29.09.2019

Почему человек бывает неудовлетворен своей жизнью


Ощущение пренебрежения со стороны окружающих широко распространено, и постоянно увеличивают неудовлетворенность жизнью. Неудовлетворенность может иметь серьезное воздействие на тело и ум, так что ее не следует недооценивать. Более того, признание факта неудовлетворенности своей жизнью поможет превратить ее в союзника для достижения общего благополучия. Общество, где все потенциально возможно, но на самом деле мало достижимо для большинства людей, – благодатная почва для эпидемии хронической неудовлетворенности.

Что такое неудовлетворенность?

Неудовлетворенность – это чувство, порождаемое невыполненными желаниями, неосуществленными мечтами, пренебрежением к потребностям. Неудовлетворенность порождает ощущение отсутствия необходимого, разрыва между тем, чего нам хочется, и тем, что мы имеем в реальности. Неудовлетворенность – это отсутствие или недостаток радости в жизни.

Причины неудовлетворенности жизнью

Основные формы неудовлетворенности связаны с природой потребностей человека:

  • нереализованность в профессии;
  • ощущение своей низкой ценности и значимости;
  • отсутствие любви окружающих;
  • отсутствие интереса к жизни, ее монотонность;
  • неудовлетворенность базовых потребностей (сексуальных и т.д.)

Основными причинами неудовлетворенности могут стать:

  • сложные проблемы, которые мешают удовлетворить амбиции и добиться цели;
  • неадекватные модели воспитания, которые культивировали множество запретов (в этом виноваты не только родители, но и общество в целом);
  • слишком конкурентная среда;
  • отсутствие навыков или знаний, при помощи которых возможно удовлетворить желания.

Все это приводит к конфликту между нашей рациональной и эмоциональной частью. Когда наше сознание полно запретов, удовлетворение желаний становится неприемлемым и даже постыдным. Если конфликт не разрешается, то через некоторое время неудовлетворенность превращается в патологию.

Иногда проблема берет свое начало в неспособности принять фактическое отсутствие возможности удовлетворить те потребности, которые могут быть удовлетворены только в определенное время. Речь прежде всего идет об отсутствии родительской заботы в раннем возрасте. Справиться с глубокой болью от осознания этого факта не всякому под силу.

Опасные последствия неудовлетворенности жизнью

Когда неудовлетворенность не распознана вовремя, ее патологические проявления принимают формы соматизации, которые часто могут быть ошибочно приняты за физические нарушения или заболевания. Соматические проявления недовольства жизнью могут варьироваться от проявления, похожих на панические атаки, до частичного паралича, судорог, гастрита и т.д. Кроме того, нужно всегда помнить, что физические симптомы, наблюдаемые долгое время, способны привести к серьезным заболеваниям.

Часто после долгих и безуспешных поисков причины заболевания врачи направляют таких пациентов к психологу. Это особенно важно в тех случаях, когда в качестве «лекарства» от неудовлетворенности жизнью прибегают к дисфункциональному поведению, употреблению психотропных веществ, алкоголя и т.д.

Однако парадокс человеческого бытия состоит в том, что постоянно развиваться и добиваться целей мы можем только тогда, когда ощущаем легкую неудовлетворенность.

Чувство хронической неудовлетворенности

Чувство неудовлетворенности собой, жизнью и тем, что ты делаешь, знакомо каждому человеку. Иногда закрадывается мысль, что не испытывать этих чувств – значит быть самодовольным глупцом, непроходимым тупицей. Как вообще можно удовлетворяться тем, что ты делаешь? Недаром же блистательному Сальвадору Дали принадлежит острый афоризм: «Не бойтесь стремиться к совершенству, вы его все равно не достигнете». Впрочем, тут закономерно встает вопрос: если достичь совершенства невозможно, то не является ли стремление к нему какой-то невротической причудой? Действительно, если чего-то не может быть, потому что не может быть никогда, разве не глупо пытаться получить это? Желание найти философский камень, конечно, похвально, но не безумие ли потратить на это жизнь?

Да, наши родители задали нам поистине сфинксову задачку. Они сначала заставили нас чувствовать собственную несостоятельность, а по том поманили неким идеалом, которым, как им казалось, мы должны были быть. Нам же грезилось, что попади мы в этот идеал, в это придуманное для нас прокрустово ложе, и мы будем любимыми. Последнее же значило для нас, как мы теперь знаем, не просто чувство защищенности; ощущать себя любимыми значило для нас – быть первыми. Ведь мы всегда делили любовь родителей с кем-то – с родителями наших родителей, с нашими братьями и сестрами, с их делами, которым они отдавали свое время, наконец, с посторонними людьми, которыми наши родители восхищались.


Любовь – чувство эгоистическое. Если тебя любят, тебе хочется, чтобы тебя любили, во-первых, целиком, то есть за все, что ты делаешь и что собой представля ешь, а во-вторых, только тебя. Разумеется, родители не могли нам подарить такую полноту любви, а мы в свои юные годы не могли понять, что нельзя быть настолько идеальными, чтобы замкнуть на себя их целиком, так, что бы были только мы и они, наши родители, те, которые нам особенно и безгранично дороги.


Мы не нашли в своих родителях той полноты любви, на которую рассчитывали. То, что это невозможно в принципе, не было нам понятно, ведь ребенок не видит дальше собственного носа. Ему важно только то, что происходит с ним; ему кажется, что этим, собственно, окружающий мир и ограничивается. Вполне естественно, что, разочаровавшись в любви своих родителей, мы принялись конкурировать не только с другими людьми за любовь своих родителей, но и с самими родителями. Здесь, впрочем, мы снова оказались в заведомо проигрышной позиции.

Родители ощущались нами как инстанция силы и власти, ведь, в конечном счете, от них в нашей жизни зависело абсолютно все. А как можно бороться и соревноваться с тем, от кого ты находишься в полной зависимости, с тем, кто обладает над тобой всей полнотой власти? Разумеется, мы обрекли себя на поражение, которое, впрочем, не могли принять – вот и источник нашей хронической неудовлетворенности.

Мы продолжали бороться, а наши родители, чувствуя наше сопротивление, досадовали и злились. С какой стати было им соглашаться с тем, что мы – победители, а они – побежденные, что мы – сильнее и умнее, а они – слабее и глупее? Они просто физически не могли на это пойти и не шли, тем более что и они сами, в свою очередь, не были свободны от своего иерархического инстинкта.

Когда и эта затея, связанная с борьбой за лидерство в рамках отдельно взятой «ячейки общества», нам не удалась, сидящий в нас иерархический инстинкт сделал своеобразный ход конем. Осмыслив результаты своей попытки попасть в прокрустово ложе идеала, поняв, что родителей победить невозможно (они все равно и всегда будут «правы»), нам пришлось пойти на внутрипси-хические ухищрения. Мы «разместили» искомый идеал внутри себя и именно с ним начали свою конкурентную борьбу. Попытками достичь соответствия тому образу, который мы хотели, чтобы был нами, а не мечтой о нас, – вот чем мы занялись.

Так в нас появилась своеобразная линия го ризонта, за которой, как нам стало казаться, на ходится, спрятано от нас наше счастье. Если бы подсознание умело говорить (на что оно не способно по причине его биологической, а не социокультурной природы), то оно бы сказало: «Для счастья тебе необходимо совсем немного – ты должен быть на десять сантиметров выше, на десять сантиметров стройнее, у тебя должны быть другого цвета глаза и волосы, ты должен быть чуть-чуть умнее, чуть-чуть сообразительнее, чуть-чуть выдержаннее, чуть-чуть увереннее в себе и решительнее, более осведомленным и более начитанным, более...» Впрочем, в зависимости от ситуации оно стало бы говорить то одно, то другое, а потому в значительном числе случаев оно бы стало противоречить самому себе.

В общем, мы не только стали жить своим идеалом, мы еще и спутали самим себе все карты. Таким образом, наш личный идеал оказался вещью не только в принципе недостижимой, но еще и смутной, теряющейся в дымке жизненных обстоятельств. Но все это отнюдь не избавило нас от иерархического инстинкта, скорее наоборот, обострило и усилило его. Теперь остается помножить одно на другое, и мы получим хроническую неудовлетворенность, недовольство самими собой и всем тем, что мы делаем и чего мы достигаем.

Просто ради интереса спросите у себя, что вы должны были бы сделать и чего достичь, чтобы почувствовать себя полностью удовлетворенным и довольным жизнью человеком. Теперь представьте себег что вы это сделали – достигли того, чего хотели... Представьте хорошенько, проведите свой ближайший день так, словно бы эти цели действительно вами достигнуты. И сразу, или через день, или, в самом крайнем случае, спустя неделю-другую вы почувствуете, что удовлетворенности собой и своей жизнью нет и в помине. Вам снова кажется, что что-то не так, что где-то что-то недоделано, что к вам относятся не совсем так, как бы вам хотелось, да и вы сами – не тот, каким хотели бы быть.

Чувство неудовлетворенности, конечно, связано с нашими детскими мечтами и грезами, с идеалом, который мы себе придумали и которому пытались соответствовать. Но проблема больше и шире, она еще и в привычке чувствовать себя неудовлетворенным, а привычка эта сформировалась у нас много лет назад, в те годы, когда мы были детьми и очень хотели, чтобы родители любили нас по-настоящему и, что особенно важно, только нас.

Как же быть? Как избавиться от патологической привычки вечно чувствовать себя неудовлетворенным; от болезненного желания быть лучше, чем мы есть на самом деле; казаться, а не быть, достигать, а не делать? Это и просто, и сложно.

Во-первых, нужно понять, что мы бросились в погоню за фиктивным идеалом, которого нет и, главное, не может быть в действительности.

Во-вторых, мы должны признаться себе в том, что даже если мы достигнем своего идеала, нас не будут любить больше, чем нас любят теперь, а кроме этого нам, на самом-то деле, ничего и не хочется.

И наконец, в-третьих, нам необходимо осознать, что когда мы стремимся к своему идеалу, мы самолично расписываемся в том, что такие, какие мы есть, нас любить, по нашему мнению, не будут, а это безумие; и если же нас все-таки полюбят, когда мы достигнем некого идеала, то полюбят не нас самих, а наш «экспортный вариант».

Проще говоря, перед нами одна-единственная проблема – страх, что нас не будут лю бить, если мы не будем соответствовать некому идеалу, если мы не будем «первыми» и «луч шими». И как это всегда происходит со страхом, он ретируется только в тот момент, когда мы перестаем от него бегать и соглашаемся на то, чего мы пытаемся таким образом избежать. Иными словами, нам надо решиться и позволить себе не

быть идеальными, не быть «первыми» и «лучшими». Нам надо разрешить себе быть самими собой.

Кажется, что такое разрешение – это чистой воды нелепость. Как можно разрешить себе то, что и так уже есть, ведь мы – это мы, и мы такие, какие мы есть. Что тут разрешать?! Но не будем торопиться с выводами. Всякая невротическая конструкция (а чувство неудовлетворенности собой – это именно невротическая конструкция) алогична, поэтому и разрешение невротического конфликта не может быть построено на аристотелевской логике, оно может быть только такой вот «бессмыслицей».


В данном случае эта «бессмыслица», способная обезо ружить невроз, выглядит следующим образом: откажи тесь от того, чтобы быть «первыми» и «лучшими», раз решите себе быть такими, какие вы на самом деле. Про сто выйдите из игры, снимите требования, которые вы предъявляете к себе, и получите удовольствие от созна ния того, кем вы являетесь, что вы делаете, что вам ин тересно и по-настоящему нужно. Научитесь любить себя так, как вы бы хотели, чтобы вас любили ваши родители, и тогда вечно голодный иерархический инстинкт, до сих пор пивший вашу кровь, отступит, а вы получите воз можность чувствовать себя счастливым человеком.


В норме отцовскими чувствами к дочери руководит уважение к ее юности и невинности. Если он сексуально счастлив с женой, его привязанность к дочери свободна от бессознательной сексуальной вины. Но в сексуально несчастной семье девочка невольно становится объектом, на который отец проецирует свое неисполненное сексуальное влечение, а мать – сексуальную вину. Мать начинает видеть в дочери проститутку, а отец – принцессу.

Александр Лоуэн


Любой невроз может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства.

Альфред Адлер


| |

На приёме психолога часто можно услышать: «… в моей жизни всё складывается нормально. Я вполне благополучный человек. Но я чувствую себя плохо и не понимаю, почему так происходит. Мне тяжело и я хочу это изменить, но не знаю, что изменить и как это сделать».

У каждого нашего состояния есть причины, есть они и у ощущения неудовлетворенности жизнью.

Во-первых, возможно, вам действительно не хватает чего-то важного , чтобы чувствовать, что вы живёте полной и насыщенной жизнью.

Иногда нам ясно, чего именно недостает для счастья, но по разным причинам мы не прилагаем усилий, чтобы получить то, чего нам не хватает. Например, давно хочется сменить профессию, но мешает необходимость смириться с временным понижением заработной платы и страх, что в новой профессии не удастся достичь успеха. Или кто-то с детства мечтает играть на фортепиано, но кажется, что начинать уже слишком поздно и следует отказаться от «глупых детских фантазий». Иногда единственный способ изменить свою жизнь, приходящий нам в голову слишком радикален для того, чтобы воплощать его в жизнь.

Но порой мы даже не понимаем, что именно нас не устраивает в собственной жизни. Либо потому, что считаем это неважным, либо даже само понимание того, чего нам не хватает - уже требует внутренних изменений. Пожалуй, самый распространенный пример - когда женщина недовольна отношением мужчины к себе. Хотя её многое задевает, но высказать своё недовольство для неё равносильно решению расстаться. А расставаться она не хочет, поэтому, незаметно для самой себя, внушает себе, что всё отлично и у неё прекрасные отношения. Но по «непонятной причине» чувствует неудовлетворенность жизнью и хандрит.

Еще одна причина - проблемы самооценки и самопринятия . Некоторые люди склонны мало обращать внимание на хорошее и ценное , что есть в них самих и в их жизни. Если внимательно расспрашивать такого человека, он сам с удивлением замечает, что в его жизни немало ценного и это улучшает его настроение. Но обычно ненадолго, потому что через некоторое время, он вновь привычно перестает замечать хорошее.

Другие люди крайне требовательны к себе и безжалостно ругают себя при малейшей неудаче . Как будто недружелюбный критик непрерывно комментирует то, что они думают, чувствуют и делают: «это глупости, это детский сад, ну вот, ты опять в это вляпалась: конечно, чего еще от тебя можно было ожидать». Не удивительно, что они постоянно недовольны собой.

И наконец, недовольство собой может быть одним из симптомов . Чувство вины, ощущение собственной никчемности и мысли о собственной ненужности - если вам знакомы эти чувства, вам стоит обратиться за психологической помощью.

Все эти причины могут быть связаны между собой.

Например, сверхтребовательность к себе может привести к тому, что мы откажемся прикладывать усилия для достижения желаемого. Да и зачем? Ведь ничего хорошего все равно не выйдет. Если не достигать того, что для нас важно и ценно, ощущение себя неудачником будет расти и укрепляться. При некоторой предрасположенности, в конце концов, это может привести и к депрессии.

А бывает и наоборот. У человека развивается депрессия - и он считает, что в его жизни нет ничего хорошего и ценного. Эти мысли настолько убедительны, что он забывает, что когда был здоров, то любил и ценил свою работу, семью, друзей, хобби.

Помощь психолога при работе с неудовлетворённостью жизнью и недовольством собой состоит в том, чтобы найти причины происходящего и помочь их устранить.

Возможно, необходима помощь в том, чтобы понять, чего не хватает и планировании того, как добавить это в жизнь. Часто оказывается достаточно одной-двух встреч с профессиональным психологом, а дальнейшую работу вы можете проделать самостоятельно.

В других случаях психологическая помощь состоит в том, чтобы научить вас замечать хорошее и оценивать себя реалистично, предъявлять к себе разумные требования, отстаивать свои интересы и т.д. В этом случае профессиональный психолог отчасти выступает как тренер. Он составляет план тренировок, помогает не надорваться от непосильных нагрузок и поддерживает при неудачах. Если же дело в депрессии - необходима психотерапия. Иногда, помимо психотерапии, психолог может предложить обратиться к доктору для назначения лекарств.

Мы все порой бываем недовольны собой и это совершенно нормально. Но если это чувство долго не проходит и нарастает, приходите к нам, мы вместе разберемся, в чем причины и преодолеем трудности.


2015, Психодинамика. При перепечатке и копировании текстов активная ссылка на обязательна.

Неудовлетворенность жизнью как качество личности – неспособность при осознании своей жизни каждый раз испытывать умиротворение, спокойствие и смирение, проявлять положительные эмоции при мысленном сопоставлении своих целей, желаний, намерений, надежд с фактическими результатами, нынешнего своего состояния с прошлым, взвешивания перспектив на будущее, сравнения своей жизни с жизнью окружения.

— Почему многим людям не удается достичь просветления? — спросили у Мастера. — Потому что они считают потерей то, что в действительности является приобретением. Тут он вспомнил о своем знакомом бизнесмене. Его бизнес процветал, и от клиентов не было отбоя. Когда Мастер поздравил его с успешным ведением дел, тот уныло ответил: «Давай реально посмотрим на жизнь. Посмотри на эти двери. Если через них будут проходить толпы народу, то нам вскоре придется менять петли».

Неудовлетворенность – это неотъемлемый атрибут ума. Он никогда не бывает удовлетворен. Достаточно сказать, что ум призван управлять чувствами – зрением, слухом, осязанием, обаянием и вкусом. Чувства по своей природе ненасытны, их давление на ум настолько сильное, что с ними порой нелегко совладать без поддержки разума и совести. Само осознание, что в основе неудовлетворенности жизнью лежит природа ума и чувств, побуждает разумного человека, хочет он того или нет, контролировать «болтовню» ума, перепады чувств и каскад вожделенных желаний. Иначе можно превратиться в безвольный придаток своего неугомонного, охочего до удовольствий ума. Аристотель утверждал: «Природа желания - неудовлетворённость, и большинство людей живёт, испытывая лишь это чувство».

Порой ум, обожающий в сотый раз пережевывать прошлое, оглянется назад и начинает сокрушаться, как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок. Иэн Бэнкс в книге «Улица отчаяния», начатого с первой же строки на «оптимистичной ноте: ««Два дня назад я решил покончить с собой», — пишет: «Всё, что со мной происходит, занимает вроде бы правильное количество времени - в то время, но позднее… Господи, да куда же оно все подевалось? Оглянешься иногда назад и думаешь: неужели я действительно все это делал? А в других случаях ты думаешь: это что, и все? Неужели это и все, что я успел сделать? Мы никогда не бываем довольны. Мы даже не знаем, что значит это слово».

Неуправляемый ум провоцирует проявления неудовлетворенности, а от нее рукой подать до недовольства жизнью, Богом, собой и окружающими людьми. Один человек, наведавшись к Старчику, стал жаловаться ему на жару и всё говорил, как было бы хорошо, если бы поскорее наступили холода. Старчик обратился к ученикам: - Внимайте, соколята, - сказал, - мыслить подобным образом свойственно большинству людей: летом мечтать о зиме, а зимой - о лете; или во время болезни стремиться к здоровью, а будучи здоровым - пускаться во все тяжкие… Подобным примерам нет конца. Потому говорю вам: не будьте похожи на того хозяина, у которого горит дом, а он в это время думает, как заработает деньги, купит новую мебель и обставит ею гостиную.

Имея глубинной причиной своего проявления функциональные задачи ума, неудовлетворенность может на поверхностном уровне возникать во всевозможных формах. В частности причинами неудовлетворенности жизнью могут стать отсутствие осознанных целей, финансовое неблагополучие, шаткое здоровье, семейные неурядицы, недовольство окружающими, стремление соответствовать ожиданиям других людей, жизнь по стереотипам родительской семьи, неадекватная самооценка, занятие не своим делом, то есть работа, не соответствующая жизненному предназначению человека, его талантам и наклонностям.

Укротив ум и обуздав чувства, человек, казалось бы, может облегченно вздохнуть – неудовлетворенность побеждена. Но не тут-то было. Оказывается, чтобы победить неудовлетворенность жизнью, нужно удовлетворить потребности души в вечности, всеобъемлющем знании и счастье. Внутри каждого человека живет желание к вечному состоянию, то есть человек хочет того, что материальная природа сделать бессильна. Лишь сознание человека, как основной атрибут души, обоснованно стремится к вечности.

Вторая потребность души – это получение духовного всеобъемлющего знания, в корне отличного от обычного мирского знания, направленного на материальные цели. Духовное знание выходит далеко за пределы обыденной действительности и направлено на разрешение вопросов, в чем смысл жизни, какие цели в жизни высшие и главные, как строить отношения с Богом, каким образом действуют справедливые законы мироздания, как правильно жить, чтобы исполнить свою жизненную функцию, своё предназначение. Именно в таком сокровенном духовном знании душа нуждается, прежде всего.

Когда человек не может получить истинного духовного знания, никакие материальные «коврижки» не устранят его неудовлетворенности жизнью. Секс, алкоголь, наркотики, роскошная жизнь не делают его счастливым. К примеру, меньше всего суицидов совершается в Египте, на Гаити и Ямайке — в этих странах уровень самоубийств близок к нулю. Позитивисты живут не в Швеции, Финляндии и Дании, а в Индии, Китае и Японии. В целом в более развитых, более богатых странах мира зарегистрированный уровень самоубийств много выше, чем в более бедных. Основная причина суицидов – неудовлетворенность жизнью, бессмысленность существования. Казалось бы, чего не хватает при высочайшем уровне жизни, при всех социальных гарантиях, возможностях, комфорте, материальных наслаждениях? Всё материальное есть, а люди впадают в депрессии, переживают внутренний кризис. И всё по причине неудовлетворения потребностей души. Еще Джон Стейнбек в книге «На Восток от Эдема» подметил: «… богатые особенно страдают неудовлетворенностью. Одень человека, насыть, дай ему хороший дом - и он умрет с тоски».

Однажды мудреца спросили: - Разве неудовлетворённость не приводит к желанию изменяться? Он ответил: - Слишком малая неудовлетворённость означает отсутствие желания изменяться. Слишком сильная - отсутствие способности к изменению. И всё-таки многие творческие люди говорят веские слова в защиту частной неудовлетворённости, не распространяющейся на все сферы жизни. Так Жюль Ренар говорил: «Всегда оставаться неудовлетворенным - в этом суть творчества». Фантаст Айзек Азимов еще более категоричен: «… именно неудовлетворенность текущим положением дел подтолкнула человечество к созданию цивилизации и культуры. Удовлетворенность жизнью ведет к застою и деградации…»

Безусловно, неудовлетворенность в сочетании со строгостью к себе может способствовать личностному росту. Однако в большинстве случаев она вызывает беспокойство ума, вносит разногласия между умом и разумом. Ненужные, неудовлетворенные желания становятся камнем преткновения между ними. Неудовлетворенность сначала служит спусковым крючком для раздражительности, а затем трансформируется в гнев – одного из главнейших врагов человека.

Петр Ковалев


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник