20.09.2019

Психологические типы личности: работники, которых не стоит повышать. Психологические типы сотрудников и как ими управлять


Развитый сотрудник должен быть энергичным, уметь управлять своими эмоциями, быть готовым открыто излагать свое мнение, обладать способностью изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, а не силы, добросовестно и квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности, стремиться повышать свой уровень профессиональной компетентности.

Следующий перечень личностных качеств хорошего работника описан в книге Л.Д. Столяренко, который предложил профессор Токийского университета К. Исикава. В их число он включил устремленность к сотрудничеству, чувство ответственности, желание трудиться, хорошее состояние здоровья, общительность, дух соперничества, удовлетворенность трудом.

Интересную классификацию сотрудников в своем труде «Управленческая антропология» предложил российский ученый В. М. Шепель :

Таблица 2. Типы сотрудников

Типы сотрудников

Отличительные черты

Коллективисты

Общительные работники, активно поддерживающие общественные начинания

Индивидуалисты

Тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности

Подражатели

Сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие, избегающие осложнений

Претензионисты

Работники, которым присущи тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внимания

Пассивные

Слабовольные сотрудники, не проявляющие инициативы

Изолированные

Работники с несносным характером

Любому руководителю и сотруднику наверняка приходилось сталкиваться с так называемыми «трудными сотрудниками». В книге "Общение с трудными людьми" Р. Брэмсон выделяет несколько типов таких людей.

Таблица 3. Типы «трудных» сотрудников

Тип сотрудника

Отличительные черты

Агрессист

Говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности

Жалобщик

Человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы

«Разгневанный ребенок»

Человек, относящийся к этому типу, оп свое природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненные потеряли к нему уважение

Максималист

Человек, желающий чего то без промедления, даже если в этом нет необходимости

Держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом срывает зло на ком-то

«Тайный мститель»

Человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость

«Ложный альтруист»

Якобы делающий вам добро, но в глубине души жалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.

Конечно, подобные характеристики - это абстракция, так как в каждом типе зафиксирована только одна черта характера. Такие работники, как правило, плохо управляемы, но не нужно пытаться изменить таких людей или увольнять, новые, скорее всего, будут такими же.

Чтобы не совершить ошибки, полезно знать, какой тип характера человека, с которым вы работаете или знакомитесь. Быстро и точно определив психологический тип партнера, вы уже не рискуете нечаянно обидеть его, а поняв, что он ненадежен, успеете принять меры и остережетесь говорить лишнее. В таблице 4 типы характеров сотрудников описанные в учебном пособии Л.Д. Столяренко.

Таблица 4. Типы характера сотрудников

Таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы их долго обхаживали. При первой встрече ни в коем случае не требуйте от них ответить «да» или «нет» на конкретное предложение. С такими людьми лучше встретиться несколько раз, чтобы между встречами проходило некоторое время, нежели тянуть ответ из них сразу

Любитель решать все с ходу

Такой человек должен непременно принять решение к концу встречи. Если вы и дальше намерены иметь с ним дело, а от окончательного решения сейчас хотели бы уклониться, сделайте какой-то конкретный шаг, например, скажите: «Я позвоню в понедельник»

Разведчик

Это тот, кто, прикрываясь вниманием и заботой о вас, выуживает какие-то сведения, а сам ничего взамен не сообщает, а если и выдает какую-то информацию, она часто оказывается ложной или не относящийся к делу

Наставник

Заботиться об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Если вам удастся распознать и приветить подобного человека в какой-либо деловой ситуации, вы можете извлечь пользу для себя. Как распознать наставника? Первый признак – слова «а вот я вас научу», «я вам подскажу», или то что человек для вас использует свои связи.

Вам придется терпеливо выслушивать рассказы обо всех победах и достижениях Хвастуна как на личном фронте так и на профессиональном поприще. Лучше дать ему нахвастаться вволю, а потом приступать к рабочим делам.

Рассказчик

Ему непременно нужно сообщить вам все, что произошло с ним накануне. Выслушайте его, проявляйте сочувствие, поддержку, не осуждайте его, однако не теряйте бдительности: ведь в беседе с другими он может изложить какие-то ваши личные или служебные подробности.

Его предназначение и привязанность – это работа, вам, вероятно, придется выслушивать что он работает «как проклятый». Отнеситесь к этому сочувственно и выразите восхищение их преданности к делу. Они обычно страшатся общения с людьми и свободного времени, труд представляет собой скрытую форму защиты

Человек, вынашивающий скрытые планы

Такой человек приглашает вас на деловое свидание под каким-то предлогом., преследуя цели отличные от повестки дня. Ели вы это заметили переключите разговор с подспудной темы на заявленную ранее и следите чтобы мотив встречи не менялся

Доморощенный психолог

Ему нужно непрерывно анализировать все, что вы скажете или сделаете. Ему нужно подыграть – «До чего вы проницательны!» или «Как тонко вы смотрите на вещи!»

Везунчик

Это человек, который достиг чего-то такого, чего не достигли другие участники беседы и теперь испытывает потребность всем поведать эту историю и научить чему-то других, поэтому прислушайтесь и возможно подчерпнете что-то полезное

Он всегда живет своими и чужими неприятностями. Если общаясь с подобным субъектом вы будете бодры и веселы, это может его привести его в настоящую ярость.

Озабоченный

С ним надо быть особенно осторожным. Избегайте сказать что-нибудь такое, что он может превратно истолковать, чтобы он не решил, что вы одобряете его манеру поведения. Нейтрализуйте ситуацию и не отвлекайтесь от рабочих вопросов.

Манипулятор

Внимательно следите за этим человеком. Ему всегда нужно владеть ситуацией, он способен навязать свою волю всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Сохраняйте спокойный и приветливы тон, ведь вы проникли в его немудреную тактику

Большинству руководителей знакома ситуация, когда с одним сотрудником можно достигнуть взаимопонимания, а в общении с другим постоянно чувствуется дискомфорт. Дело в том, что существуют разные типы подчиненных, и с каждым из них коммуницировать нужно по-своему. Знание типа подчиненных помогает решить спорные вопросы или понять, как лучше поступить в определенный момент. Заметим, что границы между типами подчиненных размыты, и в каждом из сотрудников могут сочетаться несколько типов одновременно.

Трудоголик

Сотрудник, который нуждается в регулярном поощрении. Ему важно услышать от вас слова поощрения и уважения за его трудолюбие. Показывайте ему, что доверяете в его работе и решениях, поручайте ему ответственные задания и отмечайте, что дать их можно лишь ему. Правда, вам нужно отслеживать, чтобы ваш работник не перетрудился. Скажите ему, что эффективность от работы достигается только при грамотном соблюдении режима труда и отдыха. Трудоголик ценит сам процесс работы - он вообще предпочитает не сидеть без дела. Умеет сам находить нужную информацию, чтобы сделать свою работу качественно.

Карьерист

Этот работник всю свою деятельность видит сквозь призму собственного продвижения по карьерной лестнице. Не задерживайте такого сотрудника долго на одной должности и позволяйте ему профессионально расти. В принципе, он берется за любую работу при условии, что она поможет ему «подняться». Очень ответственен и вдумчив в работе, в общении с коллегами исходит из того, насколько человек интересен с точки зрения полезности контакта.

  • Эффективность руководителя салона красоты, или Каким должен быть успешный управленец

Специалист (эксперт)

Настоящая «энциклопедия» - работник, помнящий все даты, события и фамилии. Ему важно, чтобы к нему регулярно приходили советоваться - так он чувствует свою значимость. Задачи перед ним нужно ставить сложные, возможно - творческие, однако ему нужен определенный контроль - вникая в детали и техники, он может упустить значимость конечного результата, поскольку процесс выводит на первый план.

Творческая личность

Не принимает жесткий стиль управления и контроля - лучше позвольте ему самому решать вопросы, которые появляются в процессе работы. Он достаточно самодисциплинирован и обычно укладывается в сроки. Главное - поставить их. Предпочитает работу немонотонную, с возможностью внести немного креатива. Ему комфортно в спокойной и дружественной обстановке среди коллег. Избегает конфликты.

Формалист

Этот сотрудник не проявляет инициативу, всегда придерживается рамок принятых взаимоотношений, и при коммуникации с ним лучше придерживаться аналогичной тактики. Обычно он не самостоятельный - ему нужно говорить, что и как делать, его пугают неопределенные задания. Не стоит давать ему сложные задачи, при которых придется делать выбор. Лучше всего он работает там, где нужны повторяющиеся процедуры и обозначенные границы ответственности. На работу опаздывает редко, но и не задерживается, даже если что-то не доделал. К работе организации равнодушен, если это не влияет на его зарплату.

  • Попробуйте АРНИКУ - готовый софт для управления салоном красоты по всем правилам

Пофигист

Отличается равнодушным настроением и зачастую негативно влияет на атмосферу в коллективе. Чтобы подобного не случилось, стоит узнать причину его проблемы. Если его не устраивает работа - понять, что можно в ней улучшить (особенно, если это талантливый сотрудник, в чем-то пойти ему навстречу), если дело в усталости - предложить более удобный график. Впрочем, если от таких предложений не будет результата, с таким сотрудником лучше разойтись. Происходящее в организации ему не интересно, порядки и правила он принимает с пассивностью, работает без рвения.

Имитатор

Сотрудник, имитирующий повышенную занятость, поэтому к нему следует применять значительные меры по контролю. Он нуждается в конкретных задачах с четким описанием результата и обозначенными сроками. Так вы сумеете снизить негативные последствия его непроизводительной работы. Плюс таких людей в том, что они весьма амбициозны, поэтому избегайте «мелочного» контроля и отмечайте позитивные итоги труда.

Нытик (критик, недовольный)

В любом коллективе всегда найдется сотрудник, которому многое не нравится - то взаимодействие с руководством, то работа с коллегами, то рабочее место у окна. Данных работников необходимо контролировать и отслеживать причины их недовольства - из-за их негатива может ухудшаться рабочая атмосфера. Часто жалуется на недомогание и стресс, пытается во всем найти изъян.

  • Как управлять персоналом в салоне красоты, чтобы увеличить прибыль в 3 раза

Разгильдяй (ленивец)

Не дисциплинарный - всегда находит причины того, почему он не смог выполнить то или иное задание, опоздал, не смог уладить какой-то вопрос, не дозвонился, потому что то попал в аварию, то подхватил простуду. Постоянно оказывается в ситуации, которая не предполагает должного выполнения задания. Часто бывает на больничном. Однако свою работу он делает качественно. Руководителю стоит строго обозначить его функционал - можно даже распечатать и просить сотрудника держать его при себе. Регулярно ему напоминать, что его вознаграждение зависит от результатов труда.

Подписывайтесь, чтобы не упустить ничего важного

Основные понятия

Исполнительская деятельность, ее характеристики. Типы исполнителей. Характеристики взаимодействия руководителя и подчиненного. Трудовое поведение и мотивация. Мотив как побудитель к действию и как критерий выделения отдельных типов деятельности. Основные функции мотивов. Теория подкрепления. Этапы формирования желательного поведения сотрудников. Виды подкреплений. Виды вознаграждений, используемых для подкрепления. Типы поведения работников в зависимости от целей организации.

План лекции:

1. Исполнительская деятельность. Типы сотрудников

2. Трудовое поведение и мотивация

1. Исполнительская деятельность. Типы сотрудников

Для объяснения поведения человека в организации важно знать предпосылки, на основе которых служащие ведут себя определенным образом. Оправдание любого выбора зависит от целей, которых нужно достичь и от обоснованности конкретного образа действий, избранного для реализации этих целей. Положение сотрудников в организации меняет поведение человека. Поскольку одни практические и ценностные предпосылки, лежащие в основе его выбора и решения, сменяются на другие. В результате своего прихода в организацию человек работает по имя иных целей и руководствуется иными представлениями о том, как достичь этих целей, чем, если бы он находился в какой-то другой среде.

Выбор, который человек совершит в той или иной ситуации, складывается из: 1) его навыков, знаний, характера и особенностей личности в том виде, в каком они были сформированы всем предшествующим жизненным опытом; 2) из конкретных воздействий, которым он подвергается в момент принятия решения. В большинстве случаев первое более важно для определения поведения человека, чем второе.

Исполнительская деятельность, отвлекаясь от ее предметных и профессиональных качеств, описывается семью психологическими характеристиками. На основе данных характеристик составляется классификация типов исполнителей.

Психологические характеристики исполнительской деятельности:

1) целенаправленность – бесцельность;

2) мотивированность – незаинтересованность;

3) самостоятельность – зависимость;

4) организованность – стихийность;

5) ответственность – безответственность;

6) компетентность – некомпетентность;

7) творчество – рутинность.

Типы исполнителей:

1) творческий тип – самостоятельный, компетентный, ищущий;

2) сверхнормативный тип – целенаправленный, заинтересованный, организованный;

3) регламентированный;

4) пассивный;

5) «преобразовывающий» указания руководителя;

6) низкомотивированный;

7) уклоняющийся;

8) трудноуправляемый.

Хороший работник должен обладать следующими качествами: стремление к сотрудничеству, чувство ответственности, желание трудиться, хорошее состояние здоровья, общительность, дух соперничества, удовлетворенность трудом.

Классификация сотрудников В.Шепеля:

1) коллективисты – общительные работники, активно поддерживающие общественные начинания;

2) индивидуалисты – работники, тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности;

3) претензионисты – работники, которым присуще тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внимания;

4) подражатели – сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений;

5) пассивные – слабовольные работники, не проявляющие инициативы;

6) изолированные – работники с плохим характером.

Конечно, подобные характеристики работников – это абстракция, ибо в каждом типе зафиксирована только одна черта характера, та, которая в глазах окружающих перевешивает все остальные.

Успех и выживание любой организации зависят от ее умения добиваться от сотрудников поведения, в достаточной степени соответствующего ее ценностям.

Факторы, воздействующие на поведение сотрудников:

1) общественные нормы – устоявшиеся стереотипы поведения, которые прививаются всем членам организации посредством одобрения или неодобрения со стороны членов организации;

2) знание о содержании ролей, выполняемых другими сотрудниками;

3) знание о том, как выполняют свои роли другие члены организации;

4) социально-психологические характеристики сотрудников.

Роль подчиненного напрямую реализуется во взаимодействии с руководителем. Руководитель делает свою работу руками подчиненных, поэтому ролевую модель поведения подчиненного можно рассматривать только через особенности его взаимодействия с руководителем.

Элементы взаимодействия руководителя и подчиненного:

1. Определение должностных обязанностей, каждый работник должен знать, что ему нужно делать, и что он имеет право делать.

а) подчиненный должен знать, что ему следует делать, имея ясное представление об ожидаемых конечных результатах; ясно понимать, чего ждет от него начальство;

б) подчиненный и все, с кем он работает, должны иметь четкое представление об объеме и границах своих полномочий;

Полномочия вовсе не обязательно связаны с наличием подчиненных или с руководством постоянным коллективом. Можно обладать огромными полномочиями, вообще не имея никаких подчиненных. К полномочиям относятся:

Право и (или) обязанность отдавать распоряжения, подразумевая, что они будут выполняться; и обязанность распоряжаться в случае необходимости.

Право и (или) обязанность официально предпринимать независимые действия.

в) подчиненный должен понимать, каковы его взаимоотношения с коллегами.

Сотрудник любого уровня должен знать человека, лично к которому он должен прийти за советом и решением.

2. Исполнение обязанностей подчиненным. Нельзя доверять человеку самостоятельно оценивать исполнение своих обязанностей. Он может думать, что сделал все хорошо, но истину должен услышать от своего руководителя.

а) подчиненный должен знать, какие конечные результаты могут быть получены в результате хорошо сделанной работы; знать нормы, заданные начальством.

Руководитель дает задания и определяет обязанности в терминах нужного ему результата, объясняя людям не то, что они должны делать, а то, что он хочет получить.

б) подчиненный должен знать, когда и что он выполнил отлично;

Образцовая работа всегда должна быть отмечена и признана.

в) подчиненный должен знать, когда и где он допустил ошибку;

г) подчиненному следует указать, что можно и нужно сделать для исправления допущенных ошибок;

3. Оценка деловых качеств подчиненного.

а) подчиненный должен знать, что вносит важный вклад в общее дело и его идеи и дела не пропадают впустую;

Ничто не оказывает такого определяющего воздействия на производительность. Как ощущение работника, что он зря тратит время и силы.

б) подчиненный должен знать, что начальник не только признает ценность его вклада, но и сообщает об этом другим;

в) подчиненный должен чувствовать, что интересен начальнику как личность;

г) подчиненный должен чувствовать, что начальник заботится о его успехе и продвижении по службе.

д) подчиненный должен знать, что получит соответствующую награду за хорошо сделанную работу и особую награду за прекрасно сделанную работу.

Многие директора организаций сталкивались с тем, что после назначения лучшего сотрудника на руководящую должность этот работник с ясной очевидностью не может так качественно и эффективно выполнять свои функции, как на предыдущей должности. В этом случае стоит обратить внимание на два фактора – тип личности человека и его умения и желания. Давайте разбираться, кого не стоит назначать на руководящие позиции в компании.

Типы личности человека

Без сомнения, руководителем нельзя назначать человека несдержанного, имеющего явные отклонения в поведении, слишком полагающегося на чужое мнение и отрицательно относящегося к окружающим. Но полагаться лишь на эти критерии недостаточно. И здесь в помощь руководителю (в том числе – салонного бизнеса) система (теория) эннеаграммы.

Эннеаграмма личности

В соответствии с эннеаграммой личности существуют девять типов личности человека. В основе модели эннеаграммы – так называемые «глубинные подсознательные «драйвы», влияющие на мировоззрение, эмоциональные и поведенческие особенности человека. Благодаря этой модели можно определить, какой человек сможет быть руководителем при стабильном развитии бизнеса, кто большую пользу принесет во время кризиса, наконец, чья работа станет наиболее эффективной во время старт-апа. Возможно даже понять, кому лучше вовсе не поручать управленческие функции.

КСТАТИ!
Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику - красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

Типы людей, мало пригодных к управленческим обязанностям

Помощник

Этот работник всегда желает всем понравиться, неплохо проявляет себя в деле и с ним комфортно работать. Но если он становится руководителем, в кризисной ситуации он склонен к депрессии и может попытаться уйти от ответственности. Зачастую ряд обязанностей он делегирует своим подчиненным. Он избегает спорных ситуаций, и порой подчиненные садятся ему на шею.

Индивидуалист

Очень темпераментный и эмоциональный тип личности, человек, постоянно о чем-то переживающий. Ему сложно работать в жестком режиме, он вообще не склонен придерживаться каких-либо графиков. Чрезвычайно раним, особенно тяжело воспринимает ситуацию, если думает, что его не ценят. Нуждается в регулярной поддержке и заботе. Вместе с тем, такие люди невероятно изобретательны, они выдают идею за идеей и могут найти выход из любой ситуации, предложив нестандартную схему, которая в итоге позволит получить выгоду.

Мыслитель

Этот психологический тип личности характеризует людей проницательных и замкнутых. Речь идет об очень эффективном эксперте, однако он не сможет стать таким же эффективным руководителем – мешает его сосредоточенность на собственном участке работы. Данный работник считает, что его подчиненные должны все понимать и делать сами, тогда как качественный показатель результата работы в первую очередь отражает эффективность подразделения.

Миротворец

Особенность данного психологического типа личности – внушаемость и предупредительность. Он всегда готов уступить лидерство, и часто уходит, чтобы защититься от проблем. В работе с ним возникает ощущение, что этот работник равнодушен, ему приходится напоминать, что он должен сделать. Он малоинициативен. Вместе с тем, рядом с таким сотрудником комфортно работать, и у него отличные способности предотвращать конфликтные ситуации.

Лоялист

Человек ответственный, подозрительный и беспокойный, всегда сомневающийся в эффективности собственной работы. Он обязательно нуждается в авторитете, на которого будет ровняться. Такие сотрудники лучше всего проявляют себя там, где нужно заниматься планово-процедурной работой. Хотя сложные ситуации для них могут стать тупиковыми – им сложно принимать нестандартные решения, и они впадают в ступор, усугубляя проблему. Их нужно регулярно поддерживать, внушать уверенность, стимулировать на поиск решений.

Психологические типы личности, которые могут успешно руководить

ВАЖНО!
Несмотря на присутствие у этих типов личностей данных для успешного управленческого функционала, такие люди не лишены недостатков, и их нужно учитывать.

Реформатор

Данный тип личности человека отличается принципиальностью и целеустремленностью. Он всегда в своей работе задает высокую планку качества. Себя он вполне обосновано считает справедливым, а свои поступки – логичными, но сотрудники находят его слишком строгим, даже жестким и бескомпромиссным. Такой человек на руководящей позиции эффективен, когда нужно отладить процесс (особенно когда проект начинает стабильно развиваться и его необходимо структурировать). У таких людей талант к разработке и внедрению стандартов, а также обеспечению их соблюдения. Вместе с тем реформатор нуждается в регулярном контакте – им требуется поддержка вышестоящего руководителя.

Личность, ориентированная на успех

Человек данного типа личности обладает способностью легко приспосабливаться, он энергичен, для него значима статусность, подтверждения которой он регулярно требует. Он даже способен присваивать себе достижения других, может идти по головам, не способен оценить эффективность критики. С другой стороны, такие сотрудники качественно решают необходимые задачи и тяжело переживают неудачи. Они могут вытаскивать организацию в периоды кризисов, если у вас найдется терпение работать с ними.

Энтузиаст

Человек рассеянный, непредсказуемый и разноплановый. Его эффективность как руководителя краткосрочна – он быстро переключается на что-то другое и забывает о предыдущем проекте. Общаться с ним приятно, однако его неумение концентрироваться порой раздражает. Такой человек нуждается в регулярном контроле, его нужно направлять и следить, чтобы увлеченность давала нужный результат. Энтузиасты – самые значимые работники на этапе стартапа, поскольку быстро загораются идеей и могут убеждать. Зато поручать им руководство, например, производством, не нужно. Они вообще не смогут работать эффективно там, где есть необходимость четкого соблюдения процедур.

Конфронтатор

Являясь одним из самых сложных типов личности, конфронтатор решителен, конфликтен и стремится жестко регламентировать деятельность своих подчиненных. Он с большой неохотой делегирует обязанности, поскольку считает, что способен все сам делать качественно, и не желает делить с кем-то свою власть. Обычно он не скрывает своих побуждений, стремится достичь своего любой ценой, и вполне может претендовать и на ваше место.

Почему умения и желания сотрудника – база для карьерного роста

Практически у всех из перечисленных психологических типов в той или иной мере есть способности к руководству. Но никто не способен быть руководителем, если в его работе отсутствовал чуткий наставник, не было переподготовки и участия в обмене опытом. Если у человека нет желания расти профессионально, строя на базе умений профессионализм, с назначением на руководящую должность он не справится.

Нет смысла назначать лучшего сотрудника руководителем, если он не испытывает в этом потребность.

Воронова А.А. - кандидат психологических наук, нейрокоуч

А.А.Воронова - заместитель директора Психологического центра «ДОМ», коуч, кандидат психологических наук

Каждый человек - индивидуальность, но на работе, общаясь с коллегами, мы, к сожалению, не всегда можем и хотим учитывать психологические особенности наших сотрудников. В HR-отделах компаний существуют различные способы оценки персонала с учетом психологических особенностей личности, многие из них опираются на известные типологические характеристики. В службе персонала в качестве одного из эффективных инструментов работы с кадрами может применяться методика диагностики межличностных отношений Тимоти Лири. Эта методика дает возможность определить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. С помощью специального опросника и «ключа» к нему можно составить личностный профиль каждого сотрудника. (Подробное описание данной методики в книге М.И.Еникеева «Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты»). 1 Любая типология носит условный характер, личность каждого человека уникальна и неповторима, ее сложно уместить в рамки одного психологического типа. Однако типология полезна тем, что она отражает общую тенденцию, направленность личности в целом. Для построения системы развития персонала, знание типологических особенностей помогает сотрудникам кадровых служб грамотно сформировать модель развития, обучения и мотивации персонала.

Рассмотрим типологию Т.Лири, выделим сильные и слабые стороны каждого из представленных типов, а также определим оптимальные способы взаимодействия с данными типами сотрудников. Для построения системы развития персонала необходимо учитывать не только профессиональные знания и умения, опыт и квалификацию сотрудников, но и личностные особенности. Личностный профиль сотрудника - это описание компетенций. В современном HR-менеджменте компетенции определяются как психологические качества (например, струссоустойчивость, командность, толерантность, креативность, общительность и др.), а также профессиональные знания и навыки, необходимые для успешного выполнения работы, соответствующей данной должности в данной организации.

Типология Т.Лири дает возможность систематизировать психологические (или личностные) компетенции сотрудников компании. Т.Лири выделяет две большие группы - ведущих и ведомых, - которые, в свою очередь, делятся на четыре подгруппы.

1.«Ведущие» или «Доминирующие», «Лидеры», «Управляющие».

I. Властный-лидирующий (авторитарный) тип.

Сильные стороны: Люди, у которых преобладает «властный-лидирующий» тип межличностных отношений, характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений. У людей такого склада внутренняя референция или внутренний локус контроля (т. е. ориентация в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов). Поскольку у них высокий уровень мотивации достижения, они нацелены на результат. Им необходимо взаимодействие и общение. Это хорошие коммуникаторы, они знают, как воздействовать на других, их лидерские качества не вызывают сомнений: завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других. Уверенность в себе, упорство и настойчивость, - такие личностные компетенции дают возможность быть хорошим наставником и организатором.

Слабые стороны : Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Реагирование по типу «здесь и сейчас», выраженная тенденция к спонтанному выражению эмоций могут негативно сказываться на взаимоотношениях. Их выраженные лидирующие черты и авторитаризм носят, как правило, манипулятивный характер. Доминантный, энергичный, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения, может быть нетерпим к критике, ему свойственна переоценка собственных возможностей. Властный, диктаторский, деспотический характер проявляется в желании поучать, а иногда и подавлять. Дидактический, менторский стиль высказываний по отношению к коллегам, партнерам и подчиненным затрудняет взаимодействие. Он не склонен принимать советы других, стремится к командованию другими. Если его мнение оспаривается, идет на открытый конфликт.

Как работать : как правило, сотрудники, соответствующие такому типу межличностных отношений, сами стремятся делать вертикальную карьеру. Быть руководителем - это их природа, сильная сторона их личности. Здоровые амбиции, стремление к достижениям и реальным результатам помогают им быть успешными в профессии. Это прекрасные организаторы и вдохновители. Важно учитывать, что люди такого склада уважают сильных и самодостаточных профессионалов. При общении с ними следует подчеркивать их статус, но при этом сохранять чувство собственного достоинства и уверенность в своем профессионализме. В современном менеджменте авторитарным руководителям необходимо развивать такие личностные компетенции, как гибкость, эмпатия и эмоциональный интеллект (умение управлять своими эмоциями).

II.Независимый — доминирующий (эгоистический) тип.

Сильные стороны: Для представителей этого типа характерны независимость, оригинальность, нешаблонность мышления, креативность, высокий уровень притязаний, амбициозность, самостоятельность (внутренний локус контроля), уверенность в себе, преобладание мотивации достижения, конкурентоспособность, стрессоустойчивость. Эти личностные компетенции дают им возможность управлять своей жизнью.

Слабые стороны : черты самодовольства (или самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Доминантность здесь в меньшей степени обращена на общие с группой интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, заражая их своими идеями. Мнение окружающих воспринимается критически. Эмоциям недостает тепла, поступкам — конформности. Низкая подчиняемость делает их плохими исполнителями, но при этом сотрудники с такими чертами личности не стремятся делать вертикальную карьеру, им не интересно руководить другими, быть лидерами, вести за собой. Самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе. Стремится быть над всеми, самовлюбленный, расчетливый. К окружающим относится отчужденно. Заносчивый, хвастливый. Т.Лири еще называет такой тип личности «Одиночка». Как правило, это интроверты, их стремление увеличить дистанцию, отсоединиться от других может объясняться чувством недоверия, страхом раскрыться, проявить слабость.

Как работать : безусловно, независимость, сильная сторона личности, но когда она граничит с отчужденностью, общение становится затруднительным. Не стоит ожидать, что сотрудник такого типа будет командным игроком. Нет смысла мотивировать его совместными мероприятиями, корпоративными ценностями, общими идеями. Многие считают людей такого склада высокомерными, однако, это не всегда так. Они просто не готовы соответствовать ожиданиям других людей. Поэтому для сотрудников такого склада личности лучше предлагать работу на фрилансерской основе, варианты удаленной работы, проектной деятельности. Сотрудники, относящиеся к такому типу межличностных отношений, могут прекрасно зарекомендовать себя в таких профессиональных сферах, где поддерживаются креативные идеи, инновации, где востребован нешаблонный подход к решению задач. Горизонтальная карьера - это их путь развития в профессии.

В формате индивидуального коучинга для профессионального роста и личностного развития можно порекомендовать обратить внимание на преимущества совместной деятельности, сотрудничество и развивать коммуникативные навыки в деловом взаимодействии.

III. Прямолинейный-агрессивный тип.

Сильные стороны: В первую очередь, к сильным сторонам можно отнести их упорство в достижении целей, убедительность в общении и поведении, а также повышенное чувство справедливости. Сотрудники такого плана стараются отстоять свою точку зрения или позицию той группы работников, которую они представляют. Еще следует отметить, что они незаменимы в жестких переговорах с партнерами, представители этого типа межличностных отношений обладают способностью обескураживать своего оппонента напором, активностью, энергией, бескомпромиссностью, убежденностью в своей правоте. Для руководителей с таким типом межличностных отношений характерны строгость и требовательность ко всем своим подчиненным, единые критерии оценки успешности деятельности.

Слабые стороны: «Прямолинейно-агрессивный» тип межличностных отношений обнаружил выраженную близость к таким личностным характеристикам, как ригидность (т.е. жесткость) установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, вспыльчивостью, недружелюбием и несдержанностью. Эмоциональная неустойчивость, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес, прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость делают общение с ними тяжелым испытанием. Они скорее склонны во всем обвинять окружающих, чем себя. Такой агрессивный тип личности формируется как ответ, как ярко выраженный протест на непонимание, подавление их активности.

Как работать: Нужно учитывать сильные стороны такой личности. Это упорство, целеустремленность, направленность на результат. В работе необходимо подчеркивать реальные достижения, обращать внимание на то, где он проявляет сотрудничество с коллегами и партнерами. У таких людей высокая потребность в поощрении, поэтому их реальные успехи, их вклад в деятельность компании должен адекватно оцениваться и мотивироваться. Серьезным мотиватором для них является признание их профессионализма как среди коллег, так и со стороны руководства. Жесткие рамки вызывают только еще большее ожесточение и повышают уровень конфликтности. Им будут интересны тренинги командообразования, на которых такие сотрудники смогут отстоять престиж своей группы, своего подразделения, а чувство справедливости даст им возможность поддержать слабых игроков в своей команде.

Для HR-отдела в формате индивидуального коучинга с такими сотрудниками можно рекомендовать развитие у представителей такого этого типа межличностных отношений таких личностных компетенций, как гибкость, клиент-ориентированность, конфликт-менеджмент.

IV. Недоверчивый — скептический тип.

Сильные стороны: В любой команде для эффективного развития нужны сотрудники, которые берут на себя роль «критика», «скептика». Эта позиция особенно полезная при «мозговом штурме», когда принимаются важные решения или обсуждаются новые проекты. Человек с такой скептической установкой дает возможность выявить слабые звенья, проработать вероятные варианты возражений. К безусловным плюсам психологических особенностей такого типа сотрудников относятся системное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии.

Слабые стороны проявляются такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в компании, в отделе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих лиц, опережающая враждебность в высказываниях и поведении. Недоверчив к окружающим, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения. Свой негативизм проявляет в вербальной агрессии, что приводит к конфликтам. Отчужденный по отношению к враждебному миру, как ему, порой, кажется, он сомневается во всем. Для людей такого склада в большей степени характерна внешняя референция (или внешний локус контроля), то есть, с их точки зрения, во всех их проблемах и неудачах виноваты другие люди или обстоятельства, а не они сами.

Как работать: практичность и педантичность помогают этому типу личности быть успешными в тех сферах деятельности, в которых важны точность, структурированность, организованность. Задача специалистов службы персонала при работе с такими сотрудниками помочь адаптироваться в организации, создать условия для того, чтобы они могли с большим доверием относиться к своим коллегам и работодателю. Для этого нужно показать, что с его мнением готовы считаться, что его суждения могут представлять интерес. Как уже отмечалось, таким сотрудникам можно предлагать участвовать в обсуждении новых программ компании. Это расширяет зону доверия и снижает уровень тревожности.

Для развития личностных компетенций сотрудников, относящихся к этому типу, следует обратить внимание на следующие компетенции: эмпатия (то есть понимание других, умение встать на позицию своего собеседника), толерантность, позитивное отношение к окружающим и к жизни в целом, лояльность. Участие в тренингах и обучающих семинарах, на которых обсуждаются вопросы корпоративной культуры, индивидуальный коучинг способствуют снижению уровня конфликтности и помогают выстроить конструктивные отношения с такими сложными и скептически настроенными сотрудниками.

2. «Ведомые», «Покорные», «Зависимые», «Избегающие неудач»:

V.Покорно-застенчивый тип.

Сильные стороны: к ним, безусловно, можно отнести неконфликтность, умение сдерживать свои эмоции, стремление сотрудничать, лояльность, готовность помочь и поддержать своих коллег по работе, желание оправдать ожидания руководства. Щепетильность, повышенное чувство ответственности, порядочность и доброжелательность в общении таких сотрудников не вызывает сомнений. Это очень дисциплинированные, организованные исполнители. Они не умеют и не хотят манипулировать другими для достижения своих целей.

Слабые стороны: В силу своей природной застенчивости и робости не умеют активно отстаивать свои интересы. Неуверенность в себе и заниженная самооценка не позволяют им достичь успеха в профессиональной деятельности. Им скорее свойственна мотивация избегания неудач, все, что они делают, направлено на то, чтобы их не критиковали. Интровертированность и пассивность в общении не дает им возможности проявить себя в команде. Стратегия поведения в конфликтной ситуации выражается в желании уступить, даже если такая уступка может нанести ему вред. Т.Лири называл этот тип «Милый подчиненный». Это прекрасные исполнители, но от них нельзя ожидать инициативы и готовности решать профессиональные вопросы самостоятельно.

Как работать: истоки такого типа отношения к себе и к окружающим закладывается в раннем детстве, обычно, дети этого типа покладистые и послушные, с ними нет серьезных проблем в детстве. Чтобы заслужить любовь родителей и внимание со стороны взрослых, они готовы быть такими, какими их хотят видеть, а не такими, какие они есть на самом деле. Так же, как с родителями, люди такого типа строят отношения с начальством. Желание заслужить доверие со стороны руководства и коллег приводит к игнорированию свою подлинных интересов, к обесцениванию своих реальных достижений в профессии. Для мотивации таких сотрудников важно подчеркивать их значимость в компании, при оценке их деятельности делать акцент на сильные стороны, обозначить перспективы дальнейшего роста в компании. Такие сотрудники ценят стабильность, это люди, преданные той организации, которая открывает для них новые возможности. Участие в тренингах развития навыков уверенного поведения, коммуникативных навыков будут очень полезными для таких сотрудников. Индивидуальный коучинг может быть направлен на развитие мотивации достижения и преодоление внутренних блоков, мешающих поверить в себя.

VI. Зависимый-послушный тип.

Сильные стороны: Более преданных и лояльных сотрудников вряд ли можно найти среди других типов личности. Они без критики и сомнений разделяют ценности компании, служение своей организации - для них способ самореализации. Это, можно сказать, приверженцы японской модели развития персонала. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Работа воспринимается ими как вторая семья. Исполнительность и ответственность в профессиональной деятельности создают им хорошую репутацию в коллективе. Доверчивость и эмпатия по отношению к другим сотрудникам помогают им легко устанавливать контакты, они открыты для общения.

Слабые стороны: Лица с преобладанием стремления оправдывать чужие ожидания обнаруживают высокую тревожность, повышенную чувствительность к средовым воздействиям (внешний локус контроля), тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими отношений, собственное мнение во многом складывается, опираясь на мнения окружающих. Неуверенность в себе, инертность в принятии решений, повышенная самокритичность и мнительность тесно связана с неустойчивой самооценкой. Для сотрудников такого плана характерен конформистский стиль поведения и общения. Это послушные, зависимые от чужого мнения люди, не способные оказывать сопротивление в тех ситуациях, где необходимо отстоять свою точку зрения, свою профессиональную позицию.

Как работать: как правило, сотрудники такого типа стремятся угодить и понравиться окружающим, они бояться проявить свои чувства, свои амбиции, поэтому в профессиональной среде взаимодействовать с ними легко и приятно. Однако надо учитывать, что такой сотрудник мог сделать для компании больше, если бы чувствовал себя увереннее на своем рабочем месте. Мотивация избегания неудач является для таких сотрудников ведущей, для них важно, чтобы их не критиковали и не осуждали, им сложно решиться на самостоятельные действия, даже если они являются квалифицированными профессионалами и имеют большой опыт работы. Предложение стать наставником для новых сотрудников может быть хорошим способом реализации себя в компании. Наставничество, помимо высокого уровня профессионализма, предполагает такие качества, как терпение и понимание, желание помочь и объяснить; именно такими личностными компетенциями обладают люди, относящиеся к зависимо-послушному типу. Проведение обучающих программ для новичков повысит самооценку такого сотрудника и даст возможность поддерживать преемственность корпоративных ценностей в компании.

VII. Сотрудничающий-конвенциальный тип.

Сильные стороны: Склонность к сотрудничеству, поиск разумного компромисса в конфликтных ситуациях, стремление к причастности группе, компании в целом характеризует таких сотрудников как командных и лояльных. Они могут быть прекрасными представителями компании в контексте связей с общественностью, в различных PR-акциях. Дружелюбие, гибкость в общении, восприимчивость к эмоциональному настрою других людей, энтузиазм, широкий круг интересов, - всё это делает общение с ними приятным, и создает условия для развития центростремительной карьеры такими сотрудниками. Можно отметить, что люди такого склада готовы проявлять инициативу для достижения целей группы.

Слабые стороны: в межличностных отношениях обладают такими индивидуально-личностными характеристиками, как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, повышенная откликаемость на средовые воздействия, зависимость самооценки от мнения значимых других. Сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона», иногда в ущерб своим принципам. Стремление удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации может негативно сказываться на профессиональной репутации.

Как работать: Взаимодействие с такими сотрудниками не представляет сложностей, они с удовольствием принимают участие и выступают организаторами в корпоративных мероприятиях. Сотрудники, относящиеся к этому типу межличностных отношений, как правило, занимают должности заместителей, личных помощников руководителей, поскольку не готовы в полной мере брать на себя ответственность за решения, но являясь хорошими коммуникаторами, успешно справляются с возложенными на них обязанностями. Эта позиция, с одной стороны, удовлетворяет их амбиции и желание быть в центре внимания, с другой, - дает возможность переложить ответственность за непопулярные решения на своего руководителя. Участие в тренингах командообразования, мотивации персонала помогают таким сотрудникам более четко выстроить свои взаимоотношения и обозначить свою роль в команде. Индивидуальный коучинг может быть направлен, прежде всего, на развитие личной эффективности и стрессоустойчивости.

VIII. Ответственно-великодушный (альтруистический) тип.

Сильные стороны: эмоциональная вовлеченность, открытость в общении, ответственность делают их отличными наставниками, неформальными лидерами. Им свойственен художественный тип восприятия и переработки информации, а стиль мышления характеризуется как целостный, образный. Легкое вживание в разные социальные роли, артистичность, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полезной для всех людей, искренность и проявление эмпатии к людям помогают легко устанавливать контакты. Это ответственные исполнители, они выполняют работу добросовестно и в срок, всегда готовы прийти на помощь своим коллегам даже в вопросах, не связанных с работой. Могут эффективно проявить себя в таких сферах, как наставничество и адаптация новых сотрудников. Лояльность, командность, искренняя приверженность корпоративным ценностям делают таких сотрудников незаменимыми на PR-мероприятиях, на которых они могут представлять компанию.

Слабые стороны: выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется. Гиперответственный, приносит в жертву свои интересы, иногда может быть навязчивым в своей помощи и слишком активным по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других.

Как работать: общение и взаимодействие с ними очень комфортно, однако самим представителям этого типа важно обратить внимание на умение выстраивать психологические границы с окружающими. Тренинги, на которых развиваются такие компетенции, как умение отстаивать свою точку зрения, убедительность, разумный эгоизм дадут возможность эффективно строить свои взаимоотношения с коллегами и начальством. Индивидуальный коучинг может быть направлен на формирование более четкой картины дальнейшего профессионального и карьерного роста для достижения поставленных целей.

Представленные типы межличностных отношений, как уже отмечалось, носят условный характер, но знание типологии помогает развивать у каждого сотрудника те личностные компетенции, которые у представителей данного типа представлены в недостаточной степени. Знание психологических особенностей помогает грамотно планировать развитие карьеры и личности в целом. Иными словами, мы можем компенсировать свои слабые стороны и развивать сильные стороны, что дает возможность каждому сотруднику быть востребованным и мотивированным. При этом стоит учитывать, в одном человеке могут сочетаться в той или иной степени качества различных типов, поэтому индивидуальный подход, акцент на сильные стороны сотрудников компании создают условия для повышения мотивации персонала, максимальной профессиональной и личностной самореализации ключевых сотрудников. Современные технологии коучинга направлены на позитивные изменения личности сотрудника, они расширяют представления человека о своих возможностях, способах выхода за рамки описания определенного типа и достижения реальных результатов в профессиональном развитии.

Список литературы.

1.Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. Психологам-тестологам, кадровым службам, практическим психологам. М., 2002

2.Иванова С. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. Изд-во «Эксмо», 2005

3.О, Нил Мери Бэт Коучинг руководителей: системный подход в привлечении руководителей к решению их проблем. М., 2005

4.Самоукина Н.В. Настольная книга директора по персоналу Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2013


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник