20.08.2019

Тем что название противоречило объединениям. Основные виды деятельности общественной организации. Что такое общественное объединение


В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

В развитых государствах огромной социально-экономической и политической значимостью характеризуются общественные объединения. Их сущность может предполагать осуществление самого широкого спектра активностей. Общественные объединения могут выражать интересы как небольшой группы людей, так и огромных по численности социумов. Соответствующие структуры могут вести активности как локальные, так и осуществляемые в мировом масштабе. В России деятельность общественных объединений регулируется на самых разных уровнях источников права. Ключевые правовые положения, имеющие отношение к данной области, закреплены в Конституции РФ. Каковы иные примечательные нюансы работы общественных объединений в РФ? Какие виды ассоциаций могут вести деятельность в России?

Определение термина

Что такое «общественное объединение»? Определение данного термина дается в российском законодательстве. В ФЗ «Об общественных объединениях» сказано, что под рассматриваемым словосочетанием следует понимать ассоциацию, которая ведет активности на территориях, которые составляют более половины субъектов РФ и обладает структурными подразделениями (например, филиалами и представительствами). В соответствии со статьей 47 данного ФЗ, общественное объединение следует считать международным, если за рубежом присутствует хотя бы одно из его структурных подразделений.

Рассматриваемый термин может трактоваться иными способами. Так, есть точка зрения, по которой под общественным объединением следует понимать добровольное, самоуправляемое, функционирующее на некоммерческих началах формирование, которое создается по инициативе жителей государства, решивших объединиться, исходя из общности интересов.

Классификация общественных объединений

Есть достаточно много оснований для классификации общественных объединений. Таковым может быть характеристика социальной группы, которая соответствующим образом консолидирует свои активности. Например, если это профессиональное сообщество, то оно, скорее всего, будет относиться к категории массовых объединений. Если это любители творчества, то это будет самодеятельный коллектив. Если это сторонники здорового образа жизни, то они, вероятно, будут формировать общественное движение.

К категории массовых принято относить детские, молодежные общественные объединения, религиозные организации, профсоюзы, кооперативы. Другой критерий классификации организаций рассматриваемого типа - масштабы деятельности. Есть местные общественные объединения, работающие в конкретном городе или муниципалитете. Есть региональные, федеральные и международные организации.

Как правило, любое основание для классификации общественных объединений предполагает деление структур на дополнительные группы. Например, если речь идет о профсоюзах, то они могут быть классифицированы по отраслевым признакам, географии деятельности.

Группы интересов и лобби

Весьма интересны такого типа ассоциации, как группы интересов. Дело в том, что они могут не иметь статуса общественного объединения. Более того, соответствующие группы могут функционировать вне каких-либо идеологических ориентиров, органов управления. Их государственная регистрация практически невозможна в силу того, что у подобных ассоциаций обычно не бывает учредителей.

Подобная неопределенность в статусе, с одной стороны, не позволяет подобным структурам рассчитывать на права общественных объединений, с другой - дает возможность вести различные неофициальные активности, если, конечно, они не запрещены законом. Таковым может быть лобби. Есть достаточно много его разновидностей. Есть парламентские и правительственные лобби. Первые могут иметь каналы воздействия на законотворческий процесс, вторые - на исполнительную власть.

В некоторых случаях участниками соответствующих коммуникаций могут быть представители официальных общественных объединений. Но их активности, как правило, ограничены уставом и иными ориентирами, принятыми за основу деятельности. Поэтому чаще всего диалоги с властью в формате лобби осуществляют люди, не имеющие обязательств перед официальными общественными структурами. Но на практике их способность «лоббировать» нужные решения на различных уровнях государственной власти может оказываться существенно выше, чем у объединений, которые носят официальный статус.

Клубы по интересам

Достаточно близкой к группам интересов, занимающихся лобби, формой общественных активностей можно считать клубы. Их основная специфика - в них собираются люди, которые изначально не ставят задач, связанных с коммуникацией с государственными структурами и лоббированием. В клубах по интересам люди общаются, развлекаются, дискутируют, обсуждают какие-либо значимые события. Подобные учреждения чаще всего не имеют официального статуса - как и группы по интересам.

Вместе с тем клубы могут формироваться участниками действующих общественных объединений. Например, профсоюз, с одной стороны, может консолидировать активности IT-специалистов, с другой - становиться базой для организации клуба любителей языка Pascal. Первое направление активностей может включать некие общественно значимые коммуникации, второе - предполагать взаимодействие людей, объединенных общим увлечением. Клубы, безусловно, также могут быть и политическими, но активности в рамках них, как правило, не предполагают коммуникаций с действующими органами власти и партиями. Люди ограничиваются общением на политические темы на досуге, обмениваются мнениями, дискутируют.

Исторические разновидности общественных объединений

Рассмотрим некоторые наиболее примечательные исторические разновидности общественных объединений.

В числе таковых можно выделить:

  • антивоенные организации (первые из них появились после Второй мировой войны в целях недопущения появления и распространения в обществе милитаристских идей);
  • национально-освободительные структуры (их деятельность направлена на преодоление наследия колониализма);
  • индустриальные движения (как правило, это профсоюзы работников различных промышленных сфер в развитых странах);
  • экологические ассоциации;
  • детские общественные объединения;
  • молодежные ассоциации;
  • региональные организации (их деятельность может быть направлена на обеспечение сохранности локальных культур, самобытности, социальных принципов, ставших традициями на той или иной территории).

Общественные ассоциации могут возникать как результат технического прогресса. Например, по ряду признаков таковыми могут быть группы в соцсетях, форумы и иные форматы виртуальных коммуникаций.

Социально значимые активности объединений

Как правило, в каждой ассоциации реализуются некие социально значимые активности. Таковыми могут быть:

  • материальная поддержка нуждающихся лиц;
  • психологическая и моральная помощь людям, которые находятся в сложной ситуации;
  • организация образовательных, адаптационных программ для различных категорий граждан;
  • правовая поддержка, предоставление юридических консультаций тем, кто в них нуждается;
  • реабилитационные мероприятия, направленные на поддержку социально незащищенных групп граждан.

Активности общественных объединений необязательно могут быть связаны с предоставлением помощи и поддержки. Часто деятельность соответствующих структур сопряжена с организацией досуга, развлечениями, научной работой, природоохранной деятельностью. Активности общественных объединений также могут быть направлены на профилактику различных негативных социальных явлений.

Социальная функция общественных объединений

Деятельность общественных объединений в любой развитой стране характеризуется высокой значимостью с точки зрения обеспечения стабильности социума и государства в целом. Человек по природе - субъект, ориентированный на социум. Потребности людей в самореализации, как правило, предполагают их активные коммуникации с обществом. Рассматриваемые объединения - один из самых доступных и действенных механизмов взаимодействия человека и общества. Деятельность соответствующих структур полезна также и с точки зрения экономического развития государства. Активности общественных организаций могут быть направлены на улучшение правового регулирования тех или иных сфер хозяйственного развития, на повышение эффективности труда за счет освоения трудящимися новых знаний.

Кто может быть учредителем общественного объединения?

В общем случае учредителем общественного объединения может быть совершеннолетний гражданин либо другое юридическое лицо. Члены и участники ассоциаций, как правило, также должны быть совершеннолетними. Детские общественные объединения могут включать членов и участников в возрасте 8 лет. Тот факт, что гражданин принадлежит какой-либо ассоциации или, наоборот, не входит в какую-либо из них, не может быть основанием для ограничения его прав и свобод, либо предоставления ему со стороны государства льгот и преференций.

Государственная регистрация: устав и иные документы

Объединения рассматриваемого типа, работающие в РФ, должны проходить государственную регистрацию. Каковы нюансы данной процедуры?

Регистрация общественных объединений предполагает, прежде всего, сбор ряда необходимых документов. В числе таковых:

  • заявление, которое должно быть подписано уполномоченным субъектом - в двух экземплярах;
  • устав - в 3-х копиях;
  • выписка из протокола, составленного на учредительном съезде;
  • данные об учредителях - в 2 экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • документы, подтверждающие право на пользование теми или иными продуктами интеллектуальной собственности.

Главный источник, используемый при регистрации общественного объединения - устав. В нем излагаются основные сведения, касающиеся специфики работы ассоциации, цели ее создания, идеологические моменты, структура учреждения. Как правило, общественные структуры в своей деятельности придерживаются только тех формулировок, что присутствуют в уставе.

Государство может отказать учреждению в регистрации, если: устав общественного объединения противоречит законам РФ, документы предоставлены не полностью, указанные в заявлении лица не могут быть учредителями структуры, документы недостоверны, наименование создаваемой организации - некорректно.

Если регистрирующий государственные орган отказывает учреждению во внесении сведений о нем в соответствующие реестры, то данное решение должно быть мотивировано в письменном виде. Организация, получившая отказ в регистрации, может обжаловать действия конкретного подразделения компетентного госоргана в вышестоящих структурах либо в суде. Учреждение в любой момент вновь подать заявление на внесение сведений в государственные реестры - если причина, по которой компетентный орган отказал в регистрации организации, устранена (например, необходимые документы собраны в полном комплекте).

Пошлина за регистрацию

Для того чтобы зарегистрировать общественное объединение, нужно уплатить в бюджет предусмотренную законом пошлину. Если речь идет о создании юридического лица, то соответствующий сбор составляет 4 тыс. руб. Государственная регистрация общественных объединений инвалидов, а также структурных подразделений подобных учреждений предполагает уплату пошлины в размере 1400 руб. Изменения, которые могут вноситься в учредительные документы соответствующих организаций, также принимаются регистрирующими органами при условии перечисления сбора государству - в размере 100 руб. Аналогичное действие для юрлиц, а также ликвидация подобных структур предполагает уплату госпошлины в размере 800 руб.

Законное право на объединение

Рассмотрев то, что такое общественное объединение, а также изучив основные сведения, касающиеся регистрации подобных структур, исследуем подробнее то, как раскрывается сущность соответствующих ассоциаций в различных источниках права. Начнем с главного закона Российского государства - Конституции.

В соответствии со статьей 30 данного источника права, каждый гражданин РФ имеет право объединяться с другими. Подобная преференция предполагает создание на добровольной основе различных общественных объединений с целью обеспечения защиты интересов и достижения целей. Граждане РФ также имеют право вступать в существующие ассоциации, равно как и выходить из них. Общественные объединения и организации могут создаваться в России без согласования с органами власти.

Профсоюзы

Рассмотрим теперь некоторые разновидности ассоциаций, предусмотренных российским законодательством. В числе таковых - профсоюзы. Данные формы общественных объединений создаются гражданами, которые обнаруживают общность интересов в части профессиональной деятельности. Профсоюзы регистрируются с целью обеспечения представительства участников в тех или иных правоотношениях, а также защиты их интересов и прав.

Создавать соответствующие общественные структуры могут граждане в возрасте от 14 лет, если они трудоустроены. Профсоюзы призваны не только защищать экономические интересы трудящихся. Их роль также заключается в решении социальных и политических задач - например, в части обеспечения занятости, своевременной выплаты государственных пособий, законотворческой политики в сфере трудовых правоотношений.

Методы профсоюзов могут быть самыми разными. Так, активности соответствующих структур могут заключаться в ведении переговоров, проведении встреч, мирных митингов. Но в некоторых случаях руководства профсоюзов организуют забастовки, манифестации, различные акты неповиновения власти. Закон об общественных объединениях РФ гарантирует независимость профсоюзов от решений органов власти, позиции работодателей, партий и иных структур. Вмешательство каких-либо субъектов в деятельность профсоюзов не допускается.

Политические партии

Если рассматривать иные распространенные виды общественных объединений, то стоит, конечно же, изучить специфику политических партий. Подобные структуры создаются с целью обеспечения участия граждан РФ в управлении государством посредством выражения политической воли, участия в различных акциях, демократических процедурах.

Политические партии призваны представлять интересы жителей страны в органах власти. Статус общественных объединений соответствующего типа, как правило, предполагает формирование депутатских списков на выборах. Членом партии может быть совершеннолетний гражданин РФ. Вступление в соответствующие структуры - добровольное, выход - тоже. Однако гражданин может быть в составе только одной партии.

Признаки политических партий

Политические партии как отдельная разновидность общественных объединений имеют ряд признаков. Прежде всего, это автономия - прослеживаемая как в юридическом контексте, так и идеологии. Общественно-политические объединения, как правило, формируются людьми, для которых близки определенные идеологические убеждения, несхожие с теми, что составляют идейную основу работы иных ассоциаций.

Деятельность политических партий не связана с коммерческой сферой. Активности соответствующих объединений базируются на гласности, открытости, выражении мнений и позиций публично. В большинстве случаев создавать политические партии могут только граждане той страны, в которой объединение будет взаимодействовать с государственной властью. То же самое касается и членства в соответствующих организациях. Но в некоторых странах закон об общественных объединениях позволяет вступать в партии гражданам других государств.

Механизмы формирования партий

Основной механизм, в рамках которого осуществляется создание партии - созыв учредительного собрания. На нем должно присутствовать минимальное количество граждан, которые имеют право на вступление в соответствующее политическое объединение. В большинстве европейских государств данный показатель - несколько десятков человек. В ряде случаев учреждение партии должно осуществляться особой комиссией. Ее численность может быть существенно меньше, чем в случае с учредительным собранием.

При первом сценарии предполагается избрание главы партии, а также ее секретаря, формируется протокол о создании ассоциации. Одновременно с ним, как правило, принимается устав организации, включающий основные программные положения, которых будет придерживаться партия в ходе политической деятельности. В России соответствующие объединения должны регистрироваться, но во многих зарубежных странах подобная процедура не обязательна.

Некоммерческие организации

Изучим иные виды общественных объединений. Полезно будет изучить сущность некоммерческих организаций. Их принципиальное отличие от политических партий в том, что учреждение подобных структур не предполагает участия граждан в управлении государством. Несхожесть НКО с профсоюзами в том, что в ряды первых могут вступать люди, не трудоустроенные где-либо, а также не преследующие достижения целей, связанных с профессиональной деятельностью.

Главная мотивация учредителей НКО - защита интересов конкретных социальных групп. При этом в некоторых случаях активности некоммерческих организаций могут быть связаны с политикой. НКО можно классифицировать на несколько разновидностей: организации, объединения, а также учреждения самодеятельности.

Особенности работы общественных объединений за рубежом

Изучим то, какова специфика активностей общественных объединений за рубежом. Говоря о профсоюзах, можно отметить, что их деятельность в России и западных странах схожа. Деятельность общественных объединений соответствующего типа предполагает защиту интересов рабочих и служащих тех или иных отраслей. При этом практическое влияние профсоюзов в западных странах на органы власти может быть более выраженным, чем в России. Так, довольно часто в других государствах принимаются законы или поправки в них именно как результат деятельности профессиональных организаций.

В западных странах значимую социальную роль играют также предпринимательские объединения - такие как, например, союзы работодателей либо коммерческие ассоциации. Их влияние прослеживается также и на уровне коммуникаций с государственными структурами власти. Подобные объединения могут иметь сильное парламентское лобби. Участие общественных объединений на Западе также имеет большое значение в сельскохозяйственной сфере. Создаются фермерские союзы, также способные влиять на законотворческий и административный процессы.

  • 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые

    формы.

    Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

    Различают следующие виды общественных объединений:

      Общественная организация;

      Общественный фонд;

      Общественное учреждение;

      Орган общественной самодеятельности;

      Политическая партия.

    Общественная организация

    Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.

    Суть членства заключается в документальном оформлении участия в организации (заявления, членские билеты и пр.), наличии определенных прав (избирать и быть избранными в руководящие органы), обязанностей (уплачивать взносы и т.п.) и ответственности за несоблюдение устава организации вплоть до исключения из ее рядов. Этим общественные организации и партии отличаются от других видов общественных объединений, основанных на участии.

    Участники - это физические и юридические лица (общественные объединения), выражающие поддержку целям объединения или его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.Общественное движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественное полезные цели.

    Общественный фонд

    Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

    Общественное учреждение

    Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг.

    Орган общественной самодеятельности

    Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

    Политическая партия

    Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

    23. Политические партии: понятие, порядок создания, права и

    обязанности.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПС) РФ: ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

    Субъекты ПС – граждане, обладающие политическими правами, общественные объединения (прежде всего политические партии), государство.

    Конституционно закреплены такие принципы регулирования ПС, как идеологическое многообразие (ч. 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ), политический плюрализм (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ), равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ), запрет на создание и деятельность опасных для общества и государства общественных объединений (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

    Более подробно правовой статус политических партий определяется ФЗ «О политических партиях».

    Отдельно среди общественных объединений выделяются политические партии, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Основные требования, предъявляемые к политической партии: региональные отделения более чем в половине субъектов РФ; не менее 50 тыс. членов. Запрет на создание региональных партий и ограничение минимальной численности членов партии были признаны соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г.

    Деятельность политических партий строится на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

    Политическая партия создается свободно, подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица (общественного объединения). Помимо устава политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, методы реализации целей и решения задач.

    Членами политической партии могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста.

    В случае успешного выступления политической партии на выборах (набрали не менее 3 % на выборах депутатов Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу, либо избрано не менее 12 депутатов по одномандатным округам в Государственную Думу, либо выдвинутый партией кандидат в Президенты РФ набрал не менее 3 % голосов) политическая партия имеет право на получение государственной финансовой поддержки (из федерального бюджета).

    Только политическая партия (из всех видов общественных объединений) вправе самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (эта норма вступила в силу с лета 2003 г.).

    Политическая партия может быть ликвидирована по решению высшего руководящего органа либо (в некоторых случаях) по решению Верховного Суда РФ.

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5).

    Действие рассматриваемого закона распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и созданных ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ч.1 ст.2). Применительно к данной правовой норме можно задавать вопросы о целесообразности или нецелесообразности указанных исключений, но первая проблема, возникающая в связи с исполнением данного закона, заключается, на наш взгляд, в том, что действие закона без всяких существенных исключений распространяется на деятельность всех созданных общественными объединениями на территории РФ их структурных подразделений: и организаций, и отделений, и филиалов, и представительств, включая представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений (ч.2 ст.2)».

    Суть проблемы в том, что общественное объединение, пройдя все бюрократические препоны и препятствия своего создания на федеральном уровне, по сути дела должно проходить все эти бюрократические процедуры и придирки также и на региональном уровне в каждом субъекте федерации при создании там либо региональной организации, либо отделения, либо филиала, либо представительства. Закон не уточняет и не разграничивает все эти формы внутренних подразделений общественного объединения. Закон лишь определяет, что процедура регистрации для всех этих подразделений в регионах одна и та же, что и на федеральном уровне (с незначительными упрощениями, как будет отмечено ниже).

    Учредителями и членами общественного объединения могут быть физические лица (не менее трех) и юридические лица - общественные объединения (иные юридические лица - государственные органы и учреждения, предприятия и другие коммерческие организации - учреждать общественные объединения не могут). Вновь созданное общественное объединение должно прежде всего созвать учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором следует принять решение о создании самого объединения и о регистрации его устава, сформировать его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Резолютивная часть постановления съезда (конференции) должна, следовательно, выглядеть примерно так:

    «1. Создать общественную организацию «Общество любителей живой природы «Зеленая планета»;

    2. Утвердить Устав общественного объединения «Общество любителей живой природы «Зеленая планета».

    Постановления о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов общественного объединения разумнее принимать отдельно.

    С момента принятия таких решений объединение считается созданным (ст.6, 18).

    Определить организационно-правовую форму общественного объединения необходимо с учетом поставленных целей и задач. При выборе организационно-правовой формы необходимо учитывать, что действующее законодательство разрешает создавать общественные объединения - юридические лица только в тех формах, которые прямо предусмотрены законом. Для упрощения процедуры выбора необходимо ответить на два вопроса:

    1. Будет ли ваше общественное объединение основываться на членстве, и если будет, то юридические или физические лица будут являться членами объединения, либо те и другие вместе.

    2. Кто будет являться учредителем объединения.

    Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

    1. Общественная организация . Общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Членами организации могут быть физические и юридические лица (данное положение указывается в одном из пунктов устава). Высший руководящий орган - съезд (конференция). Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции). Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член не имеет права собственности на долю этого имущества. Структурные подразделения (отделения) осуществляющие свою деятельность на основе единого устава организации имеет право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними. В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества является союз (ассоциация). Территориальные же организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.;

    2. Общественное движение. Общественное объединение, массовое , состоящее из участников и не имеющее членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками движения. Высший руководящий орган - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. От имени общественного движения права собственника имущества, поступающего в общественное движение, а также созданного и (или) приобретенного им за счет собственных средств, осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

    3. Общественный фонд . Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся формированием имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных поступлений и использованием его на общественно полезные цели. Такое имущество не является собственностью учредителя или управляющего имуществом такого фонда. Руководящий орган формируется учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. От имени общественного фонда права собственника имущества осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

    4. Общественное учреждение. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся оказанием конкретного вида услуг, соответствующим уставным целям. Управление осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). Общественное учреждение, созданное и финансируемое собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право оперативного управления. Общественное учреждение получает имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении такого имущества общественное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с его уставными целями. Общественное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом без письменного разрешения собственника.;

    5. Орган общественной самодеятельности. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся совместным решением различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей. Такое объединение формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов и организаций. Субъектом права собственности в органе общественной самодеятельности является сам орган общественной самодеятельности, за которым после его государственной регистрации закрепляются права юридического лица.

    Указанный перечень организационно-правовых форм является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Но при этом в этой же статье закона вводятся понятия политических общественных объединений: политических организаций, политических партий и политических движений, организационно - правовыми формами которых закон определяет ту же общественную организацию (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения) (ч.2 ст.7). Возникает вопрос - зачем установлено такое смешение понятий?.

    Практика отвечает на этот вопрос многочисленными придирками чиновников различного уровня в том плане, что произвольно устанавливаются различного рода запреты на названия тех или иных объединений как политической организации или политической партии, или политического движения, и обосновывается это тем, что закон предусматривает только такие организационно-правовые формы, как общественные организации или общественные движения. И такие придирки из формальных очень быстро превращаются в принципиальные, препятствующие регистрации таких политических объединений и их структурных подразделений, в частности, на региональном уровне, для которых государственная регистрация является обязательной.

    Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности.

    В зависимости от территориальной сферы деятельности российские общественные объединения делятся на:

    - общероссийские , которые имеют свои структурные подразделения (организации, филиалы, отделения и представительства) и таким образом осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации,

    - межрегиональные, имеющие свои подразделения и осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ,

    - региональные , деятельность которых осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ и

    - местные , действующие в пределах территории органа местного самоуправления (ст.14).

    Общероссийское общественное объединение может без специального разрешения использовать в своем названии наименования «Россия» или «Российская Федерация», или соответствующие словосочетания. Личное имя гражданина может быть использовано в названии объединения только с письменного согласия его или его законных представителей.. Название не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

    Символика общественных объединений не должна совпадать с какой-либо государственной символикой и нарушать чьи-либо права на интеллектуальную собственность.

    Еще одна проблема, над которой необходимо подумать до государственной регистрации, - как будут описаны в уставе направления деятельности организации. В отличие от коммерческих структур, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, общественные объединения могут иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

    Крайне принципиальным для регистрирующих и других государственных чиновников, кроме всего прочего, является требование вновь введенной статьи 12.1. закона о том, что в уставе политического общественного объединения в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ч.1 ст.12.1.). При отсутствии такого указания в уставе политическая организация не будет допущена к участию в выборах: избирательная комиссия откажет в регистрации кандидатов на выборные должности, выдвинутых этой организацией, равно как и в регистрации самой организации (в случае голосования по спискам избирательных объединений, блоков и политических партий).

    Граждане, желающие создать именно политическое общественное объединение и участвовать в дальнейшем в выборах очень рискуют, если осмелятся каким-либо образом изменить указанную выше формулировку закона или что-то из нее исключить.

    Проблема заключается в том, что, с одной стороны, закон гарантирует право граждан по своему выбору создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти, но, с другой стороны, ставит под условие государственной регистрации приобретение этим объединением права юридического лица (ч.ч.3,4 ст.3).

    На практике указанная гарантия означает «чистой воды» фикцию, поскольку ни одно такое общественное объединение не сможет функционировать нормально, не будучи юридическим лицом: оно не сможет открыть свой счет в банке, не сможет арендовать помещение и т.д. и т.п., поэтому оно вынуждено добиваться государственной регистрации.

    Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает только с момента государственной регистрации данного объединения (ч.4 ст.18).

    Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке (ч.2 ст.21).

    Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации, межрегионального - органом юстиции по месту нахождения постоянно действующего его руководящего органа, регионального и местного - органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.ч.3,4,5 ст.21).

    С момента возникновения правоспособности, государственной регистрации в качестве юридического лица, законом прямо указывается, что для осуществления своих уставных целей общественное объединение имеет право:

    а) свободно распространять информацию о своей деятельности;

    б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными действующим законодательством;

    в) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

    г) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

    д) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

    е) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

    ж) участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;

    з) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

    Наравне с указанными выше правами общественное объединение несет определенные обязанности, среди которых:

    а) соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

    б) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

    в) ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

    г) представлять по запросу органа, регистрирующего, общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

    д) допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

    е) оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

    Неисполнение вышеперечисленных обязанностей дает основание органу регистрирующему общественные объединения вынести руководящим органам общественного объединения письменное предупреждение с указанием конкретных оснований такого предупреждения.

    Общий надзор за соблюдением законов общественными организациями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Вообще же контроль за соблюдением общественным объединением существующих норм и стандартов могут осуществлять различные органы государственного надзора и контроля (пожарные, экологические и иные).

    Общественные объединения -- это установленный законом добровольный союз граждан, которые имеют общие интересы, духовные и другие нематериальные потребности. Учреждать, становиться членами и участниками таких объединений не могут органы, представляющие государственную власть, и органы, осуществляющие местное самоуправление.

    Право учреждать общественные объединения получают как юридические лица, представляющие разные общественные объединения, так и физические, которые, созвав собрание или съезд, избирают руководящие, контролирующие и ревизионные органы, а также утверждают устав. Членами такого объединения могут стать на добровольных началах другие общественные союзы, физические лица, подавшие заявление или оформившие другие необходимые документы. Свободу объединения гарантирует принцип добровольности в учреждении и деятельности, которой занимаются общественные объединения . Никого из граждан нельзя принудить как к вступлению в эти организации, так и к пребыванию в них.

    Гражданам также предоставлены следующие права в создании общественных объединений:

    Учреждать их без получения предварительных разрешений местных и государственных органов;

    Вступать в них при соблюдении принятого устава.

    Созданные общественные объединения можно регистрировать, при этом получив права, предоставляемые юридическому лицу, а можно функционировать и без регистрации, при этом не являться юридическим лицом.

    Формы общественных объединений -- организационные и правовые

    Сегодня представлены такими правовыми и организационными формами:

    общественные

    учреждение

    организация

    движение

    орган самодеятельности.

    В качестве объединений выступают такие формы, как и движение.

    Какие общественные объединения функционируют в РФ

    Созданы и действуют на сегодняшний день такие общественные объединения России , которые представлены местными, региональными, межрегиональными и общероссийскими объединениями.

    Общероссийские объединения осуществляют работу на территории, принадлежащей более чем половине субъектов РФ, и создали там представительства, филиалы, отделения или организации.

    Межрегиональными являются такие объединения, которые работают на территории, принадлежащей менее чем половине субъектов федерации, и открыли там представительства, филиалы, отделения или организации.

    Региональными считаются общественные объединения, выполняющие свои функции на территории одного из субъектов РФ.

    Местными объединениями являются те, деятельность которых распространяется в рамках территории, подчиненной органам, осуществляющим местное самоуправление.

    На основе чего стоятся объединений и государственной власти

    От того, в каких взаимоотношениях пребывают , зависит уровеньдемократичности власти. Если общественным объединениям обеспечено свободное функционирование, самостоятельность и государственные органы сотрудничают с ними, такое государство можно считать демократическим.

    Отношения между государством и общественными объединениями характеризируется двусторонним сотрудничеством. С одной стороны, государством устанавливаются права, предоставленные общественным объединениям, рамки их деятельности и полномочий. В свою очередь объединения принимают участие в жизни государства, определяя его политику и контролируя работу различных органов. в РФ - активные участники выборных кампаний, они также занимаются организацией и проведением демонстраций, митингов, уличных шествий.

    Выделяется три ключевых направления, в которых сотрудничают государство и общественные объединения :

    1) государство предоставляет общественным объединениям информацию о состоянии дел в различных областях общественной жизни, а также о тех решениях, которые принимаются государственными органами;

    2) сотрудничество государства и объединений в принятии решений, касающихся охраны здоровья, окружающей среды, труда, общественного порядка, памятников истории, архитектуры и культуры и под.;

    3) совместная деятельность в области правотворчества и законотворчества.

    Функционирование общественных организаций может быть приостановлено в результате самороспуска или в связи с решением суда.


    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник