21.09.2019

Советский космический корабль "Восток". Досье. Он сказал: "Поехали"


«Я глядел на корабль, на котором должен был через несколько минут отправиться в небывалый рейс. Он был красив… Подумалось, что эта красота вечна и останется для людей всех стран на все грядущие времена. Передо мной было не только замечательное творение техники, но и впечатляющее произведение искусства», - так писал первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин о космическом корабле, на котором 12 апреля 1961 года он проложил дорогу в космос.

«Восток» - так называлась серия одноместных космических кораблей-спутников, предназначенных для полетов по околоземной орбите. Первые советские космонавты Ю. А. Гагарин, Г. С. Титов, А. Г. Николаев, П. Р. Попович, В. Ф. Быковский, В. В. Николаева-Терешкова на кораблях этого типа в общей сложности 259 раз облетели вокруг земного шара, провели в космосе 381 час и установили 21 мировой рекорд. В их числе рекорды высоты полета, продолжительности, дальности и другие.

Что же представлял собой этот космический корабль? «Восток» имел сферический спускаемый аппарат, являющийся одновременно кабиной космонавта, и приборный отсек с бортовой аппаратурой и тормозной двигательной установкой. Масса с последней ступенью ракеты-носителя составляла 6,17 т, длина - 7,35 м, масса последней ступени - 4,75 т, а спускаемого аппарата - 2,4 т, диаметр его был равен 2,3 м. Космические корабли «Восток» выводились на орбиту трехступенчатой ракетой-носителем с шестью двигателями общей мощностью 20 млн. л. с.

…После этого было много космических стартов. Умные автоматы - разведчики вселенной летали к Луне, Венере и Марсу. Появились многоместные пилотируемые космические корабли серии «Союз» и отлично оборудованные космические станции «Салют». Но люди вечно будут помнить «Восток», потому что на этом корабле был совершен первый полет человека в космос.

Наш юный друг! Публикуя чертежи модели ракеты-носителя «Восток», мы надеемся, что она заинтересует тебя. С ней можно выступать на всесоюзных и международных соревнованиях. Может быть, она станет твоей первой моделью и, как знать, первой ступенью на пути в космос.

1 - стабилизатор (4 шт.), 2 - цилиндр бокового блока (4 шт.), 3 - конус бокового блока (4 шт.), 4 - центральный блок, 5 - обтекатель бокового блока (4 шт.), 6 - нижний конус, 7 - верхний конус, 8 - втулка, 9 - бобышка, 10 -переходная ферма, 11 - корпус третьей ступени, 12 - обтекатель космического корабля, 13 - конус обтекателя.

Модель-копияракеты-носителя (рис. 1) в масштабе 1: 100 имеет длину 380 мм. Прежде чем приступить к ее изготовлению, сделайте оправки (рис. 3). Лучше, если они будут выточены из металла, но можно из древесины или оргстёкла. Затем.из картона или фанеры изготовьте шаблоны разверток (рис. 2).

Вырежьте по шаблонам из чертежной бумаги заготовки модели-копии. Склеивать их надо на оправках столярным клеем. После того как склеили заготовку и дали ей немного подсохнуть, покройте ее дважды эмалитом, предварительно зачистив швы. После этого, закрепив оправки в патроне токарного станка, обрежьте конические детали 3, 6 и 7 до указанного на чертежах размера.

Изнутри склеиваемые встык детали для прочности соедините бумажными лепестками на клею (см. рис. 3).

Обтекатели боковых блоков 5 (см. рис. 1), а также обоймы под двигатели в боковых и центральном блоках выточите из липы и вклейте на эпоксидной смоле ЭД-5. Центральный блок 4 второй ступени модели-копии склейте на оправке. Когда он просохнет, покройте двумя слоями клея АК-20. Переходную ферму 10 выточите из дюралюминия, доработайте надфилями и приклейте к корпусу 11 третьей ступени. Конус обтекателя 13 выточите на токарном станке из березы и для центровки загрузите свинцом.

По сечению Е-Е сделайте разъем модели. Для этого вклейте деревянную бобышку 9 длиной 8-10 мм в переходную ферму 10. К бобышке прикрепите парашют из микалентной бумаги Ø 350 мм. Он укладывается в верхний конус 7, соединенный резиновым амортизатором с бобышкой 9.

Наружные детали модели (трубопроводы, штепсельные разъемы и др.) изготовьте из липовых реек, сопла - из дюралюминия фасонным резцом. Целлулоидные стабилизаторы 1 приклейте нитроклеем к цилиндрам боковых блоков 2, как указано на виде В (внизу справа).

Собранную модель покройте нитроклеем, зашпаклюйте и зачистите мелкой наждачной бумагой. Окрасьте модель белой нитрокраской, надписи «СССР» и «Восток» - красной.

Вес модели без двигателей 135 г. Используется она для соревнований в третьем классе. В одноступенчатом варианте модели применяются три двигателя импульсом 10 н.с.

При постройке модели особое внимание обратите на расположение центра тяжести. Полет модели будет устойчивым, если центр тяжести будет находиться выше центра давления. Для определения центра давления, вырежьте контур модели ракеты из однородного материала (фанеры, целлулоида) и найдите центр тяжести этой плоской фигуры. Эта точка и будет центром давления модели. Центр тяжести данной модели в стартовом положении находится на расстоянии 180 мм от нижнего среза сопел. Высота полета модели 250-300 м.

В. РОЖКОВ, мастер спорта СССР

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Ракета-носитель "Восток" на ВДНХ March 16th, 2016

Продолжаю публиковать фотографии от прошлого воскресения. , вы уже видели. Теперь главный технический символ ВДНХ - ракета-носитель "Восток" у павильона Космос.
1.


2. Перед коллективом ОКБ, которым руководил соратник С.П. Королёва, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда, академик В.П. Бармин, была задача установить макет ракеты-носителя «Восток» на ВДНХ к годовщине 50-летия советской власти.


3. Макет ракеты «Восток» изготовлен в Самарском ракетно-космическом центре (ныне - РКЦ "Прогресс"). Он весит 25 тонн, готовая к старту ракета - 287 тонны. Общая длина ракеты-носителя «Восток» - 38,4 м (это высота 16-этажного дома). Максимальный поперечный размер - 10, 3 м. Максимальная масса полезного груза ракеты-носителя «Восток» (при выводе на орбиту) - 4 730 кг.

4. Макет ракеты был установлен 8 июля 1967 года.


5. В октябре-ноябре 2010 года на ВВЦ была проведена реставрация макета ракеты-носителя «Восток». Специалисты усилили несущие конструкции и восстановили лакокрасочные покрытия корпуса ракеты. Эти меры позволят сохранить крупнейшее достижение мирового ракетостроения в надлежащем виде.

Макет ракеты-носителя "Восток" - полноразмерная копия одной из самых известных ракет в истории советской и российской космонавтики, установленная на площади Промышленности у на . Уникальный экспонат стал не только символом Выставки, но и одной из популярнейших космических достопримечательностей Москвы.

Макет ракеты выполнен в натуральную величину и имеет схожие с оригинальной ракетой размеры: его длина с обтекателем составляет 38,4 метра, а максимальный поперечный диаметр - 10,3 метра; вес макета - 25 тонн.

Его вид действительно впечатляет: высота вертикально установленного "Востока" соответствует высоте 16-этажного дома, и такой масштаб не может оставить наблюдателя равнодушным, особенно если он видит ракету впервые.

Ракета-носитель "Восток"

Ракета-носитель "Восток" - трёхступенчатая ракета-носитель из семейства Р-7, предназначенная для запуска космических кораблей и аппаратов. С её помощью были подняты на орбиту все космические корабли серии "Восток", космические аппараты "Луна-1", "Луна-2" и "Луна-3" и некоторые искусственные спутники Земли серий "Космос", "Метеор" и "Электрон".

Ракета-носитель "Восток" занимает особое место в истории отечественной космической программы, ведь именно она 12 апреля 1961 года вывела на околоземную орбиту космический корабль "Восток-1", на котором Юрий Гагарин совершил первый в истории Земли пилотируемый полёт в космическое пространство. А годом ранее благодаря этой же ракете на орбиту были поочерёдно выведены корабли с собаками Чайкой и Лисичкой, Белкой и Стрелкой, Мушкой и Пчёлкой.

РН "Восток" была разработана в ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва. Её длина с обтекателем составляет 38,4 метра, максимальный поперечный диаметр - 10,3 метра, стартовая масса - 287 тонн; максимальная масса полезного груза для вывода на орбиту - в пределах 4725 килограммов.

Первый запуск "Востока" состоялся 23 сентября 1958 года, последний - 29 августа 1991 года. В настоящий момент эксплуатация этого типа ракет завершена.

История макета

Установка макета ракеты-носителя "Восток" на ВДНХ СССР была приурочена к грядущему 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Он был изготовлен в Самарском ракетно-космическом центре (будущем РКЦ "Прогресс") и установлен перед павильоном "Космос" на ВДНХ 8 июля 1967 года.

Для установки было подобрано место на площади Промышленности, где в 1954 году был обустроен большой круглый фонтан-чаша (фактически, декоративный пруд), а до этого, в 1938-1951 годах, стоял гигантский памятник Сталину высотой 25 метров. Макет решили разместить прямо над водной чашей: его постамент разместился на краю, а сама ракета - ровно по центру чаши. Изначально, при монтаже, макет располагался на площадке горизонтально. После завершения монтажа его подняли на ложе постамента, оборудованное подъёмным механизмом, и он привёл макет в вертикальное положение. К сожалению, впоследствии фонтан-чаша обветшал и вышел из строя.

По некоторым данным, в 1985 году макет был заменён новым аналогичным изделием.

В 2010 году макет был укреплён и отреставрирован: специалисты усилили его несущие конструкции, а также восстановили лакокрасочное покрытие корпуса.

В наши дни, помимо "работы" городской достопримечательностью, макет ракеты "Восток" имеет ещё одну немаловажную функцию: для многих москвичей он становится самым первым объектом, открывающим для них тему освоения космоса. Впервые попадая на ВДНХ, маленькие горожане видят огромную ракету, и это остаётся у них в памяти на всю жизнь.

И, конечно же, мемориал пользуется огромной популярностью у туристов.

Макет ракеты-носителя "Восток" находится перед павильоном "Космос" на площади Промышленности ВДНХ. Добраться до него можно пешком от станции метро "ВДНХ" Калужско-Рижской линии.

Макет ракеты-носителя «Восток» был установлен на ВДНХ 8 июля 1967 года, в честь 50-летия со дня Великой Октябрьской социалистической революции.

Макет ракеты «Восток», изготовленный в Самарском ракетно-космическом центре (ныне - РКЦ «Прогресс») весит 25 т. Готовый к старту оригинал - 287 т. Общая длина ракеты-носителя «Восток» - 38,4 м (это высота 16-этажного дома). Максимальный поперечный размер - 10,3 м. Максимальная масса полезного груза ракеты-носителя «Восток» при выводе на орбиту - 4730 кг.

История создания

Сохранились воспоминания одного из участников установки макета на ВДНХ 8 июля 1967 года А.М Гуртякова, опубликованные в газете Национального исследовательского Томского Политехнического университета:

В 1967 году я работал в Томском политехническом институте на кафедре «Автоматические установки» на факультете автоматических систем ассистентом. Летом того года меня командировали в Москву на стажировку в ОКБ по ракетной технике, которым руководил соратник Сергея Королёва , лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда, академик Владимир Бармин .

Накануне все работы на объекте были закончены, макет находился в горизонтальном положении на специальном ложе постамента. Работа предстояла несложная, надо было только запустить в работу механизм подъёма макета ракеты.

Приехали на ВДНХ втроём: руководитель отдела С.И. Поляков, электрик и автор этих строк. Предполагалось, что работа займёт немного времени, и после установки макета мы сможем, до прибытия Государственной комиссии по приёмке объекта, посетить расположенный рядом павильон «Космос», который к 50-летней годовщине Октябрьской Революции пополнился большим количеством новых экспонатов.

Однако работа по установке макета сразу же не заладилась. Как только нажали кнопку, запускающую в работу механизм подъёма, вверху раздался сильный хлопок, и перегоревший в результате замыкания, питающий электродвигатели механизма подъёма, кабель упал на площадку рядом с постаментом. Чтобы выяснить причину замыкания и вновь подсоединить кабель, необходимо было поднять электрика вверх к месту стыковки кабеля. Срочно понадобился автомобиль с автовышкой. Поиск автомобиля, а потом ещё и простой изоляционной ленты (её не оказалось у электрика) по павильонам ВДНХ занял у нас примерно около часа.

Наконец электрик наверху подсоединяет к электродвигателям кабель, а С.И. Поляков, наблюдающий за работой электрика, даёт мне команду на включение в работу механизма подъёма. Я нажимаю кнопку «Пуск», заработали два мощных телескопических гидроцилиндра, и макет ракеты медленно занимает вертикальное положение.

В октябре-ноябре 2010 года на ВВЦ была проведена реставрация макета ракеты-носителя «Восток». Специалисты усилили несущие конструкции и восстановили лакокрасочные покрытия корпуса ракеты. Эти меры позволят сохранить крупнейшее достижение мирового ракетостроения в надлежащем виде на длительный срок.

Список литературных и Интернет-ресурсов

  1. Газета Национального исследовательского томского политехнического университета:

Первый полет человека в космос стал настоящим прорывом, подтвердив высокий научный и технический уровень СССР и ускорив развитие космической программы в США. Между тем, этому успеху предшествовала трудная работа над созданием межконтинентальных баллистических ракет, прародительницей которых стала разработанная в нацистской Германии "Фау-2".

Сделано в Германии

"Фау-2", известная также как V-2, Vergeltungswaffe-2, A-4, Aggregat-4 и "Оружие возмездия", была создана в нацистской Германии в начале 1940-х годов под руководством конструктора Вернера фон Брауна. Это была первая в мире баллистическая ракета. "Фау-2" поступила на вооружение вермахта в конце Второй мировой войны и использовалась преимущественно для нанесения ударов по городам Великобритании.

Макет ракеты "Фау-2" и картинкой из фильма "Девушка на луне". Фото пользователя Raboe001 с сайта wikipedia.org

Немецкая ракета была одноступенчатой с жидкостным двигателем. Старт V-2 осуществлялся вертикально, а навигация на активном участке траектории осуществлялось автоматической гироскопической системой управления, в состав которой входили программные механизмы и приборы для измерения скорости. Немецкая баллистическая ракета была способна поражать объекты противника на расстоянии до 320 километров, а максимальная скорость полета V-2 достигала 1,7 тысячи метров в секунду. Боеголовка "Фау-2" оснащалась 800 килограммами аммотола.

Немецкие ракеты обладали малой точностью и были ненадежными, применялись в основном для запугивания мирного населения и заметного военного значения не имели. В общей сложности за время Второй мировой войны Германия произвела свыше 3,2 тысячи запусков "Фау-2". От этого оружия погибли около трех тысяч человек, преимущественно из числа мирного населения. Основным же достижением немецкой ракеты была высота ее траектории, достигавшая ста километров.

"Фау-2" является первой в мире ракетой, совершившей суборбитальный космический полет. По окончании Второй мировой войны образцы V-2 попали в руки победителей, которые на ее основе начали разрабатывать собственные баллистические ракеты. Программы, основанные на опыте "Фау-2", вели США и СССР, а позже и Китай. В частности, советские баллистические ракеты Р-1 и Р-2, созданные Сергеем Королевым, в конце 1940-х годов базировались именно на конструкции "Фау-2".

Опыт этих первых советских баллистических ракет в дальнейшем был учтен при создании более совершенных межконтинентальных Р-7, надежность и мощность которых были настолько велики, что их стали использовать не только в военной, но и космической программе. Справедливости ради стоит отметить, что фактически СССР своей космической программой обязан самой первой "Фау-2", выпущенной в Германии, с картинкой из фильма 1929 года "Женщина на Луне", нарисованной на фюзеляже.

Межконтинентальное семейство

В 1950 году Совет Министров СССР принял постановление, в рамках которого начались научно-исследовательские работы в области создания баллистических ракет с дальностью полета в пять-десять тысяч километров. Изначально в программе участвовали больше десяти различных конструкторских бюро. В 1954 году работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты были поручены Центральному конструкторскому бюро №1 под руководством Сергея Королева.

К началу 1957 года ракета, получившая обозначение Р-7, а также испытательный комплекс для нее в районе поселка Тюра-Там были готовы, и начались испытания. Первый запуск Р-7, состоявшийся 15 мая 1957 года, оказался неудачным - вскоре после получения команды на запуск в хвостовом отсеке ракеты возник пожар, и ракета взорвалась. Повторные испытания состоялись 12 июля 1957 года и также были неудачными - баллистическая ракета отклонилась от заданной траектории и была уничтожена. Первая серия испытания была признана полностью проваленной, а в ходе расследований были выявлены конструктивные недостатки Р-7.

Следует отметить, что неполадки были устранены довольно быстро. Уже 21 августа 1957 года был произведен успешный запуск Р-7, а 4 октября и 3 ноября этого же года ракета уже была использована для запуска первых искусственных спутников Земли.

Р-7 была жидкостной двухступенчатой ракетой. Первая ступень представляла собой четыре конических боковых блока длиной 19 метров и наибольшим диаметром три метра. Они располагались симметрично вокруг центрального блока, второй ступени. На каждом блоке первой ступени были установлены двигатели РД-107, созданные ОКБ-456 под руководством академика Валентина Глушко. Каждый двигатель имел шесть камер сгорания, две из которых использовались как рулевые. РД-107 работал на смеси жидкого кислорода и керосина.

В качестве двигателя второй ступени использовался РД-108, конструктивно основанный на РД-107. РД-108 отличался большим количеством рулевых камер и был способен работать дольше силовых установок блоков первой ступени. Запуск двигателей первой и второй ступени производился одновременно во время старта на земле при помощи пирозажигательных устройств в каждой из 32 камер сгорания.

В целом, конструкция Р-7 оказалась настолько удачной и надежной, что на основе межконтинентальной баллистической ракеты было создано целое семейство ракет-носителей. Речь идет о таких ракетах, как "Спутник", "Восток", "Восход" и "Союз". Этими ракетами осуществлялся вывод на орбиту искусственных спутников земли. На ракетах этого семейства свой первый полет в космос осуществили легендарные Белка и Стрелка и космонавт Юрий Гагарин.

"Восток"

Трехступенчатая ракета-носитель "Восток" из семейства Р-7 широко использовалась на первом этапе космической программы СССР. В частности, с ее помощью на орбиту были выведены все космические аппараты серии "Восток", космические аппараты "Луна" (с индексами от 1А, 1В и до 3), некоторые спутники серий "Космос", "Метеор" и "Электрон". Разработка ракеты-носителя "Восток" началась в конце 1950-х годов.

Ракета-носитель "Восток". Фото с сайта sao.mos.ru

Первый запуск ракеты, осуществленный 23 сентября 1958 года, оказался неудачным, как и большинство других пусков первого этапа испытаний. В общей сложности, на первом этапе были произведены 13 запусков, удачными из которых были признаны лишь четыре, включая полет собак Белки и Стрелки. Последующие запуски ракеты-носителя, также созданной под руководством Королева, были преимущественно успешными.

Как и у Р-7, первая и вторая ступени "Востока" состояли из пяти блоков (от "А" до "Д"): четырех боковых длиной 19,8 метра и наибольшим диаметром 2,68 метра и одного центрального длиной 28,75 метра и наибольшим диаметром 2,95 метра. Боковые блоки располагались симметрично вокруг центрального второй ступени. В них использовались уже проверенные жидкостные двигатели РД-107 и РД-108. В состав третьей ступени входил блок "Е" с жидкостным двигателем РД-0109.

Каждый двигатель блоков первой ступени имел тягу в пустоте в один меганьютон и состоял из четырех основных и двух рулевых камер сгорания. При этом каждый боковой блок оснащался дополнительными воздушными рулями для управления полетом на атмосферном участке траектории. Ракетный двигатель второй ступени обладал тягой в пустоте в 941 килоньютон и состоял из четырех основных и четырех рулевых камер сгорания. Силовая установка третьей ступени была способна обеспечивать тягу в 54,4 килоньютона и имела четыре рулевых сопла.

Установка запускаемого в космос аппарата производилась на третьей ступени под головным обтекателем, защищавшим его от неблагоприятного воздействия при прохождении через плотные слои атмосферы. Ракета "Восток" стартовой массой до 290 тонн была способна выводить в космос полезный груз массой до 4,73 тонны. В целом полет проходил по следующей схеме: зажигание двигателей первой и второй ступеней производилось одновременно на земле. После того как заканчивалось топливо в боковых блоках, они отделялись от центрального, продолжавшего свою работу.

После прохождения плотных слоев атмосферы сбрасывался головной обтекатель, а затем происходило отделение второй ступени и запуск двигателя третьей ступени, который отключался с отделением блока от космического аппарата после достижения расчетной скорости, соответствующей выведению корабля на заданную орбиту.

"Восток-1"

Для первого запуска человека в космос использовался космический корабль "Восток-1", созданный для осуществления полетов по околоземной орбите. Разработка аппарата серии "Восток" началась в конце 1950-х годов под руководством Михаила Тихонравова и завершилась в 1961 году. К этому времени было произведено семь испытательных запусков, включая два с манекенами человека и подопытными животными. 12 апреля 1961 года космический корабль "Восток-1", запущенный в 9:07 утра с космодрома Байконур, вывел на орбиту летчика-космонавта Юрия Гагарина. Аппарат выполнил один виток вокруг Земли за 108 минут и совершил посадку в 10:55 в районе деревни Смеловка Саратовской области.

Масса корабля, на котором человек впервые отправился в космос, составляла 4,73 тонны. "Восток-1" имел длину 4,4 метра и максимальный диаметр 2,43 метра. В состав "Востока-1" входил сферический спускаемый аппарат массой 2,46 тонны и диаметром 2,3 метра и конический приборный отсек массой 2,27 тонны и максимальным диаметром 2,43 метра. Масса теплозащиты составляла около 1,4 тонны. Все отсеки были соединены между собой при помощи металлических лент и пиротехнических замков.

В состав аппаратуры космического корабля входили системы автоматического и ручного управления полетом, автоматической ориентации на Солнце, ручной ориентации на Землю, жизнеобеспечения, электропитания, терморегулирования, приземления, связи, а также радиотелеметрическая аппаратура для контроля за состоянием космонавта, телевизионная система, система контроля параметров орбиты и пеленгации аппарата, а также система тормозной двигательной установки.

Приборная панель космического корабля "Восток". Фото с сайта dic.academic.ru

Вместе с третьей ступенью ракеты-носителя "Восток-1" весил 6,17 тонны, а их совместная длина составляла 7,35 метра. Спускаемый аппарат был оснащен двумя иллюминаторами, один из которых размещался на входном люке, а второй - у ног космонавта. Сам космонавт размещался в катапультируемом кресле, в котором он должен был покидать аппарат на высоте семи километров. Была также предусмотрена возможность совместной посадки спускаемого аппарата и космонавта.

Любопытно, что на "Востоке-1" имелся и прибор для определения точного местоположения корабля над поверхностью Земли. Он представлял собой небольшой глобус с часовым механизмом, который и показывал местоположение корабля. При помощи такого прибора космонавт мог принять решение о начале маневра на возвращение.

Схема работы аппарата при выполнении приземления была такова: в конце полета тормозная двигательная установка замедляла движение "Востока-1", после чего происходило разделение отсеков и начиналось отделение спускаемого аппарата. На высоте семи километров космонавт катапультировался: его спуск и спуск капсулы осуществлялись на парашютах раздельно. Так должно было быть по инструкции, но при завершении первого полета человека в космос почти все прошло совершенно иначе.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник