03.09.2019

Свинцовые вислые печати древней руси. Домонгольские печати князей, церковных иерархов и должностных лиц


Появление на Руси актовых печатей предположительно можно относить к дохристианскому времени, скорее всего, к последним годам княжения Игоря (912–945). Основной причиной зарождения обычая скрепления документов печатями следует считать необходимость удовлетворения дипломатических и торговых нужд многочисленных и постоянных контактов Руси и Византии.

Именно поэтому на Руси утвердился византийский облик печатей, хотя изображения на них (тип) в основном были вполне самобытны и независимы от византийского влияния. Вполне вероятно, что первоначально печати употреблялись только в практике международных дипломатических отношений. Не случайно, что в письменных источниках печати впервые упоминаются в Повести временных лет именно в тексте договора князя Игоря с греками 945 г. – «ношаху посли печати злати, а гостье сребрени».

В настоящее время фонд древнерусских печатей Х–ХV вв. составляет более 2 тыс. экземпляров. Из них только около 7 % (163 экземпляра) сохранилось при различных актах, при этом из более чем 700 булл домонгольского времени ни одна не дошла при документе. Основная масса печатей найдена на Новгородском городище. Самая значительная находка была сделана в 1961–1962 гг. в Пскове при археологических раскопках Довмонтова города Псковского кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки какого-то архива начала ХVI в.

Княжеские печати. Древнейшей известной в настоящее время печатью является свинцовая булла князя Святослава Игоревича (945–972), найденная в 1912 г. в Киеве при раскопках на территории Десятинной церкви. К сожалению, она была утеряна и пока не разыскана. На обеих сторонах этой печати помещено изображение княжеского знака в виде двузубца, окруженное непрочитанной надписью.

Печати князей Х – первой половины ХI в. имеют название «булл архаической традиции». На них, кроме княжеского знака, встречаются изображения розеток и святых. Все 16 печатей этой группы получили персональную атрибуцию. Кроме Святослава, они принадлежали князьям Изяславу Владимировичу (ум. 1001 г.), Изяславу Ярославичу, Святославу Ярославичу. На печатях Святослава Ярославича изображен его святой патрон Николай Мирликийский, а на другой стороне сам князь в княжеской шапке и с большим крестом в руке. На всех буллах Изяслава Ярославича на одной стороне изображен св. Дмитрий, а на другой – розетка, или княжеский знак. Розетка в древнерусских и византийских изображениях являлась знаком солнца. Княжеский знак окружен греческой надписью: «Господи, помоги рабу своему Димитрию». В.Л. Янин доказал, что печати архаической традиции восходят не к византийской сфрагистике, как считал Н.П. Лихачев, а к древнерусскому монетному типу.

В середине ХI в. – на смену печатям архаической традиции приходят печати «греко-русского типа». Какое-то короткое время (около двух десятилетий) печати этих типов сосуществуют. На одной стороне печати помещалось изображение святого тезоименитого владельцу буллы, а на другой – греческая благопожелательная надпись устойчивой формулы: «Господи, помоги рабу своему…». Этот тип печатей бытовал на Руси сравнительно недолго – до начала XII в. Среди этих печатей – буллы таких князей, как Всеволод Ярославич, его брат – смоленский князь Вячеслав Ярославич, Владимир Всеволодович Мономах и другие. Печати Владимира Мономаха (их известно более 25 экземпляров). На одной из булл, относимых к раннему периоду деятельности Владимира, помещена греческая надпись: «Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха», а на другой стороне – изображение св. Василия Кесарийского.

На буллах киевского периода деятельности Мономаха (1113–1125) также изображен св. Василий Кесарийский, но греческая надпись уступает место русской: «Господи, помоги рабу своему Василию, князя русского» (другой вариант – «Господи, помоги рабу своему Василию).

С этого времени (после 1113 г.) В.Л. Яниным установлен важный факт деградации печатей киевских великих князей в 1130-х гг., а также практически одновременный расцвет княжеской сфрагистики в Новгороде.

Церковные печати домонгольского времени. Древнейшей церковной печатью является булла митрополита Феопемпта (1037 – ок.

1043), присланного в Киев из Византии. На одной ее стороне изображен св. Иоанн Предтеча, а на другой строчная греческая надпись: «Господи, помоги Феопемпту, митрополиту России». На ранних печатях зависимость русской церкви от Константинополя выражается присутствием личной эмблемы патриарха. Однако уже на печатях митрополита Георгия (1068–1073) изображен его личный патрон – св. Георгий, но при сохранении греческой надписи. На рубеже XI–ХII вв. ярко проявилось стремление к унификации церковной буллы. Характер обязательной эмблемы церковных печатей приобретает изображение Богоматери типа «Знамение» впервые встречаемое на печатях митрополита Николая (руб. ХI–ХII вв.).

Значительная часть известных домонгольских церковных печатей найдена за пределами древнерусского государства, главным образом в Константинополе. Это отражает международный характер некогда скрепленных ими документов. Следует заметить, что размеры печатей могут способствовать их датировке. Например, небольшие печати (диаметром до 25 мм) характерны в основном для XI–ХII вв., а более крупные (до 35–40 мм) – для ХIII–ХV вв.

Печати Ратибора. В княжение Всеволода Ярославича (1054–1093) расширяется круг лиц, имевших право пользоваться собственными печатями. Известно 7 печатей, от пяти пар матриц. На лицевой стороне этих печатей помещено погрудное изображение св. Климента, папы римского, а на оборотной – надпись «От Ратибора». Ратибор – тмутараканский наместник великого киевского князя (с 1079 г.), затем киевский тысяцкий.

Печати протопроедра Евстафия. Существовало 14 печатей с изображением св. Феодора и надписью на греческом языке: «Воззри на меня, протопроедра Евстафия». За исключением одной, все они найдены в Новгородской земле. Титул «протопроедр» можно дословно пере вести как «помощник», «советник» посадника.

Печати с русской благопожелательной формулой. Древнерусские буллы с изображением святых на одной и надписью «Господи, помоги рабу своему...» (ок. 50 экз.). Часть этих печатей, несомненно, являются княжескими. В частности, к этому типу относится большинство известных печатей Владимира-Василия Мономаха. Однако не все. В.Л. Янин убедительно связал их с новгородскими посадниками времени княжения Всеволода Мстиславовича (1117–1136), при котором произошло оформление посадничьей буллы. Специально следует отметить, что данный тип печатей употреблялся посадниками только до 1136 г., когда в Новгороде произошло новое принципиальное разграничение юрисдикции между князьями и посадниками.

Печати с надписью «ДЬНЬСЛОВО». Оригинальную группу древнерусских свинцовых печатей образуют буллы, на одной стороне которых изображен какой-либо святой, или Богоматерь, или шестикрылый Серафим, а на другой двух- или трехстрочная надпись «ДЬНЬСЛОВО» (ок. 35 экз., от 23 пар матриц). Б.А. Рыбаков предложил видеть в этих буллах печати тайной переписки. Этим самым допускается существование у каждого лица, имеющего право на пользование печатями, нескольких буллотириев для документов различного назначения. В.Л. Янин присоединился к истолкованию надписи, предложенному Н.П. Лихачевым, – «внутри слово».

Печати с патрональными изображениями двух святых. Самая большая группа (423 булл, от 151 пары матриц). Это более половины фонда русских домонгольских печатей. Один из изображенных святых был тезоименит владельцу буллы, другой – его отцу. Таким образом, печать, казалось бы, сама называет своего владельца по имени и отчеству. Однако конкретная атрибуция этих печатей затруднена несколькими обстоятельствами. Предположим, что на печати изображены святые, Иоанн Предтеча и Федор Стратилат. Следовательно, владельца печати звали или Иван Федорович, или Федор Иванович, что уже предполагает два возможных решения. Главная же трудность заключается в том, что нам не известны христианские имена многих русских князей.

Печати с изображением княжеского знака и святого. Одну из самых сложных для атрибуции групп печатей составляют буллы, на одной стороне которых изображен княжеский знак Рюриковичей (тамга) в различных вариантах, а на другой – святой. Таких печатей известно 59 экз., от 30 различных пар матриц.

Глава III. Печати Древнерусского государства


Печатями в XI - начале XII в. имели право пользоваться только представители высшей государственной и церковной власти. Ими являлись: великий князь Киевский, князья, сидевшие на самостоятельных столах, посадники, управлявшие от имени Киевского князя отдельными частями Киевского государства, а также митрополиты.

Княжеские печати. Недостаток источников не позволяет установить время, с которого русские князья начали удостоверять печатями свои грамоты. Новые археологические находки показывают, что княжеские печати бытовали на Руси еще в языческое время, до принятия христианства. В XI в. княжеские печати были распространены повсеместно, являясь одним из обязательных атрибутов княжеской власти.

Все до сих пор обнаруженные печати Древнерусского государства вислые. Наиболее древний тип княжеских печатей, который сложился в X в., в дохристианский период, состоит из изображения княжеской тамги - знака Рюриковичей, "условного княжеского портрета" и круговой надписи. Печати этого типа "бытуют до конца третьей четверти XI в.". В. Л. Янин называет их "печатями архаической традиции" * .

* (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 40-41. )

Древнейшей печатью такого типа являлась печать Святослава Игоревича (ум. 972 г.), на которой помещался княжеский знак в виде двузубца. К этому же типу печатей относится другая древнейшая свинцовая печать X в., принадлежавшая полоцкому князю Изяславу Владимировичу. Эта печать найдена во время раскопок в Новгороде в 1953 г. (см. рис, 4). На лицевой стороне печати изображен знак Рюриковичей. Вокруг знака идет надпись, которая может быть прочтена как Изас/лав/ос, т. е. греческое звучание имени Изяслав передано русскими буквами. На обороте печати сохранились остатки какой-то круговой надписи. Разобрать можно только три буквы ГРА. К печатям этого типа относятся печати, принадлежащие сыновьям Ярослава Мудрого - Святославу и Изяславу. На их печатях в полный рост изображается человеческая фигура в княжеской шапке или императорском венце. По всей вероятности, это изображение князя, владельца печати.

Печати архаической традиции обнаруживают большую близость с монетами, которые чеканились древнерусскими князьями в конце X - начале XI в. На монетах также изображался знак Рюриковичей в круговой надписи и стоящий в рост князь.

С середины XI до начала XII в. включительно распространяется другой тип княжеских печатей - "греко-русский". Печати этого типа являются подражанием византийским печатям. На одной стороне такой печати изображался христианский святой, имя которого носил князь, владелец печати. На оборотной стороне печати помещалась благопожелательная надпись на греческом языке: "Господи, помози рабу твоему" и далее указывались имя владельца печати - христианское, а иногда и второе имя - языческое или так называемое "имя княжее". Древнейшие источники, в частности летописи, сохранили для князей обычно только "имя княжее", т. е. светское имя, каким он официально именовался. Христианское же имя князя осталось неизвестным.

Путем привлечения и сопоставления различных источников исследователям удалось установить почти все христианские имена, принадлежавшие древнерусским киевским князьям. Так, известно, что Владимир Святославич имел христианское имя Василий, его сын Ярослав - Георгий, сыновья Ярослава - Всеволод и Вячеслав носили христианские имена Андрей и Меркурий. Владимир Мономах - Василий, его сын Мстислав - Федор. Но имена князей повторяются. Поэтому при определении принадлежности печати встает ряд трудностей. Открывается широкое поле для догадок с различной степенью вероятности.

В качестве примера, указывающего на трудности при определении владельца печати, можно привести печать с именем Георгия-архонта. Эту печать еще в начале XX в. определили, как принадлежавшую Юрию Долгорукому. Н. П. Лихачев на основании изучения внешних данных печати считал, что архонтом и владельцем печати может именоваться только киевский князь Ярослав Мудрый * . Однако В. Л. Янин, отмечая основательность аргументов Н. П. Лихачева в пользу принадлежности печати Ярославу Мудрому, находит возможным заключить, что "Ярослав Мудрый должен быть признан вероятным, но не единственным претендентом на обладание этой печатью" ** . Владельцем печати может быть любой князь, пользовавшийся самостоятельностью в третьей четверти XI в., христианское имя которого неизвестно, так как архонтами именовались, как теперь установлено, не только киевские князья.

* (Н. П. Лихачев. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики, вып. 1, стр. 156. )

** (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 24. )

Не вызывает сомнений определение принадлежности печатей сыновьям Ярослава Мудрого - Вячеславу и Всеволоду, Владимиру Мономаху, Олегу Святославичу и его жене Феофании и некоторым другим.

На свинцовых печатях сыновей Ярослава Мудрого Вячеслава и Всеволода изображены святые - Меркурий и Андрей. Печати имеют указания на двойные имена. Печать Всеволода Ярославича обнаружена в восьми вариантах. Причем можно проследить последовательное копирование печатей, в результате которого безупречный первоначальный образец подвергался все новым и новым искажениям.

Значительный интерес представляет печать Владимира Мономаха, найденная в Новгороде. На печати изображен святой Василий Кесарийский и помещена греческая надпись - "Печать Василия, благороднейшего архонта России Мономаха". Печать содержит указание на христианское имя, совпадающее с известным по разным источникам именем Владимира Мономаха (1073- 1125 гг.). Христианское имя Владимира дополнено пышным титулом "благороднейший архонт России" и родовым прозвищем - "Мономах". На печати встречаем впервые прижизненное именование Владимира Всеволодовича Мономахом. Прозвище Мономах было им присвоено от матери, которая являлась византийской принцессой из дома Константина Мономаха. Этим прозвищем - Мономашичи - гордились и в последующих поколениях, оно трансформировалось в преемственность великодержавной власти от византийских императоров * . Рассматриваемая печать относится, очевидно, к раннему этапу деятельности Владимира Мономаха, так как его поздние печати имеют иной тип.

* (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 19. )

В начале XII в. появляется новый тип княжеских печатей, продолжающий линию развития печатей "греко-русского" типа. На одной стороне такой печати расположена надпись на русском языке: "Господи, помози рабу своему такому-то", а на обороте - изображение святого, имя которого соответствует названному в надписи на лицевой стороне имени владельца печати. Таких печатей известно довольно много, часть их несомненно принадлежит древнерусским князьям. В настоящее время найдено 22 печати, принадлежавших Владимиру Всеволодовичу Мономаху. На печатях, относимых к позднему периоду деятельности Владимира Мономаха (не ранее 1113 г.), помещается русская надпись: "Господи, помози рабу своему Василию, князя русьского", а на оборотной стороне - поясное изображение Василия Кесарийского и надпись, указывающая, что изображен св. Василий.

К этому же типу относятся печати сына Владимира Мономаха - князя Мстислава Владимировича. На его печатях помещены на одной стороне русская надпись: "Господи, помози рабу своему Федору" или "Спаси, господи, раба своего Феодора", а на оборотной стороне - изображение св. Федора в полный рост с копьем и со щитом и надпись "св. Феодор".

Более 150 лет вызывает интерес исследователей другая печать, связываемая с именем князя Мстислава Владимировича и жалованной грамотой этого князя, данной около 1130 г. новгородскому Юрьеву монастырю * .

* (Н. П. Лихачев. Материалы... ЕЫП. 1, стр. 16. )

На одной стороне печати изображен Иисус Христос, сидящий на "престоле", правая его рука благословляет, в левой руке он держит закрытую книгу. На другой стороне отчетливо изображен воин. Правая нога воина наступает на змия с раскрытой пастью, правой рукой воин вонзил в пасть змия копье. Левая рука воина держит ножны меча, немного ниже рукоятки. На печати изображен решительный момент схватки воина со змием: если бы удар копьем не принес воину победы, то воин должен был бы правой рукой выхватить из ножен меч и пустить его в ход, чтобы одолеть змия * .

* (Н. П. Лихачев. Материалы.., вып. 1, стр. 14-19. )

Матрица печати, с которой получен этот оттиск, имеет, по мнению Н. П. Лихачева, черты "византийского влияния". Изучение византийских изображений святых позволяет установить, что воин, сражающийся со змием, - мученик Федор Стратилат. Христианское имя князя Мстислава Владимировича - Федор, поэтому на его печати и изображен Федор Стратилат.

В. Л. Янин высказал сомнение в подлинности печати Мстиславовой грамоты. Основные его аргументы сводятся к следующему. Во-первых, печать Мстиславовой грамоты состоит из двух серебряных пластинок, между которыми пропущен шнур. Этот тип печатей характерен для начала XIII в. и не встречается в более раннее время. Свинцовые печати XII в. оттискивались на цельнометаллической заготовке, имеющей отверстие для шнура. В. Л. Янину удалось найти золотую печать конца XII в., по технике изготовления подобную свинцовым печатям XII в. Отсюда он делает вывод, что печать Мстиславовой грамоты не имеет аналогий в современных ей печатях XII в., и, наоборот, близка к печати начала XIII в. Во-вторых, сопоставление печати Мстиславовой грамоты с печатями начала XIII в. позволяет установить большое ее сходство с печатями великого князя Александра Невского. Общий вывод В. Л. Янина: печать Мстилавовой грамоты на сто лет моложе грамоты, к которой она привешена. Отыскивая аналогии среди печатей XIII в., 3. Л. Янин приходит к мысли, что эта печать принадлежала отцу Александра Невского великому князю владимирскому Ярославу Всеволодовичу, который, как и Мстислав Владимирович, имел христианское имя Федор.

Объясняя появление печати Ярослава у Мстиславовой грамоты, В. Л. Янин высказывает два предположения: во-первых, Ярослав мог подтвердить старую жалованную грамоту, скрепив ее своей печатью; во-вторых, печать может быть подложной. Автор более склоняется ко второму предположению. Самый акт не настолько важен, чтобы потребовалось его утверждение золотой печатью. Что касается времени, когда совершен подлог, то В. Л. Янин считает, что это могло быть сделано в середине XVI в., когда правительством Ивана IV была произведена частичная секуляризация церковных имуществ. В это время монастырям "приходилось документально подтверждать свои права на земельные владения, и внешней солидности документов не могли не придавать должного значения" * .

* (В. Л. Янин. Печать Мстиславовой грамоты. "Краткие сообщения ИИМК", вып. 65. М., 1956, стр. 42-48. См. также: В. Л. Янин. Актовые печати, т. II, стр. 16-21. )

Аргументы В. Л. Янина недостаточно убедительны. Во-первых, слишком мало печатей сохранилось от XII и XIII вв., чтобы можно было категорически утверждать, что в начале XII в. не могло быть печатей, составленных из двух серебряных позолоченных пластинок. В более позднее время, от которого дошло до нас значительное количество печатей, исследователь встречается с их большим разнообразием. Во-вторых, предположение, что подложная печать появилась в середине XVI в., слишком слабо аргументировано. К сожалению, состояние источников таково, что более солидную аргументацию трудно привести.

Печати должностных лиц. От периода Древнерусского государства сохранились печати должностных лиц. К ним относятся печати тмутараканского посадника Ратибора.

В Начальной Летописи под 1079 г. рассказывается, что в этом году великий князь киевский назначил своим представителем в Тмутаракань посадника Ратибора. В дальнейшем Ратибор известен по летописи как боярин при Владимире Мономахе и как тысяцкий в Киеве. Все сообщения о нем относятся к концу XI - началу XII в.

Известны семь печатей Ратибора в пяти вариантах; они найдены в Крыму, а также под Киевом и в Полтавской области. Печати Ратибора вислые, свинцовые, разных размеров (22-27 мм и больше). На них изображен, с одной стороны, Климент - папа римский, в святительском облачении с благословляющей правой рукой и евангелием в левой. По обеим сторонам изображения надпись, которую Н. П. Лихачев читает: "О Климент", на обороте печати надпись: "От Ратибора".

Имя Ратибор - языческое. Возможно, что посадник Ратибор носил христианское имя Климента, поэтому изображение Климента - папы римского попало на его печать. Это только предположение. Однако то обстоятельство, что часть печатей найдена на территории Крыма, а также характер работы по выполнению печати позволяют отнести их к XI в. и приписать тмутараканскому посаднику, боярину и тысяцкому Ратибору. Палеографический анализ надписи, т. е. изучение начертания букв, тоже не вызывает сомнения в том, что эти печати относятся к XI-началу XII в. Последний исследователь печати Ратибора В. Л. Янин обращает внимание на форму надписи на печати - "От Ратибора". Она не только определяет принадлежность печати, но и указывает, что документ с этой печатью содержит "рукописание" владельца печати, его распоряжение, письмо, донесение Вероятно. Ратибор пользовался печатью при запечатывании своей корреспонденции и печать указывала на обратный адрес.

Помимо печатей посадника Ратибора известны печати, которые, по определению В. Л. Янина, принадлежали новгородскому посаднику Завиду (ок. 1088-1094 гг.).

На лицевой стороне печати изображен св. Феодор в полный рост, с копьем и щитом, а на обороте греческая надпись: "Воззри на меня протопроедра Евстафия". Греческий титул протопроедр на русских печатях означает советник, помощник князя * . Христианское имя Федора, как уже говорилось, носил новгородский князь Мстислав Владимирович. Владелец печати являлся советником князя Мстислава Владимировича, на что и указывает изображение на печати св. Феодора.

* (В. Л. Янин. Новгородские посадники. М., 1962, стр. 60. )

Печати духовенства. Известны древнейшие печати киевских митрополитов XI - начала XII вв., которые отражают зависимость главы русской церкви от константинопольского патриарха. Эта зависимость выражается в помещении на печатях личной патриаршей эмблемы и в именовании митрополита синкеллом. Титул синкелл - почетный, обозначающий, что митрополит числился членом совета Цареградского патриарха. На печати митрополита Феопемпта (1037-ок. 1043) изображен св. Иоанн Предтеча, а на обороте греческая надпись "Господи, помози Феопемпту, митрополиту России". Иоанн Предтеча, по мнению В. Л. Янина, помещен на этой печати как личный патрон византийского патриарха Алексея Студита, при котором Феопемпт получил Киевскую митрополию * .

* (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 47. )

Титул синкелл встречаем на печати Киевского митрополита Георгия (1068-1073 гг.). На одной стороне печати митрополита Георгия изображен св. Георгий в виде воина с копьем и щитом и надпись по сторонам на греческом языке, свидетельствующая, что изображен св. Георгий. На другой стороне печати также греческая надпись: "Господи, помози Георгию митрополиту России и синкеллу". Печать митрополита Георгия в то же время подчеркивает и крепнущую самостоятельность киевской митрополии. На печати изображен личный патрон митрополита - св. Георгий. Печати митрополитов и князей внешне сходны, их различают только надписи.

С конца XI в. личные эмблемы на печатях митрополитов исчезают. Они заменяются общецерковным символом - изображением Богоматери, по которому сразу можно было определить принадлежность печати и документа, скрепленного этой печатью.

Первые печати с изображением Богоматери принадлежали киевским митрополитам Николаю (1096-1104 гг.) и Никифору (1104-1121 гг.).

На печати митрополита Никифора на одной стороне помещено изображение Богоматери, а на другой - греческая надпись: "Пресвятая, воззри на меня, Никифора России". Таким образом, вырабатывается новый тип печатей высшего духовенства с изображением Богоматери как эмблемы церкви в сочетании с греческой надписью. Этот тип печатей высшего духовенства долгое время остается господствующим.

Печати с надписью "Дьнеслово". Кроме рассмотренных печатей известна серия древнерусских печатей с изображением святых (Михаила, Давида, Феодора, Георгия, Пантелеймона и др.) или Серафима и Богоматери на одной стороне и надписи "Дьнеслово" - на другой. В определении времени, принадлежности и назначении этих печатей остается много неясного. Впервые проанализировать их пытался Н. П. Лихачев. По его мнению, первая часть надписи - "дьне" или "дено" означало внутри. Печать с такой надписью "указывала, - заключал он, - что в том документе, к которому она привешена, заключено сообщение, известие, может быть, распоряжение, одним словом - чье-то "слово" * . Б. А. Рыбаков называет печати с надписью "Дьнеслово" печатями тайной переписки. Надпись означает - скрытое, сокровенное слово.

* (Н. П. Лихачев. Материалы..., вып. 2, стр. 29. )

Новая попытка определения времени и принадлежности печатей этого типа сделана В. Л. Яниным * . Он принимает толкование значения надписи Н. П. Лихачева и относит всю группу печатей к рубежу XI и XII вв., точнее, к периоду на ранее 1093 и не позднее 1113 г., т. е. времени княжения Святополка Изяславича. Печать с изображением Михаила он связывает с киевским князем Святополком Изяславичем, который в крещении имел имя Михаил. Печать с изображением Феодора он связывает с Мстиславом Владимировичем, которого в крещении звали Феодором. Печати же с изображением Серафима и Богоматери В Л. Янин определяет как печати, принадлежавшие митрополитам. Следует отметить, что, несмотря на значительный успех в определении этих печатей, остается ряд печатей, которые не удается связать с известными именами конца XI - начала ХII в.

* (В. Л. Янин. Актовые печати, т. I, стр. 75-86. )


Рис 18. Печать с надписью "Дьнеслово"

Евангелист Марк. Миниатюра из Остромирова Евангелия. XI век Wikimedia Commons

Если ограничиться сферой языка, то первое, что приходит на ум, — это личные имена, в частности те, что на Руси могли носить исключительно князья. Часть из этих имен — Игорь, Рюрик, Олег, Ольга, Глеб, Рогволод, Рогнеда или Аскольд — пришли из Скандинавии, тогда как другие — Мстислав, Всеволод, Ярослав, Святослав, Ростислав — были славянскими, о происхождении же третьих (имени Борис, например) у исследователей нет единого мнения. Некоторые из русских князей были причислены к лику святых, и их имена естественно воспринимаются нами как привычная и неотъемлемая часть христианского именослова, иные же антропонимы в большей или меньшей мере несут на себе отпечаток экзотики — мода на них в современном мире то вспыхивает, то угасает.

Слово «стяг»

Евангелист Лука. Миниатюра из Остромирова Евангелия. XI век vk.com/manuscriptum

Если от имен перейти к обычным словам, то выяснится, что скандинавских заимствований нам осталось не так уж много, но они весьма выразительны. Так, из летописи мы знаем, что каждый сколько-нибудь значительный князь обладал собственным знаменем, по которому его опознавали в битве. В определен-ном смысле присутствие знамени олицетворяло, а порой даже как бы замещало присутствие князя. В свое время Владимир Мономах, послав военную подмогу своим молодым сыновьям, сам с войском не поехал, но отправил свое знамя, чем немало устрашил противников, решивших, что он возглавляет свои силы лично. Называлось же такое знамя хорошо нам знакомым словом «стяг», которое было заимствовано из скандинавских языков. Соответствующее слово stöng означало здесь «высокий шест, длинная жердь, древко знамени» — как мы знаем из саг, собравшись именно под таким стягом после битвы, скандинавы пересчитывали уцелевших и делили на всех военную добычу.

Слово «ябеда»

Евангелист Иоанн с учеником Прохором. Миниатюра из Остромирова Евангелия. XI век Wikimedia Commons

Не менее любопытно слово «ябеда», в современном русском языке почти целиком ставшее принадлежностью детской речи. За долгие века существования этого слова на Руси его значение претерпело несколько сдвигов и трансформаций. Пришло же оно также из Скандинавии, где имело облик embætti и обозначало службу вообще; всяческие же производные от него могли означать человека, при какой-то службе состоящего — от священника до королевской налож-ницы. В домонгольской Руси это заим-ствование было связано, по‑видимому, с организацией княжеского управле-ния: так назывались люди, которые по службе имели дело с судом, фи-скальными и имуществен-ными делами.

Слово «задница»

vk.com/manuscriptum

Есть такие слова , которые вполне употребительны и в древних источниках, и в современной речи, но при этом разница в их значении столь велика, что способна создать комический эффект. Когда в XII веке восставшие киевляне произносят «не хочем быти аки в заднице», то они имеют в виду отнюдь не известную часть человеческого тела и даже не свое скверное положение, как подумал бы современный читатель, но заявляют о нежелании превратиться в наследственное владение, передаваемое от одного князя из семьи Ольговичей к другому. Древнерусское «задница» — это не что иное, как вполне корректный юридический термин, означающий наследство или имущество, подлежащее передаче по наследству, термин, употреблявшийся не только в летописях, но и в законодательных сборниках, например в Русской Правде.

Слово «порты»

Остромирово Евангелие. XI век vk.com/manuscriptum

Несколько более наглядна преемственность значений для слова «порты», хотя и здесь изменение смысла может вести к ошибкам в понимании древнего текста. Порты означали вовсе не штаны как таковые, но любую одежду вообще, а также кусок или лоскут ткани, покрывало и даже нить — отблески этого обширного спектра смыслов видны в современном слове «портной». В соответствии с этим исходным значением и следует понимать, например, фразу летописца о том, что князь Рюрик Ростиславич, услышав о гибели зятя-недруга, «смета с себе чернечьскые порты и седе Кыеве». Речь идет о том, что князь как бы сбрасывает с себя облачение чернеца, отказываясь тем самым от монашеского пострига, недавно навязанного ему силой, и возвращается на киевское княжение. Разумеется, весьма скромный набор приведенных здесь примеров не может дать представление о том огромном массиве слов, который мы унаследовали из домонгольского времени. Он настолько велик, что можно всерьез спорить о том, нужен ли заинтересованному читателю перевод летописей, или, руководствуясь собственной языковой интуицией и не забывая все время подглядывать в словари, он все-таки может наслаждаться ими непосредственно.

Древнерусские надписи граффити

Слово «граффито» (множественное число — граффити, с ударением на первую «и») происходит от итальянского graffiato — «поцарапанный». Этим словом называют надписи и рисунки, процарапанные на разных поверхностях. Надписи граффити, по‑видимому, были распространены во всех культурах, знакомых с письменностью. От домонгольского периода древнерусской истории до нас дошли тысячи надписей граффити на стенах церквей и сотни надписей на самых разных предметах. Больше всего надписей находится в церквях, поверхность стен которых была менее других потревожена. Кладези древнерусских надписей — это древнейшие монументальные Софийские соборы в Киеве и Новгороде и миниатюрная полоцкая Спасо-Преображенская церковь в Спасо-Евфросиниевском монастыре, основанном святой Евфросинией Полоцкой. Эти три жемчужины древнерусского искусства выделяются хорошей сохранностью древнего штукатурного слоя. Несколько уступают им в количестве древнерусских граффити стены других церквей Киева и Новгорода и стены Софийского собора в Стамбуле (Константинополе). Ниже приведены пять надписей. В них использованы две типичные формулы, которые преобладают в надписях домонгольского времени: «(имярек) писал» и «Господи, помоги рабу своему (имярек) ». Вторая формула заимствована из византийской традиции.

Надпись Ивана. Софийский собор, Новгород. Середина XI — начало XII века «Иванъ пъсалъ» / «Иван писал». Фотография А. А. Гиппиуса и С. М. Михеева

Колончатая надпись Ивана уперлась в верхний край другой надписи, поэтому последняя строка с последним слогом его автографа подскочила вверх.


Надпись Фарьмана. Софийский собор, Новгород. 1060-70-е годы «Г҃и помози рабоу своемоу Фарьманоу Глебовоу отрокоу» / «Господи, помоги рабу своему Фарьману, отроку Глеба». Фотография А. А. Гиппиуса и С. М. Михеева

Слово «Господи» записано с надстрочным знаком сокращения. Отрок — слуга, младший член дружины, младшее должностное лицо. Глеб — новгородский князь Глеб Святославич. Фарьман — скандинавское имя.


Надпись Сандуса. Софийский собор, Новгород. Вторая половина XII века «Г҃и помози рабоу своемоу Санъдоусоу» / «Господи, помоги рабу своему Сандусу». Фотография А. А. Гиппиуса и С. М. Михеева

Надпись сделана справа налево на углу стены. Сандус — половецкое (тюркское) имя.

Глаголическая надпись Иосифа. Софийский собор, Новгород «Г҃и [...] раб[...] Иосифу» / «Господи, помоги рабу своему Иосифу». Фотография А. А. Гиппиуса и С. М. Михеева

Правый край надписи утрачен. Надпись выполнена глаголицей — древнейшим славянским алфавитом, созданным Константином-Кириллом (кириллица, по‑видимому, была разработана немного позднее). На Руси известно около 30 глаголических граффити и несколько отдельных записей в кириллических рукописях.

Надпись паломника Семка. Сен-Жиль (юг Франции), аббатство Сен‑Жиль-дю-Гар, Верхняя церковь. Конец XII — середина XIII века «Г҃и помъзи рабоу свъемоу Сьмкъви Нинославичю» / «Господи, помоги рабу своему Семку Нинославичу». Фотография А. С. Брюн

Это самая западная из выявленных древнерусских надписей граффити. Аббатство Сен-Жиль-дю-Гар находится на паломнической дороге между Римом и Сантьяго-де-Компостела. Вероятно, Семко (Семен) Нинославич шел поклониться мощам святого апостола Иакова в Сантьяго.

Тексты и книги

Крещение Руси в конце X века привело к тому, что здесь сформировался слой грамотного духовенства, появились первые школы, а со временем — как минимум с середины XI века — письменность стала использоваться и некоторыми мирянами.

Интригует вопрос о том, существовало ли письмо на Руси ранее конца X века. К сожалению, у нас почти нет данных на этот счет. Отдельные надписи, как, например, надпись на корчаге (амфоре) из Гнездова, и упоминания источников настолько редки и туманны, что мы не можем сделать практически никаких обоснованных выводов. Большая часть того, что можно встретить на эту тему в литературе и в интернете, — в лучшем случае гипотезы, а в худшем — прямые подделки (наподобие «Велесовой книги»). Напротив, о письменной культуре Руси после рубежа X-XI веков мы знаем достаточно много. До нас дошли тексты, написанные на пергамене, бересте, воске, свинце, стенах зданий, каменных крестах, печатях, монетах, ремесленных изделиях и многом другом.

Основным материалом для письма книг в домонгольской Руси был пергамен — особым образом выделанная кожа телят и других животных. Пергамен был необыкновенно дорог (он требовал большого числа животных и сложных навыков выделки), однако был при этом красив, эластичен и долговечен. Сохранилось не так уж много домонгольских книг на пергамене — менее двух сотен. Абсолютное большинство составляют богослужебные книги, среди которых немало шедевров древнерусского книжного искусства, таких как, например, Остромирово Евангелие 1056-1057 годов.

Однако пергамен использовался не только для церковных книг: именно на нем составлялись летописи (изложение истории Руси по годам), жития святых, памятники законодательства (Русская Правда и др.) и другие тексты, наиболее интересные для историков. Большинство таких текстов не дошли до нас в рукописях домонгольского времени — а только в более поздних копиях. Так, наш главный источник по ранней истории Руси — Повесть временных лет начала XII века — сохранился исключительно как составная часть более поздних летописных сводов (древнейшая рукопись относится к 1377 году). Старейшая рукопись, содержащая Русскую Правду, относится к концу XIII века, но при этом ее краткая (и более ранняя) редакция известна только в копиях XV века.


Грамота № 109. От Жизномира к Микуле (дело о покупке краденой рабыни). Новгород, конец XI — середина 10-х годов XII века gramoty.ru

Настоящей находкой для историков стали берестяные грамоты (открыты в Новгороде в 1951 году). Сотни документов датируются домонгольским временем. Это деловые и личные послания, различные деловые записи, учебные упражнения, ярлычки и многое другое. В отличие от пергамена береста была дешевым, но не слишком удобным материалом. Поэтому она не использовалась для книг и официальных документов, однако широко применялась в быту.

Большую ценность представляют многочисленные надписи на ремесленных изделиях, печатях, монетах, каменных крестах и других предметах.

Таким образом, древнерусская письменная культура была интересной и многообразной, однако, во-первых, далеко не всё сохранилось и, во-вторых, далеко не всё записывалось. Поэтому наши знания об истории Древней Руси чрезвычайно неравномерны. К примеру, мы очень хорошо знаем историю Новгорода, но намного хуже — историю Полоцка; детально представляем себе взаимоотношения князей Рюриковичей, но очень мало знаем о жизни других слоев населения (даже бояр); прекрасно ориентируемся в истории Киево-Печерского монастыря, но мало что можем сказать о древнерусской деревне.


Аверс златника Владимира Святославича. Конец Х — начало XI века Heritage Images / Hulton Archive / Getty Images

Монеты и печати

К числу вещественных источников, оставшихся от домонгольского периода древнерусской истории, относятся монеты и печати. До принятия христианства собственной монетной чеканки на Руси не было. С конца VIII по конец IX века на территории формирующегося Древнерусского государства широкое хождение имели арабские серебряные монеты — дирхемы, отложившиеся в кладах преимущественно по основным торговым путям с конца VIII века. На многих дирхемах зафиксированы различные граффити, включая изображения (в том числе так называемых знаков Рюриковичей — с рубежа IX-X веков) и надписи, большинство из которых относятся к скандинавскому руническому письму. Примечательны монеты Петергофского клада начала IX века, граффити на которых представляют собой надписи, сделанные скандинавским руническим, греческим, арабским и хазарским письмом. С IX века в качестве эквивалента денег использовались также шкурки пушных зверей — куницы и белки (названия этих животных стали названиями денежных единиц — куна, веверица), ими взималась дань киевскими князьями с подвластных племен. По сообщениям арабских авторов, это были скорее даже не меховые, а кожаные деньги, то есть шкурки, очищенные от меха. Такие «деньги» использовались на Руси и позднее, в так называемый безмонетный период.

Чеканка монеты была начата Владимиром Святославичем после женитьбы на византийской принцессе и Крещения Руси. Известно несколько монетных типов времен Владимира. Монеты чеканились по образцу византийских номисм  Номисма — основная денежная единица Византии, которая в IV-XI веках стала образцом для монет Европы и Востока и долгое время была фактически международной валютой. из золота (златники) и серебра (сребреники). На аверсе златников помещалось изображение князя Владимира в регалиях на престоле в сопровождении княжеского знака и легенды на древнерусском языке. На реверсе был изображен Христос Пантократор. Количество найденных златников крайне невелико, так что непонятно, насколько эта чеканка репрезентативна. Сребреники Владимира, известные в значительно большем количестве сохранившихся экземпляров, подразделяются нумизматами на четыре монетных типа. Изображения на сребрениках I типа аналогичны изображениям на златниках; на сребрениках других, более поздних типов на реверсе помещено изображение княжеского знака. Ярослав Мудрый также чеканил сребреники — вероятно, в Новгороде в 1014-1015 и 1018 годах. На них на лицевой стороне помещено изображение Святого Георгия (патрона князя), а на оборотной — княжеский знак Ярослава. Известны также сребреники Святополка Владимировича: на них изображался сам князь с именем Святополк или апостол Петр (христианский патрон князя) и княжеский знак. С конца 1010-х годов своя монета на Руси не чеканилась. Исключение составляет так называемый тмутараканский чекан князя Олега Святославича, когда он княжил в этом городе (в 1080-х — начале 1090-х годов). Монеты этого чекана найдены в Тамани, на них помещено изображение архангела Михаила, христианского покровителя князя. В последние годы, к сожалению, появилось немало их сомнительных экземпляров.

Сохранившиеся древнерусские печати известны со второй половины X века. Это вислые свинцовые печати (так называемые буллы), которыми скрепляли документы — практика, заимствованная из Византии (первое летописное упоминание о печатях на Руси относится к 944 году). Древнейшая печать — князя Святослава Игоревича, найденная при раскопках Десятинной церкви и несущая изображение княжеского знака, — к сожалению, была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Известны дошедшие до нас печати сыновей Владимира Святославича — Изяслава, Святополка, Ярослава, Глеба. На ранних княжеских буллах, по-видимому, с начала XI века помещались изображения князей и их святых покровителей. Начиная с рубежа XI-XII веков на княжеских печатях на аверсе помещалось изображение святого патрона самого князя, а на оборотной — патрона его отца. Эта традиция сохранялась на протяжении XII-XIII веков. Изучение булл такого типа дает большой материал для древнерусской княжеской антропонимии. Известны печати древнерусских митрополитов и епископов, начиная с митрополита Феопемпта, занявшего киевскую кафедру в 1030-х годах. На печатях духовенства помещались изображения Богоматери и святых, а также благопожелательные надписи с именем владельца на греческом языке. Дошли до нашего времени и печати древнерусских посадников, прежде всего новгородских. Особую часть сфрагистических Сфрагистика — наука, изучающая печати. источников составляют свинцовые печати-пломбы так называемого дрогичинского типа (по месту их первой большой находки — у города Дрогичина, на пограничье Руси и Польши), сравнительно небольшого размера. Они использовались преимущественно для опечатывания товаров или меховых денег (связок шкурок пушных зверей). Благодаря археологическим исследованиям древнерусская сфрагистика представляет собой постоянно пополняемый фонд важных вещественных источников по истории средневековой Руси. 

Проблема персональной приуроченности печатей, принадлежавших иерархам русской церкви, накопила к настоящему времени обширную библиографию. Однако отчетливо сформулированные критерии хронологической зависимости оформления сфрагистических типов до сих пор отсутствуют. Так, предложенные В.Лораном и В.Л.Яниным варианты датировки печати митрополита Иоанна из Думбартон-Оксской коллекции с поясным изображением Богоматери "Знамение" на одной стороне и греческой надписью "+Q(eoto)ke b(oh)q(ei) Iw(annh) m(ht)r(o)po(lith) Rws(ia)V " на другой отличаются почти на полтора столетия, причем хронологические расхождения не случайны, а, напротив, вытекают из наблюдений над элементами оформления печатей: В.Лоран (Laurent 1963: 600) датировал печать концом X - началом XI вв. и атрибуировал ее митрополиту Иоанну на основании малого размера (диаметр около 15 мм), особенностей рисунка и надписей; В.Л.Янин (1970: 51), полагает, что типологически печать должна входить в группу сфрагистических типов XII в., и связывает ее с деятельностью митрополита Иоанна 60-х годов XII в.

Очевидно, что хронологическая приуроченность печатей должна опираться, прежде всего, на надежно датированные сфрагистические типы. Для памятников сфрагистики, связанных с деятельностью иерархов церкви, строго говоря, таковыми следует признать лишь печати личная атрибуция которых бесспорна . В подавляющем большинстве это - печати тех лиц, имена которых однократно встречаются в письменных источниках.

2. Митрополиту Георгию, которого летопись упоминает под 1072 и 1073 гг., принадлежат два экземпляра печати, оттиснутые одной парой матриц, и два экземпляра печати с модифицированным оттиском на аверсе . На одной стороне печати помещено изображение св. Георгия в рост, на другой - греческая надпись: "+K(uri)e b(oh)q(ei) Gewrg(ho) m(ht)ropo(lith) RosiaV kai sugkellw ", т.е. "Господи, помоги Георгию, митрополиту России и синкеллу".

Лишь со второй половины XII в. церковные иерархи именуют себя "митрополитами" и "епископами". Древнейшие епископские печати, владельцы которых прямо названы "епископами", принадлежат смоленскому владыке Мануилу и новгородскому Аркадию. В дальнейшем титулование владык "епископами" и "архиепископами" становиться нормой.

Во второй половине XII в. на печати митрополита Константина появляется титул "митрополита всей России", а печать митрополита Кирилла первой трети XIII в. называет его "монахом, архиепископом митрополии России".

ТОПОНИМИКА. На всех печатях, атрибуированных киевским митрополитам, указано название митрополии - "Rwsia " . Именно так называется кафедра, занимающая 60-е место в византийском перечне митрополичьих кафедр (Notitia episcopatuum) конца XI в. Этот перечень составлялся путем добавления в хронологическом порядке к списку кафедр времени Льва Мудрого вновь образованных митрополий и митрополий, переведенных из статуса архиепископий. Митрополия Колониа, занимающая в этом списке 56-е место, основана перед 985 г.; митрополии Серры (58-е место) и Помпейуполис (59-е место) упоминаются 21 февраля 997 г. как митрополии, тогда как в 969-997 гг. они еще архиепископии; митрополия Аланиа (61-е место) упоминается в документе 1024 г., ссылающемся на грамоту митрополиту Алании Николаю 997/98 г. Таким образом очевидно, что митрополия "Россиа" была внесена в перечень византийских митрополичьих кафедр в 997 г., что согласуется с известиями других источников о крещении Руси (Щапов 1989. 25-26).

Не останавливаясь более подробно на сложном и до сих пор окончательно не разрешенном вопросе о времени и форме учреждения киевской митрополии, обратим внимание на то, что свидетельства византийского перечня митрополий вполне достаточно для того, чтобы обоснованно рассматривать возможность отнесения некоторых оформленных в соответствии с нормами византийской сфрагистики печатей митрополитов России ко времени начиная с конца X в., т.е. до 1039 г., когда существование киевского митрополита Феопемпта было зафиксировано текстом "Повести временных лет".

Название епископских кафедр на ранних владычных печатях передается греческой транскрипцией русских слов: Новгород - Новоград (Noubograd ), Галич (Galitz ), Полоцк - Полтеск (Pulotzhsk ), Смоленск - Смоленеск (Smwlinisk ). Во всех случаях топонимы переданы без сокращений, что, надо полагать, продиктовано важностью безошибочной идентификации владычных печатей.

ПАЛЕОГРАФИЯ. Трудности встречающиеся при датировке надписей на печатях общеизвестны: шрифты разных размеров встречаются на памятниках всех периодов, а с изменением размера буквы меняются и особенности начертания. Тем не менее приведем некоторые наблюдения. На печатях новгородского епископа Нифонта (1131-1156 гг.) впервые фиксируется закрытая форма "В" , что позволяет датировать печати, в надписях которых встречается открытая форма "R", по крайней мере, не позднее чем первой половиной XII в, а возможно, и первой третью XII в. В. Л. Янин признает такое написание "весьма архаичным даже для начала XII в." (Янин 1978. 51).

ЗАГОТОВКА: К сожалению, при публикациях не принято указывать технологические особенности заготовки, на которой оттиснута печать. Далеко не всегда приводится вес и толщина заготовки. Данные обстоятельства не позволяют проследить эволюцию типов заготовок для печатей. Однако уже сегодня можно констатировать преимущественное использование в XI - первой половине XII в. плоских, "монетовидных" заготовок, часто со следами механической обработки гурта, а с 90-х годов XII в., по крайней мере, для печатей новгородских владык фиксируется употребление двояковыпуклой, "чечевицеобразной" заготовки.

Приведенные наблюдения являются предварительными и не исчерпывают поставленную проблему. Однако целесообразность рассмотрения спорных и гипотетических атрибуций на фоне отмеченных закономерностей оформления надежно датированных сфрагистических типов кажется очевидной. Впрочем, вопрос об уточнении спорных персонификаций должен стать предметом специального изучения.


Литература

ГОЛУБИНСКИЙ Е. Е. 1901. История русской церкви. Т. I, 1-я пол. Москва.
КУПРАНИС А.А. 1995 Печати иерархов русской церкви XII в. // Церковная археология. Материалы первой всероссийской конференции. Псков 20-24 ноября 1995 г. Часть 2. Христианство и древнерусская культура. СПб - Псков.
КУПРАНИС А.А. 1996. Новые сфрагистические находки из Новгорода и Белоозера // Новые археологические открытия и изучение культурной трансформации. Археологические изыскания, Вып. 31. РАН ИИМК, СПб.
ЛИХАЧЕВ Н. П. 1930. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Вып. 2. Л.
ЛИХАЧЕВ Н. П. 1991. Моливдовулы греческого Востока. М.
СКАБАЛАНОВИЧ Н. 1898. Византийское государство и церковь в XI в. СПб.
СОКОЛОВА И. В. 1983. Монеты и печати византийского Херсона. Л.
ЩАПОВ Я. Н. 1989. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М.
ЯНИН В. Л. 1970. Актовые печати Древней Руси Х - ХV вв. Т.1. М.
ЯНИН В. Л. 1978. Печать новгородского епископа Ивана Попьяна (1110 - 1130 гг.). // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. IX. Л.
ЯНИН В. Л. 1984. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в. // Новгородский исторический сборник. N 2(12). Л.
LAURENT V. 1963. Le corpus des sceaux de l"Empire Bуzantin. t. V: L"Eglise. Premiere partie. 1. L"Eglise de Constantinople . A. La Hierarchie. Paris; Planches. Paris, 1965.
LAURENT V. 1972. Le corpus des sceaux de l"Empire Bуzantin. t. V,3: L"Eglise. Supplement. Paris.
ZACOS G. 1984. Byzantine Lead Seals. Berne.

Примечания

Пользуюсь случаем поблагодарить М.П.Сотникову и К.В.Лепехину, оказавших содействие в изучении печатей, хранящихся в Отделе нумизматики Эрмитажа.

Номера соответствуют номерам прорисовок печатей на рис.1.

Мне известны три экземпляра печати: два находятся в коллекции Думбартон Окс(Laurent 1963. №782; Янин 1970. №41; DO 1991. №85.4, a,b, третий, найденный в Киеве, по информации любезно предоставленной П. Г. Гайдуковым, будет опубликован в третьем томе “Актовых печатей Древней Руси”. На всех фотографиях отчетливо видно, что топоним Россия, являющийся последним словом в легенде, передан в сокращенном варианте “РОС”. Непонятно почему, но все публикаторы упорно читают это слово как “РОСIА”, добавляя явно отсутствующую на печати строку.

Первые два экземпляра печати известны давно (ЛСА, XLV № 5-7; Лихачев 1930. 2; Янин 1970. № 43-1, 43-2). Третий, опубликованный в 1991 г. DO 1991. №85.2),отличается изображением на аверсе (несколько другая моделировка изображения св. Георгия, иное расположение колончатых надписей). По информации любезно предоставленной П. Г. Гайдуковым, печать оттиснутая этой же парой матриц найдена в Киеве и будет опубликована в третьем томе “Актовых печатей Древней Руси”.

|

Появление на Руси актовых печатей предположительно можно относить к дохристианскому времени, скорее всего, к последним годам княжения Игоря (912–945). Основной причиной зарождения обычая скрепления документов печатями следует считать необходимость удовлетворения дипломатических и торговых нужд многочисленных и постоянных контактов Руси и Византии. Именно поэтому на Руси утвердился византийский облик печатей, хотя изображения на них (тип) в основном были вполне самобытны и независимы от византийского влияния. Вполне вероятно, что первоначально печати употреблялись только в практике международных дипломатических отношений. Не случайно, что в письменных источниках печати впервые упоминаются в Повести временных лет именно в тексте договора князя Игоря с греками 945 г. – «ношаху посли печати злати, а гостье сребрени».

В настоящее время фонд древнерусских печатей Х–ХV вв. составляет более 2 тыс. экземпляров. Из них только около 7 % (163 экземпляра) сохранилось при различных актах, при этом из более чем 700 булл домонгольского времени ни одна не дошла при документе. Основная масса печатей найдена на Новгородском городище. Самая значительная находка была сделана в 1961–1962 гг. в Пскове при археологических раскопках Довмонтова города Псковского кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки какого-то архива начала ХVI в. Княжеские печати . Древнейшей известной в настоящее время печатью является свинцовая булла князя Святослава Игоревича (945–972), найденная в 1912 г. в Киеве при раскопках на территории Десятинной церкви. К сожалению, она была утеряна и пока не разыскана. На обеих сторонах этой печати помещено изображение княжеского знака в виде двузубца, окруженное непрочитанной надписью.

Печати князей Х – первой половины ХI в. имеют название «булл архаической традиции» . На них, кроме княжеского знака, встречаются изображения розеток и святых. Все 16 печатей этой группы получили персональную атрибуцию. Кроме Святослава, они принадлежали князьям Изяславу Владимировичу (ум. 1001 г.), Изяславу Ярославичу, Святославу Ярославичу. На печатях Святослава Ярославича изображен его святой патрон Николай Мирликийский, а на другой стороне сам князь в княжеской шапке и с большим крестом в руке. На всех буллах Изяслава Ярославича на одной стороне изображен св. Дмитрий, а на другой – розетка, или княжеский знак. Розетка в древнерусских и византийских изображениях являлась знаком солнца. Княжеский знак окружен греческой надписью: «Господи, помоги рабу своему Димитрию». В.Л. Янин доказал, что печати архаической традиции восходят не к византийской сфрагистике, как считал Н.П. Лихачев, а к древнерусскому монетному типу. В середине ХI в. – на смену печатям архаической традиции приходят печати «греко-русского типа» . Какое-то короткое время (около двух десятилетий) печати этих типов сосуществуют. На одной стороне печати помещалось изображение святого тезоименитого владельцу буллы, а на другой – греческая благопожелательная надпись устойчивой формулы: «Господи, помоги рабу своему…». Этот тип печатей бытовал на Руси сравнительно недолго – до начала XII в. Среди этих печатей – буллы таких князей, как Всеволод Ярославич, его брат – смоленский князь Вячеслав Ярославич, Владимир Всеволодович Мономах и другие. Печати Владимира Мономаха (их известно более 25 экземпляров). На одной из булл, относимых к раннему периоду деятельности Владимира, помещена греческая надпись: «Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха», а на другой стороне – изображение св. Василия Кесарийского. На буллах киевского периода деятельности Мономаха (1113–1125) также изображен св. Василий Кесарийский, но греческая надпись уступает место русской: «Господи, помоги рабу своему Василию, князя русского» (другой вариант – «Господи, помоги рабу своему Василию).



С этого времени (после 1113 г.) В.Л. Яниным установлен важный факт деградации печатей киевских великих князей в 1130-х гг., а также практически одновременный расцвет княжеской сфрагистики в Новгороде.

Церковные печати домонгольского времени . Древнейшей церковной печатью является булла митрополита Феопемпта (1037 – ок. 1043), присланного в Киев из Византии. На одной ее стороне изображен св. Иоанн Предтеча, а на другой строчная греческая надпись: «Господи, помоги Феопемпту, митрополиту России». На ранних печатях зависимость русской церкви от Константинополя выражается присутствием личной эмблемы патриарха. Однако уже на печатях митрополита Георгия (1068–1073) изображен его личный патрон – св. Георгий, но при сохранении греческой надписи. На рубеже XI–ХII вв. ярко проявилось стремление к унификации церковной буллы. Характер обязательной эмблемы церковных печатей приобретает изображение Богоматери типа «Знамение» впервые встречаемое на печатях митрополита Николая (руб. ХI–ХII вв.).



Значительная часть известных домонгольских церковных печатей найдена за пределами древнерусского государства, главным образом в Константинополе. Это отражает международный характер некогда скрепленных ими документов. Следует заметить, что размеры печатей могут способствовать их датировке. Например, небольшие печати (диаметром до 25 мм) характерны в основном для XI–ХII вв., а более крупные (до 35–40 мм) – для ХIII–ХV вв.

Печати Ратибора . В княжение Всеволода Ярославича (1054–1093) расширяется круг лиц, имевших право пользоваться собственными печатями. Известно 7 печатей, от пяти пар матриц. На лицевой стороне этих печатей помещено погрудное изображение св. Климента, папы римского, а на оборотной – надпись «От Ратибора». Ратибор – тмутараканский наместник великого киевского князя (с 1079 г.), затем киевский тысяцкий.

Печати протопроедра Евстафия . Существовало 14 печатей с изображением св. Феодора и надписью на греческом языке: «Воззри на меня, протопроедра Евстафия». За исключением одной, все они найдены в Новгородской земле. Титул «протопроедр» можно дословно пере вести как «помощник», «советник» посадника.

Печати с русской благопожелательной формулой . Древнерусские буллы с изображением святых на одной и надписью «Господи, помоги рабу своему...» (ок. 50 экз.). Часть этих печатей, несомненно, являются княжескими. В частности, к этому типу относится большинство известных печатей Владимира-Василия Мономаха. Однако не все. В.Л. Янин убедительно связал их с новгородскими посадниками времени княжения Всеволода Мстиславовича (1117–1136), при котором произошло оформление посадничьей буллы. Специально следует отметить, что данный тип печатей употреблялся посадниками только до 1136 г., когда в Новгороде произошло новое принципиальное разграничение юрисдикции между князьями и посадниками.

Печати с надписью «ДЬНЬСЛОВО». Оригинальную группу древнерусских свинцовых печатей образуют буллы, на одной стороне которых изображен какой-либо святой, или Богоматерь, или шестикрылый Серафим, а на другой двух- или трехстрочная надпись «ДЬНЬСЛОВО» (ок. 35 экз., от 23 пар матриц). Б.А. Рыбаков предложил видеть в этих буллах печати тайной переписки. Этим самым допускается существование у каждого лица, имеющего право на пользование печатями, нескольких буллотириев для документов различного назначения. В.Л. Янин присоединился к истолкованию надписи, предложенному Н.П. Лихачевым, – «внутри слово».

Печати с патрональными изображениями двух святых . Самая большая группа (423 булл, от 151 пары матриц). Это более половины фонда русских домонгольских печатей. Один из изображенных святых был тезоименит владельцу буллы, другой – его отцу. Таким образом, печать, казалось бы, сама называет своего владельца по имени и отчеству. Однако конкретная атрибуция этих печатей затруднена несколькими обстоятельствами. Предположим, что на печати изображены святые, Иоанн Предтеча и Федор Стратилат. Следовательно, владельца печати звали или Иван Федорович, или Федор Иванович, что уже предполагает два возможных решения. Главная же трудность заключается в том, что нам не известны христианские имена многих русских князей.Печати с изображением княжеского знака и святого . Одну из самых сложных для атрибуции групп печатей составляют буллы, на одной стороне которых изображен княжеский знак Рюриковичей (тамга) в различных вариантах, а на другой – святой. Таких печатей известно 59 экз., от 30 различных пар матриц.

39. Новгородские печати.

Княжеские печати . К XIII в. в Новгороде существовал устойчивый тип княжеской печати с изображением двух святых, тезоименитых владельцу печати и его отцу. Печати этого типа бытуют до конца ХIУ в., правда, их количество заметно сокращается. Деятельность таких князей, как Александр Ярославич Невский, Ярослав Ярославич и Юрий Данилович, отразилась в значительном числе печатей. Так, печатей Александра Невского сохранилось более 40 экземпляров. На них изображены св. Александр с мечом и щитом и св. Феодор, также с мечом и щитом. Есть и другая разновидность печатей Александра Невского, на которых св. Александр представлен в виде всадника, а св. Феодор – в сцене поражения копьем змия. Интересно отметить, что в данном случае всадник изображен с короной на голове, олицетворяя самого князя.

Древнейшим актом, сопровождаемым печатью, является знаменитая грамота киевского князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода новгородскому Юрьеву монастырю (ок. 1130 г.). Печать этой грамоты представляет собой хрисовул: изготовлена из двух серебряных и позолоченных пластин, соединенных краями и зажимавших пропущенный между ними шнур. На одной стороне печати изображен Иисус Христос, а на другой – воин, поражающий копьем змия. Диаметр печати 30 мм. В.Л. Янин убедительно доказал, что она значительно моложе грамоты и является подложной. Он считает, что печать принадлежала великому князю Ярославу Всеволодовичу (отцу Александра Невского), несколько раз занимавшему новгородский стол в период между 1215 и 1236 гг., и была приложена к документу в ходе церковной реформы Ивана Грозного, когда осуществлялась частичная секуляризация монастырских земель. Акт земельного пожалования был скреплен именно хрисовулом для придания ему определенной значимости.

Владычные печати . Печати новгородских архиепископов ХIII–ХV вв.: именные и анонимные. Первые несут на себе изображение Богоматери «Знамение», на другой стороне: «Такой-то (указывается имя) архиепископ Новгородский», вторые вместо надписи имеют изображение креста в различных вариантах. Как исключение следует рассматривать древнейший тип анонимной владычной печати, на которой вместо изображения Богоматери помещена
4-строчная надпись: «Печать владычня»

Печати новгородских посадников, тысяцких и тиунов . Именных печатей с обозначением должности посадника известно сравнительно мало (немногим более 20 булл, содержащих 14 имен). Анонимные печати с надписью «Новгородского посадника». На другой стороне – изображения креста, святого воина на коне или стоящего в полный рост с копьем и щитом и птицы.

Печатей новгородских тысяцких известно 25 экз., на которых указаны
17 имен. На большинстве этих печатей помещены только надписи, например на одной стороне – «Печать Матфея Фалелевича», а на другой – «тысяцкого новгородского». Однако известны буллы с изображением святых, архангела и птиц.

Тиунские печати Новгорода составляют большую группу – более 100 экз., от более чем 50 пар матриц. Они содержат 18 имен; часть имен остаются непрочитанными из-за плохой сохранности печатей. Все тиунские буллы содержат в надписи указание на свою принадлежность, называя имя и должность владельца: на лицевой стороне – «Еремеева печать», на оборотной стороне – «новгородского тиуна».

Печати новгородского Совета господ . Все эти печати анонимны, а формулы надписей на них таковы: «Печать Всего Новгорода» (2 экз.), «Новгородская печать и посадничья» (2 экз.), «Новгородская печать» (ок. 20 экз.) и «Печать Великого Новгорода» (ок. 60 экз.). Помимо надписей, на этих печатях встречаются изображения Вседержителя, вои на, всадника, птицы и зверя.

40. Происхождение и эволюция государственных печатей России.

Государственные печати . Изображения на государственной печати в этот период по существу своему не изменяются. Основными фигурами остаются двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия. Все изменения имеют частный, непринципиальный характер. Так, после того как в 1699 г. был учрежден первый и высший орден России – орден Андрея Первозванного, изображение всадника, поражающего змия, как правило, окружается цепью ордена. Кроме того, на печатях отразилось территориальное расширение Российской империи – на них стали помещать изображения гербов вновь присоединенных территорий. По сторонам орла под коронами изображались щиты с гербами Чернигова, Новгорода, Астрахани, Владимира, Казани, Сибирской земли и круговая надпись: « Петр Первый Божьею милостью царь и повелитель Всероссийский».

На печатях Павла I появляется изображение мальтийского креста.

В 1882–1883 гг. было точно регламентировано употребление трех государственных печатей – большой, средней и малой:

А)Большая печать прикладывалась, например, к государственным законам, различным учредительным актам государственного значения, к статутам учрежденных орденов, дипломам на княжеское и графское достоинство.

Б)Средняя государственная печать удостоверяла грамоты городам, дипломы на баронское и дворянское достоинство, договоры с иностранными государствами и другие документы.

В)Малая печать прикладывалась, например, к грамотам на пожалование земли, к грамотам монастырям на привилегии, на почетное гражданство.

Печати центральных и местных учреждений . Основное изменение печатей государственных и центральных учреждений в рассматриваемый период заключается в том, что вместо символических изображений, характеризующих деятельность того или иного учреждения, на них появляется изображение герба государства. Однако в ряде случаев традиция была сохранена. Например, на печати Академии наук на груди двуглавого орла изображена сидящая Афина Паллада с копьем и щитом.

Что касается печатей местных учреждений, то на них, как правило, помещался герб города, где находилось данное учреждение, и надпись, раскрывающая принадлежность печати. В том случае, если город или территория не имели своего герба или эмблемы, на печатях помещались одни надписи.

Печати частных лиц . Личные печати рассматриваемого периода характеризуются исключительным разнообразием. На печатях дворян, как правило, помещался родовой герб и надпись, раскрывающая личную принадлежность печати. Печати лиц не дворянского происхождения обычно имеют только надпись, а если на них имеются изображения, то, как правило, случайного характера.

Родовой герб был вырезан на личной печати А.С.Пушкина. На нем в верхней половине щита, разделенного горизонтально на две части, изображена княжеская шапка, а в нижней части щита справа – рука в доспехах, держащая обращенный вверх меч, слева – орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах державу и меч. Об этой печати в стихотворении «Моя родословная»
А.С. Пушкин писал: «Под гербовой моей печатью я кипу грамот схоронил».

Печати ХХ в . Временное правительство несколько изменило герб Российской империи. Двуглавый орел изображался без корон и всадника («раздетый орел»), а также без гербов территорий, входящих в царский титул. Под орлом теперь помещалось изображение Таврического дворца, где проходили заседания Государственной думы.

Первая государственная печать большевистского правительства была изготовлена уже в середине ноября 1917 г. Это была печать Управления делами Совнаркома. Она еще не имела изображений, на ней помещались только надписи: круговая – «Крестьянское и Рабочее Правительство Республики России» и в центре – «Управление делами». Постепенно создавались стихийно печати различных наркоматов и других учреждений.

Единая государственная печать с гербом РСФСР была окончательно утверждена 19 июня 1918 г. Затем были разработаны специальные правила пользования государственной гербовой печатью. Было запрещено употребление дореволюционных печатей, а все советские учреждения должны были обзавестись новыми печатями с гербом РСФСР. Употребление гербовых печатей стало строго регламентированным – право использовать такие печати получили высшие центральные и местные правительственные учреждения и их отделы, выполняющие самостоятельные функции. Был унифицирован и внешний вид гербовых печатей: после создания СССР в центре печатей помещается герб СССР или союзной республики, а вокруг изображения герба расположена надпись, раскрывающая принадлежность печати. Значительное число учреждений и организаций, находящихся в подчинении вышестоящим органам, не имели права пользования гербовой печатью. На этих печатях имеются лишь надписи, раскрывающие их принадлежность и указывающие на подчиненность определенным вышестоящим органам. В 1992 г. в связи с возвращением к старому российскому гербу изменился внешний вид гербовой печати России, на которой стал изображаться двуглавый орел.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник