17.08.2019

Сюжетные игры для детей профессии. Сюжетно-ролевая игра «Профессии». для детей средней группы


Сегодня много говорится о том, что современные дети отличаются от детей прошлого века, в том числе и по организации игровой деятельности. На сегодняшний день перед педагогами детского сада стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители, и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать.

Игра – в свете ФГОС – выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Я хочу представить опыт педагогов нашего детского сада в выстраивании предварительной работы к сюжетно-ролевым играм с профессиональным сюжетом «ВРАЧ», «ПОЖАРНЫЙ», «СПАСАТЕЛЬ МЧС».

Что побудило нас к такой работе:

Большой поток информации из СМИ о чрезвычайных ситуациях, бедствиях и катастрофах в мире;

Необходимость актуализации знаний детей о действиях в чрезвычайных ситуациях;

Недостаточно частое обращение к сюжетно-ролевым играм с современной тематикой.

Этот факт подтверждается социологическим исследованием, проведенным Московским Центром социологии образования РАН под руководством В.С. Скобкина. В ходе опроса старшие дошкольники отвечали на следующие вопросы: какие игры ты знаешь? Во что любишь играть? Знаешь ли правила своей любимой игры? Результаты ответов, их анализ дали такую картину. Первое место занимают подвижные игры с правилами – 45%. Второе место – 25% занимают ролевые игры, среди которых на лидирующую позицию у девочек вышли традиционные «дочки-матери» (11,2%); у мальчиков наиболее популярны игры «в машинки» (5%). Остальные сюжеты ролевых игр, такие как «магазин», «больница», «роботы», «школа», назвали менее 1% детей.

Эта статистика позволяет говорить о том, что ролевые игры детей весьма однообразны и ограничены, в основном, семейной тематикой. Практически отсутствуют игры с профессиональными сюжетами. Между тем, именно эти игры, в наибольшей мере, способствуют вхождению ребенка в мир взрослых – игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь с обществом. Принимая на себя роль, например, «врача» ребёнок должен выполнять ролевые действия, которые присущи людям данной профессии.

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». В решении этой задачи наиболее эффективна игровая деятельность. Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития будущих первоклассников как предпосылки их успешной адаптации и социализации в детское сообщество.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.

Согласно ФГОС ДО, основными задачами социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста являются:

1. Создавать условия для освоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в коллективе.

5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.

Решение данных задач может эффективно осуществляться посредством СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР с профессиональным сюжетом. Мы же решили остановиться на таких профессиях, как пожарный, врач, спасатель МЧС. В планах: инспектор ПДД, полицейский, военные профессии. Так как тем самым решаем задачи, связанные с безопасностью – одной из актуальнейших тем последних лет.

В ходе наблюдений за игровой деятельностью детей у нас возник вопрос: Почему дети не играют, например, в пожарных? Достаточно ли у них знаний для организации игры? Знакомы ли дети с профессиональными действиями, с названиями атрибутики? Есть ли вообще у детей интерес к данным видам профессиональной деятельности взрослых? Нами была проведена диагностика.

Методика проведения диагностики:

1. Дидактические и словесные игры "Кому что нужно для работы?", "Все профессии нужны", "Кто что делает? ", " Подбери и назови" (кто что потерял) – используя данный метод, проверяем словарно-понятийный запас слов о различных профессиях, инструментах, материалах, назначении.

2. На основе опросника Л.В. Куцаковой по теме «Профессиональная деятельность взрослых» мы разработали свой.

1) Знания о трудовой деятельности взрослых: – Кто где работает? (в больнице, при авариях, на пожарах).

2) Знание основных трудовых процессов: – Что делает? Врач, Ветеринар, Пожарный, Спасатель МЧС, полицейский, военный, инспектор ГИБДД.

3) Знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы: – Чем пользуется (какими инструментами)? Врач, Ветеринар, Пожарный, Спасатель МЧС, полицейский, военный, инспектор ГИБДД.

4) Знания о взаимодействии людей разных профессий: – Кто кому помогает? Кто работает вместе?

5) Бережное отношение к труду взрослых: –Как мы должны относиться к чужому труду? Что мы для этого делаем? Как себя ведем?

3. Метод наблюдения за игровой деятельностью.

В результате проведенной диагностики было выявлено следующее:

– у 50% детей низкий уровень знаний о предлагаемых к рассмотрению профессиях, особенно их трудовые действия, инструменты и материалы каждой профессии;

– у 65% опрошенных узкий активный и пассивный словарь по данной теме;

– у 45% выполнение поручений и трудовых действий без желания, только по необходимости (потому что надо, так сказал воспитатель и т. д.).

Мы убедились в необходимости создания такой системы работы, чтобы дети «заиграли». На первом этапе в группе были проанализированы и скорректированы необходимые условия: составлен перспективный план работы, пополнена предметно-развивающая среда атрибутами к сюжетно-ролевым играм, новыми дидактическими играми и пособиями по теме "Профессии", детской художественной литературой и картинками по данной теме.

Знакомство детей с профессиями мы осуществляли, используя разные виды совместной детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную и т. д.

Использовались следующие формы работы с детьми:

– беседы с детьми по теме,

– рассматривание иллюстраций и картинок (фотографий) по данной теме,

– просмотр видеоматериалов и презентаций,

– чтение литературных произведений, стихов, загадок,

– разработка НОД познавательного характера с использованием интерактивной доски,


– проведение физкультурного развлечения "Мы пожарные",

– сюжетно-ролевые игры "Пожарные", "Спасатели МЧС", "Больница", и т. д.,


– дидактические игры "Кому что нужно для работы", "Все профессии важны…" и т. д.

Работу по ознакомлению детей с профессиями проводили в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников:

– оформление выставки рисунков сотворчества детей и родителей "Такие нужные профессии",


– проведение викторины с детьми и родителями "Все профессии нужны…",


– оформление наглядной информации для родителей "Знакомство детей с профессиями «Пожарный», «Спасатель», «Полицейский»",

– беседа с родителями "Расскажите ребенку о своей профессиональной деятельности",

– НОД с родителями с использованием интерактивной доски,


– мастер-класс для родителей группы по изготовлению макетов.

В результате проведённой работы были достигнуты следующие результаты:

1. Дети мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий.

2. Дети научились отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий.

3. У детей появилось представление о востребованных в современном обществе профессиях.

4. Родители стали активными помощниками в воспитании и образовании детей.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Черемховский педагогический колледж»

Л.Ж.Шарафутдинова

Сюжетно-ролевые игры о профессиях

в детском саду

Проект

2016

Оглавление

1.Пояснительная записка………………………………………………3

1.1.Общие сведения о проекте…………………………………………3

1.2.Актуальность проблемы……………………………………………3

1.3.Общие положения проекта…………………………………………4

2.Список литературы……………………………………………………10

3.Проекты сюжетно-ролевых игр «Космос», «Кафе»,

«Магазин», «Корреспондент»………………………………………….11

1.Пояснительная записка

1.1.Общие сведения о проекте

Тема: Профессиональные игры дошкольников

Цель проекта: Изучить проблему формирования первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности в дошкольном возрасте через организацию игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

Изучить теоретические основы игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

Проанализировать задачи развития игровой деятельности и формирования первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни каждого человека в программе дошкольного образования;

Подобрать проекты сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство формирования первичного представления о мире профессий в дошкольном возрасте.

1.2.Актуальность проблемы

Социальное и профессиональное самоопределение граждан выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития и представляет собой непрерывный процесс. При этом оно осуществляется в форме поэтапного выстраивания человеком индивидуального набора общих и профессиональных компетенций, исходя из его личных возможностей и потребностей.

Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций. Другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Самоопределение понимается как сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции в проблемных ситуациях. В настоящее время есть разные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют дошкольный возраст. Именно в дошкольном возрасте формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности через организацию сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития. Именно игра создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Сюжетно-ролевая игра обеспечивает ребенку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений и позволяет наиболее полно реализовать себя, достичь состояния полного эмоционального комфорта.

1.3.Общие положения проекта

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, а также педагогов Р.И.Жуковской, Д.В.Менджерицкой, А.П.Усовой, Н.Я.Михайленко.

Д.Б.Эльконин отмечал, что у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Ее ценность заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций, таких как: мышление, память, речь, воображение, внимание.

Доказано, что игра социальна по своему характеру и одним из первых это отметил К.Д.Ушинский. Он определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «…материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой».

Исследования А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Р.И.Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего, в трудовую. В свое время А.С.Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А.С.Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Наряду с играми предыдущих дет, отражающих жизнь семьи, детского сада, труд людей некоторых профессий, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. Чтобы расширить и углубить представления дошкольников о различных профессиях, вызвать соответствующие интересам детей старшего возраста. Но как бы, ни был разнообразен набор готовых игрушек, всегда для игры требуется сделать что-то руками. Если у детей есть четкие представления о том или ином виде труда, они многое могут сделать своими руками.

В подготовительной группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Прежде всего, следует установить уровень знаний детей о деятельности родителей: на каком предприятии они работают, как называется их должность и каковы их трудовые обязанности, какой вид продукции выпускает предприятие или какой вид услуг оказывают.

Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Почему повара стараются приготовить вкусную пищу, а швея сшить красивую одежду?

Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Игры подсказывают педагогу, какие экскурсии необходимо организовать, чтобы обогатить впечатления детей. Интерес к игре может поддержать рассказы специалистов (папы-столяра, мамы-маляра). Эти рассказы, согласованные с воспитателем, могут сопровождаться показом инструментов и действий с ними. Как правило, полученные знания дети сразу используют в игре.

Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.

по подготовке и планированию сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.

1.Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре.

2.Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.

3.Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

4. Просмотр диафильма, мультфильма по теме игры.

5. Проведение экскурсии по теме игры.

6.Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.).

7. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.

8.Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей.

9.Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

10. Совместная с детьми игра.

11.Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

12.Постановка проблемных игровых задач.

13.Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, ее обсуждение.

14.Рассказ воспитателя об играх детей другой группы.

15. Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия), после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.

16.Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т. д.; обменяться впечатлениями.

17.Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть еще интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.

18.Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.

19.Составление с детьми альбома по тематике игры.

20.Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.

21.Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).

22. Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.

23. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов.

Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Большое значение имеет начало игры, момент ее возникновения. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, использую следующие приемы:

1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть;

2) «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск по чертежу клада и т. д.);

3) участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»);

4) косвенное побуждение к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Дима согласится стать водителем грузовика?..»).

Важно также правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю также выявить собственные недочеты при ее подготовке.

Методы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.

Методы организации и руководства игровой деятельности, направленные на развитие детского коллектива

1.Постановка перед детьми перспективы интересно, увлекательной деятельности.

2.Выполнение воспитателем ведущей роли и показ в игровой ситуации, как возможно регулировать взаимоотношения между играющими.

3.Оказание помощи в воспроизведении и раскрытии норм и правил взаимоотношений при длительном выполнении роли.

4.Упражнение детей в самостоятельной организации игр и развитие умения согласовывать сюжетный ход игры путем разъяснений, одобрений, похвала, доверия, советов по возможному подбору материала для игры, беседа-разговор по поводу дальнейшего хода игры, подведение итогов, положительная оценка предложений детей, изготовление атрибутов и самоделок.

5.Приучение к самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов, желаний каждого ребенка путем изучения и раскрытия перед детьми его лучших, положительных сторон. Воспроизведение и раскрытия поступков, привычек, нравов и обычаев тех или иных персонажей игры, давая советы при распределении ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения ее до конца.

6.Объяснение понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровых ситуациях, связанных с реализацией содержания игры, выполнением роли и игровых правил.

7.Установление игровых традиций.

Методы развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры.

1.Проведение экскурсий (первичная, повторная, завершающая).

2.Организация встреч с людьми разных профессии.

3.Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.

4.Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в его процессе.

5.Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям, связанными с профессиями родителей, репродукциям с картин, о современных событиях, происходящих в стране.

6.Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых.

7.Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

8.Инсценирование отдельных литературных произведений с использованием игрушек и с участием детей.

9.Использование персонажей кукольного театра для проведения этических бесед, для драматизации литературных произведений с идеями дружбы и товарищества.

Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом.

1.Обучение детей умениям и навыкам конструирования из строительного материала.

2.Оказание помощи в развитии творчества в играх и продуктивных видах деятельности.

3.Обучение работать в коллективе и в паре.

4.Приучение детей к самостоятельному подбору игрушек, атрибутов для организации творческих игр.

Итак, сюжетно-ролевая игра – это основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Проекты сюжетно-ролевых игр

Проект сюжетно-ролевой игры «Космос»

(для старшего возраста)

Цель: формировать умение самостоятельно развертывать игру, комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Задачи : учить обдуманно выстраивать сюжет игры из 4-5 смысловых эпизодов, выполнять последовательно игровые действия; развивать умение разнообразить воображаемые действия; учить самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, содействовать проявлению добрых чувств и отношений.

Ожидаемые результаты

1.Проявление в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи.

2.Ролевое взаимодействие со сверстниками (2-3 человека).

3.Ролевое общение, диалог.

Этапы игровой деятельности

Процесс

Деятельность педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Обрисовка сюжетной канвы

Изучение литературы

Я познаю мир (раздел «Космос» 2000

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Покорение Космоса. Скоролупова О.А. (М., 2002)

Клушанцев П. (М., 1980).

О чем рассказал телескоп

Коллективное творчество детей (М., 1998).

Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (М., 2005).

Организационная работа

Чтение художественной литературы:

Булычев К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой»

Продуктивные виды деятельности

Изготовление атрибутов для игры. Оформление панно «Космическое пространство»

Беседы с детьми

«Земля –наш дом во Вселенной», «Путешествие на Луну», «Звезды – какие они?», «Что такое Солнечная система?»

Дидактические игры

«Звездный путь», «Найди лишнее», «Разведчики», «Что изменилось», строительная «Космодром».

Занятия

Ознакомление с окружающим миром «Земля – наш дом во Вселенной»

Развитие речи «Ракета летит к звездам»,

Развитие элементарных математических представлений 2Большое космическое путешествие»

Конструирование «Наш космический корабль»

Рисование. «Путь к звездам2

Аппликация. «Космический коллаж».

Работа с родителями

Информационный листок о занятиях на тему «Покорение космоса»

Основной

Систематизация информации

Принятие на себя роли.

Обсуждение содержания игры.

Организация игрового пространства.

Обеспечение руководства

Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры – вопросы. Руководство организацией игрового пространства.

Игровая деятельность детей

Игра.

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером (конструктор-строитель).

Изменение ролевого действия в ходе игры.

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций.

Заключительный

Итог

Принимают участие в обсуждении проведенной игры.

Оценивают умение играть вместе.

Подведение итогов игры. Диагностика игровых умений.

Словарный минимум

Часть словаря

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Профессии

Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник

Генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры

Орудия труда

Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео-, барокамера, спутниковая связь.

Трудовые действия

Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать.

Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать.

Качества труда

Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно.

Высококачественно, добросовестно, организованно, четко.

Проект сюжетно-ролевой игры «Кафе»

Цель: формировать желание организовывать сюжетно-ролевую игру «Кафе».

Задачи: развивать и обогащать сюжет игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать самостоятельно атрибуты для игры; продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

Ожидаемый результат:

1.Совершенствование знаний о труде в кафе.

2.Формирование коммуникативных навыков.

3.Проявление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.

Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика игровых навыков, игровой среды

Диагностика по методике Г.Я.Кудриной

Обрисовка сюжетной канвы

Изучение литературы

В.Абраменкова «Воспитание игрой».(М., 2011).

Дидактические игры с детьми

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

Цели и задачи сюжетно-ролевой игры в детском саду

Суть сюжетно-ролевой игры заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом.

Дети играют в «Магазин игрушек». На столике расставляются товары (игрушки), к ним прикрепляются ценники (при условии, что дети уже знакомы с цифрами и числами; это могут быть готовые таблички-наклейки или самостоятельно подписанные листочки). На «прилавке» есть игрушечная касса с банкнотами и монетками. Дети распределяются роли: продавец, кассир, покупатели. Следует разыгрывание вымышленной ситуации: выбор товаров покупателями, помощь продавца, совершение покупки на кассе.

По мнению детских психологов и педагогов, интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трём годам. Это обусловлено тем, что в первые годы жизни ребёнок накапливает представления о мире, учится действиям с предметами, развивает координацию движений. Однако первоначальные элементы сюжетно-ролевой игры прослеживаются в самостоятельной деятельности детей 2–3 лет, когда малыши в действиях с игрушками воспроизводят увиденное в обыденной жизни.

Первоначальная сюжетно-ролевая игра состоит из воспроизведения действия взрослых, увиденного малышом в повседневной жизни

Когда автор этой статьи стала мамой во второй раз, первому сыну едва исполнилось полтора года. Естественно, старший ребёнок наблюдал за младенцем и за тем, как за ним заботятся родители: купают, пеленают, кормят из бутылочки, укладывают спать. И в возрасте двух лет сын повторял с игрушками сценки обыденной жизни. Он качал медвежонка на руках и напевал мелодию колыбельной, давал ему соску и погремушку, катал в коляске. То есть ребёнок примерил на себя роль родителя.

В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками - разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения.

Ян Амос Коменский

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/05/11/aforizmy-ob-igre-i-obuchenii

Таблица: задачи сюжетно-ролевой игры

Возрастная категория детей Задачи
3–4 года
  • Формирование умения действовать в соответствии с предложенным сценарием.
  • Развитие фантазии, способности придумывать простой сюжет в условиях вымышленной ситуации.
  • Обогащение активного словарного запаса.
4–5 лет
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Формирование умения самостоятельно распределять роли, подбирать предметы для игры.
  • Обогащение социального опыта детей (правила поведения в библиотеке, магазине, общественном транспорте, поликлинике и т. д.).
  • Развитие навыка диалогической речи.
5–6 лет
  • Развитие умения самостоятельно определять правила, импровизировать во время игры.
  • Побуждение к использованию образов и сюжетов художественных произведений в играх (из сказок и рассказов, фильмов и мультфильмов).
  • Активизация диалогической речи.
6–7 лет
  • Развитие творческих способностей детей: желание использовать в игре музыкальные инструменты, добавлять элементы танца, пения.
  • Создание устойчивого интереса к профессиональной деятельности взрослых (игры в сотрудников полиции, спасателей, врачей, космонавтов, учёных и т. д.).
  • Создание мотивации к изготовлению декораций и атрибутов для будущих игр.

В сюжетно-ролевой игре дети закрепляют знания о профессии (продавец-кассир) и учатся культуре посещения магазина

Виды сюжетно-ролевых игр

По направленности обучающей цели и способы её достижения сюжетно-ролевые игры делятся на творческие, сюжетно-дидактические и интерактивные.

  • В творческой сюжетно-ролевой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях вымышленных обстоятельств. Дети перевоплощаются по игровому замыслу: становятся артистами цирка, учёными в лаборатории, хирургами, модельерами. Для фантазии детей в творческих играх нет границ. По сговору они действуют в повседневных ситуациях: поездка на автобусе, поход в театр или музей, обед в кафе. А могут переноситься в сюжеты из фильмов и книг: стать палеонтологами на раскопках, полететь на Марс, изобрести машину времени.

    Творческая игра «Путешествие в космос» начинается с того, что один из воспитанников объявляет себя капитаном и предлагает полететь на луну. Ребята соглашаются: мальчики строят космический корабль (из стульев или мягких модулей), девочки собирают в дорогу припасы. Когда всё готово, капитан командует: «Поехали!», и путешествие начинается. Ребята рассказывают о том, что видят в воображаемых иллюминаторах, показывают действие в невесомости. Внезапно случается поломка, корабль совершает посадку на ближайшей планете, космонавты исследуют неизвестную территорию.

    Воспитанники самостоятельно разработали замысел, подготовили предметы для игры и распределили роли

  • Сюжетно-дидактическая игра является игровой формой обучения, в ней синтезируется творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим применением полученных на занятиях знаний. Воспитатель всегда руководит игрой этого вида: озвучивает обязанности для каждой роли, наблюдает за ходом игры, корректирует выполнение дидактического задания. Сюжетно-дидактические игры строятся на основе игр творческих, уже знакомых детям: «Магазин», «Детский сад», «Банк», «Столовая». Игра приобретает дополнительное содержание: познавательное (отличие фруктов и овощей в игре «Столовая» или «Огород»), математическое (посчитать количество предметов в игровой ситуации), языковое (актуально для групп, в которых изучается национальный язык).

    Дети автора статьи любят играть в «Супермаркет». Старший сын готовится к поступлению в школу, умеет складывать и вычитать в пределах 100 - он выполняет роль кассира, раскладывает по ячейкам игрушечные купюры. Дочка учится писать, она оформляет ценники для товаров, её роль в игре - покупатель. Сценарий игры классический: покупатель набирает товары в тележку, кассир пробивает, совершается покупка. Дидактическое содержание игры заключается в тренировке дочкой умений писать цифры и совершенствовании сыном вычислительных операций (сложение и вычитание).

    В игре происходит практическое применение математических знаний: получить сумму (сложение номинала банкнот или стоимости товаров), посчитать сдачу

  • Организация интерактивных игр обусловлена внедрением технических средств в образовательные процесс ДОУ (применением ИКТ). Использование интерактивной доски в сюжетно-ролевых играх обогащает игровой опыт дошкольников. На экран проецируются фотографии реальных мест (морские, тропические пейзажи, города и представители далёкий стран) и фантастические сюжеты (иллюстрации волшебной страны, эпохи динозавров, инопланетных рас).

    На интерактивной доске во время сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие» показываются видеофрагменты запуска ракеты и пребывания экипажа внутри корабля. Для развития игрового сюжета используются пейзажи различных космических явлений: метеоритный дождь, полёт кометы, чёрная дыра. Воспитанникам предлагается выполнить задания на интерактивной доске по теме предыдущих занятий: члены экипажа закрепляют знания о вращении планет, устройстве Солнечной системы.

    На доску проецируются космические пейзажи с целью максимального погружения детей в игровую среду и для закрепления знаний в небольших дидактических заданиях

По тематике сюжетно-ролевые игры условно делятся на деловые, современные, игры по интересам мальчиков и девочек.

  • Деловая игра - это воссоздание детьми содержания профессиональной деятельности взрослых. Взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества руководителей и специалистов. Деловые игры направлены на формирование культуры отношений в обществе и первичных представлений о профессиональной этике. Дети должны понимать, что важны не только начальники, капитаны, директора, но и каждый член команды. Ответственность в выполнении профессиональных обязанностей и слаженность в работе коллектива - залог успешной работы (в условиях детского сада - работы-игры).

    Примеры деловых игр для младших и средних дошкольников: «Парикмахерская», «Продуктовый магазин», «Кафе», «Почта», «Гараж», «В автобусе», «Путешествие на корабле».
    Деловые игры для старших дошкольников требуют умения действовать по сговору и слаженно: «Операционная», «Школа», «Опытная лаборатория», «Спасательная бригада», «Редакция/Журналисты», «Космический экипаж».

    Дети действуют в рамках ролей - автомеханики, водитель

  • Современная сюжетно-ролевая игра строится на сюжетах реальной жизни XXI века. Детское сознание впитывающее: в памяти откладываются места, которые посетил ребёнок, как в них принято вести себя взрослым, какие роли они выполняют в функционировании различных предприятий. Меняется мир взрослых, об устройстве современного общества и новых профессиях дети узнают в том числе из телевизионных передач. Расширяется тематика детских игр, появляются новые атрибуты. И мы можем наблюдать, как дети играют в «Офис», «Агентство недвижимости», «Гипермаркет», «Салон сотовой связи», «Туристическую компанию», «Дизайн-студию», «Модельное агентство», «Управляющую компанию», «Приют для животных» и т. д.

    Современная сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» копирует модель профессиональных взаимоотношений «банковский оператор - клиент». Игра подходит для старших дошкольников, имеющих представление об оказании услуг в сберегательном банке (посещали с родителями): оплата квитанций, оформление банковской карты, выдача наличных, перевод средств и др. Некоторые атрибуты для игры педагог делает совместно с ребятами: терминал и банкомат (наклеивают на коробки распечатки-экраны с кнопками), бейджики для операторов, банкноты и монетки.

    Для игры используются старые банковские карточки, клавиатура и телефон, бутафорские банкноты и терминал

  • Игры разделяются по интересам - для мальчиков и для девочек - в возрасте 4–5 лет. Девочкам нравится моделировать роль матери, хозяйки дома, традиционно женские профессии (медсестра, няня, воспитатель, сотрудник столовой). Для сюжетно-ролевых игр девочек требуется небольшое пространство и достаточное количество кукол и атрибутов к ним (коляски, кроватки, посудка, одежда). Мальчики воспроизводят в играх мужскую модель поведения: защита население (игры военной тематики, в полицейских, пожарных), строительство, занятия с техникой и транспортом.

    Пишущая эти строки наблюдает каждый вечер несколько компаний в старшей группе, которую посещает сын. Девочки играют в «Дом моды», «Маникюрный салон», «Дочки-матери» в уголке игровой деятельности. Тогда как сюжетно-ролевые игры мальчиков имеют больший размах и выходят за пределы игровой зоны: их игры подвижны и часто шумны. Любимые игры сына и одногруппников - «Полицейские и воришки», «Строители», «Автомобилисты и инспектор».

    Мальчикам интересно играть в строителей с привлечением специальной техники, спецодежды и инструментов

    Со старшими дошкольниками воспитателю необходимо организовывать совместные сюжетно-ролевые игры мальчиков и девочек, чтобы формировалось представление о важности взаимодействия мужчин и женщин в быту, о профессионализме независимо от половой принадлежности. В играх «Семья» и «Встречаем гостей» дети примеряют различные возрастные роли (малыши, родители, тёти и дяди, старшее поколение родственников), развивают культуру общения со взрослыми, с гостями, напоминают, что домашние дела выполняются всеми членами семьи (мама готовит, стирает, гладит, папа чинит, делает ремонт, дети помогают). Патриотической подготовке воспитанников способствует игра в «Войну»: дети осознают значение каждого участника в этой сложной ситуации, девочкам отводятся роли на походной кухне и пункте медицинской помощи.

    В играх военно-патриотической направленности участвуют и девочки, и мальчики, ведь помочь родине может каждый

Когда проводить сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры обычно проводятся между занятиями и в свободное время во второй половине дне. Можно провести игру во время прогулки.

Часто сюжетно-ролевые игры включаются в структуру речевых и творческих занятий. Роль воспитателя заключается в проговаривании условий и плана игры и в контроле за действиями детей, поскольку игра в этом случае является инструментом обучения.

Сюжетно-ролевая игра выступает как средство развития речи. На речевом занятии дети изучают наглядные материалы по названной теме, беседуют с воспитателем, узнают новые слова и поясняют их значение. Воспитатель предлагает погрузить в тему и поиграть, активно используя в диалогах новые слова.

Сюжетно-ролевая игра «На приёме у доктора» применяется на речевом занятии по теме «Поликлиника» в средней группе. Дети распределяют роли: стоматолог, педиатр, окулист, пациенты. Воспитатель даёт задание: в диалоге врача и пациента должны быть использованы слова по теме занятия (названия медицинский специальностей, «осмотр», «симптомы», «диагноз», «рецепт»).

В сюжетно-ролевой игре дети применяют знания, полученные на речевом занятии по медицинской тематике

Для активизации фантазии и развития талантов сюжетно-ролевые игры проводятся на творческих занятиях: музыкальных, по хореографии и театральной деятельности. После ознакомления детей с определённой группой музыкальных инструментов им предлагается провести игру «Духовой/струнный/народный ансамбль», в подготовительной группе сюжетно-ролевая на музыкальном занятии усложняется.

Игра в подготовительной группе «Симфонический оркестр» предполагает знание воспитанниками профессиональных обязанностей дирижёра и взаимодействия его со всем участниками оркестра. Для исполнения ролей музыкантов (скрипачи, флейтисты, барабанщик и др.) дети должны быть знакомы со всеми группами инструментов и способами игры на них.

Музыкальные занятия и особенно занятия хореографического кружка включают сюжетно-ролевые игры-танцы. Дети выполняют под музыку движения в соответствии с тематикой композиции: «На лесной опушке» - дети изображают зайчиков, лисиц, медвежат, «Танец с саблями» - импровизация на военный сюжет, «Лесорубы», «Косари» - моделирование в танце трудовой деятельности.

Под музыку дети движут в соответствии с сюжетом танцы: волк ловит зайчат

Также сюжетно-ролевая игра является первой ступенью театрализованной деятельности дошкольников. С детьми проводятся игры-инсценировки по литературным произведениям (в театральном уголке или кружке дополнительного образования): «Теремок», «Репка», «Лиса и заяц», «Мойдодыр» и др.

Игра-инсценировка проводится по мотивам известной детям сказки

Проведение сюжетно-ролевых игр в детском саду

Организация сюжетно-ролевых игр начинается с подготовки атрибутов и игрушек. Для младших дошкольников предметы для конкретных игр подбирает воспитатель и располагает их в игровой зоне в свободном доступе, что стимулирует интерес к развёртыванию самостоятельной деятельности. Для детей 4–7 лет атрибуты хранятся в игровой зоне в секциях/коробках по темам («Посуда», «Инструменты», «Медицина»). Ребята старших групп с удовольствием изготавливают материалы для игр своими руками: мечи из картона, продукты из пластилина, нарисованные картинки заменители.

Игровая деятельность младших дошкольников активируется при помощи готового набора для сюжетно-ролевой игры

Методика организации сюжетно-ролевой игры

Воспитатель знакомится с перспективным планом развития и обогащения игровой деятельности, выявляет личных интересы детей и способность самостоятельного продумывания сюжета. С учётом полученных данных он приступает к организации сюжетно-ролевой игры в группе.

  1. Выбор темы игры, составление примерного плана игры с возможными вариантами сюжета.
  2. Подготовка игровой среды: предметы мебели, игровые атрибуты и заменители, детали костюмов, материалы для самостоятельного изготовления предметов по замыслу.
  3. Создание мотивации и начало игры:
    • воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию («Ребята, Чебурашка никогда не был в цирке, покажем ему представление?», «Жители острова Чунга-Чанга приглашают нас в гости!», «У кукол скопилось много грязной одежды, устроим для них прачечную!»);
    • проведение краткой беседы по теме игры («Какие номера исполняют в цирке?», «Что необходимо для морского путешествия?», «Какие бытовые приборы есть в прачечной?»);
    • руководство к игре (для младших дошкольников - прямое, для ребят постарше - косвенное): распределение ролей, обозначение примерного сюжета;
  4. Поддержание игровой ситуации: контроль за эмоциональным состоянием всех участников игры, подсказки для обогащения сюжета, подбадривание;
  5. Завершение игры: анализ исполненных ролей, воплощения сюжетной задумки, похвала в инициативности и проявлении фантазии.

Видео: организация сюжетно-ролевой игры в детском саду на всех возрастных этапах

https://youtube.com/watch?v=RQ_AAg7vfdE Video can’t be loaded: Сюжетно ролевая игра в современном детском саду (https://youtube.com/watch?v=RQ_AAg7vfdE)

Картотека сюжетно-ролевых игр - таблица

Возрастная группа Методические приёмы Примерная тематика
Первая младшая (ясельная) Ролевое парное взаимодействие: воспитатель в качестве партнёра по игре развивает способности ребёнка, исполняет «ведущую» роль.
  • Бытовые сюжеты: «Дом», «Семья», «Мама и малыш», «Семейное чаепитие», «Выставка животных» (с плюшевыми игрушками), «Обед для кукол».
  • Профессии людей: «Магазин», «Почта», «Водитель и пассажир», «Строители», «В парикмахерской».
Вторая младшая Ролевой диалог:
  • с воспитателем;
  • с одногруппником.
  • Бытовые: «День рождения», «Праздник в кругу семьи», «Собираемся на прогулку», «Зоопарк» (с игрушками-заместителями или масками животных).
  • Деловые: «На приёме у врача», «Больница для кукол», «Поварята», «Магазин игрушек», «Почтальон».
  • На темы литературных произведений: сюжеты народных сказок «Рукавичка», «Лиса и заяц», «Теремок», «Колобок», по мотивам авторских сказок «Путешествие с Айболитом», «Мойдодыр в гостях у ребят».
Средняя Построение игры основывается на умении менять роль одного и того же ребёнка во время одной игры:
  • на первоначальном этапе освоения нового способа игры воспитатель является партнёром, помогает детям («Сейчас я тоже пассажир автобуса. Теперь я кондуктор/дорожный инспектор/работник заправки/автослесарь»);
  • игры с партнёром и в небольших подгруппах.
  • Бытовые: «У нас в семье появился младенец», «Мамин праздник», «Большая стирка»/«Генеральная уборка», «Банный день» (с куклами), «В метро».
  • Деловые: «Водители грузовиков», «Универсальный магазин», «Стройка» (дома, моста, башни, крепости), «Скорая медицинская помощь», «В аптеке», «Ветеринарный центр», «Моряки и рыбаки», «В цирке».
  • Литературные: «Почтальон Печкин в Простоквашине», «Путешествие к Чебурашке на родину», «Праздник на острове Чунга-Чанга».
  • Героико-патриотические: «Пожарные».
Старшая Дети развивают умение действовать в сюжетно-ролевой игре по принципу «Смысловой куст»: у одного ребёнка сменяется несколько ролей за игру. Развивающий элемент в игре старший дошкольников - введение нестандартного персонажа (Баба-Яга в парикмахерской, крокодил Гена в музее, Чебурашка в космосе и т. д.).
  • Бытовые: «Переезд в новую квартиру»/«Новоселье», «Правила дорожного движения».
  • Деловые: «В детском саду» (куклы заменяют воспитанников, дети исполняют профессиональные роли - воспитатель, заведующая, нянечка, завхоз и др.), «Процедурный кабинет»/«Травмопункт», «В сберегательной кассе»/«Банк», «Дизайнерская студия», «Автосервис», «Модное ателье», «Фотосалон», «Салон красоты»/«Студия маникюра», «Библиотека».
  • Литературные: «Серая шейка», «Царевна-лягушка», «Незнайка в цветочном городе».
  • Героико-патриотические: «Спасатели», «Пограничные», «Оборона крепости», «Запуск спутника».
Подготовительная Сюжетно-ролевые игры строятся детьми 6–7 лет по принципу придумывания:
  • «расшатывание» сюжета знакомой сказки;
  • придумывание новой сказочной истории;
  • телефонные разговоры;
  • придумывания реальных историй из жизни.
  • Бытовые: «Прогулка по городу», «Экскурсия в музей», «Новый год в кругу семьи», «Ремонт в квартире», «Участвуем в субботнике», «Наши питомцы».
  • Деловые: «Корреспонденты», «Кафе», «В театре», «Город мастеров», «В офисе», «Турагенство», «Салон связи», «Модница - ателье для леди», «На телевидении», «Школа», «Железнодорожный вокзал»/«В аэропорту».
  • Литературные: «Зимовье», «Чук и Гек», «В поисках подснежников», «Принцесса на горошине».
  • Героико-патриотические: «Служба спасения»/«МЧС», «Полицейский участок», «ГИБДД», «Полёт Юрия Гагарина», «Высадка на Луне».
  • Режиссёрские: дети учат персонажей кукольного или пальчикового театра исполнять свои роли.

Временной план игры в детском саду

Положения СаНПин по организации режима работы в ДОУ не содержат прямых указаний по длительности игровой деятельности дошкольников. Поскольку организованная педагогом сюжетно-ролевая игра считается формой обучения в детском саду, приравняем её длительность к временным нормам образовательных и физкультурных занятий.

Таблица: примерный временной план игр

Тема, группа Начало игры Основная часть игры Завершение игры Общая длительность
«На приёме в поликлинике», первая младшая группа Воспитатель приглашает ребят поиграть в «Поликлинику», показывает врачебный кабинет, распределяет роли (доктор, ожидающие в очереди пациенты с различными жалобами), проговаривает с детьми примерные партнёрские диалоги.
2–3 минуты
Дети в парах разыгрывают диалоги («На что жалуетесь?», «Доктор, у меня болит…», «Проведём осмотр», «Я вам назначаю…»); роль доктора передаётся несколько раз разным воспитанникам.
9–10 минут
Воспитатель хвалит детей, спрашивает о понравившихся моментах, просит положить игрушки на места.
2–3 минуты
15 минут
«Поездка в метро», средняя группа Первичное распределение ролей, ребята пробуют самостоятельно продумать сюжет, подбирают атрибуты.
3–4 минуты
Воспитатель подсказывает смену ролей воспитанникам, направляет сюжет, предлагает использовать дополнительные игровые материалы.
12–14 минут
Обсуждение игры в целом, высказывание впечатлений, планирование возможных вариантов для обогащения сюжета
2–5 минут
20 минут
«На границе», подготовительная группа Распределение ролей, составление плана игры, подготовка места, изготовление некоторых атрибутов для игры, перевоплощение в уголке ряжения.
4–7 минут
Выстраивание сюжета по задумке воспитанников.
18–23
Анализ игры: каких атрибутов не хватало, как можно улучшить, разнообразить сюжет, что добавить в костюмах.
3–5 минут
30 минут

Если воспитатель видит заинтересованность детей в более длительной игре и не наблюдает признаков переутомления или чрезмерного перевозбуждения, стоит немного увеличить время на игру.

Видео: сюжетно-ролевая игра «Путешествие в космос» в подготовительной группе (30 минут)

Конспект сюжетно-ролевой игры «Салон красоты» в средней группе - таблица

Цель
  • Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия.
  • Развивать умение подбирать предметы и атрибуты к игре.
  • Воспитывать уважение к труду работников салона красоты.
  • Формировать умение доброжелательно общаться со сверстниками, считаться с интересами товарищей.
  • Расширять представления детей о труде взрослых (парикмахер, мастер маникюра, уборщица).
Оборудование Предметы-заместители, бросовый материал, наборы специальных игрушек «Детский парикмахер», полотенца, фартуки, пеньюары, детские игрушки для уборки, ширма, магнитофон, бейджики.
Предварительная работа Экскурсия в салон красоты, беседа с работниками, рассматривание иллюстративного материала, изготовление атрибутов к игре.
Руководство к игре - Дети,сегодня мы с вами отправимся на очень интересное мероприятие, которое произойдёт в нашем любимом городе Серпухове. Давайте наденем куртки, шапки (показываю), встанем парами. Будьте осторожны и внимательны на улице (звучит фонограмма «Шум улицы»).
- Вот мы и пришли. Здесь в этот прекрасный день открывается новый салон красоты «Золушка». И мы будем его первыми посетителями.
- Скажите, дети, для чего нужны салоны красоты? (ответы детей)
- Что люди делают в салоне красоты? (ответы детей) Кто работает в салоне? (парикмахер, мастер маникюра, косметолог, массажист, уборщица). Давайте же зайдём в «Золушку». Двери открыты для посетителей салона! (звучит торжественная музыка).
- Посмотрите, какой красивый и уютный салон! Это - удобный зал ожидания для клиентов, где вы можете посмотреть модные журналы и выбрать красивую стрижку, причёску. Это - зал, где работают парикмахеры. Скажите, какую работу выполняют парикмахеры? Что нужно им для работы? (ответы детей)
- Лучше других про работу парикмахера рассказала Лиза. Ты будешь работать мастером за этим креслом (показываю). А вторым мастером будет Костик. Я заметила,что ему очень нравится эта профессия. Вот это твоё рабочее место за этим креслом (показываю). Запомнили? Давайте пройдём
дальше. Это - маникюрный кабинет. Как называется мастер, который здесь работает? (мастер маникюра) Что она делает? Кто из вас мог бы работать мастером маникюра?
- Хорошо, Катя, ты будешь работать в маникюрном кабинете. Вы мне говорили, что в салоне работает ещё уборщица. То, что она делает очень важно. Уборщица поддерживает чистоту и порядок в салоне. А когда в салоне чисто и аккуратно, это нравится клиентам. Всегда приятно находиться в таком помещении. Парикмахеры благодарны за её работу. Кто из вас, ребята, мог бы справиться с этой ролью? Кому можно поручить это ответственное дело? Ты, Арина, будешь уборщицей. А я с вашего разрешения стану хозяйкой салона «Золушка». Буду наблюдать за вашей работой и помогать.
- Итак, парикмахеры у нас - Лиза и Костик, мастер маникюра - Катя, уборщица - Арина, а остальные - посетители. Присаживайтесь в кресла и на диван, посмотрите журналы. Не забудьте вести себя тихо и спокойно, ждите когда вас пригласит мастер. А вы возьмите всё необходимое для работы и проходите к своим креслам. Будьте с клиентами внимательны, вежливы и приветливы. Аккуратно обращайтесь с оборудованием. Наш салон начинает свою работу! (звучит музыка).
Выполняют игровые действия.
- Дети, рабочий день заканчивается, нам пора закрывать салон красоты. Завтра он обязательно откроет перед вами свои двери.
- Какие роли вам понравилось выполнять?
- Что интересного было в игре?
- Кто из вас хотел бы работать в салоне красоты, когда станете взрослыми?

В сюжетно-ролевой игре дети учатся осваивать элементы новых профессий, например, мастера ногтевого сервиса

Атрибуты и наглядный материал для игр

Существует множество идей, как разнообразить детские игры при помощи различных атрибутов, вариантов оформления. Предметы и игрушки-заменители для сюжетно-ролевой игры легко изготовить своими руками, в том числе из бросового материала. К пополнению материальной базы игрового уголка следует привлекать воспитанников и родителей.

Видео: атрибуты для сюжетно-ролевых игр

https://youtube.com/watch?v=CyranziRHJw Video can’t be loaded: Атрибуты для сюжетно - ролевых игр в детском саду (https://youtube.com/watch?v=CyranziRHJw)

Фотогалерея: готовые наборы для игр

Спецодежда и инструменты для игры в стройку Фонендоскоп, другие инструменты и пузырьки для разыгрывания роли доктора Кассовый аппарат, корзинка и товары для игры в супермаркет/магазин Меню и набор продуктов для игры в кафе Набор посудки для игр в семью, кухню, ресторан
Инструменты для стрижек, укладок и причёсок

Игрушки в готовых наборах функциональны: в кассовый аппарат встроен калькулятор, на кухонной плите загораются конфорки, фен шумит и дует, у дрели вращается сверло и т. д. Эти атрибуты для игр максимально точные копии реальных приборов и инструментов, они яркие и удобные.

Фотогалерея: атрибуты из бросового материала

Атрибуты для игры в космическое путешествие Атрибуты для игры в продуктовый магазин или кафе Атрибут для игры в стройку или ремонт квартиры Атрибуты для игры в корресподентов Атрибут для игры в офис, агентство Атрибуты для игры в кухню, кафе, ферму Атрибут для игры в поликлинику Атрибут для игры в салон красоты/маникюрный салон

Использование самодельных предметов в играх вызывает у детей неподдельный интерес и стимулирует воображение. Дети часто сами создают простые предметы-заменители для игр: палочки в качестве сабель, элементы из конструктора как инструменты для строительства и др. Бросовый материал используется для обогащения игровой среды: пузырьки и баночки - для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и коробки с этикетками - для наполнения полок продуктового магазина, флаконы из-под шампуней, лаков для ногтей - для салона красоты.

Фотогалерея: ролевые костюмы

Готовые костюмы для ролевых игр можно разместить в уголке ряжения или игровой зоне Простой вариант ролевых костюмов своими руками: украсить фартуки специальными обозначениями профессий Атрибуты и элементы костюмов для игры в морское путешествие Костюм космонавта своими руками Шапочки к игре по мотивам народной сказки

Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки, строительные каски, фартуки, головные уборы. Ролевые костюмы для детских игр несложно сделать самостоятельно: добавить к фартукам символьное обозначение профессий, сделать шапочки или маски героев для сюжетных игр-инсценировок.

Случай из жизни автора статьи: детям придумывали игру про супергероев. Специальных масок или одежды дома не было, и тут же включилось воображение! Супергеройская маска получилась из отрезка тёмной ткани с прорезями для глаз. Костюм чудо-девочки сложился из маминой футболки и шляпы из пластикового листа.

Дети - невероятные фантазёры, из простых вещей они делают костюмы и могут вообразить себя кем угодно

Фотогалерея: оформление игровой среды

Витрина аптеки с окошком сделана своими руками с использованием печатных изображений лекарств (листовки можно взять в любой аптеке) Наполнение реальными предметами (образцами тканей, швейными принадлежностями, журналами с выкройками) побуждает детей ближе познакомиться с устройством ателье Оригинальное оформление игровой среды при помощи бросового материала Банкомат для современной игры можно сделать из обычной коробки Самое главное в игровой среде на морскую тему - наличие корабля Игровая среда состоит из самодельных предметов с символикой Почты России Для современной сюжетно-ролевой игры использованы предметы техники, а для оформления игрового офиса - рисунки детей Игровая среда наполняется реальными предметами (инструменты и приборы) и важным самодельным атрибутом - таблицей для оценки зрения

Как говорилось выше, игровая деятельность бурно развивается с использованием реальных предметов и бросового материала. Свои игры дети стараются максимально приблизить к действительности. Поэтому в оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.

Анализ сюжетно-ролевой игры

С целью выявления эффективности организаторских способностей воспитателя в сюжетно-ролевых играх и корректировки плана дальнейшей деятельности педагог проводит анализ игры.

Протокол составляется по следующим критериям:

  1. Соответствие темы и содержания игры интересам воспитанников и уровню их игровых умений.
  2. Соответствие подготовительного этапа возрастной категории детей.

    Игровая среда, выбор атрибутов и план сюжета продуманы воспитателем - для младшего возраста. Дети самостоятельно подбирали атрибуты из предложенных и намечали план игры - средний возраст. В соответствии с темой игры воспитанники сами подготовили предметные условия, сделали материал и атрибуты, распределили роли и развернули сюжет - старшие дошкольники.

  3. Описание методов для руководства ходом игровой деятельности, их результативность.
  4. Какие задачи были реализованы в проведённой игре.
  5. Оценка деятельности воспитанников:
    • средства воплощения ролей (использование костюмов, мимики, жестов, выразительность речи);
    • использование атрибутов;
    • коммуникативный аспект в игре (взаимодействие с партнёром, помощь, отсутствие конфликтных ситуаций).
  6. Завершение игры: логический финал игрового сюжета, эмоциональное состояние детей (признаки переутомления, приподнятое настроение, желание в будущем развить сюжет игры).
  7. Направление последующей работы воспитателя: корректировка/совершенствование методики проведения игры, какими средствами обогатить игровой опыт детей.

Грамотная организация игровой деятельности в детском саду способствует развитию личностных качеств воспитанников. В сюжетно-ролевых играх дети расширяют представления о взаимоотношениях взрослых, формируют первичные профессиональные компетенции, проникаются уважением к труду человека. Дети проявляют инициативность в разработке сюжетов на повседневные и фантастические темы, раскрывают творческий потенциал, перевоплощаясь в назначенную роль.

Поделитесь с друзьями!

«Все работы хороши, все профессии важны»

для детей средней группы

Цель: Ориентация детей на продуктивный и необходимый для других людей труд.

Задачи:

1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.

2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

3. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, строителя.

Предварительная работа.

1. Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание картин, иллюстраций.

2. Чтение художественной литературы: В.В. Маяковский «Кем быть?» С. Михалков «А что у вас?»

3. Чтение К.И. Чуковский «Доктор Айболит».

Словарная работа: фонендоскоп, каска строительная.

Методическое обеспечение: наборы строительные, атрибуты к игре «Больница», автобус из стульев, руль, сумка кондуктора, светофор, машина, чемоданчик с инструментом, телефон.

Аудиосредства: магнитофон, кассета с фонограммой «Мы едем, едем, едем.

Мотивация: Предложение воспитателя поехать в путешествие в волшебный городок

Примерный ход игры.

Дети заходят в группу, встают возле воспитателя.

Воспитатель:

У вас у всех растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать тогда,

Чем заниматься.

Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Ах, как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?

А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город мастеров». Все дети, попадая туда, становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

Воспитатель: А на чём же мы поедем?

Дети: Давайте поедем на автобусе.

Воспитатель: Расскажите о правилах поведения в общественном транспорте. Какие правила обязательно нужно выполнять?

Дети: Во время движения нельзя руками трогать двери, громко разговаривать, высовываться в окна.

Воспитатель: А выходить можно где?

Дети: На остановке.

(В группе стоят стулья в два ряда).

Воспитатель: А как называются те люди, которые едут в автобусе?

Дети: Пассажиры.

Воспитатель:

Правильно. Пассажиры.

Вы будете пассажирами, а я шофером.

А может кто-нибудь из вас хочет?

Давайте посчитаемся.

Считалка «Светофор».

Где ты был до сих пор?

Задержался светофор.

Красный – ясно – путь опасный,

Желтый – то же, что и красный.

А зеленый впереди – проходи!

(Выбрали шофера)

Воспитатель: Ребята, а кто еще работает в автобусе?

Дети: Кондуктор.

Воспитатель: Что делает кондуктор?

Кто правильно скажет, тот и будет.

(Кондуктор берет сумку с билетами и продает билеты детям. Дети дают кондуктору деньги (понарошку)).

Воспитатель: И так, поехали!

Звучит песня «Весёлые путешественники»

«Мы едем, едем, едем

В далёкие края….»

(Дети подпевают по желанию)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то останавливает наш автобус.

Наверное, кому-то нужна наша помощь.

Шофер останавливает автобус и спрашивает;

Что случилось?

Даня Д.: Да вот, не крутится колесо, Помогите мне, пожалуйста.

Водитель: Сейчас принесу инструменты.

Водитель помогает Дане:

Даня Д.: Спасибо вам большое.

А куда вы едете?

Шофер: В «Город мастеров».

Даня Д.: Можно и я с вами поеду?

Шофер: Поехали.

«Качу, лечу во весь опор,

Нажимаю на педаль

И машина мчится вдаль»

Кондуктор: Остановка «Город Мастеров».

Воспитатель: Посмотрите, вот и «Город Мастеров».

А как же нам попасть туда?

Дети: Надо перейти через дорогу.

(Дети смотрят на сигналы светофора).

Переходят по переходу.

Воспитатель: Вот мы и попали в город мастеров.

Вы можете выбрать себе работу по душе,

Можете потрудиться там, где вам нравится.

(Дети разошлись по желанию)

(Девочки организовывают с/р игру «Больница», а мальчики строят дома)

Воспитатель (девочкам):

Послушайте, что я вам скажу;

«Кто в дни болезни всех полезней,

И лечит нас от всех болезней?»

Дети: «Доктор»

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим что в этой коробочке.

Дети рассматривают медицинские принадлежности, называют их.

(фонендоскоп, градусник, шприц, вата, бинт, ватные палочки, зелёнка).

Воспитатель: Ребята, для кого же эти принадлежности?

Дети: Для доктора и медсестры.

(Раздаётся плач ребёнка).

Воспитатель: Ой, да это же девочка Маша плачет.

Наверное, она заболела.

Маша, что у тебя болит?

(Маша показывает – горло, голова, живот.)

Надо что-то делать срочно!

Как помочь Маше? Чем?

Воспитатель: Я придумала, я надену белый халат и буду лечить больных.

Как будем лечить Машу?

(Ответы детей)

Воспитатель: Вот наш волшебный город «Мастеров».

Вы посмотрите друг на друга.

Вы стали взрослыми,

А вот здесь у нас строительная площадка.

Строителя знает весь район,

Мастер он отличный

Со своей бригадой он строит дом кирпичный.

Воспитатель: Профессия строителя очень опасная.

Что же надевают строители для своей безопасности?

Дети: Они надевают на голову каски.

Воспитатель: Теперь вы можете организовать бригады и приступить к строительству.

(Во время строительства дома, Даня Д. поранил руку, ушиб ногу)

Воспитатель: Даня, что с тобой? Нужно обратиться к доктору.

(Воспитатель звонит по телефону в больницу).

Воспитатель: Доктор, у нас на стройке рабочий получил травму.

Доктор: Немедленно приводите его в больницу.

(В больнице лечат Даню).

По ходу воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения.

Воспитатель: Какой вы построили красивый город, все объекты очень нужны людям: дома, магазин, зоопарк, детский сад.

Молодцы! Недаром говорится в пословице. В какой?

Дети: «Дело мастера боится».

Воспитатель: В нашем городе наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, закончена работа на стройке.

Давайте возвращаться в детский сад.

А если вам понравилось в городке, то мы с вами будем ездить туда каждый день.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник