22.08.2019

От чего зависит успех деятельности производства. Успех организации зависит от высокой личной эффективности каждого работника. «Успех компании напрямую зависит от правильной организации бизнес-процессов


Зачастую решение проблем бизнеса достигается более дешевыми и эффективными средствами, чем об этом принято думать. Ни одна наука и ни одна практическая дисциплина не породила и не продолжает порождать столько иллюзий, сколько производится менеджментом. Большая часть их проистекает из непоколебимой веры в стереотипные представления об управлении. Однако человек является слишком сложной системой, для того чтобы заключать его в рамки раз и навсегда установленных принципов.


Главная иллюзия менеджмента

Иллюзии менеджмента многогранны, однако, по существу, все они сводятся к главной иллюзии: управлению можно научить. Многие руководители на собственном горьком опыте знают, что это не совсем так. Средства и время, затраченные на обучение перспективных сотрудников, зачастую оказываются попросту выброшенными на ветер, в то время как люди, не имеющие никакого образования, довольно часто оказываются на волне успеха.

Миф о том, что руководителя можно сформировать посредством существующей системы образования, включая многочисленные учреждения, обучающие и консультирующие по различным аспектам управления, долговечен. Его существование поддерживается теми, кому это выгодно, — ведь, как известно, выгоднее всего обучать тому, чему научить невозможно. Истина, между тем, проста: если вы имеете развитые психологические качества, либо, как принято говорить, «знаете людей», — успех в деле руководства предприятием вам обеспечен. С другой стороны, правильная постановка вопроса заключается в том, чтобы «построить» личность менеджера, а не обогатить ее отдельными рекомендациями по ведению бизнеса.

Один из руководителей крупного частного предприятия признался, что многое из того, что рекомендую я, он делал и раньше, придя к этому интуитивно. Попутно выяснилось, что у этого человека 8 классов образования. Пример знакомого менеджера не является чем-то из ряда вон выходящим. Наиболее состоятельный человек планеты в свое время бросил институт, а его предшественник Аристотель Онассис вовсе обходился без образования. Режиссер-миллиардер Стивен Спилберг получил высшее образование в весьма зрелом возрасте, уже после того, как стал знаменит.

Согласно статистике, в списке наиболее высокооплачиваемых профессий мира по-прежнему лидирует тройка профессий, образование для которых не является обязательным. Речь идет о руководителе, предпринимателе и менеджере по продажам.

Наше время свидетельствует все отчетливей: путь к успеху лежит не столько через образование, сколько через работу над собой путем развития личных качеств.

Эффективному руководству любого уровня, будь то предприятие или государство, препятствует, по сути дела, только одно: ограничения и комплексы руководителя, не дающие ему прибегнуть к самой эффективной форме управления, которую я называю управлением взаимоотношениями. Как известно, управлять другими способен лишь тот, кто умеет управлять собой. Моя практика психолога и бизнес-тренера доказывает: чем более развиты личные качества руководителя, тем легче решаются управленческие задачи и тем менее трудоемкий и более эффективный стиль руководства он выбирает.

С какого именно уровня вы управляете?

В зависимости от уровня развития личности руководителя, управление может осуществляться со следующих уровней:

I уровень — управление через контроль за прохождением информации и материальных ресурсов

Этот уровень обязывает руководителя вникать во все нюансы, особенно финансовые. Менеджер стремится полностью контролировать потоки информации и материальных ценностей через каждого сотрудника, что кажется нормальным и даже необходимым в период становления предприятия. Между тем, если руководитель остается на этом уровне управления, стремясь мысленно «дублировать» все действия сотрудников и максимально контролировать их, он рискует в скором времени «сгореть на работе», ибо контролировать все процессы попросту невозможно.

Подобный стиль работы не признается даже современным менеджментом, и тем не менее, многие руководители не в состоянии от него отказаться. Причины лежат в психологической сфере: страх потерь, боязнь будущего и чувство собственной неполноценности из-за опасения не знать чего-либо. Обладание такого рода комплексами сковывает энергию руководителя и ведет к неудачам. Данный стиль руководства свойственен, прежде всего, тем руководителям, которые не способны провести параллель между собственными внутренними проблемами и состоянием предприятия.

В тех случаях, когда менеджер осознает связь своего внутреннего состояния с положением дел на предприятии, он ищет, прежде всего, психологическую помощь, посещая консультации или тренинги. Ложное направление поисков — покупка услуг по бизнес-инжинирингу: руководитель все равно окажется неспособен следовать их рекомендациям и рано или поздно опять вернется к привычным схемам управления. Добрая половина известных мне кризисов в управлении предприятием снимались обычной психологической консультацией.

II уровень — управление процедурами

Такой уровень управления является более продвинутым, ибо не требует непосредственного «дублирования» руководителем работы каждого из сотрудников. Для уровня управления процедурами характерно стремление к четким должностным инструкциям с целью облегчения контроля корректности процедур. Когда работа налажена должным образом и каждый сотрудник занят своим делом, потребность в контроле способа действий уменьшается, потому что контролировать время нахождения сотрудников на работе и виртуальное пространство их работы значительно легче, чем материальные ценности либо информацию, которой они располагают.

Однако и этот уровень руководства не идеален, поскольку в момент, когда схема управления процедурами достигает своего совершенства, ее преимуществами начинает пользоваться не только хозяин, но и сотрудники, что неизбежно приводит к злоупотреблениям.

К сожалению, большинство рекомендаций современного менеджмента построены таким образом, что высшей точкой их реализации является именно управление процедурами. Однако существует и третий уровень менеджмента, на который интуитивно выходят самые продвинутые руководители — из тех, кто не читает учебников по менеджменту или относятся к ним с известной долей здоровой критики.

Руководитель, заказавший для коллектива компании тренинг по построению команды, за три дня и вдвое меньшую сумму достиг результатов, которые ему обещали в случае покупки трудоемкого и дорогого инжиниринга. Результаты тренинга он озвучил следующим образом: «Представляешь, они бы привели сюда свою команду, те неделю сидели бы за спинами моих людей и нервировали бы их, высчитывая их эффективность. А сейчас мне удалось людей сделать более открытыми друг для друга и самому приблизиться к ним. Результат — тот же: работа пошла».

Этот топ-менеджер смог перейти от управления процедурами к управлению взаимоотношениями.

На уровне же управления процедурами, как правило, застревают те, кто не преодолел своего страха перед близкими взаимоотношениями с людьми и потому не способен перейти к управлению с высоты более прогрессивных уровней.

III уровень — управление взаимоотношениями

Описать третий уровень управления достаточно просто: вы создаете себе команду, а она делает для вас все остальное. Речь идет о настоящей команде единомышленников, связанных взаимоотношениями доверия, где контроль становится практически излишним, а обмен информацией ускоряется настолько, что осуществляется едва ли не на телепатическом уровне.

«Главным достижением построения команды, — поделился знакомый руководитель, — я считаю ситуации, в которых вижу, что люди начинают делать то, о чем я только собирался их попросить. В результате общение становится более продуктивным — мы понимаем друг друга с полуслова и успеваем гораздо больше, чем раньше».

К сожалению, понятие команды настолько затерлось, что большинство людей уже не понимают смысла этого слова. Под командой чаще всего подразумевают либо послушный коллектив, восхищенно заглядывающий руководителю в рот, либо агрессивных завоевателей рынка, готовых сокрушить на своем пути все преграды по указанию свыше. При подобных представлениях менеджер как бы выносится за рамки команды, то есть подразумевается, что он все же находится ступенью выше. Но в таком случае и команда может начать работать против него, выучившись, например, сообща обманывать руководителя. Подобных примеров из области политики и бизнеса можно привести изрядное количество. Следовательно, важнейшим элементом команды должен стать сам руководитель, предоставив своему коллективу возможность проявить способности к сотворчеству.

Альтернативы построению близких взаимоотношений с людьми, которые с вами работают, нет — и потому я не побоюсь назвать управление взаимоотношениями менеджментом ХХI века. Если руководитель остановился на уровне управления процедурами, он неизбежно столкнется с проблемой получения и обработки все возрастающего потока информации, а для этого требуются все новые люди и средства.

Классический менеджмент так и не смог разрешить противоречия между провозглашенными им принципами эффективности и практикой раздувания штатов по мере расширения сфер контроля. «Я считаю, что после первого сторожа нужно нанять второго, чтобы он следил за первым», — говорил в свое время Крупп.

Источник проблем — в сознании руководителя

В практике работы с предприятиями можно отследить любопытную закономерность: чем больше люди отдалены друг друга, тем больше средств, сил персонала и внимания руководства уделяется получению и обработке информации и тем меньше — развитию качеств руководителя и персонала. Переразвитые структуры получения информации, в свою очередь, начинают оправдывать свое существование поиском потенциальных опасностей, раздувая страхи самого руководителя и подчиненных. Получается нечто вроде замкнутого круга, из которого выхода нет и быть и не может.

Сегодняшним руководителям важно осознать, что львиная доля проблем управления на любом уровне не может быть решена исключительно в плоскости получения мудреных советов от бизнес-консультантов, специалистов по PR, безопасности или маркетингу. Источник этих проблем заключен в сознании самого руководителя.

Так, некий руководитель обратился за психологической помощью, пребывая в весьма сложном положении — его форменным образом «обложили» проверяющие из силовых структур, грозя многочисленными неприятностями. Стандартный путь в такой ситуации — бег по адвокатам или попытка «договориться», на что ему, собственно, и намекалось.

Тем не менее, после того, как руководитель привел в порядок свои эмоции и начал действовать достаточно хладнокровно, ситуация резко изменилась. Его иностранные партнеры ответили на запрос из прокуратуры именно так, как ему было необходимо, в связи с чем большинство проблем отпали сами собой. Чуть позже выяснилось, что люди, проверявшие его деятельность, фактически не имели на то полномочий и в дальнейшем, во избежание неприятностей, им самим пришлось занимать оборонительную позицию.

Если руководитель достиг того уровня сознания, на котором он больше не притягивает к себе подобного рода неприятностей, можно говорить о том, что он осуществляет управление взаимоотношениями в широком смысле этого слова, управляя не только коллективом, но и событиями окружающего мира. Для этого следует изменить, прежде всего, уровень своего сознания. Помните афоризм: «У оптимиста сбываются мечты. У пессимиста — кошмары»?

Известно множество примеров, опровергающих стереотипные представления об управлении. Так, например, на одном из предприятий руководитель отказался от фиксированного рабочего дня для подчиненных, на другом — раздал ключевым сотрудникам акции своей компании, а на третьем перешел со всеми сотрудниками без различия места в служебной иерархии на «ты», разумеется, взаимно.

Из моего личного опыта и опыта подавляющего большинства людей, с которыми я работал, следует: научить управлять людьми невозможно. Однако возможно научить управлять собой руководителя и его подчиненных и наладить их взаимодействие. Тогда решение практически любых задач не составит труда.

Мне известны случаи, когда посредством решения внутренних проблем руководителя или его коллектива отпадала необходимость в оплате дорогостоящего образования для менеджмента и персонала. Ведь недостаток психологических качеств зачастую ложно воспринимается как дефицит той или иной информации по бизнесу или делу, в котором ты занят, в то время как сотрудник, реально мотивированный на работу, очень часто способен к эффективному самообучению, что называется, «не сходя с рабочего места».

  1. Исходите из того, что вы знаете о своем бизнесе гораздо больше теоретиков менеджмента и консультантов.
  2. Осознайте, что в эпоху Интернет лучшее профессиональное обучение большинства специалистов протекает на их собственном рабочем месте. В ходе работы человек может найти большую часть необходимой ему в деле профессиональной информации. Разумеется, если он захочет ее найти.
  3. Большинство проблем управления возникает не из-за профессиональной некомпетентности сотрудников или руководителя. Они возникают из-за недостаточной мотивации людей к сотворчеству, и решать их надо именно в этой плоскости.
  4. Лучшим способом мотивации персонала является создание команды единомышленников. Не жалейте сил и средств на достижение этой цели.
  5. Одно из главных ограничений, препятствующих формированию команды на предприятии, — личность руководителя. Не будьте ни авторитарны, ни уступчивы. Работайте над собой, а если направление этой работы вам неясно или осилить его в одиночку не получается, — воспользуйтесь услугами мастера личного развития.
  6. Отделяйте службу от дружбы, но при этом постарайтесь создать с ближайшими к вам по статусу сотрудниками неформальные отношения и передружите их между собой.
  7. Выделяйте средства и время на проведение внутрифирменных мероприятий, где добровольно сможет принять участие большинство сотрудников. Неплохо было бы провести на фирме тренинг по формированию команды.

Помните: большинство задач, которые сегодня принято решать посредством изучения принципов менеджмента, на самом деле лежат в плоскости личного развития. Давайте не будем лениться работать над собой. Способы такой работы известны — чтение литературы по личному развитию и посещение тренингов личного роста. Главными же направлениями такой работы остаются самонаблюдение и самоанализ.

    — психолог и бизнес-тренер, автор многократно издававшейся книги по личностному росту "Ступени сознания" . Живет и работает в Киеве. Проводит тренинги и индивидуальные консультации на четырех языках. Имеет два высших образования — по психологии и иностранной филологии. Выступал на международных конференциях в университетах Франции и США. Личный сайт —
  • Болевые точки
  • Привлекающая продукция
  • Мотивация или импульс
  • Траектория улучшений

Стабильность мирового рынка обсуждают постоянно, причем финансовые игроки больше склоняются к неутешительным прогнозам. Еще пять лет назад говорилось об огромном количестве задолженностей и скором кризисе. Как и было предсказано, кризис наступил в 2008 году. Вероятно, что через несколько лет мир вновь столкнется с очередным крахом. Финансовая нестабильность возникла из-за манипуляций Уолл-стрит, а последствия прошлого кризиса все еще не устранены. Это дает почву для новых подозрений и прогнозов. Увы, опять неутешительных. Однако и во времена кризиса есть организации, которые не только смогли удержаться на плаву, но и выросли. Суть факторов успеха компании – это умение мыслить шире, работать в области неординарных умозаключений, тем самым увеличивать прибыль. Рост таких компаний мог достигать 15-20%. Подобная устойчивость позволяла привлечь новых клиентов, еще больше укрепиться на рынке, увеличив лояльность к своей деятельности. Но что стало секретом успеха компании? Вероятно, что компанию продвигали умелые лидеры? Может предприятия смогли сохранить свои позиции из-за случайных факторов? Или всему этому есть логичное объяснение, успех можно изучить, а полученные знания и дальше применять на практике? Оказывается, секрет успеха компании зависит от пяти основных факторов :

Болевые точки

У всех клиентов той или иной компании есть свои проблемы, требующие незамедлительного решения. Клиенты всегда задают себе вопрос, что делает компания для них. А руководство предприятия должно обращать внимание на позиционирование клиентов в собственном бизнесе, на их реально существующие проблемы.

Привлекающая продукция

Хорошие товары – это не редкость на рынке. И плохие товары тоже часто встречаются, иногда даже чаще, чем хорошие. А есть притягательные товары. Это особая категория, которая буквально притягивает клиентов. Такие товары ориентируются не только на качество. Производители заботятся о своих потребителях, обращают внимание на их финансовое положение. Идеальная продукция – это формула успеха компании, она притягивает всем, начиная с дизайна, заканчивая обратной связью с клиентами. Примером подобных компаний с привлекающей продукцией является Apple, Nespresso, Zara и многие другие производители. Подобных примеров в мире не так много, хотя количество хороших товаров постоянно растет.

Тыл

Залог успеха компании зависит не только от ее собственной деятельности. Также предприятие постоянно сотрудничает с партнерами, другими компаниями, подрядчиками. Качественные услуги партнеров влияют на рост и успешность. Например, если бы фирма Apple не сформировала себе тыл из нескольких тысяч разработчиков, создающих и тестирующих приложения, то, вероятно, компания не вышла бы на мировой уровень. Для успеха компании следует обращать внимание на всех, кто с ней работает.

Важно уделять огромное влияние формированию и развитию кадровой политики организации. Вот, что по этому поводу говорит Максим Ноготков , основатель сотового ритейлера «Связной» и самый молодой российский миллиардер: «Я считаю, что самую высокую прибыль дают правильные назначения людей. Секрет успеха - правильные люди на правильных местах с правильной мотивацией. Умение работать с людьми важнее любых технологий».

Мотивация или импульс

Завлечь клиента – это трудоемкая задача. Учитывая, что плохой продукции на рынке довольно много, часто потребители сталкиваются с некачественным товаром. Отсюда появляется и недоверие. Поэтому успех компании зависит от мотивации для покупки товара.

Результативность этого тезиса доказана на практике компанией Nespresso. Сфера их деятельности – это аппараты для эспрессо. На начальном этапе развития распространением аппаратов занимались разные дистрибьюторы. Только несколько дистрибьюторов во время консультаций угощали клиентов кофе. И их продажи увеличивались в шесть раз. Компания Nespresso осознала, что успех компании зависит от таких дегустаций только через три года. После этого все дистрибьюторы угощали клиентов кофе. Сегодня компания открыла более 300 собственных магазинов кофейных аппаратов. Везде посетители могут не только узнать все о товаре, но и попробовать вкуснейший кофе.

Компания Apple тоже стала открывать собственные магазины. Это связано с желанием их клиентов потрогать всю продукцию, протестировать ее лично. 65% людей, которые собрались брать iPad, хотят потрогать его перед покупкой. Сегодня в мире насчитывается более 350 фирменных магазинов Apple, расположенных в разных странах.

– это умение сформировать мотивацию для привлечения клиентов и увеличения продаж.

Траектория улучшений

Эта часть является психологической, но она дается фирме довольно сложно. После разработки продукта специалисты обычно измотаны, поэтому бросают все и отправляются отдыхать. Однако настоящие профессионалы продолжают работать, создавая последующие версии товара. Ведь только они осведомлены обо всех тонкостях, поэтому могут сделать качественную версию. Траектория развития может составлять 5 градусов. В итоге это не приводит к росту. Залогом успеха компании является стремление к увеличению этого показателя.

Хорошая, даже отличная траектория улучшений наблюдается у компаний-монстров вроде Amazon или Apple. Они улучшают продукцию не только в плане технического обеспечения, но и с точки зрения отношения клиентов. При грамотной траектории улучшений можно поднять спрос на 300-500%. Каждый клиент, сравнивая товар годичной давности, должен видеть повсеместное улучшение.

Всем этим ключевым факторам успеха компании нужно просто научиться. А это не так сложно. Современный руководитель должен задать себе несколько вопросов. Ответы должны быть честными.

  • Как распределяются «проблемные точки» клиентов?
  • Как можно охарактеризовать наш товар? Является ли он притягательным?
  • Создали ли мы хорошую поддержку нашей организации? Все ли наши партнеры качественно выполняют свою работу?
  • Как мы мотивируем покупателя, чтобы он пришел именно к нам?
  • Мы формируем траекторию улучшений?

Необязательно изобретать что-то новое, можно следовать примеру известных и успешных корпораций. Toyota или Amazon, Tetra Pak или Apple, все они работали на протяжении 15 лет для создания альтернативного мышления. Мы же можем использовать имеющиеся достижения и формулу успеха компаний.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Каждая организация имеет свой уровень конкурентоспособности на рынке и складывается из ряда элементов: оборудование, технологии, и др. Но не маловажное значение имеет такой элементом как конкурентоспособность персонала, состоящая из различного потенциала каждого сотрудника.

Успешная деятельность любого предприятия зависит и от квалификации персонала и от умелого его использования.

В современном менеджменте принято различать два вида воздействия на работников: руководство и лидерство. Руководство представляет собой регламентированный организационный процесс управления трудовой деятельностью, осуществляемый менеджером - на основе делегированных ему полномочий и обязанностей, носящих нормативный характер взаимоотношений работодателя с работниками. Лидерство основывается на инициативных действиях, предпринимаемых самими работниками по их собственному почину, и является процессом внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями работников за счет личной инициативы. Во многих организациях и на предприятиях руководство и лидерство представляют собой две стороны единой системы управления персоналом

Чтобы предприятие развивалось эффективно и вносило свой вклад в развитие экономики страны и давало прибыль, им нужно эффективно управлять. Но система управления, особенно персоналом, имеет немало проблем, поэтому зная эти проблемы и, избегая их, руководитель сможет добиться успеха. Чтобы достичь эффекта в работе, необходимо уметь грамотно планировать, организовывать и контролировать процесс выполнения поставленной цели.

Грамотный управленец всегда знает, какие скрытые таланты таятся в каждом работнике, умеет придумать, как развить эти таланты и использовать их на благо компании – подарив одновременно сотруднику новый инструмент для обеспечения себе приятного настоящего и безоблачного будущего. Обучение, проведение тренингов, семинаров, курсов повышения квалификации – все это ложится на плечи менеджеров по персоналу.

Основными причинами слабой эффективности управления персоналом является:

Пассивность руководителей, их безынициативность;

Низкий профессионализм, недостаточная подготовка;

Косность – неприятие инноваций, модернизаций;

Отсутствие комплексного подхода к управлению;

Слабое взаимодействие с государством и обществом;

Отсутствие корпоративной культуры, низкие условия труда и др.

Римские мыслители говорили, что необходимо вначале устранить причину, и только тогда пройдет болезнь. Т.е. только устранив перечисленные причины, можно создавать новую эффективную модель управленческого менеджмента.

Многое зависит от руководителя. Он должен уметь делиться своим успехом, и чем лучше он умеет это делать, тем больше шанс, что люди будут работать лучше, пойдут за ним. Грамотное управление кадрами – это один из залогов успешности и продуктивности вашего бизнеса.

Рабочий коллектив – это сложный социально-психологический механизм, который требует постоянного и пристального внимания, так как именно от работы этого механизма зависит работа всего бизнеса. Создание отличной атмосферы в офисе позволит избежать текучести кадров, т.к. счастливые сотрудники более продуктивны и лучше работают в команде. Согласно последним исследованиям, проведенным Гарвардским университетом, известно, что в те дни, которые каждый работник называет лучшими, их прогресс на работе составляет 76%, а способность сотрудничать с другими людьми повышается на 53%. В то же время, когда человек чувствует себя несчастным, он выкладывается на работе в лучшем случае на 25%, а его способность к продуктивной работе с коллегами или клиентами составляет 43%.

В системе управления персоналом необходимо учитывать, что участие в управлении работников - это возложение на себя определенных обязательств и ответственности, прежде всего в интересах предприятия, а не своих личных. Ведь ответственность возможна только тогда, когда вы обучены, компетентны и не боитесь принимать решения.

В управлении персоналом важно учитывать моральную среду предприятия - мораль нанимаемых работников, а формируется мораль религией, другого института человечество пока не придумало. Поэтому, когда мы говорим о низкой морали, мы имеем в виду невысокое влияние религиозного и светского образования на воспитание людей.

Для бизнеса самое трудное - это менять людей, а не саму систему, но ведь при помощи хорошей системы можно заставить людей поменять свои привычки. Кроме этого, необходимо помнить, что знание истории национальной культуры, ее ценностей и образцов поведения людей в различных ситуациях позволяет профессионально готовить будущих менеджеров. Без знания особенностей национальной культуры как совокупности способов взаимодействия людей в обществе с окружающей их внешней и внутренней средой, что проявляется в творческом процессе создания и использования духовных и материальных ценностей невозможно решать на высоком профессиональном уровне сложные и комплексные задачи.

В современных рыночных условиях менеджер должен быть высокообразованным и компетентным, умелым и опытным руководителем и обладать природными качествами (практичность ума, ясность и проницательность, достоинство и доброжелательность, обходительность и обязательность и т.п.; чертами характера (открытость и искренность, подвижность и совестливость, решительность и осторожность); профессиональными качествами (компетентность и умение рисковать, восприимчивость нового и организаторское чутье); приобретенными качествами (высокая работоспособность и чувствительность к изменениям, умение идти на компромиссы и взаимовыручка, доверие, сдержанность и ответственность.

Управление персоналом предприятия относится к сфере деятельности всех категорий менеджеров, которые несут полную ответственность за состояние и результаты труда персонала.

В настоящее время вступление человечества в новую стадию своего развития - постиндустриальную эпоху - предъявляет принципиально новые требования к проектированию современных успешных организаций, к принципам и методам их функционирования, поскольку в XXI в начинает господствовать парадигма глобального менеджмента. Новая система стирает различия между национальными системами управления. Она возникла как реакция на международную гиперконкуренцию и распространение телекоммуникационных сетей новой, электронной экономики, пересекающих национальные и культурные границы. Сегодня рынки виртуальны и интернациональны, а не национальны. Информация не знает границ. Менед­жеры всего мира все больше говорят на одном языке кондепций и практики бизнеса и управления. Общее в менеджменте значительно перевешивает то, что пока еще различно. Различия можно найти в культурной среде или в уровнях компетенции, но базовые положения имеют тенденцию к большему единообразию и большей приемлемости.

Возникновение парадигмы глобального менеджмента подталкивается новым, глобальным потребителем, который желает получить все сразу: высокое качество, низкие цены, быструю доставку, максимальную надежность.

Так возникает парадигма глобального менеджмента, которая ничего не предписывает и ничего не рекомендует, а отражает в рамках единой системы характер революционного изменения в системах менеджмента, происходящего в наши дни. В управлении персоналом её основными элементами или чертами являются:

Четкая тенденция перехода от иерархических, вертикальных структур к горизонтальным, к корпорациям с сетевой структурой (в новой, инновационной экономике правит знание и интеллект и все происходит в режиме реального времени, негибкие вертикальные структуры не имеют шанса на выживание)

Создание сети автономных взаимодействующих команд, находящихся ближе к клиенту и отличающихся творческим подходом, ответственностью и самоорганизацией.

Управление по принципу «открытой книги». Лишь информированные работники способны на творчество, предпринимательскую инициативу. Работники начинают думать как собственники, когда им делегируют полно­мочия и ответственность, они приобретают стратегическое мышление. Информация должна быть доступна всем, распространяться и передаваться внутри компании; только тогда работники будут вносить непосредственный вклад в успехи или неудачи компании.

Создание самообучающихся организаций, способных учиться и быстро трансформировать полученные знания в действия.

Перечисленный черты в целом правильно описывают характер новой управленческой парадигмы, которую должны принять современные организации. Флагманами являются инновации, обеспечивающие прогресс за счет непрерывной их динамики, которые в бизнесе должны следовать одна за другой.

К важнейшим особенностям пространства новой инновационной экономики ХХI в относятся следующие особенности, наблюдаемые сейчас в мире:

Решающим фактором производства становится сам человек и его знания, а не земля и капитал.

Риск, неопределенность, постоянные изменения становятся правилом во всех сферах.

Знания курсируют совершенно свободно и индустриально развитые страны более не имеют монополии на знания.

Интернализация и виртуализация бизнеса.

Идет стирание границ.

Зарубежные компании уже встают на путь «оттачивания» ключевых видов деятельности и конкурируют на основе своей ключевой, стержневой компетенции и «компетентов», т. е. специалистов, которые являются носителями этой компетенции.

Инновационность в организации эффективной работы в компании означает, прежде всего, более полное использование ее интеллектуального потенциала, который по экспертным оценкам используется в среднем на 5 - 15%. Уровень использования знаний и опыта ключевых специалистов - наиболее критичного для компании ресурса - неприемлемо низок. В инновационной экономике это отношение может быть и должно быть изменено.

Литература:

1. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. [Текст] / – 2-е изд., перераб. и доп. Е.Е.Вершигора – М.:ИНФРА-М, 2005 - 238 с.

2. Веснин, В.Р. Управление персоналом: Учебник. [Текст] / В.Р.Веснин – М.:ТК Велби – Проспект, 2008. -688 с.

3. Акмаева, Р.И. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. [Текст] / Р.И.Акмаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. -347 с.

4. Семенов, А.К., Основы менеджмента: Учебник. [Текст] / А.К.Семенов, В.И.Набоков – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 300 с.

5. Шейн, Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. Под ред. В.А.Спивака. [Текст] / Э.Х.Шейн - СПб: Питер, 2010. – 336с.

«Югшинсервис» - один из ведущих поставщиков шин для различных видов транспортных средств на юге России. Компания создана сравнительно недавно, но уже сумела приобрести обширные и прочные партнерские связи. Организация поставок - сложный и многогранный бизнес, основной особенностью которого является тесное взаимодействие с производителями. Работу «Югшинсервиса» можно рассматривать как пример грамотной постановки такого взаимодействия. О стратегии развития предприятия, об особенностях сотрудничества с клиентами и поставщиками рассказывает директор ООО «Югшинсервис» Михаил Туров.

(Беседу ведет Анатолий Ефремов, фото предоставлено ООО «Югшинсервис».)

- Михаил Андреевич, вашему предприятию всего четыре года. Каких успехов уже удалось достичь?

ООО «Югшинсервис» создано 29 июня 1998 года. За этот сравнительно небольшой период компания вошла в число крупнейших поставщиков шинной продукции на юге России, а также установила деловые связи с самыми известными производителями автошин. У нас есть партнеры по всей Российской Федерации и ближнему зарубежью. Сейчас «Югшинсервис» является официальным дилером и представителем таких гигантов шинной промышленности, как ООО «Торговый дом ”Кама”» (Нижнекамск), БШК «Белшина» (Бобруйск), АО «Воронежшина» (Воронеж), ТД «Омскшина» (Омск), ОАО «Ярославский шинный завод» (Ярославль), ООО «Амтелшинторг» (Москва), ООО «Амтел-Украина» и др. В Ростове-на-Дону действует филиал компании.

Четыре года работы на рынке подтвердили правильность выбранного нами направления деятельности: на фоне повышения активности отечественных предприятий наша продукция оказалась необходимой в различных регионах России.

- Расскажите немного о структуре «Югшинсервиса». Какие основные подразделения входят в состав компании?

Компания имеет четкую и логичную структуру. У нас создано несколько подразделений, представляющих основные направления деятельности. Это отделы реализации, снабжения, ВЭД (внешнеэкономической деятельности), бухгалтерия, есть собственный склад оптовой торговли и магазин. Подобная структура позволяет четко реализовывать поставки и обеспечивать клиента именно той продукцией, которая нужна ему в данный момент. Кроме того, мы работаем через собственную сеть реализаторов, что дополняет картину наших взаимоотношений с заказчиками. Все подразделения гибко взаимодействуют между собой. Их руководители напрямую подчиняются директору. Такова стандартная схема нашей работы.

- Насколько широк ассортимент продукции? Что вы можете предложить заказчикам?

В нашем прайс-листе более 500 наименований продукции. По самым доступным ценам мы предлагаем широкий ассортимент легковой, легкогрузовой, грузовой, сельскохозяйственной, автобусной авторезины, камер и автомобильных дисков. Гибкая система скидок, а также высокий уровень обслуживания и отлаженный механизм работы с клиентами позволяют максимально удовлетворить запросы и пожелания партнеров. Например, мы принимаем заказы на редкие виды резины, если она у нас отсутствует. Оплата производится по наличному и безналичному расчету.

- Какова география ваших клиентских связей? Вы работаете только с российскими заказчиками?

География клиентских связей довольно обширна: Московская, Ярославская, Ростовская области, Ставропольский, Краснодарский, Хабаровский края, Республика Северная Осетия. Мы обслуживаем преимущественно российских заказчиков. Это связано с тем, что основной ассортимент нашей продукции - шины производства российских заводов. Тем не менее на предприятии, как я уже сказал, создан отдел внешнеэкономической деятельности, который занимается исследованием рынка и организацией более широкой сети сбыта. Есть уже и результаты такой работы.

- Востребована ли продукция, которую вы поставляете?

Да, вполне востребована. И как показывает наш опыт, необходимо работать в плане расширения ассортимента продукции: она оказалась нужной самым разным предприятиям. Постоянство клиентов говорит о том, что мы сумели найти правильное соотношение цена - качество. Сейчас работаем над тем, чтобы удовлетворять запросы клиентов наиболее комплексно.

А каково финансовое положение вашего предприятия? Позволяет ли оно планировать дальнейшее значительное увеличение объемов поставок?

Наше финансовое положение стабильное, что позволяет планировать дальнейшее увеличение объемов поставок. В современной ситуации, когда рыночные отношения диктуют определенные условия выживания, мы можем говорить о том, что этап становления компанией преодолен. Сегодня мы должны работать на расширение и развитие бизнеса, который обязан удовлетворять самым высоким требованиям заказчиков. «Югшинсервис» является VIP-клиентом Юго-Западного банка Сбербанка России. Подобных клиентов по Южному региону всего около 50. Такой статус говорит о доверии государственного банка, имеющем под собой серьезные основания.

- Как складываются взаимоотношения с региональными властями? Влияет ли это на экономику предприятия?

С местными властями мы поддерживаем нормальные деловые отношения. Согласитесь, работать в регионе и не принимать активное участие в его жизни, по меньшей мере, странно. Поэтому «Югшинсервис» занимается благотворительной деятельностью, принимает участие в социальных программах. Успешное предприятие создает вокруг себя положительную атмосферу, следовательно, и для субъекта Федерации выгодно наше динамичное развитие.

Россия традиционно сильна регионами. От того, насколько эффективно будет развиваться экономика каждого из них, зависит очень многое. Мне кажется, что своим трудом мы способствуем развитию юга России, привлечению финансовых потоков, стимулируем рождение новых цепочек бизнес-отношений между компаниями и областями, краями.

- Расскажите, пожалуйста, о коллективе компании. Какова ваша кадровая политика?

У нас сложилась дружная и сплоченная команда, что, я считаю, очень важно. Ведь иногда все зависит именно от умения людей понимать друг друга с полуслова и оказать помощь в нужный момент. Кадры подбираются самым тщательным образом, учитываются такие факторы, как наличие специального образования, опыт, умение работать в коллективе и общаться с людьми. У нас своеобразный бизнес, диктующий особые правила работы, поскольку поставки всегда связаны с тесным взаимодействием между людьми. Правильная организация цепочки такого общения и является гарантом того, что клиент получит ту продукцию, которую заказывал, вовремя и с учетом всех его пожеланий.

Большую помощь мне оказывает мой брат, коммерческий директор Сергей Андреевич Туров. Успешная работа с клиентами и партнерами прежде всего его заслуга, ведь именно он осуществляет все деловые контакты предприятия, занимается вопросами поставок, продвижения товаров, финансовым менеджментом. Он главный исполнитель всех проектов, касающихся автошин.

- С какими трудностями приходится сталкиваться вам как руководителю?

В современных условиях руководитель прежде всего сталкивается с проблемой выживания компании и постоянного удержания завоеванных позиций на рынке товаров. На его плечах лежит ответственность за людей, которые у него работают, и за выполнение обязательств перед клиентами. Причем по мере роста компании усложняются и задачи, встающие перед ним. Это закономерно - руководитель должен быть гарантом динамичного развития предприятия.

- А что, по-вашему, означает выражение «хороший руководитель»?

Для меня это человек, который старается понять своих подчиненных и подать им пример, то есть быть профессионалом в своей сфере.

- Остается ли у вас свободное время? Как вы предпочитаете его проводить?

Свободного времени остается очень мало, поэтому стараюсь проводить его с семьей и друзьями. А вообще я люблю путешествовать, выезжать за город. Именно когда лишен этих маленьких радостей, начинаешь особенно их ценить.

Очень трудно полностью расслабиться и отрешиться от всех проблем и забот. Где бы я ни находился, все равно какая-то часть сознания постоянно занята делами.

Понятие «успех» имеет двойное толкование: 1) удача в достижении поставленной цели, в выполнении деятель-ности или создании ее продукта, 2) общественное при-знание достигнутой удачи. Когда же человек испытывает ощущение успеха? Когда он не только сам понимает, что добился удачи, но когда видит (понимает), что окружаю-щие значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «с общественной при-родой мотивации человеческой деятельности связано вли-яние, которое оказывает на нее оценка - обусловленная общественными нормами самооценка и оценка со сторо-ны окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит» 1 .

Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия ее протекания. Успех вообще окрыляет человека, какого бы возраста и какой бы деятельностью ни занимался этот человек.

«Вот я никак не думал, чтобы вы были так умны! - сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив.

Похвала так могущественно действует не только на чув-ство, но и на ум человека, что под ее приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову» 2 .

Наиболее благоприятным для развития личности чело-века и осуществления им деятельности будет такой успех, который дался с известным трудом и который поэтому воспринимается как заслуженный результат работы. Слиш-ком легко давшийся успех может разочаровать: я-то знаю, что немного усилий приложил к выполнению этого дела, так что же они меня хвалят? Чувства удовлетворения та-кой успех не приносит и может иметь негативные послед-ствия в отношении человека к данной деятельности. Неус-пех в деятельности, особенно длительный неуспех, вооб-ще затрудняет дальнейшую работу, делает ее психологи-чески еще более трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверх-

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. -С.565.

2 Толстой Л.Н. Юность. Собр. соч. - Т. 1. - М., 1959. - С. 172.

трудности и человек начинает ощущать себя бессильным перед ними. Именно поэтому так легко развить у школь-ника чувство неуверенности в своих силах и тем самым отбить у него всякое желание учиться.

Самооценка и оценка со стороны окружающих оказы-вает большое влияние на мотивы деятельности. Поскольку человек почти всегда ожидает и предвидит оценку, оцен-ка влияет, воздействует на его деятельность, направляя ее в определенную сторону, повышая или понижая ее уро-вень, она в значительной степени формирует и самооцен-ку. Каковы же психологические условия позитивного оце-нивания деятельности своей и другого человека?


1. Оценка должна быть результатом, а не целью дея-тельности. Как говорил С.Л. Рубинштейн, нет более вер-ного средства провалить свой успех, как думать только о нем, забыв о самом деле, которое одно лишь может дать его. Это очень не просто. Каждый человек, делая свое дело, знает, что его ждет общественная оценка, и не может быть к ней равнодушен. Правильное соотношение установок на дело и на успех в этом деле приходит только с приобрете-нием профессионального мастерства. Установка (мотив) на оценку смещает цель, в деятельности наступают те или иные отклонения.

Сравним двух преподавателей. Один очень озабочен, как он выглядит со стороны, эффектны ли его позы, хорошо ли звучат риторические вопросы, оценивают ли его эру-дицию студенты, слушая многочисленные цитаты, ссыл-ки на источники, упоминание, иногда и вскользь, много-численных авторов. Он боится показаться недостаточно современным и знающим, ему хочется удивить студентов, заставить их восхищаться им и пр. Внимание другого пре-подавателя направлено на студентов: понятно ли им, ин-тересно ли, какие задают вопросы. Он доволен, если они уловили в его лекции какую-либо неточность или спор-ный вопрос, он радуется, если студенты в ответах допол-няют те сведения, которые сообщал им он сам.

Психологическая ориентация на дело или на успех в нем обусловлена прежде всего чувством уверенности или неуверенности в своих силах, а это чувство, в свою оче-редь, зависит главным образом от того, насколько про-фессионально владеет своим делом.

2. Известно, что значительно легче делать свое дело в доброжелательной обстановке. Одни и те же задачи и про-блемы являются субъективно задачами и проблемами раз-

личной трудности, когда их приходится решать в различ-ных социальных ситуациях, в различной эмоциональной атмосфере. При общем благоприятном отношении к чело-веку отрицательная оценка его действий или деятельнос-ти будет восприниматься без обиды, спокойно. При об-щем неблагоприятном отношении отрицательная оценка воспринимается как результат пристрастного отношения

и вызывает обиду и другие негативные реакции.

3. Следует понимать, что оценка, направленная на лич-ность в целом, действует иначе, чем оценка, направлен-ная на те или иные действия человека или на результат этих действий. Это особенно важно учитывать в работе с детьми, самооценка которых в значительной степени за-висит от тех оценок, которые дают ему взрослые - родите-ли, учителя. Смысл позитивного отношения взрослых к неправильному действию ребенка таков: «Ты хороший. Но этот твой поступок (действие) нехорош».

Как учителю следует поддерживать самооценку учащих-ся?

Существует много приемов и способов, назовем неко-торые:

1. Отказаться от правила часто, с нажимом подчерки-вать способности одних, неуспехи других.

2. Отказаться от прямого противопоставления детей друг другу.

3. Не «пилить» и не ругать при всем классе.

4. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не под-черкивать это резко как нечто неожиданное.

5. Называть всех детей по именам и добиваться этого в общении детей друг с другом.

6. Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению - это лишь одно из многочислен-ных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.

7. Чаще разговаривать с замкнутыми, «неинтересными» ребятами. Поведение детей еще во многом подражатель-но, и когда они видят, как учитель беседует с их одно-классником, то считают, что, следовательно, ему инте-ресно, и тоже начинают проявлять интерес к этому «не-интересному».

8. Бережно относиться к женской гордости и к мужско-му достоинству.

9. Все, что происходит с детьми, принимать всерьез.

10. Уметь видеть за внешними поступками и действия-ми мотивы поведения, отношения, деятельности.

11. Помнить, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удов-летворять ее.

12. Исключить ситуации в школьной жизни, способ-ные вызвать у детей страх наказания.

13. Научиться воспитывать через радость, доверие, ува-жение.

14. Относиться к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности.

15. Принимать право ребенка на ошибку, на настрое-ние, на безнаказанное положение причин невыполнения какого-либо задания и пр.

16. Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка - его уровня развития, привязанностей, представлений и т.п.

17. Создавать атмосферу успеха, эмоционального бла-гополучия, ценности культуры, знания и здоровья.

18. Критически отнестись к самому себе при поиске при-чин неудач ребенка в учении, поведении, отношениях.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник