30.08.2019

Принцип единоначалия руководит 1 человек. Сражение при Каннах


Принцип единства и централизма прокурорского надзора

Принцип единства состоит в том, что перед всœеми органами, входящими в прокурорскую систему, стоят единые цели и задачи. При осуществлении надзора прокуроры обладают одинаковыми полномочиями (независимо от места прокурора в системе органов прокуратуры) и используют одни и те же правовые средства.

Задачи прокурорского надзора (деятельности прокуроров): сохранение и укрепление законности. Полномочия прокуроров направлены на выявление правонарушений и устранение их.

Принцип централизации (централизма) проявляется двояко:

1) внешнее подчинœение

Это подчинœение всœех прокуроров во главе с ген. прокурором высшим органам гос. власти и президенту (только перед ними ген. прокурор ответственен).

2) внутреннее подчинœение

Каждый нижестоящий прокурор обязан подчиняться вышестоящему, и всœе прокуроры обязаны подчиняться ген. прокурору.

Характерен для системы органов прокуратуры.

Действие этого принципа связано со способом управления, который принят в этой системе. В системе органов прокуратуры существует единоличное управление : всœе основные решения принимаются прокурором, окончательное решение всœегда принимает прокурор.
Размещено на реф.рф
Для управления нижестоящими органами он издаёт приказы, инструкции и иные акты, обязательные для исполнения. Все акты прокурорского реагирования исходят за подписью прокурора (хотя могут готовиться иными работниками прокуратуры, специалистами). Прокурор осуществляет надзор за законностью издаваемых правовых актов, проводимых расследований.

Действие принципа единоначалия дополняется началами коллегиальности . Коллегиальное обсуждение вопросов позволяет учесть мнение других сотрудников прокуратуры, их опыт. Коллегиальность проявляется:

ü в районных и городских прокуратурах проводятся оперативные совещания при

прокуроре. На них распределяются функции, задачи между сотрудниками, совместно обсуждаются вопросы.

ü в субъектах федерации действуют коллегии прокуратуры.

Коллегии прокуратуры - ϶ᴛᴏ совещательные органы. На заседаниях коллегий обсуждаются наиболее актуальные вопросы деятельности, заслушиваются подчинённые прокуроры с докладами. В состав коллегий входят руководители структурных подразделœений прокуратуры. Решения коллегии проводятся в жизнь соответствующим приказом руководителя прокуратуры и становятся обязательными для исполнения.

Все прокурорские полномочия делятся на 2 группы:

1) передаваемые

2) непередаваемые

Передаваемые полномочия – бывают переданы прокурором другим работникам прокуратуры (заместителям, помощникам прокурора, следователям).

Непередаваемыми являются наиболее важные по правовым последствиям действия прокурора (подписание актов прокурорского реагирования, направление дела в суд, подписание обвинительного заключения и т.п.), внешние отношения прокуратуры.

Отраслевые принципы

Сюда относятся:

1) принципы уголовного процесса

Принцип презумпции невиновности

Принцип законности

Принцип неприкосновенности жилища и др.

2) принципы гражданского процесса

Состязательность (ᴛ.ᴇ. стороны имеют равную возможность доказывания своей позиции)

Диспозитивность (ᴛ.ᴇ. стороны могут применять любые предусмотренные законом средства доказывания).

Это точка зрения Козлова А.Ф.

Компетенция органов прокуратуры

Понятие компетенции органов прокуратуры

Для осуществления надзора за исполнением закона органы прокуратуры должны располагать собственными полномочиями.

Компетенция - ϶ᴛᴏ совокупность полномочий, которыми наделяются органы прокуратуры для осуществления надзора за соблюдением закона поднадзорными субъектами.

Это полномочия сугубо надзорные, они предоставляются прокуратуре высшими органами государственной власти.

При определœении объёма и характера полномочий прокуратуры законодатель руководствуется задачами прокуратуры (ст.1 ФЗ ʼʼО прокуратуреʼʼ).

Обеспечение единства, законности, верховенства закона, защита прав человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Цели и задачи, стоящие перед органами прокуратуры, входят в понятие компетенции.

Компетенция прокуратуры представляет собой своеобразный аналог правоспособности, которой располагают граждане и юридические лица. Обе эти категории (компетенция и правоспособность) характеризуют правовое положение в обществе. Различие между ними состоит в том, что правоспособность есть признаваемая законом способность юридического или физического лица иметь права и нести обязанности. Компетенция государственного органа включает в себя реальные полномочия, предоставленные ему государством. Гос. орган предназначен для выполнения своих прав и обязанностей, у должностных лиц этих органов отсутствует свобода по распоряжению правами и обязанностями (такая свобода есть у граждан и юр.
Размещено на реф.рф
лиц).

Стоящие перед органами прокуратуры задачи превращают права и обязанности прокурора в единое целое. Права и обязанности органов прокуратуры представляют из себяслужебный долг прокурора.

Классификация

В литературе, посвящённой вопросам прокурорского надзора, выделяются 3 вида компетенции органов прокуратуры:

1) общая компетенция - ϶ᴛᴏ совокупность полномочий, предоставляемых прокуратуре как системе органов (в данном смысле понятие компетенции употреблено в ст.1 ФЗ ʼʼО прокуратуреʼʼ)

2) специальная компетенция

В системе органов прокуратуры выделяются специальные прокуратуры:

ü военная

ü транспортная каждая из них обладает

ü природоохранная своей специальной компетенцией

ü войсковых частей

ü по исполнению наказания

3) индивидуальная компетенция

Индивидуальной компетенцией обладает каждый отдельно взятый прокурорский орган, т.к. при осуществлении надзора над соблюдением закона поднадзорными субъектами выступает не вся система органов прокуратуры, а отдельный орган.

Характер полномочий, входящих в компетенцию

Все прокурорские полномочия делятся на 2 большие группы:

1) основные полномочия (связаны с осуществлением надзора за исполнением закона поднадзорными субъектами)

2) дополнительные (не связаны с осуществлением надзора, по сути это организационные полномочия)

Основные полномочия:

Принцип единоначалия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принцип единоначалия" 2017, 2018.

ЕДИНОНАЧАЛИЕ

«Единоначалие, один из важнейших принципов управления, заключающийся в предоставлении руководителям различных звеньев такой полноты прав в принятии решений, которая необходима для выполнения возложенных на них обязанностей, и в установлении персональной ответственности работников за порученное им дело»

Закон Уистлера: Никогда не знают, кто прав, но всегда известно, кто в ответе.

Основы единоначалия

Начальник принимает решения единолично, групповых решений не бывает. Хотя можно советоваться с кем угодно.

Начальник всегда один, и только один. У одного человека не может быть двух начальников.

У семи нянек дитя без глазу

Начальник всегда на месте (в пределах возможности принять решение). Если конкретный человек - менеджер находится за пределами такой возможности, то его заместитель или лицо, назначенное преемником, заранее автоматически принимает на себя все его полномочия и права. Дополнительных согласований не требуется. Перехват управления всегда осуществляется вниз по линии управления. Это обеспечивает непрерывность, преемственность и последовательность в управлении.

При этом совмещение должностей не допускается, так как при существенной служебной нагрузке по одной должности руководитель при совмещении не сможет выполнять задачи двух должностей.

Принципы единоначалия

1. Менеджеры, которым сотрудник подчинен по организационной структуре, называются прямыми начальниками.

Ближайший к сотруднику начальник является непосредственным начальником сотрудника.

Это еще не принципы, это определения. Но они очень важны для понимания собственно принципов, изложенных ниже.

2. Непосредственный начальник несет полную личную ответственность за результаты работы подчиненных сотрудников и подразделений (в том числе и подчиненных нижестоящих руководителей).

А это уже важно. Делегировать ответственность нельзя, как нельзя назначить человека счастливым или влюбленным. Ответственность - это внутреннее состояние человека, его отношение к работе, чувство. Человек может принять ее на себя сам или не принять. Начальник самим фактом принятия должности демонстрирует готовность принять и ответственность.

Этот принцип исключает коллективную (без) ответственность.

3. Указания и инструкции отдаются подчиненному, как правило, только непосредственным начальником.

Если мы пренебрегаем этой нормой, то мы разрушаем власть нижестоящих руководителей над своими подчиненными, как и разрушаем их ответственность за результаты работы этих подчиненных.

Можно привести пример. Одна из бухгалтеров работала непосредственно по задачам Генерального Директора и докладывала результаты работы непосредственно ему. На вопрос, легко ли управлять этим бухгалтером, Финансовый Директор фирмы призналась в значительных трудностях.

4. Указания через третьих лиц, как правило, не отдаются. При необходимости это делается в письменном виде.

Иначе не понятно, кто именно отдает указания, начальник или посыльный. Да и искажения, вероятнее всего, будут.

5. Указания руководителям не отдаются через их подчиненных.

Нарушение этого принципа разрушает субординацию, а значит, и власть в организации.

6. Руководитель (прямой) непосредственного начальника отдает указания сотруднику только в нетерпящих отлагательства случаях. Подчиненный, получивший указания от прямого начальника, обязан сообщить отдающему указание о характере исполняемой работы и только после подтверждения приступить к выполнению новой задачи. При этом он обязан доложить об этом непосредственному начальнику.

Действительно, бывают случаи, когда прямые начальники должны дать указания. Но это однозначно - исключение. Однако старшие начальники могу и не знать всех деталей распределения обязанностей в подчиненных подразделениях, поэтому подчиненный и обязан сообщить о своих обязанностях.

А лучше сделать иначе: ничего дурного не будет в том, если начальник спросит об обязанностях сотрудника. Получив указание, сотрудник сообщает о нем своему непосредственному начальнику. Непосредственный начальник должен контролировать ситуацию, а при необходимости и перераспределить обязанности между своими подчиненными в связи с новой задачей.

Сотрудники, получив указания от прямого (но не непосредственного) начальника, приобретают с этим указанием и часть власти начальника, отдавшего указание.

Теперь у них есть некоторая возможность манипулировать непосредственным начальником. И многие сотрудники пользуются этой возможностью.

Настоящая свобода начинается тогда, когда у вас появляется два начальника.

7. Указания, которые отдаются подчиненному, должны находится в пределах его/ее компетенции, полномочий или в пределах должностной инструкции.

Несоблюдение этого принципа приводит к неисполнению задач или к де мотивации сотрудников, или и к тому, и другому.

8. Непосредственный начальник имеет право поощрять и наказывать сотрудника в объеме своих полномочий, а также ходатайствовать перед прямыми начальниками о поощрении и наказании сотрудников властью старшего начальника. Поощрения и наказания сотрудников властью прямого начальника, как правило, не осуществляются без ходатайства непосредственного начальника.

Этот принцип обеспечивает непосредственных начальников одним из видов власти (власть поощрять и наказывать), а следовательно, обеспечивает возможность управлять.

9. Прямой начальник, отдавший распоряжение сотруднику, обязан поставить об этом в известность непосредственного начальника.

Непосредственный начальник должен быть уверен, что задача, выполняемая сотрудником, не является его самодеятельностью. А то может получиться, как в анекдоте: «… жене сказал, что пошел к любовнице. Любовнице, что пошел к жене. А сам в библиотеку, учиться…».

10. Другие непрямые начальники не имеют права отдавать указания или обращаться с просьбами к неподчиненным им напрямую сотрудникам. Они имеют право требовать от сотрудника исполнения наиболее общих правил и норм, принятых в организации. При необходимости поощрить или взыскать с непрямого подчиненного начальники должны обращаться с ходатайством к прямым начальникам. Сотрудникам запрещается исполнять указания и просьбы непрямых начальников.

Этот принцип обеспечивает единство управления в организации и исключает растерянность сотрудника при исполнении работы. Кроме того, он обеспечивает властью непосредственного и прямых начальников.

11. Категорически запрещается публичное обсуждение решений руководителей их прямыми начальниками, коллегами и подчиненными.

Обсуждать, конечно, можно, только в кругу лиц, которых это касается. Иначе опять разрушается система уважения к руководителям и далее система власти.

12. В тех случаях, когда одному начальнику необходимо, чтобы прямой подчиненный другого начальника исполнил какую-либо задачу, ему необходимо получить на это согласие прямого начальника этого сотрудника. При этом он имеет право обратиться за согласием только к начальнику, находящемуся на том же уровне в структуре организации или выше. Прямой начальник при этом ставит непосредственного начальника в известность о новых задачах сотрудника.

Обращение непрямого начальника к прямому начальнику, стоящему ниже в иерархии организации, может носить элементы давления или восприниматься так. Следовательно, такое обращение может снизить эффективность подразделения и всей организации.

13. Сотрудник не имеет права обращаться по служебным вопросам к прямому начальнику без разрешения непосредственного. Иначе сотрудники с удовольствием ведут политические игры, пытаясь стать равными своему непосредственному начальнику.

14. После беседы с прямым начальником, даже если прямой начальник был ее инициатором, подчиненный обязан доложить о ее содержании непосредственному начальнику. Опять это делается для избежания политических игр сотрудников в борьбе за власть и влияние.

15. По личным вопросам сотрудник, как правило, обращается к непосредственному начальнику. Сотрудник имеет право обратиться по личным вопросам к любому начальнику (прямому или непрямому).

Смысл этого положения в том, что нет необходимости перегружать более серьезных начальников, если вопрос можно решить на нижних уровнях.

16. Если сотрудник считает, что с ним обошлись несправедливо, он имеет право подать жалобу. Жалоба, как правило, подается непосредственному начальнику. На непосредственного и других начальников жалоба подается следующему за ним прямому начальнику.

Если не вводить это правило, то множество жалоб приходят первому руководителю. И он вместо управления занимается разбором всех жалоб. «Его» жалобы - это жалобы не его непосредственных подчиненных.

17. Отменить указание прямого начальника может только он сам или его прямой начальник. Вряд ли этот пункт требует комментариев.

Если вы внимательно прочитали принципы, то согласитесь с тем, что в больших организациях невозможно их исполнять без четких должностных инструкций или хотя бы инструкций в части управления. Однако в небольших предприятиях эти принципы могут вводиться на уровне неписаных норм и правил. При этом все руководители организации на всех уровнях должны их придерживаться и требовать их исполнения от своих подчиненных.

Искушенный читатель, почитав вышеизложенные принципы, может возразить, что существуют матричные организационные структуры, в которых, по определению, есть руководители, которые подчиняются двум начальникам.

Да, такие структуры существуют, и именно двойное подчинение является основным их недостатком, впрочем, при массе достоинств. Для минимизации этого недостатка должностные инструкции начальников, которым подчиняется один нижестоящий руководитель, прописываются настолько тщательно, что они просто не могут давать противоречащих друг другу указаний. Но и при этом подчиненный этих двух руководителей время от времени будет ощущать себя «слугой двух господ». Поэтому, если вы применяете матричную структуру у себя, позаботьтесь о единстве управления.


Единоначалие – важнейший принцип строительства и жизнедеятельности войск.

1. Единоначалие как основа централизованного и устойчиво­го управления армией и флотом.

2. Всемерное укрепление единоначалия - долг и обязанность каждого военнослужащего Российских Вооруженных Сил.

Устав Внутренней службы оп­ределяет, что единоначалие явля­ется одним из принципов строи­тельства Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации, руководства ими, взаимоотношений между во­еннослужащими.

Заключается оно в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной вла­сти по отношению к подчинен­ным и возложении на него персо­нальной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие определяет пост­роение армии как централизован­ного военного организма, единст­во обучения и воспитания лично­го состава, организованность и дисциплину и в конечном счете высокую боеготовность войск. Необходимо отметить, что оно наилучшим образом обеспечивает единство воли и действий всего личного состава, строгую центра­лизацию, максимальную гибкость и оперативность руководства вой­сками. Единоначалие позволяет командиру действовать смело, ре­шительно, проявлять широкую инициативу, возлагая на коман­дира персональную ответствен­ность за все стороны жизнедея­тельности войск, способствует развитию у офицеров необходи­мых командирских качеств. Оно создает условия для высокой ор­ганизованности, строгой воин­ской дисциплины и твердого по­рядка.

Многовековой опыт позволяет утверждать, что командиры могут успешно выполнять стоящие пе­ред ними задачи только в услови­ях постоянно укрепляющегося единоначалия, сосредоточения в их руках всех функций руковод­ства и управления деятельностью воинских коллективов .

История Вооруженных Сил на­шего Отечества убедительно до­казала эффективность единонача­лия как в мирное, так и в военное время. Командир-единоначаль­ник, обладая всей полнотой рас­порядительной власти по отно­шению к вверенным ему вой­скам, единолично несет полную ответственность за их состояние, подготовку, обеспечение и дея­тельность.

Единоначалие обеспечивает единство воли, гибкость и опера­тивность управления войсками;

свободу действий командира в ходе выполнения поставленных задач; организованность и дис­циплинированность войск; целе­направленное обучение и воспи­тание личного состава; эффек­тивный контроль выполнения приказов и уставов (см. схему 1).

Единоначалие в Вооруженных Силах РФ направлено на повы­шение боеспособности и боевой готовности войск армии и сил флота, воспитание у воинов вы­соких морально-психологических качеств. Чем сложнее и труднее обстановка и решаемые войсками задачи, тем крепче должно быть единоначалие. Более того, войска не могут успешно выполнять бое­вые задачи без твердого единона­чалия и крепкой воинской дис­циплины.

Только строго централизован­ное управление войсками может обеспечить успех в бою, где важ­ное значение приобретают быст­рота принятия решения и немед­ленное проведение его в жизнь, четкая координация действий войск.

Единоначалие в Вооруженных Силах Российской Федерации имеет четкую правовую основу, ко­торую составляют законы, воин­ские уставы, приказы и директи­вы. Эти нормативные акты вносят оформленность во внутренние отношения армии, в права и обя­занности военнослужащих. Они обеспечивают как правовой ста­тус командиров при управлении войсками, так и гражданские и личностные права военнослужа­щих.

Единоначалие предполагает от­дачу командиром (начальником) приказов, приказаний и распоря­жений, которые обязательны для неукоснительного выполнения подчиненными.

В армиях всех стран мира поря­док отдачи и выполнения распо­ряжений строго регламентирован, но существуют единые принци­пы, которые доказали необходи­мость их неукоснительного вы­полнения.

Прежде всего командир перед отдачей приказа обязан всесто­ронне оценить обстановку, а так­же предусмотреть меры по обес­печению его выполнения. Он лично несет ответственность за отданный приказ и его последст­вия, соответствие отданных рас­поряжений законодательству, а также злоупотребление властью. В Российских Вооруженных Си­лах не допускаются отдача прика­зов и распоряжений, направлен­ных на нарушение закона, поста­новка задач, не имеющих отно­шения к службе.

Приказ должен быть сформу­лирован предельно ясно для подчиненного, исключать двоя­кое толкование и не вызывать сомнений. Как правило, он от­дается в порядке подчиненнос­ти, но при крайней необходимо­сти старший воинский началь­ник может отдать приказ воен­нослужащему, минуя непосред­ственного начальника. При этом он сам сообщает об этом непо­средственному начальнику или приказывает подчиненному до­ложить самому. Военнослужа­щий должен выполнить приказ 50 точно и в срок, о выполнении полученных указаний обязан до­ложить командиру.

Военнослужащий в целях ус­пешного выполнения поставлен­ной задачи обязан проявлять ра­зумную инициативу. Она особен­но необходима, когда получен­ный приказ не соответствует рез­ко изменившейся обстановке, а условия таковы, что своевремен­но получить новый приказ нет возможности.

Укрепление единоначалия в ар­мии и на флоте Российской Фе­дерации имеет свою специфику, так как оно не имеет ничего об­щего с простым администрирова­нием, поскольку в своей практи­ческой деятельности командир опирается на общественные орга­низации, принимает активное участие в их работе, тесно связан с личным составом, поддержива­ет его инициативу, мобилизует на выполнение учебных и боевых за­дач.

Жизнь убедительно свидетель­ствует о том, что без проведения в жизнь принципа единоначалия невозможно добиться такого уровня дисциплины, который не­обходим для твердого управления войсками.

Принцип единоначалия обязы­вает командира применить всю силу своего влияния, всю власть, чтобы принятое им решение бы­ло непременно выполнено под­чиненными. Только в этом случае воинская дисциплина будет под­держиваться на должном уровне. Принцип единоначалия позволя­ет командиру постоянно мобили-зовывать и направлять усилия всех своих подчиненных на ус­пешное решение задач боевой подготовки и повседневной жиз­недеятельности, укрепление во­инской дисциплины.

Опыт показывает, что успеха добиваются те командиры-едино­начальники, которые системати­чески учат подчиненных офице­ров, прапорщиков, сержантов умению сочетать метод убежде­ния с мерами принуждения, пра­вильно применять власть, не до­пуская искажения требований Дисциплинарного устава Воору­женных Сил.

Единоначалие теснейшим обра­зом связано с воинской дисцип­линой и оказывает на ее состоя­ние решающее воздействие. Опыт передовых командиров наглядно свидетельствует, что последова­тельная реализация принципа единоначалия во всех звеньях ар­мейского организма благотворно сказывается на укреплении дис­циплины.

Всемерное укрепление едино­началия - одна из важнейших обязанностей командиров.

Главными направлениями в ра­боте по укреплению единонача­лия являются: непрерывное по­вышение профессиональной под­готовки командиров; выработка у них высоких нравственных ка­честв; совершенствование стиля практической деятельности; вос­питание всего личного состава в духе уважения к командирам, беспрекословного повиновения и дисциплинированности; активная деятельность общественных орга­низаций по поддержанию автори­тета командиров (см. схему 2).

Особое внимание необходимо уделять обучению офицеров, пра­порщиков и сержантов методике организации профилактической работы по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений. Анализ состоя­ния дисциплины в коллективе позволяет детально разобраться в нравственной атмосфере, в кото­рой живут и несут службу воен­нослужащие, характере и перво­причинах дисциплинарных про­ступков.

Важнейшим условием укрепле­ния воинской дисциплины явля­ется воспитание подчиненных в духе безусловного и точного вы­полнения всех без исключения требований уставов. В обшевоин-ских уставах изложены правила, которые четко регламентируют организацию службы, учебы и быта войск. Твердый уставной порядок является основой повы­шения боевой готовности подраз­деления, части. Он охватывает организацию учебного процесса, эксплуатацию и содержание техники, порядок в казармах и воен­ном городке, парках боевых ма­шин, караульных помещениях, учебных центрах. Он предполага­ет строгое выполнение распоряд­ка дня, четкую организацию быта и досуга воинов. Уставной поря­док служит не только важнейшим условием поддержания высокой воинской дисциплины, но и мощным фактором воспитания, является как бы органическим продолжением воспитательной работы .

Решающая роль в поддержании уставного порядка принадлежит командирам-единоначальникам. Они имеют достаточные права, несут личную ответственность за боевую и мобилизационную го­товность частей и кораблей, под­разделений и служб, обязаны слу­жить для подчиненных примером строгого соблюдения законов, норм морали, выполнения требо­ваний военной присяги, воин­ских уставов. И правильно посту­пают те командиры, которые ис­пользуют самые разнообразные формы и методы для воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности и испол­нительности. Ибо в этом – залог успеха в решении задач боевой подготовки.

Личный пример командира оказывает важное воспитательное и дисциплинирующее влияние на подчиненных. Они стремятся подражать командиру во всем, равняться на него. Как правило, воины учатся у своего командира не только боевому мастерству. Они перенимают у него манеру поведения. Вот почему команди­ру-единоначальнику необходимо быть для подчиненных образцом во всем, высоко держать свой ав­торитет. Жизнь убедительно под­тверждает, что высокий авторитет командира помогает успешно ру­ководить личным составом в лю­бых условиях.

Органическое единство адми­нистративной власти и индивиду­альных качеств командира оказы­вает решающее влияние на все стороны обучения и воспитания подчиненных, в том числе и на укрепление воинской дисципли­ны.

Авторитет командира является действенным инструментом его дисциплинарной власти. У авто­ритетного командира подчинен­ные служат с большим старани­ем, близко к сердцу принимают замечания и упреки, гордятся по­хвалой и стремятся заслужить его доброе слово.

Те трудности и лишения, кото­рые неизбежно выпадают на долю личного состава, командир при­зван стойко преодолевать сам, показывая при этом высокую си­лу духа. Все великие полководцы прекрасно осознавали эту аксио­му. , например, до­бровольно разделял с подчинен­ными все тяготы походов и бата­лий. Он всегда был вместе с сол­датами, находился в условиях, ничем не отличающихся от тех, в которых воевали его чудо-богаты­ри. На маршах, учениях, в сраже­ниях он переносил те же нагруз­ки, что и его войска, наравне со всеми подвергался опасностям. И уже за одно это солдаты боготво­рили Суворова, шли за ним в са­мое пекло сражений.

Умение требовать не приходит само собой. Этому надо терпели­во учиться. Желаемого результата в своей работе достигают те ко­мандиры, которые глубоко знают подчиненных, их склонности и

запросы, индивидуальные осо­бенности их характеров, мотивы поступков. Вместе с тем все это не должно снижать требователь­ности, а наоборот, способство­вать выбору лучших форм ее предъявления.

Чтобы требовать с подчинен­ных, командиру надлежит точно знать границы власти, предостав­ленной ему по занимаемой долж­ности и воинскому званию. В противном случае он не исполь­зует до конца всех возможностей или же рискует превысить свою власть, что также недопустимо.

Использовать власть следует осмотрительно, точно соразмеряя строгость наказания со степенью вины подчиненного, учитывая прежнее его поведение и обстоя­тельства, при которых совершено нарушение.

Дисциплинарный устав не ука­зывает, за какие нарушения сле­дует применять те или иные взы­скания. Командир в пределах своих полномочий сам выбирает такой вид взыскания , который, по его мнению, должен оказать максимальное воспитательное воздействие как на человека, к которому оно применяется, так и на подразделение в целом. Чрез­мерно строгое или, напротив, че­ресчур мягкое взыскание, как и огульное наказание лиц, непо­средственно не причастных к проступку, снижает воспитатель­ное воздействие наказания, под­рывает авторитет командира, ко­торый, погорячившись, неумело применил свои права. Незаслу­женное наказание больно ранит самолюбие человека, снижает его инициативу и старание, порожда­ет привычку к перестраховке .

Требовательность утверждается не сама по себе. "Права граждан­ства" она получает тогда, когда четко организована работа по проверке исполнения приказов и распоряжений. И в этой работе командир-единоначальник обя­зан показать личный пример.

Сложность задач, решаемых Вооруженными Силами России в современных условиях, требует от командиров творческого приме­нения разнообразных форм, ме­тодов и приемов воспитания во­еннослужащих с учетом индиви­дуальных особенностей каждого подчиненного.

Работать с каждым - значит учитывать как положительные, так и отрицательные качества во­ина, знать его мысли, настрое­ние, желания, все стороны жизни и поведения.

Глубоко знать личные качества подчиненных - одна из основных обязанностей командира и на­чальника, предусмотренная Уста­вом внутренней службы Воору­женных Сил РФ. Разумно ис­пользуя метод индивидуального подхода к подчиненным, коман­диры формируют из разных по уровню подготовки, духовному складу и физическому развитию молодых людей дружные, спаян­ные едиными целями воинские коллективы.

Командир-единоначальник за­нимает особое положение в воин­ском коллективе. Однако он не должен опасаться простоты, сер­дечности в отношениях с людьми только потому, что кто-то может использовать это во вред службе. Доброжелательное командирское отношение к людям должно соче­таться с высокой требовательнос­тью к ним, а доступность коман­дира - с умением подчинить сво­ей воле волю всех подчиненных. Только тогда командир может за­воевать авторитет среди всего личного состава.

Высоким авторитетом среди подчиненных пользуется тот ко­мандир, которому вежливость не мешает непримиримо относиться к любым нарушениям, а тактич­ность не снижает его принципи­альности. Меньше всего этот ко­мандир желает внушить страх подчиненным. Больше всего он дорожит их уважением.

Чутко и внимательно относить­ся к людям, проявлять отеческую заботу о них, решительно утверж­дать уставной порядок, воинскую дисциплину, всемерно повышать боевую готовность подчиненных частей, кораблей, подразделений - в этом долг и обязанность каж­дого командира-единоначальни­ка.

Таким образом, права и ответ­ственность командира органичес­ки взаимосвязаны между собой: чем шире его полномочия, тем выше мера ответственности за порученное дело. Умение практи­чески наладить работу, добиться реальных высоких результатов в боевой учебе, в укреплении дис­циплины и организованности личного состава - характерная черта командира-единоначальни­ка.

При рассмотрении первого вопро­са необходимо обратить внимание на раскрытие сущности единона­чалия как необходимого условия ус­тойчивого управления частями, кораблями и подразделениями, ос­новных форм, в которых оно осу­ществляется, и его влияния на ус­пешное решение боевых и учебно-боевых задач, а также задач по­вседневной жизнедеятельности.

При рассмотрении второго во­проса внимание акцентируется на основных направлениях работы по укреплению единоначалия, при этом подробно раскрываются фор­мы и методы деятельности офице­ров и прапорщиков по поддержа­нию авторитета командиров, фор­мированию здорового общественно­го мнения. Отдельно отражаются вопросы, связанные с непосредст­венным влиянием единоначалия на укрепление воинской дисциплины и организованности, особенно следу­ет подчеркнуть необходимость со­знательного и неукоснительного выполнения каждым военнослужа­щим требований законов, воинских уставов, приказов командиров.

1. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил РФ. - М.: Воениздат, 1994.

2. Отечество. Честь. Долг/Учебное пособие по общественно-государствен­ной подготовке. Выпуск 1. - М., 1997.

3. Единоначалие и воинская дисциплина. - М.: Воениздат, 1988.

(англ. one-man management, unity of command; нем. Einzelleitung)

1. Единоличное управление, единовластие.

2. Наделение командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности (воинской части, подразделения и каждого военнослужащего).

3. Один из важнейших принципов управления производством, заключающийся в предоставлении руководителям различных звеньев народного хозяйства такой полноты прав в принятии решений, которая необходима для выполнения возложенных на них обязанностей, и в установлении персональной ответственности работников за порученное им дело.

4. Один из принципов строительства вооружённых сил и других милитаризованных структур (федеральная служба безопасности, внешняя разведка, федеральная пограничная служба и пограничные войска, органы внутренних дел и внутренние войска и т.п.), руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими.

5. Один из принципов управления, заключающийся в единоличной ответственности за процесс принятия и реализации решений, что требует полного подчинения работников в производственном процессе воле одного руководителя при его личной ответственности за порученное дело.

6. Организационная форма руководства в государственном управлении, при которой во главе органа управления, подразделения, учреждения или организации стоит одно должностное лицо, управомоченное единолично принимать юридически обязательные акты управления.

7. Организация управления, при которой глава фирмы, компании, организации правомочен принимать юридически обязательные решения для всех работников, занятых в данной фирме или организации.

8. Подход в управлении, согласно которому руководитель лично принимает окончательное решение и несет за него персональную ответственность.

9. Принцип военного строительства и централизованного руководства армией и флотом, заключающийся в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти и правами по отношению к подчиненным, в возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности войск (сил флота).

10. (Принцип (управления), означающий) предоставление руководителю какого-либо органа, учреждения, предприятия полномочий, необходимых для выполнения его функций, а также установление его персональной ответственности за результаты работы.

11. Принцип управления, означающий предоставление руководителю предприятия, учреждения, организации преимущественного права в принятии управленческих решений с возложением на руководителя единоличной ответственности.

12. Принцип управления, представляющий руководителю широкие полномочия, необходимые для успешного выполнения его функций, и устанавливающий его персональную ответственность за результаты работы.

13. Условие правильной организации управления, предполагающее разработку и принятие руководителем решения без согласования и обсуждения его в коллективе или с отдельными лицами.

14. Форма организации управления, при которой во главе органа управления предприятия, учреждения или организации стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.

15. Форма организации управления, при которой глава органа управления предприятия, учреждения или организации (фирмы, компании) (его структурного подразделения) имеет право принимать решения, юридически обязательные для всех подчинённый работников .

Пояснения:
Для Единоначалия характерны следующие признаки:
- единоличный характер принятия управленческого решения;
- личная ответственность руководителя за реализацию принятых решений;
- осуществление последовательного и постоянного контроля за их реализацией;
- преимущественная ориентация на фиксированную систему должностных прав и обязанностей подчиненных;
- преимущественно вертикальные потоки управленческой информации: от руководителя к подчиненным (управляющая), от подчиненных к руководителю (информационно-содержательная).

Единоначалие предполагает всемерное укрепление дисциплины, строгое соблюдение законности в хозяйственных отношениях, повышение ответственности каждого руководителя за своевременное выполнение планов и заданий, за качество продукции, за бережное и разумное использование производственных ресурсов.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов.
Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальства. Обсуждение приказа не допускается, а неповиновение или другое неисполнение приказа, повлекшее за собой вредные последствия, является преступлением против военной службы.
Осуществление Единоначалия требует от каждого руководителя достаточных знаний, которые дали бы ему возможность квалифицированно принимать решения по тем или иным вопросам. Он должен знать работу руководимого им участка, его технику, технологию, организацию; уметь организовать коллектив и сделать каждого работника активным участником выполнения поставленной задачи; хорошо ориентироваться в вопросах экономики, права, социологии, психологии. При этом руководитель опирается на широкий круг специалистов, на опыт передовых рабочих, которые помогают ему обеспечить должное руководство.

Служебная деятельность командира-единоначальника реализуется в следующих правовых формах:
- издание приказов и иных правовых актов;
- назначение административных расследований и дознаний;
- привлечение подчиненных к дисциплинарной и материальной ответственности;
- утверждение распорядка дня и регламента служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и др.

Единоначалие способствует повышению действенности управления, своевременному выполнению плановых заданий, экономному использованию имеющихся материальных и трудовых ресурсов, оперативному принятию управленческих решений в ситуациях дефицита времени, повышает персональную ответственность руководителей. В условиях войны Единоначалие представляет собой наиболее оперативный и эффективный метод управления войсками (силами), обеспечивающий наилучшее использование возможностей воинов, единство их действий, проверку исполнения приказов.

Последовательное соблюдение принципа Единоначалия является основным способом предупреждения конфликтов по вертикали.

На основе Единоначалия строится деятельность министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, федеральных служб.


Кроме того, в условиях производства существует целый комплекс более узких социально-психологических проблем. К наиболее существенным из них относятся проблема совместимости людей в производственном коллективе и создания здорового психологического климата , вопросы, связанные с психологией стимулирования труда искусство контакта руководителя с подчиненными этические моменты проявления принципа единоначалия.  

Линейная схема характеризуется тем, что отдельные работники (службы) находятся в соподчинении.по разным иерархическим уровням. Такая организационная схема имеет ряд положительных свойств прямой путь воздействия распоряжений укрепление принципа единоначалия и личной ответственности возможность сведения к минимуму противоречивых заданий и распоряжений организованное поступление информации вышестоящему руководителю. Однако наряду с этим линейная схема имеет и недостатки, основным из которых является то, что руководитель должен обладать глубокими многосторонними знаниями производственно-хозяйственной деятельности . Поэтому линейная схема применяется только при небольших объемах производства.  

Е 6 Единоначалие - 70 38 Задолженность, кредиторская  

Предприятие осуществляет производственно-хозяйственную деятельность на основе заданий государственного плана и под руководством вышестоящих организаций. Производственно-хозяйственная деятельность предприятий строится на сочетании централизованного руководства и их хозяйственной самостоятельности , инициативы их работников, а также на сочетании единоначалия с широким участием масс в управлении.  

Социалистическое самоуправление реализуется также путем выборности руководителей , которые действуют по принципу единоначалия . Выборность руководителей предприятия и подразделений, бригадиров и мастеров позволяет улучшить их качественный состав и повысить ответственность за результаты работы. Руководитель предприятия или структурной единицы избирается общим собранием трудового коллектива сроком на 5 лет и утверждается вышестоящим органом. Руководитель наделяется определенными правами для организации деятельности предприятия или подразделения, несет ответственность за результаты работы перед трудовым коллективом и государством, осуществляет свою деятельность на принципе единоначалия.  

Единоначалие - также один из важных принципов управления социалистической промышленностью . Оно заключается в том, что во главе каждого звена промы-  

Единоначалие в управлении, предполагает тесную связь руководителя с коллективом трудящихся. Всемерное повышение роли коллективов трудящихся в решении вопросов производственно-хозяйственной деятельности является генеральным направлением в развитии демократизма управления производством . Широкое участие трудящихся в управлении производством позволяет использовать коллективный опыт и творческую инициативу для успешного выполнения и перевыполнения производственных заданий. Формы участия трудящихся в управлении производством разнообразны. Важное значение имеют производственные совещания , общественные нормативные бюро, советы новаторов и др.  

Партийная организация мобилизует и направляет коллектив трудящихся на совершенствование производства, всемерное повышение производительности труда , выполнение и перевыполнение плановых заданий. Она вооружает каждого работника знанием задач, поставленных партией и правительством. Партийной организации предоставлено право контролировать деятельность администрации. Право контроля не означает подмену руководителей производства , вмешательство партийной организации в их функции, поэтому ни в коей мере не ослабляет единоначалия.  

Во главе нефтеперерабатывающего предприятия стоит директор, избираемый общим собранием (конференцией) трудового коллектива и осуществляющий руководство всей деятельностью предприятия на основе единоначалия, Директор руководит предприятием через своих заместителей, а также через соответствующие отделы. Права и обязанности каждого отдела (сектора), заместителей директора, каждого работника аппарата управления определяются положениями, которые утверждает директор предприятия,  

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры, организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия , согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Пример 2.2. представляет себе и сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля , многие из них до сих пои практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.  

ЕДИНОНАЧАЛИЕ. Согласно Клоду Джорджу-младшему , концепция формальной цепи команд была применена евреями еще в 1491 г. до н.э.. Руководители уже тогда понимали, что для обеспечения эффективности команд отношения между подчиненным и начальником должны быть ясными и простыми. Древние видели, что наилучший способ обеспечить четкость заключается в том, чтобы подчиненный отвечал только перед ОДНИМ начальником и получал приказы только от одного начальника. Это убеждение называется в настоящее время принципом единоначалия . Это, возможно, старейший установленный принцип организации , так как Библия утверждает, что человек должен иметь только одного хозяина.  

В организации, которая придерживается этого принципа, все формальные коммуникации должны направляться по цепи команд . Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову своего непосредственного начальника к руководителю высшего ранга по данному вопросу. Также и руководитель высшего ранга не может выдать приказ сотруднику низшего уровня, минуя руководителей промежуточных уровней. Конечно, благодаря власти и неформальным отношениям, людям удается иногда обойти цепь команд даже в организациях типа вооруженных сил, где жестко обеспечивается соблюдение этого принципа. При большой длине цепи команд соблюдение принципа единоначалия может значительно замедлить обмен информацией и принятие решений в некоторых случаях. Однако на протяжении столетий в бесчисленном множестве организаций принцип единоначалия подтвердил свою ценность в качестве координирующего механизма. Анри Файоль включил его в свои 14 принципов организации . Поэтому большинство организаций пытаются его применять.  

Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия . Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия. Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.  

Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости . Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия - работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.  

Дайте определение важным терминам организации деятельности людей принцип соответствия , линейные полномочия , скалярная цепь, единоначалие.  

Вторым фактором является конфликт ролей. Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Продавец может получить указание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия . Два руководителя в служебной иерархии могут дать работнику противоречивые задания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции , в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества . Конфликт ролей может появиться также в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации . В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.  

ЕДИНОНАЧАЛИЕ - единоличное управление, единовластие. Е. - важнейшее условие правильной организации управления , предполагает разработку и принятие руководителем соответствующего решения без согласования и обсуждения его в коллективе или с отдельными лицами. Чаще всего к решениям, принимаемым единолично руководителем, относятся оперативные решения, затрагивающие частные вопросы или решения, не затрагивающие принципиальных проблем развития организации (подразделения). В исключительных случаях это могут быть решения чрезвычайной важности. Характер и содержание единоличных решений определяется уровнем централизации управления.  

УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ - деятельность, осуществляемая в соответствии с законодательством РФ, типовым Положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом высшего учебного заведения на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности. Общее руководство гос. или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет ректор, избранный тайным голосованием на общем собрании (конференции) коллектива на срок до 5 лет и утвержденный в должности органом управления образованием, в ведении которого Находится высшее учебное заведение. Разграничение полномочий между ученым советом и ректором определяется уставом высшего учебного заведения. Управление высшим учебным заведением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления не-  

Единоначалие и коллегиальность обусловливает коллективность обсуждения наиболее важных и сложных вопросов, что является демократической стороной управления, но ответственность за принятое решение и его реализацию должна быть единоличной. Обсуждение сообща, а ответственность - единолична.  

Коммунистическая партия, ее съезды и пленумы ЦК рассматривают крупнейшие проблемы развития народного хозяйства страны, определяя стратегию и тактику экономического строительства. На предприятиях партийные организации наделены правами контроля за деятельностью администрации. Партийные организации активно участвуют в подборе и расстановке кадров. Важным вкладом в дело повышения эффективности производства является работа партийных организаций в области политического воспитания трудящихся. Следовательно, единоначалие раководителя управления, цеха или участка сочетается с контролем партийной организации хозяйственной деятельности на предприятии.  

Единоначалие требует органической связи хозяйственного руководства и деятельности партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Обращение к богатейшему опыту масс, коллективное об- суждение наиболее важных вопросов хозяйственной деятельности в партийных организациях, на технических и производственных совещаниях , конференциях и активах укрепляет единоначалие, повышает авторитет руководителя , развивает TBqp4e Kyio инициативу работников, усиливает их ответственность за результаты деятельности предприятия.  

Министерство организует свою работу на основе сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуждении и решении всех вопросов по руководству отраслью с установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы. В основу структуры централизованного аппарата


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник