Машиностроительный комплекс представляет сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью.
Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделии, а также ремонт машин и оборудования.
Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства. На долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции промышленности страны, почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала.
Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения отличается большим многообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение производств, выпускающих различные виды продукции.
В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительная и инструментальная промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.
В течение длительного периода темпы развития машиностроения опережали развитие промышленности в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной промышленности, производства средств вычислительной техники, авиакосмического производства.
Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий.
В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.
Кризисная ситуация, назревшая к началу 1990-х гг. в стране, существенно отразилась на отрасли. Структура машиностроения отличалась крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации. Снижалась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%. Отмечались высокий уровень концентрации и монополизации производства, избыточная, неэффективная производственная активность. Лишь около 1/4 новых технологий соответствовало мировому уровню.
Распад СССР как единого государства и образование новых независимых республик способствовали усугублению распада в экономике. Нарушение договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок придали большую интенсивность развитию экономического сепаратизма республик и отдельных регионов. Меняются налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу СССР, обусловили отсутствие в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования как машиностроения, так и всего хозяйственного комплекса страны.
Транспортное машиностроение, группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта (о производстве автомобильного, воздушного и водных средств транспорта см. Автомобильная промышленность, Авиационная промышленность, Судостроение).
Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускают московский (ЗИЛ) и нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузоподъемности - Ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).
Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса - в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили - в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили - в Серпухове, Набережных Челнах и Елабуге. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицыно).
Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.
Центры авиационной промышленности сформировались в районах высокой технической культуры, располагающих высоким научно-производственным потенциалом, высококвалифицированными кадрами. Предприятия этой отрасли размещены в центральных районах европейской части, Поволжье, Западной Сибири. Различные модификации самолетов типа «Ил» производят в Москве, Воронеже, Казани. Самолеты типа «Ту» производят в Ульяновске, Москве, Самаре. Центрами авиастроения являются также Саратов, Омск, Новосибирск, Таганрог.
Значительное развитие получила ракетно-космическая промышленность. Основные предприятия отрасли размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.
Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Сложность строительства современных судов обусловливается установкой на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении сильно развито кооперирование с другими предприятиями, поставляющими не только оборудование, но и целые секции судов. Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), специализирующиеся на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения - Архангельск, на Баренцевом г Мурманск. В этих центрах производятся также лесовозы.
Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река - море», суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы. Речные суда сходят со стапелей Волгограда, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.
Политика протекционизма (поддержка своего производителя + гос. Контроль импорта)
Новые технологии + новое оборудование
Научная база (спецы) покупка патентов на новые открытия (опыт Японской скупки после 2-й мировой)
Возможно привлечение иностранных инвестиций и найм иностранных инженеров
Наши машины должны стать конкурентоспособными и для людей
Еще по теме 13. География транспортного машиностроения России. Современные проблемы развития в условиях перехода к рынку.:
- 12. География теплоэнергетики России. Размещение крупнейших теплоэлектростанций. Современные проблемы развития отрасли в условиях перехода к рынку.
- 3. география важнейших отраслей растениеводства и животноводства России. Современное развитие в условиях перехода к рынку. Ход экономических реформ в сельском хозяйстве.
- 42. Транспортный комплекс России. География важнейших транспортных магистралей. Современные проблемы развития транспорта в условиях становления в условиях становления рынка.
90-летний юбилей отметит в июле этого года некогда флагман отечественного машиностроения — Сталинградский тракторный завод. Хороший повод поговорить о том, что происходит сегодня с россий-ским машиностроением.
Прошлое. В 1944 году сталинградцы с энтузиазмом взялись за восстановление своего тракторного завода Фото ИТАР-ТАСС
ПОЛЕ БИТВЫ ОСТАЕТСЯ ИНОСТРАНЦАМ
К началу перестройки советское машиностроение и его российская часть занимали ведущее место в мире и по объемам продукции, и по ее достаточно высокому качеству, даже если не учитывать достижений оборонной промышленности, которая лидировала на международном рынке оружия и космических услуг, принося в казну до 20 миллиардов долларов валютной выручки.
В целом же продукция машиностроителей составляла около 40 процентов валового внутреннего продукта, в отрасли было занято примерно 30 процентов трудоспособного населения с удельной производительностью труда в 70 процентов от уровня США, а доля в экспорте составляла 32-37 процентов.
За считаные годы начиная с 1991-го передовой машиностроительный комплекс был фактически разрушен. Государство отказалось от обязательств по управлению и планированию производства, проведя приватизацию, в результате которой были сохранены в сильно урезанном виде только те предприятия (не считая оборонных), которые были ориентированы на поддержание экспортных и стратегических отраслей экономики: топливно-сырьевой, горнодобывающей, транспорта, сельского хозяйства. Остальные были либо скуплены и обанкрочены западными конкурентами, либо переориентированы совсем на другие задачи, выведены из городов (как фактически все предприятия черной металлургии, радиопромышленности и станкостроения из Москвы, Петербурга и других крупных городов), а высвободившиеся площади отданы под спекулятивное жилищное строительство. В той или иной степени контроль за предприятиями гражданского машиностроения и части оборонной промышленности перешел к международным корпорациям с европейскими и американскими корнями, а значимые позиции в электронном машиностроении и радиоприборостроении заняли южнокорейские и японские фирмы, упростив до сборочных некогда сложные и многоцелевые производственные линии.
По сравнению с 2013 годом годовой объем станкостроительной продукции на новых производственных мощностях возрос с нуля до трех миллиардов 600 миллионов рублей в ценах 2010 года»
МАШИНОСТРОЕНИЕ ЕДВА ВИДНО
Что осталось после катастрофических либеральных реформ 90-х от советского машиностроения? Из 18 отраслей, которыми при СССР руководили соответствующие министерства, поддерживали в сколь-нибудь удовлетворительном состоянии хозяйственную деятельность заводы и фабрики едва ли семидесяти направлений. К 2000 году практически перестали выпускать продукцию предприятия сельхозмашиностроения, электронной промышленности, тяжелого машиностроения, турбин и авиационных двигателей, на 50 и более процентов свернули деятельность энергомашиностроители, станкостроители, производители станков и оборудования для легкой и пищевой промышлености, двигателей внутреннего сгорания и так далее.
Удивительно ли, что в экономике сформировался так называемый сырьевой курс развития, бесперспективный для индустриальной державы? По мнению ведущих мировых экспертов, подтвержденному многолетней статистикой и расчетами, если на машиностроение приходится менее 25 процентов всей произведенной промышленной продукции, то невозможно обеспечить сбалансированное развитие экономики в целом. Это и произошло в течение 2000-х годов как следствие провала в предыдущем десятилетии. Если в 2000 году в машиностроении было создано около 13 процентов валового внутреннего продукта, то в 2005-м - 8,2, а в 2010-м - 7,8 процента ВВП! А в общем объёме обрабатывающих отраслей машиностроение едва ли достигало 20 процентов, причем в промышленности в целом - всего 12,8 процента. Сравните с 45 процентами промышленного производства, которое приходилось натопливно-энергетический комплекс! Такое соотношение свидетельствует о том, что машиностроители не обеспечивали поставки продукции на отечественные высокотехнологичные заводы и фабрики. Особенно наглядно кризис проявился в станкостроении - ключевой отрасли машиностроения, без которой невозможно развитие промышленности в целом. Премьер Дмитрий Медведев в 2013 году констатировал, что российский рынок по станкам на 90 процентов зависит от импорта. По объемам производства металлообрабатывающего оборудования Россия занимает 27-е место в мире, а удельный вес станкостроения в валовом внутреннем продукте России составляет около 0,03 процента, что характерно для отсталых аграрных стран. В Китае этот показатель равен одному проценту, чуть меньше одного процента в Японии и Германии.
ПОДДЕРЖКА ДЛЯ ЛУЧШИХ
Рискну предположить, что в высших эшелонах власти начали осознавать жизненную необходимость и важнейшую государственную обязанность в возрождении отечественного машиностроения сразу после того, как в августе 2008 года российские войска отразили грузинскую агрессию против Южной Осетии. Тогда вскрылась, в частности, неготовность отечественного машиностроения, той же оборонки в полной степени обеспечить своевременное обновление и ремонт боевой техники, выбывающей в ходе вооруженного конфликта. Была принята, к примеру, федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» - первый за двадцать постсоветских лет документ такого уровня, посвященный отечественному машиностроению! А в 2013 году Правительство провело совещание о мерах по развитию отечественного машиностроения в целях модернизации военно-промышленного комплекса. Это совещание стало первым звеном в цепи ключевых решений, целью которых стало возрождение отечественного машиностроения, но не всех его отраслей.
Стратегия, как можно сделать вывод из политики Правительства, избрана следующая: начать модернизацию и развитие оборонной промышленности, как наименее пострадавшей в ходе либеральных реформ, отказавшись от попыток реанимировать с госпомощью те отрасли (например, гражданскую электронную промышленность или оборудование для легкой промышленности), в которых мы безнадежно отстали. Для этого было выделено несколько триллионов рублей, в том числе 1 триллион 670 миллиардов должны быть превращены в новые производства и технику в ближайшие три года. А оборонка, в свою очередь, должна стать тем самым инновационным ядром, которое позволит развить и смежные отрасли гражданского машиностроения.
929 объектов будет построено для развития оборонной промышленности, доля инновационной продукции в общем объеме возрастет до 40 процентов, при этом будет разработано не меньше 1,3 тысячи новых технологий, призванных вывести на принципиально иной уровень военное производство.
Параллельно намечено развивать и отечественное станкостроение, ориентируясь прежде всего на запросы ОПК. Для этого бюджетные ресурсы, на которые раньше закупали станки за границей, решено расходовать, чтобы создавать производство аналогичных изделий. При этом соответствующими нормативными актами запрещено импортировать широкую, в сотни наименований, гамму машиностроительной продукции, что, кстати, вызвало неудовольствие США и их союзников в рамках Всемирной торговой организации.
Такое косвенное инвестирование в станкостроительную промышленность может составить примерно 180 миллиардов рублей в год. Сегодня в рамках реализации нескольких десятков инвестиционных проектов создаются мощности по производству современнейших высокотехнологических металлообрабатывающих центров повышенной динамической жесткости в Перми, высокоточных прецизионных станков с ЧПУ в Рязани, станкостроительное производство по воспроизводимой зарубежной технологии в Азове, производственная линия по выпуску сложнорежущего инструмента с целью полностью заместить импортные аналоги в Свердловской области и десятки других промышленных объектов. Всего по сравнению с 2013 годом годовой объем станкостроительной продукции на новых производственных мощностях возрос с нуля до трех миллиардов 600 миллионов рублей в ценах 2010 года.
Еще две стратегические отрасли машиностроения получили повышенное государственное внимание и финансовую опеку. Во-первых, это почти прекратившее существование к середине 2000-х годов сельскохозяйственное машиностроение, которое призвано обеспечить к 2020 году развитие агропромышленного комплекса до уровня, полностью исключающего зависимость страны от импорта продовольствия. На эти цели бюджет выделяет около трех триллионов рублей. Село должно получить около 13 тысяч новых тракторов и около 7 тысяч зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, все - отечественного производства.
Другой объект господдержки -транспортное машиностроение. Программа по этому направлению в кризисном 2016 году предусматривает дополнительные ассигнования в размере минимум 10 миллиардов рублей; продолжится сооружение мощностей на Брянском локомотивостроительном заводе по выпуску тепловозов нового типа; операторам будут возмещены затраты в 7 миллиардов рублей на приобретение новых вагонов; 60 миллиардов рублей пошли на приобретение новых локомотивов для ОАО «РЖД». Транспортное машиностроение - одна из немногих высокотехнологичных отраслей, которая экспортирует свою продукцию, в частности, в Египет, Венгрию, Казахстан, Иран, Латвию, Азербайджан. На Тверском вагоностроительном заводе начали выпускать новые инновационные вагоны, а в Энгельсе Саратовской области успешно реализован проект в рамках частно-государственного партнерства стоимостью 8 миллиардов рублей: с нуля построены новые цеха, которые будут выпускать новейший двухсистемный электровоз повышенной тяги. Транспортное машиностроение с 200 000 работников стало, пожалуй, единственной отраслью, которая сохранила независимость от импортных поставок, обеспечив устойчивое функционирование отечественных железных дорог. Современные вагоны, локомотивы, оборудование для путевого хозяйства - всего на 180-200 миллиардов рублей в год - ее вклад в создание современного логистическо-транспортного комплекса страны, который позволит комплексно и пропорционально развиваться всем регионам России.
В 2000 году в машиностроении было создано около 13 процентов валового внутреннего продукта, в 2005-м - 8,2, а в 2010-м - 7,8 процента ВВП»
РЕФОРМЫ БЕСПЛАТНЫМИ НЕ БЫВАЮТ
Разумеется, современное российское машиностроение не исчерпывается названными тремя отраслями. Сохранили благополучие и успешно развивались машиностроители, продукция которых была востребована экспортно-ориентированными отраслями. Однако пришло понимание, что в современном мире надо по возможности сохранять базовые машиностроительные производства, а те направления, например, в легкой промышленности или производстве товаров народного потребления, развивать, ориентируясь на стратегических партнеров в Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС или ЕАЭС в рамках рыночной конкуренции. Средств федерального бюджета, увы, не хватит, чтобы достичь полного самообеспечения машиностроительной продукции. Но известно и другое: для того чтобы перейти к новому технологическому укладу, на пороге которого стоят США, Китай, Япония и другие развитые страны, надо менять финансово-управленческую модель экономики. Речь не только о том, что в Минпромторге всего три департамента курируют все направления машиностроения (в СССР, напомню, было 18 профильных министерств; в современном Китае, уверен, не меньше), но и об осмысленной кредитной политике, за которую отвечает Центробанк России. Без доступных инвестиций, на энтузиазме современную промышленность не создашь, что подтверждает опыт, например, сельхозмашиностроения. Предоставили дешевые кредиты - и сразу взрывной рост, до 40 процентов! А ведь на рубль вложений в аграрный сектор приходится отдача продуктами на полтора, а по отдельным видам и на три рубля, которые связывают инфляционный спрос на потребительском рынке! Появились продукты - снизилась инфляция.
Аналогично и в других отраслях: развитие транспортного машиностроения удешевляет перевозки и оптимизирует цены на стоимость, допустим, разрабатываемого в горнорудной промышленности сырья, что тоже приводит к уменьшению инфляции в конечном итоге. Эти известные любому экономисту на Западе и Востоке истины почему-то игнорируют и в Центробанке, и в Минфине, подчиняя промышленную политику политике финансовой и предпочитая получать доход в валюте, а не в единицах реальной продукции. Если хотя бы половину финансовых резервов страны через вновь сформированные центры развития вложить в машиностроение, страна вернет себе позиции мирового лидера. Пока же эти ресурсы работают на экономику США.
929 объектов будет построено для развития оборонной промышленности, доля инновационной продукции в общем объеме возрастет до 40 процентов»
Настоящее. А вот во что превратили Волгоградский тракторный завод их потомки…
Фото информационного портала Волгограда «V1.ru»
Машиностроительный комплекс - это объединение нескольких отраслей машиностроения, взаимосвязанных между собой различными факторами. Этот комплекс обеспечивает машинами самого разного рода и порядка как другие отрасли производства конкретной страны и зарубежья, так и жителей этой страны. Соответственно, этот комплекс является очень важным для каждой страны - чем лучше он функционирует, тем меньшей является зависимость экономики от импорта. Каждый машиностроительный комплекс обладает самыми разнообразными характеристиками, отличительными чертами, в его состав могут входить разнообразные отрасли, в различных процентных соотношениях распределяясь по разным регионам. Соответственно, вам необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как функционирует этот комплекс на территории Российской Федерации. На самом деле у этого комплекса имеются свои интересные характеристики и особенности, которые и будут описаны в данной статье.
Мировое машиностроение
Однако, несмотря на то что данная статья в целом будет посвящена именно Российской Федерации, необходимо сначала рассмотреть машиностроительный комплекс в мировом масштабе. В конце концов, российский комплекс является составляющей частью мирового, причем, как вы сможете вскоре убедиться, очень внушительной и важной частью. Первое, на что стоит обратить внимание, - это то, что машиностроительная отрасль является лидером среди всех остальных отраслей по общей стоимости выпускаемой продукции. Если речь идет о высокоразвитых странах, то там в сфере машиностроения может быть занято около двадцати пяти процентов людей, работающих в какой-либо промышленности. При этом доля продукции может составлять до сорока процентов. Естественно, в каждой стране свои показатели, и здесь речь идет о самых высокоразвитых в экономическом плане странах. Однако любое государство стремится в первую очередь развивать именно машиностроение, потому что этот комплекс может очень сильно повлиять на экспорт. В качестве примера можно взять Японию, где невероятно хорошо развит машиностроительный комплекс. И доля общей стоимости экспорта всей продукции, приходящаяся именно на продукцию машиностроительной отрасли, там составляет около шестидесяти процентов. Собственно говоря, ориентирами в этой области могут служить Япония, США и Германия - именно эти три страны являются лидерами по общей стоимости продукции, а также они являются лидерами по процентному соотношению машиностроительных товаров к общему объему производства. Вы уже знаете, что в Японии на машиностроение приходится 60 процентов производства, в то время как в США и Германии этот процент приблизительно равняется сорока.
Введение в российское машиностроение
Как вы уже могли понять, машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, в которых осуществляется деятельность по производству и ремонту самых разнообразных машин. Имеются в виду далеко не только автомобили, но и любое другое оборудование. Естественно, несложно догадаться, что в Российской Федерации данный комплекс является одним из ведущих. К сожалению, процент продукции, приходящийся на машиностроение, очень далек от тех показателей, которые демонстрируют лидеры рынка, о которых уже было сказано выше. Если говорить более конкретно, то машиностроительный комплекс России обеспечивает лишь двадцать процентов общей продукции страны. Однако причина кроется не в том, что этот сектор в России слаб - причина заключается в большом разнообразии продукции в РФ. Подтвердить это помогут статистические данные о количестве людей, работающих в машиностроении. На 2016 год в России числилось около 50 тысяч машиностроительных предприятий. На них было на тот момент занято более трех с половиной миллионов человек. Если брать соотношение с общим числом людей, занятых в какой-либо отрасли промышленности в стране, то получается около одной трети, то есть 30-35 процентов, приходящихся именно на машиностроение. Соответственно, из этого можно сделать вывод, что машиностроительный комплекс России хоть и не является столь определяющим, как в Японии, Германии или Соединенных Штатах Америки, однако при этом остается очень важным для страны в целом.
Состав комплекса
Далее необходимо более детально разобрать состав комплекса в России. На самом деле сделать это довольно трудно, он очень крупномасштабен. Отрасли машиностроительного комплекса поодиночке перечислять нет смысла - этого не делают даже в учебных материалах. Чаще всего их объединяют в характерные группы, имеющие какие-либо общие черты и особенности. Конкретные названия отраслей обычно включаются лишь в специализированной литературе. Итак, на какие же группы разделяют отрасли машиностроительного комплекса России? В первую очередь, это тяжелое и энергетическое производство. Сюда можно отнести такие отрасли, как производство энергетического оборудования, производство горного оборудования, производство подъемно-транспортного оборудования, вагоностроение, турбиностроение, атомное производство и многие другие. Естественно, это не единственная группа, на которую стоит обратить внимание. Второй группой является станкостроение. Здесь самой выдающейся отраслью, на которую стоит ориентироваться, является производство станков - каждая отрасль будет описывать, какие именно станки в ее рамках производятся. Третья группа - это транспортное производство. Сюда относятся, например, автомобилестроение и судостроение, а также авиационная отрасль и даже ракетно-космическая. Следующая группа - сельскохозяйственное производство. Здесь имеется также немало разнообразных отдельных отраслей, таких как сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Также в отдельную группу выделяют машиностроение для легкой и пищевой промышленности - со своими подразделениями и отраслями. Ну и, конечно же, очень часто выделяется еще и группа точного машиностроения. Сюда относятся отрасли приборостроения, производство электротехники и так далее. Естественно, в различных источниках можно найти различное разделение отраслей на группы, но эти шесть групп встречаются повсеместно и считаются основными. Что ж, теперь вы знаете достаточно про отрасли машиностроительного комплекса России - пришло время перейти к рассмотрению его значения.
Значение комплекса
Каково же значение машиностроительного комплекса для Российской Федерации и ее экономики? На самом деле машиностроение играет очень важную роль в жизни России, о чем можно судить по статистической информации, предоставленной ранее, однако стоит более точно определить, какое значение имеет данный комплекс для экономики страны. Во-первых, машиностроительный комплекс обеспечивает техникой и оборудованием все другие комплексы, действующие на территории страны, благодаря чему они имеют более высокую эффективность, а также не приходится тратить лишние деньги на импорт заграничного оборудования. Соответственно, от уровня развития машиностроительного комплекса зависит и уровень развития всех других отраслей в стране, поэтому прилагается максимум усилий для того, чтобы этот комплекс в России не терял уровень, а только постоянно его набирал. Стоит также обратить особое внимание на то, что именно в машиностроительном комплексе осуществляется внедрение большей части новейших научно-технических достижений. Также не стоит забывать о гонке вооружений - в условиях современного мира безопасность страны (особенно такой страны, как Россия) выходит на первый план, а машиностроительный комплекс напрямую обеспечивает обороноспособность. Отдельно стоит упомянуть, что машиностроение, несмотря на то что оно составляет лишь двадцать процентов общего объема производства в стране, является самым крупным комплексом. Таким образом, его значение для России является очень высоким. Теперь вы знаете состав машиностроительного комплекса РФ и его значение для страны и ее экономики. Но это еще не вся информация, которую вы можете получить.
Технологический процесс
Если вы рассматриваете машиностроение, то вам обязательно необходимо обратить внимание и на технологический процесс производства, так как он является очень важным элементом общей картины. В случае с машиностроительным комплексом технологический процесс чаще всего подразделяется на три этапа - заготовку, механическую обработку и сборку. В некоторых случаях количество этапов может сокращаться - причиной этому является то, что зачастую конкретная машина или конкретный тип оборудования не производится полностью на одном заводе. Соответственно, один завод осуществляет подготовку одних деталей, другой - других, а третий осуществляет сборку готовой продукции. Это одна из отличительных черт машиностроительного комплекса России, так как тут очень сильно развиты движения специализации и кооперирования. В рамках специализации происходит распределение ответственности между различными заводами, а в рамках кооперирования - дальнейшее сотрудничество между этими заводами для достижения совместной цели. Это ключевые факторы машиностроительного комплекса Российской Федерации.
Технологические особенности: специализация
Специализация и кооперирование - это то, на что необходимо обратить особое внимание при изучении машиностроения в России. Развитие машиностроительного комплекса в этой стране было бы очень сильно затруднено, если бы не использование этих факторов. Итак, первая особенность, о которой пойдет речь, - это специализация. Как уже было сказано ранее, она представляет собой распределение обязанностей между различными предприятиями, то есть производство на конкретном предприятии определенных деталей или запчастей. Однако даже специализация имеет свои виды, которых насчитывается целых четыре. Первый - это предметная специализация, в рамках которой производятся готовые изделия. Это значит, что на заводе создаются целые готовые к использованию самолеты, станки, компьютеры и так далее. Второй - это подетальная специализация, здесь уже на одном заводе производятся конкретные части готового продукта. Третий - это технологическая специализация, в рамках которой не создаются даже детали, а выполняются лишь отдельные операции технологического процесса. Ну и четвертый вид - это функциональная специализация, которая находится немного в стороне от первых трех. Суть ее заключается в том, что завод, который производит автомобили, не только занимается их изготовлением, но также берет на себя ответственность за их продажу или предоставление определенных услуг, связанных со своей специализацией.
Технологические особенности: кооперирование
Как вы уже могли понять, кооперирование представляет собой производственные связи между несколькими заводами, каждый из которых выполняет определенную роль в производственном процессе, что приводит к совместному изготовлению готовой продукции. Что касается классификации кооперирования, то здесь все гораздо проще, по сравнению со специализацией. Кооперирование может быть либо внутриотраслевым, либо межотраслевым. В первом случае между собой кооперируют предприятия, относящиеся к одной отрасли либо (что более актуально в данном случае) к одному межотраслевому комплексу, а во втором - соответственно, относящиеся к разным отраслям и разным межотраслевым комплексам.
География комплекса
География машиностроительного комплекса России является довольно сложной, так как страна имеет очень большие размеры. Однако сразу же стоит отметить, что около 90 процентов всех предприятий, работающих в машиностроительном комплексе, располагаются на западе, в европейской части страны. Самым насыщенным в данном плане является Центральный федеральный округ - там сосредоточено большое количество предприятий, относящихся к различным отраслям. Больше всего там представлены следующие отрасли: авиакосмическая, автомобильная, железнодорожная, станкостроительная, электронная, а также отрасли производства оборудования для нефтехимической промышленности, точного и сложного машиностроения и производства сельскохозяйственной техники. Естественно, это далеко не все отрасли, представительства которых там можно найти, но именно эти являются самыми выдающимися. Естественно, география машиностроительного комплекса не ограничивается только Центральным федеральным округом. Хотя, стоит признать, он играет ведущую роль в машиностроении в Российской Федерации.
Что же насчет других округов? Какие там представлены отрасли, составляющие машиностроительный комплекс? Размещение производства за пределами Центрального округа является насыщенным также в Приволжском округе (авиакосмическая и целлюлозно-бумажная промышленность, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и автомобилестроение) и в Уральском округе (многие отрасли такие же, как в Центральном округе, но также имеются предприятия, занимающиеся производством горно-шахтного оборудования и энергомашиностроением). В Северо-западном округе характерным является энергомашиностроение, судостроение и производство оборудования для лесной промышленности, в Южном округе - судостроение, производство оборудования для пищевой промышленности и сельскохозяйственное машиностроение, в Сибирском округе - авиакосмическая промышленность, производство железнодорожного транспорта и горно-шахтного оборудования, а в Дальневосточном округе - авиастроение и судостроение.
Проблемы комплекса
Каким бы ни было эффективным машиностроение в России, проблемы машиностроительного комплекса все же остаются актуальными. И все они вытекают из распада СССР и происходят из начала девяностых. Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе машиностроение было на невероятно высоком уровне, однако, когда СССР распался, весь машиностроительный комплекс просто развалился вместе с ним. Причина заключалась в том, что качество продукции очень заметно снизилось, поэтому все большая и большая доля машиностроительной продукции в России приходилась на импорт. А самое главное - развал Советского Союза нарушил кооперирование - различные элементы производственного процесса оказались в разных странах и не могли продолжать сотрудничество, из-за чего эффективность производства резко упала. На сегодняшний день, естественно, состояние комплекса значительно улучшилось - были построены новые заводы и предприятия, на них активно ведется производство, постоянно идет поиск более выгодных и эффективных производственных связей, так что проблемы комплекса уменьшаются с каждым днем.
Машиностроительный комплекс в школе
Однако данная статья - это не первое место, где человек должен узнавать про машиностроительный комплекс России. 9 класс школы - вот, где впервые детям рассказывают о том, как обстоят дела с машиностроением в стране. Сейчас проходят работы по реформированию образования. Естественно, это влияет на то, как дети познают машиностроительный комплекс. География (9 класс) - раньше каждый знал, что именно тогда на этом уроке можно будет узнать о машиностроении. Сейчас это уже не обязательный факт. Однако при этом ни на грамм не снизилась важность, которую составляет для страны местный машиностроительный комплекс. 9 класс школы не должен ограничивать учеников в получении данной информации. Но не все еще потеряно. К счастью, везде можно найти учебники, в которых до сих пор рассказывается про машиностроительный комплекс. Урок 9 класса сохранился на бумаге, и там вы можете узнать о том, насколько великим был машиностроительный комплекс в СССР, и как Россия постепенно возвращает былое величие в этой сфере деятельности. Но и в данной статье в деталях было описано абсолютно все, что вам необходимо знать о машиностроительном комплексе в России - а эта информация является обязательной для каждого человека, который хочет обладать нормальным кругозором и считаться образованным. Ведь Российская Федерация до сих пор остается одной из сильнейших держав во всем мире, несмотря на серьезный удар в виде распада СССР.
Развитие машиностроительного комплекса характеризует уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей экономики. Структура комплекса очень сложна. Выделяют следующие крупные отрасли:
- Энергетическое машиностроение.
- Металлургическое машиностроение.
- Горно-шахтное и горно-рудное машиностроение.
- Производство подъемно-транспортного оборудования.
- Электротехническое машиностроение.
- Химическое машиностроение.
- Производство нефтепромыслового и геологоразведочного оборудования.
- Производство нефтегазодобывающего оборудования.
- Станкостроительная и инструментальная промышленность.
- Радиоэлектронная и приборостроительная промышленность.
- Транспортное машиностроение.
- Тракторостроение.
- Сельскохозяйственное машиностроение.
- Машиностроение для и кормопроизводства.
- Строительно-дорожное машиностроение.
- Производство оборудования для легкой и .
- Производство сантехнического и газового оборудования.
Промышленность межотраслевых производств
Каждая из этих отраслей, в свою очередь, подразделяется на подотрасли (более 130). Европейский регион производит 94,6% всей продукции машиностроения России, азиатский — 5,4%.
В зависимости от особенностей производства в выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение.
Тяжелое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому относят производство металлургического, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских судов, локомотивов, вагонов. Предприятия этой группы тяготеют к металлургическим базам (сырьевой фактор) и районам потребления (потребительский фактор). Крупнейшие районы — ( , Нижний Тагил, Пермь и др.), Центральный (Москва, Брянск, Коломна, Иваново и др.), Северо-Западный (). Крупные предприятия имеются в Поволжском, Волго-Вятском, и других районах.
Общее машиностроение — группа отраслей со средней металло- и энергоемкостью, невысокой трудоемкостью. Основной фактор размещения — потребительский. Ряд предприятий тяготеют к металлургическим базам.
Предприятия общего машиностроения производят оборудование для нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и , сельскохозяйственные машины.
Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости и повышенной трудоемкости. Это приборостроение, производство вычислительной техники, автомобилестроение, производство оборудования для полиграфической и и т.д. Главные факторы размещения — трудовой и потребительский.
Автомобилестроение в основном развито в Центральном, Волго-Вятском и Поволжском экономических районах. Крупнейшие производители грузовых автомобилей — заводы КамАЗ (Набережные Челны, Республика Татарстан) и ГАЗ (). Основной центр производства легковых автомобилей — Волжский автозавод (ВАЗ) в Тольятти (Самарская обл.). Крупные предприятия отрасли находятся в Москве, Ульяновске, Ижевске, Миассе и т.д.
Объемы производства в в 90-е годы значительно сократились и в 1999 г. составили: легковых автомобилей 956 тыс.; грузовых 174 тыс.; тракторов 13 тыс.; вагонов грузовых 4 тыс.; металлорежущих станков 7,3 тыс.; телевизоров 276 тыс.; холодильников 1168 тыс.
Среди заводов России лидерами являются компании машиностроительной отрасли. Самые большие по размеру выручки производственные компании: АВТОВАЗ, КАМАЗ, УРАЛВАГОНЗАВОД, Автодизель, ГАЗ, Ижорские заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения.
Бесплатная помощь на дорогах предоставляется для клиентов, приобретших LADA в период с 01 марта по 31 декабря 2016 года.
Кадровая политика: свыше 20000 сотрудников
Общественная деятельность:
- Хоккейный клуб в г.Тольятти;
- Официальный спонсор Российской серии кольцевых гонок
Для ознакомления с историей бренда в г.Тольятти открыт музей, собравший в себя коллекцию наиболее значимых моделей, выпущенных Волжским заводом.
В 2017 году на премии Автомобиль года России продукция группы получила свои награды:
Vesta - победитель среди малого класса
Largus Фургон - победитель среди мини-фургонов
Информация размещена на официальном сайте премии http://autogoda.ru .
Для размещения информации о новых моделях и акциях на сайте Yuotube создан собственный канал