24.08.2019

Сталинград тракторный завод. Ордена Ленина Сталинградский-Волгоградский тракторный завод — флагман Советского вездеходостроения


ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.

Сталинградский тракторный завод

В данный момент разработчики War Thunder работают над созданием танковой локации Сталинградского тракторного завода. Следите за обновлениями , мы обязательно расскажем об этом подробнее.


17 июня 1930 года Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского дал стране первую продукцию - с конвейера сошёл колесный трактор СТЗ-1. На проектную мощность производство было выведено 20 апреля 1932 года: с этого времени конвейер выдавал 144 колесных машин в сутки.

Решение о постройке тракторного завода было принято Высшим Советом народного хозяйства СССР в 1926 году. Местом постройки предприятия выбрали Сталинград: была найдена подходящая площадка для строительства в 14 км от центра города. Это был флагман страны Советов - первый тракторный завод СССР. По просьбе трудящихся, предприятию присвоили имя умершего в 1926 году Ф.Э. Дзержинского. ЦИК СССР удовлетворил эту просьбу.

Закладка предприятия состоялась 12 июля 1926 года. Завод был построен в рекордно-короткие сроки - понадобилось всего 11 месяцев. Проектирование и оснащение завода оборудованием осуществлялось приглашенными американскими инженерами. Еще на стадии проектирования и строительства они задавались вопросом, отчего заказчик требует избыточного запаса прочности крановых конструкций. Планирующийся выпуск тракторов весом около 5 т не нуждался в кранах, способных поднимать и перемещать конструкции массой 40-50 т. По-видимому, специалисты из США здраво рассуждали, что тракторный завод должен выпускать тракторы: танки будут строить на танкостроительном предприятии. К тому же избыточные мощности, заложенные в производство, приводят к низкой рентабельности предприятия. Руководство же страны, исходя из неминуемости крупномасштабного военного конфликта, закладывало в отечественные заводы и фабрики возможность быстрого перехода к выпуску продукции военного назначения. Так, макаронные фабрики могли быть переведены на выпуск артиллерийских порохов, а папиросные фабрики - на производство патронов.

С середины лета 1937 года Сталинградский тракторный завод приступил к производству гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). В ноябре этого же года на базе нового гусеничного трактора был налажен выпуск артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ). К 17 июня 1940 года было произведено 25000 гусеничных тракторов. На Всемирной промышленной выставке в Париже 1938 года трактор АСХТЗ-НАТИ получил высшую награду - «Гран-При».

Сталинградский тракторный завод является и неотъемлемой частью отечественного танкостроения. Работы в этой сфере были начаты на СТЗ в 1932 году, когда в его стенах был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО), возглавляемый Н.Д. Вернером. Этот отдел подготовил документацию для серийного производства танков Т-26.

Следующей машиной, освоенной СТЗ, стал КВ-1. В дополнение к этому тяжелому танку, в 1940 году было получено задание об организации серийного производства средних танков Т-34-76 и двигателей В-2. Начать выпуск сталинградцы смогли в январе 1941 года. Помимо дизелей В-2, на Сталинградском тракторном заводе выпускали и карбюраторные двигатели М-17.

После начала Великой Отечественной войны СТЗ продолжал выпуск танков Т-34-76 и КВ-1, а также артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники для советско-германского фронта. В связи с эвакуацией предприятий европейской части СССР, заводу пришлось приступить к самостоятельному выпуску всех комплектующих.

Заводские руины в ноябре 1942 года

Приближение боевых действий, а впоследствии и начавшиеся бои на подступах к городу, не смогли остановить производство: танки Сталинградского танкового завода прямо с конвейера вступали в бой. Зачастую за рычагами боевых машин сидели рабочие предприятия, досконально знавшие свои Т-34 и КВ-1. Так, прорыв частей Вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, когда немцы пытались ударом вдоль реки с севера захватить город, был провален, так как атака была отбита бригадой рабочего ополчения СТЗ. Возглавлял подразделение инженер-технолог Сталинградского тракторного завода Николай Леонтьевич Вычугов. И все же 13 сентября 1942 года конвейер был остановлен - бои шли уже на территории завода…

Почти через два года Сталинградский тракторный завод, разрушенный до основания в ходе грандиозного сражения на Волге, 17 июня 1944 года сумел возобновить производство. Освобожденный Сталинград, как и прежде, поставлял Красной Армии легендарный танк Т-34. В послевоенные годы СТЗ оставался флагманом советского производства. Трактора с его конвейера обрабатывали поля в разных уголках страны.

В последнее время доходят различные слухи о якобы полной ликвидации тракторной компании «ВгТЗ», но эти данные, к счастью, остаются лишь слухами: предприятие получило государственный заказ и продолжает свою деятельность.

Эта аббревиатура означала Т-34 экранированный, Сталинградский тракторный завод.

Присоединяйтесь к команде wiki! Участвуйте в создании качественных статей о технике War Thunder, будьте активны и получайте Золотые Орлы по итогам каждого месяца. Лучшие авторы и редакторы награждаются регулярно!
Нашли ошибку или неточность, хотите полностью переделать статью или добавить новую информацию? Входите в свой игровой аккаунт на War Thunder wiki, жмите [Править] и творите!


Этот вид оружия прочно ассоциируется с Австралией. Но намного раньше бумерангом пользовались народы Европы, самые древние находки были сделаны именно там. Древнейший экземпляр - 30000-летний бумеранг из мамонтового бивня - нашли в польских Карпатах. Древнейшие же австралийские находки бумерангов имеют возраст 10 000 лет.

Европейцы довольно долго использовали бумеранг - до первых веков нашей эры. Кельты называли его «летящий клубок», древние греки - «зайцебойка». Бумеранги были распространены среди народов всех континентов. Коллекция бумерангов была найдена даже в .

Почему же сейчас бумеранг ассоциируется только с Австралией? С ним произошла примерно та же история, что и с папирусом, на котором в древности писали по всему Средиземноморью, но дошли до нас (благодаря особому климату) только египетские папирусы. Так и бумеранг: в других местах его еще в древние времена сменили лук и стрелы. А австралийские аборигены так и не доэволюционировали до более продвинутого вида оружия, и, когда европейцы уже с пушками и ружьями прибыли в Австралию, местные жители по-прежнему охотились и воевали, вооружившись бумерангом.

Московский Кремль из Италии


Когда в иностранных фильмах (особенно времен холодной войны) хотят показать, что действие происходит в России, обязательно показывают Кремль и храм Василия Блаженного - это символы России, узнаваемые во всем мире.

Если относительно одного из этих символов - собора Василия Блаженного - пока точно не установлено авторство итальянских архитекторов, то Кремль совершенно определенно был возведен итальянцами, во множестве приглашенными московским великим князем Иваном III. Самым знаменитым из «фрязинов» (как тогда на Руси называли итальянцев) был Аристотель Фьораванти.

Княжеский дворец в Кремле был выполнен во вполне ренессансном стиле. , которые мы видим сегодня, строились с 1485 по 1516 год командой зодчих-муролей (от итальянского mura - стена) из Италии, в основном из Милана. Поэтому Московский Кремль имел такое сильное сходство с миланским замком Сфорца. Само слово «кремль» - итальянского происхождения, от «кремальера» («зубец»). Кстати, характерные кремлевские крепостные зубцы «ласточкин хвост» - отзвук борьбы в Италии между гвельфами и гибеллинами: именно зубцы крепостей гибеллинов имели форму ласточкина хвоста. Если бы среди итальянских зодчих в Москве оказалось больше сторонников гвельфов, то Кремль был бы с обычными прямоугольными зубцами.

Помимо стен и башен итальянцы возвели знаменитые дворцы и церкви внутри Кремля: Успенский собор, колокольню Ивана Великого, Грановитую палату, старый Большой Кремлевский дворец, Архангельский собор, церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и многое другое. Следующее поколение итальянских муролей построило укрепления Китай-города уже с учетом возросшей мощи огнестрельного оружия: его стены были толще и ниже кремлевских.

Французское шампанское родом из Британии

Шампанское наряду с Эйфелевой башней является самым узнаваемым символом Франции. И, конечно, у французов есть легенда, согласно которой это игристое вино из Шампани изобрел в 1697 году их соотечественник - бенедиктинский монах Пьер Периньон.

Но ирония состоит в том, что Периньон как раз боролся с образованием пузырьков в вине: создававшееся газом давление разрывало бутылки, производя разрушения в винных подвалах. Но даже пузырьки в уцелевших бутылках французы в те времена считали досадным недостатком.

А вот англичане как раз оценили пузырьки в вине. И первым, кто описал метод шампанизации, был английский врач и ученый Кристофер Меррет - в 1662 году. А еще раньше, в начале XVII века, другой англичанин, Роберт Мансел, наладил производство крепких бутылок, выдерживавших давление газа. В результате британские виноделы начали производить игристое вино почти за век до того, как Пьер Периньон якобы впервые представил публике изобретенное им шампанское.

Впрочем, нельзя сказать, что Периньон вовсе не имеет отношения к шампанскому: когда этот напиток явно стал пользоваться международным успехом, ученый монах сделал несколько улучшений в процессе производства - в частности, стал закрывать бутылки с шампанским пробкой из коры пробкового дуба и фиксировать ее проволочным воротником.

Что интересно, в Шампани игристое вино вытеснило вино традиционное лишь к середине XIX века.

Статуя Христа в Рио-де-Жанейро из Франции

Монумент Христа Искупителя возвышается над Рио-де-Жанейро и по праву считается символом города, а то и всей Бразилии. Более того, он избран одним из новых семи чудес света.

Но, как и статуя Свободы в Нью-Йорке, скульптура Христа Искупителя была создана во Франции. В 1921 году власти Рио-де-Жанейро, тогдашней столицы Бразилии, решили создать гигантский монумент к 100-летнему юбилею независимости Бразилии (1822). В итоге строительство затянулось до 1931 года. В самой Бразилии попросту не было технологических мощностей для воплощения столь амбициозного проекта (высота статуи - 38 метров, размах рук - 28 метров, вес - 1145 тонн). Поэтому все детали скульптуры, включая каркас, изготавливались во Франции, а потом в разобранном виде доставлялись в Бразилию. Голову и руки создавали француз польского происхождения Поль Ландовски и румын Георге Леонида.

Поскольку монумент является самым высоким в Рио-де-Жанейро, в него несколько раз в год ударяют молнии.


Сталинградский тракторный завод родом из США


Вопреки советским историческим штампам о молодом Советском государстве, окруженном кольцом врагов-буржуев, и о сталинской индустриализации, проведенной собственными силами, реальность была радикально иной. «Кольцо врагов» было придумано большевиками для внутреннего пользования (реальность была далеко не такой однородной), а индустриализация была проведена даже не при помощи Запада, а, скажем так, совместными усилиями западных специалистов (в основном американцев) и советских рабочих (в массе неквалифицированных).

Если известные гиганты социалистических строек были возведены при помощи западных специалистов (ГАЗ, АЗЛК, ДнепроГЭС, Магнитка, Уралмаш, Челябинский тракторный завод и сотни других предприятий), то Сталинградский тракторный завод (СТЗ), один из символов битвы за Сталинград, был вовсе построен в США.

Проектирование СТЗ осуществляла американская фирма Albert Kahn Inc. знаменитого архитектора Альберта Кана (кстати, только одна эта компания спроектировала для СССР 571 предприятие). Проект был выполнен в кратчайшие сроки, с учетом всех пожеланий советской стороны. Например, создание завода двойного назначения, гражданского (тракторы) и военного (), - американцы свои фабрики так не строили.

Затем в 1930 году завод был сооружен в США, размонтирован, перевезен на 100 судах в СССР и собран под наблюдением американских инженеров. Станки тоже были западные: в оборудовании завода участвовали более 80 американских машиностроительных компаний и несколько германских фирм. Запускали завод и обслуживали его на первых порах 370 американских специалистов.

17 июня 1930 года — с конвейера Сталинградского тракторного завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 (также именовавшийся СТЗ-15/30). Прототипом трактора стал американец Mc Cormic International 15/30.
Меньше, чем через два года, 20 апреля 1932 года завод вышел на свою проектную мощность. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.



Трактор СТЗ-1

В 1937 году завод перешел на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже СТЗ-3 был отмечен высшей наградой — «Гран-При».
К 17 июня 1940 года — 232700 тракторов (более половины тракторного парка страны) сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.
Невероятные, по сегодняшним меркам, масштабы!


Гусеничный трактор СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3), ГДР 1950 год

Кстати, интересный факт - наши трактора оценил и противник.
За каждый работоспособный трофейный трактор солдат вермахта мог получить недельный отпуск и даже Железный крест.

1 января 1942 года Сталинградский танковый завод был гигантом, располагавшим 2968 металлорежущими станками, на котором трудились 15464 рабочих и служащих.
Зимой 1941/1942 годов он стал основным производителем Т-34 в СССР, пока завод № 183 боролся с последствиями эвакуации. В 1941 году завод произвел 1256 танков, а в 1942 - 2520. Директором завода с сентября по ноябрь 1941 года был А. А. Горегляд, а с ноября 1941 года до гибели завода - К. А. Задорожный.
Организованную эвакуацию завода произвести не удалось. Значительная часть рабочих погибла в боях за Сталинград.
После войны Сталинградский тракторный завод был полностью восстановлен.

В постперестроечные годы гигант был приватизирован и переименован в ОАО «Волгоградский тракторный завод».

В декабре 2002 года ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ) был разделен на 4 отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод». Также было выделено в отдельное предприятие производство боевой техники ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», которая не входит в группу компаний «Волгоградский тракторный завод».
В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом.
Правопреемником завода является Тракторная компания «ВгТЗ».

З.Ы.
К слову, к 85-летию, над заводом снова нависла угроза уничтожения: то что не удалось сделать фашистским захватчикам 70 лет назад, сегодня может сделать шведская компания ИКЕА, которая собралась строить свой очередной магазин на месте Волгоградского тракторного завода.
История? Священное место? Не, не слышали (с).
Главный довод комерсов - будущая коммерческая успешность и хорошая «проходимость».
Администрация города не против, а вот жителей Волгограда никто некто не спрашивает. Ветраны уже даже петиции пишут .


IKEA вообще, как выясняется, "любит" исторические места.
Если проанализировать места для постройки их супермаркетов - может сложиться впечатление, что корпорация старательно выбирает площадки для строительства своих магазинов, связанные именно с исторической памятью .
В интернете есть упоминания о скандалах, когда во время строительства первого магазина в Химках, IKEA пыталась перенести знаменитые противотанковые «Ежи» - памятник защитникам Москвы. Также IKEA намеревалась открыть магазин рядом с Федеральным мемориальным кладбищем-пантеоном в Мытищах. Также напомним о желании IKEA построить магазин на Поклонной горе. Все это выглядит как заранее спланированные акции.


Кстати, основателем ИКЕА, является

Сталинградский тракторный завод. Гитлеровцы не могли захватить его 3 месяца. Для сравнения: сопротивление всей Франции длилось 42 дня.
Утром 23 августа гитлеровцы прорвали оборону советских войск в районе хутора Вертячего. Войска Сталинградского и Юго-Восточного фронтов оказались разъединены восьмикилометровым коридором прорыва, в который ринулись силы армии генерала Паулюса. Передовые части вермахта совершили неожиданный прорыв к Волге севернее Сталинграда. Колонны танков с фашистской свастикой и мотопехота оказались у порога города в двух-трех километрах от тракторного завода.
Прорыв немецких танков к тракторному заводу явился для советского командования полной неожиданностью. С северной стороны город практически не был укреплен. Самыми первыми встретили врага оказавшиеся на его пути зенитчики.
На высотках в районе поселков, примыкающих к северной окраине Сталинграда, на огневых позициях стояли батареи 1077-го зенитно-артиллерийского полка ПВО. Командовал им подполковник В. С. Герман. Этот полк предназначался для прикрытия от воздушных налетов заводской части города, и прежде всего СТЗ, полк имел на вооружении лучшие в то время 85-миллиметровые зенитные орудия. Зенитчикам, увидевшим танки пришлось стрелять по наземным, а не воздушным мишеням. Только за один день гитлеровцы потеряли 5 самолетов, 43 танка и сотни солдат.
У СТЗ был свой аэроклуб и танковый полигон. В это время там находились бойцы народного ополчения, которые проходили учения. Им пришлось начать бой. Рабочие, стоявшие у станков и конвейеров, знали, что фронт недалек и там ждут их продукцию. Однако вряд ли кто из них мог подумать, что еще до конца смены им самим придется взяться за оружие. На помощь зенитчикам подоспели не только рабочие отряды, но и курсанты военного училища, 5 бронекатеров Волжской военной флотилии. Два дня длился бой. Рассматривая рабочих в бинокли гитлеровские генералы гадали: что это за новые войска появились у русских?
Генерал немецких танковых войск фон Виттерсгейм (командир 14-го танкового корпуса) доносил Паулюсу, что население Сталинграда проявляет исключительное мужество, Советские войска сражались за каждую пядь земли, « что соединения Красной Армии контратакуют, опираясь на поддержку всего населения Сталинграда, проявляющего исключительное мужество... Население взялось за оружие. На поле битвы лежат убитые рабочие в своей спецодежде, нередко сжимая в окоченевших руках винтовку или пистолет. Мертвецы в рабочей одежде застыли, склонившись над рычагами разбитого танка. Ничего подобного мы никогда не видели».
В горкоме партии не сразу поверили директору СТЗ Задорожнему, что фашистские танки появились в трех километрах от Тракторного... Командующий фронтом А. И. Еременко приказал начальнику автобронетанкового учебного центра генерал-майору Н. В. Фекленко возглавить тракторозаводский боевой участок. В организации обороны у северной окраины города приняли участие заместитель председателя Совнаркома и нарком танковой промышленности В. А. Малышев (только что прибывший в Сталинград в качестве уполномоченного ГКО) и находившийся на Тракторном начальник автобронетанкового управления Красной Армии генерал-лейтенант Я. Н. Федоренко. Городскому комитету обороны удалось предельно быстро мобилизовать для отпора врагу все наличные силы и средства. И прежде всего имевшиеся на СТЗ танки. И те, которые входили в учебные батальоны автобронетанкового центра, и новые, только что собранные, и поступившие в ремонт, включая те, что не имели хода, но могли буксироваться и действовать как огневые точки.

Танков на ходу - это были Т-34 - набралось шестьдесят. Экипажи укомплектовал в основном учебный центр, а механики-водители нашлись и на заводе. Все машины вошли в состав находившейся на переформировании 99-й танковой бригады подполковника П. С. Житнева. Пока не подоспели другие войска, прежде всего 210 полк 10-й дивизии НКВД, эта бригада являлась ядром сборных боевых сил, прикрывших северную окраину города.
В боях за родной город рабочие понесли первые потери – погибло свыше 100 ополченцев. Среди них тракторозаводцы: И.А.Володин, И.И.Иванов, П.П.Кондратьев, А.М. Момотов, А.И.Смирнов, И.А. Фомин.
Во второй половине сентября фронт пролегал извилистой линией через улицы, площади и кварталы разрушенного города, через цехи заводов и фабрик. В начале октября борьба за Сталинград возобновилась со все нарастающим ожесточением. 4 и 5 октября развернулись бои за Сталинградские заводы. Четверо суток штурмовали гитлеровцы тракторный завод.8 октября атаки прекратились и спустя 6 дней начался решающий штурм завода.
Рано утром 14 октября фашисты открыли огонь из сотен орудий. Паулюс бросил в наступление огромные силы. Противник превосходил советские войска в людях в пять раз, в танках – в двенадцать раз. Авиация сделал около трех тысяч самолето- вылетов в этот день.
Гитлеровцы планировали захватить весть Тракторозаводской район за три дня. Войти на территорию завода им удалось только 16 октября…Захватить территорию завода к концу ноября.
Завод был важен гитлеровцам не только сам по себе. За территорией завода находился скрытый от посторонних глаз понтонный мост через Волгу. Его сделали из пустых топливных баков тракторов. Баки находились под водой, разглядеть их с самолета было невозможно. Фашисты знали о существовании переправы, но обнаружить ее не удавалось. Выход к берегу реки решил бы для них эту проблему.
Завод продолжал выпускать танки и производить ремонт техники даже в дни Сталинградской битвы. В сентябре, когда в центре города шли бои, тракторный завод передал войскам 200 танков и 40 моторов. И только 5 октября, когда завод был полностью выведен из строя, рабочие прекратили ремонт боевых машин. Но на заводе велась эвакуация ценных грузов: цветных металлов, станков. Эвакуация продолжалась даже 20 октября, о чем свидетельствует приказ №1 от 20.10.1942г. за именем директора завода К.Задорожнего. Те станки и цветные металлы, которые не успели эвакуировать были затоплены.
Но, даже находившийся в руках противника завод, продолжал сопротивляться. Дело в том, что под заводом были проложены коммуникации, и вот по этим самым «подземным ходам» на территорию завода проникали партизаны. В основном это были подростки, т.к. им легче всего было пробираться по этим коммуникациям. В архивах завода сохранились воспоминания командира тракторозаводского ополчения Баландина, в которых он рассказывал о тринадцатилетнем герое Евгении Кулише. Подростки получили задание вытянуть с территории захваченной противником на тросах танк. Пробравшись под танк мальчишки обнаружили под ним люк, уходивший в подземные коммуникации. Мальчики стали использовать этот люк для вылазок на территорию завода. Они регулярно совершали различные диверсии и безнаказанно скрывались под землей. Во время одной из таких вылазок Женя был смертельно ранен. Командир отряда навсегда запомнил слова умирающего мальчика: « Скажите моей маме, что я честно погиб за Родину!»
Мало кто знает, но Сталинградская битва закончилась на территории Тракторного завода. Обычно мы связываем окончание этой битвы с пленением генерала Паулюса, забывая, что это событие произошло 31 января. 2 февраля 1943 г. в Тракторозаводском районе сдалась
последняя, самая упорная группировка противника на Донском фронте численностью
более 40 тыс. солдат и офицеров под руководством генерала-полковника Карла фон Штрекера, который отказался подчиниться приказу Паулюса о капитуляции. Примечательно, что сам генерал был пленен в подвале завода.

Кировский завод занимал первое место в наркомате по количеству работающих и по числу станков. Располагал завод и значительным парком кузнечно-прессового оборудования. Основные статистические данные о заводе приведены в таблице.

Кировский завод в Челябинске был создан на основе эвакуированной части ленинградского Кировского завода и Челябинского тракторного завода. Помимо оборудования с ленинградского Кировского завода, в Челябинск попала также значительная часть завода № 75 из Харькова, завод «Красный пролетарий» и завод № 7 (шлифовальных станков). Так появился знаменитый «Танкоград». Судя по тому, что именно в Челябинске первоначально создавались органы Центрального управления наркомата, именно на «Танкоград» возлагало руководство НКТП свои основные надежды.

Большим влиянием и известностью пользовался директор Кировского завода И. М. Зальцман. С июля 1942 года по июнь 1943 года он был наркомом танковой промышленности, а заводом руководили сначала С. Н. Махонин, затем А. А. Горегляд, и, наконец, М. Е. Длугач. Летом 1943 года И. М. Зальцман вновь стал директором завода. К Зальцману, как человеку и руководителю, можно предъявлять много претензий, но одного у него отнять было нельзя – он превосходно умел организовывать производство.

Численность работников, производственные мощности и объём производства важнейшей продукции Кировского завода в Челябинске

1942 1943 1944 1945 (1-е полугодие)
Работники завода, чел. 45 168 чел. 49 088 чел. 49 196 чел. н/д
Металлорежущие станки, шт. 6 632 7 762 7 951 8 385
Кузнечно-прессовое оборудование, шт. 85 90 89 82
Число/тоннаж сталеплавильных печей шт./т 6/30 6/30 6/30 8/40
Произведено: танки и САУ, всего, шт. 3 608 5 017 5 207 3 385
В том числе: КВ, шт. 2 553 617 0 0
Т-34, шт. 1 055 3 594 445 0
ИС, шт. 0 102 2 250 1 420
СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122, шт. 0 704 2 512 1 485
Штамповки и поковки, т 93 003 91 818 107 957 59 877
Выплавка стали, т 62 410 62 646 77 545 45 661
Стальное и чугунное литьё, т 67 064 81 053 116 345 59 213

Первоначально предполагалось, что Кировский завод будет производить только тяжелые танки КВ. Но в 1942 году выяснилось, что армия больше нуждается в Т-34, а КВ по своим характеристикам не вполне отвечает её требованиям. Поэтому завод начал параллельно с КВ производить средние танки. Раздробление усилий завода на одновременное производство двух типов танков отрицательно сказывалось на эффективности использования оборудования и рабочей силы. Следовало не сокращать производство тяжелых танков, а, раз прежний вариант перестал удовлетворять военных, создавать новый и наращивать его производство. Так в конечном итоге и поступили в 1943 году, создав тяжелый танк ИС. Но сохранение вплоть до второго квартала 1944 года выпуска Т-34 отрицательно сказывалось на поступлении в армию нужных ей тяжелых танков. Одновременно в 1943 году завод начал производство тяжелых самоходок СУ-152, вооружённых 152-миллиметровым орудием, способным пробить броню любого немецкого танка и разрушить любой ДЗОТ или ДОТ. Позже вместо этих самоходок начали производиться ИСУ-152 и ИСУ-122 на базе танка ИС.

Кировский завод, именуемый иногда «Комбинатом тяжелых танков», сочетал в своих стенах разнообразное производство. Он осуществлял сборку танков, производил к ним большой ассортимент деталей, почти не нуждаясь в кооперированных поставках, а также производил танковые дизели, занимая первое место в НКТП по объему этой важной продукции. Доля завода в дизельном производстве наркомата достигала двух третей. Дизели Кировского завода ставились не только на танки собственного выпуска, но и на танки других заводов. Все производимые дизели были различными модификациями дизеля В-2. Также Кировский завод производил запчасти к танкам (на сумму 545 тыс. руб. в 1944 г.), литье для 76-мм снарядов и 120-мм мин, детали реактивных снарядов. Завод не изготовлял корпуса для тяжелых танков, производство которых для него вёл завод № 200.

Опытное производство на заводе было организовано в цехе ОП-2. В 1942 году этот цех был выделен из состава завода и превращен в завод № 100, в состав которого также вошел бывший опытно-тракторный завод и завод им. Молотова. Возглавил новое предприятие Ж. Я. Котин. Производственная база завода № 100 позволяла изготавливать практически любые детали танков.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник