Сказка, основанная на реальных событиях!
Братья Гримм странствовали по свету и собирали народный фольклор. Сказка Волк и семеро козлят – это правдивая история многодетной семьи, которая случилась на территории Германии. Когда в отсутствие родителей на семью напали и похитили детей, самый младший сын спрятался и подслушал разговор злодеев. Он привел людей в логово бандитов, и тем самым спас своих братьев и сестер. Вот такая вот не сказочная история. Читайте сказку Волк и семеро козлят на нашем сайте.Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.
Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
— Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Козлята ему отвечают:
Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.
Вот приходит коза и стучится:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.
Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
— Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, — дверь не отворяйте, никого не впускайте.
Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.
Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена, вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.
Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку — начала горевать, горько плакать:
— Ох вы, детушки мои, козлятушки!
На что отпиралися-отворялися,
Злому волку доставалися?
Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:
— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.
Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:
— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.
Сказка «Волк и семеро козлят» уже давно считается русской народной. Но сходный инвариантный сюжет неоднократно встречается и у других народов (это относится и к другим народным сказкам: «Колобок», «Теремок» и т.д.)
В частности, принято считать, что впервые эту сказку записали и опубликовали собиратели фольклора – братья Гримм (в сборнике под названием «Сказки братьев Гримм»). Но если сравнивить версии, то мы увидим очень много отличий. Это относится как с сюжетной составляющей, так и нравственно-смысловой.
У известного русского собирателя сказок А.Н. Афанасьева эта сказка тоже фигурирует, причем в двух вариантах (1873 г.,№53 и №54 в 1-м томе сборника). Правда называется она по другому: «Волк и коза» (Бирюк и коза). Это название больше отражает содержание сказки.
Под названием «Волк и семеро козлят» сказка впервые вышла в 1918 г. в издательстве Сытина. И также она известна в редакции А.Н. Толстого.
Поверхностный смысл рассматриваемой сказки
Как часто бывает в русских народных сказках, для того чтобы донести заложенный смысл, выбираются такие формы и герои, через которые это будет проще всего сделать (об этом мы, в частности, писали в статье « «?).
В зачине повествователь сообщает о том, что жила-была коза и были у нее козлята. Кстати, о количестве козлят в самой сказке не упоминается вообще. То, что их было семеро, сказано только в названии поздних версий сказки (а также братьев Гримм). Далее по тексту мы замечаем, что количество козлят не имеет никакого значения. Поэтому не стоит вдаваться в конспирологию и искать смысл в цифре семь (хотя кто-то может увидеть аллюзию на семь хлебов, которыми Христос накормил 4 тыс. человек).
Чтобы развернуть сюжет о том, как козлята остались одни дома, повествователем опускается добавление других возможных членов семьи: отца, бабушки, дедушки и т. д. Иначе пришлось описывать почему их тоже не оказалось дома, а это лишняя нагрузка на повествование, от которой может потеряться изначально заложенный смысл.
В развитии сюжета сказки сообщается, что козлята всегда слушали свою маму и крепко-накрепко запирались в избушке, когда та уходила. Т.е., другими словами, козлята были послушными, и, это первый нравоучительный момент в сказке, впрочем, который лежит на поверхности. А если это так, то суть не в этом.
Образ матери в сказке «Волк и семеро козлят»
В песенке козы нетрудно уловить коннотации с матерью–труженницой. Коза не просто уходит в лес, а для того чтобы «нагулять» молока, которое необходимо для прокорма козлят. Таким образом, в короткой и запоминающейся манере (в виде песенки) обоснован уход для исполнения долга матери. Коза оставляет козлят в опасности вынужденно .
«Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся! А я, коза, в бору была; ела траву шелковую, пила воду студеную. Бежит молоко по вымечку, из вымечка в копытечко, из копытечка в сыру землю!»
Прием короткого, но запоминающего стиха-песенки применяется в сказках нередко. Вспомните хотя бы . Если в «Колобке» через песенку доноситься внутренний образ колобка как хвастунишки, то в рассматриваемой сказке через песенку передается значение образа козы как матери и обосновывается ее уход.
Образ волка в сказке «Волк и семеро козлят»
Козлята изображены в сказке послушными, но не умными. Поэтому в сказке появляется такой персонаж, который может обойти силу послушания и готовый пойти на все чтобы съесть козлят. А послушание, тем самым, показывается таким качеством, которое необходимо для детей, но недостаточное само по себе. Другими словами – одного послушания оказалось мало!
Может быть поэтому в качестве объекта выбраны маленькие козлята, потому что дети еще не обладают умом в силу возраста.
Какими качествами обладает волк? Прежде всего, волк обладает извращенной формой ума – хитростью. У него есть мотивация – пустое брюхо хотя об этом в сказке умалчивается, но подразумевается что волк всегда голодный (вспомните народную поговорку: «голодный как волк»).
Волк попросил кузнеца сделать голос тонким, что кузнец и сделал. В русской версии сказки этот второстепенный персонаж не имеет большого значения, а вот у братьев Гримм, каждый помогавший волку персонаж, является олицетворением какого-то человеческого качества, из-за которого он соглашался помочь волку, это или трусость, или глупость, или безразличие.
Коварство волка
На какое коварство пошел волк? Во-первых, чтобы узнать как коза входит в запертый козлятами дом, он прячется и подслушивает песенку козы. Тем самым он совершает первый свой гнусный поступок, обхитрив не только козлят, но и козу. Не подразумевая, на какое коварство пошел волк, коза еще раз предостерегает козлят, дабы те не открывали дверь, если кто-то будет петь песенку толстым голосом. Согласитесь, так бывает и в жизни: злоумышленники часто оказываются на шаг впереди своей жертвы. Это нашло отражение и в сказке.
Во-вторых, это непосредственный обман козлят. Одному козленку удалось спастись от которого коза и узнала о случившемся горе.
В-третьих. Когда коза оплакивала своих козлятушек и не думала о каком-то мщении, волк сам к ней явился (!), солгав, что это не он съел козлят. Здесь проглядывается аллюзия на близость зла, о том, что человек, когда им правит страсть и порок, становится близкому буквально волком. О близости еще намекает тот факт, что волк называет козу ни много ни мало «кумой». Помните, как-то умный английский философ Гоббс сформулировал фразу: «Человек человеку волк», подчеркивая человеческий эгоизм. А если эгоизм рассматривать в широком смысле, то любое действие ради удовлетворения своих страстей – это проявление отсутствия любви к ближнему, что и есть корень эгоизма как такового. Поэтому в сказке образ волка нужно воспринимать метафорично, улавливая коннотационную суть образа волка.
О чем все-таки сказка «Волк и семеро козлят»
Мы уже обозначали, что сказка в какой-то степени, об уме, упомянув об отсутствии такового у козлят (в силу юности) и обладанием извращенной формой ума у волка. А лучшую сторону ума проявила в сказке коза. Помните русские поговорки об уме?
Беда ум родит
Не копьём побивают, а умом
С хитростью — до обеда, а с умом — целый день
Женский ум лучше всяких дум
Народная мудрость подчеркивает преобладание ума над хитростью. Прежде всего, необходимо отметить что подразумевается под словом «ум». В святоотеческой традиции принято отделять «ум» от «разума» и «рассудка». Главное отличие ума в том, что он относится к духовной части человеческой природы, тогда как разум и рассудок скорее относятся к душевной ее части. По-другому ум называют мудростью. В частности, Максим Исповедник отмечал:
«Ум есть орган мудрости, а разум – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества».
Поэтому очень важно понять, что в несекуляризованном виде, ум – это – не способность мыслить, а способность созерцать .
После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро . Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума.
В то же время, волк не почувствовал угрозы в предложении козы перепрыгнуть через яму. Здесь можно приписать волку не только то, что объевшись, он утратил способность мыслить, но и отсутствие интуиции и ума.
Таким образом, коварство волка побеждено умом матери-козы. Зло, в образе волка оказалось слабее добра, в образе козы.
Значение ямы и вернувшихся козлят
Наверное, не зря в сказке волк в итоге неизбежно попадает в огненную яму (дословно: «Пошли они в лес, нашли яму, а в этой яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно-таки огня»). Здесь аллюзии на адский огонь проглядываются вполне явно. Волк не смог избежать адских мук и сгорел, но почему не сгорели козлята да и, мало того, они оказались живы?
Помните, в книге пророка Даниила упоминается о трех отроках, которые были брошены в огненную печь, но защитой архангела Михаила остались живы и не сгорели. Козлята, как символ непорочности и невинности тоже были избавлены от огненных мук. Назидательность такой концовки сказки отправляет нас к известным словам Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).
Композитор Артемий Айвазян Оператор Евгений Ризо Сценарист Николай Абрамов Художники Владимир Арбеков , Василий Рябчиков , Игорь Знаменский
Знаете ли вы, что
- Мультипликационный фильм был создан более полувека назад, в 1957 году. Его режиссеру и художнику Носову П.Н. удалось сохранить добрую атмосферу русской сказки и создать оригинальные рисованные образы лесных обитателей.
- В России сказка о Волке и козлятах появилась в XIX веке как интерпретация немецкого оригинала, созданного братьями Гримм. В сюжет были внесены некоторые изменения, после чего это литературное произведение стало достоянием устного народного творчества. С тех пор оно существует в статусе «русской народной сказки».
- Историю о Волке и Козе неоднократно интерпретировали отечественные писатели, создавшие ряд ее литературных вариантов. Наиболее известны обработки А.Н. Толстого, А.Н.Афанасьева, Н. Абрамова.
- Спасение козлят в разных источниках подается по-разному. В оригинале, например, коза вспарывает брюхо спящему волку и освобождает детей. Вместо них она кладет в живот хищнику камни. Тот, проснувшись, идет к колодцу и падает вниз под тяжестью груза. В русской сказке серый сваливается в яму с горящим костром, живот у него лопается, и оттуда выпрыгивают живые и невредимые козлята.
- Режиссер Леонид Аристов создал в 1976 году кукольный музыкальный мультфильм по мотивам данной сказки. Слова к нему написал поэт Ю. Энтин, а музыку – композитор Рыбников.
- Взяв за основу известный сюжет, режиссер Элизабет Бостан сняла в 1975 году музикл «Мама» по сценарию Юрия Энтина и Василики Истрате. Фильм вышел на русском, английском, румынском языках и стал в 1977 году обладателем приза «Серебряный кубок» на МКФ в Венеции. Главные роли сыграли советские актеры Людмила Гурченко и Михаил Боярский.
Больше фактов (+3)
Ошибки в мультфильме
- Волк бежит от медведя, который его преследует, чтобы спасти козлят. Но в мешке он несет обычные кирпичи, которые положила туда коза вместо своих деток. Атмосфера сказки была бы более естественной, если бы она их заменила камнями. Тем более что ни в оригинале, ни в литературных обработках речь не идет о кирпичах. Странно, что изобретательный волк не замечает подмены и тащит на себе тяжеленный мешок, значительно превосходящий по весу семерых козлят. Разбойник тонет в реке, хотя груз не привязан, от него можно легко освободиться, в отличие от ситуации в оригинале, где коза набивает не мешок, а живот спящего волка камнями.
Сюжет
Осторожно, текст может содержать спойлеры!
Трудолюбивая, заботливая мама Коза растит семерых малышей, милых и шаловливых козлят. Каждый день она уходит на пастбище, а возвращается с полным выменем молока, чтобы сытно покормить своих деток. Но в лесу действуют свои законы. Слабых, беззащитных зверушек за каждым кустом подстерегает опасность в лице хищных, безжалостных обитателей чащи. Одним из таких свирепых представителей фауны является Волк. Он давно следит за укладом жизни дружного рогатого семейства Козы и точит свои зубы на ее маленьких детушек. Серый выучил даже песенку хозяйки, чтобы проникнуть в избушку. К счастью, грубый голос выдает его, поэтому козлята не открывают дверь разбойнику. Тогда он идет к кузнецу Медведю, чтобы тот «выковал» ему тоненький голосок. Обманув косолапого, поведав ему о своих добрых намерениях, коварный хищник получает мягкий тембр и отправляется на охоту.
План удался. Малыши открывают дверь Волку, и, несмотря на активное сопротивление, оказываются у него в мешке. Возвратившись, Коза видит печальную картину: в пустом доме ее ждет единственный спасшийся козленок! Но она не отчаивается, а решительно идет на поиски своих чад и находит детей в доме злодея. Освободив маленьких пленников, мать кладет вместо них в мешок кирпичи, а сама прячется со своим семейством за печь. Возвратившись с двумя ведрами воды, серый ищет кастрюлю для приготовления обеда.
На помощь Козе спешат лесные жители: зайчата сообщают кузнецу о бесчинствах Волка. Возмущенный Медведь готов расправиться с разбойником и мчится к его дому. Прихватив тяжелый баул, тот бросается наутек. Но не тут-то было! Хрупкий мост через реку проваливается, беглец падает в воду и тонет вместе с грузом. Справедливость восторжествовала! Лесной народ дружно водит хоровод на солнечной поляне.
Русская народная сказка "Волк и семеро козлят"
Жанр: сказка о животных
Главные герои сказки "Волк и семеро козлят"
- Коза, заботливая мама семерых козлят, храбрая и решительная
- Семеро козлят, послушные дети, ни кому не открывали двери
- Волк, коварный и жестокий, жадный и безжалостный.
- Коза поет песенку, Волк подслушивает
- Волк поет толстым голосом
- Козлята узнают Волка
- Волк перековал горло
- Коза дает наказ козлятам
- Волк обманывает козлят
- Волк ест козлят
- Седьмой козленок прячется
- Коза и Волк
- Волк подслушивает песню Козы и пытается ее повторить
- Козлята не пускают Волка и тот перековывает себе горло
- Козлята открывают Волку и он съедает всех, кроме одного
- Седьмой козленок рассказывает все маме
- Мама Коза гуляет с волком и заманивает его в яму
- Козлята вылезают из живота Волка
Как бы не было хитро зло, оно само себя накажет.
Чему учит сказка "Волк и семеро козлят"
Эта сказка учит нас слушать родителей и не отпирать дверь незнакомцам. Учит находить выход из любой ситуации.
Отзыв на сказку "Волк и семеро козлят"
Сказка мне очень понравилась, ведь Волк был наказан и никакие хитрости ему не помогли. А еще мне очень понравилось как мама Коза любила своих козлят и как она о них заботилась.
Пословицы к сказке "Волк и семеро козлят"
Не за то волка бьют что сер, а за то, что козу съел.
Жадность последнего ума лишает.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Волк и семеро козлят"
Коза часто уходила из дома за едой и оставляла козлят одних. Когда Коза возвращалась, она пела песенку и козлята отворяли дверь. Волк подслушал песню и толстым голосом пропел ее. Но козлята узнали Волка и не открыли дверь.
Тогда Волк пошел к кузнецу и перековал горло.
Козлята рассказали маме о том, что приходил Волк и Коза велела никому не открывать двери.
Но Волк пришел, спел тонким голосом правильную песню и козлята открыли ему дверь. Волк съел шесть козлят, а седьмой в печке спрятался.
Вернулась Коза, плачет, козленок рассказывает маме про Волка.
Приходит Волк и говорит, что не ел козлят. Он идет с Козой в лес. Они прыгают через горючую яму и Волк проваливается. Брюхо лопается и оттуда выскакивают живые козлята.
Другой конец сказки "Волк и семеро козлят"
Сделал себе Волк новое горло, пришел к домику козлят и пропел тонким голосом песенку. открыли ему козлята, думали, что мама вернулась. Волк обрадовался, сгреб козлят в охапку и убежал, а последнего козленка забыл.
Вот вернулась Коза, а козлят нет, только один козленок сидит, плачет. Рассказал он, что Волк приходил и козлят унес, а Коза решила идти Волка искать.
Вдруг слышит на улице кто-то веселую песенку поет. Выглянула Коза, а там ее козлята бегут и Волк следом идет, вату сахарную ест. Обняли козлята маму и говорят ей:
-Не сердись мамочка! Нас дядя Волк в парк водил, на аттракционах катал, ватой сахарной угощал!
Тут и волк подходит:
-Ну ты, коза, не серчай, что без спросу козлят твоих увел. Очень уж они мне по нраву, веселые такие. А ты бы их со мной ни в жисть не отпустила - стереотипы.
Простила Коза Волка, а тот вату сахарную седьмому козленку отдал. чтобы не плакал.
Иллюстрации и рисунки к сказке "Волк и семеро козлят"