19.07.2019

Валериана лекарственная (маун, мяун, кошачья трава), ее действие и применение при различных заболеваниях. Действие и применение. Просмотр содержимого документа «Викторина «Зеленая аптека».»


Викторина по теме: Лекарственные растения

Цель:
1) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных;
2) показать многообразие лекарственных растений своей местности

1-й тур

1.Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква, содержит лимонную кислоту).

2.Плоды каких кустарников богаты витамином С?
(Черная смородина, шиповник).

3. Какие болезни лечит красавица берёза?
(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

4.Назовите самое распространенное лекарственное дерево?

5.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
(Шиповник и черёмуха.)

6.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?
(Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

7.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

8.Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?
(Приложить лист подорожника)

9.Какую траву очень любят кошки? При каких болезнях она помогает?
(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах).

Краткая информация для детей.
Считалось,что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского означает «быть здоровым».В лечебных целях используют корневище валерианы. Отвары и настои применяют в медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, а также как отличное успокаивающее средство.

2-й тур называется «Узнай растение».

а) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено,холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

(Ответ: ветреница).

б) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери ее в рот- она ядовита.

(Ответ: ландыш)

в) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

(Ответ: колокольчик)

3-й тур называется «Отгадайка».

Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

Семя;

Взрослое растение с плодами и семенами;

Проросток с развивающим корешком;

Взрослое растение с цветками;

Проросток с развивающимися стеблем и листочком

(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающим корешком; 3. Проросток с развивающимися стеблем и листочком; 4. Взрослое растение с цветками;
5. Взрослое растение с плодами и семенами.)

4-й тур называется «Отгадай загадки».

1.На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.
(Пастушья сумка).

2. На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки.
(Шиповник)

3.Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.
(Женьшень)

4.Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
(боярышник)

■ Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).

■ Какое лекарственное растение используется как наружное средство при лишаях и нарывах? (Лопух).

■ Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).

■ Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

■ Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа).

■ Из каких ядовитых растений изготовляют лекарство? (Дурман, белладонна, белена).

■ Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха).

■ Какое растение получило название «мяун-трава»? (Валериана).

■ Какое лекарство из него изготавливают? (Сердечные капли).

■ Какое ядовитое растение употребляется для лечения в качестве глазных капель? (Вороний глаз).

■ Какое лекарственное растение питается мухами и комарами? От какой болезни готовят из него лекарство? (Росянка, от бородавок).

■ Кору какого кустарника применяли против малярии до появления хинина? (Кору ивы).

■ Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку? (Соком чистотела).

■ Какое лекарственное растение носит название «глаза птицы»? (Вороний глаз).

■ Какое растение индейцы называют «след белого»? Почему? (Подорожник. В Америку это растение привезли европейцы).

■ Какое лекарственное растение можно есть сырым, вареным, печеным и жареным? (Лопух).

Подведение итога.

ГБУ СО Социально – реабилитационный центр для

Несовершеннолетних « Надежда».

Викторина

«Трава у нашего дома».

(знакомство с лекарственными растениями)

Воспитатель старшей группы: Куангалиева Г.Ю.


ЗАКАЗАТЬ

ЗАКАЖИ СЕЙЧАС!

Валериана "Авита" 50 г при бессоннице.неврозах,спазмах желудка и кишечника

Валериана лекарственная

Родовое название – древнее название растения, которое произошло, очевидно, от латинского глагола valere – быть здоровым. Видовое определение в переводе с латинского означает аптечная.

Валериана лекарственная – многолетнее травянистое растение с вертикальным коротким корневищем и многочисленными придаточными корнями, обладающими после выкапывания своеобразным запахом. Стебли прямостоячие, ребристые, внутри полые, высотой 50-150 (200) см. Цветки мелкие, с тонким приятным ароматом, белые или светло-розовые, собраны в щитковидные полузонтики на верхушке стебля и в пазухах верхних листьев.

Цветёт в июне-июле; плоды созревают в июле – сентябре.

Под названием "валериана лекарственная" подразумевается сборный вид, включающий различные виды: очереднолистную, волжскую, пышную или блестящую, болотную, побегоносную, сомнительную и многие другие. Они отличаются по характеру кущения, форме сегментов листа, их числу и другим вегетативным признакам. Все они практически используются в медицине.

Растёт валериана на торфяных и травяных болотах, заболоченных и влажных лугах, по берегам водоемов и канав, среди кустарников, на лесных полянах. Встречается в европейской части России, кроме степных районов, а очереднолистная – в Сибири (от Енисея до устья Амура и юга Приморского края).

Дикорастущей валерианы не хватает, поэтому её культивируют. Семена её быстро теряют всхожесть, почему используют только свежие.

Сбор и сушка

В качестве лекарственного сырья используют корни валерианы, которые собирают только от старых растений весной или осенью.

Растения выкапывают лопатами, а на болотах – вилами (на плантациях выпахивают плугами), отряхивают землю, затем отрезают всю надземную часть, толстые корневища режут вдоль на 2-4 части, стараясь сохранить корни. Половинки корневищ с корнями разъединяют, снова отряхивают землю и быстро моют, а затем ополаскивают водой. В лунки, образовавшиеся при копке, стряхивают плоды, чтобы на этом месте снова выросла валериана. При соблюдении этого правила чередование заготовок можно производить через год.

Собранное сырьё оставляют в хорошо проветриваемом помещёнии для завяливания (можно в ящиках с перфорированными стенками) или раскладывают слоем не более 15 см и периодически ворошат. При этом происходят ферментативные процессы и корни приобретают сильный своеобразный запах. После этого сырьё переносят на чердаки, в хорошо проветриваемые сараи, под навесы и сушат до тех пор, пока они станут ломкими. При сушке в сушилках температура не должна превышать 35-40°. Высушенное сырьё складывают в кучи и оставляют на несколько дней. Вследствие гигроскопичности корни поглощают влагу (как говорят, "отходят"), перестают быть ломкими, что не создаёт повышенной измельченности при упаковке. Чтобы снизить содержание минеральной примеси, в случае повышенного содержания песка, земли, торфа и т. п., высушенное сырьё просеивают через решето. Завяливать и сушить валериану следует в местах, недоступных для кошек, на которых она действует возбуждающе, и они могут причинить значительный вред сырью, загрязняя его и растаскивая.

Химический состав

Корневища с корнями валерианы содержат 0,5-2 % эфирного масла, главной составной частью которого является сложный эфир спирта борнеола и изовалериановой кислоты. Кроме этого, содержатся свободные изовалериановая кислота и борнеол, эфиры борнеола с муравьиной, уксусной, масляной и другими кислотами, миртенол, пинен, камфен, терпинеол, лимонен и другие терпеноиды. Обнаружен также алкалоид актинидии в виде гидроксифенилэтиловой соли (листья и свежие корневища содержат ещё алкалоиды валерин и хатинин). Имеется неизученный гликозид валерид, дубильные вещества, сахара. Корни содержат гораздо больше эфирного масла, чем корневища.

В отличие от других видов сырья у валерианы нет главного действующего вещества. Действие на организм объясняется комплексом биологически активных соединений, хотя сильнее всех компонентов действует на организм её эфирное масло.

Действие и применение

Препараты валерианы обладают седативным, спазмолитическим и слабым желчегонным действием. Валериана – самое известное успокоительное средство, применяемое как при легких формах неврозов и потрясениях, так и при эпилепсии и конвульсиях. Раньше считали, что успокаивающий эффект валерианы связан с усилением процессов торможения в коре мозга. Однако установлено, что она действует и на подкорковые образования, в частности на восходящую активизирующую систему ретикулярной формации ствола мозга, понижая её активность. Поэтому препараты валерианы широко применяются для лечения неврозов, различных соматических заболеваний, сопровождающихся повышенной возбудимостью. Они усиливают действие снотворных, нейролептических средств, бромидов и спазмолитиков.

Водные и спиртовые вытяжки корней валерианы используют при болях в желудке, при метеоризме (особенно у грудничков), при лечении инфекционных заболеваний. Есть аптечные формы препаратов на основе валерианы в виде сухого экстракта и различных сборных желудочных и успокоительных капель.

Валериану назначают в виде настойки (25-30 капель на прием), экстрактов густого и сухого в драже (по 1-2 драже 3 раза), а также настоя из расчета 10,0 г на 200 мл воды. Рекомендует употреблять валериану и в виде чая: 8-10 г измельченного корня заливают стаканом крутого кипятка и герметически закрывают. Охлаждают, процеживают и принимают на ночь 1/2 стакана при бессоннице; либо выпивают содержимое стакана на протяжении дня (при повышенной раздражимости).

Еще лучше готовить настой в термосе.

Из свежих корневищ валерианы можно приготовить настойку из расчета 1 часть сырья на 5 частей 70%-ного спирта; настаивать 1 месяц.

Корневище с корнями валерианы входит в состав сборов, назначаемых при бессоннице, неврозах, неврастении, ишиасе, климаксе, эпилепсии, тахикардии, гипертонической болезни, атеросклерозе, миокардиосклерозе, ахилии, остром гастрите, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенном колите.

Валериана входит как составная часть в препараты корвалол и валидол.

Внимание!

У некоторых людей и животных препараты на основе валерианы могут вызывать обратную реакцию возбуждения, проявление агрессивности и расстройство пищеварения.

Многие люди не переносят валериану, поэтому её необходимо принимать под наблюдением врача и строго индивидуально, не более 1,5 месяца без перерыва, поскольку возможны различные осложнения (головные боли, беспокойство и др.).

Источник информации

  1. Иллюстрированная энциклопедия "Лекарственные травы России";
  2. "Лекарственные растения леса" Никиточкин Т.Д.;
  3. "Лекарственные растения" Попов В.И., Шапиро Д.К., Данусевич И.К.;
  4. Иллюстрированная энциклопедия "Лекарственные растения луга".

Лекарственное растительное сырье

Седативного действия

КОРНЕВИЩА С КОРНЯМИ ВАЛЕРИАНЫ –

RHIZOMATA CUM RADICIBUS VALERIANAE

Валериана лекарственная - Valeriana officinalis L.

Сем. Валериановые – Valerianaceae

Другие названия: маун аптечный, кошачий корень, сорокоприточная трава, трясовичная трава, маун, мяун

Распространение: Практически повсеместное. Зарослей, удобных для заготовки, не образует, поэтому культивируется в средней полосе. На плантациях получают сырье лучшего качества. Корневища у культивируемых растений вдвое больше. Возделывают высокоурожайные сорта "Маун" и "Кардиола".

Местообитание: В степи, по каменистым горным склонам, преимущественно на влажных лугах, в поймах рек, среди кустарников, на болотах, в лесах. В северных районах валериана имеет более тонкие корни, в южных районах корневище и корни крупнее. Возделывается на плодородных, лучше лугово-болотных почвах или на влажных участках. Почву удобряют минеральными удобрениями азота, фосфора, калия в соотношении 1:3:2. Размножают свежими семенами. Посев летний, осенний или предзимний на глубину 1-2 см с междурядьями 45-60 см. В последнее время размножают корневищными отпрысками и выращивают как однолетнюю культуру. Урожай корней 20-25 ц/га.

Жизненная форма: Многолетнее травянистое растение, произрастающее в Свердловской области.

Заготовка: Сырье заготовляют осенью в фазе плодоношения или ранней весной. Сырье отряхивают от земли, моют в проточной воде в плетеных корзинах или корнемойках, просушивают, затем подвергают провяливанию и ферментации, складывая слоем 15 см на 3-5 дней, после чего оно темнеет и усиливается характерный валериановый запах.

Охранные мероприятия: После выкапывания подземных частей семена с растения отряхивают в ту же лунку, где были корни, и засыпают землей; кроме того, на месте сбора оставляют все мелкие растения и часть крупных для возобновления зарослей. Стебли с семенами обрезают, не повреждая корневища. Растения размножаются корневищами.

Сушка: Досушивают более тонким слоем. Сушка: естественная (воздушно-солнечная и воздушно-теневая), искусственная при температуре 35-40 С 0 .

Внешние признаки: (ГФ XI) Корневище вертикальное, короткое, слегка коническое, толстое, бугристое, длиной до 4 см, толщиной до 3 см, с рыхлой сердцевиной или полое с поперечными перегородками. Излом зернистый, слабоволокнистый. От корневища отходят многочисленные тонкие цилиндрические корни, гладкие, ломкие, длиной до 40 см и более, толщиной до 3 мм. Цвет наружной поверхности от светло-бурого до темно-бурого. Цвет излома от желтоватого до коричневого. Запах сильный, специфический. Вкус пряно-горьковатый.



Химический состав:

Ø эфирное масло (борнилизовалерианат),

Ø изовалериановая кислота,

Ø валепотриаты.

Фармакологические свойства:

Ø Седативное,

Ø спазмолитическое,

Ø желчегонное.

Лекарственные препараты: Настой, настойка, настойка в составе комплексных препаратов: «Капли Зеленина», «Ландышево-валериановые капли» и др., густой экстракт в виде таблеток в оболочке, комплексные препараты «Персен», «Валоседан», «Ново-Пассит», «Санасон» и др. Сборы успокоительные, ветрогонный, желудочный.

Применение: Хотя в лечебной практике настой и настойка валерианы применяют давно, мнения об их активности как седативного средства расходятся. Одни авторы указывают на большую ценность валерианы как седативного средства, другие относят ее к малоэффективным лечебным препаратам. Возможно, эти разногласия объясняются нестандартной активностью разных серий валерианы, продаваемой в аптеках.

Валериану применяют по различным показаниям: как успокаивающее средство при хронических функциональных расстройствах центральной нервной системы, при неврозах, истерии - невротическом состоянии, характеризующемся резким нарушением взаимоотношений первой и второй сигнальных систем (повышая тонус корковых клеток, валериана в этом случае приводит к установлению нормальных взаимоотношений указанных систем); при эпилепсии наряду с другими лечебными мероприятиями, возбуждениях на почве психической травмы, бессоннице, мигрени; при неврозах сердца и хроническом нарушении коронарного кровообращения, болях в области сердца; при гипертонической болезни, для снижения возбудимости коры головного мозга и уменьшения вегето-сосудистых расстройств; при сердцебиении, экстрасистолии, пароксизмальной тахикардии, связанных с невротическим состоянием.



Препараты валерианы используют при неврозах желудка, сопровождающихся болью спастического характера, запором и метеоризмом, при нарушениях секреторной функции железистого аппарата желудочно-кишечного тракта; при дисфагии, особенно при кардиальном спазме, носящем стойкий характер; заболеваниях печени и желчных путей в комплексной терапии; при тиреотоксикозе с тягостными субъективными симптомами (ощущение жара, сердцебиения и т. д.); несахарном мочеизнурении; при некоторых видах авитаминозов как успокаивающее средство, при климактерических расстройствах и ряде других болезней, сопровождающихся нарушением сна и повышенной раздражительностью. Валериана усиливает терапевтический эффект малых доз аминазина, снотворное влияние барбамила, стабилизирует сосудорасширяющие эффекты при стенокардии, оказывает десенсибилизирующее действие, тонизирует вазомоторные центры. Валериана улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы.

Валериана более эффективна при систематическом и длительном применении ввиду медленного развития терапевтического действия.

Для потенцирования действия нейролептических средств и снижения их доз валериану применяют вместе с аминазином. Применяют ее также при ранних и поздних токсикозах беременности как успокаивающее средство.

Настой валерианы используют в комплексной терапии ожирения в качестве анорексигенного средства. Подавляя гипоталамические центры аппетита, валериана снижает чувство голода, подавляет аппетит, помогает переносить ограничение пищи. С этой целью назначают настой валерианы (10,0:200,0) 3-4 раза в день перед или вместо еды.

Как правило, валериана хорошо переносится, однако у некоторых больных гипертонической болезнью она дает противоположный возбуждающий эффект, нарушает сон, вызывает тяжелые сновидения.

Одним из компонентов лечебного действия валерианы является ее запах, рефлекторно действующий на центральную нервную систему. Возможно и ингаляционное (через легкие) поступление лечебных веществ в организм.

Настой корня валерианы (Infusum radicis Valerianae): 10 г высушенных корней и корневищ валерианы заливают 200 мл кипящей воды, нагревают на водяной бане в течение 15 мин, затем настаивают 2 ч, процеживают, принимают по 1 столовой ложке 3-4 раза в день.

Сбор успокоительный (Species sedativae). Состав: 1 часть корней и корневищ валерианы, 2 части листьев мяты и вахты трехлистной и 1 часть шишек хмеля. Смесь измельчают, берут 1 столовую ложку, заливают 2 стаканами кипящей воды, настаивают 30 мин, процеживают и принимают по. 1/2 стакана 2 раза в день.

Настойка валерианы (Tincturae Valerianae) готовится на 70% спирте в соотношении 1:5. Назначают внутрь взрослым по 15-20 капель на прием 2-3 раза в день; детям на прием столько капель, сколько лет ребенку. Выпускают во флаконах по 30 мл.

Экстракт валерианы густой (Extractum Valerianae spissum). Применяют в таблетках, покрытых оболочкой, по 2 таблетки на прием. Каждая таблетка содержит 0,02 г экстракта валерианы густого.

Валокормид (Valocormidum) - комбинированный препарат, содержащий настойки валерианы и настойки ландыша по 10 мл, настойки красавки 5 мл, бромида натрия 4 г, ментола 0,25 г, воды дистиллированной до 30 мл. Применяют при сердечно-сосудистых неврозах, брадикардии. Выпускают во флаконах по 30 мл. Назначают по 10-20 капель 2-3 раза в день.

Валоседан (Valosedan) - комбинированный препарат, содержащий 0,3 г экстракта валерианы, 0,15 г настойки хмеля, 0,133 г настойки боярышника, 0,83 г настойки ревеня, 0,2 г барбитала натрия, 20 мл спирта этилового, воды дистиллированной до 100 мл. Производится в Чехословакии. Применяют как успокаивающее средство при неврозах и неврастении по 1 чайной ложке 2-3 раза в день.

Корвалол (Corvalolum) по действию аналогичен препарату "Валокордин", поступающему из Германии. Состав: этилового эфира а-бромизовалериановой кислоты 20 г, фенобарбитала 18,26 г, масла мятного 1,4 г.

Капли камфорно-валериановые (Tunctura Valerianae cum Camphora) состоит из 10 г камфоры и настойки валерианы до 100 мл. Назначают по 15-20 капель 3 раза в день в качестве успокаивающего средства.

«Санасон» - комбинированный препарат, содержащий по 60 мг экстракта валерианы и 100 мг экстракта хмеля.

«Пассифит» - комбинированный препарат, содержащий 200 мг густого экстракта валерианы, 0,4 мл жидкого экстракта шишек хмеля, 10,0 мл жидкого экстракта чабреца, 0,4 мл настойки мяты перечной.

«Персен» - комбинированный препарат, содержащий 50 мг Сухого экстракта валерианы, 25 мг сухого экстракта мелиссы, 25 мг сухого экстракта мяты перечной.

«Ново-Пассит» табл.- комплексный препарат, содержащий сухой экстракт растений: валериана лекарственная, мелисса лекарственная, зверобой продырявленный, боярышник кроваво-красный, пассифлора инкарнатная, хмель обыкновенный, бузина черная.

Настойка входит в состав ландышево-валериановых капель, капель Зеленина.

ЛИСТЬЯ МЯТЫ ПЕРЕЧНОЙ –

    Земляника: «Я черники много лучше», -

    Я Учитель: Возразила ей черника:

    «Я полезней, спору нет.

    «С вами, девочки, поспорю,-

    Майский ландыш предложил.

    Он сказал:

    Черника.

    «Я полезней, спору нет.

    Потому что для людей я на сто бед один ответ.

    Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.

    Обладаю я уменьем лечить горло у детей.

    При гастрите и колите мой настой поможет всем.

    При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»

    «С вами, девочки, поспорю,-

    Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

    Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.

    Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

    Майский ландыш предложил.

    И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.

    Все, кого они встречали, только стеблями качали:

    Говорили, что они и полезны, и нужны.

    И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,

    И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.

    Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.

    Он сказал:

    «Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья

    Ландыш: Учитель: Ландыш:

    Учитель:

    Шалфей:

    -Давайте

Задания для викторины :

(Слайд 2) Ответ: Подорожник

(Слайд 3)

(Слайд 4)

(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи —хорошее

средство от кашля. 1

(Слайд 6) Ответ: Шиповник.

(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.

  1. (Слайд 8) Ответ:

(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ:

(Слайд 10)

(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.

  1. (Слайд 12) Ответ: Алоэ.

(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.

(Слайд 14) Ответ: Петрушка.

(Слайд 15) Ответ: Герань.

(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое.

(Слайд 17) Ответ: Мята.

(Слайд 18) Ответ: Лиственница.

(Слайд J 9)

А сейчас мы с вами немного поиграем.

Просмотр содержимого документа
«Викторина «Зеленая аптека».»

Викторина «Зеленая аптека»

Цели: - развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях; формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Ход занятия.

Слово педагога : ЗДАВСТВУЙТЕ дорогие ребята и гости мы рады приветствовать вас у нас на мероприятии «Зеленая аптека»

Сегодня я вам расскажу какие есть лекарственные растения, как их нужно собирать. Раньше, когда не было таблеток, люди лечились травами. Из поколения поколению люди передавали разные рецепты и способы, которые помогают вылечить больного при помощи трав.

В настоящее время делают таблетки из синтетических препаратов. Но и лекарственные травы не забыты.

Из лекарственных трав получают: отвары, сиропы, порошки, мази, капли, настои.

Лекарственные растения используют при изготовлении зубных паст и лечебных кремов, косметике.

Лекарственные растения нужно собирать внимательно и аккуратно. Правша: В сухую погоду.

Не смешивать разные лекарственные растения. Нельзя сушить на солнце. Нельзя собирать с песком, землей.

Замечательное богатство, которым наделена наша планета-это природа. Нет на Земле человека, чья;жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться га красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.

Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.

И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без та?

    Сообщение целей занятия. - Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.

Выступление ученика 1 :

Травы лечебные, травы целебные! Нет на земле бесполезной травы! Все растения надо знать, Их беречь и охранять. Ведь из трав лесного царства Люди делают лекарства.

Выступление ученика 2 :

Растения - постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.

Выступление ученика 3 :

В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

2. Основная часть.

    Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?

    Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?

    просмотр инсценировки стихотворения Руси Белой Учитель: Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.

Как черника с земляникой разбирались, кто же прав: Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней.

Земляника: «Я черники много лучше», -

Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит. Ещё жажду утоляю и желудку помогаю. Мой лекарственный настой от простуд рецепт простой. Я давление снижаю, биться сердцу помогаю, Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!» Учитель: Возразила ей черника:

«Я полезней, спору нет.

Потому что для людей я на сто бед один ответ.

Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.

Обладаю я уменьем лечить горло у детей.

При гастрите и колите мой настой поможет всем.

При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»

«С вами, девочки, поспорю,-

Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.

Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

Майский ландыш предложил.

И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.

Все, кого они встречали, только стеблями качали:

Говорили, что они и полезны, и нужны.

И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,

И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.

Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.

Он сказал:

«Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»

Черника.

Ландыш: Учитель: Ландыш:

Учитель:

Шалфей:

-Давайте и мы вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.

делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.

    проведение викторины «Зеленая аптека» среди двух команд:

    Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.

    совещание команд, выбор названия, капитанов ответы на вопросы викторины поочередно.

Задания для викторины :

    Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?

(Слайд 2) Ответ: Подорожник

    Какое растение получило название «мяун-пграва»? Какое лекарство из него изготавливают?

(Слайд 3) Ответ: Валериана. Сердечные капли.

3. Какая ягода заменит лимон?

(Слайд 4) Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.

      Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи -хорошее

средство от кашля. 1

      Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

(Слайд 6) Ответ: Шиповник.

      Название этого растения говорит само за себя - оно лечит многие кожные заболевания.

(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.

      Какое растение поможет укрепить волосы? (Слайд 8) Ответ: Лопух большой, крапива двудомная

      О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.

(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

      Нарядные платьица, желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке, Если случится тебе простудиться: Привяжется кашель, поднимется жар - Подвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Слайд 10) Ответ: Нивяник обыкновенный.

      Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.

      Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке. Другое его название столетник.

      (Слайд 12) Ответ: Алоэ.

      Быстро убивают вредные бактерии.

(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.

      Эти резные листочки лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

* Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.

(Слайд 14) Ответ: Петрушка.

      Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.

(Слайд 15) Ответ: Герань.

      Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.

(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое..

      С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте.

(Слайд 17) Ответ: Мята.

      Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды - летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.

(Слайд 18) Ответ: Лиственница.

      Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Слайд J 9) Ответ: Плоды чёрной смородины.

Слово педагога: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами немного поиграем...

Конкурс: «Сортировка»

        Выбрать 2 команды;

        В тазах смешаны картинки, нужно разобрать лекарственные растения от сорняков и прикрепить их к нужному ватману.

        Подведение итогов, отметить лучшую команду.

Кроссворд (Презентация)

          Растет зеленою стеной, Ее обходят стороной, Колючая и злая дива. А как зовут траву? (крапива) (слайд 1)

          Он сорняк, он цветок. От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый (одуванчик) (слайд 3)

          Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (подорожник) (слайд 5)

Любит сад и огород, Вдоль дорог она растет. Если влажно и тепло, Хорошеет всем назло! Ей на радость, вам - беда. Что в огороде? (лебеда) (слайд 7)

    Шарик нежно-голубой, Хоть колючий, но не злой. И в букете он не плох. Кто такой? (чертополох) (слайд 9)

    Если травку ты сорвешь, Руки, знай, не ототрешь. Доктор всех аптечных дел, Кто лечит ранки? (чистотел) (слайд 11)

    Если что-то заболит, Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой) (слайд 13)

    Неприметна среди трав, У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?- Ароматная... (душица) (слайд 15)

Конкурс: «Собери букет» (участие принимают воспитатели групп)

            Две команды воспитателей;

            Команды стоят за ватманами и не видят что делает предыдущий участник;

            Задание: наклеить цветы в корзину формируя букет...

            Яодведение итогов, отметить лучшую команду.

Слово педагога:

- Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.

В зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мыло,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

    подведение итогов.

    Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, ной к тем, которые повсюду окружают нас -ив природе, и в саду, и дома...

Выступление ученика 4 :

... Давай про йдёмся медленно по лугу И «здравствуй!» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Самед Вургун

Просмотр мультфильма: «с Юсем на природе часть восьмая «Юсь рассказывает о лечебных растениях»»

Итог мероприятия. Рефлексия.

Дорогие ребята вот и подошло к концу наше мероприятие, за это время мы с вами познакомились с лечебными растениями, научились отличать их от сорняков. Узнали какие растения для чего предназначены.

    Вам понравилось наше мероприятие?

    Наши конкурсы?

Хотелось бы поблагодарить вас за активное участие и за дисциплину. Спасибо за внимание!


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник