06.09.2019

«Поймать воздух в объектив…» – о мастерах балетной фэшн фотографии. Фотография и балет


Балет в России больше, чем балет. Балет в России в моде...

Балет – это не просто танец. Это мифология. Со своими небожителями, интригами, скандальными историями любви, славы, забвения.

Балет – это особенная реальность. Блеск и овации сцены и титанический труд, искусственные связки, сломанные ребра и обезболивающие уколы.

Балет – это совершенные тела, сопротивляющиеся всем законам гравитации.

Балет, и в целом танец – это горизонтальная страсть, переведенная в вертикальное положение. Это телесность, грациозная, иногда агрессивная, сексуальность.

Балет – это Красота.

К балетной теме обращаются все, кому не лень, в том числе и фотографы... фотографы самые разные. Одни забираются за кулисы, другие в балетные залы с зеркалами и станками, третьи в гримуборные. Кто-то смотрит на балет как на спорт, кто-то – как на сочетание геометрических форм в статике и в движении, света и тени. А есть и такие, кто смотрят сквозь «балетную пачку» на мир моды. И в этом нет случайности – балет зрелищен по своей природе, костюмы и сценография в любом классическом балетном спектакле – одна из основных составляющих шоу.

Одна из самых знаменитых fashion-арт-фотографов, что добилась признания в этом специфическом жанре – Дебора Турбевиль (Deborah Turbeville). Ее работы печатались в таких изданиях как Vogue, Harper’s Bazaar, Architectural Digest, Zoom, а заказчиками были Valentino, Ralph Lauren, Vera Wang и Nike.

Ее фотографии размыты, сумрачны, вдумчивы и погружают в мир балетных дев, околдовывающих нимфических созданий.

Другой яркий представитель жанра балетной fashion-фотографии, несомненно, американец Луис Гринфилд (Lois Greenfield), который вот уже на протяжении 30 лет снимает диалектику танца и моды. Его фотографии необычайно экспрессивны и порывисты - росчерки дождевых капель на оконном стекле.







Вихрь многочисленных стройных женских ног в балетных туфлях и шелковой материи платьев небесной красоты на фотографиях модного лондонского фотографа Яна Манси (Jan Masny)




Конечно, в Петербурге, одной из двух столиц российского балета, балетная фотография в почете.

Балетные fashion-сессии снимает в городском пространстве Петербурга Олег Зотов




Балетных звезд – Фаруха Рузиматова, Ирму Ниорадзе, Диану Вишневу снимает фотограф Анатолий Бисинбаев. Он прошел аккредитацию в Федерации Европейских профессиональных фотографов FEP в жанре «Театрализованная fashion-съемка».

«Схватить полет – самое трудное», – слова Майи Плисецкой из письма, опубликованного в историческом по сути и масштабу выпуске Dance in Vogue – печатном золоте, как называют издание в нашей редакции. Пожалуй, ее слова лучше всего описывают, почему хорошая балетная фотография – шедевр с большой буквы.
Для чужака балетный мир недосягаем, и, чтобы в него попасть, ты должен быть либо своим, либо гением, поэтому балетные фотографы овеяны ореолом загадочности и избранности. Бесталанным тут места нет.

Для человека непосвященного фотография – самый простой способ прикоснуться к балетному искусству. И, несмотря на замкнутость мира балетных фотографов, мастеров все же достаточно много. Из того же письма Плисецкой: «Великие мастера доказали, что могут поймать воздух в свой объектив».

Артур Элгорт

Классика балетного снимка

Снискав славу в 30 с небольшим лет в британском Vogue, Артур Элгорт сумел оживить моделей в объективе своей камеры. Он рискнул изменить индустрию и идею о том, какой должна быть fashion-фотография. В его кадре артисты не просто танцовщики, но прежде всего личности.

Марио Тестино
«Я верю, что я не просто фотограф»

Перуанский гений, умеющий нажать на кнопку затвора в самый удачный момент. Артисты на его фото сняты не всегда в естественной позе, но всегда искусственно волшебно; они такие, какими мечтают себя видеть. Тестино часто говорит: для него главное, чтобы на съемках герои чувствовали себя комфортно, открывались, были собой. Возможно, поэтому снимки получаются такими чувственными.

Ирвинг Пенн

«Если я смотрю на какой-либо предмет в течение некоторого времени, то зрелище зачаровывает меня. Это и есть проклятье фотографа»

Художник, дизайнер, скульптор и фотограф одновременно Ирвинг Пенн раньше всех использовал в съемке методы, без которых сегодня нельзя даже представить коммерческую фотографию. Как пример, модели на идеально белом или сером фоне. Он первый загнал своих героев в угол, используя это как художественный прием. В их числе: хореограф Леонид Мясин, Марта Грэм, а также знаменитая четверка команды балета «Триумф Бахуса» – Риетти, Гальи, Баланчин и Леклерк.

Ричард Аведон

Гений, которому доверялись артисты первой величины. Он умел фотографировать танец так, словно его герои продолжали двигаться на бумаге. Это ему позировал обнаженным Рудольф Нуреев, и про него с восторгом говорила Майя Плисецкая. Пожалуй, Аведон – один из самых знаменитых фотографов балетного мира.


Тим Уолкер

Работы Тима Уолкера – это всегда театр, продуманные детали и скульптурные модели. Будучи ассистентом великого Ричарда Аведона, Тим учился у маэстро лучшему и воплотил в своих работах, обретя свой неповторимый стиль.

Энни Лейбовиц

«У меня всегда была тайная мечта стать балериной»

Фотограф, которая снимала и обнаженных мировых звезд кино и шоу-бизнеса, и первые лица государств, не могла обойти тему балета в своих работах. Будучи влюбленной в балет, она не просто фотографирует артистов, а без преувеличения создает произведения искусства.



Карл Лагерфельд

На протяжении всей своей жизни великий кутюрье не перестает удивлять. Лагерфельд не только придумывает костюмы для танцовщиков, как, например, для Парижской оперы, – он еще и фотографирует. И делает это он, как и все остальное, вкусно и элегантно.

Патрик Демаршелье

Вот где союз моды и балета ощущается особенно гармонично и тонко. Самый востребованный fashion-фотограф мира снимает танцовщиц и танцовщиков, превращая их в богинь и богов, подчеркивает грацию, красоту линий и изгибов тела, силу духа и чувственную натуру одновременно. Демаршелье – художник, чей почерк трудно не узнать среди прочих.

Молодые гении современности

Джеймс Борт

wide=»

Фотограф, которому выпала честь снять коллаборацию модного дома Balmain и Opéra Garnier Paris. Звезды Парижской оперы – его любимая тема. Будь то съемки за кулисами или на сцене, он словно подглядывает за артистами в хорошем смысле этого слова, создавая истории о каждом, воспевая внутреннюю свободу танцовщика.

Ян Омельницкий


Работы Яна – словно кадры из кино, в котором каждому герою дается шанс получить главную роль. И играют, и танцуют они блестяще. Его работы просты, но чарующе привлекательны.

Генри Лютвайлер

Четыре года Лютвайлер работал вместе с хореографом Питером Мартинсом в New York City Ballet и имел свободу фотографировать все в святая святых. За 30 дней он наснимал материал, который стал основой книги, вышедшей в 2015 году, – “Henry Leutwyler. Ballet: Photographs of the New York City Ballet”. Будучи мастером предметной фотографии и имея склонность к социальной тематике, через детали и различные вещицы Лютвайлер открыл своему зрителю подноготную балетного мира.

Данил Головкин

Балетные и коммерция – об этом вам расскажут работы Данила Головкина. Он снимал Полунина для Сноба, артистов Большого для лукбука Peuterey, Диану Вишневу для Condé Nast Traveller Russia и много кого еще. Что бы он ни делал, он показывает артистов в новом свете и амплуа, чем и вызван интерес к его работам.

Рувен Афанфдор

Работы этого современного мастера воплощают в себе традиции и новаторство. Он показывает привычных нам личностей в необычных образах – будь то марионетки или герои оживших полотен, словно украденных у живописцев. Театрально, необычно и очень вкусно.

NYC Dance Project

Кен Броуар и Дебора Ори
Популярный проект, воспевающий искусство движения (фотографы – соавторы одноименной книги “The Art of Movement”). В лучших традициях воздушных фотографий, летящих танцовщиков и струящихся тканей на сером фоне.

Лиза Роуз

Случай, когда можно припомнить слова Плисецкой о том, что балет лучше всего снимают сами артисты – они знают и чувствуют танец. Лиза – танцовщица, хореограф и фотограф в одном лице. Примечательны декорации для съемки, которые использует Лиза: это может быть гардеробная, крыша Парижской оперы или огромная статуя Пегаса на том же здании. Ее работы – доказательство того, что балет вездесущ, он меняется вместе со временем и является неотделимой частью современного мира искусства.

Питер Линдберг

Талантливый фотограф, который работал в том числе и над проектом New York City Ballet’s 2016-2017 campaign – минимализм и грациозность в черно-белом исполнении. «Изысканный, пикантный и кинематографичный» по мнению Vogue, влюбленный в жанр антиутопии, с помощью фотоаппарата Линдберг создает свою вселенную, в которой главное место занимает танец.

Балет – искусство сиюмитное. Этим оно и прекрасно. Это же – его слабость. Каждая балерина, даже стоящая «у воды» в задних рядах кордебалета, может вдруг выдать что-то совершенно невероятное. Каждая прима, даже самая талантливая, может быть не в настроении. Не бывает одинаковых «Лебединых озер». Каждый балетный спектакль – совершенно уникален.

Но есть люди, благодаря которым сиюмитность этого искусства запечатлевается в вечности, как бы напыщенно это ни звучало.

Балетный фотограф – существо абсолютно «штучное», такое же уникальное, как и то, что он снимает. Имена фотографов, снимающих балет, всегда на слуху, особенно у знатоков: Марк Олич, Ирина Лепнева, Владимирова Екатерина, Марк Хагеман, Джин Шавоун (Gene Schiavone). Но сегодня, в рамках рубрики « », я хочу представить вашему вниманию, возможно, и не такого известного, но не менее талантливого молодого одесского фотографа Кирилла Стоянова . По большому счету, он не так уж и давно занимается именно балетной фотографией, но лично мне кажется, что во всех его фото есть что-то такое, что цепляет взгляд, заставляет задуматься, всмотреться…

Кирилл ответил на все мои вопросы очень вдохновенно и вдумчиво, поэтому я решила рискнуть и выложить его интервью практически без сокращений. Надеюсь, вам будет так же интересно, как и мне!

Кирилл родился и вырос в Одессе. К искусству он «приложил руку» с раннего детства: с 3,5 лет ходил в «Центр эстетического воспитания» (ныне «Детская Театральная Школа») на театральное и художественное отделение, где были и актерское мастерство, и танец, и рисование . «Там я знакомился с искусством и убеждался, что только с искусством я хочу связывать свою жизнь …»

Параллельно он учился в музыкальной школе на классе скрипки, а потом и на любимом инструменте – гитаре. После 9-го класса учился в театральном классе в 37-й школе, затем поступил в Одесский Национальный университет им И.И. Мечникова на факультет культурологии и сегодня является аспирантом в Ушинского .

«Изобразительное искусство очень интересовало меня, и с детства мне казалось что рисовать – это получать удовольствие от воплощения образов, которые рисует мне сознание. Мне нравились графика и тату, я довольно много времени проводил за рисунком, при чем рисовал на чем попало: в блокнотах, на любых кусочках бумаги. Когда появился компьютер, меня заинтересовало рисование на нем, я самостоятельно пробовал учить Adobe Photoshop и дорисовывать свои рисунки, которые сканировал с бумаги. Начал экспериментировать с фотошопом я в 2006 году, а спустя год у меня появился фотоаппарат и я с растущим интересом начинал всё больше времени уделять фотографированию. Вначале больше всего мне нравилось фотографировать море, природу, животных. И так в свободное от учёбы время я всё больше внимания уделял фотоискусству, посещал фотовыставки, общался с фотографами, искал книги по фотомастерству. К третьему курсу университета я уже не представлял себя без фотографии. Дополнила мои знания практическим опытом работа на телеканале в качестве видеооператора в прямых эфирах. Там я отточил знание композиции, умение работать в команде и многое другое, что мне в дальнейшем очень помогло».

И тут вмешалась муза . «Мое желание пофотографировать балерину привело меня на ту дорогу, на которой я сейчас нахожусь. Так получается, что мое творческое окружение создало ту атмосферу, в которой мое увлечение стало очень стремительно развиваться. После того как мне удалось познакомиться с балериной, которая была ещё студенткой хореографического училища, появилось желание и связать с ней жизнь. Так что для меня искусство балета, фотомастерство и любовь превратилось в нечто целое и неотъемлемое. До знакомства со своей музой о балете я знал крайне мало».

Первое знакомство с театром состоялось очень рано – в два с половиной года : «Перед тем как взять меня в театр, мама хорошо объяснила мне как себя вести, что будет происходить. Мы сидели в партере, почти на самых последних местах: видимо для того, чтобы если я буду себя плохо вести и не смогу досмотреть до конца спектакль, не мешать другим зрителям и уйти, никого не потревожив. Но я помню, что я досмотрел спектакль и даже сделал замечание двум женщинам, которые говорили между собой. Я прямо помню, как повернулся к ним и сказал, как учила мама: «Во время спектакля нельзя говорить». Я не помню, что происходило на сцене, но помню, что мне очень понравилось. Что касается первого балета, который я посмотрел уже с точки зрения фотографии – это «Лебединое озеро», пошел я на него в 2009 году.

А ещё смутно помню, как я выносил цветы на сцену оперного театра тоже примерно в 3-4 года, и тоже произвело на меня сильное впечатление. Я оказался за кулисами и в буквальном смысле чувствовал шок от происходящего. Тогда артисты мне казались неземными существами, костюмы их были очень красивыми. Всё это на меня так подействовало, что я от испуга не дошел до авансцены и отдал цветы кому-то кто стоял с краю и убежал. Тогда всё, что было за кулисами, казалось мне в 3 раза больше, чем на самом деле: огромные лестницы, немыслимо большие кулисы и сцена».

Кто бы мог подумать, что спустя время этот маленький испуганный мальчик начнет сотрудничать с Одесским театром .

«Сотрудничество началось со знакомства с Юрием Васюченко. К тому моменту, когда я был преисполнен желанием фотографировать балет в театре, произошли перемены в составе: балетмейстером стал Заслуженный артист России, бывший солист Большого театра Юрий Валентинович Васюченко. Я обратился к нему с просьбой разрешить мне пофотографировать балет, он сразу одобрил мое желание, и более того, советовал мне с каких точек это лучше всего делать и какие моменты нужно фотографировать, а какие не стоит. Этими знаниями я пользуюсь и сейчас, а с Юрием Валентиновичем мы в отличных отношениях и я при необходимости предоставляю ему фото.

Театральная администрация же узнала обо мне уже от Васюченко и при необходимости приглашает меня на спектакли, которые им нужно зафиксировать. Также по его совету мои фотографии используются сейчас в буклетах к балетам «Жизель», «Нуриев Forever», «Спящая красавица» и многих других. Кроме нашего театра я сотрудничал и с гастролерами – чаще всего из Мариинского театра, которые также связывались со мной и просили отснять спектакли. Предоставить качественные балетные фото может не каждый фотограф. Балет нужно уметь фотографировать ».

Ульяна Лопаткина

Кирилл – частый гость балетного закулисья. Что же там происходит на самом деле?

«Во время спектакля за кулисами происходит что-то схожее с домашней, семейной атмосферой. Все заняты делом. В нашем театре я не знаю того «плохого театра», о котором принято говорить, как о жутком напряженном полном сплетен месте, где каждый готов поставить подножку и навредить, лишь бы добиться успеха. Дружная атмосфера за кулисами объединяет и артистов, и монтировщиков сцены, и педагогов. Конечно, я не берусь утверждать, что это именно так, всё же я не часть труппы, но я вижу то, что вижу: добрый коллектив, дружный и искренний . У них есть традиция отмечать премьеры всем коллективом: тот, кто станцевал премьеру, приглашает всю балетную труппу на небольшой фуршет.

Смешные случаи часто неожиданны, и рассказывать о них можно в контексте, потому что они происходят чуть ли не каждый спектакль – и всё это благодаря чувству юмора артистов!

Из последних случаев помню, как солист Койя Окава вышел на сцену танцевать вариацию Базиля из балета «Дон Кихот», а оркестр начал играть музыку вставной женской вариации, но он и виду не подал, а просто станцевал, как ни в чем не бывало. Поняли и оценили это только артисты и люди, которые знакомы с балетом, в остальном, уверен, всем казалось, что всё прошло хорошо.

Обычно самое смешное происходит на так называемых «зеленках» – на последних спектаклях года или на последнем спектакле в гастрольном туре. Увы, я не был тому свидетелем, но видел фото, как наша труппа на гастролях развлекалась на спектакле «Жизель»: все девочки, которые танцевали виллис, накрасили лица белой краской, а в первом акте артистка в роли придворной сделала беременный живот. Мальчик оделся в платье и вышел в роли дамы, а девочка в роли кавалера. Фото и видео были очень смешные.

А печальные случаи хочется забыть и не вспоминать. Однажды, когда я снимал балет из-за кулис, прямо рядом со мной на сцене одна девочка неудачно прыгнула и упала, получив травму. К счастью, у меня был мобильный телефон, я сразу набрал скорую, ведь артисты с собой на сцену, как правило, телефоны не берут».

Конечно, попав в мир «по ту сторону рампы», восприятие самого балетного мира сильно меняется . «Для начала я понял, что артисты – такие же люди. Раньше для меня артисты балета были существами неземными, я не представлял, сколько за их воздушными движениями спрятано труда и усердия. Я узнал больше о том, что скрыто для обычного зрителя, но от этого я только больше стал уделять внимания тому, что важно именно для самих артистов. Можно сказать, я понял, на что следует обращать внимание, что хорошо, а что плохо в балете. Ещё меня удивляет, как различается атмосфера сцены и зрительного зала, какая магия происходит во время антрактов, когда перестанавливаются декорации. Очень красиво, когда режиссер по свету проверяет направление осветительных приборов и меняет освещение от яркого и тепло-желтого до сине-зеленого: тогда за несколько минут сцена меняет свой облик вместе с артистами, которые в этот момент репетируют свои роли и повторяют комбинации. При этом напряженном магическом состоянии, трепещущем в ожидании продолжения спектакля, я и сам ощущаю странную эйфорию. Для меня это короткое время до начала спектакля самое любимое .

Балетное искусство стало мне ближе. Уже спустя год моего знакомства с жизнью театра я стал чувствовать себя частичной этого организма. Когда я фотографирую за кулисами балетные спектакли, я порой погружаюсь в какой-то транс. Я уже довольно неплохо помню порядок спектаклей и знаю, где мне интереснее будет находиться в тот или иной момент, чтобы заснять ту или иную сцену с интересного ракурса. Таким образом, я занят своей работой вместе с артистами на одной сцене . Поистине приятное чувство».

Любимая девушка Кирилла, его прекрасная муза – это . Как это – быть рядом с перспективной артисткой, жизнь которой, в основном, состоит из классов и репетиций?

«Мне часто задают этот вопрос. Что касается личной жизни, то мы сами считаем, что наш секрет в том, что мы оба заинтересованы в развитии. У нас есть довольно много общего, но самое главное заключается в «желании достичь чего-то большего», и ещё в «цели», к которой каждый из нас движется. Два движущихся человека, тем более в творческом направлении… – это и есть то, что является объединяющим фактором .

Быть рядом с артисткой, жизнь которой состоит из множества репетиций и классов – это то, что и меня самого подстегивает не сидеть на месте и развиваться . Нужно понимать, что балет – это нелегкий труд. Я ценю труд моей любимой, стараюсь поддерживать её, быть рядом как можно чаще. Провожаю её в театр и встречаю после репетиций, стараюсь не пропускать спектакли».

Кирилл и Эллина

Снять балерину в студии – довольно просто, для этого не нужно быть «балетным фотографом». Снимать живой спектакль – задача гораздо более сложная, и не только с технической точки зрения. Что нужно, чтобы получилась идеальная «балетная фотография»?

«Это тема, о которой можно говорить долго и полностью не раскрыть все стороны. Я фотогравирую балет не так давно. Выходит, что четвертый год, с доступной мне регулярностью, посещаю балеты и фотографирую как за кулисами, так и из зала. Конечно, балет для съемки – это тема, к которой подступиться без знания многих моментов невозможно. Нужно знать либретто, музыку, чтобы понимать, какие па будут сейчас выполнены (потому что музыкально движения расставлены так, что сильные доли музыки приходятся на точки движений), порядок танца, и конечно, движения, которые выгодно смотрятся с определенной точки съемки и только в определенный момент, не раньше и не позже. Такие знания могут быть полезны при съемке с разных ракурсов, как из зала, так и из-за кулис.

Я стараюсь выбирать такую точку для съемки, чтобы достичь нужного эффекта полагаясь на знание либретто, стараюсь менять точки съемки так, чтобы не опоздать к нужному мне моменту в спектакле. Конечно, не стоит исключать и технической стороны. Для съемок в театре нужно хорошее оборудование, потому что зачастую темные, полные полутонов сцены фотографировать сложно. Сочетая владение техникой и знание порядка, можно сделать идеальную фотографию. Важно помнить и то, что каждый спектакль поистине уникален и второго такого уже никогда не будет . Нужно быть в крайне собранном состоянии, не отвлекаться, думать о фотографии, о том, как стоит настроить фотоаппарат, и одновременно внимательно следить за всем происходящим. Только тогда можно найти ту самую фотографию, одну на 100.

Когда я начинал фотографировать балет, я был в некой эйфории, старался сфотографировать всё, что происходило. Конечно, со временем многое кажется уже не таким интересным, поэтому для меня крайне важно каждый раз замечать что-то новое, не относиться ни к чему, что происходит на сцене, как к «обыкновенному и пройденному», стараться смотреть на происходящее под разными углами, в прямом и переносном смысле.

Менять ракурсы мало, важно менять взгляд на происходящее . Я стараюсь фотографировать именно то, что мне нравится в балете, я пытаюсь искать живые моменты, вдохновляющие меня. Именно по этому принципу я сейчас и фотографирую балет – внимательно, с любовью и с открытыми для восприятия нового чувствами ».

У Кирилла, как вы видите, потрясающая серия фотографий из-за кулис. Как удается ловить такие моменты?

«Опять-таки, нужно понимать «для чего» и «что» фотографируешь: только тогда есть шанс найти подходящий момент. Балерины смущаются, но только если быть навязчивым. Несмотря на то, что я знаком со всеми артистами, несмотря на то, что мы все довольно неплохо общаемся, я стараюсь никогда не лезть к ним с фотоаппаратом и не отвлекать от работы. Один фотограф говорил в отношении репортажной съемки (которой, по сути, и является фотографирование за кулисами во время спектакля), что нужно уметь растворяться в пространстве . Себя он сравнивает с ниндзей, который везде и нигде, который есть, но его не видно. Это очень правильный подход, он верен и с этической стороны, и с психологической. Ведь когда человек знает, что за ним наблюдают, он не может расслабиться и быть собой .

Бывает, что я вижу хороший кадр, но для того чтобы его сделать нужно подойти очень близко. Я жду, когда появится возможность, чтобы не отвлекать и не привлекать к себе внимание. Награда за терпение и внимание – то, что я могу стоять совсем рядом, сделать несколько нужных мне снимков, но остаться незамеченным».

И, если кому интересно, немного технической информации: Кирилл снимает фотокамерой Nikon D 800, это последняя модель, относящаяся к профессиональным фотокамерам Nikon .

«Я считаю её очень хорошей для съемки в сложных световых условиях театра и для меня она идеально подходит. Для съемки в театре нужна профессиональная камера, чтобы при высоких значениях ISO фотографии были всё равно приятны для глаза и не теряли информацию. Объективов у меня 4, но использую я преимущественно nikkor 50mm 1.8f, nikkor 28-300mm. Это средний класс объективов, но в планах обновлять оптику. Идеальная оптика для такого рода съемок – это светосильные объективы. Но я бы к своему набору добавил 28mm f/2.8 Nikkor, 35mm f/2D AF Nikkor».

Совсем скоро, в рамках II Международного фестиваля искусств в Одесской опере, в честь 90-летия одесской балетной труппы, состоится выставка Кирилла Стоянова «Неповторимое мгновение» . «В последние 6 месяцев, с конца 2012 – начала 2013 года я занимался подготовкой выставки. Я пересмотрел много своих фотографий, из них я выделил несколько тем, которые мне наиболее интересны. Выставка же будет посвящена артистам и той особенности, благодаря которой балет так интересно смотреть – искусству жить на сцене ».

П.С. Открытие выставки состоится 3 июня в 16:00 по адресу: Сабанеев мост, 4, в здании «Дома ученых» . Скорее всего, я там тоже буду, так что рада буду увидеться со своими одесскими читателями!

Отличной идеей для фотосессии с детьми может стать балет. Наверно нет такой девочки, которая не представляла себя сказочной героиней, и не мечтала примерить балетную пачку и пуанты. Но, как известно, чтобы Золушка попала на бал, необходимо вмешательство волшебницы. Роль феи взяла на себя фотограф Алена Крисман. Попав на занятие проекта «ProBalet» каждая девочка может почувствовать себя балериной.

Алена, расскажите, как родился ваш проект?

Совершенно случайно. Одна моя знакомая руководит небольшой балетной школой, и у нее возникла идея провести фотосессии для девочек-балерин, потому что ни у кого из них не было качественных фотографий для портфолио. И когда мы обсуждали варианты съемки, мы вдруг поняли, что балет - это отличная идея для фотопроекта, в котором смогут принять участие не только балерины, но и все желающие.

В чем суть проекта?

Мы совместили познавательно-интерактивное занятие, посвященное балету, и фотосъемку. В результате рождаются музыкально-балетные фотосказки.

Как это происходит на практике?

Проект «ProBalet» стартовал в ноябре 2017. Мы сразу спланировали четыре сезона и решили, что каждый сезон будет посвящен разным знаменитым балетам. Музыкально-балетные фотосказки проходят в группах, которые мы формируем по возрасту: 4-6, 7-8, 10-12 лет, чтобы детям было интересно вместе. Зимний сезон был открыт балетом «Щелкунчик». Фотосказка состояла из двух частей: сначала проходила балетная фотосессия - девочки знакомились с сюжетом балета, надевали костюмы балерин и попадали в балетный класс, а во второй части для каждой участницы мы создавали сказочный образ Мари, главной героини балета.

То есть ваше занятие - это не просто костюмированная фотосъемка, а настоящее погружение в мир балета?

Да, именно так. Когда проект только начинался, родители иногда спрашивали - а зачем нам участвовать в балетной сказке, если мы можем просто посмотреть балет в театре? Дело в том, что это совершенно другой формат. В театре ты смотришь на происходящее из зала, а здесь ты становишься участником действия, это совсем другие ощущения. Мы приглашаем профессиональных балерин-педагогов, которые сначала рассказывают детям либретто балета, а потом проводят урок хореографии - показывают движения, основные балетные позиции. Каждое занятие проходит под живую музыку. На съемках «Щелкунчика» нам аккомпанировала арфистка из оркестра имени Светланова. Арфа - это волшебный, сказочный инструмент, дети были просто в восторге от возможности потрогать арфу, прикоснуться к струнам.

Фотосъемка идет в течение всего занятия?

Да, поэтому получаются и репортажные, и постановочные кадры, живой рассказ о музыкально-балетной фотосказке. Над проектом работает команда профессионалов: декораторы и стилисты, музыканты и балерины. Для съемок «Щелкунчика» мы подбирали светлые просторные фотостудии в центре Москвы. Я снимала с естественным светом из окна, кроме этого, мы привезли гирлянды и свечи, которые создавали красивые огоньки на заднем плане. Костюмы шили специально под этот проект, для каждой девочки создавалось два образа - маленькой балерины и героини сказки. Причем при желании в съемке могли принять участие и мамы - у нас были приготовлены балетные юбки и пуанты для взрослых. Иногда на съемки приходят девочки-подростки, для них мы проводим чисто балетную фотосессию с участием профессиональных балерин. Если приходят дети, которые занимаются балетом, мы делаем технически более сложные кадры.

Почему для второго сезона проекта вы выбрали балет «Петрушка» Игоря Стравинского?

Нам хотелось, чтобы эта съемка была более активной, с ярким весенним солнцем, цветными костюмами. Мы выбрали контрастную фотостудию с темным залом и большими светлыми окнами. Задача была получить как можно больше разнообразных фотографий, чтобы не повторяться и каждый раз реализовывать что-то новое. Можно было работать с солнечным светом из окна, с контровым освещением, в результате получились фотографии, которые сильно отличаются от зимних фотосказок.

Мы организовали фотозону с театральными декорациями, в которой балерины показали кукольное представление по либретто балета «Петрушка», там же прошла фотосессия в антураже Пасхальной ярмарки. Дети фотографировались с живыми кроликами и цыплятами, это вызвало у малышей море эмоций. Затем девочки переоделись в розовые балетные юбки, и фотосессия продолжилась у балетного станка. По традиции мы пригласили музыканта, на этот раз занятие прошло под аккомпанемент скрипки.

А мальчики и папы к вам приходят?

Конечно, чаще приходят мамы с дочками. Один раз пришел мальчик со своей маленькой сестренкой, он очень по-взрослому вел ее за руку в зал. Правда его больше заинтересовало не балетное занятие, а арфа, он практически все занятие не отходил от музыкального инструмента.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник