06.09.2019

Оригинальные настройки бб на фотоаппарате. Что такое баланс белого?! Как сделать ручной замер



Вы видели желто-красные фотографии?! Или излишне синие?! Не сомневаюсь, что не только видели, но и вполне имеете подобные фотографии в своем семейном альбоме или на своей страничке во Вконтакте. Многие начинающие фотографы сталкиваются с подобным явлением и при этом совершенно не представляют, насколько легко и просто можно избавиться от подобного оттенка фотографий, как на этапе фотосъемки, так и при последующей обработке?!

Проблема проста. Это всего лишь неправильный баланс белого и вся эта статья будет посвящена его установке и коррекции.

Что такое баланс белого?!

Дабы не усложнять, то можно сказать, что это общая тональность цвета на фотографии, которая определяет насколько теплой или холодной выглядит фотография в своих цветах и оттенках. В частности, можно говорить о том, насколько чистый белый цвет на этой фотографии выглядит белым, желтым или синим.

Вопрос тональности белого цвета на снимке является крайне важным для понимания сути баланса белого, поскольку смещение белого цвета в желтый или синий оттенок позволяет судить о правильности баланса белого в целом. Образно говоря, при правильной цветопередаче белый цвет должен быть белым, но никак не желтым или синим. Соответственно, задача фотографа сводиться к обеспечению правильной цветопередачи на фотографии, посредством правильной установки баланса белого.

Как настроить баланс белого?!

Существует ряд способов, при помощи которых можно добиться его правильной передачи, и, что самое важное, все эти способы можно применять еще на этапе фотосъемки, что существенно экономит время при последующей обработке фотографий, поскольку исключается необходимость кропотливой корректировки баланса белого.

Автоматический баланс белого

Прежде, чем начать рассказывать про способы выставления баланса белого, необходимо сказать пару слов про автоматический баланс белого, что есть в вашем фотоаппарате.

У автоматического баланса белого есть один существенный недостаток: фотоаппарат его постоянно подстраивает, как только вы снимете крышку с объектива. И это плохо тем, что на фотографиях из одной серии может оказаться совершенно разный баланс белого. То есть, если вы фотографируете на солнце, то у вас будет баланс белого, смещенный в желтый спектр. Но, стоит вам зайти в тень и баланс белого у вас сместится в сторону синего цвета.

Чем это плохо?!

Это плохо тем, что пакетная обработка подобных фотографий будет невозможна. Фактически, вам придется настраивать баланс белого для каждого снимка индивидуально. Разумеется, дорогие фотоаппараты корректно подстраивают ББ при фотосъемке, но и риск, как известно, дело благородное.

Дабы избежать подобного поведения автоматического баланса белого (AWB), используйте какой-нибудь встроенный параметр баланса белого, что есть в вашем фотоаппарате: "День", "Солнечно", "Облачно" и им подобные. Обратите внимание, я перечислил настройки баланса белого, что дают красно-желтый оттенок фотографиям и этому есть свое объяснение:

Если вы не знаете, какой баланс белого вам использовать, то используйте ББ теплых красно-желтых тонов. Психологи обнаружили, что подобная теплая тональность цвета нравится значительно большему количеству зрителей, нежели холодная синяя тональность.

При использовании автоматического баланса белого следует помнить, что вопрос точности его передачи остается открытым и, если вы желаете устанавливать ББ точно, то следующие способы подходят гораздо лучше автоматического.

Настройка баланса белого по серой карте

Пожалуй, это наиболее точный способ установки баланса белого. Все, что вам нужно, это купить саму карту серого. К слову сказать, ее можно приобрести комплектом, вместе с белой и черной картой, что позволяет выставить баланс белого, в случае его программной корректировки, сразу по трем точкам: белой, серой и черной.

Итак, как использовать карту серого?!

Легко и просто. Перед тем, как вы будете производить фотосъемку, вам нужно сделать один кадр, где ваша модель держит в руках карту серого или расположить карту серого рядом с снимаемым объектом. При последующей обработке вы сможете использовать этот кадр для точной настройки баланса белого, после чего вы сможете применить эту настройку ББ ко всей серии фотографий. Это первый способ использования.

Второй заключается в том, что вы максимально близко, так, чтобы заполнило большую площадь кадра, фотографируете карту серого. После чего, в настройках фотоаппарата вы выбираете "пользовательский" баланс белого и в качестве источника ББ устанавливаете кадр с картой серого. Этот способ установки пользовательского баланса белого целиком и полностью описывается в инструкции вашего фотоаппарата.

У этого способа есть один существенный недостаток: не рекомендуется изменять условия фотосъемки после установки ББ по карте серого. То есть, если вы установили ББ по кадру с серой картой, снятой в тени, то фотосъемка на солнце с этой же настройкой даст совершенно иной оттенок фотографии.

Дабы этого избежать, снимайте новый кадр с картой серого, как только что-то изменяется в условиях освещения сцены или вы изменяете саму сцену.

Как настроить баланс белого по белому листу

По своему исполнению, этот способ полностью аналогичен серой карте. Разница в том, что вместо серой карты вы используете обычный чистый лист обычной белой бумаги А4 формата.

Прелесть этого способа в том, что он бесплатен. Минус же заключается в следующем: Обычная бумага не является чисто белой. Она всегда обладает желтым или синим оттенком, что не может не сказаться на устанавливаемом балансе белого. Баланс белого, устанавливаемый по белому листу, будет лишь относительно точным, но вполне приемлимым.

Ситуация с балансом белого, устанавливаемым по белому листу, усугубляется тем, что белый лист отражает все оттенки тех цветов, что есть вокруг вас, и это не может не сказываться на точности его установки. Более точным способом будет пресловутая карта серого, поскольку серый цвет меньше отражает все посторонние цвета и, стало быть, фотоаппарат сможет корректней произвести замер ББ и его корректировку.

Также, баланс белого можно настраивать и по той белой карте, что входит в один комплект вместе с картой серого и черного цвета. Этот комплект можно купить на AliExpress за небольшие деньги. Методика же настройки полностью аналогична серой карте.

Резюмируя:

Все эти способы настройки баланса белого являются наиболее точными и позволяют сэкономить большое количество времени при последующей обработки. Суть всех способов сводится к размещению в пробном кадре какого-либо эталонного цвета, и этот кадр сохраняется в настройках фотоаппарата, как пользовательский баланс белого, на который и опирается фотокамера при последующей фотосъемке, как на точное значение баланса белого.

Следующие способы исправления баланса белого относятся уже к непосредственной обработки фотографий. Это выставление баланса белого в фотошопе, лайтруме или модуле Camera Raw.

Как исправить баланс белого в Camera Raw?!

Совершенно неважно, какой вы используете модуль Camera Raw: в виде отдельной ли программы или встроенного в Photoshop модуля. Во всех случаях Camera Raw предоставляет вам три инструмента, с помощью которых вы сможете скорректировать баланс белого.

Как вы можете наблюдать по прикрепленной фотографии это некоторое количество встроенных настроек баланса белого. Вы вольны выбрать любой из приведенных, и Camera Raw скорректирует баланс белого в соответствии с вашим выбором. Я не буду расписывать описание каждого значения и предложу вам запустить Camera Raw и посмотреть воздействие каждой из этих настроек на ваш снимок.

Если не соблюсти условие "эталона истинного белого цвета", назовем это так, то установливаемый по пипетке баланс белого не будет корректным. Вы можете получить визуально приемлимый результат, но он не будет достаточно точным.

Совсем иное дело, если вы сделаете эталонный кадр с белой картой, про которую я рассказывал чуть выше. В этом случае пипетка белого работает идеально, желательно лишь проконтролировать, чтобы на белую карту не попадали посторонние цветные отражения от окружающих вас объектов и предметов.

Следующий способ настройки баланса белого это использование двух слайдеров "Temperature" и "Tint" (Температура и Оттенок). Суть сводится к тому, что верхним слайдером вы устанавливаете нужный вам оттенок цвета на фотографии, нижним же добиваетесь нужного тона или избавляетесь от ненужных вам иных оттенков иного цвета, смещая тональность снимка в сторону соответствующего спектра.

Этот способ коррекции баланса белого является наиболее употребительным у фотографов, поскольку позволяет достичь наилучших результатов при полном контроле содержимого снимка. Фактически, вы настраиваете баланс белого на глазок, руководствуясь собственными ощущениями от того, как вы запомнили сцену во время фотосъемки, а также собственным чувством художественного вкуса и меры. И это прекрасно.

Из своего опыта могу сказать, что покупка карты серого постоянно откладывается по независящим от меня причинам, но этого способа ручной настройки баланса белого мне вполне хватает.

Как настроить баланс белого в Лайтрум?

Lightroom обладает абсолютно таким же инструментом, как и Camera Raw. И все то, что я рассказывал выше про установку баланса белого в Camera Raw, целиком и полностью применимо и к Лайтруму.

На приведенном скриншоте вы можете наблюдать раскрывающийся список встроенных настроек ББ, слайдеры ручной установки баланса белого и пипетку белого, как в модуле Camera Raw.

Как выставить баланс белого в фотошопе?

В фотошопе баланс белого легко и просто можно установить через такой инструмент, как "Curves", или "Кривые" в русской версии фотошопа. Обратите все ваше внимание на приведенный скриншот.


Я несколько сымитировал момент обработки фотографии для удобства понимания. Суть заключается в следующем:

  • Вы фотографируете кадр, располагая в нем карту белого, серого и черного цвета в произвольном месте. В данном случае, я их расположил с правой стороны.
  • В фотошопе вы вызываете инструмент "Curves" (CTRL+M) и кликаете его пипетками белого, серого и черного по карте соответствующего цвета, после чего фотошоп откорректирует баланс белого в соответствии с полученными значениями.
  • Затем, через значок шестеренки, вы сохраняете полученную кривую в виде пресета.

Теперь можно открыть нормальный кадр, снятый без карточек баланса белого, и применить этот пресет на нем. В итоге, вы получите фотографию с откорректированным балансом белого и его пресет, который нужно применить на всех фотографиях этой серии.

Обратили внимание насколько сложный процесс?

Посему, если вы снимаете в формате RAW, то для установки баланса белого удобнее использовать RAW-конвертеры, а не сам фотошоп.

Однако, как установить баланс белого в фотошопе, если нет эталонного цвета в виде карты серого или комплекта карт?! И в этом случае, вы можете использовать пипетки белого, серого и черного цвета инструмента "Кривые". Скорректировать ББ можно следующим образом:

Пипеткой соответствующего цвета вы кликаете по фотографии на том участке, где находится, по вашему мнению, чистый цвет. То есть, пипеткой белого вы кликаете в участок белого цвета, пипеткой серого в серый и черной в черный. Результат может быть совершенно непредсказуемым, поскольку, белый может оказаться не совсем белым, серый будет содержать зеленый оттенок, а черный цвет, который вы выберете в качестве эталона, окажется глубоким темно-синим. В итоге подобной коррекции "на глазок", баланс белого может оказаться совершенно невообразимым, что и делает подобный способ установки баланса белого слабо применимым или применимым с определенными оговорками.

Из своего опыта могу заметить, что лучше всего работает пипетка черного, благодаря наличию участков глубоких теней на любой фотографии. Небольшой оффтоп: Когда я готовил эту статью, то какое-то время изучал посторонние ресурсы, что делились откровениями с начинающими фотографами, и наткнулся на "замечательный" совет по установке баланса белого.


В общем, очередной "гуру" советовал использовать инструменты автоматической подстройки цвета, тона и контраста, которые показаны на приведенном скриншоте. Так вот, подобная автоматическая коррекция совершит бОльшую ошибку, нежели установка баланса белого "на глазок" при помощи инструмента "Кривые". Никогда не используйте этот способ, хотя бы потому, что вы не контролируете то, как он выполняется. Вообще, все, что касается цветокоррекции и цветообработки фотографий крайне желательно контролировать на каждом шаге исполнения целиком и полностью.

За сим позвольте откланяться.

В фотографии означает лишь еще один способ из всех, призванных повысить реалистичность и натуральность снимка, его полную аутентичность тем условиям, в которых его делал .

Грубо говоря, это именно та настройка в фотоаппарате , которая призвана делать белое белым, а красное красным, а не зеленоватого или синеватого оттенков. Как правильно установить баланс белого - первоочередной вопрос для тех людей, которые фотографируют в JPEG формате, то есть сразу же получают финальное изображение, уже сжатое и фотоаппаратом. Именно это мы сегодня и обсудим в данной статье.

Если не следить за балансом белого (далее ББ ), то можно получить довольно ненатуральную фотографию, на которой многие оттенки будут искажены, а при портретной или, скажем, пейзажной съемке, четкая передача цветов , тонов и полутонов очень важна. Освещение же у нас в течении суток очень разное, оно зависит от множества факторов и фотоаппарат может не всегда в автоматическом режиме, делая снимки, правильно и корректно его учитывать. Вот и получается, что на большинстве снимков, сделанных на мыльницы или мобильные телефоны, а также на зеркальные фотоаппараты любительского сегмента, многие оттенки не естественны , содержат посторонние примеси цвета и ненужные шумы.

Вот пример неправильной настройки баланса белого (нажмите ниже для детального рассмотрения ):

А вот какая бы получилась фотография, если бы «white balance » был выставлен верно:

Как видим, баланс белого особенно касается портретной съемки, при которой важно передать правильное освещение лица модели, а если неправильно выставлен ББ , то оно будет каким угодно, но не натуральным.

Как настроить баланс белого

Для того, чтобы настройка баланса белого не доставляла вам хлопот, достаточно один раз разобраться с этим вопросом и уже впоследствии действовать на автомате. Лично я снимаю в , записывая на карту памяти данные напрямую из матрицы, и правку ББ выполняю уже на компьютере в программах Adobe Photoshop либо Adobe Lightroom , поэтому не обращаю внимание на соблюдение этой характеристики. Если же вы не можете или не хотите снимать в этом формате, то править баланс белого перед съемкой придется в обязательном порядке и часто бывает так, что для каждого отдельного кадра нужна своя настройка.

Все дело в том, что вопрос как настроить баланс белого задают многие, хотя ответ практически лежит на поверхности. Достаточно выставить в настройках камеры нужную его характеристику - например, если мы снимаем днем на улице, то практически всегда режим не ошибется и выдаст правильную гамму, а вот если съемка ведется , при сложных источниках освещения, то нужно выставлять соответствующий режим ББ .

Как правило, все зеркальные камеры, а так же современные мыльницы и телефоны имеют режимы: дневной , облачно , съемка при лампах дневного света , съемка при лампах люминесцентных и так далее. Чем новее и дороже Ваша камера, тем больше будет таких предустановок. Выглядят они следующим образом:

Для новичков и любителей этого будет более чем достаточно. Главное не полагаться на режим АВТО и в любой ситуации выбирать соответствующее расширение - тогда все снимки будут выходить по крайней мерее более менее натуральными по цветам и в сети перестанут появляться фотографии зеленого солнца и красного оттенка лиц (хотя, может это чей-то художественный ход:))

Если же вам нужно добиться идеально настроенного баланса белого в фотографии, то можно воспользоваться его ручной установкой , что доступно во многих современных мыльницах, ультразумах, зеркальных фотоаппаратах. Для этого фотограф должен взять идеально серый картонный лист , можно даже размером с визитку. Лист этот должен иметь полноценный серый цвет, без оттенков. Ставим его максимально близко к объекту съемки, сохраняя при этом точно такое же освещение и делаем по нему замер баланса белого. Функция замера ББ есть в каждом фотоаппарате более менее серьезного типа, как в мыльницах, так и в зеркалках. Например в фотоаппаратах Nikon ручной баланс белого называется «PRE », что значит «preset», т.е. предустановлен.

Как сделать ручной замер

Итак, для того, чтобы вручную выставить ББ , делаем следующее:

1. Находите в меню пункт WB и выставляете там режим «PRE » (либо Custom, ручной).
2. Нажимаете кнопку WB на камере и держите 3 секунды.
3. Когда yадпись PRE начинёт мигать, отпускаете кнопку WB и делаете снимок чего-нибудь серого.
4. После этого у Вас на дисплее появится надпись «Успешно «, «Good» или любая другая надпись в этом духе.
5. Если появилась надпись Error, No good и т.п., значит попробуйте сделать всё с начала (п.2), т.к. камера не смогла определить где на снимке у Вас серый цвет.

Таким образом фотограф добьется того, что его камера будет максимально корректно воспринимать существующее освещение и сможет сделать множество отличных с этой точки зрения кадров, которые будут идеальны. Для замера ББ многие носят с собой простую визитку маленького размера, на которой одна сторона идеально серая, меряя по ней ББ тогда, когда это необходимо. Хотя, стоит заметить, что практически все профессионалы предпочитают работать с сырыми данными с матрицы в RAW формате , правя ББ уже после съемки так, как им будет это удобно.

Правильно выставлять баланс белого крайне важно для всех типов фотографий, вот пример того, как один и тот же снимок выглядит с разными настройками ББ:

Кстати, установка баланса белого возможна и без серого прямоугольника, заранее заготовленного. Перед началом съемки достаточно сверить ББ вашей камеры по максимально серому объекту, который находится непосредственно в кадре, запомнить эти настройки и уже после этого делать кадр. Например, при портретной съемке это может быть серая стена , серый цвет пиджака и другое, а при пейзажной можно выбрать градации серого на небе среди облаков .

Так же, существуют специальные насадки для правильно замера баланса белого, например как эта:

Но по качеству это будет тоже самое что и «визитка», только лишние денежные затраты.

В какой-то мере серый цвет, главный для корректного замера баланса белого , присутствует везде, просто в той или иной степени. Если всегда об этом помнить и стараться по возможности настроиться перед предстоящей съемкой, то можно получить гораздо лучшие результаты, чем есть на данный момент.

Постепенно рекомендуется слезать с режима АВТО и переходить на ручные настройки. Именно так получается все больше и больше контролировать кадр и чем больше таких ручных настроек в камере, тем скорее вы научитесь полноценно на нее снимать, полностью контролируя весь процесс даже в сложных условиях съёмки:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведя итог, можно сделать такие выводы :

Если вы снимаете днём при солнечном освещении на улице, можно смело ставить Баланс белого в режим Авто .

Если вы снимаете в сложных условиях с плохим освещением, выставляйте баланс белого в ручную по серому цвету . Не получается выставить максимально точно? Выберите наиболее подходящий вариант из предустановок камеры.

Если Вы снимаете в режиме RAW , забудьте вообще про баланс белого, его можно будет поправить вручную на любом снимке в таких редакторах, как или .

САМЫЙ ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ : Выставите на камере режим съёмки JPG+RAW , в котором Ваши фотографии будут сохраняться как в формате JPG, так и в формате RAW, что позволит Вам сэкономить время на правку и проявку снимков , но в тоже время даст возможность все неудачные варианты с неправильным балансом белого исправить так, как душе угодно:)

Приветствую! С вами на связи, Тимур Мустаев. Нравятся ли вам сочные, яркие цвета на снимках? Когда представлен каждый цвет и каждый оттенок, и все они создают очень реалистичное изображение. Конечно, немаловажную роль играют при этом внешние условия съемки и качество самой аппаратуры, но не только.

А что же главное? – спросите вы меня. Правильно определенный баланс белого, вот и всё! Отсюда встает важный вопрос, как выставить баланс белого? Об этом вы вскоре узнаете.

О настройках фотокамеры

Как вы знаете, есть три “кита” – три очень важных экспозиционных параметра кадра, которые должен знать и уметь установить любой уважающий себя фотограф. Это: , .

Частенько забывают про еще одну настройку, не меньше влияющую на итоговую картинку, — Баланс Белого (ББ/WB). Он отвечает за передачу цветов и их оттенков и зависит от цветовой температуры окружающей обстановки, которая измеряется в Кельвинах. Если на фотоаппарате неверно определяется белый цвет, то и другие цвета будут искаженными!

Три основных цвета, из сочетания которых рождаются все остальные, — красный, зеленый и синий. Они входят в зону видимого нами и линзами фотоаппарата света. Если цветовая температура низкая, то будет присутствовать цвета красной области, если же высокая – синей.

Общая световая тональность снимка будет зависеть и от неба, и местности, и таких отражателей как вода, горы и т.д. Таким образом, достаточно много факторов влияет на баланс белого. Если мы доверим камере определять эту настройку, то необязательно, что она выберет реалистичный вариант или тот, что нас бы устроил.

А цвет во многом влияет на восприятие всего снимка и еще на важный аспект – его атмосферу. Так что я всегда люблю сам выстраивать ББ, используя, если не полностью ручной режим, то хотя бы приближенное к нему – “ясно”, “облачно”, “лампа накаливания”, “вспышка” и т.д.

Работа с балансом белого

На самом деле, точный показатель баланса белого довольно просто выставляется на фотоаппарате, но все-таки требует некоторого времени и усилий. Сделать это можно несколькими способами.

  1. Способ № 1 : По белому листу, чистому, без пятен и ровному. Сначала необходимо взять белый лист, хорошо подойдет офисная бумага размером А4. Снимаем лист так, чтоб он занял весь кадр. Заходим в меню фотоаппарата, выбираем функцию ручной настройки баланса белого и переходим к снимку белого листа. Нажимаем на “ок”: теперь камера будет ориентироваться на данный белый как на эталонный и уже можно не беспокоиться об искажении в цветопередаче.
  2. Способ № 2 : По серой карте, средне-светлого оттенка. Считается, что такой цвет подходит идеально для выставления ББ, так как лишь серый в природе может присутствовать без оттенков, в отличие от того же белого. Мнение неоднозначное. Здесь аналогично, как в 1 варианте, необходимо сфотографировать специальную серую карту и среди всех снимков на фотоаппарате найти ее, выбрав в качестве основного цвета.
  3. Дополнительный способ : по руке. Бывают ситуации, когда ни карты, ни белого листа (или белой поверхности, например, стены) нет, тогда можно использовать фото своей руки, сделанном при наличном освещении, то есть ориентироваться на цвет кожи. Это помогает при портретной съемке, но все же метод по надежности уступает предыдущим.

Важно помнить! Если вы надеетесь один раз провести такое мероприятие с балансом белого, то спешите разочароваться – как только поменяется освещение или другие обстоятельства фотосъемки, все нужно будет делать заново.

В камерах разных производителей немного процесс выставления ББ может отличаться, но редко. К примеру, на никоне мы заходим в “Меню режима съемки”, далее “Баланс белого”: пункт “PRE” и “использовать изображение”. Остается только выбрать кадр из галереи и нажать “ок”. Надпись на дисплее “Получены данные” свидетельствует об успехе проведенной операции.

Более простой способ предполагает использование информационной кнопки “i”, потом джостиком переходим к “WB” и процесс повторяется. Только в этом случае мы не находим нужный кадр, а тут же делаем его.

ББ в графическом редакторе

Представьте, что вы сделали серию снимков, но, к сожалению, не удосужились проверить настройку баланса белого на камере. Теперь все кадры испорчены? Вовсе нет, все можно поправить. Да здравствуют всемогущие программы для обработки изображений! Наиболее популярными и широко функциональными среди них являются две – Lightroom и Photoshop.

В первой можно без труда редактировать большой объем фото и исправлять небольшие ошибки в плане цвета, света, убирать пятна, снижать шумы и прочее, вторая же более сложна в использовании и рассчитана на детальную работу с каждой картинкой, возможности ее практически не ограничены.

Давайте-ка я расскажу вам о том, как в лайтруме добиться идеального баланса белого, то есть когда цвета на картинке будут соответствовать цветам сфотографированной местности или объекта. И для этого тоже существуют разные пути, по сути ведущие к одному результату:

  • Регуляция бегунков “температуры” и “оттенка”. Как Вы можете увидеть, представлена гамма от синего до желтого и от зеленого до пурпурного. Двигаясь к синему, Вы сделаете изображение более холодным, с меньшей “желтизной”, а желтый, следовательно, придаст теплоты снимку. Усиление зеленого хорошо подходит для травы и деревьев, а вот на лице человека его стоит избегать, поэтому слегка можно уходить в сторону пурпурного.
  • Выбор “пипетки”. Выбрав эту опцию и кликнув на светло-серый (или же белый) цвет на изображении, можно автоматически получить нужные цвета. Будьте внимательны, программка не всегда справляется со своей задачей. Многое зависит от цвета и его качества, которые Вы выбрали как эталон для определения других цветов.
  • Тоновая кривая и работа с каждый цветом. Если, как Вам кажется, Вы максимально приблизились посредством методов выше к естественному (или желаемому) цветовому балансу, но все еще что-то не устраивает – попробуйте поиграть с цветами отдельно. Красный, зеленый и синий можно менять с помощью кривых: усилить каждый из них или уменьшить в определенной зоне кадра, светах и тенях. Другие цвета, например, малиновый, оранжевый, меняются в следующем разделе, ниже. И здесь можно задать их насыщенность, светлоту и оттенок.

Цветопередача на различных камерах

В зависимости от модели вашего фотоаппарата, цвета на самой фотографии могут обладать неким специфичным оттенком. Например, фотографии на canon часто получаются чересчур красными, nikon же может “желтить”. Не слишком приятно, правда? Но не стоит бояться, просто к этому нужно быть готовым.

Зная особенности своей камеры, можно создать пресет, то есть набор определенных настроек в том же лайтруме, и практически в один клик преображать цвета на фотографии.

Поэтому мой совет: если не хотите или не можете в силу внешних обстоятельств сразу же скорректировать ББ на фотоаппарате до съемки, фотографируйте в формате raw. Такие файлы будут, несомненно, большого объема, но именно в них сохранится максимально полная информация о фотографии.

При съемке в формате raw, баланс белого, выставить проще простого, например, в редакторе Lightroom. Для этого просто необходимо выбрать из имеющего списка, как показано на картинке ниже.

В последствие это сыграет вам на руку при коррекции не только баланса белого, но и других параметров изображения в фоторедакторе.

На этом, буду заканчивать свою статью, надеюсь, теперь вы полностью знаете о таком параметре, как ББ. Если вам, более детально интересно узнать, о программе Lightroom и как с ней работать, могу порекомендовать видеокурс «Lightroom-чародей. Секреты скоростной фотообработки ». Отличный курс, для молодого фотографа. Весь курс основан на примерах работы в программе лайтрум. Очень вам рекомендую!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Фото белого листа - причуда фотографа? Нет, улучшение качества!

Имеется в наличии: приличный фотоаппарат (от простой цифровой «мыльницы» до неплохой «зеркалки»); фотограф, ну скажем, имеющий некоторый опыт в своем деле (муж, жена, брат, сват, и т.д.); чудесный антураж (семейный праздник с кучей друзей и близких, пикник во дворе дома, выезд на природу, в лес, на море). Знакомая картина? В результате проделанной кропотливой работы масса сделанных снимков. Но!

А что именно? Резкость - в норме, композиция - тоже ничего (бывало и хуже). А в глаза бросается. Что? Конечно же! Цвета! Цвета не настоящие! На этих снимках какая-то желтизна появилась. Откуда она взялась? Ведь все было в порядке. Может быть какая-то природная аномалия? На других изображениях оттенки голубого давят на восприятие. Случалась иногда такая оказия? Почему так получается? Оказывается, это не происки инопланетян и не поломка (брак) фотокамеры.

Во-первых. Вероятно, съемка производилась на «автомате».

Во-вторых. Был неправильно выставлен баланс белого цвета.

Что? Эти слова для вас «темный лес» и вы ничего не поняли? Давайте будем разбираться и выяснять, что же делать, и как устранять такие неприятности.

Баланс белого - эталон цвета

Да, это так. Чтобы все цвета выглядели так, как мы их видим, фотокамеру нужно обязательно настраивать. Для этого был выбран белый цвет (есть и другие варианты, которые будут рассмотрены ниже). Почему? Потому что найти лист бумаги не составит большого труда. А если серьезно, белый не образует цветовой гаммы. Любое отклонение в спектре уже не будет белым цветом. И это легко увидеть, нежели разглядывать черные пятна, которые могут быть с зеленым или синим отливом. К выбору эталона нужно подходить тщательно и скрупулёзно. Если будет выбран лист с пятнами или разметкой (вырванная страничка из тетради), то… Лучше снимать на «автомате». Очень хорошим образцом будет лист офисной бумаги. Практически идеальный вариант.

Хорошо, бумага, отвечающая требованиям, найдена. Приступаем. Открываем меню, выбираем пункт «Баланс белого». В разных фотоаппаратах, чтобы дойти до этого раздела, нужно будет пройти еще пару-тройку промежуточных подпунктов. Местоположение нужного определяется с помощью метода «научного тыка». Еще помогает чтение инструкции, если конечно вы не сделали этого ранее. В этом разделе можно обнаружить, по меньшей мере, пять или шесть опций установки баланса белого. Дневной свет, лампа накаливания, облачная погода, лампа дневного света и … собственно пунктик, из-за которого проделывалась масса нужных, но возможно незнакомых операций. Баланс белого. Значок этой функции одинаков на всех камерах, его не спутать ни с чем другим. В нижней части два треугольника, образующие вазу (по крайней мере, похоже), и сверху прямоугольник. Издали напоминает цветок в горшке (вот такая фантазия, интересно, какие ассоциации будут у вас). Так вот, с помощью функциональных клавиш (как правило, на ней написано ОК) выбираем эту функцию и вспоминаем, куда спрятали лист бумаги. Сейчас он понадобится. Наводим экран (видоискатель) на лист, делаем снимок. Электронные «мозги» вашей камеры запоминают увиденный цвет и все последующие кадры будут сниматься с учетом этих параметров. Важно помнить одну немаловажную деталь! При смене освещения, декораций, перемещения в другое место эту процедуру следуют проводить заново. Иначе возможны цветовые казусы.

Другие варианты выставления баланса

Конечно же, этот вариант не единичен. Профессиональные фотографы используют для таких целей серый цвет (18 процентов). Для таких целей специально продаются эталонные пластинки. Мотивируется это тем, что полностью белого цвета не бывает, только оттенки. А вот серый, он всегда серый. По этому поводу можно поспорить, но что есть, то есть. При выставлении баланса цвета этим способом следует помнить, что он хорош только для студийной работы, где освещение статично и постоянно. В условиях пейзажной съемки он не подойдет.

Возможно также выставление баланса по линейке цветов и фотометрическому отражателю (но это уже из области профессионального фото для глянцевых журналов).

Для любителей гораздо привлекательнее вариант работы с уже готовыми шаблонами. Вместе с функцией выставления баланса в ручном режиме, существуют еще предустановки - облачно, ясно, съемка с искусственным освещением и другие. Использование их значительно упростит работу и время съемок. Выбираете нужный значок и начинаете замораживать краткий миг времени в прекрасной фотографии.


Баланс белого в профессиональных кругах называется ББ или по-английски WB (White Balans). Впрочем, сути это не меняет.

Данный параметр важен в практике фотографии, и отвечает он, как несложно догадаться, за правильность цветопередачи. В двух словах – белое должно быть действительно белым и без голубых/желтых оттенков. Настроив правильно WB, такого результата можно добиться.

Как понимает белый цвет фотоаппарат?

Человек, когда смотрит на белое полотно, сразу видит и понимает белый цвет. Камера же оснащена не столь умными «мозгами», и часто ей необходимы подсказки. Определяется камерой белый цвет благодаря законам физики. Известно, что белый цвет, нагретый до определенной температуры, дает абсолютно черное тело. Температура дает конкретную длину волны, и именно длина волны определяет цвет в привычном нашем понимании. Измеряется температура в кельвинах. Возможно, вы когда-нибудь слышали, как говорят, что цветовая температура белого дневного света равняется 6500 К.

Понимаем, что это выглядит немного глупо, но температура и кельвины важны, когда речь идет о параметре Баланса Белого. Если цветовая температура будет ниже 6500 К, то ей будет соответствовать другой цвет, пусть будет более желтый. Обычная свеча, например, имеет температуру 1800 К, и наш глаз воспринимает теплый желтый оттенок. При ином нагреве можно достичь голубоватого оттенка и т.д.

Так ли важен ББ на самом деле?

Баланс Белого действительно важный параметр, ведь он позволят добиться естественности фотографий, т.е. правильной цветопередачи. В зависимости от настройки ББ, кожа человека на пляже может иметь натуральный правильный цвет или прохладный оттенок. Вот примеры двух одинаковых фотографий с разным параметром ББ:

В данном случае у нас всего один источник света – солнце. Однако мы искусственно задаем камере другой параметр ББ, от чего цветопередача резко изменяется. Данный пример наглядно показывает, как именно влияет Баланс Белого на изменение цветов фото.

Предполагается, что White Balans призван делать фотографии «правильными», но понятие «правильные» сильно размыто. Правильная цветопередача это хорошо, вот только часто благодаря неправильной цветопередаче можно добиться нужного настроения снимка.

Вот вам простые примеры:




Очевидно, что на второй фотографии правильная цветопередача. Вот только сам снимок унылый и скучный. На первой фотографии баланс белого выставлен неправильно, но теплые оттенки снимка больше притягивают и атмосфера становится более уютной.

На третьем снимке преобладают голубые оттенки – обратите внимание на цвет неба и воды.

Наивно полагать, что ББ нужен только для правильной цветопередачи и использовать его исключительно для этой цели. Чаще всего именно так и делают, и это правильно. Мы лишь хотим сказать, что этот параметр в некоторых ситуациях позволит добиться «сказочности» кадра и создать определенный сюжет, что открывает возможности творчества.

Настройка ББ

Настройка Баланса Белого осуществляется просто. Почти все камеры, будь то обычная мыльница, зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, обладают функцией настройки этого параметра. Чаще всего в меню можно выбрать конкретный профиль:

  • Солнечно;
  • Пасмурно;
  • Лампа накаливания;
  • Вспышка;
  • Авто.

В принципе, даже интуитивно понятно, какое значение ББ нужно выставлять в конкретном случае. Если Вы делаете снимок на природе в солнечную погоду, то логично выбрать профиль «Солнечно», в помещении с искусственным освещением – «Лампа накаливания». В данном случае Вы просто задаете камере цветовую температуру источников освещения.

Многие профессиональные камеры позволяют задавать не профили ББ, а именно цветовую температуру в Кельвинах:

Чтобы сразу понять, как устроен «мозг» фотоаппарата, и как он понимает цветовую температуру, проведите простой эксперимент: сделайте 2 одинаковых кадра, но с разными параметрами баланса белого – на максимальной и минимальной температуре. Скорее всего, после этого вы поймете, как это устроено. Впрочем, этот эксперимент доступен лишь в том случае, если у Вас есть хороший дорогой фотоаппарат с возможность задавать именно цветовую температуру, а не выбирать конкретный профиль.

Кое-что еще

При желании добиться идеальной цветопередачи, нужно настроить ББ максимально правильно. Сделать это просто: сделайте пробный снимок белой бумаги и далее, глядя на фотографию, станет понятно, правильно ли выставлен данный параметр. Если неправильно, корректируйте ББ в более «теплую» или «холодную» сторону. Часто именно так и делают. Такой способ получил название «баланс белого по белому листу». Но помните: выставленный ББ будет правильным только для одного места. Если перейдете в другую комнату, то придется выставлять ББ заново.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник