21.06.2020

Сборник технологических карт по изготовлению изделий из древесины. Урок "составление технологической карты изготовления табуретки" Технологические карты изготовления деталей из древесины


План конспект урока № 7-8
Класс 5
Тема: Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта
Цель: изучить с учащимися основные этапы технологическо-11> процесса; научить учащихся составлять технологические карты.
Ход урока
I.Организационный момент.Подготовка рабочего места к уроку, проверка рабочего состоянии перетака, комплектования стеллажа и ящика с инструментами.
II.Повторение пройденного материала.
I. Б е с е д а по вопросам: Какая разница между эскизом, техническим рисунком, черте-
ком?
Какие виды изделий вы знаете? Ч ю такое масштаб? - Что значит прочитать рисунок?-. Выполнение практического задания в парах.
Прочтите предложенный учителем чертеж, работая в парах. " 1|М1-ц,те тс недостатки, которые допустил каждый из вас в чтении |Ц |чгжа, обсудите их совместно, проанализируйте.
3. Сообщение темы и цели урока.
III.Изложение программного материала.
I. Иллюстративный рассказ.V ч и т с л ь. Перед тем как приступить к изготовлению изделия, п|и | ю нсего необходимо пройти ряд этапов:
I) подобрать нужные, соответствующие изделию, материалы; ") подобрать подходящие инструменты и технологическое обо-
оиание;
И изобразить изделие в виде технического рисунка, эскиза, И 1"н-жа;
I) подобрать под будущее изделие качественную заготовку;
:^) разметить заготовку;
"-) проверить разметку;
/) ш-пюлнить необходимую обработку: строгать, пилить и т. п.;X) зачистить и произвести отделочные работы с заготовкой.
И полис может состоять из одной или нескольких сборочных ни 15
ЦыЕсли изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг к другу, то есть соединить между собой - это сборка.
Если при сборке обнаруживаются недостатки, необходимо:
найти причину;
наметить пути ликвидации недостатков;
устранить их.
2. Ознакомление с технологической картой.
Учитель. Последовательность по обработке и сборке описывается в технологических картах.
Предлагаю вам ознакомиться с образцом такой карты в таблице на с. 27 учебника.
Таблица 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Изготовление кухонной разделочной доски

№ п/пПоследовательность выполнения операции Графическое изображение Инструменты и приспособления
I 2 3 4
1 Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10-12 мм и раз- Шаблон, карандаш
метить контур изделия по шаблону 2 Выпилить контур изде- Ножовка,
лия столярный
верстак
3 Наколоть шилом центр I 2 3 Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие 4 Зачислить изделие, скруглить острыекромки и углы шлифовальная
Каждая деталь изделия изготавливается по своему технологическому процессу, который, в свою очередь, состоит из технологических операций. Операция выполняется на одном рабочем месте или на одном станке, например выпиливание, сверление.
Найдите и прочитайте в учебнике на с. 28 определение операции.
Операция состоит из переходов и установок деталей.
Как выполняются переходы? (Переходы выполняют на одном рабочем месте или станке одним инструментом.)
3. Подробный разбор учащимися под руководством учителя содержания нескольких технологических карт.
IV.Практическая работа.
Выполнение заданий:
1.Изучите предложенный учителем чертеж деталей.
2.Пользуясь таблицей, разработайте технологическую карту
деталей.
V.Итог урока.Оценка практической работы учащихся, разбор допущенных ошибок.
О т в е т ы на вопросы:
Какая информация содержится в технологической карте?
Для чего нужна технологическая карта?


Приложенные файлы

План-конспект урока

по технологии в 7 классе

Тема урока: «Технологическая документация».

Цель урока: дать учащимся основные понятия о конструкторской документации.

Задачи: 1. Научить учащихся составлять технологические карты.

2. Прививать, аккуратность, трудолюбие.

3. Воспитывать уважение к труду.

Вводная часть.

Проверка учащихся по списку класса.

Проверка наличия необходимых принадлежностей.

Правила техники безопасности.

Основная часть.

(теоретическая).

Проверка домашнего задания.

Тема: «Конструкторская документация».

а) Что такое конструкторская документация?

(Комплект графических и текстовых документов, в которых излагаются все сведения о конструкции изделия).

б) Какие конструкторские задачи решают при разработке конструкции изделия и чертежей, необходимые для изготовления?

(выбирают наилучших вариант изделия, его конструктивные элементы, материалы, анализируют образцы изделий и выполняют чертежи).

в) Что такое ЕСКД?

(Единая система конструкторской документации).

г) Что относят к конструкторским документам?

(чертёж детали, сборочный чертёж, чертёж общего вида, электромонтажный чертёж, схемы и инструкции).

д) Кто разрабатывает конструкции изделий, выполняют чертежи?

(конструкторы, чертёжники).

Новая тема.

«Технологическая документация».

Технологической документацией называют графические и текстовые документы, определяющие технологию изготовления изделий. В состав технологической документации входит и конструкторская документация.

Технологический процесс - это часть всего производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению формы, размеров и свойств материалов при изготовлении из них изделий.

Технологический процесс осуществляют на различном технологическом оборудовании и с применением технологической оснастки: дополнительного оборудования, приспособлений, инструментов.

Технологическая операция - это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте или станке.

Технологическая операция состоит из различных технологических переходов.

Технологическим переходом называют часть технологической операции, выполняемую на одном рабочем месте одним и тем же инструментом.

Технологические переходы выполняют при определённом базировании и закреплении обрабатываемой заготовки, которое называют установом.

Основными технологическими документами являются карты: технологическая, маршрутная, операционная…

Технологической картой называют документ, в котором записан весь процесс обработки деталей и изделий с указанием технологической операции и их составных частей - переходов, а так же материалов, конструкторской документации, технологической оснастки.

Разработку технологической документации осуществляют на основе стандарта ЕСКД- Единой системы конструкторской документации.

III .. Практическая работа.

Разработка и составление технологической карты изготовления изделия (ручки напильника, киянки).

Внимательно изучите содержание одной из учебных технологических карт.

Подберите или разработайте чертёж нужной детали.

Определите размеры заготовки с учётом припусков на обработку и подберите породу древесины.

Составьте операционную карту с записью переходов на изготовление изделия, изображением рисунков, простановкой размеров и перечнем необходимых инструментов и приспособлений.

  1. Подведение итогов.

Уборка рабочих мест.

Разбор ошибок, допущенных в практической работе.

Выставление оценок.

учитель: Шильников Александр Васильевич

Предмет: технология

Класс: 5

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Тема: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

Цели:

Образовательные: Ознакомление с природным конструкционным материалом - древесиной, пиломатериалами и древесными материалами

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; бережное отношение к природе; формировать и развивать экологическое мышление.

Формировать УУД:

Личностные УУД: готовность и способность к выполнению правил техники безопасности на уроках технологии; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; умение конструктивно разрешать конфликты

Регулятивные УУД: готовность и способность к постановке целей; планировать пути достижения целей; учиться самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самооценку правильности выполнения действия на всех этапах его реализации

Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение, но устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь; учиться высказывать свои мысли и внимательно выслушивать товарищей

Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации; давать определения понятиям; работать с текстами (ознакомительное, изучающее, усваивающее или поисковое чтение): выделять главное и второстепенное

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать определения древесины, пиломатериалов и древесных материалов и области их применения

Уметь различать породы древесины и виды пиломатериалов; подбирать нужный материал для изделия

Личностные: понимание значения леса для жизни отдельного человека и человечества; осознание потребности в бережном отношении к природе.

Метапредметные: понимание исторического отношения человека к древесине, как самому удобному природному конструкционному материалу и необходимостью сохранения экологического равновесия.

Основные понятия: древесина, хвойная и лиственная породы, строение древесины, кора, годичные кольца, пиломатериалы, доски, брусья, бруски, горбыль, пласть, ребро, торец, кромка, древесные материалы, фанера, шпон и т.п.

Оборудование: Учебник: Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; Методическое пособие. 5 класс. А.Т. Тищенко; Рабочая тетрадь; задания 2,3,4,5 подготовленные в таблицах MO Excel, презентация, раздаточный материал, мультимедиа проектор, компьютеры

ВНИМАНИЕ. Этот урок имеет несколько особенностей, которые следует учитывать при анализе его структуры и планировании времени.

Это один из первых уроков технологии в 5 классе. Новое всё и учитель, и мастерская и некоторые приемы работы. Плотность этого урока от 60% до 80% ,т.е. учебная работа должна занять не все 90 минут, а от 55 минут до 72 минут (гигиенические критерии рациональной организации урока по Н.К. Смирнову).

Большое количество основных понятий в содержании темы урока для лучшего усвоения разбивается на отдельные группы и для каждой из них проходят этапы изучение нового и закрепление нового. Для закрепления нового продумано два варианта работы с заданиями. Если урок проводим в мастерской, то обучающиеся получают задания на карточках, а проверка выполняется с помощью соответствующих слайдов презентации.

Отличная работа получается, если на данном этапе урока класс переходит в кабинет информатики. Тогда учитель предлагает варианты заданий 2,3,4,5 подготовленные в таблицах MO Excel. Такие задания любят выполнять все мои ученики. На их выполнение уходит намного меньше времени, компьютер строго следит за орфографией и не пропускает ошибки. И главное компьютер справедливо оценивает работу, не придирается, но и не делает поблажек. Переход из мастерской в кабинет информатики и обратно считается динамической паузой.

Основные этапы организации учебной деятельности

Ожидаемые результаты

(развитие УУД)

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Момент (2 мин)

Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности

Приветствие учителя, психологический настрой

Рапорт дежурного

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

Личностные:

смыслообразование (Я должен...)

Коммуникативные:

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. «Хочу, потому что смогу»

Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержания обучения в личностно значимое

Организует. Уточняет тематические рамки.

Предлагает продолжить предложение:

Карелия это край … и …

Предлагает выбрать только один объект, тот который подходит для урока технологии

Предлагает дать пояснение, ответить на вопросы: почему? как ты считаешь?

Повторяют основные правила техники безопасности

Предлагают варианты, выбирают, обобщают, комментируют

Выбирают лес

Отвечают на вопросы

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

II. Формулирование темы урока, постановка цели (7 мин)

Цель: повторение изученного материала; проговаривание цели урока в виде темы урока

Воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта, необходимого для открытия и усвоения новых знаний и способов действий.

Обеспечение мотивации учения, принятие целей урока

Предлагает назвать деревья, связанные с праздниками;

деревья и сказки;

деревья - польза и историческая слава Заонежья.

Предлагает сформулировать тему урока и цель урока;

Помогает наметить план работы.

Уточняет формулировки;

Предлагает оценочный лист для работы по методу райтин г

Задание 1: стр. 4 в рабочей тетради

Критерии оценки задания слайды 2 и 3

Отвечают на вопросы:

Ель - Новый Год

Верба - Пасха, Вербное воскресенье

Береза - Троица. Пятидесятница

Липа - Лиса и заяц (лубяная избушка)

Ель, сосна - музей - заповедник Кижи (памятники деревянного зодчества)

Осина - лемех (покрытие куполов храмов)

Формулируют тему: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.

Формулируют цель: Ознакомление с природным конструкционным материалом - древесиной, пиломатериалами и древесными материалами

Заполняют таблицу в рабочей тетради;

Вносят результаты работы в оценочный лист

Личностные: осознание своих возможностей

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; постановка вопросов; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Регулятивные:

Целеполагание; выполнение пробного учебного действия

Познавательные:

Самостоятельное формулирование познавательной цели;

Логические - формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков

Физкультминутка

Динамическая пауза

III. Изучение нового (15 мин)

Цель:«Открытие» нового знания

приложение 4.jpg

приложение 3

приложение 3.1

приложение 2

приложение 2.1

приложение 1

IV. Закрепление нового (25 мин)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

Открытие и усвоение обучающимися новых знаний и способов действий

Выполнение заданий на усвоение главного в новой информации, выполнение заданий, в том числе и творческих, на основе изученного.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы

Предлагает рассмотреть строение ствола дерева по учебнику стр. 10 - 11 (3 абзаца) и выполнить:

Задание 2 (карточка - приложение 1 или вариант MO Excel строение ствола);

Задание 3 (карточка - приложение 2 или вариант MO Excel поперечный разрез)

Предлагает работу с учебником стр.11 - стр.12 и назвать достоинства и недостатки древесины

Учитель крепит на доску карточки в 2 столбика или предлагает сделать это ученику.

Предлагает проблемный вопрос: как по маленькому образцу определить (предположить) от какого он дерева?

Предлагает работу с текстом учебника на стр. 13 и выполнить: Задание 4 (карточка - приложение 3 или вариант MO Excel виды пиломатериалов); слайд 8

Предлагает выполнить: Задание 5 (карточка - приложение 4 или вариант MO Excel элементы доски); слайд 10

Учитель показывает несколько образцов (фанера, рейка, вагонка, ДВП, и т.п.)

И просит выбрать натуральные древесные материалы, т.е. что получаются из бревен или пиломатериалов пилением, строганием, рубкой

Задание 2 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайдам 4 и 5, заполнение листа самооценки.

Обучающиеся работают с учебником и выполняют Задание 3 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайдам 6 и 7, заполнение листа самооценки.

Обучающиеся работают с учебником, выделяют в тексте достоинства и недостатки.

Устно называют достоинства и недостатки древесины.

Обучающиеся работают с учебником и называют свойства древесины: порода, текстура, цвет, запах, твердость;

Обучающиеся работают с учебником и выполняют Задание 4 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайду 9 и заполнение листа самооценки

Обучающиеся выполняют Задание 5 по карточкам или в MO Excel. При работе на карточке проверка по слайду 11 и заполнение листа самооценки

Обучающиеся делают выбор.

Появляется вопрос, а как назвать оставшиеся образцы? Где найти ответ? Какими источниками информации располагают обучающиеся в настоящий момент?

Работа с учебником стр. 14. Проговаривают названия образцов древесных материалов

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; постановка вопросов; инициативное сотрудничество: контроль, коррекция, оценка действий партнера

Регулятивные:

Планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция

Познавательные:

Физкультминутка

(4 минуты за 2 урока)

Динамическая пауза

Зарядка для глаз

Учитель предлагает паузу после выполнения каждой смысловой группы заданий

Древесина

Пиломатериалы и древесные материалы

V. Контролирующее задание (20 мин)

Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.

Выполнение заданий, которые содержат новые понятия и переход к заданиям, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

Первичная проверка и самопроверка уровня освоенности материала и способов действий. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

На столе разложены образцы для практической работы. Учитель предлагает выполнить п.1 и п. 4 изЛР 1 на стр.15 учебника

Выполнить упражнение 2 на стр. 4 рабочей тетради.

Выполнить упражнение 5 на стр. 5 рабочей тетради.

Выбирают образец, разбирают свойства и пробуют определить вид древесины.

Вносят итоги практической работы в оценочный лист

Обучающиеся выполняют упражнение 2 и проводят самопроверку по критериям, используя слайды 12 и 13.

Обучающиеся выполняют упражнение 5 и проводят самопроверку по критериям, используя слайд 14.

Вносят данные в лист самопроверки.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

Анализ, сравнение, обобщение, аналогия; подведение под понятие; определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение высказывания

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.

Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ и самоанализ учебной деятельности

Учитель предлагает проанализировать работу на уроке. Высказать свое мнение по вопросу: совпали ли результаты учебной работы с плановыми показателями? В чем были трудности? Что было интересно, а что лучше не использовать?

Самооценка.

Обучающиеся работают с оценочными листами.

Высказывают свое мнение о заданиях урока, предложенных методах работы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

VIII. Домашнее задание и уборка рабочих мест (5 мин)

Сообщение объема и содержания домашнего задания, в том числе и вариантов домашнего задания по выбору учащихся, инструктаж по его выполнению

Учитель предлагает выбрать домашнее задание:

1. Найти в Интернете, чем отличается древесина карельской березы от древесины остальных видов берез.

2. Найти ответы на задания по карточкам с фотоизображениями

Обучающиеся записывают задания в дневники;

Выполняют уборку рабочих мест

Литература

Столярное дело/ Сост. Е.В. Смирнова - М.: Стройиздат, 1996 - 328 с.

Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева: Учеб. для нач. проф. образования./М.: Издательский центр «Академия», 2003- 328с.

CD-ROM «Технология. Библиотека электронных наглядных пособий» ЗАО «ИНФОСТУДИЯ. ЭКОН» 2004.

Электронное сопровождение для уроков технологии и системы дополнительного образования, адаптировано к демонстрации на интерактивной доске. 5 класс. Глозман Е. С., Глозман А. Е., Хотунцев Ю.Л. Мнемозина, М., 2009.

Данный урок разработан для выполнения работы по планированию и составлению технологической карты при выполнении творческого проекта, он является одним из самых сложных элементов проекта.

Технологическая последовательность операций разработана для художественного точения древесины на токарно – винторезном станке ТВ-4 с использованием данного типа станков, которые имеют ряд преимуществ перед токарными станками по дереву.

Преимущества токарно – винторезного станка ТВ-4 перед токарным станком по дереву ДИП:

  • Токарно – винторезный станок имеет комплект прямых и обратных кулачков, при помощи которых можно обрабатывать заготовку до 120 мм, устанавливая сначала обратные кулачки и проточив чистовую базу,

подперев заготовку центром задней бабки, затем устанавливаются прямые кулачки, подпирается центром задней бабки заготовка и производятся все последующие операции при помощи необходимого резца.

  • На данном типе станков возможна обработка древесины твёрдых пород, так как она имеет очень красивую природную текстуру древесины по сравнению с мягкими породами, обработку которых рекомендуют на токарных станках по дереву.
  • Резцы в токарно – винторезных станках закрепляются в резцедержателе и их подача к месту резания производится при помощи винтовых механизмов. Точнее при помощи продольной и поперечной подачи, что совершенно безопасно по сравнении с работой на токарных станках по дереву, где резцы держит руками ученик, соблюдая зазоры и другие условия обработки древесины.
  • При необходимости заготовку легко снять и снова поставить так как это необходимо для дальнейшей обработки.
  • В резцедержатель можно закрепить расточные резцы и любые другие приспособления для художественного точения.
  • Заднюю бабку используют для установки сверла, других режущих инструментов, а также для точения конуса 10- 12 градусов.
  • Если необходим конус определённой величины, то он делается при помощи верхнего поворотного круга.
  • Скорость вращения заготовки изменяется при помощи переключения рукоятки, что очень важно при чистовом точении и шлифовке.

Работа на данных станках гораздо безопасней и быстрее чем на токарных станках по дереву.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»

Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»...

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...

Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин

Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин составлен на 1 семестр, включает в себя максимальную нагрузку 113 часов, ...

Опыт разработки профессионального модуля ПМ.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин»

Профессиональный модуль понимается как целостный набор подлежа­щих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по...


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник