28.08.2019

Шедевры спортивной фотографии. Съемка спортивных мероприятий и экстрима


Привет, на этой странице спортивный фотограф расскажет и покажет, как делается спортивная фотосессия. Здесь можно посмотреть фотографии со спортивных мероприятий, экстремальной съемки и фотосессии в спортивном стиле.

Спортивный фотограф

Спортивный фотограф – это всегда интересный, но часто экстремальный образ жизни с высокой скоростью течения происходящих событий.

Съемка спортивных мероприятий

Экстремальная фотосъемка

Фотосъемка экстремальных видов спорта требует от фотографа столько же отваги, сколько и от спортсменов экстремальщиков, потому что все выгодные точки для съемки находятся в наиболее труднодоступных местах.

Такому же серьезному испытанию подвергается и фототехника в экстремальных условиях, поэтому надо быть морально готовым к материальным и психологическим жертвам. Фототехника для экстремальной фотосъемки должна быть надежной, компактной и резервируемой. Мой походный комплект, для спортивной съемки мероприятий или для небольшой экстремальной экспедиции, включает в себя:

  • Профессиональный фоторюкзак с защитными отделениями для объективов и фотоаппаратов;
  • Объективы 12, 24-70 и 70-200 мм;
  • Две зеркальные цифровые камеры Nikon;
  • Внешнюю вспышку с синхронизатором;
  • Складной штатив;
  • Двойной комплект батареек, аккумуляторов, зарядок и флешек;
  • Набор для чистки матрицы и объективов;
  • Иногда ноутбук для хранения фотографий и оперативной обработки.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

К Международному дню спортивной фотожурналистики мы выбрали впечатляющие спортивные фотографии разных лет.

Изо дня в день в мире появляются миллионы спортивных фотографий, запечатляющие моменты побед и разочарований атлетов. Среди них попадаются плохие, хорошие и настоящие произведения фотоискусства, но лишь некоторые фотографии достойны того, чтобы их записали в учебники по истории. Спустя годы именно такие снимки будут рассказывать нам о мужестве и самоотверженности спортсменов, преодолевающих границы человеческих возможностей.

В Международный день спортивной журналистики сайт выбрал 19 самых впечатляющих фотографий спорта.

Бой за чемпионский пояс в тяжелом весе между Мухаммедом Али и Сонни Листоном, 25 мая 1965 года. На 2 минуте 12 секунде первого раунда после "удара Фантома" была зафиксирована победа нокаутом Мухаммедом Али. Фотограф Neil Leifer.

На 51-й минуте матча Аргентина - Англия Диего Марадона забил рукой один из самых знаменитых футбольных голов, вошедший в историю под названием «рука Бога». Фотограф Дэниель Мотц.

"Курильщики" - самая продаваемая фотография в истории Tour de France. В 20-е годы среди велогонщиков бытовало ложное мнение о том, что курение является продвинутым методом очистки легких и увеличения их дыхательной мощности и объема, а так же повышает работоспособность.

Два легендарных капитана Пеле и Бобби Мур обмениваются майками в знак взаимоуважения. Чемпионат мира по футболу, 1970 год.

Медалисты в забеге на 200-метров Томми Смит и Джон Карлос команды США поднимают кулаки вверх, символизируя расовое равноправие на Олимпийских Играх в 1968 году в Мексике. Фотограф Neil Leifer.

Борцы сумо Тасаютака и Тойохибики не хотят друг другу уступать во время боя на большом летнем турнире в Токио, Япония.

Майк Тайсон со своим двухмесячным сыном Мигелем после проигрыша Ленноксу Льюису, 2002. Фотограф Neil Leifer.

"Кубок Вызова" 1979 года, финал между сборными хоккея СССР и Канады закончился счетом 6:0.

Майк Тайсон кусает ухо Эвандера Холифилда во время поединка в супертяжелом весе, 1997 год. За инцидент боксерскую лицензию Тайсона временно аннулировали, а сам он был оштрафован на 3 миллиона долларов.

Именно этот молодой человек стал первооткрывателем ныне распространенного чудачества на стадионах. Майкл О"Брайен создал «бегающий» тренд в 1974 году и был схвачен полицейскими, когда Англия поборола Францию в Твикенхеме. Фотограф Дэвид Кэннон.

Участник Чемпионата мира по прыжкам с трамплина принимает участие в официальной тренировке на фоне города Саппоро 30 января. Фотограф Kazuhiro Nogi.

Спортивная фотография была своеобразной отдушиной для фотографов в советское время: здесь намного реже, чем в других жанрах, случались вмешательства по политическим или идеологическим причинам, что, кстати, часто становилось причиной выбора именно спортивной тематики для фотокорреспондентов. Однако и тут случались свои истории. Например, этот кадр Л. Бородулина с Олимпийских игр 1960 года в Риме, опубликованный на обложке «Огонька», вызвал острую критику идеолога СССР Михаила Суслова за формализм и получил из его уст емкое название «летающая жопа».

Текст: Мария Ващук (РИА Новости)

Благодарим группу РИА Новости за предоставленные для публикации фотографии.

1-3. Игорь Уткин. 1-е место в категории «Спорт» WPP. 1968

Спорт становится важным элементом в имидже страны

К середине XX века возможности фототехники были настолько ограниченны, что большинство сил и внимания фотографов было направленно на то, чтобы сделать качественный, резкий или сюжетно важный кадр. Некоторым удавалось поймать выразительный момент движения или успеть зафиксировать непредвиденную, курьезную ситуацию — это считалось большим успехом, удачей и просто показателем высокого профессионализма. Главным же было просто поймать нужный момент или нужного спортсмена — именно на это были направлены все силы и внимание фотографов, художественная ценность снимка оставалась на втором плане.

Олимпиада в Хельсинки 1952 года — первая Олимпиада, в которой участвовали советские спортсмены. С этого времени спорт становится важным аспектом общего имиджа страны. Интерес к нему увеличивает спрос на спортивную фотографию, улучшение качества печати, появление цвета в ежемесячных изданиях (единственная ежедневная газета «Советский спорт» еще очень долго оставалась черно-белой) — одним словом, повышает требования к качеству фотографии, и при этом дает новые возможности для фотографов.

Вместе со спортсменами на крупные международные соревнования начинают выезжать спортивные фотографы. Конечно, попадали в такие поездки всего несколько человек, и оформлялись они как участники турпоездки, для которой надо было пройти множество инстанций и проверок, получить особые разрешения. Но это была огромная привилегия именно спортивных фотографов. По сути, только они в то время имели возможность общаться и работать в тесном контакте с зарубежными коллегами.

Оперативная передача фотографий с места событий — мероприятие из ряда вон выходящее. За это даже не всегда хвалили. Например, вот такой разговор вышел у фотокорреспондента «Советского спорта» Бориса Светланова, который решил оперативно передать фотографию первой олимпийской победы ленинградской лыжницы Любови Козыревой в 1956 году:

4. Дмитрий Донской. Заслуженный мастер спорта СССР Давид Ригерт. 1975

— Как было дело? — сурово спросил министр.

— Когда закончилась 10-километровая гонка и Козырева стала чемпионкой, я, отсняв всю пленку, пошел в Associated Press, у них прямо на снегу была разбита большая палатка.

— Один пошел?

— Да нет, с бутылкой «Столичной», конечно.

— Ты-то вопросы решил, а валюту нам платить придется…

— Так я же перегнал через АP снимки нашей первой чемпионки на Белых Олимпиадах! Это история, Николай Николаевич!

— За историю спасибо. Деньги мы заплатим, а в редакции получишь выговор — на всякий случай.

Именно в 1950-е годы начинает определяться «профильность» спортивного фотографа: знание всех тонкостей спорта и понимания логики поведения спортсменов дает больше преимущество при равно плохих технических возможностях. Часто в спортивные фотографы переходят спортсмены-любители и даже профессионалы. Например, легендарный советский вратарь Алексей Хомич после окончания спортивной карьеры стал спортивным фотографом. Знание футбола, а также хорошие знакомства позволяли ему получать преференции при съемках. Правда, из-за его слишком большого небезразличия к спорту это не всегда помогало сделать ему хороший кадр.

«… Неизменно занимая место за воротами, Хомич, по воспоминаниям того же Филатова, ни разу не принес в редакцию снимок, запечатлевший голевой момент. «Алексей Петрович, Вы же стояли возле тех ворот, куда забили два мяча. Где же эти фотографии?» Хомич: «Да как можно было пропускать такие мячи? Я ему, пижону, кричу!!!»

Но самое главное, что именно с 50-х годов начинаются важные усовершенствования в технике фотографии. Ключевым моментом стало появление и распространение зеркальных фотоаппаратов.

С зеркалками стали использоваться различные объективы, в том числе и длиннофокусные, которые предоставили новые возможности: во-первых, фотограф теперь мог снять не только то, что находится достаточно далеко, но даже и то, что не всегда видно невооруженному глазу. Телеобъектив, изменяя пространство, делает его более плоским, а это дает новые изобразительные возможности в целом. Более простыми стали и наводка на резкость, и перемотка пленки — а это позволило снимать больше кадров в один отрезок времени.

Например, эту серию, победившую на WPP в 1968 году (1-е место в категории «Спорт») молодой лаборант АПН Игорь Уткин сделал во время одного из матчей в Москве. Естественно, после победы на престижном конкурсе он был сразу же переведен в разряд «фотокорреспондентов» и в будущем получил еще две награды WPP именно за спортивную фотографию, которая стала его главной темой. Удивительно здесь не столько выразительность и художественность фотографий, а то, что фотограф вручную успел резко снять три последовательных кадра очень краткого момента игры. Кстати, такие «раскадровки» движений спортсменов стали очень популярны в спортфото благодаря замедленным повторам во время трансляций по телевидению важных выступлений.

5. Лев Бородулин. Оторвался.
Публикация в журнале «Огонек» 1960

Дайте мне Nikon — и я переверну весь мир!

Своеобразной вехой стало создание зеркальной камеры Nikon F (1959 год), в которой одновременно были реализованы многие новинки того времени. Причем часто этой камере приписывали почти магические свойства. «Дайте мне «Никон» — и я переверну мир!», — говорили в то время советские студенты журфака, которым чаще всего о «никонах» приходилось только мечтать…

Конечно, многие элементы управления еще оставались ручными, и от фотографа требовался высокий уровень знаний именно технических вопросов. Зато фотографы получили максимальное количество новых изобразительных возможностей — и активно осваивали их использование.

Целый этап в развитии спортивной (и не только) фотографии связан с творчеством Льва Бородулина. Художник по первому образованию, он последовательно отстаивал в своих работах значение фотографии как особого вида искусства. Каждый его кадр — прежде всего выверенная художественная работа.

Интересно, что и на Западе в это же время происходит процесс признания фотографии как особого вида искусства. Например, в 1971 году в Лондоне проходит аукцион «Сотбис», на котором впервые выставляются фотографии.

Бородулин в своих творческих поисках многие приемы позаимствовал у фотографов старшего поколения, расширяя их новыми подходами и используя новаторские технические приемы. Он одним из первых стал применять циркулярный «фишай» для создания необычных, запоминающихся композиций.

Резкие ракурсы и жесткие диагональные композиции были известны еще с 20-30-х годов, он же добавил новую динамику, лаконичность и образность. А используя контрастные способы печати, добивался особой графичности в своих фотографий.

Новое рождение в это время получила и съемка с проводкой, когда особую красоту смазанного движения получалось показать на цветных кадрах. Например, Дмитрий Донской одним из первых использовал новые возможности объективов с переменным фокусным расстоянием: во время съемки на относительно длинной выдержке плавно поворачивается кольцо зумирования, и возникает эффект приближения изображения.

6. Сергей Гунеев. Бег с препятствиями.
3-е место в категории «Спорт» WPP. 1980

Новые возможности: дистанционное управление

Дистанционное управление позволило делать фотографии с точек, ранее не доступных фотографу. Например, для того чтобы сделать кадр Олимпиады в Москве, Сергею Гунееву пришлось поставить камеру (кстати, Nikon F2) практически в лужу. Интересно, что снимок был задуман и даже «отрепетирован» почти за год до Олимпиады — во время VII Спартакиады народов СССР 1979 года, где Гунеев вместе со своим старшим коллегой Дмитрием Донским первый раз попробовали сделать подобное.

Вообще, в то время фотографы часто «придумывали» фотографии задолго до съемки. Этот прием был не нов — еще Родченко рассказывал, что придумывал композицию некоторых своих кадров заранее. Но в спортивной фотографии такой подход на долгое время стал одним из основных: несовершенство техники при максимальных скоростях событий не давало фотографу оперативно среагировать на происходящее.

В этом смысле особенно «повезло» фотографам АПН: агентство получало по подписке важнейшие зарубежные журналы, и (если фотографу удалось получить разрешение на доступ в спецхран) можно было подсмотреть идеи у западных коллег.

Еще один кадр Сергея Гунеева была сделан именно так: автор заранее придумал, что постарается противопоставить неподвижность теннисных столов с размазанностью резких движений спортсменов.

7. Сергей Гунеев. Чемпионат Европы по настольному теннису.
1-е место в категории «Спорт» WPP. 1985

Постановка как способ получить яркий образ

Многие фотографии того времени и вовсе постановочные. Дело в том, что тогда это не шло в разрез с представлениями о работе фотожурналиста. Часто фотограф просто технически не мог сделать нужный кадр вовремя — и тогда нормально было попросить спортсмена повторить похожую ситуацию.

Например, фотография спортивного фотографа Игоря Уткина, занявшая 3-е место на конкурсе WPP в 1983 году, родилась так: фотограф сначала увидел нужный момент, но снять не успел. Поэтому попросил вратаря несколько раз повторить свой прыжок — и вратарь «напрыгал» на 8 пленок.

Фотограф Анатолий Бочинин, снимавший спорт для «Огонька», так рассказывает о своей работе в то время: «Фотокорреспондент, как это ни банально звучит, должен думать, как раскрыть тему. К примеру, мне надо было снять Юрия Власова, олимпийского чемпиона Рима, самого сильного человека планеты. Долго думал и нашел выход. Пока Юра тренировался в зале ЦСКА, я успел забежать в одну из соседних школ и уговорил дать мне напрокат два самых больших глобуса. Когда Власов поднял их на руки, стало ясно: именно он — символ самого сильного человека на земле».

Часто к постановке прибегали и потому, что не всегда была возможность получить фотографию конкретного события или она была недостаточно выразительна, — и тогда нужно было создать яркий визуальный образ спортсмена. Часто в таких случаях фотограф старался снять героя в неформальной обстановке: либо на тренировке, либо с семьей, либо в любой другой, нестандартной ситуации.

8. Дмитрий Донской.
Хоккеист Владислав Третьяк с женой и детьми. 1975

К сожалению, делалось это часто по одному шаблону, в достаточно ограниченное время для съемки. И если посмотреть фотографии того времени, становится очевидным единообразие сюжетов: с семьей, с медалями, со спортинвентарем, во время учебы… Это было извинительно тем, что на кадрах изображены всем известные кумиры в ситуации, в которой зрители не привыкли их видеть, или на тренировках, показывающих изнанку спортивных будней.

Но, конечно, были и исключения. Например, серия Владимира Вяткина «Девушки-птицы» о синхронистках. Законченная уже позднее описываемого периода и получившая премию на WPP в 2003 году, она снималась на протяжении десятка лет и рассказывает о том, какой путь проходят девочки — от первых занятий в спортзале до олимпийских побед.

Таким образом, к концу 1980-х годов спортивные фотографы могли делать сюжетно важные кадры ключевых событий. Пока они далеко не всегда были по- настоящему красивыми, поэтому часто выразительные, экспрессивные и образные снимки делали не на важных событиях, а на тренировках, во время репетиций, методом постановки. Интересные серии о спортивных героях снимались по нескольку лет, «очерки» в неформальной обстановке делались на скорую руку и по шаблону.

По сути дела, работа спортивного фотографа состояла в равной степени из виртуозного владения техникой, из отличного знания специфики спортивных событий, а также во многом зависела от воображения и образного мышления. Многие фотографии той поры создавались в головах фотографов еще до того, как была нажата кнопка спуска на фотоаппарате. По сути дела, спортивная фотография времен 50-80-х в своих лучших образцах демонстрировала в первую очередь воображение и творческие возможности самого фотографа, и в меньшей степени — реальность происходящего на кортах и стадионах.

9. Игорь Уткин. Ольга Бичерова — ученица 8-го класса одной из московских школ. Будущая абсолютная чемпионка мира по спортивной гимнастике. 1981

10

11

10,11. Владимир Вяткин. Из серии «Девушки-птицы».

Любите спорт. Мало смысла в желании войти в эту сферу, если вашей единственной причиной является финансовая сторона. Спортивный фотограф-энтузиаст гораздо легче захватит реальную суть спортивного действа, потому что ваши природные инстинкты помогут вам научиться распознавать жизненно важные моменты, заслуживающие съемки.

Приготовьтесь проявить амбиции. Спортивная фотография является соперничающим занятием, и вы должны обладать одновременно отличными навыками в фотографии и общении, чтобы работать с людьми, которые могут помочь вам найти удобную позицию для съемки лучших кадров.

  • Совершенствуйте свои навыки в фотографии. Если вы новичок, пройдите курсы, где вас научат как можно большему количеству технических элементов и специальных техник. Если вы сможете найти занятия по специальности «спортивная фотография», это будет намного лучше. Прочтите статьи сайта wikiHow о фотографировании спортивных мероприятий, которые помогут вам научиться фокусироваться.
  • Улучшайте свое умение общаться с людьми. Зачастую к лучшим местам для наблюдения за действием в профессиональном спорте относят те, где размещены идеальные для обзора сидения или VIP боксы. При желании туда попасть вам следует быть очень профессиональным, ненавязчивым и вежливым с людьми, окружающими вас.
  • Тренируйте ваши умения в спортивной фотографии, снимая кадры любительских игр по какому-либо из видов спорта. От хоккея до футбола, от плавания до верховой езды, испробуйте столько видов спорта, сколько возможно, чтобы расширить ваши навыки и тщательно все опробовать.

    • Начните с простого вида спорта и двигайтесь дальше по своему пути к более сложным спортивным мероприятиям. Например, легче начать со спорта с небольшими передвижениями, чем с такого вида, где присутствуют высокие скорости и быстрые смещения. Скажем, легче захватить в кадре гребца, чем вратаря.
  • Убедитесь, что вы используете надлежащее оборудование. Инвестируйте деньги в качественные камеры и объективы. Многие спортивные состязания требуют наличие быстрых телеобъективов (чтобы вы могли приблизить кадр) с быстрым автофокусом (механизмом). Широкая диафрагма важна для выделения объекта и расфокусировки окружающего пространства, быстрого реагирования на движение, а наличие короткой выдержки позволяет «заморозить» действие.

  • Составьте портфолио из ваших самых лучших фотографий по целому ряду видов спорта. Подумайте о компоновке одновременно печатного экземпляра портфолио и одной онлайн версии. Всегда выбирайте самое лучшее и отбрасывайте все остальное, даже то, что вам лично нравится (вы можете посмотреть на последнее после работы!) Покажите свой талант в наилучшем свете. Попробуйте показать следующее:

    • Ваше мастерство захвата движения
    • Ваше умение поймать скорость
    • Стоит указать вашу сноровку в распознавании момента, например, агонии на лице голкипера, когда он пропускает гол, или боли на лице велосипедиста, искаженном из-за упавшего велосипеда, либо огромного восторга пловца, когда он касается рукой стены и побеждает.
    • Ваши навыки в использовании фонов или других элементов, чтобы показать общее ощущение
    • Ваше искусство отражения настроения толпы.
  • Спорт всегда был и будет одним из интереснейших объектов съемки. Живые неподдельные эмоции, командный дух и конкурентная борьба, переживания на грани срыва, горечь поражений и головокружительная радость побед - все это делает спортивные фотографии наглядными образцами самых мощных человеческих эмоций. Сегодня, специально к XXII зимним Олимпийским играм, мы представляем обзор лучших спортивных фотографов России.

    Александр Земляниченко

    Александр Земляниченко - один из самых известных современных российских фотожурналистов, начальник отдела фотографии московского бюро агентства Associated Press . Он дважды становился лауреатом Пулицеровской премии : первый раз - в составе команды из пяти фотографов Associated Press за репортаж о путче 1991 года, второй - за снимки президента России Бориса Ельцина, в 1996 году станцевавшего на рок-концерте.

    • Осознанно я начал снимать еще в старших классах, но думаю, тогда это все было игрой, не более, - вспоминает Александр. - Потом, уже учась в вузе, я начал сотрудничать сначала со студенческой газетой, потом с областной, а закончив институт, на следующий же день пошел работать фотокорреспондентом .

    Сам Александр причисляет себя к «небольшому количеству профессионалов, которые претендуют, чтобы их называли фотожурналистами»: «Я бы выделил осознанное следование новостям и желание рассказать об увиденном своим языком, языком снимка. Фотограф, фотожурналист должен быть в теме всегда», - говорит он.

    Как настоящий новостной фотокорреспондент, Александр за свою карьеру снимал в том числе и спортивные события. В одном из интервью он так рассказал об особенностях этого вида съемки:

    • Здесь делается большое количество кадров, потому как спорт - это движение, и лучше иметь выбор, чем не иметь. Но опыт редактирования - во-первых, просто опыт, а потом, во время любой съемки нужно знать, чего ты хочешь, будь то пресс-конференция или футбольный матч; опять же, надо знать предысторию. Если это пресс-конференция, например, сирийского оппозиционера, нужно знать, с какими целями он приехал, каков результат переговоров, которые он уже провел, и исходя из этого, снимать и выбирать картинки. Так же и в спорте: если «Спартак» играет с «Динамо», то, может, важен совсем не сам экшн, а интересна реакция тренера, это тоже надо знать заранее. Зачем вы идете снимать этот матч и что собирается писать спортивный журналист? Снимете вы прекрасный полет футболиста с мячом, а по сути, это никому не нужно: да, это будет замечательно висеть на стенке, но об этом никто не напишет, а напишут о нападающем таком-то, потому что завтра его перепродают; такова наша специфика.

    По словам Александра, для него всегда интересен прежде всего человек:

    • С его помощью я могу и событие показать. Если ты снимаешь спортсмена, который только что выиграл забег на сто метров, то по возможности возьми в кадр и того, кто занял второе место, хотя рассчитывал на первое: у них будут разные выражения лиц, это создаст глубину и объемность события, поэтому любую тему я стараюсь решать с помощью героя, - подчеркивает он.

    Александр Неменов

    Александр Неменов, один из самых заметных фотографов современности, рассказывает о себе так:

    • Служил в погранвойсках КГБ СССР в 1987–1989 годах старшим МЭПом на заставе, но самое интересное началось потом. Как это так - служить в погранвойсках и не быть круче всех. Зацепило что-то, когда увидел ребят, пришедших из Афгана дослуживать, в танковом полку, в тылу, у нас. Они сидели на автобусной остановке в афганском х/б - диковинной тогда вещице в Союзе - и улыбкой провожали наш ГАЗ-66 с тревожной группой, выглядывающей из кузова в таком же х/б, только камуфлированном. Моя война растянулась на все девяностые и продолжается до сих пор, к счастью, все реже и реже. С 1990 года я фотокорреспондент ТАСС, с 1997 - агентства France Presse, много поездил. Захотелось рассказать что-то не только в картинках.

    Наибольшую известность получили его снимки, сделанные на чеченской войне, однако и в спорте он достиг весьма влиятельного уровня.

    Фото: Александр Неменов/AFP/Getty Images. Теннисный турнир «Кубок Кремля - 2010», финал, Виктор Троицки против Маркоса Багдатиса

    Юрий Кадобнов

    Юрий Кадобнов - руководитель фотослужбы российского бюро Agence France Presse, неоднократный победитель конкурсов спортивной фотожурналистики, на его счету - десятки соревнований по всем видам спорта.

    Григорий Дукор

    Григорий Дукор - шеф-редактор фотослужбы агентства Reuters в России и странах СНГ. Говорить лично о себе он не любит, для него это неотделимо от рассказа о работе:

    Уже давно я руковожу службой агентства Reuters, люблю снимать. Объемы работы возрастают, конкуренция обостряется. Сейчас мы меняемся, как и весь мир, хотим по-прежнему быть узнаваемыми. Если раньше стояла задача рассказать историю одной картинкой, то сейчас мы делаем все больше фоторепортажи.

    О работе фотографа Григорий говорит однозначно. Вот что он ответил в интервью Челябинскому отделению Союза фотохудожников России на вопрос о гражданской позиции фотографа:

    • У тебя должна быть такая позиция: приходи домой - и говори что хочешь. Но на съемке ты обязан быть абсолютно беспристрастным, иначе работать не сможешь, тому есть немало подтверждений. Иногда спортивные фотографы, пользуясь тем, что у них есть аккредитация, приходят на спортивные мероприятия поболеть, и они не снимают, а болеют. Я это не для того говорю, чтобы осудить их, но делать эти два дела одновременно нельзя, так не получится. Точно так же, если прийти на какое-либо мероприятие, например, собрание коммунистов или кого-нибудь еще, кого лично ты не любишь, хороший снимок не получится. Будешь сторонником происходящего - опять пропустишь все интересное, поэтому свои эмоции надо оставлять в стороне. Если не можешь быть беспристрастным, попроси сделать фотографию кого-то другого.

    Григорий любит снимать спорт, «поскольку в нем все время что-то происходит, все время есть действие. Бывают хорошие фотографии, бывают просто удачные, потому что повезло», - сказал он в интервью порталу Rostov.ru. Григорий уверен, что в спортивной фотографии важно везение:

    • Дубля не будет, на бис никто не повторит, поэтому фотограф готов к тому, что все происходит очень быстро. А везение, конечно, нужно: может произойти то, что и сделает кадр хорошим. Допустим, люди просто пробежали - будет фотография бегущих людей; если один бежал, а второй прыгал - будет уже забавно; один бежал, а второй упал - совсем другая история, вот это снимет не каждый, кому-то повезет, кому-то нет. Но если такого не случилось, то этого не снимет никто, никому не повезет, и получатся обычные фотографии.

    Александр Федоров

    Александр Федоров - специальный фотокорреспондент газеты «Спорт-Экспресс», уже более 20 лет своей жизни посвятивший спортивной фотожурналистике. Преданный своей профессии, он проводит в работе все праздники и выходные дни.

    Так, в 2012 году, в свой 50-летний юбилей, Александр отправился на свой пятый европейский чемпионат. Футбол - его любимый вид спорта, но за свою карьеру он снимал самые разные состязания. В галерее работ Федорова - эмоциональные, яркие, запоминающиеся кадры футбольных, хоккейных и других спортивных соревнований.

    Евгений Тумашов

    Евгений Тумашов - признанный профессионал биатлонной фотографии. Заниматься фотоделом он начал еще в школе. Его карьера началась с газеты «Вечерняя Москва», куда его взяли сначала в лаборанты, а уже через год перевели в фотографы. С 2001 года он работал на биатлонных соревнованиях в качестве фотокорреспондента газеты «Советский спорт», а с 2011 года - фотографом Союза биатлонистов России. В течение 10 лет он следил за гонками и их героями сквозь объектив фотоаппарата и собрал уникальную коллекцию снимков. Осенью 2012 года, накануне старта предолимпийского сезона, в Москве состоялась персональная выставка Евгения Тумашова «Биатлон. 10 лет в объективе».

    • Мне всегда хотелось делать красивые снимки, - рассказывал Евгений порталу «Москва спортивная», - а биатлон дает такую возможность, ведь соревнования обычно проходят в горах. Ни один вид спорта, по-моему, не окружен такой красотой. Не знаю, где еще можно найти подобное разнообразие цветов и оттенков... Вдоль трассы установлены фонари, поэтому съемку можно вести и вечером, и в тумане.

    Сергей Ильницкий - один из лучших современных репортажников. Его снимки публикуют ведущие издания не только России, а в 2013 году он вошел в золотой фонд мировой фотожурналистики, став одним из победителей конкурса .

    • Все больше людей обладает хорошей фототехникой, - поделился он своими мыслями с корреспондентом портала Colta.ru. - Технически грамотный кадр сейчас может сделать каждый, то есть технический навык уже не является критерием успеха. Нужно быть очень быстрым, суметь вложить в снимок, желательно в один, всю суть происходящего, а тут нужны и адресный план, и тот самый решающий момент, и мысль, тогда получится та самая фотоикона - icon picture. И вот это уже не так просто сделать, этим сейчас владеют очень немногие, а для фотоагентства подобное умение - самое главное.

    Премия World Press Photo была присуждена Сергею за серию фотографий фехтовальщиков.

    • Я был сильно удивлен эмоциональностью этого вида спорта, когда снимал, - вспоминает Сергей. - Со мной были иностранные коллеги, более опытные в съемке фехтования, и я спросил: «А эти ребята, они всегда так эмоциональны? Кричат, плачут, прыгают, масками кидаются?» А фотографы какую-то шуточку отпустили, вроде: «Так это ж тебе на руку, братан», и поржали. На наш разговор отреагировал спортсмен, сидевший рядом ниже и не участвовавший в соревнованиях в тот день. Он объяснил, что всю жизнь готовился именно к этим Играм: с самого детства мечтал выиграть олимпийскую награду, даже если не золото - неважно, главным для него было взойти на пьедестал почета. И он 15 лет непрерывно тренировался. Выигрывал, конечно, кубки Европы и мира, но готовился именно к Олимпийским играм. И вот у него есть единственный шанс, один на всю его жизнь: в следующих Играх он, может, не будет участвовать, так как пик его физической и психической формы пройдет, отсюда и эмоции. Я его так понял в тот момент, что мне стало гораздо легче снимать. Я просто прочувствовал все, что происходит в этом спорте. Один раз отвлекся - и в тебя вонзили клинок. Вся твоя жизнь сосредоточена на кончике этой шпаги. Одно касание, один укол - и ты либо победитель, либо проигравший. Поэтому серия и называется The Golden Touch.

    Дмитрий Азаров

    Дмитрий Азаров - фотокорреспондент газеты «Коммерсантъ», входящий в так называемый кремлевский пул, и ученик Владимира Гургеновича Мусаэльяна, личного фотографа Брежнева, позже написавшего книгу «Генсек и фотограф». Наиболее известные проекты Дмитрия посвящены критическому осмыслению политической ситуации в России. Одни из самых известных его работ - серии «Удвоение личности» и «Четыре сезона Владимира Путина». Большую популярность получила фотокнига об олимпийцах «Околоколец, или Уроки канадского», изданная Дмитрием вместе с журналистом Андреем Колесниковым.

    Российский фигурист Евгений Плющенко (слева) и японский фигурист Дайсуке Такахаши (справа)/ Фото Дмитрия Азарова

    Иван Секретарев

    Иван Секретарев - фотограф Associated Press. За свою творческую карьеру он сделал огромное количество репортажных снимков - спортивные соревнования, горячие точки, политические и культурные события.

    Карьеру фотокорреспондента Иван Секретарев начал в 1991 году в детской газете «Глагол», позже работал в «Московской правде», «Российской газете» и «Известиях». Как надо пользоваться фотокамерой, ему объяснил отец. «Вот это объектив, а это кнопка, - сказал он, - а нажимать на нее надо вот так», - вспоминал Иван.

    • В моем становлении как фотографа, - отметил он в интервью порталу «Москва спортивная», - большую роль сыграли двое друзей отца: Александр Григорьевич Курбатов, бывший для меня образцом, когда я работал в газетах, и шеф-фотограф агентства Associated Press Александр Владимирович Земляниченко. Именно он позже подобрал меня, выучил и выпестовал под своим крылом. А в мае 1998-го я стал фотографом московского бюро этого новостного агентства.

    Снимая спорт, Иван ощущает себя «вовлеченным в игровой процесс», а потому не может «объективно оценивать эти картинки»:

    • Хочется только, чтобы, вглядываясь в них, можно было и через год вспомнить и ощутить всплеск эмоций, который поразил меня когда-то. В спорте есть и драматизм, и красота, и разнообразие чувств. Мне это нравится и как зрителю, и как фотографу. Я стараюсь не просто зафиксировать какую-то фазу спортивного действа, а запечатлеть такой момент разворачивающейся передо мной истории, который может стать решающим или же открыть нам то, о чем мы даже не в состоянии догадаться, - говорит он.

    Олег Наумов

    Олега Наумова называют одним из самых востребованных спортивных фотографов. Он сотрудничает с Олимпийским комитетом России, компаниями Bosco Sport, Forward и «Ледовая симфония», журналами LED и «Олимпийская панорама», спортивными федерациями России - художественной и спортивной гимнастики, фигурного катания, хоккея и синхронного плавания.

    Олег - выпускник Российской государственной академии физической культуры, сам занимался борьбой и самбо. Фотографией он заинтересовался еще в детстве.

    • Когда появились дети и мне захотелось запечатлеть каждый их шаг, я снова взял в руки камеру, - рассказал он в интервью компании Nikon. - Получившиеся снимки показывал знакомым, а когда все чаще стал слышать восторженные отклики о своих работах, заинтересовался, как же становятся профессиональными фотографами. Объединив спортивное прошлое и вновь обретенное хобби, я посвятил себя спортивной фотографии.

    По мнению Олега, здесь не обходится без везения, чутья хорошего кадра и мастерства.

    • Спортивный фотограф должен работать по правилам того вида спорта, который он снимает, - говорит Олег. - Самое интересное на хоккейной площадке происходит в площади ворот, где игроки дерутся, толкаются, залетает шайба или, наоборот, вратарь делает красивый сейв. Хорошие кадры получаются и около скамейки запасных - только там можно передать посредством фотографии настоящие эмоции игроков и тренеров, все то, что так интересно болельщику. Эти моменты нужно почувствовать, спортивный фотограф должен быть на полшага впереди действия.

    Роберт Максимов

    Роберт Максимов - член Международной ассоциации спортивных журналистов, член Союза журналистов России, один из авторов-разработчиков программы подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения высококачественной фотосъемки спортивных мероприятий, лауреат международных, всесоюзных и всероссийских выставок и конкурсов спортивной фотографии. Он посвятил спортивной фотожурналистике более 40 лет.

    • За эти годы я принимал участие в 14 Олимпийских играх и большинстве чемпионатов мира и Европы по легкой атлетике и другим видам спорта, - рассказывает он. - Мой архив содержит сотни тысяч фотографий этих событий.

    Роберт Максимов принимал участие в подготовке итогового альбома «Москва-80», официального трехтомного отчета оргкомитета XXII летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, альбомов и книг по олимпийской тематике, в частности, иллюстрированного двухтомника «Век олимпийский», вышедшего в 2002 году.

    Андрей Голованов и Сергей Киврин

    Фоторепортеры Андрей Голованов и Сергей Киврин работают вместе уже больше 25 лет. За это время им удалось получить награды на самых престижных фотоконкурсах в России и за рубежом: World Press Photo, Adidas AIPS Canon, Inter Photo, Nikon и других. Они сотрудничали с журналами Newsweek, «Огонек», Cosmopolitan, Burda, «PROСПОРТ», «ТВ-парк», газетами Los Angeles Times и New York Times. Сейчас их фотографии с радостью продолжают печатать издания «Русский репортер», «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», «Итоги». Они сотрудничают с информационными агентствами Associated Press, Reuters, AFP, IMAGO, AFLO.

    Андрей и Сергей не представляют себе работу поодиночке. Вот как они прокомментировали свое решение работать в паре журналу «Итоги»:

    • Это связано со спецификой работы на спортивных соревнованиях, - сказал Сергей. - Одному человеку очень трудно обежать весь стадион и поймать нужный кадр. Вообще, тактику совместной работы мы начали использовать еще задолго до того, как создали общий бренд: просто, когда мы еще работали в журнале «Советский Союз», я, Андрей и наш хороший друг Евгений Миранский начали аккредитовываться на все спортивные мероприятия втроем, а затем, сдавая тему в журнал, подписывать фотографии тремя фамилиями. Такой коллективный репортаж всегда получался интереснее, чем если бы каждый работал поодиночке. Мы занимали разные позиции, снимали с разных точек и могли осветить соревнование максимально полно. Но вскоре Советский Союз развалился и журнал тоже, мы какое-то время работали по отдельности: Андрей - в «Коммерсанте», в «Лицах», я - в американских изданиях Los Angeles Times и New York Times, а Женя вообще перестал профессионально заниматься фотографией.
    • В 1996 году мы встретились на Олимпиаде в Атланте и решили не просто работать вместе, но и создать общий бренд, - дополнил Андрей. - Мы выработали определенный стиль съемки, который нам нравится, к тому же вдвоем мы больше успеваем.

    Александр Вильф

    Корреспондент агентства РИА Новости.

    Начинал свою карьеру в газете «Спорт-Экспресс», стал активно заниматься фотографией в советское время - снимал запрещенные митинги оппозиции для западных изданий, после чего увлекся фотосъемками спорта.

    Следите за нашими новостями! Вас ждут эксклюзивные интервью с лучшими спортивными фотографами России, материалы об их творчестве и лучшие фотографии с Олимпиады в Сочи!

    А закончить материал мы хотим словами Сергея Киврина: «Для меня в спорте главное выложиться на 100% и выступить честно и достойно. А будут медали или нет - это уже дело второе».

    Желаем нашим спортсменам достойных выступлений! Болеем за наших!

    За помощь в подготовке материала редакция выражает отдельную благодарность куратору-координатору Всероссийского ежегодного открытого проекта Best of Russia, аспиранту кафедры фотожурналистики МГУ Марии Ващук.


    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник