28.08.2019

Таможенно тарифное регулирование представляет собой метод государственного. Чем отличается тариф от пошлины. Акты, определяющие ведение статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров)


Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.

Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ РФ, которому она подчинена. Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

  • 1) Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
  • 2) Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • 1) Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин;
  • 2) Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • 3)Таможенный режим;
  • 4)Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным.

При разработке таможенного тарифа следует иметь ввиду, что он является одним из элементов налоговой системы, следовательно необходимо учитывать баланс интересов производителя, потребителя, посредника и государства. Необоснованные ставки тарифа могут явиться причиной роста цен на внутреннем рынке, стимулировать инфляцию, а также оказывать негативное воздействие на распределение товарных потоков, развитие конкуренции и насыщение внутреннем рынке.

Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Основные функции таможенно-тарифного регулирования выделяют фискальную и протекционистскую функции. Если фискальная призвана для формирования доходной части бюджета, то протекционизм призван за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары. Повышение пошлин на товары ряда стран вызовет немедленную адекватную реакцию со стороны этих стран. Они повысят ввозные пошлины на товары российских производителей и снизят их конкурентоспособность на своих рынках. Развитые страны отличаются низким уровнем ставок таможенных пошлин. Обычно не превышает 10 %, в развивающихся странах, средняя ставка 50 %.В связи с международной экономической интеграцией происходит общее снижение и отмена таможенных пошлин для стимулирования торгового обмена.

Таможенная пошлина обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • 1. фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • 2. протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • 3. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенный режим -- таможенная процедура, определяющая порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в законодательстве Российской Федерации. Участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара.

Виды таможенных режимов:

  • 1) Выпуск для внутреннего потребления, или импорт -- таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории..
  • 2) Экспорт -- таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Вывозить можно только товары, находящиеся вне таможенной территории РФ в свободном обращении, то есть речь идет только о российских товарах.
  • 3) Международный таможенный транзит (МТТ) -- таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию и местом их убытия с этой территории. Под режим международного таможенного транзита можно поместить любые иностранные товары, за исключением запрещенных в явном виде. Для регулирования МТТ применяется не только ТК РФ, но и международные соглашения.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Комиссией таможенного союза, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба.

В таможенное регулирование ходит тарифное регулирование (установление тарифов, ставок таможенных пошлин) и нетарифное регулирование (лицензирование, квотирование и т.д.) Установление тарифов включает в себя сочетание форм прямого и косвенного воздействия на их стоимость.

Прямое таможенно-тарифное регулирование -- административное вмешательство государства в действующие тарифы, участие государства в формирование уровней, структуры и движения тарифов, установление определенных правил ценообразования. При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на тарифы путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих тариф, а также другими аналогичными методами. Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.

Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства. Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Товарная номенклатура - это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Различают одноколоночные и многоколоночные тарифы, которые соответственно не предусматривают или предусматривают возможность применения к товару различных ставок пошлин в зависимости от того, какой режим действует для страны - экспортера.

Таким образом, таможенный тариф может состоять из трех основных элементов: ставок таможенных пошлин, системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности, и правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, то есть системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа.

Системы одноколоночного тарифа встречаются достаточно редко.
В многоколоночных тарифах чаще всего предусматриваются следующие колонки тарифа:

Для товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется соглашение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Иногда эту колонку тарифа называют базовой;

Для товаров, ввозимых из стран, которые не имеют соглашений о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Обычно это самые высокие пошлины;

Товары, которые ввозятся из стран, пользующихся преференциальным режимом, эти пошлины обычно наиболее низкие. Преференции могут предоставляться как на односторонней основе в рамках ЮНКТАД, так и в рамках создания преференциальных соглашений между странами (например, создания зон свободной торговли).

Таможенные тарифы могут иметь и более сложную структуру с указанием ставок в рамках тарифных квот, компенсационных и других сборов.
Импортная таможенная пошлина - наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Экспортные таможенные пошлины менее распространены и направлены на ограничений вывоза определенных товаров из страны и решение фискальных задач.

Транзитные пошлины в настоящее время применяются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции :

- фискальную , которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную , которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

По способу взимания таможенные пошлины делятся на :

- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

- специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, 10 евро за 1 кг);

- комбинированные - сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);

- смешанные - сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения путем суммирования (например, 20% от таможенной стоимости плюс 2 евро за 1 кг).

Адвалорные пошлины наиболее распространены. Они в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям,машинотехнической и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), а это не всегда удается сделать.
Преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара. Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохозяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как средство пополнения государственного бюджета и не обладают достаточно квалифицированной таможенной службой.

Комбинированные пошлины могут действовать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов товара они начинают действовать как специфические пошлины. В целом комбинированные пошлины позволяют эффективно, как и специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных последствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин, и при этом в меньшей степени вносить искажения, характерные для специфических пошлин.

Наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов в интересах покровительствования национальному производству являются принцип эскалации тарифа и система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты. Использование указанных подходов позволяет упорядочить структуру ставок импортного тарифа. Общей предпосылкой в данном случае будет придание всему тарифу единой направленности на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками.
Принцип эскалации тарифа основан только на учете характера товара. Эскалация товара - повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки.

Этому принципу следуют подавляющее большинство государств . На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких - на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки.
Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны.

Политика эффективной тарифной защиты - политика применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.

Применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров производится определение страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото): в приложениях о правилах происхождения товаров, о документальном подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами , подтверждающими происхождение товаров.

Снижение и упорядочение тарифных барьеров было одной из важнейших задач ГАТТ-47. При этом основными инструментами либерализации тарифных барьеров являлись обязательства участников по связыванию тарифных ставок и механизм регулярных многосторонних переговоров - раундов переговоров ГАТТ. В результате средний уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах - членах ГАТТ с 1947 года сократился более чем в 4 раза - до 6-7 % на промышленные изделия.

Таможенно-тарифное регулирование – это система контроля нашим государством внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф — это инструмент торговой политики государства.

В тарифе прописаны все ставки пошлин на различные товары, которые возят через границу. Разработана номенклатура-классификатор товаров, который позволяет контролировать импорт и экспорт, а также вести статистику для последующего анализа. Это сложная система, разобраться в которой обывателю может быть совсем непросто.

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование

В зависимости от режима, действующего для страны-экспортера, на один и тот же товар могут применяться либо единые пошлины, либо автономные, договорные или преференциальные.

Для некоторых стран действует режим наибольшего благоприятствования, то есть – низкие пошлины. Самые низкие применяются для товаров из стран, которые пользуются преференциями. Если же подобных соглашений между государствами нет, то действует тариф с высокими пошлинами.

Кроме таможенно-тарифного, существует нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Сюда относится: лицензирование, квотирование, импортные налоги, валютный контроль и пр.

Таможенно-тарифное регулирование в России: основные инструменты

Импортная таможенная пошлина направлена на ограничение доступа товаров заграничного производства на внутренний рынок, чтобы поддержать отечественного производителя аналогичного изделия. Менее распространены таможенные пошлины на экспорт, которые призваны ограничить вывоз какого-то продукта за пределы страны. Также существуют транзитные пошлины.

Таможенно тарифное регулирование в России заключается, частично, во взимании пошлин. Они бывают:

  1. специфические — в установленном размере за единицу (евро/кг),
  2. адвалорные – определенный процент к ,
  3. комбинированные – определенный процент не менее конкретной цифры,
  4. смешанные – процент плюс плата за количество.

Таможенно-тарифное регулирование в РФ: практика

Наиболее распространены адвалорные пошлины, ими облагают готовые изделия, различные машины, технику, наукоемкую продукцию. Однако не всегда получается точно определить точную таможенную стоимость импорта. В этом плане специфические пошлины гораздо удобнее как для таможни, так и для владельца груза, который может заранее просчитать затраты.

Сущность, основные методы и направления таможенно-тарифного регулирования ВЭД.

СУЩНОСТЬ таможенно–тарифного регулирования – это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субьектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках. Эти меры направлены на качественное совершенствование экспортного потенциала и реализацию стратегии экспортного распространения на международные рынки товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, а также на устойчивое поддержаниеположительного сальдо внешнеторгового баланса и обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе.

ЦЕЛИ(№164-ФЗ, ст1п1): - создание правовых, экономических и организационных условий обеспечивающих эффективную внешнеэкономическуюдеятельность на всех ее уровнях

Обеспечение функции контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства

Обеспечение национальной безопасности.

МЕТОДЫ: - таможенно-тарифные методы- применение ввозных и вывозных таможенных пошлин

Нетарифный метод – лицензирование; квотирование; добровольное ограничение экспорта; антидепенговые пошлины; компенсанционные пошлины и сборы.

Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью- участие РФ в международных санкциях; поддержание равновесия платежного баланса РФ(введение мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интелек.собственностью); валютное регулирование и связанное с мерами валютного регулирования; ответные меры.

Меры экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные в №164 ФЗ.

Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования ВЭД.

Таможенное тарифное регулирование является методом государственного регулирования ВЭД. Другие методы: нетарифное (напр., таможенные режимы), запреты и ограничения, меры экономического и административного характера.
Таможенное тарифное регулирование используется для достижения следующих основных целей : -рационализации товарной структуры импортных внешнеторговых потоков (как правило, уменьшаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития национальной экономики; в то же время сохраняются высокие ставки таможенных пошлин на товары, которые могут составить конкуренцию отечественным товаропроизводителям);

Поддержания рационального соответствия вывоза и ввоза товаров, валютных расходов и доходов;

Содействия прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

Обеспечения условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Основными задачами таможенного тарифного регулирования в нашей стране в настоящее время являются :

Поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий на внутреннем рынке; - повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики;

Поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств;

Повышение конкурентоспособности российского экспорта;

Интеграция в единую систему таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза. Решение указанных задач обеспечивается следующими методами: корректировка ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, внесение изменений в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), применение различных тарифных льгот и т.д.

Роль таможенных органов по обеспечению экономических интересов стран-участниц ТС.

Экономическая безопасность - это неотъемлемая часть экономической системы, которая является важным элементом в развитии народного хозяйства, предприятия, общества и прочие.

Под экономической безопасностью государства следует понимать положение устойчивого динамического равновесия национальной экономики, располагающей механизмами, гарантирующими восстановление и удержание в заданных пределах ключевые параметры функционирования экономики в условиях любых предсказуемых или случайных дестабилизирующих импульсов и рисков как внутреннего характера, так и внешних.

Экономическая безопасность стран ТС представляет собой трехуровневую структуру:

1) базовый уровень экономической безопасности. Его составляет материальная база, включающая в себя: материальное производство (промышленность и сельское хозяйство); внешнюю торговлю; финансовую систему; бюджетно-финансовую систему; налоговую систему;

2) организационно-правовой уровень экономической безопасности. Он состоит из организационной и правовой основ, которые включают систему органов государственной власти, обеспечивающие формирование и реализацию политики в области экономической безопасности, а также нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере экономической безопасности;

3) политический уровень системы экономической безопасности. Его составляют меры обеспечения экономической безопасности и инструменты их формирования, в том числе прогнозирование и оценка применения мер.

Между тем, экономическая безопасность является наиболее важной частью структуры национальной безопасности страны.

Так, говоря о национальной безопасности РФ, необходимо отметить, что определение национальной безопасности дается в Стратегии национальной безопасности до 2020 г. Национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства.

В сложившихся условиях государство начинает все активнее регулировать ВЭД в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД, прежде всего, таможенные пошлины, налоги и т.д.

При этом, следует отметить, что в сфере обеспечения экономической безопасности государств-членов ТС, общими условиями будут являться:

1. На базовом уровне - это сфера материального производства и внешнеторговая деятельность.

2. На организационно-правовом - это нормативные правовые акты и органы государственной власти и наднациональные органы в части регулирования внешней торговли.

3. На политическом уровне - это механизм и меры обеспечения экономической безопасности в части регулирования внешней торговли.

В целом экономическая безопасность государств-членов ТС, представленная в виде рассмотренной трехуровневой системы, позволяет структурировать научно-методические положения по формированию мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

Таможенные тарифы на ввозимые товары и вывозимые товары, особенности их формирования.

Таможенный тариф на импорт

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства.

Импортные таможенные тарифы действуют параллельно с внутренней налоговой системой, включая налоги на импорт, и оказывают влияние на уровень внутренних цен, формирование торговой структуры импорта, обеспечивают экономическую безопасность и защиту отдельных отраслей национальной экономики от иностранных конкурентов. Эффективная защита национального рынка зависит от ставки импортного таможенного тарифа.

Структура импортных таможенных тарифов для эффективной защиты внутреннего рынка строится на принципе тарифной эскалации. Под ней понимают повышение ставок пошлин по мере углубления процесса обработки товара, иными словами, на сырье действуют более низкие ставки пошлины, а на готовые изделия - наиболее высокие. Например, в США, Канаде, Японии средние ставки на текстиль составляют 9%, на готовую единицу из текстиля - 14%.

Что касается России, то ее система импортных пошлин включает три уровня: сырье; материалы и комплектующие изделия; полуфабрикаты и готовые изделия. Импортными пошлинами облагается почти весь импорт продуктов питания (ставки доходят до 30%), одежды из текстиля и кожи (до 35%), промышленной готовой продукции (до 30%). Самые низкие импортные пошлины приходятся на импорт сырья (0,5% его таможенной стоимости) и на полуфабрикаты (не более 10%). Отдельные виды импортных товаров (часть лекарственных препаратов, детское питание и некоторые другие) полностью освобождены от таможенных пошлин. Однако но сравнению с большинством развитых стран импортные пошлины в России в несколько раз превышают их средний уровень.

Экспортный тариф

Таможенный тариф, как правило, вводится для ограничения импорта в целях защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Однако иногда государство идет на ограничение экспорта. Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным тогда, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны применяют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией. Что касается России, то экспортные таможенные пошлины были введены в 1991 г. после отмены действовавших до этого экспортных налогов. В то время экспортные пошлины были введены на ряд экспортных товаров стратегического назначения (на некоторые виды топлива, черные и цветные металлы, авиатехнику, отдельные виды продовольствия, вооружения), составляющих более 50% российского экспорта. В середине 90-х годов этот список подвергся сокращению примерно в два раза и одновременно были резко сокращены ставки экспортных пошлин до 3-25% таможенной стоимости товаров.

Глава 7 тктс

Статья 58. Общие положения о стране происхождения товаров

1. Страной происхождения товаров считается страна, в к-й товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными там. Зак-вом там. союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо там. союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

2. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

3. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с между-ми договорами государств-членов там. союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров, происх-щих с территории государства - члена там. союза, осущ-тся в соответствии с зак-вом такого государства - члена там. союза, если иное не установлено межд-ми договорами.

4. Там. органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, устан-ом законодательством государств-членов там. союза.

Виды таможенных льгот

Тарифные преференции - особые таможенные льготы, предоставляемые при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами.

Допускаются по таможенному тарифу РФ в виде: освобождения от уплаты таможенной пошлины; снижения ставок таможенных пошлин. Под тарифными преференциями имеются в виду специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющихся на товары других стран. Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами. Правила определения страны происхождения товара установлены Законом РФ «О таможенном тарифе» на основании отдельных критериев: полное производство товара либо его достаточная переработка.

К товарам, произведенным в какой-либо стране, согласно ст. 27 Закона «О таможенном тарифе» относятся: полезные ископаемые; живые животные (родившиеся и выросшие в этой стране); растительная продукция; продукция морского промысла; товары, произведенные из этой продукции. Льготы, предоставляемые в части снижения предельной ставки таможенной пошлины, равно как и в части освобождения от ее уплаты применяются только в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Перечень стран - пользователей преференциями утвержден Постановлением Правительства РФ.

Эти страны подразделяются на две группы: наименее развитые страны, товары из которых не облагаются таможенными пошлинами; развивающиеся страны, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины в размере от базовой ставки 75%. Преференциальные льготы предоставляются на основании сертификата происхождения товара. Сертификат предоставляется в установленной форме, без исправлений, в напечатанном виде, на русском, английском, французском или испанском языках. Сертификат выдается компетентными органами страны-экспортера. Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут быть предоставлены следующие виды тарифных льгот:

Полное освобождение от уплаты таможенных платежей;

Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;

Возврат ранее уплаченных таможенных платежей.

Эти льготы весьма условно можно поделить на льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (именуются еще основными льготами по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (именуются дополнительными льготами по таможенным платежам).

Случаи предоставления основных тарифных льгот при помещении товаров под определенный таможенный режим.

1. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под таможенным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.

2. Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей. Данная льгота применяется к временно ввезенным/вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.

3. Возврат ранее уплаченных таможенных платежей.

Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта из России товаров. Так, в Федеральной программе развития экспорта в целях совершенствования российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных товаропроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара. Дополнительными являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима.

Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.

Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара - специфическая для внешнеторговой деятельности налоговая льгота. Под тарифной квотой понимается определенная стоимость или количество импортируемых товаров, которые облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины.

Виды таможенных тарифов.

Прежде всего, тарифы делятся на простые и сложные .

Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара.

Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин.

Автономный – таможенный тариф, который вводится, изменяется и отменяется государством в автономном режиме, т.е. без согласования с другими государствами или союзами других государств.

Конвенционный – таможенный тариф в рамках которого решение по использованию тарифных инструментов принимается (полностью или частично) на основе соглашений с другими странами или союзами других государств.

Интегрированный тариф – таможенный тариф, который кроме информации собственно тарифного характера содержит сведения о применении других инструментов государственного регулирования экспорта или импорта конкретные товары на национальную или единую таможенную территорию.

По виду внешнеторговых операций различают :

Импортный тариф – который применяется для регулирования объема и структуры ввоза иностранных товаров на коммерческих условиях. В России эти товары ввозятся на условиях режима выпуска для внутреннего потребления.

Экспортный тариф – который государство применяет для регулирования объема и структуры вывоза отечественных товаров в коммерческом режиме.

По количеству ставок различают :

Одноколонный – таможенный тариф, который государство для тарифного регулирования внешней торговли применяет только одну ставку пошлины для регулирования ввоза (вывоза) товаров.

Двухколонный (двойной тариф) – таможенный тариф, в рамках которого государство предусматривает использование 2-х различных ставок таможенных пошлин.

Многоколонный тариф - к многоколонным обычно относят тарифы, которые содержат более 2 ставок таможенных пошлин. Этот тариф может содержать ставки таможенных пошлин и другие инструменты тарифного регулирования, которые являются автономными, а другие – конвенционными или договорными.

Транзитный таможенный тариф – совокупность таможенных пошлин для обложения товара и транспортных средств, перемещаемых через таможенную территорию одной страны в процессе их движения.

По ставке:

Запретительный - 40-100%

Ограничительный - >25

Умеренный - 10-15%

Свободный - <10%

Открытый - 0%

Гибкий тариф - таможенный тариф, используемый для выравнивания цен на отечественные и импортные товары.

Двойной таможенный тариф - таможенный тариф, предусматривающий минимальные и максимальные ставки таможенных пошлин по каждой товарной позиции. Выбор той или иной ставки зависит от торгово-политических отношений с конкретной страной.

Дискриминационный тариф - тариф, при котором на импортируемый товар назначаются разные таможенные ставки в зависимости от страны происхождения товара.

Дифференцированный тариф - таможенный тариф, дающий возможность в зависимости от страны изготовления создавать льготные таможенные условия для тех или иных товаров.

Договорный тариф - таможенный тариф, ставки которого определяются на основе межправительственного соглашения и не могут изменяться в течение срока действия без обоюдного согласия сторон.

Запретительный тариф - таможенный тариф, применяемый с целью ограничения, недопущения ввоза на внутренний рынок страны или вывоза с него определенных товаров.

Важным элементом формирования и применения таможенных тарифов является система таможенных платежей, действующая в стране, и посредством реализации присущих ей функций, играющая значимую роль в формировании доходов государства.

Тарифные льготы

Под тарифной льготой понимается предоставляемая льгота в отношении товаров, перемещаемых через границу. Она может выступать в виде возврата ранее уплаченной пошлины, в виде освобождения от оплаты пошлины, или в виде снижения ставки пошлины.

3. Тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза из третьих стран:

1) товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда). Порядок применения тарифных льгот в отношении таких товаров устанавливается Комиссией;

2) товаров, ввозимых в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе оказания услуг по запуску космических аппаратов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Комиссией;

3) продукции морского промысла судов государств-членов, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими и (или) физическими лицами государств-членов;

4) валюты государств-членов, валюты третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценных бумаг в соответствии с законодательством государств-членов;

5) товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий или катастроф;

6) товаров, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимых по линии третьих стран, международных организаций, правительств в благотворительных целях и (или) признаваемых в соответствии с законодательством государств-членов в качестве безвозмездной помощи (содействия), в том числе технической помощи (содействия).

Тарифные преференции

Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Таким образом, тарифные преференции - это определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, а также стран образующих зону свободной торговли, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию государств Таможенного союза.

1) Правило непосредственной закупки. Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

2) Правило прямой поставки. Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию таможенного союза без провоза через территорию другого государства, то есть через территорию третьих стран.

Предоставление тарифных преференций напрямую зависит от страны происхождения товаров.

Товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в следующих случаях:

1) когда он полностью произведен в данной стране;

2) когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товаров неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной стране достаточной обработке или переработке.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Таможенно-тарифный метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности заключается во взимании ввозных и вывозных таможенных пошлин. Этот метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности является предметом пристального внимания мирового торгового сообщества, соответственно, регулируется международным экономическим, а именно – международным торговым правом и частично международным таможенным правом.

К таможенно-тарифным мерам относится взимание ввозных и вывозных пошлин.

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории.

Необходимо различать понятия "размер таможенной пошлины" и "ставка таможенной пошлины". Размер таможенной пошлины – это общая сумма, которую требуется уплатить по данному виду платежа в отношении конкретного товара. Ставка таможенной пошлины – фиксированная величина, являющаяся основанием для расчета размера таможенной пошлины. Данная величина устанавливается на каждый вид товара, который подлежит обложению таможенной пошлиной.

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин. Слово тариф имеет арабское происхождение . Содержанием таможенного тарифа является перечень товаров, облагаемых таможенной пошлиной и совокупность ставок таможенных пошлин, соответствующих каждому виду товара. Наименование и обозначение товаров в таможенных тарифах государств осуществляется в соответствии с мировой системой классификации и кодирования товаров, закрепленной Конвенцией о ГС.

Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки. Существуют три вида ставок:

  • 1) адвалорные ставки (устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара, сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и ставки пошлины в процентах);
  • 2) специфические ставки (устанавливаются в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. В качестве денежного эквивалента выступает евро, например, пиво безалкогольное – 0,6 евро за литр);
  • 3) комбинированные ставки включают в себя как стоимостные, так и количественные показатели, т.е. сочетают в себе адвалорные и специфические ставки. Например, комбинированная ставка для одежды меховой овчинной – 20% таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 шт. Окончательный размер ставки определяется путем сравнения по наибольшему показателю.

Таможенная пошлина является одним из видов косвенных налогов наряду с налогом на добавленную стоимость и акцизом. Таможенная пошлина – это косвенный налог, участвующий в формировании цены товара.

Таможенные пошлины бывают вывозные (экспортные) и ввозные (импортные). Таможенные пошлины применяются при ввозе в страну иностранных товаров или вывозе отечественных по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. На практике в основном применяются ввозные таможенные пошлины, которые являются важным источником поступлений в государственную казну и выполняют роль основного экономического регулятора ввоза товаров. Существование ввозных таможенных пошлин, повышающих цену ввозимых товаров, продиктовано заботой об экономических интересах страны и фактически является средством для развития национальной промышленности и сельского хозяйства. Повышение таможенных тарифов ведет к увеличению таможенных доходов и к развитию внутреннего производства, но это не может происходить постоянно, так как рост таможенного обложения товаров, пользующихся повышенным спросом, ведет к усилению контрабанды и уменьшению официального ввоза товаров.

Несогласованное, неконтролируемое таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, осуществляемое государствами, может стать существенным препятствием для развития международной торговли, поэтому мировое сообщество было заинтересовано в установлении общих правил осуществления государствами мер таможенно-тарифного, а также нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Эти наиболее общие правила, принципы осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности была зафиксированы в первом в истории многостороннем международном торговом договоре – ГАТТ 1947 г.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле призвано обеспечить странам-участницам:

  • 1) последовательное взаимное снижение таможенных пошлин на товары;
  • 2) ликвидацию количественных и иных нетарифных ограничений и препятствий для ввоза импортируемых товаров;
  • 3) устранение в интересах добросовестной конкуренции искусственного поощрения экспорта с использованием субсидий и подобных мер.

Исключения для общего в отношении стран РНБ стали допускаться для таможенных союзов, ассоциаций свободной торговли (интеграционных группировок государств), а также впоследствии для преференций в пользу развивающихся стран.

С принятием ГАТТ 1947 г. произошел качественный переход от обмена взаимной на международном уровне таможенно-тарифной информации и иной информации в отношении таможенного дела к сотрудничеству по вопросам сближения национального регулирования таможенного дела, а также в области построения национальных таможенных тарифов.

В рамках ГАТТ стало осуществляться согласование государствами на взаимной основе не только снижения ставок таможенных пошлин, но и техники таможенного дела (методы оценки таможенной стоимости, например), согласование действий в деле обеспечения добросовестной торговли товарами, с одной стороны, путем пресечения демпинга, а с другой – недопущения злоупотребления под прикрытием борьбы с демпингом.

Всемирная торговая организация, созданная в 1994 г. для обеспечения действия многосторонних международных торговых договоров, реализует принципы регулирования международной торговли, закрепленные в ГАТТ. Действие всех международных соглашений, заключенных в рамках ГАТТ и входящих в международную торговую систему ВТО, основано на признании государствами-участниками четырех основных принципов регулирования международной торговли, которые являются также нормами и международного таможенного права, поскольку при разработке норм международного таможенного права происходит учет принципов международного экономического права, а именно его подотрасли – международного торгового права. Эти принципы в уточненной редакции ГАТТ 1994 г. перечислены в параграфе 4.3 настоящего учебника. Напомним их: 1) принцип защиты внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов сформулирован в ст. XI; 2) принцип "не повышать пошлины" (связывания тарифов) – в Преамбуле и в ст. XXVIII bis; 3) принцип наибольшего благоприятствования – в п. 1 ст. I; 4) принцип национального режима – в ст. III ГАТТ 1994 г.

  • Термин "тариф" происходит от названия небольшого города Тарифа близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива арабы взимали в Тарифе по особой таблице сбор со всех судов, проходивших через пролив, соответственно качеству и количеству груза.

© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник