03.07.2020

Проведение специальной оценки рабочих мест. Учет специальной оценки условий труда. Зачем понадобился переход к специальной оценке условий труда


Специальная оценка условий труда, или сокращенно СОУТ — анализ шума, радиоактивного излучения, света, вредных испарений и других факторов на рабочих местах.

Рабочее место — всё, с чем работает сотрудник: помещение, стол, стул, компьютер, лампа, окно рядом. Спецоценка определяет, нужно ли работодателю выдавать сотрудникам молоко за вредность.

Условия труда бывают:

  • опасными;
  • вредными;
  • допустимыми;
  • оптимальными.

Если условия допустимые или оптимальные, ничего делать не нужно. При вредных или опасных условиях работодатель увеличивает страховые взносы за сотрудников, а сотрудник может раньше выйти на пенсию.

Оценку рабочего места проводит эксперт и пишет заключение:

Эксперт решил, что с рабочим местом генерального директора всё в порядке, нет опасности и вреда

По закону «О специальной оценке условий» работодатель не вправе сам решать, какие у него условия труда. Условия классифицирует только компания, которую аккредитовал Минтруда.

Штрафы до двухсот тысяч, если нет спецоценки

Спецоценка — обязательная проверка рабочих мест. За спецоценкой следит инспекция труда, если спецоценки нет, работодателя ждет штраф. «Специальная оценка условий труда должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года» — цитата из закона об оценке.

В первый раз за отсутствие спецоценки инспекция предупреждает и просит работодателя исправиться. За повторные нарушения инспектор вправе запретить директору работать директором до трех лет, а работодателю — выписать максимальные штрафы:

  • ИП — до 40 000 рублей;
  • компании — до 200 000 рублей.

Инспекция узнает, что у компании нет спецоценки в двух случаях:

  • во время плановой проверки. Инспекция запрашивает у компании оценку труда вместе с другими документами или только оценку;
  • во время проверки по жалобам сотрудников.

В моей практике были случаи: менеджер написал жалобу на задержку зарплаты — инспекция запросила у работодателя трудовой договор и спецоценку.

Если спецоценки нет, инспекция дает двадцать рабочих дней, чтобы ее провести. Этого времени не хватает, потому что спецоценка в среднем занимает полтора месяца. Если работодатель не успеет, инспектор вправе выписать штраф как за повторное нарушение.

Клиент обратился ко мне, когда получил внушение от инспекции. Чтобы обойтись без штрафа, я нашла компанию, которая проведет оценку, подписала с ней договор и рассказала об этом инспектору. Инспектор увидел, что работодатель начал исправляться, и не выписал штраф. Мой совет: если оценки нет и это заметила инспекция, находите оценщика и сообщайте в инспекцию. Есть шанс избежать штрафа.

Спецоценка обязательна для всех

Спецоценка обязательна для всех работодателей: для металлургического завода, контактного центра, аптеки и магазина мужских рубашек. Есть хотя бы один трудовой договор — должна быть специальная оценка условий труда.

В оценке труда анализируется рабочее место сотрудников. Если сотрудник работает вне офиса, для него оценка не нужна. В трудовом кодексе такие сотрудники называются «надомниками» и «дистанционными сотрудниками».

Частый пример дистанционного сотрудника — оператор колцентра. Он говорит с клиентами из дома, поэтому работодатель не отвечает за шумных соседей, радиацию и выбросы завода под окном.

Чтобы инспектор убедился в удаленной работе, советую писать в трудовом договоре, что речь о работе вне офиса. Иначе можно подумать, что оператор, работает то из дома, то из офиса.

Спецоценка — раз в пять лет

Работодатель обязан проводить спецоценку раз в пять лет, это стандартный срок. Есть случаи, когда провести надо раньше:

  • компания переехала в другой офис — понадобится спецоценка для новых рабочих мест;
  • выпустила приказ о новом рабочем месте. Раньше в офисе сидело десять человек, теперь они потеснились, и к ним поставили еще один стол и стул для нового сотрудника;
  • поставила новое оборудование или изменила технологию производства. Раньше сотрудники собирали дверные замки вручную, а теперь на конвейере;
  • не уследила, и произошел несчастный случай;
  • изменились обязанности сотрудника. Раньше контролер проверял качество по отчетам, теперь выезжает с проверками на производство.

До 2014 года спецоценка называлась «аттестацией рабочих мест», аттестация тоже была обязательной и действовала пять лет. Если работодатель ее провел и пятилетний срок аттестации не прошел, спецоценку можно не делать.

Есть вопрос, который часто задают клиенты: нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если я переименовал должность сотрудника. В магазине работали продавцы-консультанты, а стали — менеджеры по продажам. Если рабочее место и обязанности не изменились, новая спецоценка не нужна.

Всё, что нужно для бизнеса

Дело Модульбанка — это издание о бизнесе. Мы рассказываем обо всём, что нужно знать российскому предпринимателю: какие вышли новые законы, как проходить проверки в разных инстанциях, как не получить штрафов.

Работодатель тратит неделю на спецоценку

Специальная оценка условий труда в среднем занимает полтора месяца. Спецоценку проводит подрядчик, но от работодателя потребуется ее организовать. По опыту клиентов, на организацию уходит неделя. Вот что делает работодатель:

  • выбирает компанию, которая будет проводить оценку, и подписывает договор;
  • готовит приказ о создании комиссии;
  • передает оценщикам документы. Например, трудовые договоры и должностные инструкции. Еще понадобится список рабочих мест и график спецоценки;
  • просит сотрудников подписать карточки рабочих мест — это описание условий, а потом подписать допсоглашения к трудовым договорам. В допсоглашении — как раз те самые карточки;
  • сдает декларацию о спецоценке в инспекцию труда.

От спецоценщика работают менеджер, инженеры и эксперт:

  • менеджер запрашивает документы, например, должностные инструкции, трудовые договоры, график отпусков, и уточняет подробности — работают ли в компании подростки или беременные;
  • инженер приезжает в офис или на производство, проводит замеры шума, освещения, радиационного излучения и других вредных факторов;
  • эксперт анализирует замеры и готовит заключение;
  • менеджер выдает работодателю отчет, заключение эксперта, карточки условий труда рабочих мест и рекомендации, что можно улучшить.

Оценка проходит незаметно. Во время замеров инженеры никого не отвлекают, директору не нужно выделить им отдельную комнату или кормить обедами.

Оценщик — из реестра Роструда

Спецоценку проводит не сам работодатель, а специальная компания. Советую выбирать по двум критериям: аккредитация Рострудом и цена.

Аккредитация. Специальную оценку условий труда вправе проводить только аккредитованные компании из списка Роструда. В списке — 521 компания.

Реестр оценщиков удалось открыть только через гугл-таблицы. В таблице — названия компаний и контакты

Компании с аккредитацией получают уведомление на фирменном бланке и с печатью министерства:

Цена. Оценщики сами устанавливают цены. По опыту, цена зависит от количества рабочих мест: десять мест — тысяча рублей за каждое, сто мест — восемьсот рублей.

Цена может зависеть не только от количества мест, на нее влияют факторы, которые будут оценивать, например, замер шума и вибраций. Для примера — стоимость оценщика «Экспертиза».

Из таблицы непонятно, что включено в стоимость оценки рабочего места и какие факторы мне нужны

Лучше не только смотреть цены на сайте, а позвонить и расспросить. Я позвонила в «Экспертизу» и узнала: спецоценка рабочего места в пекарне со всеми замерами обойдется в 1200 рублей.

В среднем спецоценка для офиса из двадцати человек стоит двадцать тысяч рублей, для общепита — тридцать.

Комиссия для спецоценки

После того, как работодатель найдет оценщика, время готовиться к оценке. Первый шаг — собрать комиссию, такое вот требование по закону. В комиссии должно быть нечетное число участников, не меньше трех.

Список участников комиссии — нестрогий, включить можно кого угодно. Обычно это генеральный директор, специалист по охране труда или кадровик, представитель профсоюза, если он есть.

Чтобы собрать комиссию, работодатель готовит приказ. У приказа нет официальной формы, единственное требование — рассказать суть: кто собирается, зачем и в каком составе.

Задача комиссии — собрать документы для оценщика, получить его заключение, проанализировать и передать итоги инспекции труда. Собираться в одном помещении необязательно: помогать и обсуждать результаты оценки можно по вотсапу или электронной почте.

Документы для спецоценки

Итак, работодатель выбрал оценщика и собрал комиссию. Теперь очередь за документами, которые понадобятся для оценки:

  • приказ со списком рабочих мест;
  • график проведения спецоценки;
  • карточки рабочих мест и допсоглашения с сотрудниками.

Шаблоны всех документов есть на сайте Роструда, придумывать с нуля ничего не надо.

Приказ со списком рабочих мест. Цель приказа — определить, сколько рабочих мест надо оценивать. Минимальное количество мест с оценкой — одно, максимальной планки нет.

  • принести лично;
  • отправить по почте с описью вложений и уведомлением о вручении;
  • Получить электронную подпись

  • сдать через сайт Роструда.

Чтобы отправить декларацию через сайт, понадобится электронно-цифровая подпись

Спецоценка — это хлопотно. И может быть так, что вы пройдете спецоценку, заплатите деньги, а ее никто никогда не спросит. Но это так же, как со всеми правилами: лучше пройти и забыть на пять лет, чем однажды получить неприятный запрос от инспекции.

Общая структурная схема проведения СОУТ выглядит следующим образом:

На схеме серыми прямоугольниками обозначены шаги - действия.

Стрелочками показаны:

1) входящая информация - документация и т.п. сведения, необходимые для выполнения шагов,

2) исходящая информация - то, что образуется в результате выполнения шагов.

Подробное описание каждого шага изложено в соответсвующих разделах пошаговых инструкций:

Шаг 0 – определите, надо ли и когда надо проводить специальную оценку условий труда

С.В. Поляшов, 2014

Где должна проводиться СОУТ

  1. надомников,
  2. дистанционных работников,
  3. работников, вступившим в трудовые отношения с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем ().

государственных гражданских служащих и муниципальных гражданских служащих проводится не по , а по специальным нормативно – правовым актам для служащих ( ) .

СОУТ в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне , осуществляется по специальным нормативно – правовым актам ().

В остальных случаях СОУТ должна проводиться

Сроки проведения СОУТ

СОУТ проводится 1 раз в 5 лет . Срок исчисляется со дня утверждения ().

Если до 01.01.2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест, то в течении 5 лет после ее завершения можно не проводить СОУТ ()

Внеплановая аттестация проводится до истечения 5 - летнего периода в следующих случаях ():

  1. ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями;
  3. изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;
  4. изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;
  5. изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;
  6. произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Шаг 1 – образование комиссии по проведению специальной оценки условий труда

С.В. Поляшов, 2014

Действия :

  1. Определитесь с составом комиссии ().
  2. Издайте приказ о создании комиссии и ознакомьте с ним под роспись членов комиссии ()

Исходящие документы :

  1. приказ (распоряжение о составе и порядке деятельности комиссии по СОУТ) ()
Комментарий :

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.

Число членов комиссии должно быть нечетным ().

В составе комиссии должны быть ():

  1. специалист по охране труда;
  2. представитель профсоюзной организации предприятия или иного представительного органа работников (при наличии).

Для организаций, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии должны войти: ():

  1. работодатель - лично сам индивидуальный предприниматель, или работодатель – руководитель организации (директор и т.п.),
  2. специалист по охране труда – работник данной организации, или привлекаемый по гражданско-правовому договору, или представитель специализированной организации, привлекаемой для осуществления функций службы (специалиста) охраны труда.

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя ().

Шаг 2 – разработка и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы :

  1. штатное расписание организации,
  2. список работающих на текущий момент времени.

Действия :

  1. разработайте и утвердите комиссией перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ ().

Исходящие документы :

Форма перечня пока еще не утверждена законодательством. Перечень рабочих мест можно сделать следующим образом:

Индивидуальный номер рабочего места

Наименование рабочего места и источников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса

Численность работников, занятых на данном рабочем месте (чел.)

Наличие аналогичного рабочего места (рабочих мест)

швея, швейная машина

менеджер по производству

директор

главный бухгалтер

менеджер по кадрам

Буквой «а» в таблице отмечены аналогичные рабочие места.

Аналогичными рабочими местами признаются места ():

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах),
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения,
  3. на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности,
  4. на которых работники осуществляют одинаковые трудовые функции,
  5. на которых одинаковый режим рабочего времени,
  6. на которых ведется однотипный технологический процесс,
  7. на которых используется одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье,
  8. на которых работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Данный перечень будет необходим для заключения договора со специализированной организацией по СОУТ .

Шаг 3 – поиск и привлечение к СОУТ специализированной организации

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы

  1. документы, подтверждающие соответствие специализированной организации требованиям ( и ).

Действия :

  1. выберите организацию, имеющую право проводить СОУТ,
  2. проверьте документы организации,
  3. определите, какие сведения, документы и информацию, необходимо передать организации, провдящей СОУТ по договору (),
  4. заключите договор с организацией,
Исходящие документы
  1. гражданско-правовой договор на проведение СОУТ (), содержащий в том числе, сведения о документах, которые работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ по заключенному договору ( ),

Комментарии:

Для проведения СОУТ необходимо заключить договор со специализированной организацией, соответствующей ().

Организации, аккредитованные ранее как аттестующие организации, могут проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них на 01.01.2014г. аттестатов аккредитаций, но не позднее 31.12.2018г ().

Если срок действия аттестата аккредитации лаборатории аттестующей организации истекает в 2014 году, то организация имеет право проводить СОУТ до 31 декабря 2014 года ().

Подобрать, такую организацию, можно на странице фирм СОУТ по ссылке .

Перед заключением договора:

  1. внимательно изучите учредительные документы организации и проверьте их на сайте Федеральной налоговой службы (egrul.nalog.ru) или по ответу на запрос из ФНС - должны совпадать название организации, ИНН, КПП, ОРГН, юридический адрес; организация должна быть действующей;
  2. потребуйте документы, подтверждающие соответствие специализированной организации требованиям (право работодателя требовать эти документы закреплено и );
  3. проверьте свидетельство о внесении в государственный Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, сравните с соответствующей записью на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ;
  4. изучите аттестат аккредитации и область аккредитации – убедитесь, что исследования, которые Вам потребуются, включены в область аккредитации и что срок действия аттестата аккредитации не закончится до завершения СОУТ;
  5. изучите текст договора:
  • в договоре должны быть указано, какие документы , сведения и информацию работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ (). В случае не представления этих сведений, документов и информации,
  • в договоре должны быть указаны условия , которые работодатель должен обеспечить для проведения СОУТ. В случае отказа работодателя обеспечивать эти условия, организация, проводящая СОУТ обязана не приступать или прекратить выполнение работ ().
  • посмотрите, какие документы обязана будет подготовить организация, проводящая СОУТ – будет ли она разрабатывать график проведения СОУТ, декларации о соответствии условии труда и т.д.
© С.В. Поляшов, 2014
Автор: С.В. Поляшов, 2014. Копирование разрешено только с письменного согласия автора, и наличия обязательной активной ссылки на веб сайт сайт

Шаг 4 – разработка и утверждение графика проведения СОУТ

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы :

  1. документы, которые работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ по заключенному договору (),
  2. перечень мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест ()

Действия :

  1. совместно с организацией, проводящей СОУТ, разработайте и утвердите график проведения СОУТ ()

Исходящие документы:

  1. график проведения специальной оценки условий труда ().

Комментарий :

Официально утвержденная форма графика отсутствует. На данном шаге у Вас уже будет заключен договор с организацией по СОУТ , специалисты которой помогут разработать график проведения СОУТ .

Шаг 5 – проведение идентификации производственных факторов

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы :

  1. Документы, которые работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ по заключенному договору (),
  2. перечень мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест ()

Действия :

  1. Помогите эксперту организации, проводящей СОУТ обследовать рабочие места и разобраться в технической и прочей документации Вашей организации.
  2. Утвердите результаты идентификации комиссией ().

Исходящие документы :

  1. результаты идентификации ().

Комментарий :

Идентификация осуществляется экспертом организации по СОУТ (). В подробно описана процедура идентификации.

Суть идентификации: эксперт по СОУТ изучает имеющуюся у работодателя документацию (техническая документация на оборудование, проекты, результаты ранее проведенных измерений вредных факторов и т.п.), проводит обследование рабочих мест путем их осмотра, опрашивает работников и т.д. и выявляет вредные факторы.

Не подлежат идентификации ():

1. рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости ;

2. рабочие места , в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда ;

3. рабочие места , на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

После идентификации рабочие места будут разделены на три группы:

  1. рабочие места, на которых идентифицированы вредные (опасные) факторы;
  2. рабочие места, на которых не идентифицированы вредные (опасные) факторы;
  3. рабочие места, которые не подлежали идентификации.

Комиссия должна утвердить результаты идентификации ().

Шаг 6 – составление и отправка в соответствующий государственный орган декларации о соответствии условий труда нормативным требованиям

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы :

  1. перечень рабочих мест, на которых вредные факторы при не выявлены.

Действия :

  1. составьте или ознакомьтесь с декларацией,
  2. отправьте декларацию в государственный орган ().
Исходящие документы :
  1. Декларация о соответствии условий труда нормативным требованиям.

Комментарий :

© С.В. Поляшов, 2014

В отношении рабочих мест, на которых при не выявлены вредные (опасные) производственные факторы, работодатель должен подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям в инспекцию труда.

В законе не сказано, кто должен составлять декларацию - организация, проводящая СОУТ или организация работодателя. Чтобы избежать разногласий, пропишите эту обязанность заранее в договоре на проведение СОУТ.

Официально утвержденной формы декларации пока еще нет.

Срок действия декларации – 5 лет. Отсчет срока начинается с даты утверждения отчета о проведении СОУТ ().

Если с работником, на которого подана декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у работника выявлено профессиональное заболевание, то декларация на данное рабочее место прекращает свое действие и в отношении данного работника проводится внеплановая СОУТ ().

Решение о прекращении действия декларации принимает инспекция труда не позднее 10 календарных дней со дня наступления несчастного случае и профессионального заболевания (

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В п. 4 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в п. 3.5 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в п. п. 7, 8 данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм (п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)).

Спецоценка условий труда по закону обеспечивается для каждого рабочего места работодателем (ст. 212 ТК РФ). Целью спецоценки является установление и документальное подтверждение класса риска и уровня вредности рабочих условий, с учетом применения закупленных работодателем средств защиты работников. Процедура обследования объектов включает подробный анализ по отдельным производственным объектам или группе однородных мест. Их перечень согласовывается на предварительном этапе, а порядок действий регулируется законом о спецоценке от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда

Спецоценка не нужна если рабочие места организованы за пределами территории работодателя (это касается дистанционных и надомных сотрудников). Для остальных категорий персонала спецоценка является обязательной. Оценивать условия труда могут только аккредитованные эксперты и организации.

Оформление результатов проведения специальной оценки условий труда необходимо производить в письменном виде на унифицированном бланке отчета, с учетом требований ст. 15 закона № 426-ФЗ. Шаблон отчета о результатах спецоценки приведен в приказе Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н.

Отчет включает следующую информацию:

  • данные о работодателе, проводившем мероприятия по спецоценке;
  • список рабочих объектов, по которым был произведен мониторинг и анализ;
  • обнаруженные факторы, оказывающие вредное воздействие на здоровье человека процессе работы, с привязкой к рабочим местам;
  • карты спецоценки, в которых указаны классы по каждому обследованному объекту, характеризующие текущие условия труда ;
  • тексты протоколов, которые велись в процессе исследований, измерений;
  • протоколы по обследованию средств защиты;
  • сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда;
  • экспертные рекомендации, которыми работодатель может воспользоваться для улучшения системы безопасности труда, и заключение.

Протоколы по исследованиям эксперта в отношении вредных или опасных условий на производстве составляются по каждому выявленному фактору.

В обязанности работодателя входит ознакомление с отчетом всех сотрудников. О факте прочтения работником документа свидетельствует его собственноручная подпись. Для оповещения наемного персонала об итогах спецоценки отводится 30 календарных дней. Продление срока возможно только в отношении работников, которые находились на больничном, в командировке, отпуске, либо отсутствовали по другим документально подтвержденным причинам.

Если вредных факторов не было выявлено, то результаты проведения специальной оценки труда будут отражать лишь информацию об экспертной организации и списке обследованных производственных объектов с заключением эксперта.

Отчет обязательно подписывается членами комиссии по спецоценке. Если кто-либо из членов комиссии не согласен с экспертными выводами, он вправе изложить свое особое мнение письменно, эти аргументированные доводы приобщаются к отчету. Результаты спецоценки могут быть изменены после обжалования их в судебном порядке.

Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Результаты спецоценки в течение 10 дней передаются работодателем в Федеральную информационную систему учета (ст. 18 закона № 426-ФЗ). Если по производственным объектам не выявлены риски воздействия факторов, отрицательно сказывающихся на самочувствии или представляющих угрозу жизни людей, предприятием декларируется соответствие имеющихся условий труда персонала нормативным стандартам.

Практическое использование итогов экспертной оценки, при любом типе заключения, возможно с даты, которой был утвержден отчет. Результатом проведения специальной оценки условий труда является присвоение рабочим объектам и местам класса условий труда . Полученные результаты спецоценки применяют, в частности, для:

  • установления и уплаты дополнительного тарифа страхового взноса за работников, имеющих право на досрочный уход на пенсию (если такое право является следствием влияния производственных условий труда);
  • разработки системы дополнительных компенсаций и социальных гарантий работникам, отражения ее в действующих локальных актах, регулирующих трудовые взаимоотношения (повышение заработной платы, введение надбавок и доплат, увеличение длительности отпуска, сокращение продолжительности смен);
  • обеспечения законодательно утвержденными нормами спецпитания, средствами общей и индивидуальной защиты;
  • модернизации производства для улучшения условий труда;
  • информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, организации медосмотров ;
  • подготовки статистической отчетности по условиям труда и т.д.

Добрый день, коллеги! Вопрос поступил от Людмилы «Каковы действия работодателя по окончании проведения специальной оценки условий труда?»

Ответ:

Шаг 1. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

шаг 2. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее, чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

шаг 3. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были, либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом Государственную инспекцию труда по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года, условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в Государственную инспекцию труда уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

шаг 4. Разместить результаты спецоценки на сайте организации Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников , на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

шаг 5. Уведомить о результатах спецоценки Фонд социального страхования(ФСС).

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Для этого нужно отразить соответствующие данные в утв. приказом ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381.

шаг 6. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, работники, условия труда, на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз.5 ч.1 ст.92, ч.2 ст.117, ч.2 ст.147 ТК РФ.

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз.9 ч.2 ст.57 ТК РФ) А в договоры с уже работающими работниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст.72 ТК РФ)

шаг 7. Хранение работодателем документов о проведении спецоценки.

Документы по аттестации рабочих мест по условиям труда и спецоценке в соответствии с п.602 раздела 7.3 приказа Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения» хранятся в организации 75 лет при наличии вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, и 45 лет — при отсутствии таковых.

Исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник