21.06.2020

Социальные аспекты труда. Предметная область социологии труда. Трудовые отношения -социальные взаимоотношения Что такое социальные аспекты труда определение


Раздел 4. Социально-психологические аспекты трудовой деятельности

Глава 2. Социальный аспект труда в общественной жизни.

Проанализируем социальный аспект труда в жизни общества в целом и его влияние на индивидов.

Социальный аспект труда заключается в том, что люди, осуществляя любую деятельность, создают какой-либо новый продукт, необходимый обществу, т.е. воспроизводят те или иные общественные блага. Жизнь человека в обществе, развитие личности невозможно без социализации. Влияние общественно-политического устройства страны проживания влияет на жизнь отдельного индивидуума, как в личном и общественном, так и в трудовом плане. Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979) писал следующее: «Само собой разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.» .

Конечно, когда мы говорим слово «деятельность», то понимаем под ним не только трудовую деятельность человека, но чаще всего деятельность ассоциируется непосредственно с созидающим трудом, т.е. имеет предметную направленность. Вернемся опять к Леонтьеву: «Основной, или, как иногда говорят, конституирующей, характеристикой деятельности является ее предметность. Собственно в самом понятии деятельности уже имплицитно содержится понятие ее предмета (Gegenstand). Выражение «беспредметная деятельность» лишено всякого смысла… предыстория человеческой деятельности начинается с приобретения жизненными процессами предметности.»

Описывая процесс мотивации труда людей, мы показали, что деятельностью человека в первую очередь, управляют потребности, а уж затем интересы и другие ценности. Но потребности управляют деятельностью, если они являются предметными. А.Н. Леонтьев писал, что «понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива» и далее «Основными составляющими отдельных человеческих деятельностей являются осуществляющие их действия» .

То есть, если физиологическая потребность, по А. Маслоу, например удовлетворение чувства голода, т.е. процесс добычи еды, составляет на данный момент главный мотив человека, то для этого он должен совершить определенные действия, которые могут быть направлены как непосредственно на удовлетворение потребности (купить еду, приготовить еду) так и на изготовление силка для охоты или рыболовной снасти (в обществе с натурально-хозяйственными отношениями), в дальнейшем, переданного другим людям с целью добычи, часть которой перепадет и ему. Таким образом, часто деятельность человека это продукт коллективного общественного труда. Мы уже рассматривали выше, что процесс труда в обществе – это дело, которое имеет нравственную подоплеку. Нравственность (или мораль) – это одна из форм общественного сознания, совокупность принципов и норм поведения, характерных для людей данного общества. Соблюдение нравственных норм обеспечивается силой общественного воздействия.

В этом ракурсе нельзя не остановить внимание на проблемах трудовой этики. Сама по себе этика – учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах поведения людей, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу и т.д. Трудовая этика соответственно учение об отношении людей к труду. Трудовая этика существует с давних времен, она, как и многие другие учения, была порождена религиозными доктринами, которые легли в основу развития человеческой цивилизации, включая, мораль и культуру.

В 2004 году вышла очень интересная книга В.Тарлинского «Призвание – Истинное? Мнимое?» , в которой в доступной форме и очень подробно разбираются проблемы религиозной трудовой этики в разных религиях и странах. В частности автор книги пишет: «Нет религий, которые бы призывали человека не заниматься трудовой деятельностью, не быть активным в деловой практике, поскольку нет религий, лишенных здравого смысла. Есть лишь религии, в которых вопросы трудовой активности выражены слабее, менее отчетливо, туманнее, чем в других.» Отметим один очень интересный факт, выведенный автором книги. Он заключается в том, что основные трудовые достижения, а также научные открытия в области трудовой теории, о которых мы упоминали в первых главах, были сделаны в тех странах, где существовала протестантская религия и соответственно протестантская трудовая этика. Это такие страны, как Германия, Великобритания и отчасти США. Всегда и везде отмечается трудолюбие немцев и британцев. Такие знаменитые ученые, как У. Петти, А.Смит, заложившие основы трудовой теории стоимости, Вениамин Франклин, ученый и политик, боровшийся за независимость США, и Фредерик Тейлор – «отец-основатель» менеджмента как науки управления, основатель социологической науки Макс Вебер и немецкий ученый и политик Людвиг Эрхард, сделавший послевоенную ФРГ страной с социально-ориентированной рыночной экономикой, были выходцами из религиозных протестантских семей.

Протестантская трудовая этика заключается в том, что трудолюбие у народов, исповедующих данную религию, являющуюся разновидностью христианской религии, явление врожденное, основанное на сознательной любви к труду в любых его проявлениях, а не труду из-под палки. Тогда как в других религиозных направлениях, в частности в католицизме, а также в православии, являющемся доминирующей религией в России, отношение к труду носит иной характер. Православные монахи часто занимались так называемым «трудничеством», т.е. превращали для себя христианскую необходимость труда в трудовую повинность, которая носила вид тяжелых физических работ в рамках натурального монастырского хозяйства. У них практически не оставалось времени на духовную жизнь, которой активно жили монахи в католических монастырях того же времени. Такая религиозная трудовая этика приводила к социальному уничижению, личной бедности, стремлению умалить красоту создаваемых строений, равнодушию к качеству производимых продуктов. Затем такая этика перешла из религиозной в мирскую жизнь. Плоды этого явления, мы пожинаем до сих пор. К большой части населения РФ, особенно в сельской местности, в полной мере относится теория «Х» Д. МакГрегора, исходящая из постулатов, что человек ленив, и его необходимо заставлять работать под угрозой наказания. Некоторые формы принудительного труда, о которых мы писали выше, в частности труд заключенных лиц, представляющие собой, по сути, наказание трудовой деятельностью, ни в коей мере, не могут способствовать сознательному развитию у людей трудолюбия, ответственности и инициативы в выполняемой ими трудовой деятельности. А без этого нельзя говорить о построении в нашей стране справедливого социального государства.

Разумеется, что каждому классу и каждому историческому периоду была свойственна своя мораль, выражавшаяся в религиозных принципах, отражавшая взгляды «хозяев жизни» на общественное устройство, провозглашавшая цели и задачи, которые должны быть достигнуты в данном обществе. Однако, практически в любом цивилизованном обществе, имевшем государственные формы правления, труд с моральной точки зрения стоял очень высоко. Все представители «эксплуататорских» классов прекрасно понимали, что именно труд рабов, сервов, крестьян, позволял им жить, так как они привыкли, создавал основу их благополучия и общественного устройства. Поэтому эпитеты, употреблявшиеся со словом труд, всегда носили возвышенный характер. «Святой труд», «благородный труд», «ратный труд», «труд-дело чести». Разумеется, отдельные представители правящих классов презирали представителей трудовых слоев населения, но только за то, что они были бедно и грязно одеты или от них «дурно пахло», именно потому, что их труд был тяжел.

Французский философ XVII века Франсуа де Ларошфуко (1613-1680) в своих «Максимах» писал: «Физический труд помогает забывать о нравственных страданиях; поэтому бедняки – счастливые люди.»

В то же время представители высшего общества не презирали сам процесс труда. Еще в XVII - ом веке русский царь-реформатор Петр Великий, путешествуя по Европе, сам учился мастерству корабельного плотника в Голландии и заставлял своих приближенных учиться специальностям мастеровых. А в XVIII веке, когда в европейском обществе господствовал гуманизм, в моде были либеральные творения энциклопедистов, в архитектуре и искусстве преобладали стили барокко и рококо, представители правящих классов пытались возвысить и облагородить понятие «труд», смыв с него налет тяжести и грязи. Так, например, король Людовик XV (1710-1774), выполнял работы наборщика в типографии, набирая «Экономические таблицы», по предписанию их автора и одновременно своего личного врача – главы школы физиократов Франсуа Кенэ. Внук монарха, последний король дореволюционной Франции Людовик XVI (1754-1793), любил работать на токарном станке, изготавливая различные безделушки и табакерки. Его жена, королева Мария-Антуанетта(1755-1793), повелела построить в Версале игрушечную деревню, в которой были птичий двор, коровник и с удовольствием развлекалась там процессом труда, например, сама доила корову (какой парадокс «королева-доярка») или ухаживала за птицами. Правда следует отметить, что корова была надушена различными благовониями, рога у нее были позолочены, и она была украшена разноцветными лентами и колокольчиками, но сам факт остается налицо. Королева находилась под сильным влиянием идей Ж.-Ж. Руссо. Она изо всех сил старалась научиться собственным трудом обеспечивать хотя бы свою семью сельскохозяйственной продукцией: ухаживала за коровами, доила и кормила их с королевского стола. Однако революционный народ почему-то расценил ее труды как утонченное издевательство над голодающим Парижем.

Вообще при французском королевском дворе очень любили идеализированную жизнь простого народа. Это называлось «пасторалью». Отношения пастушков и пастушек, любовные сцены, разыгравшиеся между ними, в процессе выполнения своих трудовых функций – выпаса овец и коз, отражены на многих гобеленах и картинах этого романтического периода времени. При дворе разыгрывались спектакли по произведениям Ж.Ж. Руссо и других писателей либерального направления, и сама королева, и ее придворные дамы, а также принцы крови с удовольствием переодевались в простых крестьян и играли сцены из их жизни.

Разумеется, такая игрушечная трудовая жизнь была страшно далека от тяжелого нищенского труда простого народа, изнемогавшего под бременем непосильных налогов и податей, но, тем не менее, это подтверждает тот факт, что труд всегда считался нравственным делом во всех слоях общества. Тем более что правящие классы тоже трудились, выполняя функции по управлению государством, сражаясь на поле брани, или создавая какие-то художественные ценности. Ведь дворцы или памятники, которыми мы восхищаемся по сей день, были созданы, хотя и простыми работниками, но по замыслу и в соответствии со вкусами владельцев. Именно, королеве Марии-Антуанетте, казненной в 1793 году, в возрасте 37 лет, обвиненной в сознательном разорении французской казны, Франция, да и весь цивилизованный мир обязаны украшением и благоустройством дворца Малый Трианон, построенного в 1761 году в стиле французского классицизма, а также строительством многих других памятников, в том числе садово-паркового искусства, в Версале, которыми мы восхищаемся по сей день. По ее инициативе в 1779 году построили Мельничную деревушку в псевдокрестьянском стиле. При ней же появились молочная ферма, мельница и хижина 1783 – 1786 г.г.

Кроме этого, есть также много прекрасных картин и скульптурных портретов, изображающих саму королеву, и они также являются мировым достоянием. Следует отдать должное фанатичным французским революционерам-якобинцам, в том что, уничтожив множество аристократов и других врагов революции, включая королевскую семью, они сохранили для потомков культурное и историческое наследие Франции.

Историко-экономический экскурс, проведенный нами в начале этой книги, также свидетельствует о том, что труд всегда носил возвышенный характер и ученые мыслители, преимущественно философы или религиозные деятели призывали к созидательному труду и любви к труду. Об этом свидетельствует изречение апостола Павла «Не трудящийся, да не ешь».

Еще одним социальным аспектом трудовой деятельности является трудолюбие.

Трудолюбие – это «черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться».

Следовательно, исходя из данного определения, трудолюбие это личностное свойство человека, которое можно выразить, через факторы, составляющие потребность в самовыражении по содержательным теориям мотивации, описанным в части второй настоящей работы. Стало быть, если эта черта характера, то она свойственна далеко не всем. Ведь в обществе существует «добровольная безработица», т.е. асоциальные элементы, которые не хотят работать, именно не хотят, а не потому, что это им трудно. Проведенный автором опрос двух десятков различных оборванных испитых людей средних лет, именуемых «бомжами», просящих милостыню у прохожих, на предмет выяснения пробовали ли они работать, то ответ, как правило, был следующий: «Пробовал… Не понравилось». И это достаточно симптоматично, так как в характере таких людей, часто заложена склонность к бродяжничеству, попрошайничанью или к воровству, во многих случаях, передаваемая генетически от их предков. И процент таких людей в нашем обществе достаточно велик. Мы видим их даже в центре Москвы, роющихся по помойкам, источающих нездоровый запах в радиусе нескольких метров. Поэтому, действия органов советской власти, при том что в принципе они являлись нарушением прав личности, по высылке таких людей, называемых «тунеядцами» за 101-й км от Москвы и, как правило, принудительно заставлявших трудиться в лечебно-трудовых профилакториях, с точки зрения поддержания общественного порядка, можно считать положительным явлением.

Вернемся, однако, к термину трудолюбие или любовь к труду. Здесь можно поставить риторический вопрос - может ли человек сознательно и добровольно любить свой труд? В представлении большинства общества любовь – это нечто возвышенное, высокая степень эмоционального положительного отношения к объекту, помещающая его в центр жизненных потребностей индивида. Если провести опрос случайно выбранных людей на улице на предмет того какая бывает любовь? То, как правило, мы получим следующие ответы: любовь к прекрасной женщине, к матери, к детям, к искусству, наконец, любовь к Родине. Хотя последнее звучит очень пафосно, но, тем не менее, все нормальные люди любят свою родину, т.е. то место где они родились.

Но можно услышать и вариант – «любовь к труду». Однако не значит ли такой ответ, что если человек любит труд, то он лишен каких-либо других радостей жизни? Возможно он сирота, или не имеет любимой женщины или семьи. Ведь труд даже самый прекрасный, направленный на создание литературных или художественных произведений, это все равно тяжелый утомительный процесс долговременной работы, плодами которого можно будет воспользоваться не сразу. Проанализируем это явление.

С одной стороны, действительно любовь к труду, это самовыражение, реализация всех своих способностей и достоинств. И это черта характера, обусловленная, процессом воспитания в семье и в обществе. Если человека с раннего детства приучали к тому, что надо трудиться, «что без труда, не выловишь и рыбку из пруда», то, как правило, достигнув самостоятельности, он будет продолжать трудиться, считая, что получить определенные блага, как материального плана, так и духовного (положение в обществе, уважение окружающих) легче всего посредством трудовой деятельности. При этом, чем больше он любит свою семью, тем больше он будет прилагать усилий к приобретению указанных благ, чтобы не только обеспечить свою семью, но и возвысить ее вместе с самим собой. И это нормальное явление. При этом сам труд может и не быть предметом любви, но настоятельная потребность трудиться, выработанная с годами привычка к труду, превращают результаты труда во внутреннее вознаграждение, приносящее человеку чувство удовлетворенности и мотивирующее его на дальнейшее увеличение эффективности своего труда.

С другой стороны, в случае отсутствия такого воспитания в семье, индивид может превратиться в асоциального элемента, описанного выше, если вовремя, желательно в детском или подростковом возрасте, не вмешается общество в лице школы или каких-либо других общественных институтов. Воспитание трудом – это один из испытанных методов педагогики. А.С. Макаренко (1888-1939) в своем произведении «Педагогическая поэма», подробно и живо описал, как беспризорники, т.е. подростки, потерявшие своих родителей в результате революции и Гражданской войны, приобретшие все вредные привычки и живущие воровством и попрошайничаньем, грязные и оборванные, обучаясь и трудясь в специальной колонии, смогли впоследствии стать достойными членами общества. Конечно, данная книга, написанная в эпоху социализма, носит идеологический характер, но это не уменьшает достоинств методов трудового воспитания.

Многие отечественные психологи в своих статьях писали о необходимости применения элементов трудового воспитания в работе с социально- дезапдатированными детьми. Такая деятельность помогает придать жизни умственно-отсталых детей цель, дисциплинирует их, позволяет приобрести трудовые навыки, помогающие выжить, не только за счет пенсии по инвалидности, но и с помощью возможных трудовых свершений.

Есть еще один взгляд на указанную проблему. Любовь к труду – это сублимация, т.е. механизм психологической защиты своего сознания, в силу отсутствия других объектов вожделения. Это версия также имеет право на существование. Если обратиться к биографиям многих великих людей, ученых, композиторов, художников, создавших бесценные научные достижения или творения, являющиеся достоянием человечества, то можно заметить, что в личной жизни они были крайне несчастны, часто именно в силу своей гениальности, ставившей их дело выше забот о семье, быте, хлебе насущном. Их покидали жены, о них не вспоминали дети, часто их помнили только их ученики, разделявшие с ними тяготы и плоды совместного труда. Эти люди любили свое дело больше всего на свете. Оно было их детищем, их самовыражением. Но гении единичны. А как же ведут себя другие обычные люди? Проведенные автором социологические исследования по изучению мотивации труда на предприятиях различных форм собственности выявили, что большинству людей, достигших пенсионного возраста, независимо от уровня образования (высшего или среднего), места работы (коммерческого банка или депо метрополитена), свойственны высшие потребности – в уважении и самовыражении. Удовлетворение этих потребностей сродни любви к труду. Автор считает, что тут имеют место два фактора. Первый, заключается в том, что эти люди уже воспитали своих детей, вывели их на самостоятельную дорогу, вложив в них тем самым свою любовь, конечно чувство любви к детям не уменьшилось, но приняло другие формы, уменьшилось чувство ответственности за детей. У пожилых людей распадаются семьи, по причине естественного старения организма и смерти. Остается множество одиноких вдов и вдовцов, и вместо живой любви друг к другу, остается любовь в сердце, т.е. память. Но тот, кто остался, должен жить дальше, жить каждый день и что-то делать. Иначе его жизнь, становится бессмысленной. Тут-то и выступает на сцену труд, в любой форме. Для людей более образованных, склонных к творчеству он принимает формы создания мемуаров или каких-либо других записей и публикаций, для других людей в виде какой-то простой работы, например, смотрителем музея. Встречаются люди, которые не переставали работать на своем рабочем месте, на протяжении всей жизни, и когда постепенно отпадают ветви дерева, именуемого жизнью (семья, родные и т.д.) труд остается единственным, что является стволом жизни и заставляет человека жить и бороться, несмотря на одолевающие хвори.

Второй фактор заключается в том, что в любви к труду, опять же в зависимости от типа личности человека, его психологических особенностей и деловых качеств, может присутствовать нездоровый, болезненный элемент, навязчивое влечение к труду. Он может возникать у вполне благополучных людей, прекрасных семьянинов, как правило, лиц среднего возраста, обладающих определенными должностными полномочиями. Такое положение вещей называется «работоголия». Нашему слуху более привычно слово «трудоголик». Вторая часть этого слова напоминает о другой человеческой болезни – алкоголизме. И хотя в этой болезни нет ничего смешного, а напротив это трагедия, но с легкой руки сатириков и юмористов оно вызывает у большинства людей улыбку. Соответственно вызывает улыбку и первый термин. Однако «трудоголик» – это не «алкоголик». Это гораздо лучше. Хотя возможно тому, кого называют трудоголиком, и требуется определенная социально-психологическая помощь.

Трудоголик осознает себя таковым, и сам говорит об этом с сожалением. Часто трудоголиками являются современные красивые уверенные в себе женщины. Трудоголизм проявляется в желании сделать свою работу наилучшим образом и заставить других окружающих людей, как правило своих подчиненных, делать ее также наилучшим образом не считаясь с их моральными и физическими возможностями. Анализируя выше содержательные теории мотивации труда, мы рассматривали потребности высшего порядка и в частности потребность во власти. Указанная потребность часто проявляется не в достижении личной власти, т.е. повышения своего статуса, а именно в возможности влиять на других людей для достижения своих целей или целей организации. Потребности высшего порядка, равно как и самовыражение, начинают мотивировать людей после удовлетворения в большей степени всех остальных групп потребностей. Это объясняет тот факт, что трудоголики, как правило, люди обеспеченные, не стесненные в средствах, и часто работающие с преувеличенным энтузиазмом, даже на не очень высокооплачиваемых должностях, но дающих достаточные властные полномочия. Отсюда следует, что основным мотиватором трудоголиков является потребность во власти, не удовлетворенная должным образом. Причина же трудоголизма заключается в завышенной оценке своей роли в процессе коллективного труда и желании оценивать труд подчиненных по своей шкале ценностей.

Самым отрицательным моментом в явлении трудоголизма, является то что человек, особенно, если он руководитель, сам не находит должной удовлетворенности в своей потребности, а главное создает тяжелый социально-психологический климат для своих подчиненных и лишает их внутреннего вознаграждения от полученных результатов труда.

Существуют два способа борьбы с трудоголизмом, как социально-психологическим явлением.

Первый способ - ожидание. Как мы уже отмечали, потребности человека постепенно удовлетворяются и заменяются другими. Так и потребность во власти, может быть удовлетворена с течением времени и заменится какой-либо другой, например, потребностью в познании, либо же какие-то внешние обстоятельства могут заставить человека спуститься на более ранний уровень удовлетворения потребностей, например материальных или потребностей в безопасности. Кроме этого с возрастом человеку свойственно пересматривать свои оценки окружающей действительности. Обычно это происходит один раз в пять лет.

См. например: Иванова А.Я., Мандрусова Э.С. «К вопросу о междисциплинарном взаимодействии специалистов в работе с детьми с социальной дезадаптацией». Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи; защита, помощь, возвращение в жизнь. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Издательский дом «Грааль», 1998, с.185.

Предыдущая

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд - основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая его к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Труд и ра бота - понятия не равноценны, не тождественны. Труд - явление общественное, она присуща только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа - понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа - килограммами.

Обязательные элементы труда - рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются ею в процессе труда. Рабочая сила - основная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда . Предметы труда - это продукты природы, В процессе работы подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительскую стоимость. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или добавляют к основному материалу новые свойства, то - вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания и т. д.

Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношения соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе работы не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, в более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, услуги, создаются культурные ценности и т. д., но появляются. Новые потребности с требованиями их дальнейшего удовлетворения (рис. 1).

Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознанной целью.

Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний - деятельности или бездеятельности, то деятельность выступает как активный процесс, а бездеятельность - как пассивный.

Основными критериями, отличающими трудовую от нетрудовой деятельности, выступают:

связь с созданием благ , т.е. создание и наращивание материальных, духовных, бытовых благ. Деятельность, не связанная с созданием, не является трудом. Например, прогулки, путешествия, игры как форма отдыха, приема пищи, лечебных процедур. Такая деятельность связана с потреблением благ для восстановления работоспособности, развития, воспроизводства жизнедеятельности;

целенаправленность деятельности . Бесцельная деятельность отношение к труду не имеет, потому что это пустая трата человеческой энергии, не дает положительных результатов;

легитимность деятельности . К работе относится только запрещенную деятельность, а запрещенная, преступная деятельность трудом быть не может, так как направлена ​​на незаконное присвоение результатов чужого труда и преследуется законом;

востребованность деятельности . Если человек затратила время и усилия на изготовление изделия, оказался никому не нужным, то такую ​​деятельность нельзя считать трудом.

Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства.

В процессе труда на человека влияет большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, действующих на ее работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, влияющие на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны ее развития, и прежде всего отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Капитализм, т.е. рыночная экономика, -- это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на средства

производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором!

Капитализм, т.е. рыночная экономика, -- это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на сред

ства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Действительными хозяевами в капиталистической системе рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо в убытки для предпринимателя. Они делают бедных богатыми, а богатых бедными. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них -- собственное благо и удовлетворение. Их не волнуют ни денежные затраты капиталистов, ни судьбы рабочих, теряющих работу, в качестве потребителей они перестают покупать то, что покупали прежде.

Когда мы говорим, что производство определенного товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколько сырья и труда уйдет на изготовление А и сколько потребует другой товар. Бессмысленно поэтому противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь. Если бы предприниматель не руководствовался мотивом прибыли, он мог бы производить больше товаров А, несмотря на предпочтения потребителей иметь что-то другое. Стремление к прибыли -- тот фактор, который заставляет бизнесмена наиболее эффективным образом обеспечивать производство наиболее предпочитаемых самими потребителями товаров.

Таким образом, капиталистическая система производства -- это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса. Народом-сувереном является потребитель. Капиталисты, предприниматели и фермеры -- уполномоченные народа. При несоответствии порученному делу, если они не в состоянии производить с минимальными издержками товары, требуемые потребителями, они теряют свои должности. Их обязанность заключается в обслуживании потребителей. Прибыли и убытки -- вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности.

используя текст приведите три объяснения идеи автора о том,что хозяин рынка-потребитель

Для чего необходим рынок труда?

Как действуют спроси предложение на рынке труда?
Почему трудно достичь равновесие на рынке труда?
Каковы причины безработицы?
В чем проявляются особенности различных видов безработицы?
Почему безработица - неизбежная спутница рыночной экономики?
Как государство регулирует занятость населения?

Как труд повлиял на процесмы антропо и социогинеза?каковы цели трудовой деятельности? Как они проявляются в понятиях профессия

Специальность,квалификация? в чем состоят различия труда и игры в жизни человека?

Помогите проверить тест, правильно ли я его сделал. 1. О социальных последствиях научно-технической революции речь идёт в суждении:

Благодаря НТР удаётся повышать производительность труда и качество

продукции

в эпоху НТР качественно меняется предмет труда ― материалы, которые подвергаются обработке в процессе производства

под влиянием НТР изменяется профессиональная структура рабочего класса

2. Интенсивный экономический рост наиболее всего характеризуется:

вовлечением в процесс производства дополнительных факторов производства:природных ресурсов, рабочей силы

Использованием достижений научно-технического прогресса

улучшением качества товаров

3. Экстенсивный экономический рост наиболее всего характеризуется:
+вовлечением в процесс производства дополнительных факторов производства: природных ресурсов, рабочей силы

Использованием достижений научно-технического прогресса

Увеличением количества выпускаемой продукции

4. Противники экономического роста:

полагают, что экономический рост находится в противоречии с общечеловеческими ценностями

ссылаются на последствия загрязнения окружающей среды

Считают, что экономический рост вызывает у людей беспокойство

5. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику связана с:

идеологией

необходимостью эффективно использовать ресурсы

Неравномерностью экономического развития

6. Социальное регулирование рыночной экономики означает:

Поддержание неимущих слоёв населения

равномерное распределение доходов

увеличение налогов для богатых

7. Правовое регулирование рыночной экономики означает:

издание законов, жёстко регламентирующих поведение участников рыночного

процесса

издание законов, направленных на защиту интересов всех участников рыночных отношений

Издание законов, направленных на ограничение монополий

8. На какой из стадий экономического цикла происходит резкое снижение спроса на товары и услуги?
Депрессия
+Кризис
Оживление

9. Какая из приведённых характеристик соответствует стадии оживления?
Выпуск количества товаров достигает докризисного состояния
+Выпуск количества товаров превышает докризисный уровень
Увеличивается безработица и инфляция

10. Какая из характеристик наиболее точно отражает сущность кризиса перепроизводства?
Кризис приводит к неуверенности людей в завтрашнем дне
Кризис характеризуется как негативное явление в экономике
+Кризис ― это закономерная стадия развития, нарушение равновесия в экономике

11. Экономическая функция государства:
обеспечение обороны страны
охрана законности и правопорядка
+поддержка инвалидов и пенсионеров

12. Задача Центрального банка в регулировании денежно-кредитной сферы государства:
+борьба с инфляцией
распределение госбюджета
финансирование крупных сделок

13. Выиграют от повышения уровня инфляции:
военнослужащие, имеющие фиксированный доход
+должники, взявшие деньги в долг под фиксированный процент
кредиторы, дающие деньги в долг под фиксированный процент

14. Эмиссия ― это:

нежелательное явление в экономике

Процесс выпуска денежных знаков с целью регулирования количества денежной массы

Процесс выпуска денежных знаков, неизбежно приводящий к инфляции

Значительную часть своего времени человек проводит на работе, занимаясь тем или иным видом трудовой деятельности. Социальные аспекты труда проявляются в том, что люди, воздействуя на окружающую природную среду, обеспечивают свое существование, а также создают условия для своего дальнейшего развития и прогресса общества. Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания, приобретают новые умения.

Кроме того, важно помнить, что в процессе труда люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в определенные социальные отношения - трудовые отношения.

Социальные отношения, о которых мы говорили выше,- это в конечном счете отношения по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе. Например, в трудовом коллективе работники соблюдают определенные правила, адаптируются в силу объективной необходимости и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто их коллеги, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Но позже каждый работник неизбежно по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими работниками, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т. д.

От чего же зависит характер трудовых отношений? Прежде всего от возможности людей удовлетворить в процессе труда свои основные потребности и интересы. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении (человек добросовестно выполняет свои обязанности ради положительного мнения о себе); потребность в самовыражении (творческое отношение к работе определяет ее высокое качество; работа позволяет получить новые идеи и знания, проявить индивидуальность); потребность в активности (через трудовую деятельность реализуется стремление к поддержанию здоровья); потребность в создании необходимых материальных условий продолжения рода (ценностная ориентация на благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе); потребность в стабильности (работа воспринимается как способ поддерживать существующий образ жизни, материальное благополучие); потребность в общении (возможность общения в трудовой деятельности как самоцель). Подумайте, какие еще потребности могут определять трудовую мотивацию человека.

Осознанные работниками потребности стимулируют их поведение. В этом случае, как говорилось прежде, они принимают конкретную форму - форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам. Интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно человеку для его нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность.

Различают материальные и нематериальные интересы. К первым относят интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Именно они определяют стремление работников к соответствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные условия труда, режиму труда, удобным посменным графикам работы, возможности получения жилья, хорошему медицинскому обслуживанию и т. д. Ко вторым могут быть отнесены интересы к знаниям, науке, искусству, общению, культуре, общественно-политической деятельности и т. д.

Итак, возможность удовлетворения в процессе труда основных потребностей и интересов человека - это ключевой фактор, определяющий возможности развития личности, направленность трудовых навыков, реализацию творческих, физических и иных способностей человека. Он влияет на отношение к труду и удовлетворенность трудом, степень интереса к труду, уровень производительности и качества труда, его культуру

3. Социальные аспекты трудовой деятельности
Введение. Труд- это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.

В данном разделе раскрывается сущность труда как широкого социального процесса. Выделяются общественные функции и формы труда, определяется его социальное качество.

Сравнивается социологический аспект трудовых отношений с функциональным подходом. Выделяются виды социально-трудовых отношений в зависимости от содержания, субъектов деятельности, способа общения, объема властных полномочий и по другим основаниям.

Определяются содержание и виды трудовой адаптации, ее основные стадии, условия полноценной адаптации субъекта в трудовом коллективе.

Дается определение социального контроля в сфере труда, выделяются его основные функции. Приводится классификация видов и форм социального контроля в трудовом коллективе, видов социальных норм и санкций.

Объясняются социально-трудовые отношения, используя понятия удовлетворенности трудом, занятости, безработицы, мобильности, миграции.

Данный раздел также знакомит с основными методами разрешения трудовых конфликтов и принципами анализа результатов экономической деятельности.

^ 3.1 Труд как базовый социально-экономический процесс:

социальная сущность труда, классификация

социально-трудовых отношений.

Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства и производственное взаимодействие работников друг с другом. Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. В процессе труда между носителями живого труда возникают трудовые отношения. Их можно рассматривать в двух аспектах: функциональном и социологическом

Функциональный аспект трудовых отношений предполагает выявление необходимой численности работников, пропорций их профессионального и квалифицированного состава на основе необходимых затрат времени на изготовление определенного продукта труда, трудоемкости изготовления продукции и т.д.

Социологический аспект трудовых отношений означает выявление равенства-неравенства между участниками процесса труда, социального положения отдельных субъектов и групп работников, их интересов, мотивов, трудового поведения и т.п.

Труд выступает не только экономическим, но и фундаментальным социальным фактором, определяющим все жизненные устремления современного общества. Трудом обусловлены экономическая деятельность и социальная структура, важнейшие факторы социализации личности, культура общества, образ жизни людей, уровень ихматериального благополучия и т.д. Взаимодействуя между собой в процессе труда, люди вступают в широкую сеть социально-трудовых отношений. Благодаря им осуществляется распределение результатов экономической деятельности (экономическая функция трудовых отношений), предоставляется возможность работникам участвовать в делах предприятия (демократическая функция), обеспечиваются условия субъектам для их интеграции в общественную жизнь (социальная функция). Среди многообразия социально-трудовых отношений выделяют их характерные типы и виды.

К основным типам социально-трудовых отношений относят:

1. Патерналистские отношения. Они характеризуются сильно выраженной регламентацией со стороны государства или администрации предприятия.

2. Партнерские отношения основаны на договорном регулировании с учетом интересов всех участвующих сторон.

3. Конкурентные отношения выражают стремление получить односторонние преимущества без учета интересов другой стороны.

4. Солидарные отношения предполагают общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов сторон.

5. Субсидиарные отношения означают стремление субъектов к личной ответственности за свои действия и достижение своих целей.

6. Дискриминационные отношения основаны на произволе, незаконном ограничении прав субъектов социально-трудовых отношений.

7. Конфликтные отношения выражают обострение противоречий субъектов социально-трудовых отношений.

Выделяю такжевиды социально-трудовых отношений (табл. 3.1.1)

Таблица 3.1.1 Виды социально-трудовых отношений




Основание классификации

Виды отношений

1

По содержанию деятельности

Производственно-функциональные

Профессионально-квалификационные

Общественно-организационные


2

По субъектам отношений

Межорганизационные (межпроизводственные)

Внутриорганизационные (внутрипроизводственные)


3

По характеру распределения доходов

В соответствии с трудовым вкладом

Не в соответствии с трудовым вкладом


4

По способу общения

Безличные (опосредованные)

Личные (непосредственные)


5

По объему властных полномочий

По горизонтали

По вертикали


6

По степени регламентированности

Формальные (официальные)

Неформальные (неофициальные)

Социальная сущность труда выражается, прежде всего, через общественные функции и формы труда, а также социальное качество труда. Основные общественные функции труда.

1. Создание общественного богатства (материального и духовного).

2. Реализация потенциального общественного богатства (природных полезных ископаемых, интеллектуального потенциала общества).

3. Развитие, самовыражение и самоутверждение личности.

Труд реализуется в таких общественных формах, как обобществленный труд, мелкогрупповой труд, индивидуальный труд.

Социальное качество труда заключается в воздействии трудовой деятельности работника на его социальные роли, социальное положение, интересы, образовательный и профессионально-квалификационный уровень, другие социальные характеристики. Такое воздействие обусловлено влиянием орудий труда, технологии, условий труда, форм организации труда и др.

Характер труда отражает способ соединения производителя со средствами производства, обусловленной господствующими в данном обществе отношениями собственности. Так, в рабовладельческом обществе раб – и средство труда соединялись как собственность рабовладельца. И это порождало личную зависимость работника от того, кто присваивал результаты его труда. В капиталистическом обществе работник может соединяться со средствами труда, продавая свою рабочую силу и оставаясь лично свободным. Таким образом, труд по своему характеру может быть рабским, барщинным, наемным (Соколова Г.Н., 2002).

Отношение к труду , согласно Г.Н. Соколовой, – сложное социально-трудовое явление. Это характеристика типа духовной связи индивида с предметом, средствами и продуктом труда, а также с производственной средой. Его основными элементами выступают:

Мотивы и ориентации трудового поведения;

Реальное или фактическое трудовое поведение;

Вербальное трудовое поведение (оценка работниками своей трудовой ситуации).

Среди показателей отношения к труду выделяют объективные показатели (ответственность, добросовестность, инициативность, дисциплинированность и т.д.) и субъективные показатели (общая удовлетворенность работой, частичная удовлетворенность отдельными элементами процесса труда: заработной платой, условиями труда, взаимоотношениями в коллективе и т.д.).

На отношение к труду влияет ряд факторов: производственных и непроизводственных. К производственным факторам относят: оплату и условия труда; организацию труда; производственную самостоятельность; взаимоотношения в коллективе и др. Среди непроизводственных факторов отношения к труду выделяют: уровень жизни работников; образовательный и профессиональный уровень работников; стаж трудовой деятельности; развитость социальной инфраструктуры; состояние трудовой морали и т.д.

Понятие содержание труда выражает производственно-техническую сторону соединения работника со средствами труда, характеризует процесс труда как взаимодействие человека с природой (орудиями и предметами труда). Содержание труда представляет собой совокупность выполняемых работником действий и их соотношение, состав конкретных трудовых функций. Различают следующие трудовые функции работника: энергетическая; технологическая; контрольно-регулирующая; управленческая; информационная. Используя ручную технику, человек осуществлял обмен веществ с природой при помощи опосредствующей функции; машинная техника позволила человеку осуществлять обмен веществ с природой при помощи регулирующей функции; современная научно-техническая революция дает ему возможность контролировать внутренний механизм явлений и предметов природы с помощью контролирующей функции (Соколова Г.Н., 2002).

^ Содержательность труда - это насыщенность его умственной деятельностью, выражение сложности, разнообразия выполняемых трудовых функций, интеллектуально-психологическая характеристика труда.

Главным фактором, влияющим на изменение структуры трудовых функций, выступает научно-технический прогресс. Под его влиянием изменяются содержание и содержательность труда.

^ Условия труда – это совокупность социально-экономических, технико-организационных, социально-гигиенических и социально-психологических условий, влияющих на здоровье и работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности трудом, на эффективность производства, уровень жизни и развития личности.

^ Удовлетворенность трудом - это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным ее аспектам, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии.

Существует целый ряд достаточно конкретных значений удовлетворенности трудом, отражающих ее роль, функции, последствия в социально-экономической жизни, в организации и управлении.

1. В результате изучения оценочных отношений людей к благополучию в быту, социально-экономической системе, социальному климату установлено, что работа и карьера имеют для них наибольшее значение наряду с такими ценностями, как здоровье, личная жизнь, полноценный досуг, часто занимая в этом рейтинге первую позицию. Одним словом, удовлетворенность трудом есть, прежде всего, социальная удовлетворенность, важнейший показатель качества жизни индивидов и групп, населения, нации. Вопросы "как живем?" и "как мы трудимся?" во многом совпадают для одних людей в молодости, для других - в зрелом возрасте.

2. Удовлетворенность трудом имеет функционально-производственную значимость. Она влияет на количественные и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательность в отношении других людей. Отношение к труду может основываться на самооценке работником своих деловых качеств и показателей. При этом самоудовлетворенность и самонеудовлетворенность в зависимости от конкретного случая могут положительно и отрицательно влиять на работу.

3. Забота работодателя об удовлетворенности людей их трудом определяет некоторые существенные типы управленческого поведения, трудовых отношений вообще. Работодатель часто скептически относится к производственно-экономическому эффекту всяких мероприятий по гуманизации труда и их финансирование считает нерациональным. Средства на эти цели обычно тратятся под давлением профсоюзов, рабочих масс или правовых инстанций.

4. Удовлетворительные, с точки зрения работника, характер и условия труда - это важнейший фактор авторитета руководителя. Для работников та администрация лучше, которая способна сделать лучшим их труд.

5. Удовлетворенность трудом часто является индикатором текучести кадров и необходимости соответствующих действий по ее предотвращению.

6. В зависимости от удовлетворенности трудом повышаются или понижаются требования и притязания работников, в том числе и в отношении вознаграждения за работу (удовлетворенность может снижать критичность в отношении оплаты труда).

7. Удовлетворенность трудом является универсальным критерием объяснения, интерпретации самых разных поступков отдельных работников и трудовых групп. Она определяет стиль, способ, манеру общения администрации с трудовым коллективом. Иначе говоря, различается поведение удовлетворенных и неудовлетворенных людей, различается также управление удовлетворенными и неудовлетворенными людьми.

^ Трудовая адаптация и социальный контроль

в трудовом коллективе

Трудовая адаптация - это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором в отличие от биологического и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений трудового коллектива, усваивает новые для него социально-трудовые роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами трудового коллектива, тем самым подчиняя свое поведение предписаниям данного предприятия.

Выделяют первичную и вторичную трудовую адаптацию. Первичная имеет место при первоначальном вхождении работника в трудовую среду, вторичная - при смене рабочего места, профессии, должности и т.д.

Трудовая адаптация имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной и культурно-бытовой адаптации.

1. Профессиональная адаптация выражается в овладении профессиональными навыками, формировании необходимых профессиональных качеств, приобретении профессионального мастерства и т.д.

2. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации.

3. Общественно-организационная адаптация означает освоение новым субъектом организационной структуры организации, трудового распорядка, режима труда и отдыха, особенностей системы управления.

4. Психофизиологическая адаптация - это процесс освоения человеком условий и ритма труда, санитарно-гигиенического комфорта, психофизиологических нагрузок труда и т.д..

5. Культурно-бытовая адаптация - это участие новых членов трудового коллектива в традиционных для данного предприятия мероприятиях вне рабочего времени.

В процессе адаптации работник проходит три основные стадии: 1) ознакомление с трудовой ситуацией; 2) приспособление к трудовой ситуации; 3) объединение с трудовой ситуацией.

Показателями степени адаптированности работника к трудовой среде выступают: эффективность и качество труда; усвоение социально-трудовой информации; трудовая активность; удовлетворенность трудом и др.

На процесс трудовой адаптации могут оказывать влияние как объективные, так и субъективные факторы.

К объективным факторам трудовой адаптации относятся условия, не зависящие от работника: уровень организации труда; автоматизация труда; условия труда; масштабы трудового коллектива; его месторасположение и др.

К субъективным (личностным) факторам относятся: социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение); социально-психологические характеристики (уровень притязаний, трудолюбие, самоконтроль, коммуникабельность и т.д.); социологические (степень профессионального интереса, степень материальной и моральной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на повышение квалификации и т.д.)

Одним из условий, способствующих трудовой адаптации, выступает профессиональный отбор персонала. Его целью является выявление пригодности человека выполнять определенную работу.

Профессиональный отбор предполагает описание профессии, составление профессиограммы рабочего места, а также карты личности, отражающей природные данные индивида, его наклонности, социальные, психологические и физиологические особенности.

Другим условием полноценной трудовой адаптации является наличие возможностей для профессионального роста работника, его служебной карьеры. Наличие перспективы продвижения по профессиональной и служебной лестнице способствует скорейшей первичной трудовой адаптации молодых специалистов.

В процессе производственной адаптации важную роль занимает личностный потенциал работника (рис.3.1.2). Это совокупность определенных черт и качеств работника, которые формируют определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность самоутверждения, уравновешенность и т.д. то есть личностный потенциал характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельностную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.

Исследователи отмечают, что передовым работникам присущи следующие черты: энергичность, умение управлять своими эмоциями, готовность открыто излагать свое мнение, способность изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, но не силы.

Важную роль в регулировании жизни трудового коллектива выполняет социальный контроль. Социальный контроль называют особым институтом общества, призванным предотвращать и исправлять те социальные отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник