10.10.2019

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: НОД по художественно — эстетическому развитию (рисование)в старшей группе Тема: «Дымковская слобода. Дымковская игрушка: история промысла, технология создания, фото


Конспект НОД в старшей группе по рисованию

«Дымковская слобода (деревня)»

(Коллективная композиция)

Воспитатель: Байхонова Елена Аягановна

Предварительная работа : беседа о дымковских игрушках , рассматривание элементов росписи; просмотр мультимедийной презентации о народных промыслах « Дымковской слободе » , посещение выставок народной игрушки, декоративно-прикладного искусства. Рисование дымковских узоров , роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках .

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, обзорные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках , о дымковской росписи . Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного, творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Методика проведения занятия. Показать детям разные дымковские игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.) . Спросить, как на-зываются эти красивые изделия. Послушать стихи о Дымковской слободе ,предложить расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать общую картину « Дымковская слобода » (село, деревня . Более сложные игрушки предложить для росписи детям, которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3-4 барышни и более мелкие фигурки) .

Дети приступают к рисованию . Воспитатель подходит к каждому ребенку, напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об использовании разных элементов, разнообразных цветов.

По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.

По окончании занятия полюбоваться всем вместе обшей композицией. Сказать детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся интересные предложения.

Материалы. Силуэты дымковских игрушек , глиняные дымковские игрушки , дымковские игрушки вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка) . Большой лист бумаги для оформления картины. Бумбокс, аудиозапись русских народных мелодий.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления детей о дымковских расписных изделиях . Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.

Ход занятия:

Дети входят в группу под русскую народную музыку и встают на полукруг.

Восп : Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?

Дети : Это уточки, кони, это дымковские игрушки .

Восп : Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке.

(перед детьми картина с видом Дымковской слободы )

(На мультимедийном проекторе)

Погляди-ка на картинку. Что за деревенька в дымке ?

(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе )

1. И село родное люди « Дымково » назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины.

2. Все игрушки – непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

3. Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведем сейчас рассказ.

Восп : Молодцы, ребята!

Восп : А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барашек,коней, барышень, уточек которые я приготовила для вас.

Но что же это – мастерская закрыта!

Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 2 вопроса :

1. Почему этот народный промысел называют дымковским ?

2. А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку ?

Восп : Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.

Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.

Пальчиковая гимнастика :

Наши пальчики расскажут

Все умеют, все покажут

Пять их на моей руке

Все делать могут

Всегда помогут

Они умеют рисовать

Палочки, кружочки

Разноцветные овалы

Кольца или точки

Мы возьмемся все за дело

Эх, работа закипела!

(дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек (во время рисования звучит народная музыка) , по окончании работы сделать общую картину « Дымковская слобода » (село, деревня , где создают глиняные игрушки) .

Восп : Ай да, Дымковская Слобода у нас получились ! Настоящие – дымковские игрушки !

Анализ детских работ :

Восп : Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!

Кто трудился от души – веселись теперь, пляши!

(дети под музыку водят хоровод) .

Вот такая у нас получилась

Дымковская слобода

В заречной части города Кирова, напротив старых кварталов, расположилась на берегу слобода Дымково . Слобода отлично просматривается с высокого берега реки Вятки. Сейчас в слободе стоят местами старые избушки, но они потихоньку уступают небедным дачным домикам. Эта местность в весенний период находится в зоне затопления.

Именно слобода Дымково является матерью дымковского народного промысла , великолепной яркой . Она и раньше была застроена преимущественно одноэтажными деревянными домами.

Здесь отличные глины и песок. Сейчас, в наше время, промысел сохраняет свою традицию и использует только местную глину . Глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком и служит материалом для производства игрушки.

Дата основания слободы Дымково примерно XV - XVI век. Впервые Дымково упоминается в грамоте Ивана Грозного в 1582 году. В то время Киров носил название Хлынов . С Хлыновым слобода соединялась речной переправой. Именно на этом оживленном тракте впоследствии появился первый мост через Вятку - сейчас в народе его называют «старый».

Для жителей и гостей Хлынова путь начинался из Раздерихинского оврага, через переправу и далее по Слободскому тракту. И первой по пути была именно слобода Дымково. Тракт, кстати, называется так не из-за слободы, а потому, что в 35 километрах расположен небольшой городок Слободской.

Дымково прославила вятскую землю на всю Россию уникальным народным промыслом. Все привыкли считать его визитной карточкой Кировской области. Но, оказывается, в Великом Устюге, на низменном берегу реки Сухоны, расположено место, которое носит такое же название!

Большинство историков склоняются к мысли, что слобода Дымково была основана выходцами из Великого Устюга. В конце XV века по указу царя Ивана Грозного сюда были переселены неугодные люди. Уничтожая оппозиции, царь переселял бояр и купцов на север, подальше от Москвы. Не имея больших земляных наделов, люди занимались ремесленничеством. Возможно благодаря этому гончары и игрушечницы и дали начало этому народному промыслу.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода»
Задачи:
Продолжить знакомить с дымковской игрушкой: с элементами узора, сочетаниями цветов, композицией;
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Предварительная работа:
1. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции.
2. Организация выставки на тему: «Веселая ярмарка дымковской игрушки».
3. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.
Материал: изделия декоративно-прикладного искусства, рисунки дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; трафареты дымковской игрушки, цветные карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель:
- Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
И отгадайте её, друзья!
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
(дымковская игрушка)
-Правильно, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?
(Дымковская игрушка)
- Давайте их рассмотрим. (Рассматривают игрушки).
- А почему они так называются?
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- Послушайте, пожалуйста, какие красивые стихи об этих игрушках написали! (Читают дети).
1.Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.
2.Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
4. Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упусти.
- Какого цвета дымковские игрушки? (Всегда только белые)
- Какие узоры вы видите на игрушках? (кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца)
- Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках? (лошадка, петушок, олень, баран, барышня)
- Наиболее,распространённые сюжеты: (няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)
- Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты Дымковской игрушки. (Воспитатель раздает напечатанные трафареты всей группе)
- Мы будем украшать игрушку узорами. Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор.
Физминутка «Дымковские игрушки».
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком
Щёчки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
- Сядьте поудобнее, начинаем работу. (Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)
- А теперь заканчивайте свои работы, и мы поселим все наши игрушки в Дымковскую слободу.
- Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Спасибо вам за работу.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №23

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА»
Составила: Чикваидзе Елена Георгиевна
посёлок Ремзавода
2017


Приложенные файлы

(коллективная композиция)

Цели занятия: вызвать интерес к изделиям дымковских мастеров, дополнять знания детей о дымковских игрушках, продолжать формировать представление о манере и технике дымковской росписи, ее характерных особенностях, воспитывать положительное отношение к народному искусству, развивать навыки коллективной работы.

Материалы и оборудование к занятию: интерактивная доска для показа фотографий с изображением дымковской деревни, электронный носитель с аудиозаписью народных песен (по выбору воспитателя) , дымковские игрушки, вырезанные из бумаги фигурки дымковских козликов, барышень, олешков, кисти, краски (гуашь) , стаканчики с водой, индивидуальные салфетки.

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, подготовка большого листа бумаги (рисунок по теме, тонирование) для коллективной работы.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в прошлое и заглянем в заречную слободу Дымково, что рядом с городом Вятки (а сегодня называется городом Кировом) .

На экране (интерактивной доске) детям показывается подборка фотографий с изображением дымковской слободы и дымковских игрушек. Каждая фотография сопровождается кратким рассказом воспитателя по теме: об истории возникновения дымковского промысла, о преемственности традиции изготовления игрушки из глины по женской линии, о процессе росписи, о ярмарке «Свистуньи-свистопляски» , о старейших мастерицах и их ученицах. Следует подробнее остановиться на технике создания дымковской игрушки в наше время. Вместе с ребятами сделать вывод об уникальности и большом культурном значении данного явления русского народного искусства.

Молодцы! Интересно вам было заглянуть в прошлое? Вы были очень внимательными и узнали много нового. А сейчас самое время немного отдохнуть.

Физкультминутка: «Пальчики рисуют»

Пишем на ладошке указательным пальчиком, потом средним, потом безымянным, потом мизинчиком.

Нарисует пальчик круг,
А потом овал.
Букву А и букву Б
Пальчик рисовал.

Может О нарисовать,
Может цифру 5.
Не устанет никогда
Пальчик рисовать.

(Ульева Е.А. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет)

Воспитатель: Ребята! А хотите выступить в роли мастеров и попробовать создать такую дымковскую деревушку с игрушками своими руками? Предварительно мы с вами подготовили большой лист бумаги, на котором каждый из вас разместит свою игрушку.

Под звучание народных песен дети приступают к росписи вырезанных из бумаги фигурок дымковских игрушек. Следует напомнить ребятам о разнообразии цветовой гаммы и различных элементах узора при росписи фигурок.

После высыхания всем вместе участвовать в раскладывании фигурок на большом листе бумаги. Предложить полюбоваться получившейся коллективной композицией.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода»

Задачи:

Продолжить знакомить с дымковской игрушкой: с элементами узора, сочетаниями цветов, композицией;

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Предварительная работа:

1. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции.

2. Организация выставки на тему: «Веселая ярмарка дымковской игрушки».

3. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

Материал: изделия декоративно-прикладного искусства, рисунки дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; трафареты дымковской игрушки, цветные карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель:

Я – барыня сударыня!

Я в гости к вам пришла.

Загадаю вам загадку,

И отгадайте её, друзья!

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(дымковская игрушка)

Правильно, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?

(Дымковская игрушка)

Давайте их рассмотрим. (Рассматривают игрушки).

А почему они так называются?

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Послушайте, пожалуйста, какие красивые стихи об этих игрушках написали! (Читают дети).

1.Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Красноногий, желторогий,

Мчится глиняный олень.

2.Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка,

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алее гребешок.

3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша,

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

4. Даже кони в праздничных нарядах.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник