05.09.2019

Тренинг искусство общения для подростков. Схема решения проблемы. Кому потребовалось меньше всего зеркальных «отражений»


Цель: Развитие коммуникативных способностей: учиться проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учиться умению договариваться, обсуждать замысел работы.

Продолжительность 1 час 40 минут.

  1. «Презентация» (10 мин.)
  2. «Да-Нет» (5-7 мин.)
  3. «Очередь» (15-20 мин.)
  4. «Коллаж» (15-20 мин.)
  5. «Чувства» (15-20 мин.)
  6. «Скажи приятное» (10-15 мин.)
  7. «Обсуждение тренинга» обратная связь (10-15 мин.)

Время: 10 минут.

Цель: знакомство группы участников тренинга, положительный настрой на работу.

Участники образуют два круга внутренний и наружный, становятся лицом друг к другу, ведущий предлагает участникам задавать любые интересующие вопросы. По команде ведущего внутренний круг движется, переходя к следующему участнику.

Участники группы садятся в круг и начиная с ведущего представляют свой образ группе.

Ведущий предлагает: попробуйте в одной двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

Обсуждение:

2. Упражнение «Да-Нет»

Время: 5-7 минут.

Цель: повышение общего тонуса группы.

Участники делятся на две равные подгруппы, встают друг напротив друга и по команде ведущего одна группа выкрикивает слова ДА другая НЕТ.

Выигрывает та группа, кому удалось быстро сплотиться, более консолидировано и громко произнести свое слово.

3. Упражнение «Очередь»

Время: 15-20 минут.

Цель: развитие непосредственного коммуникативного поведения.

Из группы выбирается 8 человек, из которых 1 человек водящий, 7 человек становятся друг за другом (в очередь) а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. «Очередь» при этом имеет игровую задачу не пропустить «Нахала» к покупке.

Остальные члены группы рассаживаются и наблюдают.

Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил, и кто не пропустил «нахала», какие средства были применены водящим (просьба, угроза, шантаж)

4. Упражнение «Коллаж»

Время: 20-30 минут

Цель: Развитие личностной и групповой активности, формирование творческого мышления.

С помощью жеребьевки группа делятся на 4 подгруппы. Каждая получает задание и сообща в течение 10-15 минут выполняет его.

Ведущий: сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса.

Темы:

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

Обсуждение коллажей и хода работы над ними. Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

Вопросы для обсуждения:

5. Упражнение «Чувства»

Время: 15-20 минут.

Цель: Умение выражать эмоции, чувства в коллективе.

Все участники делятся на подгруппы по 5-6 человек.

Ведущий раздает каждой подгруппе карточки, на которых обозначены человеческие эмоции:

  1. радость;
  2. гнев;
  3. безразличие;
  4. разочарование;
  5. негодование;
  6. возмущение;
  7. поддержка;
  8. заинтересованность;

Каждая подгруппа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками тренинга, с описанием ситуации в школе в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

6. Упражнение «Скажи приятное»

Время: 10-15 минут.

Цель: закончить занятия на позитивной ноте.

Ведущий: предлагает всем участникам тренинга поблагодарить друг друга за работу. (ведущий начинает первым затем все остальные по кругу).

Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

7. Обсуждение тренинга (обратная связь)

Время: 10-15 минут.

Вопросы:

  1. Как вы отнеслись к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Что не понравилось? Почему?

Ход тренинга

Состав группы: 10-12 человек.

Материалы: Бумага А3, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы, мяч, карточки с темами (см. Приложение 1 , Приложение 2 ).

Условия: Просторное помещение, 3 стола, стулья по числу участников.

Уважаемые участники сегодня мы будем действовать в игровых ситуациях, и обсуждать свои действия.

1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»

Попрошу вас разделиться на две равные подгруппы. Нам нужно организовать два круга внутренний и наружный. Встаньте лицом друг к другу, вы можете задавать интересующие вас вопросы своим коллегам, затем по моей команде внутренний круг по часовой стрелке переходит к следующему участнику.

Давайте сядем в круг и в одной, двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

Обсуждение:

– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?

– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?

Продолжим!

2. Упражнение «Да-Нет»

Нам нужно разделиться на две равные подгруппы и встать друг напротив друга. Хорошо! Задание такое – по моей команде эта (показываю рукой) выкрикивает слово ДА, а эта команда слово НЕТ. Выиграет та группа, которой удастся более громко и дружно произнести свое слово. Запомнили? Начали!

Ну, что же я думаю, что обеим группам удалось стать настоящей командой! Замечательно! Вы просто молодцы

3. Упражнение «Очередь»

Нам нужно 8 человек, есть желающие поиграть?

Отлично! 7 – человек представьте, что вы уже долгое время стоите в очереди в магазине, все очень устали, многие торопятся, опаздывают. И вот этот гражданин (показываю на 8-ого участника) хочет пройти к прилавку магазина без очереди. Ваша игровая задача не пропустить «нахала» к покупке. А твоя задача (обращаюсь к 8-му участнику) завязать разговор с каждым стоящим в очереди, попытаться любыми способами достичь своей цели.

Остальные (участники тренинга) рассаживайтесь пожайлуста и наблюдайте!

Затем производится общее обсуждение.

Хорошо! Всем спасибо, присаживайтесь, пожалуйста!

Скажите, какие средства были применены (называю имя 8-го участника) для достижении цели (просьба, угроза, шантаж и т. п.)?

Кто как реагировал (из очереди)?

Какие методы достижения цели были эффективными?

У нас хорошо получается! Продолжим!

4. Упражнение «Коллаж»

Пожалуйста, давайте разделимся на группы по5-6 человек. Сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса. Каждой подгруппе раздать карточку с заданием:

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

После выполнения задания вам нужно будет презентовать свою работу!

Раздать бумагу А3, журналы, клей, ножницы. На выполнение задания вам отводится 10-15 минут.

Отлично! Кто уже готов? (каждая группа презентует свою работу)

Большое спасибо, присаживайтесь по местам. (так же подгруппами)

Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
  2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
  3. Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
  4. Понравился ли вам данный вид работы?

5. Упражнение «Чувства»

Сейчас я каждой подгруппе раздам карточки, на которых изображены человеческие эмоции.

Каждая группа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками, с описанием ситуации в школе, в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.

На подготовку задания дается 5-7 минут.

Большое спасибо, присаживайтесь.

6. Упражнение «Скажи приятное»

Предлагаю всем участникам поблагодарить друг друга за работу. Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

(начинаю первой, затем все остальные по кругу, передаю мячик)

Спасибо всем за работу! Вы просто молодцы! Сегодня все были активны, быстро справлялись с поставленными задачами. Особая благодарность…. За находчивость, за артистизм,

Надеюсь, что на следующее занятие вы также придете с желанием работать! (передаю мячик по кругу)

7. Обсуждение тренинга (обратная связь)

А теперь дорогие друзья давайте вернемся в нашу действительность.

Вспомним, что замечательная пора отрочества уже позади. И все мы занимаемся благородным и в то же время ответственным делом. Работаем с детьми, помогаем им справляться с трудностями.

Уважаемые коллеги! Давайте скажем несколько слов о том:

  1. как вы относитесь к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
  4. Что не понравилось? Почему?

Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!

Тренинг помогает решить проблемы, связанные с пониманием себя и окружающих.

Подростковый возраст - это очень непростое время для самих ребят и их родителей. Поиски себя, общение со сверстниками, родственниками и учителями, первая любовь и первая вражда…

На тернистом пути взросления каждому требуются поддержка и понимание. Причем, большинство подростков не обсуждают свои проблемы с родителями и школьными педагогами, предпочитая самостоятельно искать выход из трудных ситуаций. Отсюда – стрессы, нерешенные конфликты и комплексы, которые в дальнейшем омрачают жизнь уже взрослому человеку.

Цель тренинга:

формирование навыков позитивного поведения.

Участники тренинга: школьники от 12 до 16 лет.

Тренинг «Мастерство общения для подростков» – это:

  • формирование навыков конструктивного общения и позитивного поведения;
  • принятие ответственности за свои поступки;
  • уверенное поведение и умение противостоять групповому давлению;
  • управление собственными чувствами и эмоциями.

Продолжительность тренинга: 5 занятий по 3 часа.

Преимущества тренинга:

  • тренинг проводит профессиональный психолог, специалист по подростковому возрасту;
  • обучение проходит в игровой форме, теория преподносится в доступном виде;
  • на занятиях прорабатываются реальные ситуации из жизни участников тренинга

Тренинг «Мастерство общения для подростков» состоит из 2 уровней:

Первый уровень. Посмотреть программу

Занятие 1.

Знакомство. На первом занятии происходит знакомство ребят друг с другом и прояснение ожиданий каждого из участников, чтобы на последующих занятиях интересы каждого были учтены. Знакомство – это не только умение вступить в беседу и начать общение, грамотно задавая вопросы, но и умение рассказать о себе, заинтересовать собеседника. Поэтому большое внимание уделяется и знакомству с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами, своими желаниями.

Занятие 2.

Общение. На этом занятии мы не только учимся навыкам эффективного общения, но и наблюдаем за собой:

  • Как мы общаемся на самом деле.
  • Что такое общение и зачем оно нужно, что такое эффективное общение и можно ли не только активно говорить, но и активно слушать?
  • Как рождаются слухи и мнение о нас и почему мы любим сплетничать?
  • Можно ли общаться по правилам?
  • Как себя вести, если хочется поспорить?

Занятие 3.

Я и другие. Как же трудно и страшно нам бывает, когда мы хотим выразить свое мнение уверенно и вслух, чтобы другие его услышали и считались с ним. А что вообще значит «уверенно»?

На этом занятии мы учимся отличать уверенное поведение от агрессивного:

  • как правильно выражать свою точку зрения и недовольство чем-то, чтобы не обидеть других и остаться при этом услышанным;
  • как грамотно делать комплименты и давать обратную связь.
  • Как избежать опасных предложений и не остаться в глазах других «слабаком»?

Занятие 4.

Чувства и эмоции. В этом возрасте нас обуревают самые сильные эмоции: мы не знаем, откуда они берутся, и не понимаем, куда они уходят.

Мы можем раздражаться по пустякам и, наоборот, сохранять полное спокойствие в стрессовой ситуации. Взрослые каждый раз, при общении с подростками, ходят по минному полю.

Надо ли терпеть или взрываться при первой возможности? Чем грозит подавление наших чувств? Как научиться их вовремя распознавать и выражать без ущерба для себя и окружающих?

Занятие 5.

Завершение. Рано или поздно все заканчивается, и мы не всегда готовы к этому. Любое расставание приносит горечь разлуки, но и оставляет надежду на новую встречу.

На последнем занятии мы подводим итоги и делимся опытом и впечатлениями, которые мы получили за прошедшее время.

Учимся завершать отношения и приходить к осмыслению того, что завершение отношений является естественной частью самих отношений.

Вторая ступень - для ребят прошедших начальный уровень.

  1. Знакомство. Трудности общения с другими людьми, деление личным опытом в преодолении сложностей; ожидания участников, создание безопасной атмосферы, актуализация позитивного опыта каждого из участников.
  2. «Почему я не такой, как все?». Богатство и секреты моего мира, в чем моя индивидуальность и в чем моя схожесть с другими.
  3. Школа в удовольствие. Я и одноклассники - как не стать изгоем, как влиться в новый коллектив, как отстаивать свое мнение, как добиться уважения. Как стать услышанным Я и учителя - как понравиться учителю и при этом не испортить отношения с одноклассниками.
  4. Я и родители: взаимоотношения с родителями; как налаживать контакт, как понимать друг друга; как говорить, что я взрослый.
  5. Я и родители: мои секреты; как говорить на откровенные темы и стоит ли.
  6. Взаимоотношения с противоположным полом. Любовь и влюбленность; что такое первая любовь; как признаться другому в своих чувствах, как понять, взаимно ли чувство; если мама против.
  7. Ловушки взрослой жизни. Плохие компании, как относиться к опасным предложениям, как выбраться из плохих компаний.
  8. Мои планы на взрослую жизнь. Как понять, что я хочу; в чем мое будущее.

А также для школьников развивающие курсы:


ОН-ЛАЙН СКИДКА 5% ПРИ ОПЛАТЕ ЗА 7 ДНЕЙ и ранее! Высчитывается автоматически

ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружаю­щих людей, активизация механизмов самопознания и самовыра­жения.

Целевая группа: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.

Необходимые материалы: бумага, ручки, стулья по количе­ству участников, несколько старых газет, лист ватмана, маркер, ви­деодвойка.

Организация занятий: программой предусмотрено 5 занятий по 40 минут каждое.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: создание благоприятной обстановки для личностного са­мораскрытия.

Необходимые материалы: большой лист ватмана или бума­ги, маркеры, бумага, ручки, несколько старых газет.

ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Цель: Выработать правила, по которым будет проходить каждое занятие; определить штраф­ные санкции для нарушителей.

Содержание: Ведущий рассказывает участникам, что несколько человек, которые объединяются в груп­пу для реализации какой-либо деятельности, все­гда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принима­ются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, ведущий предлагает принять правила. Они запи­сываются на листе ватмана и оставляются на вид­ном месте до окончания всех занятий.

Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения:

1. То, что происходит в группе, не должно нега­тивно влиять на взаимоотношения.

2. Нельзя унижать и оскорблять.

3. Нельзя употреблять нецензурные выражения.

4. Обращаться друг к другу только по имени.

5. Говорить по одному, при желании высказать­ся необходимо поднять руку.

6. Указания тренеров не обсуждаются.

7. Нельзя выходить из группы без разрешения тренеров, и т. д.

Кроме того, определяются штрафные санк­ции для нарушителей. Вывод участника за дверь является крайней мерой наказания.

Самым оптимальным наказанием за нару­шение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточ­но тяжело переживают, что им не разрешают выс­казать свое мнение, и этот фактор позволяет под­держивать дисциплину в группе.

Заметки для ведущего : Необходимо, чтобы подростки сами пред­лагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, я сам так решил».

УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «ПРЕДСТАВЬ СВОЕ ИМЯ»

Цель: Осуществление эмоционального разогрева.

Заметки для ведущего: В группе обычно есть стеснительные ребя­та, опасающиеся негативной оценки со стороны других подростков. В этом случае им нужно ока­зать помощь в представлении себя, - например, ведущий может в паре с подростком представить его.

УПРАЖНЕНИЕ «ОБЪЯВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ»

Цель: Развитие умения заявлять о себе.

Содержание: Ведущий предлагает участникам дать объявление о себе в газету. Объявления должны быть короткими, но нести максимум информа­ции об авторе. Затем объявления зачитываются, и проводится обсуждение, что является основ­ным: желание помочь кому-то, получить что-то или заявить о своих способностях. Ведущему здесь важно подчеркнуть, что совершенно не важно, хотел ли подросток похвалиться своими спо­собностями или объявить о своем стремлении помогать другим, главное - он о себе заявляет.

Заметки для ведущего: Нужно напомнить ребятам о правилах: в объявлении не должно содержаться информации аморального или жестокого характера. Некото­рые подростки, бравируя, предлагают в объявле­нии далеко не безобидные услуги. Застенчивым ребятам нужно помочь, так как зачастую из-за заниженной самооценки они не могут найти в себе чего-то положительного, что могло бы заин­тересовать других людей.

УПРАЖНЕНИЕ «СКОЛЬКО ТЫ ВЕСИШЬ?»

Цель: Обнаружение зависимости физического состояния от эмоционального настроя.

Содержание: Участникам предлагается походить по ком­нате, представляя себя в следующих ситуациях, каждый раз стараясь погрузиться в соответству­ющее состояние: получил плохую оценку, учитель похвалил за хорошую работу, родители вручили подарок, поругался с другом, подружка наконец-то приехала из отпуска, родители не пускают гу­лять. После этого обсуждается внутреннее ощу­щение собственного веса в случае различных переживаний: неудача, плохое самочувствие, ис­порченное настроение наполняют человека тя­жестью - он с трудом передвигает ноги, руки не поднимаются, голова не держится, все тело нали­то свинцом. Радость, влюбленность, счастье дают ощущение полета, невесомости. Ведущий догова­ривается с ребятами, что они в процессе занятий могут говорить о своем самочувствии в килограм­мах или тоннах.

Заметки для ведущего : Это упражнение предлагает замечательный диагностический параметр для оценки в после­дующей работе ощущений и впечатлений от от­дельного упражнения или полного занятия каж­дым участником. Можно сделать табличку, в которой в конце каждого занятия можно было бы отмечать «вес» каждого подростка.

УПРАЖНЕНИЕ «ОСТРОВ»

Цель: Развитие ответственности за других членов группы.

Содержание: На полу из старых газет выкладывается маленький остров. Ведущий объявляет, что группа, попавшая на этот островок, должна дождаться спасателей. Все участники встают на «остров», передвигаются по нему. Начинается «прилив» (ве­дущий убирает часть газет), «остров» уменьшает­ся, подростки уже не могут двигаться, а только стоят на «острове». Затем убирается еще часть га­зет, «остров» становится совсем маленьким. Веду­щий уменьшает «остров», насколько это возмож­но. Наконец, прибывают спасатели и оставшиеся в «живых» и «утонувшие» переправляются на ма­терик - рассаживаются на стульях.

В последующем обсуждении ребята выска­зываются, чего им хотелось больше, самим удер­жаться на «острове» или удержаться вместе. И то и другое правильно. В первом случае работает инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой. Но ведь в некоторых случаях человек не может выжить один, даже среди людей. Поэто­му нужно почаще заботиться не только о себе любимом, но и о тех, кто находится рядом.

Заметки для ведущего : В группе может оказаться изгой, которого ребята будут специально выталкивать с «острова». В этом случае следует, не останавливая игру, бро­сить ему «спасательный круг» - подстелить кусок газеты. В обсуждении необходимо обязательно спросить ребят, почему они не спасали, а специ­ально выбросили с острова этого участника. Если бы ситуация была не игровая, а настоящая, они поступили бы также? Этот вопрос должен «повис­нуть в воздухе», не стоит ждать ответа, поскольку, скорее всего, он будет неискренним. Пусть ребя­та окажутся наедине с этим вопросом.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКА»

Цель : Повышение самооценки, обучение подростков умению находить в других людях положи­тельные качества.

Обязательно необходимо зафиксировать внимание участников на том, что пишутся толь­ко положительные качества.

Заметки для ведущего: Если в группе уже выявлены изгои, то их «ладошки» могут оказаться пустыми или с оскор­блениями. Чтобы предотвратить это, нужно объя­вить всем, что если они не могут найти положи­тельное в других, значит, они ненаблюдательны, ведь не бывает такого, чтобы в человеке не было ничего хорошего.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: Получение обратной связи.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: формирование адекватной самооценки.

Необходимые материалы: бумага, ручки.

УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «КАЛЕЙДОСКОП»

Цель: Эмоциональный разогрев, создание пред­посылок к осознанию внутренних и внешних проявлений эмоциональных переживаний.

После выполнения задания участники де­лятся своими наблюдениями, чем и какие эмоции было легче передавать. Как правило, оказывает­ся, что человек в основном показывает свои эмо­ции позой, мимикой и жестами. Даже не замечая этого, большинство людей помогают себе в диа­логе мимикой и жестами. Поэтому легче выразить чувства руками и лицом, но никак не животом или спиной. Вот поэтому не у всех получилось выпол­нить это задание либо это оказалось забавным, и это нормально.

Заметки для ведущего: У ребят могут возникнуть трудности в вы­ражении эмоций, нужно сказать, что в этом ничего страшного нет, а почему, они узнают в конце упражнения. Застенчивым ребятам может помочь кто-то из группы или сам ведущий. Очень часто ребята смеются. Действительно, когда та или иная эмоция выражается совершенно нео­бычным способом, это выглядит смешно. Нужно не останавливать смех, а смеяться вместе с ними.

УПРАЖНЕНИЕ «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ...»

Цель: Формирование навыков самораскрытия.

Содержание: Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т. д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой ве­щью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окру­жающем мире. О ее заботах, ее прошлом и буду­щем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навы­ков управления своими эмоциями.

Заметки для ведущего: Следует напомнить ребятам о правилах: должны быть выбраны только те предметы, ко­торые не шокируют остальных. Застенчивым и в этом упражнении может потребоваться по­мощь.

УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ СОСЕД СЛЕВА»

Цель: Развитие умения находить положительные качества в других людях.

Заметки для ведущего: Могут возникнуть затруднения в отношении изгоев. Нужно напомнить ребятам, что не бывает так, чтобы человек ничего не умел делать.

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ КАЧЕСТВА»

Цель: Формирование навыков адекватной само­оценки.

Содержание: Участникам предлагается разделить лист бумаги пополам и написать на одной стороне свои сильные качества, а на другой - слабые. Же­лающие могут зачитать их, но нельзя заставлять подростков делать это без желания. Ведущий предлагает сравнить количество сильных и сла­бых черт и подумать, можно ли избавиться от не­которых своих слабостей, и если да, то что для этого нужно предпринять. Очень важно объяс­нить ребятам, что всегда можно избавиться от того, что не нравится в себе, главное, понять, что хочется изменить в себе, а вариант, как это сде­лать, можно найти всегда.

Заметки для ведущего: Ребята с заниженной самооценкой очень часто не могут найти в себе сильных качеств, ве­дущий должен помочь им.

УПРАЖНЕНИЕ «ХРОМАЯ ОБЕЗЬЯНА»

Цель : Снижение эмоционального напряжения.

Заметки для ведущего: В группе могут оказаться «провокаторы». Поэтому следует предупредить ребят, что изоб­ражать хромую обезьяну не нужно, важно просто не думать о ней.

РЕФЛЕКСИЯ

Получение обратной связи. В группе обсуждается занятие, что понра­вилось, что нет. Сколько «весит» каждый участник.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: осознание причин выбора модели поведения в различ­ных ситуациях.

Необходимые материалы и оборудование: видеодвойка, мультфильмы «День рождения Иа», «Винни-Пух идет в гости».

УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «РАЗОЖМИ КУЛАК»

Цель: Эмоциональный разогрев.

Можно рассказать притчу: «Поспорили сол­нце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник, и ветер сказал: "Кто сумеет снять с пут­ника плащ, тот и сильнее". Стал ветер дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ».

Ведущий задает вопрос: «Всегда ли можно добиться своего силой? Как это можно сделать по-другому?»

Заметки для ведущего: Следует предупредить ребят, что не нужно ломать пальцы партнера, разжимать кулак надо, не причиняя боли.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ»

Цель: Развитие умения понимать себя и других людей по поведению.

Пятачок - зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.

Кролик - активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.

Ослик Иа - не верит в собственные си­лы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.

Заметки ведущему:

Оверченко Татьяна Валентиновна
Должность: психолог
Учебное заведение: КГКУ "Центр содействия семейному устройству г.Лесозаводска"
Населённый пункт: г.Лесозаводск, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинг для подростков "Я умею общаться"
Дата публикации: 07.04.2018
Раздел: среднее образование

"Мы умеем общаться"

(тренинг для подростков)

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности подростков.

Задачи:

раскрыть понятия «общение», «коммуникация»;

познакомить с основными видами общения;

способствовать созданию положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;

отрабатывать навыки понимания других людей, себя;

развивать навыками вербальной и невербальной коммуникации;

способствовать развитию чувства «мы», группового единства;

воспитывать взаимоуважение, толерантные чувства.

Форма занятия: групповая.

Численность группы : 8-10 человек.

Возраст участников: 12-15 лет.

Основная форма работы: игровой психотренинг.

Материалы : теннисный мячик, ноутбук, проектор, карточки с фрагментами пословиц, листы

формата А4, карандаши простые, корона, запись классической или легкой музыки.

Структура занятия:

1. Начало работы – ритуал приветствия, знакомство, формулирование темы, основных целей,

разминка.

2. Работа по теме – мини-лекция, игровые упражнения, видео презентация.

3. Обобщение – дискуссия.

4. Завершение работы – обратная связь, рефлексия, заключительное слово ведущего.

Вступление

Психолог : Здравствуйте, ребята! Во время сегодняшней нашей встречи мы поговорим о важной

части нашей жизни. О том, без чего жить очень сложно, а порой и невозможно. Это то, для чего

мы нужны друг другу. Вы догадались, что это? Это общение. Отлично, а как иначе называется

Одному из детей предлагается из разделенных букв на магнитной доске сложить слово

«коммуникация».

Психоло г: Трудно представить себе жизнь без общения. - Скажите, всегда ли ваше общение с

другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего и для кого это нужно? (Общение

требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общению нужно учиться, чтобы

оно приносило человеку пользу и радость.

принесло

интересно,

необходимо вспомнить некоторые правила.

Какие правила на ваш взгляд могут нам помочь? (СЛАЙД )

Правила работы группы:

Говорить по одному.

Все внимательно слушают говорящего, не перебивая.

Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.

Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.

Говорим только от себя и о себе. («Я считаю...», «Я думаю...», а не «Некоторые говорят...»,

«Мои друзья считают...»).

Недопустимость насмешек.

Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.

Конфиденциальность информации. Все, что происходит во время занятий, не выносится

за пределы этой комнаты.

Ход занятия

Этапы работы:

I. этап – разогрев:

Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга лучше.

Упражнение « Имя + что обо мне никто не знает

Цель: открыть для участников новые грани друг друга.

Инструкция:

Сейчас тот, у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и

перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать, что говорят.

Пример: « Я - Мария Ивановна, никто не знает что я…..»

Американские психологи Дж.Эдингер и М.Паттерсон провели эксперимент: в огромном

супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-

автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим нет.

Монетка была получена у 51% «тронутых» и только у 29% тех, кого просили «без рук».

Как это проявляется в нашем с вами общении? Важен ли тактильный контакт? Молодые

люди здороваются за руку. Протягивая другому руку, мужчина демонстрировал, что у него нет в

руке оружия, что у него дружеские намерения. Девушки обнимаются, целуют друг друга в щеку.

Такие же знаки используют парни и девушки, состоящие в близких отношениях, в том числе и

дружеских. Это ритуалы приветствия.

Мы сегодня используем другой ритуал.

Упражнение Я рад общаться с тобой”

Ведущий предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из стоящих рядом ребят со

словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает

свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова.

Важно смотреть в глаза – это

зрительный контакт. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает

упражнение ведущий словами: “Ребята, я рада общаться с вами!”

Психолог: предлагает подросткам разделиться на две группы и дать определение понятию

«общение».

Практически каждый имеет свое представление о том, что такое общение . Давайте

обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. ОБЩЕНИЕ - это взаимодействие людей друг с

передачи

мнениями.

простого

взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя.

Во все времена и до наших дней существовало и существует наказание - заточение в

одиночную камеру. Люди очень плохо переносят заключение в одиночестве. Многие даже сходят

Ребята, на тему общения существует много пословиц, поговорок и крылатых выражений.

Упражнение «Мудрость народа»

Цель: введение в тему, организация совместной деятельности, снятие барьеров в общении.

Необходимые материалы: набор фрагментов пословиц.

Описание: участники делятся на группы, каждая группа получает набор фрагментов пословиц.

Задание – составить пословицу из фрагментов и объяснить её смысл.

Слово не воробей - вылетит не поймаешь.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Лошадь узнают в езде, человека в общении.

Со старым человеком общайся, как с отцом.

С кем поведёшься, от того и наберёшься

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Вертит языком, что корова хвостом.

На языке медок, а на сердце ледок.

Кто ругается, у того лошадь спотыкается.

Слово - серебро, молчание - золото.

Язык мой - враг мой:

Раненный мечом вылечится, словом - никогда. (Азерб.)

Людей не суди, на себя погляди.

Сказанное слово- золото, не сказанное- алмаз.

Послушайте стихотворение В. Солоухина "Слово о словах".

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Психолог : поэтому, ребята, очень важно, что мы говорим и как мы это говорим.

Звучит музыкальное произведение, на фоне которого ученик читает притчу.

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:

"Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с

кем-либо". В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился

контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще

контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни

одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал

юноше: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения". Наконец,

наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к

садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на

воротах!". Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь

ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в

человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты

попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и

физическая.

богатство!

заставляют

улыбнуться

подбадривают. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Будь терпимее к людям!

Психолог: Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику

или экономику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите

прожить интересную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми - не

обойтись, для этого необходимо учиться общению.

Как мы обычно общаемся? При помощи слов – устно или письменно, при помощи жестов,

мимики. Мы даже можем передавать информацию, просто глядя друг другу в глаза. В целом все

эти виды общения делятся на две группы – вербальное (речевое) и невербальное . (СЛАЙД)

Итак, что такое общение при помощи слов, мы знаем, но известно ли вам, что большая

часть информации поступает к человеку через жесты, мимику? Сейчас мы сделаем несколько

упражнений, которые это докажут.

Итак, невербальное общение .

Ведущий предлагает выйти в центр одного из участников и продемонстрировать

предлагаемые жесты и позы, остальные должны отгадать, что они означают.

Руки в карманах. Напоказ отставлены большие пальцы.

Руки перекрещены между собой на груди, подбородок приподнят.

Руки упираются в бока.

(это стремление показать свое превосходство, авторитет, ВЫСОКАЯ САМООЦЕНКА

Выходит другой участник.

Крепко сцепленные пальцы. Напряженное лицо.

Постукивание при разговоре по чему-либо.

Потирание глаз, почесывание, закутывание.

(это демонстрация напряженности, неуверенности, НИЗКАЯ САМООЦЕНКА).

Психолог:

некоторые

состоянии

человека.

выражают

отношение к чему-либо, намерения. Участникам тренинга предлагается карточка с описанием

жеста, и предлагается фраза, которую он должен произнести и изобразить жест. Остальные

угадывают передаваемые чувства.

Упражнение «Жесты-состояния»: (фраза: «Закончились каникулы») (СЛАЙД)

восторг (размахивание руками, интенсивное потирание ладоней, прищелкивание средним

и большим пальцами, слегка согнутые в локтях руки прижаты к корпусу).

Удивление (разведение рук на уровне пояса, ладони вперед вверх, протягивание рук на

уровне груди к собеседнику, всплескивание руками).

Предвкушение приятного (потирание раскрытых ладоней друг о друга).

Неуверенность, незнание (пожимание плечами, разведение рук в стороны раскрытыми

ладонями вверх с одновременным приподниманием плеч).

Интерес (наклон головы чуть вперед набок, небольшой поворот головы в сторону ухом к

говорящему).

Растерянность, смятение, досада (опущенная голова, теребление пальцев, ходьба из

стороны в сторону).

Отчаяние (голова обхвачена руками, широко раскрытые глаза)

Возмущение (резкий хлопок рукой по бедрам, резкий указательный жест рукой в сторону

объекта возмущения)

Испуг, страх (ладонь прикрывает рот, руки перекрещены)

Психолог : «Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно

незнакомым

человеком.

фотография.

договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о примете, по которой узнаете друг

друга. Например, красный шарф, синее пальто и т. п. Ведь так обычно и поступают люди.

стереотипа.

незнакомец,

которого

встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть привычка поправлять очки,

теребить правой рукой мочку уха, необычная деталь походки. После этого сдайте свои листы с

описанием портрета».

Упражнение «Вы меня узнаете?»

Цель - развитие рефлексии.

Время для работы - 5 минут

Психологический комментарий:

Перемешав их, вы зачитываете текст, а участники должны узнать по описанию, чей же это

Психолог : здорово!

Вас узнали! Не менее важно, как Вы можете узнавать по невербальным

признакам передаваемую Вам информацию.

Упражнение: «Скажи мне мой секрет»

Цель - игра

способствует

развитию

невербального

созданию

благоприятного психологического климата.

Психолог : «Каждый из вас сейчас будет владеть секретом, о котором будут знать все, кроме вас

самих. Это будет какое-нибудь слово, которое будет прикреплено вам на спину. Ваша задача -

отгадать это слово с помощью группы. Группа может молча показывать это слово только с

помощью жестов. Важно показать хорошо, чтобы человек мог догадаться».

Психологический комментарий:

Слова крепятся по очереди каждому на спину.

Примерный

аквариум,

мультфильм,

вышивка, гость, болезнь, воля, свет, лжец, любовь, ученик.

Психолог :

известно,

здорового

человека пять

называют)

обоняние,

осязание.

знакомится

окружающим миром. Но есть шестое чувство, помогающее устанавливать контакт с людьми.

Оно, к сожалению не дано нам от рождения, и его надо в себе воспитывать. Давайте попробуем

проверить, если у вас способность устанавливать контакт с людьми. Предлагаем вам посмотреть

мини-сценки, где вы должны определить, какие ошибки при общении совершили их герои.

1-й рассказ

Аня пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица - любимый

Танин попугай.

Ничего себе птичка. Симпатичная, - сказала Аня, - у меня такая же была. Только сдохла. Они

долго не живут. Нежные очень.

Таня загрустила и замолчала. Аня не смогла в этот день общаться с Таней.

(Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на ее месте?)

2-й рассказ

За пять минут до первого урока учащиеся сидели в классе. Даша пришла последней. У нее был

расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

Почему у тебя глаза на мокром месте? - громко закричала Саша. - Что у тебя случилось?

Расскажи! Кто тебя обидел?

Ну, давай, давай, рассказывай! - подскочила Саша и Катя.

Что случилось? Почему у тебя слезы? - закричали все.

Даша разрыдалась и выбежала и класса. Все недоуменно пожали плечами.

(В чем была ошибка Саши и Кати? Что бы вы сделали на их месте?)

3-й рассказ

Папа подарил Косте на день рождения новые беспроводные наушники. Костя показал их своему

приятелю Славе и радостно сообщил:

Вот какие! Редкие и красивые! Тебе нравятся?

Да это отстой! Такие уже не в моде - захохотал Слава. - Что в них такого особенного? Они

никакой ценности не представляют. Эх, ты! И твой отец хорош - в наушниках не разбирается!

Пойдем я тебе свои покажу!

Костя отказался.

(Как вы думаете, почему?)

Психолог : итак, герои этих маленьких сценок не умеют правильно общаться. У них нет шестого

чувства. Что же это за чувство, которое помогает быть обходительным и не обижать никого?

(знакомимся с понятием "тактичность"). Тот, кто обладает чувством такта - шестым чувством,

никогда не будет назойливым, не утомит того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати.

Мы много общаемся друг с другом, но очень часто не замечаем друг в друге тех хороших

качеств, которые в них есть, а замечаем и в десять раз преувеличиваем их небольшие недостатки.

Предлагаю Вам послушать одну притчу.

Пятеро слепых впервые в жизни повстречали слона.

Один из них дотронулся до хобота и сказал:

Слон похож на толстый шланг.

Слон похож на столб, - откликнулся другой, нащупав ногу слона.

Третий коснулся слоновьего живота и заявил:

Слон похож на огромную бочку.

Он похож на циновку, - потрогав слона за ухо, возразил четвёртый.

Что вы говорите! Воскликнул пятый, державший животное за хвост. - Слон похож на верёвку!

Все они были правы. И не был прав никто.

Психолог : ребята, в чем суть этой притчи? Действительно, мы видим в человеке только одну

какую- то сторону и не замечаем других, не замечаем, что любой человек сложнее, чем нам

кажется на первый взгляд.

Давайте сейчас посмотрим небольшой видеоролик (ролик «Мы все видим мир по-своему»)

Присмотритесь друг к другу и вы увидите много хорошего.

Упражнение «Трон»

Цель - создание атмосферы комфорта и раскрепощенности.

Один человек садится на стул (трон) лицом ко всем.

Ему на голову надевается корона.

Остальные участники тренинга говорят, что им нравится в этом человеке.

Психологический комментарий:

На троне должен побывать каждый и таким образом получить разнообразную поддержку от

других.. Ведущему важно настроить группу таким образом, что каждый из здесь сидящих ценен,

интересен, в каждом есть что-то хорошее, надо только это заметить.

Психолог:

качества:

позволяют нам радоваться жизни, дружить. Важно уметь отпускать их и радоваться жизни,

благодарить за все, что мы имеем.

Один из участников тренинга рассказывает заранее выученное стихотворение «Сегодня

Бог проснулся утром рано…»

Завершение работы

Упражнение «С чем я ухожу»

Цель: формулирование личностных итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: участникам предлагается рассказать о своем впечатлении от занятия в целом, ответив

на вопросы:

Полезно ли было занятие;

Что запомнилось;

С каким настроением ухожу.

Психолог: я благодарю Вас за занятие и предлагаю завершающим упражнением подарить

друг другу частичку радости и тепла.

Упражнение «Аплодисменты по кругу» Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и

постепенно

участников.

участник

выбирает

следующего,

аплодируют

выбирает

четвертого

последнему

участнику аплодирует уже вся группа.

Уважаемые участники, я желаю, чтобы вы смело шли по жизненному пути, ставили перед собой

высокие цели и дарили добро и улыбки своим близким и окружающим. Всего вам доброго! До

новых встреч!

Список используемой литературы

Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. – СПб.: Питер, 2006.

– 271 с. – (Эффективный тренинг).

Антонова О. П. Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы

общения как средства коммуникации среди подростков» // Молодой ученый. - 2014.

Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л.

А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216с.

Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 2009.

Мелибруда Е. Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. М.:

Прогресс, 1986.

Фоппель. К. Сплоченность и толерантность в группе. М., Генезис. 2006.

Притча

Один купец, очень старый человек, имел большой долг, а его кредитор был очень опасным

человеком. Кредитор пришел в дом купца. Купец сидел в своем маленьком саду. В том месте, где

он сидел, двор был выложен белыми и черными камнями.

Его молодая прекрасная дочь также сидела рядом с ним. Кредитор пришел для того, чтобы

пригрозить, что если купец не выплатит деньги по истечении определенного срока, то он будет

брошен в тюрьму как минимум на двадцать лет. Но он несколько смягчился, глядя на прекрасную

девушку. Он предложил следующее. Он сказал: "Я знаю, что ты не можешь уплатить свой долг и

что по закону ты должен быть брошен в тюрьму на двадцать лет. Тебе почти семьдесят лет; это

будет концом твоей жизни. Но я добр, я всегда был добр к тебе. Я предоставлю тебе возможность,

и вот мое предложение: я возьму два камня, один черный и один белый, и положу их в мой

мешок, а затем твоя дочь должна будет извлечь один из камней из мешка. Если она вытащит

белый камень, то ты свободен от долга и с твоей дочерью ничего не случится. Если же она

вытащит черный камень, тогда ты свободен от долга, но твоя дочь должна будет выйти замуж за

Очень неохотно отец и дочь согласились, потому что у них не было другого выхода.

Кредитор взял два камня. Когда он брал эти два камня, старый купец ничего не видел, потому что

глаза его были полны слез, но острые глаза девушки смогли заметить, что тот взял два черных

бессильна.

Очевидным решением было заявить об обмане, но тогда это рассердило бы кредитора и он

отомстил бы; отец был бы немедленно брошен в тюрьму. Сердить кредитора казалось не очень

правильным решением. Тогда что же делать? Ведь что бы она ни вытянула, это будет черный

камень. Логика здесь не работала.

Она не раскрыла обман; она не возражала против того факта, что он взял два черных

камня. Она вытащила один камень из мешка, неловко покрутила его в руках и уронила на

дорожку - и он был потерян. Там было много камней, среди них невозможно было найти тот,

который она уронила. Она очень долго просила прощения. А затем предложила: «Давайте

посмотрим на другой камень, на тот, что остался внутри. Если он черный, значит тот, что я

уронила, должен был быть белым. Если он белый, то другой был черным». И старый кредитор

ничего не мог поделать. Поражение было полным.

Этап обучения: -30 мин

Цель: Узнать о дистанциях общения, научиться определять личную границу у

собеседников.

теория -15 мин:

Каждый человек имеет свою собственную личную территорию. Правильнее сказать, что

это не территория, а пространство, воздушная оболочка, окружающая тело человека со

всех сторон. Размеры оболочки зависят от плотности населения людей в местах их

проживания. И хотя нас никто не учит тому, насколько можно приближаться к другому

человеку, мы подсознательно знаем, на каком расстоянии удобнее говорить с близким

другом, а на каком - с подозрительным незнакомцем.

10. Нормами пространственной и временной организации общения сейчас занимается наука

проксемика.

11. Это понятие ввел американский антрополог Эдвард Холл в начале 60-х годов. Слово

"проксимик" (от английского слова "proximity") означает близость.

12. Межличностное

пространство

важнейший

невербального

общения. Наши

представления о нем отражаются в повседневной речи - "держаться подальше", например,

от начальства, или "держаться поближе" к тому, в ком мы заинтересованы.

13. Общее правило: чем больше партнеры заинтересованы друг в друге, тем ближе они могут

находиться по отношению друг к другу. Однако существуют определенные нормы и

правила, которые следует учитывать при взаимодействии с собеседником. У каждого

человека есть свое поле, своя аура, нарушать которые в конкретных ситуациях - значит

повредить делу.

14. Особенно если дело касается знакомства или общения с противоположным полом.

15. Выделяют

пространственные

концентрические

мишени или на воде окружают друг друга: (рисунок на доске или презентация)

16. Дистанции общения:

17. Доверительная, Интимная зона (15 - 50 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку

именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. В эту зону допускаются

лишь дети, родители, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники. Для этой

зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт,

прикосновения.

Исследования

показывают,

нарушение

интимной

определенные

физиологические

изменения

организме:

учащение

повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове. Преждевременное вторжение

интимную

процессе

воспринимается

собеседником

покушение на его неприкосновенность.

18. В этой зоне можно выделить как бы еще подзону радиусом 15 см, в которую можно

проникнуть

посредством

физического

контакта.

прикосновения к другому человеку. Позволяется прикасаться очень немногим. Поэтому

ее называют сверхинтимной зоной.

19. Личная или персональная зона (0,5 - 1,2 м) для обыденной беседы с друзьями и коллегами

предполагает

визуально-зрительный

п а ртн е ра ми,

поддерживающими разговор. Вспомните, на каком расстоянии вы располагаетесь, когда

приходите в гости к своим соседям. Эта дистанция обычно разделяет нас, когда мы

находимся на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

20. Социальная зона (1,2 - 3,7 м) обычно соблюдается во время социальных, деловых встреч в

кабинетах, холлах и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не

очень хорошо знают. Каждого из нас не раз вызывали в школе к доске. Как далеко от

останавливались?

встречаем

водопроводчика

плотника,

пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе.

Верхний предел соответствует формальным отношениям.

21. Публичная зона (свыше 3,7 м) подразумевает общение с большой группой людей - в

лекционной аудитории, на митинге. При общении с большими группами людей и лектору,

и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении

друг от друга. Вспомните устройство арены в цирке, сцены в театре, амвона в церкви - в

каждом случае учитывается необходимость общения с большой аудиторией. Нарушение

этой дистанции может вызвать разные последствия. Если клоун в цирке перелезает через

барьер и присаживается к кому-нибудь на колени - это вызывает смех, а если учитель

покидает свое место и приближается к ученику, то это воспринимается как угроза.

22. Чрезмерно близкое или удаленное расстояние может отрицательно сказаться на общение!

23. Чем ближе собеседники находятся друг к другу, тем труднее сохранять визуальный

контакт и тем меньше они должны смотреть друг на друга в знак взаимного уважения. На

удалении легче продолжительнее смотреть друг на друга, можно использовать жесты для

сохранения внимания.

24. Эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола, культуры. Так, дети и старики

стараются быть ближе к собеседнику. Подростки, молодые люди, люди среднего возраста

держат определенную дистанцию. Женщины стараются быть ближе, чем мужчины.

«СЛОН, ОРЕЛ, ЖИРАФ, ОСЬМИНОГ, кенгуру»»

Цель - с пособствует формированию установки на партнерство в общении.

Все стоят в кругу. Человек в центре круга указывает на кого-то из участников игры и говорит: «Слон».

Человек, на которого пал выбор, сгибается и вытягивает руки наподобие хобота. Те игроки, которые

стоят от него по бокам, сгибают руки, изображая уши слона. Если человек, стоящий в центре круга,

говорит: «Орел», то тот, на которого он указал, изображает рукой клюв, а стоящие с двух сторон от

него изображают крылья. Если человек в центре произносит: «Жираф», то тот, на кого указали,

вытягивает руку вверх, изображая шею животного, а его соседи сгибаются и показывают ноги

жирафа. Если стоящий в центре произносит слово: «осьминог», то тот, на кого пал выбор,

наклоняется, перебирая внизу руками. Стоящие с ним рядом делают тоже самое. Кенгуру – тот, на

кого указали, показывает сумку, а стоящие рядом, заглядывают в неё и говорят: «Ого!». Игра

проводится в быстром темпе.

Ведущий:

Много значит в общении умение передавать настроение.

Игра «Эмоциональный взрыв»

7 желающих. Надо произнести по 3 раза фразу, но так, чтобы менялось настроение.

- «Оставь меня в покое» (от легкого раздражения до сильного гнева)

- «У меня получилось» (от спокойного утверждения до восторга)

- «Мне страшно» (от спокойного утверждения до ужаса)

«Это так забавно» (от улыбки до безудержного смеха)

- «Ты самый лучший» (от дружеского заверения до пламенной любви)

- «Это такая гадость» (от утверждения до отвращения)

Упражнение «Через стекло».

Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и

выразительных движений.

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга

стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора им можно предложить, например:

«Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне, пожалуйста, стакан воды, я

очень хочу пить» и т.п., или дети сами придумают свое сообщение. Анализ упражнения:

Легко ли тебе было объяснять жестами то, что ты хотел сказать? А легко ли было понять то, что

изображал жестами другой? Что было легче?

Мечта каждого молодого человека или девушки – быть воспринятым с уважением. Это очень важно – не забывать о своих интересах и уметь отстаивать свою точку зрения. Для того чтобы к тебе относились с уважением, необходимо учитывать много факторов, но один из важнейших – умение контролировать свои чувства и эмоции. Научиться этому поможет коммуникативный тренинг для подростков, который наверняка проводится в каждом городе.

Любому из нас жить комфортнее и проще с ощущением уверенности и принятия самого себя. Это актуально для любого возраста, но особенно важно в период взросления. Разобраться в себе, обозначить приоритеты, найти точки соприкосновения и общие интересы с другими людьми – все это можно научиться делать безболезненно. Хорошим инструментом для достижения этих целей может стать тренинг коммуникативных навыков для подростков и школьников. Удивительно, но простые упражнения, проделанные в игровой форме, способны раскрыть человека, научить его общаться со сверстниками, упростить понимание собеседника.

Важно увидеть себя со стороны и постараться принять себя таким, какой есть, научиться смотреть на себя глазами других людей, в том числе коллег по тренингу.

Тренинг на общение для подростков помогает сформировать самоконтроль личности и выстроить психологическую защиту от агрессивного поведения для бесконфликтного общения.

Особенности тренинга

Особенности тренинга – это соблюдение обязательных для всех правил. Вот основные из них.

  • Инициативу должны проявлять все члены тренинга.
  • Внутри группы важно поддерживать искренние и хорошие отношения.
  • Условие равенства и не дискриминации участников.
  • Правило сохранения тайны личности.
  • Вежливость, деликатность в обсуждении без перехода на личности.
  • Обсуждение только конкретных проблем и конкретного поведения.
  • Этика общения: говорим, не перебивая, и по одному.

Примеры упражнений на развитие навыков общения

Существуют конкретные упражнения на развитие коммуникативных навыков у подростков. Регулярно выполняя их, можно научиться легко и непринужденно общаться как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста.

  1. За определенное время все участники одной группы знакомятся друг с другом, находя общее с каждым и у всех вместе (возраст, цвет глаз, волос, увлечение, любовь к животным).
  2. Участникам группы предлагают с помощью мимики и пантомимы что-то объяснить другим группам (например, план побега).
  3. Упражнение на доверие, например, «падаю – лови» (падают спиной).
  4. Для тренировки бесконфликтного межличностного общения часто предлагают игру «поводырь-слепой». Один член группы закрывает глаза, второй его берет за руку и проводит через препятствия к финишу, объясняя и предупреждая о преградах.
  5. Очень важная составляющая общения – это умение слушать. В тренингах часто объясняют «правила хорошего слушания».
  6. Для позитивного настроя в группах можно проделать упражнение «Комплимент», для которого разбиваются на пары, и партнеры по очереди друг другу говорят комплименты.

Обязательно нужно заострить внимание, что для переходного возраста общение с другими сверстниками является приоритетным в дальнейшем формировании и развитии личности. Коммуникативные тренинги для подростков и детей позволяют отработать навыки социального поведения и взаимодействия.

После прохождения основной программы и возможного повторения занятий с тренером и психологом подростки осваивают:

  • способы эффективной коммуникации;
  • контроль эмоций и поведения;
  • развитие эмпатии и понимание причин своего поведения;
  • разные возможности взаимодействия с группой и другими людьми.

Именно в коллективах и группах сверстников подростки учатся с уважением относиться к противоположному полу и налаживать контакт. Устанавливаются настройки поведения для общения со сверстниками, формируется социально ответственное поведение.

Занятия в рамках упражнений для коммуникативного тренинга для подростков помогут обрести важные для будущей жизни навыки:

  • идентификация невербальных сигналов;
  • понимание и уважение границы другой личности;
  • умение слушать и быть услышанным;
  • умение общаться и входить в контакт с надстройкой;
  • установление взаимодействия подстройкой.

Эмоциональный интеллект, нахождение взаимопонимания, чувство общности и поддержки в переходный возрастной период поможет легко преодолеть психологический кризис подросткам и обеспечит устойчивое эмоциональное состояние в ближайшем будущем.

Формирование коммуникативных навыков у подростков посредством тренинга в своей возрастной среде поможет обрести уверенность в собственной уникальности, научиться с уважением относиться к разным личностным чертам сверстников. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.

Коммуникативный навык тесно связан с будущим развитием взрослой и ответственной личности, поэтому очень важно не только знать правила общения, но и уметь применять их на практике. Колоссальную помощь в этом оказывают тренинги общения для подростков.

Каждый подросток рано или поздно сталкивается с противопоставлением «я-другие». Если ему нечего противопоставить (способности, успехи, приятная внешность), то его самооценка рушится. театральная студия для детей и подростков помогает разобраться в себе и справиться с эмоциями.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник