21.09.2019

Вдохновение прекрасным


Вдохновение

Состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека , ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. В. при всей своей кажущейся самопроизвольности является, как правило, результатом предварительного напряженного труда.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Вдохновение

Состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к появлению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники. Характерно повышенной общей активностью, необычайной продуктивностью деятельности, сознанием легкости творчества, переживанием «одержимости» и эмоционального погружения в творчество. Кажущаяся несознаваемость творческого процесса - следствие максимальной сознательности самого творчества, предельной ясности сознания, своеобразного наплыва и прояснения мыслей и образов, чрезвычайной обостренности памяти, внимания, страстной воли, направленной на реализацию идеи. При всей кажущейся самопроизвольности вдохновение, как правило, - результат предварительного напряженного труда.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

ВДОХНОВЕНИЕ

(англ. inspiration ) - резкий и неожиданный подъем духовных сил человека, наблюдаемый в процессе творческого труда. В. характеризуется глубокой и устойчивой сосредоточенностью на предмете труда, активизацией способностей , знаний и умений , высоким уровнем активности познавательных процессов (живостью впечатлений), яркостью образов памяти и воображения . С В. нередко связано рождение замысла и идеи произведения, нахождение решения неприступной проблемы, создание центральных образов художественного произведения. «В. не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. - М. Л., 1953. - Т. 2. - С. 443). См. .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "вдохновение" в других словарях:

    Вдохновение - см. ст. «Творческий процесс». Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. Вдох … Литературная энциклопедия

    Вдохновение - ВДОХНОВЕНИЕ означает ту степень творческого возбуждения, когда человек чувствует себя как бы совсем исторгнутым из области впечатлений жизни и вовлеченным в круг иных переживаний. Художественное вдохновение характеризуется различными… … Словарь литературных терминов

    вдохновение - Влияние, внушение, наитие. Под наитием св. Духа. .. Ср … Словарь синонимов

    ВДОХНОВЕНИЕ - ВЛИЯНИЕ, ВДОХНОВЕНИЕ. Изменение значений основного, как бы стержневого слова семантической группы ведет к переосмыслению и других слов, принадлежащих к той же группе. Например, новые отвлеченные значения, сложившиеся у слова влияние в конце XVIII … История слов

    ВДОХНОВЕНИЕ - ВДОХНОВЕНИЕ, вдохновения, ср. (книжн.). Творческое одушевление, состояние творческого подъема. «Не часто к нам слетает вдохновенье.» Дельвиг. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    ВДОХНОВЕНИЕ - ВДОХНОВЕНИЕ, вдохнуть, см. вдыхать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    вдохновение - высокое (Пушкин); гордое (Эртель); дикое (Сологуб); задумчивое (Надсон); золотое (Майков); крылатое (Пушкин); небесное (Льдов); святое (Надсон, Фруг); светлое (Жуковский); сладкое (Полежаев); чуткое (К.Р.); чистое (Фруг) Эпитеты литературной… … Словарь эпитетов

    вдохновение - ВДОХНОВЕНИЕ, воодушевление, высок. озарение, книжн. наитие ВДОХНОВИТЕЛЬ, душа, муза ВДОХНОВЕННЫЙ, воодушевленный, окрыленный, пафосный, страстный, увлеченный, книжн. одушевленный, книжн. патетический, книжн. патетичный… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ВДОХНОВЕНИЕ - ВДОХНОВЕНИЕ, я, ср. Творческий подъём, прилив творческих сил. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ВДОХНОВЕНИЕ - см. Инспирация. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Прекрасные стихотворения, увлекательные рассказы, красочные картины и много других результатов работы профессионалов в своём деле не были бы сотворены без присутствия музы, которая вдохновила. Не обязательно иметь творческую профессию для того, чтобы знать, что вдохновение - это не контролируемый процесс, но наилучший двигатель работы и проявления таланта человеческого. В этой статье будут раскрыты главные вопросы о вдохновении и его источниках.

Определение слова

Вдохновение - это уникальное состояние человека, движущее на максимальном уровне реализацию таланта. Его сложно описать, но невозможно перепутать с чем-то другим. Это когда вы, абсолютно не ожидая чуда, вдруг испытываете внутри себя мощный потенциал, направленный на какую-то одну сферу. Он настолько необычен и несхож с привычным двигателем мозга, что порой кажется абсурдом или галлюцинациями. Вдохновение - это энергетический поток, направленный на сотворение чего-то нового, необычного для обитателя планеты Земля, на донесение до общества определённой информации, несущей пользу.

Происхождение

Само слово происходит от словосочетания "вдохнуть заново" или "новое дыхание". Ведь в действительности, скрипя зубами и проделывая надоевшую работу, при появлении вдохновения ощущается новое дыхание, и этой новой силой нужно правильно воспользоваться. Слово "вдохновить" уже стало последующим.

Откуда взяться вдохновению?

В поисках этого самого бальзама для развития дара люди испробуют разные методы. Всем хочется себя проявить талантливым и успешным, поэтому данный вопрос актуален всегда. Но в большинстве случаев люди сталкиваются с тем, что вдохновение - это что-то неуловимое даже при сильном желании. Но есть проверенные источники этого чувства, к сожалению, подбор и поиск абсолютно индивидуален.

Вдохновение - это строгое рабочее состояние?

Конечно, при создании определённой концепции, изучив все особенности и предусмотрев вероятные ошибки, можно добиться успеха в своих начинаниях. Но этот фактор трудоспособности, профессионализма и упорства относится не совсем к вдохновению. В основном оно осеняет людей творческих профессий, таких как художник, писатель, композитор. Поскольку они чаще находятся в тонком душевном состоянии, менее загружены бытом и вовсе не составляют планов на каждый день. Поэтому в их жилищах и мастерских чаще всего бардак и хаос, внешний вид растрёпан. К этим людям приходит творческое вдохновение. Это особое чувство, данное свыше человеку, у которого преимущественная склонность к творчеству. Что касается успеха в других сферах, то здесь обязательным будет упорство, труд, обучение, и главным результатом станет достижение желаемых целей. Цитата: "Вдохновение - это строгое рабочее состояние", - как раз здесь и уместна. Это когда человек ежедневно прилагает усилия и постоянно развивается в какой-то области, а в итоге имеет положительный результат.

Виды вдохновения

Шедевры литературной и художественной деятельности творятся совсем в другом Поэтому, возможно, стоит разделить вдохновение на подтипы: чудотворное и плодотворное. Чудотворное воодушевление - необъяснимое озарение, как необходимый толчок для творца, невольное и бессознательное. Плодотворное же вдохновение, в отличие от чудотворного, можно предугадать и осознать, выработав в себе систему контроля над своей работой. При огромном желании добиться большего, чем имеешь, развиваясь беспрерывно, усиленно трудясь, плодотворное вдохновение - это результат всех описанных выше действий.

Значение в жизни человека

Для любого человека, который стремится найти свою нишу в этом мире, вне зависимости, какими талантами наделён он, вдохновение необходимо для осуществления самых и целей. Без этого внутреннего подъёма человек постепенно гаснет, так и не проявив своих талантов. Не существует людей, которые не имеют вовсе никаких способностей и дарований. Главное, обязательно понять, в чём вы по-особому одарены, и развивать эти задатки. Вдохновлённого человека невозможно не заметить в толпе, он как огонёк, освещающий свой путь радостью и счастьем. Когда в скучную, тоскливую жизнь приходит вдохновение, мир будто изнутри наполняется божественным светом. Значение этого явления в обществе и личной жизни человека крайне важно, так как способствует развитию талантов, реализации их, а это прогресс в технике, науке, литературе и других сферах социума.

Источники вдохновения

Ни для кого не секрет, что творческое вдохновение - это нечто витающее над каждым, но не досягаемое ленивыми. Изучив историю, можно сделать вывод, что люди, достигнувшие успеха в той или иной сфере, были воодушевлены своей работой и творениями. После чего неоднократно искали Это то, в чём человек может зачерпнуть его, душевно вознестись, ощутить новый прилив сил. Можно отметить тот факт, что нет общего источника. Каждый индивидуально находит вдохновение в чём-то своём.

Наиболее глобальным источником считается тесно связаны, она не только кормит наше тело, но и душу. Леса, степь, горы, реки, озёра, океаны, небо и звёзды не могут не вдохновлять. Всё это приносит открытому человеку истинное удовольствие. Иногда нам нужно уединиться с природой для того, чтобы обрести гармонию души и тела, для того, чтобы понять себя. Поэтому прогулки, походы и различное времяпрепровождение на природе - один из возможных источников вдохновения.

Очень часто человек в состоянии влюблённости творит чудеса. приходит к каждому из нас в своё время. Причём имеется в виду не только любовь к женщине или мужчине, но и забота о своём малыше. Большинство шедевров поэзии были посвящены своим возлюбленным, родителям, детям, родине и природе.

Не исключается возможность воодушевиться при чтении какой-либо интересной, увлекательной книги. Вообще, чтение очень полезно и без этого: развивая свой ум, пополняя словарный запас, вы научитесь искренне фантазировать, что не менее важно для общего развития.

Общение с людьми, достигшими успеха, может также вдохновить вас. Поскольку имеют энергетику счастья, уважения, за ними хочется идти.

Не менее важно общаться с детьми - они такие милые и наивные, искренне верящие в сказки, совсем ещё не знают печали и хлопот. Их радость, постоянное движение может стать для вас родником вдохновения.

Вдохновение как качество личности — способность находиться в трансовом, озаренном состоянии, при котором возникает необычайный творческий подъем, полная погруженность в свое занятие и отключение от всего постороннего.

Интересно, придет ко мне вдохновение, если я буду писать о нем? Может тема притянет и саму музу, раз я о ней думаю? А о чем я, собственно, думаю? О том чего пока не знаю – о вдохновении.

Мне, как и вам, хорошо известно, что это озарение, состояние эйфории, творческий подъем, капризная муза, которая приходит и уходит когда ей вздумается. Что желательно тщательно подготовится к встрече с желанной гостьей: накрыть стол, украсить его розами, зажечь свечи. Словом, раз вдохновение пришло надо постараться его не «выдохнуть».

Всмотримся и вслушаемся в само слово. Вдохновение – это вдох – новение, то есть состояние, когда в нас вдохнули дар, дух или одухотворение. Первоначально и предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо, овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Человек получает «наитие». Он внезапно проникает в истину, потому что произошло соитие творческой, духовной силы человека с абсолютным знанием Высшего Разума, когда человек осознает себя частичкой мироздания. Это состояние гармонии на всех уровнях: «Я», «Ты», «Мы» и истинного знания.

Зададимся вопросом: ко всем ли приходит вдохновение? Или сначала надо подготовить для оного «посадочную полосу»? Необходимым условием для «посадки» вдохновения служит наш профессионализм, наши знания в той сфере жизни, где мы способны реализовать потенциал вдохновения. К примеру, вы пишите диссертацию. Перед ее написанием вы получили соответствующее образование в школе, университете, а затем в аспирантуре. По своей тематике вы прочитали огромное количество книг, «перелопатили» массу фактического материала, возможно, изучили вашу тему на практике. Словом, по свое тематике вы обогатили свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество. Все, финиш. Если вы и дальше пойдете по пути расширения своих знаний, значит, вы еще ученик.

Безусловно, учиться надо всю жизнь, но все знать невозможно. Люди вообще делятся на тех, которые не знают, и которые не знают, что не знают. На каком-то жизненно отрезке вы должны сказать себе: «Всё! С этого момента я сам себе учитель. Все вопросы я буду задавать только себе. Я покинул мир чужих знаний и ушел в монастырь своей души и разума. Время изложений кончилось. Теперь я буду писать только сочинения». При такой позиции вы уже не ученик, блуждающий по лабиринтам чужих знаний. Теперь ваш единственный консультант – ваша душа. Если ранее вы были сориентированы на чужие знания, то теперь вы и только вы являетесь интеллектуальным капиталом для решения поставленных целей.

Однако, душа будет вас консультировать, если вы заняты любимым делом . Дело, которому вы служите, должно быть праздником, который всегда с вами. Помните, что время, проведенное за любимым делом, бог не засчитывает в срок жизни. Если вам в детстве насильно всучили смычок от скрипки и заставили играть, трудно предполагать, что вы будете вдохновенно исполнять музыкальные шедевры. Скорее всего, будете «пилить» на скрипке, вызывая гнев и ненависть соседей. Моцарт и стал Моцартом, потому что первым его наслаждением была музыка. Мы все мечтаем уходить на работу с радостью, а возвращаться с удовольствием. Трудно вообразить ученого или композитора, которые достигли триумфальных высот в своем деле, не имея к нему любви. Одержимые своей любовью они готовы идти на любые лишения, забывают о сне и еде. Микеланджело Буаноротти четыре года расписывал своды храма, лежа на лесах, в результате чего он почти полностью лишился зрения. Его вдохновение было настолько мощным, что он без колебаний пожертвовал своим здоровьем.

Иными словами, вдохновение станет вашей постоянной гостьей, если вы самодостаточный профессионал, влюбленный в свое дело. Три в одном. Нет хотя бы одного компонента – вдохновения вам не видать.

Таким образом, необходимыми, но еще не достаточными, условиями для прихода вдохновения является:

— ваш в избранном деле;

— отказ от чужого знания и полный уход в себя , к своей душе и разуму;

любимое дело , работа или занятие.

Вдохновение может вас посетить, если не закрыта дверь. Дверь для вдохновения – ваша душа. Давно замечено, что гениальные творения человеческого разума рождаются, когда душа работает на полную катушку. Написаны тысячи книг и картин, снято множество фильмов и только единицы доставляют нам истинное удовольствие, только некоторые из них остаются в памяти. Все, что сделано с душой, безошибочно улавливается людьми на уровне подсознания. От вдохновенных произведений исходит особая энергетика. От них невозможно оторваться. Душа гениев проявляется в их творениях. В то же время, все, что сделано без души тоже безошибочно определяется потребителем. Сразу видно, что это щирпотреб, общепит или конвейер. Товар, сделанный с душой, в котором видна индивидуальность мастера, всегда высоко ценится. Эксклюзивные вещи делаются не по трафарету.

Мне нравится эпизод из жизни великого русского художника К.Брюллова, где в контексте нашей темы раскрывается разница между гениальным произведением, сделанным с душой или только на основе разума.

Поправляя этюд ученика, художник в нескольких местах чуть тронул его, и плохой мертвый этюд вдруг ожил. «Вот чуть-чуть тронули, и все изменилось», - сказал один из учеников. «Искусство начинается там, где начинается «чуть-чуть», - сказал Брюллов.

За что мы так любим творчество Владимира Высоцкого? Прежде всего, великий бард вложил в свои песни «нерв» свой и общества. Он осознал душевные запросы людей, их настроения и помыслы. Его стихопение – это искусство бардов издревле считалось самой эффективной формой усвоения стиха. Кроме того, Высоцкий работал над каждым словом, каждой фразой, заботясь о предельной простоте формы. Его стихи простые и понятные не потому, что он был простым, как правда. Великий бард сознательно преподнес свое творчество в такой форме ради людей. Именно интерес к людям, их судьбам стал для него источником вдохновения. На примере В. Высоцкого мы отчетливо понимаем, что вдохновение приходит к тем, кто делает свое дело ради людей с душой и на нерве. В единстве души и разума залог вдохновения.

Может мотивацией вдохновения у великих людей были слава, деньги или общественное положение? В какой-то мере, да. Они такие же люди. Ничто человеческое им не чуждо. Но, при всем при этом, их творения – это плоды души и разума. Слава и деньги как атрибуты успеха могли только мешать вдохновению. Они отвлекающий фактор для вдохновения. Любые желания – его враги. К примеру, композитор стремится к славе. Слава для него самая притягательная цель. Уверяю, что с вдохновением у него будет напряженность. Слава – это атрибут цели, а не сама цель. Если он в союзе с вдохновением вложит душу в свою музыку, слава его найдет. Грустно, что иногда слава и деньги находят автора посмертно. Однако, иного пути нет. Здесь не сработает принцип: утром деньги – вечером душу. Сначала душу, а потом деньги и слава. Душа – магнит для вдохновения. Если душа и разум поют в унисон – это самая благодатная атмосфера для вдохновения.

Дети вдохновения всегда прорастают новыми идеями, целями и задачами. При этом их новые цели всегда на ступень выше предыдущих. Они ставят себе вопросы, которые никто никогда не ставил. Они любят неизведанные маршруты жизни. Все новое притягивает их подобно магниту. Они любят экспериментировать. Вдохновение обожает таких людей, и терпеть не может рожденных ползать.

Необходимо отметить, что вдохновение любит творческих людей. Оно готово прийти к любому человеку, если знает, что он способен творить. Обычные люди не имеют творческого опыта и квалификации, поэтому они не дружат с вдохновением. Творческий, одаренный человек соответствующей квалификации может принять пришедшее к нему знание, систематизировать его и, затем, ретранслировать его людям. Это задача далеко не всем по плечу.

Давайте внимательно послушаем одного из фаворитов вдохновения Моцарта: ««Мысли толпятся в моей голове, входя в нее с величайшей легкостью. Как и откуда они берутся, я не знаю и никак не причастен к этому. Стоит только возникнуть теме, как появляется другая мелодия, и сама связывается с первой в соответствии с требованиями композиции. Композиция приходит ко мне не последовательно, не по частям, разработанным в деталях, какими они станут позднее, а во всей полноте , так что мое воображение позволяет мне услышать ее целиком». Моцарт говорит о непонятном ему феномене, какой-то неизвестной сферы сознания, которая целиком, во всей полноте и ясности внезапно озаряет сознание. Все становится понятным и даже возникает досада, как это мне раньше не пришло в голову. Моцарт свидетельствует, что он лишь проводник музыки Вселенной, что его телесная оболочка не причастна к музыке Верховного Сознания. Композитор утверждает, что его роль и заслуга в этом действе состоит лишь в рутинной части творчества – детальной разработки композиции в соответствии с требованиями музыкальной грамоты. И такие визиты вдохновения начались с детства. Маленький Моцарт подбегал к отцу и кричал: «Папа! Меня душат ноты!».

О необъяснимом феномене вдохновения писал Эйнштейн: «Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем, в логическую форму оно облекается лишь впос­ледствии, в ходе изложения. Открытие, даже самое маленькое - всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его».

Вдохновение требует предельной концентрации мысли на своем деле. Без полного отрешения от внешних обстоятельств, самоуглубления и полного сосредоточения на своем деле оно невозможно. Человек должен находиться перед приходом вдохновения в состоянии своеобразного стресса. В обычном состоянии у нас мысли порхают вольной птицей. При стрессе мы не можем ни о чем другом думать, кроме причины, вызвавшей стресс. Одна доминантная мысль парализует наше сознание. Влюбленные тоже находятся в своеобразном стрессе. Они тоже думают только о предмете своей любви. Весь мир, все внешние воздействия перестают для них существовать. Именно такое состояние испытывают творческие личности. Доходит до того, что они ни зрением, ни слухом, ни каким-либо иным органом чувств не воспринимают какое-либо раздражение или ощущение. Происходит полное отождествление человека и мысли. Наградой за такую концентрацию мысли и является вдохновение.

Всем известно, что периодическая система химических элементов Д. Менделееву приснилась. Почему она не приснилась Чайковскому, Ленину или зятю химика – Блоку? Потому что Менделеев концентрировал свою мысль в направлении систематизации и поиска связей между химическими элементами. Его мозг интенсивно искал выход и нашел, когда произошла встреча с вдохновением.

В состояние генератора идей, творца шедевров можно войти только с высоким уровнем энергетики . Негативисты, скептики обладают низким уровнем энергетики. Апатия, депрессия и пессимизм не могут быть по определению симпатичными вдохновению. Наоборот, человек с высоким жизненным тонусом ретранслирует в мир свою успешность и, тем самым, привлекает вдохновение.

Казалось, мы учли все капризы вдохновения, однако, забыли о правиле: «чем больше женщину мы любим, тем меньше нравимся мы ей». В страстном ожидании желанной гостьи мы украшаем лепестками белых роз свое рабочее место, забывая, что вдохновение — производное труда. В момент творчества нам необходимо полное спокойствие. Ожидания, нетерпение, жгучее желание скорей достигнуть своей цели лишь выбивают нас из рабочей колеи, разрушая унисон души и разума. Запомните, для вдохновения пугалом служит всякая подготовка, ожидания и стремление быстрей достичь своей цели. Начните работать – оно и придет к вам. Помните рецепт вдохновения от П.И. Чайковского: «Я сажусь за фортепьяно и начинаю что-то играть, хотя бы перебирать клавиши. Я делаю это как угодно долго: до тех, пока не придет вдохновение».

Любимой игрушкой маленького Брамса были оловянные солдатики. Часами он мог выстраивать свою «оловянную армию». Но и став уже взрослым мужчиной и прославленным композитором, Брамс продолжал подолгу играть в солдатиков. — Ах, маэстро, как это можно? — удивлялись друзья. — Вы совершенно не жалеете свое время! — Господа, вы ничего не понимаете ни в творчестве, ни в оловянных солдатиках, — отвечал композитор. — Стоит мне выстроить мою верную армию и скомандовать ей: «вперед», как ко мне немедленно приходит вдохновение, и в то время, как мои солдаты бегут на штурм, я бегу к роялю…

Таким образом, для прихода вдохновения необходимо устранить все элементы избыточной значимости: ожидания, цель работы, подготовка и желания.

Интересно, а когда, в какое время дня или ночи приходит вдохновение? Одна женщина как-то пошутила: «Мой муж уезжает в командировку и ко мне приходит вдохновение». Думается, что самым благодатным временем для прихода вдохновения является момент наибольшего освобождения мозга творческой личности. Малейшие проявления усталости затрудняют наступление момента озарения. Опыт великих людей говорит, что утренние часы (4-5 утра) наиболее благоприятные и плодотворные для творчества. Выдающийся русский поэт Маяковский соскакивал с постели ночью, записывая строчки стихов, которые внезапно приходили ему на ум, и снова ложился спать. В тоже время, легче всего ему писалось в трамвае. Многие творческие люди плодотворно мыслят во время ходьбы. Эйнштейн встречался с вдохновением под душем. Словом, у каждого по-своему.

Пока я излагал свои думы о вдохновении, может быть, оно каким-то образом нашептывало мне в ухо маленькие секреты о себе? Может это не я, а оно мне сказало: «Я приду к вам при таких условиях:

1. если у вас высокий уровень профессионализма в избранном деле;

2. если вы отказались от чужого знания и полностью ушли в себя , к своей душе и разуму;

3. если вы заняты любимым делом , работой или занятием;

4. если вы делаете свое дело ради людей в единстве души и разума;

5. если вы творческая личность;

6. если вы добились предельной концентрации мысли на своем деле;

7. если у вас высокий уровень энергетики :

8. если вы устранили все элементы избыточной значимости: ожидания, цель работы, подготовку и желания».

Петр Ковалев 2013 год

момент творческого процесса. Он характеризуется резким возрастанием активности творческой личности. Ее усилия носят интенсивный и продуктивный характер. Признаки вдохновения: отрешенность от посторонних событий, полная погруженность в творческий процесс, живость восприятия, неожиданные, внезапные решения творческих задач, острая жажда к творчеству, глубокое душевное удовлетворение, эмоциональный подъем от сделанного («ликование духа» - А. Куприн). Вдохновение присутствует в любом творческом процессе, связанном с созданием нового. Особенно велика его роль в создании произведений искусства. Вдохновение связано с природой творчества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вдохновение

В общем смысле под этим именем разумеется такое особое состояние субъекта, при котором он способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в области религиозной, умственной и эстетической. Хотя не всем одинаково свойственно испытывать такой подъем духовной деятельности, но безусловного различия между людьми в этом отношении признать невозможно; некоторая степень вдохновения необходима для успешного исполнения всякого человеческого дела. По этимологии своей слово "вдохновение" (inspiratio) указывает на первоначальное представление о причине этого явления. А именно, предполагалось, что в человека входит постороннее духовное существо и более или менее полно овладевает его душевными способностями, возвышая и усиливая их. Качеством этой посторонней духовной силы, входящей в субъекта или находящей на него (вдохновение = наитие), обусловливается, согласно такому представлению, различие между положительным вдохновением (наитие свыше) и одержанием или бесноватостью. Наиболее яркое и грубое выражение этого реально-мистического взгляда на вдохновение мы находим, с одной стороны, у диких и полудиких народов - например, у наших сибирских инородцев, у которых их вдохновенные пророки и чародеи, шаманы, представляются пассивными орудиями разных входящих в них духов, иногда зооморфического характера; а с другой стороны, у современных спиритов мы встречаем убеждение, что все вдохновенные деятели человечества были лишь особого рода медиумы (то есть также пассивные орудия) сообщавшихся через них духов. В менее грубой форме, чем у шаманов и спиритов, тот же взгляд господствовал у древних греков, приписывавших всякое вдохновенное действие наитию Аполлона и Муз; воззвание к этим божествам, превратившееся впоследствии в риторическую фигуру, имело первоначально совершенно реальный смысл. Начало иного взгляда принадлежит Платону, который смотрит на вдохновение, как на внутренний эффект, сопровождающий возвышение разумной души в сферу созерцания истинно-сущего или вечных идей (см. в особенности диалог Федр). Впрочем, у Платона - и еще более у позднейших неоплатоников - идеалистический взгляд на вдохновение смешивается с прежними мифологическими представлениями. Он совершенно отрешается от них в германском идеализме.

По Гегелю, вдохновение есть действие человеческого духа, непосредственно наполненного и связанного раскрывающимся в нем идеальным содержанием; вследствие своей непосредственности это действие ощущается самим субъектом, как чужая сила - вдохновение есть состояние несвободное (ein unfreies Pathos). Здесь, как и везде у Гегеля, мы видим лишь подведение частного явления под общую логическую формулу, а не реальное его объяснение.

Такого объяснения не находим мы и у других новейших философов. Шопенгауэр повторяет своими словами взгляд Платона, а Гартман довольствуется причислением вдохновения - наряду с инстинктом, религиозным чувством и так далее - к проявлению в нас бессознательного или сверхсознательного начала. В школьной психологии рассуждения о вдохновении ограничиваются обыкновенно амплификациями общих мест.

Гораздо более плодотворными следует признать наблюдения новейших психопатологов, подтверждающих старинное мнение Аристотеля о сродстве высшей духовной деятельности с помешательством. Можно считать установленным фактом, что особенная способность к вдохновенным действиям и произведениям (гениальность) и многие формы душевных болезней развиваются на общей почве невропатической и психопатической конституции. Но этот важный и интересный факт, очевидно, вовсе не объясняет существенного и объективного различия между результатами сумасшествия и гениальности. Все существующие взгляды на вдохновение могут быть подведены под три главных точки зрения: 1) или вдохновение понимается как действие в человеке и через человека внешних духовных сил, 2) или как акт имманентного раскрытия в человеческом духе его высшего идеального содержания, 3) или, наконец, как проявление особой психофизической организации при известных физиологических условиях. Эти три основные взгляда отвечают собственно на три различные вопроса: в первом имеется в виду причина данного явления, действующая или производящая (causa efficiens), во втором - причина формальная или идеальная (?????), в третьем - причина материальная или субстрат (?? ???????????).

Во всяком случае эти три взгляда не только в отдельности, но и вместе взятые, не дают нам удовлетворительного объяснения, и истинно-научная теория вдохновения принадлежит к задачам будущего.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вдохновение — состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил ,творческого волнения человека , ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки , искусства , техники . В . при всей своей кажущейся самопроизвольности является , как правило ,результатом предварительного напряженного труда .
Вдохновение нужно не только поэтам, писателям и музыкантам, но и каждому человеку, для того, чтобы выполнять свою деятельность. Наверное, без вдохновения может работать бездумный трудоголик, который знает только одно, что нужно сегодня идти на работу, отработать день, зарплату заплатит ему кто-то, и может быть.

Всем остальным, для того чтобы применять силу воли, чтобы добиваться целей, нужно вдохновение, поскольку жизнь и любая работа сопряжена с определёнными действиями, которые кажутся совершенно рутинными, а желаемый результат не всегда впереди ясно виден. Такое положение дел очень напрягает в повседневной жизни, а вдохновение приносит такую цель, достижение которой становится интересным, заманчивым, привлекательным.

Откуда приходит вдохновение?

На вдохновение и творчество нужно настроиться, и для этого есть свои технологии.
Вдохновение - трансовое состояние, когда человек полностью погружен в то, что он делает, и не замечает ничего лишнего.
Когда в себя веришь, дело идет легче. Когда дело идет удачно, верить в себя легче. Во вдохновении это закольцовывается: дело пошло, я в себя верю, дело идет еще лучше!

Помните рецепт вдохновения от П.И. Чайковского: "Я сажусь за фортепьяно и начинаю что-то играть, хотя бы перебирать клавиши. Я делаю это как угодно долго: до тех, пока не придет вдохновение". Если вы будете вдохновение ждать, находясь вне дела и активности, ждать придется долго. Со скучающим лицом жевать чипсы, уставившись в телик - не вариант: тоска накатит, вдохновения не дождетесь. Чаще будьте в деле и в хорошем настроении, вдохновение придет к вам само.

Вдохновение любит активных

Физиологи подсказывают: для запуска оптимальной работы мозга требуется не полный покой, а некоторый уровень ровного "шума активности". Выспаться, успокоиться в медитации - полезно, но далее для вдохновения нужен "стартер". Маяковский легче всего писал, когда ехал в трамвае, научные работники любят думать во время ходьбы или спокойного бега, Эйнштейн входил в творческое состояние под душем, когда душ создавал ровный шум и делал приятный массаж головы. Хорошо, когда у вас есть свою любимые ритуалы, свои ключи вдохновения.

Вечером приятно убежать от большого дня в любимое дело, вечером и ближе к ночи вдохновение приходит чаще. Но лучше этим не злоупотреблять: этот ресурс быстро исчерпывается, через какое-то время после бессонных ночей вместо вдохновения вы получите только тяжелую голову, и кофе уже не поможет. Более продуктивны - ранние утренние часы, когда дома совсем тихо, а город за окном только просыпается.
Поработали часик - прервитесь, разомнитесь, хорошо принять душ. Короткий частый отдых, например 10 минут каждый час - полезнее, чем работать долго, не прерываясь.

Вокруг нас так немного вещей и явлений, которые на нас влияют. И еще меньше того, что заставляет стараться, работать и созидать.

Размышляя над тем, что написать в статье про источники вдохновения, я пришел к выводу, что для многих из нас они индивидуальны. Одним невероятно сложно найти что-то вдохновляющее, другие находят вдохновение во всем, что их окружает. Однако есть некоторые вещи, из которых черпают вдохновение большинство из нас. Эти вещи помогают нам найти силы, чтобы созидать. И их очень полезно знать тем, кому сложно заставить себя что-то сделать или у кого ничего не выходит в результате долгой работы: не только художникам, поэтам и музыкантам, но и всем, кто пытается просто-напросто пересилить свою лень.

В моменты творческого вдохновения человек имеет сильное влияние на других людей, легко может убедить их, склонить к своему мнению, идее, повести за собой. Личностное свойство, предоставляющее возможность такого ситуативного влияния на других, связанного с личным вдохновением, называют харизмой. Состояние вдохновения возникает у человека, страстно и упорно стремящегося к творческому решению поставленной задачи.

Проблема творческого вдохновения заключается в том, что его достаточно сложно достигнуть целенаправленно. По сути, вдохновение является плодом любви к своему делу, какой-то яркой идеи, крепко засевшей у человека в голове, а также стечения многих обстоятельств. С другой стороны, проблема вдохновения связана с тем, что не существует вечного источника вдохновения. Нам постоянно нужно искать что-то новое, что может мотивировать нас.

Как найти источник вдохновения

Что же может стать источником вдохновения, что даст нам такое состояние, которое характеризуется лёгкостью движения мысли и образов, их ясностью и полнотой, глубокими переживаниями, когда все познавательные процессы протекают особенно продуктивно? Люди черпают вдохновение из различных источников.

Нарушение зоны комфорта, трудности и испытания.
Когда зона комфорта нарушается, у человека возникает желание снова вернуться в удобное для себя состояние. Преодоление препятствий дает удовлетворение и воодушевляет на новые свершения.

Когнитивный диссонанс или психологические противоречия. Абсолютно у всех людей время от времени случается состояние психического дискомфорта, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса. Это и служит источником вдохновения.

Сублимация – это переключение психической энергии из одного состояния в другое. По Зигмунду Фрейду, в ходе сублимации инстинктивная (по большей части сексуальная) энергия переключаются в неинстинктивные формы поведения. Другими словами, сублимация это преобразование эротического неудовлетворенного желания, чувства в творческую деятельность.

Любовь – это один из самых сильных источников вдохновения. Часто любовь в качестве источника творческого порыва отождествляют только с сублимацией, но это не всегда так. Любовь не всегда является отражением сексуального влечения. Например, мать любит своего ребенка, и это связывается с желанием заботиться и оберегать предмет своей любви. Многие великие свершения были сделаны во имя любви, а поэты вдохновлялись своими музами, женщинами которых по-настоящему любили.

Чтение. Книги являются источником мудрости. Чтение — это долгосрочный вклад в свое развитие. Читая книги, мы постоянно накапливаем идеи, мнения, точки зрения, цитаты и символы, чтобы потом приступать к работе вдохновленными.

Путешествия. Поездки в новые города и страны, как и книги — это всегда новые впечатления, эмоции и отличный источник вдохновения. Нередко самые интересные идеи возникают у нас во время долгих поездок.

Природа. Ее разнообразие и краски вдохновляли людей во все времена. В городских условиях влияние природы может оказаться существенным: достаточно выбраться за город, и вы почувствуете прилив сил и эмоциональный подъем.

Успешные люди. Успешные люди могут быть и в вашем окружении, старайтесь общаться с ними как можно больше, перенимая их образ мышления и действий. Также успех всемирно известных людей может стать примером и вдохновить. Это может быть банальное чувство зависти или, к примеру, искреннее восхищение – в любом случае чужой успех может стимулировать нас работать больше и лучше.

Музыка и другие формы искусства. Они вызывают в нас много эмоций, ассоциаций, помогают оторваться от повседневности, становятся источником креатива. Живопись, стихи (поэзия), музыка, театр, кино, опера.

Семья и близкие друзья — источник вдохновения, по сути это любовь, но также и чувство родства, чего-то своего. Мы собственники по натуре и дорожим своими родными и близкими, вдохновляемся ими, совершаем значимые поступки ради них.

Самопознание. Изучение природы человека, погружение в наши мотивы и эмоции, нередко помогает узнать много нового о себе, в том числе и то, как мотивировать и вдохновлять себя.

Спорт . В здоровом теле — здоровый дух. Спорт влияет на нашу внешнюю красоту, а также пробуждает некоторые физические и химические процессы в организме, что может дать силы для созидания. К примеру, вечерняя пробежка может зарядить вас творческой энергией и вдохновить на творчество.

Дети. Общаясь с детьми, участвуя в их воспитании, мы часто видим в них себя. Мы радуемся их успехам, как своим, мы подпитываемся их неуемной энергией и их чистым разумом.

Воспоминания. Вызвать нужные для вдохновения чувства можно воспоминаниями, они могут быть различными в зависимости от того, какой след они оставили в вашей душе. Счастливейшие моменты вашей жизни помогут создать позитивный настрой, а грустные эмоции, заставят переосмыслить пережитое и начать новую жизнь.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник