19.09.2019

Пушкинские проповеди. Цитаты про надежду


Вера, надежда, любовь - глубокая символика этих понятий сегодня прочитывается по-новому. Вера предстает, как предощущение знания, лежащего в глубинах нашего сознания. Из этого пространства идут сигналы, укрепляющие человека в принятии важных решений. Этот незримый резонанс рождает уверенность, непоколебимость, убежденность. Казалось бы, нет видимых причин, а вера призывает, утверждает, настаивает. Надежда - сродни воздуху, которым дышит человек. В ней заключено пространство нашей жизни - настоящей и будущей. Это главный мотив, главный двигатель, главный энергетический резерв, который дает силы, толкает вперед, не позволяет опустить руки. «Некуда жить» - говорит один из героев давно прочитанного рассказа, и чувствуется как «скукоживается» его незримое пространство, где уже нет места вере и надежде. О любви сказано невероятно много. Но, как и во все времена, ее главное отличие в том, что она все отдает, ничего не прося взамен, она наполняет жизнь смыслом, дает энергию и силы противостоять несовершенствам этого мира, играет роль великого трансмутатора, все более утончая и организуя материю этого мира, преобразуя хаос в Космос, как в пространстве микро, так и макрокосма. Все вместе эти ипостаси рождают мудрость, которая позволяет устоять в Свете, понять смысл происходящего и пройти через все испытания, уготованные жизнью.

Вера

Тот, кто верит в силы свои, достигает. ...Тот, кто верит в победу, уже ее одержал. Вера есть энергия духа, приведенная в действие. Можно даже сказать, что творит и достигает именно энергия веры. И энтузиазм тоже зажигается верой. Вера — это великое чувство, объединенное вместе со знанием. ...Ее природу можно усиливать разными способами. Назовем несколько: любовь, устремление, преданность, вера, бесстрашие.

Духовный аппарат человека еще не оформлен, и потому в действие приведен быть не может. Но отдельные части его в некоторых организмах уже начинают действовать. Даже частичное пробуждение дает свои результаты. Человек начинает вдруг видеть то, чего обычными глазами видеть нельзя, или слышать беззвучные звуки. Не надо смешивать эти высокие прозрения в Мир Высший с астральным зрением или слухом, которые, как, например, в случае обычного медиумизма, не требуют духовности и являются не достижением, а скорее, проклятием для человека, ибо очень опасны тем, что, открывая окно в мир астральный, защиты ему не дают от темных воздействий.

Сомнение тушит энергию веры. Даже сильное пламя может оно потушить, но вера огни возжигает. Так качества духа можно делить на возжигающие, и на угашающие. Огнетушителей в сознание нельзя допускать. Есть огнетушители мгновенного действия, как, например, сомнение или колебание, но есть и замедленного действия, такие, как уныние, подавленность, беспокойство. ...Осторожность и настороженность надо уметь отличать от боязливости и нерешительности. Только опыт дает твердость руке и умение разобраться в биполярности качеств.

Явление веры очень значительно и решающе. Это не слепая, беспочвенная, бесплодная и не дающая следствий вера во что-то, но такая вера есть реальная мощь, обуславливающая подробности жизни духа...

Уверенность в результатах или вера есть основа успеха всех начинаний. Когда эта вера превращается в знание, становится она непреложной.

Вера — это мощная сила, это огненный двигатель духа, это предвосхищение и предвидение будущего, уявленное в чувствознании сердца. ...Но знайте, без пламенной веры в беспредельные возможности духа не вырастить крыльев и не полететь.

Вера есть предвестница знания, а знание — реализация действительности.

Вера — двигатель сознания. Вера необходима для осуществления того, чего хочет или решил достичь человек. ... Прежний древний вопрос — «Веруешь ли?» — остается по-прежнему в силе. Итак, веру определим как предвосхищение или ощущение знания несомненного или того, чему непреложно суждено быть. Огненная вера двигает горами и громадами материи. ... Вера есть неосознанное знание того, чем суждено стать со временем человеку.

Вера, основанная на опыте, будет уже знанием. Конечно, даже пахарь должен верить, что посев семян даст всходы. Поэтому чувствознание скорее всего ведет к приобретению желаемого знания. Чувствознание есть знание сердцем. Сердце часто знает скорее рассудка. Значение ума и рассудка не будем умалять. Они имеют огромное влияние на психику человека и получение опытного знания. Но отрицать роль сердца будет знаком невежества. Прежде чем полететь, человек должен был верить в возможность полетов. Вера двигала конструкторами первых летательных аппаратов. Вера в могущество духа и в безграничные возможности человеческого аппарата двигает в будущее тех, кто имеет ее.

Опыт превращает веру в уверенность, а затем в непреложность.

Вера, доверие, признание, принятие — явления одного и того же порядка.

Давно уже Сказано: «Блаженны не увидевшие, но уверовавшие», то есть те, кто голосу сердца поверил. Двигает вера, то есть сердце, которое предвосхищает и прозревает сущность явлений. Путь к Свету устлан сердцем.

... Двигателем духа является вера, или принятие в сознание явлений, еще не ставших для него фактами, но почитаемых им доступными познаванию и возможными, то есть существующими пока еще в сфере необычного. Очень важно понять положение, что «осознание есть почти уже овладение». И допущение в сознание, и принятие той или иной мысли уже магнитно устанавливают связь с нею и приближают ее возможности. Утверждение «По вере вашей Дано будет вам» глубоко научно и основано на незыблемом законе действия психической, то есть огненной, энергии духа. Когда вера объединяется со знанием, ее мощь становится неодолимой.

Надежда

Если отнять у человека надежду, то с чем же тогда ему жить? Потому дается надежда каждому устремленному духу и дается в размере его сознания. Если надежды не сбываются, то что же из того, раз они помогли ему продвигаться и восходить. ...Устремленный дух живет надеждой на будущее. И оно, конечно, наступит, но, может быть, не в том виде, как рисует его себе человек. Не отвергайте надежду на лучшее будущее, ибо это могучий двигатель жизни. Вера, надежда и любовь — три основы, преображающие сознание.

Знание абстрактное ни к чему. В нем много опасностей. Лучше малое, но приложенное, чем большое, но не применённое. Ад устлан лучшими намерениями не примененного в жизни знания.

Если дать знание того, что действительно произойдет в жизни, то импульс к продвижению будет убит. Личное будущее обычно знать не полезно, ибо оно с мечтами не совпадает. Но двигатель — надежда, рождающая мечту. Если бы ученики Христа знали, что ожидает человечество на протяжении ближайших двух тысяч лет, нашли ли бы они силы говорить о приближении Царства Божия? По-человечески — нет. Вот почему и дается надежда, ведущая дух все выше и выше. Чудесное будущее человечества неотъемлемо, но осуществится оно совсем не в тех формах, как думают слышавшие о нем.

Лучше подниматься и идти вперед с помощью неосуществимой надежды, чем пятиться назад или стоять на месте, усомнившись в этой надежде или отбросив ее. ...Надежда дает энергию жизни, и убивать ее — преступление и перед собою и перед другими, если надежда убивается у других. Без надежды нельзя. Куда же тогда идти, если надеяться не на что.

Неважно, как, отчего и почему, но очень важно, чтобы надежда, устремляющая дух к восхождению, не умирала. И если надежда не осуществилась, то она все же выполнила свое назначение и продвинула дух на новую ступень понимания. Таким образом, сама по себе надежда на что-либо не существенна, но ее способность продвигать сознание и его расширять ценна необычайно. ... Это понимание трудно внедрить в мозг, но без надежды нет жизни. Не убивать, но растить и лелеять в себе будем каждое семя надежды. Без надежды — безнадежность, безысходность и беспросветный тупик. И скажем спасибо всем тем, кто зажег наше сердце надеждой, хотя бы даже не исполнившейся и неисполнимой, если эта надежда зажгла в нашем сердце огни.

Надежда дается духу как спасательный круг тонущему. Антиподом надежды будет безнадежность, беспросветность, безысходность, которые являются убийцами духа и возможностей его восхождения.

Любовь

Любовь плодоносное чувство. ...Жертва, отказ и отречение — это для них, не знающих любви. Но для Любви — это приношение и радостная отдача. Любовь отдает и приносит любимому лучшее, что имеет, — и это без нарочных дум и вымученных усилий. Огонь Любви, огонь сердца превышает все прочие чувства, превышает пламя других приношений. И преданность, и равновесие, и устремление, и торжественность без Любви — как форма без содержания: и все, кажется, есть, а главного не хватает. ...Можно подумать о том, как выполняется труд любимый и не любимый. Насколько радостен, легок и светоносен труд первый, и темен второй, омраченный.

Устремление даст духу крылья, а любовь — крыльям силу.

Мудрая любовь знает недостатки любимых, пытается их исправить и любимым помочь и, зная, все же не осуждает. Ненависть поступает наоборот. Там, где осуждение, там нет любви. Там, где осуждение, нет привлекательности. Оберегайтесь от осуждения, если не хотите потерять лучших друзей.

Можно ощущать, как устремленная сердечная мысль прободает пространство и устанавливает связь с Избранным. Так прорывается в пространстве канал связи. Он укрепляется постоянством и ритмом. В работе принимает ярое участие сердце. Любовь порождает мощную энергию, не знающую преграды в мирах. И время, и пространство побеждаются ею.

Магнит любви — наисильнейший. Из всех тончайших энергий наивысшей будет любовь.

Если хотите что-то познать, полюбите любовью, порождающей устремление. Но любит сердце. Можно ли приказать сердцу? Приказать нельзя, но уговорить можно, ибо в глубинах своих сердце несет в себе любовь к прекрасному. И воздействие всего прекрасного и красоты на сознание возвышает человека. Полюбите красоту мыслей и мысли о прекрасном. Мысль о прекрасном всегда будет творческой, ибо красотою можно творить. Маленькие, серые, будничные мысли о таких же малых вещах не возвысят сознание. ...Борьба между добром и злом заключается в борьбе между Красотою и безобразием. Мысли о прекрасном могут создать и Красоту в окружающем. Учитесь сознательно творить мыслью.

Давно Сказано, что полюбить надо всем сердцем, всем помышлением и силою всею. Научитесь любить, если хотите достичь.

Если необходимость есть двигатель, то любовь есть просветитель.

Какая же любовь без самоотвержения, подвиг без мужества, труд без терпения, творчество без самосовершенствования! И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце. Без него самые терпеливые, самые мужественные, самые устремленные будут холодными гробами! Отягощенными знанием, но не окрыленными будут бессердечные!

Говоря о качествах любви, отметим любовь задерживающую и любовь устремляющую. По существу, первая — любовь земная и вторая — небесная. Но какое множество созиданий разрушено первой, и такое же множество окрылено второй. Первая знает все ограничения пространства и сознания, но вторая не нуждается в мерах земных. Она не затруднена расстояниями и суждениями смерти.

Природа человеческая, в сущности своей, хранит сознание, что великое Начало Начал не имеет ничего общего с ужасом. Тот может произносить на своем языке слово Бог, кто может чувствовать к Нему любовь. Только этим вездесущим понятием можно выразить достойное почитание. Ничто на Земле не зажжет огонь сердца, как любовь. Никакая явленная слава не сравнима с любовью. Люди не стыдятся выражать гнев и раздражение в самых постыдных формах, но священное понятие любви сопровождают смущением и даже насмешками. Человек, дерзнувший выказать любовную преданность, уже оказывается чем-то недостоверным; в этом смещении основных понятий заключается смута мира. Не может сердце человеческое процветать без стремления к Началу Начал, невыразимому словами, но ведомому огнем сердца. Так среди нарушенных Основ Мира засветим огни сердца и любви к самому Высшему.

Любовь есть творческое, ведущее Начало во всем Космосе, и мощнее и превыше всего она проявленав венце творения, в ЧЕЛОВЕКЕ.

Явление завещания может быть кратко: «Пылайте сердцами и творите любовью».

Любовь есть венец Света.

По текстам «Граней Агни Йоги»

Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11. 1,3)

1875 лет прошло с мученической кончины святых подвижниц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. О подвиге святых юных христианок и их матери, открыто исповедовавших Христа пред лицом языческого мира, а также о самих добродетелях, послуживших им именами, мы беседуем с митрополитом Тернопольским и Кременецким Сергием.

Владыка Сергий, почти 2000 лет прошло с тех, как отроковицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София пострадали за Христа. Расскажите, пожалуйста, об этом событии.
Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу. Вместе со своими дочерями она не скрывала своей веры во Христа и открыто исповедовала ее перед всеми. Об этом стало известно императору Адриану, который повелел привести святую Софию в Рим. Святые девы с матерью предстали перед императором. Призывая по очереди сестер, император убеждал их принести жертву языческой богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде — 10 и Любови — 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал их жестоко мучить. Из жития известно, что во время истязаний Господь Своей Невидимой Силой хранил святых мучениц. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Господа Иисуса Христа. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу.

Владыка, расскажите, пожалуйста, о значении тех духовных понятий, от которых произошли имена Вера, Надежда, Любовь, София.

Понятия веры, надежды и любви знакомы каждому, но их подлинно-духовный, христианский, смысл способен понять тот человек, который всей своей жизнью стремится к этим добродетелям и практически их осуществляет. Как говорит преподобный Исаак Сирин, «человек не может приобрести надежду на Бога, если прежде, в своей мере, не исполняет воли Его». Дочери святой Софии были названы в очень правильной после-довательности. Имя старшей дочери Вера. Христианская добродетель под этим названием всегда признавалась основой христианской жизни, ее необходимым условием. Добродетели находятся в тесной взаимной связи. Человек, имеющий любовь, обязательно имеет и веру, и надежду. Если же он теряет веру, угасает и надежда, исчезает любовь. Как учит святой апостол Павел, вера является плодом нашего духовного возрастания (Гал, 5, 22) и, в то же время, она есть дар Божий человеку. С третьей стороны, веру может являть сам человек (как это было со многими исцеленными Иисусом Христом, Который перед тем, как совершить чудо, испрашивал веры).

Важно понимать, что вера — это не умозрительное понятие, она в жизни христианина постоянно должна подтверждаться делами. Только тогда вера нелицемерна и не мертва. Поэтому мало просто верить, надо иметь веру живую и действенную. Именно через делание вера становится не просто живой, но совершенной. Очень часто вера испытывается различными жизненными трудностями. И если человек с верой их переносит, то в конце испытания это будет уже другая вера, а не та, которая была в начале.

Святой апостол Павел очень конкретно связывает веру со Христом. Это не вера во что-либо, или в кого-либо, какую-то идею, доктрину или учение; это даже не мировоззрение человека, а духовное состояние, связывающее раз и навсегда человека со своим Спасителем: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14). Именно поэтому вера может быть только одна и для всех одинакова. Потому что один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4, 5).

Верить можно в обетование Божие или в любое другое сверхъестественное откровение. При этом человеку приходится со многими вещами мириться и даже от чего-то отказываться. Иногда приходится полностью поменять свою жизнь. Святитель Николай Сербский говорит, что в такие моменты вера испытывается больше всего, но в эти же моменты жизни человек наиболее явно ведется по путям Господним. И счастье обретается тогда, когда человек не просто ждет осуществления ожидаемого и имеет твердую уверенность в невидимом, а тогда, когда Господь, рано или поздно, разрешает ту или иную трудную ситуацию. Тогда Отец наш Небесный намного ближе к нам, тогда мы не просто верим в Него, а мы Его знаем.

Некоторым людям бывает тяжело отличать веру от надежды. Поэтому можно привести такое сравнение этих понятий. Верить можно в то, что будет Второе Пришествие Иисуса Христа, а надеяться можно на свое спасение. Если вера требует от христианина полноценной отдачи, то надежда ждет от Самого Спасителя ответа и взаимодействия. Вера зависит от самого человека, а надежда связывает его с Богом и людьми. Апостол Павел надеялся со своей паствой, и любовь Божия излилась в их сердца Духом Святым (Рим. 5, 5).

Всем нам известным словом «любовь» называется наибольшая из всех трех этих добродетелей. Благодаря ей человек в наибольшей степени становится богоподобным. Ведь Сам Бог — есть Любовь. Он не верит, не надеется так, как мы. Поэтому, кто любит, тот знает Бога как Он есть, и в том пребывает Бог. Любовь — это такое состояние души, когда она украшена всеми добродетелями: не завидует, милосердствует, не ищет своего. Любовь к Богу и ближнему проявляется в исполнении заповедей Божиих. Поэтому она, как и все добродетели, развивается, если человек постоянно понуждает себя. Любовь — это совокупность всех совершенств.

Что бывает с человеком, если он живет без веры?

Человек без веры духовно слеп. И поэтому лишен самых главных ориентиров в своей жизни, без которых нет полноценного существования человека на земле. Прежде всего — это отрыв от своего Создателя и тех Божественных заповедей, которыми Господь желает направить человека по истинному пути. «И богатство... будь оно велико и течет отовсюду; и достоинство, будь оно царское; и умственные дарования, украшайся они даром слова, — ничего не значат, — как сказал преподобный Исидор Пелусиот. — Если не соединены с упованием на Бога. Ибо гнило то богатство, которого не присуждает Бог, часто с корнем вырывается и отъемлется у приобретающих, подобно бесплодному и дикому дереву, которое делает вред близким к нему деревьям; ...умственные дарования, не украшенные Божественною мудростью, бесполезны, как не знающие самообуздания. Господь отвращает мудрые вспять и советы их обуяет (Ис.44,25). Посему если и здешнее непрочно для нетвердых пред Богом, а будущее еще ненадежнее, то возьмемся за священный якорь».

На самом деле, не существует человека, который бы жил без веры. Он может не признавать Бога, но тогда он верит в другие силы. Он может не признавать загробную жизнь, но тогда он верит в ее отсутствие и так далее. У человека, который говорит о себе, что не имеет веры, нарушена система ценностей. Он ставит себе целью не спасение души и вечные блага, а временные материальные блага. И, как показывает жизненный опыт, такой человек, даже если и добивается определенного уровня достатка, ощущает пустоту, заполнить которую ему никогда не удастся без Бога. Он может заглушить это чувство удовольствиями и развлечениями, но это непродолжительно. Человеческие желания неограниченны, и в большинстве случаев, чем больше человек имеет, тем больше ему не хватает для счастья. Кроме того, страдают окружающие его люди. Вера же помогает человеку правильно выстроить систему ценностей, относиться к людям, материальным благам и событиям своей жизни. Вера — это то, что в большей мере определяет развитие всех остальных добродетелей.

Владыка, нередко нецерковные люди говорят, что они «верят в душе». Что это, самообман или самообольщение?

Выражение «вера у меня в душе» чаще всего идет после фразы «я в церковь не хожу». С одной стороны, так говорят люди, которые не хотят показаться полными атеистами, а с другой стороны — не хотят прилагать никаких усилий для своего спасения. Страх, что придется отказаться от каких-либо греховных привычек или удовольствий или изменить привычный образ жизни, не позволяет им задуматься по-настоящему о вере «в душе». И, если задать уточняющий вопрос о том, какая же все-таки вера у них «в душе», то ответа в большин-стве случаев не получишь, а если кто-то и попробует объяснить, то вскоре сам убедится, что его понимание веры очень расплывчато и неполно. Вера без дел мертва (Иак. 2, 17), — говорит апостол Иаков, а веру без дел он приравнивает к вере бесов, которые «веруют и трепещут».

Владыка, расскажите, пожалуйста, о добродетели надежды на Бога.

Если человек верит сознательно и понимает, что для спасения своей души в вечной жизни нужно приложить некоторые усилия в жизни временной, земной, тогда появляется решимость изменить свою жизнь. Надежда проявляется в твердом уповании на Бога и Его Промысл, уверенности в том, что все происходит по Его воле. «Надежда на Бога не допускает колебания, и Господь не благоволит всецело подавать помощь Свою тому, кто иногда надеется на богатство, славу человеческую и могущество мирское, а иногда надеждою своею признает Бога. Напротив того, человек должен вполне успокоиться на Божией помощи», — говорит святитель Василий Великий.

Надежда приводит к осознанию, что любое наше действие и решение приводит к последствиям: добрые дела и стремление помочь ближнему принесут награду и блаженство в жизни вечной, дела злые приводят человека к вечным мукам. В добродетели надежды человек нуждается постоянно. Нам необходимо верить в то, что Господь не оставит тех, кто стремится жить по Его заповедям, и надеяться, что Бог не оставит, поддержит и укрепит в трудностях.

Каков духовный смысл выражения «надежда умирает последней»?

Эта фраза зародилась не в христианской среде. И она не означает, что добродетели любви и веры умирают раньше надежды. Эта фраза призывает никогда не отчаиваться и даже в самых трудных обстоятельствах надеяться на Бога.

Надежда никогда не умирает, но она и не пребывает вечно. После Второго Пришествия Христова, когда люди получат возмездие за свою прожитую жизнь, надежда перестанет существовать. Потому что человек уже получит все то, на что надеялся, осуществится все, чего он ожидал и в надежде просто уже не будет необходимости.

Человек создан таким образом, что ему свойственно надеяться, потому люди и создали такую поговорку. Если человек теряет надежду, он впадает в отчаяние и тяжесть его положения невозможно описать словами. Это выражение обращает внимание на внутреннюю сторону духовной жизни человека. Ведь даже тогда, когда все умрет и все будет потеряно, все равно у человека остается его внутренний мир, определенные силы души и ее хорошие качества, к которым человек зачастую обращается в самую последнюю очередь. Это наш спасательный круг и последняя связь с Богом, потеряв которую, человек может потерять в конечном итоге все. Поэтому у человека духовного надежда не умирает даже последней.

Как не потерять надежду в наше время?

В наше время особенно необходимо твердо верить в Божий Промысл и знать, что все, что случается с нами, идет нам на пользу, если мы правильно отнесемся к этим событиям. Вот как говорит о надежде святитель Иоанн Златоуст: «Когда видишь наступающие бедствия — не падай духом, это, собственно, и есть надежда — стоять твердо среди опасностей... В том и состоит надежда, чтоб не отчаиваться и не падать духом, не тотчас получая ожидаемое».

Чтобы не потерять надежду, нужно осознавать, что все происходящее с нами происходит по Промыслу Господа Вседержителя. Как сказано в Евангелии, у вас и волосы на голове сочтены... (Мф. 10, 30). А если и случаются у нас в жизни какие-то сложно-сти, то мы должны понимать, что они даются нам для нашего блага, вот только нужно правильно к ним относиться и тогда все испытания сделают нас сильнее, опытнее и мудрее. А святой апостол Павел говорит: Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение (1 Кор. 10, 13).

Отчаяние и уныние — это отсутствие надежды. Чем страшен грех уныния?

Да, действительно, уныние и отчаяние являются следствием недостаточного доверия Богу и надежды на Него. И страшен грех уныния тем, что человек сам себя уничтожает. «Согрешить — дело человеческое, отчаяться же — сатанинское и всегубительное, почему и сам диавол отчаянием низринут в такую погибель, не захотев покаяться, — говорит преподобный Нил Синайский. — Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога... Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысл отчаяния; после этого уже не нужны ему будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не хотят противиться ему. Кто мог избежать этих уз, тот и силу свою хранит и до последнего воздыхания не перестает сражаться с ним и, хотя бы испытал множество падений, опять восстает и сокрушает врага. Кто же связан помыслами отчаяния и этим обессилил себя, тот не будет в состоянии победить врага».
Человек, потерявший надежду, перестает бороться за жизнь, и даже если ему дается шанс, то он его не использует. И когда Господь дарит ему жизнь, он, по внушению дьявола, выбирает смерть. Часто у таких людей, как они думают, нет больше никаких причин оставаться жить, и они заканчивают жизнь самоубийством. Поэтому нужно благодарить Бога за все, что происходит в нашей жизни и непрестанно молиться.

Владыка, расскажите о любви.

Как говорит нам святой апостол Павел, любовь есть большая из всех добродетелей. Иисус Христос, когда Его спросили о наибольшей заповеди, указал на заповедь любви: возлюби Бога всем сердцем своим... и ближнего своего как самого себя. Заповедь о любви — главная заповедь Нового Завета.

В любви можно увидеть как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Внутренняя сторона — это то, что человек чувствует, чего он желает другому. Внешняя же сторона проявляется в делах любви.

Любовь — это совокупность совершенств (Кол. 3, 14). Она делает нас причастными Богу, благодаря ей мы по-настоящему становимся Его учениками, которые действительно знают Бога. Больше того, в человеке любящем пребывает Сам Бог (1 Ин. 4, 16). Это тот плод, который появляется, наверное, самым последним и он же является самым важным в человеке. Без него все теряет свое значение, даже самые большие добрые дела и чудеса, если они сделаны не во имя любви.

Какой бывает любовь?

Признаки настоящей любви описаны в послании святого апостола Павла к Коринфянам. Она долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает... Она может быть совершенна, когда отвечает всем вышеперечисленным свойствам или несовершенна — когда человек еще не способен любить по-настоящему.

Но любовь нужно отличать от других чувств, которые в наше время порой ошибочно называют именем этой великой добродетели. К ним можно отнести разного рода пристрастия или же зависимость, влюбленность, одержимость и др.

Все, что как-то противоречит Божиим заповедям — не есть любовь. Потому что наш Бог — сама Любовь.

Как воспитать в себе любовь к Богу?

Воспитание любви к Богу — очень непростая задача. Но в разные времена жили люди, которые святостью своей жизни доказали свою любовь к Богу. Они оставили нам в наследие свои поучения. Многие из них, основываясь на словах Священного Писания — «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?», — советовали действенно проявлять любовь к ближнему. Посещение больных, милостыня нуждающимся, терпение и сочувствие к окружающим часто помогают пробудить чувства благодарности и любви к Богу.

Святой Максим Исповедник говорит: «Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога». И для того чтобы воспитать любовь к Богу, нужно интересоваться Им и узнавать больше о Нем, обращаться к Нему в молитве, надеяться на Него и благодарить за все, что Он нам посылает. И, прежде всего, действовать, потому что христианская жизнь это не философствование о любви и не медитации с воображением себя, любящего Бога, это не самовнушение, а деятельное изменение себя во имя Бога.

Как быть, если не чувствуешь любви в сердце?

Если человек не чувствует любви в серд-це, т.е. внутренней стороны добродетели, то можно начать хотя бы с внешней ее стороны. Делами любви и милосердия можно смягчить свое сердце, сделать его более восприимчивым к любви. Даже человеку, очень далекому от Церкви, можно просто попросить Бога об этом, и Господь может дать почувствовать к Себе некую привязанность, которая может быть началом этого длинного пути возрастания в любви, ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (1 Ин.5, 3).

Владыка, поясните, пожалуйста, чем отличаются любовь и толерантность?

Между любовью и толерантностью общего очень немного. Внешне они могут иметь схожие проявления, как, например, вежливость, уступчивость, любезность, но глубоко внутри они могут быть противоположными. Можно ненавидеть своего ближнего, и в то же время проявлять толерантность. Их отличает мотивация: для толерантности основой является расчет и выгода, тогда как любовь, по слову апостола Павла, не ищет своего.

Как верующим относиться к людям, которые открыто хулят Бога и Церковь?

Когда мы говорим о людях, хулящих Бога и Церковь, нужно быть очень осторожными. Господь учит не осуждать ближнего своего, но здравая логика подсказывает, что нельзя также оправдывать действия такого человека. Как быть? Святые отцы учат нас различать человека и живущий в нем грех. Человека — как образ Божий, и грех — как действие, совершаемое им по внушению дьявола. Нам необходимо научиться не ассоциировать человека с грехом, научиться проводить границу между образом Божиим и его поврежденной грехом природой.

Никто не отменял заповедь любви, даже если человек грешник. Господь дал нам собственный пример, когда Его распинали. Он молился: прости им, потому что не знают, что делают. Господь пришел призвать не праведных, а грешных к покаянию. Призвать к покаянию, увещевать таких людей не всегда получается (хотя попробовать тоже можно), но молиться о них можно и даже нужно. Ведь апостол Павел, до обращения ко Христу, тоже был ревностным гонителем Его первых христиан.
Главное, чтобы мы, прославляющие Господа, жили согласно Евангелию. Может, наш пример, достойный подражания, обратит к покаянию и явного хулителя. Если же нет, то не будьте судьями, а оставьте это на суд Божий.

Как превозмочь в себе раздражительность и неприязнь к людям?

Раздражительность и неприязнь к людям возникает из-за недостатка любви. И если человек уже заметил этот недостаток в себе и осознает свою неправоту и необходимость работы над собой, то это уже половина дела на пути исправления.
Нужно разобраться, почему возникают такие чувства, ведь обычно они являются следствием других грехов: зависти, гордости, ревности, жадности... Человек должен помнить, что все, что он получил — от Бога, потому что ничего он не принес с собой в этот мир и ничего с собой не возьмет. И не по достоинствам своим получил человек от Бога, а по милости Божией. Необходимо доверие Богу, помнить о том, что все события нашей жизни подчинены Промыслу Творца и бывают для нашей пользы, тогда и людей незачем будет винить и злиться на них.

Владыка, слово «София» в переводе с греческого языка означает мудрость. Разъясните, пожалуйста, это понятие.

Святитель Василий Великий говорит, что истинная мудрость есть распознание того, что должно делать и чего не должно. Нужно давать оценку каждому своему действию, взвешивать каждый поступок, оценивать его последствия, иначе можно попусту растерять драгоценное время, данное нам Богом для определения своей участи в вечности.

Как достичь мудрости? Стоит ли сокрушаться, если не получается принять мудрое решение?

Рассудительность — это дар Божий. Тот, кто его получил, должен трудиться над его развитием и помнить, что каждый дар нужно правильно использовать, чтобы дать достойный ответ в вечности. Рассудительность, соединенная с опытом, делает человека мудрым. Если же человеку тяжело принимать решения, если есть искреннее желание поступать по воле Божией, но человек не знает как, то пусть поступает по слову святого Иакова, брата Господня, который пишет: Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой... Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Как видно из этих слов, лишь твердое упование на Бога, а не на свои силы, делает человека мудрым.

Имеет ли, на Ваш взгляд, особые отличительные черты женская мудрость?

Женская мудрость имеет свои отличительные черты в силу природной разницы между мужским и женским полом. Бог при сотворении человека наделил женщину более чувственно-эмоциональным мышлением, тогда как мужчина руководствуется умственно-логическим. Потому и взгляды на одни и те же вещи могут у них отличаться, и решения могут быть разными, и мудрость отличаться.

Владыка Сергий, а как человеку относиться к глупости?

Глупость — это недостаток ума. Святой апостол Павел говорит: Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые. Следуя его совету, нужно избегать глупости в словах и поступках и осознавать смысл каждого своего действия.
Премудрый Соломон в Книге Притч объясняет значение мудрости и пишет: Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление, и немного дальше добавляет: мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие, потому нам нужно стараться во всем поступать мудро, чтобы наследовать славу детей Божиих в будущей жизни вечного блаженства.

Надежда - лучший врач из всех, какие известны.

Александр Дюма-отец

У человека должно быть хотя бы на два гроша надежды, иначе жить невозможно.

Бертольд Брехт

Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать - наша обязанность в несчастии. Бездеятельное отчаяние - забвение и нарушение долга.

Борис Леонидович Пастернак

Мы молоды, как наши надежды, и стары, как наши страхи.

Вера Пейффер

Когда все дороги заходят в тупик, когда разрушены все иллюзии, когда ни один луч не блеснет на горизонте, тогда в глубине души каждого человека остается проблеск надежды.

Делия Стейнберг Гусман

Надеяться — значит уметь ждать, иметь ту необходимую толику терпения и веры, которая позволит нам превозмочь тягостное настоящее, чтобы устремить энергию к лучшему будущему. Но берегитесь: надежда не может жить постоянным ожиданием.

Делия Стейнберг Гусман

Негоже опускать руки, если трудности велики. Именно тогда, когда все кажется невозможным и непоправимым, из глубины волшебного сосуда показывается Надежда и тем, кто способен увидеть ее, обещает лучшие времена.

Делия Стейнберг Гусман

Жизнь - это остров в океане одиночества, остров чьи скалы - надежды, чьи деревья - мечты, чьи цветы -уединение, а ручьи - жажда.

Наш стиль поведения определяется не жизненным опытом, а надеждами на будущее.

Джордж Бернард Шоу

То, что мы называем отчаянием, часто — всего лишь острая досада из-за обманутых надежд.

Джордж Элиот

Надежда живет даже возле могил.

Где умирает надежда, там возникает пустота.

Леонардо да Винчи

Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.

Луций Анней Сенека (Младший)

Надежда - единственное благо, которым нельзя пресытиться.

Люк де Клапье де Вовенарг

Надежда подобна ночному небу: нет такого уголка, где бы глаз, упорно ищущий, не открыл в конце концов какую-нибудь звезду.

Октав Фелье

Все пройдет - и надежды зерно не взойдет, Все, что ты накопил, ни за грош пропадет, Если ты не поделишься вовремя с другом - Все твое состоянье врагу отойдет.

Омар Хайям

Мы верим в силу той мудрости, которая правит небесами и с которою можно познать все таинства природы... Не бывает утраченных надежд. Все, что кажется невероятным, неправдоподобным и невозможным, может стать поразительно истинным в Вечности.

Парацельс

Надежды - сны бодрствующих.

Платон

Беспредельная надежда и энтузиазм - главное богатство молодежи.

Рабиндранат Тагор

От терпения - опытность, от опытности - надежда.

Сенека Старший

Ни один врач не знает такого лекарства для усталого тела и измученной души, как надежда.

Стефан Цвейг

Человек только и живет надеждой; надежда, по сути, его единственная собственность.

Томас Карлейль

Надежда - посох любви: отправляйся, вооружившись им против внушений отчаяния.

Уильям Шекспир

Что самое общее для всех? Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть.

Фалес Милетский

Любовь, подобно огню, не знает покоя: она перестает жить, как только перестает надеяться или бороться.

Надежда - хороший завтрак, но плохой ужин.

Фрэнсис Бэкон

Иногда зло, подобно вакуумному насосу, затягивает нас и сваливает всех в кучу только потому, что нет добра. Зло сцепляет, плавит нас, сплющенных в темной глуби, где нет воздуха правды и иной надежды, кроме самой надежды.

Хорхе Анхель Ливрага

Счастливы живущие, те, кто воистину живет, кто носит в себе крупицу надежды, из которой вырастет целый мир - мир надежды, новый мир, который будет лучше прежнего.

Хорхе Анхель Ливрага

Человека делают старым не морщины, а отсутствие мечты и надежды.

Хорхе Анхель Ливрага


В собрание вошли цитаты про надежду и ожидание:
  • Что самое общее для всех? - Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть. Фалес
  • В глубине ваших надежд и желаний лежит молчаливое знание запредельного; и, как семена, спящие под снегом, ваше сердце видит сны о весне. Верьте снам, ибо в них скрыты врата в вечность. Д. Джебран
  • Человечество непотопляемое судно, пять миллиардов отсеков надежды. Владимир Бурич
  • В чём только не убеждают человека страх и надежда! Люк де Клапье Вовенарг
  • Человек терзается лишь до той поры, пока питает хоть малейшую надежду. Когда ее больше нет, он смиряется и уже не ропщет. Вилис Лацис
  • Все произойдет, если только человек будет ждать и надеяться. Б. Дизраэли
  • Часто из самого отчаяния рождается надежда. Курций
  • Вся моя надежда - на себя самого. Теренций
  • Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, самые счастливые люди на свете. Э. Бёрк
  • Где надежда, там и боязнь: боязнь всегда полна надежды, надежда всегда полна боязни. Ф. Ларошфуко
  • Страх и надежда могут убедить человека в чём угодно. Вовенарг, Люк де Клапье
  • Даже когда мы отчаиваемся, мы все еще надеемся. Р. Гурмон
  • С надеждами следует поступать так же, как с домашней птицей: подрезать ей крылья, чтобы она не могла перелететь через забор.
  • Долгая надежда слаще, чем скорый сюрприз. Жан Поль Рихтер
  • Размышления о загробной жизни - есть семена надежды. Бучарский, Юрий Вячеславович
  • Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам. Пифагор
  • Пока человек жив, он должен надеяться. Сенека Младший
  • Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Г.Троепольский
  • Поддержка, которою человек наиболее часто пользуется в жизни, это - надежда. А. Велыпман
  • Когда появляется надежда, душа ухватывается за нее как за соломинку и начинает действовать самостоятельно. А когда надежда не оправдывается, человек впадает в отчаяние, которое приводит к бессилию. Душа страдает, а бдительность притупляется. Харуки Мураками, 1Q84. Книга 3
  • От пустых надежд человек сохнет. И. Кант
  • Мы надеемся приблизительно, зато боимся точно. Поль Валери
  • Оставь надежду, всяк сюда идущий.
  • Надежда - глупейшее из дарованных нам чувств. Вера Камша
  • Нет ничего смешнее напрасной надежды… Марина и Сергей Дяченко

  • Надежда - единственное благо, которым нельзя пресытиться. Л. Вовенарг
  • Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться. Иоганн Гете
  • Надежда - как завтрак. Про нее нельзя забывать и ее нужно есть много. Ян Флеминг
  • Надежды подобны паутине: маленькие мухи застревают в них, а большие прорываются. Ф. Бэкон
  • Надежда - обычно плохой поводырь, хотя и очень хороший спутник. Джордж Галифакс
  • Надежды - сны бодрствующих. Платон
  • Надежда - продукт воображения. Отчаяние - тоже. Отчаянию слишком живо рисуются возможные беды; надежда - это энергия, и она побуждает ум испробовать все способы борьбы с ними. Т. Уайлдер
  • Надежда, как она ни обманчива, все же служит и тому, чтобы довести нашу жизнь до конца по приятной стезе. Ф. Ларошфуко
  • Надежда - самая живучая в мире тварь. Все сдохнут, а она подождет, чтобы умереть последней. Генри Лайон Олди
  • Надежда умирает последней. Пословица
  • Надежда - самообман, но это все что у нас есть, она ходит по рукам, продавая свою честь, это лживая тварь - пыль пускает в глаз, исчезая в тот момент, когда она так нужна… «Дельфин»
  • Надежда умирает последней, после чести и совести.
  • Надежда - хороший завтрак, но плохой ужин. Фрэнсис Бэкон
  • Надежда на счастье, пусть даже обманчивая, никогда не причиняет человеку зла, потому что она облегчает жизнь. Лопе де Вега
  • Надежда - это самая прочная из самых бесплотных опор. В. Кротов
  • Надежда и желание взаимно подстрекают друг друга, так что когда одно холодеет, то и другое стынет, и когда одно разгорается, то закипает другое. Ф. Петрарка
  • Надежда - это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется… Страх же есть склон ность душ и, убеждающая ее в том, что желание не сбудется. Р. Декарт
  • Надежда есть самое полезное из всех пристрастий души: поелику она содержит здоровье через спокойствие воображения. Г. Державин
  • Надежда всегда твердит, что в будущем будет легче. Тибул
  • Надежда выздороветь - половина выздоровления. Вольтер
  • Надежда греет и насыщает, если нет тепла и пищи, пусть утешаются надеждой… Марина и Сергей Дяченко
  • Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния. В. Гюго
  • Надежда живёт даже у самых могил.
  • Надежда - это сон наяву. Аристотель
  • Надежда и терпение… две самые мягкие подушки, на которые мы можем в лишениях преклонить голову. Р. Бёртон
  • Надежда - это первый шаг на пути к разочарованию.
  • Надежда странное чувство, она овладевает нами тогда, когда разум говорит, что дело плохо, и сердце это знает, но не хочет смириться с неизбежным. Вот и получается надежда… Вера Камша
  • Надежда - хлеб бедняков. Д. Герберт
  • Надежда умирает последней. Но, в конце концов, тоже умирает. Александр Щёголев
  • Надежда - самое полезное или самое губительное из всех жизненных благ. Л. Вовенарг
  • Надежда умирает предпоследней. Последним умирает надеющийся. поправка к пословице
  • Надежда - самая великая и самая трудная победа из всех, какие человек способен одержать над своей душой. Ж. Бернанос
  • Надежда, сопровождающая нас всю жизнь, не покидает нас даже в час смерти. Александр Поп
  • Надежда - последнее, что умирает в человеке. Диоген Синопский
  • Надежды на постыдную наживу - начало убытка. Демокрит
  • Надежда - лучший врач из всех, какие известны. А. Дюма (отец)
  • Надеяться - огромное счастье; быть может, даже самое большое счастье на свете; но за надежду, как и за всякое удовольствие, приходится платить: чем большие надежды мы возлагаем, тем большее разочарование испытываем… С. Джонсон
  • Надежда - еще более хрупкая, более трудная вещь, чем вера. Без веры человек живет, но не человеческой жизнью. Без надежды он погибает. Урсула Ле Гуин
  • Наши надежды - это сновидения наяву. П. Буаст
  • Надежда - глупое чувство. Макс Фрай
  • Обычно надежда - плохой проводник, хотя хороший попутчик. Д. Галифакс
  • Мы никогда не живем, а лишь надеемся, что будем жить. Вольтер

© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник