15.02.2024

Самые интересные темы для проекта. Проектирование в школе. Конспект собрания для родителей первоклассников на тему "проектная деятельность младшего школьника" Сделать проект для школы 1


Разработка проекта учителя начальных классов

ГБОУ гимназии №105 Вовнянко И.Б.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной работы, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, - как по факту самоопределения, так и в повседневной жизни. Важнейшим становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и планировать действия, взаимодействовать в группах, а также быть открытыми для поступающей новой информации.

Проект – это подготовленный и организованный учителем самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий (работы по предложенному пути), завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть реальными, логично построенными.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания и небольшое исследование в предложенной области.

Любой проект реализуется в несколько этапов, так же на уроках детям предлагается тема для самостоятельного изучения и дальнейшей демонстрации результата.

В 2015-2016 учебном году первоклассники работали над многими проектами. Например: «Живая азбука», «Музей: город букв», «Мой класс, моя школа», «Мои домашние животные» и другими.

Ребятам очень понравился проект «Создаем музей «Город букв»». Сначала мы обсудили план действий. А затем ребятам было дано задание.
1. Выбери букву;

2. Придумай букве характер (веселая, грустная, наивная, глупая и т.д.);

3. Выбери материал, из которого будешь делать букву (проволока, тесто, картон, шерсть, пластилин);

4. Создай портрет своей буквы;

5. Придумай текст для экскурсии по музею «Город букв». Расскажи о своей букве – как она появилась в музее, из чего сделана, кого изображает.

Проект удался! Смотрите сами! Каких только букв в нашем музее нет.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми . Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Поэтому никого не приходится убеждать в важности и необходимости использования в учебной и внеурочной деятельности метода проектов.

Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы .

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину .

УМК «Начальная школа 21 века» располагает возможностями для создания проектов.

Целью проектной деятельности является успешность. Известно, что невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности, способствует развитию комплексов. Проектная же деятельность позволяет обрести ощущение своей значимости, независящее от успеваемости.

Проект включает в себя следующие составляющие: проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация. Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может его создать. Как же быть?

Уже с первых дней пребывания детей в школе необходимо готовить их к проектной деятельности, развивая мышление, учить оценивать свою деятельность и деятельность других, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи свое предположение, мнение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.)

В период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей. Предлагается составить свою загадку, опираясь на иллюстрации учебника. В результате рождается коллективный монопроект «Книга загадок». На уроке литературного слушания после знакомства с частью произведения дается задание в группах из 4 человек придумать свои версии окончания, проиллюстрировав их. В итоге появляются новые сказки, рассказы, модели обложки, формы книг.

Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции. «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Кто такие птицы?», «Откуда берутся снег и лед?», «Зачем каждому государству свои символы?». Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы.

Работая же в группе, дети не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод.

Как же ввести учащихся в проблемную ситуацию, которая была бы им понятна, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Начинаем с уроков творчества.

Дети получают задание принести на урок что-либо из леса, парка, сада. Это может быть ветка, цветок, камушек – все равно что, лишь бы это что-то значило для ребенка и он мог объяснить свой выбор. На уроке даются инструкции:

1. «По очереди подойти к столу, положить то, что принесли с собой, объяснить, что это и почему захотелось принести именно это»;

2. «Взгляните на то, что лежит на нашем столе. Попробуйте создать композицию (картину), которая объединяла бы все эти предметы».

Дети подходят к столу, перекладывают предметы, в итоге появляются групповые композиции. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать новую картину, - главная цель этого урока.

Через некоторое время на осенней экскурсии пытаемся увидеть эти предметы в природе. Обращаем внимание, что в парке, где можно найти эти предметы, много мусора: бутылки, старые вещи, фантики, пакеты, которые портят всю красоту природы, ее гармонию. Наводим порядок. Проводим наблюдения: что еще плохо вокруг нас, что не нравится, что можно исправить, как помочь? Рисуем рисунки, мечтаем: «Как было бы хорошо, если …», сочиняем и разыгрываем сценки: «Разговорились однажды старые, выброшенные человеком вещи…», делаем поделки из природного материала.

Так постепенно мы входим в проблему – лучше создавать, чем разрушать. Ставим цель, намечаем примерный план действий. Во внимание берутся все предложения детей. Каждый из детей выполняет важную, интересную, значимую для него работу (делает эскизы цветников, планы благоустройства школьного парка, ищет необходимую информацию об использовании бросового материала в жизни, сочиняет, как изменить окружающий нас мир, подбирает загадки о труде людей или придумывает свои, ищет пословицы, поговорки и т. д.).

В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают первоклассникам в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта.

Роль учителя же в управлении деятельностью, а не в подаче ее в готовом виде, в организации коллективных обсуждений при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению.

Презентация (защита) проекта, как правило, в 1 классе , осуществляется нами в форме выставки рисунков, альбомов, поделок, книжек - малышек, показа тех изделий, которые дети создали, театрализованного представления, спектакля, деловой игры с обязательным поощрением – вручением грамот, дипломов, благодарностей, подарков.

Очень важно, что первоклассники на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Учащиеся понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности.

Таким образом, уже с 1 класса закладываются основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе.

Использованная литература

1. Базисный образовательный план первой ступени общего образования.

12.09.07

2. . Учебные проекты младших школьников. //

журнал «Начальная школа», №9, 2005г.

3. . Организация проектной деятельности в системе работы

учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную

деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006г

4. Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией

// «Вентана-Граф», 2004г

5. . Работаем по методу проектов // Практика образования.

2006. №4

Проектная деятельность детей 1 класса должна организовываться путем подбора материала понятного и доступного, вводящего учеников в мир знаний. Она должна быть направлена на формирование наглядно-образного представления об окружающем мире и влиять на становление личности. Так, происходит развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов освоения учебного материала.

Первоклассники овладевают элементарными знаниями, выполняя различные задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

Проектная деятельность может проводиться на уроках всех дисциплин. Приведем несколько примеров тем.

Математика. «Цифра 1 (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0) в стихах», «Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Иллюстрации цифр». Подобные проекты способствуют лучшему запоминанию цифр и чисел первого десятка. В результате подобных проектов создаются книжки-малышки, сборники, в которых содержатся стихи, загадки, пословицы поговорки про числа первого десятка и рисунки цифр. «Таблица умножения в стихах» формирует различные приемы запоминания, упрощая их процесс. Проект «Форма, размер, цвет предметов» помогает ребятам лучше понять пространственные отношения, развивает представления о геометрических фигурах.

Чтение. Проекты «Моя азбука», «Живая Азбука», «Прощание с Азбукой», «Мои буквы» - призваны знакомить детей с буквами и звуками алфавита. В них может быть изучена и представлена любая информация в рамках тематики - написание, истории, стихи, пословицы, поговорки, скороговорки. Проекты «Вместе делаем книгу», «Литературный журнал», «Книги, которые мы читаем» - повышают взыскательность вкуса и читательскую грамотность учащихся, помогают лучше овладеть родным языком, способствуют общекультурному развитию. Целью проекта «Витаминный калейдоскоп» является развитие познавательных и творческих способностей учащихся, которое происходит в процессе разработки витаминизированной азбуки.

Русский язык. Проекты «Алфавит», «Имена в алфавите», «Алфавит в стихах», «Веселый алфавит» - закрепляют знания букв русского алфавита, способствуют осознанию необходимости порядка букв в алфавите, развивают интерес к изучению русского языка, литературы и развивают творческие способности первоклассников. Проекты «Заглавная буква», «Сладкая грамота», «Словарные слова» - повышают грамотность учащихся, учат правильному правописанию.

Окружающий мир. Проекты «Исторические места моего города», «Моя малая Родина» помогают лучше узнать историю и особенности местности, в которой живут ребята. «Мой домашний питомец», «Загадочный мир животных» - способствуют изучению животного мира, воспитывают любовь к братьям нашим меньшим. Проект «Азбука цветов», «Наши деревья», «Вкусная азбука» знакомит с разнообразием домашних, полевых и садовых растений.

Английский язык. Проект «Английский алфавит» может быть долгосрочным. Так, например, на уроке ребята знакомятся с какой-то буквой, а дома оформляют одну из страниц азбуки. Знакомство с алфавитом происходит на основе сказки, где идет рассказ о каждой букве и ее домике. Поэтому для каждой буквы они рисуют домик. На крыше пишут саму букву большую и маленькую, на двери - транскрипцию.

Некоторые проекты могут охватывать сразу несколько дисциплин. Так, например, тема «Моя семья» изучается сразу на нескольких предметах. Она помогает осознать значение семьи и свою роль в ней. Для этого можно использовать различные приемы: составление генеалогического дерева или родословной, приведение примеров историй из жизни предков, проведение интервьюирования родственников, подбор фотографии, создание рисунков.

В результате проектной деятельности дети учатся за ограниченное время выполнять сразу несколько разнохарактерных дел, становятся более уверенными в своих силах, развивают свои творческие способности и активизируются в учебе.

Презентация: Творческий проект с использованием ученика 1-5 класса МОУ Гимназии 26 Девяткина Дмитрия «Правила поведения младшего школьника при чрезвычайных ситуациях.»

Творческий проект с использованием ученика 1-5 класса МОУ Гимназии 26 Девяткина Дмитрия «Правила поведения младшего школьника при чрезвычайных ситуациях.» Учитель: Антонова Елена Анатольевна 2007-2008 уч.г. Творческий проект с использованием Microsoft ...

Муниципальное образовательное учреждение «Майская гимназия Белгородского района» Творческий проект по теме Творческий проект по теме «Какая она, золотая осень?» «Какая она, золотая осень?» Выполнили: Андреева Виктория, Манько Ирина, Шаимов Тимур, Ученики 1 ...

Презентация: Мы в ответе за тех, кого приручили. Автор творческого проекта: Горбачёва Л.А., учитель начальных классов Сроки проведения: III четверть 2009/2010 уч.год.

Мы в ответе за тех, кого приручили. Автор творческого проекта: Горбачёва Л.А., учитель начальных классов Сроки проведения: III четверть 2009/2010 уч.год Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Мокроус...

Презентация: ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА) «М ОЙ ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК РОДНОГО КРАЯ » «Тобой, Джарлинский, любуюсь, горжусь» Авторы: ученики 1,

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА) «М ОЙ ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК РОДНОГО КРАЯ » «Тобой, Джарлинский, любуюсь, горжусь» Авторы: ученики 1, 3 класса МБОУ «Джарлинская ООШ» Руководитель: Щербакова Сауле Укасовна Содержание Посёлок Джарлинский в...

Презентация: Изготовление салфетки в технике старинной марийской вышивки 08.12.20131 МУ «Отдел образования и по делам молодёжи» администрации МО «Оршанский муниципальный.

Изготовление салфетки в технике старинной марийской вышивки 08.12.20131 МУ «Отдел образования и по делам молодёжи» администрации МО «Оршанский муниципальный район» МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» Творческий проект учениц Волковой...

МБОУ Ордынская средняя школа 2 Информационно- исследовательский и творческий проект. «Народные художественные промыслы» Выполнили учащиеся 1б класса Руководитель.

МБОУ Ордынская средняя школа 2 Информационно- исследовательский и творческий проект. «Народные художественные промыслы» Выполнили учащиеся 1б класса Руководитель проекта Руководитель проекта Бричеева О.К. Бричеева О.К. р.п. Ордынское р.п. Ордынское 2010г...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 имени Н. Л. Мещерякова Секция: Начальная школа Тема: «Хлеб…»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 имени Н. Л. Мещерякова Секция: Начальная школа Тема: «Хлеб…» Информационно - творческий проект Класс: 4 «А» Ученица: Баранова Дарья Руководитель: Дёмина А.В. ...

Творческий проект на тему: « Самый читающий класс» Участники проекта: ученики 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус г.Ивделя 2014 год. 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус г.Ивделя 2014 год. Детская книжка открывает детям путь в большую литературу, в огромный мир книг. Цель...

Творческий проект «Пушистая сирень». Выполнила ученица 1 класса МБОУОШ п. Осаново-Дубовое Яшина Анна. Руководитель: Баклыкова Е.С.

Творческий проект «Пушистая сирень». Выполнила ученица 1 класса МБОУОШ п. Осаново-Дубовое Яшина Анна. Руководитель: Баклыкова Е.С. Выбор и обоснование. На кружке по технологии наш класс работал с нитками, бумагой, картоном, природным материалом. На...

Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов Нижегородская область, г. Кстово Творческий.

муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов Нижегородская область, г. Кстово Творческий проект «Я откопаю свой талант»

Выполнили: Ученики 1 класса Астраханцева Е., Кадейкина А., Каретин В., Потапова В., Филимонов Д., Черентаев Н. Руководитель: учитель начальных классов.

Выполнили: Ученики 1 класса Астраханцева Е., Кадейкина А., Каретин В., Потапова В., Филимонов Д., Черентаев Н. Руководитель: учитель начальных классов Т. В. Наумова Творческий проект по квиллингу «Бабочка. Пробуждение весны» На уроках технологии учитель...

Творческий проект 2012-2014 гг. «Делаем книжку своими руками " Авторы проекта: Васильева И.В., учитель-логопед, Ставская И.И., учитель начальных классов.

Творческий проект 2012-2014 гг. «Делаем книжку своими руками " Авторы проекта: Васильева И.В., учитель-логопед, Ставская И.И., учитель начальных классов ОГБОУ «Шегарская коррекционная школа-интернат VIII вида» «Делаем книжку своими руками» Цель: развитие...

Школьный проект - это один из способов обеспечения развития ученика. Данные работы обязательны для учащихся. Нередко школьники старших классов сдают экзамены именно в что позволяет лучше оценить их знания и способность усваивать информацию.

Для чего нужны такие задания?

Интересные темы для проектов - это возможность школьника развить свои способности, поверить в свои силы как ученика. Ведь нередко дети выбирают для себя такие темы для исследовательской работы, которые увлекают их. Таким образом, в процессе проектирования повышается самостоятельность школьника, у него формируется прочная мотивация для дальнейшего обучения. Также он учится правильно вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Работа над проектом позволяет школьнику объединить урочную и внеурочную деятельность.

Темы для средней и младшей школы

Интересные темы для проектов - залог того, что работа будет увлекательной для школьника. Если проект является исследовательским, он должен включать в себя элементы научного труда - гипотезу, ее проверку, лабораторное исследование, анализ полученных на выходе результатов. Например, избрана тема о выращивании бобов в домашних условиях. Школьник может подготовиться заранее - прочесть нужный материал по природоведению; провести эксперимент - прорастить бобы; сделать фотографии растения на каждом из этапов. Следующие интересные темы для проекта подойдут учащимся средних и младших классов:

  • Автомобили прежних времен и современные.
  • О том, как жили динозавры. Предполагаемые варианты их гибели.
  • Моя любимая собака.
  • Профессии, о которых мечтает каждый школьник.
  • Цвет в жизни человека.
  • Мультфильмы и их роль в жизни малышей.
  • Аквариум и его удивительные жители.
  • Как вырастить кристалл самостоятельно?
  • Особенности здорового образа жизни.
  • Занятия спортом в моей семье.
  • Старинные забавы на Руси.
  • Освоение человеком космического пространства.
  • История музыки и музыкальных инструментов.
  • Роботы будущего.
  • Особенности жизни пчел.
  • Самые красивые легенды о цветах.
  • История денег - от древности до современности.
  • Чай и кофе. История, легенды, традиции.
  • Выращивание бобов в домашних условиях.

Темы, которые вызовут интерес у школьной аудитории

Существует немало областей, которые могли бы увлечь Это могут быть гаджеты, различные продукты, вопросы любви и дружбы. Следующие интересные темы для проекта не оставят равнодушными школьную аудиторию:

  • Смайлики в сообщениях. История, особенности использования.
  • Самая яркая и необычная реклама.
  • Что думают молодые люди о семейной жизни?
  • Является ли Барби стандартом женской привлекательности?
  • Проблема чистоты в общественных местах.
  • Почему во время полета нужно выключать телефон?
  • Англицизмы в современной речи.
  • Гороскопы и астрология - правда или миф?
  • Как добиться благосостояния?
  • Что нужно человеку, чтобы достичь эмоционального равновесия?
  • Принцип работы микроволновки.
  • Как развить логическое мышление?
  • Полезна ли жвачка?
  • Ложь: причины и последствия. Почему люди врут друг другу?
  • Как стать фотографом?
  • Принцип работы 3D-очков для кинотеатра.
  • Оказывает ли влияние темп речи говорящего на восприятие доклада аудиторией?
  • Шпаргалка - помощник или враг?
  • Почему все учат английский?
  • Понимают ли братья наши меньшие речь?
  • Чайные традиции Китая.
  • Каков человек: добр или зол? Примеры из истории и жизни.
  • Стресс и заболевания - есть ли связь? Что такое психосоматические болезни?
  • Как простить человека? Нужно ли это делать?
  • «Коты Леопольды» в современном обществе.

Актуальные темы для подготовки проектов по русской литературе

Одной из самых интересных работ для многих школьников станет литературный проект. Его проблематика должна быть подобрана в соответствии со знаниями и уровнем подготовки учащегося. Темой проекта по литературе может быть биография поэта или писателя или же особенности его творчества. Такая работа поможет узнать много интересного об авторе, произведения которого понравились учащемуся. Проект может посвящаться особенностям литературного героя или же целого произведения. В процессе работы школьник сможет освежить в памяти информацию о любимом произведении, еще раз окунуться в его события.

Следующие темы проектов по литературе являются приблизительными. Школьник всегда может выбрать тот вопрос, который вызывает у него наибольший интерес.

  • Особенности творчества И. Бунина.
  • Роль внешности героя в его характеристике (на примере нескольких
  • Особенности романтического героя (на примере нескольких произведений).
  • Тема любви в лирике Ахматовой.
  • Природа в творчестве В. А. Жуковского.
  • История в пушкинских произведениях.
  • Проблема родины в творчестве Есенина.

Проекты по труду

Также большим простором для творческой работы будет задание по технологии. Темы проектов, рассмотренные ниже, предназначаются для девочек:

  • Как оформить кухню-столовую.
  • Блюда русской кухни.
  • Комнатные растения и интерьер помещения.
  • Аксессуары, связанные своими руками.
  • Декор и сервировка праздничного стола.

А вот какие проекты могут подготовить мальчики:

  • Изготовление настенных полочек для дисков или книг.
  • Как смастерить доску для нарезки овощей.
  • Модели самолетов, кораблей, автомобилей.
  • Изготовление скамейки.
  • Как смастерить складной столик для балкона.

Проектирование на научную тематику

Нередко школьникам нужно найти подходящие темы исследовательских проектов. Простор вариантов широк, ведь сколько научных отраслей, столько и разных сфер исследования. Из следующих тем, возможно, школьник сможет для себя что-нибудь подобрать:

  • Атмосфера Земли: состав, строение, движение воздушных масс.
  • Законы Ньютона и их применение.
  • Агрегатные состояния вещества.
  • Физические свойства углерода.

© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник