04.07.2019

Волк и коза краткое содержание. Отзыв о сказке братьев Гримм «Волк и семеро козлят. Поверхностный смысл рассматриваемой сказки


Волк и семеро козлят – это самый простой способ объяснить вашему малышу, как важно быть осторожным, что не всё бывает таким, как кажется, и порой невозможно исправить беспечных поступков. Конечно же, почти в каждой сказке зло в конечном итоге будет наказано благодаря смекалке, осторожности и храбрости. Сказка Волк и семеро козлят на живом примере расскажет и, благодаря яркости образов, поможет сделать так, чтобы малыш не только понял, но и запомнил важные вещи. И таким помощником для каждой мамы и папы станет сказка Братьев Гримм - Волк и семеро козлят, которую вы можете читать онлайн на нашем сайте.

Сказка, основанная на реальных событиях!

Братья Гримм странствовали по свету и собирали народный фольклор. Сказка Волк и семеро козлят – это правдивая история многодетной семьи, которая случилась на территории Германии. Когда в отсутствие родителей на семью напали и похитили детей, самый младший сын спрятался и подслушал разговор злодеев. Он привел людей в логово бандитов, и тем самым спас своих братьев и сестер. Вот такая вот не сказочная история. Читайте сказку Волк и семеро козлят на нашем сайте.

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

— Вы, детушки!

Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

Вот приходит коза и стучится:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

— Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, — дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

— Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена, вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку — начала горевать, горько плакать:

— Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:

— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.

Сказка «Волк и семеро козлят» уже давно считается русской народной. Но сходный инвариантный сюжет неоднократно встречается и у других народов (это относится и к другим народным сказкам: «Колобок», «Теремок» и т.д.)

В частности, принято считать, что впервые эту сказку записали и опубликовали собиратели фольклора – братья Гримм (в сборнике под названием «Сказки братьев Гримм»). Но если сравнивить версии, то мы увидим очень много отличий. Это относится как с сюжетной составляющей, так и нравственно-смысловой.

У известного русского собирателя сказок А.Н. Афанасьева эта сказка тоже фигурирует, причем в двух вариантах (1873 г.,№53 и №54 в 1-м томе сборника). Правда называется она по другому: «Волк и коза» (Бирюк и коза). Это название больше отражает содержание сказки.

Под названием «Волк и семеро козлят» сказка впервые вышла в 1918 г. в издательстве Сытина. И также она известна в редакции А.Н. Толстого.

Поверхностный смысл рассматриваемой сказки

Как часто бывает в русских народных сказках, для того чтобы донести заложенный смысл, выбираются такие формы и герои, через которые это будет проще всего сделать (об этом мы, в частности, писали в статье « «?).

В зачине повествователь сообщает о том, что жила-была коза и были у нее козлята. Кстати, о количестве козлят в самой сказке не упоминается вообще. То, что их было семеро, сказано только в названии поздних версий сказки (а также братьев Гримм). Далее по тексту мы замечаем, что количество козлят не имеет никакого значения. Поэтому не стоит вдаваться в конспирологию и искать смысл в цифре семь (хотя кто-то может увидеть аллюзию на семь хлебов, которыми Христос накормил 4 тыс. человек).

Чтобы развернуть сюжет о том, как козлята остались одни дома, повествователем опускается добавление других возможных членов семьи: отца, бабушки, дедушки и т. д. Иначе пришлось описывать почему их тоже не оказалось дома, а это лишняя нагрузка на повествование, от которой может потеряться изначально заложенный смысл.

В развитии сюжета сказки сообщается, что козлята всегда слушали свою маму и крепко-накрепко запирались в избушке, когда та уходила. Т.е., другими словами, козлята были послушными, и, это первый нравоучительный момент в сказке, впрочем, который лежит на поверхности. А если это так, то суть не в этом.

Образ матери в сказке «Волк и семеро козлят»

В песенке козы нетрудно уловить коннотации с матерью–труженницой. Коза не просто уходит в лес, а для того чтобы «нагулять» молока, которое необходимо для прокорма козлят. Таким образом, в короткой и запоминающейся манере (в виде песенки) обоснован уход для исполнения долга матери. Коза оставляет козлят в опасности вынужденно .

«Козлятушки, детятушки! Отопритеся, отворитеся! А я, коза, в бору была; ела траву шелковую, пила воду студеную. Бежит молоко по вымечку, из вымечка в копытечко, из копытечка в сыру землю!»

Прием короткого, но запоминающего стиха-песенки применяется в сказках нередко. Вспомните хотя бы . Если в «Колобке» через песенку доноситься внутренний образ колобка как хвастунишки, то в рассматриваемой сказке через песенку передается значение образа козы как матери и обосновывается ее уход.

Образ волка в сказке «Волк и семеро козлят»

Козлята изображены в сказке послушными, но не умными. Поэтому в сказке появляется такой персонаж, который может обойти силу послушания и готовый пойти на все чтобы съесть козлят. А послушание, тем самым, показывается таким качеством, которое необходимо для детей, но недостаточное само по себе. Другими словами – одного послушания оказалось мало!

Может быть поэтому в качестве объекта выбраны маленькие козлята, потому что дети еще не обладают умом в силу возраста.

Какими качествами обладает волк? Прежде всего, волк обладает извращенной формой ума – хитростью. У него есть мотивация – пустое брюхо хотя об этом в сказке умалчивается, но подразумевается что волк всегда голодный (вспомните народную поговорку: «голодный как волк»).

Волк попросил кузнеца сделать голос тонким, что кузнец и сделал. В русской версии сказки этот второстепенный персонаж не имеет большого значения, а вот у братьев Гримм, каждый помогавший волку персонаж, является олицетворением какого-то человеческого качества, из-за которого он соглашался помочь волку, это или трусость, или глупость, или безразличие.

Коварство волка

На какое коварство пошел волк? Во-первых, чтобы узнать как коза входит в запертый козлятами дом, он прячется и подслушивает песенку козы. Тем самым он совершает первый свой гнусный поступок, обхитрив не только козлят, но и козу. Не подразумевая, на какое коварство пошел волк, коза еще раз предостерегает козлят, дабы те не открывали дверь, если кто-то будет петь песенку толстым голосом. Согласитесь, так бывает и в жизни: злоумышленники часто оказываются на шаг впереди своей жертвы. Это нашло отражение и в сказке.

Во-вторых, это непосредственный обман козлят. Одному козленку удалось спастись от которого коза и узнала о случившемся горе.

В-третьих. Когда коза оплакивала своих козлятушек и не думала о каком-то мщении, волк сам к ней явился (!), солгав, что это не он съел козлят. Здесь проглядывается аллюзия на близость зла, о том, что человек, когда им правит страсть и порок, становится близкому буквально волком. О близости еще намекает тот факт, что волк называет козу ни много ни мало «кумой». Помните, как-то умный английский философ Гоббс сформулировал фразу: «Человек человеку волк», подчеркивая человеческий эгоизм. А если эгоизм рассматривать в широком смысле, то любое действие ради удовлетворения своих страстей – это проявление отсутствия любви к ближнему, что и есть корень эгоизма как такового. Поэтому в сказке образ волка нужно воспринимать метафорично, улавливая коннотационную суть образа волка.

О чем все-таки сказка «Волк и семеро козлят»

Мы уже обозначали, что сказка в какой-то степени, об уме, упомянув об отсутствии такового у козлят (в силу юности) и обладанием извращенной формой ума у волка. А лучшую сторону ума проявила в сказке коза. Помните русские поговорки об уме?

Беда ум родит

Не копьём побивают, а умом

С хитростью — до обеда, а с умом — целый день

Женский ум лучше всяких дум

Народная мудрость подчеркивает преобладание ума над хитростью. Прежде всего, необходимо отметить что подразумевается под словом «ум». В святоотеческой традиции принято отделять «ум» от «разума» и «рассудка». Главное отличие ума в том, что он относится к духовной части человеческой природы, тогда как разум и рассудок скорее относятся к душевной ее части. По-другому ум называют мудростью. В частности, Максим Исповедник отмечал:

«Ум есть орган мудрости, а разум – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества».

Поэтому очень важно понять, что в несекуляризованном виде, ум – это – не способность мыслить, а способность созерцать .

После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро . Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума.

В то же время, волк не почувствовал угрозы в предложении козы перепрыгнуть через яму. Здесь можно приписать волку не только то, что объевшись, он утратил способность мыслить, но и отсутствие интуиции и ума.

Таким образом, коварство волка побеждено умом матери-козы. Зло, в образе волка оказалось слабее добра, в образе козы.

Значение ямы и вернувшихся козлят

Наверное, не зря в сказке волк в итоге неизбежно попадает в огненную яму (дословно: «Пошли они в лес, нашли яму, а в этой яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно-таки огня»). Здесь аллюзии на адский огонь проглядываются вполне явно. Волк не смог избежать адских мук и сгорел, но почему не сгорели козлята да и, мало того, они оказались живы?

Помните, в книге пророка Даниила упоминается о трех отроках, которые были брошены в огненную печь, но защитой архангела Михаила остались живы и не сгорели. Козлята, как символ непорочности и невинности тоже были избавлены от огненных мук. Назидательность такой концовки сказки отправляет нас к известным словам Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Композитор Артемий Айвазян Оператор Евгений Ризо Сценарист Николай Абрамов Художники Владимир Арбеков , Василий Рябчиков , Игорь Знаменский

Знаете ли вы, что

  • Мультипликационный фильм был создан более полувека назад, в 1957 году. Его режиссеру и художнику Носову П.Н. удалось сохранить добрую атмосферу русской сказки и создать оригинальные рисованные образы лесных обитателей.
  • В России сказка о Волке и козлятах появилась в XIX веке как интерпретация немецкого оригинала, созданного братьями Гримм. В сюжет были внесены некоторые изменения, после чего это литературное произведение стало достоянием устного народного творчества. С тех пор оно существует в статусе «русской народной сказки».
  • Историю о Волке и Козе неоднократно интерпретировали отечественные писатели, создавшие ряд ее литературных вариантов. Наиболее известны обработки А.Н. Толстого, А.Н.Афанасьева, Н. Абрамова.
  • Спасение козлят в разных источниках подается по-разному. В оригинале, например, коза вспарывает брюхо спящему волку и освобождает детей. Вместо них она кладет в живот хищнику камни. Тот, проснувшись, идет к колодцу и падает вниз под тяжестью груза. В русской сказке серый сваливается в яму с горящим костром, живот у него лопается, и оттуда выпрыгивают живые и невредимые козлята.
  • Режиссер Леонид Аристов создал в 1976 году кукольный музыкальный мультфильм по мотивам данной сказки. Слова к нему написал поэт Ю. Энтин, а музыку – композитор Рыбников.
  • Взяв за основу известный сюжет, режиссер Элизабет Бостан сняла в 1975 году музикл «Мама» по сценарию Юрия Энтина и Василики Истрате. Фильм вышел на русском, английском, румынском языках и стал в 1977 году обладателем приза «Серебряный кубок» на МКФ в Венеции. Главные роли сыграли советские актеры Людмила Гурченко и Михаил Боярский.

Больше фактов (+3)

Ошибки в мультфильме

  • Волк бежит от медведя, который его преследует, чтобы спасти козлят. Но в мешке он несет обычные кирпичи, которые положила туда коза вместо своих деток. Атмосфера сказки была бы более естественной, если бы она их заменила камнями. Тем более что ни в оригинале, ни в литературных обработках речь не идет о кирпичах. Странно, что изобретательный волк не замечает подмены и тащит на себе тяжеленный мешок, значительно превосходящий по весу семерых козлят. Разбойник тонет в реке, хотя груз не привязан, от него можно легко освободиться, в отличие от ситуации в оригинале, где коза набивает не мешок, а живот спящего волка камнями.

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Трудолюбивая, заботливая мама Коза растит семерых малышей, милых и шаловливых козлят. Каждый день она уходит на пастбище, а возвращается с полным выменем молока, чтобы сытно покормить своих деток. Но в лесу действуют свои законы. Слабых, беззащитных зверушек за каждым кустом подстерегает опасность в лице хищных, безжалостных обитателей чащи. Одним из таких свирепых представителей фауны является Волк. Он давно следит за укладом жизни дружного рогатого семейства Козы и точит свои зубы на ее маленьких детушек. Серый выучил даже песенку хозяйки, чтобы проникнуть в избушку. К счастью, грубый голос выдает его, поэтому козлята не открывают дверь разбойнику. Тогда он идет к кузнецу Медведю, чтобы тот «выковал» ему тоненький голосок. Обманув косолапого, поведав ему о своих добрых намерениях, коварный хищник получает мягкий тембр и отправляется на охоту.

План удался. Малыши открывают дверь Волку, и, несмотря на активное сопротивление, оказываются у него в мешке. Возвратившись, Коза видит печальную картину: в пустом доме ее ждет единственный спасшийся козленок! Но она не отчаивается, а решительно идет на поиски своих чад и находит детей в доме злодея. Освободив маленьких пленников, мать кладет вместо них в мешок кирпичи, а сама прячется со своим семейством за печь. Возвратившись с двумя ведрами воды, серый ищет кастрюлю для приготовления обеда.

На помощь Козе спешат лесные жители: зайчата сообщают кузнецу о бесчинствах Волка. Возмущенный Медведь готов расправиться с разбойником и мчится к его дому. Прихватив тяжелый баул, тот бросается наутек. Но не тут-то было! Хрупкий мост через реку проваливается, беглец падает в воду и тонет вместе с грузом. Справедливость восторжествовала! Лесной народ дружно водит хоровод на солнечной поляне.

Русская народная сказка "Волк и семеро козлят"

Жанр: сказка о животных

Главные герои сказки "Волк и семеро козлят"

  1. Коза, заботливая мама семерых козлят, храбрая и решительная
  2. Семеро козлят, послушные дети, ни кому не открывали двери
  3. Волк, коварный и жестокий, жадный и безжалостный.
План пересказа сказки "Волк и семеро козлят"
  1. Коза поет песенку, Волк подслушивает
  2. Волк поет толстым голосом
  3. Козлята узнают Волка
  4. Волк перековал горло
  5. Коза дает наказ козлятам
  6. Волк обманывает козлят
  7. Волк ест козлят
  8. Седьмой козленок прячется
  9. Коза и Волк
Кратчайшее содержание сказки "Волк и семеро козлят" для читательского дневника в 6 предложений:
  1. Волк подслушивает песню Козы и пытается ее повторить
  2. Козлята не пускают Волка и тот перековывает себе горло
  3. Козлята открывают Волку и он съедает всех, кроме одного
  4. Седьмой козленок рассказывает все маме
  5. Мама Коза гуляет с волком и заманивает его в яму
  6. Козлята вылезают из живота Волка
Главная мысль сказки "Волк и семеро козлят"
Как бы не было хитро зло, оно само себя накажет.

Чему учит сказка "Волк и семеро козлят"
Эта сказка учит нас слушать родителей и не отпирать дверь незнакомцам. Учит находить выход из любой ситуации.

Отзыв на сказку "Волк и семеро козлят"
Сказка мне очень понравилась, ведь Волк был наказан и никакие хитрости ему не помогли. А еще мне очень понравилось как мама Коза любила своих козлят и как она о них заботилась.

Пословицы к сказке "Волк и семеро козлят"
Не за то волка бьют что сер, а за то, что козу съел.
Жадность последнего ума лишает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Волк и семеро козлят"
Коза часто уходила из дома за едой и оставляла козлят одних. Когда Коза возвращалась, она пела песенку и козлята отворяли дверь. Волк подслушал песню и толстым голосом пропел ее. Но козлята узнали Волка и не открыли дверь.
Тогда Волк пошел к кузнецу и перековал горло.
Козлята рассказали маме о том, что приходил Волк и Коза велела никому не открывать двери.
Но Волк пришел, спел тонким голосом правильную песню и козлята открыли ему дверь. Волк съел шесть козлят, а седьмой в печке спрятался.
Вернулась Коза, плачет, козленок рассказывает маме про Волка.
Приходит Волк и говорит, что не ел козлят. Он идет с Козой в лес. Они прыгают через горючую яму и Волк проваливается. Брюхо лопается и оттуда выскакивают живые козлята.

Другой конец сказки "Волк и семеро козлят"
Сделал себе Волк новое горло, пришел к домику козлят и пропел тонким голосом песенку. открыли ему козлята, думали, что мама вернулась. Волк обрадовался, сгреб козлят в охапку и убежал, а последнего козленка забыл.
Вот вернулась Коза, а козлят нет, только один козленок сидит, плачет. Рассказал он, что Волк приходил и козлят унес, а Коза решила идти Волка искать.
Вдруг слышит на улице кто-то веселую песенку поет. Выглянула Коза, а там ее козлята бегут и Волк следом идет, вату сахарную ест. Обняли козлята маму и говорят ей:
-Не сердись мамочка! Нас дядя Волк в парк водил, на аттракционах катал, ватой сахарной угощал!
Тут и волк подходит:
-Ну ты, коза, не серчай, что без спросу козлят твоих увел. Очень уж они мне по нраву, веселые такие. А ты бы их со мной ни в жисть не отпустила - стереотипы.
Простила Коза Волка, а тот вату сахарную седьмому козленку отдал. чтобы не плакал.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Волк и семеро козлят"


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник