулка, выход на поиск чего-либо, собирание трав и т.д.

В рамках нашей работы нам необходимо выделить важнейшие особенности проведения экскурсий во внеурочное время, охарактеризовать их, выявить их значение для первоклассников.

Но сначала мы рассмотрим особенности внеурочных форм обучения в целом, дадим им характеристику.

Р. А. Петросова, отмечает, что к внеурочным относят те формы организации учебной деятельности школьников, которые вынесены за рамки школьного расписания, но непосредственно связаны с целями урока и содержанием учебного материала. Связь с уроком обеспечивается и тем, что задания, выполняемые вне урока, определяются учителем. Эти задания можно выполнять под руководством учителя, но чаще – самостоятельно, а результаты следует обязательно, в той или иной форме, проверять на уроках.

Петросова выделяет главную задачу начального обучения: организация познавательной деятельности во внеурочное и внеучебное время. В этой работе можно выделить несколько направлений:

Проведение факультативных курсов, содержанием которых является ознакомление с окружающим миром;

Экскурсионная работа по краеведению;

Организация кружков, углубляющих интерес детей к объектам окружающего мира;

Проведение вечеров досуга, встреч, конкурсов и т.п.

Целесообразно, чтобы тематика внеурочных занятий касалась разных сторон окружающего мира: природы, истории общества, истории края, взаимоотношений людей, искусства и др.

Р. А. Петросова определяет основную и самую главную цель внеурочных занятий с младшими школьниками. Итак, внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над каким-либо объектом окружающего мира.

Цель и задачи внеурочной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса -обучающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция внеурочной работы, по мнению Петросовой, заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни.

Петросова отмечает: огромное значение во внеурочной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника, в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность.

Развивающая функция внеурочной работы заключается в выявлении скрытых способностей, интересов ребенка.

Теперь определим место внеурочной воспитательной работы в педагогическом процессе школы.

Петросова считает, что внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Итак, рассмотрим эти возможности:

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка.

В-третьих, разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

В-четвертых, в различных формах внеурочной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом.

Петросова добавляет следующее: различные формы внеурочной воспитательной работы будут более эффективны в воспитательном воздействии на детей, если в их организации и проведении примут непосредственное участие родители.

Известно, что семья играет существенную роль в ознакомлении ребенка с природой и социальной средой, ее участие в этом, безусловно, приносит положительный эффект. Учитель может руководить этим процессом как опосредованно, так и непосредственно.

Опосредованное руководство проявляется в обсуждении на родительских собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах различных вопросов, связанных с расширением кругозора и культуры младшего школьника.

Обязательным элементом таких собраний является обсуждение опыта семейного воспитания. Родители рассказывают о своих успехах и неудачах в воспитании детей, о семейных традициях, о совместном труде и отдыхе.

Она выделяет, что непосредственное участие семьи в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром может проявляться в следующем:

Учитель предлагает школьникам домашние задания, которые они могут выполнить только при участии родителей. Например, составить семейное «древо» и рассказать о своих прародителях; посетить краеведческий музей и составить описание флоры (фауны) родного края; посетить дом-музей писателя (ученого, композитора) и рассказать о каком-либо эпизоде из его жизни; собрать на прогулке в лесу природный материал для поделок.

Родители присутствуют на уроках и внеклассных мероприятиях. Например, они рассказывают о своей профессии; принимают участие в викторинах, конкурсах, соревнованиях; участвуют в проведении вечеров досуга и праздников.

Теперь перейдем к рассмотрению одной из основных форм внеурочной работы учителя с младшими школьниками – экскурсиям. Определим: что это такое? Какие они бывают? С какой целью проводятся? Какое значение имеют для младших школьников, и вообще, каким образом они проводятся?


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник