01.07.2020

Составление и заполнение карты первичной индивидуально-психологической профконсультации. Примерная форма индивидуальной карточки клиента Оформление карты индивидуального психологического консультирования



В. Психологическое заключение по индивидуальному/ групповому обследованию (протокол, заключение)

Протокол психодиагностического обследования

2. Возраст испытуемого.

3. Дата проведения.

5. Цель обследования (исследование познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и пр.), обоснование выбора методов, методик психодиагностического обследования.

6. Методы исследования, методики, психодиагностический материал.

7. Описание хода исследования.

8. Заключение по результатам психодиагностического исследования.

С. Заключение по результатам психодиагностического исследования ребенка/взрослого/группы

· Цель исследования, обоснование выбора методов, методик для обследования.

· Интерпретация данных (обобщенные данные исследования, рекомендации к дальнейшему обследованию). Выводы.

Приложение 10.

Отчет о психологической консультации

2. Возраст, пол.

3. Для взрослых: профессия, место работы, семейное положение.

4. Для ребенка: образовательное учреждение, состав семьи.

5. Дата обращения, жалобы клиента при обращении.

6. Ситуация обращения (обратился самостоятельно, направлен кем и по какому поводу, пришел в сопровождении и пр.).

7. Консультативный запрос.

8. Анамнез (основные сведения о семье, особенностях развития, проблемах адаптации, стрессовых ситуациях, фрагменты личной истории).

9. Информация о проблеме. Когда возникла проблема, изменения в каких сферах жизни она за собой привлекла, как прежде справлялся с этой проблемой, обращался ли за профессиональной помощью, что явилось непосредственной причиной обращения.

10. Психический статус на момент обследования.

11. Данные дополнительного обследования.

12. Заключение по психологической проблеме (оценка психологических трудностей на основе жалоб, психологического анамнеза, психического статуса, дополнительных методов диагностики).

13. Консультативный контракт (совместное соглашение психолога-консультанта и клиента о проблеме и способах ее решения).

14. Описание хода консультирования.

Приложение 11.

План конспект коррекционно - развивающего занятия составляется на основе тем, предусмотренных в программе работы психолога.

1. В разделе 6.3. в параметре «педагог, психолог» педагогом-психологом делается одна из следующих записей (других записей быть не должно):

– абсолютно готов к обучению в средней общеобразовательной школе;

– готов к обучению в средней общеобразовательной школе;

– условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе;

– не готов к обучению в средней общеобразовательной школе.

2. На странице 20 в графе «7 лет (перед школой)» в параметре «Тест Керна-Иерасика» прописывается общий балл по результатам данного теста.

3. Перед страницей 23 «для особых отметок» вклеивается только бланк с выполненным ребенком тестовым заданием по методике Керна-Иерасика. Больше никаких бланков с результатами диагностик не вклеивать. Они хранятся у педагога-психолога ДОУ и могут быть переданы в другое образовательное учреждение или на руки родителям только по письменному запросу (заявлению).

4. Если при выполнении заданий по методике Керна-Иерасика ребенок набрал 7 и более баллов проводится дополнительная диагностика по методике М.М. Семаго «Готовность к школе» или по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской «Отбор детей в классы компенсирующего обучения» (методики предлагаются педагогу-психологу на выбор);

5. Если при выполнении заданий по методике М.М. Семаго ребенок набрал 17 и менее баллов (по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской – уровень ниже среднего), т.е. ребенок условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе он представляется на ТПМПК.

6. Запись в карте в разделе 6.3. делать после ТПМПК на основании ее решения.

7. Направление воспитанников в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).

8. При отказе родителей представить ребенка на ТПМПК в карте на странице «для особых отметок» делается запись о результатах диагностического изучения готовности выпускника детского сада к обучению в школе.

Керн – Иерасек - общее количество баллов;

М.М. Семаго - общее количество баллов (при наличии у ребенка медицинского диагноза задержка психического развития, умственная отсталость - изучение готовности ребенка к обучению в школе проводится по методике Н.В. Нечаевой и И.И. Аргунской «Отбор детей в классы компенсирующего обучения»)

Н.И. Гуткина - описывается выявленная внутренняя позиция школьника;

Дается краткая характеристика о готовности ребенка к обучению в общеобразовательной школе;

В заключении указывается уровень готовности ребенка к обучению в школе (условно готов к обучению в средней общеобразовательной школе; не готов к обучению в средней общеобразовательной школе).

Можно указать предпочтительную программу обучения другого вида, например четвертый вид (для детей с нарушениями зрения), или шестой (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), седьмой (для детей с ЗПР), или восьмой (для умственно отсталых детей).

Ставится подпись, дата заполнения, печать педагога-психолога (при наличии).

9. Также на ТПМПК представляют детей если:

Ребенок не достиг шести лет и шести месяцев, а родители настаивают на обучении;

Ребенку больше чем восемь лет;

10. Педагогу-психологу дошкольного образовательного учреждения необходимо вовремя заполнять строки с соответствующими параметрами. Маркером не пользоваться! Рядом с исправлением писать ИСПРАВЛЕННОМУ ВЕРИТЬ, подпись.

Критерии оценки готовности ребенка к школьному обучению:

  • Абсолютно готов к обучению в средней общеобразовательной школе - (мотивационно, интеллектуально, эмоционально готов, также готов к обучению в сфере общения).
  • Готов к обучению в средней общеобразовательной школе - дети имеют правильные представления о школе, но затрудняются делать правильные выводы и обобщения. Речевое развитие достаточное, ребенок понимает учебное задание, но выполняет не всегда точно. При этом у него ровное эмоционально-положительное поведение на уроках. Он понимает свои ошибки, и стремиться их исправить. Ребенок охотно общается, признан сверстниками, его принимают в игры.
  • Условно готовы к обучению в средней общеобразовательной школе – дети, имеющие отрывочные знания о школе, желание учиться основывается на поверхностных представлениях, мотивируется несущественными факторами. Они правильно произносят звуки родного языка, но часто встречаются грамматические ошибки. В речи преобладают простые предложения. Задания воспринимают частично, не всегда самостоятельно, при выполнении допускают ошибки. Отношение к трудностям, к оценке, не всегда адекватные. Эмоциональное поведение неустойчивое. Наблюдается робость, стеснительность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, которые в свою очередь не заинтересованы в общении с данным ребенком.
  • Не готов к обучению в средней общеобразовательной школе - Дети знают определенные факты, внешне привлекательные события и явления, но часто не существенные. У ребенка нет желания учиться в школе, предпочитают дошкольные виды деятельности. К ответам не прикладывают умственных усилий или дают ответы «не знаю». Словарный запас ниже, чем у сверстников. Ребенок воспринимает задание не полностью, не верно. Допускает существенные ошибки в выполнении. Неадекватно оценивает свою работу и относится к оценке. Преобладает эмоционально-отрицательное поведение на уроках. Негативно относится к взрослым и детям, не видит дистанции в отношениях с взрослыми. Может быть, замкнут. Неадекватно реагирует на замечания взрослого. Характеризуется эгоистичной мотивацией общения, раздражительностью, контактами с позиции силы, стремлением подчинить себе товарищей.

ФОТО Getty Images

Метафорические или ассоциативные карты представляют собой набор картинок величиной с игральную карту или открытку с реалистичными изображениями (это может быть фотография дома, дороги или реки) или абстрактными образами. Карты - профессиональный психологический инструмент, в основе использования которого лежит работа с визуальной метафорой.

При виде той или иной картинки у каждого человека возникает свой комплекс ассоциаций, воспоминаний и фантазий, которые психолог затем интерпретирует.

Psychologies:

Метафорические карты помогают выяснить, в чем истинная причина беспокойства человека, обратившегося к психологу?

Татьяна Ушакова:

Карты - это не средство диагностики, но способ наблюдения. Я приведу такую метафору: представьте, что в комнату входит мальчик, в руках у которого розовый мяч. Он начинает с ним играть, кидает его нам, пинает ногой, потом обнимает и плачет. Глядя на его действия, мы можем сделать некие выводы о состоянии ребенка. Но в основе выводов все же наши наблюдения, а мячик - лишь инструмент.

«Что вы можете сделать со своей травмой? Только ее выговорить». Зигмунд Фрейд

Метафорические карты сродни этому розовому мячику - они помогают нам наблюдать за клиентом и вступать с ним в контакт. А клиенту помогают взаимодействовать с самим собой, разным частям его личности - контактировать друг с другом.

Мы видим, как условный мальчик обращается с мячом, видим его отношение к предмету. А как обращаются с картами? Как они помогают психотерапевту понять что-то про клиента?

Т. У.:

Вот пример. Вчера ко мне обратилась женщина по поводу сложной ситуации в семье - у нее разладились отношения с ребенком, с мамой, со всеми сразу. Я предложила ей типичное упражнение: выбрать из колоды портреты людей, которые напоминают ей членов ее семьи. Не внешне напоминают, а по сути. Она выбирала долго, вдумчиво, потом по моей просьбе разложила эти портреты на столе так, чтобы расстояние между картами соответствовало степени душевной близости ее родных.

И вдруг в процессе она обнаружила, что себя-то, свой портрет и не выбрала. «А где вы-то?» - спрашиваю. «А про себя я забыла». И сама вдруг это осознала: «Так это действительно про мою жизнь. Я склонна заботиться обо всех, но никто не заботится обо мне. И сама я о себе не думаю». И вот ее собственные выводы - это самое ценное для меня.

Цель работы с метафорическими картами - не столько мне, специалисту, понять ситуацию клиента, сколько помочь клиенту увидеть свою ситуацию - семейную, жизненную - самому, как будто сверху (в психологии это называется диссоциацией) и сделать свои заключения. Выбирая карты, проговаривая то, что у него происходит в жизни, человек уже начинает успокаиваться. Еще Фрейд говорил: «Что вы можете сделать со своей травмой? Только ее выговорить». Клиенты часто признаются: пока я рассказывал, я сам все про это понял. Вообще, мне кажется, что осознанность - одно из наивысших благ, которые доступны человеку.

В решении каких проблем карты помогают лучше всего?

Т. У.:

Дело-то не в картах, в них секрета нет. Секрет в том, что умеет специалист и какой подход использует. Карты хорошо сочетаются с разными направлениями работы. Ими могут успешно пользоваться психодраматисты, арт-терапевты, нарративные консультанты.

Когда человек смотрит на карты и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, в процессе рассказа сам часто находит ответ

Экзистенциальные психологи тоже их используют. Например, помогая человеку с эмоциональным выгоранием вернуть смысл работать дальше, психолог может предложить такое упражнение. Просит клиента выбрать карту, которая характеризует его положение на работе, его роль в рабочем процессе сейчас. Затем - выбрать карту, которая показывает его прежнего, в самом начале работы. Потом психолог предлагает клиенту оценить разницу и подумать: какой он видит свою дальнейшую карьеру?

Когда человек смотрит на карты (а у 90% из нас преобладает именно визуальное восприятие) и рассказывает, почему он их выбрал и расположил именно так, то в процессе рассказа сам часто находит ответ. А дальше мы можем выкладывать его дальнейшие шаги из карт, и клиент понимает, что нужно сделать, чтобы мечта стала реальной, достижимой целью.

А если у человека нет мечты и вообще представления о своем будущем?

Т. У.:

Карты помогают его увидеть. Однажды я работала с мальчиком Сережей 12 лет, который успешно перенес химиотерапию, и проблема при его выписке из больницы заключалась не столько в его физическом состоянии, сколько в психическом. Он очень изменился внешне: симпатичный золотоволосый мальчик превратился в лысого, полного, с одутловатым лунообразным лицом человека. Сережа боялся выходить из больницы во внешний мир, и надо было как-то преодолеть его страх по поводу возвращения к обычной жизни.

Из специальных карт-конструкторов мы начали составлять его портреты - каким он видит себя в прошлом, до болезни, как выглядит сейчас и каким представляет себя в будущем. Составляя автопортрет до болезни, он хохотал, что-то придумывал. Портрет нынешний вызвал у него тяжелые чувства, а третий портрет оказался крайне неопределенным - он вообще не видел себя в будущем. Потом, при помощи других карт, мы составляли план, что он будет делать в первый день после выхода из больницы. Сережа и тут не смог сформулировать, чего он хочет. И я предложила вытащить карту вслепую - результат, как всегда, оказался очень неожиданным. У него включилось чувство юмора, и мы разложили день за днем целую неделю его жизни после больницы. Он хохотал от души.

Карты бесполезны при работе с детьми младшего дошкольного возраста

А потом мы вернулись к его портрету из будущего, и он смог его составить. Портрет получился живой, оптимистичный, симпатичный. Если вначале Сережа принимал себя только в прошлом, то теперь признался, что в будущем себе тоже нравится. Он вышел из больницы с чувством уверенности в себе. Всю неделю провел в точном соответствии с нашим планом, и ему было комфортно. Что здесь произошло? Жизнь пугала его своей неопределенностью. И когда Сережа увидел, какими событиями будет наполнен каждый день, ему стало хорошо и спокойно. Карты помогли сделать будущее определенным и привлекательным.

Под разные задачи и цели подходят разные карты?

Т. У.:

Вообще, любые метафорические карты подходят для решения любых задач. Но логично, когда речь идет о продвижении, использовать карты с изображением дорог, путей. В этих картах нет ничего иррационального, магического. В их основе заложен традиционный механизм проекции. Он запускаются при встрече человека с любым объектом. Но в момент размышлений о движении по жизни, например, карты с изображением дорог, развилок, путей быстрее помогут запустить этот процесс.

Терапевт и его клиент могут по-разному интерпретировать одну и ту же карту. Это мешает работе?

Т. У.:

Конечно, у меня и у клиента при взгляде на карту срабатывают разные проекции, и в этом главное коварство метафорических карт. Именно поэтому работе с ними надо учиться. Очень важно, чтобы психолог понимал: его личные проекции не имеют никакого отношения к проекциям клиента. Кто-то видит на картинке мимишный девчачий букет, а кто-то - похоронный венок. И если психологу непонятен смысл, которым наделяет карту клиент, если его это как-то раздражает, задевает, это точно не проблема клиента, а психологу пора на личную терапию. Поэтому иногда психологу лучше даже не смотреть на карту, чтобы не дарить клиенту свои проекции и не сбивать его с толку. Неверное толкование может завести вашу работу совсем не туда, куда надо.

В каких случаях карты использовать нельзя?

Т. У.:

Я не использую их в работе с клиентами, имеющими психические расстройства, пограничные состояния, эпилепсию. В этом случае задача специалиста - вернуть их в реальность, поставить на землю, и метафоры здесь будут вредны. Карты бесполезны при работе с детьми младшего дошкольного возраста - у них конкретное мышление, они видят в изображении на карте только то, что там нарисовано. Образное, ассоциативное мышление развивается ближе к начальной школе, да и то не у всех. И среди взрослых клиентов встречаются те, у кого плохо развито образное мышление, кто не воспринимает зрительные образы.

Об эксперте:

Татьяна Ушакова - клинический психолог, заведующая отделением психолого-педагогической помощи населению социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в Сергиевом Посаде. Ее опыт работы с метафорическими картами - более 10 лет.

Узнать больше

Подробнее узнать о работе с метафорическими картами можно на мастер-классах и круглых столах Третьей ежегодной конференции «Метафорические карты в работе психолога» . Она адресована специалистам с базовым психологическим образованием.

Методические рекомендации

по составлению и ведению психологической карты

Часть 1. Что такое психологическая карта и принципы ее построения

Психологическая карта или психологическое дело – это совокупность документов (характеристики, заполненных бланков методик, заключений, протоколов встреч и т.д.) персонального учета клиента (пациента), которые содержат наиболее полные сведения о структуре личности, эмоциональном состоянии человека и результатах коррекционной, консультативной и другой психологической работы психолога с ним.

В зависимости от организации, в которой ведется личное дело или психологическая карта на клиента, можно выделить следующие виды направленностей, в которых работает психолог:

    Социальная направленность – в данном случает упор делается на трудную жизненную ситуацию. Социальная сфера в России чрезвычайно хорошо развита, но отличается многообразием запросов (например, работа с пожилыми людьми, работа с детьми-сиротами, работа с семьями, находящимися в социально опасном положении и так далее), отсюда и отсутствие общей стандартизации ведения дел психолога и в тоже время большой простор для инноваций в данной области. Отличительная особенность – это помощь людям в адаптации, так что упор делается на стабилизацию и улучшение социального положения, далее подробно будет описана суть ведения дел в социальной сфере.

    Педагогическая направленность – речь идет про образовательные организации, в которых психологи играют не ведущую роль, упор, в основном, делается на помощь в решении педагогических задач (успеваемость и дисциплина) и адаптацию к школе. Редко ведется работа по запросу.

    Профессиональная (организационная) направленность – заключается в диагностических мероприятиях при приеме на работу, подборе персонала и помощи в решении организационных вопросов (как распределить людей в помещении для более продуктивной работы и прочие запросы).

    Медицинская направленность – ограничивается кабинетом психолога или медицинским учреждением, в отличие от социальной сферы, медицина не настаивает на том, чтобы психолог совершал выходы в семью. Здесь ведется диагностика, обучение, развитие и коррекция, как словом, так и нейропсихологическими методами. Большой плюс в том, что зачастую люди замотивированы, если не брать в расчет наркологические клиники или психоневрологические диспенсеры.

    Консультативная и психотерапевтическая направленность – имеется в виду, как консультативные Центры, так и личная практика психологов и психотерапевтов. Стандартизации вообще нет в последнем случае, так как вести ее или нет – решает специалист. Если дело касается Центра – дела, наоборот, строго стандартизированы в зависимости от целей и задач организации.

    Правовая направленность – строго стандартизированные дела и четкая система работы – неоспоримый плюс работы в такой системе, потому что есть четкая структура работы. Еще один плюс – это компьютеризированные методики как по работе с кадровым составом, так и с людьми в правовой ситуации.

Объективность изучения психических явлений . Этот принцип означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. В силу этого данный принцип требует, чтобы любые психические явления рассматривались в единстве с теми внешними причинами и внутренними условиями, в которых они возникают и проявляются. Построение психологических исследований в соответствии с принципом объективности означает практическую реализацию одного из основных принципов психологии – принципа детерминизма – причинной обусловленности психических явлений.

Принцип объективности требует также изучения человека в процессе его деятельности, так как о психических особенностях человека можно судить только по его реальным поступкам. Исходя из этого принципа необходимо изучать психические явления как в наиболее типичных, так и нетипичных для данного человека условиях. Только в таком случае можно всесторонне охарактеризовать человека и не упустить ничего существенного. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты все полученные факты, в том числе противоречащие друг другу. Противоречивые факты должны привлечь особенно пристальное внимание, их ни в коем случае нельзя просто отбросить, а обязательно следует либо найти им объяснение, либо провести дополнительное изучение.

Аналитико-синтетическое изучение личности . В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в государствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе. Так, мы специально говорим об особом облике советского человека, сложившемся в условиях развитого социализма. В то же время каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Существование в личности каждого человека общего, особенного и индивидуального делает необходимым руководствоваться аналитико-синтети-ческим принципом при построении исследований.

Изучение психических явлений в их развитии – важный принцип построения психологических исследований. Объективный мир находится в постоянном движении и изменении, и поэтому отражение его не может быть застывшим, неподвижным. Постоянное изменение психики как отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений в их развитии. Если непрерывно изменяются, развиваются психические явления, то это обязательно должно быть предусмотрено и при построении любого исследования, направленного на их всестороннее изучение.

Часть 2. Содержание психологической карты

В данной части кратко описана общая структура психологической карты. В каждом абзаце даны уточнения.

В первую очередь, в самом начале должен быть титульный лист , на котором кратко написана следующая информация: ФИО клиента, дата его рождения (в некоторых случая и место, в плоть до паспортных данных и номера СНИЛСа), состав семьи, иногда требуется вписать дату обращения или поступления (как в социальных учреждениях, например), как зовут родителей (если ребенок) или ближайших родственников, контактные данные, иногда вписывается и жалобы с запросом. Например, при работе с детьми у которых есть соматические заболевания и даже инвалидность – следует указать это на титульном листе, так как нельзя полагаться на личную память. В сиротских учреждениях обязательно нужно указывать дату поступления и номер группы, куда помещен воспитанник, место его учебы, статус и информацию по побегам, вредным привычкам и склонности к противоправным деяниям (последние три пункта зашифровать в цвете ил буквенном варианте, чтобы не было недопонимания со стороны коллег и детей, которые могут нечаянно увидеть личное дело), а вот личную информацию (как попал, жизненный путь, возможно и паспортные данные, хобби и так далее) на титульную страницу выносить не слишком корректно – лучше указать ее на следующей странице или в социально-психолого-педагогической характеристике. Точно также и при работе с семьями – можно указать состав семьи, занятость, но не доход, вид квартиры и так далее.

Далее в зависимости от личных предпочтений или учреждения, в котором работает психолог следует либо ксерокопии документов (характеристики из школ, садов, Центров, от других специалистов и т.д., выписки из медицинской карты, заключение ПМПК и ЦМПК, индивидуальные планы развития или планы по защите прав ребенка), либо, собственно, характеристики , которые делает психолог.

После идет « План психологической работы » с датами и тематикой занятий, где после каждого занятия психолог ставит свою роспись и отметку о выполнении. Это является обязательным почти для всех учреждений, так как это единственное доказательство, что работа велась. К сожалению, простым словам никто не верит, поэтому к ведению журнала учета психологической работы добавляется и план работы с клиентом (пациентом, учеником, получателем услуг и так далее).

Протоколы или записи встреч психолога с клиентом особенно нужны, если ведется консультирование или так называемые «профилактические беседы». В первом случае – это очень хорошая «шпаргалка», как для человека, работающего с психологом, так и для самого специалиста, плюс - это еще одно доказательство, что психолог работает, а не просто разговаривает. Во втором случае протокол – это обязательный документ встречи, этакий результат, где внизу всегда написано краткое решение, которое клиент будет выполнят. Гарантом выполнения служит подпись как психолога, так и его пациента. Вообще, в обоих случая нужны эти две подписи.

Результаты методик, заключения и продукты деятельности клиента – обязательный материал. Во-первых, так же, как и в протоколах встреч – это напоминание того, что было в «предыдущей серии», только с эмоциональным откликом клиента. Во-вторых, все это показывает прогресс или регресс, направление, куда следует идти, и тупики, из которых нужно срочно искать выход. В-третьих, опять же это все является доказательством того, что опять же психолог работает. Протоколы диагностических обследований. Они имеют чёткую структуру (дата и время проведения обследования, где оно проводилось и кем, название методики, цель, стимульный материал, ход исследования и ее результаты). Протокол отличается от заключения более четкой структурой и чаще используется в образовательной и правовой сфере.

Отдельным пунктом можно вынести «домашние задания» и рекомендации , которые дает психолог своему подопечному или его родителю. Касательно «домашних заданий». Клиент получает непосредственную помощь психотерапевта всего лишь 1-2 часа в неделю, а остальные 166-167 часов в неделю остаётся сам с собой. И в это время его проблемы по-прежнему оказывают на него влияние. Домашние задания помогают клиенту быть «психологом самому себе». Если клиент добросовестно подходит к выполнению домашних заданий - он ускоряет процесс коррекции, быстрее добивается желаемых изменений. В этом деле главное - процесс, а не результат. Результата может и не быть (то есть упражнение может не получиться) - и это всё равно замечательно! Потому что, ещё раз, главное - это стараться делать хоть что-то. Рекомендации важны и при подборе персонала (куда лучше отправить человека трудиться – в общий офис, или на разъездную работу, в детское учреждение или на работу в пансионат к ветеранам труда). Также рекомендации важны и при устройстве ребенка в школу для определения класса или программы обучения. В социальной и правовой сфере, как маяк – какие действия предпринять, чтобы появился позитивный сдвиг. В медицинской сфере – как помощь к какому специалисту обратиться и также указание вектора развития и коррекции. Частично рекомендации можно давать и в психологическом заключении, только в более кратком и уменьшенном объеме.

Часть 3. Особенности ведения психологической карты

В первую очередь, следует уделить внимание правилам ведения:

    Аккуратность и грамотность,

    Понятность изложения материала,

    Структурированность,

    Чистота и опрятность.

Перед тем, как описать частные случаи документооборота. Нужно дать обобщенную схему того, как нужно вести психологическую карту.

Первое, в начале заводится общая канва и как говорят некоторые аналитики «рыба». Перед самым началом работы не только с клиентом, но и в принципе в учреждении, психолог составляет пример личного дела, распечатывает бланки методик и диагностических обследований, титульные листы и так далее.

Далее психолог знакомится с личном делом, медицинской картой или другими документами, которые есть в наличие относительно клиента. Хотя, есть сторонники, что сначала нужно познакомиться с клиентом, а потом с документами. Информацию, полученную из этой документации, психолог вписывает в титульный лист и на основании запроса подготавливает модель обследования (бланки и протоколы).

После диагностики составляется индивидуальный план психологической работы с клиентом. Иногда в него включаются групповые занятия (например, в условиях Центра содействия семейному воспитанию или при работе с зависимыми людьми, или при работе реабилитационного Центра). Как уже писалось выше, такой план представляет собой таблицу, которая разделена на несколько столбцов. Первый – дата, второй – название и структуру занятия (может заполняться вручную и включать межведомственное взаимодействие), третий – роспись и отметка о выполнении. Иногда план составляется до первичной диагностики и включает в себя диагностику, количество и тематику встреч, комплексные занятия, групповые занятия, междисциплинарное взаимодействие, но лучше исходить из запроса, ознакомления с документацией и первичной диагностики и только после этого составлять план работы с клиентом.

После первичной встречи, диагностики и составления плана можно составить предварительное заключение, если требуется, то проводится дополнительная диагностика.

Отдельно складываются описания (протоколы) каждой встречи, которые лучше после написания нужно подписать. Протокол занятия или встречи – это внутренняя документация психолога, она не подлежит копированию и передаче на руки клиенту, если это только не описание сессии (иногда это нужно в рамках психотерапии и клиенты даже делают аудиозаписи встреч).

Каждый лист, написанный психологом, нужно нумеровать, чтобы не было потерянной информации. Личные психологические дела нужно хранить в закрытом шкафу или сейфе (как это делается в правовой системе), чтобы никто из клиентов не мог посмотреть их.

Далее разберем частные случаи. В работе практического психолога есть специальная документация – особый вид документации, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения: коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.

Из выше перечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида свободные для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель – ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного человека (той или иной группы).

Выписка считается внешним видом документации и оформляется как по запросу частных лиц, так и по официальному запросу государственных учреждений. Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы, а также общие и специальные рекомендации. Следует отметить, что в случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование и административного лица учреждения. При конкретизированном запросе в выписке должны быть определены цель и средства психологического обследования, а в итоге подтверждение либо опровержение по факту запроса. В случае выписок из психологических карт к оформлению документа сохраняются с той лишь разницей, что они производятся исключительно по официальным запросам и предоставляются лицам, компетентным в области психологии и юридически ответственным за данные документы.

Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет человека либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных психологических особенностях развития, т.е. об особенностях его познавательной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и о многом другом. Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога.

Встречается несколько вариантов психологического заключения.

Вариант 1. Структурированное по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно-потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при частичных психологических обследованиях.

Вариант 2. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития, а также оценку его образования. Недостатком данного вида структурирования является отсутствие единого аналитического пространства (психологического). В некоторых случаях используется при оценке отклонения психического развития.

Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к определенному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразования), количественную и качественную динамику развития. Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательной, личностно-эмоциональной и коммуникативной сферы, а также психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционных, развивающих и обучающих воздействий либо работу по определённым программа.

Приложение 1. Макет психологического заключения

1. Общие характеристики психического развития на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов.

2. Познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции.

3. Личностно-эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной, ценностной сфер.

4. Коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения.

5. Профессиональная компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов профессиональной деятельности.

7. Особенности психического развития.

8. Проблемные аспекты.

9. Психологический прогноз развития.

Приложение 2. Примерный состав психологичной карты ( бланки )

НАЗВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Психологическая карта

____

_____________________________________________________

Ф.И.О. ребенка

_____________________________________

дата рождения

______________________________________________________

Ф.И.О. родителей (законных представителей)

Прибыл (поступил): _____________________________________

Дата зачисления, № приказа о зачислении: __________________

Группа (класс, номер офиса и т.д.): ________________________

Выбыл: ________________________________________________

Дата выбытия, № приказа об отчислении: __________________

Склонность к побегам (по цвету – красный – сбегал, желтый – склонен, зеленый – норма)

Склонность к асоциальному поведению (черный – были попытки)

Вредные привычки (зависимости) – (курение – оранжевый, алкоголь – синий, наркотики – коричневый)

Другое

Протокол психодиагностического обследования

Ф.И.О. (испытуемого): ______________________________________________

Ф.И.О. (психолога): _________________________________________________

Дата проведения: ______________________

Место проведения: __________________________________________________

Запрос (от кого исходит, причина обращения, заявленная проблема):________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель обследования (исследование познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и пр.), обоснование выбора методов, методик психодиагностического обследования: _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Методы исследования, методики, психодиагностический материал: _________

__________________________________________________________________

Описание хода исследования: ________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

ФИО ребенка: _________________________________________________

Дата заполнения: ______________________

Заполнил: родитель, психолог, педагог _________________________________

И особенности речевого поведения

Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику

Как псевдоглухота

Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную

И особенности зрительного контакта

Избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость

Реакция на замечание

Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении

В физических действиях и мимике

Дурачится, передразнивает в движениях

нерешительность

В социальных отношениях с другими

Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявляется в речи

Использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ

В физических действиях

Боится прыгнуть с возвышения

Реакция на новизну

В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной

Стархи

Конкретные

Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра

Реакция на новизну

Боится входить в новое помещение

Социальные

Страх новых людей в новой ситуации, страх публичного выступления, страх остаться одному

тревога

В мимике

Блуждающий, отстраненный взгляд

В речи

В речи

В движениях

В движениях

Во взаимоотношениях с другими

Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому

скованность

В движениях

Двигательно скован

В речи

Запинается в речи

Реакция на новизну

Реакция на новизну

заторможенность

В познавательной деятельности

На знает чем заняться

В зрительном восприятии

Бездеятельно смотрит по сторонам

В речи

Говорит слишком тихо

Время реакции

Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает

Эгоцентричность

Как отношение к себе

Во взаимоотношениях

Считает, что все игрушки, все конфеты для него

В речи

Часто использует местоимение «Я»

Избегание умственных усилий

В условиях свободной деятельности

Не смотрит мультики

На организованных занятиях

Быстро устает от доступного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)

Дефицит внимания

Сосредоточенность

Смотрит по сторонам на занятии

В содержание и помощи ребенку

Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия

В речи

Условия выполнения задания и пр.

Двигательная расторможенность

Особенности планирования действий

Поспешно планирует собственные действия

Избыточный темп и количество действий

Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала

Длительность сдерживания гиперактивности

Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят

Длительность овладения состоянием

Быстро возбуждается и медленно успокаивается

Речевая расторможенность

Громкость речи

Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса

Темп речи

Темп речи убыстрен, речь взахлеб

В социальных отношениях

Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого

Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции

Непонимание сложных словесных инструкций

Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания

Застреваемость

В движениях

Рисует многократно повторяющиеся элементы

Во взаимоотношениях

Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу

В речи

Повторяет многократно одну и ту же фразу

На чувствах и эмоциях

Застревает на обиде

Трудности переключения

С трудом переключается и пр.

Работоспособность (умственная)

Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части организованного занятия

Работоспособность (физическая)

Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, требуется варьирования сложности задания, не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности

Психологическая характеристика №______

на (воспитанника, осужденного, клиента, пациента и т.д.)

______

Используемые методы психологического обследования: _________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образование: ______________________________________________________

На момент психологического обследования у ___________________ отмечаются следующие индивидуальные и психологические особенности.

Индивидуальные особенности личности (особенности воспитания, значимые

биографические факторы): с кем проживает, кто воспитывает, с кем дружит, кто является значимой фигурой, есть ли в семье люди с зависимостями, доход и т.д.

Особенности взаимоотношений с родственниками: _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности высших психических функций (память, внимание, интеллект, речь, мышление, воображение, воля): __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности личностной сферы (саморегуляция, темперамент, самооценка, правосознание): ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоционально-волевые качества: _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стиль взаимодействия: ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Адаптация: ________________________________________________________

__________________________________________________________________

В стрессе: _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Отношение (к работе, к социальным требованиям, к учебе, к сложившейся ситуации): _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Планы и цели на будущее: ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведений об имеющихся отклонениях в психике и анамнез: ________________

__________________________________________________________________

Уровень психологического благополучия: ______________________________

Вредные привычки: _________________________________________________

Заключение: _______________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог ______________/________________

«___»______________20___ г. Ф.И.О. Психолога / роспись

ПРОТОКОЛ

Индивидуальной (воспитательной, профилактической) беседы

От «__» ______ 20____г.

Ф.И.О.собеседника__________________________________________________

Дата рождения _______________

Цель беседы_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Содержание беседы_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Беседу проводили:

    ________________________________________________________

    ________________________________________________________

Подпись собеседника______________

Протокол индивидуальной консультации

Ф.И.О. клиента:___________________________________

Возраст:_____________

Цель: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ход встречи:

Ход беседы

Анализ деятельности консультанта (примечание)

Подготовительный этап.

Настроечный этап.

Диагностический этап.

Контрольный этап.

Выводы: __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата:_________________________

Психолог: _______________________/__________________

"1000 дорог" - потрясающая колода!!! Сразу поняла: мои! Так и тянет заниматься с ней, рассматривать картинки, искать смысл подсказанных сказочных дорог и направлений. Интересно, что даже те карты, что на первый взгляд кажутся негативными, благодаря вопросам, помогают находить выход из ситуации. Всем советую!!!

Лисовец Елена

Ильина Ксения

Мои благодарности авторам за колоду "1000 жизней" и за проведенный практикум! Покупала эту колоду по совету подруги, которая по этим картам составила портрет будущего мужа, а потом с удивлением нашла его среди коллег по работе. Я работаю в сфере продаж, где с клиентами часто приходится встречаться вживую, поэтому использовала карты как способ найти подход к разным типам людей. И скажу вам, что я не разочарована результатами, смогла научиться мыслить чужими понятиями и уже смогла уломать даже тех, кого считала неприступной стеной!

Олифиренко Евгения

В какой-то момент жизни я вдруг поняла, что все вокруг меня словно начало обесцениваться. Отношения с мужем, которые поначалу давали мне силы и драйв, превратились в какой-то набор взаимных привычек и фраз, в карьере - потолок -работаю на руководящей должности в оптово-розничной фирме (торгуем электроприборами). Работа довольная доходная, но жесткая, в режиме "пахай-падай-пахай". Отказаться от нее я не могла, т.к. на носу было поступление двух сыновей в вузы. Я уже не говорю о том, что на мне буквально повисла престарелая мать, которую я все же люблю и обязана быть с ней. Не скажу, что карты словно гору с плеч сняли, но определенный положительный эффект я чувствую. Я имею в виду колоду "1000 дорог". Именно они помогли мне раскрыть глаза на свои ошибки, главная из которых была желание держать все и всех под своим контролем, а также страх все потерять. Огромное спасибо авторам!

Зверева Надежда

Хочу сказать спасибо авторам методики за тот труд, который был вложен в колоду 1000 дорог. Увидев их в первый раз, я буквально влюбилась! Потрясающая проработка метафор, потрясающие рисунки, потрясающая глубина! Эти карты - как мое зеркало, которое сразу же подскажет, что во мне не так и куда направить мои силы! Использую их практически ежедневно, сначала работала по базовым упражнениям, но поняла что потенциал методики гораздо больше, чем я могла представить! Поэтому собираюсь посетить один из ваших ближайших тренингов в Москве, чтобы обогатиться новыми знаниями!

Сальмина Наталья

Карты дали мне главное - способность лучше понимать себя. До сих пор до конца не пойму, как это происходит, но они как-то сразу "цепляют", заставляют погрузится в самоанализ и дают правильные ответы. Точнее, ты словно чувствуешь правильные ответы сама. Они придают уверенности в себе, с ними я понимаю, что выход можно найти из любых ситуаций, а все тупики - это моя слабость, мое оправдание и мое нежелание что-то менять. Именно после этой мысли, я решилась на переезд в другой город и на большие перемены в личной жизни, и теперь понимаю, что сделала верный выбор.

Коломиец Маргарита

Мое агентство занимается подбором квалифицированных кадров для крупных и средних компаний. На собеседовании с кандидатами используем разные методы оценки, в том числе и карты «Тысяча идей». Стандартные тесты на креативность уже давно всем известны, поэтому не являются эффективными. Карты же помогают не только определить, умеет ли кандидат мыслить творчески, но и оценить, насколько быстро он ориентируется в незнакомой ситуации, не вызывая при этом стресс. Рекомендую использовать карты при собеседовании людей на любые творческие вакансии – от менеджеров по продажам до маркетологов.

Невзорова Елена

Приобрела сразу два набора - 1000 жизней и 1000 дорог, сначала использовала их по отдельности, но потом поняла, что они отлично совместимы! Если "дороги" помогают мне выбрать направление, черпнуть вдохновение или принять какое-то решение, то "жизни" использую для конкретных ситуаций как лекарство от ссор и недопониманий с родней со стороны супруга, кстати, эту колоду мне пришлось покупать трижды - в подарок подругам и двоюродной сестре.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник