07.09.2019

Расширение сферы деятельности. Провал йогурта от Cosmopolitan и винной продукции от Coca-Cola: Как расширить сферу деятельности своей компании и не прогореть


Вопрос:

У ИП основной вид деятельности - это интернет-магазин наборов для творчества, кассы нет - работает только по безналу, ИП на УСН. Сейчас планирует открыть собственное производство наборов для вышивания. Нужно ли в налоговой присваивать дополнительный код деятельности? Если да, то какой? Нужно ли как-то менять правовую и налоговую форму деятельности или это необязательно? Можно ли продолжать работать без кассы?

Ответ:
Насчет необходимости присвоения нового кода деятельности все будет зависеть от того, есть ли у Вас какой-то подходящий под новое направление деятельности код. Вполне возможно, что у Вас в ЕГРИП указана общая группа кодов или какой-то конкретный вид деятельности, который будет отражать и новое направление.
Так или иначе подобрать подходящий код Вы можете самостоятельно в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности в действующей ныне второй редакции.

Если будут нужны изменения, то Вам нужно будет заполнить Заявление по форме Р24001 , распечатать Заявление в 2-х экз., прошить оба экземпляра, передать в регистрирующую налоговую (при себе иметь паспорт). К сожалению, удаленно данное заявление не подается. Единственный вариант, при котором не требуется Ваше личное присутствие, - подача заявления другим лицом на основании нотариально заверенной доверенности.

Через 5 дней забрать Выписку из государственного реестра уже с изменениями, если на листе Ж Вы выбрали пункт "Выдать заявителю". Также Вы можете воспользоваться возможностью получить документы по почте или через представителя, выбрав нужный способ в заявлении (лист Ж).

Все заполняемые страницы Заявления нумеруются (вверху страницы). Если Заявление подается в налоговую не лично (почтой, через доверенное лицо), необходимо заверить документ у нотариуса, и тогда заявитель ставит свои подписи в присутствии нотариуса. На странице Ж ставится подпись и ИНН нотариуса, заверившего Заявление.
Начиная со страницы 1 необходимо заполнить личные данные ИП.
На странице 1 отмечается причина внесения изменений.
На листе Ж ставится подпись заявителя. Заполняется контактный телефон и электронная почта, по которым можно связаться с ИП. Если Заявление подается в налоговую не лично (почтой, через доверенное лицо) ниже должен расписать нотариус и поставить свой ИНН.
Листы В, Г и Д заполнять не надо, только распечатать, если Вы резидент РФ.

Изменение видов деятельности:
На Внесение новых видов деятельности заполняется лист Е страница 1.
Указываются все виды деятельности не менее 4 символов, подлежащие внесению в ЕГРИП. Если их больше 56, тогда заполняется новый Лист Е стр.1 со следующим порядковым номером.
Первая строка предназначено для основного вида деятельности и заполняется только при его внесении в ЕГРИП. В противном случае данная строка остается пустой.

Для Исключения видов деятельности заполняется лист Е страница 2.
Указываются все виды деятельности, подлежащие исключению из ЕГРИП. Если их больше 56, тогда заполняется новый Лист Е стр. 2 со следующим порядковым номером.
Первая строка предназначено для основного вида деятельности и заполняется только при его удалении из ЕГРИП (тогда параллельно обязательно должен быть заполнен лист Е стр.1 с внесением нового основного вида деятельности). В противном случае данная строка остается пустой.
После того, как налоговая предоставит документы о регистрации изменений, рекомендую в Росстате получить новое письмо с кодами ОКВЭД.

По новому направлению бизнеса Вы сможете точно также, как и по ИП в целом, применять УСН. Если оплата от покупателей будет по-прежнему поступать в безналичном виде, то кассовый аппарат Вам не понадобится.

Прежде чем открыть ИП, нужно определиться со сферой деятельности. Их может быть несколько, но необходимо указать основную, выбрав ее из ОКВЭД.

Ограничения по видам деятельности касаются частных охранных организаций, в остальных случаях их практически нет.

Виды деятельности ИП может определить таким образом:

  • Основной вид деятельности с указанием кода ОКВЭД.
  • Дополнительные виды деятельности с указанием кодов.

Регистрируя ИП, стоит предусмотреть возможные направления, которыми фирма может заниматься в дальнейшем. Это избавит от лишних проблем и сэкономит время. Но заставить предпринимателя работать исключительно в выбранной сфере никто не имеет права. Изменение видов деятельности ИП может осуществить в любое время. На сегодняшний день госпошлина за эту услугу не взимается. Вид деятельности должен отображаться в Уставе организации и в выписке из реестра.

Тонкости налогообложения

Вопрос налогообложения является одним из самых важных для любого предпринимателя. Поэтому бизнесмены хотят знать, как влияют виды экономической деятельности ИП и их количество на величину налогов. Если выбирать виды согласно общей системе или на УСН, сумма платежей не изменится. Подбирая деятельность для ЕНВД или патентной системы, нужно учитывать, что налогообложение зависит непосредственно от видов и их количества.

Предприниматели зачастую задумываются о том, необходимо ли указывать в уставном документе те направления, которые требуют наличия лицензии, а фирма ее не имеет. Предприятие имеет право их зафиксировать даже в том случае, когда получение лицензии в ближайшее время не планируется. Но это не касается организаций с особыми уставными задачами.

Чтобы правильно выбрать из ОКВЭД виды деятельности, ИП может обратиться к юристам. При необходимости специалисты помогут изменить коды в ЕГРЮЛ или подкорректировать учредительные документы.

Как выбрать вид деятельности?

Регистрируясь, бизнесмен должен указать, чем он будет заниматься. Даже если выбранная область будет новаторской и креативной, ее реализация должна проходить в соответствии с законодательством. ОКВЭД содержит всю информацию о видах деятельности, которые разрешены на конкретной территории. Они разбиты по отраслям, что упрощает задачу поиска.

Также в этом документе можно просмотреть все коды, которые необходимо будет указывать при подаче заявления на открытие ИП.

Для чего нужен код деятельности?

Предприниматели неизбежно сталкиваются с вопросом: «Как правильно выбрать код деятельности?» Важно помнить, что он должен нести максимум информации о работе и функциях организации. В этих целях можно использовать справочник ОКВЭД, в котором есть расшифровки различных видов деятельности. Их может быть несколько, но один обязательно должен быть основным. Именно этот вид влияет на систему налогообложения.

Основные виды деятельности ИП позволяют органам статистики отнести предпринимателя к определенной отрасли в отчетах. Выбирая код, предприниматель должен отнестись к задаче серьезно и проанализировать все последствия, так как с его помощью можно влиять на систему налогообложения. Правильный выбор может значительно улучшить эффективность бизнеса.

Направление и область работ

Виды деятельности ИП, которые входят в ОКВЭД, разделяются в зависимости от их направления и специфики на три группы:

  • Обычные.
  • Деятельность, которая подлежит обязательному лицензированию.
  • Сферы, требующие разрешений и согласований.

Простые виды деятельности

Сюда можно отнести те направления, в которых функции могут осуществляться непосредственно после регистрации индивидуального предпринимателя. Никаких особых документов не требуется. Бизнесмен самостоятельно определяет, какое имущество ему необходимо, и в каком количестве должен быть набран штат. Многие предприниматели, которые хотят зарегистрировать и открыть ИП, виды деятельности выбирают именно такие.

Когда нужно лицензирование?

Все эти сферы перечислены в законе «О лицензировании». Выбирая такую деятельность, предпринимателю нужно будет получить лицензию, которая выдается уполномоченным органом.

Для этого необходимо собрать и предоставить пакет документов, которые подтверждают соответствие заявленным требованиям.

Работа без лицензий влечет уголовную или административную ответственность. Но изменение видов деятельности ИП может осуществить в любой момент.

Деятельность, требующая разрешений

Некоторые направления требуют получения согласований и разрешений от государственных структур и органов местной власти. Также существуют закрытые сферы, в которых индивидуальный предприниматель работать не может. Это могут быть направления, касающиеся жизни и здоровья людей или их безопасности.

Можно ли менять выбранное направление?

Законом предусмотрена возможность убрать или добавить вид деятельности ИП. Изменять можно как основной, так и дополнительные направления. Для этого предпринимателю необходимо обратиться в налоговую и предоставить пакет документов и перечень новых сфер. Заявление в обязательном порядке нужно юридически заверить, предварительно получив выписку из ЕГРИП.

Изменения будут внесены в течение семи рабочих дней. Обосновывать причины перемен не обязательно, достаточно, чтобы все документы были правильно составлены. Количество дополнительных сфер деятельности может быть любым.

Предпринимателям стоит знать, что статистическая служба не указывает число больше 30, поэтому желательно, чтобы направлений было меньше. Определив приоритетные виды деятельности, ИП оградит себя от лишних хлопот и проблем.

В каких сферах ИП работать не может?

Существуют определенные направления, в которых предприниматель не имеет права открывать бизнес. К ним можно отнести:

  • Частную охранную деятельность.
  • Изготовление и реализацию алкогольных напитков, психотропных и наркотических веществ.
  • Производство медикаментов и лекарственных средств.

Нужно ли сообщать о начале предпринимательской деятельности?

Чтобы избежать штрафов, ИП должен знать, какими видами деятельности нельзя заниматься без предварительного уведомления. Его необходимо сделать после регистрации, но до начала осуществления деятельности.

  • Услуги в гостиничном бизнесе.
  • Фотоателье.
  • Парикмахерские и салоны.
  • Розничная и оптовая торговля.
  • Прочие виды деятельности, указанные в законодательстве.

Упрощенную систему налогообложения может применять каждый предприниматель, сфера деятельности которого подходит под определенные условия.

Чтобы работать в режиме ЕНВД, виды деятельности ИП должен выбрать в сфере бытовых услуг, общепита, торговли в розницу, перевозок и других направлениях. Применяется данная система только на той территории, где ее ввели власти.

Таким образом, предприниматели имеют возможность самостоятельно рассматривать варианты с уплатой налога и выбирать наиболее подходящий для себя вариант.

Бизнесмены, которые планируют заниматься лицензируемой деятельностью, должны отметить этот факт в заявлении. Также нужно указать направление, по которому будет применяться ЕНВД. Собирая документы, необходимо следить за тем, чтобы все бумаги были заполнены согласно правилам и не содержали ошибок. Все коды нужно указывать согласно классификатору, чтобы не получить отказ в открытии ИП.

Дополнительным поводом для интервью с президентом Армянского научного центра РАЕН (АРМАЕН), вице-президентом МАДЕНМ Мартиком ГАСПАРЯНОМ стало включение газеты "Голос Армении" в Реестр научных, познавательных и просветительских журналов и газет АРМАЕН 11 сентября 2017 года. Доктор экономических наук, профессор М.Гаспарян прислал ответы на вопросы.

- Расскажите немного о себе...

Родился я в 1961 году в Горисе, учился в средней школе N2. Мы познавали мир и старались делать все по максимуму. Так, в школьные годы вместе со сверстниками всех школ города и сел района создали полный каталог и картотеку участников ВОВ, за что стала наградой путевка в Артек. Это было неоценимо в смысле познания масштабов страны и расширения кругозора. Не забуду также, как пять лет подряд дети всех школ района сажали фруктовые и декоративные деревья в количестве лет со дня Победы и ухаживали за ними. Посадили более 10000 деревьев. Результат сногсшибательный.

Если охарактеризовать те годы одним словом, то этим словом будет "энергия". Именно она помогла мне понять, чем заняться дальше. И я поступил в Ереванский институт народного хозяйства. После окончания работал на Шинуайрском заводе резиновой обуви, служил в армии, далее был избран секретарем Горисского райкома комсомола, работал врио заместителя председателя горисполкома. Границы Гориса оказались тесными.

После аспирантуры в Научно-исследовательском институте экономики и планирования при Госплане СССР поступил в Одесскую Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Кстати, можно сказать, что являюсь одним из первых дипломированных политологов Советского Союза - выпускник первого потока Института политологии и социального управления Одесского государственного университета имени И. И. Мечникова.

А дальше судьба привела меня в Москву. Здесь меня очень тепло принял дедушка моей супруги, Р.И. Мирзоян, человек с яркой биографией. Он воевал в 150-й Идрицкой стрелковой дивизии, солдаты которой водрузили знамя Победы над рейхстагом, проектировал ударную стройку Арпа - Севан, Воротанский каскад ГЭС, Асуанскую плотину, Сарсангское, Мингечаурское и Ингурское водохранилища.

В Москве 90-е годы были эпохой предпринимательства, которое поглотило и меня. Однако я продолжал и учиться. Учился в Высшей школе экономики (специализация - аудит), в Институте эконометрики, информатики, финансов и права (специализация - оценка), в Московском юридическом университете им. О.Е. Кутафина, в Академии правосудии Верховного суда и Высшего Арбитражного суда (специализация - финансово-экономическая судебная экспертиза), в Московском строительном университете им. В. В. Куйбышева (специализация - строительно-техническая и стоимостная судебная экспертиза).

- При дипломе экономиста вы углубились во многие сферы. Как к этому пришли?

Во-первых, отмечу, что в Институте народного хозяйства получил квалификацию и экономиста, и правоведа, то есть изначально я был уже вовлечен больше чем в одну сферу. Особым, переломным оказалось для меня, провинциального студента, общение в 70-е годы с, можно сказать, духовным наставником. Им стал брат тети Изабеллы, пенсионер союзного значения, обладающий энциклопедическими знаниями и большим жизненным, общественно-политическим и дипломатическим опытом, уважаемый С.А. Товмасян. Два года дружбы на закате жизни Сурена Акоповича (первого секретаря ЦК КП Армении в 1953-1960 гг.) стали для меня огромной школой. Тогда не было Всемирной паутины, и информация, которую я получал во время бесед с ним как свидетелем и первоисточником, была уникальной. К сожалению, сейчас многие его начинания и дела со времен войны, в послевоенный период приписывают другим. Однако думаю, как говорил академик Грачик Рубенович Симонян, история еще не сказала своего слова о С.А. Товмасяне.

Коротко выделю из сделанного им. Сурен Акопович активно участвовал в создании бюджетообразующего для республики горнодобывающего комплекса, именно он во время репрессий спас многих известных представителей науки и культуры. Именно он воевал в составе командования единственной национальной дивизии, солдаты которой у стен рейхстага в Берлине танцевали кочари и с маршалом Победы Г.К. Жуковым отметили Великую Победу тутовкой из солдатской фляги.

Именно он начал послевоенное масштабное строительство столицы, городов и сел, инициировал идею тоннеля Арпа - Севан, Воротанского каскада ГЭС. Именно он получил пощечину из Москвы за издание трудов Раффи, Бакунца, Паруйра Севака. Именно он после смерти главы ААЦ Геворга VI нашел, организовал переезд и интронизацию Католикоса Всех Армян, первого Национального героя Третьей Республики Святейшего Вазгена I.

Именно он положил начало созданию института диаспоры, организовал передачу в Армению из Конгрегации армянских церковников-мхитаристов картин И.Айвазовского и манускриптов, создал необходимые условия для деятельности большинства известных людей науки, литературы и искусства, остановил процесс их выезда из республики, именно он (являясь Послом СССР в Ливии) способствовал (скажем так) созданию Ливийской Арабской Джамахирии во главе с Муаммаром Каддафи, а до этого (являясь послом СССР) сыграл важную роль в борьбе вьетнамцев против США.

Встреча с С.А. Товмасяном заставила меня задуматься о том, как широка может быть деятельность одного человека. Мне тогда подумалось, что остановиться на одном - слабо. Надо учиться и расширять сферы деятельности, тем более когда есть такие великие примеры. Сложно ли это? Конечно, но разве трудности должны нас останавливать?

- Вы специалист по оценке историко-культурного наследия. Как она осуществляется и можно ли оценить то, что осталось по ту сторону Аракса?

С начала 2000-х годов я стал одним из инициаторов и участников международных научно-профессиональных форумов на площадках в России, Армении, Испании, Италии, Франции, ФРГ и других странах по культурному наследию, положивших начало формированию новой научной дисциплины: экономическая оценка археологического, исторического, архитектурного и градостроительного, парковостроительного, ландшафтного, монументального, садово-паркового, движимого и недвижимого, материального и нематериального культурного наследия народов мира и Всемирного наследия, его ущерба от экологии, военных действий, вандализма, терроризма, последствий геноцида и культуроцида, в том числе для репараций и реституций.

За основу многолетней итоговой работы первоначально взял потерянное достояние нашего народа. Научный труд "Оценка историко-культурного наследия Армении" можно охарактеризовать как новое явление в отечественной и зарубежной научной литературе, так как в нем впервые подробно излагается методология экономической оценки стоимости историко-культурного наследия.

Теоретические и методологические подходы, изложенные в моих трудах, явились открытием в оценочной теории и стали основой учебного процесса сертификационного цикла по подготовке оценщиков-экспертов экономической оценки культурного наследия в России. Наиболее трудным, наверное, было выявить методику оценки нематериальной, духовной части культурного наследия, ведь это достаточно субъективный фактор. В сами методы углубляться не будем, интересующаяся аудитория может найти информацию в трудах. На указанную методологию как первоисточник более ста раз ссылаются Википедия (Wikipedia) и Большая советская энциклопедия (БСЭ).

Что касается второй части вопроса (по Армении), скажу следующее. Культурное наследие Армении - это нефть и газ армянского народа. При этом, нефть и газ - невозобновляемый ресурс, а культурное наследие армянского народа нескончаемо и передается из поколения в поколение.

Для начала несколько слов об объектах культурного наследия в Армении. В каком состоянии множество из них, знаем мы все. Такое состояние помимо объективных причин объясняется тем, что управленцы игнорируют простую формулу: увеличение на 1% вложений в бюджет культуры дает развитие на 15% в здравоохранении и 25% в образовании. Если мы по международным стандартам проведем учет и паспортизацию объектов материального и нематериального культурного армянского наследия, оценку наследия и его ущерба от экологии, военных действий, вандализма, создадим реестр и внесем в баланс страны, то мы обеспечим существенное увеличение ее деловой репутации. В результате даже при нынешнем мировом финансовом кризисе возможно получение кредитов для развития экономики и других сфер на более льготных (почти беспроцентных) условиях.

Теперь о самой методологии. Она написана на примерах Кафедрального собора средневековой столицы Армении Ани, церкви Св. апостола Варфоломея, хачкаров и ковров. Хочу добавить, что процесс оценки был основан на серьезном изучении самих объектов, их истории и особенностей. Во многом благодаря этому в книге параллельно было доказано, что массовые современные турецкие ковры - это не что иное, как кападокские армянские ковры. Одним из важнейших результатов работы можно считать то, что после выхода книги территория церкви Св. Варфоломея в Васпуракане была освобождена от проволок турецкого армейского подразделения.

Добавлю, что чисто теоретически мы можем оценить потерянные и разрушенные цитадели, мосты, замки, крепости и т.д., основываясь на официальных данных Константинопольского патриархата ААЦ, Вселенного Константинопольского патриархата и Римской Католической Церкви, а также данных, которые есть в свободном доступе в архивах, в Матенадаране, в Св. Эчмиадзине и в других собраниях церквей и общин диаспоры.

- Вы уделяете огромное внимание вопросу Геноцида армян. С чего это началось? Есть ли, по-вашему, перспективы преодоления последствий Геноцида?

Начну с середины. С чего это началось? С детства. "Виноваты" моя бабушка Лусик и учителя. Бабушка была верующей, в 60-е годы тайно дома готовилась к Рождеству. Ее рассказы очевидицы о беженцах в годы Геноцида армян, о деятельности Нжде, Андраника, Дро, о советизации Зангезура, об уничтожении церквей и священнослужителей серьезно повлияли на меня в детстве. А еще многое рассказали школьные учителя Аршалуйс Петросян, Комбриг Бабаян и другие.

Поэтому я и решил, что обязан посвятить весомую часть своей деятельности изучению трагических страниц нашей истории. Моя первая книга называлась "Тучи не могут долго скрывать солнечный свет". Своевременная принципиальная и положительная оценка со стороны академика Самвела Григоряна вдохновила меня. Он считал, что мои труды, как и труды уже покойного профессора Ю.Г. Барсегова, содержат уникальную коллекцию документов и свидетельств о чудовищном преступлении - Геноциде армян.

Далее как эксперт книги Александра Сосновского "Грузинский синдром", я впервые поднял проблемы Джавахка, где до сих пор можно заметить последствия геноцида. Книга на немецком и английском языках на бумажных и электронных носителях распространилась по Европе и стала настольной для многих.

Потом вышло 7 книг к столетию Геноцида армян: "Адольф, ты не прав: все помнят сегодня о Геноциде армян", "Родная земля одного народа не может стать вечной родиной другого", "Методология определения размера имущественного (материального и нематериального) вреда, возникшего в результате совершенного Геноцида армян", "Экономическая оценка ущерба от культуроцида для определения исторической репарации и территориальной реституции", "Жизнь мертвых продолжается в памяти живых", "Помним и чтим", "Армянское плато - колыбель цивилизации". Вопрос Геноцида я также часто поднимаю в статьях.

В целом вся эта работа ведется для изучения истории, защиты правды, а также для оценки перспективы: чтобы понять, возможно ли преодолеть геноцид. Рассуждая над последним, отмечу следующие важные аспекты, которые нужно учесть. Во-первых, кровавый режим Османской, младотурецкой и республиканской Турции был нетерпим и к другим народам, и избиения, грабежи, насилие осуществлялись не только по отношению к армянам, но и по отношению к грекам, ассирийцам, езидам, арабам, евреям, курдам, с присвоением их материального и нематериального наследия. Во-вторых, преступные деяния продолжались на протяжении многих веков и продолжаются сегодня. В-третьих, важно подчеркнуть: Геноцид армян совершали не мусульмане, а турки. Благодаря мусульманам-арабам, спасшим в те годы десятки и сотни тысяч армян, сегодня в мире есть армянская диаспора.

Исходя из всех этих пунктов очень трудно в ближайшее время ожидать возможно быстрого признания Геноцида Турцией. Им сложно преодолеть то морально-психологическое состояние, которое было создано в 1915 году, в период кульминации всех турецких злодеяний. Ведь Геноцид армян был осуществлен усилиями партии, армии и народа, и поэтому мы имеем дело с задачей коллективной ответственности.

Более того, турки не только получили материальную выгоду, они виновников этого преступления признали руководителями, и это поднимает вопрос отдельной ответственности за Геноцид армян. С этой точки зрения признание Геноцида армян будет означать уничтожение основной парадигмы обоснования современной турецкой государственности и страны. Поэтому в ближайшее время процесс преодоления геноцида наверняка будет затруднен.

Процесс отягощается и тем, что на сегодняшний день Турция реализует Геноцид армян вне своих границ. Помощь и поддержка со стороны Турции ИГИЛ, военные действия в Арцахе, блокада Армении со стороны Турции и Азербайджана, происходящее в Кесабе, Малуле, Хабуре, Нинове, Синджаре, Алеппо, Дейр-эз-Зоре и попытка расчленения Сирии - это другая сторона продолжающегося до наших дней Геноцида армян.

Поэтому пока везде есть портреты и памятники виновников "зулума", в т.ч., например, портрет мясника Габаш Али (который топором убивал армян и понтийских греков), что висит на стамбульской площади султана Селима, на месте бывшего армянского квартала Амасии, признание Геноцида армян со стороны Турции невозможно считать делом ближайшего будущего.

Тем не менее рано или поздно Геноцид армян будет признан, и в повестку дня войдет вопрос возмещения, а здесь понадобится помощь международной общественности. "Без покаяния нет прощения! Без прощения нет доверия! Без доверия нет добрососедства!"

Но на пути ко всему этому нашим народом должна быть проделана большая работа. Необходимо эволюционно реформировать арменоведение и в стране, и за рубежом. Продолжая и совершенствуя сделанное, нужно кооперировать новые направления: квалиметрическая оценка (Г.Г. Азгальдов, М.Ю. Гаспарян), финансово-экономическая и стоимостная судебная экспертиза (М.Ю. Гаспарян), международное право (Ара Папян) - с целью подготовки и переподготовки армянских кадров, консолидации и трансформации международных экспертов и профессионального сообщества при предъявления права требования, определения реального ущерба от Геноцида для репараций и реституции. Новое поколение должно перейти от состояния "вечная трагедия" к состоянию "борьба за народ".

Изменить ход истории мы можем и должны через международный орган (институт), чьи решения будут признаны на международном уровне (в т.ч. для Турции), являются обязательными для исполнения, то есть не подлежат внутренним дебатам Турции. В современных международных отношениях существует два органа с таким же политическим, юридическим статусом и авторитетом: Совет Безопасности ООН и Международный суд.

Вопросы, которые касаются Геноцида армян, возмещения, реституций и репарации, соответствуют полномочиям второго органа, упомянутого Международного суда. Этот суд имеет право обсудить вопрос, поскольку Геноцид армян является международным правонарушением, а нарушения международного права подпадают под юрисдикцию Международного суда (Statute of the International Court of Justice, article 36.2(b, c, d)).

- Вы вице-президент МАДЕНМ. Коротко о ее деятельности.

МАДЕНМ - Международная академия духовного единства народов мира была создана в противовес Институту марксизма-ленинизма ЦК КПСС по инициативе и при поддержке Бориса Николаевича Ельцина в новой демократической России. Со дня создания ее возглавляет большой друг армянского народа академик Георгий Евгеньевич Трапезников. В академии после развала СССР собрались знаменитые представители культуры, искусства, науки, политики, полководцы, дипломаты и священнослужители постсоветского пространства. Академия содействовала развитию духовных связей народов мира на основе общечеловеческих ценностей.

Академия поддерживает развитие нетрадиционных направлений в науке, искусстве, культуре, производстве и бизнесе, нацелена на укрепление дружбы и взаимопонимание народов, утверждение гражданского согласия в обществе.

Сам Георгий Евгеньевич, Иосиф Давыдович Кобзон и другие многократно участвовали в гуманитарных программах и миротворческих и благотворительных миссиях во время Арцахской войны, при блокаде Армении. Много раз члены академии помогали в охране прав и законных интересов армянских авторов творческих произведений и научных работ, освещающих проблемы межнациональных отношений. Академия выпустила много книг к столетию памяти жертв Геноцида армян и Первой мировой войны.

- Вы возглавляете также Армянский научный центр РАЕН...

С учетом того, что сейчас в России нет единого армянского научного центра, несмотря на то что проживает почти столько же армян, сколько в Армении, было решено воссоздать Армянский научный центр РАЕН.

Восстановленный АРМАЕН (Армянский научный центр РАЕН) со временем будет координировать и кооперировать научные начинания ученых армянского происхождения России, консолидировать деятельность армянских ученых в Армении и диаспоре, вести борьбу с присвоением исторического и культурного наследия армянского народа. На основе традиций Лазаревского института востоковедения, где учились и классики русской литературы, культуры и политики, будет формироваться новый реформированный научный центр, который привлекает и связывает всех заинтересованных (в т.ч. неармян) через русский мир и русскую культуру. Я бы хотел, чтобы АРМАЕН стал экспертным арменоведческим центром, принципиальные мнения которого не давали бы политикам, общественным и диаспоральным деятелям обеих сторон ошибаться при принятии любого решения, обогащали многовековую дружбу двух единоверных народов, способствовали сотрудничеству и взаимопониманию государств.

Интервью подготовил А.ТОВМАСЯН

Проблемы нового тысячелетия и институт социального государства в европейских странах.

Роль концепции человеческого развития в укреплении социального государства в 90-х гг. ХХ века.

Кризис социального государства в середине 70-х-второй половины 80-х гг. ХХ века.

Расширение сфер деятельности социального государства в 50-е-первую половину 70-х гг. ХХ века.

План.

Лекция 2. Развитие социального государства в европейских странах.

Становление института социального государства в 40-е-50-е гг. ХХ века.

Становление социального государства в его современном обличии приходится на годы II мировой войны. В 1940-1941 годах в Великобритании, находившейся под угрозой массированного вторжения войск гитлеровской Германии, принимается небывало большой пакет социальных мер, открывающих собственную историю социального государства. Были введены: дешёвые завтраки и бесплатное молоко для школьников, в рамках новых программ здравоохранения - обязательные прививки. А также расширено доступное для всех больничное обслуживание, принят новый закон о пенсиях по старости и для вдов, в соответствие с которым пенсии были увеличены, принят закон о помощи пострадавшим от войны, отменено обязательное обследование нуждаемости при выплате социальной помощи. В 1940 году был резко увеличен объем прав Комитета помощи безработным, среди клиентов которого стали и пенсионеры, и понесшие ущерб в результате военных действий.

Упомянутые социально-политические решения были приняты в условиях острейшего дефицита средств и в связи с необходимостью бурного роста военных расходов. Но величие британских государственных деятелей в том и состояло, что они прекрасно понимали эффективность наиболее полного использования всех функций социальной политики, в том числе - и политических, для достижения необходимой антифашистской консолидации общества, повышения эффективности мобилизационной экономики. Морально-политическое единство общества для них было важнее приобретения столь необходимого дополнительного военного снаряжения. И их дальновидность подтвердилась ходом истории.

Реформы 1940-1941 годов в Великобритании наложили глубочайший отпечаток на формирование концепции социального государства. Если до войны социальная политика была «адресной», то в условиях значительного роста доли населения, подверженной социальным рискам, формируется универсалистский подход к ней, типичный для современного социального государства. Осуществление социальных программ стало более обоснованным.



Реформы осуществлялись за счёт резкого сокращения дифференциации доходов населения Великобритании. Но руководимое лидером британских консерваторов У.Черчиллем правительство отнюдь не собиралось ставить точку в реформах в социально-политической сфере, познав их эффективность. Оно поручает комиссии во главе с профессором Оксфордского университета У.Бевериджем разработать основные направления будущей социальной политики страны. Итогом проделанной ей работы стал представленный в 1941 г. и опубликованный в 1942 г. доклад, ставший основным документом периода становления социального государства.

У.Беверидж рассматривал представленный план, как вклад во «всеобъемлющую политику социального прогресса». В соответствие с ним система социального обеспечения должна была строиться как единая и универсальная, распространяющаяся практически на всех граждан страны. Минимальный уровень дохода должен быть гарантирован каждому.

Концептуальный стержень плана - тесная взаимообусловленность социальной политики и нацеленной на достижение полной занятости экономической политики. Гарантии универсализма системы социальной защиты по плану У.Бевериджа состоят в широком развитии сети государственной социальной помощи, создании национальной службы здравоохранения, обеспечивающей всем возможности бесплатного медицинского обслуживания. Предполагалось, что расходы на семейные пособия и на здравоохранение целиком возьмёт на себя государство, а источником других основных социальных выплат, как и в бисмарковских законах, должно стать паритетное участие страхуемых, предпринимателей и государства.

Реализация плана У.Бевериджа началась в Великобритании еще при правительстве консерваторов, когда в 1944 году был принят закон об образовании, и продолжена с некоторыми отклонениями от первоисточника при правительстве лейбористов, принявших в 1945 году закон о семейных пособиях, в 1946 году - закон о национальном страховании больных, безработных, вдов, сирот, пенсионеров, беременных женщин, а также закон о создании национальной службы здравоохранения, в 1948 году закон о национальной программе помощи.

Процесс практической реализации теоретических наработок и использования уже имеющегося опыта Великобритании в области социальной политики заметно ускорился в других западных странах после поражения гитлеровской Германии.

В преамбуле Конституции Франции 1946 года указывалось, что нация гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым трудящимся, охрану здоровья, материальное обеспечение, что всякое человеческое существо, лишенное возможности трудиться по своему возрасту, физическому и умственному состоянию или экономическому положению, имеет право получать от коллектива средства, необходимые для существования.

Разумеется, возникшее после войны в западных странах социальное государство явилось не только результатом саморазвития идей о необходимости активной социальной политики или признания правыми силами выгод социального партнерства. Не менее важен был и общественный контекст становления социального государства. А этот контекст впервые, в послевоенные годы, был чрезвычайно благоприятным. Совместная антифашистская деятельность разнонаправленных социально- политических сил, как на международной арене, так и в отдельных западноевропейских странах, способствовали размыванию многих предубеждений относительно друг друга у основных контрагентов социального противоборства и их политических представительств. В целом, возросло влияние левых сил, что создало во многих странах ситуацию относительного равновесия.

Даже если бы разработка проблем социальной защиты на разных участках политического спектра и не достигла столь высокого развития, а правые предпочли бы традиционные методы господства, то в конкретной послевоенной ситуации это было невозможно. Сам по себе принцип авторитаризма был настолько скомпрометирован, что не имел шансов на общественную поддержку. Изменение форм социального противоборства, новый высокий виток социальной конвергенции на основе осознания многих общих интересов у сторон социальных конфликтов стали неизбежными.

Таким образом, социальное государство стало плодом социального и демократического компромиссов, достигнутых в послевоенном обществе. Его основой явилось взаимное признание права на существование и развитие в общих интересах и предпринимательства, и рабочего движения, их политических и экономических организаций. Более конкретное содержание этой компромисса проявилось в том, что преобладающая часть рабочего движения в западноевропейских странах уже не рассматривала частную собственность как объект, который нужно по возможности быстрее ликвидировать. Социальное государство создает необходимую систему защиты уровня жизни широких масс.

Осознание диалектики единства и борьбы социальных противоположностей в западноевропейских странах привели к дальнейшему развитию ряда идей Дж.Кейнса. Когда стало ясно, что наилучшим способом достижения социального мира является превращение объектов эксплуатации в главных потребителей произведенных благ, сформировалась концепция «государства благосостояния».

В ФРГ одним из отцов основателей социального государства был Л.Эрхард, который в 1948 году на съезде ХДС выступил с заявлением о необходимости окончательного преодоления старой консервативной социальной структуры путем повышения массовой покупательской способности. Раньше существовал весьма немногочисленный высший слой, имевший возможность себе позволить, всё в сфере потребления, которому противостоял весьма обширный нижний слой, возможности которого были резко ограничены.

Социальное государство в Западной Германии строилось в условиях побежденной страны со специфическим социально-психологическим настроем, не слишком благоприятным для достижения целей единомышленников Л.Эрхарда. Значительная часть предпринимательства стояла в стороне от дискуссий по проблемам социальной политики и предпочитала придерживаться традиционных форм взаимоотношений с наемными работниками.

Тем не менее, Л.Эрхард заявлял, что принципиальное сопротивление предпринимателей повышению зарплаты в условиях роста рентабельности народного хозяйства не имеет права на существование в системе социального рыночного хозяйства.

Тенденции к созданию социальных государств уже за 10-15 лет после войны стала стабильной в большинстве западноевропейских стран, отражением чего стала так называемая «реформа реформизма» в социал-демократическом движении. Основанные на достижениях политической, экономической и всей общественной науки, социальном и демократическом компромиссе и возникшей на их основе новой политической культуры социальные государства подвели итог первого этапа в различных странах в разные сроки, но в течение 50-х гг. ХХ века.

Этап расширения сферы деятельности социального государства продолжился до середины 70-х годов ХХ века. В это время шел в основном экстенсивный, в отличие от предыдущею, рост системы социальной защиты. В 50-е годы в основных чертах уже сложились главные модели западноевропейского социального государства: наиболее продвинутая скандинавская, занимающая промежуток положение континентально-европейская и британская модель.

В Швеции идея социального государства хорошо легла на широко обсуждавшуюся в стране с начала ХХ века модель «народного дома», ещё больше выдвинутую социал-демократией на авансцену в межвоенный период. Подчеркивание в рамках этой модели равенства, взаимного уважения и сотрудничества граждан создало ей поддержку большей части шведского общества, значительно выходящей за рамки рабочего класса. Действия в духе этой модели, привлечение государства к решению общественных проблем в немалой степени обеспечили шведской социал-демократии на десятилетия господствующие позиции в стране.

Гарантированный прожиточный минимум в этой модели - пройденный этап. В ее рамках очевидно стремление к максимально возможному выравниванию жизненных шансов, уровня и качества жизни. Программы социального страхования здесь дополняются широким участием государства в создании общедоступных систем здравоохранения, образования, культуры, дошкольного воспитания и т.д. Аналогичные тенденции сильно развиты и в других скандинавских странах.

Никакой китайской стены между скандинавской моделью социального государства и моделями стран Центральной и Западной Европы нет. Все же выравнивание здесь в большей мере понимается как выравнивание возможностей при полном гарантировании минимума каждому. Но и в рамках данной модели нет полной идентичности. Так, французская и итальянские модели строились при значительно большем учете классических кейнсианских принципов, в которых на центральное место ставится дирижистская роль государства. Более ограничена в теории роль государства в модели ФРГ. За ним в 50-е годы ХХ века оставались законотворческие задачи соблюдения необходимого порядка в обществе и экономике, слишком большие цели в области государственного регулирования оно ставить не должно. Л.Эрхард сравнивал роль государства с задачей судьи на футбольном поле, который следит за выполнением установленных правил, но сам в ней участия не принимает.

В движении к социальному государству присутствовала некая неравномерность, приводившая иногда к попятным движениям. В частности, Великобритания, поднявшаяся в послевоенное время, казалось бы, уже до шведских высот, довольно быстро начала терять свои позиции ведущей в социально-политическом отношении державы Европы. Новая английская модель социального государства была связана с размыванием принципа универсализма социальной политики, за который со всей твердостью держались лейбористы. Консерваторы же повели массированное наступление на универсализм, объявив его причиной расточительства и без того скудных средств. Все большее место в реализации социально-политических мероприятий здесь вновь занимает унизительная проверка нуждаемости. В итоге под давлением консерваторов компромисс военных лет был разрушен, что не замедлило сказаться и на эффективности британской экономики, постепенно пропускавшей вперед своих конкурентов.

Сопоставление имеющихся моделей социального государства позволяет сделать вывод, что нет однозначной прямолинейной зависимости между уровнем экономического развития той или иной страны и темпами её продвижения к социальному государству. Такое же отсутствие историко-общественного детерминизма можно отметить и при выборе модели социального государства. Другой вопрос, что всегда нужно ставить вопрос о соответствии выбираемой модели историческим условиям и традициям своей страны. Однако нельзя преувеличивать имеющиеся расхождения в моделях западноевропейских социальных государств, потому что общего в них в периоды бескризисного развития всегда намного больше, чем особенного, хотя в иных обстоятельствах значение различий может возрастам.

Специалист по европейской социальной политики Б.Соре подчеркивал, правда, уже в 90-е годы, что величина стоимости социальной политики, по которой, например, разводят по разным полюсам социального государства США и Швецию, является весьма относительной величиной и не является точным индикатором затрат семей на социальные расходы в этих, казалось, бы, столь отдаленных друг от друга по подходам к социальной политике государств: «Американская семья тратит 40% своего бюджета на социальные нужды, если учитывать часть, выплачиваемую через государственную систему (налоги) и частную (добровольные взносы). В Швеции эта сумма составляет 41%. Если вдуматься в эти цифры, то приходится констатировать, что дебаты о стоимости социальной политики приобретают идеологическую окраску».

В рамках всех моделей социального государства непрерывно шло расширение круга лиц, имеющих право пользоваться плодами государственной социальной политики. С конца 50-х гг. ХХ в. государственное социальное обеспечение всё шире распространяется за пределы мира наемного труда: на представителей свободных профессий, мелких предпринимателей, фермеров, возможности индивидуального самообеспечения, которых сокращаются. В те же годы все больше пробивает себе дорогу принцип индексации социальных пособий и пенсий в соответствии с ростом стоимости жизни. Значительно снижается доля государства в финансировании социального обеспечения. В Италии она выросла с 6,9% в 1958 году до 26,2% в 1965 году, во Франции за период 1958-1962 гг. - с 9,6% до 20,8%.

В целом, конец 50-х и 60-е гг. ХХ века можно считать уникальным периодом в истории человечества. Это было время такого социального оптимизма, которого не было ранее и которое вряд ли повторится в будущем. Он основывался на безграничной вере в возможности НТР, и под этим были веские основания как в сфере науки в связи с проникновением в космос, овладением мирного использования атомной энергии, так и в сфере производства с его автоматизацией. Возникало ощущение возможностей безграничного роста общественного пирога.

Отражением подобных событий и настроений стал быстрый рост социальных программ в развитых странах, создание более широких систем социальной защиты,. развитие науки, образования, здравоохранения. Даже в США предлагаются столь широкоформатные программы, как «Великое общество», принятая конгрессом по инициативе президента Л.Джонсона, предусматривавшая широкий комплекс по повышению уровня жизни и социального статуса бедных. В СССР упоение возможностями НТР также имели место в своеобразной форме принятия программы построения материально-технической базы коммунизма к 1980 году.

Однако радужные надежды стали постепенно гаснуть. Быстрее это происходило в СССР, где после Чехословацких событий конца 60-х годов и неадекватной реакции на них ясно проявилась в качестве преобладающей тенденция к консерватизму и застою. Но и на Западе приходит осознание того, что НТР не только полностью не решает старые проблемы и создаёт и немало новых вопросов. Это отмечается в трудах таких идеологов постиндустриализма, как Д.Гэлбрайт, А.Турен, Д.Белл и др. В работах Римского клуба ставится под сомнение благосостояние как цель.

Поднялась первая волна критики социального государства. Ее отличительная особенность состояла в том, что на авансцену выдвигаются политологические, социологические, даже мировоззренческие мотивы, а фискально-экономические аргументы пока находятся глубоко на заднем плане. Леворадикальное студенческое движение того времени, «новые левые» акцентировали внимание на необходимости достижения «качества жизни», что нередко противопоставлялось ими целям социальной политики современного государства. По их мнению, средства государства должны переключаться на удовлетворение постиндустриальных потребностей.

В работах многих весьма популярных в то время социологов (И.Иллиг, Р.Хантфорд, Х.Шельски и др.) проводилась мысль об опасности и недопустимости чрезмерного государственного вмешательства, подчиняющего простого человека все возрастающему контролю бюрократии, превращающего его в пассивного клиента государства. Вместе с тем возможности эффективного контроля над социальными процессами в обществе в условиях усложнения и дифференциации общественных структур сокращаются, что создает предпосылки для авторитарного перерождения.

На смену деидеологизации дискуссии о социальном государстве 50-60-х годов ХХ века пришла известная идеологизация противоборства. Так, британские исследователи Ф.Ли и К.Рейбан, имея в виду социальное государство, пришли к выводу, что идеология, лежащая в его основе, «...обща, фрагментарна и зачастую противоречива. Она состоит из элементов, относящихся к различным традициям, так как пытается поддержать консенсус в глубоко расслоённом обществе». Вряд ли в подоплёке такой критики можно увидеть что-либо иное, кроме непонимания конвергентной основы современного социального государства. Тем не менее, рассматриваемый период существования западноевропейского социального государства характеризовался его дальнейшим расширением и выходом на качественно иной уровень. Социальные государства во все возрастающей мере начинают исповедовать принцип универсализма «государства благосостояния».

Если ранее государство гарантировало всем только минимальный уровень жизни, то в эти годы проложила себе дорогу идея об ответственности государства за обеспечение всем оптимального уровня жизни. В период с 1960 по 1975 годы объем расходов по социальным программам в западноевропейских странах увеличился с 15 до 27% общих расходов государства.

Существенно расширился и уточнился инструментарий социально-политической деятельности. Все же начавшийся процесс размывания имевшегося консенсуса по проблемам социального государства заметно ускорился в связи с последствиями кризиса 1973-1975 годов, «нефтяным шоком» повлиявшим на отчетливое осознание того, что надежды на автоматический рост общественного пирога следует оставить в прошлом.

Приемы, ориентированные на работу

Переподготовка

В сегодняшней быстро меняющейся экономике работникам некоторых отраслей угрожает потеря основного источника "безопасности" - работы, позволяющей им кормить семью. Люди, которые боятся утратить работу, бывают очень слабо заинтересованы в том, чтобы выполнять ее даже на своем обычном уровне. Они также могут чаще сталкиваться с различными семейными проблемами, страдать алкоголизмом, психическими расстройствами и испытывать другие личные затруднения, которые, безусловно, влияют на их работу.

Для решения проблем, связанных с сокращениями и увольнениями работников, существует множество разнообразных способов. Один из них - предоставление служащим возможности пройти курс обучения новым специальностям за счет компании. Промышленные рабочие могут научиться управлять роботами и другим автоматическим оборудованием; менеджеры сферы обслуживания - стать продавцами. Хотя многие люди полагают, что приспособиться к изменениям очень трудно, большинство из них ценит возможность снова стать полезными - своей компании или экономике в целом. После периода снижения производительности труда, вполне естественного при получении новой профессии, они вскоре опять обретают стимулы работать в полную силу.

Если большое количество служащих в одном отделе или на рабочих местах определенного типа испытывают проблемы, связанные с мотивацией, есть вероятность, что причина кроется в самой работе. В этом случае лучшее средство повысить отдачу - найти способ изменения структуры работы, а не поведения служащих. А это обычно означает, что следует смягчить авторитарный стиль руководства, чтобы дать работникам возможность почувствовать себя частью "команды".

Один из способов достичь этой цели - ПОЗВОЛЯЯ работникам и менеджерам высказывать свои идеи, руководство высвобождает их творческую энергию, которая может быть плодотворной при совместной работе. Другие методы - такие, как расширение сферы деятельности работников и усовершенствование рабочих мест, внедрение гибкого графика, телекоммуникаций, сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки, - тоже могут использоваться с успехом. Главное, чтобы введение альтернативных графиков работы и мероприятия по совершенствованию организации труда шли на пользу и компании в целом, и работникам.

Хотя в начале XX в. узкая специализация для малоквалифицированных рабочих была весьма эффективной, сегодня она уже не имеет такого значения. Во-первых, в настоящее время она редко удовлетворяет людей, ставших более образованными и искушенными: многие из них гораздо лучше знают техническую сторону своей работы, чем их начальство. Во-вторых, некоторые специализированные операции, ранее совершавшиеся людьми, теперь выполняются машинами. Перед лицом этих изменений многие компании пытаются повысить производительность труда путем внедрения новых методов организации работы. Одним из видов такой реорганизации является расширение сферы деятельности работников: работа становится менее узкоспециализированной, а служащим поручают более важные и ответственные задания, что дает им ощущение значимости своего места в общей структуре.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник