02.07.2019

Сценарий казачьих посиделок. Сценарий общешкольного мероприятия с презентацией: Казацкие посиделки. Сценарий Казачьих посиделок


Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие,
Гости званые, да желанные!
Милости просим в гости.
Проходите, проходите,
Да на лавочки садитесь.
Самовар кипит, уж давно пыхтит,
Дорогих гостей чаем напоит!
Ведущий: Все в горницу приглашаются: и барышни – вертушки, и матрешки – хохотушки, и казаки служивые, и дедуси ворчливые, а пуще всех зовем ребятишек, девчушек да мальчишек! Будем петь да плясать, старину вспоминать.


Итак, приглашаем вас на казачьи посиделки. А в роли казаков будут наши дети. Встречаем их.


Ведущий .


У каждого человека есть своя малая Родина. Это то место, где он родился и вырос, где жили его предки, где живут его дети. Занавес веков скрывает от нас судьбы тысяч людей, связавших свои жизни с этой землей.


Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать о том, кто его предки, какими они были, что ценили, как относились к родине и семье, должен знать историю своего края, гордиться ею, любить свою малую Родину.

Ведущий


Дорогие гости, мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми крае. И сегодня мы познакомимся с одной страничкой его истории – жизнью и бытом донского казачества. Мы узнаем о зарождении донского казачества, о нравах и обычаях этих героических людей, познакомимся с их фольклором.

Как у наших ворот


Собирался народ,


Собирался народ


На весёлый хоровод!


Заведём нашу, казачью!


Хоровод «калинка».

Ведущий: Поглядите-ка на наших казачат, приоделись они, приосанились. Поглядите, какие они удалые, нарядные да молодые. (обращается к детям)
А давайте-ка, сядем, казачата посидим, побеседуем, да былое вспомним.
Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей.


Ведущий : Сотни тысяч лет назад начиная с каменного века, здесь поселился человек. Одни племена сменялись другими, потом много воин разных было. Ох! Натерпелась наша Верхнемамонская земля!
Жизнь здесь никогда не текла вяло и однообразно. Всегда было место подвигам.
У казаков был атаман и есаул, его помощник. Один раз в год весной на казачьем «Кругу» проходили выборы атамана. Все казаки ему и подчинялись. Так оно и по сей день


Ведущий : Казаки любили собираться на казачьи гуляния, турниры, праздники, ярмарки. Веселились, играли, состязались, выбирали себе невест.


– Кто не знает группу нашу?
Здесь ребята – молодцы!
Просят все добавку каши,
Казачата – удальцы.
– Дом казачий есть у нас,
В нем старинные предметы:
И кувшин, кровать и таз
Помнят дедовы заветы.
– Казаком я смелым буду,
Шашку на ремне носить,
Мать родную не забуду,
Буду Родине служить.
– Вольный ветер, степь без края,
Дым до неба у костра.
Жизнь походная такая
У лихого казака.
– Мы казачки не простые,
Просим помнить это вас.
Все казачки – «Расписные»,
Садик «Теремок» у нас.
– Мы и пляшем и поем,
Моем и стираем.
В группе чисто приберем,
А потом играем.
– Вот такой у нас уклад.
И растут ребята,
Все любимые подряд
В группе казачата.
Ведущий: Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!


Давайте споем песню «Казачата»


Ведущий: Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.


Ведущий: А у нас казачки есть,


Что не можно глаз отвесть.


А как песни запоют,


Сразу ноги в пляс идут.


Ведущий: Во станице погулять
Вышли казачата.
Веселятся от души
Парни и девчата.


Танец « катюша»


Ведущий:
В старину на посиделках люди не только пели и плясали, но и рукодельничали: пряли, вышивали, плели кружева. Ну-ка, рукодельницы, покажите ваши уменья!


Проводится игра «Кто быстрее намотает клубок» под фонограмму.


Ребенок:
А я ложки вырезаю,
Ложки всем нужны, я знаю.
Ложки сам я разукрашу,
Не найдете ложек краше.


Ведущий :
Слава нашим ложкарям!
Заиграйте ложки нам!


Дети исполняют танец с ложками.


Ведущий: О трудолюбивых мастерах раньше и пословицы слагали. Кто знает такие пословицы?
Дети:
«Дело мастера боится»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Есть терпенье – будет и уменье»
«Кто летом не ленится – тот зимой отдыхает»
«Потрудиться – так и хлеб поесть»
«Труд казака кормит, а лень – портит»
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи».


Воспитатель: Раньше водопровода не было, и люди ходили за водой к колодцу или к реке. А что они брали с собой мы сейчас отгадаем в загадке.


Загадка: Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысла)



Воспитатель: Наши посиделки продолжаются и без веселого танца здесь не обойтись.

ТАНЕЦ «С коромыслом»


Ведущий:
А вы знаете что «: Казак с конем и ночью и днем. Жизнь казака без коня немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром об этом пословицы сложены.


1) Казак без коня, не проживет и дня.


2) Казак сам не поест,а коня накормит.


3) Не конь казака красит, а казак коня.


4) Казак без коня, что солдат без ружья.


А не сыграть ли нам в игры – забавушки. Озорные да распотешные?
А где же казаки, ваши кони быстрые?
Дети выходят на игру.


Игра: «Наряди казачку».
Выходят 2 казака и 2 казачки. На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку. Кто быстрее.
Ведущий: Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет!


Ребенок Мы – малые казачата,
Мудрых прадедов внучата
С острой шашкой и конем
Мы в бою не подведем!


Танец с конем


Ведущий :
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Ведущая:


Сейчас у нас идет пасхальная неделя. Я хочу поздравить всех с наступившей Великой Пасхой! Знаменуется она веселыми празднованиями и гуляниями.



1 ребенок: Из страны далекой ласточки летят,


Весело щебечут: «Люди пробудитесь к вам весна идет!


А с весной и Пасха радость нам несет!»


2 ребенок: Колокольный звон воскресный достигает до небес


Вторя тысячам признаньям, говорим: «Христос Воскрес».


3 ребенок: Прославляют праздник люди


На селе и в городах


Сколько радости на лицах,


Сколько нежности в глазах!


4 ребенок: Даже матушка природа


Дарит нам подарок свой,


День овеянный любовью


И весенней теплотой.


5 ребенок: Веселитесь люди «Наш Христос Воскрес!»


Есть спасенье людям и надежда есть!


Ведущий: Существует поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались увидеть это мгновенье. Ранним утром в первый день Пасхи в старину знающие люди выходили смотреть на «игру солнца», а потом предсказывали, какой в этом году будет урожай. А вы поговорки по Пасху знаете?
Дети: На Пасху небо ясное и «солнце играет» – к хорошему урожаю.
На святой день дождь – будет добрая рожь.
На святой день гром – будет богатый урожай.
Ведущий: Правильно, ребята. Наши предки наблюдали за погодой и состоянием природы и на второй день Пасхи. Если на второй день была ясная погода, то ждали дождливого лета, а если небо хмурилось, лето ожидалось сухое. Всего Пасху праздновали семь дней. В старину люди верили, что если водить хороводы. Просить у природы хороший урожай, то она им поможет.


Ведущий: Обратимся к нашему солнышку со словами


Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Солнышко, покатись.
Красное, нарядись.


Выход Солнышка


Ведущий: На праздник Пасхи всегда пели, танцевали, водили хороводы, проводили игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем как в старину.
Проводится игра «Солнышко-ведрышко».
Выбирается водящий – солнце. Остальные дети стоят в хороводе. Они поют:
Гори, солнце, ярче.
Лето будет жарче.
А зима теплее,
А весна милее.
На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Затем все близко подходят к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо!», и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры.


Ведущий: Принято на Пасху Христосоваться: обмениваться крашенными яичками, трижды целоваться приговаривая: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» Этому обычаю уже много лет. Христос дал нам жизнь, а яйцо символ новой жизни, светлой, чистой, символ надежды. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожаров


помощь людям и скоту от болезней.

1 ребенок: День светлой Пасхи наступил


Христово Воскресение!


И славит праздник наш народ


И верит он в спасение.


2 ребенок: Разрисовал вчера мой друг


Пасхальные яички,


И я подарок дорогой


Несу своей сестричке.


3 ребенок: А дома верба, куличи, да радостные лица


И перед образом Христа лампадочка светится.



ИГРА « КТО БЫСТРЕЕ ПРОКАТИТ ЯЙЦО «


Ведущий: Ребята, а в какой сказке есть упоминание о яйце


Дети: Курочка Ряба!


Инсценировка по сказке «Курочка ряба»


Ведущий: Жарко солнышко печет,


Река Дон течет,течет,


А по Тихому по Дону


Сказка в гости к нам плывет.


Ведущая: На пригорке виден дом


Бабка с дедом в доме том.


У них курица живет,


Яйца каждый день несет.


Было так… Яйцо на днях


Снесла курица в сенях


То яичко не простое,


Честно слово, золотое.


Дед: Пойду-ка, я к курочке посмотрю, не снесла ли она яичко. Ну-ка, курочка, ответь, есть яичко, или нет?


Курочка: Ко-ко-ко, дедушка, снесла, как раз к празднику успела.


Дед: Умница, Рябушка, спасибо тебе! Баба, иди сюда скорее, посмотри, какое яичко курочка наша снесла.


Баба: Вот так яичко! Такой красоты вовек не видала. Золотое, расписное!


(кладет яйцо на стол, любуется)


Ведущая: Бабка песенки поет,


Дед медок от счастья пьет.


Но яичко золотое


Было прочное такое


Баба била, била, била


Но яичко не разбила,


Взялся дедка за яйцо


Да как стукнет о крыльцо!


И яичко покатилось,


Но разбиться не разбилось.


Баба: Ладно, дед, пускай лежит, у меня мука закончилась. Бери ведерко пойдем в амбар, принесем муки, я куличей напеку к празднику.


Дед с бабой уходят.


Ведущая: Ушли дед с бабой, а в это время мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Заходят дед с бабой, подходят к столу и видят на полу разбитое яйцо.


Бабка: Остались мы на праздник без яичка. (садятся и плачут)


Ведущая: Плачет дед и плачет баба, к ним бежит скорее Ряба.


Курочка: Вы не плачьте, баба, дед


Я снесу вам на обед


Но яичко не златое,


А обычное – простое.


Курочка садится опять на гнездо.


Ведущая: Давайте станцуем для стариков, что бы они не плакали.


Танец «С цветами»


Баба: Спасибо вам, ребятки, порадовали стариков. Только все равно яичко жалко, очень красивое было.


Входит курочка несет лукошко пасхальных яичек.


Курочка: Не плачьте, не грустите, сюда посмотрите, сколько я вам яичек принесла. Вот их целая корзина, не волшебных, золотых, а красивых расписных. Угостим гостей на славу, ребятишкам на забаву.


Ведущий:


Мы и пели для вас,
И плясали для вас,
Если любо вам веселье, приходите в другой раз!


Ведущий:


Всех поздравляю с Великим праздником Пасхи Христовой!


Желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия!

Гречишникова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 " Солнышко"
Населённый пункт: г. Серафимович Волгоградской области
Наименование материала: Сценарий праздника
Тема: " Казачьи посиделки"
Дата публикации: 16.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Сценарий праздника «Казачьи посиделки» совместно с литературно -

краеведческим музеем и казачьим ансамблем «Донцы»

г. Серафимовича в старшей группе.

Звучит казачья песня «Здравствуй Дон» в исполнении казачьего

ансамбля «Донцы»

Ведущий:
Казачий край! Во тьму веков Смотрю я твой потомок дальний Я вижу славу казаков, Казачек слышу плач печальный.
Ведущий
: Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас, действительно замечательный, Мы любим Донской край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому.
Ребенок:
Очень часто за событиями и за сутолокой дней. Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Ребенок:
Хоть и более привычны, нам полеты на Луну, Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.
Ведущий:
Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и играми Донского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.
Ребенок:
Старину мы уважаем, старину мы бережем. О любимом нашем крае песню звонкую споем.

Песня «Как за Доном, за рекой»

Ведущий:
Казаки были очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда работа была окончена, казаки собирались на посиделки. Хороводы водить, песни да частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.
Ребенок:
На завалинках в светелках
,
иль на бревнышках каких, Собирали посиделки молодых и пожилых. При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод. Говорили, песни пели и водили хоровод.
Хоровод « как у нас был на Дону»

Ребенок:
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нам досуг порою мелок и чего тут говорить. Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
Ведущий:
Так давайте посидим, о казачьем крае поговорим. Много лет этот край Казачьим зовется, так и в песне о нем поется.
Песня «По всему Донскому краю» в исполнении казачьего ансамбля «Донцы»
(Выходят казак, да казачка)
Казак:
Здорово ночевали, казачата!
Дети:
Слава богу!
Казачка:
Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам, да радости! Давно мы вас ждем - пожидаем, Праздник без вас не начинаем!

Казак:
Дорогих гостей встречаем Круглым пышным караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим.
Казачка:
Милости просим к нам в курень, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь. У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
Казак:
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус; Кому - сказку, кому- правду, кому- песенку.
Песня « Пчелочка златая»

Казачка:
Горница у нас небольшая, да красивая какая! Здесь находится много предметов и вещей. Отгадайте загадки: -Бабушка седа, бела, зимой всем мила. А как лето наступает, про бабушку все забывают.(печь) Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли « печь - матушка», « печка - кормилица». -А, какая была посуда у казаков?
Дети:
Глиняные кувшины, чугунки, чашки, миски, деревянные ложки.
Казачка:
Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству, кто хотел полезть без очереди, мог получить ложкой по лбу. Казачки очень любили готовить. - А какие казачьи блюда вы знаете?
Дети:
Борщ, уха, лапша, студень, взвар…
Казачка:
А вы знаете, на чем казаки спали?
Дети:
На лавках, топчанах, а дети и старики на печи.
Казачка:
Кроватей еще не было, они появились позже, и кровать стала украшением для куреня. Кровать застилали вязаным покрывалом. Пуховое одеяло шила сама казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати возвышались гора подушек под накидками. -А, что было в курене у каждой казачке?
Дети:
Прялка.

Казачка:
Казачки пряли пряжи, а долгими зимними вечерами вязали из нее варежки, носки… В углу обязательно стоял сундук. -А для чего он нужен?
Дети:
Складывать одежду.
Казачка:
До появления утюгов, одежду гладили при помощи валика и рубила. Любили казачки красиво одеваться, ходили в юбках и кофточках, которые назывались «парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шелка или шерсти. Сверху надевали «запон»- фартук с растительным рисунком. На ногах полусапожки. Головной убор - полушалок, кружевная файшонка.
Ведущий:
Посмотрите, какие нарядные наши казачки.
«Пляска с платками»

Казак:
А вот, что расскажет казачья форма. Ее называли « казачья справа». Она состояла из синей шинели, синего мундира, синих шаровар с красными лампасами, фуражки и папахи с красным верхом.
Ведущий:
А вот и наши лихие казачата.
Ребенок:
Разрешите поплясать, разрешите топнуть. Неужели в куреньке половицы лопнут?
«Казачий танец»

Ведущий:
На посиделках казаки и казачки играли в разные игры.

Игра «Гори, гори ясно!»

Ведущий:
Ну- ка, станем- ка рядком, Да поговорим ладком!
Ребенок:
- Фома, что из леса нейдешь? -Медведя поймал. -Так веди сюда. -Да он нейдет. -Так сам иди. -Да он не пускает!
Ребенок:
- Тюха, есть хочешь? -Нет, я перекусил. -А, что перекусил? -Да съел краюшку хлеба. -А ты бы ее в горшок со сметаной мочил. -Да она в горшок не влезла.
Ребенок:
- Федул, чего губы надул? -Кафтан прожег. -Зашить можно? -Да иглы нет. -А велика ли дыра? -Один ворот остался.
Ведущий:
Хороши потешки складом, Ну, а песни наши - ладом!
«Частушки»

Казачка:
А, что казаки считали главным украшением в курене?
Дети:
Шашки, кинжал, дорогое оружие, добытое в сражениях.
Ведущий:
Но не всегда было мирно и спокойно в станицах. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, а потом возвращались домой, где их ждали матеря, жены, дети.
Песня « Шел со службы казак молодой»

Ведущий:
Казаком родиться, не каждому дано,
Безо всяких традиций, а просто - суждено! Вот и заканчиваются наши посиделки. Мы познакомились с традициями и обычаями казаков, и будем всегда беречь, и уважать наследие своего народа. Ну, а какие же посиделки без чаепития и угощений.
Ведущий:
Самовар хозяйка ставит на широкий стол. Пирогами угощает - вот и пир пошел! Поиграть и пообщаться за беседою простой. Собираются казаки дружной, шумною толпой. Хочется закончить наш праздник словами нашего земляка Олега Маврина: -Пусть Тихий Дон своим теченьем Хранит покой над гладью вод! Будь мир над нами в нем свеченьем Всегда будь звездным небосвод!

Сценарий
«Казачьи посиделки».
Задачи: ознакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий
потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей
художественных традиций, бытующих на Кубани; воспитывать гордость за героическое
прошлое казаков, интерес к родным традициям.
Материал: зал оформлен в виде казачьего куреня, мультимедийное оборудование.
Ход мероприятия
Ведущий:
На завалинках в светелках,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Наш досуг порою мелок
И чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок.
Их бы надо возродить!
(На сцене, с декорацией казачьего подворья, находятся Хозяин и Хозяйка в казачьих
костюмах).
Хозяин: Приветствуем, Вас, добрые люди!
Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие!
(На сцену выходят станичники – мальчики и девочки в казачьих костюмах, среди них
«старый казак», маленькие казачата, всего человек 5­6).
Хозяин: Просим в курень! Красному гостю – почётное место!
Хозяйка: Будьте как дома, присаживайтесь!
Хозяин и Хозяйка (вместе): Милости просим!
(На сцену выходит Атаман в сопровождении есаульца (адьютанта)).
Атаман: Слава Кубани!
Все казаки (хором): Героям слава!
Атаман: Доброго здоровья, дорогие станичники!
Мир Вам, соседи!
Хозяин: Здорово живёшь, Батька Атаман! Рад тебя видеть в своём курене! С добром к нам
пожаловал, аль с печалью?
Атаман: Конечно с добром! Да с любовью к вам, станичники мои дорогие! Радостно мне,
что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине?
Хозяйка: А собрались мы, щоб песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить,
чтоб не сгинули они в веках!
Атаман: Добре, Хозяюшка, гутаришь, любо­дорого слушать такие речи!
Хозяин: Поведем мы беседу на очень интересную тему, о казачестве, его обычаях и
традициях, песнях и о поговорках. То, что вы сегодня услышите не дань моде, а один из
кирпичиков, вложенный в дело возрождения славного, сильного, яркого, свободного
племени – казачества.

Атаман: А что означает слово казак?
1 ученик:
Слово казак в переводе с татарского языка – удалой, вольный человек.
2 ученик:
Те казаки, которые селились по берегам Дона, стали зваться донскими.
3 ученик:
Те, кто селился на Украине, в Запорожье, называли себя запорожскими казаками.
4 ученик:
На реке Кубань ­ кубанские.
5 ученик:
Терские казаки – на реке Терек.
6 ученик:
Забайкальские – на озере Байкал.
Хозяйка: А какие казачьи обряды и традиции вы знаете?
1 ученик:
Когда в семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили лук,
стрелы, ружье, патроны.
2 ученик:
Когда мальчику исполнялся один год, его сажали на неоседланного коня, покрытого
шелковым платком, и провозили вокруг церкви.
3 ученик:
Если хватался за гриву и крепко сидел, значит вырастет сильным и смелым казаком.
4 ученик:
А пятилетние казачата вовсю скакали по улицам. Стреляли из лука, играли в «войнушку».
Хозяйка: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о
себе. Недаром и пословица у них была сложена: «Казаку конь себя дороже»
Исполняют песню « Казачата»
Хозяйка: Много вы знаете о воспитании мальчиков в казачьей семье, а какие обязанности
были у девочек?
1 ученик:
Девочки начинали работать с очень раннего возраста.
2 ученик:
В пять лет девочка уже могла быть нянькой.
3 ученик:
Постарше уже помогала матери по ­ хозяйству.
4 ученик:
Ее учили вышивать, шить, вязать на спицах и крючком.
5 ученик:
Девочку в семье очень любили, отмечали все девичьи праздники. Все праздники
сопровождались угощениями, песнями и плясками.
Хозяин: Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Песня «Ой при лужку»
Хозяйка:
Казаки были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли
приметы, пословицы, поговорки.

напасть
будет
переменяли:
Приметы
1 ученик:
В понедельник казаки рубашку не
2 ученик:
Нож подавать человеку лезвием значит мыслить тому человеку зло.
Хозяин: Пословицы и поговорки не знают границ, живут они веками, и были у казаков на
все случаи жизни.
­ На Кубани пословица не от безделья молвится, а добрая беседа найдет соседа.
­ Казан проверяют по звону, а казака по слову.
­ Степь да воля ­ казачья доля.
­ Чти отца своего и матерь свою.
­ Казак с конем и ночью и днем;
­ Казацкому роду нема переводу;
­Казак казака баче издалэка;
­Нэ сыди сложа рукы, та й нэ будэ скукы.
­ Не журися казаче, нехай твой ворог плаче.
­Дарёному коню в зубы ни смотрють.
­ Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
Хозяйка:
Молодцы, много вы пословиц и поговорок знаете.
Ну да на этом посиделки – продолжаются.
Девочка выходит на середину зала. Дивчата! Пишлы на улыцю гулять, парубкив
завликать.
Девочки, воображая, гуляют по залу, затем становятся стайкой, шепчутся,
хихикают. Мальчики, показывая удаль, тоже становятся кучкой. Девочки затем
отворачиваются.
1 мальчик. Що дивчата одвырнулись,
Чи мы вам не прыглянулись?
1 девочка. Що на вас дывыться?
Чи дила другого немае?
2 мальчик. (подходит к девочкам) а дэ ж цэ моя Маруся? Вы не бачылы мою Марусю?
Тю, так ось же вона! А ну, пишлы танцювати.
Песня «Моя Маруся»
Атаман:
Юмор и сатира в жизни казаков занимали очень важное место. Посмеяться, или
как говорят позубоскалить казак всегда был рад.
Хозяйка:
К вам сейчас один вопрос.
Кто потешек знает воз?
Выходите, расскажите
И гостей повеселите.

Сценка « Два кума»
­ Здорово, Грицко!
­ Здорово кум!
­ Ну, шо нового слыхать?
­ Я в цём годе, такой кавун вырастив. Ну, прямо, о! (показывает)
Нидилю усей семьёй илы, косточкой чуть кошку не вбил.

­ Брешешь!
­ Та правду кажу.
­ А я яблоко вырастив. О таке! (показывает)
­ Брешешь!
­ Правду кажу. Еле у телегу впихнув шоб на ярмарку визты.
Еду, чую, хрустыть. Повертаюсь, червяк. Так я вбиг, а вин кобылу загрыз! Во!!!
­­­Кума!
­­­Га?
­­­От у вас собаки зли, семь штук напало – еле пэрэгавкала!
­­­Кума!
­­­Га?
­­­Чого цэ у вас рот перерванный?
­­­Та ихала якось раззява та мени оглоблю в рот запхала.
­­­ Сынок сходи за водичкой за ричку
­­­Брюхо болит
­­­Сынок, иди кашу есты
­­­Що ж, раз маты каже – надо идты!
­­­Що ваши дивки роблят
­­­Шьют да спивают
­­­А матери
­­­Порют да плачут.
­­­Фома, у тебя в хати тепло?
­­­Типло! На печи в кужухе согриться можно!
Хозяин: Что­то загрустили наши гости...
Хозяйка: Ничего, мы их казачьей песней развеселим.
Песня «Казачок »

Ученик: (Слайд 13)
1. Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки
Мы сейчас для вас споем
Кубанские частушки.
2. Веселей играй, гармошка,
Мы станцуем и споем,
Мы кубанские девчата
Любим песни с огоньком.
3. Заиграй, гармошка, громче,
Пусть девчата подпоют,
Пусть услышат во всем мире,
Как кубаночки поют.

4.Во саду ли в огороде
Выросла черешня.
Полюбила казака,
А казак нездешний.
5. Эх, сторонушка родная,
Дорогая старина!
Здесь повсюду нас встречает
Краснодарская земля.
6. Мы на ферму заглянули,
В сапогах там не пройти.
Ну, подайте – ка ходули,
Чтоб до корпуса дойти.
7. Ты играй, играй, гармошка,
Гармошка кубанская!
Я девчонка боевая
С края Краснодарского!
8. Посмотрите на меня.
Я хорош собою.
Выходите­ка, девчата,
Поплясать со мною.
9. Ох, ох, не дай бог
С казаками знаться.
Гарны брови, ясны очи,
Тяжко расставаться.
10. Караул! Караул!
Казак Миша утонул!
Не в болоте, не в реке –
Просто в кислом молоке!
11. Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!
12. Казаченьки­казаки,
Удалы головушки!
Долго будете стоять
Вы от нас в сторонушке?
13. Был я маленький когда­то
И мечтал быть моряком.
А теперь хочу ребята
Стать кубанским казаком.

14.Мы с весёлой песней дружим,
По кубански говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
15. Мы частушки петь кончаем
И кончаем разговор.
Мы сегодня уезжаем
Поступать в Кубанский хор.
Много шуточных песен было, да и мы от них не отстаем, шуточную песню сейчас вам
споем.
Песню «Як служив я в пана».
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем.
«Йист, йист, не найистся.
Накормишь – живет, напоишь – убьет». (Огонь).
«Висом висят, ходом ходят, время показывают». (Часы).
«Стоит столбом, горыть огнем, ни жару, ни пару, ни угольев». (Свеча).
«Висит, телепается, всяк за него хватается». (Рушнык).
«Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велять». (Плэтэнь).
«Новая посудына уся в дырах». (Решето).
«Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе пригодылась». (Лопата).
«Сам худ, голова с пуд». (Молоток).
«В маленьком амбаре держат сто пожаров». (Спички).
«Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэ дюже губять, що вси мэнэ дюже
любять». (Хлеб).
«Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается». (Гриб).
«Лычки дэрэ, а лаптей нэ шье». (Коза).
«Жовтый шар сыпэ жар». (Солнце).
МОЛОДЦЫ, ПОИГРАЛИ, ЗАГАДКИ ОТГАДАЛИ.
Ведущий:
Все вместил язык казачий.
То смеется он, то плачет.
В нем искрится юмор тонкий,
Как родник он для потомков.
Должен ты, казак, беречь
И кохать родную речь!
Девочка:
Разрешите поплясать. Разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?

Дети исполняют кубанский танец
Девочка:
Земля моя родная
Мой милый Краснодар
И ты Кубань прекрасная, –
Моей судьбы причал
Здесь родилась, я,
Выросла, без горести и бед
И вот я всем потомкам
Даю большой совет:
Цените нашу Родину,
Любите вы ее
И охраняйте бережно
Не жить нам без нее
Нигде нет места лучшего
Где б могли бы жить!
Где все могли бы радоваться,
Смеяться и любить
Вы берегите рощи, нивы, зеленые поля
И будет вами славиться кубанская земля
Песня «Моя Кубань – моя душа».
Кубанская народная песня ­ это лучший рассказ о душе кубанского народа. Многие
поколения вложили в нее радости и печали, свои мечты о жизни. Народ воспевал
дорогие сердцу края, прославляя героев, тружеников, мудрость, красоту и сердечную
чистоту кубанских женщин, молодецкую удаль казаков.
Песня «Казачьему роду нэма перевода»
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
По окончании слов участники посиделок покидают сцену.

План проведения мероприятия:

  1. Приветствие. Хлеб-соль.
  2. Танец «Богатыри»
  3. Стихи и пословицы (дети)
  4. Частушки (девочки)
  5. Хоровод «Весна»
  6. Слово атамана
  7. Заключительное слово.

Ведущий: дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы проводим мероприятие «Казачьему роду нет переводу» . На нашем празднике присутствуют почетные гости: нальник штаба городского казачьего общества Булгаков Владимир Петрович и его семья, жена Оксана Васильевна, Ярославна; представитель лангепасского городского казачьего общества, библиотекарь Фадеева Елена Сергеевна.

По старой доброй традиции принято дорогих гостей встречать хлебом солью в знак дружбы и пожелания богатства и благополучия.

Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Жива традиция - жива!
От поколенья старшего,
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

(Дети встречают гостей с хлебом солью)

Ведущий: ребята, в этом году вы каждый месяц встречались с казаками: ходили на экскурсию в штаб городского казачества, в городском музее познакомились с казачьим куренем, с бытом и традициями казаков. Ребята, теперь вы можете сказать мне, кто это такие - казаки? (дети отвечают)

Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов. Всегда Россия гордилась своими воинами и солдатами, и генералами.

Русский солдат славой богат. Сегодня у нас в гостях танцевальный ансамбль. Встречайте!

(танец «Богатыри» )

Ведущий: Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы. Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем. Ребята, вы конечно, знаете кто предводитель - самый главный, старший у казаков? (атаман)

(стихи детей)

Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и её же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка «Хоть жизнь собачья, так слава казачья» . А ещё ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьей доблести?

(пословицы)

Отвага казаку – половина удачи.
Казака ни с кем не спутаешь: пулями меченный, шароварами отмеченный.
Сила казаков от земли, удальство от рати.
Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.

Пластуна и камыш укроет и кочка спасет.

Где курган там пост казачий.

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Предлагаем Вашему вниманию казачьи частушки в исполнении девочек.

Частушки

1. Чтобы дом свой защитить,
Сильным должен казак быть!
Чтоб границу охранять,
Должен на коне скакать.

2. Я сидела на окошке
Ехал казачок на кошке
Стал к окошку подъезжать
Не смог кошку удержать!

3. Ты до сборов не дорос,
Маленьким остался.
На коня тебя сажать
Дядька отказался!

4. Ну-ка, цыц, вы хохотушки!
Вам бы только все игрушки!
Незаметно год пройдёт,
И казак наш подрастет.

5. Мы девчата - казачата
Не умеем мы тужить
Без частушек - прибауток
Нам и суток не прожить

Ведущий: Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,

Нет страны её родней.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

Дети танцуют хоровод «Веснянка»

Ведущий: казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Об этом подробно расскажет нам атаман.

Слово предоставляется атаману Лангепасского городского казачьего общества Булгакову Владимиру Петровичу.

Ведущий: благодарим атамана и его семью за интересную встречу.

Наша страна Россией зовётся,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей.

подготовила:

Иванова Г.Н. старший воспитатель

Наталья Исмайылова

Доброго времени суток уважаемые коллеги!

1-казачка : Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Старые да молодые,весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша донская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы казачки , сильны и отважны казаки .

2-казачка : Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки . Сидели здесь и старые люди и маленькие казачата , лузгали семечки, играли песни, обсуждали станичные новости. Ну а пока наши казаки на казачий круг ушли , мы с вами посидим , погутарим. Хотя конечно, спокойно не посидишь с нашими детушками . А куда же мы казачки без них ? А ну и правда, где они? (музыка) А вот они идут, наши, Богдановские казачата . Встречайте! (входят 2дет.) 1-каз (реб. Дев.) : Здорово дневали! 2-каз. (мал.) :Здорово ночевали! (кланяются)

Казачки вед .: Слава богу!

Дев. каз. –Есть у нашего народа,

Вечные особые черты-

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреной моды

От души они, от доброты.

Мал. каз.: Гость, войди!

Традиций не нарушим

И всегда чайку нальём.

Всем известно казаков радушье .

Хлебосольство и открытый дом.

Под песню «при лужку» В муз. зал въезжают на конях казачата .


1казачка- Жизнь казака без коня не мыслима . О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром о них пословицы сложены.

1-й-Казак без коня не проживёт и дня.

2-й –Казак сам не поест , а коня накормит.

3-й-Не конь казака красит казак коня .

4-й –Казак без коня , что солдат без ружья. (исполняется каз. танец с конями)

2 казачка : А у нас казачки есть , что не можно глаз отвесть.

А как песни запоют- сразу ноги в пляс идут (Танец Варенька) Группа «УЛЫБКА»



2 каз.: Ну как вам танец исполнили наши казачки ?

1каз : -Казачьи песни слушать- что мёд ложкой кушать!

2каз.:-Да, места наши песенные! А ведь с песней казак рождался , шёл на службу, с невестой обручался!

Дети читают стихи :

1. Мой милый край, ты сердцу дорог! Я с детских лет в тебя влюблён!

В степную ширь донских просторов, и в каждый куст и в каждый клён!

2. Здесь даль направо, а налево ширь

Которым нет ни края, ни придела

Здесь всплёскивает в камышах пескарь, спасаяся от цапли снежно-белой.

3. Здесь дом –курень, а двор при доме –баз,

И здесь себя старушкой не считая

Лазоревым цветком в закатный час,

Нет-нет, и вспыхнет «Пчёлочка» донская! (исп. песня. Пчёлочка)

1каз.: День продолжается, солнце улыбается! А у нас посиделки продолжаются !

2 каз.: Собирайся, детвора, ждёт казачья вас игра !

Игра «Папаха» : Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают : «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперёд. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идёть!» Музыка смолкает,у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует.

1 каз.: Как у нас на Дону- зорьки ясные!

2 каз.: Как у нас на Дону- ветры ястребы!

Вместе : Как у нас на Дону- дали синие, а казачки у нас говорливые !


Девочка приглашает паренька погутарить :


Д. -Приходи Игнашка, погутарим с тобой.

М. -Меня маменька не пущает.

Д. - А что такое?

М. - Да на плетне повис, и помочь порвал.

Д. - А ты другие портки надень, да приходи песни слухать.

Выступление хора : лирическая песня (педагоги ветераны нашего ДОУ)

1 каз.: Засиделись мы с вами, заслушались. А ну хороводы водить, становитесь в круг!



2 каз.: Собирайся народ в наш весёлый хоровод!


Песни играть да плясать, всех вокруг собирать! (Молодая,молодая… песня)




После хоровода выстраиваются все в полукруг, впереди 2 детей.

1каз. дев.: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите в другой раз!

2 каз. мал.: Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч! Все кланяются и под казачьи песни выходят из зала.


1 ведущая :Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает» - так в народе говорят.

2 ведущая :А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!


Спасибо за внимание!


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник