03.07.2020

Роспись деревянных ложек для начинающих поэтапно с фото. Деревянные ложки с узорами хохломской росписью Расписная ложка


Сайт «Русская вера» уже публиковал фоторепортаж известного российского блогера-тысячника Антона Афанасьев а « », в котором он показывает и рассказывает то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда. Сегодня Антон Афанасьев рассказывает про вторую часть семеновского музея, а точнее про то, как делали (да и сейчас делают, правда, не в таких объемах) деревянные ложки.

Семенов, точнее Семеновский уезд, по праву считался и являлся российским лидером в этой отрасли, и недаром герой книги Мельникова-Печерского сколотил капиталы именно на ложках. Здесь производилось более 2 000 000 ложек в год! Вообще в его «В лесах» отлично описан этот промысел.

Деревянную посуду производили во многих местах: в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском монастырях, в московских, ярославских, тверских, костромских и калужских землях. Но особо славилась заволжская, или, как ее еще называли, керженская.

Самих типов ложек огромное множество и точно назвать эту цифру вряд ли кто-то сможет, но вот в семеновском музее постарались собрать максимально возможное количество разнообразных ложек.

Всякая ложка на Руси имела свое назначение и название.

Ложечку для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали лжицей (так еще древние русичи именовали всякую ложку). На окончании черенка старообрядческой ложки для причащения вырезали двуперстие.

Простая русская широкая ложка средней величины называлась «межеумок» (этим словом, кстати, обозначали не только ложку, а вообще все то, что было нечто средним, ни туда, ни сюда, не принадлежало ни к тому, ни к другому сорту). Знаток народного быта С. В. Максимов так охарактеризовал популярность изделий нижегородских умельцев: «Они мастерят… ложку "межеумок", которой вся православная Русь выламывает из горшков крутую кашу и хлебает щи, не обжигая губ».

Бурлацкая ложка «бутырка», название которой, по всей видимости, произошло от слова «бутырить» — переворачивать, мешать, перемешивать, была такой же широкой, как межеумок, но толще и грубее. Она считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды как своеобразный знак отличия, «вывеску».

Ложка баская, или боская, была долговатой и тупоносой, полубаская — немного покруглее (слово «баский» означало: красивый, красный, видный, разукрашенный).

Носатой называли всякую остроносую ложку. Уж не про нее ли поговорка: «Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!»

Делали в Нижегородской губернии и складные ложки — они были наиболее дорогими, а еще дюжинные, или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др.

Самая первая автоматизация в этом непростом промысле — лучковый станок. Он позволял обтачивать черенок ложи

Это ложки с сюжетной росписью мастерицы Е. И. Пряничниковой из деревни Хвостиково. 1930-е годы.

Одни из самых дорогих были ложки из клена, их редко расписывали, так как они сами по себе имели очень красивую фактуру. Самыми дорогими были ложки из фруктовых деревьев.

Всевозможные типы ложек.

Музейный стенд представляет процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки — «баклуши». У опытного мастера он занимал 20 минут. При этом иногда первые этапы — раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне — доверяли детям, а заключительные — скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку — женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение «бить баклуши», которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

А это стадии уже полуавтоматического процесса.

Обучение резьбе.

А вот Авдей Маслов, один из немногочисленных специалистов по ручному изготовлению ложек (про него автор рассказывал в статье « »).

Ну и немного столетних фотографий в тему. Ложкари в Семеновском уезде.

А вот и лучковый станок.



Ложечный базар

Русские умельцы всегда славились своим мастерством художественной резьбы по дереву. На протяжении столетий из поколения в поколение они передавали секреты своего умения изготовлять деревянные ложки. Русское слово “ложка”, по мнению ученых, произошло от слова “лог” – овраг, углубление.

Она очаровывает всех неповторимым колоритом. Для изготовления деревянных ложек используют экологически чистый материал: липу, осину, клен, рябину, поэтому пользоваться деревянными ложками полезно для здоровья. Деревянные ложки не портят вкуса приготовленной пищи.

История деревянной ложки берёт своё начало десять веков тому назад. В каждой стране ложки делали, используя разные материалы: дерево, слоновую кость, ракушки, бронзу и серебро. В России до 18 века пользовались деревянными ложками. Словарь Даля содержит толкование названий ложек: боская, межеумок, тупоносая, разливная, носатая, бутырка, белая, полубоская, тонкая и другие названия. Впервые «русские деревянные ложки» упоминаются в «Повести временных лет» в 996г.

Расписывать ложки начали намного позже, начиная с XIX века. Создавая такую ложку, необходимо было выполнить 52 операции. Деревянную ложку отесывали из баклуши топориком, затем теслой, остругивали ножом и резали кривым резаком, а черенок и коковку обрабатывали ручной пилой. Украшали деревянные ложки резьбой и расписным узором.

История хохломы

Самая известная из видов росписи в России – хохлома. Наверное, нет человека, который бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки хохлома или шкатулку, поднос. Каждому будет интересно узнать, откуда появилась эта необыкновенно красивая роспись.

В давние времена в лесах Заволжья, неподалёку от села Хохлома Новгородской губернии первые поселенцы были беглецами, укрывшимися здесь от гонений помещичьего гнета за «старую веру». Некоторые из них были художниками-иконописцами и мастерами рукописной миниатюры. Неплодородные земли не давали возможности прокормиться крестьянам, и беженцы стали применять своё мастерство, расписывая деревянную посуду, изготовляемую местными мастерами. Такая неизвестная до селе роспись чудесно украсила скромную деревянную кухонную посуду. Краски заиграли золотистыми и красными солнечными лучами. Слава о такой праздничной посуде разнеслась не только по всей округе, но и приобрела известность на всей Руси.

Каждый ремесленник обладал своей спецификой, но изделия выполнялись вручную. Ведь изготовление деревянных ложек – нелёгкий процесс. Сначала необходимо вырезать деревянную заготовку будущей ложки, потом высушить ее, покрыть тоненьким слоем глины и пропитать маслом льна. Изюминкой такой росписи является то, что на дерево наносят не золотой, а серебристый порошок, поверх которого выполняют рисунок. Потом изделия лакируют и закаливают в печи при высокой температуре. В результате появляется медово-золотистый цвет, свойственный только хохломе.

Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне. В росписях Хохломы художники изображают растительные формы в виде ярких красных ягод рябины, земляники, и цветов, также встречаются рыбы, птицы и зверьки. Гибкими, волнистыми стеблями с листьями, ягодками и цветами украшают мастера поверхность ложек, придавая им неповторимый нарядный облик.

Невозможно сейчас сказать, кому и когда пришла в голову идея превратить обычные ложки в ударный инструмент, но уже давно они стали самым простым, красочным и популярным национальным инструментом русских.

Первые сведения об использовании ложек в качестве музыкального инструмента появились в конце 18 века. Некоторые исследователи считают, что ложки в музыке русские начали использовать в подражание испанским кастаньетам, потому, что они при соприкосновении могут издавать чистые звуки.

Ложкари используют для игры комплект из 3 или 5 ложек разного размера. Звуки получаются от удара задней части двух черпаков. Обычно исполнитель играет тремя ложками, закладывая две между пальцами левой руки, а третью берёт в правую руку, ударяя при этом по руке или колену. Часто к ложкам крепят бубенчики. Это свойство деревянных изделий было оценено музыкантами всего мира. Сейчас действуют школы игры на деревянных ложках.

Деревянные ложки сувенирные

Еще с древних времен известно о способности дерева избавлять людей от накопившейся отрицательной энергии. Сувениры из дерева приносят в дом гармонию и уют. Безусловно, яркие расписные ложки сразу обращают на себя внимание. Поэтому и сегодня русские деревянные ложки – самый популярный сувенир среди зарубежных туристов. Они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших древние секреты. Такая ложка – прекрасный подарок-сувенир для друзей и родных.

Елена Смирнова

Самая известная из видов росписи в России - хохлома . Наверное, нет человека, который бы не видел в своей жизни расписные деревянные ложки хохлома или шкатулку, поднос.

Роспись по дереву даёт возможность познакомиться с секретами художественных ремесел и развивает мелкую моторику рук, их чувствительность. Приятно порадовать и себя, и друзей изделиями собственной работы. Расписные изделия можно использовать как украшение интерьера, в качестве подарка на праздник.

Деревянные ложки - это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Что за прекрасный подарок-сувенир Вашим друзьям и родным!

Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Сегодня я хочу поделится ещё одним мастер - классом роспись деревянных ложек .

Цель : расширять представление о видах народного декоративно-прикладного искусства, продолжать знакомить детей с хохломской росписью на различных предметах посуды.

Задачи :

Учиться рисовать аккуратно, красиво располагая рисунок на деревянной форме .

Развивать творчество и фантазию при росписи ложек .

Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.

Нам потребуется :

- деревянные заготовки – ложка ,

Гуашевые краски (красная, желтая, зеленая, черная,

Баночка с водой; кисти;

Восковые мелки.

1. Сначала мы раскрашиваем ложку желтой и черной гуашью с обоих сторон.



2. Заранее продумываем рисунок росписи . Можно нарисовать на листе бумаги.


3. Переносим рисунок на деревянное изделие . Рисуем восковым мелком светлого тона.


4. Раскрашиваем орнамент – ягодки, цветы красной гуашью, листья и завитки зеленой.


5. Изделие готово. По желанию можно покрыть лаком.


Вот такие замечательные ложки у нас получились!


Хохломская роспись –

В зелени травы,

Рощи – перелески,

Шелковые всплески.

Солнечно – медовый

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Спасибо за внимание!}


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник